Эпигенетическая теория Э. Эриксона
Рассмотрим точку зрения Э. Эриксона на развитие психики в ходе онтогенеза.
Э. Эриксон выделяет восемь стадий. Подробно изучим их и подведем итог с помощью рисунков 1, 2 и 3.
Основы теории Э. Эриксона
Теория Э. Эриксона развивается их психоанализа, однако она, в отличие от теории З. Фрейда, является психосоциальной, что призвано подчеркнуть влияние социума и культуры на психику ребенка.
При разработке теории Э. Эриксон использовал психоисторический метод.
На каждом этапе возрастного развития, с точки зрения Э. Эриксона, индивид может как включаться в общество, так и отвергаться им в зависимости от того, происходит ли выполнение им требований социума.
Так, возникают важные понятия данной теории – эгоидентичность и групповая идентичность.
Задачи возрастных стадий
- Младенческий возраст – формирование доверия к миру.
- Ранний возраст – борьба за свою независимость и самостоятельность.
- Дошкольный возраст – развитие инициативности.
- Младший школьный возраст – формирование и развития трудолюбия.
- Подростковый возраст – осознание себя.
- Юношеский возраст – установление дружеских отношений.
- Зрелый период – борьба против застоя.
- Старость – целостное представление о жизненном пути.
Возрастная периодизация по Э. Эриксону
- Орально-сенсорная стадия (0 – 1 год). «Доверяю – не доверяю».
- Мышечно-анальная (1 – 3 года). «Могу ли я управлять своим поведением?»
- Локомоторно-генитальная (3 – 6 лет). «Могу ли я быть независимым от родителей?»
- Латентная (6 – 14 лет). «Могу ли я быть настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?»
- Отрочество и юность (14 – 20 лет). «Кто я такой?», «Каковы мои взгляды, убеждения, позиции?». Эгоидентичность – совокупность представлений о себе, которое дает возможность чувствовать свою уникальность.
- Молодость, ранняя взрослость (20 – 35 лет). «Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?»
- Взрослость (35 – 60 лет). «Что я могу предложить другим поколениям?»
- Зрелость (от 60 лет). «Доволен ли я прожитой жизнью?»
Рисунок 1. «Этапы психосоциального развития. Начало»
Рисунок 2. «Этапы психосоциального развития. Окончание»
Стадии жизненного пути личности (по Э. Эриксону)
Рисунок 3. «Жизненный путь по Эриксону»
spravochnick.ru
Проблема возрастной периодизации в концепции Э.Эриксона
Эрик Эриксон, ученик Фрейда, создал новую теорию на базе учения Фрейда о фазах психосексуального развития. Теория Эриксона – это теория психосоциального развития, она включает восемь стадий развития «я», на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. Эриксон отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины ХХ в., какой было изучение сексуальности во времена З. Фрейда, в конце ХIХ в. Отличие теории Эриксона от теории Фрейда состоит в следующем.
Во–первых, 8 стадий по Эриксону не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения и до глубокой старости, утверждается, что и для взрослого и зрелого возраста характерны свои кризисы, в ходе которых решаются соответствующие им задачи.
Во–вторых, в отличие от пансексуальной теории Фрейда развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.
Основной закон развития – «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса.
Эриксон выделяет 8 основных задач, которые человек решает в течение своей жизни. Эти задачи присутствуют на всех возрастных этапах, на протяжении всей жизни. Но каждый раз одна из них актуализируется с очередным возрастным кризисом. Если она решается в положительном ключе, то человек, научившись справляться с подобного рода проблемами, дальше чувствует себя в похожих ситуациях более уверенно. Не пройдя успешно какой–либо возрастной период, он чувствует себя как школьник, не умеющий решать задачи какого–то типа: «вдруг спросят, вдруг уличат, что не умею».
Ситуация эта не является необратимой: учиться никогда не поздно, но она осложняется тем, что время, отведенное на решение данной проблемы, упущено. Новые возрастные кризисы выводят на первый план новые проблемы, каждый возрастной этап «подбрасывает» свои задачи. А на старые, привычные часто не хватает ни сил, ни времени, ни желания уже. Так и тянутся они в виде отрицательного опыта, опыта поражений. В таких случаях говорят, что за человеком тянется «хвост проблем». Таким образом, Э. Эриксон рассматривает соответствие между стадиями взросления и проблемами, которые человек, не решив на определенной стадии, потом так и тянет за собой всю жизнь.
Этапы развития психики по Эриксону
I стадия. Орально–сенсорная
Соответствует оральной стадии классического психоанализа.
Возраст: первый год жизни.
Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда.
Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность.
Задача этого этапа – проработать необходимый баланс между доверием и недоверием к миру. Это поможет уже ставшему взрослым не поддаваться на первую же рекламу, но и не быть «человеком в футляре», недоверчивым и подозрительным ко всему и ко всем.
В результате удачного прохождения этой стадии вырастают люди, которые черпают жизненную веру не только в религии, но и в общественной деятельности и научных занятиях. Не прошедшие удачно эту стадию люди, даже если исповедуют веру, фактически каждым вздохом выражают недоверие к людям.
II стадия. Мышечно–анальная
Совпадает с анальной стадией фрейдизма.
Возраст: 2—3–й годы жизни.
Задача этапа: автономия против стыда и сомнения.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли.
На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере средой. Появляется самостоятельность.
Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно бранят ребенка за мокрую постель, запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и тому подобное – у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Внешний контроль на этой стадии должен твердо убеждать ребенка в его силах и возможностях, а также защищать от анархии.
Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения берет начало прочное чувство доброжелательности, готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду.
III стадия. Локомоторно–генитальная
Стадия инфантильной генитальности соответствует фаллической стадии психоанализа.
Возраст: 4—5 лет – дошкольный возраст.
Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.
К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать.
От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры.
Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии – в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которое требует энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии.
На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя: на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности.
Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может заниматься совместными делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни.
IV стадия. Латентная
Соответствует латентной фазе классического психоанализа.
Возраст: 6—11 лет.
Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.
Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит ее название – латентная). Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям, интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.
Когда детей поощряют мастерить, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатываются умелость, способности к техническому творчеству.
Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно «баловство» и «пачкотню», это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии – чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность. Он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом.
Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается домом. Влияние не только семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство неполноценности. Он уже убедился на опыте, что в лоне семьи нет осуществимого будущего. Систематическое обучение во всех культурах происходит на этой стадии. Именно в этот период более широкое общество становится важным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания значимых ролей в технологии и экономике общества.
Фрейд называет эту стадию латентной, так как неистовые влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания, когда все более ранние влечения вновь появляются в новом сочетании, чтобы оказаться подчиненными генитальности.
V стадия. Подростковый возраст и ранняя юность
Классический психоанализ отмечает на этой стадии проблему «любви и ревности» к собственным родителям. Успешное решение зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Это продолжение латентной стадии по Фрейду.
Возраст: 12—18 лет.
Задача этапа: идентичность против смешения ролей.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность.
Главное затруднение на этой стадии – идентификационная спутанность, неспособность опознать свое «я».
Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.
Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то его шансы на идентификацию, т. е. на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.
Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.
Обособленность круга и отвержение «чужаков». Опознавательные знаки «своих» – одежда, макияж, жесты, словечки. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против «помрачения» сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое «я» с образом, противоположным тому, что ожидают их родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с «хиппи» и т.п., чем вообще не обрести своего «Я». Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи простых и жестких тоталитарных доктрин.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Периодизация и теория Э Эриксона Возрастная периодизация
Периодизация и теория Э. Эриксона
Возрастная периодизация 1. Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности — эмоциональное общение. В 2 -2, 5 месяца у ребенка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция и т. д. К 6 месяцам эта деятельность общения развивается, ребенок узнает маму. Взрослые развивают руку ребенка: дают ему игрушку, включают его в общение через предмет. К году у ребенка начинает возникать потребность в вербальном общении.
2. Ранний возраст (раннее детство, 1 -3 года). Здесь ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивный. Ребенок открывает и закрывает дверь, пересыпает песок и т. д. Он овладевает действиями с ложкой, карандашом, ведром, носовым платком и др. Это операционально-техническая фаза. В этот период времени предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. К 3 годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять » Я сам». Эпоха детства (3 -11 лет). 1. Дошкольное детство (3 -7 лет). Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки.
2. Младшее школьное детство (7 -11 лет). Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими — его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых; хочет равноправного отношения к себе. Эпоха подростничества (11 -17 лет). 1. Младшее подростничество (11 -14 лет). Появляется новая деятельность — интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» — особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения.
2. Юность — старшее подростничество (14 -17 лет). У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется само сознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность — учебно-профессиональная в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.
Теория психосоциального развития Э. Эриксона На каждой стадии возникает особый конфликт, который индивид должен разрешить, чтобы успешно развиваться дальше. Каждый конфликт может быть разрешен адекватными способами, побуждающими развитие, или неадекватными способами, затрудняющими переход на следующую стадию развития. Считается, что кризисы, оставшиеся неразрешенными или разрешенные неадекватно, продолжают возникать на протяжении жизни, к ним можно обратиться и разрешить их на более поздней стадии.
Младенчество: доверие — недоверие (первый год жизни) На протяжении первого года жизни получение младенцем пищи, тепла и любви зависит от заботящихся о нем людях. Если родители удовлетворяют физиологические и эмоциональные потребности младенца, у него разовьется базальное чувство доверия к заботящимся о нем людям и миру в целом. Если основные потребности младенца не удовлетворяются, у него может развиться чувство недоверия к миру и другим людям. Чувство доверия или недоверия, влияет на переход на последующие стадии развития.
Раннее детство: самостоятельность — стыд и сомнение (2 -3 года) На этой стадии начинают развиваться самоконтроль и самостоятельность. Если родители поощряют инициативность ребенка и позволяют ему исследовать, экспериментировать, совершать ошибки и осознавать границы дозволенного, у него разовьется чувство самостоятельности, самоконтроля и уверенности в себе и в своих силах. Если родители чрезмерно опекают ребенка или не одобряют его желание быть независимым, ребенок может начать сомневаться в своих возможностях и стыдиться своего поведения.
Возраст игры: инициативность — вина (4 -6 лет) Задача состоит в том, чтобы уравновесить их стремление к большим приключениям и большей самостоятельности при выборе своих занятий со способностью контролировать порывы и детские фантазии. Если детям предоставляется возможность выбирать занятия, важные лично для них, и если родители поощряют их, но тверды в вопросах дисциплины, у детей разовьется положительный образ себя, и они доведут свои начинания до конца. Если детям не позволять принимать собственные решения, у них может возникать чувство вины при взятии инициативы на себя.
Школьный возраст: трудолюбие — неполноценность (6 -12 лет) Дети обучаются мастерить, пользоваться инструментами и приобретают навыки, необходимые, чтобы стать работником и потенциальным кормильцем. В это время дети также впервые получают отзывы от посторонних людей о своих достижениях. Если дети способны находить удовольствие в интеллектуальной деятельности, продуктивности, стремлении к успеху, у них появится чувство компетентности. Если они не достигают успеха или не находят удовольствия от процесса, у них может появиться чувства неполноценности, которые могут мучить их на протяжении всей жизни.
Юность: самотождественность Я — ролевое смешение (12 -20) Молодые люди должны исследовать, осознать границы дозволенного, стать независимыми от своих родителей и достичь самотождественности или ощущения себя. Самотождественности можно достичь, только испробовав разные роли, типы поведения и идеологии. Неспособность достичь чувства самотождественности приводит к смешению ролей, неумению принимать решения и выбрать профессию, сексуальную ориентацию и собственную роль в жизни.
Ранняя зрелость: близость — изоляция (20 -25) На этой стадии молодые люди должны научиться строить близкие отношения как в дружбе, так и в любви. Молодые люди должны научиться устанавливать близкие отношения с другими людьми. Альтернативой является отчужденность, изоляция, страх перед привязанностью и неумение вверять себя другим. Средняя зрелость: продуктивность — инертность (26 -64) На этой стадии взрослые ощущают потребность быть продуктивными и помогать следующему поколению. Если кризис разрешен неудачно, человек останется эгоцентричным и будет испытывать инертность, неспособность развиваться с эмоциональной и психологической точки зрения.
Поздняя зрелость: цельность Я — отчаяние (от 65 лет до смерти) На стадии человек размышляет о своей жизни, рассматривая ее роль в общей схеме всего. Человек оценивает свою жизнь и свои достижения. Если человек оглядывается на свою жизнь с незначительными сожалениями, испытывая удовлетворение и ощущая, что она была небессмысленной, это приводит к чувству самотождественности Я. Если же человек ощущает безнадежность, размышляет о своих ошибках и о том, что все могло бы быть иначе, это приводит к чувству отчаяния. Если человек достигает чувства цельности и самотождественности, то, согласно Эриксону, он не будет бояться смерти, и это означает, что он достиг высших форм психосоциального развития.
present5.com