Движущие силы факторы и условия развития психики: Тема 5. Источники, Движущие силы и условия психического развития личности

Тема 5. Источники, Движущие силы и условия психического развития личности

5.1 Источники психического развития

В психологических теориях можно выделить два направления, которые по-разному рассматривают источники психического развития – биологизаторское и социологизаторское:

Биогенетическая концепция развития. Представители этой концепции считают, что ведущей в развитии человека является наследственность. Человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Американский ученый Э. Торндайк утверждает, например, что все духовные качества личности, ее сознание – это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Все это наследственно дается человеку и механически воплощается в нем после зачатия и рождения. Американский педагог Джон Дьюи считает, что человек рождается даже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями. Представители теории, известной под названием «биогенетический закон» (Ст.Холл, Гетчинсон и др.), считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный. Только затем он включается в современную жизнь. Ребенок живет жизнью своего исторического периода. Это проявляется в его склонностях, интересах, стремлениях и действиях. Сторонники теории «биогенетического закона» отстаивали свободное воспитание детей для того, чтобы они могли полноценно развиваться и включаться в жизнь того общества, в котором живут.

Социогенетическая концепция развития. Согласно социогенетическим теориям, развитие человека определяется социальными условиями. Джон Локк (ХVII в.) считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска: на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

Социологизаторские идеи о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Они созвучны идеологии, господствующей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических трудах.

В начале ХХ столетия возникла педологическая концепция психического развития. Педология придерживалась теории двух факторов развития: биологического и социального, считая, что эти два фактора конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя открытым вопрос о движущих силах психического развития.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С.Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития: «…Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес.

…Элементарные вещи (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции – продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. С другой стороны, среда тоже всегда «участвует» в развитии. …Никогда никакой признак детского развития не является чисто наследственным. Психическое развитие не определяется механическим сложением двух факторов, а лишь их взаимодействием».

Психическое развитие, таким образом, – это дифференцированное, изменяющееся в процессе развития единство наследственных и социальных влияний.

5.2 Движущие силы психического развития

Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новыми требованиями) возможностями их удовлетворения.

Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Преодоление противоречий в деятельности через овладение соответствующими способами ее выполнения (умениями, навыками, приемами, знаниями) ведет к развитию и представляет собой его суть. Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения потребностей принадлежит обучению и воспитанию. Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и личностную ценность, является одним из центральных заданий в формировании личности. Этот процесс длительный, происходит в течение всей сознательной жизни человека и характеризуется рядом особенностей.

Предпосылки психического развития личности – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития. Они бывают внешними и внутренними.

Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания человека.

Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.

Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности — показатель, характеризующий способность человека. выполнять различные самостоятельные задания. Он показывает, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты. Современное состояние развития психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дают возможность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппаратуры их важнейшие характеристики.

Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек может выполнить самостоятельно, но с чем справляется с небольшой помощью других.

Рис.2. Движущие силы психического развития личности.

5.3 Условия психического развития личности. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития

Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтaпном взаимодействии.

Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития. Каждый возрастной этап развития личности имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности и возможности. В соответствии с этими особенностями планируется и осуществляется учебно-воспитательная работа в яслях, детских садах и в школе.

Для педагогической практики имеет большое значение правильное понимание и профессионально грамотное применение принципа, утверждающего ведущую роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Л.С. Выготский писал, что процессы развития не совпадают с процессом обучения… процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития.

Иными словами, обучение должно быть ориентировано не на зону актуального развития, т.е. не на то, что уже сложилось и составляет, по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний день», а на зону ближайшего развития – на «завтрашний день».

Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Обучая ребенка чему-то новому, взрослый помогает ему решить ту самую задачу, к пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не справился. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит, она находится за пределами зоны ближайшего развития и никакого развивающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь натаскать ребенка на выполнение подобных заданий или действий. Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем зона актуального развития, показывающая лишь то, что ребенок уже может.

В становлении личности существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Базируясь на достигнутом ребенком уровне развития, детские ясли, детские сады и школа готовят ребенка к освоению им общественного опыта и знания на следующем этапе обучения и воспитания. Детский сад готовит ребенка к обучению в школе, а средняя школа — к обучению в высшей школе, к труду.

Возрастные особенности развития не являются чем-то устойчивым статичным в пределах возраста, механически заменяющимся особенностями, свойственными следующему этапу развития. Направляя развитие личности, надо иметь в виду и то, что характерные для определенного возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом ребенка. Есть дети, которые в развитии опережают свой возраст или отстают от него. Это обусловливается врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма, но преимущественно причинной отставания являются условия жизни и воспитания ребенка: они или способствуют развитию или тормозят его. Задачи учебного заведения и преподавателя — выявлять эти причины, укреплять то, что способствует успешному развитию, и устранять все, что негативно сказывается на воспитании личности молодого человека.

В формировании личности важную роль играет подражание ребенка взрослым. Дети подражают как положительному, так и негативному, поскольку у них еще недостаточно опыта и нет критического отношения к действиям, поступкам взрослых. Подражание особенно ярко проявляется у детей дошкольного возраста. Дети этого возраста еще не имеют собственного отношения к поступкам, поведению, мнениям, высказываниям взрослых и механически повторяют их. С развитием личности в подростковом и юношеском возрасте, с ростом умственного развития и самостоятельности дети критически оценивают поступки и поведение взрослых, и подражают только тому, что соответствует их идеалам и ценностям. Если положительный опыт окружающей действительности не станет доминирующим в их жизни и не сформируется морально-этическое отношение к поступкам других и самому себе, то укоренятся вредные привычки и негативные черты характера.

С.Л. Рубинштейн писал, что психические функции формируются в процессе функционирования и существенно зависят от того объективного содержания, на котором они формируются. У ребенка это функционирование неразрывно связано с освоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществе системы межлюдских отношений. Освоение содержания культуры совершается в процессе обучения; освоение межлюдских отношений… в процессе воспитания, неразрывно связанного с обучением.

Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и развития. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит:

1) с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые как бы присваивает ребенок;

2) с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.;

3) с третьей — из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней.

Значит, эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития. При этом они не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития. Взрослые в работе с детьми разного возраста должны акцентировать внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

Условия и движущие силы психического развития

Сущность личности, как мы знаем, по своей природе социальна. Источники ее развития находятся в окружающей среде. Личность детерминирована, определяется ее общественным бытием. Развитие личности в этом смысле есть процесс усвоения человеком социального опыта, который приходит в общении с людьми. В результате этого и формируются психические особенности человека: его характер, волевые черты, интересы, склонности и способности.

Психологи считают, что психические особенности человека – прижизненное, онтогенетическое образование; ведущую, решающую роль в их формировании играют социальный опыт человека, условия его жизни и деятельности, обучение и воспитание.

Среда (в широком смысле слова), целенаправленное обучение и воспитание формируют психологические особенности человека, а не являются лишь условием для проявления чего-то изначально данного, генетически строго обусловленного. При этом отмечается особая роль целенаправленного обучения и воспитания, которая определяется как сознательный, целенаправленный процесс воздействия старшего поколения на младшее в целях формирования определенных качеств личности.

Человек – активное, деятельное существо, а не пассивный объект влияний среды. Поэтому внешние условия жизни, внешние воздействия определяют психику человека не прямо, а через процесс взаимодействия человека со средой, через его деятельность в этой среде. При этом правильнее говорить не о воздействии среды, а о процессе активного взаимодействия человека с окружающей средой.

Развитие психики в конечном итоге обусловлено внешними условиями, внешними воздействиями. Однако это развитие нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств. Эти условия и обстоятельства всегда проходят через жизненный опыт человека, через его личность, индивидуальные психические особенности, его психический склад. В этом смысле внешнее влияние преломляется через внутренние условия, к которым относятся своеобразие психики индивидуума, его личный опыт. Еще И.М. Сеченов, выдвигая тезис о детерминированности поведения человека внешними воздействиями, предостерегал против упрощенного понимания внешних воздействий как только наличных, в данный момент действующих влияний, тогда как на самом деле надо принимать во внимание всю совокупность предшествующих воздействий, которые аккумулируются в жизненном опыте данного человека.

В-третьих, человек как активное существо может и сам сознательно изменять свою собственную личность, т. е. заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием. Процесс самовоспитания при этом мотивируется средой, в процессе активного взаимодействия с которой он происходит. Так что и здесь влияние среды оказывается опосредованным.

Отсюда можно сделать вывод о том, что одни и те же внешние условия, одна и та же среда могут оказывать различное влияние на личность. Законы психического развития молодого человека потому и сложны, что само оно развитие является процессом сложных и противоречивых изменений, что многогранны и многообразны факторы, влияющие на это развитие.

Человек, как известно, является существом природным. Природные, биологические предпосылки необходимы для его развития. Необходимы определенный уровень биологической организации, человеческий мозг, человеческая нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека. Природные особенности становятся важными предпосылками психического развития, но лишь предпосылками, а не движущими силами, факторами психического развития. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание – продукт общественного бытия человека. Нервная система обладает врожденными органическими основами для отражения окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни формируется соответствующая способность. Природной предпосылкой развития способностей является наличие задатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических качеств мозга и нервной системы, но наличие задатков еще не гарантирует развитие способностей, которые формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности, обучения и воспитания человека.

Природные особенности оказывают достаточное влияние на психическое развитие человека.

Во-первых, они обусловливают разные пути и способы развития психических свойств, не определяют их. Ни один ребенок не является природно расположенным к трусости или смелости. На базе любого типа нервной системы при правильно поставленном воспитании можно выработать нужные качества. Лишь в каком-то одном случае это будет труднее сделать, чем в другом.

Во-вторых, природные особенности могут влиять на уровень достижений человека в какой-либо области. Например, имеются врожденные индивидуальные различия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь преимущество перед другими в отношении овладения каким-либо видом деятельности. Например, ребенок, имеющий благоприятные природные задатки для развития музыкальных способностей, будет при всех прочих равных условиях развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется больших успехов, чем ребенок, такими задатками не обладающий.

Движущие силы психического развития человека сложны и многообразны. Непосредственными движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности. К таким противоречиям относятся например противоречия между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречия между возросшими физическими и духовными потребностями и старыми сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; между растущими требованиями со стороны общества, коллектива, взрослых и наличным уровнем психического развития.

Указанные противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Например, у младшего школьника существует противоречие между готовностью к самостоятельной волевой деятельности и зависимостью поведения от наличной ситуации или непосредственных переживаний. Для подростка наиболее остры противоречия между его самооценкой и уровнем притязаний, переживанием отношения к нему со стороны окружающих, с одной стороны, переживанием своего реального положения в коллективе, потребность участвовать в коллективе – с другой; противоречие между потребностью участвовать в жизни взрослых в качестве полноправного члена и несоответствием этому своих возможностей.

Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.

Психическое развитие процесс не только количественных изменений свойств и качеств. Психическое развитие не сводится к тому, что с возрастом увеличиваются объем внимания, произвольность психических процессов, смысловое запоминание и т.д., уменьшаются детская фантазия, импульсивность в поведении, острота и свежесть восприятия. Развитие психики связано с появлением в определенные возрастные периоды качественно новых особенностей, так называемых новообразований, как то: чувство взрослости у подростков, потребность в жизненно-трудовом самоопределении в ранней юности.

В психологии отмечаются общие тенденции, закономерности психического развития, но они вторичны по отношению к воздействию среды (в широком смысле слова), так как их своеобразие зависит от условий жизни, деятельности и воспитания. К таким общим закономерностям относится в первую очередь неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания различные психические функции, психические проявления и свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития ребенка возникают наиболее благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. По-видимому, существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут оптимальными, называют сензитивными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Причиной такой сензитивности являются и закономерности органического созревания мозга, и то обстоятельство, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе других сформировавшихся психических процессов и свойств (например, математическое мышление может формироваться на основе сформировавшейся до известной степени способности к абстрактному мышлению), и жизненного опыта. Например, для развития речи сенситивен период от 1 года до 5 лет, для формирования двигательных навыков – младший школьный возраст, для формирования математического мышления – 15-20 лет.

Другая закономерность – интеграция психики. По мере развития психика человека приобретает все большую ценность, единство, устойчивость, постоянство. Маленький ребенок, по мнению Н. Д. Левитова, в психическом отношении представляет собой ма-лосистематизированное сочетание психических состояний. Психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности.

Третья закономерность – пластичность и возможность компенсации. На величайшую пластичность нервной системы указывал И.П. Павлов, отмечая, что все можно изменить к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие воздействия. На этой пластичности основаны возможности целенаправленного изменения психики ребенка, школьника в условиях обучения и воспитания. Пластичность открывает возможности и компенсации: при слабости или дефектности развития одной психической функции усиленно развиваются другие. Например, слабую память можно компенсировать организованностью и четкостью деятельности, дефекты зрения отчасти компенсируются обостренным развитием слухового анализатора и др.

Итак, развитие ребенка – сложный диалектический процесс. Он на разных этапах имеет свои качественные особенности. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка и школьника: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1-3 года), преддошкольный (3-5 лет), дошкольный (5-7 лет), младший школьный (7-11 лет), подростковый возраст (11-15 лет), ранняя юность, или старший школьный возраст (15-18 лет).

Каждый период отличается своими существенными особенностями, потребностями и деятельностью, характерными противоречиями, качественными особенностями психики и характерными психическими новообразованиями. Каждый период подготавливается предыдущим, возникает на его основе и служит в свою очередь основой для нового периода. Возрастную характеристику определяют: изменение положения ребенка в семье и школе, изменение форм обучения и воспитания, новые формы деятельности и некоторые особенности созревания его организма, т.е. возраст является не только биологической, но и социальной категорией. В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. Для каждого возраста характерны разные виды деятельности, существует потребность в каждом из видов: в игре, учении, труде, общении. Но в разные периоды развития эта потребность различна, и соответствующие виды деятельности наполнены конкретным содержанием. Ведущим видом деятельности является такой, который, на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике ребенка, школьника, в его психических процессах и свойствах личности, а не тот, которым чаще занимается ребенок, школьник (хотя эти характеристики обычно совпадают).

Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, хотя дошкольники в доступных для них формах занимаются учебной и трудовой деятельностью. В школьном возрасте ведущим видом деятельности становится учение. С возрастом повышается роль трудовой деятельности. Да и сама учеба претерпевает существенные изменения. В течение 10-11-летнего периода обучения в школе изменяются его содержание и характер, с каждым годом повышаются требования к ученику, все большую роль играет самостоятельная, творческая сторона учебной деятельности.

В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия как следствие, во-первых, индивидуальных вариантов условий жизни, деятельности и воспитания и, во-вторых, природных индивидуальных различий (в частности, в типологических свойствах нервной системы). Конкретные условия жизни весьма разнообразны, так же как и индивидуальные особенности личности. Поэтому можно говорить о том, что возрастные характеристики, хотя и существуют как достаточно типичные для данного возраста, время от времени подвергаются пересмотру в связи с так называемой акселерацией (ускорением) развития. Это связано с изменением условий жизни, увеличением объема информации, получаемой ребенком, и др.

Все это делает характеристику возрастных особенностей условной и неустойчивой, хотя возрастные особенности существуют как наиболее типичные, характерные особенности возраста, указывающие на общее направление развития. Но возраст не есть абсолютная, неизменная категория. Понятие возраста, возрастных границ и особенностей имеет не абсолютное, а относительное значение.

Похожие материалы в разделе Возрастная психология:

  • Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии
  • Психофизиологические изменения в период старения
  • Периодизация позднего возраста
  • Старость и долгожительство
  • Движущие силы, факторы и условия психического развития
  • Юность и ее психологические проблемы
  • Адаптация пожилого человека к роли пенсионера
  • Новообразования пожилого и старческого возраста
  • Классификация задач, стоящих перед человеком в процессе развития
  • Теории развития социального инстинкта у ребенка

Движущие силы зависимостей | Пример статьи по психологии

  1. Введение
  2. Исходная информация
  3. Психологическая травма
  4. Неприятные чувства или переживания
  5. Обсессивно-компульсивное расстройство
  6. Заключение
  7. 9 0003 Каталожные номера

Введение

Современная реальность доступа к широкому ассортименту продукции и переживания имеют существенный недостаток: у людей развивается зависимость от них. Игры, покупки, работа, интернет, алкоголь, никотин и другие наркотики приводят к серьезным психическим и физическим заболеваниям, ложащимся тяжелым бременем на здравоохранение и экономику. Зависимости представляют собой национальную проблему общественного здравоохранения, поскольку, например, более 40% населения Соединенных Штатов уже развили вредное поведение, которое они не могут преодолеть (Chen, 2000). Кроме того, злоупотребление психоактивными веществами и такие расстройства, как алкоголизм, вынуждают пострадавших лиц совершать преступления и разрушают их жизнь и жизнь их семей.

Cut 15% СКИДКА на первый заказ

Мы доставим индивидуальную бумагу Behaviorism с учетом ваших требований с хорошей скидкой активное поведение может быть определено путем прохождения тест из двух вопросов о своих действиях или желании купить предметы. Во-первых, когда продукт или опыт не являются необходимыми для выживания, но человек делает их ценными и вкладывает в них значительные средства. Во-вторых, устранение субъекта из жизни человека вызывает у него тревогу или беспокойство. Если ответы на утверждения положительные, действия или предметы могут быть идентифицированы как зависимость (Gabor, 2018). В то время как злоупотребление психоактивными веществами, азартные игры и другие подобные виды поведения представляются обществом и культурой серьезными, работа, физические упражнения или соблюдение диеты часто воспринимаются как вознаграждение (Gabor, 2018). Однако «хорошая» категория переживаний приводит к таким же тяжелым психическим и физическим расстройствам.

Доказано, что зависимость развивается благодаря механизмам преодоления травм или неприятных переживаний. Человеческий мозг запускает поведение, когда возникает тревога или стресс, убеждая нас, что участие в определенных действиях принесет облегчение (Чен, 2000). Более того, люди становятся зависимыми от определенных эмоций и чувств из-за гормонов, вырабатываемых веществами или действиями. Эта статья призвана объяснить, почему аддиктивное поведение вызывается психологической травмой или неприятным опытом, когда человек ищет стимулы и культурное влияние.

В науке термин «вызывающий привыкание» относится к действиям, переживаниям и объектам, которые заставляют человеческий мозг выделять большое количество дофамина. Однако механизм многих расстройств поведения имеет более комплексный характер. Люди обычно осознают тяжелые последствия своих действий, но все равно совершают их неоднократно, увеличивая вред своей нервной системе (Gabor, 2018).

Кроме того, некоторые зависимости основаны на триггерах, которые возникают бессознательно, и человек не может удержаться от участия в каком-либо поведении. Например, алкоголизм может развиться как реакция на постоянный стресс на работе, и у человека может сложиться мнение, что спиртные напитки помогают ему отдохнуть. В результате, когда их мозг регистрирует ошеломляющие, стрессовые переживания, они начинают избавляться от неудобных условий с помощью алкоголя (Thege et al., 2017). Следовательно, пристрастия необходимо изучать и лечить, в первую очередь, путем устранения их коренных причин.

На протяжении всей истории у людей развивалось поведение, вызывающее привыкание; однако современные тенденции наиболее суровы. Сегодня доступны разнообразные стратегии для быстрого получения большого количества дофамина, а разнообразие объектов или переживаний также вовлекает в зависимость большее количество людей (Gabor, 2018). Более того, психологические травмы, связанные с детством, трудными жизненными условиями или влиянием культуры, вынуждают человека искать пути эффективного преодоления их. Наконец, общество вырабатывает различные стандарты, а наличие социальных сетей с искусственными образами идеальной жизни заставляет людей ставить недостижимые ориентиры, следуя тем, что вызывает зависимости (Thege et al., 2017).

Своевременная доставка!

Получите индивидуальную и 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа

Приступим

322 специалисты онлайн

Будьте поведение, такое как многочасовая работа, чрезмерные физические нагрузки и навязчивые идеи Злоупотребление здоровым питанием или образом жизни имеет не менее тяжелые последствия для здоровья человека, чем алкоголизм или токсикомания. Зависимости основаны на индивидуальном подходе к преодолению психологической травмы, смягчению последствий неприятных чувств или переживаний или решению проблемы обсессивно-компульсивного расстройства.

Психологическая травма

Психологическая травма, полученная человеком в детстве, когда нервная система и мозговые механизмы адаптации были слабыми, является одним из основных факторов развития зависимостей. Хотя не каждый, преодолевший угрожающие события, становился наркоманом, все пациенты с тяжелыми поведенческими расстройствами имели в своей истории торжественное событие (Gabor, 2018). Следовательно, психологи предполагают, что наиболее эффективная стратегия лечения зависимости — найти травматический корень и помочь человеку справиться с ним (Thege et al., 2017). Наркоманы могут не осознавать, какое переживание стало спусковым крючком, и для оказания им помощи необходимо профессиональное медицинское вмешательство.

Психологическая травма является сильной движущей силой зависимости, поскольку она глубоко укоренилась в сознании пострадавшего человека, что затрудняет его своевременное распознавание и предотвращение серьезного поведения. События, вызвавшие у наркоманов триггеры, могут также происходить во взрослом возрасте из-за необходимости справляться с трудными временами. Например, зависимость от марихуаны и героина была диагностирована у более чем 100 000 военнослужащих американской армии во время войны во Вьетнаме (Chen, 2000).

Травмы и тревога, которые солдаты постоянно испытывали, привели к тому, что они стали использовать наркотики в качестве средств выживания, и когда они вернулись домой, менее 5% преодолели свою зависимость от психоактивных веществ (Chen, 2000). Их неспособность прекратить аддиктивное поведение после того, как стресс, связанный с войной, был устранен, была вызвана установкой их мозга на то, что любое беспокойство можно быстро вылечить с помощью марихуаны или героина. Однако психологическое лечение в сочетании с поддержкой семьи помогло солдатам преодолеть травму и избавиться от зависимости.

Получите академическую работу, написанную на заказ

Всего за 13,00 долларов США   11 долларов США за страницу вы можете получить академическую работу, написанную на заказ в соответствии с вашими инструкциями

Позвольте нам помочь вам

322 специалисты онлайн

Неприятные чувства или переживания

Неприятные чувства или переживания стимулируют развитие дополнений, если человек неоднократно проявляет жесткое поведение. События, которые позволяют мозгу реагировать стрессом, беспокойством, одиночеством или негативными эмоциями, высвобождают гормоны, такие как кортизол, заставляя человека искать способы успокоить себя. Кроме того, неприятные переживания вызывают потребность в приеме дофамина для развития чувства безопасности. Сегодня существует широкий спектр эмоциональных стимуляторов, помогающих людям быстро и эффективно поднять настроение, и недостатком такой помощи является то, что эти объекты или действия вызывают сильную зависимость (Lopez-Fernandez, 2019).).

Например, опрос 442 студентов колледжей Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе показал, что желание преодолеть одиночество вызывает зависимость от мобильного телефона, поскольку устройство обеспечивает мгновенный доступ к социальным сетям, общению и развлечениям (Lopez-Fernandez, 2019). Молодые люди выбрали быстрый и эффективный способ общения с другими, а не более сложные подходы к построению отношений, чтобы перестать чувствовать себя одинокими.

Еще одной стратегией, позволяющей избежать или преодолеть неприятные чувства или переживания, которые способствуют развитию зависимости, являются игры. Бегство от трудностей реальности в виртуальные обстоятельства в сочетании с выбросом дофамина от постоянных новшеств и вызовов, необходимых для победы, вызывает желание повторно участвовать в играх (Батурай и Токер, 2019).). Игра также вызывает сильную эмоциональную реакцию в мозгу, требующую повторения опыта в любой стрессовой ситуации.

Обсессивно-компульсивное расстройство

Обсессивно-компульсивное расстройство — это отклонения в поведении людей, которые имеют тяжелые последствия, но проявляются неоднократно. Навязчивые идеи по поводу определенных чувств или переживаний являются движущей силой большинства зависимостей, потому что, как только они становятся привычками, их трудно контролировать и преодолевать (Чен, 2000). Например, неврологи Кент и Берридж обнаружили, что блокирование выработки дофамина не препятствует приему наркотиков, потому что наркоманы испытывают желание их употреблять, потому что они привыкли к действию (Chen, 2000). Более того, обсессивно-компульсивные расстройства вызывают серьезные психические отклонения из-за фрустрирующих мыслей людей о триггерах их зависимости.

Современный пример — орторексия — навязчивое желание потреблять только самые полезные продукты для поддержания надлежащего состояния организма (Strahler et al., 2018). Люди с орторексией становятся одержимы пищей, которую они едят, и не могут думать ни о чем другом, нарушая свою работу и повседневную жизнь. Обсессивно-компульсивные расстройства могут развиваться под давлением культурного и социального влияния в стремлении соответствовать стандартам.

Заключение

Детские травмы, стремление избежать неприятных ощущений или переживаний, обсессивно-компульсивные расстройства являются движущими силами зависимостей. Люди всех возрастов рискуют стать зависимыми от конкретных действий или предметов, когда они находятся в сложных ситуациях, требующих преодоления трудностей. Аддиктивное поведение усваивается более эффективно из-за быстрого высвобождения положительных эмоций или соответствующих гормонов, что позволяет людям бессознательно выбирать более сложные стратегии для решения проблемы. Хотя зависимости сильны, потому что они глубоко воздействуют на умы людей, их можно лечить и устранять. В самом деле, достаточно найти первопричину или травму, которая вызывает жесткое поведение, и понять, чего именно человек пытается избежать в погоне за быстрым вознаграждением.

Ссылки

Батурай, М. Х., и Токер, С. (2019). Интернет-зависимость среди студентов колледжей: некоторые причины и следствия. Образование и информационные технологии, 24 (5), 2863-2885. Веб.

Чен, П. (2000). Исследование взаимосвязи между жизненным стрессом, устойчивостью к неудачам и тенденцией к депрессии у учащихся средней школы. Национальный Гаосюнский педагогический университет . Веб.

Габор, М. (2018). В царстве голодных призраков: Близкие встречи с зависимостью. Винтаж Канада.

Лопес-Фернандес, О. (2019). Зависимость от Интернета и мобильного телефона: влияние на здоровье и образование. Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения. Интернет.

Стралер, Дж., Герман, А., Уолтер, Б., и Старк, Р. (2018). Нервная орторексия: поведенческий комплекс или психологическое состояние? . Journal of Behavioral Addictions, 7 (4), 1143-1156. Веб.

Тедж, Б.К., Хорвуд, Л., Слейтер, Л., Тан, М.К., Ходжинс, округ Колумбия, и Уайлд, Т.С. (2017). Взаимосвязь между воздействием межличностной травмы и аддиктивным поведением: систематический обзор. BMC Психиатрия, 17 (1), 1-17. Веб.

Что такое анализ STEEP и 5 шагов для его проведения

Анализ STEEP — это инструмент, обычно используемый в маркетинге для оценки различных внешних факторов, влияющих на организацию. Для каждого бизнеса важно учитывать некоторые внешние факторы, прежде чем они смогут принимать решения.

Воображение многих людей ограничено, так как оно формируется их собственным опытом и убеждениями. Эта тенденция часто приводит к тому, что человек пренебрегает реальностью или отказывается признавать критические изменения вокруг себя. В мире бизнеса существует огромное давление, чтобы принимать быстрые решения и действовать на основе суждений и инстинктов вместо тщательного анализа ситуации.

Содержание

Анализ STEEP часто проводится фирмами для получения подробного обзора того, какие внешние факторы определяют тенденции. Это также помогает предсказать, что может произойти в будущем. STEEP — это аббревиатура, обозначающая социальные, технологические, экономические, экологические и политические. Он также известен во всем мире как PEST, PESTEL, PESTLE, STEPJE, STEP, STEEPLED и LEPEST.

Социальные сети: Социальные изменения включают такие факторы, как демографическое поведение потребителей, религия, образ жизни, ценности и реклама.

Технологический: Технологический аспект анализа STEEP в значительной степени сосредоточен на технологических достижениях. Он включает в себя такие факторы, как инновации, связь, энергетика, транспорт, исследования и разработки, патентные правила и жизненный цикл продуктов.

Экономический: Экономическое состояние тесно связано с покупательской позицией потребителей. На этом этапе учитываются такие факторы, как процентные ставки, международная торговля, налоги, сбережения, инфляция, субсидии, наличие рабочих мест и предпринимательство.

Окружающая среда: Развитие окружающей среды связано с такими экосистемными факторами, как вода, ветер, пища, почва, энергия, загрязнение и экологические нормы.

Политические: Политические события могут сильно повлиять на отдельных лиц и организации. Важно быть в курсе возможных предстоящих изменений во власти. Политические события могут повлиять на экологические, антимонопольные, финансовые рынки, торговлю и другие законы. Факторы, которые необходимо учитывать, включают политическую стабильность, регулирование монополий, налоговую политику, регулирование цен, защиту прав потребителей, юрисдикцию и профсоюзы.

STEEP обычно используется, чтобы получить представление о прошлом, текущем и будущем развития внешней среды во времена неопределенности, во времена информационной перегрузки и во времена дезорганизации.

Итак, анализ STEEP проводится, когда участники не уверены в том, как рынок отреагирует на изменения отдельных элементов. Он также используется, когда существует постоянный поток информации из внешней среды для компании или когда фирмы кажутся запутанными о внешней среде.

На какие факторы STEEP вам следует больше полагаться , в значительной степени зависит от области ваших интересов или целей. Например, фирмы B2C, скорее всего, сосредоточатся на социальных факторах. С другой стороны, крупные некоммерческие компании, возможно, больше беспокоятся о политических факторах. Факторы, которые с наибольшей вероятностью изменяют объекты и непосредственно воздействуют на них, являются наиболее важными.

Анализ STEEP может проводить любой, кто хочет контролировать развитие контекстуальных факторов. Это может быть выполнено физическим лицом, но чаще всего делается корпоративным уровнем фирмы или подразделением . Образовательные учреждения также могут проводить анализ STEEP.

Однако важно выполнить некоторые шаги, чтобы получить наилучшие результаты за время, затраченное на выполнение анализа STEEP. Ниже приведен пятиэтапный план:

Шаг 1: Понимание анализируемых элементов

Этот шаг побуждает аналитика понять факторы окружающей среды, которые оцениваются. Отдельные лица или компании должны попытаться ответить на следующие вопросы:

  • Каковы основные тенденции и события в элементе и какие данные подтверждают эти тенденции?
  • Как исторически развивались эти тенденции?
  • Каков характер изменения тенденций, которые вы заметили?
  • Какое влияние тенденции оказывают на фирму?

Шаг 2: Оценка взаимосвязи между различными тенденциями

Этот шаг включает в себя правильную оценку взаимосвязи тенденций с элементами внешней среды. Как аналитик, вы должны выяснить, каковы конфликты между тенденциями и каковы взаимосвязи между тенденциями.

Шаг 3: Соотнесите тенденции с проблемами

Аналитики должны определить тенденции, которые играют важную роль в стимулировании или препятствовании процессу компании для достижения ее целей. Рекомендуется, чтобы лучший подход к выполнению этого шага состоял в том, чтобы создать список возможных тенденций, а затем постепенно сокращать его до основных проблем.

Шаг 4. Прогнозирование будущего направления проблем

На этом этапе вы должны провести анализ STEEP за пределами информации, собранной на предыдущих этапах. Используя свой опыт и собранные данные, чтобы определить, каковы движущие силы проблем. Постарайтесь определить причины и симптомы тенденций, чтобы найти движущие силы.

Это правда, что эта задача может занять довольно много времени и даже временами разочаровывать. Тем не менее, когда этот шаг завершен, он может предложить множество идей, которые будут направлять процесс принятия решений фирмой.

Шаг 5. Получение следствий

Получение следствий является важным шагом. Это даст уникальную возможность сделать выводы или решения о внешней среде. Это может помочь определить, как этот фактор может повлиять на любые настоящие и будущие стратегические инициативы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *