Эксплицитная и имплицитная память – Секреты эксплицитной и эксплицитной памяти

Секреты эксплицитной и эксплицитной памяти

Имплицитная память, которую также называют пассивной или процессуальной, основана на информации, откладывающейся в мозге на бессознательном уровне.

Она представляет собой ту часть воспоминаний, которая связана с неосознаваемым прошлым опытом, и сохраняется в виде определенных кодов, расшифровку которых мозг производит по мере надобности самостоятельно, без участия человеческого сознания.

По мнению специалистов, в первые восемнадцать месяцев жизни младенец накапливает в своем мозгу только имплицитную память. Лица, голоса и прикосновения родителей и близких родственников, которых он очень быстро научается узнавать, звуки и запахи родного дома, приятная мелодия колыбельной всю его дальнейшую жизнь будут вызывать совершенно четкие, хотя и неосознаваемые ассоциации.

Двигательные функции, помогающие человеку ходить и совершать другие механические мускульные акты, также относятся к разряду имплицитной памяти.

Кроме того, в «ведении» имплицитной памяти находятся:

  1. Навыки.
  2. Привычки.
  3. Модели поведения.
  4. Психологические установки.
  5. Эмоциональные и физические реакции.

На основе имплицитной памяти возникают ассоциативные цепочки, формирующие психологический настрой. Предположим, родители, возвращаясь домой с работы, обнимают маленького ребенка, а малыш тянет к ним руки, улыбается и подпрыгивает от радостного нетерпения.

Став старше, он уже не будет вести себя так непосредственно, но ощущение радости при виде отца или матери сохранится.

Управлять этой стороной памяти мы не в состоянии, поэтому никто не может вспомнить какие-то события, происходившие с ним в раннем детском возрасте. И даже если человеку кажется, что он сознательно помнит что-то о своем младенчестве, невозможно определить, так ли это в действительности, или ему лишь кажется, что он что-то помнит.

Ученые называют это повсеместное явление амнезией детства и считают, что оно зависит от степени физиологической зрелости мозга, который особенно активно растет и развивается именно в первые пять лет жизни человека. Если у новорожденного головной мозг весит 330-340 граммов, то у пятилетнего ребенка его вес равен в среднем 1200 граммов, то есть в три с половиной раза больше.

При этом мозг взрослого человека, растущий до 25 лет, «набирает вес» до полутора килограммов, таким образом, за следующие 20 лет он увеличивается всего на 1/4. Большое значение в этом плане имеет овладение речью – события, мысли, и переживания, облеченные в словесную форму, «складируются» в активной части памяти, которой мы способны управлять.

Бессознательная память намного прочнее сознательной, в чем убеждаются психиатры, наблюдающие за взрослыми людьми, страдающими патологической амнезией – потерей памяти в результате черепно-мозговой травмы, контузии либо эмоционального шока.

Такие пациенты могут забыть все обстоятельства прошлой жизни, близких родственников и даже собственное имя, но отлично сохраняют двигательные и профессиональные навыки, хранящиеся в имплицитной части архива памяти – они могут водить машину, ездить на велосипеде и т.д. Судя по всему, с точки зрения эволюции, этот раздел памяти имеет гораздо большее значение, чем ее активная часть, и потому природа лучше позаботилась о его сохранности.

Эксплицитная память

Тот вид памяти, который мы используем, чтобы сознательно заложить в мозг какую-то информацию, называется эксплицитной, или декларативной. С ее помощью мы запоминаем слова иностранного языка, формулы, даты, события, устройство техники и порядок ее эксплуатации, и многое другое.

Человек может по собственному желанию извлекать эту информацию из своего мозга по мере необходимости.

С помощью эксплицитной памяти он вспоминает события прошлого, назначает встречи, заучивает стихи, сдает экзамены, учится той или иной профессии.

Эксплицитная память делится на:

  • эпизодическую, которая представляет собой воспоминания человека о конкретных событиях его жизни, о чем-то, произошедшем лично с ним или вокруг него. Благодаря этому виду эксплицитной памяти, мы имеем возможность совершать мысленные путешествия во времени, возвращаясь в далекое или близкое прошлое;
  • семантическую, хранящую не личный опыт, а опыт всего человечества – понятия, факты, идеи, в том числе научные. Например, понятие о том, что такое кошка, как выглядит и что собой представляет это животное вообще, относится к семантической памяти, а воспоминания о конкретной Мурке – пушистой, ласковой, игривой, – пример памяти эпизодической, проистекающей из личного опыта ее хозяина.

Чтобы лучше запомнить тот или иной факт, событие, а также формулу, стихотворение и т.д., эту информацию нужно обдумывать, повторять, изучать, записывать. Этот метод называется эффектом тестирования и значительно улучшает запоминание.

Большое значение имеет окружающая обстановка – если ее воссоздать в том виде, какой она была в момент получения информации, подлежащей запоминанию, человеку будет значительно легче активизировать свои воспоминания.

В некоторых случаях эксплицитная память переходит в имплицитную. Например, когда человек учится владеть музыкальным инструментом, водить машину или набирать текст на компьютере, каждое его действие проходит под контролем сознания.

Он усилием воли запоминает ноты, расположение клавиш, а также то, как повернуть руль, за какой рычаг потянуть, на какую педаль нажать, чтобы машина тронулась с места, сделала поворот или остановилась. Но по мере того, как эти действия систематически повторяются, вырабатываются навыки, информация переходит из эксплицитной в имплицитную память, и контроль сознания становится слабее.

Поэтому вполне овладев этим умением, человек может вести машину и при этом разговаривать, играть знакомую мелодию, не заглядывая в ноты и не задумываясь, на какую клавишу нажать, набирать текст, не глядя на компьютерную клавиатуру и т.д.

При этом, если навык был усвоен достаточно твердо, он сохраняется практически пожизненно – по крайней мере, до тех пор, пока человек физически и психически в состоянии четко совершать те или иные действия.

Как уже говорилось, нарушение эксплицитной памяти может случиться в результате тяжелой травмы головного мозга, либо серьезной психической травмы. Психиатры, занимающиеся коррекцией подобных нарушений, классифицируют их на несколько типов, каждому из которых свойственны специфические признаки:

  1. Гипомнезия отражается на способности запоминать и воспроизводить отдельные события и факты.
  2. Гипермнезия – нарушение «забывательной» способности. При этом количество сохраняющейся в активной памяти информации становится слишком объемным, и это сказывается на процессе запоминания свежей текущей информации – человек помнит то, что случилось несколько дней назад, а сегодняшние события путаются у него в голове.
  3. Амнезия – полное выпадение из памяти событий и фактов, имевших место быть в определенный период времени.

В свою очередь, амнезия может быть:

  • ретроградной – нарушение воспоминаний о событиях, случившихся до момента физической или психической травмы;
  • антероградной – при этом человек не запоминает ничего из того, что происходит после травмирующего события;
  • фиксационной – в этом случае теряется способность фиксировать, запоминать и воспроизводить вновь поступившую информацию.

Вывод

Память является сложным явлением, состоящим из нескольких взаимосвязанных процессов. Нарушение любого из них приводит к дисфункции запоминательной способности, и это отрицательным образом сказывается на интеллектуальной  деятельности человека.

Поэтому изучение вопросов, имеющих отношение к этой сфере, представляет огромный интерес для современной психологии и психиатрии.

 

[Всего голосов: 0    Средний: 0/5]

trenermozga.ru

Эксплицитная память — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2018; проверки требует 1 правка.

Эксплици́тная па́мять (лат. explicitus «развёрнутый, раскрытый»), декларати́вная па́мять — тип памяти, при котором имеющийся опыт или информация актуализируется произвольно и сознательно.

Люди используют эксплицитную память на протяжении дня, например, вспоминая момент встречи или вспоминая событие из прошлого.[1] Эксплицитная память подразумевает под собой осознанное воспоминание, по сравнению с имплицитной памятью, которая является бессознательным, ненамеренным типом памяти. Актуализация конкретного урока вождения — пример эксплицитной памяти, а повышение водительского мастерства в результате урока является примером имплицитной памяти.

Исследование декларативной памяти началось в 1930-е годы советским физиологом И. С. Бериташвили. Термина «декларативная память» тогда ещё не было, поэтому он называл её «образной» памятью, и именно «образная память» занимала ведущее место в его концепции нервно-психической деятельности. Для изучения данного вида памяти он проводил эксперименты с животными. Собаке показывали что-то съедобное и прятали за одну из ширм (в лаборатории их было несколько), после чего следовала некоторая задержка, в течение которой собака ждала, пока не откроется доступ к ширме, за которой спрятана пища. Опыт повторяли, пряча пищу и за другими ширмами. Он же установил мозговой субстрат образной памяти — удаляя неокортекс у кошек и собак, он обнаружил, что их образная память полностью исчезала. Однако сами термины «декларативная» и «процедурная» память в 1980-х годах ввели Л.Сквайр и Н.Коен, изучая пациентов с амнезией.

ru.wikipedia.org

Эксплицитная и имплицитная память | PSYERA

Исследователи процесса хранения и воспроизведения информации в памяти выделяют имплицитную и эксплицитную память, также называемую осознаваемой и неосознаваемой или активной и пассивной. Впервые эффект имплицитного научения был получен Ребером в 1967 г.: он предлагал испытуемым автомат, который работал по сложной программе. Эту программу, названную «

грамматикой», испытуемые имплицитно усваивали, не зная о том, что такая программа существует.

  • Имплицитная память — это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память.
  • Эксплицитная память — это осознаваемая память.

Феномены имплицитной памяти были обнаружены не только при моторном научении, но в широком классе задач, который используется в парадигме запечатления. Например, исследователь предлагал испытуемым серию фотографий с изображением женщин с длинными и короткими волосами. Демонстрация фотографий женщин с длинными волосами всегда сопровождалась рассказом об их доброте. В тестовой серии испытуемых просили вынести суждение относительно «доброты» ранее не демонстрировавшейся женщины. Испытуемый, как правило, оценивал эту женщину как добрую, если у нее были длинные волосы. В 1984 г. психологи Граф и Шехтер описали больных амнезией, которые были способны к имплицитному научению, но имели серьезные нарушения в эксплицитной памяти. Действие имплицитной памяти проявляется в спонтанном отнесении примера к прототипу, в классификации объектов согласно имплицитно усвоенному основанию и др. След имплицитной памяти имеет большую силу по сравнению со следом эксплицитной памяти, но одновременно он и более уязвим.

При изменении семантического контекста продуктивность действия имплицитной памяти резко снижается. В экспериментах Шехтера и Графа был обнаружен феномен модальной специфичности имплицитной памяти. Оказалось, что имплицитная память чувствительна к смене модальности, особенно при переходе от зрительной к слуховой, тогда как на продуктивность эксплицитной памяти смена модальности не оказывает влияния. Чувствительность имплицитной памяти к модальности лежит в основе чувства «знакомости». Показано, что оценка стимулов как «знакомых» или как «незнакомых» во многом базируется на этом чувстве, причем само оно может быть неосознаваемым.

psyera.ru

Имплицитная и эксплицитная память

Оба раза, когда моя жена была беременна, я часто пел детям старую русскую песню, которую слышал от бабушки. В ней ребенок описывает любовь к жизни и к маме: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».

Я пел ее по-русски и по-английски на последнем триместре беременности супруги, потому что в это время слуховая система плода уже достаточно развита для восприятия звуков сквозь амниотическую жидкость.

Потом, когда детям исполнилась неделя, я провел с каждым из них эксперимент, для чего пригласил коллегу. (Я знаю, что это не было контролируемое исследование, но зато мы повеселились.) Не говоря ему, какую именно песню я пел беременной жене, я спел по очереди три разных.

Не было никаких сомнений: когда дети слышали знакомые мелодию и слова, они открывали глаза шире, становились активнее, и мой коллега легко определил изменения в их уровне внимания. Так, в мозге детей записалось перцептивное воспоминание. (Сейчас они не разрешают мне петь. Наверное, сквозь плаценту мой голос казался лучше.)

Имплицитная память

Мы кодируем имплицитные воспоминания на протяжении всей жизни, и многие исследователи считают, что в первые восемнадцать месяцев мы фиксируем только их. Ребенок кодирует запахи и звуки, связанные с домом и родителями, ощущение голода в животе, упоительный вкус теплого молока, страх громких и злобных голосов и то, как напрягается тело мамы во время визита одного родственника. Имплицитная память зашифровывает впечатления, эмоции и телесные ощущения, включая появляющиеся по мере нашего роста умения ползать, ходить, разговаривать или кататься на велосипеде.

Имплицитная память также использует способность мозга обобщать на основании опыта, и именно таким образом мы создаем ментальные модели на базе повторяющихся событий. Это уже сложнее связывания нейронов, активирующихся одновременно. Наш мозг подытоживает и объединяет похожие события в одну прототипную репрезентацию, называемую схемой. Если мама обнимает маленького сына каждый вечер, приходя с работы домой, у него в голове появится ментальная модель, в которой возвращение мамы наполнено лаской и чувством единения.

Наконец, имплицитная память формирует механизм актуализации установки, с помощью которого мозг готовится к определенной реакции. Когда мама приходит домой, сын ожидает, что она его обнимет. Его внутренний мир подготовлен к восприятию жеста, и он начнет тянуть руки вверх, как только услышит звук подъехавшей машины. Когда мы становимся старше, актуализация установки продолжает работать, но уже для более сложного поведения. Если вы научились плавать, то, надевая купальник или плавки, вы автоматически активируете поведенческий репертуар плавания и, прыгнув в бассейн, будете полностью готовы плыть.

Перечисленные шесть сфер имплицитной памяти: восприятие, эмоции, телесные ощущения, поведение, ментальные модели и актуализация — это основные детали мозаики сознания. Они определяют, как прошлое продолжает влиять на нас в настоящем. После получения опыта остаются синаптические связи, формирующие и фильтрующие ощущения в текущий момент. Используя имплицитные элементы из прошлого, мозг — ассоциативный орган и прогнозирующее устройство — постоянно готовит нас к будущему.

Эксплицитная память

Эксплицитная память проявляется на втором году жизни. Хотя в дошкольном возрасте дети имеют довольно яркие воспоминания о своем более раннем возрасте, становясь взрослыми, они помнят довольно мало из того, что происходило раньше пяти или шести лет. (Это явление называют детской амнезией.)

Эксплицитное кодирование зависит от способности концентрировать внимание и интегрировать элементы пережитых событий в фактические или автобиографические репрезентации.

Родители инстинктивно укрепляют данную способность у маленьких детей, прося их рассказать о вчерашнем походе в зоопарк или о том, что они видели на детской площадке утром.

Когда мы извлекаем эксплицитное воспоминание, у нас действительно появляется ощущение, что мы переносим в свое пространство осознанности что-то из прошлого. Ваши внутренние образы связаны одновременно с фактами и самоощущением внутри конкретного эпизода из прошлого.

В течение жизни мы аккумулируем эпизодические воспоминания в более крупные кластеры, укладывая их вдоль временной шкалы. Они называются автобиографической памятью. Благодаря ей вы способны сравнить свой десятый и двадцатый дни рождения и составить связный рассказ о собственной жизни — нарратив.

По мере развития гиппокампа мы можем формировать фактические и эпизодические воспоминания.  развивается на протяжении всей жизни, поскольку он продолжает собирать эксплицитные воспоминания, позволяющие нам узнавать себя и окружающий мир.

Влияние стресса

При чрезмерном стрессе выработка гормона кортизола ведет к подавлению развития гиппокампа и его нормальной работы. Согласно ряду еще не опубликованных исследований, дети, которые первые годы жизни провели в приютах, имеют ряд особенностей, связанных с чрезмерным стрессом, обусловленным жесткой, непредсказуемой и иногда пренебрежительной обстановкой в таких учреждениях. Так, например, у них отмечают увеличенное миндалевидное тело и иногда уменьшенный гиппокамп.

Степень увеличения миндалевидного тела соответствует уровню эмоционального замешательства, испытываемого детьми, когда им показали фотографии людей с негативными выражениями лица. Кроме того, на увеличенное миндалевидное тело указывала сниженная концентрация внимания на глазах при просмотре изображений. Таким образом, механизм стресса работал следующим образом:

стресс от неблагоприятных условий среды — ускоренный рост миндалевидного тела — повышенная эмоциональная реактивность на лица с отрицательными эмоциями и сниженное восприятие черт лица

Предположительно в результате неблагоприятной ситуации у детей возникали трудности с эмоциональной регуляцией, с самоорганизацией в социальной обстановке и с восприятием лиц. Дети, которые росли в семьях, при просмотре фотографий лиц задействовали кортикальные участки (включая кору верхней височной доли и латеральную затылочно-височную извилину, отвечающую за знания и опыт). А дети из детских домов не задействовали выше расположенные участки. Вместо этого у них происходила стимуляция миндалевидного тела и других подкорковых участков. Следовательно, имплицитная и эксплицитная память опыта обусловлена первыми годами жизни.

Дэниел Сигел. Майндсайт: новая наука личной трансформации

psixologiya.org

Имплицитная память — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 июля 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 июля 2019; проверки требуют 4 правки.

Имплици́тная память (лат. implicitus «свёрнутый, закрытый»), скры́тая па́мять — тип памяти, который обеспечивает использование информации, полученной на основе неосознаваемого прошлого опыта. Иными словами, неосознаваемая память в отличие от эксплицитной — осознаваемой.

Опытным подтверждением существования имплицитной памяти считают явление фиксирования установки (эффект предшествования), когда наблюдаемый субъект успешнее решает задачи, к которым он был подготовлен в предшествующем подсознательном опыте. Существование имлицитной памяти также подтверждается явлением имплицитного научения, результатом которого является имплицитное знание в форме абстрактных представлений, которые в отличие от эксплицитных знаний не поддаются словесным описаниям, однако, могут быть объяснены на конкретных примерах[1].

Имплицитная память включает процедурную память, в том числе память на движения.

Имплицитная память имеет многоуровненную структуру, включающую, по-крайней мере три слоя: глубинных психологических установок, зафиксированных установок и привязок.

Эксперименты Джона Кильстрема с семантическим фиксированием установки показали, что постгипнотическая амнезия нарушает эпизодическую, но не семантическую память[2]. Это показывает различие имплицитной и эксплицитной памяти.

Имплицитная память независима от эксплицитной памяти. Связанными с концепцией имплицитной памяти являются понятия бессознательной памяти (Й. Брейер, З. Фрейд. Изучение истерии) и неосознаваемой памяти[3].

  1. C. A. Seger. Implicit learning // Psychological Bulletin. — 1994-03-01. — Т. 115, вып. 2. — С. 163–196. —

ru.wikipedia.org

Эксплицитная память — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эксплици́тная па́мять (лат. explicitus «развёрнутый, раскрытый»), декларати́вная па́мять — тип памяти, при котором имеющийся опыт или информация актуализируется произвольно и сознательно.

Люди используют эксплицитную память на протяжении дня, например, вспоминая момент встречи или вспоминая событие из прошлого.[1] Эксплицитная память подразумевает под собой осознанное воспоминание, по сравнению с имплицитной памятью, которая является бессознательным, ненамеренным типом памяти. Актуализация конкретного урока вождения — пример эксплицитной памяти, а повышение водительского мастерства в результате урока является примером имплицитной памяти.

История

Исследование декларативной памяти началось в 1930-е годы советским физиологом И. С. Бериташвили. Термина «декларативная память» тогда ещё не было, поэтому он называл её «образной» памятью, и именно «образная память» занимала ведущее место в его концепции нервно-психической деятельности. Для изучения данного вида памяти он проводил эксперименты с животными. Собаке показывали что-то съедобное и прятали за одну из ширм (в лаборатории их было несколько), после чего следовала некоторая задержка, в течение которой собака ждала, пока не откроется доступ к ширме, за которой спрятана пища. Опыт повторяли, пряча пищу и за другими ширмами. Он же установил мозговой субстрат образной памяти — удаляя неокортекс у кошек и собак, он обнаружил, что их образная память полностью исчезала. Однако сами термины «декларативная» и «процедурная» память в 1980-х годах ввели Л.Сквайр и Н.Коен, изучая пациентов с амнезией. Они наблюдали за пациентами с корсаковским синдромом с антероградной амнезией и пациентов, получавших конвульсионные электрошоковые воздействия. Изучаемые пациенты могли приобретать и сохранять навык зеркального чтения, однако не могли запомнить и вспомнить слова, которые только что прочитали.[2]

Подсистемы эксплицитной памяти

Эксплицитную память также называют декларативной. Декларативная память включает в себя запоминание событий, слов, лиц и т. д., и поскольку её содержание может быть «декларировано» (отсюда и название), она считается осознанной, то есть эксплицитной.[3] Декларативная память включает в себя 2 подсистемы:[1]

  • эпизодическую память — состоит из воспоминаний о событиях в жизни человека. Это могут быть воспоминания, которые произошли непосредственно с субъектом или просто воспоминания о событиях, которые происходили вокруг него. Эпизодическая память позволяет совершать ментальные «путешествия во времени» — опираясь на различные контекстуальные и ситуативные детали из предыдущего опыта.[1]
  • семантическую память — касается общих мировых знаний (факты, идеи, смыслы, понятия), которые могут быть сформулированы.[4] Семантическая память, в отличие от эпизодической памяти, которая состоит из воспоминаний об опыте и конкретных событиях, происходящих в течение нашей жизни, может быть воссоздана в любой момент.[5] Например, семантическая память может содержать информацию о том, что из себя представляет собака, тогда как эпизодическая память может содержать определенное воспоминание о приручении конкретной собаки. Зачастую человек узнаёт о чём-то новом, применяя знания, полученные в прошлом.[6]

Кодирование и воспроизведение

Кодирование эксплицитной памяти зависит от стимулируемой нисходящей обработки, в которой субъект реорганизовывает данные для хранения.[7] Субъект создает ассоциации с ранее связанными раздражителями и переживаниями. Последующее вспоминание информации, таким образом, в значительной степени зависит от того, каким способом первоначально была обработана информация.[7]. Чем глубже человек анализирует окружающие явления, тем более детализированный и запоминающийся след остаётся у него в памяти, чего нельзя сказать о поверхностном анализе. Это называется эффектом уровня обработки. Проще говоря, чтобы создать эксплицитные воспоминания, человеку нужно переживать события: думать о них, говорить о них, писать о них, изучать их и т. д. Если студент читает учебник, а после этого пишет тест, то семантическая память, касающаяся того, что было прочитано, улучшается. Эта проработка, «метод теста», улучшает запоминание информации. Это явление называется эффектом тестирования.[8] Воспроизведение: так как человек играет активную роль в обработке информации, внутренние сигналы, которые использовались в обработке, также могут быть использованы для инициирования спонтанного вспоминания.[7] Когда кто-то говорит о событии, слова, которые они используют, помогут человеку, когда он попробует вспомнить этот случай позже. Условия, в которых информация фиксируется в памяти, могут повлиять на воспоминания. Если человек находится в такой же обстановке, в какой он находился, когда исходная информация была запечатлена, ему гораздо проще вспомнить событие. Это относится к специфике кодирования и это также касается эксплицитной памяти.

Механизм образования и сохранения

Эксплицитная память формируется при участии таких структур мозга, как кора больших полушарий, гиппокамп, обонятельный мозг, миндалина, базальный передний мозг. Что касается сохранения памяти, то в данном процессе участвуют вторичные и ассоциативные проекционные зоны коры головного мозга. Эти структуры отвечают за мыслительные функции и дальнейшее распознавание сложной информации. Каждая область вторичной проекционной коры (зрительная, слуховая, сенсомоторная и мозжечок с базальными ядрами) отвечает за соответствующую память — зрительную, слуховую, память о выработанных двигательных навыках. Префронтальная кора играет важнейшую роль в хронологизации событий в нашей памяти.[9]

Виды нарушений

  • Гипомнезия — нарушение способности запоминать и воспроизводить отдельные события и факты. При лёгкой форме гипомнезии человек плохо запоминает имена, номера и т. д.
  • Гипермнезия — вспоминание чрезмерного количества информации, проблемы с забыванием. При этом ослабляется запоминание текущей информации.
  • Амнезия — полное выпадение событий и фактов, которые имели место в определённый временной отрезок жизни.
  • Парамнезия — ложные воспоминания, смешение прошлого и настоящего, реального и вымышленного.

Примечания

  1. 1 2 3 Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Общая психология: учебник для вузов. 3 изд. М: Издательство Юрайт, 2013. С. 432—465.
  2. ↑ Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов М.: Аспект Пресс, 1999. С. 109—112.
  3. ↑ Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю. И. Александров. — М.: ИНФРА-М, 1997. С. 349.
  4. ↑ McRae, Ken; Jones, Michael (2013). Reisberg, Daniel, ed. The Oxford Handbook of Cognitive Psychology. New York, NY: Oxford University Press. С. 206—216.
  5. ↑ Tulving, Endel (2002). «Episodic Memory: From Mind to Brain». Annual Review of Psychology 53: 1-25.
  6. ↑ Saumier, D.; Chertkow, H. (2002). «Semantic Memory». Current science 2: 516—522.].
  7. 1 2 3 Kolb & Whishaw: Fundamentals of Human Neuropsychology (2003), С. 454—455.
  8. ↑ Einstein, G. O.; Mullet, H. G.; Harrison, T. L. (2012). «The testing effect: Illustrating a fundamental concept and changing study strategies».Teaching of Psychology 39 (3): 190—193.
  9. ↑ Нормальная физиология человека. Ткаченко Б. И. 2-е изд. — М.: Медицина, 2005. — 928 с
  10. ↑ Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.

См. также

wikipedia.green

Исследователи процесса хранения и воспроизведения информации в памяти

Исследователи процесса хранения и воспроизведения информации в памяти выделяют имплицитную и эксплицитную память, также называемую осознаваемой и неосознаваемой или активной и пассивной. Впервые эффект имплицитного научения был получен Ребером в 1967 г.: он предлагал испытуемым автомат, который работал по сложной программе. Эту программу, названную «грамматикой», испытуемые имплицитно усваивали, не зная о том, что такая программа существует.

Имплицитная память —

Имплицитная память — это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память. Эксплицитная память —

Эксплицитная память — это осознаваемая память.

Феномены имплицитной памяти были обнаружены не только при моторном научении, но в широком классе задач, который используется в парадигме запечатления. Например, исследователь предлагал испытуемым серию фотографий с изображением женщин с длинными и короткими волосами. Демонстрация фотографий женщин с длинными волосами всегда сопровождалась рассказом об их доброте. В тестовой серии испытуемых просили вынести суждение относительно «доброты» ранее не демонстрировавшейся женщины. Испытуемый, как правило, оценивал эту женщину как добрую, если у нее были длинные волосы.

В 1984 г. психологи Граф и Шехтер описали больных амнезией, которые были способны к имплицитному научению, но имели серьезные нарушения в эксплицитной памяти. Действие имплицитной памяти проявляется в спонтанном отнесении примера к прототипу, в классификации объектов согласно имплицитно усвоенному основанию и др. След имплицитной памяти имеет большую силу по сравнению со сле-

114 дом эксплицитной памяти, но одновременно он и более уязвим. При изменении семантического контекста продуктивность действия имплицитной памяти резко снижается. В экспериментах Шехтера и Графа был обнаружен феномен модальной специфичности имплицитной памяти. Оказалось, что имплицитная память чувствительна к смене модальности, особенно при переходе от зрительной к слуховой, тогда как на продуктивность эксплицитной памяти смена модальности не оказывает влияния. Чувствительность имплицитной памяти к модальности лежит в основе чувства «знакомости». Показано, что оценка стимулов как «знакомых» или как «незнакомых» во многом базируется на этом чувстве, причем само оно может быть неосознаваемым.

psihologia.biz

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о