Эффект ореола: что это в психологии, примеры
Термин
Из-за чего возникает
Предпосылки
В психологии
Примеры
В общении
Как защититься
Мы живем в бурном и стремительном информационном потоке: поступающие данные из книг и кино, новости, общение — но, живя в одной среде, мы воспринимаем все по-разному. На это влияет мировоззрение, культура, религия, жизненный опыт. В том числе и эмоции.
В психологии их влияние на восприятие называется эффектом ореола или гало-эффектом. О том, как он работает и где встречается, спросили психосоматолога Снежанну Тон.
Эффект ореола или гало-эффект — это явление, которое провоцирует искажение получаемой информации о человеке. Если говорить более научным языком — это когнитивное искажение, влияющее на объективную оценку характеристик человека.
Исследовать гало-эффект начали в начале прошлого столетия, впервые явление было описано Эдвардом Ли Торндайком. Его внимание привлекло предвзятое отношение в оценке солдат офицерами в зависимости от их внешнего вида: чем красивее подчиненный, тем более положительную характеристику он получал от старших по званию.
Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
— Яндекс Дзен
— Телеграм
— ВКонтакте
Подобные исследования продолжили многие ученые и психологи. В итоге был сделан вывод, что восприятие других людей и их качеств во многом зависит от симпатии. Если человек изначально производит приятное впечатление, то он чаще получает более высокие оценки, нежели кто-то с отталкивающей внешностью.
На восприятие влияет не только внешний вид, но и материальное благополучие, социальный статус, одежда, интонации голоса, харизма. Мы попадаем в ловушку обобщения: если в общении с нами кто-то интересен, то нам кажется, что этот человек хорош во всем. Если он похож на героя из фильма, значит, обладает теми же качествами, что и персонаж.
Это происходит неосознанно, наш мозг сам простаивает ассоциативную цепочку и, обобщая, распространяет имеющуюся информацию на все жизненные сферы.
Такое обобщение начинает закладываться в нас еще с детства. Вспомни, во всех сказках положительные герои невероятно красивы, а злодеи обладают страшным обликом, первые — добры, успешны, у них все получается, несмотря на трудности, в общем, идеальны, у вторых — все наоборот.
Банальные рассуждения о добре и зле, о черном и белом и ожидание повторения этого абсолюта в реальности остаются с нами на протяжении всей жизни, в качестве эффекта ореола. С точки зрения эволюционного развития гало-эффект можно назвать следствием инстинкта самосохранения.
В дикой природе в доисторические времена каждый встречный человек или животное могли стать потенциальной опасностью для жизни, поэтому приходилось быть настороже, чтобы выживать. Возможно, отголоски тех времен все еще живут в нас.
Но ты можешь сказать: «Постой, сейчас все по-другому, появилось больше информации, да и люди способны к более глубокому анализу! Уже никто не судит по обложке». Парадокс заключается в том, что, несмотря на всю свою осознанность, способности к критическому мышлению, анализу, практически каждый человек подвержен эффекту гало в той или иной степени.
Считается, что это связано с наличием двух систем мышления: одна базируется на жизненном опыте, вторая — на анализе. Исходя из рационального использования энергии, организм предпочитает использовать первую, так как на нее тратится меньше ресурсов.
1. Загруженность информацией
Когда мозг перегружен данными, он не хочет продолжать их пополнять, поэтому довольствуется результатами первого впечатления, а не анализа.
2. Яркая черта собеседника
Когда в серой комнате находится ярко-красный предмет, он волей-неволей будет перетягивать взгляд. В общении также, если у человека одна черта выражена гораздо сильнее остальных, то его будут судить через нее (например, очень яркая внешность или смешливый характер).
3. Отсутствие заинтересованности
Если человек не особо интересен, то и узнавать его лучше не имеет смысла, тогда нашему мозгу хватит и общей информации.
Не пропустите
Не пропустите
Ученые назвали черты людей, которых окружающие избегают и считают скучными
4.
Ассоциации и стереотипыЗдесь с нами играют злую шутку жизненный опыт и навязанные обществом стандарты.
Под влиянием этого эффекта одна черта собеседника экстраполируется на все остальное. Одной из основных причин является ряд жизненных ценностей человека, который формируется у него еще в детстве. Именно на них мы в первую очередь обращаем внимание при знакомстве, это тот аспект, который позволяет загнать нас в ловушку эффекта ореола.
Если мы видим, что собеседник разделяет наши взгляды, то он автоматически на подсознательном уровне становится для нас «своим» и «хорошим». Культура и среда, в которой вырос человек, играют важную роль в возникновении симпатий.
Не пропустите
Не пропустите
12 психологических приемов, которые полезно знать каждому
Очень яркий и актуальный в последнее время пример — чистая и грамотная речь. Люди, выросшие в среде, где этот аспект важен, будут настороженно или скептически относиться к человеку с нечистой речью или диалектом.
Некоторые могут даже ставить под сомнение его культурное развитие или интеллектуальные способности. Из-за этого «ярлыка» впоследствии можно не заметить положительные стороны собеседника: профессионализм, эрудированность, трудолюбие, честность — или неосознанно их игнорировать.
Этот эффект достаточно опасный, так как мозг начинает просто «выбрасывать» ту информацию, которая не вписывается в образ, навеянный этим одним самым ярким качеством. Так что строить искренние, гармоничные отношения будет сложно. Более того, это с высокой вероятностью может привести к деструктивным отношениям.
Гало-эффект чем-то похож на стереотипизацию, но в его основе лежат именно личные ценности и личное восприятие человека, а не общественное мнение и опыт.
Эффект ореола очень часто встречается как в повседневной жизни, так и в профессиональной, например, в политике и судебной практике. В истории было немало случаев, когда подсудимый был оправдан исключительно из-за симпатии присяжных, а впоследствии повторял свои преступления.
Иногда даже доказанное судом обвинение не влияет на «положительное» восприятие человека, и присяжные продолжают не верить в его виновность. В Российской истории многим известен процесс Веры Засулич — революционерки и террористки, совершившей в XIX веке покушение на петербургского градоначальника Федора Трепова.
Хотя тогда о существовании гало-эффекта еще никто не знал, именно он помог преступнице добиться оправдательного приговора от суда присяжных. Несмотря на то, что вина подсудимой была очевидна, Засулич смогла вызвать у присяжных сочувствие и жалость, из-за чего они встали на его сторону.
Что же касается Трепова, в которого стреляла революционерка, то он не был популярен в Петербурге, его обвиняли в превышении полномочий и взяточничестве. В итоге он оказался под воздействием противоположного искажения, которое известно как «эффект рогов». В любой компании HR-специалисты могут обмануться дипломом именитого ВУЗа и нанять некомпетентного сотрудника. Особенно если они заранее узнают, кто из кандидатов какое учебное заведение заканчивал, предпочтение отдадут выпускнику более престижного университета.
Не пропустите
Не пропустите
Как правильно вести себя на собеседовании: 10 правил, которые обеспечат тебя работой
Перейдем к политике. Ученые заметили, что внешность политика очень часто влияет на его восприятие избирателями и, как следствие, на результаты выборов. Если кандидат обладал серьезными и строгими чертами, то его считают более ответственным и компетентным.
Гало-эффект достаточно активно используется в рекламе. Чтобы получить доверие потребителя, различные бренды и компании привлекают знаменитостей или отсылают продукцию различным блогерам. Тогда отношение аудитории к звезде начинает проецироваться на бренд, вызывая положительные эмоции и ассоциации.
Но здесь бывает и обратный эффект, если знаменитость попадает в скандал, то это может отразиться и на имидже компании (тот самый «эффект рогов», о котором мы говорили выше), именно поэтому громкая история нередко становится причиной прекращения сотрудничества.
Почему говорят, что первое впечатление самое важное? Все потому, что оно задает тон будущему общению и становится своеобразным фильтром, через который первое время будут пропускаться все твои действия.
Так что, чтобы быть «милее, умнее, общительнее, добрее» в глазах других, нужно произвести приятное первое впечатление. Что парадоксально, это не всегда зависит от нас — человеческому мозгу нужно меньше секунды, чтобы проанализировать внешность собеседника (одежду, стиль, опрятность, прическу, наличие украшений) и сделать соответствующие выводы.
Чтобы защитить себя от влияния гало-эффекта и не попасться на удочку предвзятости, этот эффект нужно научиться распознавать и улавливать, помочь с этим могут:
1.
ВремяЧем дольше общаешься с человеком, тем больше можно о нем узнать.
2. Сбор информации
Узнавай из разных источников о жизни объекта интереса, его поступках.
3. Критическая оценка
Подвергай всю полученную информацию сомнению, не стоит слепо верить всему.
4. Непредвиденные ситуации
В чрезвычайных ситуациях с человека спадают все маски, и он предстает таким, какой есть. Размышляй, анализируй и не делай выводов о людях, опираясь на собственные фантазии и созданный ими образ, отдавай предпочтение фактам. Не суди книгу по обложке и тогда не попадешься в ловушку гало-эффекта.
Автор
Снежанна Тон
Биоэнергет, гипнолог, психосоматолог, звукотерапевт, ароматерапевт.
Какое впечатление произвела на вас эта статья?
эффект ореола | это… Что такое эффект ореола?
ТолкованиеПеревод
- эффект ореола
— распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. Если общее первое впечатление о каком-либо человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам. В основе Э. о., как и многих других явлений социальной перцепции (см. перцепция социальная), лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о социальных объектах, необходимой для успеха той или иной деятельности, ее категоризацию, упрощение и отбор.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А. В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- эффект ореола
— распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации). Иначе, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее. При формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать:
1) в форме позитивной оценочной пристрастности — «ореол положительный»: если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; в них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются;
2) в форме негативной оценочной пристрастности — «ореол отрицательный»: если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
В основе эффекта ореола (как и многих других явлений перцепции социальной) лежат механизмы, обеспечивающие категоризацию, упрощение и отбор информации об объектах социальных при ее недостатке.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
Игры ⚽ Поможем написать реферат
- эффект недавности
- эффект первичности
Полезное
Ослепленные красотой: искажение привлекательности и точное восприятие академической успеваемости
1. Ланглуа Дж. Х., Калаканис Л., Рубинштейн А. Дж., Ларсон А., Халлам М., Смут М. Максимы или мифы о красоте? Метааналитический и теоретический обзор. Психологический бык. 2000 г.; 126(3):390–423. Доступно: http://doi.apa.org/getdoi.cfm?doi=10.1037/0033-2909.126.3.390. По состоянию на 14 декабря 2013 г. [PubMed] [Google Scholar]
2. Kramer RSS, Ward R. Внутренние черты лица являются сигналами личности и здоровья. Q J Exp Psychol. 2010. Ноябрь; 63 (11): 2273–87. [PubMed] [Академия Google]
3. Пентон-Воак И.С., Паунд Н., Литтл А.С., Перретт Д.И. Суждения о личности по естественным и составным изображениям лица: еще одно свидетельство «ядра истины» в социальном восприятии. соц. 2006. Октябрь; 24 (5): 607–40. [Google Scholar]
4. Литтл А.С., Берт Д.М., Пентон-Воак И.С., Перретт Д.И. Самовосприятие привлекательности влияет на предпочтения женщин в отношении полового диморфизма и симметрии мужских лиц. Proc R Soc B Biol Sci. 2001. январь 7; 268 (1462): 39–44. Доступно: http://www.pubmedcentral.nih.gov/articlerender.fcgi?artid=108759.8&tool=pmcentrez&rendertype=abstract. По состоянию на 29 января 2014 г. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
5. Клейснер К., Чваталова В., Флегр Дж. Воспринимаемый интеллект связан с измеренным интеллектом у мужчин, но не у женщин. ПЛОС Один. 2014;9(3):e81237 10.1371/journal.pone.0081237 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Kalick SM, Zebrowitz LA, Langlois JH, Johnson RM. Является ли привлекательность человеческого лица честной рекламой здоровья? лонгитюдные данные по эволюционному вопросу. Психологические науки. 1998;9(1):8–13. [Google Scholar]
7. Дион К., Бершайд Э., Уолстер Э. Что красиво, то хорошо. J Pers Soc Psychol. 1972;24(3):285–90. [PubMed] [Google Scholar]
8. Цельгов Дж., Хеник А. Ситуации подавления в психологических исследованиях: определения, последствия и приложения. Психологический бык. 1991;109(3):524–36. [Google Scholar]
9. Маккиннон Д.П., Крулл Дж.Л., Локвуд С.М. Эквивалентность эффектов посредничества, смешения и подавления. Предыд. науч. 2000;1(4):173–81. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Mavor KI, Macleod CJ, Boal MJ, Louis WR. Новый взгляд на правый авторитаризм, фундаментализм и предрассудки: устранение подавления и статистических артефактов. Перс. Индивид. Диф. 2009; 46 (5–6): 592–7. [Google Scholar]
11. Конгер А.Дж. Пересмотренное определение переменных-подавителей: руководство по их идентификации и интерпретации. Educ Psychol Meas. 1974;34(1):35–46. [Google Scholar]
12. Маассен Г., Баккер А. Переменные-подавители в моделях путей: определения и интерпретации. Социальные методы Res. 2001;30(2):241–70. [Google Академия]
13. Канадзава С. Интеллект и физическая привлекательность. Интеллект. Эльзевир Инк .; 2011. Январь; 39 (1): 7–14. Доступно: http://linkinghub.elsevier.com/retrieve/pii/S0160289610001315. По состоянию на 4 января 2014 г. [Google Scholar]
14. Денни К. Красота и интеллект могут быть связаны, а могут и не быть связаны. Интеллект. 2008;36(6):616–8. [Google Scholar]
15. Джексон Л., Хантер Дж. Э., Ходж С. Н. Физическая привлекательность и интеллектуальная компетентность: метааналитический обзор. Социальная психология Q. 1995;58(2):108–22. [Google Scholar]
16. Зебровиц Л.А., Холл Дж.А., Мерфи Н.А., Родс Г. Выглядеть умно и хорошо выглядеть: признаки интеллекта на лице и их происхождение. Персональный социальный психологический бюллетень. 2002. февраль 1;28(2):238–49. [Google Scholar]
17. Зебровиц Л.А., Родс Г. Чувствительность к «плохим генам» и эффект чрезмерного обобщения аномального лица: достоверность сигналов, использование сигналов и точность в оценке интеллекта и здоровья. J Невербальное поведение. 2004;28(3):167–85. [Google Академия]
18. Митчем Д.Г., Цич Б.П., Райт М.Дж., Мартин Н.Г., Хьюитт Дж.К., Келлер М.С. Отсутствие связи между интеллектом и привлекательностью лица в большой генетически информативной выборке. Эвол Хам Бехав. Эльзевир Инк .; 2014;36(3):240–7. Доступно: 10.1016/j.evolhumbehav.2014.11.009 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Фелсон Р.Б. Физическая привлекательность, оценки и присвоение способностей учителями. Представляют Res Soc Psychol. 1980;11(1):64–71. [Google Академия]
20. Salvia J, Algozzine R, Sheare J. Привлекательность и успеваемость в школе. Дж. Ш. Психол. 1977; 15 (1): 60–7. [Google Scholar]
21. Певец Ю.Е. Использование манипулятивных стратегий: макиавеллизм и привлекательность. Социометрия. 1964; 27 (2): 128–50. [Google Scholar]
22. Клиффорд М.М. Физическая привлекательность и успеваемость. Детское исследование J. 1975; 5 (4): 201–9. [Google Scholar]
23. Спарачино Дж., Ханселл С. Физическая привлекательность и успеваемость. Красота — это не всегда талант. J Перс. 1979;47(3):449–69. [Google Scholar]
24. Дусек Дж. Б., Джозеф Г. Основы ожиданий учителей: метаанализ. J Educ Psychol. 1983;75(3):327–46. [Google Scholar]
25. Клиффорд М.М., Уолстер Э. Влияние физической привлекательности на ожидания учителей. Социальное образование. 1973;46(2):248–58. [Google Scholar]
26. Кенили П., Фруд Н., Шоу В. Влияние физической привлекательности детей на ожидания учителей. J Soc Psychol. 2001;128(3):373–83. [Академия Google]
27. Риттс В., Паттерсон М.Л., Таббс М.Э. Ожидания, впечатления и суждения физически привлекательных студентов: обзор. Преподобный Educ Res. 1992;62(4):413–26. [Google Scholar]
28. Borkenau P, Brecke S, Möttig C, Paelecke M. Экстраверсия точно воспринимается после 50-миллисекундного воздействия на лицо. J Res Перс. Эльзевир Инк .; 2009. Август; 43 (4): 703–706. Доступно: http://linkinghub.elsevier.com/retrieve/pii/S009265660
04. По состоянию на 3 января 2015 г. [Google Scholar]
29. Селл А., Космидес Л., Туби Дж., Шныцер Д., фон Рюден С., Гурвен М. Адаптация человека для визуальной оценки силы и боевых способностей тела и лица. Proc R Soc London B. 2009;276(1656):575–84. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
30. Хольцман Н.С. Лицом к лицу с психопатом: обнаружение темной триады на эмоционально нейтральных лицах с использованием прототипов Личностного Лица. J Res Перс. Эльзевир Инк .; 2011. Декабрь; 45 (6): 648–54. [Google Scholar]
31. Тодоров А.Т., Оливола С.Ю., Дотч Р., Менде-Сидлеки П. Социальные атрибуции лиц: детерминанты, последствия, точность и функциональное значение. Анну Рев Психол. 2015;66(15):1–27. [PubMed] [Академия Google]
32. Пентон-Воак И.С., Чен Дж.Ю. Высокий уровень тестостерона в слюне связан с мужской внешностью у людей. Эвол Хам Бехав. 2004;25(4):229–41. [Google Scholar]
33. Pound N, Penton-Voak IS, Surridge AK. Реакция тестостерона на конкуренцию у мужчин связана с мужественностью лица. Proc R Soc London B. 2009; 276 (1654): 153–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
34. Лефевр К.Э., Льюис Г.Дж., Перретт Д.И., Пенке Л. Показательные показатели лица: ширина лица связана с уровнем тестостерона у мужчин. Эвол Хам Бехав. 2013;34(4):273–9. [Google Scholar]
35. Fink B, Grammer K, Mitteroecker P, Gunz P, Schaefer K, Bookstein FL, et al. Соотношение второй и четвертой цифр и форма лица. Proc R Soc London B. 2005;272(1576):1995–2001. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
36. Rantala MJ, Coetzee V, Moore FR, Skrinda I, Kecko S, Krama T, et al. Ожирение, по сравнению с мужественностью, служит более надежным признаком иммунокомпетентности человека при выборе партнера. Proc R Soc London B. 2013;280(1751):20122495 Доступно: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23193134 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
37. Coetzee V, Perrett DI, Stephen ID. Ожирение лица: залог здоровья? Восприятие. 2009;38(11):1700–11. [PubMed] [Google Scholar]
38. Thornhill R, Gangestad SW. Лицевой половой диморфизм, стабильность развития и предрасположенность к заболеваниям у мужчин и женщин. Эвол Хам Бехав. 2006;27(2):131–44. [Google Scholar]
39. Stephen ID, Law Smith MJ, Stirrat MR, Perrett DI. Окраска кожи лица влияет на восприятие здоровья человека. Int J Приматол. 2009 г.;30(6):845–57. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
40. Sundelin T, Lekander M, Kecklund G, Van Someren EJW, Olsson A, Axelsson J. Признаки усталости: влияние недосыпания на внешний вид лица. Спать. 2013;36(9):1355–60. Доступно: http://www.pubmedcentral.nih.gov/articlerender.fcgi?artid=3738045&tool=pmcentrez&rendertype=abstract 10.5665/сон.2964 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Перретт Д.И., Берт Д.М., Пентон-Воак И.С., Ли К.Дж., Роуленд Д.А., Эдвардс Р. Симметрия и привлекательность человеческого лица. Эвол Хам Бехав. 1999;20(5):295–307. [Google Scholar]
