17 эффектов социального восприятия людей, о которых Вы не знали
17 эффектов социального восприятия людей, о которых Вы не знали:Социальному восприятию, которое имеет место при межличностном и групповом общении, присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, именуемые эффектами или ошибками восприятия, иначе фокусы нашего мозга:
1. Галоэффект (эффект ореола) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные, но додумываемые черты характера, свойства личности, особенности.
2. Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая полученная информация кажется важнее последующей. На этом эффекте базируется любовь с первого взгляда – достаточно произвести первое сильное хорошее впечатление, как мы можем стать слепы к последующим ошибкам, недостаткам привлекшего внимание человека.
3. Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее. Т.е. эта информация “перечеркивает” всю предыдущую.
4. Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность. Например, актерам приписывают качества, присущие личностям, в которых они воплощаются на экране, сцене в силу своей профессии.
5. Эффект присутствия — чем больше человек профессионал в какой-то области, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
6. Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее, но несуществующих достоинств.
7. Эффект снисходительности — например, руководитель преувеличивает позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные.
8. Эффект гипервзыскательности — например, учитель преувеличивает негативные черты неуспевающих учеников и недооценивает позитивные.
9. Эффект физиогномической редукции — вывод о каких-то чертах характера делается на основе черт внешности. Всем известны анекдоты про блондинок, как пример.
10. Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
11. Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, поведения, отношения, мы провоцируем его на них, и в итоге с большой вероятностью их получим.
12. Внутригрупповой фаворитизм — “свои” кажутся лучше, чем “чужие”.
13. Презумпция взаимности — человек считает, что “другой” относится к нему так, как он сам относится к “другому”.
14. Феномен предположения о сходстве — человек считает, что “свои” относятся к остальным людям так же, как он сам.
15. Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, чертами характера, особенностями, как он сам.
16. Феномен игнорирования информационной ценности не случившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется, забывается как не стоящая внимания.
17. Для объяснения себе чьего-то поведения люди часто прибегают к атрибуции. Чем больше дефицит достоверной информации о партнере по общению, тем чаще имеет место этот феномен.
deva-64.livejournal.com
Эффект ореола | Блог 4brain
«Однажды Иванов перевел меня через дорогу, а значит, он будет отличным депутатом». «Сергеев учится на одни «пятерки», он не мог разбить мячом окно». Эти утрированные примеры основываются на так называемом эффекте ореола, которым в психологии называют когнитивное искажение, при котором отдельные позитивные признаки становятся основой и для общей оценки человека. Когда кто-то кажется нам привлекательным, мы склонны считать его и более успешным, добрым, чутким, дружелюбным, чем непривлекательного.
Эффект ореола (гало-эффект) может иметь и еще одну сторону, которую называют эффектом дьявола. Он имеет место, когда из двух подозреваемых (привлекательного и непривлекательного) более решительно обвиняют в совершении преступления именно непривлекательного.
Об эффекте ореола написал психолог Эдвард Торндайк в 1920 году в статье «A Constant Error in Psychological Ratings». Он провел исследование и выявил наличие этого феномена. Позже разные ученые проводили свои эксперименты, которые подтвердили его теорию. Первоначально Торндайк придумал этот термин по отношению к людям, однако его использование значительно расширилось, особенно в области маркетинга брендов, о чем мы еще поговорим.
В изначальном эксперименте Торндайк попросил двух командиров оценить своих солдат с точки зрения физических качеств (аккуратность, голос, физическая форма, энергичность), интеллекта, лидерских навыков и личных качеств (надежность, лояльность, ответственность, самоотверженность, сотрудничество). Его целью было увидеть, как рейтинги одной характеристики влияют на другие. И прямая зависимость действительно была – те, кто получал высшую оценку физических характеристик, были выше оценены и в остальных параметрах.
Еще некоторые примеры эффекта ореола:
- Работу получает тот соискатель, который кажется более привлекательным.
- Ноутбук с лучшим дизайном кажется более функциональным, чем с неброским.
- Люди с приятной внешностью кажутся более умными.
- Жюри присяжных испытывает трудности, когда его убеждают, что симпатичный человек виновен в преступлении (исследование Джона Монахана, 1941).
Следует сказать, что некоторые исследователи и ученые считают, что у эффекта ореола имеются разумные основания. Например, что интеллект и красота наследуются. Однако практика показывает, что это далеко не всегда так.
Исследование, которые провели в 2011 году психологи Мур, Филиппу и Перретт показало, что эффект ореола может касаться и мнения об интеллекте. То есть, если человек считает другого человека умным, он ему приписывает и другие положительные качества: дружелюбие, чувство юмора, лидерские качества. Этот эксперимент расширяет понятие эффекта ореола.
Эффект ореола в рекламе
Термин «эффект ореола» используется в маркетинге, чтобы объяснить склонность клиентов покупать определенные продукты из-за благоприятного опыта работы с другими продуктами, производимыми той же компанией.
Эффект ореола также присутствует в области маркетинга брендов. Главный эффект заключается в том, что воспринимаемые положительные свойства конкретного предмета распространяются на более широкий бренд. Примечательным примером является то, как популярность iPod от Apple вызвала энтузиазм в отношении других продуктов корпорации.
Другим примером является образ бренда Subway как «полезное» разнообразие фаст-фудов. Восприятие ресторана как «полезного» заставляет потребителей недооценивать калорийность его блюд.
Маркетологи используют эффект ореола для продажи товаров и услуг. Когда знаменитость одобряет конкретный продукт, положительная оценка этого человека может повлиять на восприятие самого продукта. Правда, со звездами существует и одна проблема: если они попадают в скандал, это может отвернуть и потребителей от этого товара и тогда мы имеем дело с обратной стороной эффекта ореола.
Дизайнеры часто пользуются этим эффектом, когда жертвуют простотой и функциональностью ради красивого образа. Правда, это зачастую не работает в долгосрочной перспективе, потому что такая стратегия бьет по репутации. Техника Apple завоевала весь мир не в последнюю очередь благодаря простому дизайну.
Если вы хотите больше узнать об эффекте ореола, рекомендуем вам прочесть книгу на эту тему: «Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение».
Эффекты восприятия
Разумеется, эффект ореола – не единственный, когда речь идет о восприятии человека другими. Нам всем присущи некоторые шаблонные неточности. Эти эффекты возникают в силу двух различных причин:
- За ними стоят некоторые внутренние закономерности социального восприятия.
- Люди так видят происходящее, потому что в данном обществе так принято и так всем привычно.
Наиболее известными искажениями восприятия являются:
- Эффект ложного согласия: это склонность проецировать свой способ мышления на других людей. Другими словами, люди склонны полагать, что другие думают так, как и они.
- Психологическая проекция: механизм защиты, который люди подсознательно используют, чтобы справиться со сложными чувствами или эмоциями, приписывая их другим. Мы исходим из того, что другие люди обладают такими же качествами, как и мы сами.
- Эффект актера и наблюдателя: тенденция объяснять собственные промахи и просчеты особенностями ситуации, а неприятности, происходящими с другими – негативными качествами их личности. Часто проявляется во взаимоотношениях между водителями.
- Эффект роли: поведение, обусловленное ролевыми функциями, которое мы часто принимаем за черты личности. Например, босса, который справедливо раскритиковал плохую работу, мы воспринимаем как неприятного человека.
- Внутригрупповой фаворитизм: это тенденция считать, что члены своей группы лучше, умнее и справедливее. Этот же эффект работает и когда человек похож на нас.
- Эффект каузальной атрибуции: распространенному поведению людей мы чаще присваиваем ситуационные мотивы, а нестандартному – личные. Свои успехи мы приписываем себе, а неудачи – сложившейся ситуацией. Для успехов и неудач других людей все как раз наоборот.
- Эффект авторитета: мнение авторитетного человека нам кажется более значимым даже если он не является профессионалом в интересующей нас области.
- Эффект первичности: первая информация переоценивается в сравнении с последующей.
- Эффект физиогномической редукции: вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
- Эффект ожидания: когда мы ожидаем от человека определенной реакции, то провоцируем его на нее.
- Презумпция взаимности: склонность человека считать, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
- Эффект снисходительности: начальник преувеличивает позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные.
- Эффект гипервзыскательности: начальник недооценивает позитивные черты подчиненных и преувеличивает негативные.
- Эффект неудачника: человека, попавшего в неудачу, окружающие начинают считать неудачником и во всех остальных делах.
- Эффект логической ошибки: состоит в ложности суждения о постоянстве и тесноте взаимосвязи каких-либо качеств личности (например, любезности и добродушия, доброты и эмпатии).
- Эффект средней ошибки: тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.
- Эффект превосходства: люди склонны переоценивать различные качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру.
Как видим, человек совершает огромное количество ошибок, когда дело доходит до восприятия других людей. Однако помните, что некоторые когнитивные искажения могут нести и положительные последствия. Не существует четкого рецепта, что правильно, а что нет. Иногда заблуждения способны привести нас к успеху, а жесткая рациональность – отвратить других от нашего общества.
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
Эффекты восприятия — Психология Дома Солнца
В числе таких “обрамляющих” обстоятельств можно выделить успех, достигнутый человеком в какой-то конкретной деятельности. Как считают окружающие: способен ли такой человек достичь большего или меньшего в других областях деятельности?Отвечая на этот вопрос, важно разделить два обстоятельства: реальную способность (на большее или меньшее) и то, что считают по этому поводу окружающие. Многочисленные факты показывают, что успех в одной деятельности может нисколько не влиять на успех в другой. Есть множество примеров, когда люди, блестяще делающие свое дело, во всем остальном оказываются беспомощными.
Тем не менее имеет место так называемый
Эффект ореола:
Человека, добившегося больших успехов в какой-то частной области, окружающие считают способным на большее и в других областях.
Многочисленные факты показывают, что должных оснований для этого эффекта нет, что он основан на заблуждениях.
В краткосрочном плане эффект ореола действует, хотя не на всех и в неодинаковой степени. Именно личные впечатления от краткосрочных результатов и являются почвой для возникновения эффекта ореола. Кстати, исследованиями установлено, что у человека, испытывающего удовлетворение, несколько улучшается острота зрения, слуха, осязания.
По-разному люди реагируют на неудачу. Слабого она деморализует. Сильного — мобилизует. Например, Черчиллю принадлежат слова: “Успех — это переход от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом”. Выдающийся изобретатель Эдисон говорил: “Каждая неудачная попытка — это еще и шаг вперед”.
Многие известные личности высказывались и в том плане, что поражение гораздо полезнее победы. Ибо победа расслабляет, а поражение заставляет действовать, искать.
Но это справедливо для сильных личностей (потому они и сильные, что неудача их не ломает). А в сознании большинства действует
Эффект неудачника:
Человека, потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и в других делах.
Психологической основой является факт краткосрочного угнетающего действия неудачи.
Известно высказывание: “Женщины не любят неудачников”. На самом деле их не любит никто, просто женщины в силу большей коммуникабельности охотно делятся своими мыслями, в том числе — и этой.
Указанные эффекты работают и в бизнесе. Фирмы, деловые люди охотно говорят о своих успехах и скрывают неудачи — особенно плохое финансовое положение.
В странах, где давно связали успех нации с бизнесом, выработались стандарты поведения, нацеленные на деловой успех. Например, американец на вопрос “Как дела?” ответит только бодрым “О’кей” и никогда не станет плакаться о своих неудачах.
Известен следующий
Эффект порядка (1):
При поступлении противоречивой информации (проверить которую не можем) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой.
Мы не любим менять свое мнение. Изменить мнение очень трудно. Особенно это заметно в разговоре с начальником: уж если тот принял решение, то возвращаться к нему больше не хочет. На самом деле мы все такие, просто руководитель может позволить себе стоять на своем, а подчиненный — не всегда. Поэтому опытные управленцы в случае соперничества стараются донести до руководства свою точку зрения раньше других сотрудников.
Иное положение, когда рассматриваются непротиворечивые сообщения, не требующие изменения мнения.
Эффект порядка (2):
При поступлении непротиворечивой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила последней.
Последняя информация рассматривается при этом как уточняющая.
Приятный нам человек вызывает у нас положительные эмоции. А потребность в положительных эмоциях — одна из важнейших потребностей человека. Поэтому человека, удовлетворяющего эту нашу потребность, мы оберегаем в “его приятности”, не допуская плохих мыслей о нем. Более того, для усиления собственных положительных эмоций мы наделяем этого человека всевозможными достоинствами.
Эффект проекции:
Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства, а неприятному — недостатки.
www.sunhome.ru
Перечень всех учебных материалов
Государство и право |
4.2.5. Эффекты и феномены восприятия Социальному восприятию присущи проявления неточности восприятия, называемые эффектами или ошибками восприятия. Эффект гипервзыскательности (прокурора) — руководитель преувеличивает негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля). Эффект физиогномической редукции — вывод о психологических характеристиках делается на основе черт внешности. Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт. Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё. Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше, чем «чужие». Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так же, как он относится к «другому». Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он. Феномен игнорирования информационной ценности не случившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется. |
txtb.ru
Эффект ореола в психологии
Эффект ореола (по-другому гало-эффект) – является результатом влияния общего впечатления о человеке на суждение о его каких-либо частных особенностях либо личностный характеристиках. Впервые в истории психологии исследовал и провел эксперименты для доказательства данного феномена известный ученый Эдвард Торндайк (Edward Lee Thorndike). Иногда этот феноменом также называют эффектом первичности или новизны.
Гало-эффект является практическим научным объяснением того, почему мы склонны выстраивать определенные стереотипы относительно окружающих нас людей и почему от этих ярлыков так трудно избавиться. В условиях недостатка информации, когда вы знаете человека поверхностно, опираетесь на сложившуюся в обществе репутацию или знакомы только с одной стороной его личности эффект ореола может проявиться достаточно ярко и хрестоматийно.
Эдвард ТорндайкПростейшим и классическим примером данного феномена можно назвать мнение о том, что красивые люди должны отличаться незаурядным умом и добротой (на основании внешних характеристик заключается мнение об интеллектуальных особенностях и личных качествах человека).
Гало-эффект может быть 2-х типов: Положительный или Отрицательный. Таким образом, совершенно не имеет значения ярлык какого типа мы вешаем на другого человека, первое мнение является определяющим и во многом задает тон дальнейшему субъективному восприятию личности.
Эффект ореола имеет место не только при личном взаимодействии с новым знакомым, феномен может проявляться и в отношении звезд, политических деятелей и даже касаемо торговых марок.
Например, попробовав впервые в жизни продукт от некой фирмы и положительно оценив его, вы неосознанно выдаете этой компании некий “кредит доверия”. После чего в сознании закрепляется мнение, что и другие товары этой фирмы высочайшего качества, их реклама всегда красочна и увлекательна, а логотип является верхом искусства – все эти умозаключения совершаются мимолетно и без подробного разбора ситуации, просто потому, что человеку легче следовать готовому ярлыку.
Гало-эффект часто используется различными аферистами и мошенниками, которые пытаются выдавать себя за других особ. Например, произведя впечатление знаменитого художника, мошеннику могут быть впоследствии прощены узкие познания в искусстве или даже в собственной биографии (окружающие все равно будут видеть в нем великую личность, а все несоответствия списывать на забывчивость и творческий характер).
Возникновению эффекта ореола способствуют:
- Нехватка времени. В ситуации, когда у человека нет достаточно времени, чтобы качественно познакомиться с другой личностью. Это означает, что он вынужден в сжатые сроки обдумать ситуацию и по нескольким разрозненным фактам составить целостное впечатление о человеке.
- Загруженность информацией. Человек имеет множество социальных контактов и большое число знакомств, поэтому у него нет возможности детально обдумать каждого и глубоко погрузиться в общение.
- Незначительность другого человека. Ситуация, когда новому знакомству не придается особое значение, человек не видит в нем особой пользы и перспектив в общении. Стереотипное мнение, которое может возникнуть на основе принадлежности нового знакомого к какой-то большой и известной группе лиц. То есть вывод о личности делается на основании, например, национальности, профессии или вероисповеданию.
- Самобытность и неординарность личности. Когда некая яркая особенность или черта человека занимает весь первый план и полностью оттесняет другие особенности как малозначимые. Исследователи установили, что именно такой особенностью зачастую является внешняя привлекательность человека.
yapsiholog.ru
Эффект аудитории — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 мая 2016; проверки требуют 29 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 мая 2016; проверки требуют 29 правок.Эффе́кт аудито́рии (эффе́кт За́йонца, эффе́кт фасилита́ции) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности.
Большинство видов человеческой деятельности имеет коллективный характер и осуществляется в различных группах. Социальными психологами был выявлен ряд условий, при которых издержки деятельности в группах могут быть минимальным или вовсе отсутствовать. Для более качественного понимания групповой регуляции нужно систематизировать знания о процессах и условиях групповой деятельности, что позволит более эффективно управлять процессами в группе, улучшать, интенсифицировать деятельность групп, увеличивать их производительность и т.д.
Люди по-разному реагируют на внимание к себе со стороны окружающих. Одних оно беспокоит, заставляет смущаться, краснеть, заикаться, путаться в словах и действиях, даже испытывать состояние удушья из-за того, что от волнения у них перехватывает горло. Другие наоборот радуются, ощущают прилив энергии и начинают чувствовать себя увереннее и спокойнее, если заметили, что вызывают интерес. [1]
Подобные различия могут быть объяснены какими то устойчивыми особенностями личности, например самооценкой, типом темперамента и т.д. Но диспозиционных причин для понимания этого феномена недостаточно.
Один и тот же человек в некоторых ситуациях при наличии стороннего внимания теряет самоконтроль, попадает в замешательство, а в других, напротив, испытывает уверенность в себе, радостное
ru.wikipedia.org
Дисперсионный эффект — Справочник химика 21
Ко второй группе относятся полярные растворители с высоким дипольным моментом. Взаимодействие полярных растворителей с растворяемым веществом носит смешанный характер и складывается из дисперсионного эффекта и ориентационного, причем последний часто является преобладающим. Полярными растворителями, широко применяемыми при очистке масел, являются фенол, фурфурол, крезолы, Ы-метилпирролидон, ацетон, метилэтилкетон и некогорые другие. [c.217]Процесс извлечения может основываться на одном или нескольких механизмах, таких, как химическое растворение, сольватация или дисперсионный эффект. [c.70]
Дисперсионный эффект Лондона. Дисперсионные силы притяжения вызываются взаимными коротко периодическими возмущениями электронов в сближающихся молекулах, приводящими к временному возникновению диполей. Такие диполи могут существовать только очень короткое время. Однако непрерывное возникновение таких диполей благодаря эффекту многократной поляризации молекул и их согласованная ориентация влекут за собой постоянно возобновляющиеся силы притяжения. [c.158]
У дипольных молекул ориентационные силы сравнимы с дисперсионными. Относительная роль дисперсионных сил определяется обычно числом электронов. Так, во взаимодействии молекул воды дисперсионные силы почти не играют роли. При отсутствии дипольного момента вода имела бы температуру кипения, близкую к температуре кипения кислорода, В метиловом спирте роль дисперсионных сил увеличивается, а в этиловом дисперсионный эффект сравним с ориентационным. Так как дипольный момент у всех этих молекул одинаков, то рассматриваемое явление обязано увеличению молекулярной массы. [c.492]
Взаимодействие между неполярными молекулами (дисперсионный эффект). Дисперсионные силы возникают в результате смеш,ения электронных оболочек в момент сближения молекул, что приводит к кратковременной и многократной их поляризации. При определенной ориентации и наличии кратковременной поляризации молекулы способны притягиваться друг к другу. Это наиболее распространенный и универсальный вид сил межмолекулярного взаимодействия, К неполярным растворителям относятся пропан, бензол и все другие углеводородные растворители. Толуол также следует отнести к группе неполярных растворителей, так как имеющийся у него небольшой дипольный момент решающей роли не играет. В масляном сырье все углеводороды являются неполярными, за исключением некоторой части ароматических, обладающих слабо выраженной полярностью. [c.70]
Дисперсионный эффект во всех случаях играет сравнительно большую роль. Эта роль тем выше, чем в общем меньше полярность молекулы. Так, у сильно полярных веществ (например, Н2О) преобладание получает ориентационный эффект. С другой стороны, энергия межмолекулярной связи у неполярных (N2) и малополярных (СО) веществ полностью или в основном представляет собой энергию дисперсионного взаимодействия (см. выше, и. 1). [c.98]
Дисперсионный эффект — это перемешивание молекул газа и абсорбента. Это объясняется тем, что молекулы газа связаны друг с другом настолько слабыми силами межмолеку-лярного взаимодействия, что они способны распределиться между молекулами подобных веществ. Например, парафин растворяется в бензоле потому, что силы межмолекулярного взаимодействия в парафине очень слабы и молекулы бензола, со своей стороны, не препятствуют молекулам парафина распределяться между ними, так как силы межмолекулярного взаимодействия в бензоле тоже невелики. Вместе с тем пара-70 [c.70]
Третьим источником сил Ван-дер-Ваальса может быть взаимное притяжение колеблющихся электронов квантово-механического характера (дисперсионный эффект). Оно может появляться у молекул, построенных симметрично и лишенных дипольного момента. [c.11]
Пусть имеются два атома благородного газа. Если рассматривать статическое распределение зарядов в них, то эти атомы не должны влиять друг на друга. Но опыт и квантовая теория говорят о том, что в любых условиях (в том числе и при абсолютном нуле температуры) содержащиеся в атоме частицы находятся в непрерывном движении. В процессе движения электронов распределение зарядов внутри атомов становится несимметричным, в результате чего возникают мгновенные диполи. При сближении молекул движение этих мгновенных-диполей перестает быть независимым, что и вызывает притяжение. Взаимодействие мгновенных диполей — вот третий источник межмолекулярного притяжения. Этот эффект, имеющий квантовомеханический характер, получил название дисперсионного эффекта, так как колебания электрических зарядов вызывают и дисперсию света — различное преломление лучей света, имеющих различную длину волны. Теория дисперсионного взаимодействия была разработана Лондоном в 1930 г. Из изложенного следует, что дисперсионные силы действуют между частицами любого вещества. Их энергия приближенно выражается уравнением [c.241]
Первый из этих растворителей— жидкий сернистый ангидрид — не имеет углеводородного радикала и состоит лишь из полярной «- группы. Следовательно, в данном случае доля дисперсионного эффекта может быть в определенных условиях минимальной. Это подтверждается исключительной селективностью сернистого ангидрида и его малой растворяющей способностью. [c.170]
www.chem21.info