Эгоцентризма примеры: Эгоцентризм: что это? Как распознать эгоцентричного человека и правильно с ним общаться .ru

Содержание

Эгоцентризм

Определение 1

Эгоцентризм в психологии представляет собой отсутствие у индивида способности (умения) воспринимать иную, отличную от своей, точку зрения. Эгоцентричный человек воспринимает свое мнение в качестве единственно верного.

Понятие и типы эгоцентризма

Эгоцентризм нельзя путать с эгоизмом. Как правило, эгоцентризм в некоторых ситуациях может стать крайней формой или следующей стадией эгоизма. Главное отличие эгоизма от эгоцентризма состоит в том, что эгоисты представляют других людей, но игнорируют их интересы. Эгоцентрики же не представляют и не признают сам факт других людей, поскольку воспринимают только лишь себя.

Эгоцентризм представляет собой особенность возраста или последствие одной из психологических патологий. С точки зрения патологического плана эгоцентризм может являться следствием какого-либо заболевания (например, аутизм, шизофрения, истерия). В большей степени это относится к клинической психологии.

Психологи рассматривают три типа эгоцентризма:

  • Познавательный, характеризующий человеческое восприятие и мышление;
  • Моральный, представляющий собой отсутствие способности воспринимать моральные основы человеческих поступков;
  • Коммуникативный, предполагающий пренебрежение наделением смыслом информации (субъект не следит за формулировками или достоверностью сведений).

Дословно понятие «эгоцентризм» переводится как «я – центр круга». Индивид упорно не видит ничего из того, что происходит за границами пространства, нарисованного им. Даже если он начинает ощущать явные противоречия, то ему и в голову не придет, что за кругом будет находиться их разрешение. Эгоцентристы ограничены в возможностях для хорошей жизни и эффективной деятельности.

Эгоцентрист часто оказывается в конфликтных ситуациях или находится в одиночестве. Это происходит по той причине, что он не способен признавать права окружающих людей на их личные чувства, интересы, желания и потребности.

Для эгоцентриков характерно разнообразие суждений и мнений о самом себе и определенных вещей относительно себя. Соответственно и его поведение может отличаться многообразием.

Особенности эгоцентризма

Эгоцентризм оказывает воздействие на мотивы и поведение личности. Например, эгоцентристы не способны проявлять любовь. Их всегда что-то не устраивает в партнерах, в первую очередь, их цели и интересы.

В результате такие люди могут стать тираном для своего партнера, проявляя зависть, ревность, ненависть.

Многие эгоцентрики пытаются завуалировать свои истинные желания и чувства. Если это у них не получается, то они начинают злиться и раздражаться еще больше. Близкий человек для эгоцентрика является вещью, которой он предпочитает пользоваться. Криминологи отмечают, что эгоцентристы чаще всего становятся преступниками.

Замечание 1

В целом психологи считают эгоцентризм детской чертой. Он простителен только детям, поскольку их мышление лишь начинает свое развитие. Для взрослых людей эгоцентризм является признаком инфантильности, незрелости личности, проблем в мышлении.

Эгоцентризм характеризуется нарушением идентификации личности, у которой формируется самосознание и определяются границы с другими людьми. В результате деформации идентичности эгоцентрик не понимает, где расположена его личность и желания, а где уже начинается другой субъект. Наряду с этим, такие люди перестают усваивать ценности общества, слыша их, но не подвергая анализу и преобразованию в собственные убеждения.

Эгоцентризм является последствием неправильного личностного развития и отражением кризиса идентичности. На внутреннем уровне для него характерно:

  • Наличие неадекватного образа Я и представлений о других людях;
  • Отрицание роли и значения другого человека и связанные с этим нереальные планы на будущее;
  • Разрушение моральных ценностей, утрата материальных ценностей, с которыми человек идентифицировал самого себя.

Признаки эгоцентризма

Эгоцентризм представляет собой характерное состояние личности. В качестве его признаков выступают сфокусированность человека на себе, проявления эгоизма, избыточная саморефлексия и ретрофлексия и др. Когда в процессе социально-психологического взаимодействия и коммуникации человека с другими людьми происходит закрепление данного состояния, то оно становится личностным свойством.

Кроме сфокусированности, которой начинает соответствовать направленность личности в психологии, был сформулирован ряд феноменов. Эти феномены вызваны эгоцентризмом и могут встречаться в коммуникации и взаимодействии у взрослых людей. Они включают феномен ложного консенсуса, феномен «Проклятие знания», «Иллюзию прозрачности» и «Эффект прожектора».

Для феномена ложного консенсуса (или эффекта ложного согласия) характерна склонность субъекта проецировать собственный образ мышления на окружающих людей. С таким мышлением человек начинает считать, что все вокруг с ним согласны и думают таким же образом, как и он.

Феномен, условно названный «Проклятие знания», представляет собой одно из когнитивных искажений мышления индивида. Он состоит в том, что для более информированных людей присуща черта, которая не позволяет рассматривать проблему с точки зрения менее информированных лиц. Если человек много знает в области собственной деятельности, то у него, как правило, проявляется склонность вести разговоры с окружающими людьми свысока. Особенно это касается тем, которые относятся к его сфере знания. Такой человек забывает о наличии разницы между уровнем знаний, которые имеются на данную тему у него и у собеседника.

