Эксперимент понятие в психологии: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

10 Эксперимент как метод психологического исследования

Психологический эксперимент — упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.

В широком понимании в психологический эксперимент иногда включают, кроме собственно эксперимента, такие методы исследования (наблюдение, опрос, тестирование). Однако в узком понимании (и традиционно в экспериментальной психологии) эксперимент считается самостоятельным методом.

Специфика психологического эксперимента

Психологический эксперимент во многом отличается от экспериментов в других областях науки.

В психологическом эксперименте очень трудно быть уверенным, что мы изучаем то, что мы хотим изучить.

Эксперимент, проводимый над человеком, может влиять на него так сильно, что результаты его говорят скорее о реакции на экспериментатора и эксперимент, нежели об особенностях поведения конкретного человека.

В психологическом эксперименте оказывается важна личность экспериментатора: нередко у одного экспериментатора люди показывают одни результаты, у другого — другие.

Возможности и ограничения психологического эксперимента:

Возможности:

1.Возможность выбрать момент начала события

2.Повторяемость изучаемого события

3.Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

Ограничения:

1.Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила

2.Психика обладает свойством спонтанности

3.Психика слишком непостоянна

4.Психика слишком уникальна

5.Психика — слишком сложный объект исследования

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Типы экспериментов:

1.По времени

1.1. Длительные

1.2. Кратковременные

Определение необходимой длительности эксперимента проводится в соответствии с поставленной целью.

2.По структуре

2.1. Простые

2.2. Сложные

Практически в любом эксперименте используется комплекс методов: наблюдение, опросы, изучение продуктов деятельности, организация определенных видов групповой и индивидуальной работы.

3.По целям

3.1. Формирующие

3.2. Констатирующие

Формирующий эксперимент – метод запланированного осуществления и регистрации изменений, происходящих в процессе.

Формирующий эксперимент позволяет раскрывать сущность, закономерности, механизмы, динамику, тенденции процесса.

4.По организации проведения

4.1. Лабораторные

4.2. Естественные

4.3. Комплексные

В лабораторных условиях эксперимент проводится тогда, когда необходимо использовать специальную аппаратуру.

Считается, что эксперимент проводится в естественных условиях в тех случаях, когда испытуемые чувствуют себя в привычной обстановке.

Комплексный эксперимент соответственно предполагает исследование как в специально оборудованной лаборатории, так и в повседневной обстановке.

5.По степени гласности

5.1. Открытые

5.2. Закрытые

Под открытыми понимаются такие, когда испытуемым объявляются задачи эксперимента. В случае открытого эксперимента результаты могут вольно или невольно искажаться участниками событий, поэтому и разрабатывают закрытые эксперименты.

Закрытым эксперимент бывает тогда, когда испытуемые ни о чем не догадываются.

6.По функции

6.1. Разведочный

6.2. Основной

6.3. Контрольный

Разведочный эксперимент может организовываться лишь в случае необходимости. Он предшествует основному, уточняет задачи.

За основным опять в случае необходимости может быть проведен контрольный, дополнительный эксперимент.

Контрольный эксперимент осуществляется с целью дополнительной проверки каких-либо зависимостей.

7.По логической структуре доказательства гипотезы

7.1. Линейный

7.2. Параллельный

Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной, и экспериментальной. В этом случае еще до начала эксперимента четко фиксируется все контрольные, факторные и нейтральные характеристики группы (или условия ее функционирования), и по истечении определенного, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам.

Экспериментальная психология — учебный курс

В связи с техническими работами в центре обработки данных, часть прикреплённых файлов в настоящее время недоступна.

 

скрыть

  • Автор: Вартанов А.В.
  • Год создания: 2006
  • Описание: Предназначен ля слушателей Института повышения квалификации (ИПК). Программа курса: Тема 1. Введение в предмет. 1. Методологические основы психологического исследования. Методология науки. Понятие о методе. Теоретические и эмпирические методы. Теория, модель, гипотеза. Виды теорий. Методологические подходы. 2. Особенности психологического исследования. История развития экспериментальной психологии в России и за рубежом (В.Вундт, В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев). Системный и комплексный подходы. Естественнонаучный и герменевтический методы исследования в психологии. Классификация методов психологического исследования. Самонаблюдение. Наблюдение. Эксперимент в психологии: лабораторный, естественный, эксперимент экс-пост-факто, клинический и формирующий эксперименты. Тема 2. Структура психологического эксперимента 1. Основные компоненты психологического эксперимента. Гипотеза. Нуль-гипотеза. Цель эксперимента. Инструкция испытуемому и экспериментатору. Задача испытуемому. Принятие задачи испытуемым. Обучающая серия. «Норма» эксперимента. Экспериментальный материал. Самоотчет испытуемого. 2. «Внешняя» организация эксперимента. Вербовка испытуемых: добровольность, анонимность и конфиденциальность.
    «Обратная связь» в эксперименте. Тема 3. Теория планирования психологических экспериментов. Интраиндивидуальные эксперименты. 1. Понятие о планировании экспериментов. Гипотеза исследования. Основные переменные: независимая, зависимая, дополнительная, побочная. 2. Безупречный, идеальный и “бесконечный” эксперименты, эксперимент полного соответствия. Факторы, контролируемые в этих экспериментах. 3. Внешняя и внутрення валидность. 4. Основные источники артефактов. Систематические смешение (СС) и ненадежность. Основные источники СС (факторы времени и задачи, предубеждения экспериментатора) и ненадежности. Контроль СС и надежности. 5. Интраиндивидуальный эксперимент (ИЭ). Схемы контроля факторов времени и задачи в ИЭ. Условия их адекватного применения. 6. Однородно-неоднородные и симметрично-асимметричные эффекты последовательности. Возможности контроля и выявления этих эффектов разными типами схем эксперимента. Тема 4. Внешняя и операциональная валидность экспериментов.
    1. Эксперименты, дублирующие и улучшающие мир. Соотношение внешней и внутренней валидности в этих экспериментах. 2. Проблема соответствия и ее формулировка при достижении в эксперименте внешней и операциональной валидности. Тема 5. Межгрупповые эксперименты. 1. Межгрупповой эксперимент (МЭ) и его отличия от интраиндивидуального, проведенного с членами группы испытуемых. 2. Преимущества МЭ перед интраиндивидуальным в отношении контроля фактора времени, задачи, предубеждения экспериментатора, индивидуальных различий, эффектов последовательности, ненадежности. 3. Отбор экспериментальных групп. Понятие валидности выборки испытуемых. Репрезентативность выборки. Надежность. Схемы отбора испытуемых из популяции. Экспериментальная и контрольная (референтная) группы. 4. Схемы контроля фактора индивидуальных различий в МЭ. Условия их адекватного применения. 5. Простейший экспериментальный план с одной контрольной группой и предварительным тестированием и без него.
    План Соломона. Тема 6. Лабораторные эксперименты. 1. Понятие и виды сопутствующего смешения. Чистый эксперимент и его соотношение с идеальным. 2. Специфика артефактной, расширенной и вторичной переменных. Схемы контроля сопутствующего смешения с этими переменными. 3. Ошибки первого и второго рода и способы их измерения. Факторы, влияющие на величину этих ошибок. 4. Экспериментальная и статистическая гипотезы. Нуль-гипотеза. 5. Особенности принятия третьей конкурирующей гипотезы. Тема 7. Многоуровневые эксперименты (МЭ). 1. Понятие многоуровневого эксперимента. Кроссиндивидуальные схемы: определение, принципы построения, условия адекватного применения и преимущества перед МЭ и интраиндивидуальными в отношении контроля систематического смешения и ненадежности. 2. Репрезентативность кривых и способы ее оценки в межгрупповых и интраиндивидуальных экспериментах. 3. Эффекты ряда: определение, условия возникновения и выявление методом «деления латинского квадрата с наложением».
    Тема 8. Факторные эксперименты. 1. Факторный эксперимент. Понятие, способы вычисления и графическое представление основных результатов действия и взаимодействия. Типы и порядок взаимодействия. 2. Использование факторного эксперимента для решения проблем внешней и внутренней валидности, контроля сопутствующего смешения с базисной переменной. 3. Классификация экспериментальных схем факторного эксперимента. Тема 9. Квазиэкспериментальные исследования. 1. Понятие квазиэксперимента. Основные схемы планов проведения квазиэкспериментов. 2. Корреляционное исследование: лонгитюдный план и план «временных» срезов. Эксперимент в возрастной и педагогической психологии. 3. Проблема выявления причинно-следственных связей в корреляционных исследованиях. Понятие статистического контроля. Тема 10. Обработка и интерпретация результатов психологического эксперимента. 1. Экспериментальный протокол. Регистрация поведения испытуемых. Техническое обеспечение психологических экспериментов.
    Фиксация вербального и невербального поведения. 2. Табличное и графическое представление данных. Гистограмма, полигон распределения. Простейшие статистические оценки. Представление о статистических критериях проверки гипотез. 3. Многомерный анализ данных. 4. Требования к оформлению научной работы (дипломного проекта, статьи). Тема 11. Психология и этика экспериментов с человеком. 1. Мотивация испытуемых и ее влияние на результат эксперимента. Социальная желательность действий. «Эффект фасада». 2. Общение испытуемого и экспериментатора. «Метод обмана». Влияние экспериментатора на поведение испытуемого. «Эффект Пигмалиона». Изоляция. «Двойной слепой» опыт. 3. Этика психологического исследования.
  • Добавил в систему: Вартанов Александр Валентинович

Планы экспериментов: определение, типы и примеры

Какой план эксперимента в психологии самый лучший? Когда дело доходит до экспериментальных планов, один размер не подходит всем, и выбор правильного варианта для вашего исследования имеет решающее значение. Дизайн, который отлично работает в одном контексте, не обязательно будет подходящим выбором для другого исследования. В этой статье мы рассмотрим экспериментальные планы в психологии, рассмотрим сильные и слабые стороны каждого из них и рассмотрим, в каких контекстах их можно применять.

Рис. 1. Важно учитывать, какой план эксперимента лучше всего подходит для вашего исследовательского вопроса.

Определение плана эксперимента

Чтобы исследовать влияние нашей независимой переменной на зависимую переменную, нам нужно подвергнуть участников экспериментальным условиям. Затем независимой переменной манипулируют между этими условиями.

Допустим, вы хотите измерить влияние сна на успеваемость учащегося. Ваша независимая переменная — это количество сна, которое получают студенты. Вам нужно подвергнуть участников как минимум двум разным уровням сна, чтобы изучить их влияние на их академическую успеваемость.

Вы решили, что хотите, чтобы участники спали только три часа (экспериментальное состояние лишения сна) в одном состоянии и 8 часов во втором (хорошо отдохнувший экспериментальный режим).

Возникает вопрос, должна ли одна и та же группа подвергаться обоим уровням вашей независимой переменной? Или вам следует создать две группы, каждая из которых будет назначена только одному условию? Это вопросы, связанные с выбором экспериментального проекта .

Опытный образец относится к способам распределения участников по различным условиям эксперимента. Ваш экспериментальный план может включать в себя воздействие на одну и ту же группу участников всех уровней вашей независимой переменной или только одного уровня.

Типы экспериментального плана

Существует четыре типа экспериментального плана: независимые измерения, повторные измерения, согласованные пары и квазиэкспериментальные планы.

Различные факторы определяют тип используемого плана эксперимента, например:

  • Используемый метод исследования.
  • Может ли исследователь манипулировать изучаемыми переменными.
  • Могут ли участники быть случайным образом распределены в экспериментальные (или контрольные) группы.
  • Характеристики участников.

Давайте теперь пройдемся по каждому плану экспериментального исследования, используемому в психологии.

План экспериментального исследования: независимые измерения

План независимых измерений — это план эксперимента, в котором вы назначаете участников только одному из ваших экспериментальных условий. Этот экспериментальный проект также известен как межсубъектный дизайн .

Таким образом, если у вас есть два условия (например, одно предполагает трехчасовой сон перед экзаменом, а другое восьмичасовой сон), вам понадобятся две группы. Каждому из участников, принимающих участие в вашем эксперименте, будет назначено только одно из условий.

Однако, если вы сравниваете две разные группы людей, вам необходимо учитывать потенциальные индивидуальные различия между группами, чтобы убедиться, что ваши выводы верны. Случайное распределение участников по группам — один из способов усреднить любые различия между группами.

Ваши результаты могут быть искажены, если ваша группа с восьмичасовым сном намного более академически продвинута, чем ваша группа с трехчасовым сном. Чтобы контролировать это, вы можете случайным образом распределять участников по каждому из двух условий.

Случайное распределение означает, что каждый участник имеет 50% шанс попасть в любую из групп. Когда у вас есть два условия, это можно сделать, подбрасывая монету при назначении каждого участника в группу или используя генератор случайных чисел.

Рис. 2. Гипотетические результаты эксперимента по изучению влияния сна на успеваемость на экзамене.

Используя план независимых измерений, вы можете сравнить две экспериментальные группы в своем эксперименте. Этот дизайн также позволяет избежать эффектов порядка и характеристик спроса. Эффекты порядка возникают, когда порядок, в котором участники участвуют в условии, влияет на их производительность.

При сдаче экзамена только один раз участники не имеют возможности потренироваться или устать от задания, которое может исказить результаты, если его не учитывать.

Характеристики спроса возникают, когда участники угадывают цель вашего эксперимента и корректируют свое поведение в соответствии с тем, что, по их мнению, ожидается.

План экспериментального исследования: повторные измерения

В плане повторных измерений участники принимают участие и оцениваются в каждом экспериментальном состоянии. Таким образом, данные для каждого состояния IV получены от одних и тех же участников. Этот экспериментальный план также упоминается как внутрисубъектный план .

Этот подход устраняет потенциальные индивидуальные различия между группами, которые являются смешанной переменной. Таким образом, дизайн повторных измерений повышает достоверность исследования.

Предположим, что в наших условиях эксперимента со сном и академической успеваемостью участвует одна и та же группа студентов. В этом случае мы знаем, что на наши результаты не повлияют различия в академических способностях, интеллекте или мотивации между экспериментальными группами.

Это также упрощает набор участников, поскольку нам требуется вдвое меньше участников, чем было бы необходимо для разработки независимых мер. Тем не менее, этот дизайн вводит риск эффектов порядка, а также характеристик спроса.

Например, участники могут работать лучше во втором условии, потому что они уже знают задачу (эффект практики), или могут не выполнять ее из-за усталости (эффект усталости).

Более того, если участники знают, какие условия вы исследуете, они могут изменить свое поведение, чтобы оно соответствовало вашим ожиданиям.

Здесь, если мы заставим одного и того же участника пройти тест после восьми часов сна, а затем еще раз после трех часов, они могут предположить, что мы ожидаем, что их производительность будет ниже при меньшем количестве сна. Следовательно, они могут прилагать меньше усилий ко второму условию.

Чтобы свести к минимуму влияние порядка в экспериментах с повторяющимися измерениями, мы можем уравновесить порядок, в котором участники участвуют в двух условиях. Уравновешивание предполагает, что половина участников сначала подвергается первому условию, а другая половина — второму условию. Таким образом, можно определить, как эффекты порядка повлияли на результаты.

План экспериментального исследования: согласованные пары

Как и в случае с независимыми измерениями, в плане согласованных пар участников подвергают только одному экспериментальному условию. Однако в этой схеме процесс назначения более сложен. Участники сначала объединяются в пары на основе конкретных характеристик, которые могут быть потенциальными мешающими переменными. Затем каждый человек в подобранной паре случайным образом распределяется в экспериментальную или контрольную группу.

В нашем эксперименте мы могли сначала сопоставить студентов, которых мы наняли, на основе их IQ и прошлой академической успеваемости. Допустим, Джесс и Фиона одинаково справились с обоими этими измерениями. Мы подбрасывали монетку, чтобы решить, к какой группе отнести Фиону, а к другой — Джесс.

В каком-то смысле этот дизайн сочетает в себе лучшее из обоих слов — он позволяет минимизировать как влияние порядка, так и индивидуальные различия. Однако такая конструкция может быть более сложной, дорогостоящей и трудоемкой.

Найти две группы участников, которые соответствуют всем ключевым характеристикам, которые могут повлиять на ваши результаты, может быть непросто.

Идеальными участниками для создания парных пар должны быть монозиготные близнецы, которые, вероятно, будут схожи по многим личностным характеристикам и на 100 % будут иметь общие гены.

Квази-экспериментальный план исследования

Квази-экспериментальный план похож на план независимых измерений, поскольку он тестирует разных участников на каждом уровне независимой переменной, за исключением того, что участники не распределяются по условиям случайным образом. Вместо этого в этом дизайне используются естественно существующие группы и исследуются различия между ними.

Например, чтобы исследовать разницу в предубеждениях между ирландцами и англичанами. Манипулировать чьей-либо национальностью было бы невозможно, поэтому мы должны использовать уже существующие группы.

Точно так же, если бы мы хотели изучить влияние экономического статуса на просоциальное поведение, мы бы также использовали этот дизайн. Было бы неэтично манипулировать экономическим статусом участника.

Преимущество этого дизайна в том, что он имеет высокую внешнюю валидность, так как предполагает тестирование участников в реальных условиях. Но это может привести к индивидуальным различиям, которые могут исказить наши результаты.

Поскольку в квазиэкспериментальных планах независимая переменная не подвергается манипуляциям, результаты исследований с использованием этого плана являются корреляционными.

Рис. 3. Некоторыми переменными, такими как демография, гены или личность, нельзя управлять. При исследовании этих переменных нам нужно полагаться на квазиэкспериментальные планы.

Примеры плана эксперимента

Пример исследования независимых измерений:

  • Изучение того, как продолжительность сна влияет на внимание, путем набора 20 участников и случайного распределения половины для каждого экспериментального условия (4 часа и 10 часов сна).

Пример исследования повторных измерений:

  • Изучение различий в показателях депрессии до и после лечения когнитивно-поведенческой терапией.

Пример исследования с подобранными парами:

  • Для изучения влияния физических упражнений на потерю веса было набрано 50 участников. Участники были разделены на пары по ИМТ, возрасту и полу: два мужчины в возрасте 21 года с ИМТ 28, две женщины в возрасте 22 лет с ИМТ 26 и т. д. Эти пары были случайным образом распределены в контрольную группу (без упражнений) и экспериментальную группу. (2 часа упражнений средней интенсивности в неделю) для измерения потери веса.

Пример квазиэкспериментального исследования:

  • Изучение эффективности когнитивно-поведенческой терапии для участников с диагнозом депрессия или шизофрения. Здесь естественной независимой переменной является психиатрический диагноз.

Оценка психологии экспериментального дизайна

Давайте сравним возникновение потенциальных смешанных переменных (эффекты порядка, характеристики спроса и индивидуальные различия) в каждом типе экспериментального дизайна.

4939 0144
Экспериментальный дизайн Эффекты порядка и характеристики спроса Индивидуальные различия
Индивидуальные меры нет да
да нет
Подходящие пары нет нет (контролируемый)
Квазиэкспериментальный нет да

Планы экспериментов — основные выводы

  • План экспериментов относится к тому, как участников распределяют по различным условиям эксперимента.
  • Существует четыре типа экспериментальных планов: независимые измерения, повторные измерения, согласованные пары и квазиэкспериментальные планы.
  • Схема независимых измерений предполагает назначение участников только для одного из ваших экспериментальных условий. Это может ввести смешанные переменные из-за индивидуальных различий между группами, которые можно контролировать с помощью случайного распределения.
  • Схема повторных измерений включает в себя воздействие на одну и ту же группу участников всех уровней независимых переменных. Это может привести к эффектам порядка, которые контролируются путем уравновешивания условий.
  • План подбора пар предполагает объединение в пары участников с определенными характеристиками, которые могут быть потенциальными вмешивающимися переменными. В квазиэкспериментальном проекте используются естественно существующие группы и исследуются различия между ними.

Уильям МакДугалл | Американский психолог

Дата рождения:
22 июня 1871 г. Англия
Умер:
28 ноября 1938 г. (67 лет) Дарем Северная Каролина

См. все связанные материалы →

Уильям Макдугалл (родился 22 июня 1871 г., Чаддертон, Ланкашир, Англия — умер 28 ноября 1938 г., Дарем, Северная Каролина, США), американский психолог британского происхождения, влиятельный в создании экспериментальных и физиологической психологии и автор Введение в социальную психологию (1908; 30-е изд. 1960 г.), которое во многом стимулировало широкое изучение основ социального поведения.

Вскоре после поступления в колледж Св. Иоанна в Кембридже Макдугалл присоединился к Кембриджской антропологической экспедиции в Торресов пролив, между Австралией и Новой Гвинеей, и проводил там психологические тесты для местных жителей. Затем он отправился в Германию, где в Геттингенском университете проводил исследования цветового зрения. Его интерес к психическим исследованиям также восходит к этому периоду. Ассистент экспериментальной лаборатории Университетского колледжа Лондона (19 лет).01), он был назначен лектором по ментальной философии в Оксфордском университете (1904 г.), где он написал «Физиологическая психология » (1905 г.), демонстрируя ценность тщательного биологического подхода вместо традиционного философского подхода.

Хорошо известная книга Макдугалла Введение в социальную психологию разработала дарвиновскую теорию человеческого поведения, основанную на допущении унаследованного инстинкта или склонности отмечать определенные стимулы и реагировать на них для достижения какой-либо цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *