Эффект катарсиса – значение и определение понятия в психологии и медицине и достижение этого состояния

значение и определение понятия в психологии и медицине и достижение этого состояния

Катарсис — это понятие, которое пришло в психологию и психоанализ из античной философии. Это явление представляет собой сильнейшее эмоциональное потрясение, вызванное не только реальными жизненными событиями, но и художественными произведениями, фильмами, книгами, музыкой.

История происхождения понятия

Значение слова катарсис в переводе с древнегреческого языка — очищение, возвышение, сопереживание, оздоровление и получение высшей гармонии в трагедии, имеющее воспитательное значение.

Философская литература приводит больше полутора тысяч понятий катарсиса. В античной истории этот термин использовался для определения процесса облегчающего, очищающего и облагораживающего человеческую душу. Оно употреблялось в самых разных значениях: философском, этическом, магическом, мистериальном, медицинском, религиозном, магическом, психическом, физиологическом и т. д.

Первые упоминания о катарсисе находят в культуре Древней Греции. Этот термин использовался для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В культовом врачевании и древнейшей медицине это состояние определялось как освобождение тела от вредной материи и болезней, а души — от грязи и скверны.

Затем представления о катарсисе стали переноситься из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств. Гераклит ещё до Аристотеля, по свидетельству историков, сообщал об очищении огнём. А энциклопедия культурологии говорит об этом явлении, как об одной из категорий эстетики, которая раскрывает сущность катарсиса результат высшего духовно-эмоционального отношения, восприятия мира в целом и влияния искусства на человеческую душу.

Традиционное понимание термина идёт корнями от древнего пифагорейства. Его последователи рекомендовали слушать хорошую музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало сильнейшее влияние на философов Платона и Аристотеля. В свою очередь, Платон выдвинул теорию о психокатарсисе как об освобождении души от тела, отказ от страстей и телесных наслаждений.

Современная психология и психоанализ понимают катарсис как индивидуальный или групповой процесс, приводящий к эмоциональной разрядке и высвобождению психической энергии. Это способствует уменьшению и снятию тревожных состояний, конфликтов и фрустрации посредством методов вербализации или телесной экспрессии, которые дают терапевтический эффект и приводят к глубокому пониманию себя.

Что говорит Фрейд

В своих трудах Зигмунд Фрейд описывает исследование случаев истерии, где он стремился устранить симптомы нервного заболевания самыми разными методами. В процессе работы Фрейд пришёл к выводу, что симптомы истерии формируются в результате вытеснения сильных негативных переживаний в область бессознательного.

Таким образом, отрицательная психическая энергия могла долго расти и все это время была направлена на создание болезненных симптомов как защиты от осознания глубинных, забытых переживаний пациента. В процессе терапии людей вводили в состояние гипноза и вытаскивали гнетущее воспоминание в сферу сознания. Затем прорабатывали эмоциональный заряд, связанный с событием, и происходила аффективная разрядка. Негативное переживание было отпущено на волю, после чего невротические симптомы пропадали, так как отпадала в них необходимость.

Процедура погружения в травмирующую ситуацию даёт возможность высвободить связанные с ней эмоции и пережить психокатарсис. Субъективно это ощущение описывалось пациентами Фрейда как чувство опустошения, очищения, шквал эмоций, лёгкой грусти и одновременно невероятного блаженства.

Как достичь катарсиса

Самое сложное в достижении состояния катарсиса — это найти область максимального напряжения. Нужна способность погрузится в него и удерживать в центре сознания то время, которое требуется для вызревания кризиса.

В терапии для получения глубокой разрядки добиваются сильного, аффективного контакта. Для этого устанавливается телесный контакт с ригидными мышцами. Таким образом, получается испытывать проблему всем телом. Дело в том, что человек, в принципе не может переживать только психикой, в этом процессе обязательно должен участвовать весь организм.

Состояние катарсиса наступает только вследствие усердной работы над собой. Чтобы достигнуть этого состояния необходимо иметь определённый опыт в психологии или психоанализе. Специалисты применяют такой метод для выявления негативных эмоций пациента, которые часто находятся в глубоко в подсознании. Важно, чтобы человек осознанно хотел решения внутриличностного конфликта.

Для получения результата требуется наличия определённых факторов. Человеку нужно пройти следующие этапы:

  • Признание и чёткое понимание необходимости изменений в собственной жизни.
  • Готовность преодолевать свои страхи и фобии.
  • Достижение спокойного состояния и душевной гармонии.
  • Сенсорная депривация, когда прекращается внешнее воздействие органы чувств и снижается поток нервных импульсов.
  • Принятие осознанного решения для преодоления неприятных эмоциональных ощущений.
  • Признание вероятности неудач и совершения ошибок.

Что значит катарсис, как эффект высшего осознания можно получить только в том случае, если человек сознательно стремится решить свои внутриличностные проблемы и конфликты.

Обычно, неподготовленному человеку сложно и страшно снова переживать негативные эмоции, связанные с событиями в его жизни. Он подсознательно стремится отодвинуть движение навстречу фрустрации. Поэтому чем дольше не принимается произошедшее, тем дальше от него наступление катарсиса. Как только возникает желание двигаться вперёд, проблемы начинают постепенно решаться, а эмоциональный катарсис приближается. Он и позволит достичь гармонии души, тела и мыслей.

Результаты действия

Эффектом прохождения состояния катарсиса является резкое, скачкообразное улучшение самочувствия, появление безмятежности, которые продолжаются некоторое время. Прошедшие катарсис говорят о сокрушительной силе заряда от сильных душевных и физических травм, который сохраняется внутри человека. Многие годы он остаётся в своей первоначальной силе, пока не разряжается при помощи катарсиса, что и приводит к ощущению полной безмятежности.

После прохождения катарсиса, нет необходимости делать выводы, интерпретировать результаты, анализировать изменения и прорабатывать ситуации. Жизнь начинает трансформироваться сама собой, поскольку организм возвращает свободу, освобождается от хронических болей, мышечной ригидности, скованности сознания и внутренней агрессии. Катарсическая разрядка, в психологии, является полной заменой физической психотерапии. Дело в том, что телесные блоки не сохраняются после разрядки контактных ригидных зон.

Дальнейшая работа над собой

Это состояние является началом изменения поведения человека и возвращению свободы использования собственных ресурсов психики. Процесс разрядки уже приближает личность к осознанности, уменьшая разброс мыслей. При избавлении от подавленности, возвращается ощущение самости, начинает проявляться внутренний сильный характер. На место замешательства, безысходности, апатии, страха приходит возмущение и адекватная злость. Значит, возвращаются нормальные человеческие реакции на несправедливость и возвращается интерес к жизни.

Человеку нужно пройти ситуацию ещё несколько раз и правильно отреагировать на неё. Для этого требуется проораться, прореветься или помахать кулаками. После этого следует максимально сгладить ситуацию, успокоиться и тогда постепенно начнёт восстанавливаться интерес к той области деятельности, где было поражение и отрицание.

После прохождения катарсиса необходимо сделать следующее:

  • Исправить ситуацию, отреагировать на неё т. е. получить и дать ответы там, где их не было.
  • Нужно пройти неприятность заново столько раз, сколько необходимо — пока не сгладится целый заряд негативного события.
  • Проработать цепь случаев во всех аспектах и проявлениях.
  • Провести полный анализ собственного поведения.
  • Прийти к интерпретации, осмыслению свободы и новому состоянию сознания.

Здесь приведена упрощённая, каноническая процедура. Практика показывает, что обычно патогенную область приходится долго искать и разогревать, прежде чем она созреет для прохождения психокатарсиса. На это требуется немало времени.

Многое зависит от типа личности человека, который проходит процедуру очищения. Он должен уметь отыскивать области неблагополучия, научиться контактировать с ними и ощущать соматику своего тела. Он должен иметь огромное желание и возможность контактировать с неприятностями. Ему приходится продолжительное время удерживать внимание на пике переживаний. Одним словом, человеку с пассивной позицией не сможет помочь даже самый лучший специалист.

krasotka.guru

Катарсис — Википедия

Ка́та́рсис[1] (др.-греч. κάθαρσις — «возвышение, очищение, оздоровление») — сопереживание высшей гармонии в трагедии, имеющее воспитательное значение.

  1. Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
  2. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
  3. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
  4. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии, символдраме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя[2][3].

История понятия

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-либо вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов.

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств еще до Аристотеля. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля[4]. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. — очищение духа от тела[5]), от страстей или от наслаждений.

Видео по теме

Катарсис у Аристотеля

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς]) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

По некоторому утверждению, связь понятия катарсиса с трагедией у Аристотеля является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров[6].

Толкования нового времени

Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения. Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.

Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс — по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер — чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации. В. Шадевальдт толковал понятие катарсиса как потрясение, а А. Ничев — как освобождение от ложных мнений.

С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда. Суть метода заключается во введении пациента в гипнотическое состояние, в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

См. также

Примечания

Литература

  • Аристотель. Поэтика / Перев. Н. И. Новосадского. — Л., 1927. — С. 111—113.
  • Ахманов А. С., Петровский Ф. А. Вступительная статья // Аристотель. Об искусстве поэзии. — М., 1957.
  • Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2005.
  • Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. — СПб.: Алетейя, 2007.
  • Иванов В. Дионис и прадионисийство. — 1923.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1930. — Т. 1. — С. 728—734.
  • Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. — М., 1965. — С. 85–99.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития, кн. II. — М., 1994. — С. 76–87.
  • Рабинович Е. Г. «Безвредная радость»: О трагическом катарсисе у Аристотеля // Mathesis. Из истории античной науки и философии. — М., 1991.
  • Троцкий И. М. Катарсис // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М.: Изд-во Ком. Акад., 1931. — Т. 5. — Стб. 156—157
  • Фрейд 3. О клиническом психоанализе. — М., 1991.

wiki2.red

Катарсис Википедия

Ка́та́рсис[1] (др.-греч. κάθαρσις — «возвышение, очищение, оздоровление») — нравственное очищение, возвышение души через искусство, возникающее в процессе сопереживания и сострадания.

  1. Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
  2. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
  3. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
  4. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии, символдраме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя[2][3].

История понятия[ | ]

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-либо вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов.

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств ещё до Аристотеля. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля[4]. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. — очищение духа от тела[5]), от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля[ | ]

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Одна

ru-wiki.ru

Что такое Катарсис? Катарсис — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Катарсисом принято называть процесс мощного негативного переживания, которое, дойдя до своей верхней точки, трансформируется в позитивное, не менее острое ощущение. В душе человеческой, как в котле, кипят и бурлят страсти, в результате такой работы тёмные и тяжёлые переживания в какой-то момент превращаются в свою противоположность, — в чистые и благородные помыслы, светлые чувства.

Это понятие было впервые предложено ещё в Древней Греции. В философии искусств катарсис понимался как в первую очередь "очищение", чаще всего — от чувства собственной вины.

Позднее понятие катарсиса изучали такие передовые психологи, как З. Фрейд и Л. Выготский.

Кроме того, слово катарсис вполне допустимо к применению в эстетике, а также в психологии искусства, — катарсис нередко упоминают, описывая реакцию восторженных зрителей на спектакль.

Психотерапия же подразумевает под катарсисом резкое высвобождение психической энергии.

Современные психологи разделяют два вида катарсиса: бытовой и высокий. При бытовом человек может через страдания, слёзы и горечь прийти к прощению, к переосмыслению своих проблем. Высокий катарсис подразумевает глубокое сопереживание произведениям искусства, сопричастность к трагедии, показанной мастером.

Гении психоанализа всегда интересовались катарсисом и старались понять его феномен. Впервые в специальной литературе он упоминается в произведении Й. Брейера и З. Фрейда "Исследования истерии". Метод, который был назван термином "катарсис", подразумевал введение пациентов в состояние гипноза, находясь в котором, человек вспоминал давно забытые детские ощущения и воспоминания, часто трагические. Часто подобный метод позволял избавить пациента от симптомов истерии. Фрейд считал, что только с помощью катарсиса, через гипноз, можно вывести травматическое переживание из подсознания в сознание и тем самым разрядить полученное когда-то состояние аффекта, а значит, убрать симптом психического заболевания.

Современные психотерапевты понимают катарсис как высвобождение эмоций и следующее за ним снятие накопившегося напряжения. С целью "освободить" пациента от тяжёлых переживаний специалист старается "разговорить" его, побуждает высказать свои страхи, тёмные чувства и гнетущие эмоции. Проговорив то, что его гнетёт, человек чувствует громадное облегчение, его захлёстывают позитивные переживания. Собственно, это и является катарсисом в современном понимании этого слова. Ещё Аристотель объяснял катарсис как "душевную разрядку".

Катарсис может наступить под воздействием искусства, после искренней молитвы, прослушивания музыкального произведения, выполнения каких-то ритуалов. Сильная страсть, душевное волнение перетекает в благостные, приятные ощущения, просветление, чувство очищения. По большому счёту, конечная цель всякого искусства — вызвать в человеке катарсис, коснуться очищающей рукой его души, снять с неё тяжесть, направить его переживания в позитивное русло.

Спасибо, за интерес к теме "что такое Катарсис"!

samopoznanie.ru

Катарсис Википедия

Ка́та́рсис[1] (др.-греч. κάθαρσις — «возвышение, очищение, оздоровление») — нравственное очищение, возвышение души через искусство, возникающее в процессе сопереживания и сострадания.

  1. Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
  2. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
  3. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
  4. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии, символдраме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя[2][3].

История понятия

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-либо вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов.

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств ещё до Аристотеля. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля[4]. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. — очищение духа от тела[5]), от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς]) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (

ruwikiorg.ru

Катарсис — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Catharsis.

Ка́та́рсис[1][2] (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление).

  1. Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
  2. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
  3. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
  4. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии, символдраме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя.[3][4]

История понятия[править]

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-либо вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов.

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств еще до Аристотеля. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнем. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля[5]. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. — очищение духа от тела[6]), от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля[править]

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς]) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

По некоторому утверждению, связь понятия катарсиса с трагедией у Аристотеля является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров[7].

Толкования нового времени[править]

Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения. Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.

Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс — по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер — чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации. В. Шадевальдт толковал понятие катарсиса как потрясение, а А. Ничев — как освобождение от ложных мнений.

С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда. Суть метода заключается во введении пациента в гипнотическое состояние, в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

  • Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. — СПб.: Алетейя, 2007.
  • Иванов В. Дионис и прадионисийство. — Б., 1923.
  • Аристотель. Поэтика. / Перев. Н. И. Новосадского. — Л., 1927. — С. 111—113.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — Т. 1. — М., 1930. — С. 728—734.
  • Ахманов А. С., Петровский Ф. А. Вступ. ст. // Аристотель. Об искусстве поэзии. — М., 1957.
  • Бычков В. В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2005.
  • Фрейд 3. О клиническом психоанализе. — М., 1991.

www.wikiznanie.ru

что это такое, психология, значение, состояние катарсиса

Единственное, что можно сказать о катарсисе уверенно: он благо для человека. Это проявление психики можно рассматривать хоть с медицинской, хоть с эстетической точек зрения, – результат один. Катарсис – это движение души вверх.

Слово «катарсис» появилось в Древней Греции, его русский эквивалент – «очищение» как результат переживания. Понятие, у которого практически полторы тысячи толкований в философской литературе, имеет богатую историю.

Греческое религиозное врачевание катарсисом называло очищение тела или души от проявлений болезни (вредной материи).

Далее это понятие стало использоваться уже в культуре для характеристики религиозных праздников, а потом мистерий.

Став категорией философской, катарсис в трудах античной философии приобрел множество значений, его употребляли в связи с магией, религией, физиологией, медициной, мистерией, этикой, эстетикой, философией. Но основной оставалась трактовка об эстетическом переживании, связанным с очищением души.

Платон видел в переживании катарсиса освобождение духа от телесного бремени. Аристотель на понятии катарсиса «построил» свою «Поэтику».

В эпоху Возрождения идея великого грека о воспитательном воздействии трагедии получила дальнейшее развитие, но к этому добавилось и понимание катарсиса как эстетического наслаждения ради удовольствия.

К концу XIX века, благодаря практической деятельности немецких ученых и австрийца З. Фрейда, катарсис проник в психологию и психотерапию.

До сих пор некоторые психотерапевтические методики и приемы основаны на состоянии катарсиса: остром негативном переживании, которое, дойдя до крайней точки, резко становится позитивным.

О катарсисе можно говорить и как об импульсе к дальнейшему развитию личности, если сравнивать его с бурей и шквалом эмоций, переживаемых человеком при соприкосновении с культурой.

Воспринимая произведение искусства, индивид способен пропустить через себя все его события и эмоции, а значит – получить новый опыт. В данном случае катарсис становится кульминационной точкой в бескорыстном, солидарном и познающем сопереживании чувствам и делам других людей.

Эти очистительные эмоции раздвигают индивидуальные границы личности, и человек готов к восприятию новых чувств и знаний. Он преображается: он уже мудрее, свободнее, восприимчивей. Внутренний рост неизбежен.

Любая созидательная интеллектуальная деятельность обязательно содержит элементы катарсиса. Самая высокая степень их в познании.

Всякое познание ведет к самообразованию, то есть к сознательному строительству себя самого, к самосовершенствованию через постижение общечеловеческой культуры. Ведя эмоциональный диалог с культурой, человек самосозидает себя, а отсюда совершенствуется интеллект и меняется структура личности.

В современной психологии катарсис – это очищение через воображение и создание иллюзии. Психоанализ интерпретирует его как удовольствие, которое индивид получает от своих эмоций во время передачи ему эмоций других людей.

Психотерапия термином «катарсис» называет снятие напряжения, то есть эмоциональное высвобождение.

Негативные переживания, которые сидят в человеке, обязательно должны найти выход, иначе они будут угнетать и вызывать на бессознательном уровне психосоматические симптомы. Как считают психоаналитики, чтобы освободиться от болезни, нужно пройти через эмоции.

Воскрешение негативных эмоций с целью освобождения от них – в этом заключается психотерапевтическое лечение катарсисом.

Человеку для освобождения негативной психической энергии приходится неоднократно воскрешать болезненные воспоминания, вновь и вновь переживать травмирующую ситуацию. Это очень сильное напряжение для психики, так как эмоции давно загнаны глубоко внутрь.

Такой катарсис похож на подъем в рай через нестерпимые (но необходимые) муки преисподней переживаний.

Зигмунд Фрейд, отталкиваясь от результатов лечения гипнозом в психотерапии, связал явление катарсиса с проявлениями истерии.

Он считал, что симптомы этой болезни формируются по причине направления психической энергии, связанной с негативными переживаниями, на уровень бессознательного.

В своих исследованиях Фрейд применил гипноз с целью вызова катарсиса для излечения от истерии. Но раз за разом он убеждался, что гипноз не может быть панацеей, так как, несмотря на очевидные положительные результаты, устойчивого эффекта от лечения не получалось: слишком большим оказался процент повторных обращений.

Отказаться от гипноза заставило ученого и то обстоятельство, что достаточная большая часть пациентов поддавалась воздействию гипноза лишь частично, или не поддавалась вовсе.

Прекратив практику лечения гипнозом, он преуспел в новой психологической технике: Фрейд разработал метод, основанный на свободных ассоциациях (так называется техника в психологии, когда пациент называет первые пришедшие в голову образы).

Термину «катарсис», несмотря на длительную историю и широкое применение, на сегодняшний день так и не дано четкого и ясного определения.

До сих пор границы его понимания колеблются от медицинского «облегчения» до общекультурного «очищения» и «просветления» души человека.

Видео: На что направлены психотерапевтические тренинги Катарсис

gopsy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *