Эйдетическую память как развить: Все об эйдетизме. Как развить эйдетическую зрительную память

Все об эйдетизме. Как развить эйдетическую зрительную память

Наблюдательность, проницательность, отличная зрительная память — без этих качеств в органах правопорядка, особенно в спецподразделениях, угрозыске, УБОПиКе, наркоконтроле, а также в армейской разведке делать нечего. Как же развить в себе человека, способного, словно рентген, проникать в замыслы подозреваемых и взглядом фотографировать наиболее важные в экстремальной ситуации детали? Ответ однозначен: нужно впасть в… эйдетизм! Это диковинное слово произошло от греческого «эйдос» — образ. И рассматривается как разновидность иконической (образной) памяти. Существует зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и вкусовой эйдетизм.


Эйдетические образы являются следствием инертности возбуждения центрального коркового звена того или иного анализатора (например, зрительного или слухового). Сущность зрительного эйдетизма заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед этим находился перед его глазами.

Художник–маринист Иван Константинович Айвазовский довел свою зрительную память до совершенства и писал свои картины исключительно по памяти. Французский художник Гюстав Доре точно воспроизводил в гравюре фотографию, увидев ее только один раз.

Мгновенная (иконическая) память характеризуется удержанием информации, только что воспринятой системой анализаторов (органами чувств) без ее переработки. Длительность такой памяти от 0,1 до 0,5 с. Иногда в литературе встречается другое название иконической памяти — ультракратковременная память. Процесс эйдетической памяти сознательно не контролируется, в частности, на него не влияет внимание. Способность зрительной памяти надолго запоминать зрительную информацию меняется у всех людей, однако по мере взросления у большинства она пропадает, сохраняясь в основном у представителей творческих профессий  — художников, поэтов и т.д. Сохраняют такую способность специальные периодические тренировки.

Эйдетизм не ограничивается феноменом фотографической памяти, он формирует специфический тип человека с целым набором особенностей. Немецкий психолог, специалист по изучению эйдетизма Эрик Йенш еще в 1922 году показал зависимость эйдетических образов от содержания в воде и пище калия и кальция, что дало основание для разработки учения о связи эйдетических образов с железами внутренней секреции и в первую очередь со щитовидной железой. Гормоны щитовидной железы необходимы для памяти и ума. При гипотиреозе (при дефиците этих гормонов) замедляются биохимические процессы в сером веществе мозга, клетки испытывают дефицит кислорода и питательных веществ, уменьшается количество межнейронных связей. Замечено, что эйдетизм непосредственно связан с повышенным возбуждением центральной нервной системы.

В своих трудах доктор Йенш приводит результаты исследований Штайном памяти южноамериканских индейцев: «Если бы я сам не задавал им вопросы, я никогда бы не поверил, что кто–нибудь без письменных заметок после одной–единственной поездки по реке смог составить столь полное о ней представление… У аборигена в голове была карта, более того, он точно помнил все мельчайшие события, случившиеся с ним на этом пути. ..» Ливингстон также писал об удивительной зрительной памяти туземцев, которым «достаточно один раз побывать в какой–либо местности, чтобы запомнить ее во всех подробностях». Доктор Йенш отмечал: «Впечатанная в мозг визуальная информация воспринимается не как нечто чуждое, навязанное извне, но как естественное внутреннее свойство, оно является не бременем, от которого необходимо избавиться, но одним из самых полезных качеств, которые толь- ко могут быть у человека. Она послушно следует за каждым поворотом такой подвижной и изменчивой психологической материи, как представление… Здесь главным является не столько фиксация, которая скорее нарушена, сколько непринужденное созерцание, когда свободно блуждающий взор воспринимает все мельчайшие подробности».

Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р.Лурия установил, что эйдетик не воспринимает происходящие вокруг него события, даже если речь идет о человеческой трагедии. Лурия назвал эту защитную реакцию «самоотстранение» и считал, что она отличается от феномена расщепления личности, который развивается при шизофрении.

Было установлено, что эйдетики обладают способностью эффективно развивать идеомоторные акты, например, они усилием мысли легко снимают болевые ощущения. «Эйдетики без труда могут заставить свое тело повиноваться разуму. Он (Гитлер) просто «выключал» свою руку, благодаря чему мог, не чувствуя усталости, в течение долгих часов держать ее в подобном утомительном положении (в нацистском привет- ствии)», — писал Манфред Кох–Хиллебрехт в своей книге «Homo Гитлер: психограмма диктатора».

При тренировке зрительной памяти необходимо учитывать, что наш мозг использует при чтении те же нейроны, которые работают при распознавании лиц. Поэтому те, кто умеет очень быстро проглатывать печатный текст, часто обладают плохой зрительной памятью на лица — их соответствующие нейроны мозга переориентированы на быстрое чтение. Здесь необходимо сделать выбор, что для вас важнее. К сожалению, на различных курсах быстрого чтения слушателей об этом не предупреждают.

Замечено, что зрительная память лучше всего работает в серые, дождливые дни. Согласно исследованиям, в такие дни зрительная память людей возрастает в три раза. По такой версии, глаз пытается найти яркие краски и больше акцентируется на бытовых деталях, когда не удается порадоваться яркому солнцу и синему небу. Кроме того, установлено, что зрительно лучше запоминается информация, набранная (нарисованная) черным цветом на желтом фоне. Не зря, например, знак радиационной опасности выполнен именно в этих цветах.

Выполняя различные упражнения по развитию эйдетической зрительной памяти, необходимо помнить, что это требует активации правого полушария мозга, ответственного также и за эмоциональное состояние. Поэтому после таких занятий необходимо активизировать работу левого логического полушария мозга, снизив при этом активность правого полушария. Это может быть устный счет, решение кроссвордов, математических или шахматных задач. Можно использовать и различные физические упражнения, в которых задействованы правая рука и правая стопа. Например, сжатие–разжатие пальцев правой руки и правой стопы одновременно в течение нескольких минут.

1. Взять любую фотографию или книжную иллюстрацию. Посмотреть на нее внимательно, потом закрыть глаза и постараться представить ее так, как будто вы продолжаете ее видеть. Делать так ежедневно по нескольку раз. Через некоторое время мозг научится воссоздавать запечатленную картинку с удивительной точностью.

2. Бросить на стол кучкой 4 — 5 спичек. В течение 2 — 3 секунд запомнить их расположение. Закрыть глаза и воссоздать изображение. Если не все удалось запомнить, посмотреть на них еще одну секунду и воссоздать образ точнее. Еженедельно увеличивать количество спичек на одну. Когда их количество составит 12 — 14 штук, снова начать с 4 — 5 спичек, но уже запоминать также расположение спичечных головок. Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листе бумаги и сличить рисунок с оригиналом. Переходить к следующему упражнению можно, когда в воображении свободно удерживается не менее 10 спичек.

Можно  вместо спичек использовать цветные счетные палочки (запоминать количество, место расположения и цвет).

3. Вам на 5 секунд предъявляют шахматную доску с расставленными на ней фигурами. Необходимо повторить данную позицию фигур на другой шахматной доске.

4. Разложить на столе 7 игральных карт (или 7 домино) рисунками («камнями») вниз. Накрыть их платком и под ним перевернуть их рисунками («камнями») вверх. Снять платок и постараться как можно быстрее запомнить их. Накрыть платком и постараться вспомнить картину и общее количество очков. Проверить результат. Постепенно увеличивать количество карт (домино).

5. Быстро провести перед глазами игральной картой и затем назвать ее масть и название. Сначала делать медленно, увеличивая скорость постепенно до тех пор, пока будет достаточно бросить беглый взгляд на карту. Можно использовать домино.

6. Взять две колоды карт. Из одной колоды выбрать семь любых карт и выложить их перед собой. Постараться как можно быстрее их запомнить. Затем отвернуться от них, достать из другой колоды эти же карты и выложить их в том же порядке. Сравнить результат. Начинать можно с четырех карт, постепенно, по мере тренировки, увеличивая их количество.

7. Перемешать колоду карт и взять из нее 10 карт. Постараться запомнить точный порядок расположения этих карт. Снова перемешать колоду и через 5 минут отыскать в ней выбранные карты и сложить их по порядку.

8. Приготовить кубики, на гранях которых нарисованы цифры. Взять несколько кубиков и разложить их в беспорядке на столе перед собой. Постарайтесь запомнить положение кубиков и цифры на них. Например, вы положили четыре кубика с цифрами 1, 7, 4 и 9. Поставьте себе задачу выложить из них перед собой число 7914. Закройте глаза, четко представьте местонахождение каждого кубика и цифру на нем. Постарайтесь сразу определить по памяти местонахождение кубика с цифрой 7 и положить его перед собой. И так со всеми остальными кубиками. Постепенно увеличивайте количество кубиков.

Вместо кубиков с цифрами можно использовать кубики с разноцветными гранями и складывать их в определенном цветовом порядке. Можно исполь- зовать одновременно кубики с цифрами и цветными гранями, а также специально приготовленные одинаковые кружки/карточки с цифрами.

9. Взять обычный набор детских кубиков для складывания из них картинок. Обычно это 6 кубиков. Положить кубики одной картинкой вверх, в произвольном порядке. Посмотреть на картинки в течение одной минуты, запомнить картинки в отдельности и положение кубиков на столе. Закрыть глаза и попробовать сложить картинку с закрытыми глазами. Открыть глаза и проверить результат.

10. Изученную вещь (сначала простую) попробовать нарисовать по памяти. Затем определить, что вы забыли нарисовать.

11. Выбрать любой закрытый ящик письменного стола или шкафа, где хранятся самые разнообразные предметы. Сделать глубокий вдох, выдохнуть и расслабиться. Включить таймер, открыть ящик и рассматривать содержимое 15 секунд. Закрыть ящик. Взять лист бумаги и записать все находившиеся в ящике предметы, которые сможете вспомнить.

12. Зайти в незнакомую комнату, через 15 секунд закрыть глаза и затем попытаться вспомнить все, что вы увидели.

13. Сесть за стол и положить перед собой закрытую книгу или журнал с большим количеством цветных фотографий и иллюстраций («Спецназ» как раз отлично подойдет! — Прим. ред.). Закрыть глаза и открыть любую страницу наугад. Продолжая держать глаза закрытыми, склонить голову к странице, которую вы только что открыли. Затем быстро открыть и закрыть глаза три раза подряд, оставив их в конце закрытыми, словно ваши глаза — это скоростной затвор фотокамеры, снимающей страницу. Представить с закрытыми глазами  увиденную картинку.

14. Зрительную память можно также тренировать на прогулке или в общественном транспорте. Бросить короткий взгляд на прохожего или какой–либо предмет, закрыть глаза и постараться ярко и четко увидеть объект в течение 2 — 7 секунд. Проверить результат.

15. Пять — семь различных предметов разместить в разных положениях: положить, поставить на бок, приставить их друг к другу, поместить один на другой и т.д. После предъявления в течение 20 секунд испытуемый должен сказать, в каком положении находится выбранный предмет.

16. Взять картинку или фото с изображением незнакомой комнаты. Внимательно рассмотреть в течение одной минуты и постараться как можно подробнее запомнить изображение. При запоминании вида комнаты сначала запоминать то, что стоит на полу, а потом то, что на стенах, и затем — какова обстановка.

17. Если сейчас подойти к окну, то что вы увидите? Сказать по памяти. Описать по памяти подробно свою квартиру, комнату.

18. Кто–то быстро читает какой–нибудь текст «задом наперед», а слушатели должны быстро записать слова текста правильно. Можно самостоятельно, закрыв глаза, мысленно читать слова наоборот. Например, «дорогвоН — Новгород». Для этого необходимо зрительно представить слово.

19. Взять один из заранее заготовленных листов с группой цифр. Например, расположив в три ряда следующие цифры: 3 6 8 (первый ряд), 5 7 2 (второй ряд), 4 8 6 (третий ряд). Внимательно посмотрите на лист и запомните цифры и их положение на листе. Отложите лист с цифрами в сторону и ответьте на вопросы:

— сумма второй цифры в первом ряду и второй цифры в третьем ряду;

— сумма третьей цифры во втором ряду и первой цифры в третьем ряду;

— разница последней цифры в третьем ряду и первой цифры в первом ряду;

— сумма вторых цифр в каждом ряду;

— сумма первых и третьих цифр в каждом ряду.

В дальнейшем можно увеличивать количество цифр и вопросов. Чтобы суметь выполнить это упражнение, необходимо иметь хорошо развитую зрительную память, так как при простом запоминании групп цифр новая информация будет вытеснять из памяти многозначное число, которое вы запомнили. В этом поможет мысленное представление «картины» записанного числа.

20. Взять два «одинаковых» рисунка с некоторыми отличиями. Вначале рассмотреть и запомнить первый рисунок (30 — 50 секунд), затем второй; после чего необходимо найти различия по памяти и выписать их на листке.

21. В течение 10 — 20 секунд рассматривать картинку с различными предметами, стоящими на столе. Убрать картинку и попытаться вспомнить, в какой последовательности предметы упали бы со стола, если его наклонить в ту или иную сторону. Написать порядок падающих предметов на листке. Можно использовать разноцветные кубики.

22. К специальным упражне ниям на развитие зрительного воображения можно также отнести: складывание паззлов; мысленное прокручивание увиденного фильма или телепередачи; проходя по улице, представить картину улицы за спиной, повернуться и проверить результат.

Александр ЛИТВИНОВ (Тверь), автор программы «Система развития индивидуальных актуальных способностей» —  для «Журнала специального назначения»

Эйдетическая память – что это такое в психологии

Эйдетическая память в психологии – это способность в деталях запоминать и воспроизводить изображения, ситуации из жизни. По-другому этот тип называют фотографической памятью или феноменальной зрительной памятью. Многие люди хотели бы обладать ею. Однако не каждый человек знает, что в психологии так и нет единого мнения о том, что это такое эйдетическая память – норма или отклонение. Давайте попробуем разобраться в том, что такое эйдетическая память и как ее развить. Нужно ли это делать и что такое эйдетика.

Содержание

  • Определение понятия
  • Развитие
  • Степени эйдетической памяти
  • Тренировка эйдетической памяти
    • У детей
    • У взрослых
  • Примеры эйдетической памяти
  • Известные люди с эйдетической памятью
  • Заключение

Определение понятия

Эйдетизм – это способность точно и детально описывать те образы и ситуации, которые остались в прошлом. Причем речь идет о зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных образах. Кто исследовал и описал вид эйдетической памяти? Свой вклад внесли М. П. Кононова,  П. П. Блонский,  Н.  Д. Шрейдер,  С. Л. Рубинштейн,  Артемов, Страхов, Э. Йенш, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. Но впервые феномен был описан сербским ученым В. Урбанчичем (1907 год).

Эйдетическая память – это особый тип образной памяти, который позволяет моментально запоминать любые образы. Название образовано от греческого слова εἶδος, что в переводе означает «образ, внешность». Человеку с такой памятью достаточно один раз посмотреть на картину, и потом он сможет детально описать увиденное.

Например, студент с фотографической памятью может один раз посмотреть на доску и потом по памяти воспроизвести формулу в тетради во время контрольной работы. Или человек с такой особенностью памяти смотрит на страницу книги и потом воспроизводит текст по памяти с точностью до слова.

Кроме этого, эйдетик способен по одному визуальному образу снова переживать тактильные и обонятельные ощущения, слышать звуки. Причем последующее проигрывание ситуаций из прошлого ничем не отличается от первичного реального проживания.

Вот как выглядит механизм работы фотографической памяти:

  1. Человек увидел картинку (событие из жизни, кадр из фильма, лекцию на доске и т.д.) и запомнил ее в общем.
  2. Чуть позже в памяти отложились сопутствующие образы: звуки, цвета, фоновые изображения, отдельные действия участников (человек и сам не заметил этого). Фотографическая память срабатывает только в том случае, если у индивида просыпается искренний и сильный интерес к чему-то, если что-то впечатлило его.
  3. В дальнейшем человек описывает все, что увидел. Он идет от общего к частному. Эйдетики запоминают такие детали, которые не заметил бы никто другой. Например, описывая аварию, они назовут цвет глаз водителя, одежду пострадавшего, родинки и шрамы на участниках и т.п. Эйдетики помнят все это не только спустя несколько минут после случившегося, но и спустя годы.

Важно! Суть эйдетизма в том, что человек не осмысливает увиденное, он просто «фотографирует» картинку и потом воспроизводит ее. Все происходит само собой, непроизвольно.

Способность в виде эйдетической памяти имеет и свои минусы. Человек запоминает в деталях все важные события из жизни, в том числе неприятные, травмирующие. Кроме этого, часто у эйдетика наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере. Человек словно превращается в компьютер. А если мы говорим о врожденной фотографической памяти, то в большинстве случаев она сочетается с отклонениями в развитии. Например, многие дети с аутизмом обладают эйдетической памятью.

Развитие

Фотографическая память бывает врожденной и приобретенной. В первом случае это обусловлено аномалиями развития головного мозга. Во втором случае это связано с целенаправленной работой. Эйдетика – так называется наука о развитии эйдетической памяти. Психологи выделяют несколько подходов к развитию эйдетической памяти.

По методу Айвазовского:

  1. Выберите предмет, вещь или объект. Живое или неживое, главное – не абстрактное.
  2. В течение пары минут внимательно изучайте объект, вникайте в каждую мелочь, наблюдайте за ним.
  3. Закройте глаза, постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира, шумов. Представьте перед собой этот образ. Повторите те подробности, которые вы заметили, мысленно нарисуйте их перед собой.
  4. Откройте глаза и сравните реальный объект и тот, что вы воспроизвели. Есть существенные отличия?
  5. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не сможете максимально точно визуализировать объект.
  6. Постепенно усложняйте себе задачу, например, сокращайте время на изучение объекта.

Нейробика (аэробика для мозга):

  1. Регулярно меняйте маршрут до привычного места. Например, до работы или кафе, в котором регулярно обедаете. Старайтесь внимательно изучать маршруты и запоминать их.
  2. Делайте привычные вещи левой рукой (если вы левша – правой). Например, попробуйте держать в левой руке зубную щетку, ложку, ручку.
  3. Смотрите телевизор без звука. Старайтесь по общей атмосфере, обстановке, жестам и движениям понять, о чем идет речь.

Эйдетика помогает не только в развитии фотографической памяти, но и в укреплении памяти как таковой. А также при помощи тренировок можно предотвратить появление болезни Альцгеймера, старческого слабоумия и подобных патологий.

Интересно! Врожденный эйдетизм часто связан с аутизмом, шизофренией, эпилепсией, умственной отсталостью и другими психическими отклонениями.

Степени эйдетической памяти

Развитие эйдетической памяти проходит пять стадий:

  1. Воспроизведение по памяти возможно только с закреплением образа.
  2. Воспроизведение образов без дополнительного закрепления, но это распространяется только на слабые образы.
  3. Воспроизведение более ярких образов и деталей.
  4. Непроизвольное запоминание важных образов с их дальнейшим ясным воспроизведением. На этой стадии появляются тактильные, слуховые, вкусовые, двигательные воспоминания (сенсорные модальности).
  5. Высшая степень, при которой человек все запоминает в деталях и очень ярко, ощущает все события прошлого как в настоящем.

В последнем случае принято выделять еще два типа памяти: В и Т. К первой группе относятся те воспоминания, которые человек контролирует, сам вызывает из глубин памяти. Образы из группы Т не поддаются контролю личности, всплывают хаотично в любом месте и в любое время.

Интересно! Воспоминания из группы Т иногда превращаются в галлюцинации.

Тренировка эйдетической памяти

Можно ли стать эйдетиком? Да, фотографическую память можно тренировать и развивать. Однако упражнения для детей и взрослых будут несколько отличаться.

У детей

В каком возрасте появляется эйдетическая память? В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте. Поэтому оптимальный возраст для тренировки эйдетической памяти у детей – 3 – 7 лет. В противном случае эйдетическая память будет заменена причинно-следственным запоминанием. А тут уже не до детальных образов. Однако согласно другим исследованиям пик эйдетизма приходится на 11–16 лет. Оптимальное решение – тренировать память с раннего детства и всю жизнь.

Итак, какие упражнения подойдут:

  1. Зрительная прорисовка. Ребенку предлагают ответить на вопрос «На что похожа цифра или буква?» и дорисовать этот образ. Например, буква В похожа на парус кораблика, а цифра 3 – на змею. Важно не ограничивать ребенка – пусть придумывает даже необычные образы, фантастических животных.
  2. Мысленная прорисовка. Ребенку предлагают запомнить какой-то стих, но при запоминании он должен представлять все то, о чем рассказывает. Родители могут максимально помогать, например, брызнуть на руку ребенка немного воды, если в стихотворении идет речь о реке.

Если эти упражнения ориентированы на старших дошколят и младших школьников, то другим детям подойдут универсальные техники. Например, игра «Найди 10 отличий» или такая игра:

  • минуту ребенок внимательно разглядывает комнату, затем выходит за дверь;
  • во время отсутствия игрока другие участники (одноклассники, родители, друзья – кто угодно) что-то меняют в обстановке помещения или в себе, например, обмениваются с кем-то одеждой;
  • игрок возвращается и должен назвать все изменения.

Важное условие игры: нужно максимально сохранить первичные условия картинки, которую запомнил игрок. То есть, например, позы участников должны быть теми же. Если кто-то сядет по-другому, то это уже считается изменением.

У взрослых

Тренировать память можно и нужно на протяжении всей жизни, причем важно уделять внимание всем видам памяти и делать разные упражнения. Здесь действует тот же принцип, что в спорте: чтобы все мышцы росли, нужно постоянно увеличивать нагрузку и менять комплекс упражнений.

Итак, упражнения для тренировки эйдетической памяти у взрослых:

  1. Выходя куда-либо из дома, будь то дорога до работы, выход в магазин или прогулка, считайте встречающиеся дома, окна, машины, деревья. Изучайте их цвет, форму, другие особенности. В следующий раз воспроизводите это по памяти: «Ага, сейчас будет красный дом, он пятый на этой улице». И сравнивайте свои ответы с реальностью. Это упражнение имеет еще и дополнительную пользу – развивает осознанность. Обращаете ли вы внимание на повседневные мелочи или большую часть жизни двигаетесь на автопилоте? Думаю, второе. А это упражнение научит вас жить здесь и сейчас.
  2. Тренируйтесь с текстами. Для этого понадобится помощник. Распечатайте любой понятный вам текст на альбомном листе. Внимательно прочитайте его. Попросите знакомого добавить в текст пару-тройку логических предложений или слов и снова распечатать его. Прочитайте новый текст, постарайтесь найти лишние слова и выражения.
  3. Каждый раз, когда пытаетесь запомнить какую-то информацию, представляйте ее в образах. Подбирайте самые необычные ассоциации. Придумывайте что-то фантастическое.
  4. Для общего развития внимания, памяти, интеллекта и креативного мышления полезно читать слова и предложения задом наперед.

Важно! Эйдетика – основное средство развития и укрепления памяти. В качестве вспомогательных средств психологи рекомендуют отказаться от вредных привычек, освоить техники саморегуляции, научиться бороться со стрессом, заниматься спортом и систематически нагружать мозг (кроссворды, задачи, ребусы и т.д.).

Примеры эйдетической памяти

Феноменальной памятью обладал Вольфганг Амадей Моцарт. В три года он запоминал то, что играли его отец и сестра, а потом воспроизводил это с точностью до мелочей. Еще известен случай, когда Моцарт был в Сикстинской капелле и запомнил сложнейшее произведение. Придя домой, он записал его. Оригинальные ноты этого произведения хранились в секретном месте. При дальнейшем сравнении записей Моцарта и оригинала было установлено их полное совпадение.

Еще один известный композитор Сергей Рахманинов обладал эйдетической памятью. Однажды в дом к его родителям пришел другой композитор – Александр Глазунов. Он презентовал свое новое произведение. Какого же было удивление Глазунова и всех присутствующих, когда сразу после этого за рояль сел Рахманинов и повторил все с точностью до ноты.

Еще один яркий пример эйдетической памяти – отечественный шахматист Александр Алехин. В 1934 году он стал победителем соревнований по играм вслепую. Кроме этого, шахматист пошагово помнил каждую из сыгранных им за всю жизнь партий. Это не единственная способность Александра. Он мог после первого прочтения запомнить 10 и более страниц, отлично запоминал и распознавал лица, знал шесть языков. В беседе с другими людьми он называл такие детали и ситуации, о которых не помнили сами собеседники. Александр запоминал каждую мелочь, его образы были очень яркими.

Известные люди с эйдетической памятью

История знает немало примеров людей с врожденной или приобретенной эйдетической памятью. Вот лишь некоторые из них:

  1. Т. Рузвельт. Каждый день тренировал память и читал по три книги.
  2. Н. Тесла. С детства отличался феноменальной памятью.
  3. Иоанн Павел II. Знал 21 язык и 100 диалектов.
  4. Ким Пик. Простой, но в тоже время необычный житель Америки. Ким читал параллельно две страницы и тут же запоминал прочитанное.
  5. Фердинанд Маркос. Он запоминал, воспроизводил или пересказывал текст любой сложности и объема.
  6. Юлий Цезарь. Обладал отличной памятью на лица, знал всех солдат.
  7. Мэрил Хеннер. Еще одна обычная, но уникальная жительница Америки, которая детально помнила все свое детство.
  8. Мэри Элизабет Боузер. Легендарная разведчица, которая запоминала и в точности передавала всю выведанную информацию.

Заключение

Многие люди мечтают обладать эйдетической памятью, чтобы стать самым лучшим специалистом на работе или всемирно известным человеком. Однако мало кто знает или учитывает, что врожденный эйдетизм практически всегда связан с определенными психическими отклонениями, а приобретенный эйдетизм редко достигает уровня гениальности.

Это не означает, что эйдетика бесполезна. Тренируйте свою память и не отказывайтесь от мечты. При регулярном выполнении описанных в статье упражнений можно заметно улучшить память и действительно стать одним из лучших специалистов в своем деле. А что касается врожденного эйдетизма, то его природа так и не изучена до конца. Исследователи продолжают ломать голову над этим удивительным феноменом, ища ему научное объяснение.

Как получить фотографическую память: возможно ли это вообще?

Неясно, реальна ли фотографическая память, и хотя она может быть недостижимой, умственные упражнения и изменение образа жизни могут улучшить общую память человека.

Разум умеет обрабатывать и хранить важную визуальную информацию. В то время как большинство людей способны вспоминать отдельные части увиденного, люди с фотографической памятью утверждают, что навсегда помнят целые сцены с мельчайшими подробностями. Они могут сделать это, увидев изображение лишь на короткое время.

Память и память трудно измерить в научных условиях. Из-за этого в настоящее время нет убедительных доказательств того, что фотографическая память реальна.

Люди, которые считают, что обладают фотографической памятью, говорят, что могут смотреть на изображение или сцену и запоминать ее целиком — как сохранять полную мысленную картину. Неясно, связано ли это с разницей в возможностях памяти или со случаем усиленного визуального обучения.

Хотя мы знаем, что мозг обладает способностью сохранять визуальные долговременные воспоминания, трудно оценить, насколько хороша зрительная память человека.

Некоторые люди используют термины «фотографическая память» и «эйдетическая память» как синонимы, но это два разных явления. Люди, которые считают, что у них есть фотографическая память, говорят, что могут вспоминать визуальные образы в течение очень длительного периода времени или постоянно, без каких-либо изменений в деталях.

Большинство других людей способны оценивать зрительные образы и вспоминать их, как только отводят взгляд. Люди называют это эйдетической памятью.

Как долго люди могут вспомнить изображение и до какой степени детализации зависит от человека.

Люди, утверждающие, что обладают фотографической памятью, могут хранить большое количество визуальной информации почти бесконечно долго после небольших зрительных экспозиций. Точная причина этого неясна.

Исследования показали, что мозг может обрабатывать изображения и сохранять их в своих системах долговременной памяти даже после кратковременного воздействия. Скорость долговременной памяти изображений также увеличивается, когда человек видит один и тот же объект или сцену несколько раз. Люди с фотографической памятью могут хранить больше информации в своей долговременной памяти.

Существуют и другие формы кратковременной зрительной памяти. Например, зрительная рабочая память является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Разум может хранить информацию от визуальных стимулов, что позволяет нам рассказывать о соответствующих действиях. Однако наша зрительная рабочая память может хранить только небольшое количество зрительных данных.

Системы памяти Iconic могут хранить большие объемы визуальных данных, но только в течение небольшого промежутка времени. Например, человек может смотреть на картину и сразу же вспоминать ее композицию, но со временем забывает детали. Так обстоит дело с эйдетической памятью.

Нет никаких научных доказательств того, что вы можете натренировать свою память, чтобы она стала фотографической. Тем не менее, есть изменения в образе жизни и диете, которые могут улучшить вашу общую рабочую память.

Упражнения

Регулярные физические упражнения могут улучшить рабочую память, а также принести множество других преимуществ для здоровья.

Обзор 2021 года показал, что выполнение 45-60 минут умеренных упражнений 3 раза в неделю в течение более 6 месяцев может эффективно улучшить рабочую память пожилых людей.

Внимательность

Тренировка внимательности может помочь людям улучшить внимание и рабочую память.

Например, исследование студентов колледжа, проведенное в 2021 году, показало, что определенные техники медитации могут улучшить функцию кратковременной памяти и внимание.

Омега-3

Омега-3 жирные кислоты играют важную роль в работе мозга, включая память.

Рандомизированное клиническое исследование 2022 года показало, что добавки омега-3, каротиноидов и витамина Е могут улучшить рабочую память у пожилых людей. Исследование 2016 года показало, что добавки с омега-3 сами по себе могут улучшить общую функцию памяти у пожилых здоровых людей.

Узнайте больше о влиянии омега-3 на мозг здесь.

Поддержание активности мозга — лучший способ улучшить память.

Попробуйте мнемонические системы

Мнемоники используют образцы ассоциаций, букв, изображений или идей, чтобы помочь вам что-то запомнить.

Простая мнемоническая система может состоять в том, чтобы рифмовать имя человека, которого вы только что встретили, со словом, которое вы легко можете вспомнить. Затем вы запомните это слово, когда захотите назвать имя человека.

Некоторые мнемонические системы включают:

  • Метод локусов: Эта стратегия улучшения памяти восходит к временам Римской империи и также известна как дворец памяти. Чтобы попробовать, выполните следующие действия:
    • Подумайте о том, что вы хотите запомнить, и создайте визуальный образ этого.
    • Создайте ассоциацию с вещью, которую хотите запомнить. Например, если вы хотите запомнить адрес, визуализируйте написанный адрес на входной двери, который вы визуализируете в мельчайших деталях, включая цвет, дверной молоток и любые другие образы.
    • Когда вы захотите вспомнить настоящий адрес, визуализируйте входную дверь, и адрес должен всплыть в вашей памяти.
    • Некоторые люди считают, что эта система работает лучше всего, если образы, которые они вызывают, экстремальны, иррациональны, причудливы, глупы или забавны.
  • Система привязки: Эта система связывает хорошо известные вам вещи, например, алфавит, с теми, которые вы хотите запомнить. Он работает путем создания ассоциации или напоминания. Для этого:
    • Создайте мысленный образ колышка с буквой или цифрой на нем.
    • Затем повесьте на него то, что хотите запомнить.

Другие средства для улучшения памяти

Другие советы по улучшению памяти:

  • изучение нового языка
  • решение головоломок
  • достаточное количество сна
  • чтение книг, газет s и журнальные статьи — чем сложнее, тем лучше
  • Каждый день добавляйте хотя бы одно словарное слово в свой репертуар

Откройте для себя 14 естественных способов улучшить свою память здесь.

Наука не смогла доказать существование настоящей фотографической памяти. Возможно, что некоторые дети демонстрируют тип воспоминаний фотографической памяти, известный как эйдетическая память, но это окончательно не доказано.

Хотя, возможно, невозможно обучить свой мозг фотографической памяти, вы можете улучшить свою память с помощью мнемотехники и других методов. Простые вещи, такие как сон и физические упражнения, также помогают улучшить память.

Как получить фотографическую память: возможно ли это?

Неясно, реальна ли фотографическая память, и хотя она может быть недостижимой, умственные упражнения и изменение образа жизни могут улучшить общую память человека.

Разум умеет обрабатывать и хранить важную визуальную информацию. В то время как большинство людей способны вспоминать отдельные части увиденного, люди с фотографической памятью утверждают, что навсегда помнят целые сцены с мельчайшими подробностями. Они могут сделать это, увидев изображение лишь на короткое время.

Память и воспоминание трудно измерить в научных условиях. Из-за этого в настоящее время нет убедительных доказательств того, что фотографическая память реальна.

Люди, которые считают, что обладают фотографической памятью, говорят, что могут смотреть на изображение или сцену и запоминать ее целиком — как сохранять полную мысленную картину. Неясно, связано ли это с разницей в возможностях памяти или со случаем усиленного визуального обучения.

Хотя мы знаем, что мозг обладает способностью сохранять визуальные долговременные воспоминания, трудно оценить, насколько хороша зрительная память человека.

Некоторые люди используют термины «фотографическая память» и «эйдетическая память» как синонимы, но это два разных явления. Люди, которые считают, что у них есть фотографическая память, говорят, что могут вспоминать визуальные образы в течение очень длительного периода времени или постоянно, без каких-либо изменений в деталях.

Большинство других людей способны оценивать зрительные образы и вспоминать их, как только отводят взгляд. Люди называют это эйдетической памятью.

Как долго люди могут вспомнить изображение и до какой степени детализации зависит от человека.

Люди, утверждающие, что обладают фотографической памятью, могут хранить большое количество визуальной информации почти бесконечно долго после небольших зрительных экспозиций. Точная причина этого неясна.

Исследования показали, что мозг может обрабатывать изображения и сохранять их в своих системах долговременной памяти даже после кратковременного воздействия. Скорость долговременной памяти изображений также увеличивается, когда человек видит один и тот же объект или сцену несколько раз. Люди с фотографической памятью могут хранить больше информации в своей долговременной памяти.

Существуют и другие формы кратковременной зрительной памяти. Например, зрительная рабочая память является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Разум может хранить информацию от визуальных стимулов, что позволяет нам рассказывать о соответствующих действиях. Однако наша зрительная рабочая память может хранить только небольшое количество зрительных данных.

Системы памяти Iconic могут хранить большие объемы визуальных данных, но только в течение небольшого промежутка времени. Например, человек может смотреть на картину и сразу же вспоминать ее композицию, но со временем забывает детали. Так обстоит дело с эйдетической памятью.

Нет никаких научных доказательств того, что вы можете натренировать свою память, чтобы она стала фотографической. Тем не менее, есть изменения в образе жизни и диете, которые могут улучшить вашу общую рабочую память.

Упражнения

Регулярные физические упражнения могут улучшить рабочую память, а также принести множество других преимуществ для здоровья.

Обзор 2021 года показал, что выполнение 45-60 минут умеренных упражнений 3 раза в неделю в течение более 6 месяцев может эффективно улучшить рабочую память пожилых людей.

Внимательность

Тренировка внимательности может помочь людям улучшить внимание и рабочую память.

Например, исследование студентов колледжа, проведенное в 2021 году, показало, что определенные техники медитации могут улучшить функцию кратковременной памяти и внимание.

Омега-3

Омега-3 жирные кислоты играют важную роль в работе мозга, включая память.

Рандомизированное клиническое исследование 2022 года показало, что добавки омега-3, каротиноидов и витамина Е могут улучшить рабочую память у пожилых людей. Исследование 2016 года показало, что добавки с омега-3 сами по себе могут улучшить общую функцию памяти у пожилых здоровых людей.

Узнайте больше о влиянии омега-3 на мозг здесь.

Поддержание активности мозга — лучший способ улучшить память.

Попробуйте мнемонические системы

Мнемоники используют образцы ассоциаций, букв, изображений или идей, чтобы помочь вам что-то запомнить.

Простая мнемоническая система может состоять в том, чтобы рифмовать имя человека, которого вы только что встретили, со словом, которое вы легко можете вспомнить. Затем вы запомните это слово, когда захотите назвать имя человека.

Некоторые мнемонические системы включают:

  • Метод локусов: Эта стратегия улучшения памяти восходит к временам Римской империи и также известна как дворец памяти. Чтобы попробовать, выполните следующие действия:
    • Подумайте о том, что вы хотите запомнить, и создайте визуальный образ этого.
    • Создайте ассоциацию с вещью, которую хотите запомнить. Например, если вы хотите запомнить адрес, визуализируйте написанный адрес на входной двери, который вы визуализируете в мельчайших деталях, включая цвет, дверной молоток и любые другие образы.
    • Когда вы захотите вспомнить настоящий адрес, визуализируйте входную дверь, и адрес должен всплыть в вашей памяти.
    • Некоторые люди считают, что эта система работает лучше всего, если образы, которые они вызывают, экстремальны, иррациональны, причудливы, глупы или забавны.
  • Система привязки: Эта система связывает хорошо известные вам вещи, например, алфавит, с теми, которые вы хотите запомнить. Он работает путем создания ассоциации или напоминания. Для этого:
    • Создайте мысленный образ колышка с буквой или цифрой на нем.
    • Затем повесьте на него то, что хотите запомнить.

Другие средства для улучшения памяти

Другие советы по улучшению памяти:

  • изучение нового языка
  • решение головоломок
  • достаточное количество сна
  • чтение книг, газет s и журнальные статьи — чем сложнее, тем лучше
  • Каждый день добавляйте хотя бы одно словарное слово в свой репертуар

Откройте для себя 14 естественных способов улучшить свою память здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *