Боулби Джон. Большая российская энциклопедия
Психологи
- Области знаний:
- Психология развития и возрастная психология
- Другие наименования:
- Эдвард Джон Мостин Боулби
- Дата рождения:
- 1907 год
- Дата смерти:
- 1990 год
- Современное государство:
- Великобритания
- Сфера деятельности:
- Возрастная психология и психология развития, Консультирование и психотерапия
Бо́улби Джон, Эдвард Джон Мостин Боулби (Edward John Mostyn Bowlby) (26.2.1907, Лондон – 2.9.1990, о. Скай, Шотландия), британский психолог и психиатр, известный как автор теории привязанности. На протяжении всей своей научной карьеры Боулби изучал механизмы формирования эмоциональной связи между матерью и ребёнком, а также связь качества материнской заботы в раннем детстве с последующим развитием ребёнка.
Боулби получил традиционное воспитание в английской семье среднего класса, где всю заботу о детях доверяли няне. Отец бо́льшую часть времени проводил в больнице, где он служил хирургом, мать также уделяла мало времени воспитанию Джона и его старшего брата. В 11 лет домашнее образование закончилось, и Боулби отправился на трёхлетнее обучение в школу на о. Линдисфарн.
Интерес к психологии появился у Боулби не сразу. По окончании школы он 4 года учился на военно-морского офицера в Британском королевском военно-морском колледже в Дартмуте. Осознав, что военная карьера его не привлекает, в 1925 г. Боулби поступил в Тринити-колледж в Кембридже на медицинское направление, позднее перевёлся на психологическое, по окончанию которого в 1928 г. ему была присвоена квалификация психолога.
После выпуска из колледжа Боулби в течение года работал на волонтёрских началах учителем в школе для детей со сложностями в поведении. В процессе работы у Боулби вызвали особенный интерес двое детей: первый, подросток, эмоционально обеднённый, обособленный, был исключен из предыдущей школы за воровство, воспитывался преимущественно без матери; второй ребёнок, 8 лет, тревожный, повсюду следовал за Боулби, за что его в школе даже называли «тенью Боулби» (Senn. 1977; Bowlby. 2020). В итоге опыт работы, полученный в школе, не только способствовал принятию решения Боулби стать детским психиатром, но и задал направление для работы на всю дальнейшую профессиональную жизнь учёного (Bretherton. 1992).
В 1929 г. Боулби поступил в клинику Университетского колледжа (University College Hospital) и одновременно начал обучение в Британском психоаналитическом институте (British Psychoanalytic Institute). В 1933 г., получив базовое медицинское образование, он поступил ординатором в психиатрическую больницу Модсли (Maudsley Hospital) в Лондоне.
Во время обучения в Британском психоаналитическом институте Боулби оказался под влиянием идей М. Кляйн, которая являлась не только значимой фигурой в институте, но и супервизором Боулби. В будущем Боулби признает заложенный Кляйн и её ближайшей коллегой Дж. Ривьер психоаналитический фундамент своих взглядов на ранние отношения в диаде «мать – ребёнок» и патогенез потери, в который вошёл, в частности, ряд положений теории объектных отношений (Bretherton. 1992). Однако учёный не разделял подхода Кляйн к причинам эмоциональных нарушений в детском возрасте, которые, согласно Кляйн, коренятся во внутреннем конфликте между влечениями и запретами: Боулби же пришёл к выводу, что реальный опыт семейных отношений играет более важную роль.
Своим новым взглядам, выходящим за рамки психоаналитических объяснений, Боулби обязан опыту работы психиатром с 1937 по 1940 гг. в Детской консультационной клинике (Child Guidance Clinic) в школьном отделении для детей с задержкой развития и сложностями адаптации. Именно там он провёл своё первое эмпирическое исследование и нашёл связи между симптомами детей и ранней сепарацией и депривацией материнской заботы. Выводы относительно причин эмоциональных нарушений в детском возрасте Боулби изложил в своей ранней теоретической работе 1940 г., выполненной в форме манифеста, в котором автор призывал психоаналитиков изучать реальные свойства организма и учитывать их в своих выводах, а также обращал внимание на необходимость работы с родителями.
2-я мировая война прервала карьеру Боулби в качестве детского психиатра, он получил распределение в сектор офицерского отбора в клинике при Тавистокском институте, и это стало поворотной точкой в биографии учёного. Опыт, полученный в этот период, позволил Боулби выработать методологический базис, который он применил для статистической обработки данных, собранных ранее в ходе службы в Детской консультационной клинике. Полученные результаты Боулби опубликовал в работе под названием «Сорок четыре юных вора: характер и семейная жизнь» (Bowlby. 1944).
В 1946 г. Боулби был приглашён на позицию главы детского отделения клиники Тавистокского института человеческих отношений (Tavistock Institute), где он инициировал и возглавил проект по исследованию последствий сепарации младенцев с основным ухаживающим взрослым. Боулби переименовал вменённое ему отделение в Департамент детей и родителей в соответствии со своей идеей о необходимости работы не только с детьми, но и с их родителями; эта идея воплотилась им и в форме организации регулярных групп поддержки для матерей. Именно здесь, в Тавистокском институте, Боулби сформулировал свою теорию привязанности, разворачивая и обосновывая её основное положение о том, что нарушение эмоциональной связи ребёнка с матерью на ранних этапах развития отражается в поведении ребёнка на последующих этапах взросления (Senn. 1977; Bowlby. 2020).
В 1948 г. к исследовательской группе Боулби в Тавистоксом институте в качестве ассистента присоединился Дж. Робертсон. В его задачи входило проведение наблюдений за младенцами, оставленными в больнице или государственном учреждении без попечения родителей. После двухлетнего сбора данных Робертсон снял документальный фильм с выбранным случайным образом героем – «Двухлетний ребёнок в больнице» («A Two-Year-Old Goes to Hospital») (Bowlby. 1952). В будущем именно этот фильм способствовал улучшению условий пребывания детей в больницах Великобритании и других европейских стран.
В конце 1950 г. к команде в Тавистокском институте присоединилась канадско-американская исследовательница в области психологии развития М. Эйнсворт. Эйнсворт стала ближайшей коллегой и соратницей Боулби, которой удалось расширить и эмпирически подкрепить его теорию привязанности. Наряду с Эйнсворт и Робертсоном коллегами Боулби в разное время являлись также такие исследователи в области привязанности и психологии развития, как М. Бостон (Mary Boston), Д. Розенблют (Dina Rosenbluth), Р. Шаффер (Rudolph Schaffer), К. Хайнике (Christoph Heinicke) и Т. Амброз (Tony Ambrose).
Важным событием в карьере учёного стало его выступление на съезде Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1951 г., посвящённое проблеме психического здоровья бездомных детей в послевоенной Европе (Bowlby. 1951). Подготовить доклад на эту тему учёному предложил Р. Харгривс, в то время заведующий отделом психического здоровья ВОЗ. В своём докладе Боулби использовал все имеющиеся на тот момент результаты американских и европейских исследований, которые убедительно показывали важность любви и заботы материнской фигуры на ранних этапах жизни ребёнка для его последующего здорового развития. Опубликованный ВОЗ в том же году доклад под названием «Материнская забота и психическое здоровье» («Maternal Care and Mental Health») был переведён на 14 языков и продан в количестве 400 тыс. экземпляров, что обеспечило идеям Боулби мировую известность (Bretherton. 1992). Второе издание доклада было выпущено в 1965 г. с переработанными Эйнсворт главами.
Основным тезисом Боулби, определяющим линию его исследований, было то, что эмоциональное развитие ребёнка связано с качеством заботы о нём в раннем периоде жизни. Хотя в своём докладе для ВОЗ Боулби ещё использовал психоаналитическую терминологию, однако для теоретического объяснения генеральной линии своих предположений Боулби считал психоаналитический подход слишком ограниченным. В ходе поиска удовлетворительного теоретического основания учёный обратился к идеям К. Лоренца об импринтинге, особенно его заинтересовал процесс запечатления среди гусей и уток, для формирования которого не требуется пищевое подкрепление (Hess. 1959).
За более глубоким пониманием этологических принципов и возможности их применения к объяснению природы привязанности между матерью и ребёнком Боулби обратился лично к Р. Хайнду, выдающемуся исследователю поведения резус-макак в диадах «мать – детёныш» в ситуациях сепарации и объединения. В 1953 г. Боулби опубликовал первую статью, в которой была описана его этологическая концепция поведения привязанности человека, разработанная с опорой на данные, полученные на животных. Коллеги Боулби не поддержали этологического подхода к объяснению феномена человеческой привязанности и не стали его развивать, продолжив опираться на психоаналитическую парадигму.
В течение своей дальнейшей исследовательской карьеры Боулби изучал привязанность в диаде «мать – ребёнок» в контексте сепарации, считая это событие наиболее чётким и неоспоримым по степени своего влияния на отношения между матерью и ребёнком.
Первые положения своей теории привязанности, основанные на принципах этологии и психологии развития, Боулби представил Британскому психоаналитическому обществу в трёх, на сегодняшний день ставших классическими, публикациях: «Природа связи ребёнка с матерью» (1958), «Сепарационная тревога» (1959) и «Горе и траур в младенчестве и раннем детстве» (1960). К 1962 г. Боулби закончил ещё две работы, посвящённые процессам психологической защиты во время траура (Bretherton. 1992). Именно эти пять работ с представленными в них идеями стали основополагающими для его теории привязанности.
В работе «Природа связи ребёнка с матерью» Боулби оспаривает психоаналитический подход к объяснению связи с матерью, основанной прежде всего на удовлетворении первичных потребностей, а во вторую очередь – на эмоциональной связи (Bowlby. 1958). Автор предлагает концепцию, согласно которой поведение привязанности на первом году жизни формируется посредством набора врождённых реакций – сосания, цепляния, следования и плача, при этом реакции следования и цепляния выделяются как более значимые. Боулби также высказывает мнение, что привязанность является естественной и здоровой функцией не только в детском, но и во взрослом возрасте.
Для подкрепления своих утверждений Боулби приводит существующие на тот момент эмпирические данные исследований когнитивного и социального развития ребёнка, включая результаты Ж. Пиаже (1951). С работами Пиаже и других исследователей Боулби знакомится на серии семинаров «Психология ребёнка», организованных Р. Харгривсом. В этих семинарах в период с 1953 по 1956 гг. принимали участие Э. Эриксон, К. Лоренц, М. Мид и другие выдающиеся учёные.
В публикации «Сепарационная тревога» (Bowlby. Separation anxiety. 1960) Боулби описывает механизм возникновения тревоги в ситуациях сепарации, приводя многочисленные данные наблюдений за поведением во время сепарации как младенцев, так и детёнышей приматов (см. Bowlby. 1952; Heinicke. 1956; Harlow. 1958). Опираясь на этологические концепции, Боулби заявляет, что дети испытывают сепарационную тревогу в случае, когда ситуация активирует одновременно поведение защиты и привязанности при отсутствии фигуры привязанности. Сепарационная тревога может быть присуща ребёнку в самых разнообразных ситуациях во внутрисемейных отношениях, начиная от выражения родителем отвержения и заканчивая болезнью сиблинга. В ряде случаев, по мнению Боулби, сепарационная тревога может быть низкой или вовсе отсутствовать, что является проявлением психологической защиты у ребёнка. Позднее эти идеи получили развитие в исследованиях типологии привязанности Эйнсворт (Patterns of attachment. 1978).
Статья «Горе и траур в младенчестве и раннем детстве» оказалась наиболее провокативной для психоаналитического сообщества. В противовес позиции А. Фрейд, которая считала, что ребёнок в раннем возрасте не может испытывать траур по причине неразвитого эго, Боулби заявлял, что переживание горя и траура у детей и взрослых является показателем поведения привязанности и активируется при недоступности фигуры привязанности (Bowlby. Grief and Mourning … 1960). Также он утверждал, что частая смена ухаживающих взрослых негативно сказывается на способности завязывать устойчивые и близкие отношения. Свои рассуждения в этой работе автор выстраивает исходя из ранее выделенных им с Робертсоном фаз переживания ребёнком горя: протест, отчаяние и отрицание.
Взгляды Боулби и Робертсона на переживание горя в ответ на потерю фигуры привязанности нашли отражение в работах К. Паркса, ведущего исследователя переживания горя у взрослых (Parkes. 1972), а также в известной стадиальной концепции принятия потери Э. Кюблер-Росс (Kübler-Ross. 1970).
Публикации, в которых Боулби явным образом придерживался этологических и социально-когнитивных концепций в объяснении природы привязанности в диаде «мать – ребёнок», были крайне негативно встречены психоаналитическим сообществом (Bretherton. 1998). Тем не менее Боулби продолжал оставаться членом Британского психоаналитического общества до конца своей жизни, хотя и не использовал его как площадку для обсуждения своих идей.
Подробное описание своей теории привязанности Боулби опубликовал в трёхтомнике «Привязанность и потеря» в 1969–1980 гг. Центральным понятием в теории Боулби, объясняющим механизм поведения привязанности, становится «рабочая модель» – представление ребёнка о себе и окружающем мире, которое формируется и закрепляется у него в процессе отношений с ухаживающим взрослым на ранних этапах развития и является базой для процессов адаптации и установления отношений с окружающими на последующих этапах развития ребёнка (Bowlby. 1969; 1973; 1980).
Дж. Боулби был почётным членом Американской академии искусств и наук (American Academy of Arts and Sciences), британских Королевского колледжа психиатров (Royal College of Psychiatrists) и Королевского медицинского общества (Royal Society of Medicine), а также отдельно – секции психиатрии последнего. В 1972 г. Боулби был удостоен звания командора ордена Британской империи (CBE).
Юдина Татьяна ОлеговнаДата публикации: 1 июня 2022 г. в 15:04 (GMT+3)
Теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсвотс
2.12.2011
Одним из наиболее популярных в настоящее время направлений психоанализа в западной психологии является теория привязанности, основателями которой стали американские психологи Джон Боулби и Мария Эйнсвотс. В этой теории, как и в психоанализе, центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. Именно опыт отношений с родителями на первом году жизни, который порождает привязанность к близкому взрослому, определяет дальнейший ход психического развития.
Однако, в отличие от психоанализа, привязанность ребенка к матери определяется не тем, что мать является источником физического удовольствия (пищевого или сексуального), а тем, что она обеспечивает его защиту и безопасность. Привязанность обусловлена врожденными, генетическими механизмами. С точки зрения Дж. Боулби, мать и у животных, и у человека выполняет прежде всего роль защиты потомства от неблагоприятных воздействий среды. В процессе эволюции вырабатывается определенный инстинктивный механизм, при «включении» которого ребенок ищет близости с матерью, особенно в ситуациях, потенциально опасных для него. Этот подход можно было бы назвать эволюционно-этологическим.
Следует заметить, что большинство исследований, подтверждающих эту точку зрения, проводились на животных.
Так, важным доказательством инстинктивного стремления младенца к защите матерью считаются опыты X. Харлоу с детенышами макак-резусов. В этих опытах обезьянкам предоставлялся «выбор» двух искусственных мам. Одна из них была «кормящей» (к ней был прикреплен рожок с молоком), но жесткой и холодной (сделанной из проволоки), а другая — теплой и пушистой (сделанной их меха), но не дающей никакой пищи. Оказалось, что маленькие макаки явно предпочитали пушистую маму (особенно в случае опасности), а к проволочной обращались только за пищей.
Эти эксперименты подтверждают второстепенную роль кормления для формирования привязанности детенышей к маме и доказывают решающее значение физического комфорта от соприкосновения с мягким теплым телом.
Хотя тенденция к формированию привязанности имеет эволюционно-генетическое происхождение, само качество привязанности зависит от внешних факторов — главным образом от опыта первых отношений с матерью. Если мать в первые месяцы жизни ребенка проявляет нежность, заботливость, чувствительность к потребностям и интересам ребенка, у него формируется надежная привязанность, которая дает чувство безопасности и способствует проявлению продуктивной активности в разных сферах.
Качество привязанности обычно выявляется в специальном тесте, разработанном М. Эйнсворт и получившем название «незнакомая ситуация». Этот тест включает ряд различных ситуаций, в которых варьируется присутствие или отсутствие матери и незнакомого взрослого в новой для малыша ситуации с незнакомой игрушкой. Главным показателем качества привязанности является реакция ребенка на появление и уход матери и его познавательная активность в новой обстановке. Для детей с надежной привязанностью характерны активная исследовательская деятельность в новой обстановке, отсутствие страха перед незнакомцем и радость при появлении матери.
Привязанность как мотивационно-поведенческая система складывается к концу первого года и становится тем базисом, на котором происходит дальнейшее развитие личности ребенка. К этому возрасту у ребенка складывается важнейшее психологическое образование, которое Боулби назвал «внутренняя рабочая модель». Эта модель представляет собой неразрывную и взаимообусловленную связь себя и другого. Ребенок воспринимает себя через отношение к нему близкого взрослого, а этого взрослого (фигуру или персону привязанности) через то, как он к нему относится. Например, в случае надежной и безопасной привязанности ребенок воспринимает себя как любимого, достойного уважения, смелого, умного, а близкого взрослого — как источник любви, защиты и уважения. Если его привязанность ненадежна или небезопасна, он относится к себе как к отвергнутому, нелюбимому, ни к чему не способному, а предмет его привязанности становится источником страха и опасности. Таким образом, отношение ребенка к себе и его представление о себе определяют его отношение к близким взрослым (прежде всего к матери).
Привязанность включает две противоположные тенденции:
- стремление к познанию внешнего мира, к риску, к опасности;
- стремление к защите и к безопасности.
Первая тенденция уводит ребенка от матери в новый, неизвестный мир, вторая — напротив, возвращает к ней. Эти две тенденции неразрывно связаны и взаимообусловлены: чем надежнее и безопаснее привязанность, тем выше познавательная активность ребенка. Поэтому от качества привязанности зависит дальнейшее развитие всех познавательных и коммуникативных способностей ребенка.
В последнее время в американской и европейской психологии появляется все больше исследований, где доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка к матери, возникшего в раннем детстве, на самые разные аспекты его дальнейшей жизни: успехи в школе, решение социальных и познавательных проблем, отношения с ровесниками, успешность адаптации к социальной среде и пр.
Ключевые слова: Привязанность
Источник: Смирнова Е. О., Детская психология
Материалы по теме |
---|
Теория привязанности Джона Боулби и психоанализ Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов… |
Теория привязанности и ее значение для психотерапии Базисное руководство по психотерапии |
Типы привязанности ребенка к матери Мухамедрахимов Р.Ж., Мать и младенец |
Теория аттракции Столяренко Л.Д. — психология управления (Высшее образование) |
Межличностная аттракция Тертель А.Л., Психология. Курс лекций |
Джон Боулби Биография
Джон Боулби был психологом и психиатром 20-го века, наиболее известным своими исследованиями формирования привязанности и разработкой теории привязанности.
МолодостьЭдвард Джон Мостин Боулби родился 26 февраля 1907 года в Лондоне. Он вырос в семье из шести детей, и его основным опекуном была няня. Как это было типично для семей высшего сословия в Великобритании в то время, Боулби очень мало общался со своей матерью. У него развилась глубокая привязанность к своей няне, что, возможно, предвещало его более поздний интерес к формированию привязанности. Отец Боулби, сэр Энтони Альфред, был баронетом и членом медицинского персонала короля.
Няня ушла из дома, когда Боулби было четыре года, и он испытал чувство глубокой утраты. Его отправили в школу-интернат в возрасте семи лет; Позже он утверждал, что школа-интернат нанесла ущерб его благополучию. Он не считал, что разлучение с семьей было продуктивным для детей в таком юном возрасте, хотя и предполагал, что удаление из неблагополучной домашней среды потенциально может принести пользу ребенку старшего возраста.
Профессиональная жизньБоулби изучал психологию в Тринити-колледже в Кембридже, где преуспел в учебе. Он продолжил изучать медицину в больнице университетского колледжа в Лондоне и поступил в Институт психоанализа. По окончании учебы он начал работать психоаналитиком в больнице Модсли. Боулби был членом Медицинского корпуса Королевской армии во время Второй мировой войны и продолжал работать в области медицины в качестве заместителя директора Тавистокской клиники. Некоторое время он работал во Всемирной организации здравоохранения в качестве консультанта по психическому здоровью в течение 19-го века.50-е годы.
В детской консультативной клинике в Лондоне Боулби начал исследовать проблемы, связанные с неадаптированными детьми, демографическая группа которых вызвала его интерес. Боулби проявлял особый интерес к числу сирот, разлученных со своими семьями во время войны, и изучал работы Анны Фрейд, Рене Шпица и Дороти Берлингэм. Боулби разработал свои собственные теории привязанности и развития ребенка на основе многолетних исследований, наблюдений и опыта.
Боулби женился на Урсуле Лонгстафф и имел четверых детей. Он умер в 1990.
Вклад в психологиюБоулби внимательно изучил влияние привязанности на поколения и ее влияние на поведение. Он считал, что поведение привязанности является неотъемлемым механизмом выживания, предназначенным для защиты младенца или ребенка от хищников. По словам Боулби, у детей, которые были надежно привязаны к надежным опекунам, было больше шансов дожить до взрослой жизни. По словам Боулби, дети могут в конечном итоге быть ненадежно привязанными, если их родители были ненадежными или жестокими опекунами, и эта привязанность может повлиять на формирование более поздних отношений, а также стиль и навыки воспитания. Следовательно, стиль привязанности имеет межпоколенческий компонент: ненадежно привязанный родитель потенциально может передать свой ненадежный стиль привязанности своему ребенку.
Боулби считал, что здоровое психологическое развитие ребенка зависит от безопасных и функциональных отношений с родителем или опекуном. Боулби предположил, что привязанность начинается в младенчестве через связь между ребенком и самым внимательным опекуном. Поскольку эта фигура обычно является матерью, большая часть исследований Боулби была основана на отношениях между матерями и детьми. Эти первые отношения формируют основу внутренних рабочих моделей ребенка, влияя на его или ее мысли, чувства и ожидания в отношении последующих отношений. Боулби тесно сотрудничал с Мэри Эйнсворт, его ученицей и возможной коллегой, которая продолжила разработку теста в странной ситуации, который измеряет привязанность ребенка к его или ее опекунам.
Теории Боулби о материнской депривации были поддержаны Всемирной организацией здравоохранения и непосредственно способствовали радикальным изменениям в уходе за госпитализированными детьми в Европе. Боулби подчеркнул важность материнской связи для психологического благополучия ребенка, и это привело к пересмотру правил посещения и вмешательств для бездомных и осиротевших детей. Поскольку Боулби считал, что большая часть данных, касающихся разлучения детей, устарела и скудна, он использовал свой собственный опыт с детьми-правонарушителями и детьми-сиротами, чтобы изложить свою теорию привязанности.
Работа Боулби в значительной степени основывалась на концепциях эволюционной биологии, и большая часть его рассуждений основывалась на этологии — изучении поведения животных. Его исследования часто рассматривают как раннюю форму эволюционной психологии, а его последней книгой, опубликованной посмертно, была биография Чарльза Дарвина под названием «Чарльз Дарвин: новая жизнь ». Книга посвящена загадочной болезни, которую Дарвин перенес в конце жизни, и предполагает, что она могла быть психосоматической.
НаследиеИсследование Боулби нашло отражение в научно-популярной литературе и внесло свой вклад в концепцию «родительской привязанности», выражение, принятое педиатром Уильямом Сирсом. Сирс защищает этот стиль воспитания, частично основанный на исследованиях Боулби. Родители, которые практикуют этот стиль воспитания, сосредотачиваются на развитии надежных, стабильных привязанностей со своими детьми, используя такие методы, как грудное вскармливание, частый физический контакт и совместный сон.
Джон Боулби Биография | Известные психологи
Джон Боулби также является одним из самых цитируемых психологов всех времен. Хотите узнать о нем больше? Вы находитесь в нужном месте.
Кто такой Джон Боулби?
Ранние годы Джона Боулби
Образование
Теория привязанности Джона Боулби
Гипотеза материнской депривации
Приложения теории привязанности Боулби
Критика теории привязанности Боулби
Книги, награды и достижения Джона Боулби
Джон Боулби Дети и личная жизнь
Кто такой Джон Боулби?
Джон Боулби был британским психологом, психоаналитиком и психиатром. Он широко известен как основатель теории привязанности, которая до сих пор считается действенной теорией. Боулби считал, что дети имеют врожденную склонность к развитию тесной эмоциональной связи со своими опекунами.
Ранние годы Джона БоулбиЭдвард Джон Мостин Боулби родился 26 февраля 1907 года в Лондоне. Его родителями были сэр Энтони Альфред Боулби и Мэри Бриджит Мостин. Джон Боулби был четвертым из шести детей. Его братьями и сестрами были Винни, Марион, Тони, Джим и Эвелин.
Джон Боулби Родители
Боулби вырос в викторианской семье, принадлежащей к высшему среднему классу. Его отец — сэр Энтони — был баронетом, высокопоставленным офицером британской армии и хирургом в королевском медицинском штабе. Сэр Энтони был известен своей сильной личностью и склонностью придерживаться своих решений, если считал их правильными. Мать Джона — Мэри — обучалась на дому и происходила из семьи среднего класса.
Родители Боулби поженились в 1898 году. В то время в британском обществе было принято, чтобы семьи с высоким социальным положением нанимали няню для воспитания детей. Общее мнение состояло в том, что дети станут избалованными, если им будет уделяться слишком много внимания и ласки.
Дети Боулби большую часть дня проводили в детской. Она располагалась на верхнем этаже дома и была изолирована от других комнат. В результате Боулби видел свою мать только один час каждый день после чая. Обычно он видел своего отца только по воскресеньям из-за того, что сэр Энтони работал в армии.
Летом мать Боулби старалась уделять ему и его братьям и сестрам больше времени. У Марии была глубокая любовь к природе, которую она пыталась передать своим детям. Она призвала их научиться ездить верхом, стрелять, ловить рыбу и узнавать птиц, цветы и бабочек. Вполне возможно, что Мэри пробудила у Джона любовь к природе в детстве, а также его будущий интерес к этологии.
Поскольку его родители обычно недоступны, Боулби был воспитан няней Френд и двумя ее нянями. Он был особенно близок с няней Минни, которая в основном ухаживала за детьми. Однако няня Минни ушла из дома, когда Боулби было четыре года. Позже Боулби заявил, что чувствовал себя так, как будто потерял мать.
После ухода няни Минни Няня Френд взяла на себя заботу о Боулби и его братьях и сестрах. Однако у нее не сложились очень близкие отношения с детьми, поскольку она была более саркастичной и холодной, чем няня Минни. Детей Боулби обучала на дому гувернантка, когда им исполнилось шесть лет. Позже Тони и Джон посещали дневную школу в Лондоне.
Детство Джона Боулби во время Первой мировой войны
Первая мировая война оказала большое влияние на семью Боулби. Это держало сэра Энтони вдали от его семьи, и в 1918 Джона и Тони отправили в школу-интернат под названием Линдисфарн. Хотя отправка детей в школу-интернат была обычной практикой того времени, родители Боулби также хотели обезопасить своих детей, поскольку в 1917 году Лондон подвергался воздушным налетам и бомбардировкам. Боулби описал свой опыт в Линдисфарне как ужасный и травмирующий.
Разлука была постоянной темой в детстве Джона Боулби. Помимо того, что он пережил разлуку со своими родителями, няней Минни и его семьей (после того, как его отправили в школу-интернат), он также потерял своего любимого крестного отца, который скончался. Это воспитание сделало Боулби очень чувствительным к страданиям детей, когда он стал взрослым. Его детские переживания также, вероятно, повлияли на его исследования разлуки в более позднем возрасте.
ОбразованиеБоулби поступил в Королевский военно-морской колледж Британии в 1921 году. В то время он хотел стать морским офицером. В 1925 году он поступил в Тринити-колледж в Кембридже после того, как его отец призвал его изучать медицину. Однако у Боулби не было страсти к естественным наукам или анатомии. К тому времени, когда он окончил Тринити-колледж в 1928 году, он переключил свое внимание с медицины на психологию развития.
После окончания Кембриджа Боулби отклонил предложение стать учителем естественных наук в школе для мальчиков Святого Павла в Лондоне. Он стремился расширить свое понимание в области психологии развития и образования. Он устроился в Данхерст, младшую школу Бедейлса, в которой особое внимание уделялось свободе учащихся, самовыражению и обучению на практике. Несмотря на то, что он очень хорошо ладил с маленькими детьми в Данхерсте, он покинул эту должность через шесть месяцев, поскольку бюджетные ограничения означали, что у него было мало времени со студентами.
Позже Боулби пошел в другую прогрессивную школу под названием Priory Gates. В эту школу принимали неприспособленных учеников, чьи эмоциональные проблемы можно было проследить до их семейной жизни. Боулби описал свое пребывание в Priory Gates как «самые ценные шесть месяцев в моей жизни». Этот опыт научил его, что многие из проблем, с которыми сталкиваются люди сегодня, могут быть связаны с проблемами в раннем детстве.
Колледж
Когда ему было 22 года, Боулби зарегистрировался в больнице Университетского колледжа в Лондоне. Пока он изучал медицину, он также поступил в Институт психоанализа. Боулби получил медицинскую степень в возрасте 26 лет. Затем он обучался психиатрии в больнице Модсли и получил квалификацию психоаналитика в 19 лет.36 лет в возрасте 30 лет.
Боулби работал психиатром в Лондонской детской клинике с 1937 по 1940 год. Это была школа для неприспособленных детей. За время своего пребывания в клинике Боулби обследовал 44 ребенка, имевших в анамнезе воровство. В своей первой опубликованной работе «Сорок четыре несовершеннолетних вора » Боулби подчеркнул, что высокий процент детей с эмоциональными, психическими и поведенческими проблемами пережил раннюю и длительную разлуку со своим основным опекуном.
Военный опыт
Через шесть месяцев после начала Второй мировой войны Боулби поступил на службу в британскую армию. Он служил подполковником в Медицинском корпусе Королевской армии. Боулби провел исследование того, как использовать психологию при выборе офицеров. Он также продолжал помогать детям, разлученным со своими семьями из-за войны.
Военная служба Боулби познакомила его с людьми, работавшими в клинике Тависток. После войны он принял предложение стать заместителем директора клиники. Находясь в Тавистоке, Боулби руководил работой Мэри Эйнсворт в XIX веке. 50-е годы. Позже Эйнсворт сыграла ключевую роль, помогая Боулби разработать и проверить его теорию привязанности.
В 1950 году Боулби пригласили работать во Всемирную организацию здравоохранения в качестве консультанта по психическому здоровью. Это было ярким событием в его карьере. Боулби попросили исследовать психическое здоровье бездомных детей после Второй мировой войны. В 1951 году он опубликовал книгу « Материнская забота и психическое здоровье », в которой подчеркнул важность материнской заботы для здорового развития ребенка.
Теория привязанности Джона БоулбиОпыт Боулби в лечении неприспособленных детей в Лондонской детской психологической клинике привел его к рассмотрению отношений ребенка и матери и того, как они могут влиять на когнитивное, социальное и эмоциональное развитие. Его особенно интересовало, как разлучение младенца с матерью на долгое время, по-видимому, предсказывало проблемы у ребенка в более позднем возрасте. На Боулби также сильно повлияло исследование 1935 года, в котором Конрад Лоренц показал, что только что вылупившиеся утята обладают врожденной способностью формировать привязанности и повышать выживаемость. Все эти переживания и влияния помогли Боулби разработать свою эволюционную теорию привязанности.
Что такое привязанность?
Привязанность относится к сильной эмоциональной связи, которая объединяет двух людей. Боулби считал, что процессы привязанности являются адаптивными, то есть необходимыми для выживания и благополучия младенцев. С эволюционной точки зрения у младенцев, которые оставались рядом со своими родителями, было больше шансов быть защищенными от хищников и других угроз в их среде. Следовательно, у них было больше шансов выжить, чем у отважившихся младенцев.
Что сказал Джон Боулби о привязанности?
Основная идея теории привязанности Боулби заключается в том, что младенцы рождаются с желанием установить тесную аффективную связь с одним конкретным опекуном, обычно с матерью. Боулби назвал эту тенденцию привязываться к одному человеку «монотропией». Он считал, что младенцы запрограммированы на поддержание близости и контакта со своими матерями посредством инстинктивного поведения, такого как плач, воркование, улыбка, ползание и хватание. Боулби назвал эти действия «социальными релизерами», потому что они высвобождали или запускали инстинктивное заботливое поведение у взрослых.
По мере того, как младенцы проявляют ряд социальных раздражителей, а их мать реагирует на них, между ними формируется привязанность. Матери, которые постоянно реагируют на потребности своих детей, помогают детям чувствовать себя в большей безопасности. Когда у ребенка есть надежная база, он или она чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы исследовать и узнавать мир. По мнению Боулби, такой ребенок, скорее всего, вырастет в хорошо функционирующего взрослого человека.
Гипотеза материнской депривацииБоулби предположил, что ранний опыт общения с матерью оказывает долгосрочное влияние на социальные, эмоциональные и когнитивные функции человека. Он определил чувствительный период, длящийся от рождения до примерно двухлетнего возраста, когда постоянное присутствие наиболее значимой фигуры привязанности особенно важно. Боулби полагал, что если за это время не сформируется устойчивая привязанность, ребенку будет гораздо труднее сформировать привязанность позже.
