Дж локк биография краткая – Джон Локк — краткая биография, факты, личная жизнь

Джон Локк – краткая биография

Локк (Locke) Джон, основатель психологического эмпиризма в философии и политический писатель, род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне, в графстве Соммерсетшир. Первоначальное образование получил в вестминстерской школе, откуда потом поступил в оксфордский университет. Господствовавшая здесь схоластическая философия не привлекала к себе юного питомца, и он с особенным рвением предался изучению естествознания и медицины, в которой пользовался впоследствии большой известностью. В 1667 году Локк познакомился с лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери, с которым был в дружеских отношениях до его смерти. Благодаря ему Локк два раза занимал должность в министерства торговли, 1675–1679 годы Джон Локк провел за границей, преимущественно во Франции. В 1682 г. Шефтсбери, вследствие ненависти к нему короля Карла II за сопротивление его абсолютистским теориям, бежал в Голландию. В 1683 г. туда за ним последовал Локк, зная, что он ненавистен правительству за связи с Шефтсбери. Оттуда он возвратился в 1688 г. с Вильгельмом Оранским. Умер Локк 28 октября 1704 г. Важнейшие сочинения Джона Локка: «Essay concerning human understanding» («Опыт о человеческом разумении», напечатан в 1689–90 гг.), «The treatise on government» («О гражданском правлении», 1689 г.), три письма о религиозной терпимости, книга «Разумность христианства», «Несколько мыслей о воспитании», сочинение о деньгах и другие.

Портрет Джона Локка. Художник Г. Кнеллер, 1697

 

Главная заслуга Локка в истории философии состоит в том, что он первый обратил внимание на происхождение, развитие и объем человеческих знаний и в исследование этого вопроса внес чисто психологический метод. По его теории врожденных понятий нет у человека; все они приобретаются опытом. Опыт бывает: 1) внешний или ощущение (sensation), т. е. действие на нас внешних предметов через посредство наших чувств, и 2) внутренний или размышление (reflexion), т. е. наблюдение духа над своей внутренней деятельностью, направленной на полученные извне впечатления. Понятия начинают возникать у человека, лишь только он получил первое чувственное впечатление. Идеи, полученные непосредственно через наши чувства, называются простыми. Получив впечатления, ум начинает размышлять о своей собственной деятельности, обращенной на данные ощущением идеи, и, благодаря способности воспроизводить их, сравнивать и соединять, образует из них бесконечно разнообразные сочетания и создает, таким образом, новые сложные идеи. Когда ум размышляет о своей собственной деятельности, являющейся для него тогда объектом наблюдения, то она становится источником наших знаний. Наши чувственные представления, хотя и получаются от предметов, однако не всегда похожи на них, как слова не похожи на понятия, ими обозначаемые. Согласно Локку, в самих предметах действительно находятся следующие качества: величина, образ, число, положение, движение или покой их частиц (это первичные качества). Наши представления об этих качествах – действительные копии их. Но предметы обладают способностью производить в нас впечатления цветов, запахов, вкусов, ощущений тепла или холода и т. п. (это вторичные качества). Идеи о цветах, запахах и т. п. не присущи самим телам, ибо с удалением органа ощущения исчезают и цвет, запах и т. п. Эти идеи не имеют никакого сходства с телами и существуют в них лишь как сила, способная вызывать в нас известные ощущения. Наши знания субъективны, ибо являются результатом собственной переработки и комбинаций впечатлений, полученных нашим умом, а так как последний получает знание о предметах не непосредственно, но лишь при помощи тех идей, которые он имеет о них, то знания наши истинны лишь настолько, насколько идеи соответствуют действительной природе вещей. Предвидя, что такое положение может послужить почвой для развития полного скептицизма, Локк оговаривается: «Если мы убеждены, что наши способности действуют правильно и верно указывают нам на существование влияющих на нас предметов, то нельзя считать являющуюся в нас уверенность в своих знаниях неосновательной». Учение Локка послужило почвой, с одной стороны, для развития идеализма (Беркли), с другой – скептицизма (Юм), Эта теория Джона Локка вызвала множество критических сочинений, из которых важнейшее – «Nouveaux essais sur l’entendement humain» 

cont.ws

Джон Локк — кратко

Родился 29 августа 1632 город Врингтон, Англия. Умер 28 октября 1704,в английской деревне Хай-Лейвер округа Эппинг Форест. За всю свою жизнь он ни разу не был женат.Кратко — английский философ, чьи работы лежат в основе современного философского эмпиризма и политического либерализма. Вдохновитель, как европейского просвещения, так и конституции соединенных штатов. Его философское мышление было близко основателям современной науки — Роберту Бойлу, Исааку Ньютону и другим членам королевского общества. Основная его политическая мысль основана на понятии социального договора между гражданами и терпимости, особенно в вопросах религии. Многое из того, что он отстаивал в сфере политики, было принято в Англии после Славной революции 1688-89 годов и в США после провозглашения страной независимости в 1776 году.

Юные годы и образование


Отец Локка, адвокат, служил капитаном в кавалерии парламентариев. По окончанию Первой гражданской войны в 1646 году, отец Локка, за академические способности своего сына, в возрасте 14-ти лет, отправил его на обучение в Вестминстерскую школу в далеком Лондоне. Учебная программа Вестминстера была сосредоточена на латинском, греческом, иврите, арабском, математике и географии. В 1650 году Локк был избран Королевским ученым с присвоением ему академического звания. Это позволило ему продолжить дальше свое образование.

Осенью 1652 года Локк, в сравнительно позднем 20-летнем возрасте, поступил в церковь Христа, крупнейшую из колледжей Оксфордского университета и резиденцию при дворе Карла I. Здесь он познакомился с трудами Аристотеля, Рене Декарта и других философов. В 1956 году получил степень бакалавра и степень магистра. В Оксфорде Локк связался с некоторыми сторонниками новой науки и, что самое главное, выдающимся природным философом и теологом Робертом Бойлом. Локк посещал занятия по иатрохимии (раннее применение химии в медицине), сотрудничал с Бойлом по важным медицинским исследованиям на человеческой крови.

В своей первой содержательной политической работе, двух трактатов о правительстве (составленных в 1660 году, но опублекованных1967 года), Локк отстаивал очень консервативную позицию. В интересах политической стабильности правительство оправдывалось в законотворчестве по любому вопросу религии, которая не имеет прямого отношения к основным верованиям христианства. Эта точка зрения, ответная реакция на предполагаемую угрозу анархии, исходящую от сектантских разногласий, была диаметрально противоположной доктрине, которую он позднее изложил в следующих двух трактатах правительства (1689).В 1663 году Локк был назначен старшим цензором в церкви Христа, должность, которая требовала от него руководить учебой и дисциплиной магистрантов и читать лекции. Написал очерки о законе природы (впервые опубликованные в 1954) представляющие собой раннее изложение его философских взглядов, многие из которых он сохранил более или менее неизменными до конца своей жизни. Двумя наиболее важными были, во-первых, его приверженность закону природы, естественной морали, закон, лежащий в основе правоты или неправильности всего человеческого поведения. Во-вторых, его приверженность эмпирическому принципу, согласно которому все знания, включая моральные знания, являются производными от опыта и, следовательно, не врожденными. Эти утверждения заняли центральное место в его зрелой философии, как в отношении политической теории, так и эпистемологии.

Убеждения


Прежде чем более подробно обсудить вопрос о создании политического общества, Локк приводит пространный отчет о своем понятии собственности, которое имеет центральное значение для его политической теории.

Человек, по словам Локка, имеет собственность в своей собственной персоне, каждый человек буквально владеет собственным телом. Люди не могут использовать тело человека в каких-либо целях без его разрешения, но человек может приобрести собственность за пределами своего тела посредством труда.

Человек, естественно, свободен и равен по закону природы, подчиняясь только воле «мудрого Творца», обязан обеспечивать соблюдение и соблюдать этот закон. Именно эта обязанность дает людям право наказывать преступников. Но в таком состоянии природы, очевидно, что помещение права на наказание в руки каждого человека может привести к несправедливости и насилию. Это может быть исправлено, если люди заключают договор друг с другом, и признают по общему согласию гражданское правительство с полномочиями по обеспечению соблюдения закона о природе среди граждан этого государства. Любой договор является законным до тех пор, пока он не нарушает права природы. Законы должны применяться на справедливой основе ко всем гражданам, а не отдавать предпочтение конкретным секционным интересам, а также должно быть разделение законодательной, исполнительной и судебной власти. Законодательный орган может, с согласия большинства, ввести налоги, которые необходимы для достижения целей государства, включая и его защиту. Если исполнительная власть не в состоянии обеспечить условия, при которых люди могут пользоваться своими правами в соответствии с естественным законом, то люди имеют право силой его отстранить.

Значение видения Локка о политическом обществе вряд ли можно преувеличить. Его интеграция индивидуализма в рамках закона о природе и его учет истоков и пределов легитимной государственной власти вдохновили американскую декларацию независимости (1776) и принятую Конституцию США. Джордж Вашингтон, первый президент Соединенных Штатов, описал Локка как величайшего человека, который когда-либо жил. Во Франции принципы Локка нашли ясное выражение в Декларации прав человека и гражданина и оправдания Французской революции 1789 года.

Другие работы


Труды Локка не ограничивались политической философией и гносеологией. Некоторые мысли об образовании (1693), остаются стандартным источником в философии образования. В них подчеркивается важность как физического, так и психического развития, как физических упражнений, так и учебы. Книги Локка на латинице, французском языке, по математике, географии и истории, гражданского права, философии и естествознания оказали существенное влияние на протестантскую христианскую мысль в течение, по крайней мере, следующего столетия.

В качестве заключительного комментария к его достижениям можно сказать, что читать работы Локка это лучшее доступное введение в интеллектуальную среду. Его вера в полезные, облагораживающие силы знания оправдывает его репутацию первого философа просвещения. В более широком контексте он основал философскую традицию, которая охватила два столетия. Он сформулировал классическое выражение либерализма, сыгравшее важную роль в Великих революциях 1776 и 1789. Его влияние по-прежнему сильно ощущается на Западе, поскольку представления о разуме, свободе и власти продолжают оспариваться и изучаться.

www.istmira.com

Краткая биография Джона Локка

Новости и общество 30 декабря 2013

Биография Джона Локка важна для полноценного понимания идей и философии этого выдающегося мыслителя эпохи Просвещения, педагога, важнейшего теоретика либерализма и эмпиризма. Его идеи в значительной мере повлияли на эволюцию эпистемологии, политической философии, под их влиянием формировались взгляды Вольтера, Руссо и других просветителей. Философия и биография Джона Локка вдохновляли и вели первых американских и французских революционеров, провозглашавших власть народа и равенство прав. Жизнеописанию этого человека посвящена тема настоящей статьи.

Джон Локк: биография раннего жизненного этапа

Будущий мыслитель родился в небольшом городке Рингтон, что неподалеку от Бристоля в Западной Англии. Его родителями были пуритане, воспитывавшие сына в соответствующей строгой атмосфере неукоснительного соблюдения религиозных правил. Благодаря рекомендации одного влиятельного товарища отца Локк в 1646 году попадает в Вестминстерскую школу, которая тогда являлась самым престижным средним учебным заведением страны. Здесь он был одним из сильнейших учеников. В 1652 году юноша заканчивает школу и поступает в колледж при Оксфордском Университете. В 1656 г. он получает степень бакалавра, а еще спустя три года защищает диплом магистра. После окончания учебы перспективный юноша получает предложение остаться на университетской кафедре преподавать древнегреческий язык и философию. Этим решением в немалой степени предопределилась дальнейшая биография Джона Локка. В последующие годы он не только преподает, но и активно изучает философию и политические трактаты древних античных философов. Параллельно он изучал медицину, однако ему так и не удалось получить степень доктора в этой области.

Политическая деятельность мыслителя

Когда теоретику было 34 года, в его жизни происходит важнейшее знакомство – с лордом Эшли (а позже графом Шефтсбери). Благодаря этой встрече биография Джона Локка вновь делает крутой поворот. Шефтсбери оказывал ему поддержку всю дальнейшую жизнь. Сперва Локк являлся его домашним врачом и воспитателем сына, позже секретарем. А в 1668 году Джон Локк благодаря своему покровителю становится одним из членов Лондонского Королевского общества и спустя год входит в его Совет. Примерно в это время начинается и самый активный период творческой деятельности мыслителя. Так, в 1671 году он начинает размышлять над работой, которая выйдет из-под его пера лишь спустя шестнадцать лет и станет его главным философским наследием – «Опытом о человеческом разумении». В семидесятых Локк служил в правительственных учреждениях на различных престижных должностях. Однако его карьера всегда зависела от успехов его политического покровителя. В 1683 году граф Шефтсбери вынужден спасаться от политического преследования в Голландии. Туда же направляется и Джон Локк. Там он знакомится с Вильгельмом Оранским. А завязав дружбу с представителем королевской семьи, становится одним из участников государственного переворота в Англии, в результате которого Вильгельм Оранский становится новым английским королем.

Джон Локк: кратко о последних годах жизни

Это позволило Локку вернуться на родину в 1689 году. Он поселился в загородном доме из-за проблем со здоровьем, однако еще несколько месяцев оставался на государственной службе. В 1700 году Локк принял окончательное решение уйти с занимаемых ним на тот момент должностей. Великого мыслителя европейского Просвещения не стало в октябре 1704 года.

Источник: fb.ru

monateka.com

Джон Локк — краткая биография — Биографии

Джон Локк — английский философ, выдающийся мыслитель эпохи Просвещения, педагог, теоретик либерализма, представитель эмпиризма, человек, чьи идеи в значительной степени повлияли на развитие политической философии, эпистемологии, оказали определенное воздействие на формирование взглядов Руссо, Вольтера и других философов, американских революционеров.

Локк родился в западной Англии, неподалеку от Бристоля, в маленьком городке Рингтон 29 августа 1632 г., в семье чиновника-юриста. Родители-пуритане воспитывали сына в атмосфере строгого соблюдения религиозных правил. Рекомендация влиятельного знакомого его отца помогла Локку в 1646 г. попасть в Вестминстерскую школу – самую престижную школу страны на то время, где он входил в число самых лучших учеников. В 1652 г. Джон продолжает образование в Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета, где получает в 1656 г. степень бакалавра, а спустя еще три года – магистерскую степень. Его талант и усердие были вознаграждены предложением остаться в учебном заведении и преподавать философию, древнегреческий язык. В эти годы его более аристотелевской философии заинтересовала медицина, изучению которой он отдал немало сил. Тем не менее желанную степень доктора медицины ему получить не удалось.

Джону Локку было 34 года, когда судьба свела его с человеком, в огромной степени повлиявшим на всю его дальнейшую биографию, — лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери. Сначала Локк в 1667 г. находился при нем в качестве домашнего врача и воспитателя его сына, позднее служил секретарем, и это сподвигло его самого заняться политикой. Шефтсбери оказал ему огромную поддержку, введя его в политические и экономические круги, предоставив возможность самому принять участие в госуправлении. В 1668 г. Локк становится членом Лондонского Королевского общества, в следующем году входит в его Совет. Не забывает он и о других видах деятельности: так, в 1671 г. у него возникает замысел работы, которой он посвятит 16 лет и которая станет главным в его философском наследии — «Опыт о человеческом разумении», посвященный изучению познавательного потенциала человека.

В 1672 и 1679 г. Локк служит в высших правительственных учреждениях на престижных должностях, но в то же время его продвижение в мире политики находилось в прямой зависимости от того, какие успехи делал его покровитель. Проблемы со здоровьем заставили Дж. Локка провести во Франции период с конца 1675 г. до середины 1679 г. В 1683 г. он, следуя за графом Шефтсбери и опасаясь политического преследования, переезжает в Голландию. Там у него завязываются приятельские отношения с Вильгельмом Оранским; Локк оказывает на него заметное идейное влияние и становится участником подготовки переворота, в результате которого Вильгельм становится королем Англии.

Перемены позволяют Локку вернуться в 1689 г. в Англию. С 1691 г. его местом жительства становится Отс, поместье Мешэм, принадлежавшее его знакомой, супруге члена парламента: он принял ее приглашение поселиться в загородном доме, т.к. много лет страдал от астмы. В эти годы Локк не только находится на правительственной службе, но и принимает участие в воспитании сына леди Мешэм, много сил отдает литературе и науке, заканчивает «Опыт о человеческом разуме», подготавливает к публикации задуманные ранее работы, среди которых «Два трактата о правлении», «Мысли о воспитании», «Разумность христианства». В 1700 г. Локк принимает решение уйти со всех занимаемых должностей; 28 октября 1704 г. его не стало.

Рекомендуем посмотреть

sochineniya-na5.ru

Краткая биография Джона Локка

Биография Джона Локка важна для полноценного понимания идей и философии этого выдающегося мыслителя эпохи Просвещения, педагога, важнейшего теоретика либерализма и эмпиризма. Его идеи в значительной мере повлияли на эволюцию эпистемологии, политической философии, под их влиянием формировались взгляды Вольтера, Руссо и других просветителей. Философия и биография Джона Локка вдохновляли и вели первых американских и французских революционеров, провозглашавших власть народа и равенство прав. Жизнеописанию этого человека посвящена тема настоящей статьи.

Джон Локк: биография раннего жизненного этапа

Будущий мыслитель родился в небольшом городке Рингтон, что неподалеку от Бристоля в Западной Англии. Его родителями были пуритане, воспитывавшие сына в соответствующей строгой атмосфере неукоснительного соблюдения религиозных правил. Благодаря рекомендации одного влиятельного товарища отца Локк в 1646 году попадает в Вестминстерскую школу, которая тогда являлась самым престижным средним учебным заведением страны. Здесь он был одним из сильнейших учеников. В 1652 году юноша заканчивает школу и поступает в колледж при Оксфордском Университете. В 1656 г. он получает степень бакалавра, а еще спустя три года защищает диплом магистра. После окончания учебы перспективный юноша получает предложение остаться на университетской кафедре преподавать древнегреческий язык и философию. Этим решением в немалой степени предопределилась дальнейшая биография Джона Локка. В последующие годы он не только преподает, но и активно изучает философию и политические трактаты древних античных философов. Параллельно он изучал медицину, однако ему так и не удалось получить степень доктора в этой области.

Политическая деятельность мыслителя

Когда теоретику было 34 года, в его жизни происходит важнейшее знакомство – с лордом Эшли (а позже графом Шефтсбери). Благодаря этой встрече биография Джона Локка вновь делает крутой поворот. Шефтсбери оказывал ему поддержку всю дальнейшую жизнь. Сперва Локк являлся его домашним врачом и воспитателем сына, позже секретарем. А в 1668 году Джон Локк благодаря своему покровителю становится одним из членов Лондонского Королевского общества и спустя год входит в его Совет. Примерно в это время начинается и самый активный период творческой деятельности мыслителя. Так, в 1671 году он начинает размышлять над работой, которая выйдет из-под его пера лишь спустя шестнадцать лет и станет его главным философским наследием – «Опытом о человеческом разумении». В семидесятых Локк служил в правительственных учреждениях на различных престижных должностях. Однако его карьера всегда зависела от успехов его политического покровителя. В 1683 году граф Шефтсбери вынужден спасаться от политического преследования в Голландии. Туда же направляется и Джон Локк. Там он знакомится с Вильгельмом Оранским. А завязав дружбу с представителем королевской семьи, становится одним из участников государственного переворота в Англии, в результате которого Вильгельм Оранский становится новым английским королем.

Джон Локк: кратко о последних годах жизни

Это позволило Локку вернуться на родину в 1689 году. Он поселился в загородном доме из-за проблем со здоровьем, однако еще несколько месяцев оставался на государственной службе. В 1700 году Локк принял окончательное решение уйти с занимаемых ним на тот момент должностей. Великого мыслителя европейского Просвещения не стало в октябре 1704 года.

autogear.ru

Джон Локк интересные факты | Kratkoe.com

Джон Локк интересные факты из жизни и творчества английского педагога и философа, представителя эмпиризма и либерализма изложены в этой статье.

Джон Локк интересные факты

Джон Локк был крещен в день его рождения.

Джон Локк занимался исследованием  познавательных способностей человеческого разума. Свои наблюдения он описал в работе под названием «Опыт о человеческом разумении», написанию которой он посвятил целых 16 лет

Он является одним из основателей так именуемой «Договорной» теории возникновения государства

Главной сферой интересов Джона Локка были —  медицина, естествознание, политика, педагогика, экономика, отношение государства к церкви, свобода совести и проблема веротерпимости

Он был первым, кто сформулировал принцип «Разделения властей» на исполнительную, законодательную и федеральную ветви

Увлекался работами Рене Декарта

В 1656 году педагог и философ защитил степень бакалавра, а в 1658 году получил  степень магистра. Во время учебы в Оксфорде, Джон упорно занимается медициной и работает с такими выдающимися учеными — Робертом Бойлем, Томасом Уиллисом, Робертом Хуком и Ричардом Лоуэром. В 1674 году получает степень бакалавра медицинских наук

За всю жизнь Локк не был женат ни разу

Он является автором  доктрины раннебуржуазного либерализма. Локк утверждал о существовании  неких естественных прав человека, которые не могут быть отобраны кем-либо (он имел в виду право на жизнь, право на свободу и собственность)

Учение Локка стало основой для конституционной практики. Разговор идет о конституционной практике  в североамериканских штатах. Он стал первым философом, который участвовал в разработке первого учредительного государственного акта

Локк считается автором конституции для штата Северной Каролины, которую философ написал по рекомендации Шефстбери. Эта конституция была поддержана собранием народных представителей. Уже в  1669 году она вступила в силу

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали интересные факты о Джоне Локке.

kratkoe.com

Реферат: Джон Локк

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ СПО «Чаплыгинский аграрный колледж»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы философии»

на тему:

Студент:                     Еремеев Владимир

Группа:                      3-5 «М»

Преподаватель:                   Агасиева Ф. С.

Чаплыгин 2004


Содержание

Биография………………………………………………………………………………………………………………. 3

Философские воззрения………………………………………………………………………………………….. 6

Труды Локка…………………………………………………………………………………………………………… 9

Человек и государство…………………………………………………………………………………………… 10

Вопросы религии………………………………………………………………………………………………….. 11

Идеал человека……………………………………………………………………………………………………… 13

Заключение…………………………………………………………………………………………………………… 16

Список использованной литературы……………………………………………………………………… 17


Биография

Джон Локк родился в 1632 г. в небольшом городке Рингтон (графство Сомерсетшир). Его отец был преуспевающим адвокатом и ярым сторонником Реформации, начатой Мартином Лютером (1483-1546) в 1517 г. Реформация была направлена против засилья католической церкви, которая всей своей идеологической мощью сопротивлялась естественно-историческому прогрессу: защищала исчерпавший себя абсолютизм и не давала ходу идущей ему на смену более совершенной форме общественного устройства — демократии. Во время первой демократической революции (1640-1660) отец Локка сражался против королевской власти в рядах армии парламента, которой руководил Оливер Кромвель (1599-1658).

Воспитание в семье было, разумеется, пуританским, т.е. в духе свободы и строгости, с особым акцентом на здоровье и спорт, на независимость и самостоятельность, добропорядочность, деловитость и умение ладить с людьми, безупречную нравственность и законопослушность.

Природа одарила мальчика выдающимися способностями и поэтому его пригласили учиться в самой престижной лондонской школе — Вестминстерской, которую он закончил с блеском и сразу же оказался в Оксфорде.

В университете Локк изучал медицину, естествознание (у Роберта Бойля!), философию, языки, включая латынь и древнегреческий, классическую литературу. Наибольших успехов добился в медицине и языках. В это же время увлёкся философией Декарта (1596-1650), который, будучи выдающимся математиком, — заложил основы аналитической геометрии, ввёл понятия переменной величины и функции, обогатил язык алгебры многими обозначениями, увековечил своё имя в “Декартовых координатах” и т.д., — а также крупным физиком-теоретиком и физиологом, страстно ненавидел схоластику и схоластов, чем, прежде всего и покорил своего великого почитателя. Именно у Декарта Локк перенял отвращение к заумному пустословию и всю жизнь стремился излагать свои мысли ясным и простым языком, живо и увлекательно. Его литературный стиль, чувство слова до сих пор остаются недосягаемым образцом не только в педагогике, но и в философии. Блестяще завершив обучение в Оксфорде, Локк пару лет преподаёт в нём древние языки, но вскоре оставляет эту работу и принимает предложение занять место домашнего врача и воспитателя двух мальчиков в семье лидера пропарламентской партии вигов лорда, а затем и графа Энтони Эшли Купера Шефстбери (1621-1683), одного из крупнейших политиков Англии, будущего лорд-канцлера. Между прочим, эту должность занимал в своё время и Фрэнсис Бэкон (1521-1626), направивший Яну Амосу Коменскому (1592-1670) приглашение в Лондон для переподготовки британских педагогов в духе «Великой дидактики».

Оставляя за скобками дипломатическую, философскую и политическую сторону биографии Локка (упомянем лишь о том, что именно Локк первым выдвинул и обосновал принцип разделения властей на законодательную в лице народных избранников, и исполнительную в лице короля и судейского корпуса, принцип, который начисто исключает возможность абсолютизма в любом его виде - классическим примером может служить государственное устройство как самой Англии, так и её бывшей колонии США), — коротко остановимся на его гениальном педагогическом труде “Мысли о воспитании”, который с полным основанием можно рассматривать как эстафету научной, природосообразной педагогики, принятой от Коменского.

Локк не случайно назвал свой труд всего лишь «мыслями». Дело в том, что в его планы, как это следует из письма его близкому другу Эдварду Клэрку, вообще не входило сочинение какого-либо педагогического трактата, подобного его грандиозным философским трудам. Книга сложилась как бы сама собой из писем, которые он несколько лет подряд посылал Клэрку и в которых на многих страницах, обстоятельно излагал свои взгляды на воспитание. Клэрк эти письма внимательно изучал и накапливал, хорошо сознавая, кто их ему посылает. Он-то и пришёл к заключению (великое ему за это спасибо), что письма эти более, чем необычные и что адресованы они не столько ему, сколько всему человечеству. Поскольку же Бог одарил Локка не только способностью широко и глубоко мыслить, но и превосходным литературным талантом, то всё остальное было делом техники.

Не подлежит сомнению, что обрабатывая свои письма, Локк просто не мог не воспользоваться теми впечатлениями, которые наверняка запали ему в память ещё с того времени, когда он сам был ребёнком и когда его самого тоже воспитывали. Не мог он не воспользоваться и более широким опытом английского народного воспитания, а также историческими свидетельствами о воспитании у других народов. Всё это он хорошо продумал, привёл в систему, мастерски вмонтировал в неё личную точку зрения и в результате получились не просто “мысли”, которые у посредственных авторов всегда приобретают форму размышлений,- а ещё чаще — форму бездарных, заумных и пустопорожних «размышлизмов», — а вышел строгий и стройный истинно научный педагогический шедевр.

Сто с небольшим лет назад, а если совсем точно, то в 1896 году два издателя — Ф.А.Брокгауз (Лейпциг) и И.А.Ефрон выпустили том XVII своего энциклопедического словаря. В статье, посвящённой Локку, в той части, где речь идёт о «Мыслях о воспитании», автор, подписавшийся инициалами “И.Г.” заключает: «Мысли о воспитании» — столь же полезная книга теперь, как и двести лет тому назад”. Сегодня в эту оценку можно внести только одну поправку: вместо слова “двести” написать слово «триста», а ещё через сто лет — слово “четыреста” и так до бесконечности. Имея под руками “трактаты” Коменского, Локка, Песталоцци, Дистервега, Ушинского и Макаренко только глупцы могут морочить нам голову безумными реформами.

 


Философские воззрения

Если попытаться в самых общих словах дать характеристику Локку как мыслителю, то прежде всего следует сказать о том, что он является продолжателем «линии Фрэнсиса Бэкона» в европейской философии конца XVII — начала XVIII века. Более того, его с полным основанием можно назвать основоположником «британского эмпиризма», создателем теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей, которые являются краеугольными камнями современного либерализма. Локк стоял у истоков трудовой теории стоимости, которую использовал для апологетики буржуазного общества и доказательства незыблемости права частной собственности. Он первым провозгласил, что «собственность, возникшая благодаря труду, может перевесить общность владения землей, ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей» 17. Локком много было сделано для защиты и разработки принципов свободы совести и веротерпимости. Наконец, Локк создал теорию воспитания, существенным образом отличающуюся от тех, которые разрабатывали его предшественники, в том числе и мыслители Ренессанса.

Джон Локк родился в небольшом городке графства Сомерсет на юго-западе Англии в семье мелкого судейского чиновника, который по своим политическим убеждениям принадлежал к пуританам крайне левого толка (их в просторечии называли индепедентами, т.е. независимыми, ибо они не признавали власти епископата и назначали священниками людей из своей среды). Обстановка дома, где выше всех добродетелей ценили труд, свободу искреннюю веру в Бога, оказала самое непосредственное влияние на формирование характера юного Локка. Наставлениям отца Локк обязан и своим рано пробудившимся интересом к вопросам религии, права, политики, исследованию которых он посвятил свою жизнь. В школу при Вестминстерском аббатстве он поступил достаточно поздно (эпоха была бурная — в Англии бушевала гражданская война, закончившаяся свержением и казнью короля Карла I и установлением единоличного правления Оливера Кромвеля, и поэтому мать долго не решалась отдавать сына в учение), но это не помешало ему благополучно закончить курс и поступить в колледж Христовой церкви Оксфордского университета. Как лучшего ученика, набравшего самый высокий балл при вступительных испытаниях, его определили в число студентов, обучающихся за казенный счет, что было большим благом для семейства, постоянно испытывавшего материальные трудности. Это произошло в 1652 г., и с этого момента более чем на тридцать лет судьба Локка оказалась связанной с Оксфордом. Локк закончил богословский факультет, но отказался принять сан, как этого требовал университетский устав для преподавателей, и поэтому ему разрешили преподавать не весь комплекс дисциплин, который читался обычно «остепененными» докторами, а только греческий язык, риторику. Несколько позже ему было дозволено чтение курса этики (ее называли в те времена «моральной философией»). Будучи преподавателем, Локк поступил на медицинский факультет (его влекли естественные науки, и он усиленно занимался физикой, химией, биологией), но после окончания курса в получении диплома доктора медицины ему было отказано. О причинах отказа университетские хроники говорят весьма туманно, но можно предположить, что это было связано с репутацией атеиста и безбожника, которая прочно закрепилась за Локком со времен магистратуры и издания его первых трудов. Но это не остановило Локка, который продолжал (и довольно успешно) заниматься исследованиями в избранной им области. Вскоре его имя становится известным в научных кругах. Он знакомится с крупнейшим физиком того времени Робертом Бойлем и помогает ему в его экспериментах. Успехи Локка на научном поприще не прошли незамеченными. В 1668 г. (ему тогда было 36 лет) Локка избирают действительным членом Лондонского королевского общества, которое, по сути, являлось (и является до сих пор) национальной академией наук Соединенного Королевства. Вскоре он меняет род своей деятельности и начинает заниматься политикой. Это было связано со знакомством с графом Шефтсбери, известным государственным деятелем той поры, который предложил ему пост личного секретаря и наставника его детей. Постепенно Локк становится его ближайшим советником и получает возможность влиять на процессы большой политики. Он участвует в подготовке ряда законодательных актов, в выработке тактики и стратегии правящего кабинета, оказывает деликатные услуги в области тайной дипломатии своему покровителю и другу. Политическая деятельность все более и более захватывает его, и вскоре, благодаря своему таланту, он становится одним из признанных деятелей партии вигов (так называли партию средней и крупной английской буржуазии, стремившуюся закрепить завоевания английской буржуазной революции и не дать отобрать роялистам завоеванные ею свободы). Благодаря поддержке оппозиции, Локка назначают на ряд видных государственных постов, где он проявляет недюжинные способности государственного деятеля. Но вскоре его успешно начатая политическая карьера прерывается. После падения кабинета Шефтсбери и ареста его покровителя Локк бежит в Голландию, которая была в те годы прибежищем для эмигрантов со всей Европы. Королевские власти требуют его выдачи для суда и казни, но вмешивается случай, который резко меняет траекторию жизненного пути Локка. Он знакомится со штатгальтером (правителем) Голландской республики Вильгельмом III Оранским, который, оценив по достоинству его ум и политический опыт, приближает его к себе. После свержения Якова II Стюарта Вильгельмом Оранским, имевшим неоспоримые права на английский престол, Локк возвращается в Англию, где становится одним из наиболее видных деятелей нового правительства. Он получает пост комиссара по делам колоний и торговли, возглавляет комитет по денежной реформе. По его предложению создается Английский банк, ряд других финансовых организаций. Одновременно он занимается интенсивной научной деятельностью. Из под его пера один за другим выходят экономические, политические, атеистические трактаты. Ведет он и активную полемику на страницах газет и журналов со своими политическими оппонентами. Неоднократно выступает в парламенте и на заседаниях Королевского совета. Однако в 1700 г. он из-за болезни оставляет все свои посты и поселяется вне Лондона, в поместье лорда Мешэма, где занимается воспитанием его внука. Умер Джон Локк в 1704 г., будучи на вершине славы, окруженный почетом* и уважением людей, хорошо осознававших, что с его смертью уходит целая историческая эпоха и начинается новая, наступление которой Джон Локк обосновал и идеологически подготовил.

Труды Локка

Локк оказал огромное влияние на европейских мыслителей последующего поколения. В. И Ленин отмечал, что Беркли, Дидро и многие другие «вышли из Локка» 18. На его работы опирались идеологи Северных Штатов Америки, в том числе Джордж Вашингтон и автор «Декларации независимости» Томас Джефферсон. Таким образом, в лице Локка мы имеем философа, чьи работы стали поворотной вехой в развитии экономических, политических, этических идей в Европе и Америке.

Духовное наследие Локка весьма впечатляет. В число трудов, написанных им, входят: «Элементы натуральной философии», «Опыт о веротерпимости», «Два трактата о государственном прав-ленци», «Некоторые мысли о воспитании», наконец, знаменитый трактат «Опыт о человеческом разумении». Опубликовано им также множество статей, писем, заметок, где рассматриваются вопросы экономики, политики, этики, религии, педагогики. Ряд работ был издан Локком под чужими именами (он всегда опасался, что его может постичь судьба вига Олжернона Сиднея, повешенного во времена Карла II за то, что в его бумагах нашли рукопись «Рассуждения о правительстве», где защищалась теория общественного договора), и сегодня произвести их идентификацию не представляется возможным.


Человек и государство

Весьма обстоятельно он рассуждает о том, как возникло человеческое общество, культура, какие законы определяют бытие социума, какие функции выполняют искусство, наука, религия и право, какова роль языка в становлении человека как социального существа.

Сразу необходимо сказать, что основатель английского сенсуализма предлагает иную концепцию общества и государства, нежели Гоббс, хотя отправные точки у того и другого одинаковы. Локк исходит из того, что естественное состояние, в котором пребывали люди на заре своей истории, отнюдь не представляет «войну всех против всех», как об этом писал Гоббс. С его точки зрения, первоначально в человеческом обществе царила доброжелательность и взаимоподдержка, ибо людей было мало и каждый владел участком земли, который он и его близкие были способны обработать. Индивид владел собственностью, которую сам создавал и не покушался на собственность себе подобных. Говоря другими словами, Локк считает, что частная собственность существует изначально, а не возникает на определенной стадии развития человеческого общества. Таким образом, исходной посылкой для Локка является одно из базовых положений философии истории, сформулированное идеологами английской буржуазной революции еще в середине XVII в, и которое, кстати, до сегодняшнего дня содержится в идейном арсенале апологетов либерализма.

Итак, общество в естественном состоянии у Локка выглядит как социум, организованный на основе принципов равенства, справедливости, независимости людей друг от друга. В этом обществе отношения между индивидами регулируются нормами морали и религии, но не права, о котором люди, пребывающие в естественном состоянии, ничего не знают. Но, по мере накопления собственности у отдельных членов общества, у них возникает желание подчинить себе подобных, которые, естественно, противятся этому. Второй предпосылкой разлада в обществе и разрушения гармонии отношений становится быстрое увеличение населения. При нехватке земли каждый видит в другом не товарища, а врага, мечтающего завладеть долей собственности, ему не принадлежащей. Так возникает состояние «войны всех против всех», которое длится до тех пор, пока люди не осознают ненормальности сложившегося положения вещей. В процессе поиска выхода из создавшейся ситуации они в конечном счете приходят к мысли о необходимости учреждения государства, которому делегируются полномочия силой устанавливать мир, защищать собственность и жизнь собственников. Это согласие и есть «общественный договор», на который опирается вся пирамида властных, экономических и правовых отношений современного общества.

Таким образом, государство, по Локку, есть искусственное, т.е., культурное образование, создаваемое волей и деяниями людей.

Из этого следует, что генезис государства повторяет генезис самой культуры, а формы государства соответствуют тем или иным формам культуры. Последняя же, согласно воззрениям Локка, не существует изначально, она не дается свыше, а создается людьми в процессе их исторической практики.

 

Вопросы религии

Близко гоббсовскому и локковское решение проблемы религии. Локк признает ее неотъемлемой частью государственной машины и считает, что она выполняет важные социальные функции, которые не способны выполнять другие общественные институты, в частности мораль и право. Но он, в отличие от Гоббса, он не считает религию феноменом культуры.

Вера, в его понимании, есть проявление креативной силы Господа. Она не возникает в процессе человеческой практики и никакими гносеологическими потребностями человека невозможно объяснить ее появление. Следует отметить, что Локк выдвинул свой вариант космологического доказательства бытия Божьего, правда, повторив во многом схему рассуждений Ньютона, который считал, что помимо Бога невозможно найти никакого источника активности материи и сознания. Локк резко отрицательно относился к атеистам и даже предлагал лишить их гражданских прав, ибо атеисты с его точки зрения, будучи прирожденными скептиками, утрачивают способность к повиновению, ни во что не ставят государство и, в конечном счете, морально деградируют, становясь опасными для других, законопослушных и богобоязненных, индивидов.

Справедливости ради необходимо сказать, что, будучи деистом по своим религиозным убеждениям, Локк не считал, что вера обладает Правом приоритета перед научной мыслью. Более того, он настаивал, что все непонятное разуму должно быть отвергнуто, но это не мешало занимать ему крайне реакционную позицию, когда речь шла о церкви как инструменте государства.

С точки зрения основоположника английского сенсуализма, язык представляет собой прежде всего результат творения человека, хотя к его созданию приложил руку и Бог.

Однако роль Господа состояла только в том, что он наделил человека способностью к членораздельной речи. Все же слова создал сам человек. Он же установил и связи между ними, а также между предметами, которые они обозначают. Таким образом, уже в своей трактовке происхождения языка, как видим, Локк весьма основательно расходится с Гоббсом, который Богу отводил значительно более весомую роль в создании речи.

Локк считает, что если бы у человека не было способности делать звуки знаками идей, рождающимися в его мозгу, и если бы люди не были наделены способностью делать звуки общими знаками, доступными пониманию других, то речь никогда бы не возникла и люди до сегодняшнего дня не могли бы общаться друг с другом. Но у них существуют эти редкие способности, которые прежде всего отличают их от тех животных и птиц, например, попугаев, что способны произносить членораздельные звуки. Иначе говоря, по Локку, человеческая речь возникает как следствие существования у людей врожденной способности к абстракции и обобщению, данного изначально провидением умения связывать воедино предмет с его природой благодаря слову.

Слова, с точки зрения Локка, непосредственно связаны с чувственными идеями. Так, например, слово «дух» в своем первичном значении есть «дыхание», «ангел», «вестник. Точно так же и другие слова обозначают некие идеи, которые возникают у человека в результате чувственного освоения мира или в результате внутренних действий нашего духа. Таким образом, основой для возникновения языка является опыт, непосредственный чувственный контакт с предметами реального или идеального мира.

Локк подробно описывает, как рождаются общие понятия,/как развивается язык. Объясняет он и факт существования множества языков, который представлял камень преткновения для многих его предшественников, занимавшихся данным вопросом. Предлагает он также и решение ряда других сложных проблем, которые до/сегодняшнего дня находятся в центре внимания языковедов и лингвистов. Не будет преувеличением утверждать — Локк разработал оригинальную теорию языка, которая занимает достойное место в ряду других концепций, созданных в значительно более поздние годы.

Идеал человека

Не вдаваясь в подробности, сразу же скажем, что Локк переосмыслил понятие «идеал человека». Конечной целью воспитания, «окультуренности» индивида, с его точки зрения, должна быть не всесторонне и гармонически развитая личность, а человек, обладающий безупречными манерами, практичный по складу характера, умеющий властвовать над своими страстями и эмоциями. Говоря другими словами, человеческий идеал — это английский джентльмен со всеми присущими ему личностными характеристиками. Локк в двух своих трактатах о воспитании самым подробным образом рассказывает о том, что должен есть и пить ребенок, в какую одежду его предпочтительнее одевать, как надо развивать его таланты и способности и препятствовать проявлению дурных наклонностей, как уберечь его от тлетворного влияния слуг, в какие игры он должен играть и какие книги он должен читать и т.д. Стоит отметить, что педагогические воззрения Локка явно опережают его время. Например, он резко возражает против постоянного применения телесных наказаний, считая, что «этот метод поддержания дисциплины, который широко применяется воспитателями и доступен их пониманию, является наименее пригодным из всех мыслимых». Применение порки в качестве средства убеждения, по его мнению, «порождает в ребенке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить», исподволь превращает его в скрытное, злобное, неискреннее существо, чья душа оказывается, в конечном счете, недоступна доброму слову и позитивному примеру. Возражает Локк и против широко распространенной в те времена практики мелочной регламентации поведения ребенка. Он считает, что юное существо просто не в состоянии запомнить многочисленные правила, которые предписывает этикет, а потому добиваться от него их запоминания с помощью телесных наказаний просто неразумно и предосудительно с этической точки зрения. Локк убежден, что ребенок должен быть естественен в своих проявлениях, что ему не нужно копировать в своем поведении взрослых, для которых соблюдение этикета есть необходимость, а знание норм поведения в той или иной ситуации представляет своеобразный показатель, отличающий воспитанного человека от невоспитанного. «Пока дети малы, — пишет Локк, — отсутствие в них светской учтивости в обращении, если им только свойственна внутренняя деликатность,… должно меньше всего заботить родителей». Главное, к чему должен стремиться воспитатель, утверждает Локк, — это сформировать у ребенка представление о чести и стыде. «Если вам удалось, — пишет он, — научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, значит, вы вложили в них правильное начало, которое всегда будет проявлять свое действие и склонять их к добру… В этом я вижу великий секрет воспитания»

Рассматривая вопрос о методах воспитания, Локк особое место отводит танцам. Они, с его точки зрения, «сообщают детям пристойную уверенность и умение держаться и, таким образом, подготовляют их к обществу старших». Танцы в его глазах равнозначны физической закалке, образованию и философской рефлексии, которые в своей совокупности при правильном применении дают искомый результат. Говоря о методах, Локк подчеркивает, что усилия воспитателя тогда приносят успех, если между ним и воспитуемым существует, доверие и уважение друг к другу. Он пишет: «Кто желает, чтобы его сын относился с уважением к нему и его предписаниям, тот должен сам относиться с большим уважением к своему сыну». Подобная постановка вопроса о взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого была чрезвычайно радикальна для того времени, и многие упрекали Локка в том, что своими рассуждениями он крушит традиции и подрывает авторитет учителей.

Джентльмен, с точки зрения Локка, должен уметь не только безупречно себя вести, но и изысканно говорить и безошибочно писать. Кроме всего прочего, он должен владеть иностранными языками, в том числе и теми, на которых написаны трактаты предыдущих веков — греческим и латынью, причем из «живых» языков для изучения следует выбирать тот, который пригодится джентльмену для общения и деловых контактов. Джентльмен, с точки зрения Локка, должен быть прекрасным наездником и фехтовальщиком. Не лишним является и владение другими видами оружия, ибо ему необходимо уметь защищать свою честь и честь своих близких, но обучение стихосложению и музыке вовсе не является, по мнению Локка, обязательным. Автор «Мыслей о воспитании» признает, что эти умения высоко ценятся в аристократическом обществе, но на них необходимо потратить так много времени, что эта трата не вознаграждается полученным результатом. К тому же, как пишет Локк, «Я так редко слышал, чтобы кого-либо из способных и деловых людей хвалили и ценили за выдающиеся достижения в музыке, что, думается, среди вещей, которые когда-либо включались в список светских талантов, ей можно было бы отвести последнее место» Наконец, английский джентльмен должен быть богобоязненным, хорошо знать и уважать законы своей страны.


Заключение

Таков, в самых общих чертах, идеал личности в соответствии с представлениями Локка. Не трудно заметить, что он коренным образом отличается от того идеала человека, который содержится в работах мыслителей Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья и Возрождения. Локк предлагает усилия общества сосредоточить на создании нового социального типа исходя из чисто утилитарных потребностей, имевшихся у правящего слоя, образовавшегося в Англии в результате «славной революции» и «классового компромисса 1688 года». Это взгляд на проблему истинного представив теля своего времени, времени консолидации различных политических сил и крупных преобразований во всех сферах общественной жизни, положивших начало превращению Англии в наиболее развитую капиталистическую державу Нового времени.


Список использованной литературы

1. Локк Дж. Соч.: В 2 т. — Т. 2. — М., 1960. — С.26.

2. Ленин В.И. Полн. соб. соч. — Т.18. — С.127.

3. Локк Дж. Мысли о воспитании // Соч.: В 3 т. — Т.З. — М., 1988. — С.442.

4. Заиченко Г. А. Джон Локк. М., 1973.

www.neuch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *