ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — это… Что такое ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ?
- ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ
- ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ
-
(франц. exteriorisation — обнаружение, проявление, от лат. exterior — наружный, внешний), в психологии процесс, в результате которого внутренняя психич. жизнь человека получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования. Принципиальное значение понятию Э. впервые было придано Л. С. Выготским в его культур-ноисторич. теории поведения: человек овладевает собой как одной из сип природы извне — при помощи особой техники знаков, создаваемой культурой, так что овладение тем или иным внутренним психологич. процессом предполагает предварительную его Э. Дальнейшую разработку проблема Э. получила в работах сов. психологов А.
Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., I960; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, M., 19814.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ
-
процесс порождения внешних психических проявлений человека (действий, высказываний) через преобразование внутренних структур, сложившихся на основе штериоризации внешней социальной человеческой деятельности.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
.
- ЭКСТЕНСИЯ
- ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ
Смотреть что такое «ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ» в других словарях:
экстериоризация — (от лат. exterior наружный, внешний) процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека. Краткий… … Большая психологическая энциклопедия
Экстериоризация — (фр. exteriorisation обнаружение, проявление, от лат. exterior наружный, внешний) означает переход действия из внутреннего во внешний план. Так при составлении профессиограммы, инструкции, раскрытии технологии, рефлексии.… … Википедия
экстериоризация — и, ж. extériorisation f. Даже на <оккультистские> сеансы к Ахтубину он готов был с удовольствием ходить, чтобы проследить все эти опыты над экстериоризацией чувствительности.
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — (от лат. exterior внешний) переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Противоположность интериоризация … Большой Энциклопедический словарь
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка
экстериоризация — сущ., кол во синонимов: 2 • дальновидение (8) • переход (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ
— (от лат. exterior внешний) англ. exteriorization; нем. Exteriorisierung. В психологии процесс, в результате к рого внутренняя психическая жизнь человека получает внешне выраженную знаковую и соц. форму своего существования. см. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ.… … Энциклопедия социологииЭкстериоризация — (лат. – наружный) – процесс формирования и реализации во внешних действиях, в том числе и словесных, накопленного личного опыта, сформировавшихся замыслов, планов. Происходит это путем перехода внутренних психологических структур, сложившихся под … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
экстериоризация — (от лат. exterior внешний), переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свёрнутой формы в форму развёрнутого действия. Противоположность интериоризация. * * * ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от… … Энциклопедический словарь
экстериоризация — (лат. exterior наружный, внешний; син. экстернализация) в психиатрии выведение содержания ряда психопатологических расстройств (обвиняющие галлюцинации, бред самообвинения и др.) из предшествующего неправильного, порочного поведения больного;… … Большой медицинский словарь
Что такое экстериоризация и интериоризация?
Есть такое понятие «экстернализация» или «экстериоризация» — это когда
мы достаем какую-то внутреннюю установку из себя и представляем ее как
что-то отдельное. С малышами так часто работают. Боится, например ребенок
бабайку, а ему предлагают нарисовать эту бабайку и порвать листик на мелкие
кусочки, и через это справиться со страхом.
Экстериоризация — процесс противоположный интериоризации. 🙂 Интериоризация
— это переход внешнего во внутреннее. Например, мама учит: «врать — плохо»,
а потом мамы уже рядом нет, а ребенок врет, но при этом чувствует себя
плохо, потому что этому обучен. Ну, или совсем не врет: внешний запрет
перешел во внутреннюю нравственную норму.
А потом, это важно! — хвост начинает вилять его собакой. «Близкому плохо (по любой причине), значит, это я плохой, ату меня». И если бы все это еще осознавалось! А чаще всего такие установки спрятаны глубоко в подсознательном, и именно поэтому так мощно влияют на нашу жизнь.
Таким образом, обнаружив в себе что-то, с чем себе как-то не очень комфортно, это что-то можно экстериоризировать. Взять свой страх, отцепить его от всех ситуаций взрослой жизни, пока не доберешься до первоначальной, где страх и родился — или хотя бы пока не устанешь рыться и не заключишь страх в рамки «это случилось на первом году жизни, с мамой, точнее не помню», а потом РАЗРЕШИТЬ СЕБЕ НЕ БОЯТЬСЯ. Потому что это не нынешний актуальный страх, это страх из прошлого, который когда-то был не прожит, вытеснен в подсознание. Или, того хуже, чужой страх, принятый за свой.
Для того, чтобы поверить в то, что этот страх уйдет, лучше всего срабатывают самые идиотские методы. Можно написать фразу на листочке, свернуть из него бумажный кораблик и пустить с детьми этот кораблик плыть по реке. И не возвращаться к проблеме. Через 10 дней максимум (по опыту) вы начнете замечать, как все вокруг вас постепенно начинает меняться и расцветать. Самое сложное во всем этом — отважиться на то, что в жизни будут происходить изменения, причем — неконтролируемые изменения.
18.5. Интериоризация и экстериоризация | Вестишки.ру
Опорные слова к вопросу №18 — здесь
В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона — движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир — определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью: мотивационной, познавательной и регуляторной. С другой стороны, вся эта внутренняя, психическая, деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемыми.
Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.
Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.
Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.
Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного.
Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.
Экстериоризация (от лат. exterior — внешний) — процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.
Процессы интериоризации и экстериоризации в ходе экспериментального исследования развития творческого воображения у студентов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»
Наумова Н. Б.
ПРОЦЕССЫ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИИ В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ
Воронежская государственная академия искусств
Особенности развития творческого воображения у студентов-музыкантов в учебном процессе неразрывно связаны с наличием определенного уровня развитости всех его коммуникативных способностей. В современной психологии, искусствознании, эстетике, филологических науках проблема понимания выдвигается на передний план в контексте проблемы ме-жиндивидуального общения. В музыкальном вузе проблема понимания связана не с установлением истинности — ложности как в естественных науках, а с зафиксированным в культуре гуманитарным психологическим знанием, содержание которого известно и близко к обыденному опыту, поэтому не содержит новизны в естественнонаучном смысле. Отсюда критерием понимания музыки для нас является установление ее «аутентичности», подлинности, исходящей из первоисточника, т. е. проблема понимания рассматривается с точки зрения автора музыкального произведения. Напомним: в музыкальном искусстве три участника «разговора» — композитор, исполнитель и слушатель, от которых в равной степени зависит содержание этого «разговора». Музыкальное произведение — средство такого общения и потому заключает в себе то, о чем и как идет «разговор», чей внутренний мир, взгляды, точки зрения обсуждаются. Композитор, создавая произведение, исходит не только из своих интересов и желаний, он непременно учитывает интересы и желания, как музыкантов-исполнителей, так и слушателей. Более того, именно слушательские потребности в наибольшей степени учитываются композитором. Их потребности — это мир определенных музыкально-звуковых представлений, переживаний, нравственно-эстетических, мировоззренческих представлений. Сюда же можно отнести и техническое воплощение желаемых представлений, а также профессиональные потребности музыкантов-исполнителей. Встать на сторону автора — значит попытаться воссоздать в своем творческом воображении мир, в котором жил композитор, быть созвучным его душе. Аналитическая форма конкретного произведения предстает как опыт, вобравший в себя все виды человеческой коммуникации. Решению этой задачи способствуют такие установки, которые дают возможность молодому музыканту моделировать те или иные процессы, то есть воспроизводить их свойства и признаки средствами музыки (а не изображать их), оперируя с образом так, что не будут нарушены стилевые особенности авторского текста и многослойность адекватного восприятия в его исторической преемственности и целостности. Таким образом, аутентичность для сту-дента-музыканта является основанием для активизации его музыкального воображения и реализации его коммуникативной функции.
В свою очередь, понимание авторского текста, аутентичность его восприятия и более активная деятельность творческого воображения у студен-тов-музыкантов становится возможной, благодаря определенной «направленности» процессов интериоризации и эстериоризации на основе инвариа-тивных установок. Эти два процесса позволяют с одной стороны сформировать исходный образ на основе интеллектуальных, эмоциональных, ассоциативных представлений, источниками которых являются наиболее яркие, целостные единицы строения формы произведения (инварианты). При этом фиксируется не только внешний облик музыкального материала, но одновременно с этим уточняются оттенки переживания (как обратной реакции) на этот материал, т.е. переживание рассматривается с точки зрения эстетических (и не только) представлений и осознания звучащего и переживаемого мира в целом как мироощущение. Осознанные в своем движении переживания направляются логикой, обретают предметный смысл, становятся «умными». Далее, выделив смысловые детерминанты, анализируя их развитие и взаимодействие, постигая логику и смысловую направленность композиции в целом, формируется симультанный образ всего произведения, с точки зрения концепции автора произведения, исполнителя и слушателей времени создания произведения. С другой стороны, экстериоризация (обратное процессу интериоризации) предполагает реализацию сформированного обобщенного образа произведения в процессе творческого исполнения. Здесь сформированный симультанный образ, становясь акцептором действия, обуславливает обратную афферентацию и регулирует протекание исполнительского процесса. Исполнитель выступает с творческой стороны как интерпретатор задуманного автором содержания, идентифицируя себя, как исполнитель-профессионал, как творческая личность, как гражданин.
Например. В нашем эксперименте для того, чтобы уточнить эмоционально-образную сферу конкретного произведения И. С.Баха, а также стилевые особенности музыки Баха вообще с целью адекватного выбора средств музыкальной выразительности, невозможно было пройти мимо инвариатив-ного понятия «музыкально-риторических фигур». Это устойчивые мелодические обороты-интонации, выражающие определенные идеи, эмоции, аффекты, составляющие основу музыкального языка композитора и его эпохи. Со студентами мы обсудили несколько основных фигур: восходящие-anabasis (воскресение), нисходящие-catabasis (печаль, умирание), восходящая секун-да-mtermgatю (вопрос), хроматический ход-pasus duriusculus (вздох, страдание, скорбь), восходящая секста-exclamatio (восклицание), бег-fuga и другие [4]. Баховская символика складывалась в русле эстетики эпохи барокко. Мо-тивные структуры имели постоянное соответствие с определенными вербальными понятиями, которые основывались на знании Священного Писания, церковных текстов, культовых обрядов. Они выстраиваются в разветвленную систему, музыкальный «лексикон», основывающийся на протестантском хорале и музыкальной риторике, которая является основой слушательского восприятия того времени. Это помогло студентам более осмысленно
относиться к музыкальной интонации, а также, учитывая «типизированные» потребности слушателей того времени, понять, почему композитор выбирает для воплощения мира желаемых представлений определенные типы музыкальных произведений — жанры. Облик жанра складывается из типичного (желаемого, предпочтительного) облика тематизма, инструментария, типичного круга переживаний и типичной направленности нравственноэстетических и мировоззренческих представлений. Отсюда композитор использует язык, приемы выражения, уже сложившиеся или складывающиеся в тех или иных жанрах своего времени, а нередко облик и концепцию жанра в целом как модель собственного произведения.
На основе процессов интериоризации и эстериоризации в нашем исследовании мы определили зависимые и независимые переменные. В качестве независимых переменных берутся стилистические паттерны, т.е. ориентиры, первоначально определяемые педагогом (мы это назвали установками), где проблема понимания рассматривается с точки зрения автора музыкального произведения. Главным здесь является поиск, открытие зафиксированных в культуре гуманитарных психологических знаний, которые так или иначе зафиксированы в музыкальном произведении. Это соответствует уровню воссоздания или «воспроизводящей деятельности» воображения (по Л.С. Выготскому) [2;237]
Далее на основе полученной студентом-музыкантом информации, формирования опыта, накопления тезауруса происходит создание или «вынашивание» своего замысла-понимания (личностного отношения) музыкального материала; отсюда рождение интерпретации является конечным продуктом процесса итрериоризации. Это творческий или «комбинирующий» уровень развития воображения, результатом которого является создание симультанного образа произведения — что мы называем зависимой переменной.
Реализация исполнительского замысла соответствует процессу эксте-риоризации. Здесь главенствующим в связи между определенными звукоин-тонациями (а также их комплексами) и игровыми движениями рук (и не только), необходимых для их реализации на инструменте, являются музы-ально-слуховые представления, т.е. предслышания, которые являются функцией музыкального воображения, подчиняющиеся уже созданному обобщенному художественному образу конкретного произведения. Таким образом, для исполнителя музыкальное воображение представляет собой систему антиципирующих корреляционных связей его слуха, зрения, моторики. Музыкально-слуховые преставления — это основа, так называемой, «живой» рефлексии. В этом смысле слух — это «мера» различных исполнительских форм слышания: слух — память, слух — воображение, слух — контролер, слух — интерпретатор. С помощью слуха осуществляется принцип «самостоятельной деятельности сознания в образовании материала восприятия» и происходит «господство субъекта над объектом» (по В.Вундту) [1;96-99].
Процесс интериоризации в нашем исследовании мы представили в виде алгоритма, состоящего из четырех этапов:
1)Восприятие музыкальной информации начинается с обложки нотного текста. Прочитав название, творческое воображение предоставляет нам варианты нотного текста соответствующие этому названию, включая такие характеристики как: тональность, характер движения, ритмический рисунок, фактурные особенности и т.д. Зафиксировав полученную информацию, можно получить собирательный образ от первичного соприкосновения с музыкальным произведением. Далее открываем страницу обложки. Мы видим и слышим внутренним слухом очертания текста: звучание, характер движения, уточняем ритм, динамику и т.д.
2)Декадирующим механизмом нотного текста является музыкальный инструмент и музыкальное воображение. В зависимости от того, какими тембровыми средствами передан художественный образ в произведении, необходимо решить вопрос о соотношении динамических указаний и естественных тембровых красок инструмента. Выявить интонационную структуру те-матизма. Тематизма, объединяющего все произведение в единое целое, и который основан на функции глубинной интонации [3], интонации лирического героя. Эта интонация на протяжении всего произведения может быть разной, но его «голос» мы узнаем в любых ситуациях.
3)Выход на уровень внутреннего сообщения возможен тогда, когда понятны и пройдены первые два этапа. Внешние и внутренние сообщения порождают массу глубоких ассоциаций, связанных с особенностями личностного строя исполнителя и духовного мира композитора. И действительно, композитор, а затем слушатель и исполнитель, открывая для себя лирического героя (с его неповторимой интонацией) в своей душе и, идентифицируя себя с ним в момент контакта с произведением, живут этой вымышленной жизнью героя. А это помогает предощущать драматургию, догадываться о композиционных решениях, следить за направленностью конструктивнозвукового развития произведения в целом. Мотив здесь представляется как обобщающая интонация героя драмы, как инвариант, и как тематический элемент, имеющий вариативное развитие.
4)Обобщение, где все начинается с «подсказки», указанной на обложке нот, и ее последующего подтверждения в виде создания обобщенной чувственной программы исполнения музыкального произведения. В итоге «пусковым механизмом» создания такой программы является сам музыкальный инструмент + нотный текст, которые дают нам понять, что данные сообщения значимые и им присущи определенные значения.
В самой природе внешних сообщений есть нечто такое, что не может быть выражено на явном, музыкальном языке. Поиски такого выражения является уделом творческого воображения, как исполнителя, слушателя, так и композитора. Понять это нам помогают разнонаправленные процессы инте-риоризации и экстериоризации.
Список использованных источников
1. Вундт В. Фантазия как основа искусства/ пер. Л.А.Задлера под ред. А.П.Нечаева. Спб.-М.: Изд. Вольфа, 1914, 146 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Изд. Смысл, изд. ЭКСПО, 2003. — 512 с.
3. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятия музыки// Сб. статей. — М.: Музыка. 1980, с. 188/
4. Носина В. Символика музыки И.С.Баха. — М.: Классика-ХХ1, 2004. — 54 с.
Пронин М.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
«ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ
Воронежский экономико-правовой институт
В настоящее время «трудные» подростки остаются главной проблемой в плане воспитания данной категории лиц как в целом для общества, так и для семьи. В последние годы эта проблема стала проявляться значительно острее и приобрела глобальные масштабы распространения. На современном этапе развития общества это негативное социальное явление выражается в таких формах, как подростковая девиантность и делинквентность.
Прежде всего данный социальный феномен обусловлен отсутствием или несформированностью на социальном и личностном уровне христианских духовно-нравственных норм и ценностей, которые могли бы обеспечить стабильное нравственное и правовое поведение подростков в социуме независимо от кризисных процессов, происходящих в общественноэкономической сфере.
Другим значимым источником подростковой преступности является кризисное состояние в современной социально-экономической и политической сферах общества. Такое состояние социума непосредственно ведет к снижению материального и социального благополучия, что адекватно негативно отражается и фиксируется в национальном и личностном самосознании и, как следствие, проявляется в увеличении количества противоправных проступков среди взрослых и подростков.
Психолого-педагогические особенности «трудных» подростков обусловлены в основном спецификой их жизнедеятельности и среды, в которой они обучаются и воспитываются. Для детального рассмотрения особенностей личностного развития трудных подростков первоначально ознакомимся с поливариантностью и семантикой понятия «трудный подросток», «девиантный подросток», «делинквентный подросток» и т.д.
По мнению многих авторов, понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания подростка. Педагогически запущенный учащийся рано или поздно становится трудным. Применительно к данным учащимся различного рода трудности не всегда являются следствием педагогической запущенности: «они могут возникнуть и в результате заболевания
8. Деятельность. Интериоризация и экстериоризация деятельности
Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов — действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами (<операциями>) или путями (<методами>), действие выступает как решение задачи.
Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности — ее уподобление свойствам независимо существующих от нее объектов.
Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает: <немотивированная> деятельность — это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив.
Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.
Интериоризация — переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.
Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.
Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного.
Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.
Экстериоризация — процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.
Педагогический ИМИДЖ Научно-практический журнал Pedagogical IMAGE Scientific and Practical Journal
Коломиец
Ольга Михайловна
кандидат педагогических наук,
доцент, директор
Институт профессионального
развития педагога
127576, г. Москва, Проспект Мира, 101
тел.: 8(495)2095271
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
- Аннотация. Целью работы является раскрыть суть «психологизации» профессиональной подготовки педагога к преподавательской деятельности в свете содержания нового профессионального стандарта педагога. Новизна исследования состоит в раскрытии сущности преподавательской деятельности и условий её организации в контексте психологической теории усвоения социального опыта, использование которой обеспечивает высокий уровень образовательных результатов. В статье представлена обучающая программа подготовки педагога к преподавательской деятельности, описаны её структура и содержание, технологии, способы, средства и формы организации в образовательном процессе. Представлены учебно-методические материалы для педагога и обучающегося как средства организации и управления индивидуальной учебно-исследовательской, учебно-практической и самостоятельной деятельностью, которые обеспечивают на практике психологические процессы интериоризации и экстериоризации. Описаны результаты применения данной программы в повышении квалификации педагогов высшей школы.
- Ключевые слова: преподавательская деятельность, психологическая теория усвоения социального опыта, интериоризация, экстериоризация, опорная таблица и опорная карта.
Для цитирования: Коломиец О. М. Структура и содержание программы подготовки педагога к преподавательской деятельности в контексте психологической теории усвоения социального опыта // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 1 (38). С. 91–103.
УДК: 371.127
DOI:
Список литературы:
1. Волков, А. Е. Российское образование – 2020 : модель образования для экономики, основанной на знаниях : к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация» / А. Е. Волков, Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко [и др.]. – М. : ГУ ВШЭ, 2008, 1–3 апреля. – 39 с.
2. Коломиец, О. М. Концепция преподавательской деятельности в контексте компетентностно-деятельностного подхода / О. М. Коломиец // Вестник Московского педагогического государственного университета. – 2017. – № 1. – С. 82–92.
3. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497. – URL: https://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1% 83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/5930 (дата обращения: 21.12.2017).
4. Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы» : мат-лы V Всерос. науч.-практ. конф. / Москва, 27–29 января 2010 г. – М. : Новая школа, 2010. – 478 с.
5. Greeno, J. G. Trends in the theory of knowledge for problem solving / J. G. Greeno // Problem-Solving and Education. – 2010. – P. 9–23.
6. Kirschner, P. The design of a study environment for acquiring academic and professional competence / P. Kirschner, P. Vilsteren, H. Hummel // Studies in Higher Education. – 2007. – № 22 (2). – P. 151–171.
это механизм трансляции человеком усвоенного опыта, Или почему мы поступаем так или иначе?
В истории психологии существует деятельностный подход, который раскрывает развитие психики и сознания человека через различные формы деятельности. Кроме того, психика и сознание некоторыми исследователями обозначаются также видами деятельности, внутренними. Они происходят из внешних, предметных действий человека. В связи с этим в психологии возникли 2 принципиально важных термина: интериоризация и экстериоризация. Это процессы, характеризующие развитие различных форм деятельности человека (внешней и внутренней).
Формы деятельности человека в психологии
Внешняя деятельность человека, согласно деятельностному подходу в психологии, представлена видимым поведением человека: практическими операциями, речью. Внутренняя форма деятельности — мыслительная, невидимая для других людей. Долгое время предметом изучения психологии была только внутренняя деятельность, потому что внешняя считалась ее производной. Со временем же исследователи пришли к выводу, что обе формы деятельности составляют единое целое, зависят друг от друга, подчинены одним и тем же закономерностям (наличию побуждающей потребности, мотива и цели). А интериоризация и экстериоризация — это механизмы взаимодействия данных форм деятельности человека.
Соотношение интериоризации и экстериоризации
Интериоризация и экстериоризация — это взаимосвязанные процессы, механизмы, благодаря которым происходит процесс усвоения общественного опыта человеком. Человек накапливает социальный опыт поколений через демонстрацию ему орудий труда, речи. Это интериоризация, активный внутренний процесс формирования сознания на основе усвоенного опыта.
На основании усвоенных знаков и символов общества человек формирует свои действия. Это обратный процесс. Существование одного из них невозможно без предыдущего. Понятие «экстериоризация» означает, таким образом, формирование поведения и речи человека на основании внутренне сложившегося у него в определенную схему общественного опыта.
Понятие «экстериоризация»
Экстериоризация — это процесс, результатом которого является переход внутренней (психической, незримой) деятельности человека во внешнюю, практическую. Этот переход приобретает знаково-символическую форму, что означает существование этой деятельности в социуме.
Развитием понятия занимались представители отечественной психологии (А. Леонтьев, П. Гальперин), но первое обозначение ему дал Л. Выготский. В своей культурно-исторической теории психолог высказывал мнение, что процесс становления психики человека, развитие его личности происходят через усвоение культурных знаков общества.
В современном понимании экстериоризация — это процесс построения и реализации внешних действий человека, включая словесное выражение, на основе его внутренней психической жизни: личного опыта, плана действий, сформировавшихся идей и переживаемых чувств. Примером этого может быть усвоение воспитательного влияния ребенком и его проявление внешне через нравственные поступки и суждения.
Опасный, но необходимый метод
При открытии Опасный метод Сабина Шпильрейн конвульсирует за окном вагона, корчится, визжит, смеется, ее длинные волосы растрепаны, выражение ее лица мучительно, когда лошади тянут ее в психиатрическую больницу лечиться у Карла Юнга. Спустя годы, когда карета везет ее по дороге от Юнга, она элегантно сидит, волосы уложены, слезы на глазах едва ли портят ее бесстрастное выражение. Между этими двумя поездками в карете Шпильрейн превращается из сумасшедшего пациента в доктора психологии.Она развивает отношения с Карлом Юнгом (Майкл Фассбендер) и Зигмундом Фрейдом (Вигго Мортенсен) и выглядит совершенно здоровой.
Игра Киры Найтли в роли Сабины просто невероятна: пока Юнг психоанализирует ее, она дергается, хватает ее за лицо и заикается; ее глаза выпучивают, и она безумно трясется. Ее сохраняющийся русский акцент вливается в ее манеру речи и исчезает. Ее интенсивность захватывающая и запоминающаяся. Фассбендер, восходящая звезда, играет Юнга, которому удается изобразить внешнее спокойствие среди внутреннего смятения.Их отношения поставлены красиво. Хотя с точки зрения Юнга он казался бесстрастным, к концу фильма он хватается за Шпильрейн, рыдая, как ребенок.
Опасный метод , режиссер Дэвид Кроненберг, исследует исторические отношения между Шпильрейн, Юнгом и Фрейдом. Действие фильма разворачивается в Швейцарии и Вене в начале двадцатого века и основано на реальных событиях, фильм погружается в ранние истоки фрейдистской психологии, межличностные отношения между пациентом и врачом, между студентом и наставником, а также растворение профессионала в обществе. сексуальный.
Тем не менее, сам фильм не носит откровенно сексуального характера. Юнг и Фрейд обсуждают использование эвфемизмов за обеденным столом Фрейда. Фрейд считает, что сексуальность никогда не следует скрывать, потому что люди будут так же сердиты, когда узнают, что он на самом деле имеет в виду. Так почему бы ему не быть прямым с самого начала? Юнг, с другой стороны, считает, что откровенная сексуальность — не лучший метод, даже если сексуальность подразумевается. Как Юнг спрашивает Шпильрейн, когда он соглашается дать ей совет по ее докторской диссертации: «Сказать ли, что в этот раз в следующий вторник я начну аккуратно разорвать вас на куски?»
В то время как Фрейд продолжает утверждать, что, по его мнению, все ведет к сексуальности, Юнга все больше расстраивает зацикленность Фрейда на эротике.Юнг в равной степени интересуется другими областями психологии, особенно тем, что он называет феноменом каталитической экстериоризации, странной телесной способностью чувствовать или ощущать будущее. Его интерес к предсказуемому будущему также проявляется в Сабине, которая верит, что ангел, голос в ее голове, говорит ей, что люди собираются сказать, прежде чем они заговорят. Сам фильм использует предзнаменование, подсказывая зрителю будущие события. Выполняя психологический тест для Юнга, его жена Эмма (Сара Гадон) снимает свое обручальное кольцо, и оно громко ударяется о стол, поскольку зритель понимает, что они скоро будут бороться со своим браком.
В основе фильма лежит идея о том, что все отношения развиваются и развиваются, что все идеи и люди идут по улице с двусторонним движением. Определение настоящего распространяется как на прошлое, так и на будущее. А отношения между кем-либо двусторонние, сложные и полны раздоров и конфликтов. Язык в фильме также демонстрирует двойное значение: повсюду используется много омофонов. Все имеет значение, выходящее за рамки сексуального, поскольку Юнг, настаивая на метафизическом, превосходит Фрейда как героя фильма.Эмма интерпретирует «Юнг» как «молодой» в психологическом тесте. И когда Юнг говорит Эмме, что теряет терпение, он имеет в виду и «терпение», и «пациенты», чувствуя, как будто он уже погружает Сабину в бездну безумия, в которую он не может следовать за ней.
Но он делает это. Постепенно сам Юнг понимает, что врача мало чем отличает его пациенты. Профессора в костюмах проходят по больнице среди пациентов, безумно крича. Доктора претендуют на нормальность, но то, что отличает их от пациентов, кажется лишь ложным утверждением вменяемости.Вера в то, что мы способны разделять нас как нормальных людей, а их как ненормальных и безумных, — это воображаемый идеал.
Кинематография навязывает другое разделение: разделение между разумом и мозгом. Съемка четкая и ясная, демонстрируя оттенки белого и пастельного, иногда с черным и серым. Камера скрывает пейзажи, дома и экипажи, катящиеся по мощеным улочкам. В этом черно-белом пейзаже все кажется безопасным и благополучным. Но это только то, что наблюдает наш визуальный мозг.За кружевной тканью, тихими домами, аккуратно расставленными авторами книжными полками, пастельно-голубой водой океана — мир разума. И этот мир далек от здравого смысла. В этой сфере исчезают различия между пациентом и врачом, между женой и любовницей, между наставником и учеником. Все сошли с ума, как Юнг позже в фильме говорит Шпильрейн: «У меня какая-то болезнь».
В конце фильма Юнг признается Сабине, что ему постоянно снится «апокалиптический сон».В его повторяющемся сне ужасные воды затопляют всю Европу, сметая окровавленные трупы. Вскоре сами воды превратятся в кровь, «кровь Европы». Через четыре года после разговора Юнга со Шпильрейн разразилась Первая мировая война.
Пророческие слова Юнга наиболее актуальны не в историческом плане, а во всем мире. Все свое время фильм визуально тратит на успокаивающие и приятные сцены. Пока все персонажи мучаются. Их будущее апокалипсично, а нынешние жизни предвещают войну.Хотя будущее несет в себе развалины, зритель понимает, что кровь, катастрофы и насилие практически отсутствовали визуально. И это потому, что обычно в мире, в котором мы живем, их нет. Настоящая катастрофа и катастрофические войны, которые мы переживаем, находятся в наших умах. У всех нас есть какая-то болезнь, какая-то фиксация, множественные «я» борются друг с другом внутри нас. За закрытыми дверями нашего разума мы все храним секреты о том, кто мы, чем занимаемся и что нас разделяет, до самой смерти.
«Как, должно быть, сладко умереть», — шепчет Фрейд Юнгу, потерявшему сознание на полу в разгар конференции. Фрейд определяет влечение к смерти как Todestrieb , как противодействие сексуальному желанию. Шпильрейн обращает внимание на увлечение Фрейда смертью, предлагая в своей диссертации взгляды, отличные от взглядов Фрейда. Она считает, что секс связан со смертью, как секс — это самоуничтожение или потеря и уничтожение себя в другом. Секс — это одновременно созидательная и деструктивная сила, способная разрушать и создавать прошлое и будущее посредством настоящих действий.Между деструктивными и творческими отметками, которые мы оставляем, есть тонкая грань; штампы, которые мы оставляем, носят одновременно жестокий и нежный характер. Чернильные знаки, знак письма или творчества, вплетаются и выходят из вступительных и заключительных титров, аналогично знакам жестокости, нанесенным Шпильрейн на правой скуле Юнга.
Шпильрейн деструктивна: ее поместили в кабинет Юнга в качестве пациента из-за ее садомазохистских наклонностей, проистекающих из того, что отец избивал ее в раннем детстве.Но фильм, который на первый взгляд кажется о садомазохизме, глубоко о боли в целом как о пути к удовольствию, о таких вопросах, как жизнь, смерть и их внутреннее отношение к сексу.
На корабле в Америку Юнг признается Фрейду, что ему снился призрак, который отказывается умирать. Пытаясь расшифровать сон, Фрейд размышляет, что эти призраки — их идеи и теории. Пророческие слова Фрейда о его собственных теориях, отказывающихся умирать, применимы ко всем идеям.Наши умы вечно крутятся; вечно преследуемые призраками наших идей, отношений, которые мы разорвали, двойного значения каждого произносимого нами слова, они продолжают действовать еще долго после нашей смерти. Тем не менее, идеи в нашем уме невидимы, если мы не прагматичны и не записываем их на бумагу, чтобы они существовали после того, как уйдем, если мы не рискнем в погоне за мечтой.
Как сказал Фрейд: «Подобные переживания, какими бы болезненными они ни были, они необходимы и неизбежны. Как мы можем узнать жизнь без них? » И как утверждает Юнг в последние секунды фильма: «Иногда нужно сделать что-то непростительное, чтобы жить дальше.”
Жизнь — это не репрессии. Как Отто Гросс (Венсан Кассель), и пациент, и врач, приказывает Юнгу: «Никогда ничего не подавляйте». Хотя Отто говорит сексуально, его смысл двоякий. Отто появляется как своего рода физическое проявление совести Юнга. Отто, почти воображаемая концепция, говорит об идеях не меньше, чем о сексуальности. Хотя это и опасно, иногда необходимо не скрывать идеи, искренне относиться к чувствам, быть искренними в отношении интеллекта. Иногда важно отделить мозг от сердца; как Шпильрейн говорит Юнгу: «Я должен работать в том направлении, в котором мой инстинкт подсказывает моему разуму.«Для Шпильрейн даже интеллектуальная работа заключается в следовании тому, что ее сердце говорит ее разуму. Путь, который кажется иррациональным и проистекает из чистых эмоций, иногда является необходимым курсом.
Психоанализ самого себя или другого, секс как форма исцеления и беззастенчивое стремление к идеям — опасные методы самопознания, но иногда они необходимы. Эти неконтролируемые, ненаучные методы могут привести к боли или безумию. Однако иногда безумие или ошибка необходимы, чтобы прийти к здравомыслию и ясности.Сабина, еврейка, считает, что «достичь совершенства можно только за то, что традиционно считается грехом». Иногда нам приходится делать что-то непростительное, даже грешить, просто чтобы продолжать жить с идеями и призраками в нашем сознании.
A Dangerous Method сейчас идет в кинотеатре East Village Cinema, 22 East 12 th Street, и вышел на DVD 27 марта. Фильм получил рейтинг R за сексуальное содержание и краткую лексику.
определение экстериоризации в Медицинском словаре
Временное удаление матки из брюшной полости (экстериоризация) было постулировано как ценный метод восстановления разреза матки (гистерографии) после родов и удаления плаценты, спонтанного или ручного4.Таблица 1: Клинические признаки заворота сигмовидной кишки Клинические особенности Количество пациентов Процент вздутие живота 62 88 Колики в животе 58 82 Рвота 51 72 Болезненность в животе 27 38 Обезвоживание 49 70 Пальпаторная масса 30 42 Запор 56 80 Таблица 2: Типы хирургического лечения и тип смертности хирургической процедуры Число Летальных пациентов Первичная резекция и анастомоз 42 10 Экстериализация кишечника 28 6 Таблица 3: Послеоперационные осложнения Осложнения Количество пациентов Инфекция раны 20 Ссадина кожи 14 Пневмония 12 Электролитный дисбаланс 14 Септицемия 16 Уремия 6 Сердечная недостаточность 2 Несостоятельность анастомоза 4 не принимая действительную цель мистицизма, откровенно воспользуйтесь средствами, которые он когда-то использовал для экстериоризации субъективного.Однако этот процесс экстериоризации, если он вообще возможен, был бы контрэволюционным и противоречащим эмпатии. Техника, описанная Тейхманном и Виттманном (1986): во время первой операции основной очаг удаляется — либо путем наложения швов, иссечения и анастомоза. Обычно они представляют собой небольшие желтоватые узелки размером от 1 мм до 5 см, обычно покрытые неповрежденной слизистой оболочкой, и часто имеют центральное отверстие, представляющее собой экстериоризацию рудиментарного протока поджелудочной железы.Заключительное предложение даст читателям ощущение третьей главы: «музыка, возможно, просто технический звук, возможно, звуковая экстериоризация существ, подверженная неопределенности, которая выходит за пределы разумного сознания» (61-62). определение по внешней морфологии затруднено, экстериоризация гамет с помощью катетера или канюли полезна не только для определения пола рыбы, но и для проверки готовности репродуктивной гаметы. Я не считаю себя « философом техники », но скорее как философ, который пытается внести свой вклад, наряду с некоторыми другими, в установление того, что философский вопрос есть и остается неизменным в состоянии, которое я называю технологическим: в то же время техника и логика, с самого начала выкованные на кресте, который образуют язык и инструмент, то есть позволяющие человеку его экстериоризации.В своей работе я пытаюсь показать, что с момента своего возникновения философия претерпевала это технологическое состояние, но как подавление и отрицание, и в этом вся трудность моего начинания — показать, что философия начинается с подавления своего собственного вопроса. у нашего пациента развился перитонит, вторичный по отношению к перфорации тощей кишки с множественными стриктурами, для которых была проведена экстериоризация тощей кишки. Этот акт экстериоризации смысла в «писающей» фигуре в стихотворении Тейта, возможно, может быть далее объяснен через рассказ Жака Деррида в книге «Речь и феномены». .Взрывной визит Юнга к Фрейду
Инцидент произошел в апреле 1909 года, когда Юнгу было 33 года, а Фрейду 52 года. Вот собственное мнение Юнга, данное интервьюеру Аниэле Джаффе пятьдесят лет спустя:
«Мне было интересно услышать взгляды Фрейда на предвидение и парапсихологию в целом. Когда я посетил его в Вене в 1909 году, я спросил его, что он думает об этих вопросах. Из-за своих материалистических предрассудков он отверг весь этот комплекс вопросов как бессмысленный… …
Пока Фрейд действовал таким образом, у меня возникло любопытное ощущение. Как будто моя диафрагма была сделана из железа и стала раскаленной докрасна — сияющий свод. И в этот момент в книжном шкафу, который стоял рядом с нами, раздался такой громкий звук, что мы оба в тревоге вздрогнули, опасаясь, что эта штука вот-вот опрокинется на нас. Я сказал Фрейду: «Есть пример так называемого феномена каталитической экстериоризации».
«Да ладно», — воскликнул он. «Это полная чушь.»
«Это не так», — ответил я. «Вы ошибаетесь, герр профессор. И чтобы доказать свою точку зрения, я теперь предсказываю, что будет еще один громкий доклад!» Конечно же, как только я произнес эти слова, тот же самый взрыв произошел в книжном шкафу.
По сей день я не знаю, что дало мне эту уверенность ».
Фрейд, безусловно, был впечатлен этим эффектом, хотя не разделял уверенности Юнга в объяснении. В письме к Юнгу от 16 апреля 1909 года он писал:
«Я не отрицаю, что ваши комментарии и ваш эксперимент произвели на меня сильное впечатление.После вашего отъезда я решил сделать несколько наблюдений, и вот результаты. В моей гостиной слышен постоянный скрип, откуда две тяжелые египетские стелы опираются на дубовые доски книжного шкафа, так что это очевидно. Во второй комнате, где мы слышали грохот, такие шумы очень редки. Поначалу я был склонен придать этому некоторый смысл, если бы шум, который мы так часто слышали, когда вы были здесь, больше никогда не слышался после вашего отъезда. Но с тех пор это происходило снова и снова, но никогда не в связи с моими мыслями и никогда, когда я рассматривал вас или вашу особую проблему.(И не сейчас, добавляю я в качестве вызова). Вскоре это явление было лишено для меня всякого значения из-за чего-то другого. Моя доверчивость или, по крайней мере, моя готовность верить исчезла вместе с чарами вашего личного присутствия … … Мебель стоит передо мной бездуховная и мертвая, как природа безмолвная и безбожная перед поэтом после кончины богов мира. Греция.»
Есть некоторые различия в двух описаниях, которые могут быть объяснены тем фактом, что письмо Фрейда было написано сразу после события, в то время как Юнг дал свое описание в гораздо более позднем интервью, когда.Юнг «вспомнил», например, что книжный шкаф был рядом с ним, в то время как письмо Фрейда помещало его в соседнюю комнату.
Вполне вероятно, что память Юнга была виновата, поскольку он признался Джаффе, что «только то, что внутреннее, оказалось имеющим субстанцию и определяющую ценность. В результате вся память о внешних событиях исчезла … Огромная часть об этих «внешних» проявлениях моей жизни исчезли из моей памяти … ».
Но как мы можем объяснить связь Юнга между его внутренним чувством и шумом, производимым книжным шкафом?
Юнг определенно верил, что существует связь «причина и следствие», но прежде чем мы слишком охотно примем его свидетельство, мы могли бы поступить мудро, если послушались совета, данного шотландским философом Дэвидом Юмом в его знаменитом эссе «О чудесах».Юм утверждал, что «никакого свидетельства недостаточно для установления чуда, если только свидетельство не такого рода, что его ложность была бы более чудесной, чем факт, который он пытается установить». Позже Карл Саган сформулировал это более лаконично: «Чрезвычайные утверждения требуют чрезвычайных доказательств».
Идея «феномена каталитической экстериоризации», безусловно, является необычным заявлением. Может ли быть более приземленное объяснение опыта Юнга? Одна из возможностей состоит в том, что предварительные скрипящие звуки книжного шкафа вызвали ощущение (которое звучит скорее как типичное физиологическое выражение тревоги) в диафрагме Юнга.Другая, связанная с этим возможность — это «синдром ложной памяти», теперь хорошо известный эффект, который не был понят во времена Фрейда и Юнга и который иногда приводил их к серьезным ошибкам. Проще говоря, Юнг, возможно, правильно запомнил и внутреннее ощущение, и шум, но, возможно, со временем переместил их в своем уме в отношении причины и следствия.
Когда мы пытаемся решить, является ли предполагаемая связь между двумя событиями реальной или нет, мы можем иногда в конечном итоге создавать ложные связи или отвергать истинные.Майкл Шермер, редактор журнала Скептик журнал называет эти ошибки типа I и типа II соответственно, и указывает, что эволюция одобрила ошибку типа I (склонность верить в ложные связи).
Фрейдистская психология Essential Reads
Это был и есть механизм выживания. Для первобытного человека движение в траве могло быть случайным воздействием ветра, или оно могло быть вызвано опасным хищником — для выживания лучшей стратегией была ставка на плотоядное животное.
Более формально это было сформулировано биологами-эволюционистами Кевином Фостером и Ханной Кокко в статье «Эволюция суеверного и подобного суевериям поведения» ( Труды Королевского общества B Vol. 276 (2009): 31 — 37). Они указали, что «до тех пор, пока цена ошибок типа II [т. Е. Отклонение истины] достаточно высока, естественный отбор может отдавать предпочтение стратегиям, которые часто допускают ошибки типа I и порождают суеверия». Другими словами, как они продемонстрировали с математической строгостью, суеверия адаптивны.
Итак, допустил ли Юнг ошибку I типа (веря в ложь) или Фрейд допустил ошибку II типа (отвергнув истину)? Сильная вероятность, подкрепленная последующими экспериментами Фрейда, принципом Юма / Сагана и эволюционным аргументом, состоит в том, что Фрейд был прав и что Юнг был введен в заблуждение, интерпретируя совпадение как причинную связь.
Этот небольшой анекдот несет в себе глубокий смысл. Мы выживаем и процветаем с младенчества, ища закономерности и связи и действуя на основе информации.Будь то плач по еде, обучение социальным навыкам или выживание в коммерческих джунглях, наша способность воспринимать закономерности и связи, связывать причины со следствиями имеет первостепенное значение. Умение отличать ложные шаблоны и связи от реальных — важная часть процесса. Как показывает пример Юнга и Фрейда, это не всегда легко, но с разумным скептицизмом в качестве нашего ориентира, по крайней мере, у нас есть шанс.
Лен Фишер
www.lenfisherscience.com
Дополнительная литература :
С.Дж. Юнг Воспоминания, мечты, размышления . Библиотека теологии и философии Фонтана (1967) (Упомянутый инцидент описан на стр. 178, а копию письма Фрейда можно найти на стр. 395).
Майкл Шермер Почему люди верят в странные вещи: лженаука, суеверия и прочие заблуждения нашего времени (Нью-Йорк: W.H. Freeman & Co (1998)).
Лен Фишер Катастрофы, кризисы и бедствия: как мы можем использовать науку для определения признаков раннего предупреждения (Нью-Йорк: Basic Books (2011)) (где я исследую историю нашего поиска значимых закономерностей и связей в природе и обществе и перечисляю некоторые из наиболее важных ловушек, в которые мы попадаем).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭКСТЕРИОРИЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Группа из 22 человек Стажеры по клинической психологии оценивались в продольном продольном тестировании перед тестированием и после тестирования. дизайн для оценки влияния обучения на их взгляды на дела связанные с рутинной жизнью. Поведение обучаемых оценивалось в подкатегории нейтральности и объективности (НЕТ) Профессиональное влияние (PI) Креативность и изобретательность (CI) Диагностика и прогнозирование (DPC) Этиологические соображения (EC) с глубинными интервью изображаются как вход интервью, но они предназначались для оценки более раннего эффекта психологического влияние тренингов на поведение обучаемых.Эти интервью оценили влияние более раннего обучения как EC, (Исключительно высокий) или (H) Высокий или (N) Нейтрально или с (DMI) защитным механизмом, вмешательством или (Id) Id комплексами? После этих вступительных собеседований стажеры прошли 12-месячное обучение в кафедра клинической психологии. После успешного завершения обучение все стажеры получили высокую оценку за их работу во время обучения и в качестве награды вместо задания им было поручено посмотреть фильм по собственному выбору и подготовить подробный отчет о своих выбор и предпочтение выбора хода.Позже исследователь посмотрел сам фильмы и оценивал отчеты и содержание как тематическое приложение поведенческое содержание, о котором сообщают стажеры, и помещает их в подкатегории (NO) (PI) (CI) (DPC) и (EC) для оценки состояния как влияния продвижения психологическая подготовка как EC или (H), или (N), или (DMI), или (ID). Позже предварительное испытание и послетестовые ответы слушателей аналогичных категорий сравнивались и оценивались. для влияния тренировки на поведение обучаемых после тренировки, сравнение предварительных и пост-ответов выявили значительное влияние тренировки на личности обучаемых.
Заявление о конфликте интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересовСтрана ведущего автора
ПакистанДолжность ведущего автора
Факультет высшего образования 4-летний колледжВедущий авторский институт
Департамент психологии Рифа Международный университет ФейсалабадЛюди-участники
ДаЗаявление об этике
Комитет по этике исследований Рифаха одобрил исследование.Пси-феноменов — Юнг против Фрейда. Критика современной психологии… | Иэн Спенс
Критика Psychology Today Анализ дружеского поединка Юнга и Фрейда
Юнга и Фрейда и входа на Берггассе, 19, Вена. Фотография двери Фрейда, сделанная Motmit, C.C., является достоянием общественности.В 1909 году Юнг и Фрейд вступили в спор о возможных пси-феноменах. Юнг заявлял о предвидении и синхронности. Фрейд не согласился. Психология Сегодня журнал освещал эту тему с насмешливым подходом к Юнгу и сильным предубеждением в пользу Фрейда. Здесь я предложу интерпретацию с оценкой Юнга.
Исследование Фрейда на Берггассе 19
Этот эпизод произошел, когда Юнг навещал Фрейда в его доме в Вене. Двое мужчин сидели в кабинете Фрейда и обсуждали возможность пси-феноменов. Фрейд (в то время) очень пренебрежительно относился к этой теме и сказал об этом Юнгу.Он немного болтал, в то время как Юнг становился все более раздраженным. Когда Юнг разочаровался, он почувствовал, как в его диафрагме возникает любопытное ощущение тепла.
По словам Юнга, тогда из книжного шкафа Фрейда раздался громкий ответ, который заставил обоих мужчин вскочить в тревоге. Затем Юнг сказал Фрейду: «Вот пример так называемого каталитического феномена экстериоризации».
Фрейд не был впечатлен и сказал Юнгу, что это было «… полнейшая чушь».
«Это не так, — ответил Юнг. — Вы ошибаетесь, герр профессор.Чтобы доказать свою точку зрения, я теперь предсказываю, что через мгновение будет еще один такой громкий ответ! »По словам обоих мужчин, это действительно то, что произошло потом». Однако есть небольшое расхождение между обоими версиями, о котором мы поговорим. к более позднему…
Любопытный инцидент с книжным шкафом продолжает вызывать интерес в наше время. Психология сегодня продемонстрировали свою предвзятость в сторону научного материализма, когда в 2011 году представили целую статью на эту тему. 2 Научный автор, Лен Фишер, написал на эту тему с вводящим в заблуждение подзаголовком: «Разве Юнг заставил книжный шкаф Фрейда взорваться мысленно? сила? »
Юнг никогда не предполагал, что он заставил книжный шкаф громко треснуть своей собственной« умственной силой », и Фрейд или Юнг не сказали, что он взорвался. Психология Сегодня сейчас звучит как бульварная пресса. Они основывают свою статью на хитрой неформальной лжи, а не на фактах.
Термин, который использовал Юнг, «феномен каталитической экстериоризации», не указывает на то, кто или что является катализатором. Юнг мог иметь в виду себя, Фрейда или обоих мужчин вместе, создавая эмоциональный заряд в комнате. С другой стороны, он мог отнести этот эпизод к «синхронности». Незадолго до этого события Юнг с большим интересом задумался о синхронных явлениях.
Сбой или скрип?
Фрейд утверждал, что второй шум — «грохот» — раздался из соседней комнаты. Юнг говорит, что это был резкий звук из того же книжного шкафа. Какая версия правильная? — спрашивает мистер Фишер. Затем он напоминает своим читателям, что версия этого события была записана Фрейдом вскоре после того, как оно произошло, в то время как Юнг рассказал свою версию своему редактору Аниэле Джаффе, когда он был стар. Г-н Фишер пытается представить Юнга как старика с неуверенной памятью об этом эпизоде.
Я думаю, что большинство из нас согласятся с тем, что версия Фрейда (написанная в виде буквы), скорее всего, будет более точной из двух.Однако в своей попытке скомпрометировать Юнга Фишер упускает важное различие между возможными источниками шума. По версии Фрейда, вторая реплика пришла из соседней комнаты — согласно Фрейду, это было очень редко .3 Фрейд не принял во внимание первый звук от скрипящего книжного шкафа как простое совпадение. Второй шум — то, что мы могли бы назвать «утверждением» — тот, который, как утверждал Юнг, спонтанно предсказал, пришел из необычного источника. На самом деле версия этого события Фрейдом более странная, чем версия Юнга, и это то, о чем Юнг, казалось, не подозревал, обсуждая этот вопрос с миссис Фрейд.Jaffé. Возможно, Фишер не замечает этого дополнительного факта, потому что он противоречит его собственной предвзятости подтверждения.
Он также предполагает, что Юнг чувствовал беспокойство после того, как возник шум, и не чувствовал тепла до , когда прозвучала первая скрипящая реторта. Однако Юнг не описал, что в то время беспокоился из-за шума. Его странное ощущение не было основано, по крайней мере, по мнению самого Юнга, на тревоге. Это преувеличение, добавленное Фишером, и его выбор времени для ощущения Юнга противоречит утверждениям Юнга.Здесь виновата память Фишера, а не Юнга.
Воспоминания, сны, размышления
Позже в своей статье Фишер предполагает, что «Юнг определенно считал, что существует« причинно-следственная »связь…» относительно эпизода с книжным шкафом. Фактически, Юнг имел тенденцию описывать синхронные события как акаузальные ». Фишер заключает, что интерпретация Фрейдом эпизода с книжным шкафом« подкреплялась его последующими экспериментами ». Он не заявляет, что это были за« эксперименты ». Однако он тщательно избегает того факта, что позже у Фрейда возник большой интерес к пси-феноменам.В 1922 году Фрейд публично проявил осторожность и осторожность в этом вопросе. В середине двадцатых годов он проявил чуть более позитивный настрой. К 1933 году он смело заявил: «Психоанализ подготовил почву для принятия таких процессов, как« телепатия »».
В частном порядке Фрейд всегда очень симпатизировал этому субъекту. В письме к Юнгу всего через два года после их дружеского поединка за книжный шкаф Фрейд написал: «… Я стал скромным с тех пор, как получил великий урок из опыта Ференци.Он имел в виду своего коллегу-аналитика Шандора Ференци, его анекдоты и взгляды на пси-феномены. Позже в том же письме «… мое высокомерие было разбито».
Насколько мне известно, Юнг никогда публично не комментировал переживания Фрейда и Ференци возможных пси-феноменов. Обсуждая свои странные переживания, он иногда использовал жесткий язык, который выдавал веру в пси-феномены. Однако часто он размышлял в своих письмах и предполагал, что нет никакого способа доказать, что пси-феномены реальны.
Сохранять непредвзятость
Я не собираюсь защищать Юнга в этой статье. Вместо этого я пытаюсь дать справедливую, сбалансированную интерпретацию эпизода с книжным шкафом с непредвзятой точки зрения. Я думаю, что у некоторых людей есть тенденция демонстрировать черно-белое отношение к обсуждению аномальных явлений. Научные материалисты часто забывают, что мы всего лишь находимся в сфере анекдотических свидетельств в сочетании с нашими предположениями.
Фишер описывает эпизод со скрипучим книжным шкафом, перефразируя старую цитату Карла Сагана: «Чрезвычайные утверждения требуют чрезвычайных доказательств». Г-ну Фишеру, кажется, не приходит в голову, что для многих эпизод со скрипучим книжным шкафом не является таким уж «экстраординарным». На самом деле, в некоторых отношениях он оказывается довольно ручным. Я также предлагаю, чтобы это не «требовало» никаких доказательств — если только мы не являемся навязчивыми рационалистами. Все, что требуется для этого эпизода с книжным шкафом, — это здравый смысл признать, что мы не находимся в сфере науки.На самом деле в этой истории нет ничего, что можно было бы доказать или опровергнуть.
Сбалансированное исследование и вопиющие суеверия
Фрейд не только сильно интересовался пси-феноменами. Он также несколько раз попадал в царство вопиющих суеверий. Следы этого обнаруживаются в его переписке с Шандором Ференци и мемуарах Эрнеста Джонса. Вот три эпизода из жизни Фрейда, когда ему было за шестьдесят, чтобы проиллюстрировать эту мысль. Однажды Фрейд встретил своего двойника, своего двойника, во время отпуска в Италии.Он истолковал эту встречу как возможное пророчество о своей неминуемой смерти (на самом деле он дожил до преклонного возраста). Спустя годы после этого эпизода он гулял по лесу, когда потерял очки. Он истолковал эту потерю как возможную жертву, которая была нанесена, чтобы защитить свою дочь от крушения поезда ». По словам выдающегося психолога Эрнеста Джонса, Фрейд много лет питал суеверие, что он умрет в феврале 1918 года (он умер в 1939 г.). Говоря о своем предсказании, Фрейд однажды сказал Ференци: «Иногда мне приходится упорно бороться, чтобы восстановить власть над собой».⁸
Фрейд со своей младшей дочерью Анной, общественное достояние.Итак, и Юнг, и Фрейд питали особую любовь к суевериям. Фрейд думал, что его преследуют загадочные числа, и увлекся нумерологией. Юнг на время потерялся в астрологии. Но оба мужчины также были связаны с наукой. Фрейд был пионером в хирургии глаза в юности, а Юнг активно сотрудничал с физиком Вольфгангом Паули, отцом нейтрино.
Синхронность и квантовая физика
Паули критиковал наивную попытку Юнга внести научный вклад в тему астрологии.В письме швейцарскому физику Маркусу Фриерцу он сказал, что решил поработать с Юнгом, чтобы помешать ему писать «ерунду» по физике или того хуже, цитируя его при этом. Но он также сказал, что был очарован мыслями Юнга о синхронности. Он задавался вопросом, существует ли связь между квантовой физикой, психологией и синхронистичностью ». Паули и Юнг подробно обсудили эту тему, обнаружив, что существует больше определений относительно того, что синхронность« есть »(или кажется), чем кажется на первый взгляд. Первый взгляд.В конце концов, оба мужчины написали в соавторстве книгу The Interpretation of Nature and the Psyche. Юнгу пришлось выдержать резкую критику со стороны Паули.
В некотором смысле мысли Паули о наивности Юнга отражаются в наше время с неосторожными попытками движения нью-эйдж неправильно присвоить квантовую физику. Иногда, как в случае с Юнгом, он подпитывается достаточно простым энтузиазмом по поводу сложного предмета. В худшем случае он используется для мистификации и создания очарования вокруг различных видов поп-психотерапии.Однако мы должны также помнить, что современные физики и психологи ведут много здоровых дебатов по квантовой теории и сознанию.
Например, физик Харальд Атманспахер сотрудничал с психологом Вольфгангом Фахом по вопросу о синхронности в 2013 году. Здесь присутствует неизменная искренность, которая имеет ту же целостность, что и первоначальный набег Паули и Юнга в мир квантовой физики и психологии.
В популярных средствах массовой информации Фрейд часто изображается уравновешенным научным атеистом в отличие от Юнга, легкомысленного мистика-волшебника. Некоторые люди ищут ленивое, поляризованное объяснение необычных явлений, чтобы облегчить понимание мира. Похоже, это то же самое неубедительное отношение, которое занимает Psychology Today .
Было бы желательно прочитать надлежащую критику Юнга в отношении книжного шкафа. Напротив, Psychology Today предлагает слишком много лукавых насмешек и предвзятости подтверждения.Он также пытается цинично извлечь выгоду из раскола между Фрейдом и Юнгом, чтобы представить ложный взгляд на их подход к пси-феноменам. Фактически, раскол был основан главным образом на их различиях в интерпретации либидо, как описано в бесчисленных биографиях обоих мужчин. Интерпретации возможных пси-феноменов не имели ничего общего с разломом ».
Общество психических исследований
И Фрейд, и Юнг были пожизненными членами Общества психических исследований.Фрейд даже писал для их журнала в 1912 году. 2 Он также был членом американской SPR. Фишер должен также принять во внимание тот факт, что именно Proceedings Общества психических исследований в первую очередь донесли до английской аудитории самые ранние мысли Фрейда о психоанализе ». 3 Это то же общество позже сделало его почетным членом».
Мы никогда не узнаем, что произошло в доме Фрейда: все, что мы можем сделать, — это подойти к скрипучему книжному шкафу непредвзято и с некоторым чувством юмора.В конце концов, у многих из нас есть собственные скрипучие книжные шкафы или аналогичные явления, которые нужно пережевывать.
ресурсов религиозного опыта — обзоры
ресурсов религиозного опыта — обзорыГарри Т. Хант
«Когнитивная психология мистического опыта и переживания измененного состояния»
«Отношения между феноменами религиозного мистицизма (измененные состояния Сознание) и психология мышления: когнитивная психология состояний. сознания и необходимости субъективных состояний для когнитивной теории »
Отзыв Тима Неппера, 2001 г.
Хант, Гарри Т.«Когнитивная психология мистического и измененного состояния Опыт.» Перцепционные и моторные навыки 58 (1984): 467-513.
Хант, Гарри Т. 1985. «Отношения между феноменами религиозного мистицизма». (Измененные состояния сознания) и психология мышления: когнитивный Психология состояний сознания и необходимость субъективных состояний для Когнитивная теория ». Перцептивные и моторные навыки 61: 911-961.
Гарри Т. Хант «Когнитивная психология мистического и измененного состояния». Опыт »представляет когнитивно-психологическое понимание измененных состояний. сознания как «экстериоризации и продолжения (в осознание) аспекты обычно замаскированных или «бессознательных», сверхбыстрых стадий перцептивный и аффективный микрогенез »(496).Изучение «полного спектра» эмпирические отчеты мистико-медитационных, психоделических и шизофренических источников, Хант разрабатывает когнитивную психологию абстрактных символических процессов. лежащих в основе таких измененных состояний сознания (как символическое повторное использование и трансформация визуальной микрогенетической последовательности). Затем Хант обращается к несколько аспектов измененных состояний сознания (тоническая неподвижность, кататонический шизофрении, белый свет «пустотного осознания») в попытке ответить на вопрос о том, следует ли понимать религиозно-мистический опыт как когнитивный эмерджентный или регрессивный примитивный менталитет.Придерживаясь бывшая альтернатива, Хант интерпретирует такие явления как «последствия конкретно человеческий творческий потенциал, основанный на кросс-модальном переводе между прикосновение, видение и прослушивание », утверждая, что тем самым религиозно-мистический опыт представляет собой полную экстериоризацию и завершение такого кросс-модального синестетическая способность (465). После рассмотрения нескольких «регрессивных» объяснения религиозно-мистического опыта (фетального, филогенетического и сверхбыстрые микрогенетические / знаковые этапы), Хант утверждает, что только сверхбыстрые объяснение микрогенетической / иконической стадии «согласуется с абстрактным когнитивным особенности такого опыта и точка зрения, что все высшие психические процессы включают разборку и повторное использование микрогенетически предварительных перцептивных и аффективные паттерны »(467).Хант приходит к выводу, что измененные состояния сознание — это прямая экстериоризация обычно замаскированных процессов смысловая операция, «разворот» микрогенеза восприятия и влияние, которое происходит посредством синестеических кросс-модальных переводов.
«Отношения между феноменами религиозного мистицизма» Ханта (измененная Состояний сознания) и психологии мысли »выступает против так называемые ортодоксальные интерпретации синестезий и геометрических образов как «продуктов нарушения восприятия и фрагментации — несимволические эпифеномены «Стресс», «регресс» или «дезорганизация».’” Выводы Ханта таковы тройной. Во-первых, константы геометрической формы и светимости, галлюцинаторные трансформации и синестезии из различных измененных состояний сознания не описывают уровень символизма, который обязательно является примитивным в онтогенетические термины. Как пишет Хант: «Эти эффекты дают самые прямые подсказки. к процессам, лежащим в основе метафорически-презентационной стороны интеллекта и развитые как таковые, они составляют отдельную линию когнитивного развития. конечной точкой которых являются кросс-культурные распространенные формы религиозного мистицизма и шаманизм »(954).Во-вторых, «зрение, слух и осязание несоизмеримы », хотя мы переживаем их« вместе »через работу человеческие символические процессы (955). Это «объединение» происходит на двух уровни, уровень «простых синестезий», который проявляется в обычном языке, и уровень «сложных синестезий», который выглядит как презентационный символизм. В-третьих, несоизмеримость чувств и множественности возможности синестеического слияния помогают объяснить некоторые особенности метафора (как обсуждал Поль Рикер).Одновременное «не есть» метафора «вытекает из бесконечного множества« воплощений » форма зрительного микрогенеза »(956). Таким образом, «[i] если метафора работает обнаружение общих физиономий и динамики между средним и референтным, сложным синестезии, кажется, показывают этот процесс in situ »(956).
dc.contributor.advisor | Тео, Томас | |
постоянного тока.создатель | Гао, Чжипэн | |
dc.date.accessed | 2018-11-21T13: 55: 07Z | |
dc.date.available | 2018-11-21T13: 55: 07Z | |
dc.date.copyright | 2018-08-23 | |
dc.date.issued | 21.11.2018 | |
dc.identifier.uri | http://hdl.handle.net/10315/35576 | |
dc. описание.аннотация | Между 1949 и 1958 годами в зарождающейся Китайской Народной Республике произошел радикальный сдвиг в знаниях о человеческом разуме, который изменил педагогику. Против «холодной войны» и изменения советско-китайских отношений китайские психологи постепенно отвергали американские и советские школы за их общую детерминистскую философию и незаинтересованность в человеческой деятельности и классовой борьбе. В свете этой критики преподаватели отказались от психологической науки как основы педагогики и попытались создать нового высшего социалистического студента, который отвечал бы экономическим и политическим планам Китая.Эта диссертация исследует этот эпистемический переход экстериоризации путем сопоставления психологии и образования. Используя преимущества до сих пор не использованных архивных и опубликованных источников, эта диссертация исследует, как психологи, преподаватели и студенты перемещались между утопической коммунистической мечтой и суровой социально-экономической реальностью Китая в создании нового социалистического студенческого идеала. В главе 1 «Борьба с человеческой природой» утверждается, что критика психологии привела к появлению в Китае прогрессивного этоса, который, пытаясь изменить человеческое мышление, отверг научное открытие ментальных законов.В главе 2 «Рабочее образование» утверждается, что перед учащимися стояли чрезмерные академические и трудовые задачи из-за стремления Китая к послевоенному восстановлению, успеху в конкуренции времен холодной войны и предотвращению будущего классового расслоения, основанного на труде. В третьей главе «Создание гражданства» исследуется, как преподаватели задействовали субъективность учащихся, чтобы создать новую гражданскую идентичность, способную разрушить существующие социальные отношения. | |
dc.language.iso | en | |
постоянного тока.права | Автор владеет авторскими правами, если явно не указано иное. Пожалуйста, свяжитесь с автором напрямую с запросами на лицензирование. | |
предмет постоянного тока | Азиатские исследования | |
dc.title | Разум нового социалистического студента в китайском революционном воображении, 1949–1958 | |
постоянного тока типа | Электронная диссертация или диссертация | |
докторская степень. Дисциплина | Психология (функциональная область: история и теория) | |
постоянного тока.степень. имя | PhD — доктор философских наук | |
уровень постоянного тока | Докторантура | |
dc.date.updated | 2018-11-21T13: 55: 07Z | |
dc.subject.keywords | Эффективность | |
dc.subject.keywords | Агентство | |
dc.subject.keywords | Всесторонняя разработка | |
предмет постоянного тока.ключевые слова | Америка | |
dc.subject.keywords | Антиправая кампания | |
dc.subject.keywords | Биополитика | |
dc.subject.keywords | Возможности | |
dc.subject.keywords | Китай | |
dc.subject.keywords | Детский | |
dc.subject.keywords | Гражданство | |
постоянного тока.subject.keywords | Классовая борьба | |
dc.subject.keywords | Классовая стратификация | |
dc.subject.keywords | Коллективизм | |
dc.subject.keywords | Коммунизм | |
dc.subject.keywords | Коммунистическая партия | |
dc.subject.keywords | Творчество | |
предмет постоянного тока.ключевые слова | Учебный план | |
dc.subject.keywords | Критика | |
dc.subject.keywords | Критика | |
dc.subject.keywords | Десталинизация | |
dc.subject.keywords | Демократия | |
dc.subject.keywords | Детерминизм | |
dc.subject.keywords | Диалектика | |
постоянного тока.subject.keywords | Диктатура | |
dc.subject.keywords | Разделение труда | |
dc.subject.keywords | Догматизм | |
dc.subject.keywords | Экономика | |
dc.subject.keywords | Обучаемость | |
dc.subject.keywords | Образование | |
dc.subject.keywords | Образовательная революция | |
постоянного тока.subject.keywords | Занятость | |
dc.subject.keywords | Эпистемология | |
dc.subject.keywords | Экстериоризация | |
dc.subject.keywords | Семья | |
dc.subject.keywords | Поколение | |
dc.subject.keywords | Управление | |
dc.subject.keywords | Большой скачок вперед | |
постоянного тока.subject.keywords | Здоровье | |
dc.subject.keywords | История | |
dc.subject.keywords | Податливость для человека | |
dc.subject.keywords | Человеческая природа | |
dc.subject.keywords | Гуманитарные науки | |
dc.subject.keywords | Кампания «Сотня цветов» | |
предмет постоянного тока.ключевые слова | Идеализм | |
dc.subject.keywords | Идеология | |
dc.subject.keywords | Идеологическое и политическое воспитание | |
dc.subject.keywords | Независимое мышление | |
dc.subject.keywords | Индивидуальность | |
dc.subject.keywords | Labor | |
предмет постоянного тока.ключевые слова | Трудовое образование | |
dc.subject.keywords | Законность | |
dc.subject.keywords | Mao | |
dc.subject.keywords | Материализм | |
dc.subject.keywords | Маркс | |
dc.subject.keywords | Mind | |
dc.subject.keywords | Модернизация | |
постоянного тока.subject.keywords | Нравственность | |
dc.subject.keywords | Новый социалистический человек | |
dc.subject.keywords | Павлов | |
dc.subject.keywords | Педагогика | |
dc.subject.keywords | Философия | |
dc.subject.keywords | Политика | |
dc.subject.keywords | Производительность | |
постоянного тока.subject.keywords | Психология | |
dc.subject.keywords | Ролевое моделирование | |
dc.subject.keywords | Школа | |
dc.subject.keywords | Наука | |
dc.subject.keywords | Социальные отношения | |
dc. |