Джон Локк основные идеи | Kratkoe.com
Джон Локк основные идеи английского педагога и философа кратко изложены в этой статье.
Основные идеи Джона Локка
Политические и государственные идеи Джона Локка кратко
Джон Локк считал, что государство возникло в результате общественного договора. В его идеальном варианте все люди независимы и равны. Они действуют по главному правилу – не нанеси ущерба здоровью, жизни, собственности и свободе другого человека. Это и есть целью создания государства.
Основу государства составляет соглашение, которое заключается определенным числом людей для создания органов судебной, законодательной и исполнительной власти. Государственное учение Джона Локка основывается на обоснованной им концепции законности: все равны перед законом и могут поступать по своему желанию, в том случае если это не запрещается законом.
Форма государства напрямую зависит от того, кто возглавляет его, кому принадлежит законодательная власть. С нее началось создание государства. Но она ограничена законом природы и общественным благом. Самой лучшей формой правления, согласно философу, является ограниченная монархия.
Локк отстаивал принцип гарантированности свободы совести. Церковь и государство должны существовать отдельно друг от друга, ведь эти две инстанции имеют разные цели и задачи. Он предложил государственную власть разделить с целью создания системы взаимодействия между государством и обществом. Ученый выделил 3 вида власти:
- Законодательная, которая указывает, каким образом должна употребляться сила государства. Она создана народом.
- Исполнительная, которая следит за исполнением законов. Ее «представителями» являются монарх, министр и судьи.
- Федеративная
Джон сформулировал идею народного суверенитета: народ имеет право контролировать работу законодательного органа и изменять его структуру и состав. Короля он наделил правом созывать и распускать парламент, правом вето и законодательной инициативы.
Локка считают основателем либерализма, так как им было сформулировано принципы буржуазной государственности.
Джон Локк открытия в педагогике
Мысли о воспитании Джон Локк сформулировал на основе того, как его воспитал отец. Он был полностью уверен, что воспитание ребенка вырабатывает у него характер, дисциплину и волю. Но самое главное – одновременно с духовным развитием сочетать физическое воспитание. Оно проявляется в развитии здоровья и гигиены, а духовное – в развитие достоинства и нравственности.
Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он считал, что ум как «чистая доска», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врождённых идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.
Джон Локк педагогические идеи:
- Соблюдение дисциплины, строгий распорядок дня и прием простой пищи.
- Применение развивающих упражнений и игр.
- Детей с самого раннего возраста необходимо обучать изящным манерам.
- Ребенок должен делать все, что не противоречит нравственности.
- Детей можно наказывать только в случае систематического неповиновения или дерзкого поведения.
Джон Локк основные труды – « Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», «Опыты о законе и природе», «Письма о веротерпимости», «Мысли о воспитании».
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, каковы основные идеи Джона Локка.
kratkoe.com
Джон Локк (политические взгляды)
/ / / Джон Локк (политические взгляды)
Джон Локк (политические и правовые взгляды)
Джон Локк (1632—1704гг.) являлся идеологом социального компромисса, а также государственным деятелем, который заложил основы современной политической системы Британии и непосредственный участник революции в Англии.
Локком были сформулированы многие принципы базы буржуазной государственности, её идеологического обоснования и организации. Кроме того, им были заложены теоретические основы либерализма (буржуазного).
Джон Локк был ярым противником теологических и феодальных теорий права и власти, он был против вмешательства в духовные дела государства, а также так называемой теократии. Им же был заложен один из основных классических принципов теории права буржуазии – формальное понимание свободы, равенства, демократии, человеческих прав, независимо от социальной сути всех политических институтов.
Согласно Джону Локку естественным состоянием является не «военные действия всех против всех» (как у того же Гоббса), но упорядоченный общественный характер, который регулируется нормами естественного человеческого права (именно таковые определяют поведение человека в обществе и диктуются разумом).
Кроме того, Локк провозгласил принцип закономерности, а также юридического и политического гражданского равенства. При этом личная гражданская собственность рассматривалась в качестве основы, гаранта свободы и организации общества. Такая собственность по Локку считается вечной, обязательной стороной жизни, как человека, так и государства.
Вся концепция Джона Локка проникнута интересами обеспечения главных (основных) человеческих прав. Например, именно Локком были предложены меры регулирования общественной жизни, в качестве регламентации государственной сферы деятельности, введение принципа согласия населения как базы деятельности государственных органов, а также признание за народом права на восстание против тирании и др. Таким образом, государство должно править по установленным законам, которые были провозглашены народом и известные народу. Править при помощи справедливых судей в интересах народного блага, мира и безопасности.
Теория разделения властей по Джону Локку
Также Локк подчёркивал превосходство представительной законодательной власти, выделяя её престиж среди остальных властей. Им выделялось три вида одновременно существующей государственной власти:
· Природная власть
· Исполнительная власть
· Законодательная власть.
Идеи, высказанные Джоном Локком оказали огромное влияние на многих мыслителей так называемого «французского Просвещения», а также деятелей американского освободительного движения и др. Для политико-правовых учений рассматриваемого периода (Нового времени) было характерно выдвижение на первый план практических ценностей юридического знания.
Интересное:
www.student-pravo.ru
Джон локк — психология
Психологическая система взглядов Дж. Локка
25566
Психологическая система взглядов Дж. Локка
Доклад
Психология и эзотерика
от рождения идеи бога души добра и зла не даны. Сны по Локку это идеи бодрствующего человека соединенные между собой причудливым образом.
Сами же идеи не возникают пока органы чувств не снабдят нас ими.
Идеи содержание опыта ощущения образы восприятия представления памяти общие понятия аффективноволевые состояния Первоначально душа чистый лист на который при жизни внешний мир наносит воздействия.
Русский
2013-08-17
33.5 KB
21 чел.
Психологическая система взглядов Дж. Локка
Джон Локк (1632-1704) — английский мыслитель, предвестник ассоциативной психологии.
Основа его взглядов – общие эмпирические и сенсуалистические установки Ф.Бэкона и Т. Гоббса.
«Опыт о человеческом разуме» (1690)
Начинал рассуждения с критики теории врожденных идей (Сократ, Платон, Декарт, Лейбниц).
Локк считал, что знания сами по себе возникнуть не могут, что врожденных идей и принципов нет, они все проистекают из опыта.
Доказательство: если бы они были, то были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Но данные наблюдений показывают, что нет, т.е. от рождения идеи бога, души, добра и зла не даны.
Сновидения: сторонники теории считают, что мы забываем сны, т.к. во время сна душа выходит из тела и размышляет вне его, не оставляя следов. Локк: во время бодрствования душа не показывает телу ничего такого, что не воспринимала бы в теле. Значит, вне тела не существует.
Сны, по Локку, это идеи бодрствующего человека, соединенные между собой причудливым образом. Сами же идеи не возникают, пока органы чувств не снабдят нас ими.
Следовательно, зависимость психических состояний от телесного организма и внешнего мира.
При этом признает наличие задатков – анатомо-физиологических особенностей, от которых зависит характер и приобретаемые в опыте знания.
Опыт – то, чем душа наполняется в течение всей его индивидуальной жизни.
Идеи – содержание опыта (ощущения, образы восприятия, представления, памяти, общие понятия, аффективно-волевые состояния)
Первоначально душа – чистый лист, на который при жизни внешний мир наносит воздействия.
Внешний опыт – приобретаются чувственные идеи – рефлексия – идеи об идеях
Рефлексия – особая внутренняя деятельность души, способность души обращать свой взор на собственные состояния, порождая при этом новые психические продукты в виде идей об идеях.
Рефлексия = внутреннее чувство=внутренний опыт. Это опыт об внешнем опыте, форма рационального познания и переработки внутреннего опыта.
Следствие: внутренний и внешний опыт связаны, чувственное и рациональное познание связаны. Но! Внутренний опыт не выводится из внешнего, он выходит за пределы природной детерминации, т.е. есть некая рефлексирующая духовная субстанция
Учение о первичных и вторичных качествах
Качество – способность вещей вызывать в душе какие-либо идеи.
Идеи внешнего опыта:
- Идеи первичных качеств (объективные к-ва) – точное отображение таких качеств, как протяженность, плотность, величина, форма, движение, длительность
- Идеи вторичных качеств(субъективные к-ва) – запах, вкус, цвет и т.п. Неадекватны реальным качествам, т.к. вне нас не существуют.
Идеи:
- Простые – неразложимые элементы сознания
- Из внешнего опыта: идеи ощущения от одного или нескольких органов чувств
- Из рефлексии: образы восприятия, памяти, воображения
- Совместные: идеи страдания и удовольствия
- Сложные — разложимые элементы: идеи формы, вкуса, цвета
Представление – такой познавательный процесс, связанный с восприятием ранее воспринятого реального объекта
Память – ее функция в актуализации «заснувших» идей, в которых нуждается душа. Образы памяти – когда есть сходство текущих впечатлений с прошлым. Для хорошей памяти необходимо повторение и сопровождение повторения чувствами удовольствия или страдания. Память – высшая форма развития психики животных.
Когда предметы не имеют сходства с прошлым – воображение.
Мышление
Образование сложных идей происходит путем комбинирования простых идей разными способами, т.е. ассоциациями – неверные, ненадежные сочетания идей, пассивные и случайные связи.
Более надежные:
— Суммирование (соединение) – соединение идей по признакам сходства и смежности
— Сопоставление (сравнение) – установление сходств и различий, возникают идеи отношений
— Обобщение (обособление) – абстрагирование, самые общие понятия
Речь
Функции:
— выражения
— обозначения (оперирование идеями, закрепление мыслей)
Словами обозначаются идеи как внутреннего, так и внешнего опыта.
Непонимания между людьми происходят из-за собственных недостатков языка и в результате злоупотребления (использование слов безо всяких идей) словами.
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=25566
История современной психологии
…
Джон Локк родился в семье мелкого чиновника — юриста, учился в университетах Лондона и Оксфорда. Степень бакалавра он получил в 1656 году, и вскоре после этого защитил диссертацию на звание магистра. В течение нескольких лет Локк преподавал в Оксфорде греческий язык.
литературу и философию, а потом занялся еще и медицинской практикой. Впоследствии Локк увлекся политикой, переехал в Лондон и поступил на службу секретарем к графу Шефтсбери.
Вскоре он стал доверенным лицом и другом этого политического деятеля, известного своим полемическим дарованием.
^Справедливости ради, следует отметить, что данное определение подходит только к материализму XVIII в. — Прим, перев.
Влияние Шефтсбери в правительстве, однако, падало, а в 1681 году, после участия в неудачном заговоре против Карла II он вынужден был бежать в Голландию. Хотя сам Локк непосредственно не был замешан в заговоре, дружба с Шефтсбери навлекла подозрения и на него, и ему так же пришлось скрыться в Голландии. Через несколько лет, когда можно было уже вернуться в Англию.
Локк становится уполномоченным по апелляциям и пишет несколько книг по проблемам образования, религии и экономике. Он отстаивает право людей на свободу совести и право самим распоряжаться собственной жизнью. Эти работы приносят ему широкую известность по всей Европе. Локк становится одним из лидеров либеральной мысли.
Некоторые его идеи легли в основание Декларации независимости Соединенных Штатов Америки.
В области психологии наиболее значительным произведением Локка является его «Опыт о человеческом разуме» (An Assay Concerning Human Understanding. 1690).
В этой работе, которая явилась результатом напряженного двадцатилетнего труда, содержится наиболее полное изложение его взглядов. За период до 1700 года книга выдержала четыре издания, была переведена на французский язык и латынь.
Именно с момента появления этой работы можно вести отсчет истории британского эмпиризма.
Как возникает знание?
В центре внимания локковской системы стояли вопросы теории познания. Каким образом происходит познание, как возникает новое знание? Локк, в противоположность Декарту, отрицает существование врожденных идей. От рождения человек не обладает никакими знаниями, все приходит с опытом.
Локк признает, что некоторые идеи, например, идея Бога, могут показаться взрослому человеку врожденными. Но это происходит только потому, что мы усвоили эту идею в раннем детстве и просто не помним себя без нее. Таким образом, врожденный характер некоторых идей — не более чем иллюзия.
Появление абсолютно всех идей можно объяснить через обучение и привычку.
Каким же образом появляется знание? По Локку, все знание исходит только из опыта. Он писал:
Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей… Откуда он приобретает тот обширный их запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит. (Локк Дж. Соч. М. 1985. Т. 1. С. 154.)
За многие века до этого сходные мысли высказывал Аристотель: ум человека при рождении представляет собой tabula rasa — чистую доску, на которой опыт запечатлевает свои отметки.
Ощущения и рефлексия
По Локку, существуют два различных вида опыта: внешний и внутренний. Один из них основывается на чувствах, другой — на осмыслении своих собственных действий и состояний — другими словами, рефлексии.
Те идеи, которые происходят из чувств (то есть на основе непосредственного воздействия объектов внешнего мира на органы чувств), представляют собой простые чувственные впечатления. Эти чувственные впечатления воздействуют на наш ум, а тот, в свою очередь, оперирует с чувственными впечатлениями, наблюдая за собственной деятельностью.
На основе наблюдения за деятельностью ума и возникает опыт рефлексии. Этот внутренний, рефлекторный опыт вторичен по отношению к опыту внешнему, чувственному.
В процессе развития индивида сначала появляется чувственный опыт, поскольку прежде надо иметь то, что может подвергаться рефлексии.
Рефлексируя, мы вспоминаем прежние чувственные впечатления, комбинируем и обобщаем их, создавая тем самым абстракции и идеи более высокого порядка.
Таким образом, все идеи возникают на основе чувственного опыта и опыта рефлексии, но конечным источником познания все же остается чувственный опыт.
Простые и сложные идеи
Локк различает простые и сложные идеи. Простые идеи23 появляются на основе как чувственного, так и рефлективного опыта, и пассивно воспринимаются нашим умом.
Простые идеи совершенно элементарны, они не содержат в себе никаких частей и потому не поддаются анализу или сведению к каким — либо еще более простым идеям. В процессе своей деятельности разум активно создает новые идеи путем комбинирования и сочетания различных простых идей между собой.
Эти новые производные идеи Локк называет сложными идеями24. Они состоят из ряда простых идей, а потому поддаются анализу и могут быть разложены на компоненты.
23 Простые идеи — элементарные идеи, возникающие на основе чувственного опыта или опыта рефлексии. Сложные идеи — идеи производного характера, которые состоят из ряда простых идей. Такие идеи поддаются анализу и могут быть разложены на ряд более простых компонентов.
24 сложные идеи — идеи производного характера, которые состоят из ряда простых идей. Такие идеи поддаются анализу и могут быть разложены на ряд более простых компонентов.
Теория ассоциаций
Представление о сочетании или соединении идей и обратный процесс их анализа открывает эпоху так называемого психохимического подхода, развиваемого в теории ассоциаций25. Согласно этой точке зрения, простые идеи могут взаимосвязываться и образовывать таким образом сложные идеи. Собственно, ассоциация — это тот самый процесс, который современные психологи называют научением.
Представление о возможности редукции, сведения всей психической жизни человека к набору простых идей или элементов, а также объяснение сложных идей через ассоциацию простых лежит в основании всей современной научной психологии.
Как и часовой механизм, который можно разобрать и собрать, создавая на этой основе новые, более сложные машины, идеи сознания так же можно анализировать и ассоциировать.
25 Теория ассоциаций — концепция, согласно которой сложные идеи образуются путем соединения или ассоциации простых идей.
С точки зрения Локка, сознание человека работает в полном соответствии с законами физики. Элементами психики, своеобразными психическими атомами, являются простые идеи. Они представляют собой полный аналог материальных атомов в механистической галилеевско — ньютонианской системе Вселенной.
Базовые элементы психики (простые идеи) неделимы, как и их материальные аналоги. Из их сочетаний и комбинаций образуется все многообразие знаний.
Создание теории ассоциаций можно считать важным этапом на пути развития представлений о характере деятельности как психики, так и тела — по аналогии с работой машины.
Первичные и вторичные качества
Большое значение для ранней истории научной психологии имеет локковское различение первичных и вторичных качеств. Первичные качества26 существуют вне зависимости от нашего восприятия.
Примером такого рода первичных качеств будут, скажем, размеры и форма здания. Цвет фасада — это пример вторичных качеств. Такие характеристики, как цвет предмета, зависимы от восприятия человеком. Разные люди видят те или иные цвета по — разному.
Вторичные качества27 — такие как цвет, запах, звук и вкус — существуют не сами по себе, а через наше восприятие. Например, если пощекотать у человека перышком в носу, то возникающий при этом чих характеризует не перышко, а нашу реакцию, на прикосновение пера.
Равным образом и боль, возникающая от пореза, говорит не о ноже, а о нашей реакции на рану.
26 первичные качества — такие характеристики объекта, которые присущи ему вне зависимости от его восприятия (например, размеры и форма предмета)
27 вторичные качества — такие характеристики, которые присущи только нашему восприятию предмета, а не предмету самому по себе (например, цвет, запах).
Эти свои представления Локк иллюстрирует при помощи следующего простого опыта: возьмем три емкости, заполненные водой. В одну емкость нальем холодную воду, во вторую — теплую, а в третью — горячую. Далее, опускаем левую руку в сосуд с холодной водой, а правую — в горячую воду.
Затем помещаем обе руки в сосуд с теплой водой. При этом одна рука будет ощущать эту воду как теплую, а другая — как холодную. Понятно, что теплая вода не меняет своей температуры ни в первом, ни во втором случае.
Вторичные качества существуют лишь в нашем восприятии объекта, но не присущи объекту самому по себе (в данном случае, воде). Еще один пример: если не надкусить яблоко, то и не возникнет ощущения его вкуса.
Первичные же качества того же самого объекта (яблока) существуют вне зависимости от того, воспринимаются они кем — нибудь или нет. Вторичные качества проявляются только при самом акте восприятия.
Конечно, Локк не был первым, кто обратил внимание на подобное различие первичных и вторичных качеств.
В свое время Галилей высказывал нечто весьма сходное: «Я полагаю, что если бы мы каким — либо образом лишились ушей, языков и носов, то форма, число и движение предметов [первичные качества] все же остались бы в то время, как все запахи, звуки и вкус [вторичные качества] исчезли бы. По моему мнению, последние есть нс более, чем просто имена, если отделить их от живых существ» (цит. по: Boas. 1961. P. 262).
Подобные взгляды полностью согласуются с механистическим воззрением на мир, согласно которому он весь состоит лишь из движущейся материи.
Если вся объективная реальность представляет собой материю, то любые восприятия — цвет, запах и вкус, есть не что иное, как реальность субъективная.
А те характеристики предметов, которые присущи им независимо от какого бы то ни было восприятия, — это первичные качества.
Психология bookap
Проводя разграничение первичных и вторичных качеств, Локк тем самым фактически признал субъективный характер большей части человеческих восприятий.
Это обстоятельство заинтересовало его и побудило заняться исследованием процесса познания.
Собственно, представление о вторичных качествах и появляется как попытка справиться с трудностями проведения строгого соответствия между физическим миром и значительной частью нашего его восприятия.
Однако, коль скоро мы допускаем — хотя бы теоретически — существование первичных и вторичных качеств, одни из которых обладают объективным существованием, а другие — только субъективным и не существуют вне восприятия, то рано или поздно должен был появиться кто — то, кто задался бы вопросом: а существуют ли подобные различия между первичными и вторичными качествами на самом деле? Не являются ли все восприятия вообще субъективными, зависящими от наблюдателя, и в этом смысле — вторичными? Философом, который поставил такой вопрос и попытался дать на него развернутый ответ, был Джордж Беркли.
Источник: http://bookap.info/genpsy/shults_istoriya_sovremennoy_psihologii/gl18.shtm
Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Академия Социальной работы
факультет психологии
ДОКЛАД
по Возрастной психологии
На тему:
«Джон Локк»
Выполнили: Ирины
3 курс, во
факультет психологии
Проверила: Миронова Т.Б.
Москва 2003 год
Биография Джона Локка
XVII век не только в Англии, но и в континентальной Европе был веком взлета и обновления человеческого духа, коренной ломки отживших свой век социально-экономических и политических порядков, окостеневших духовных-научных нравственных, эстетических, философских традиций.
Какое место в духовной истории человечества занимает Джон Локк — современник ученых Бойля, Ньютона; философов Декарта, Тоббса, Спинозы, Лейбница; композиторов Генделя и Баха; писателей Мольера и Свифта.
Родился Джон Локк 29 августа 1632 года на западе Англии в небольшом городке Рингтон, в семье провинциального адвоката.
Воспитывался он в пуританской семье, находившейся в оппозиции к господствовавшей в стране английской церкви и к произволу абсолютной монархии Карла I.
В юношеские годы Локк испытывал влияние политических идеалов отца, который отстаивал суверенитет народа, осуществляемый через парламент.
В 1646 году он был зачислен в Вестминстерскую школу. В 1652 году Локк, один из лучших учеников школы, поступил в Оксфордский университет.
В Оксфорде Локк сближается с энтузиастами нового научного направления, противостоящего схоластической учености, господствовавшей в английских университетах. Ричард Лоувэ, сторонник экспериментального изучения причин заболеваний, впервые применивший переливание крови, увлекает Локка занятиями медициной.
В Оксфорде Локк становится другом Роберта Бойля и совместно с ним проводит и обсуждает естественнонаучный эксперимент, Бойль побудил у него интерес к философии Декарта и Тассенди.
В 1667 г. Локк принимает предложение лорда Эшли занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщаться к политической деятельности, однако его интерес к науке не ослабевает.
После знакомства с выдающимся врачом-новатором Томсаном Сиднемом он начинает трактат “О медицинском искусстве”, в котором приводит доводы в пользу экспериментального исследования заболеваний. В 1668 году Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 г. — членом Совета этого общества.
Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, проблемы связанные с отношением государства к церкви, в частности проблема веротерпимости и свободы совести. На протяжении всей жизни у Локка сохранился интерес к социнианству — рационалистическому направлению в протестантизме, развивавшемуся главным образом в Польше.
В 1667 г. Локк пишет “Опыт о веротерпимости”. Опираясь на эту работу, лорд Эшли пытался убедить короля предпринять конкретные шаги по ограничению возраставшего в Англии влияния католиков и преследования протестантов.
Началом исследования Локка в области теории происхождения и сущности политического общества, государства и собственности стала работа “Опыт о законе природы”, написана на латинском языке в 1660-1664 гг.
В многообразии научных интересов Локка выделяется центральная область — обоснование новой философской концепции происхождения и сущности знания. В 1671 г.
Локк принимает решение осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает ум в своем движение к знанию. Это был замысел главного труда Джона Локка — “Опыт о человеческом разумении”, над которым он работал на протяжении 16 лет.
В 1672 и 1679 годах Локк получает различные должности в высших правительственных учреждениях Англии. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения состояния здоровья Локк находится во Франции. В 1683 он эмигрирует в Голландию. Это были годы напряженного труда, знакомства с протестантским движением во Франции и Голландии.
В 1688-1689 годах был положен конец монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. В результате революции в Англии были заменены основы политического режима конституционной монархии, который существует и поныне. Локк, участвовавший в подготовке переворота 1688 г.
возвращается на родину. Наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. в Англии издается “Опыт о человеческом разумении”, “Два трактата о правлении”, а в 1693 г. — “Мысль о воспитании”. В 1695 г.
появилась его работа “Разумность христианства”.
В “Посланиях о веротерпимости” и “Разумности христианства” он отстаивает идею отделения церкви от государства.
В поход против Локка выступили и церковники, и многие Оксфордские преподаватели, и представители идеалистического философского течения. В 1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о полном драматизма сражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционных преподавателей за официальное изъятие его “Опыта” из учебных программ университета.
Краткий обзор творческой деятельности Джона Локка
Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, а также проблемы связанные с отношением государства к церкви (в частности проблема веротерпимости и свободы совести).
Дата | Название труда |
Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=29317
Джон Локк — Частный психолог Галина Педич
Джон Локк.
Джон Локк – английский философ, психолог, автор теории познания. Не принимал утверждение о врожденных идеях и предрасположенностях к каким-либо знаниям, считал, что исключительно из опыта проистекает человеческое знание. В пользу своей теории психолог выдвигал два доказательства. Если врождёнными были бы идеи, то
политические, моральные убеждения были бы у всех одинаковыми, а это не так.
всё было бы известно ребёнку с рождения. Не трудно было бы сформировать у малыша любые знания и моральные нормы.
Психика маленького ребёнка, по мнению Локка, может формироваться только в процессе жизни. Идеалы, знания, нормы в готовом виде нам не представлены, они являются, так сказать, результатом воспитания, которое и призвано сформировать ребёнка со временем в сознательного взрослого человека.
Именно поэтому Локк огромное значение придавал воспитанию. Воспитывая в ребёнке положительное отношение ко всему позитивному, хорошим поступкам и отрицательное отношение к вредным привычкам, мы легко можем воспитать морального человека.
Что касается развития детского познания, то тут необходимо использовать на все сто любопытство детей, данное им природой, так как из него вырастает стремление к знаниям.
А чтобы эти знания быстрее усваивались, и у ребёнка не пропал живой интерес к ним, то необходимо учитывать индивидуальные способности каждого воспитанника.
Доказывая, что знания мы получаем с опытом, Локк пришёл к выводу: любые знания основываются на чувственном опыте каждого человека.
Он выделил виды этого опыта: рефлексия (внутренний мир человека) и ощущения (основа знаний о внешнем мире). Внешний мир, воздействуя на органы чувств человека, порождает простые идеи, внутренний мир при этом пассивен.
Внутренний мир человека, как чистый лист, на котором опыт записывает чувственные образы вещей, их качества.
Английский психолог выделял три вида знаний (в зависимости от степени достоверности): познание вещей через чувства, доказательные и интуитивные знания. Доказательные (демонстративные) знания достигались путём рассуждений, умозаключений. Интуитивные знания были наиболее достоверными, так как соответствие или несоответствие воспринималось непосредственно умом.
Локк был уверен в неограниченных возможностях в развитии сферы познания у детей, это стало основой нового направления в возрастной психологии.
Большое внимание уделял Локк и развитию логического мышления, а также обоснованию важной роли мыслительных операций и способов формирования знаний у детей.
Источник: http://psiholog-galina.ru/istoriya-psichologii-v-litsach/dzhon-lokk
Джон Локк – краткая биография
Джон Локк – кратко
Читайте также статьи Политические взгляды и учение Локка, Философия Декарта – кратко, Философия Томаса Гоббса – кратко, Философия Лейбница – кратко, Философия Канта – кратко, Философия Фихте – кратко
Локк (Locke) Джон, основатель психологического эмпиризма в философии и политический писатель, род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне, в графстве Соммерсетшир. Первоначальное образование получил в вестминстерской школе, откуда потом поступил в оксфордский университет.
Господствовавшая здесь схоластическая философия не привлекала к себе юного питомца, и он с особенным рвением предался изучению естествознания и медицины, в которой пользовался впоследствии большой известностью. В 1667 году Локк познакомился с лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери, с которым был в дружеских отношениях до его смерти.
Благодаря ему Локк два раза занимал должность в министерства торговли, 1675–1679 годы Джон Локк провел за границей, преимущественно во Франции. В 1682 г. Шефтсбери, вследствие ненависти к нему короля Карла II за сопротивление его абсолютистским теориям, бежал в Голландию. В 1683 г.
туда за ним последовал Локк, зная, что он ненавистен правительству за связи с Шефтсбери. Оттуда он возвратился в 1688 г. с Вильгельмом Оранским. Умер Локк 28 октября 1704 г. Важнейшие сочинения Джона Локка: «Essay concerning human understanding» («Опыт о человеческом разумении», напечатан в 1689–90 гг.
), «The treatise on government» («О гражданском правлении», 1689 г.), три письма о религиозной терпимости, книга «Разумность христианства», «Несколько мыслей о воспитании», сочинение о деньгах и другие.
Портрет Джона Локка. Художник Г. Кнеллер, 1697
Главная заслуга Локка в истории философии состоит в том, что он первый обратил внимание на происхождение, развитие и объем человеческих знаний и в исследование этого вопроса внес чисто психологический метод. По его теории врожденных понятий нет у человека; все они приобретаются опытом. Опыт бывает: 1) внешний или ощущение (sensation), т. е.
действие на нас внешних предметов через посредство наших чувств, и 2) внутренний или размышление (reflexion), т. е. наблюдение духа над своей внутренней деятельностью, направленной на полученные извне впечатления. Понятия начинают возникать у человека, лишь только он получил первое чувственное впечатление.
Идеи, полученные непосредственно через наши чувства, называются простыми. Получив впечатления, ум начинает размышлять о своей собственной деятельности, обращенной на данные ощущением идеи, и, благодаря способности воспроизводить их, сравнивать и соединять, образует из них бесконечно разнообразные сочетания и создает, таким образом, новые сложные идеи.
Когда ум размышляет о своей собственной деятельности, являющейся для него тогда объектом наблюдения, то она становится источником наших знаний. Наши чувственные представления, хотя и получаются от предметов, однако не всегда похожи на них, как слова не похожи на понятия, ими обозначаемые.
Согласно Локку, в самих предметах действительно находятся следующие качества: величина, образ, число, положение, движение или покой их частиц (это первичные качества). Наши представления об этих качествах – действительные копии их. Но предметы обладают способностью производить в нас впечатления цветов, запахов, вкусов, ощущений тепла или холода и т. п.
(это вторичные качества). Идеи о цветах, запахах и т. п. не присущи самим телам, ибо с удалением органа ощущения исчезают и цвет, запах и т. п. Эти идеи не имеют никакого сходства с телами и существуют в них лишь как сила, способная вызывать в нас известные ощущения.
Наши знания субъективны, ибо являются результатом собственной переработки и комбинаций впечатлений, полученных нашим умом, а так как последний получает знание о предметах не непосредственно, но лишь при помощи тех идей, которые он имеет о них, то знания наши истинны лишь настолько, насколько идеи соответствуют действительной природе вещей.
Предвидя, что такое положение может послужить почвой для развития полного скептицизма, Локк оговаривается: «Если мы убеждены, что наши способности действуют правильно и верно указывают нам на существование влияющих на нас предметов, то нельзя считать являющуюся в нас уверенность в своих знаниях неосновательной».
Учение Локка послужило почвой, с одной стороны, для развития идеализма (Беркли), с другой – скептицизма (Юм), Эта теория Джона Локка вызвала множество критических сочинений, из которых важнейшее – «Nouveaux essais sur l’entendement humain» Лейбница.
В истории политических учений Локк известен, как первый изобретатель научной теории конституционализма, Его трактат «О гражданском правлении» имеет целью объяснить государственный порядок, установившийся в Англии со вступлением на престол Вильгельма Оранского.
Происхождение государства Локк выводит из взаимного договора, заключенного людьми между собой для обеспечения жизни, свободы и собственности, В государстве Локк признает две власти: законодательную и исполнительную, к которой относятся судебная и военная.
Законодательная власть сосредоточивается в парламенте, во главе исполнительной стоит король. Политическая теория Локка оказала сильнее влияние на Монтескье и Руссо.
В книге «О разумности христианства» Джон Локк доказывает необходимость признания существования Бога и божественного откровения, потому что оно без труда дает людям такие истины, которые они или вовсе не открыли бы, или открыли бы с большим трудом. В письмах о религиозной терпимости он проповедует необходимость её, ибо она должна быть принципом всякой истинной религии, а особенно христианства, основанного на любви к ближнему.
В сочинении «Мысли о воспитании», давшем сильный толчок педагогическому движению XVIII века в Германии, Франции и Швейцарии, Джон Локк, в противоположность тогдашним схоластам, системе обучения, доказывает необходимость физического воспитания наравне с воспитанием духовным.
В последнем он отдает преимущество воспитанию нравственному, т. е. воспитанию в человеке хороших наклонностей, чувства чести, твердого характера и т. п. Воспитание ума науками также необходимо, но у Локка стоит на втором плане. Локк дает целую систему правил физического воспитания и программу научного образования.
Это сочинение не утратило значения и до сих пор.
Сочинение о деньгах появилось по поводу современных Локку событий. Страна обеднела, ценность монеты упала, повсюду ходила только обрезанная монета, Локк советует принимать ее только на вес, понизить проценты, и таким образом ценность денег повысится. Тут же высказывается много интересных и для нашего времени мыслей о капитале, заработной плате, податях, призрении нищих и т. п.
Источник: http://rushist.com/index.php/historical-notes/2031-dzhon-lokk-kratko
obu4ayka.ru
Джон Локк
Джон Локк: основные идеи. Джон Локк — английский философ
Учения Джона Локка оказали значительное влияние на вопросы философии, воспитания, права и государственности, которые были актуальными в середине 17 века. Он является основоположником нового политико-правового учения, которое позже стало известно как «доктрина ранее буржуазного либерализма.
Биография
джон локк основные идеи Родился Локк в 1632 году в пуританской семье. Образование получил в Вестминстерской школе и в колледже Крайст-Черч. В колледже он и начал свою научную деятельность в качестве преподавателя греческого языка, философии и риторики. В это период завязывается знакомство с известным естествоиспытателем Робертом Бойлем. Совместно с ним Локк проводил метрологические наблюдения, глубоко изучал химию. Впоследствии Джон Локк серьезно изучал медицину и в 1668 году стал членом Лондонского королевского общества. В 1667 году Джон Локк познакомился с лордом Эшли Купером. Этот неординарный человек находился в оппозиции к королевскому двору и критиковал существующую власть. Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его друга, компаньона и личного врача. Политические интриги и неудавшаяся попытка дворцового переворота заставляют лорда Эшли спешно покинуть родные берега. Вслед за ним эмигрирует в Голландию и Джон Локк. Основные идеи, которые принесли известность ученому, были сформированы именно в эмиграции. Года, проведенные в чужой стране, оказались наиболее плодотворными в карьере Локка. Перемены, которые произошли в Англии в конце 17 века, позволили Локку вернуться на родину. Философ охотно работает с новым правительством и в течение некоторого времени занимает важные должности при новой администрации. Пост ответственного по делам торговли и колоний становится последним в карьере ученого. Болезнь легких заставляет его выйти в отставку, и остаток жизни он проводит в местечке Отс, в имении своих близких друзей.
След в философии
Основное философское сочинение ученого известно, как «Опыт о человеческом разумении». В трактате раскрывается система эмпирической (опытной) философии. Основой для выводов служат не логические умозаключения, а фактический опыт. Так утверждает Джон Локк. Философия такого плана находилась в противоречии с существующей системой мировоззрения. В этом труде ученый утверждает, что базисом для изучения окружающего мира является чувственный опыт, и только с помощью наблюдения можно получать достоверные, реальные и очевидные знания.
След в религии
Научные произведения философа касаются и обустройства религиозных институтов, которые существовали в то время в Англии. Известны рукописи «Защита нонконформизма» и «Опыт о веротерпимости», автором которых является Джон Локк. Основные идеи были очерчены именно в этих неизданных трактатах, а полностью система устройства церкви, проблема свободы совести и вероисповедания была представлена в «Послании о веротерпимости».джон локк философия В этом труд закрепляет за каждым человеком право на свободу совести. Ученый призывает государственные институты признать выбор религии неотъемлемым правом каждого гражданина. Истинная церковь в своей деятельности, по утверждению учёного, должна быть милосердной и сострадательной к инакомыслящим; власть церкви и учение церкви должны пресекать насилие в любой форме. Однако терпимость верующих не должна распространяться на тех, кто не признает юридические законы государства, отрицает моральные нормы общества и самое существование Господа, считает Джон Локк. Основные идеи «Послания о веротерпимости» — равенство прав всех религиозных общин и отделение государственной власти от церкви. «Разумность христианства, каким оно представлено в Священном Писании» позднее сочинение философа, в котором он утверждает единство Бога. Христианство, прежде всего – свод нравственных норм, которых должен придерживаться каждый человек, считает Джон Локк. Труды философа в области религии обогатили религиозные учения двумя новым направлениями — английским деизмом и латитудинаризмом – учением о веротерпимости.джон локк
След в теории государства и права
Свое видение устройства справедливого общества Дж. Локк изложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Основой для сочинения являлась доктрина о возникновении государства из «естественного» общества людей. По мнению ученого, в начале существования человечество не знало войн, все были равны и «никто не имел больше другого». Однако в таком обществе отсутствовали контролирующие органы, которые бы устраняли разногласия, решали имущественные споры, вершили справедливый суд. В целях обеспечения гражданских прав люди образовали политическое сообщество – государство. Мирное образование государственных институтов, основанное на согласии всех людей – основа для создания государственного строя. Так утверждает Джон Локк. учения джона локка Основные идеи государственного преобразования общества заключались в образовании политических и судебных органов, которые бы защищали права всех людей. За государством остается право на применение силы для собственной защиты от постороннего вторжения, а также для контроля над соблюдением внутренних законов. Теория Джона Локка, изложенная в этом сочинении, утверждает право за гражданами убрать правительство, которое не выполняет свои функции или злоупотребляет властью.
След в педагогике
теория джона локка «Мысли о воспитании» — сочинение Дж. Локка, в котором он утверждает, что на ребенка решающее влияние оказывает окружающая среда. В начале своего развития ребенок находится под влиянием родителей и воспитателей, который являются для него нравственным образцом. По мере взросления ребенок получает свободу. Уделял внимание философ и физическому воспитанию детей. Обучение, как было сказано в сочинении, должно основываться на использовании практических знаний, необходимых для жизни в буржуазном обществе, а не на изучении схоластических наук, не имеющих практической пользы. Данный труд был раскритикован епископом Вустерским, с которым Локк неоднократно вступал в полемику, отстаивая свои взгляды.
След в истории
Философ, правовед, религиозный деятель, педагог и публицист – все это Джон Локк. Философия его трактатов отвечала практическим и теоретическим запросам нового столетия – столетия Просвещения, открытий, новых наук и новых государственных образований.
Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания.
Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие педагогики. Педагогические идеи Дж. Локка можно кратко представить следующим образом:
✓ ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;
✓ все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;
✓ воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;
✓ основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся на добродетель;
✓ здоровье ребенка — первая задача воспитания;
✓ пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;
✓ следует отказаться от принуждения в воспитании;
✓ польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.
Локк внес в педагогику новые принципы:
✓ опыт как основа воспитания,
✓ практицизм,
✓ рационализм.
studfiles.net
Джон Локк – биография, фото, личная жизнь, философия, идеи и трактаты
Биография
В 17 веке в Англии появлялись первые признаки свободы. Когда в университетах преподавали теологию и умозаключения Аристотеля, средневековая философия забывалась, на смену пришли естественные науки. Также 17 век для Англии – это гражданская война, ознаменовавшаяся постепенным переходом абсолютной монархии к конституционной. В это время родился великий английский философ Джон Локк, труды которого вошли в основу всеобщей философской практики.
Детство и юность
Родился будущий философ в 1632 году в маленькой деревне Рингтон, находящейся рядом с графством Бристоль.
Отец мальчика Джон Локк был одним из лучших адвокатов в округе, жившим в достатке.
Джон старший свободолюбив, в ту пору, когда Англией правил Карл I, он служил капитаном армии Кромвеля при парламенте. Во время революции Локк старший из-за невиданной щедрости потерял все свои сбережения, отдавая деньги нуждающимся. Таким образом, отец учил сына, что нужно стараться жить для общества.
Портрет Джона ЛоккаИз биографии матери ученого известно только то, что ее девичья фамилия – Кинг. Больше сведений о женщине, которая воспитала философа, до современников не дошло.
Мальчик рос в оппозиционной семье, ни отец, ни мать не поддерживали абсолютной монархии, а также не поддерживали режим господствующей англиканской церкви.
Родители Джона воспитывали сына, каждый из них сделал собственный вклад в развитии мальчика. Так от отца Локк младший унаследовал любовь к свободе и призрение к мелким житейским вещам, а от матери философ унаследовал набожность.
Женщина боялась потерять детей, ведь брат Джона умер еще в младенчестве из-за слабого здоровья. Поэтому мать Локка жила в вечном страхе перед Богом и постоянно молилась.
Молодой Джон ЛоккВоспитывался мальчик религиозно и строго, по пуританским правилам. По большей части мальчиком занимался отец, разработав собственную методику, которую в дальнейшем Джон младший расхваливал.
Джон старший держал сына на большом расстоянии от себя и в полном повиновении. Затем он медленно позволял мальчику приближаться, а грозный тон и приказы перешли в житейские советы. Постепенно «начальник» и «подчиненный» стали равны между собой и их связывала крепкая дружба.
Локк рос одаренным и начитанным мальчиком. Друг отца, полковник Александр Попхэм, советовал отдать Джона младшего в Вестминстерскую школу.
Роберт БойльБиографы философа без преувеличений рассказывают, что Локк был лучшим учеником в школе: мальчик ко всем предметам относился старательно и с прилежанием.
В 1652 году Лок поступает в университет Оксфорда, где изучает медицину, греческий и латинские языки, литературу и т.д. Естествознание у юного студента преподавал сам Роберт Бойль. В университетские годы Локк начал увлекаться философией ученого-математика Рене Декарта, который стал началом мировоззрения, развивавшегося у студента.
Рене ДекартПробуждению интереса Джона Локка содействовал его учитель и наставник Роберт Бойль.
Декарт научил Локка отвращению к пустым заумным словам, которые не несут никакого смысла, на протяжении всей жизни Джон считал, что краткость – сестра таланта.
Также будущий философ начал придерживаться учений Джона Уилкинса, который страстно относился к науке, а ученый Ричард Лоувэ прививает юноше любовь к медицине.
Теория познания
Свою ключевую книгу «Опыт о человеческом разумении» Джон Локк пишет в 1690 году. Учению Локка содействовали научные труды о «врожденных идеях», которые берут истоки в философии древнегреческого ученого Платона, а затем эту теорию в 17 веке рассматривает Декарт, чьи труды изучал Джон Локк.
«Врожденные идеи» – это человеческие знания, которые не могут быть приобретены, так как они не основываются на чувствах. То есть, те принципы, которые приводят к всеобщему человеческому согласию в силу «инстинктов».
Трактаты Джона ЛоккаНо Джон Локк не поддержал эту теорию, а наоборот, выступил в своем сочинении о сенсуализме с противоположной точкой зрения. По мнению философа, люди выбирают те или иные идеи (например, открытия медицины) не из-за «врожденности», а из-за полезности. Ученый считал, что основа человеческого познания – жизненный опыт, который строится на чувственных восприятиях.
Сложные идеи вырабатываются рассудком и состоят из простых идей. А простые идеи возникают в результате жизненного опыта индивида: человек – «чистый лист бумаги», который заполняется жизненной рефлексией.
Таким образом, Джон Локк расходится во мнении с Декартом, который писал, что душа постоянно мыслит, и мышление – постоянный признак души.
Портрет Джона ЛоккаПо мнению английского философа, знание есть опыт, а по мнению Декарта, мышление – априорное состояние человека.
Джон Локк – величайший английский мыслитель 19 века, однако все заключения ученого выработаны не самостоятельно, а благодаря другим деятелям. Поэтому, несмотря на интересное трактование мысли, Джон Локк – вовсе неоригинальный автор философской концепции.
В «Опыте о человеческом разумении» можно проследить влияние психолога Томаса Гоббса и физика Исаака Ньютона.
Концепция Локка заключается в том, что ограниченный по времени и пространству мир находится в подчинении высшего разума – Бога. Каждое существо взаимодействует с другими и имеет собственную цель. Предназначение человека – познание и почитание Бога, из-за которого наступает блаженство на Земле и в ином мире.
Педагогика
После блестящего окончания Оксфордского университета Локк пару лет преподает древние языки, но вскоре уходит с этой должности, приняв предложение графа Энтони Эшли Купера Шефстбери. Когда Энтони тяжело болел, Джон Локк поставил правильный диагноз. Благодарный граф предложил Джону работать домашним врачом и воспитывать двух мальчиков.
В то время Локк пишет письма приятелю Клэрку и излагает мнение о воспитании. Эдвард старательно собирал письма философа, которые послужили основой педагогического труда «Мысли о воспитании».
Статуя Джона ЛоккаДжон был уверен, что действия человека зависят не от собственного восприятия, а от воспитания, которое вырабатывает характер, волю и нравственную дисциплину человека. Причем, по мнению Локка, физическое воспитание должно развиваться одновременно с духовным. Физическое заключается в развитии гигиены и здоровья, а духовное в выработке нравственности и достоинства.
Мысли, изложенные в письмах Клэрку, отражают то, как воспитывал Локка отец:
- Развитие тела, соблюдение строгой дисциплины, распорядка дня и приема простой пищи;
- Развивающие упражнения и игры;
- Ребенок должен идти наперекор желанием и делать то, что подсказывает разум и что не противоречит нравственности;
- С раннего возраста детей нужно учить изящным манерам;
- Физическое наказание ребенка имеет место быть только при систематическом неповиновении и дерзком поведении.
Политические идеи
Политическое мировоззрение Джона Локка формируется еще в детстве из-за родителей.
Из политических мировоззрений Локка наиболее известна идея демократической революции, высказанная в трудах философа: «Право народа на восстание против тирании» и «Размышления о славной революции 1688 года».
По мнению философа о государстве, оно должно гарантировать личную свободу и естественные права человека. О правлении Локк говорит, что представители власти должны избираться народом, человек должен подчиняться общепринятым законом, а не самопроизволу и деспотизму вышестоящих лиц.
Статуя Джона ЛоккаДжон также первым выдвинул идею о разделении властей и был приверженцем теории общественного договора.
Государство обязано гарантировать защиту каждого человека и его достояния, а также решать дела преступного характера. Таким образом, у Локка формируется понятие о правовом конституционном государстве и законодательной власти.
Личная жизнь
В затворничестве и одиночестве Джон Локк превзошел даже Канта. Казалось бы, великий философ – житейский человек, любящий жизнь. Однако, если Кант к концу жизни обзавелся домиком и слугой, то у Локка не было ни того, ни другого. Джонн был бездомным, который всю жизнь провел в чужих домах как педагог, пример – история с Энтони.
Джон не ставил себе цель обзавестись центральной деятельностью, все его действия носят отрывочный характер. Врачеванием он занимался, когда его кто-либо попросит, политику изучал, когда это было возможно, и т.д.
Джон Локк был одинокимНабожный Джон Локк не предавал значения материальному миру, а готовился к будущей жизни, которая, судя по священному писанию, ждет человека в загробном мире. Объяснить это можно как набожностью Локка, так и его слабым здоровьем. Иногда болезненные люди живут долго, но постоянно готовятся к смерти, оценивая себя как гостей в этом мире.
Жены и детей у ученого не было. Локк пытался объединить два противоположных понятия – религию и науку.
Смерть
Последние годы жизни Локк провел в загородном доме одной знакомой Дэмерис Мэшем, которая заменяла ему дочь. Женщина восхищалась философом, поэтому нравоучения Локка господствовали в ее семье.
Могила Джона ЛоккаВ преклонном возрасте Локк лишился слуха, чем очень опечалился, ведь не слышал своих собеседников.
Умер философ от астмы 28 октября 1704 года в возрасте 72 лет. Похоронен ученый поблизости последнего места жительства.
Цитаты
- «Любая страсть берёт начало в наслаждении или страдании.»
- «Едва ли есть что-либо более нужное для знания, для спокойной жизни и для успеха всякого дела, чем умение человека владеть своими мыслями.»
- «Истинное мужество выражается в спокойном самообладании и в невозмутимом выполнении своего долга, невзирая ни на какие бедствия и опасности.»
- «Двадцать поступков можно простить скорее, чем одно нарушение правды.»
- «В человеке, плохо воспитанном, отвага становится грубостью…»
24smi.org
«Джон Локк» доклад | Kratkoe.com
Доклад про Джона Локка, выдающегося английского педагога, мыслителя и философа эпохи Просвещения изложен в этой статье.
Сообщение о Джоне Локке кратко
Будущий мыслитель появился на свет 29 августа 1632 года в графстве Соммерсет, в семье государственного юриста. После его рождения родители сразу крестили сына и переехали в торговый город Пенсфорд. Мальчик воспитывался в резиденции Тюдоров в Беллютоне.
Юноша в 1647 году поступил в элитную лондонскую Вестминстерскую школу. Его образование оплачивал бывший начальник его отца и член Парламента — Александр Попэм. После окончания школы Джон поступил в оксфордский колледж Крайст-Черч. Но, как ни странно, учебная программа не удовлетворила студента, и он переключился на изучение философов-современников. В 1656 году Локк получил степень бакалавра, а спустя 2 года еще и степень магистра. Еще в Оксфорде он усиленно занимался медициной и работал с известными мыслителями и учеными. В 1674 году получил степень бакалавра медицинских наук.
Локк в 1666 году познакомился с лордом Купером, первым графом Шафтсбери. Лорд настолько поразился взглядам и мыслям Джона, что предложил ему работу при дворе.
Начало научной деятельности
Локк в 1667 году перебирается в графскую резиденцию в Лондоне и получает должность личного лекаря лорда Эшли, продолжая изучать медицину. На формирование взглядов на натуральную философию оказал влияние Томас Сиденгама. Его первая научная работа – это «Очерк о человеческом понимании».
Однажды граф Эшли Шафтсбери заболел фатальной печеночной инфекцией, и никакие врачи не могли помочь ему выздороветь. Локк предложил революционное решение – сделать операцию для удаления печеночной опухоли. Оперативное вмешательство граф пережил успешно. С этого момента в жизни Джона Локка начался период расцвета.
В 1671 году ему предложили должность Секретаря Министерства по делам колоний и торговли, а также Секретаря Лордов-собственников Южной и Северной Каролины. На новом посту мыслитель пытался сформировать свое видение экономики и международной торговли.
В 1672 году, по ходатайству лорда графа Шафтсбери, он стал лордом — канцлером Великобритании и берет участие в политической жизни страны. Но после падения его партии вигов в 1675 году, Джон поводит некоторое время в скитании по Франции, давая частные уроки. В Лондон мыслитель возвращается в 1679 году, в тот момент, когда карьера Шафтсбери начала вновь идти вверх. Граф убедил Локка написать «Два трактаты о правлении», в котором рассматривается легитимизация трудового соглашения.
В 1683 году его подозревают в заговоре против Карла II и философ бежит в Нидерланды. Здесь он много времени уделяет написанию книг — «Очерк о человеческом понимании», «Письмо о толерантности». На родину возвращается только спустя 5 лет и живет в графстве Эссекс, в поместье близкой подруги — леди Машам.
Умер Джон Локк 28 октября 1704 года.
Джон Локк интересные факты:
- Всю жизнь провел в одиночестве и затворничестве, скитаясь по чужим домам, так как был бездомным.
- Несмотря на то, что имел степень врачевания, Локк занимался лечением только тогда, когда кто-то его попросит об этом.
- Ни разу не женился и не имел детей.
- Был очень набожным человеком и особого значения материального миру не придавал. Скорее он готовился к жизни в загробном мире.
- Назвали Локка в честь отца.
- Лишился слуха в преклонном возрасте. Это очень опечалило его, так как он не мог слышать теперь своих собеседников.
Надеемся, что доклад на тему Джон Локк помог Вам подготовиться к занятию. А свое сообщение о Джоне Локке Вы можете оставить через форму комментариев ниже.
kratkoe.com
Джон Локк
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ СПО «Чаплыгинский аграрный колледж»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Основы философии»
на тему:
Студент: Еремеев Владимир
Группа: 3-5 «М»
Преподаватель: Агасиева Ф. С.
Чаплыгин 2004
Биография………………………………………………………………………………………………………………. 3
Философские воззрения………………………………………………………………………………………….. 6
Труды Локка…………………………………………………………………………………………………………… 9
Человек и государство…………………………………………………………………………………………… 10
Вопросы религии………………………………………………………………………………………………….. 11
Идеал человека……………………………………………………………………………………………………… 13
Заключение…………………………………………………………………………………………………………… 16
Список использованной литературы……………………………………………………………………… 17
Джон Локк родился в 1632 г. в небольшом городке Рингтон (графство Сомерсетшир). Его отец был преуспевающим адвокатом и ярым сторонником Реформации, начатой Мартином Лютером (1483-1546) в 1517 г. Реформация была направлена против засилья католической церкви, которая всей своей идеологической мощью сопротивлялась естественно-историческому прогрессу: защищала исчерпавший себя абсолютизм и не давала ходу идущей ему на смену более совершенной форме общественного устройства — демократии. Во время первой демократической революции (1640-1660) отец Локка сражался против королевской власти в рядах армии парламента, которой руководил Оливер Кромвель (1599-1658).
Воспитание в семье было, разумеется, пуританским, т.е. в духе свободы и строгости, с особым акцентом на здоровье и спорт, на независимость и самостоятельность, добропорядочность, деловитость и умение ладить с людьми, безупречную нравственность и законопослушность.
Природа одарила мальчика выдающимися способностями и поэтому его пригласили учиться в самой престижной лондонской школе — Вестминстерской, которую он закончил с блеском и сразу же оказался в Оксфорде.
В университете Локк изучал медицину, естествознание (у Роберта Бойля!), философию, языки, включая латынь и древнегреческий, классическую литературу. Наибольших успехов добился в медицине и языках. В это же время увлёкся философией Декарта (1596-1650), который, будучи выдающимся математиком, — заложил основы аналитической геометрии, ввёл понятия переменной величины и функции, обогатил язык алгебры многими обозначениями, увековечил своё имя в “Декартовых координатах” и т.д., — а также крупным физиком-теоретиком и физиологом, страстно ненавидел схоластику и схоластов, чем, прежде всего и покорил своего великого почитателя. Именно у Декарта Локк перенял отвращение к заумному пустословию и всю жизнь стремился излагать свои мысли ясным и простым языком, живо и увлекательно. Его литературный стиль, чувство слова до сих пор остаются недосягаемым образцом не только в педагогике, но и в философии. Блестяще завершив обучение в Оксфорде, Локк пару лет преподаёт в нём древние языки, но вскоре оставляет эту работу и принимает предложение занять место домашнего врача и воспитателя двух мальчиков в семье лидера пропарламентской партии вигов лорда, а затем и графа Энтони Эшли Купера Шефстбери (1621-1683), одного из крупнейших политиков Англии, будущего лорд-канцлера. Между прочим, эту должность занимал в своё время и Фрэнсис Бэкон (1521-1626), направивший Яну Амосу Коменскому (1592-1670) приглашение в Лондон для переподготовки британских педагогов в духе «Великой дидактики».
Оставляя за скобками дипломатическую, философскую и политическую сторону биографии Локка (упомянем лишь о том, что именно Локк первым выдвинул и обосновал принцип разделения властей на законодательную в лице народных избранников, и исполнительную в лице короля и судейского корпуса, принцип, который начисто исключает возможность абсолютизма в любом его виде — классическим примером может служить государственное устройство как самой Англии, так и её бывшей колонии США), — коротко остановимся на его гениальном педагогическом труде “Мысли о воспитании”, который с полным основанием можно рассматривать как эстафету научной, природосообразной педагогики, принятой от Коменского.
Локк не случайно назвал свой труд всего лишь «мыслями». Дело в том, что в его планы, как это следует из письма его близкому другу Эдварду Клэрку, вообще не входило сочинение какого-либо педагогического трактата, подобного его грандиозным философским трудам. Книга сложилась как бы сама собой из писем, которые он несколько лет подряд посылал Клэрку и в которых на многих страницах, обстоятельно излагал свои взгляды на воспитание. Клэрк эти письма внимательно изучал и накапливал, хорошо сознавая, кто их ему посылает. Он-то и пришёл к заключению (великое ему за это спасибо), что письма эти более, чем необычные и что адресованы они не столько ему, сколько всему человечеству. Поскольку же Бог одарил Локка не только способностью широко и глубоко мыслить, но и превосходным литературным талантом, то всё остальное было делом техники.
Не подлежит сомнению, что обрабатывая свои письма, Локк просто не мог не воспользоваться теми впечатлениями, которые наверняка запали ему в память ещё с того времени, когда он сам был ребёнком и когда его самого тоже воспитывали. Не мог он не воспользоваться и более широким опытом английского народного воспитания, а также историческими свидетельствами о воспитании у других народов. Всё это он хорошо продумал, привёл в систему, мастерски вмонтировал в неё личную точку зрения и в результате получились не просто “мысли”, которые у посредственных авторов всегда приобретают форму размышлений,- а ещё чаще — форму бездарных, заумных и пустопорожних «размышлизмов», — а вышел строгий и стройный истинно научный педагогический шедевр.
Сто с небольшим лет назад, а если совсем точно, то в 1896 году два издателя — Ф.А.Брокгауз (Лейпциг) и И.А.Ефрон выпустили том XVII своего энциклопедического словаря. В статье, посвящённой Локку, в той части, где речь идёт о «Мыслях о воспитании», автор, подписавшийся инициалами “И.Г.” заключает: «Мысли о воспитании» — столь же полезная книга теперь, как и двести лет тому назад”. Сегодня в эту оценку можно внести только одну поправку: вместо слова “двести” написать слово «триста», а ещё через сто лет — слово “четыреста” и так до бесконечности. Имея под руками “трактаты” Коменского, Локка, Песталоцци, Дистервега, Ушинского и Макаренко только глупцы могут морочить нам голову безумными реформами.
Если попытаться в самых общих словах дать характеристику Локку как мыслителю, то прежде всего следует сказать о том, что он является продолжателем «линии Фрэнсиса Бэкона» в европейской философии конца XVII — начала XVIII века. Более того, его с полным основанием можно назвать основоположником «британского эмпиризма», создателем теорий естественного права и общественного договора, учения о разделении властей, которые являются краеугольными камнями современного либерализма. Локк стоял у истоков трудовой теории стоимости, которую использовал для апологетики буржуазного общества и доказательства незыблемости права частной собственности. Он первым провозгласил, что «собственность, возникшая благодаря труду, может перевесить общность владения землей, ведь именно труд создает различия в стоимости всех вещей» 17. Локком много было сделано для защиты и разработки принципов свободы совести и веротерпимости. Наконец, Локк создал теорию воспитания, существенным образом отличающуюся от тех, которые разрабатывали его предшественники, в том числе и мыслители Ренессанса.
Джон Локк родился в небольшом городке графства Сомерсет на юго-западе Англии в семье мелкого судейского чиновника, который по своим политическим убеждениям принадлежал к пуританам крайне левого толка (их в просторечии называли индепедентами, т.е. независимыми, ибо они не признавали власти епископата и назначали священниками людей из своей среды). Обстановка дома, где выше всех добродетелей ценили труд, свободу искреннюю веру в Бога, оказала самое непосредственное влияние на формирование характера юного Локка. Наставлениям отца Локк обязан и своим рано пробудившимся интересом к вопросам религии, права, политики, исследованию которых он посвятил свою жизнь. В школу при Вестминстерском аббатстве он поступил достаточно поздно (эпоха была бурная — в Англии бушевала гражданская война, закончившаяся свержением и казнью короля Карла I и установлением единоличного правления Оливера Кромвеля, и поэтому мать долго не решалась отдавать сына в учение), но это не помешало ему благополучно закончить курс и поступить в колледж Христовой церкви Оксфордского университета. Как лучшего ученика, набравшего самый высокий балл при вступительных испытаниях, его определили в число студентов, обучающихся за казенный счет, что было большим благом для семейства, постоянно испытывавшего материальные трудности. Это произошло в 1652 г., и с этого момента более чем на тридцать лет судьба Локка оказалась связанной с Оксфордом. Локк закончил богословский факультет, но отказался принять сан, как этого требовал университетский устав для преподавателей, и поэтому ему разрешили преподавать не весь комплекс дисциплин, который читался обычно «остепененными» докторами, а только греческий язык, риторику. Несколько позже ему было дозволено чтение курса этики (ее называли в те времена «моральной философией»). Будучи преподавателем, Локк поступил на медицинский факультет (его влекли естественные науки, и он усиленно занимался физикой, химией, биологией), но после окончания курса в получении диплома доктора медицины ему было отказано. О причинах отказа университетские хроники говорят весьма туманно, но можно предположить, что это было связано с репутацией атеиста и безбожника, которая прочно закрепилась за Локком со времен магистратуры и издания его первых трудов. Но это не остановило Локка, который продолжал (и довольно успешно) заниматься исследованиями в избранной им области. Вскоре его имя становится известным в научных кругах. Он знакомится с крупнейшим физиком того времени Робертом Бойлем и помогает ему в его экспериментах. Успехи Локка на научном поприще не прошли незамеченными. В 1668 г. (ему тогда было 36 лет) Локка избирают действительным членом Лондонского королевского общества, которое, по сути, являлось (и является до сих пор) национальной академией наук Соединенного Королевства. Вскоре он меняет род своей деятельности и начинает заниматься политикой. Это было связано со знакомством с графом Шефтсбери, известным государственным деятелем той поры, который предложил ему пост личного секретаря и наставника его детей. Постепенно Локк становится его ближайшим советником и получает возможность влиять на процессы большой политики. Он участвует в подготовке ряда законодательных актов, в выработке тактики и стратегии правящего кабинета, оказывает деликатные услуги в области тайной дипломатии своему покровителю и другу. Политическая деятельность все более и более захватывает его, и вскоре, благодаря своему таланту, он становится одним из признанных деятелей партии вигов (так называли партию средней и крупной английской буржуазии, стремившуюся закрепить завоевания английской буржуазной революции и не дать отобрать роялистам завоеванные ею свободы). Благодаря поддержке оппозиции, Локка назначают на ряд видных государственных постов, где он проявляет недюжинные способности государственного деятеля. Но вскоре его успешно начатая политическая карьера прерывается. После падения кабинета Шефтсбери и ареста его покровителя Локк бежит в Голландию, которая была в те годы прибежищем для эмигрантов со всей Европы. Королевские власти требуют его выдачи для суда и казни, но вмешивается случай, который резко меняет траекторию жизненного пути Локка. Он знакомится со штатгальтером (правителем) Голландской республики Вильгельмом III Оранским, который, оценив по достоинству его ум и политический опыт, приближает его к себе. После свержения Якова II Стюарта Вильгельмом Оранским, имевшим неоспоримые права на английский престол, Локк возвращается в Англию, где становится одним из наиболее видных деятелей нового правительства. Он получает пост комиссара по делам колоний и торговли, возглавляет комитет по денежной реформе. По его предложению создается Английский банк, ряд других финансовых организаций. Одновременно он занимается интенсивной научной деятельностью. Из под его пера один за другим выходят экономические, политические, атеистические трактаты. Ведет он и активную полемику на страницах газет и журналов со своими политическими оппонентами. Неоднократно выступает в парламенте и на заседаниях Королевского совета. Однако в 1700 г. он из-за болезни оставляет все свои посты и поселяется вне Лондона, в поместье лорда Мешэма, где занимается воспитанием его внука. Умер Джон Локк в 1704 г., будучи н
mirznanii.com