Согласно гипотезе Боулби о материнской депривации, неспособность сформировать привязанность в сензитивном периоде или нарушение такой привязанности, вероятно, приведет к серьезным последствиям в более позднем возрасте. К ним относится то, что Боулби назвал «безэмоциональной психопатией», состояние, характеризующееся трудностями в установлении близких, значимых отношений, отсутствием заботы о других и неспособностью испытывать вину или раскаяние. Боулби также назвал низкое интеллектуальное функционирование еще одним следствием материнской депривации.
Исследование сорока четырех воровБоулби стремился предоставить доказательства своей гипотезы материнской депривации с помощью того, что обычно называют исследованием сорока четырех воров. Исследование проводилось между 1936 и 1939 годами с выборкой из 44 несовершеннолетних правонарушителей, которые были направлены в детскую консультативную клинику, где работал Боулби. Все подростки были замешаны в воровстве. Были проведены интервью с подростками и их семьями, чтобы определить, испытывали ли они длительную разлуку со своими основными опекунами в раннем возрасте и проявлялись ли у них симптомы аффективной психопатии. В исследование также была включена контрольная группа из 44 неправомерных подростков.
Из 44 несовершеннолетних правонарушителей 14 были идентифицированы как «беспристрастные психопаты», и из них 12 (86%) испытали длительную разлуку со своими матерями в возрасте до 2 лет. Из 30 правонарушителей, не отмеченных как «беспристрастные психопаты», только 5 (17%) пережили раннее разлучение с матерью. Что касается контрольной группы неправонарушителей, то только 2 (5%) были разлучены со своим основным опекуном в раннем возрасте. Основываясь на этих результатах, Боулби пришел к выводу, что раннее разлучение с матерью приводит к значительным и необратимым психологическим травмам.
Внутренние рабочие моделиДругим важным аспектом теории привязанности Боулби является его концепция внутренней рабочей модели. Это относится к мысленной репрезентации самых ранних отношений привязанности младенца. Боулби считал, что это внутреннее представление глубоко влияет на отношения ребенка в более позднем возрасте, в том числе на его отношения с собственными детьми.
Согласно Боулби, если внутренняя рабочая модель ребенка представляет собой отношения с любящим, внимательным и надежным опекуном, он или она, скорее всего, воспроизведет этот образец реагирования как родитель. С другой стороны, если ребенок усвоил рабочую модель отношений с жестоким или пренебрежительным опекуном, существует большая вероятность того, что он или она будет вести себя так же, как родитель. Наличие внутренних рабочих моделей помогло бы объяснить, почему определенные модели воспитания детей повторяются в течение нескольких поколений семьи.
Применение теории привязанности БоулбиТеория привязанности Боулби подчеркивает важность ранних отношений для будущего развития и благополучия. Основные положения его теории служат ориентиром для практиков и политиков в различных областях, в том числе:
- Здравоохранение
- Консультирование и психотерапия
- Воспитание
- Социальная работа
Здравоохранение
Во многих медицинских учреждениях и родильных домах в настоящее время подчеркивается важность контакта между матерью и ребенком в первые несколько часов жизни, поскольку считается, что это укрепляет привязанность. Создание отделений матери и ребенка (MBU) в таких странах, как Великобритания, также основывалось на теории привязанности. MBU — это стационарные отделения, которые обслуживают женщин, у которых развились проблемы с психическим здоровьем в течение года после рождения их ребенка. Блоки предназначены для того, чтобы держать мать и ребенка вместе и укреплять связь между ними, позволяя матери получать необходимое лечение.
Теория привязанности также оказала влияние на политику больниц в отношении прав на посещение родителей, дети которых госпитализированы. Во многих местах родителям и основным опекунам теперь разрешено неограниченное право посещения, при этом одному из родителей часто разрешается оставаться на ночь в больничной палате ребенка.
Консультирование и психотерапия
Терапевты, работающие в рамках теории привязанности, пытаются построить тесные и последовательные терапевтические отношения со своим клиентом. Таким образом, терапевт становится для клиента надежной фигурой привязанности, надежной базой, на которой он или она чувствует себя комфортно, исследуя прошлый опыт и новые модели поведения. Оценивая ранние отношения между родителями и детьми, терапевты могут помочь клиентам понять, как прошлый опыт с фигурами привязанности повлиял на их стратегии преодоления, эмоциональные проблемы и текущие отношения.
Социальная работа
В начале 1950-х годов Боулби подготовил отчет от имени Всемирной организации здравоохранения, в котором описывалось влияние материнской депривации на бездомных детей. Основываясь на сообщениях о негативных результатах, Боулби выступал против разлучения детей со своими матерями без веских оснований, таких как жестокое обращение или пренебрежение. С тех пор его аргументы сильно повлияли на практику социальной работы.
Воспитание детей
Для семей из групп риска было разработано несколько программ воспитания на основе привязанности. Эти программы предназначены для улучшения взаимодействия между младенцами и их опекунами посредством обучения основным принципам привязанности. Например, родители могут узнать, как их реакции на социальные релизы их младенца могут иметь долгосрочные последствия для развития этого ребенка.
Критика теории привязанности БоулбиНекоторые аспекты теории Боулби, такие как существование социальных релизеров и внутренних рабочих моделей, были подтверждены исследованиями. Однако, как и во всех теориях, существуют ограничения.
Материальная депривация и привязанность
Основная критика заключается в том, что Боулби переоценил роль материнской привязанности в развитии ребенка. Хотя он не исключал возможности других привязанностей, он полагал, что привязанность ребенка к матери является самой ранней и наиболее значимой формируемой связью. Однако исследования показали, что привязанность ребенка к отцу также может оказывать значительное влияние на развитие, особенно в семьях, где присутствуют и мать, и отец. Идея Боулби о монотропии также была поставлена под сомнение исследованиями, показывающими, что младенцы могут развивать одинаково сильную привязанность более чем к одному человеку.
Исследование сорока четырех воров, которое Боубли привел в качестве доказательства своей гипотезы материнской депривации, также подверглось критике по нескольким причинам. Одна критика касается возможности предвзятости исследователя. Большая часть данных для исследования — интервью и психиатрические оценки — были получены самим Боулби. Он диагностировал психопатию без аффекта и знал, какие участники принадлежали к группе правонарушителей, а какие к контрольной группе. Таким образом, собственные ожидания Боулби могли повлиять на процесс сбора данных и, в конечном счете, на результаты исследования.
Другое ограничение исследования связано с типом собираемых данных. Информация о разводе с матерью была собрана с помощью ретроспективных отчетов, а это означает, что респонденты должны были вспомнить периоды развода. Если бы воспоминания участников были неточными или если бы они ответили нечестно, полученные данные были бы скомпрометированы.
Основываясь на результатах этого исследования, Боулби пришел к выводу, что материнская депривация приводит к бесчувственной психопатии. Это классический пример ошибочного принятия корреляции за причинно-следственной связи. Результаты просто показали связь между двумя переменными, но не доказали, что одна из них вызывает другую. Диагноз аффективной психопатии мог быть обусловлен многими другими факторами, включая социально-экономический статус семьи, уровень образования, подверженность жестокому обращению и т. д.
Известный критик творчества Боулби Майкл Раттер далее утверждал, что Боулби не смог провести различие между тем, что он называл «лишением» и лишением. Согласно Раттеру, лишение — это полная неспособность сформировать эмоциональную привязанность, в то время как лишение — это нарушение уже сформированной привязанности, например, в результате разлуки или смерти. Раттер считал, что различие необходимо, поскольку лишение и лишение имеют разные последствия, причем первое приводит к более серьезным последствиям.
Наконец, другие критики утверждают, что дети более устойчивы, чем предполагает гипотеза Боулби о материнской депривации. Многие дети продолжают вести продуктивную, хорошо приспособленную жизнь, несмотря на ранние неблагоприятные условия и разлуку с основными опекунами. Кроме того, в то время как Боулби считал, что последствия материнской депривации носят длительный характер, другие теоретики утверждают, что эти последствия можно преодолеть в более позднем возрасте при надлежащем уходе и поддержке.
Книги, награды и достижения Джона БоулбиБоулби опубликовал шесть книг о своих исследованиях привязанности, а также биографию Чарльза Дарвина. Его работы перечислены ниже:
- Bowlby, J. Материнская забота и психическое здоровье. Лондон: Джейсон Аронсон, 1950.
- Боулби, Дж.
- Боулби, Дж. Приложение. Нью-Йорк: Основные книги, 1999.
- Боулби, Дж. Разлука: тревога и гнев. Лондон: Hogarth Press, 19.73.
- Боулби, Дж. Потеря: печаль и депрессия. Лондон: Hogarth Press, 1980.
- Боулби, Дж. Надежная база: привязанность между родителями и детьми и здоровое человеческое развитие. Лондон: Рутледж, 1988.
- Боулби, Дж. Чарльз Дарвин: Новая жизнь. Нью-Йорк: WW Norton & Company, 1992 (опубликовано посмертно) .
Он также получил следующие награды за свой вклад в психологию:
- Премия Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад (1989)
- Член Королевского колледжа врачей (FRCP)
- Кавалер Высшего ордена Британской империи (CBE)
16 апреля 1938 года Джон Боулби женился на Урсуле Лонгстафф. Урсула была дочерью доктора Тома Джорджа Лонгстаффа, хирурга. Супруги вместе воспитали четверых детей.
Джон Боулби все еще жив?
Джон Боулби умер в Шотландии 2 сентября 1990 года.
Боулби вдохновил многих своих современников и оставил будущим исследователям прочную основу для развития своих теорий. Его исследования произвели неизгладимое впечатление на ряд областей, включая психологию, лечение психических заболеваний, воспитание детей, уход за детьми и образование.
СсылкиАмериканская психологическая ассоциация. (1990). Награды за выдающийся научный вклад: Мэри д. Солтер Эйнсворт и Джон Боулби. Американская психологическая ассоциация. Получено с https://psycnet.apa.org/buy/2009.-08862-001
Беквит, Х. (2018). Для чего используется теория привязанности? Получено с
https://www.acamh.org/blog/attachment-theory-applications/
Bretherton, I. (1992). Истоки теории привязанности: Джон Боулби и Мэри Эйнсворт. Психология развития , 28, 759-775. Получено с http://www.psychology.sunysb.edu/attachment/online/inge_origins.pdf
Comer, R. & Gould, E. (2011). Психология вокруг нас . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.
Энциклопедия Нового Света. (2016). Джон Боулби. В Энциклопедии Нового Света . Получено с https://www.newworldencyclopedia.org/entry/John_Bowlby
Russel, J. & Jarvis, M. (2003).
ван дер Хорст, FCP (2011). Джон Боулби – от психоанализа к этологии: распутывая корни теории привязанности. Джон Уайли и сыновья.
Ван Дейкен, С. (без даты). Джон Боулби. Британская энциклопедия. Получено с https://www.britannica.com/biography/John-Bowlby
Ван Дейкен, С., ван дер Веер, Р., ван Айзендорн, М. Х. и Куйперс, Х. Дж. (1998). Боулби до Боулби: источники интеллектуального отхода в психоанализе и психологии. Journal of the History of the Behavioral Sciences , 34 (3), 247–269.