В состав эгоцентрических феноменов необходимо отнести так называемую «иллюзию прозрачности», возникающую в тех случаях, когда субъект начинает переживать некоторые эмоциональные состояния. Он думает, что его состояние, эмоции или чувства заметили или должны замечать все окружающие люди.

Эффект прожектора представляет собой один из феноменов эгоцентризма. Он заключается в том, что индивиду кажется, что все вокруг на него постоянно смотрят и обращают на него пристальное внимание.

«Я» в центре мира: эгоизм vs эгоцентризм

Быть эгоистом — это плохо? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Некоторые философы, например Шопенгауэр, считали, что человек по своей природе эгоистичен и это нельзя изменить. Одной из решающих идей стала концепция «рационального эгоизма», согласно которой удовлетворение собственных потребностей и интересов может приносить пользу другим. Т&Р рассказывают о видах эгоизма и его признаках, а также объясняют, чем это понятие отличается от эгоцентризма.

Виды и признаки эгоизма

Эгоизм связан с себялюбием, чрезмерной заботой о своем «я» и собственных интересах. В философии это понятие противопоставляется альтруизму. Эгоисты способны понимать других людей и рассматривать чужие точки зрения, но они не будут действовать в ущерб себе и не пойдут на компромисс, если это доставляет им дискомфорт.

В философии эгоизм рассматривали как разрушающее чувство, но в то же время некоторые мыслители предполагали, что все люди по своей природе эгоистичны и главный вопрос заключается в том, как эта черта проявляется и как эти действия влияют на других. Например, Артур Шопенгауэр утверждал, что эгоизм — основа поведения как животного, так и человека. В этической концепции Чернышевского появилась концепция «разумного эгоизма» как «свободного подчинения личной выгоды общему делу, от успеха которого выигрывает в конечном счете и личный интерес индивида».

Зигмунд Фрейд также считал, что все люди эгоистичны, и понимал эгоизм как стремление индивида удовлетворить свои естественные потребности. Психоаналитик отмечал, что наиболее эгоистичными являются маленькие дети, так как они всегда стремятся любой ценой достичь желаемого, а привязанность к родителям объясняется тем, что именно они способны помочь им в этом.

Характеристики эгоиста:
  • Ставит себя выше других

  • Воспринимает мир как место, где постоянно нужно бороться за свои интересы и внимание

  • Понимает эмоции других людей, но переживания других вряд ли повлияют на принятое им решение

  • Осознает, что причиняет вред другим, но считает, что это необходимо в конкретной ситуации

  • Его раздражает, если другим уделяют больше внимания

Виды эгоизма

Этический

Этический эгоизм предполагает, что с моральной точки зрения человек должен совершить какое-то действие только тогда, когда его выполнение максимизирует его личные интересы. Согласно этой концепции, продвижение собственного блага согласуется с моральными принципами. При этом нужно обращать внимание и на других: сотрудничество необходимо, чтобы получить желаемые блага. Адам Смит в своей работе «Богатство народов» отмечал, что стремление к получению благ дает благо обществу в целом, так как сами люди, как правило, лучше понимают собственные интересы, чем власти.

Психологический

Согласно теории психологического эгоизма, каждый человек всегда стремится только к одному — к благополучию. Однако под ним может подразумеваться как получение личного удовольствия, так и благополучие других людей.

Согласно концепции психологического эгоизма, помощь другим возможна, но, скорее всего, благие поступки также совершаются из эгоистичных побуждений, а не альтруистических

Разумный (рациональный)

Согласно этой концепции, человек должен совершить какое-то действие только тогда, когда его выполнение максимизирует личные интересы и не наносит ущерба остальным.

Идеи разумного эгоизма начали развиваться в Новое время. В полном объеме эта концепция была представлена в романе Чернышевского «Что делать?». Основная идея заключалась в том, что личная выгода индивида должна соответствовать общественным интересам, связанным с интересами трудового народа. В XX веке эту концепцию развивает американская писательница и философ Айн Рэнд в сборнике эссе «Добродетель эгоизма». Она связывала разумный эгоизм с рационалистическим мышлением и объективизмом в этике.

«Жизнь организма — это ценностный стандарт: то, что способствует продолжению жизни, — добро, то, что ей угрожает, — зло». Айн Рэнд. «Добродетель эгоизма»

В отличие от этического и психологического типов эгоизма, рациональному нужны аргументы и поводы для совершения любых действий. Если под эгоистом подразумевают человека, пренебрегающего интересами других людей, то «разумные эгоисты» обычно отмечают, что такое отношение, на самом деле, невыгодно человеку и разрушает его самого. Так, разумный эгоизм — это умение жить в соответствии с собственными интересами и потребностями и при этом не противоречить интересам других.

Понятие эгоцентризма и его отличие от эгоизма

Эгоцентризм понимается как крайняя форма эгоизма. Это отношение к миру, которое характеризуется сосредоточенностью исключительно на своем «я». В философии это понятие граничит с солипсизмом — позиция, согласно которой человек признает собственное индивидуальное сознание в качестве единственной реальности и отрицает объективную реальность. В определении универсальной энциклопедии «Британники» дается яркий пример проявления эгоцентризма: играющий ребенок закрывает глаза и радостно восклицает: «Вы меня не видите!»

Швейцарский психолог и биолог Жан Пиаже один из первых изучал эгоцентризм у детей и наблюдал за их развитием, отмечая период, когда они выходят из состояния эгоцентризма и приходят к пониманию того, что другие люди также имеют свои желания и потребности. Согласно исследованиям Пиаже, младенец на сенсомоторной стадии эгоцентричен. На предоперационной стадии (от двух до семи лет) дети начинают понимать, что могут быть альтернативные взгляды, но пока что они не осознают, что может быть разное отношение к одному и тому же объекту. Дети преодолевают эгоцентризм, когда достигают операциональной стадии и начинают понимать чужие точки зрения. Теория когнитивного развития Пиаже подразумевает, что к семи годам эгоцентризм практически не проявляется.

Признаки эгоцентрика
  • Не способен поставить себя на место другого человека

  • Ставит себя в центр всех событий

  • Не интересуется окружающим миром

  • Воспринимает других людей как второстепенных персонажей

  • Придерживается правила «добиться любой ценой»

  • Не замечает причиняемых им неудобств, потому что не думает о других

  • Не осознает влияние своего поведения на других людей

  • Может считывать жесты и эмоции, но не интересуется внутренним миром других людей

  • Чаще всего не чувствует вины

  • Ищет причину проблемы во внешнем мире и не признает собственную вину

«Эгоцентризм отличается от эгоизма, представляющего собой прежде всего моральную ценностную ориентацию личности и проявляющегося в корыстном поведении вопреки интересам других людей. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; таким образом, он может и не быть эгоцентричным.

Эгоцентрик же может вести себя как эгоист, но не обязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрирован на собственных интересах».

Популярная психологическая энциклопедия. Сергей Степанов

Основные отличия эгоизма от эгоцентризма:
  • Эгоцентрик, в отличие от эгоиста, даже не стремится выслушать чужую точку зрения

  • Эгоисты имеют более реалистичный взгляд на мир, чем эгоцентрики, благодаря пониманию других людей

  • Эгоисты намеренно пренебрегают интересами других, в то время как эгоцентрики это совершают потому, что они не способны распознать чужие мнения и взгляды

  • Эгоцентризм наиболее ярко проявляется в детском возрасте, эгоизм — на протяжении всей жизни

  • Эгоцентризм — крайняя форма проявления эгоизма

Любовь Карась

Теги

#поведение

#психология

#природа человека

#философия

#эгоизм

Эгоизм и эгоцентризм разница, примеры эгоизма из жизни

Эгоизм — это в психологии ценностная ориентация, качество человека, благодаря которому он ставит собственные интересы превыше интересов других людей, группы, коллектива. Эгоист никогда не станет принимать участие в деле, которое для него не принесет выгоды, он не понимает жертвенную мораль служения ближнему. Поведение эгоистичного человека полностью определяется и руководится мотивами личной выгоды, без учета того, насколько его выгода может дорого обойтись другим.

Альтруизм и эгоизм противоположные понятия и из этого следует, что эгоист сориентирован на удовлетворение собственных потребностей, при этом полностью пренебрегает интересы других и использует их, как средство, благодаря которому достигаются корыстные личностные цели.

Эгоист влюблен в себя всей душой, иногда он запрещает другим себя любить, поскольку считает их недостойными своего внимания, поэтому такие люди почти всегда остаются одинокими. Эгоистичный тип поведения присущий людям, в которых завышенная самооценка и чересчур много самоуверенности. Когда у них появляется определенное желание чем-то обладать, то им должны это подать сейчас же и на блюдечке. Они полностью исключают тот факт, что у них этого не будет или что нужно для этого подождать какое-то время.

Эгоизм и эгоцентризм разница

Существует также сходное до эгоизма понятие – это эгоцентризм. Между категориями эгоизм и эгоцентризм разница в определении.

Эгоизм – это черта личности, часть ее характера, которая проявляется в поведении, а эгоцентризм – это способ мышления. Эгоцентрист искренне верит в существование только одного правильного мнения, и это своего. Только его идея имеет право на существование, и он устанавливает порядки, и ни чьих-то других рассуждений он слышать не станет. Центр вселенной замыкается на эгоцентрике, он пуп земли, он видит только себя во главе мира, он родился с таким чувством и оно может пройти или более-менее ослабиться в 8-12-летнем возрасте. Если взрослый человек ведет себя, как эгоцентрик, значит он «застрял» в прошлом, что-то произошло и это не позволило человеку повзрослеть.

Главное, что между понятием эгоизм и эгоцентризм разница проявляется в потребности в других людях. Эгоист хоть и прячется за маской себялюбия, но он на самом деле хочет поделиться с другими своими переживаниями и хочет внимания. Эгоцентрик не нуждается в других, ему действительно хорошо одному, он один в свое мире и никто не нарушает его порядка. Если эгоизм еще имеет положительный подтекст, то в эгоцентризме его и в помине нет.

Эгоизм примеры из жизни. У эгоистичных людей слишком сильное стремление иметь все, даже то, что никогда не понадобиться, но есть у других. Такое слишком заостренное внимание на собственных желаниях и их удовлетворение, даже в самый неподходящий момент, присущее малым детям, которые еще не знают, что хорошо, а что плохо, и что можно сделать сейчас же, а что может вызвать негативную реакцию в социуме. Но страшная правда в том, что такое проявления эгоизма присуще как детям, так и взрослым, которые физически давно вышли из того возраста, но психологически не повзрослели. У них нет чувства сытости, и не только в еде, а во всех вещах, им всегда мало, всегда не хватает. Им хочется непросто большой кусок торта, им нужен весь торт.

Человеческий эгоизм имеет в себе детские черты, но мозг у таких личностях работает лучше, чем надо. Им все время нужно искать пути, как заполучить больше. Необходимо придумывать хитрые уловки, как бы приобрести желаемое. Их ум все время напряжен, он направлен на вычисление способов достижения собственной выгоды.

Человеческий эгоизм именно из-за этого считается пусковым механизмом прогресса. Человек находится в движении, а, значит, развивается, изобретает, творит и достигает. Именно эта особенность эгоизма дает ему положительный оттенок. Если с детства определенным образом направить эгоизм в нужное русло, задействовать эту энергию, как мотивацию достижения и при этом научить ребенка морально-этических принципов, согласно которым нужно достигать целей, но уважая потребности других людей – можно воспитать очень целеустремленную личность.

Проблема эгоизма

Большинство эгоистичных личностей не допускают в свой мир никого, они переживают все свои внутренние порывы наедине, и не нуждаются в сторонней помощи, но бывают среди них те, кому очень необходимо присутствие близкого человека, который поможет, услышит и поймет. Но, также бывает, что им просто необходимо физическое присутствие человека без каких-либо порывов душевных. Для таких людей отсутствие других в их жизни равно кризисному состоянию. Но с кем попало, они не будут заводить знакомства и тем более подпускать в личностное пространство. Им нелегко научиться доверять другим, они должны лично убедиться, понять на собственном опыте, что собой представляет человек и уже после такой строгой проверки они решаются доверять.

Проблема эгоизма кроется в особенностях формирования личности, обстоятельствах ее взросления, правильности воспитания. На определенных жизненных этапах взросления через влияние неблагоприятных условий у человека происходит формирование эгоистических качеств характера. Таким образом, проявления эгоизма, возможно, в любом возрасте.

Эгоизм в отношениях составляет большую проблему, поскольку в паре состоит два человека, и они обязаны любить друг друга, а не один другого, и другой себя. Часто за таким сверх самолюбием стояла неуверенность в себе, и чтобы ее перебороть им пришлось много трудиться, и в результате такой работы, они отдали слишком много сил, и, подчинившись соблазну, переусердствовали, и им понравилось это новое ощущение. И когда такой человек только нашел себе пару, или вернулся в свои текущие отношения совсем другим человеком, то начинаются проблемы. Для эгоистичной личности как будто все нормально, даже еще лучше, чем было, ведь она теперь знает себе цену, значит, может и в два раза больше требовать. Она не понимает, что такое поведение мешает строить отношение, ведь все внимание и забота дается только одному человеку. Пара она же на то и пара, если в ней два человека, то и инициатива должна исходить от каждого.

Эгоизм в отношениях разбивает семьи и судьбы людей. Но если человек дорожит отношениями, он будет работать над собой и сможет измениться.

Эгоизм считается проблемой в том плане, что человек, который тратит жизненную энергию на себя, часто не замечает, как отравляет жизнь другим, не внимая их потребностям, он никогда не сможет почувствовать радость от бескорыстного поступка для других.

Эгоизм и альтруизм. Если сравнивать альтруизм и эгоизм, то можно выделить в них общую идею – ценность человека. Вот только в альтруизме уважаются потребности других и делаются бескорыстные поступки для их блага, а в эгоизме человек уважает себя сам и реализовывает личные потребности.

Чувство эгоизм может чередоваться с альтруизмом, в зависимости от того какие жизнь приносила уроки. Человек мог однажды сделать бескорыстное доброе дело, а в ответ получить непонимание и осуждение его поступка. Тогда в нем включается механизм защиты и он с того момента начнет делать добрые дела только для самого себя. Здесь также есть его ошибка, поскольку нельзя обобщать все случаи, есть на свете искренние благодарные люди, которые оценят поступок, нельзя так сразу разочаровываться в людях. В обществе бытует проблема, связанная с неприятием ни эгоистических себялюбивых поступков, ни жертвенных альтруистических. Эгоистичные поступки осуждают за угождение потребностей одной персоны, а в альтруизме пытаются найти подвох.

Разумный эгоизм

Существует теория разумного эгоизма. Человек, которому присущ разумный эгоизм отстаивает свое мнение, отказывается от той точки зрения, которую навязывают, поскольку она может нести ущерб личности. Он готов к компромиссу, если это вариант выхода из конфликтной ситуации. Если ощущает угрозу для себя или своих близких, то применяет все возможные способы защиты.

Человек с разумным эгоизмом никогда не будет подчиняться другим, это ниже его достоинства, но и не позволяет себе руководить жизнью других, и не делает этого даже, если может это использовать. Если стоит вопрос о выборе, то здоровый эгоизм подсказывает, что нужно его делать в личную пользу и не предаваться чувству вины.

Разумный эгоизм уделяет внимание не только собственным потребностям, но и потребностям других людей так, чтобы удовлетворение собственных не задело интересы других. Нужно высказывать свое мнение, даже если оно противоположное мнению всех других. Можно высказывать свою критику в адрес других, но, не опускаясь, при этом до уровня оскорблений. Действовать по собственным принципам, но также уважать желания и замечания партнера. Человек, следующий здоровому эгоизму, имеет особый склад ума, благодаря которому лучше понимает жизнь. Когда дело идет о материальных вещах, человек не зацикливается на полноте собственной выгоды. Он старается получить свое, но при этом, не идя по головах, и не причиняя страданий другим, склонен сотрудничать и находить компромиссы. В нем больше этичных принципов, чем эгоистических порывов.

Человек, который занимается самоусовершенствованием, делает это лично для себя, соответственно другие люди в это не вмешиваются. Но в этом самоусовершенствовании он может зайти очень далеко, может начать учить других, как нужно жить, тут уже смывается немного грань между разумным эгоизмом и обычным.

Эгоизм антоним к этому слову альтруист. Разумный эгоизм – это также альтруизм.

Пример разумного эгоизма. Когда человек делает бескорыстную полезную деятельность, в результате получается радость и счастье. Поскольку на это счастье и рассчитывалось, то человек, который сделал этот поступок, также проявляет радость, значит, цель достигнута. Всем от этого только хорошо.

Каждый человек действительно в некоторой степени эгоист, поскольку он должен каждый день о себе заботиться: есть, спать, одеваться, зарабатывать деньги, тратить их в первую очередь на себя. Это абсолютный разумный эгоизм. Работа над своим телом, развитие своего мозга, работа над своей духовной сущностью – это также разумный эгоизм, который дает благо всем.

Примеры эгоизма

Каждый человек может назвать примеры эгоизма из жизни своих близких, или собственной. Практически каждый человек имеет в круге знакомых такого ярого эгоиста. Его стразу можно вычислить, он в принципе и не скрывается, а наоборот, старается быть у всех на виду.

Эгоист очень расчетливый человек, он прежде чем возьмется за дело, подумает насколько оно ему выгодно, каких плодов ему принесет его участие и, взвесив все плюсы и минусы, он соглашается на дело или нет. Быстрых решений он в деле не принимает.

Практически все разговоры с ним будут так или иначе, но обязательно сводится к его личности, обсуждению его успешного прошлого и удачливости в теперешнем времени. Эгоист признает существование только своего мнения. Он даже представить себе не может, что мнение окружающих, даже намного более опытных людей, чем он сам является, может быть верным.

Если обстоятельства заставляют, он сможет найти выход из положения, но только за счет усилий других, или совсем несправедливо обвиняет их. Его совершенно не интересуют интриги или проблемы других, он живет себе спокойно, пока ничего его не затрагивает.

Примеры эгоизма из жизни. Владея техниками манипулирования, заставляет других уступать ему. Если ему предлагают компромисс, он отказывается от него и ждет, когда человек сдастся. Эгоистичные личности часто любят раздавать советы о том, как правильно жить, хотя сами далеко не являются образцами для подражания. В любом деле находят выгоду, или откровенно без задних мыслей требует ее. Можно также привести примеры эгоизма из жизни за характерными внешними особенностями данного типа людей.

Проявления эгоизма. Эгоиста очень заботит его внешность, он смотрит на себя и любуется. И чтобы все время быть для себя красивым, ну и для других тоже, ему необходимо много времени уделять внимание себе перед зеркалом. Почти всегда эгоисты – это самые привлекательные люди, зацикленные на своем теле, они не могут налюбоваться своей внешностью и знают, что нравятся другим. Чтобы красивую внешность подчеркнуть, они одеваются очень стильно, иногда, даже эпатажно. Эгоистичная личность всегда старается произвести хорошее впечатление, поэтому в своем поведении пользуется хорошими манерами, старается создать впечатление воспитанного человека. Также эгоистичного человека среди других выделяет его лексикон, он рябит фразами: «цель оправдывает средства», «мне все можно», «я намного лучше», «я самый…», «у меня», «я хочу», «для меня» и так далее.

Эгоизм в жизни. Эгоистичные личности могут применить особенности своего характера, работая во властных структурах, милиции, военном деле, бизнесе, косметологии.

Примеры эгоизма в литературе.  Скарлетт  «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, Вронский «Анна Каренина» Л. Толстой,  Дориан Грей «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда и другие.

Очень известным и ярким примером эгоизма может послужить Грушницкий «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов. Сам автор считает, что Грушницкий низкий и фальшивый. Герой делает все наперекор самому себе. Он желает чувствовать то, чего не может ощутить, старается чего-то добиться, но не того, что ему поистине нужно.

Он желает, чтобы его ранили, хочет быть просто солдатом, который вместе с тем, несчастлив в любви, хочет приходить в отчаяние. Он мечтает об этом, но судьба распоряжается по-другому, уберегая его душу от жизненных потрясений. Если бы он влюбился, а девушка не ответила взаимностью, он бы разочаровался в любви и навсегда закрыл свое сердце. Он так желал стать офицером, но получив известие о производстве, навсегда забрасывает свой прежний костюм, который так любил, как оказалось на словах.

Примеры проявления эгоизма показывают, что проблема существует, и много людей стает несчастными из-за собственной неразумности. И если опамятоваться, посмотреть на свою жизнь и вынести из нее урок, то можно измениться, избавиться от эгоизма, поскольку счастья он не сулит, а только разбивает человеческие сердца и судьбы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н. А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Понимание эгоцентризма у детей — быть родителем

На второй стадии развития, в возрасте от 2 до 7 лет, дети, вероятно, проявляют признаки эгоцентрического поведения. У них есть перспектива смотреть на вещи, и по их собственному наблюдению они извлекают разные контексты из разных ситуаций. Ребенок не понимает, что чужое мнение может отличаться от его восприятия. С помощью этой статьи мы стремимся помочь родителям в понимании поведения эгоцентризма у детей.

Если ребенок во что-то верит и думает, что все остальные тоже должны в это верить, то такой тип мышления называется эгоцентрическим. Как родитель, такое поведение детей может быть очень тревожным, но вы будете удивлены, узнав, что это довольно распространенное явление.

В этой статье

  • Что такое эгоцентризм?
  • Примеры эгоцентризма у детей
  • Как вести себя с эгоцентричными детьми?
  • Некоторые шаги, которые могут помочь эгоцентричным детям

Что такое эгоцентризм?

Эгоцентризм — это когда человек думает о себе и заботится только о своих потребностях, желаниях и воззрениях. Этот тип поведения наблюдается у детей, но довольно часто встречается и у взрослых. Эгоцентричные дети имеют тенденцию быть эгоцентричными, корыстными и эгоцентричными.
В возрасте от 2 до 7 лет у детей проявляется эгоцентрическое поведение, которое постепенно стихает по мере взросления ребенка. Эгоцентризм влияет на восприятие ребенка. Эгоцентричному человеку трудно усваивать или признавать точку зрения других, или, говоря простым языком, мы можем сказать, что он не видит точку зрения других.

В лексиконе эгоцентричных детей вы обнаружите, что выражения «Нет», «Я», «Мой» и «Мой» преобладают. Эгоцентризм у ребенка — это процесс любви и открытия себя через любовь к другим, когда они для всех остальных являются центром вселенной. Если ребенку нравится клубника больше, чем апельсины, он поймет, что и все остальные любят клубнику больше, чем любые другие фрукты. Если кто-то скажет, что любит апельсины или бананы вместо клубники, это может показаться ему совершенно абсурдным и неправильным.

Примеры эгоцентризма у детей

Эгоцентризм ребенка – это его естественное поведение. Со временем они начинают понимать и точки зрения других. Давайте рассмотрим простой пример эгоцентрического поведения у детей. Вы играете в прятки или прятки в детстве или со своими детьми. Если ваш ребенок прячется в одеяле над кроватью и думает, что спрятался от вас, так как не может вас видеть, это пример эгоцентрического поведения. Ребенок не в состоянии понять, что вы можете видеть их спрятанными внутри одеяла. Эгоцентризм — беда, если это поведение определяет важные поступки ребенка.

Ребенок с эгоцентричным мышлением будет властным и собственническим в отношении своих вещей. Трудность в обмене также является частью их эгоцентрического поведения. Такие дети чаще всего не согласны со многими вещами. Вы можете обнаружить, что ваш ребенок отталкивает других, чтобы занять первое место в очереди. Они также могут требовать другую еду, отличную от той, которую вы или другие предлагаете им, или брать игрушку из рук другого ребенка. Некоторые дети также проявляют эгоцентризм тем, что ведут себя громко и отвлекают внимание в общественном месте.

[Читайте: чтобы ваш ребенок не избаловался]

Как вести себя с эгоцентричными детьми?

Терпение, спокойствие и последовательность позволяют очень хорошо справляться с эгоцентрической натурой детей. Несмотря на то, что ваш ребенок проходит стадию развития, этот тип поведения нельзя игнорировать. Как родитель, вы должны позаботиться об удовлетворении их рациональных потребностей и игнорировать их иррациональные требования. Не поощряйте властное отношение вашего ребенка. Разговор и обмен своими чувствами с детьми и выслушивание их взглядов могут быть очень полезными для борьбы с их эгоцентричной натурой. Людям не нужно учиться любить других, это естественно. Как родитель, вы должны заботиться о том, чтобы развивать их естественную способность любить и уважать окружающих.

[Читать: Как эффективно сказать «НЕТ» своему ребенку?]

Некоторые шаги, которые могут помочь эгоцентричным детям

Вот несколько шагов, которые помогут справиться с эгоцентричными детьми.

1. Установите пределы

Установка ограничений может быть трудной для родителей, но от этого никуда не деться. Поддаваться истерикам вашего малыша — неправильный подход, и должно быть твердое «Нет» тому, что неправильно или не требуется.

2. Поощряйте принятие решений

Позвольте вашему малышу участвовать в обсуждениях и спрашивайте его мнение о вещах, которые касаются его и его окружения.

3. Вовлекайте вашего ребенка в дружеские отношения и игры

Позвольте вашему дошкольнику общаться с другими детьми и строить отношения. Дети склонны терять эгоцентризм, когда видят, что у их друзей другие взгляды, что заставляет их понимать реалии.

4. Наблюдайте и слушайте их разговоры с самим собой

Это даст вам представление об их мыслях, и вы будете лучше подготовлены к действиям, чтобы справиться с этим.

5. Поощряйте открытые разговоры

Предоставьте ребенку широкие возможности исследовать, обсуждать и обмениваться идеями. Кроме того, приветствуйте открытые разговоры с ними.

Если вы думаете, что эгоцентризм не так распространен у взрослых, как у детей, то вы ошибаетесь. Эгоцентрическое поведение взрослых легко проследить на примерах из повседневной жизни. Если вы знакомы с компьютерами и вам очень легко обращаться с новыми технологиями, вы можете подумать, что все остальные тоже хорошо разбираются в компьютерах.

Если ваши бабушка и дедушка просят вас обучить их работе с компьютером и плохо видят буквы на клавиатуре, это может вас расстроить. Потеря терпения в такой ситуации является типом эгоцентрического поведения. Человек с эгоцентричным поведением не осознает, что его действия причиняют вред другим.

Читайте также: Советы, как научить ребенка терпению

Я, я и я: все, что вам нужно знать об эгоцентрической речи

Эгоцентрическая речь — это форма речи, которая обычно наблюдается у маленьких детей и предполагает использование ими речи без обращения к кому-либо конкретно. В следующих разделах мы узнаем больше об этой речи и поймем ее многие компоненты.

Эгоцентрическая речь — очень уникальная и интересная концепция, встречающаяся у маленьких детей. Включение слова «эго» в термин «эгоцентрический» предполагает, что оно как-то связано с «я», что, конечно же, верно. Эгоцентрическая речь – это такая речь, которая осуществляется с самим собой, не обязательно обращаясь к кому-либо конкретно. Этот вид речи встречается у очень маленьких детей, обычно в возрастной группе 3-5 лет, и говорят, что он используется как средство воспитания.0088 обучения речи, так как дети не умеют думать внутренне, а затем говорить.

Например, понаблюдайте за играющим маленьким ребенком. Вы обнаружите, что ребенок имеет тенденцию говорить сам с собой и буквально комментировать то, что он/она делает. Например, кормя куклу или играя с машинкой, они говорят что-то вроде «Сейчас я покормлю куклу» или «Сейчас машина врежется в дерево».

По мере взросления ребенка, экземпляров этой речи становится все меньше и меньше, а через год-два она совсем исчезает. Это происходит потому, что ребенок учится усваивать свои мысли, думать о том, что он хочет сказать, а затем говорить.

Теории эгоцентрической речи

Эхолалия: Этот тип речи включает повторение слов, фраз или звуков. Обычно его слышно, когда дети лепечут.

Монолог: Эта форма речи представляет собой бегущий дискурс и произносится самим собой. Обычно это наблюдается, когда дети играют, и слышны только обрывки предложений.

Коллективный (дуальный или социальный) монолог: Это происходит, когда два человека используют речь, но эта речь не имеет связи друг с другом. Например, когда двое детей сидят вместе и играют в разные игры, они могут комментировать свои собственные игры, но эта речь никак не связана друг с другом. Они просто говорят одновременно или по очереди.

Существует несколько теорий, связанных с этой концепцией, и мы подробно рассмотрим их в следующих разделах.

Теории эгоцентрической речи

Хотя теперь мы знаем, что эгоцентрическая речь составляет неотъемлемую часть детского развития (точнее, языкового развития у детей), нам также необходимо знать, что существует несколько теорий, связанных с этим понятием. . Ниже приведены две наиболее известные теории, которые более подробно освещают эту концепцию.

Теория Жана Пиаже

Жан Пиаже был известным психологом, который наблюдал за детьми и сформулировал концепцию эгоцентрической речи. Эта форма речи является частью стадий развития Пиаже. Он сказал, что когда ребенок рождается и начинает учиться говорить, у него проявляется такая форма речи, что он разговаривает сам с собой, не обращаясь ни к кому конкретно. Он также заметил, что всякий раз, когда ребенок говорит сам с собой, он почти всегда использует громкую речь.

Пиаже объяснил, что эта громкая речь «про себя» произошла потому, что ребенок еще не научился общаться . Быть общительным означало, что ему нужно было принимать во внимание точку зрения других или понимать, что говорят другие. Таким образом, он не умел эффективно общаться с другими и прибегал к эгоцентрической речи, потому что все это было для него «внутренним» — то, что «он» думал. Пиаже также сказал, что по мере того, как ребенок растет, он учится быть частью социальной арены и, таким образом, вырабатывает надлежащие средства общения. Это означало бы, что эгоцентрическая речь угаснет и заменится речью социальной.

Теория Выготского

Выготский был еще одним психологом, который наблюдал модели поведения детей, а затем вывел определенные теории о понятии эгоцентрической речи. Его точка зрения отличалась от точки зрения Пиаже.

Выготский сказал, что дети использовали эту форму речи, потому что они еще не выработали концепцию интериоризации своих мыслей . Он сказал, что ребенок еще не усвоил концепцию способности обдумывать свои мысли, дедуцировать их и , затем говорят. Он находился в процессе обучения, и поэтому постоянные инструкции, которые ему передавались, громко вербализировались, не перерабатывая их.

Выготский тоже считал, что ребенок изначально существо социальное и со временем не стал социальным. Он сказал, что все действия, в которых участвует ребенок — будь то лепет или использование слов, которые ребенок начинает произносить, когда учится говорить и общаться в первый раз, — достаточное тому доказательство. Таким образом, ребенок всегда был социальным существом.

Таким образом, он выступил против теории Пиаже, который сказал, что ребенок со временем учится быть социальным, а затем учится общаться с другими. Выготский также говорил, что эгоцентрическая речь не заменяет социальной речью, а постепенно перерастает в нее .

В последующие годы обе эти теории были объединены, и термин эгоцентрическая речь был заменен на частная речь . Это считалось более приемлемым термином.

Нравится? Поделись!

Без категорий

Получайте обновления прямо в папку «Входящие»

Подпишитесь, чтобы получать последние и лучшие статьи с нашего сайта автоматически каждую неделю (плюс-минус)… прямо в папку «Входящие».

Обновления блога

Адрес электронной почты *

8.1 Предоперационный интеллект Пиаже | Понимание ребенка в целом: пренатальное развитие через подростковый возраст

Стадия Пиаже, совпадающая с ранним детством, — это предоперационная стадия . Слово «операционный» означает «логичный», поэтому таких детей считали нелогичными. Однако они учились использовать язык или думать о мире символически. Давайте рассмотрим некоторые утверждения Пиаже о когнитивных способностях детей в этом возрасте.

8.1.1 Игра в притворство

В настоящее время любимым занятием является притворство. У игрушки есть качества, выходящие за рамки того, для чего она была разработана, и теперь ее можно использовать для обозначения персонажа или объекта, в отличие от того, что изначально задумывалось. Плюшевый мишка, например, может быть ребенком или королевой далекой страны!

Рисунок 8.2: Ребенок делает вид, что покупает товары в магазине игрушек. 302

По словам Пиаже, игра в притворство детей помогает им укрепить новые схемы, которые они разработали когнитивно. Таким образом, эта игра отражает изменения в их представлениях или мыслях. Однако дети также учатся, притворяясь и экспериментируя. Их игра не просто отражает то, чему они научились (Berk, 2007).

8.1.2 Эгоцентризм

Эгоцентризм в раннем детстве относится к склонности маленьких детей думать, что все видят вещи так же, как ребенок. Классический эксперимент Пиаже по эгоцентризму заключался в том, чтобы показать детям трехмерную модель горы и попросить их описать, что может увидеть кукла, которая смотрит на гору под другим углом. Дети склонны выбирать картинку, которая представляет их собственный взгляд, а не взгляд куклы. Тем не менее, дети, как правило, используют разные структуры предложений и словарный запас, обращаясь к ребенку младшего возраста или взрослому старшего возраста. Это свидетельствует о некоторой осведомленности о взглядах других.

Рисунок 8.3: Эксперимент Пиаже с эгоцентризмом. 303

8.1.3 Синкретизм

Синкретизм относится к склонности думать, что если два события происходят одновременно, то одно является причиной другого. Примером этого является ребенок, надевающий купальный костюм, чтобы превратить его в летнее время.

8.1.4 Анимизм

Приписывание объектам жизненных качеств называется анимизмом . Чашка жива, стул, который падает и ударяет ребенка по лодыжке, подлый, а игрушки должны оставаться дома, потому что они устали. Мультфильмы часто показывают объекты, которые кажутся живыми и приобретают реалистичные качества. Маленькие дети, кажется, действительно думают, что движущиеся объекты могут быть живыми, но после 3 лет они редко называют объекты живыми (Berk, 2007).

8.1.5 Ошибки классификации

Дооперационные дети с трудом понимают, что объект можно классифицировать более чем одним способом. Например, если показать три белые пуговицы и четыре черные пуговицы и спросить, черных пуговиц или пуговиц больше, ребенок, скорее всего, ответит, что черных пуговиц больше. По мере расширения словарного запаса ребенка и развития большего количества схем улучшается способность классифицировать объекты. 304

8.1.6 Ошибки сохранения

Сохранение относится к способности распознавать, что перемещение или перестановка материи не меняет количества. Давайте посмотрим на пример. Отец дал кусок пиццы 10-летней Кейко и еще один кусочек 3-летнему Кенни. Кусок пиццы Кенни был разрезан на пять частей, поэтому Кенни сказал сестре, что получил больше пиццы, чем она. Кенни не понимал, что разрезание пиццы на более мелкие кусочки не увеличивает общую сумму. Это произошло потому, что Кенни выставил Центрация , или сосредоточена только на одной характеристике объекта с исключением других.

Кенни сосредоточился на пяти кусках пиццы против одного куска своей сестры, хотя общая сумма была одинаковой. Кейко смогла рассмотреть несколько характеристик объекта, а не только одну. Поскольку у детей не развито это понимание сохранения, они не могут выполнять мыслительные операции.

Классический эксперимент Пиаже, связанный с консервацией, включает жидкость (Crain, 2005). Как видно ниже, ребенку показывают два стакана (как показано на рисунке а), наполненных до одного уровня, и спрашивают, одинаково ли в них стакан. Обычно ребенок соглашается, что у них одинаковая сумма. Затем исследователь переливает жидкость из одного стакана в более высокий и тонкий стакан (как показано на рис. b). Ребенка снова спрашивают, одинаково ли количество жидкости в двух стаканах. Дооперационный ребенок обычно говорит, что в более высоком стакане теперь больше жидкости, потому что он выше. Ребенок сконцентрировался на высоте стакана и не смог сохранить. 305

8.1.7 Когнитивные схемы

Как было сказано в первой главе, Пиаже считал, что в поисках когнитивного равновесия мы используем схемы (категории знаний), чтобы осмыслить мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *