Джон локк это: Джон Локк | это… Что такое Джон Локк?

Джон Локк



Джон Локк

1632-1704

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Джон Локк

IGDA. ДЖОН ЛОКК

Локк (Locke), Джон (29.VIII.1632 — 28.X.1704) — английский философ, автор трудов по философии, теологии, политической теории, педагогике, экономическим вопросам. Родился в семье судейского чиновника. Окончил Оксфордский университет. Поступив в 1667 году на службу к лидеру партии вигов А. Эшли Куперу (графу Шефтсбери; с 1672 года — лорд-канцлер), принял активное участие в политической борьбе. Преследования правительства Карла II

дважды вынуждали Локка эмигрировать, и он долгие годы провел во Франции и Голландии (где сблизился с Вильгельмом III Оранским). Вернулся в Англию в 1689 году, во время «славной революции» 1688-1689 годов — компромисса между крупной буржуазией и частью земельной аристократии. Энгельс назвал Локка, активного сторонника и идеолога переворота, сыном этого классового компромисса. В 1690 году Локк опубликовал свой главный философский труд «Опыт о человеческом разуме» (русский перевод, М., 1898). Философские взгляды Локка — материализм в деистической форме. Его историческая заслуга — опровержение теории врожденных идей, обоснование материалистического принципа происхождения знаний из опыта ощущений. Отсюда убеждение Локка в могуществе воспитания в процессе формирования человеческой личности, пронизывающее его сочинение по педагогике «Мысли о воспитании» («Some thoughts concerning education», L., 1693).
К. Маркс
назвал Локка отцом европейского свободомыслия, поскольку Локк выступил в защиту широкой веротерпимости («Письма о веротерпимости» — «Epistola tle tolerantia», 1689). Локк не распространял, однако, ее на католиков и атеистов.

Общественно-политические взгляды Локка изложены им в работе «Два трактата об управлении государством» («Two treatises of government», 1690). Локк разделял распространенные в 17 веке буржуазные теории естественного состояния людей и возникновения общества и государства (эти понятия им не различались) путем общественного договора. Рассматривая возникновение общества-государства, Локк на первый план выдвигал вопрос о собственности. Локк считал, что у людей в естественном состоянии сначала существовала общая собственность на блага природы, но лишь до приложения к ним труда. Последнее превращает их в частную собственность того, кто затратил труд. Таким образом, в отличие от своего предшественника Т. Гоббса, Локк считал, что частная собственность возникла еще в естественном состоянии благодаря труду, а не была создана государством; право на нее — естественное право. Государство, по Локку, возникло прежде всего для охраны частной собственности — это его главная задача. В этих рассуждениях Локка есть элемент историзма, поскольку Локк полагал, что общая собственность предшествовала частной, что индивидуальный труд создал частную собственность, что возникновение государства связано с задачей охраны частной собственности. Но Локк увековечивал частную собственность, утверждая, что труд всегда был индивидуальным трудом и что поэтому он всегда и неизменно порождает частную собственность.

Поскольку государство возникло для охраны «естественных прав» человека на частную собственность, личную свободу и безопасность, то политическая власть, утверждает Локк, не должна покушаться на эти права. Ставя во главу угла политического устройства неприкосновенность прав и свобод частного собственника, Локк выступил как один из первых идеологов буржуазного либерализма. Локк подверг критике абсолютную монархию, как несовместимую с основами и целями общественной жизни. Одним из первых он обосновал и развил буржуазную идею разделения властей, как принципа построения конституционного государства, доказывая, что только такой строй отвечает разуму, природе и целям всякого политического сообщества, только он способен выполнить основное назначение всякого государства — защиту частной собственности. Локк, писал Маркс, «…является классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному» («Теории прибавочной стоимости», ч. 1, 1955, с. 348).
Локк в своих «Трактатах» обосновывает рожденные революцией идеи о народе как носителе и источнике верховной власти в государстве и о праве народа на восстание, если правители попирают его законные интересы и права. Сам Локк не был революционером, и эти положения были нужны ему всего лишь для оправдания переворота 1688-1689 годов и установившегося в его итоге режима конституционной монархии. Но в силу своего революционного содержания они были широко использованы в острых классовых столкновениях 2-й половины 18 века. Общественно-политические взгляды Локка оказали большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной общественной мысли в Европе и Америке.

A. A. Макаровский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: The works, 10 ed., v. 1-10, L., 1801; new ed., v. 1-2, L., 1877; Избр. филос. произв., т. 1-2, M., 1960.

Литература: История философии, т. 1, 1957; Англ. бурж. революция XVII в., т. 2, М., 1954; Гребенев К. В., Джон Локк, М.-Л., 1929; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового времени, т. 1, М., 1958; Ковалевский М. M., От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 3, М., 1906; Fox Bourne H. R., The life of John Locke, v. 1-2, L., 1876; Fraser A. C., Locke, Edin. — L., 1890; Fowler T., Locke, L., 1906; Aaron R., John Locke, 2 ed., Oxf., 1955; Laski N. J., Political thought in England from Locke to Bentham, L., 1920; Gough J. W., John Lock’s political philosophy, Oxf., 1950.


Вернуться на главную страницу Локка.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Джон Локк John Locke



Карен И.

Вон (Karen I. Vaughn)

Джон Локк (John Locke)

 

Джон Локк (1632—1704), философ и автор Опыта о человеческом разумении, Двух трактатов о гражданском правлении и Письма о веротерпимости, получил образование в Вестминстерской школе и колледже Крайстчерч, Оксфорд, где получил степень бакалавра в 1656 г. и магистра в 1659 г. Он читал лекции по греческому языку и нравственной философии, по собственной инициативе изучал экспериментальную медицину, в свободное время посещал неортодоксальную экспериментальную группу Роберта Бойля. В 1666 г. он вошел в дом Энтони Эшли Купера, первого графа Шефтсбери, где приобрел интерес к политическим и экономическим вопросам. Осторожное участие Локка в политике вынудило его в 1680-х годах провести недолгое время в изгнании в Голландии, пока король Яков II не отрекся от престола и на британский трон не взошли Вильгельм III и Мария Оранские. Локк был известен как философ и государственный служащий. Частью его вклада в общественную жизнь была организация Торговой палаты в 1695 г.

и последующая служба в качестве уполномоченного палаты вплоть до 1700 г.

Вклад Локка в экономическую мысль состоял из двух больших эссе и одного маленького памфлета. Первое экономическое сочинение Локка — Некоторые соображения о последствиях снижения процентной ставки и увеличения стоимости денег — был также и наиболее важным. Хотя он работал над черновиками этого сочинения более двадцати лет, оно было опубликовано лишь в 1691 г. — как попытка побудить парламент отвергнуть проект о снижении допустимого законом максимального уровня ставки процента с 6 до 4%. Хотя это сочинение, слишком сложное и аналитическое для того, чтобы повлиять на обсуждение, не смогло убедить парламент, именно его непригодность как средства политического убеждения делают его интересным для истории экономической мысли.

Во времена основанной на меркантилизме веры в регулирование экономики Локк — философ, следующий принципам естественного закона, — начал свое сочинение с вопроса: «Может ли цена найма денег (ставка процента) регулироваться законом?» (Some Considerations, р. 1). Его ответ гласил «явно нет», так как ставка процента — это цена, а все цены определяются законами природы, находящимися вне контроля со стороны политических законов. Политики могут принять закон о процентной ставке, но они не в состоянии осуществить намеченное. Люди, не желая расстаться с «возможностью выгоды», будут обходить ограничения на процентные ставки так, что эффективная процентная ставка поднимется выше того уровня, который установился бы на рынке в отсутствие ограничений, что вызовет недостаток заемных средств, повредит торговле и приведет к несправедливому перераспределению богатства.

Локк основывал свои выводы на тщательно разработанной теории ценообразования, которую применял ко всем обмениваемым благам. Будучи примитивной по современным стандартам, его теория ценообразования тем не менее с замечательной точностью предсказывала верное направление изменения цены в ответ на изменения лежащих в основе ее переменных. Он четко показал, что величина спроса обратно связана с ценой на товар, в то время как величина предложения связана с ней прямо. Он имел представление о равновесной цене и фактически пользовался термином «равновесие» в нескольких контекстах. Тот факт, что наиболее интересовавшей его ценой была ставка процента, привел его к разработке чрезвычайно прогрессивной монетарной теории, которая, возможно, является его наиболее значительным вкладом в развитие экономической мысли.

Теория ценности Локка начинается с предпосылки о том, что для экономического обмена важны только относительные значения. Не существует внутренних ценностей, позволяющих всегда обменивать определенное количество одного блага на определенное количество другого. Меновая ценность зависит исключительно от пропорции между количеством блага, предлагаемого к продаже, и возможностями его сбыта — величиной спроса. Те же принципы применялись к ценности денег. Деньги были специальным товаром, обладающим двоякой ценностью: потребительной и меновой. Потребительная ценность денег происходила от их функции денежного капитала, ценой которого была ставка процента. Ставка процента тем самым зависела не от законодательства, но от прибыльности инвестиций и доступных индивидам альтернативных способов использования денег. Меновая ценность денег, однако, представляла собой особый случай ценности товаров, поскольку в то время как их количество являлось переменным, возможности сбыта денег были «всегда достаточными» (Some Considerations, p. 71) — под этим Локк понимал то, что люди согласны иметь любое количество денег в обращении. Следовательно, доказывал он, ценность денег, или их покупательная способность, выражалась исключительно обратной функцией от количества денег в обращении. Количество денег, однако, также зависело от их «быстроты обращения» (Ibid., р. 33), которую он представлял функцией существующих в обществе относительно стабильных привычек людей расплачиваться. В анализе Локка легко заметить раннюю формулировку количественной теории денег.

Локк применил свою количественную теорию денег к проблеме уровня цен на мировых рынках и денежных потоков. Здесь его анализ интересен, так как он утверждал, что «любое количество денег… способно обслужить торговлю любого объема» (Ibid., р. 75- 76), и, следовательно, абсолютное количество денег в любой отдельно взятой стране никак не связано с ее благосостоянием. Однако он также верил, что страны, вовлеченные в международную торговлю, нуждались в том, чтобы поддерживать определенное соотношение между количеством денег и объемом торговли, чтобы не оказаться в невыгодном положении по отношению к своим торговым партнерам. В то время как эта позиция несовместима с простой количественной теорией денег (как в следующем столетии должен был показать Юм), Локк предполагал, что неблагоприятные условия торговли привели бы к депрессии и эмиграции квалифицированной рабочей силы. Иными словами, он предполагал, что изменения денежного предложения влияют на выпуск, что заставляло его отвергать ставки на механизм цен и денежных потоков как способ поддержания торгового баланса.

Второе важнейшее сочинение Локка —Дальнейшие соображения об увеличении стоимости денег (1695), — хотя и повторяло многие из его более ранних аргументов, было посвящено прежде всего проблеме перечеканки монет. Локк возражал против предложения девальвировать монеты официальной чеканки на 20% и настойчиво агитировал в пользу перечеканки в соответствии со старым стандартом находившихся тогда в обращении монет, обесцененных из-за порчи и естественного износа. Деньги, утверждал Локк, суть золото и серебро. Люди заключали сделки в золоте и серебре, а государственный штамп был лишь гарантией их содержания в официальных монетах. Следовательно, девальвация лишь сбила бы с толку торговлю и вызвала бы рост номинированных в фунтах стерлингов и шиллингах цен.

Было отмечено, что, поскольку официальная 20%-я девальвация просто узаконила бы фактическую девальвацию, произошедшую из-за порчи и естественного износа, аргументы Локка не имели отношения к делу. Хотя это, возможно, и справедливо, на самом деле Локк намеревался заявить, что деньги являлись частной собственностью граждан, а не созданием правительства. Он выдвигал моральный аргумент, согласующийся с политической философией, которую излагал во Втором трактате о гражданском правлении.

С точки зрения экономиста, Второй трактат Локка представляет интерес прежде всего благодаря развитой там теории собственности. Локк утверждал, что индивиды приобретают право на частную собственность в силу того факта, что для того чтобы выжить, они должны сочетать свой труд с не принадлежащими им ресурсами. Локк далее доказывал, что для своего личного пользования человек имеет право создавать столько собственности (как на землю, так и на товары), сколько сможет, до тех пор, пока ничто не тратится зря, и остается достаточно ресурсов для того, чтобы могли прожить и другие люди. На этой основе Локк разработал теорию происхождения денег, согласно которой они возникали из-за стремления людей создать средство накопления ценности, чтобы предотвратить ее потери, а также теорию происхождения государства, основанную на предпосылке об ограниченности территорий.

Доказывая свою точку зрения, Локк утверждал, что частная собственность не только моральна, но и практична, так как за счет производительного труда создается 99/100 ценность вещей, «полезных для человеческой жизни» (Second Treatise, p. 314). Хотя это утверждение было только иллюстративным и не предполагало никакой причинно-следственной связи между затраченным трудом и рыночной ценой, оно на самом деле предоставило стартовую точку для более поздних трудовых теорий ценности.

ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ

1690. Two Treatises of Government. Ed. Peter Laslett, 2nd edn, Cambridge:

Cambridge University Press, 1953.

Два трактата о правлении

1696. Several Papers Relating to Money, Interest and Trade, etcetera. New

York: Augustus M. Kelley. 1968.

БИБЛИОГРАФИЯ

Laslett, P. 1957. John Locke, the great recoinage, and the origins of the board of trade, 1695—1698. Wiliam and Mary Quarterly 14. July, 370-92.

Leigh, A.H. 1974. John Locke and the quantity theory of money. His¬tory of Political Economy 6. Summer, 200— 19.

Letwin, W. 1964. The Origins of Scientific Economics. Garden City, NY: Anchor Books.

Vaughn, K.I. 1980. John Locke: Economist and Social Scientist. Chicago: University of Chicago Press.

Марк Блауг.Локк Джон Locke John (1632 — 1704)

 

 

Вернуться

Координация материалов. Экономическая школа

Экономическая школа 90

Локк (Джон) | Интернет-библиотека свободы

Локк (Джон) | Интернет-библиотека свободы ☰

1632–1704

Национальность: англичанин

Исторический период: раннее Новое время

Джон Локк (1632–1704) был английским философом, который считается одним из первых философов эпохи Просвещения и отцом классического либерализма. . В своей основной работе Два трактата о правительстве Локк отвергает идею божественного права королей, поддерживает идею естественных прав (особенно прав собственности) и выступает за ограниченное конституционное правительство, которое защищало бы права личности.

См. также нашу коллекцию выдержек, эссе и других материалов о Локке.

См. онлайн-дискуссии Liberty Matters Джона Локка о собственности, Джона Локка о коммерческом обществе и Джона Локка о коммерческом обществе

Дополнительную информацию о Джоне Локке см. Джона Локка

  • Библиографический очерк о Джоне Локке и собственности
  • Список для чтения «Введение в политическую мысль Джона Локка»
  • Тема об английской революции
  • Дебаты о божественном праве королей
  • Дебаты о религиозной терпимости
  • Цитаты Джона Локка:

    • Джон Локк об «совершенной свободе»
    • Джон Локк о правах на жизнь, свободу и собственность
    • Джон Локк о разделении церкви и магистрата
    • Джон Локк считал, что магистрат должен наказывать не за грех, а только за нарушение естественных прав и общественного спокойствия.
    • Джон Локк о том, что «там, где заканчивается закон, начинается тирания»
    • Джон Локк говорит «джентльмену», как важно читать и думать для человека его положения, чье «надлежащее призвание» должно быть служением своей стране

    Титул Джона Локка:

    • Автор: BOLL 1: Джон Локк, «О собственности» (1689)
    • Автор: British Moralists vol. 2
    • Автор: Поощрение ирландской льняной мануфактуры (август 169 г.7)
    • Автор: Расширенное издание «Двух трактатов о правительстве» (1689)
    • Автор: Письмо о веротерпимости и других произведениях
    • Автор: Предлагаемая реформа закона о бедных (октябрь 1697 г.)
    • Автор: Два трактата о гражданском правительстве (изд. Холлиса)
    • Автор: Сочинения Джона Локка в девяти томах
    • Автор: The Works, vol. 1 Эссе о человеческом понимании, часть 1
    • Автор: The Works, vol. 2 Эссе о человеческом понимании, часть 2 и другие сочинения
    • Автор: Сочинения Джона Локка, том. 3
    • Автор: Работы Джона Локка, том. 4 экономических сочинения и два правительственных трактата
    • Автор: The Works, vol. 5 Четыре письма о терпимости
    • Автор: The Works, vol. 6 (Разумность христианства)
    • Автор: The Works, vol. 7 (Очерки и примечания к посланиям св. Павла)
    • Автор: The Works, vol. 8 (Некоторые мысли об образовании, посмертные произведения, фамильярные письма)
    • Автор: Работы Джона Локка, том. 9 (Письма и разное)
    Связан с:
    • Зал для семинаров Гудрича
    • Пре-смитианские экономисты
    • Теоретики естественных прав XVII века
    • Библиотека отцов-основателей

    «Утерянных мемуаров» изображают почитаемого философа Джона Локка «тщеславным, ленивым и напыщенным» | Джон Локк

    Сегодня Джон Локк считается одним из величайших философов Англии, мыслителем эпохи Просвещения, известным как «отец либерализма». Но ранее неизвестные мемуары, приписываемые одному из его близких друзей, рисуют иную картину — тщеславного, ленивого и напыщенного человека, который «развлекался пустяковыми остроумиями», и плагиатора, который «брал у других все, что мог взять». ».

    Доктор Феликс Вальдманн, преподаватель истории в Кембридже, нашел краткие мемуары в Британской библиотеке, просматривая документы историка 18-го века Томаса Берча, который приобрел у своих современников множество рукописей. Среди них были наброски предисловия к изданию второстепенных произведений Локка журналистом-гугенотом Пьером де Мезо. Между черновиками Де Мезо были зажаты пять страниц, написанных по-французски, на которых журналист записал интервью с неизвестным «мистером…» о Локке.

    В Британской библиотеке обнаружены бумаги с воспоминаниями анонимного друга об английском философе Джоне Локке. Фотография: д-р Феликс Вальдманн/Британская библиотека

    . Вальдман описывает это открытие как «Святой Грааль» локковской науки: мемуары не только язвительно отзываются о характере Локка, но и показывают, что он читал шедевр Томаса Гоббса «Левиафан» 1651 года, произведение, которое было чрезвычайно спорный в то время, и что Локк всегда отрицал, что знал. Другие ученые назвали находку «экстраординарной».

    «Это меняет стипендию Локка, и я был совершенно ошеломлен, обнаружив это», — сказал Вальдманн. «Это необычайно захватывающе… Я не думаю, что когда-нибудь найду что-то столь же значительное».

    В рецензируемой статье, опубликованной в Журнале современной истории, Вальдманн называет анонимным источником Джеймса Тиррелла, близкого друга Локка на протяжении десятилетий. Пара познакомилась в Оксфорде в 1658 году и переписывалась большую часть своей жизни. Локк оставался в доме Тиррелла в течение нескольких недель, и Тиррелл позаботился о многих вещах Локка между 1683 и 1689 годами.когда философ был сослан в Нидерланды.

    Мемуары открываются воспоминанием о том времени, когда Локк учился в Оксфорде, где, по словам Тиррелла, Локк «вообще не учился; он был ленив и небрежен и развлекался пустяковыми остроумиями». Локка помнят как человека, который «гордился своей оригинальностью и презирал то, что не мог выдать за свое».

    «Эта склонность часто заставляла его с большой церемонностью повторять некоторые очень распространенные утверждения и напыщенно декламировать некоторые очень тривиальные максимы», — говорит Тиррелл Des Maizeaux. «Исполненный хорошего мнения о себе, он ценил только свои собственные дела и людей, которые хвалили его».

    Вальдманн считает, что Де Мезо не публиковал воспоминания Тиррелла, потому что его издание работ Локка было посвящено философу. «Я предполагаю, что он был довольно шокирован, услышав эти вещи о личном характере Локка, и по понятным причинам просто умолчал об этом», — сказал он.

    Тиррелл также утверждает, что одна из книг Локка была «копией другой, которую, как он утверждал, никогда не читал», хотя Локка «подстрекали» купить эту книгу много лет назад. Вальдман назвал это обвинение «немного сильным».

    «Но что интересно, так это то, что Тиррелл, которого мы считали ближайшим другом Локка, готов назвать его плагиатором; что он считает успех Локка результатом интеллектуальной лени», — сказал он.

    Но академик из Кембриджа говорит, что самым значительным открытием является откровение Тиррелла о том, что Локк читал «Левиафана» Гоббса.

    «Это, безусловно, самый печально известный труд по философии, опубликованный в 17 веке — [он был] абсолютно еретическим, и на Гоббса смотрели с необычайным подозрением», — сказал Вальдманн. «Локк проводит десятилетия, отрицая, что он был знаком с Гоббсом в любом виде, форме или форме. Он никогда не цитирует Левиафана ни в одной из своих опубликованных работ, никогда не упоминает его в своих письмах, тысячи которых сохранились, поэтому он изо всех сил старается избегать любых ассоциаций».

    Но Тиррелл утверждает Де Мезо, что у Локка «почти всегда был на столе «Левиафан» Х., и он рекомендовал прочитать его своим друзьям», хотя «в будущем он делал вид, что отрицает, что у него есть когда-либо читал».

    «Идея о том, что Локк не интересовался своим величайшим предшественником, широко обсуждалась, — сказал Вальдманн. «Нет тайн, сравнимых с тем, что Локк находится в диалоге с Гоббсом, а вот ближайший друг Локка говорит, что Левиафан почти всегда у него на столе».

    Тиррелл продолжает проклинать Локка во многих смыслах, оба основных: «он был алчным, тщеславным, завистливым и сдержанным до излишеств»; «он брал у других все, что мог взять, и извлекал из этого выгоду» — и незначительный: Локк, как сообщается, был настолько робким, что «часто по ночам мышиный шум заставлял его вставать и звать своего хозяина.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *