Дзен гедонизм – кто это? Признаки гедонизма, гедонистический стиль жизни

Содержание

Счастье — не в гедонизме. Почему ученые советуют перестать гнаться за удовольствиями 

Новый дивный мир

Когда у большинства появилась свобода выбора и какое-никакое материальное благополучие, они перестали сосредотачиваться на выживании и начали думать о том, как распорядиться свободным временем. Среднестатистическому человеку стали доступны удовольствия, которые еще сто лет назад были прерогативой крошечной элиты. Гедонизм, пылившийся в закромах истории со времен Эпикура, наконец дождался своего часа и очень быстро вышел в топ ценностей постмодернистского общества.

С подачи нейробиологов, отыскавших в середине прошлого века в человеческом мозге «центр удовольствий», у философии гедонизма появилось научное обоснование.

В 1972 году профессор психологии Майкл Фордис провел первое эмпирическое исследование в области счастья и выяснил, что стремление к поиску удовольствий — это единственное, что отличает счастливых людей от несчастных.

В конце 1970-х социолог Дэниел Белл констатировал, что на смену пуританской этике в западном обществе пришла гедонистическая мораль, в которой счастье — высшая ценность, а все, что помогает его достичь (потребление, развлечения и удовольствия), — благо.

Линус Торвальдс, отец Linux, сформулировал теорию о том, что развитие общества и каждого отдельного явления и индивида проходит три стадии: сначала служит выживанию, потом социализации и, наконец, удовольствию. Оглянувшись по сторонам, он обнаружил, что большинство современных явлений и вещей достигло последней стадии и существует ради нашего удовольствия. Секс, еда, жилье, работа, отношения, образование, одежда и вещи в целом стали нужны человеку не для выживания, а для фана. Культ оргазма, мода на фотографию, реклама, телевидение, путешествия, маркетинг, легализация абортов и декриминализация гомосексуализма, мода на чайлдфри и антидепрессанты, эвтаназия и паллиативная медицина, сумочка Louis Vuitton и ваш декоративный канадский сфинкс — все это и многое другое Белл и Бодрийяр считают продуктами гедонистического общества потребления.

Так гедонизм изменил не только систему личных ценностей отдельных людей, но и общество в целом. Даже христианство — одна из самых консервативных религий — на этой волне согласилось слегка трансформироваться и в лице некоторых деноминаций начало проповедовать евангелие процветания и христианский гедонизм, как бы говоря, что Бог, конечно же, есть, но лишь для того, чтобы сделать человека счастливым.

knife.media

Что прикольнее Дзен-Буддизм или Эпикурейский Гедонизм?

Посетитель в книжном магазине разговаривает с консультантом: — Посоветуйте мне что–нибудь о религии. — Ну, у нас есть христианство, есть буддизм… — Давайте буддизм! — Вам Хинаяну или Махаяну? — Махаяну. — Школу трактатов, сутр или дхьяны? — Пожалуй, дхьяны. — Вам Чань, Дзен, Сон, Тхиен… — Ой, давайте лучше христианство. — Вам византийское, европейское или русское? — Европейское. — Католицизм или протестантство? — Пожалуй, протестантство. — Вам лютерантство, евангеликализм, англиканство, фундаментализм, кальвинизм… — А знаете, давайте лучше дзен. — Хорошо, держите. — Но у вас же в руках пусто! — Дзен. — И что? — И все…

Кому что… На вкус и цвет, как говорится!…

я бы поставил равенство есть в дзен буддизме расчетливый гедонизм, должен быть

Развитие для продвинутых личностей всегда приоритетней чем деградация. Гедонизм хорош на отдыхе, но если отдых — это самоцель, то это однозначно деградация. Дзен-буддизм освобождает человека от невежества. Гедонизм порабощает, заставляя ценить приоритеты ствола мозга выше чем запросы полушарий.

дзен буддизм не для того чтобы ты прикалывался

У вас вукраине за что ни возьметесь — все дзен-ананизм получается. И гедонизм-пох%изм-расп%здяйство.

разумеется гедонизм 🙂 если дзен кажется прикольным, значит речь идет не о дзен, а о самоуспокоении или фетишизме на тему дзен. это когда человек начинает считать себя очень умным, продвинутым, мудрым, постигшим, просветленным, богом (нужное подчеркнуть). секты, работающие под буддизм, широко используют такой подход. адепту такой подход очень приятен, как наркотик. вот только у него есть длинный список неприятных побочных эффктов, включающий психозы, депрессию и суицид. люди, будьте бдительны и осторожны. 🙂

touch.otvet.mail.ru

Гедонизм и эгоизм сравним – стань гедонистом!

Добрый день, дорогие домоседы. Будьте гедонистом! Между гедонизмом и эгоизмом есть большая разница. Жаль, что не каждый ее замечает… Гедонизм и эгоизм имеют одну общую черту: обе ориентации стремятся обеспечить единице как можно больше удовольствия. Однако на этом сходства заканчиваются.

Достаточно прочитать любое определение, чтобы поймать эту тонкую разницу, которая их разделяет.

Гедонизм в философии и психологии

Гедонизм, как известно, берет свое начало со времен древней Греции, и представлен через учеников Сократа.

Его главное правило – это получать как можно больше удовольствия от жизни. Эгоизм, напротив, это теория близкая нарциссизму, по которой вы должны заботиться только о себе, не замечая нужд остальных людей.

Потребители характеризуются, как правило, жутким характером и полным отсутствием связи со всем миром. Вы видите разницу?

Несмотря на это, не легко признаться в обществе, что вы являетесь гедонистом. Многие люди принимают эти слова с возмущением, воспринимая последователей гедонизм, как людей плохих, мелочных эгоистов, думающих только о том, что материально.

А именно такое мышление свидетельствует о поверхностной душе и отсутствии понимания.

Гедонизм – это наиболее здоровый и естественный взгляд на нашу жизнь. Он делает так, что человек с таким мировоззрением заботится о себе и хочет брать от жизни самое лучшее.

Но, это только одна сторона гедонизма. Основное различие между гедонизмом и эгоизмом заключается в том, что эгоист заботится только о себе, а гедонист умеет заботиться о других людях – но сначала он хочет, позаботиться о себе, чтобы иметь возможность в полной мере получать радость от помощи другим. И это совершенно нормально.

Только человек, счастливый и довольный, может испытывать радость от заботы о других людях. Если из-за своих обязанностей, человек пренебрегает собой, рано или поздно уходит в разочарование и неприязнь к человеку, для которого жертвует.

Так что такого в гедонизме, что вызывает такую неприязнь у разных людей? Почему так часто люди набрасываются на тех, которые открыто признают, что в жизни важно для них в первую очередь удовольствие, а не идеи, альтруизм и, скажем, такие вещи, как «поиск духовного просветления»?

Конечно, многое зависит от того, что некоторые ошибочно определяют гедонизм. Для многих это означает только то, что нужно «жить быстро, умереть молодым», то есть – грязные греховные удовольствия, ноль обязательств, стараться взять от жизни все, и полное отсутствие самоконтроля.

Может быть, часть гедонисты так действует. Но, это лишь низменные удовольствия, которые приносят мало радости.

Определений удовольствия много и здесь уже зависит от вас – от чего вы его получаете? Для одних – это тусовка, для других – секс, для третьих это может быть, например, путешествие по миру. Все это может стать удовольствием, и целью, к которой хочется стремиться.

К сожалению, общественное давление, воспитание и такие авторитеты, как Церковь внушают людям, что больше всего можно в жизни достичь только упорной работой и преданностью. Удовольствие и радость жизни слишком часто переносится на второй план, как нечто, что не должно быть смыслом жизни.

Само слово «гедонизм» для многих имеет уничижительное значение, как стремление к выгоде. А ведь то, что человек любит комфортную жизнь, означает только то, что он может себе обеспечить комфорт и заботится о себе.

Лень в соответствующих количествах является прекрасным средством для снятия стресса и действует как успокоительно в наших ежедневных заботах.

Только не каждый хочет это понять. Для многих гедонизм всегда будет чем-то плохим, что следует презирать, и таким образом отвергать. Очень легко судить других по внешнему проявлению.

Очень легко сказать «гедонизм ни к чему хорошему не приводит», «гедонисты – это плохие люди», «я действительно сочувствую этим бедным людям, они не знают, что действительно важно в жизни», «несчастные, потерянные эгоисты, они не умеют по-настоящему любить». И так далее, бла, бла, бла.

Полная абсолютная чушь!

Гедонисты просто могут определить, что им в жизни нужно, и многие им завидуют. Если же вы гедонист, то вы знаете, что имеется в виду. На вечеринке взять последний кусок пирога, не стесняясь и, не дожидаясь, пока это сделает кто-то другой.

Если кто-то даст вам на выбор кресло и стул, вы сядете на кресло, так как оно комфортнее. В выходные можете спокойно валяться в постели, не думая о том, что другие в это время работают в саду. Ваша жизнь полная и красивая!

Наш народ нужно научить тому, что удовольствие и комфорт в жизни важны! Завтрак в постель, валяние в постели всю субботу, ванна вместо душа, – в этом действительно нет ничего плохого.

Каждый заслуживает того, чтобы получать удовольствие от жизни, нужно только признать, что действительно в этом нуждается и не иметь из-за этого чувства вины. Не стоит переживать из-за критики.

Всегда найдутся люди, которых что-то будет беспокоить. Сами, будучи недовольны, только и умеют осуждать других, и давать им различные ярлыки. Если мы знаем, что своим поведением мы не делаем никому вреда, необходимо таких людей просто игнорировать.

Гедонисты это, как правило, очень дружелюбные люди, открытые, искренние и довольны жизни. Их отношения являются постоянными и последовательными, именно из-за того, что они умеют бороться за свое и открыто говорить, что им нужно.

Если у вас есть это счастье, и ты такой – не меняйтесь!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

sosed-domosed.ru

Ответы@Mail.Ru: Кто такой гедонист?

Гедонист-последователь и приверженец гедонизма. Гедони&#769;зм (от др. -греч. &#951;&#948;&#959;&#957;&#942;, hedone — «наслаждение» ) — этическое учение, наиболее резко выраженное в Древней Греции, исходящее из того положения, что человек всегда стремится к наслаждениям, удовольствиям и комфорту, а также всегда избегает страданий. Под гедонизмом часто понимается стремление к хорошей еде, изысканному сексу (отсюда церковнославянский перевод «гедоне» как похоть, которую в средневековье символизировала женщина) , к обладанию дорогими и престижными вещами (одежда, комфортное жилище, личный транспорт) . Впервые разработано в философии Эпикура, который делил наслаждения на три типа: естественные, изысканные и противоестественные. Противоположностью гедонизма является аскетизм. В эпоху Возрождения гедонизм расцвёл вновь, обоснованный тезисом «Что естественно, то не безобразно» . <a rel=»nofollow» href=»http://www.krugosvet.ru/articles/102/1010269/1010269a1.htm» target=»_blank»>http://www.krugosvet.ru/articles/102/1010269/1010269a1.htm</a>

Гедонисты — это люди, которые считают, что удовольствие и наслаждение — это главная цель в жизни

кайфожоры иначе говоря

» КАК ГОВОРИТЬСЯ ЖИТЬ ХОРОШО! А ХОРОШО ЖИТЬ ЕЩЁ ЛУЧШЕ !!!»

Нынешняя свора у власти.

touch.otvet.mail.ru

Современный социум: искушение гедонизмом | Зеленая жизнь

Христианские идеалы и ценности, являющиеся глубинными основаниями современной западной цивилизации и отчасти в ней воплощенные, сегодня теряют свое былое значение: разрыв между ними и эмпирической реальностью нарастает. Оставляя в стороне причины этих сложных процессов, обратим внимание на то, какие идеалы и ценности утверждаются взамен уходящих. Ареал христианских ценностей начинают замещать ценности иного ранга и порядка — гедонистические.

Казалось бы, гедонизм — отжившая доктрина, со всей очевидностью продемонстрировавшая свою несостоятельность, и сегодня речь может идти лишь о том, что Р. Барт называл «отрыжками гедонизма». В действительности же гедонистический принцип удовольствия, взятый в качестве жизненной стратегии, оказался широко востребованным и в ушедшем XX в., и в наступившем XXI.

Современная культурная ситуация маркирована таким феноменом, как гипергедония — патологически повышенное стремление человека к удовольствиям, наслаждениям, развлечениям, что представляет реальную угрозу духовному миру человека. Можно без преувеличения утверждать, что в нашем мире понятие «гедонизм» стало относиться к кодовым.

Проблема утверждения гедонистических идеалов приковывает к себе внимание виднейших умов современности. Так, британский социолог З. Бауман считает, что рост гедонистских и эгоистических настроений является знаковым для нашего времени [1; 127]. Один из ключевых американских идеологов  П.Дж. Бьюкенен, провозгласивший идею гибели евро-атлантического сообщества («Смерть Запада»), среди причин демографического кризиса, коллапса института семьи и брака особо выделяет гедонистическую мораль. Следование императиву «живи для себя и наслаждайся жизнью», стремление к максимальному комфорту, приоритет карьеры в ущерб семье, освобождение женщины (понимаемое радикальными феминистками как отказ от традиционной роли жены, матери и хозяйки дома), эгоизм и культ удовольствий — все это приводит к разрушению семьи и брака. Первые плоды гедонизма уже «кажутся ядовитыми».

«Какая сила, — задается Бьюкенен вопросом, — может противостоять песне сирен гедонистской культуры, песне столь обольстительной и призывной, песне, которую повторяют едва ли не все, кто обращается к молодежи, — Голливуд, MTV, «мыльные оперы», телепередачи, глянцевые журналы, по- MTV, «мыльные оперы», телепередачи, глянцевые журналы, по- , «мыльные оперы», телепередачи, глянцевые журналы, популярная музыка, дамские романы и прочие бестселлеры?» [2; 75]. Этот вопрос остается без ответа. Неуправляемая мoдель эгoистического гедoнизма в случае масштабнoгo распространения может привести к разрушению социальной системы. П. Дж. Бьюкенен не сомневается, что общества, создаваемые с целью обеспечения своим членам максимума удовольствия, свободы и счастья, в то же время готовят этим людям похороны.

Другой представитель американской политической элиты, З. Бжезинский, также вынужден признать, что создание в США общества потребления в последнее десятилетие привело к нарастающему гедонизму. Ситуация во многом напоминает времена заката Римской империи, крах которой был вызван, по мнению Бжезинского, тремя основными причинами: политическим разделом, культурным гедонизмом и финансовой инфляцией [3; 23]. Так, США, странам Западной Европы, считает Бжезинский, трудно справиться с культурными последствиями «тупого» социального гедонизма и резким падением в обществе центральной роли религиозных ценностей. Состояние западной культуры довольно проницательно характеризуется американским политологом как сочетание эскапистского гедонизма с духовной пустотой [3; 30].

Д. Белл, крупнейший социальный мыслитель, подчеркивал, что центральное место в современной западной культуре занимает гедонизм. По его мнению, именно в 1960-е гг., в противовес пуританству, оформилась современная гедонистская мораль. Однако сдвиг в системе ценностей западного общества наметился еще раньше, в 1920-е гг., когда в результате массового производства и роста потребления стала преобразовываться жизнь среднего класса: аскетические побуждения начинают уступать место расточительным импульсам. В контексте постмодернистской культуры тема гедонизма, удовольствия и соблазна становится особенно актуальной. Постмодернистское общество избрало своим императивом наслаждение, а своей стратегией — соблазн. Идея жизни «не по духу», «а по телу», присущая современной западной цивилизации, была точно выражена французским философом Ж. Бодрийяром: «Теперь не говорят уже: «У тебя есть душа, ее надлежит спасти», но:

«У тебя есть пол, ты должен найти ему хорошее применение», «У тебя есть бессознательное, надобно, чтобы «оно» заговорило», «У тебя есть тело, им следует наслаждаться», «У тебя есть либидо, нужно его потратить» и т.д. [4; 84].

Накатившая мутная волна гедонизма накрыла современную культуру, изменила ее облик. По мнению французского философа Ж. Липовецки, изменившийся стиль жизни изменил тип культуры, за которым последовали коренные изменения в обществе, его нравах, в современном человеке, живущем в эпоху массового потребления; возник совершенно новый способ социализации и индивидуализации, началась новая фаза в истории западного индивидуализма. Результатом этих перемен стало появление нового типа человека с повышенным вниманием к самому себе и своему телу, заботящегося о собственном благополучии, которого Липовецки именует нарциссом. На смену дисциплинарной социализации идет гедонистическая персонализация, связанная с раскрепощением личности, нейтрализацией социального пространства и оживлением сферы частной жизни [5; 25].

В современном гедонистическом обществе происходит процесс деформации личности, обусловленный сужением горизонта ее бытия, разрушением ценностной вертикали, господством «внешнего человека» над «внутренним». И жизнь человека, и сам человек в таком мире овнешневляются, теряя существенность, глубину, внутреннее содержание; неизбежным следствием гедонизма является духовный кризис, утрата человеком чувства гражданственности, индивидуализм, эгоцентризм и безразличие к общему благу, озабоченность только своими частными интересами.

Гедонистические устремления человека оборачиваются опустошенностью и смысловой выхолощенностью: плененный «хищными вещами» и соблазнами, он тратит свои силы и энергию на поиск новых, еще не испытанных удовольствий. Жизнь «не по духу», а «по телу» — следствие нарушения должной иерархии антропологических ипостасей. «Утилитарные и гедонистические ценности «цивилизованного мира», — отмечает Б.Н. Тарасов, — производят такую огранку человеческой души, при которой незаметно атрофируется ее «высшая половина», а воля приковывается к низшим этажам существования» [6; 250].

Невостребованность метафизических глубин, разрушение сакральных основ бытия ведут к угасанию духа, к атрофии созидательных способностей. Нигилизм по отношению к высшим ценностям и эгоистическое своеволие сопряжены с неизбежной вседозволенностью. Гипертрофия гедонистического начала, характерная для современной цивилизации, видоизменяет саму природу человека: происходит упрощение человеческого сознания, обеднение его ценностно-смысловой сферы, редуцируется духовное измерение человеческого существования.

В культуре влияние гедонизма сказывается, прежде всего, в снижении уровня духовных ценностей, в адаптации произведений искусства к ожиданию и спросу потребителей, в установке на развлекательность. Мощная индустрия удовольствий и развлечений, созданная в современном обществе, — своеобразный индикатор популярности гедонистических ценностей. Культ гедонизма и чувственных наслаждений — характерная черта современной массовой культуры. Усиление акцента на развлекательность и удовольствие в массмедиа проявляется в таком феномене, как «инфотеймент». В режиме гедонистической нацеленности работает реклама, занимающая сегодня место идеологической индокринации. Современные средства массовой коммуникации сыграли решающую роль в том, что гедонизм стал ведущей ценностной ориентацией молодежи.

Гедонизм эволюционирует, порождая новые формы. Так, французский писатель Фредерик Бегбедер, автор романа «Романтический эгоист», называет открытый им вид гедонизма апокалипсическим гедонизмом. «Романтический эгоист», гедонист понимает жизнь как «долгий уик-энд с бокалами бурбон-колы» и убежден, что никто не имеет права помешать ему получить удовольствие (словить кайф) даже на фоне мировых катаклизмов, включая 11 сентября. «Апокалипсический гедонизм — вот правильное состояние духа на сегодняшний день. Раз уж мы уверены, что небо непременно рухнет нам на голову, надо немедленно начать жить на всю катушку, это самая здоровая реакция … После 11 сентября мы ничего не должны откладывать на завтра, потому что неизвестно, состоится ли оно» [7; 67]. Бегбедер предлагает «оттянуться напоследок», ведь «третья мировая война — мощный афродизиак».

Горячий и примитивный гедонизм с его философией carpe diem, с его лозунгами «наслаждаться без стеснений», «все и сию же минуту», отходит в прошлое; но вместо безудержного гедонизма возникает гедонизм рациональный, гигиенический, просвещенный. Развиваются технологии с целью приведения человека в надлежащую форму, внедряются щадящая медицина, диетические режимы, средства для релаксации, появляется уйма всяких снадобий по уходу за собой. Эра гедонизма продолжается.

Список литературы

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.
2. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М.: АСТ; СПб: Terra Fantastica, 2004. 444 с.
3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.
256 с.
4. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. 318 с.
5. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001. 336.
6. Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский (христианская мысль и современное сознание). М.: Academia, 1999. 288 с.
7. Бегбедер Ф. Романтический эгоист // Иностранная литература. 2006. № 2. С. 3-112.

Автор: Галина Васильевна Патракова — руководитель филиала Тюменского государственного университета в г. Сургут

    

www.zelife.ru

Что такое философия дзен и чем она отличается от буддизма?

Ответ на вопрос о том, что такое дзен, должен знать каждый человек, начинающий знакомство с буддизмом. Это понятие формирует сильную личность, способную на разумный анализ своих поступков и созерцание их со стороны. Целью этого процесса должно стать истинное просветление.

Дзен – что это?

В буддизме существует несколько ключевых принципов – таких, как вера, стремление к самоопределению и уважение природы. Большинство буддийских школ имеют общее понятие о понимании того, что такое энергия дзен. Они считают, что она раскрывается в таких аспектах, как:

  1. Знания и мудрость, передающиеся не на письме, а от учителя к ученику во время личного общения.
  2. Таинство Дао – безымянного источника существования земли и неба.
  3. Отрицание усилий по осознанию дзен: считается, что чем больше силишься его понять, тем быстрее он удаляется от сознания.
  4. Множество способов постичь дзен: на протяжении всей истории человечества дзен передается совершенно бессознательно от человека к человеку через эмоции, прикосновения, шутки.

Что такое дзен-буддизм?

Дзен-буддизм – важнейшая школа восточно-азиатского буддизма, процесс формирования которой завершился в Китае в V-VI веках. У себя на родине, а еще во Вьетнаме и Корее он по сей день остается самой популярной монашеской формой религии. Дэен-буддизм – это постоянно меняющееся верование, которое имеет три направления:

  1. «Интеллектуальный дзен» — философия жизни, максимально удалившаяся от религии и ставшая популярной среди художников, философов и ученых.
  2. Психоделический дзен – учение, предполагающее употребление наркотиков ради расширения границ сознания.
  3. Битническое направление – оно известно среди молодежи благодаря упрощенным правилам, пропагандирующим моральную и сексуальную свободу.

Чем дзен-буддизм отличается от буддзима?

Желание достичь дзен означает готовность жертвовать собою на пути к нему – например, показывать кротость и смирение перед учителем. Дзен-буддизм настаивает на соблюдении системы правил учеником, когда классическое направление не требует какого-либо поклонения и проверок во имя религии. Дзен похож на технику, которая подходит людям, не желающим тратить много времени на религиозную составляющую учения.

Дзен и Дао

Оба направления произошли из одного учения, поэтому различия между ними минимальны. Дао никто не сможет выразить словами, потому что оно выражает естественность человеческого существования. Дзен-состояние же абсолютно реально, но его совершенно точно можно описать. В основных книгах учения — работах мудрецов, комментирующих коаны и сутры, эти знания и хранятся.

Дзен-буддизм – основные идеи

Глубина и сила этого учения поражает, особенно если человек лишь начинает знакомство с ним. Не представляется возможным до конца понять, что означает дзен, если отрицать тот факт, что пустота – настоящая суть и цель просветления. Это учение опирается на природу ума, которую невозможно выразить словами, но можно осознать. Его основные принципы:

  1. По своей натуре каждый человек равен Будде и он может открыть в себе просветляющую основу.
  2. Состояние сатори можно достичь только через полный покой.
  3. Получение отклика от своего Будды, который находится внутри человека.

Коаны дзен-буддизма

Коаны – короткие поучительные истории или диалоги, схожие с сурами Корана. Они раскрывают сущность вопросов, возникающих как у новичков, так и у опытных религиозных последователей. Коаны дзен создавались с целью придать психологический толчок ученику, мотивировать его. Ценность каждого из таких рассказов раскрывается в его решении:

  1. Мастер задает ученику коан, для которого он должен найти правильный ответ. Каждое утверждение делается с целью вызвать у неопытного последователя буддизма противоречие.
  2. Находясь в медитативном или близком к нему состоянии, ученик достигает сатори – просветления.
  3. В состоянии самадхи (единства познания и познающего) человек понимает, что такое настоящий дзен. Многие считают его близким с ощущением катарсиса.

Дзен-медитация

Медитация – особое психо-физическое состояние человека, которого проще всего достичь в атмосфере глубочайшей тишины и сосредоточенности. В буддистских монастырях необходимости в предварительной подготовке к погружению в нее не было, потому что члены общин изначально ограждали себя от всяких соблазнов. Монахи отвечая на вопрос о том, что такое дзен-медитация, говорят, что это ощущение чистого сознания без содержания. Достигнуть его можно, выполнив следующую очередность действий:

  1. Сначала нужно сесть на полу, лицом к стене, подложив под ягодицы подушку или сложенное в несколько слоев одеяло. Его толщина не должна помешать принять удобную устойчивую позу. Одежда для медитации подбирается свободная, чтобы не стеснять движения.
  2. Для удобной посадки рекомендуется принять позу полного лотоса или полулотоса.
  3. Следует закрыть глаза и абстрагироваться от проблем и мыслей.
  4. Когда пустота заменит ментальный шум, появится чувство ни с чем не сравнимой расслабленности и удовлетворенности.

Что значит «постичь дзен»?

Желающий найти ответ на интересующий его вопрос обращается к этой восточной технике, как правило, находясь в отчаянии. Он стремится познать дзен после того, как простые способы разрешения дилеммы были исчерпаны. Для некоторых этот процесс представляет собой своеобразный пост с воздержанием от еды, взаимоотношений с противоположным полом и активной трудовой деятельности. Большинство же буддистов придерживаются более традиционных способов осознания тонкой материи дзен:

  1. Следование советам первых учителей буддизма. Они рекомендовали сохранять покой даже в сложных ситуациях и отречься от жизненных неприятностей.
  2. Нахождение источника зла. Если религиозного человека одолевает череда неудач и проблем, то он должен искать причину превратностей судьбы в себе или своих врагах.
  3. Пересечение границ классического мышления. Правила дзен гласят, что человек слишком привык к благам цивилизации, чтобы познать свою сущность. Ему нужно выйти из зоны комфорта, чтобы услышать голос души.

Дзен-буддизм — книги

Каждая религиозная школа и методика научного познания имеет свои литературные труды, позволяющие понять его концепцию даже неискушенным новичкам. Философия дзен также предполагает знакомство с целой библиотекой книг, в которую входят:

  1. Коллектив авторов с комментариями Алексея Маслова «Классические тексты дзен». В одну книгу вошли работы первых наставников чань-буддизма, которые затрагивают все сферы человеческой жизни – как в древности, так и в современной жизни азиатских стран.
  2. Сюнрю Судзуки, «Сознание дзен, сознание начинающего». Она раскрывает содержание бесед опытного наставника с его американскими учениками. Сюнрю удалось не только осмыслить, что такое дзен, но и научиться сосредотачиваться на главных целях.
  3. Вон Кью-Кит, «Энциклопедия дзен». Книга посвящена трудностям понимания бытия, простейшему уяснению его закономерностей и понятий. Путь дзен, по мнению автора, завершается мистическим опытом переживания Абсолюта – вспышки постижения вне времени и пространства.
  4. Тит Нат Хан, «Ключи дзен». Работа японского автора содержит исключительно комментарии к сутрам и коанам южного буддизма.
  5. Миямото Мусаси, «Книга пяти колец». Воин Мусаси 300 лет назад написал монографию об управлении государством, людьми и собственными эмоциями. Средневековый вехтовальщик считал себя учителем дзен, поэтому книга написана в формате беседы с учениками-читателями.

 

womanadvice.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *