Эффективность — Психологос
Эффективность — получение максимального результата при минимальных затратах. Вариант: достижение поставленных целей с наименьшими затратами времени и ресурсов.
Эффективность важна практически во всех сферах человеческой жизни: общении, влиянии, воспитательных воздействиях (внушения, поощрения, наказания), в бизнесе.
Как задача, эффективность интересна для человека во взрослой позиции и малоактуальна для человека в позиции детской.
Области эффективности
В области практической психологии тема эффективности обычно поднимается в связи со следующими темами: эффективное общение, эффективные переговоры, психологическая организация эффективной деятельности (например, деятельности руководителя или деятельности по самоорганизации), эффективный сотрудник, эффективная работа команды — тем очень много.
Что способствует эффективности
Самое эффективное — не обязательно рациональное, но голову включать обычно полезно. Повышению эффективности способствуют:
- Наличие осознанной цели и продуманного плана, соотнесение плана и цели,
- возможность выбора, сравнение эффективности разных вариантов (плана),
- Определение приоритетов дел,
- опыт, извлечение уроков из опыта,
- Вопросы «Для чего?», а не «Почему?»
- Вера в себя, в собственную эффективность, в успех и удачу,
- оптимальное функциональное (эмоциональное и физическое) состояние, в том числе оптимальный уровень мотивации.
Анализ эффективности рабочего времени
Эффективность — одна из главных линий анализа рабочего времени Правильного дня, наряду с линиями Энергии, Радости и Смысла. Как анализировать и повышать эффективность рабочего времени? Смотри статью >>
Система организации дня «Жизнь на 10 баллов»
Жизнь на 10 баллов — система организации дня, направленная на выработку привычки к самодисциплине. Если вам это нужно, смотри статью
Эффективность и жизнь
Жизнь не сводится к одной эффективности, так же как и пища не сводится к одной только калорийности.
Если ориентироваться только на калории, то на день нам вполне хватило бы два стакана растительного масла. Или один стакан водки — по количеству необходимых калорий на день объем достаточный. Калории — это еще не все.
Другие важные категории для построения собственной жизни — радость и смысл. Смотри Жизнь
Эффективность и психологическая грамотность
Как правило, психологическая грамотность способствует повышению эффективности влияния, однако случается эффективность без психологической грамотности и грамотность без эффективности. Как это? Смотри Психологическая грамотность и эффективность
что это такое и 7 способов ее развить
Мы часто слышим об эффективности сотрудника, управленца или политика. Это связано с их работой, достижением значимых результатов в выбранной профессии. Но стоит ли применять этот же подход к повседневным вопросам? Что такое личная эффективность? Можно ли ее измерить? Как понять, что один человек более эффективен, чем другой? Как развивать личную эффективность? Что для этого нужно? Помогает ли в этом лайф-менеджмент? Поищем ответы вместе.
Что такое личная эффективность?
Личная эффективность — это скорость выполнения человеком конкретных жизненных задач. Чем быстрее и качественнее кто-то справляется с этими заданиями, тем его личная эффективность выше. Данное понятие не распространяется сугубо на бытовую сферу. Карьерный рост, уровень заработной платы, положение в социуме и многое другое в совокупности формируют качество человеческой жизни.
Каждый из нас сам выбирает те направления, в которых он хочет добиться успеха. Для одних – это семейный уют и благополучие. Для других – профессиональные победы. Для третьих – познание себя и окружающего мира. Поэтому личная эффективность первых, абсолютно не поможет вторым или третьим. От выбранного пути зависят методы, помогающие добиться успеха.
Основной параметр, определяющий личную эффективность в любой сфере жизни – время, потраченное на работу. Чем рациональнее человек использует свое время, тем большей результативностью он отличается. На что еще необходимо обратить внимание, чтобы улучшить свою эффективность, поговорим в следующем разделе.
Как повысить личную эффективность?
Любой навык можно развивать и совершенствовать. Не исключение и результативность человека. Что же помогает ее повысить:
- Грамотная постановка цели;
- Рациональное применение ресурсов;
- Правильная расстановка приоритетов;
- Четкое и поэтапное планирование;
- Сосредоточенность и концентрация внимания;
- Умение делегировать обязанности;
- Навык социализации.
Работоспособность человека, его высокая мотивация и энтузиазм во многом зависит от соблюдения этих семи правил личной эффективности.
Грамотная постановка цели
Целеполагание – важное условие успешного старта. Насколько бы продуктивно не трудился человек, он никогда не добьется успеха при неверно выбранном ориентире движения. Реализация своего призвания и предназначения тесно связаны с правильной постановкой жизненных целей. В этом помогает самоанализ, отказ от навязанных идеалов. Человек должен сам понять чего он хочет, трудиться именно в этом направлении.
Рациональное использование ресурсов
Личная эффективность зависит от качества выполнения заданий. Чтобы они успешно реализовывались, следует научиться беречь ресурсы, применять только те, которые необходимы. Например, у кого-то есть 50 грн. Надо попасть в учреждение, расположенное в одном километре от него. Такси «съест» всю сумму. На автобусе уйдет 4 грн., а пешком – вообще бесплатно. Если время не поджимает, лучше пройтись на свежем воздухе и сохранить 50 грн, чем непонятно куда поспешить и потерять деньги.
Правильная расстановка приоритетов
Огромная ошибка большинства людей – неумение выбирать верный маршрут среди нескольких. Допустим, какой-то человек, увлекающийся спортом, практически одинаково хорош в беге и плаванье. При этом он посредственный игрок в футбол. Поддавшись идеалам окружающих, он концентрирует свои усилия на игре в мяч, так и не добиваясь в этом успеха. Будучи пловцом или бегуном, он бы уже давно выполнил норматив мастера спорта и, возможно, попал бы в сборную страны.
Четкое и поэтапное планирование
Системность важна в любом виде деятельности, от игры на музыкальном инструменте до политических «гонок». Мало поставить цель и выбрать приоритеты. Не менее важно – четко спланировать, что и когда необходимо сделать. Тут же стоит отметить регулярный контроль, который помогает скорректировать движение в случае, если обстоятельства уводят с выбранного пути.
Сосредоточенность и концентрация внимания
Одна из основных проблем человека. Насколько бы он ни был мотивирован, все равно долго удержать внимание на одном объекте, либо задаче, человек не в силах. Ребенок концентрируется не дольше 7 минут, взрослый человек – до 40 минут. Дальше работоспособность снижается. Если не научиться отдыхать и «перезаряжаться», время работы увеличивается в геометрической прогрессии.
Умение делегировать обязанности
Как ни парадоксально звучит, личная эффективность человека зависит от его умения грамотно перекладывать часть обязанностей на других. Например, цена рабочего времени дизайнера – $10/ час. Супруга просит отвезти ее в торговый центр за покупками. Вызвать такси туда и обратно обойдется примерно в $5 с простоем. Если он делегирует эту обязанность таксисту, то сэкономит минимум половину своего дохода. Если же повезет сам – потеряет $10 грн или даже больше. Простое правило делегирования – «Если поручив свои обязанности другому, сможешь добиться большего – сделай это».
Навык социализации
Поскольку люди живут не на необитаемом острове, то личная эффективность каждого зависит от умения выстраивать социальные связи. Это направление углубленно разрабатывается в рамках нетворкинга – учения о построении долгосрочных деловых связей. Люди, которые научились рационально применять навык социализации, способны намного быстрее выполнять поставленные задачи, подыскивая необходимых исполнителей или консультантов.
Важность личной эффективности способствовала развитию целого направления под названием лайф-менеджмент. Что это такое узнаем дальше.
Что такое лайф-менеджмент?
Лайф-менеджмент — это комплекс рекомендаций по увеличению личной результативности человека. Данное направление граничит с психологией, коучингом, бизнес-тренингами и т.п. В первую очередь, лайф-менеджмент полезен отдельным людям, поскольку помогает им найти свое призвание и предназначение. Многие работодатели побаиваются подобных тренингов, поскольку есть вероятность, что сотрудники пересмотрят свои жизненные цели и сменят место работы. В этом заключается главный минус индивидуального лайф-менеджмента – угроза для целостности коллектива.
С другой стороны, названный подход позволяет заранее вывести из числа сотрудников случайных людей, которым все равно не по пути. Кроме этого, лайф-менеджмент повышает личную эффективность сотрудников, помогая им занять то место в коллективе, которое им подходит, что значительно повышает их работоспособность, укрепляет преданность идеалам фирмы.
Эффективность применения лайф-менеджмента в бизнес-структурах подтверждена японским учением Кайдзен, которое стимулирует личное и профессиональное совершенствование человека. Эта методика, зародившись в послевоенной Японии, помогла многим предприятиям быстро восстановить свои силы после международного катаклизма.
Помимо целеполагания, планирования и расстановки приоритетов, лайф-менеджмент больше внимания уделяет саморазвитию, мотивации, умению отдыхать и восстанавливать силы, гармоничному развитию. Все вместе позволяет повысить личную эффективность, помочь человеку в понимании его истинной природы.
Личная эффективность – не абстрактное понятие, а конкретные факторы, позволяющие человеку добиваться успеха. Помогает разобраться в себе технология, под названием лайф-менеджмент. Она использует приемы, оптимизирующие деятельность человека. Этот подход дает возможность добиваться поставленных целей с незначительными затратами ресурсов.
wikigrowth.ru
Эффективность психотерапии (ВВП) — Психологос
Насколько эффективна психотерапия? Какие методы лучше? На эти вопросы нелегко ответить. Исследованию эффективности психотерапии препятствуют несколько основных трудностей. Как решить, наступило ли у человека улучшение? Какие валидные меры улучшения существуют? Откуда мы знаем, что было причиной изменений? В данном разделе мы кратко рассмотрим исследования, посвященные оценке эффективности различных видов терапии.
Оценка психотерапии
Оценка эффективности психотерапии — трудная задача, поскольку надо учесть очень многие переменные. Например, некоторым людям с психологическими проблемами становится лучше без всякого профессионального лечения. Это явление называют спонтанной ремиссией. При некоторых психических расстройствах улучшение наступает само по себе, просто с течением времени — совсем как обычная простуда. Но чаще улучшение, наступающее при отсутствии лечения, не спонтанно, а является результатом внешних событий — обычно изменений в жизненной ситуации индивида или помощи другого человека.
У многих людей с эмоциональными нарушениями, не обращающимися за профессиональной помощью, улучшение может наступить при содействии непрофессионала, например друга, учителя или религиозного наставника. Такие выздоровления нельзя считать спонтанными, но поскольку они не являются результатом психотерапии, их относят к случаям спонтанной ремиссии, частота которых колеблется от 30 до 60%, в зависимости от того или иного исследуемого расстройства (Bergin & Lambert, 1978). Чтобы принять в расчет тех, у кого улучшение наступило бы и без лечения, во всякой оценке психотерапии следует сравнивать группу лечения с контрольной группой, не проходившей лечение. Психотерапия считается успешной, если улучшение после терапии больше любого улучшения, наступившего без терапии за тот же период. Этическая проблема, связанная с тем, что кто-то остается без лечения, обычно снимается путем включения в контрольную группу индивидов из списка ожидающих лечения. Членов контрольной группы, входящих в список ожидающих, опрашивают в начале исследования, чтобы собрать информацию о фоновом уровне, но лечение они начинают получать только после окончания исследования. К сожалению, чем длиннее исследование (и время, необходимое, чтобы замерить улучшение, особенно при терапии с инсайтом), тем труднее оставлять людей в списке очередников.
Второй основной проблемой оценки психотерапии является измерение результата. Как решить, помогла ли человеку терапия? Нельзя всегда полагаться на собственные оценки индивида. Некоторые люди говорят, что им стало лучше, просто чтобы доставить удовольствие терапевту или убедить самих себя, что деньги потрачены не зря. Оценку лечения самим терапевтом как успешного тоже не всегда можно считать объективным критерием. У терапевта есть законный интерес объявить, что клиенту лучше. А иногда изменения, наблюдаемые терапевтом во время занятий, просто не переносятся на ситуации реальной жизни. Следовательно, оценка улучшения должна опираться как минимум на три независимых показателя: оценку успеха клиентом; оценку терапевта; оценку третьей стороны, например членов семьи, друзей или клинициста, не участвовавшего в лечении.
Несмотря на эти трудности, исследователи смогли провести множество оценок успешности психотерапии.
В 1952 году известный английский психолог Ганс Айзенк потряс психологическое сообщество, когда, проанализировав исследования, посвященные оценке эффективности психотерапии, пришел к заключению, что психотерапия не работает. Состояние людей, получивших психотерапевтическую помощь, оказалось не лучше, чем тех, кто не прошел психотерапию или вынужден был ожидать своей очереди. Однако и количество и качество исследований по оценке эффективности психотерапии, проведенных до 1952 года, было недостаточно высоким. Поэтому неудивительно, что сообщение Айзенка стимулировало большое количество новых исследований. Обзоры таких исследований, проведенных в течение последних 50 лет, свидетельствуют о том, что психотерапия все же оказывает положительное воздействие и прохождение терапии приводит к лучшим результатам, чем отсутствие лечения или различные виды плацебо (Lambert & Berlin, 1994; Luborsky, Singer & Luborsky, 1975; Smith, Glass & Miller, 1980; Wampoldetal., 1997).
Рис. 16.5. Улучшение в результате психотерапии. На рисунке показана зависимость доли пациентов с улучшениями от количества сеансов индивидуальной психотерапии. Улучшение оценивалось независимыми исследователями после окончания лечения (по: Howard et al., 1986).
В 1980 году исследователи отыскали 475 опубликованных исследований, где сравнивалась хотя бы одна группа лечения с контрольной группой. С помощью сложной статистической процедуры, называемой метаанализом (см. главу 6), они определили величину эффекта для каждого исследования, сравнив среднее изменение, вызванное лечением (в таких показателях, как самоуважение, тревожность, успехи в работе и учебе), со средним в контрольной группе. Они пришли к выводу, что у проходивших терапию индивидов дела обстояли лучше, чем у тех, кто лечения не проходил. У среднего пациента, прошедшего курс психотерапии, было обнаружено большее улучшение, чем у 80% пациентов контрольной группы (Smith, Glass & Miller, 1980).
Более поздний обзор, в котором анализировалась новая выборка исследований, дал аналогичные результаты (Shapiro & Shapiro, 1982). Если посмотреть на зависимость показателя улучшения от количества сеансов психотерапии (рис. 16.5), видно, что у проходивших лечение групп показатель улучшения более чем превышает показатель улучшений при спонтанной ремиссии. К восьмому сеансу терапии примерно у половины пациентов наступают измеримые улучшения, а к концу 6 месяцев еженедельной психотерапии улучшения наступают у 75% клиентов.
Рис. 16.5. Улучшение в результате психотерапии. На рисунке показана зависимость доли пациентов с улучшениями от количества сеансов индивидуальной психотерапии. Улучшение оценивалось независимыми исследователями после окончания лечения (по: Howard et al., 1986).
Сравнение разных видов психотерапии
При психотерапии улучшение значительнее, чем при отсутствии лечения, но одинаково ли эффективны разные терапевтические подходы? В ряде обзоров анализировались исследования, в которых сравнивались разные виды психотерапии (см., например: Smith, Glass & Miller, 1980; Rachman & Wilson, 1980; Bergin & Lambert, 1978). В большинстве этих обзоров делается вывод, что эффективность разных видов терапии примерно одинакова. Как могут разные терапии со столь разнообразными методами давать такие сходные результаты? Было предложено много возможных объяснений (см. Stiles, Shapiro & Elliott, 1986). Мы приведем только два из них.
Возможно, некоторые виды терапии успешно лечат одни расстройства, но относительно неэффективны при других. Когда та или иная терапия применяется при самых разных расстройствах, она может в одних случаях помогать, а в других — нет. Поэтому за средними результатами всех случаев может скрываться преимущество той или иной терапии. Надо знать, какое лечение в каком случае наиболее успешно (Chambless & Hollon, 1998).
Был проведен ряд контролируемых исследований, в ходе которых различные типы психотерапии сравнивались с лекарственной терапией или с контрольными группами, участники которых не проходили терапевтического лечения определенных расстройств. Результаты однозначно свидетельствуют о том, что определенные формы психотерапии могут быть высокоэффективными при лечении депрессии, расстройств тревожности, расстройств питания, алкогольной и наркотической зависимости, а также ряда детских расстройств (De Rubeis & Crits-Crictoph, 1998; Kazdin & Weisz, 1998; Roth et al., 1996). Психотерапия также помогает при снижении симптомов аутизма и шизофрении и снижении риска рецидивов шизофрении (Hogarty, 1986; Kazdin & Weisz, 1998).
Однако не все формы психотерапии были подвергнуты строгой эмпирической проверке их эффективности. Представители бихевиорального и когнитивного подхода в целом были заинтересованы в оценке эффективности практикуемых ими форм терапии, поэтому большинство исследований было сосредоточено на изучении данных психотерапевтических подходов. В отличие от них представители психодинамической и гуманистической терапии проявили значительно меньший интерес к эмпирической оценке соответствующих форм терапии (De Rubeis & Crits-Cristoph, 1998).
Еще одна причина равной эффективности разных видов терапии может быть связана с наличием у них некоторых общих факторов, благодаря которым и наступает улучшение, а не благодаря конкретным терапевтическим методикам.
Общие факторы психотерапевтических методов
Одна школа психотерапии использует инсайт, другая — моделирование и подкрепление, третья опирается на рациональное знание. Но, возможно, что не эти переменные являются решающими. Другие факторы, общие для большинства методик, но обделенные вниманием в публикациях терапевтов о своей работе, могут оказаться более важными (Garfield, 1994; Orlinsky & Howard, 1987). Они включают доверительные отношения, ободрение и поддержку, десенсибилизацию, подкрепление адаптивных реакций и инсайт.
Межличностные отношения тепла и доверия
Независимо от вида проводимой терапии, при хороших отношениях между клиентом и терапевтом устанавливается взаимное доверие. Клиент должен верить, что терапевт понимает его проблемы и интересуется ими. Хотя поведенческая терапия, как ее описывают в учебниках, может казаться скорее межличностной процедурой, исследования показывают, что опытный поведенческий терапевт проявляет столько же эмпатии и глубокого личного участия, сколько и опытный психоаналитик (Sloane et al., 1975). Терапевт, который понимает проблемы клиента и верит, что их можно решить, вызывает у него доверие, которое повышает у клиента чувство компетентности и создает у него уверенность.
Уверения и поддержка
Свои проблемы часто кажутся нам исключительными и непреодолимыми. Обсуждение их со специалистом, для которого они не новы и который показывает, что их можно разрешить, вселяет в нас уверенность. Наличие кого-то, кто помогает решить проблемы, с которыми мы сами были не в состоянии сладить, создает чувство поддержки и дает надежду. На самом деле наибольшего успеха достигают те терапевты, независимо от их метода психотерапии, у которых со своими клиентами выстраиваются отношения поддержки и помощи (Luborsky et al., 1985).
Десенсибилизация
Мы уже говорили о систематической десенсибилизации — особом методе поведенческой терапии, направленной на помощь индивидам в преодолении страха перед определенными объектами или ситуациями. Но есть много видов психотерапии, которые способны приносить самую разнообразную десенсибилизацию. Когда события и эмоции, доставляющие нам трудности, мы обсуждаем в благосклонной атмосфере психотерапевтического сеанса, они постепенно теряют свою угрожающую силу. Проблемы, когда мы над ними тягостно размышляем в одиночестве, могут раздуваться до непропорциональной величины; если поделиться проблемой с кем-то еще, часто она начинает казаться не такой серьезной. Есть и несколько других гипотез, объясняющих, как в ходе терапии происходит десенсибилизация. Например, если беспокоящие события выразить словами, это помогает оценить ситуацию более реалистично. С позиций теории научения, неоднократное обсуждение в безопасной терапевтической ситуации переживаний, вызвавших расстройство (где наказание не грозит), может способствовать постепенному угасанию связанного с ними беспокойства. Каков бы ни был этот процесс, десенсибилизация является фактором, общим для многих видов психотерапии.
Подкрепление адаптивных реакций
В поведенческой терапии подкрепление применяется для усиления позитивных установок и закрепления действий. Но всякий терапевт, к которому клиент относится с доверием, сам является подкрепляющим агентом, — т. е. терапевт выражает одобрение тем видам поведения и установок, которые, по его мнению, ведут к лучшему приспособлению, и выражает неодобрение к неадаптированным установкам и реакциям или игнорирует их. Какие реакции подкреплять, зависит от ориентации терапевта и стоящих перед ним задач. Применение подкрепления может быть преднамеренным и непреднамеренным; в некоторых случаях терапевт может не осознавать, что он подкрепляет или не подкрепляет определенное поведение клиента. Например, в терапии, ориентированной на клиента, считается важным предоставить клиенту самому определять, что обсуждать на терапевтических сеансах, и не стараться повлиять на направление разговора, задаваемое клиентом. Однако подкрепление — тонкая вещь: улыбка, кивок головы или простое «у-гм» вслед за определенными высказываниями клиента могут увеличивать вероятность таких высказываний.
Поскольку в задачу всех психотерапевтов входит изменение установки клиента и его поведения, во время терапии должно происходить то или иное научение. Терапевт должен осознавать, что он влияет на клиента также через подкрепление, и сознательно этим пользоваться, чтобы способствовать желательным изменениям.
Понимание или инсайт
Все обсуждавшиеся нами виды психотерапии дают клиенту то или иное объяснение его трудностей — как они возникают, почему сохраняются и как можно их изменить. В психоанализе такое объяснение может иметь вид постепенного понимания вытесненных детских страхов и того, как эти бессознательные чувства способствовали появлению текущих проблем. В поведенческой терапии клиента могут информировать, что имеющиеся у него сейчас страхи есть результат предшествовавшего им обусловливания и с ними можно совладать, освоив реакции, несовместимые с текущими. В когнитивно-поведенческой терапии клиенту могут сказать, что его трудности происходят из-за иррационального убеждения в том, что он должен быть совершенен во всем и что его должны все любить.
Как могут столь разные объяснения давать позитивные результаты? По-видимому, не настолько важно, какова в точности природа инсайта и понимания, которые помогает создать терапевт. Более важно объяснить клиенту его поведение или чувства, которые привели его к такому расстройству, и предложить ему ряд действий (таких, как свободное ассоциирование или тренировка в релаксации), которые, по мнению и терапевта, и клиента, помогут это расстройство устранить. Если у человека возникают симптомы тревожности и он не знает, в чем их причина и насколько это серьезно, он почувствует себя обнадеженным, когда поговорит с профессионалом, который знает, в чем состоит проблема, и предложит способ, как ее облегчить. Знание того, что изменения возможны, дает человеку надежду, а надежда является важным фактором, способствующим изменениям к лучшему.
В нашем обсуждении факторов, являющихся общими для разных видов психотерапии, мы не намерены отрицать ценность тех или иных конкретных методов лечения. Возможно, наибольшего успеха достигает тот терапевт, который опирается на эти общие факторы и планомерно применяет их ко всем пациентам, но, кроме этого, для каждого конкретного случая подбирает наиболее подходящие процедуры.
Биологическая терапия
Биологический подход к аномальному поведению предполагает, что психические расстройства, подобно физическим заболеваниям организма, вызываются биохимическими или физиологическими дисфункциями мозга. К биологической терапии относят применение лекарственных препаратов и электросудорожной терапии. См.→
www.psychologos.ru
Анализ эффективности рабочего времени — Психологос
Фильм «Формула любви»
Эффективность всегда зависит от того, какая конкретная задача поставлена руководством.
скачать видео
По определению, эффективность — это получение максимального результата при минимальных затратах. Формулировка лукавая, и по жизни эффективность зависит от того, какая конкретная задача поставлена руководством. Кроме того, тут всегда возможна игра для людей разного уровня деловой ответственности.
Смотри Эффективность использования рабочего времени и линейка деловой ответственности
Итак, что же такое: работать эффективно?
- Это, сделав все, сохранить побольше сил и времени, или сделать как можно больше дел? Если вы стремитесь к покою и гармонии, вы выберете первое. Если вы любите дело и стремитесь к максимальным результатам, выберете второе.
- Это сделать больше дел или сделать все важные дела? В обоих случаях мы работаем быстро и без отвлечений, но в первом случае, мы делаем только это — работаем все больше, быстрее и все меньше отвлекаемся, а во втором, вместо собственно работы, уделяем время планированию, расстановке приоритетов. См.→
- Это выдать максимальную эффективность в ближайшее время или распланировать свои силы, чтобы работать эффективно долгие годы? Если мы думаем о перспективах, то мы, кроме непосредственной эффективности, позаботимся и об отдыхе, о своем здоровье и радости своей жизни.
- А может быть, мы мыслим системно, а наша задача не только организовать эффективно свою работу, но сделать свою жизнь и работу осмысленной в целом? Смотри смысл и целесообразность: осмысленность деятельности См.→
Принцип разумной безупречности
Для многих ответственных людей хорошей подсказкой является Принцип разумной безупречности: «Делай лучшее из того, что можешь, в рамках того времени, которое имеешь». Смотри Безупречность
www.psychologos.ru
Самоэффективность как психологический феномен саморазвития
В этой статье вы узнаете, что такое самоэффективность, сможете оценить свой уровень самоэффективности и какими способами можно её повысить.
Понятие самоэффективность и кто его придумал
Самоэффективность — оценка личностью собственных способностей справляться с определенными задачами в любой ситуации, суждение о действиях, которые он может совершить, что влияет на выбор стратегии действий и определение целей.
Понятие самоэффективность ввел в психологию американский психолог Бандура, который всю жизнь занимался исследованием поведения личности и причин тех или иных человеческих действий. Многие ученые утверждают, что поведение человека зависит в основном от внутренних процессов (побуждений, влечений, потребностей и т.д ). Концепция самоэффективности Бандуры не отвергает эти факторы, но добавляет сюда еще два вектора, которые влияют на поведение человека. Это условия внешнего окружения и человеческая вера, ожидания, цели и намерения, которые формируют поведение человека.
Человек сам регулирует свое поведение, причем часто своими действиями осознанно поощряет или наказывает себя. Если человек повел себя против собственных же моральных принципов, то он начинает переживать и осуждать себя. Поэтому образуется такая поведенческая цепочка: проступок – внутренний дискомфорт – наказание – облегчение.
Также Бандура ввел понятие саморегуляция, которая основана на самооценке человека. Самооценка повышается или понижается в зависимости от того, какой деятельностью занимается человек и самостоятельно ли он достигает успеха в этой сфере. Если дело касается его лично и он достигает в этом успеха, конечно, вырастает самооценка, появляется гордость за себя. В результате появляется поощряющее поведение самого себя. И наоборот, осуждая себя – появляется негативная реакция и человек наказывает себя.
Веди себя хорошо, и в будущем тебе это поможет
Своеобразным стандартом является поведение человека в прошлом. В соответствии с прошлым поведением можно оценить насколько адекватно поведение человека на сегодняшний день. Поведение в прошлом формирует самооценку и влияет на то, какие цели будет ставить перед собой человек в будущем.
После того, как данный уровень поведения уже достигнут, он больше не требуется, человек начинает искать нового самоудовлетворения. Люди хотят повысить нормы поведения после успеха и понизить их, чтобы приблизиться к более реалистичному уровню, после неоднократных неудач. © Бандура
В зависимости от того, как человек определяет свою эффективность, он может либо расширять, либо ограничивать возможности выбора перед собой. Выбор деятельности, усилий, которые необходимы для преодоления препятствий и настойчивости, с которой он будет решать определенные проблемы. Поэтому самооценка эффективности влияет и на поведение человека, на его эмоции и мотивацию к действию.
Те люди, которые осознают свою эффективность, способны приложить максимум усилий для выполнения сложных задач. А люди, которые сомневаются в своих способностях, быстро опускают руки и сдаются. Люди с высокой самоэффективностью ожидают успех, поэтому их деятельность всегда приносит положительный результат. Люди с низкой самоэффективностью постоянно сомневаются в себе и ожидают провала, поэтому зачастую их преследуют неудачи. Это замкнутый круг, думая о провале, получаем неудачу, и как результат падает самоуважение. Такие люди уделяют слишком большое внимание своим недостаткам, занимаются постоянно самокритикой по поводу своей некомпетентности.
Те, кто считает себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредоточиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабевает мотивацию и мешает выстраивать поведение. Напротив люди, верящие в свою способность решить проблему, вероятно, будут настойчивы в достижении своих целей, несмотря на препятствия, и не будут склонны предаваться самокритике. © Бандура
Методика определения самоэффективности
Методика определения самоэффективности личности была разработана учеными Медуксом и Шеером , которая заключается в построении шкалы самоэффективности.
Шкала самоэффективности представляет собой тест из 10 высказываний, которые необходимо оценить по таким параметрам:
- «Абсолютно неверно» – 1 балл;
- «Едва ли это верно» – 2 балла;
- «Скорее всего, верно» – 3 балла;
- «Совершенно верно» – 4 балла.
Утверждения теста:
- Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложной проблемы;
- Если мне что-нибудь мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели;
- Мне довольно просто удается достичь своих целей;
- В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести;
- При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться;
- Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем;
- Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности;
- Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения;
- Я могу что-нибудь придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях;
- Я обычно способен держать ситуацию под контролем.
Если вы набрали до 27 баллов, у вас низкая самоэффективность; 27-35 баллов – средняя, и более 35 баллов – высокая самоэффективность.
Самоэффективность человека подразделяется на 2 вида:
- Социальная самоэффективность;
- Академическая (профессиональная) самоэффективность.
Социальная самоэффективность заключается в уверенности личности в общении, в том, что он компетентен в общении, способен конструктивно решать любые вопросы коммуникативного характера. Также это уверенность, которая касается построения межличностных отношений.
Профессиональная самоэффективность – это уверенность индивида в том, что в любой выбранной деятельности он сможет эффективно использовать свои знания, умения и способности. И в этом деле достигнет успеха и отличных результатов.
Самоэффективность в психологии
Понятие самоэффективности в психологии рассматривают как чувство субъективной самоэффективности и компетентности. Это никак не связано с чувством собственного достоинства или самооценкой. Этот термин ввел в психологию ученый Бандура, который подразумевал самоэффективность, как ощущения человеком своих способностей, возможностью справляться с любыми трудными задачи и ситуациями, которые возникают в течение жизни.
Бандура говорил о том, что если человек имеет веру в свои силы и способности, тогда не справляясь с определенными задачами или ситуациями, это приводит к психическим расстройствам. Вера в себя и осознание собственной эффективности – это разные вещи. Осознавая личную самоэффективность, человек может и готов приложить максимум усилий для решения даже самой сложной задачи.
Самоэффективность – определенная схема мышления человека. Высокая самоэфффективность меняет мышления и способствует увеличения позитивных суждений о себе самом. Также определяет силу и устойчивость мотивации к действию на пути к достижению цели.
Люди с высокой самоэффективностью считают себя хозяинами своей жизни, они берут ответственность за все, что делают и понимают, что многое в жизни зависит от их решений и действий. Люди с низкой самоэффективностью объясняют свои неудачи влиянием судьбы, кармы, магии. Развитие самоэффективности влияет на поведение человека. Она вряд ли возрастет от самовнушения или веры в себя. Здесь важен пережитый успешный опыт человека, который влияет на формирование определенных убеждений о себе и способности решать задач любой сложности.
Факторы самоэффективности
Самоэффективность формируется под воздействием таких основных факторов:
- Опыт проживания собственного успеха. Этот фактор является самым мощным инструментом формирования самоэффективность, так как укрепляет веру человека в себя, в свои знания, способности. Человек убеждается в том, что «я могу». Это ведет к более уверенному, активному поведению. Особенно важно, если человек смог добиться успеха самостоятельно, только своими усилиями и трудом.
- Пример успеха других людей также играет большую роль. Самоэффективность человека особенно возрастает в том случае, если он видит сходство свое с другими успешными людьми. Например, я поступил бы также или я принял такое же решение. Я тоже это знаю и умею. Чем больше человек находит сходств, тем сильнее укрепляется его чувство самоэффективности.
- Социальное одобрение и поощрение имеет тоже свой эффект на развитие самоэффективности, но этот эффект кратковременный. Каждый разумный человек осознает, что его социальный статус и авторитет в глазах других – это недолгое явление. Потом люди переключаются на другие объекты.
Вот критика от близкого человека может полностью убить веру в себя. - Если вы переживаете определенное волнение или положительные эмоции в результате осуществления каких-либо действий, то конечно это не только усиливает веру в себя, но и повышает стремление человека переживать чувство радости и удовлетворения еще и еще.
Целься на успех, и он будет
Если человек ожидает успеха от своей деятельности, то обычно эта деятельность и приводит к позитивным результатам. Низкая самоэффективность связана с ожиданием неудач, поэтому все действия приводят к неудачам и дальнейшему росту стресса.
Существует очень важное понятие «коллективная эффективность». Это причисление себя к успешной или нет группе. Эффективность определенной группы оценивается не только по собственным силам, но и по тому, на что способна данная группа. Например группа «крутых парней», «небогатых людей», «педагоги», «медики» и т.д. Все группы отличаются своими способностями добиваться успеха, отстаивать свои или политические взгляды, бороться за свои права. Группы способны влиять на социальное будущее и менять ситуацию в лучшую или худшую сторону.
Концепция самоэффективности личности была проверена Бандурой экспериментальным путем. Он взял две группы студентов. Дал им задачу, в которой не было решения. Первой группе он сказал, что задача очень сложная, а второй, что она простая и легко решаемая. В результате первая группа очень быстро сдалась. Вторая же группа долго не сдавалась и билась над ответом. В итоге некоторые студенты предоставили решения данной задачи. Конечно, они не были верными, но шли до конца и пытались убедить в своей правоте.
В этом и заключается психологическая феноменальность самоэффективности. Убежденность в собственном успехе или успехе своей группы, способны творить чудеса. Люди с высокой самоэффективностью не только добиваются всех своих целей, но и способны менять будущее социума.
salid.ru
Вера в собственную эффективность, самоэффективность
Вера в собственную эффективность (самоэффективность) — убеждение человека в том, что в сложной ситуации он сможет продемонстрировать удачное поведение. Близкие понятия — Вера в себя, вера в свои силы, вера в свой успех и удачу.
Вера в эффективность — это вера в то, что определенное поведение приведет к определенным результатам, плюс вера в себя — именно я смогу это сделать.
Исследованием веры в собственную эффективность занимался Альберт Бандура. Он разработал тест общей самоэффективности, существующий в настоящее время более чем в 20 национальных версиях, в том числе — русской.
Границы понятия
- Самоэффективность – оценка собственной способности справиться с определенными задачами, а не личностная черта;
- Представление о самоэффективности – частная, специфическая, а не глобальная характеристика индивида, она не связана с оценкой собственной личности, как, например. самоуважение, а отражает уверенность индивида справиться с конкретными задачами;
- Самоэффективность зависит от контекста деятельности, поэтому многие факторы могут оказать влияние на деятельность субъекта, а, следовательно, и на его чувство самоэффективности;
- При измерении самоэффективности используются критерии мастерства и компетентности, а не нормативные или другие сравнительные характеристики;
- Самоэффективность является ожиданием личного мастерства в решении будущих задач, поэтому самоэффективность измеряется до того, как человек начнет выполнять какую-нибудь деятельность;
- Самоэффективность понимается как суждение о действиях, которые человек может совершить, вне зависимости от того значения, которое он им придает.
На что влияет самоэффективность
Вера в собственную эффективность нужна и для успеха, и для психического здоровья и хорошего самочувствия.
Если, например, кто-либо не верит в свою привлекательность для противоположного пола и его самоэффективность в сфере знакомства низка, то он придет на вечеринку в плохом настроении, испортит настроение окружающим своим хмурым видом и его попытка познакомиться с кем-либо почти наверняка провалится. Негативные последствия попытки знакомства будут в деталях восприняты, что еще более снизит веру в себя.
Если же вера в свои возможности высока, то на вечеринку человек отправится в хорошем настроении, ожидая веселого времяпрепровождения, попытка знакомства получит позитивное развитие, что в свою очередь укрепит самоэффективность в сфере знакомств и облегчит последующие знакомства.
Следствия из веры в собственную эффективность:
- Что веришь, то и получаешь. Человек преимущественно демонстрирует то поведения, которого он сам от себя ожидает, и видит именно те последствия, которых ждет. Ожидая получить отказ в ответ на просьбу, он саму просьбу строит так, что она закономерно ведет к отказу, и именно отказ оказывается в центре его внимания. (По науке: Ожидания эффективности коррелируют на высоком уровне значимости с реальным поведением).
- По вере его — будет и поведение его. Посредством оценки ожиданий и уровня самоэффективности можно достаточно точно предсказать реальное поведение. Выслушав клиента и внимательно проанализировав его слова, мы уже можем предположить, как именно он поведет себя в той или иной ситуации. Изменив его ожидания, сфокусировав внимание на непривычных аспектах собственного поведения и окружающей действительности, мы также изменяем его поведение.
Что влияет на веру в собственную эффективность
На формирование веры в собственные возможности влияют следующие обстоятельства:
1. Наличие более или менее широкого репертуара навыков поведения.
2. Собственный опыт достижений.
Достигнутый успех в меньшей степени усиливает ощущение самоэффективности, если выполняемая задача была легкой, чем, если она была трудной. Ощущение самоэффективности также растет в большей степени, если успех достигается самостоятельно и если человек шел к нему, преодолевая трудности посредством настойчивых усилий.
3. Опыт, приобретенный посредством наблюдения за другими людьми (физическое или символическое следование модели).
Самоэффективность растет, когда человек наблюдает, как другие успешно справляются с решением сложных задач, и снижается, когда он видит, как другие, похожие на него (столь же компетентные) люди неоднократно терпят неудачу, несмотря на настойчивые попытки. Косвенный опыт (опыт других людей) особенно важен, когда существует неопределенность относительно собственной способности выполнить некоторую задачу.
4. Высказываемые другими убеждения — вербальное подкрепление или наказание.
Убеждение дает лишь кратковременный и слабый эффект, его сила ограничивается осознаваемым статусом, авторитетом и степенью доверия и уважения к тому, кто оказывает вербальное воздействие.
5. Физическое, психологическое, эмоциональное состояние.
Человек всегда тем или иным способом оценивает свое эмоциональное состояние: страх, спокойствие, возбуждение в конфликтных ситуациях — и это влияет на оценку собственных поведенческих способностей.
Успехи, позитивный опыт повышают веру в собственные возможности, негативный опыт — понижает. Впрочем, важно то, как человек осмысляет свой опыт, на что делает акценты — на успех или на неудачу. Несмотря на страх, первый раз попробовал познакомиться, получил отказ. Расценить как негативный опыт (отказ) либо как позитивный (все-таки решился попробовать!)?
www.psychologos.ru
Психология личной эффективности: 7 полезных методов
Книга доктора наук Нейла Фьоре «Психология личной эффективности» открывает человеку новые аспекты видения окружающего мира, позволяет конструктивно подойти к работе над собой, к искоренению вредных привычек и повысить мотивацию. Но главное предназначение этого произведения – научить людей жить, избегая стрессов.
Жизнь, как я ее понимаю, не остановка, а путешествие. Даже тот, кто думает, что он «остановился отдохнуть», не пребывает в покое, а, по всей вероятности, катится вниз
Генри Форд
Что такое коучинг
Метод ведения занятий с обучаемыми, на которых рассматриваются цели и пути к достижению определенных жизненных и профессиональных целей, называют словом английского происхождения «коучинг».
В книге «Психология личной эффективности» главное место занимает практический опыт коучинга, который проводил Нейл Фьоре для групп предпринимателей, менеджеров и руководителей крупных организаций. Его целью было научить слушателей, как организовать свою деятельность для достижения результата не в целом, а в частности, то есть в конкретном случае, с определенными целями и заданиями.
У метода коучинга есть коренное отличие от психотерапии, так как он ориентирует людей на их будущее, исключая анализ опыта прошлых лет и психических расстройств. В этом процессе каждый из слушателей осознает истинные цели, желания и ценности, избавляется от тех помех, которые могут встать на его пути.
Как правило, общество практически навязывает каждому своему члену те общепринятые правила и методы достижения целей, которые не всегда оказываются результативными и подходящими. Вследствие такого воздействия многие люди обретают некие внутренние барьеры, и не в состоянии определить, что же конкретно им нужно предпринять, чтобы направить свое развитие по правильному пути.
Услугами Нейла Фьоре пользовались многие известные люди, и он, применяя свои глубокие систематизированные знания, помогал им своим воодушевлением и оказывал профессиональную поддержку. Впоследствии на основании этой практики и была создана книга «Психология личной эффективности», ознакомиться с которой сможет каждый читатель.
Психология личной эффективности: для чего приглашают коуча
- поставленные цели – очень грандиозные и многоплановые;
- есть желание превратить достижение целей в эффективный процесс, от которого можно получить удовольствие;
- заказчик хочет постоянно добиваться успеха самостоятельно, повысив личную эффективность;
- возникла необходимость сбалансировать все задания, и достичь результатов во всех без исключения сферах жизнедеятельности.
Если речь идет о готовых рецептах, нет уверенности в собственных силах, нет желания неутомимо работать, такому человеку не поможет никакой наставник. В повседневной жизни возникают, как правило, три направления, в которых хочется добиться результатов. Это – профессиональная деятельность, становление личности и создание эффективной команды. На занятиях создается благоприятная атмосфера, выясняются цели и мотивы и определяются стратегии.
Среди положительных результатов коучинга можно отметить развитие способностей эффективного мышления, личностный рост и умение организовать команду единомышленников, объединенных одной целью.
Какие существуют подходы для повышения личной эффективности
Одним из самых главных и могущественных врагов человека является стресс. Он сковывает мысли и движения, превращает людей в беспомощных и слабовольных существ, отнимает способность здраво мыслить и находить выход из затруднительного положения.
Чтобы поднять уровень личной эффективности, следует научиться бороться со стрессом. В таком случае можно изменить свою судьбу, стать сильным и неуязвимым. Это позволит хладнокровно решать все поставленные задачи и не предаваться унынию и деструктивным сомнениям в своих собственных силах.
Для достижения успеха психология личной эффективности предусматривает сведение к минимуму вредных привычек и максимальную концентрацию внимания. Эффективная работа над этими вопросами предполагает применение нескольких полезных методов.
По мнению автора книги, их – семь.
- Исправление старых и выработка новых привычек.
- Чрезмерные сложности на пути – признак неправильного подхода, если дальнейшее продвижение невозможно, стоит изменить направление движения.
- Максимальное внимание должно быть сосредоточено не на себе, а на решаемой проблеме.
- Вместо расслабляющих и непродуктивных установок давать положительные и располагающие к действиям.
- Четко определять время для работы над заданиями.
- Задействовать весь потенциал мозга.
- Не допускать применения устоявшихся стереотипов.
Если научиться управлять временем, можно приступать к выполнению заданий сразу после их восприятия. Это позволит не допускать расслабленности, прокрастинации, что в конечном итоге приведет к успеху.
Никогда не следует позволять своим вредным привычкам взять себя в плен
Если постоянно откладывать реализацию намеченных целей и планов на завтра, на следующую неделю, на месяц или год, вполне возможно, что за это время ситуация изменится настолько, что сама деятельность уже станет неактуальной.
Особенно сложно научиться управлять коллективом, если сам руководитель не может справиться с самим собой. Прежде всего, нужно быть примером для подчиненных, тогда лишь появляется моральное право требовать от них четкого выполнения поставленных заданий.
Очень важным является момент мысленной формулировки поставленной цели. Если она будет основываться исключительно на понятии «надо», «давно пора» и т.д., это может привести к депрессии. Организм будет противиться насилию над собой, и не захочет ничего предпринимать, впадая в режим «забастовки».
Если заниматься составлением списка целей без учета психологического аспекта, он не будет предусматривать настроения для их реализации. В таком случае человек вступит во внутренний конфликт, и вся программа окажется под угрозой срыва.
Чтобы эффективно и динамично решать все поставленные задачи, следует подходить к ним с позиций позитивной психологии.
Как позитивная психология помогает справляться с ситуацией
Успешные люди добиваются высоких результатов за счет того, что постоянно оказывают на себя давление. Неудачникам необходимы распоряжения и надзор извне
Брайан Трейси
Потенциал человека, его позитивные качества и достоинства – вот двигатель прогресса, который ведет к победам и достижениям поставленных целей. К сожалению, люди концентрируются не на своем здоровье, а на болезнях, что приводит к унынию и порой даже отчаянию.
Очень важно привести в действие все положительные жизненные силы, а не ставить ударение на недостатках. Для этого следует выработать позитивный настрой, оптимистический подход и развить продуктивные эмоции. Лишь тогда у человека появится уверенность в успехе, которая станет его вдохновлять и добавит сил.
Психология личной эффективности позволяет найти правильное направление мыслей, а также определить верные ориентиры. Если сделать попытку осуществить все и незамедлительно, это приведет человека и его мозг в замешательство, и он поневоле начнет оттягивать этот процесс.
Страх перед трудностями мешает правильно и рационально организовать работу, поэтому следует концентрироваться не на проблемах прошлого, или на том, что нужно будет сделать в будущем, а на действиях в настоящем. Тогда нет причин для опасений за далекие перспективы или сожаления о промахах, допущенных в прошлом. Это – конструктивно, и настраивает на успех.
Обычно каждый человек в первую очередь хочет быть услышанным, а не выслушать других
Это приводит к непониманию, из-за которого страдает весь процесс достижения намеченных целей. Очень важным является наладить такие доверительные отношения со своим окружением, чтобы всегда можно было найти общий язык. Здесь желательно так подбирать слова и выражения, чтобы ни в коем случае не ущемлять чьего-либо самолюбия, быть предельно корректным и эмоционально уравновешенным.
Психология личной эффективности предполагает так настроить внутренний мир человека, чтобы он находил выход их каждого положения сам, критично оценивая свои возможности и не впадая при этом в уныние от неуверенности в силах. Только тогда он сможет обходиться без наставников и тренеров, а затем и сам давать нужные и полезные советы окружающим, в том числе и подчиненным. Ему не составит труда создать из коллектива полноценную команду, способную выполнять все основные задачи сообща. Это – путь к корпоративному успеху, который ведет к процветанию любой фирмы и организации.
Научиться положительно оценивать свое бытие – это огромный шаг вперед, ведь только с оптимистом можно свернуть горы, в то время как неуверенный человек будет лишь вселять сомнения и неуверенность. Счастливые люди уверены в успехе, и это сразу чувствуют окружающие. Им гораздо легче вести переговоры, убеждать собеседника в своей правоте.
Психология личной эффективности определяет как одно из самых важных умение расслабляться и качественно отдыхать, не испытывая при этом чувства вины. При этом не следует упрекать себя в том, что это время можно было бы посвятить работе. Трудоголики – это не то, кем должны стремиться стать люди, выполняя намеченные цели. Без умело организованного досуга их ожидает переутомление, которое может выразиться в срыве.
Никогда не следует уделять чрезмерное внимание причинам, вследствие которых произошло малоприятное непредвиденное событие. Иначе это отвлечет от главного – от принятия решения по устранению последствий и минимизации потерь. И уж тем более, поиск виновного или попытка назначить таковым кого-либо из окружения, даст крайне отрицательный эффект.
Что способствует повышению личной эффективности
Для того чтобы повысить личную эффективность, следует постоянно заниматься самосовершенствованием и упорной борьбой над своими недостатками. Только отказ от вредных и разрушительных привычек, выработка новых установок, умение позитивно мыслить помогут человеку в достижении своих целей, в поднятии самооценки.
Работая над собой, стоит знакомиться с советами и рекомендациями известных и заслуженных людей, критически воспринимая и обрабатывая эту информацию и делая для себя конструктивные выводы. Методы повышения личной эффективности каждый вырабатывает сам, ведь у каждого человека есть определенные способности, задатки и навыки, и поэтому и пути к реализации задач не могут быть одними и теми же для всех без исключения людей.
В процессе работы над собой необходимо учитывать влияние и мнение окружающих, ведь они могут служить мотивацией для последующих действий, толчком к новым достижениям. Критика и поощрение – две составляющие того отношения и восприятия деятельности, которое может принести и вред самооценке. Нет ничего хуже, чем разочароваться в правильности своего пути, и опускать руки в случае неудачи ни в коем случае нельзя.
Каждый раз нужно находить внутренние резервы для нового толчка, ведь только так можно добиться успеха и приблизиться к заветной цели. Для этого следует использовать все имеющиеся способности, сконцентрировать свои усилия и упорно двигаться дальше.
Опыт в любых начинаниях приходит только со временем
Здесь стоит запастись терпением, настроить себя на нелегкий труд, не забывая и о том, что отдых все же необходим. Именно полноценное восстановление жизненных сил поможет находить другие аспекты видения назревших проблем, и в случае необходимости изменить подход к решению задач.
Каждая достигнутая цель – это уверенный шаг вперед. Он делает человека сильнее, вселяет оптимизм и настраивает на новые свершения. Главное – это никогда не останавливаться на достигнутом. Замысел всегда будет прекраснее воплощения, и это нужно учитывать. Если чего-то добиться не удастся, нужно настроить себя на то, что это – временное явление, и что все равно все преграды будут преодолены.
Подводя итоги статьи, можно выразить мнение о том, что каждый человек может и должен стать хозяином своей судьбы, и только таким путем он принесет максимальную пользу и себе, и окружающим, и обществу в целом.
salid.ru