Джон Локк | |
1632-1704 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Джон ЛоккIGDA. ДЖОН ЛОКК Локк (Locke), Джон (29.VIII.1632 — 28.X.1704) — английский философ, автор трудов по философии, теологии, политической теории, педагогике, экономическим вопросам. Родился в семье судейского чиновника. Окончил Оксфордский университет. Поступив в 1667 году на службу к лидеру партии вигов А. Эшли Куперу (графу Шефтсбери; с 1672 года — лорд-канцлер), принял активное участие в политической борьбе. Преследования правительства Карла II дважды вынуждали Локка эмигрировать, и он долгие годы провел во Франции и Голландии (где сблизился с Вильгельмом III Оранским). Вернулся в Англию в 1689 году, во время «славной революции» 1688-1689 годов — компромисса между крупной буржуазией и частью земельной аристократии. Энгельс назвал Локка, активного сторонника и идеолога переворота, сыном этого классового компромисса. В 1690 году Локк опубликовал свой главный философский труд «Опыт о человеческом разуме» (русский перевод, М., 1898). Философские взгляды Локка — материализм в деистической форме. Его историческая заслуга — опровержение теории врожденных идей, обоснование материалистического принципа происхождения знаний из опыта ощущений. Отсюда убеждение Локка в могуществе воспитания в процессе формирования человеческой личности, пронизывающее его сочинение по педагогике «Мысли о воспитании» («Some thoughts concerning education», L., 1693).Общественно-политические взгляды Локка изложены им в работе «Два трактата об управлении государством» («Two treatises of government», 1690). Локк разделял распространенные в 17 веке буржуазные теории естественного состояния людей и возникновения общества и государства (эти понятия им не различались) путем общественного договора. Рассматривая возникновение общества-государства, Локк на первый план выдвигал вопрос о собственности. Локк считал, что у людей в естественном состоянии сначала существовала общая собственность на блага природы, но лишь до приложения к ним труда. Последнее превращает их в частную собственность того, кто затратил труд. Таким образом, в отличие от своего предшественника Т. Гоббса, Локк считал, что частная собственность возникла еще в естественном состоянии благодаря труду, а не была создана государством; право на нее — естественное право. Государство, по Локку, возникло прежде всего для охраны частной собственности — это его главная задача. В этих рассуждениях Локка есть элемент историзма, поскольку Локк полагал, что общая собственность предшествовала частной, что индивидуальный труд создал частную собственность, что возникновение государства связано с задачей охраны частной собственности. Но Локк увековечивал частную собственность, утверждая, что труд всегда был индивидуальным трудом и что поэтому он всегда и неизменно порождает частную собственность. Поскольку государство возникло для охраны «естественных прав» человека на частную собственность, личную свободу и безопасность, то политическая власть, утверждает Локк, не должна покушаться на эти права. Ставя во главу угла политического устройства неприкосновенность прав и свобод частного собственника, Локк выступил как один из первых идеологов буржуазного либерализма. Локк подверг критике абсолютную монархию, как несовместимую с основами и целями общественной жизни. Одним из первых он обосновал и развил буржуазную идею разделения властей, как принципа построения конституционного государства, доказывая, что только такой строй отвечает разуму, природе и целям всякого политического сообщества, только он способен выполнить основное назначение всякого государства — защиту частной собственности. Локк, писал Маркс, «…является классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному» («Теории прибавочной стоимости», ч. 1, 1955, с. 348).A. A. Макаровский. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965. Сочинения: The works, 10 ed., v. 1-10, L., 1801; new ed., v. 1-2, L., 1877; Избр. филос. произв., т. 1-2, M., 1960. Литература: История философии, т. 1, 1957; Англ. бурж. революция XVII в., т. 2, М., 1954; Гребенев К. В., Джон Локк, М.-Л., 1929; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового времени, т. 1, М., 1958; Ковалевский М. M., От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 3, М., 1906; Fox Bourne H. R., The life of John Locke, v. 1-2, L., 1876; Fraser A. C., Locke, Edin. — L., 1890; Fowler T., Locke, L., 1906; Aaron R., John Locke, 2 ed., Oxf., 1955; Laski N. J., Political thought in England from Locke to Bentham, L., 1920; Gough J. W., John Lock’s political philosophy, Oxf., 1950. Вернуться на главную страницу Локка.
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ | |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
|
Локк (Джон) | Интернет-библиотека свободы
Локк (Джон) | Интернет-библиотека свободы ☰1632–1704
Национальность: англичанин
Исторический период: раннее Новое время
Джон Локк (1632–1704) был английским философом, который считается одним из первых философов эпохи Просвещения и отцом классического либерализма. . В своей основной работе Два трактата о правительстве Локк отвергает идею божественного права королей, поддерживает идею естественных прав (особенно прав собственности) и выступает за ограниченное конституционное правительство, которое защищало бы права личности.
См. также нашу коллекцию выдержек, эссе и других материалов о Локке.
См. онлайн-дискуссии Liberty Matters Джона Локка о собственности, Джона Локка о коммерческом обществе и Джона Локка о коммерческом обществе
Дополнительную информацию о Джоне Локке см. Джона Локка Цитаты Джона Локка: Титул Джона Локка: Сегодня Джон Локк считается одним из величайших философов Англии, мыслителем эпохи Просвещения, известным как «отец либерализма». Но ранее неизвестные мемуары, приписываемые одному из его близких друзей, рисуют иную картину — тщеславного, ленивого и напыщенного человека, который «развлекался пустяковыми остроумиями», и плагиатора, который «брал у других все, что мог взять». ». Доктор Феликс Вальдманн, преподаватель истории в Кембридже, нашел краткие мемуары в Британской библиотеке, просматривая документы историка 18-го века Томаса Берча, который приобрел у своих современников множество рукописей. Среди них были наброски предисловия к изданию второстепенных произведений Локка журналистом-гугенотом Пьером де Мезо. Между черновиками Де Мезо были зажаты пять страниц, написанных по-французски, на которых журналист записал интервью с неизвестным «мистером…» о Локке. . Вальдман описывает это открытие как «Святой Грааль» локковской науки: мемуары не только язвительно отзываются о характере Локка, но и показывают, что он читал шедевр Томаса Гоббса «Левиафан» 1651 года, произведение, которое было чрезвычайно спорный в то время, и что Локк всегда отрицал, что знал. Другие ученые назвали находку «экстраординарной». «Это меняет стипендию Локка, и я был совершенно ошеломлен, обнаружив это», — сказал Вальдманн. «Это необычайно захватывающе… Я не думаю, что когда-нибудь найду что-то столь же значительное». В рецензируемой статье, опубликованной в Журнале современной истории, Вальдманн называет анонимным источником Джеймса Тиррелла, близкого друга Локка на протяжении десятилетий. Пара познакомилась в Оксфорде в 1658 году и переписывалась большую часть своей жизни. Локк оставался в доме Тиррелла в течение нескольких недель, и Тиррелл позаботился о многих вещах Локка между 1683 и 1689 годами.когда философ был сослан в Нидерланды. Мемуары открываются воспоминанием о том времени, когда Локк учился в Оксфорде, где, по словам Тиррелла, Локк «вообще не учился; он был ленив и небрежен и развлекался пустяковыми остроумиями». Локка помнят как человека, который «гордился своей оригинальностью и презирал то, что не мог выдать за свое». «Эта склонность часто заставляла его с большой церемонностью повторять некоторые очень распространенные утверждения и напыщенно декламировать некоторые очень тривиальные максимы», — говорит Тиррелл Des Maizeaux. «Исполненный хорошего мнения о себе, он ценил только свои собственные дела и людей, которые хвалили его». Вальдманн считает, что Де Мезо не публиковал воспоминания Тиррелла, потому что его издание работ Локка было посвящено философу. «Я предполагаю, что он был довольно шокирован, услышав эти вещи о личном характере Локка, и по понятным причинам просто умолчал об этом», — сказал он. Тиррелл также утверждает, что одна из книг Локка была «копией другой, которую, как он утверждал, никогда не читал», хотя Локка «подстрекали» купить эту книгу много лет назад. Вальдман назвал это обвинение «немного сильным». «Но что интересно, так это то, что Тиррелл, которого мы считали ближайшим другом Локка, готов назвать его плагиатором; что он считает успех Локка результатом интеллектуальной лени», — сказал он. Но академик из Кембриджа говорит, что самым значительным открытием является откровение Тиррелла о том, что Локк читал «Левиафана» Гоббса. «Это, безусловно, самый печально известный труд по философии, опубликованный в 17 веке — [он был] абсолютно еретическим, и на Гоббса смотрели с необычайным подозрением», — сказал Вальдманн. «Локк проводит десятилетия, отрицая, что он был знаком с Гоббсом в любом виде, форме или форме. Он никогда не цитирует Левиафана ни в одной из своих опубликованных работ, никогда не упоминает его в своих письмах, тысячи которых сохранились, поэтому он изо всех сил старается избегать любых ассоциаций». Но Тиррелл утверждает Де Мезо, что у Локка «почти всегда был на столе «Левиафан» Х., и он рекомендовал прочитать его своим друзьям», хотя «в будущем он делал вид, что отрицает, что у него есть когда-либо читал». «Идея о том, что Локк не интересовался своим величайшим предшественником, широко обсуждалась, — сказал Вальдманн. «Нет тайн, сравнимых с тем, что Локк находится в диалоге с Гоббсом, а вот ближайший друг Локка говорит, что Левиафан почти всегда у него на столе». Тиррелл продолжает проклинать Локка во многих смыслах, оба основных: «он был алчным, тщеславным, завистливым и сдержанным до излишеств»; «он брал у других все, что мог взять, и извлекал из этого выгоду» — и незначительный: Локк, как сообщается, был настолько робким, что «часто по ночам мышиный шум заставлял его вставать и звать своего хозяина. Связан с:
«Утерянных мемуаров» изображают почитаемого философа Джона Локка «тщеславным, ленивым и напыщенным» | Джон Локк