Движущие силы, условия и механизмы развития личности
Автор: Дмитриева Вероника Артемовна
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №12 (407) март 2022 г.
Дата публикации: 23.03.2022 2022-03-23
Статья просмотрена: 514 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 1 (pdf)
Библиографическое описание:Дмитриева, В. А. Движущие силы, условия и механизмы развития личности / В.
В статье автор анализирует основные движущие силы, механизмы и условия развития личности.
Ключевые слова: развитие личности, саморазвитие, самовоспитание.
Движущими силами развития любой личности являются те факторы, от которых зависит сам процесс развития в целом. Под ними подразумеваются побуждающие источники развития. Однако, перед тем как переходить к подробному рассмотрению вопроса развития личности, следует дать определение понятия личности. По мнению Болотовой А. К., личностью можно назвать человека, взятого в системе его устойчивых социальных характеристик, которые являются определяющими для нравственных поступков, имеющими большое значение для человека и его окружения, а также проявляющимися в общественных отношениях [2, С.
246]. Галигузова Л. Н. считает, что личность — это особое качество, приобретающееся человеком в обществе; в совокупности межличностных отношений [4, С. 198–215].В первую очередь к структуре личности относятся: свойства характера, эмоции, воля, способности, темперамент, мотивация и социальные установки. Эти характеристики являются устойчивыми и отражают индивидуальность человека, определяя его поступки.
К основным постулатам теории личности, по мнению Ананьевой А. А., относятся следующие [1, С. 263]:
— В качестве социально обусловленных элементов к структуре личности относятся её естественные, природные черты и стороны. Биологические аспекты существуют в качестве социальных;
— Процесс становления и развития каждой личности неизбежно сопряжен с необходимостью преодоления различных сложностей и ограничений, что вызывает социальную деятельность и активность личности;
— Личность человека возможно понять только в системе устойчивых межличностных связей, которые обусловлены ценностями и вкладываемым смыслом каждого из участников. Развитие личности невозможно в условиях отсутствия социального окружения;
— Определение личности неразрывно связано с понятием персонализации. Эмоции, имеющие ценность для человека с точки зрения отождествления его индивидуальности, порождают потребность в персонализации.
Говоря о зарубежных теориях развития личности, следует отметить, что их можно разделить на три модели:
— Модель конфликта;
— Модель самореализации;
— Модель согласованности.
Модель конфликта подразумевает наличие двух противоположных друг другу движущих сил, одна из которых характерна для человека как для социальной единицы, а вторая как индивидуальности. В такой модели конфликта существует два подхода: психосоциальный и интрапсихический.
В модели самореализации в отличие от модели конфликта предполагается наличие у человека не двух конфликтующих, а одной направляющей силы развития личности.
Модель согласованности основывается на признании важности того эмоционального опыта и той информации, которую человек получает в ходе взаимодействия с окружающей средой. Считается, что личность в большей мере определяется взаимодействием с миром чем биологическими свойствами человека. Движущей силой развития личности в модели согласованности является желание человека контролировать события, которые с ним происходят.
В российских теориях развития личности не существует одной общепринятой концепции. Развитие личности многогранно и помимо биологических аспектов, может включать в себя профессиональное, творческое, духовное и т. д. развитие человека. Так, отдельным вопросом для рассмотрения может стать вопрос о саморазвитии.
Концептуальная модель саморазвития личности представляет единство его содержательных, функциональных и динамических сторон. Схематично общая модель такой концепции представлена на рисунке ниже:
Рис. 1. Концепция саморазвития личности [4, С. 136]
Говоря о личности, как о субъекте развития, следует отметить, что личность является субъектом развития, если оно направлено на рост, становление и изменение человека. В ходе процесса саморазвития личность как субъект развития выполняет активность, которая направлена на преобразование самого человека как объекта в границах его внутреннего мира.
Личность как объект развития воплощает черты объекта развития и обозначается как «Я-развиваемое». В этом смысле объект развития означает некую часть внутреннего мира личности, на которую личность, как субъект, направляет свою деятельность, и которая поддается этим воздействиям.
Для рассмотрения вопроса субъект-объектных отношений, следует остановиться на вопросе о функциях субъекта. Субъект выступает в качестве источника деятельности, которая направлена на объект, выступающий в роли приложения этой деятельности. Однако, функция субъекта не обусловлена исключительно той деятельностью, которую он осуществляет. В лекциях Макаровой И. В. выделяются следующие функции субъекта [5, С. 175–180]:
— Осуществление преобразующей деятельности;
— Осуществление неадаптивной деятельности;
— Разрешение противоречий;
— Самодетерминация;
— Самовоспитание;
— Обеспечение эффективности осуществления деятельности.
В настоящий момент в психологии до сих пор одной из серьезных теоретических проблем является вопрос о понятийном аппарате, который затрагивает понятия «саморазвитие» и «самовоспитание». Очень часто эти понятия отождествляются и используются как синонимы, также возможно определение одного понятия через другое.
В случае если под саморазвитием понимать произвольное самоизменение личности как осознанное культивирование определённых черт и качеств, то понятия «саморазвитие» и «самовоспитание» по своему значению равны. Однако, если обратить внимание на исходные понятия, а именно «развитие» и «воспитание», то отличие в их семантике очевидно. Следовательно, основное отличие заключается в смысле этих слов.
Самовоспитание является неотъемлемой частью воспитания, их связь многообразна и сложна. Механизм самовоспитания носит субъект-объектный характер развития личности и имеет психолого-педагогическую направленность. Освоение форм и методов самовоспитания способствуют интеллектуальному, культурному и социальному развитию человека.
Таким образом, самовоспитание в качестве основополагающего инструмента развития личности обладает целенаправленностью и осознанностью и отражает те представления результатов развития, которые личность стремится достичь, в то время как термин саморазвития является более общим.
Литература:
- Ананьева А. А. Разработка психологических проблем общения / А. А. Ананьева — М., 2016. — 321 с.
- Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. — М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. — 526 c.
- Бреслав Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав — М., 2018. — 213 с.
- Галигузова Л. Н. Ступени общения / Л. Н. Галигузова — М., 2017. — 215 с.
- Макарова И. В. Общая психология: Краткий курс лекций / И. В. Макарова. — М.: Юрайт, 2016. — 182 c
Основные термины (генерируются автоматически): развитие личности, личность, модель конфликта, модель согласованности, субъект развития, функция субъекта, модель самореализации, структура личности.
Ключевые слова
развитие личности, самовоспитание, саморазвитиеразвитие личности, саморазвитие, самовоспитание
Похожие статьи
Психолого-педагогические подходы к определению сущности…
При этом самореализация личности рассматривается учеными (К. Гольдштейн, А. Маслоу
В отличие от Фрейда, у Эриксона «Я» предстает как самостоятельная личностная структура.
Условием самореализации личности, по мнению швейцарского психолога К. Юнга, является…
Разбор понятия «
личность» на примере работ отечественных. ..Рассмотрена информация о структуре личности, методах личности, подходах к изучению
Личность — это субъект, способный не только приспособляться к окружающей его
Личность как результат общественно-исторического развития является одним из объектов реального…
Модели личности и окружения К. Левина в контексте…Библиографическое описание: Карасевич, А. О. Модели личности и окружения К. Левина в контексте
Если модель личности имеет своей точкой отсчета индивида, то есть ограничивается
В первом случае субъект находится в каком-либо месте пространства, а все…
Личность в системе человеческих взаимоотношенийВ процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в
Личность — это, прежде всего, живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и. ..
Функции формирования культуры самостоятельной работы…Например, – современная компетентностная модель выпускника или до нее – личностно ориентированное обучение, воспитание и образование как парадигмы становления профессионала и всесторонней развитой личности и пр. Дескриптивная функция (другими…
К вопросу понимания субъектности и ее
структуры в научных…Теоретическая модель субъектности личности по М. А. Щукиной включает шесть атрибутов
Осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях
свойство личности, и как ее функция, и как специфическая форма саморегуляции и…
Опыт теоретического анализа проблемы
самореализации. ..Модели самореализации отечественных ученых также разнообразны. Так, например, в модели «актуалгенез самореализации личности на жизненном пути» акцент делается на смысле жизни — представлении о том, как жить. Смысл жизни формируется в социальной среде, поскольку в…
К проблеме
личностного роста | Статья в журнале…Внутренняя природа личности человека раскрывается через самоактуализацию – «активной воли к здоровью, импульс к росту – или актуализации человеческого
Духовные кризисы будут выступать интеграторами в личностной трансформации на пути развития и роста личности.
Условия
самореализации личности в процессе любительского…Организационный компонент самореализации личности предполагает самоорганизацию, саморегуляцию, самоуправление личности, являющиеся неотъемлемыми составляющими целостного процесса самореализации, посредством которых субъект осуществляет. ..
Похожие статьи
Психолого-педагогические подходы к определению сущности…
При этом самореализация личности рассматривается учеными (К. Гольдштейн, А. Маслоу
В отличие от Фрейда, у Эриксона «Я» предстает как самостоятельная личностная структура.
Условием самореализации личности, по мнению швейцарского психолога К. Юнга, является…
Разбор понятия «
личность» на примере работ отечественных…Рассмотрена информация о структуре личности, методах личности, подходах к изучению
Личность — это субъект, способный не только приспособляться к окружающей его
Личность как результат общественно-исторического развития является одним из объектов реального. ..
Модели личности и окружения К. Левина в контексте…Библиографическое описание: Карасевич, А. О. Модели личности и окружения К. Левина в контексте
Если модель личности имеет своей точкой отсчета индивида, то есть ограничивается
В первом случае субъект находится в каком-либо месте пространства, а все…
Личность в системе человеческих взаимоотношенийВ процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в
Личность — это, прежде всего, живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и…
Функции формирования культуры самостоятельной работы. ..Например, – современная компетентностная модель выпускника или до нее – личностно ориентированное обучение, воспитание и образование как парадигмы становления профессионала и всесторонней развитой личности и пр. Дескриптивная функция (другими…
К вопросу понимания субъектности и ее
структуры в научных…Теоретическая модель субъектности личности по М. А. Щукиной включает шесть атрибутов
Осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях
свойство личности, и как ее функция, и как специфическая форма саморегуляции и…
Опыт теоретического анализа проблемы
самореализации…Модели самореализации отечественных ученых также разнообразны. Так, например, в модели «актуалгенез самореализации личности на жизненном пути» акцент делается на смысле жизни — представлении о том, как жить. Смысл жизни формируется в социальной среде, поскольку в…
К проблеме
личностного роста | Статья в журнале…Внутренняя природа личности человека раскрывается через самоактуализацию – «активной воли к здоровью, импульс к росту – или актуализации человеческого
Духовные кризисы будут выступать интеграторами в личностной трансформации на пути развития и роста личности.
Условия
самореализации личности в процессе любительского…Организационный компонент самореализации личности предполагает самоорганизацию, саморегуляцию, самоуправление личности, являющиеся неотъемлемыми составляющими целостного процесса самореализации, посредством которых субъект осуществляет. ..
Движущие силы и условия развития личности
Секрет любых вечных проблем в науке заключается в способе их постановки, определяемом принятыми в данной культуре нормами и установками научного мышления. Если в течение нескольких столетий исследователи вновь и вновь поднимают один и тот же вопрос и не могут прийти к его решению, то стоит усомниться, верно ли поставлен сам вопрос, не нуждается ли он в переформулировке. К числу таких вечных вопросов относится и проблема соотношения биологического и социального в человеке.
В психологии эта проблема фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; степень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности; внутренняя и внешняя детерминация развития личности; объективные и субъективные факторы ее развития; соотношение общественного и индивидуального в поступках личности и ее восприятии мира и т. п.
Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» я «внешней» детерминации развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые обычные факты о том, что поведение личности ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье.
Под влиянием других людей ребенок начинает копировать их манеры, усваивает в обществе разные социальные роли, получает из школьной «среды» массу новых знаний. У людей разных культур – разные обычаи, традиции и стереотипы поведения. Без анализа всех этих «внешних», совсем неэкзотических факторов вряд ли удастся предсказать поведение личности. В сфере этих фактов и черпают свои аргументы сторонники различных теорий «среды», начиная со старых позиций «эмпиризма», согласно которым пришедший в мир человек – «чистая доска», на которой «среда» выводит свои узоры, – до концепции современного «ситуационизма» (В. Мишель) в теориях личности. В этих появившихся в 70-х гг. концепциях личности с упорством отстаивается мнение о том, что люди изначально не делятся на частных и бесчестных, агрессивных и альтруистичных, а становятся таковыми под давлением со стороны «ситуации». Каскад подтверждающих эту позицию экспериментальных исследований, варьирующих «независимые» внешние переменные, поддерживает «победоносное» шествие сторонников современного варианта теорий «среды».
Однако, по меткому замечанию известного психолога начала XX в. В. Штерна, старые нативистские установки ( native – врожденное) опираются на не менее достоверные факты, поддерживающие победоносное шествие концепции «наследственности», традиционно объясняющей развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека и, наконец, его генотипом. В более современной и не столь жестко привязанной к врожденным факторам форме теория «наследственности» выступает в различных «диспозиционных» подходах к личности, исходящих при объяснении поведения из «врожденных» или «приобретенных» черт личности, характерологических особенностей, т. е. различных внутренних факторов, которые определяют прежде всего индивидуальные различия в поведении человека. Какой бы пагубной ни была «среда», настоящие таланту пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях. Так утверждают представители теории «наследственности» в ее традиционном варианте. Но кто станет отрицать, что человек, как и любое другое живое существо, обладает многими общими с животными формами поведения: ест, пьет, спит, размножается. В письме А. Эйнштейну основатель психоанализа 3. Фрейд констатирует, что человеку от природы присуща агрессивность. Та же самая натура человека становится территорией для поиска индивидуальных различий в человеческих действиях, их отклонений от нормативного типичного поведения, предписанного обществом. Один из специалистов в области изучения мотивации поведения личности X . Хекхаузен выделяет три параметра индивидуального действия личности, которые нелегко объяснить с помощью внешних «ситуационных» или «средовых» факторов.
Первый параметр — это степень соответствия действия человека действиям других людей. Чем больше действие отклоняется от типичных действий большинства людей, тем вероятнее, что за ним стоят «внутренние» личностные факторы – внутренние «диспозиции» (предрасположенности к действиям). В зале библиотеки все, как правило, сидят за своими местами, а один человек, несмотря на недоуменные взгляды окружающих, становится на стул коленями и пишет. Этот человек имеет тенденцию к нонконформности или же обладает индивидуальным поленезависимым стилем поведения. Второйпараметр — степень соответствия действия человека его же действиям в других происходящих в близкое время ситуациях. Третий параметр индивидуального действия — степень его соответствия действиям, которые имели место в прошлом в сходных ситуациях (стабильность во времени). Если при повторяющейся сходной ситуации человек ведет себя по-иному, то есть основания, чтобы объяснить подобную перемену его поведения «внутренними», «индивидуальными», а не «средовыми», «социальными» факторами (См. : Хекхаузеп X . Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. I . M ., 1986. С. 15.). Подобного рода устойчивость индивидуальных действий личности, как бы ни менялась вокруг «среда», используется представителями теории черт личности в дискуссиях со сторонниками «ситуационных» концепций личности.
Чаша весов, на которые ложатся факты сторонников «среды» и «наследственности» в любых модификациях этих подходов, непрерывно колеблется. Как правило, эти факты дают простор для противоположных интерпретаций. Так, в родословной Бахов кроме И.С. Баха было еще несколько десятков музыкантов. Для сторонников концепции «наследственности» — это яркий пример передачи задатков музыкальных способностей из одного поколения в другое.
В тех же фактах представители концепций «среды» видят социально-психологический механизм, иллюстрирующий роль традиций, психологического климата в семье Бахов. Другой пример такого рода фактов — это появившееся в начале 80-х гг. сообщение, что мужчины с Х YY -хромосомной конституцией, т. е. с лишней Y -хромосомой, чаще встречаются среди заключенных в тюрьме, чем мужчины с соответствующей норме хромосомной конституцией. Эти факты, возродившие мифы о гене «преступности», впоследствии не подтвердились. Чаша весов вновь склонилась в пользу представителей теории «среды». Однако сами по себе эти факты, по мнению советского генетика Н.П. Бочкова, ровным счетом ничего не говорят ни в пользу теории «среды», ни теории «наследственности». Преступность, естественно, не детерминируется хромосомной конституцией. Тем не менее, наличие хромосомного набора XYY ненормально для человека, что может повлечь за собой патологические изменения его поведения, а тем самым увеличить вероятность возникновения асоциальных поступков.
Представления о «наследственной» и «средовой» детерминации развития личности отличаются поразительной жизнестойкостью. Вместе с тем лежащий в их основе механистический «линейный» детерминизм уже вначале вызвал оппозицию. В конце нашего века эта оппозиция в принципе сохранилась, а дискуссия о соотношении «средового» и «наследственного» факторов была переведена в плоскость экспериментальных исследований, в частности исследований проблемы устойчивости и изменчивости свойств личности в изменяющихся ситуациях. К чему же в итоге привели эти многочисленные исследования, современная полемика между сторонниками теории «черт личности», пытающихся прогнозировать поведение человека на основе устойчивого набора присущих ему предрасположенностей к действиям, и сторонниками «ситуационных» концепций личности, строящих прогнозы человеческого поведения на основе варьирования ситуаций. Раскрывая ограниченность этих противоборствующих подходов, A . M . Эткинд обращает внимание на весьма красноречивый результат, ставший итогом экспериментальных исследований в этой области: за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями, взятые сами по себе, и различия между людьми, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев ( Эткинд A . M . От свойств к взаимодействиям: становление системной ориентации в психологии личности //Системные исследования. М., 1982.). Подобный итог исследований, за которыми стоит постановка проблемы «среда или диспозиция», лишний раз убеждает в том, что проблема исходно поставлена в некорректной форме. Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что же их определяет? Ответ на этот вопрос в самых разных подходах к исследованию причин поведения личности звучит следующим образом: взаимодействиемежду личностью и ситуацией, взаимодействие между средой и наследственностью ( Хекхаузеп X . Мотивация и деятельность: В 2 т. T . I . M , 1986.).
Выход из положения был найден в различного рода двухфакторных теориях детерминации развития личности, которые до сих пор определяют постановку проблемы о соотношении биологического и социального в человеке, а также методы ее изучения.
Существует три наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий, или, как их иногда называют, «концепций двойной детерминации развития» личности человека: теория конвергенции двух факторов (В. Штерн), теория конфронтации двух факторов (3. Фрейд) и концепция взаимодействия двух факторов.
Теория конвергенции двух факторов. В. Штерн, предложивший эту теорию, с подкупающей откровенностью писал, что его концепция представляет компромиссный вариант между теориями «среды» и теориями «наследственности»: «Если из двух противоположных точек зрения каждая может опереться на серьезные основания, то истина должна заключаться в соединении их обеих: душевное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Эта «конвергенция» имеет силу как для основных черт, так и для отдельных явлений развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит ли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри? Так как то и другое принимает участие — только неодинаковое в разных случаях — в его осуществлении» ( Штерн В. Психология раннего детства. Петроград, 1915. С. 20.). Иными словами, В. Штерн считает, что личность выступает как продукт социальной среды, т.е. социального фактора, так и наследственных предиспозиций, которые достаются человеку от рождения, т.е. биологического фактора. Социальный фактор (среда) и биологический фактор (диспозиции организма) приводят к возникновению новою состояния личности. Впоследствии Г. Оллпорт специально подчеркнул, что предложенная В. Штерном схема или принцип «конвергенции» не является собственно психологическим принципом, а взаимодействие сил «среды» и «сил», исходящих из организма, является выражением диалектического взаимоотношения организма и среды.
Г. Оллпорт прав, утверждая, что схема конвергенции, предложенная философом и психологом В. Штерном, является по своему характеру методологической схемой, выходящей за рамки психологии. Дискуссии о соотношении биологического и социального, длящиеся более семидесяти лет между биологами, социологами, психологами, медиками и т.п. после выделения схемы «конвергенции» двух факторов («сил»), опирались на эту схему как на нечто само собой разумеющееся. Нередко независимо от В. Штерна и Г. Оллпорта эта схема характеризовалась как «диалектическое» взаимодействие двух факторов. Однако, оттого что к складыванию двух противоположных «факторов» прибавляется термин «диалектика», ни методологический анализ развития человека в природе и обществе, ни конкретно-психологическое исследование механизмов развития личности в мире человека не продвигаются ни на шаг. Напротив, использование мнимой «диалектики» создает опасную видимость решения проблемы там, где нет ни методологически корректной постановки вопроса, ни конкретно-научных поисков путей его решения. В связи с этим, например, А.Н. Леонтьев предостерегал против легкомысленной «псевдодиалектики», за которой стоит признанная самим В. Штерном эклектическая позиция, исходный дуализммеханистически сложенного биологического и социального в жизни человека.
Теория конфронтации двух факторов. Другой теорией, пытающейся решить вопрос о детерминации развития личности, а тем самым вопрос о взаимодействии биологического и социального, является теория конфронтации двух факторов, их противоборства. сходя из изучения двух принципов душевной деятельности -‘принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности. В соответствии с принципом реальности «душевный аппарат» человека вынужден считаться с реальными отношениями мира, а также стремиться преобразовать их. Благодаря «воспитанию» удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Если человек, побуждаемый либидозной энергией, стремится к получению удовольствия, то реальная социальная среда накладывает свои нормы, свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности. С позиции внешнего наблюдателя конфронтация двух факторов предстает как конфликт между культурой, обществом и влечениями личности. Во внутреннем плане конфронтация биологического и социального обозначается 3. Фрейдом через изначальный конфликт между различными инстанциями личности — «Сверх-Я» и «Оно». Сверх-Я представляет в организации личности социальные нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности, а Оно в основном отражает спрятанное в глубинах организма природное начало.
Теория конфронтации двух факторов неоднократно подвергалась критическому анализу в психологии и философии. При этом подчеркивалось, что в мировоззренческом плане предложенные 3. Фрейдом схемы влекут за собой резкое противопоставление «личность» и «общество». Пансексуализм психоаналитической теории 3. Фрейда, его настойчивое стремление видеть в метаморфозах либидозных первичных порывов объяснительный принцип любых проявлений не только жизни личности, но и общественных движений в истории человечества, привел к появлению «отступников» в рядах сторонников психоанализа. Многочисленные попытки вначале К. Юнга и А. Адлера, а затем К. Хорни, Э. Фромма и многих других неофрейдистов ограничить сферу действия либидозных порывов как объяснительного принципа развития личности шли по пути «социологизации» психоанализа, а также поиска фактов, доказывающих ограниченное значение сексуальных влечений в жизни личности. Известно, что 3. Фрейд не принял ни этих попыток «социологизации» психоанализа, ни этих фактов, ни обвинений в биологизаторстве. Дело заключается в том, что 3. Фрейд и его критики общались на разных уровнях методологии науки. Ни один из неофрейдистов, как, впрочем, и их противники в рядах гуманистической психологии, социального бихевиоризма, ролевых подходов к изучению личности, не вышел за рамки метапсихологии традиционного психоанализа, обоснованной 3. Фрейдом в его исследовании «По ту сторону принципа удовольствия». Этими рамками являются выведение развития жизни, истории организмов из борьбы конструктивной тенденции к ассимиляции (поддержанию жизни и ее развитию) и разрушающей тенденции к диссимиляции (стремлению к распаду, к смерти), конечной целью которой является присущая любой органической жизни тяга к восстановлению прежнего состояния. Тягу к восстановлению прежнего состояния 3. Фрейд и охарактеризовал понятием «либидо», или первичный порыв, за которым стоит, по его выражению, в разных формах дуализм двух тенденций, в частности в виде конфликта Оно и Сверх-Я. Невосприимчивость 3. Фрейда к подобной критике имеет своим объективным основанием то, что на методологическом уровне большинство его противников критиковали частности, сами оставаясь в рамках схемы противоборства двух факторов, обеспечивающих в конечном итоге адаптацию индивида и вида, а также историю их эволюции.
Методологическая платформа психоанализа и его современных вариантов не будет расшатана от полупризнаний и социально-экономических прививок к психоаналитической доктрине, которые используют неофрейдисты, отправившиеся за поиском истины: «Феномены социальной психологии должны, быть объяснены как процессы активной и пассивной адаптации инстинктивного аппарата к социально-экономической ситуации. В определенных аспектах инстинктивный аппарат как таковой является биологически данным; но он в высокой степени подвержен преобразованиям. Роль первичных формационных (образующих) факторов переходит к экономическим условиям. Через семью экономическая ситуация оказывает свое образующее влияние на индивидуальную психику. Задача социальной психологии заключается в том, чтобы объяснить долю психических установок и идеологии – в особенности их бессознательных корней – через влияние экономических условий на либидозные порывы» ( From Э. The Crisis of Psychoanalysis . Essays on Freud , Marx and Social Psychology . 1978, P . 164.). В неофрейдизме к биологическому фактору прибавляется солидный социально-экономический фактор, а лежащие в основе развивающиеся системы закономерности эволюции полностью остаются согласующимися с их пониманием в метапсихологии психоанализа.
Двухфакторные схемы детерминации развития личности в результате подобной критики уточняются, «переодеваются» в новые термины, но содержание их остается неизменным. В связи с этим особенно сложной становится задача их критического анализа, выделения тех реальных фактов, на которые опираются в современной психологии личности схемы двухфакторной детерминации развития личности, а также тех устойчивых стереотипов, схематизмов сознания в мышлении ученых, которые препятствуют продуктивной постановке проблемы биологического и социального в человекознании.
Личностное развитие: быть на месте водителя
Photo by rawpixel on Unsplash Ассистент в Remedy Intelligent Staffing
Когда вы думаете о «личностном развитии», что приходит на ум? Цели? Рост? Обучение? Возможность? Если какие-то из этих слов приходят на ум, вы абсолютно правы! Однако личное развитие вращается не только вокруг этого — оно включает в себя новые приключения, преодоление трудностей, столкновение со страхами и открытость для бесконечных возможностей, которые ждут вас впереди.
Для одних встать на путь личного развития — захватывающая возможность, в то время как для других это может быть неудобно и ошеломляюще. Независимо от того, как вы относитесь к личному развитию, поддержка важных людей в вашей жизни имеет решающее значение. Они здесь, чтобы направлять и мотивировать вас, когда вы идете по пути. Тем не менее, главный человек, который должен вас подбадривать, это вы .
Вот семь советов, которые вы можете использовать, чтобы убедиться, что вы находитесь в кресле водителя своего собственного развития:
- Не беритесь за слишком много сразу
Когда вы только начинаете свой путь личного развития, может быть немного сложно выбрать, что именно вы хотите улучшить или изменить в себе. Поэтому найдите время, чтобы сузить свой список и определить две-три области улучшения, на которых вы хотели бы сосредоточиться. Это управляемое число, и оно позволяет вам уделять больше внимания каждой конкретной области, вместо того, чтобы пытаться изменить все и слишком распыляться.
- Выход за пределы зоны комфорта
Выход за пределы зоны комфорта — один из лучших способов роста, и часто вы будете удивлять себя в процессе! Отличный способ сделать это — поставить перед собой SMART-цели. Что означает СМАРТ? Специфический. Измеримый. Достижимо/достижимо. Соответствующий. Цели Timely.SMART помогают вам не сбиться с пути и заставляют мыслить нестандартно, потому что они, как правило, включают в себя вещи, выходящие за рамки вашей обычной рутины.
В качестве примера возьмем сеть. Если нетворкинг вас раздражает, попробуйте поставить SMART-цель: присоединиться к локальной сетевой группе с несколькими коллегами и посещать два сетевых мероприятия в квартал. К концу года у вас будет восемь нетворкинг-мероприятий за плечами, и вы, скорее всего, будете чувствовать себя на них более комфортно. Начинать с малого — это важно, но как только вы начнете двигаться, вы начнете достигать целей, о которых вы никогда не думали, что сможете.
- Воспользуйтесь возможностями развития
Существуют ли на вашем предприятии программы обучения и развития для сотрудников? Если это так, воспользуйтесь ими ! Эти программы предназначены для того, чтобы сотрудники могли узнать о своей компании, своих коллегах или даже о себе то, чего они раньше не знали.
Компании разрабатывают эти программы, потому что хотят инвестировать в своих сотрудников и предоставить им инструменты для роста и успеха. Если вы слышите о возможности обучения и развития, которая вас интересует, подпишитесь на нее, а если вы услышите о возможности, которая находится за пределами вашей зоны комфорта, подпишитесь и на нее! Проявление интереса к возможностям развития — отличный способ развить свои лидерские качества.
- Учитесь задавать вопросы
Многие люди склонны избегать признания того, что они не знают ответа, и признания того, что им нужна помощь других. Столкнувшись с такими ситуациями, не бойтесь преодолевать препятствия. Задавать вопросы и просить о помощи — это не признаки слабости; они являются признаками силы. Чем раньше вы позволите себе задавать вопросы или просить о помощи, тем естественнее это станет. В результате вы построите прочные и значимые отношения с другими и узнаете о точках зрения, которые отличаются от ваших собственных. Кстати, задавать вопросы во время встречи — значит быть внимательным и желать участвовать в беседе.
- Ищите последовательную обратную связь, даже если это больно
Принимая решение сосредоточиться на личном развитии, важно принять тот факт, что другие будут указывать на вещи, которые вы могли бы улучшить. Это должно быть легко принять? Нет. Тем не менее, обратная связь — удивительная вещь, потому что она обычно проливает свет на области, о которых вы никогда раньше не задумывались, или на вещи, которые были у вас в голове в течение длительного времени, но вы не знали, как с ними справиться.
Отзыв может быть положительным, отрицательным или конструктивным. Все любят положительные отзывы; однако постоянно получать положительные отзывы нереально. Получение отрицательной или конструктивной обратной связи не обязательно плохо; на самом деле это может быть одним из самых полезных отзывов, которые вы получаете. Почему? Потому что он определяет возможности для роста и развития. Обратная связь не предназначена для того, чтобы причинить вам боль; это предназначено, чтобы остаться с вами. Постоянная обратная связь показывает, что вы непредубеждены и вкладываетесь в собственное развитие.
- Возьмите на себя ответственность – возьмите на себя ответственность за свое развитие
Большая часть личного развития заключается в том, чтобы выполнять свою часть сделки. Да, личное развитие предполагает, что другие помогают, направляют и мотивируют вас, чтобы вы оказались там, где вы хотите быть. Однако единственный, кто может контролировать, сколько энергии и усилий вложено в это, — это вы сами.
Это твоя жизнь, твое путешествие, твоя история. Возьмите на себя ответственность и не позволяйте себе отставать от своих целей. Превратите свои цели и мечты в реальность. Создайте для себя легкий распорядок дня. Составьте список дел. Регулярно общайтесь с другими, чтобы делиться с ними своим прогрессом. Никто не знает себя лучше, чем вы, поэтому выясните, что лучше всего работает для вас, и будьте движущей силой своих собственных достижений.
- Излучайте уверенность на каждом этапе пути
Уверенность и позитивный настрой очень важны для личного развития. Вера в то, что вы достигнете своих целей (а не сможете), является идеальным мышлением, которое вы должны иметь в своем путешествии. Не позволяйте препятствиям мешать вам; рассматривайте их как возможности для роста и обучения.
По мере того, как вы сталкиваетесь с новыми ситуациями, вы чувствуете себя более комфортно и уверенно в своей собственной шкуре. Уверенность и позитив заразительны. Чем увереннее и позитивнее вы будете, другие последуют вашему примеру. Иногда они даже будут смотреть на вас с уважением или обращаться к вам за советом, потому что считают вас уверенным и компетентным. Никогда не недооценивайте силу уверенности и позитива!
Путь к личному развитию постоянно развивается и бесконечен. Благодаря сочетанию позитивного отношения, вовлеченности в возможности обучения и развития и отодвигания зоны комфорта на второй план, вы можете быть уверены, что находитесь в авангарде своего личного развития!
Как определить драйверы вашей карьеры (и использовать их в своих интересах)
Назад к сообщениям
Кэтрин Нэнгл, опубликованным около 6 лет назад
Представьте себе работу своей мечты.
Это может быть то, что вы всегда хотели, или, если вам повезет, то, что вы уже в нем — но что именно вас в нем привлекает?
Это возможность каждый день чувствовать себя творчески или, может быть, возможная финансовая выгода? Возможно, вы ищете работу, где сможете проявить себя в чем-то экспертом?
Выяснить, что для вас важнее всего в работе, не всегда просто, и именно здесь на помощь приходят карьерные драйверы.
Что такое карьерные драйверы?
Проще говоря, карьерные водители — это инструмент, позволяющий узнать, что вам нравится в работе. Они могут помочь вам сделать осознанный выбор на основе этой информации, чтобы вы нашли карьеру, которая вам подходит. Помимо этого, они также могут научить вас играть на своих сильных сторонах в вашей текущей роли.
Таким образом, вы, скорее всего, будете мотивированы и увлечены тем, что делаете на работе, способствуя общему удовлетворению работой (и у вас будет счастливый работодатель!).
В Интернете есть множество анкет, викторин и статей, которые помогут вам понять, что является движущей силой вашей карьеры. Мы решили взять на себя часть работы и сузить круг вещей, которые вам нужно знать об их идентификации, чтобы вы могли использовать их в своих интересах.
Ниже приведены десять наиболее распространенных драйверов карьеры. Прочтите и найдите свой.
1. Эксперты
Вами движет желание стать настоящим экспертом в своей области. Вы хотите развивать свои способности дальше по предмету, а не по более широкому кругу многих предметов. Вы предпочитаете специализироваться в выбранной области, что ставит вас в превосходное положение, когда только вы (и, возможно, несколько избранных) можете выполнять эту роль.
2. Креативщики
Вы ищете работу, на которой можно напрячь свои творческие способности, мыслить нестандартно и проявить изобретательность. У вас отличное воображение, и вы можете предлагать новые и свежие идеи — и вам это очень нравится.
3. Помощники
Помощники — это те, кто действительно хочет изменить ситуацию к лучшему своей работой. Вы ищете более глубокий смысл в своей карьере, ищете работу, где вы можете каким-то образом оказать ощутимое положительное влияние.
4. Влиятельные лица
Вам нравится постоянно контролировать ситуацию, и вам нравится участвовать в важных решениях на рабочем месте. Видя положительные результаты своих суждений и действий в отношении других, вы вдохновляетесь, и вам нравится направлять и мотивировать людей.
5. Организаторы
Вы умеете поддерживать порядок и любите это делать. Вам нравится планировать, и вы тщательно все продумываете, чтобы добиться отличных результатов в своей работе. Вы чувствуете себя вознагражденным, видя, как ваша тяжелая работа и усилия используются с положительным эффектом.
6. Искатели вознаграждения
Вы стремитесь к финансовой отдаче как к своему центральному побуждению на работе. Вы хотите усердно работать и получать хорошее вознаграждение и признание за свои усилия. Вы счастливы брать на себя большие испытания, чтобы сделать это, потому что знаете, что результаты того стоят.
7. Социальные работники
Для вас важно наличие сильной командной среды или социального аспекта работы. Вам нравится работать с людьми, и вы ищете работу, где вы можете делать это каждый день. Будь то отношения с клиентами или коллегами, вы процветаете в социальных взаимодействиях, чтобы действительно получать удовольствие от своей работы.
8. Охранники
Безопасность работы имеет для вас ключевое значение. Вы ищете карьеру, которая пользуется большим спросом в отрасли. Вы хотите быть уверены, что у вас всегда будет стабильный доход, что ваша роль защищена и что она сопряжена с небольшим риском.
9. Искатели автономии
Вы предпочитаете независимый подход к работе и считаете важным, чтобы вы могли принимать собственные решения и иметь хороший баланс между работой и личной жизнью. Это может включать в себя выбор рабочего времени или местоположения или контроль над собственной рабочей нагрузкой. Вы ищете работу, в которой ваш работодатель проявляет гибкость и приспосабливается к вашим потребностям.
10. Активы
Вам необходимо постоянно двигаться, физически или умственно, и вам бы понравилась работа с регулярными поездками, разнообразной рабочей нагрузкой или большим количеством взаимодействий с новыми людьми. Вы ищете волнения в своей карьере, где вы всегда двигаетесь в той или иной форме.
Как использовать драйверы карьеры
Мы рекомендуем использовать от двух до трех из этих драйверов, однако, если вы считаете, что к вам применимо больше, рассмотрите и их. Решив, какие у вас есть, вы можете исследовать роли или квалификации и навыки, которые вам необходимо получить, что позволит вам реализовать свои амбиции.
Спросите мнение других, у них, вероятно, будут свои идеи о том, что вы должны попробовать, чем больше идей, тем лучше!
Майкл, например, обнаруживает, что попадает в категорию «Помощники», «Социализаторы» и «Активисты». Ему нужна роль, в которой он может влиять на людей, много взаимодействуя в быстро меняющейся и разнообразной среде, поэтому он сузил ее до роли в службе поддержки клиентов колл-центра.