42. Langlois JH, Roggman LA. Привлекательные лица только средние. Психологические науки. 1990;1(2):115–21. [Google Scholar]
43. Perrett DI, Lee KJ, Penton-Voak IS, Rowland DA, Yoshikawa S, Burt DM, et al. Влияние полового диморфизма на привлекательность лица. Природа. 1998;394(6696):884–7. [PubMed] [Google Scholar]
44. Axelsson J, Sundelin T, Ingre M, Someren EJW Van, Olsson A, Lekander M. Красивый сон: экспериментальное исследование восприятия здоровья и привлекательности людей, лишенных сна. Br Med J. 2010; 341 (c6614): 1–5. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
45. Родс Г. Эволюционная психология красоты лица. Анну Рев Психол. 2006; 57: 199–226. [PubMed] [Google Scholar]
46. Барбер И., Арнотт С., Брейтуэйт В., Эндрю Дж., Хантингфорд Ф. Косвенные последствия выбора партнера для приспособленности у колюшек: потомство более ярких самцов растет медленно, но сопротивляется паразитарным инфекциям. Proc R Soc London B. 2001;268(1462):71–6. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
47. Gehrman PR, Meltzer LJ, Moore M, Pack AI, Perlis ML, Eaves LJ, et al. Наследуемость симптомов бессонницы в молодости и их связь с депрессией и тревогой. Спать. 2011;4–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
48. Slater A, Von der Schulenburg C, Brown E, Badenoch M, Butterworth G, Parsons S, et al. Новорожденные младенцы предпочитают привлекательные лица. Младенец Поведение Дев. 1998. Январь; 21 (2): 345–54. [Google Scholar]
49. Слейтер А., Бремнер Г., Джонсон С., Шервуд П., Хейс Р.А., Браун Э. Предпочтение новорожденными привлекательных лиц: роль внутренних и внешних черт лица. Младенчество. 2000;1(2):265–74. Доступно: 10.1207/S15327078IN0102_8 [CrossRef] [Google Scholar]
50. Бушнелл И. Распознавание лиц матери у новорожденных: обучение и память. Младенец ребенка Dev. 2001; 10: 67–74. [Google Scholar]
51. Паскалис О., де Шонен С., Мортон Дж. , Дерюэль С., Фабр-Грене М. Распознавание лица матери новорожденными: репликация и расширение. Младенец Поведение Дев. 1995;18(1):79–85. [Google Scholar]
52. Де Хаан М., Джонсон М.Х., Маурер Д., Перретт Д.И. Распознавание отдельных лиц и усредненных прототипов лиц младенцами в возрасте 1 и 3 месяцев. Когн Дев. 2001;16(2):659–78. [Google Scholar]
53. Langlois JH, Roggman LA, Rieser-Danner LA. Дифференциальные социальные реакции младенцев на привлекательные и непривлекательные лица. Дев Психология. 1990;26(1):153–9. [Google Scholar]
54. Тове М.Дж., Свами В., Фернхэм А., Мангалпарсад Р. Изменение восприятия привлекательности по мере того, как наблюдатели знакомятся с другой культурой. Эвол Хам Бехав. 2006;27(6):443–56. [Google Scholar]
55. Окереке О.И., Гродштейн Ф. Фобическая тревога и когнитивные способности в течение 4 лет среди пожилых женщин, проживающих в сообществе, в исследовании здоровья медсестер. Am J Гериатр Психиатрия. Эльзевир Инк; 2013;21(11):1125–34. В наличии: 10.1016/j.jagp.2013.01.050 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Айзенк М.В., Деракшан Н., Сантос Р., Кальво М.Г. Тревожность и когнитивные функции: теория контроля внимания. Эмоция. 2007;7(2):336–53. [PubMed] [Google Scholar]
57. Бишоп С.Дж. Тревожность и обедненный префронтальный контроль внимания. Нат Нейроски. 2009;12(1):92–8. 10.1038/пп.2242 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Sim T, Simon SL, Domier CP, Richardson K, Rawson RA. Когнитивные нарушения у потребителей метамфетамина с симптоматологией синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Когнитивные нарушения у потребителей метамфетамина с симптоматикой синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Сабст Абус. 2001;21(1):61–74. [Google Академия]
59. Грегг Э.В. Связан ли диабет с когнитивными нарушениями и снижением когнитивных функций у пожилых женщин? Arch Intern Med. Американская медицинская ассоциация; 2000. январь 24;160(2):174–80. Доступно: http://archinte. jamanetwork.com/article.aspx?articleid=522292. По состоянию на 18 июля 2015 г. [PubMed] [Google Scholar]
60. Munshi M, Grande L, Hayes M, Ayres D, Suhl E, Capelson R, et al. Когнитивная дисфункция связана с плохим контролем диабета у пожилых людей. Уход за диабетом. 2006;29(8): 1794–179. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
61. Ohayon MM, Vecchierini MF. Нормативные данные о сне, когнитивных функциях и повседневной жизнедеятельности пожилых людей в обществе. Спать. 2005;28(8):981–9. [PubMed] [Google Scholar]
62. Yassuda MS, Lopes A, Cachioni M, Falcao DVS, Batistoni SST, Guimaraes VV, et al. Критерии слабости и когнитивные функции связаны: данные исследования Fibra в Эрмелино Матараццо, Сан-Паулу, Бразилия. J Nutr Heal Aging. 2012;16(1):55–61. [PubMed] [Академия Google]
63. Haines MM, Stansfeld S, Job RF, Berglund B, Head J. Хроническое воздействие авиационного шума, реакция на стресс, психическое здоровье и когнитивные способности школьников. Психомед. 2001;31(2):265–77. [PubMed] [Google Scholar]
64. Jardim-Botelho A, Raff S, De Ávila Rodrigues R, Hoffman HJ, Diemert DJ, Corrêa-Oliveira R, et al. Нематода, инфекция Ascaris lumbricoides и полипаразитизм, связанные с плохой когнитивной функцией у бразильских школьников. Trop Med Int Heal. 2008;13(8):994–1004. [PubMed] [Google Scholar]
65. Alaimo K, Olson CM, Frongillo EA Jr. Пищевая недостаточность и когнитивное, академическое и психосоциальное развитие американских детей школьного возраста. Педиатрия. 2001;108(1):44–53. [PubMed] [Google Scholar]
66. Neisser U, Boodoo G, Bouchard Thomas J.J, Boykin AW, Brody N, et al. Интеллект: известные и неизвестные. Я психол. 1996;51(2):77–101. [Google Scholar]
67. Двек К.С., Чиу С., Хонг Ю. Имплицитные теории и их роль в суждениях и реакциях: слово с двух точек зрения. Психологический инк. 1995;6(4):267–85. [Google Scholar]
68. Blackwell LS, Trzesniewski KH, Dweck CS. Неявные теории интеллекта предсказывают достижения подросткового перехода: лонгитюдное исследование и вмешательство. Детский Дев. 2007;78(1):246–63. [PubMed] [Google Scholar]
69. Hong Y, Chiu C, Dweck CS, Lin DMS, Wan W. Имплицитные теории, атрибуции и преодоление: подход к системе значений. J Pers Soc Psychol. 1999;77(3):588–99. Доступно: http://doi.apa.org/getdoi.cfm?doi=10.1037/0022-3514.77.3.588 [Google Scholar]
70. Чаморро-Премузик Т. Личность и индивидуальные различия Мальден: Издательство Блэквелл; 2007. 195 с. [Google Scholar]
71. Chamorro-Premuzic T, Furnham A. Возможная модель для понимания взаимодействия личности и интеллекта. Бр Дж Психол. 2004. Май; 95: 249–64. Доступно: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15142305 [PubMed] [Google Scholar]
72. Мутафи Дж., Фернхэм А., Крамп Дж. Демографические и личностные предикторы интеллекта: исследование с использованием нео-личностного инвентаря и индикатора типа Майерс-Бриггс. Евро J Перс. 2003;17(1):79–94. [Google Scholar]
73. Moutafi J, Furnham A, Paltiel L. Почему добросовестность отрицательно коррелирует с интеллектом? Перс. Индивид. Диф. 2004;37(5):1013–22. [Google Scholar]
74. Little AC, Perrett DI. Использование составных изображений для оценки точности приписывания личности лицам. Бр Дж Психол. 2007;98(1):111–26. [PubMed] [Google Scholar]
75. Kramer RSS, Ward R. Различные сигналы личности и здоровья с двух сторон лица. Восприятие. 2011;40(5):549–62. [PubMed] [Google Scholar]
76. Мерфи М., Нельсон Д., Чип Т. Оценка и фактическая успеваемость старшеклассников в зависимости от пола и привлекательности. Представитель Psychol Ammons Scientific; 1981. февраль 31; 48(1):103–106. Доступно: http://www.amsciepub.com/doi/abs/10.2466/pr0.1981.48.1.103?journalCode=pr0 По состоянию на 18 июля 2015 г. [Google Scholar]
77. Dweck CS, Henderson VL. Теории интеллекта: предпосылки и меры. 1989 г., 31 марта;
78. Тодоров А.Т., Портер Дж.М. Вводящие в заблуждение первые впечатления: разные для разных изображений лица одного и того же человека. Психологические науки. 2014;25(7):1404–17. 10.1177/0956797614532474 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
79. Zebrowitz LA, Bronstad M, Lee HK. Вклад фамильярности лица в ингрупповой фаворитизм и стереотипы. соц. 2007;25(2):306–38. [Google Scholar]
80. Осборн Дж. Величина эффекта и ослабление коэффициентов корреляции и регрессии: уроки педагогической психологии. Оценка практики, Res Eval. 2003;8(11). [Google Scholar]
81. Нанналли Дж. Психометрические методы Нью-Йорк: Макгроу-Хилл; 1978. [Google Scholar]
82. О’Брайен Р.М. Предостережение относительно эмпирических правил для факторов инфляции дисперсии. Квант. 2007;41(5):673–90. Доступно: http://link.springer.com/10.1007/s11135-006-9018-6 [Google Scholar]
83. Тиддеман Б.П., Берт Д.М., Перретт Д.И. Прототипирование и преобразование текстур лица для исследования восприятия. Приложение «Вычислительный график». 2001;21(5):42–50. [Google Scholar]
84. Re DE, Perrett DI. Конкордантные предпочтения фактического роста и признаков роста лица. Перс. Индивид. Диф. 2012;53(7):901–6. [Google Scholar]
85. Бенсон П., Перретт Д.И. Лицом к лицу с идеальным изображением. Новая наука. 1992; 133 (1809): 32–5. [Google Scholar]
86. Бенсон П., Перретт Д.И. Извлечение прототипических изображений лица из образцов. Восприятие. 1993; 22: 257–62. [PubMed] [Google Scholar]
87. Тодоров А.Т., Саид С.П., Энгель А.Д., Остерхоф Н.Н. Понимание оценки лиц по социальным параметрам. Тенденции Cogn Sci. 2008;12(12):455–60. 10.1016/j.tics.2008.10.001 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
88. Вуд П., Энглерт П. Теория компенсации интеллекта: критическое исследование отрицательной связи между добросовестностью и текучим и кристаллизованным интеллектом. Aust New Zeal J Organ Psychol. 2009; 2:19–29. [Google Scholar]
89. Оливола Ц.Ю., Тодоров А.Т. Одурачены первым впечатлением? Пересмотр диагностической ценности выводов, основанных на внешнем виде. J Exp Soc Psychol. Эльзевир Инк .; 2010. март; 46 (2): 315–24. [Google Scholar]
90. Little AC, Roberts SC, Jones BC, Burriss RP. Лица лидеров: половой диморфизм, предполагаемые черты и голосование в контексте. Эвол Хам Бехав. 2007;28(1):18–27. [Google Академия]
91. Правило НЕТ, Амбади Н. Лицо успеха: выводы по внешнему виду главных исполнительных директоров предсказывают прибыль компании. Психологические науки. 2008;19(2):109–11. 10.1111/j.1467-9280.2008.02054.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
92. Zebrowitz LA, McDonald SM. Влияние детского лица и привлекательности участников судебного процесса на вынесение решений в судах по мелким искам. Закон Хам Бихав. 1991;15(6):603–23. [Google Scholar]
93. Зебровиц Л.А., Кендалл-Тэкетт К., Фафель Дж. Влияние лицевой зрелости детей на родительские ожидания и наказания. J Exp Детская психология. 1991;52(2):221–38. [PubMed] [Google Scholar]
94. Мюллер У., Мазур А. Доминирование лица курсантов Вест-Пойнта как предиктор более позднего воинского звания. Соц Силы. 1996;74(3):823–50. [Google Scholar]
95. Амбади Н., Розенталь Р. Полминуты: прогнозирование оценок учителей на основе тонких срезов невербального поведения и физической привлекательности. J Pers Soc Psychol. 1993;64(3):431–41. [Google Scholar]
96. Гуриан М., Стивенс К. Имеются в виду мальчики и девочки. Образование Лидерш. 2004;62(3):21–6. [Google Академия]
97. Фрай А.Ф., Хейл С. Взаимосвязь между скоростью обработки данных, рабочей памятью и подвижным интеллектом у детей. Биол Психол. 2000. Октябрь; 54 (1–3): 1–34. [PubMed] [Google Scholar]
98. Церелла Дж., Хейл С. Рост и падение скорости обработки информации на протяжении жизни. Acta Psychol (Амст). 1994; 86 (2–3): 109–97. [PubMed] [Google Scholar]
99. Horn JL, Cattell RB. Возрастные различия в текучем и кристаллизованном интеллекте. Acta Psychol (Амст). 1967 год; [PubMed] [Академия Google]
100. Клейтон В., Биррен Дж. Развитие мудрости на протяжении всей жизни: пересмотр древней темы. Продолжительность жизни Dev Behav. 1980; 3: 103–35. [Google Scholar]
101. Розенталь Р., Якобсон Л.Ф. Ожидания учителей для обездоленных. Научный американец. 1968. [Google Scholar]
102. Sorhagen NS. Ранние ожидания учителей непропорционально влияют на успеваемость плохих детей в старшей школе. J Educ Psychol. 2013;105(2):465–77. [Google Scholar]
103. de Boer H, Bosker RJ, van der Werf MPC. Устойчивость влияния смещения ожиданий учителя на долгосрочную успеваемость учащихся. J Educ Psychol. 2010; 102(1):168–79.. Доступно: http://doi.apa.org/getdoi.cfm?doi=10.1037/a0017289. По состоянию на 4 января 2014 г. [Google Scholar]
Определение и его влияние на вашу повседневную жизнь
Вы на работе, и ваш начальник спрашивает ваше мнение о том, будет ли ваш коллега Дэйв хорошим руководителем группы для предстоящий проект. Вы плохо знаете Дейва, но считаете его высоким и привлекательным человеком. Итак, вы автоматически говорите «да».
Это потому, что ваши позитивные мысли о внешности Дейва влияют на то, как вы думаете о нем в других позитивных терминах. К ним относятся лидерство и интеллект. Вы подсознательно формируете такое мнение, несмотря на то, что на самом деле не знаете, будет ли Дейв вообще хорошим руководителем команды.
Вы слышали, что важны первые впечатления. Приведенный выше пример иллюстрирует, как может работать эффект ореола. Это психологический термин, который описывает ошибку в рассуждениях, основанную на одной-единственной известной вам черте другого человека или вещи.
Это может работать как положительно, так и отрицательно в пользу другого человека, и может применяться во многих ситуациях. Короче говоря, воспринимаемая человеком отрицательная или положительная черта создает «ореол» общего впечатления об этом же человеке.
Читайте дальше, чтобы узнать больше об эффекте ореола, чтобы лучше понять, как вы формируете мнение о других. В свою очередь, вы можете изменить свои мыслительные привычки и принимать более обоснованные решения, не вынося необоснованных суждений о других людях.
Термин «эффект ореола» был введен в 1920 году американским психологом Эдвардом Л. Торндайком. Он основан на наблюдениях Торндайка за военными офицерами во время экспериментов, в которых мужчины «ранжировали» подчиненных.
Еще до того, как офицеры начали общаться со своими подчиненными, Торндайк приказал начальству ранжировать их по чертам характера. К ним относятся лидерские способности и интеллект.
Основываясь на результатах, Торндайк отметил, что положительные и отрицательные черты, сформированные офицерами, были основаны на несвязанных чертах, связанных с физическими впечатлениями.
Например, высокий и привлекательный подчиненный воспринимался как самый умный. Он также был оценен как общий «лучше», чем другие. Торндайк обнаружил, что внешний вид больше всего влияет на наше общее впечатление о характере другого человека.
Теория
Общая основа теории Торндайка заключается в том, что люди склонны создавать общее впечатление о чьей-либо личности или характеристиках на основе одной несвязанной черты. Это может привести как к положительному, так и к отрицательному восприятию. В любом случае такое субъективное суждение может иметь негативные последствия для вашей способности критически относиться к другим чертам человека.
Работа Торндайка была развита другим психологом, Соломоном Ашем. Он предположил, что то, как люди формируют мнения или прилагательные о других, в значительной степени зависит от первого впечатления.
Таким образом, положительное первое впечатление о ком-то может означать, что вы делаете позитивные предположения о его навыках и способностях. Негативное первое впечатление может означать, что вы ошибочно предполагаете, что у человека есть отрицательные качества, такие как лень или апатия.
Хотя эффект ореола может показаться вам новым термином, он присутствует практически во всех аспектах вашей повседневной жизни. К ним относятся ситуации, связанные с:
- люди, которых вы считаете привлекательными
- ваше рабочее место
- школа
- ваша реакция на маркетинговые кампании
- медицина и здравоохранение
Подробнее о том, как эффект ореола может проявляться в каждом из этих примеров, читайте ниже.
Поскольку эффект ореола в основном основан на первом впечатлении и внешнем виде, логично предположить, что эта теория может влиять на нашу привлекательность для других людей.
Преувеличенная фраза «любовь с первого взгляда», например, часто связана с положительным внешним видом, который также может заставить вас поверить в другие положительные качества этого человека.
Представьте, что вы в кафе. Здесь вы видите кого-то, кто одет, и вы находите их физически привлекательными. Вы можете предположить, что они умны, забавны и имеют хорошую трудовую этику.
В том же кафе вы можете увидеть другого человека в спортивном костюме. Хотя они не обязательно так собраны, как первый человек, которого вы видите, вы все же можете предположить положительные черты этого незнакомца. Вы можете думать, что они трудолюбивы, здоровы и счастливы.
Третий человек, которого вы встретили в кофейне, возможно, только что проснулся; их одежда растрепана, а волосы убраны назад. Это может быть более трудолюбивый человек, чем первый, и, возможно, более здоровый и счастливый, чем второй. Однако вы можете воспринимать их как ленивых, неорганизованных и апатичных.
Эффект ореола регулярно действует и на рабочих местах. Вы можете предположить, что у официально одетого сотрудника хорошая рабочая этика. С другой стороны, другой сотрудник в повседневной одежде может быть расценен как не имеющий такой же трудовой этики, хотя это может быть совершенно неправдой.
Те же эффекты могут быть отмечены в зависимости от уровня образования. Одно классическое исследование на университетском уровне проверяло восприятие студентами как высокопоставленного профессора, так и приглашенного лектора. Основываясь на этих титулах, у студентов сложились положительные ассоциации с академиком более высокого ранга, которые просто не соответствовали действительности, включая более высокий рост.
Понятия первого впечатления, идентичности и знакомства также могут подпитывать эффект ореола в школах. Например, есть некоторые свидетельства того, что кажущаяся привлекательность может привести к более высоким оценкам в школе. Однако другие исследования не показывают такой корреляции.
Другой пример связан с более высокими академическими достижениями, которые, возможно, связаны со знакомством с именем. В одном классическом исследовании учителя оценивали сочинения, написанные пятиклассниками. Учителя ставили более высокие оценки эссе студентов с распространенными, популярными и привлекательными именами по сравнению с эссе студентов с редкими, непопулярными и непривлекательными именами.
Не секрет, что маркетологи используют обширные методы, чтобы манипулировать нами как потребителями, чтобы мы покупали их товары или услуги. Они даже могут использовать эффект ореола.
Например, вы заметили, что вас больше привлекает продукт или услуга, потому что ваша любимая знаменитость «одобряет» их? Ваши положительные чувства к этой знаменитости могут заставить вас воспринимать все, с чем она ассоциируется, как положительное.
То, как бренд маркирует и продает свою продукцию, также может определить, понравится ли вам конечный результат. Например, в исследовании пищевых продуктов, опубликованном в Food Research International, одни и те же пищевые продукты (йогурт, картофельные чипсы, сок) названы «органическими» или «обычными». «Органические» продукты в целом получили более высокие оценки, и потребители были готовы платить за них больше.
К сожалению, эффект ореола может проявляться и в области медицины. Врач, например, может судить о пациенте по внешнему виду без предварительного проведения тестов.
Также можно судить о чьем-то здоровье по первому впечатлению. Например, вы можете ассоциировать человека с «здоровым сиянием» как человека, который счастлив. Это может быть, а может и не быть.
Вы можете ошибочно связать худощавого человека с человеком с идеальным здоровьем или наоборот. В одном из обзоров исследований говорится, что «привлекательность подавляет точное распознавание здоровья».
Учитывая масштабы влияния эффекта ореола на нашу жизнь, бывает трудно отличить предубеждения от фактов. Вы можете активно работать над уменьшением количества таких субъективных мнений, предпринимая позитивные шаги в направлении более объективного мышления о других.
Поскольку эффект ореола предполагает, что люди быстро судят о других по первому впечатлению, полезно замедлить свой мыслительный процесс.
Ранее мы говорили о вашем коллеге-теоретике Дэйве и о том, как ваш босс расспрашивал вас о его способностях к лидерству. Вместо того, чтобы спешить с ответом, попросите начальника дать вам день, чтобы вы могли полностью обработать его предложение.
Тогда вы можете подумать о том, чтобы поговорить с Дейвом, чтобы узнать, будет ли он хорошим руководителем группы. Замедление и сбор всех фактов может помочь вам предотвратить потенциальные вредные побочные эффекты эффекта ореола.
Все мы сталкивались с эффектом ореола, когда мы судим о другом человеке — правильно или неправильно — на основании одного-единственного признака.