Дж. Б. Уотсон (1878–1958). Психология в лицах
Дж. Б. Уотсон (1878–1958)
Имя Джона Уотсона в нашей стране, как говорится, широко известно в узких кругах. Выдающийся ученый XX в., сыгравший исключительную роль в становлении наук о человеке, лаконично упоминается в нескольких историко-научных трудах, известных лишь немногим профессионалам-психологам. Его книги, переведенные на русский язык много лет назад, пылятся невостребованными на полках научных библиотек. Наверное, сегодня следует восполнить этот пробел в нашей эрудиции и подробно рассмотреть научную биографию этого ученого. Тем более что это небезынтересно и в практическом плане.
Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 г. в городке Гринвилл, штат Южная Каролина. Его мать была строгой и религиозной женщиной, отец, напротив, человеком несерьезным и неверующим. Старший Уотсон много пил и увлекался другими женщинами. Кончилось тем, что, когда Джону было 13 лет, отец покинул семью. Через много лет, когда Джон Уотсон стал человеком известным и состоятельным, отец объявился, чтобы напомнить о себе.
По слухам, которые не опровергал и сам Уотсон, он в детстве и ранней юности не отличался покладистым нравом и склонностью к наукам. В учебе он выполнял ровно столько, сколько требовалось для перехода в следующий класс. Педагоги характеризовали его как нерадивого ученика. Подростком он часто ввязывался в драки и даже заработал два привода в полицию.
Тем не менее в возрасте 16 лет он поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвилле, намереваясь стать священником, как когда-то обещал матери. В 1900 г. он получил магистерскую степень. Но в том же году скончалась его мать, фактически освободив сына от давнего обета, которым он уже тяготился. Вместо Принстонской теологической академии, куда он ранее намеревался поступать, Уотсон отправился в Чикагский университет. В ту пору, по воспоминаниям современников, он был «крайне честолюбивым юношей, озабоченным своим социальным статусом, стремящимся оставить свой след в науке, но совершенно не имеющим понятия о выборе профессии и отчаянно страдавшим от неуверенности из-за недостатка средств и умения вести себя в обществе» (в Чикаго Уотсон появился, имея за душой 50 долларов, и в годы обучения брался ради заработка за любую работу, побывав и официантом, и уборщиком).
В Чикагском университете в ту пору сформировалась оригинальная научная школа во главе с Джоном Дьюи и Джеймсом Энджелом. Дьюи, крупнейший американский философ, более известен у нас как теоретик школьного дела, поскольку именно интерес к проблемам народного образования привел его в 20-е гг. в Советскую Россию. (Позитивные отзывы о молодой советской педагогике не спасли, однако, американского гостя от последующей жесткой критики со стороны идеологически «подкованных» теоретиков советской школы.) Мало кому известно, что Дьюи являлся и крупным психологом; им, в частности, написан первый в США учебник психологии. Но не эта книга определила его роль в мировой психологической науке, а небольшая статья «Понятие о рефлекторном акте в психологии» (1896). До той поры главным исследовательским методом психологии являлась интроспекция — изощренное самонаблюдение немногочисленных экспертов, стремившихся выявить содержание состояний сознания. С чисто американским прагматизмом Дьюи призвал сменить цели и методы психологии: в центре внимания должно стоять не содержание, но акт, не состояние, но функция.
Ознакомившись с трудами Дьюи и Энджела, Уотсон увлекся психологией и занялся ее изучением. В 1903 г. он окончил университет, получив докторскую степень и став, таким образом, самым молодым доктором Чикагского университета. В том же году, чуть позже, он женился на своей студентке, девятнадцатилетней Мэри Икес. Однажды в качестве экзаменационной работы Мэри представила Уотсону длинное любовное послание в стихах. Неизвестно, какую оценку она получила на том экзамене, но своего она добилась. Правда, обаятельный преподаватель нравился не только ей, более того — многим молодым особам отвечал взаимностью, заводя бесчисленные интрижки. Терпения жены хватило на 16 лет.
Уотсон работал в Чикаго до 1908 г. в качестве преподавателя и ассистента Энджела. Здесь он опубликовал свой первый заметный научный труд, посвященный поведению белых крыс (дрессировкой крыс он увлекался еще в юности). «Я никогда не хотел проводить опыты на людях, — писал Уотсон. — Мне самому всегда претило быть подопытным. Мне никогда не нравились тупые, искусственные инструкции, которые даются испытуемым. В таких случаях я всегда ощущал неловкость и действовал неестественно. Зато, работая с животными, я чувствовал себя в своей тарелке. Изучая животных, я стоял обеими ногами на земле. Постепенно у меня сформировалась мысль о том, что, наблюдая за поведением животных, я смогу выяснить все то, что другие ученые открывают, используя подопытных людей».
Воспитанный в недрах Чикагской школы, Уотсон крепко впитал недоверие к интроспективной психологии и, следуя идеям прагматизма, наметил свой собственный путь в науке, на котором возможно было бы преобразование психологии в достаточно точную и практически полезную отрасль знания.
В 1908–1920 гг. Уотсон возглавлял лабораторию, а затем кафедру экспериментальной сравнительной психологии в Университете Джонса Гопкинса в Балтиморе, где широкий размах приобрели исследования поведения животных. Кстати, именно тот факт, что феномены поведения животных послужили Уотсону основой общепсихологических обобщений, стал краеугольным камнем критики его идей в советской науке (как будто учение Павлова не выросло из собачьих рефлексов!).
В Университете Джонса Гопкинса Уотсон пользовался огромной популярностью среди студентов. Они посвятили ему выпускной альбом и объявили самым красивым профессором, что несомненно является уникальным в истории психологии знаком отличия.
В 1913 г. появилась первая программная работа Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста», которая положила начало целому научному направлению, ставшему на многие годы доминирующим в психологии. В ней автор призвал отказаться от рассуждений о внутреннем мире человека поскольку тот практически недоступен для наблюдения и изучения. Означало ли это конец психологии как науки о человеке? Вовсе нет. Если нельзя наблюдать «сознание», «переживание», и т. д., и т. п., то вполне возможно и необходимо наблюдать и изучать весь широчайший спектр человеческого поведения. Тем более что именно поведение и представляет главный практический интерес во всех прикладных аспектах.
Так родился бихевиоризм — наука о поведении. Впоследствии его влияние распространилось на широкий круг наук о человеке — педагогику, социологию, антропологию и др. , которые в англоязычной литературе с тех пор называют бихевиоральными (поведенческими) науками.
Центральным понятием новой психологии стало поведение, которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы среды. Согласно идее Уотсона, наблюдая определенную реакцию, мы можем судить о вызвавшем ее стимуле и наоборот, зная характер стимула, можем предвидеть последующую реакцию. А это открывает широкие возможности не только для объяснения человеческих поступков, но и для управления ими. Манипулируя так называемым подкреплением (поощряя желательные реакции и наказывая за нежелательные), можно направлять поведение человека в нужное русло.
Практическое значение идей Уотсона было оценено весьма высоко. В 1915 г. он был избран президентом Американской психологической ассоциации. Интерес к его деятельности проявился и в России. В 1927 г. статья о созданном им научном направлении для первого издания «Большой советской энциклопедии» была заказана лично ему — пример в практике БСЭ исключительный.
Совершенно очевидно, что важнейшим прикладным аспектом бихевиоризма явилась педагогическая практика. Педагогическому воздействию на формирующуюся личность Уотсон придавал исключительное значение. Он писал:
Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и, создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору — врачом, адвокатом, художником, торговцем или, если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков.
Даже современникам такая декларация казалась сильным преувеличением. И сегодня, наверное, следует согласиться с такой оценкой. Хотя нельзя не признать, что на протяжении десятилетий отечественная педагогическая мысль исходила из подобной посылки. Долгие годы считалось, что из любого ребенка можно воспитать Спинозу. А если это в большинстве случаев не удается, виной тому — недостаток приложенных воспитателем усилий. Отдельные педагоги, считающие себя большими гуманистами, настаивают на этой точке зрения и поныне. При этом имя одного из главных теоретиков такого подхода, увы, не упоминается.
Что же касается пресловутой дюжины младенцев, то злые языки утверждали, что столько испытуемых Уотсон никогда не имел и все свои теоретические выводы строил на основе опытов над одним-единственным младенцем — внебрачным сыном своей аспирантки Розалии Рейнер. А самые злые языки поговаривали, что отцом этого универсального испытуемого и является сам профессор Уотсон. Так оно и оказалось! Пятнадцать любовных писем Уотсона к Рейнер были перехвачены его женой, более того, с ее согласия опубликованы в газете «Балтимор Сан». Забавно, что даже в этих страстных посланиях легко угадывается позиция бихевиориста. «Каждая клетка моего тела принадлежит тебе, индивидуально и в совокупности… — писал Уотсон. — Моя общая реакция на тебя только положительна. Соответственно положительна и реакция моего сердца».
Шумный бракоразводный процесс, который за этим последовал, скверно сказался на репутации Уотсона, и ему пришлось оставить научную и преподавательскую деятельность. (Сегодня в такое трудно поверить, однако давление общественной морали тех лет действительно было настолько серьезным.) Несмотря на то, что Уотсон женился на Розалии Рейнер, он так никогда больше не смог получить академической должности — ни один университет не осмеливался пригласить его из-за его репутации.
Следующий шаг Уотсона легко поймет любой современный гуманитарий: вынужденный оставить науку, ученый занялся рекламным бизнесом. В 1921 г. он поступил в рекламное агентство Дж. Уолтера Томпсона на годовой оклад в 25 тысяч долларов, что вчетверо превышало его прежние академические заработки. Работая со свойственной ему энергией и одаренностью, он через три года стал вице-президентом фирмы. В 1936 г. он перешел в другое агентство, где и работал до ухода в отставку в 1945 г.
Приложенные к такой специфической сфере деятельности, как реклама, его идеи об управлении поведением оказались удивительно эффективны. Уотсон настаивал, что рекламные сообщения должны делать акцент не столько на содержании, сколько на форме и стиле, должны стремиться произвести впечатление средствами оригинальных образов. «Для того, чтобы управлять потребителем, необходимо лишь поставить перед ним эмоциональный стимул…» Согласитесь, ведь действует!
После 1920 г. контакты Уотсона с миром науки стали лишь косвенными. Он уделял много времени и сил популяризации своих идей, читал публичные лекции, выступал на радио, печатался в популярных журналах — таких, например, как «Космополитен». Это, несомненно, способствовало расширению его известности, хотя в научном мире авторитета не прибавляло.
Единственным официальным контактом Уотсона с академической наукой явилась серия лекций, прочитанная им в нью-йоркской Новой школе социальных исследований. Эти лекции послужили основой его будущей книги «Бихевиоризм» (1930), в которой он изложил свою программу оздоровления общества.
В 1928 г. Уотсон совместно с Рейнер опубликовал книгу «Психологический уход за ребенком». Книга была с энтузиазмом воспринята родителями, жаждавшими научных рекомендаций по воспитанию. Хотя характер этих рекомендаций надо признать довольно спорным. В частности, по мнению Уотсона, родителям не следует демонстрировать детям своей привязанности и нежных чувств, дабы не сформировать у них болезненную зависимость. Надо сказать, что двое детей Уотсона от второго брака воспитывались именно по этой модели. Один из них впоследствии покончил с собой, другой долгие годы был пациентом психоаналитиков.
Жизнь Уотсона круто изменилась в 1935 г., когда умерла его жена. Будучи на 20 лет старше ее, он был психологически не готов к такому событию и оказался совершенно сломлен. Он изолировал себя от всяких общественных контактов, стал затворником, уединившись в деревянном фермерском домике, который напоминал ему дом его детства. Он продолжал писать, но уже ничего не публиковал. Содержание этих рукописей не известно никому: незадолго до своей смерти в 1958 г. Уотсон сжег все свои записи.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Эрнст Вебер (1795–1878)
Эрнст Вебер (1795–1878) Эрнст Вебер, родился в немецком городе Виттенберг, в семье профессора теологии. В 1815 году он получил докторскую степень в Лейпцигском университете, в котором с 1817 по 1871 год изучал анатомию и физиологию. Главным предметом его научных интересов стала
Эдвин Б. Холт (1873–1946) и Карл Лешли (1890–1958)
Эдвин Б. Холт (1873–1946) и Карл Лешли (1890–1958) Несмотря на то, что бихевиоризм захватил внимание американских психологов, не все они безоговорочно приняли формулировки Уотсона. Некоторые развивали свой собственный подход к бихевиоральной психологии на основе различных
6.3 Бихевиоризм. Джон Уотсон
6.3 Бихевиоризм. Джон Уотсон В 1960-е гг. у американских психологов заново появился интерес к психическим процессам, особенно познавательным, а вместе с ним пришло и чувство свободы — благодаря возможности говорить о явлениях сознания, не вызывая недовольства. Оглядываясь
Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма
Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма Джон Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме – в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо
Дж. Б. Уотсон (1878–1958)
Дж. Б. Уотсон (1878–1958) Имя Джона Уотсона в нашей стране, как говорится, широко известно в узких кругах. Выдающийся ученый XX в., сыгравший исключительную роль в становлении наук о человеке, лаконично упоминается в нескольких историко-научных трудах, известных лишь
Психология как наука о поведении: взгляды Дж.Уотсона
Под поведением понимали все внешне наблюдаемые реакции человека (и животных) на стимулы (раздражители) из окружающей среды. Так возникло психологическое направление, названное бихевиоризмом (от англ. behavio[u]r — поведение). . Ее теоретическая цель – предсказание поведения и контроль за ним. Основатель этого направления Джон Уотсон писал: «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти. Таким образом, бихевиористы предложили изучать не явления сознания, а поведение, которые могут наблюдаться несколькими психологами одновременно и поэтому изучаться объективно. Так появилась формула «стимул–реакция» (S–R), означавшая, что каждой ситуации соответствует определенное поведение (или реакция). Соотношение «S–R» бихевиористы провозгласили единицей поведения. Бихевиористы предполагали также, что,изучив закономерности поведения индивида, можно им управлять и формировать в нужном обществу направлении. Однако далеко не всегда прямое изучение внешне наблюдаемого может помочь психологу в истолковании реальных причин того или иного человеческого поступка.
Толмен Эдвард Чейс (1886-1959) — американский психолог, создатель «когнитивного» (или «молярного») необихевиоризма. В своих экспериментальных исследованиях для объяснения поведения животных и человека Толмен вводит понятие «промежуточных переменных» (цель, гипотеза, «когнитивная карта» и др.) Общая позиция, принятая в этой работе, бихевиористская, но это особый вариант бихевиоризма, ибо имеются различные варианты бихевиоризма. Уотсон, архибихевиорист, предлагает один его вид. Ряд авторов, в частности Хольт, Перри, Сингер, де Лагуна, Хантер, Вейсс, Лешли и Форст, предложили другие, до некоторой степени различные варианты. Здесь не могут быть предприняты полный анализ и сравнение всех этих точек зрения. Мы представим только их некоторые отличительные черты как введение к пониманию нашего собственного варианта.Социальная когнитивная теория Бандуры является менее экстремальной формой бихевиоризма, чем бихевиоризм Скиннера; она отражает возобновление интереса психологии к когнитивным факторам. Общий подход Бандуры основан на бихевиоризме. Его исследования базируются на наблюдении за поведением испытуемых людей в процессе их взаимодействия. Он не использует интроспекцию и отдает должное значению подкрепления в формировании или модификации поведения.Однако система Бандуры является не только бихевиоральной, но и когнитивной. Он подчеркивает влияние на внешние схемы подкрепления таких установок, как вера, ожидания, инструкции. Согласно Бандуре, поведенческая реакция не включается автоматически внешним раздражителем, как это происходит у роботов или машин. Напротив, реакции на раздражители являются самоактивизирующимися. Человек сознательно воспринимает положительное подкрепление, он предвидит его получение в случае соответствующего поведения.Несмотря на то, что Бандура соглашается со Скиннером, что человеческое поведение можно модифицировать посредством подкрепления, а также верит в то-и даже доказывает это эмпирическим путем, — что человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного получения какого-либо подкрепления.Бандура провел широкомасштабные исследования характеристик тех моделей, которые оказывают влияние на наше поведение. Он обнаружил, что мы склонны моделировать поведение людей того же пола, примерно такого же возраста — то есть человека, равного нам, который с успехом решает проблемы, сходные с нашими. Кроме того, на нас производит сильное впечатление поведение «моделей», занимающих высокое положение в обществе. Различные типы поведения служат образцом для подражания в разной степени. Более простые типы поведения имитируются намного чаще, чем более сложные. Агрессивное и враждебное поведение имитируется с наибольшей готовностью, особенно детьми (Bandura.1986). Таким образом, то, что мы видим в реальной жизни и в средствах массовой информации, и определяет наше поведение.Подход Бандуры получил название теории социального научения, поскольку он занимается изучением поведения на уровне его формирования и модифицирования в социальных ситуациях. Бандура критиковал исследования Скиннера, который использовал только отдельные виды подопытных животных, в основном крыс и голубей, а не людей, взаимодействующих друг с другом. Лишь немногие люди проживают в условиях полной социальной изоляции. Бандура утверждал, что не стоит ожидать новых научных открытий в психологии, если будет игнорироваться изучение социального взаимодействия, столь характерного для современного мира.
История учебного дизайна: Дж. Б. Уотсон и сравнительная психология
До 1920 г.: Эмпирическая база знаний для образования |
Этот материал предоставлен Робертом Кентриджем,
Университет Дарема, Англия.
Полную версию его лекции можно найти по адресу: http://www.dur.ac.uk/~dps1rwk/comp6.html
Дж. Б. Уотсон
Дж. Б. Уотсон, Learning and the Lab Крыса
Позиция, согласно которой человеческое поведение можно полностью объяснить с точки зрения рефлексов, ассоциаций стимул-реакция и эффектов подкреплений на них, полностью исключая «ментальные» термины, такие как желания, цели и т. д. были подхвачены Джоном Бродхусом Уотсоном. в его 1914 книга «Поведение: введение в сравнительную психологию». Уотсон также участвовал во внедрении самых Излюбленный объект сравнительной психологии — лабораторная крыса.
Одна из его первых работ, которую он использовал для финансирования своей докторской диссертации. был в качестве смотрителя, одной из обязанностей которого было присматривать за лабораторией крысы, используемые в исследованиях, призванных имитировать «реальные» учебные задачи такие как навигация по сложным лабиринтам (масштабная модель Хэмптон-Корт лабиринт!). Уотсон научился приручать крыс и обнаружил, что может научить крыс открывать коробку-головоломку, как у Торндайка, за небольшую еда-награда. Он также изучал изучение лабиринта, но упростил задача кардинально. Один тип лабиринта представляет собой просто длинную прямую аллея с едой в конце. Уотсон обнаружил, что как только животное был хорошо обучен управлению этим «лабиринтом», он делал это почти автоматически. После запуска стимулом лабиринта его поведение становится ряд ассоциаций между движениями (или их кинестетическими последствия), а не стимулы во внешнем мире. Этот упрощается, укорачивая переулок — хорошо обученные крысы Теперь бегите прямо к торцевой стене. Это было известно как керпланк эксперимент.
Разработка хорошо контролируемых поведенческих техник Уотсон также позволил ему исследовать сенсорные способности животных, например их способности различать похожие стимулы, экспериментально. Теоретическая позиция Уотсона была еще более радикальной. чем у Торндайка — у него не было бы места для менталистских концепций как удовольствие или страдание в его объяснениях поведения. Он по существу отвергал закон следствия, отрицая, что удовольствие или дискомфорт вызвал изучение ассоциаций стимул-реакция. Для Уотсона важна была только частота появления пары стимул-реакция. Подкрепление может вызвать некоторые ответы чаще возникают в присутствии определенных раздражителей, но они не действовали напрямую, чтобы вызвать свое обучение. Ватсон мог Поэтому отбросьте представление о том, что некоторые психические следы стимулов и ответы должны были сохраняться в сознании животного до тех пор, пока подкрепление вызывало усиление связи между ними, что является довольно менталистическим следствием закона следствия.
Топ
Человеческое поведение и малое Альберт
Уотсон стал чрезвычайно влиятельной силой в американской психологии, публикует свою вторую книгу «Психология с точки зрения бихевиористом» в 1919 году. Его неприятие ментализма было полным. Он чувствовал, что мысль объяснима как субвокализация и что речь была просто еще одним видом поведения, которому можно было научиться, закон эффекта. В психологии с точки зрения бихевиориста». он обращается к ряду практических человеческих проблем, таких как образование, развитие эмоциональной реакции и воздействие факторов как алкоголь или наркотики на работоспособность человека. Он даже предлагает что мыслительные процессы можно исследовать, наблюдая за движениями в гортани.
Уотсон считал, что психическое заболевание является результатом «привычки искажение», которое может быть вызвано случайным изучением несоответствующей ассоциации, которые затем продолжают влиять на поведение человека чтобы он становился все более ненормальным. Watson проверил часть этого гипотеза о ребенке в больнице, в которой он работал. малыш, «маленький Альберт», по-видимому, не проявлял особых опасений или фобии по поводу чего-либо, кроме внезапных громких звуков. Для например, когда Уотсон поместил ручную белую крысу в комнату маленького Альберта. на коленях ребенок с удовольствием играл с животным.
В дальнейшем Уотсон поместил крысу в комнату Альберта. колен и его помощник произвели громкий звук, ударив по большому стальному бар прямо за головой Альберта. Через неделю Альберт был подвергается такому же опыту. После этого, когда Альберт показал, что крыса начала раздражаться, выглядя встревоженной. Похожие реакции были произведены другими меховыми предметами (шубой). Ватсон был стремится использовать это как доказательство поведенческой основы фобий, однако, по-видимому, реакция Альберта на ставку была весьма мягкий. Тем не менее, одно из самых распространенных применений кондиционирование было в лечении фобий и других видов поведения проблем, и случай с Маленьким Альбертом часто называют первый опыт в этой области.
Топ
Падение и Взлет Дж. Б. Уотсона
Вскоре после своего эксперимента над Маленьким Альбертом Уотсон стал романтические отношения с одним из его ассистентов — Розали Рейнер. В то время такое поведение было нетерпимо в американской академии, и Ватсон в конце концов был вынужден уйти в отставку из исследования.
Вскоре, однако, он нашел оплачиваемую работу в J. Walter рекламное агентство Thompson, где, используя методы его поведенческой психологии, он показал, что предпочтения людей между конкурирующие продукты основывались не на их органолептических качествах, а на на их ассоциации. Он продолжил развивать продажу продуктов как Кофе Максвелл Хаус, Колд-крем Понда, Джонсонс Бэби Порошок и Одороно (один из первых дезодорантов). К 1924 он был одним из четырех вице-президентов этого очень успешного агентства.
Top
Watson , J.B. Bio
Джозеф Барнс Уотсон (1884-1955) происходил из пастушьих холмов
и болотистых равнин Камберленда, Шотландия. Там, в деревне
Вигтон, Евангелие вошло в дом Джона и Джейн Уотсон. Их брак
стал еще одним доказательством того, что противоположности притягиваются. Джейн была спокойной,
осторожной домохозяйкой, в то время как у Джона была большая доза этой импульсивной,
0008 громкий, веселый порыв, который делал деревенскую жизнь интересной. Джон ушел из школы
ради работы, когда ему было всего девять лет, и только в зрелом возрасте научился читать
у своей жены. Но эти недостатки не уменьшили его рвения к
. Проповедуя в коттеджах и на рынке, он помогал местному отделению Y.M.C.A. (которая на тот момент была агрессивной
евангельской организацией), а также объединилась с простым
собранием верующих.
После Вигтона молодая семья переехала в Уоркингтон, где Джон и
Джейн Уотсон присоединилась к собранию. Там любознательный юный
Джозеф наблюдал, как народ Божий собирается простым новозаветным образом.
Говоря о священных сессиях, проведенных вокруг простых
воспоминаний о смерти нашего Господа, Уотсон позже сказал: «Это минуты
, когда душа осознает присутствие Господа в мере, превышающей все
других часов. любовь ко Христу растапливает наши сердца, и
заставляет наши глаза переполняться.Тогда мы смотрим на Человека
Голгофа. Затем мы склоняемся, чтобы поцеловать ноги Победителя. Затем
мы снова видим раненые руки, ноги и бок и говорим вместе с
Фомой: «Господи мой и Бог мой!» (Иоанна 20:28)
такие впечатления оставили присутствующие
. Святые были уважительны, но не богато украшены.
Не было никаких мультимедийных спецэффектов, чтобы вызвать отношение поклонения
. Но как музыкальный шотландский язык поднял гимн, и
прихожан присоединились, честный наблюдатель мог только сказать, что эти
человек говорили и пели истины, которые они лично видели и слышали.
Еще одним неизгладимым впечатлением на юного Джозефа был прямой подход
к передаче Писания. Как и в армейской жизни, максима такова: «приказ
, который может быть неправильно понят, будет». Итак, рассказывая правду о Боге
, Дж. Б. Уотсон не давал своим слушателям никаких лазеек. Его отец
боялся малоизвестной проповеди. Однажды на изучении Библии, после утомительного 9После обсуждения одного стиха Джон счел, что изучение было менее чем
бесплодным, и спокойно предложил им перейти к следующему стиху.
«Но Джон, — запротестовал один из ученых братьев, — мы еще не исчерпали
этого».
«Нет, — ответил Джон, — но это меня утомило».
Эти юношеские впечатления были сильными. Но люди не входят в
Царство Божие на впечатлениях. Джозеф поднимался по академической лестнице
, преуспевал в физических науках, демонстрируя ловкость
в качестве иллюстратора, а затем в нерабочее время добивается какого-то местного
, известного в Крикетном клубе Уоркингтон как многообещающий левша
с битой. Тем не менее, между своей атлетикой и мирскими достижениями девятнадцатилетний
посещал воскресную школу, где верный старый воин
по имени Джейкоб Диксон наводил прицел на колеблющегося молодого человека
. Джейкоб выследил свою добычу в мастерской Джона Ватсона в Уоркингтоне,
, в апреле 1903 года. Там он указал Джозефу на Иоанна 20:31, 9.0008 «Но это написано для того, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос,
Сын Божий, и чтобы, веруя, вы имели жизнь через Его
имя.» Это был яблочко.
Брат Диксон не был похож на няню Мемфивосфея, которая уронила ребенка
. В последующие годы, до и после переезда Джозефа в
Лондон в 1905 году, брат Диксон имел доминирующее влияние. Диксон был наставником
, который показал ему методы последовательной христианской жизни.
После того, как Джозеф переехал в Лондон, чтобы стать правительственным служащим в 9Таможня 0008, он вел тщательный дневник. «Джос. Б. Уотсон,
, родился: 26 сентября 1884 г. — родился заново, 25 апреля 1903 г.», — написал он,
, затем во главе первой страницы своим аккуратным почерком:
«День днем падала манна»
Дневник изучения Священных Писаний, духовных мыслей и очерков Евангелия, 1905 г.
Девиз года: «Енох ходил с Богом» прогресс изложен в этом журнале. Хоть и не
без начального кризиса в его христианской жизни, прилежный молодой человек на
столе клерка сам был воином в процессе становления. Он напоминает нам
Дуайта Эйзенхауэра, который перед Второй мировой войной работал в штабе
генерала Дугласа Макартура. Неуклонно поднимаясь по служебной лестнице, как мы знаем,
Эйзенхауэр продолжал командовать вторжением союзников в Европу. Генерал
Макартур был явно рассержен тем, что его не взяли на эту работу,
, и насмешливо сказал, что Эйзенхауэр был «лучшим клерком, который у меня когда-либо был».
Но Эйзенхауэр не мог воспринять это как дополнение и возразил
, что под руководством Макартура он «изучал театральное искусство».
Джозеф видел Божью руку в своей ежедневной работе, а по ночам либо
выходил проповедовать, либо слушал библейские учения, либо занимался в
в частном порядке.
До самого конца Дж. Б. Уотсон сохранял живой интерес к
Евангелию и жаловался на тех, кто казался довольным проведением
вежливых, но малопосещаемых евангельских собраний. В своей дневниковой записи от 31 июля за
1905, Уотсон писал: «Каждое собрание должно быть центром, из которого
излучает активное живое свидетельство о спасительной силе Христа…
уютных евангельских собраний, где мы поем красивые гимны и слушаем популярного
проповедника на расстоянии.
у нас нет истинного круга свидетельств о Христе. Мы слишком сужаемся в себе и своих собственных удобствах,
мы слишком часто забываем в нашей собственной безопасности, что вокруг нас
тысячи — кишащие тысячами — идущие без оглядки к бесконечности горе … нам нужно
взбодриться и больше не сидеть на своих удобных сиденьях, моля
Бога простить нашу лень, посылая грешников к вести, но
вставать и со святым усердием нести весть жизни грешнику.
Что говорит Писание? «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие
всей твари». (Марка 16:15) «Идите по дорогам и изгородям и
заставьте их войти». (Луки 14:23) «Идите, работайте в Моем винограднике». (Матфея 20:1-7) «Идет
вперед и плачет, неся драгоценное семя, несомненно, придет снова»
радость. (Псалом 126:6) «Вышел сеятель сеять» (Матфея 13:3)
Через несколько лет он стал известен в Лондоне как эффективный проповедник. своего служения: «
текущая река вырезает себе ложе». К 1908 году стал очевиден его дар учителя Библии
. В том же году он прочитал серию лекций на
трудную тему «Левитских приношений».
В 1910 году Джозеф Уотсон женился на мисс Кэролайн
Джеффри. Их дом был доказательством того, что в церкви все еще есть свои
Прискилла и Акила, и их родные дети (два сына и две
дочери) также были среди их многочисленных духовных чад.
Уотсоны поселились в восточной части Лондона, и в 1911 году Уотсон
объединился с двумя другими способными работниками в евангелизационном служении в
Лейтонстоне. Лейтон был местом работы таких знаменитостей, как лорд
Рэдсток, Уильям Гроувс (известный как «Счастливый Билл») и Джипси Смит. Около
тридцать верующих из местных собраний объединились и начали собрание
в зале Green Grove. Роберт Рендал пишет о собрании, которое было
собрано там: «За десять лет компания увеличилась примерно до 114
человек в регулярном общении. предложил — он твердо верил, что те, кто служит Слову в том, что он обычно называл странствующим служением, должны проделать серьезную работу в
году.0008 свою собственную ассамблею, так как это будет поддерживать связь их министерства с реальностью
. Он не только верил в это, но и практиковал это, и поэтому на личном опыте узнал о проблемах и радостях,
связанных с общинной жизнью поместной церкви». сказал, что Уотсон чувствовал свой первый долг перед собранием в Лейтонстоуне, затем перед большей частью Лондона, а затем и перед более широкой
сферой.0008, чем один бродячий знаток, который напомнил ему пословицу Соломона: «Что птица, вылетевшая из гнезда своего, то человек, вылетевший из своего места» (Притчи 27:8).
В конце концов Ватсон путешествовал до Африки в своем проповедническом служении, но он остался подобен жаворонку из стихотворения Вордсворта,
Который парит, но никогда не бродит,
Верный родственным точкам неба и дома.
Во время работы в Лейтонстоне его часто вызывали в качестве посредника.
В одной из записей в журнале говорится: «Ремонт собрания. Нам помогли привести
разногласий к единому мнению. Вернулись домой в час ночи». Мы можем только представить, как трудно проповеднику вроде Ватсона было держать язык за зубами.
Если бы он захотел, то мог бы наточить свой язык до острого лезвия бритвы
и порезать им человека в клочья. Однажды в лондонских доках он
увидел жестокого человека, издевающегося над лошадью. Он вмешался, чтобы применить то, что англичане называют «надлежащим раздеванием». После того, как Уотсон поставил свои
словесная рапира обратно в ножны, возница стоял неподвижно с
хлыстом, безвольно свисавшим с боку, и восклицал: «Господи, господин, и
вы не употребили ни одного ругательного слова!»
Ватсон был сильным мужчиной с горящими глазами. Но этот случай с погонщиком не был его обычным способом выражения.
Когда Джон Р. Уотсон писал о своем покойном отце, его речь была настолько
экспансивной, что мы должны задаться вопросом, мог ли такой человек когда-либо жить в
году этого столетия. Каждый из нас может молиться, чтобы мы так жили, Христос
перед нашими супругами и детьми, что они будут чувствовать то же самое о
нас. Дж. Б. Уотсон был героем своего дома, который посвящал свои субботние
дней своей семье. Он жил насыщенной жизнью; в расцвете сил он говорил 200 раз в год, кроме того, работал пять с половиной дней в неделю
таможенником, да к тому же рано вставал. Но он не был слишком занят, чтобы разыгрывать своих детей, проверять их школьные работы или
учить их стихотворению. Когда он готовился проповедовать, он иногда
посоветуйтесь со своим юношеским советом советников, а затем в месте проповеди
его восхищенные дети услышат, как их отец вставляет в свое послание
те самые слова совета, данные ему от его детей. Никто другой в зале
не знал бы, почему говорящий ухмыльнулся именно в этот момент
.
Но каждое проповедуемое им послание не было сенсацией. Запись в его дневнике
от 8 января 1925 года гласит: «Опоздал из-за задержки поезда: говорил по номеру 1
Samuel 7. Плохое дело.Встреча 0008. Приехав домой, провел похороны домашней кошки —
печальный день!»
Ватсон продолжал работать на таможне все трудные и
напряженных лет войны. По вечерам он передвигался по
опасным улицам. по своим пастырским поручениям. Затем, в ноябре 1945 года,
после 40 лет и девяти месяцев государственного служения, Уотсон вышел на пенсию. Росс начал
, который стал The Witness. Дж. Р. Колдуэлл был следующим редактором
, который сделал его признанным форумом для надежного обучения. После него его взял на себя Генри
Пикеринг, а в 1941 году Пикеринг передал редакцию
Дж. Б. Уотсону с советом: «При рассмотрении статей помните
эти ряды шахтерских коттеджей!» Например, он был редактором замечательного журнала The Church — A Symposium of Principles and Practice, в который включены статьи других способных людей, таких как У. Э. Вайн. Но Ватсону было
сначала проповедник, а уже потом писец. Речь Уотсона
отражена в его письме — прямом, ясном и с большим вниманием к
деталям Писания. Говорил ли он на открытом воздухе в Гайд-парке
или обращался к 2000 в Скинии Сперджена на воскресном съезде школьных учителей
, он всегда был на высоте. Один друг
сказал: «Его обращения, блестящие образцы проповеднического ремесла,
были изящно высечены в мыслях и фразах. Не для него
небрежная подготовка сердца и ума».
За несколько месяцев до отъезда домой здоровье Уотсона ограничило его
проповедь. В письме другу он признался, что это было великое
испытание. «Резерфорд писал во время своего заключения испытание
его «Тупых шабашей»: я испытываю тот же опыт. Я думаю о себе
как о священнике Захарии, немом, но все еще способном пользоваться планшетом
. (Луки 1:63)
«Я знаю, что испытания ведут к слишком высоким целям, чтобы их можно было проследить,
Который часто в темных одеждах Он посылает Своих служителей благодати».
Давний друг Ватсона, Рэнсом Купер, посетил его в больнице
и услышал его последние слова. Рэнсом читал ему о переводе
мистера Валиант- для истины в путешествии пилигрима. «Я прочел
медленно и отчетливо слова: «Вы знаете всем сердцем вашим и
всей душой вашей, что ни одно из всех благ,
которых Господь Бог ваш, говорил о тебе. Слабо, но ясно он
повторил: «Ни одна вещь не подвела». Затем я прочитал из Буньяна, из
бумаги, помечающей стих: «Я иду к Отцу моему; и хотя
с большим трудом я попал сюда, все же теперь я не раскаиваюсь во всех
хлопотах, которые я преодолел, чтобы добраться туда, где я нахожусь.
«Итак, я оставил его: но память осталась со мной о триумфальных
словах, которые следуют в этом маленьком отрывке из Беньяна: «Мои отметины и
шрамов я ношу с собой, чтобы быть свидетелем для меня, что я боролся с Его
битв Кто теперь будет моим Награждающим… Так он перешел, и все
труб прозвучали для него на той стороне.