Экстраверсия интроверсия соционика – — — 2.0

Экстраверсия и интроверсия

Экстравертированный тип или интровертированный, в соционике определяется по вертности первой (базовой) функции: вертность типа и вертность базовой функции будут совпадать.

В соционике принято интровертированные функции обозначать белым цветом в схеме социотипа, а экстравертированные – черным. Поэтому часто можно встретить такие словосочетания, как «белая логика», «черная сенсорика», «белая интуиция» и т.д.. Никакой эмоциональной, мистической, смысловой или иной окраски слова «белый» и «черный» в соционике не несут. Их употребляют исключительно из удобства: «белый» или «черный» сказать быстрее и проще, чем «интровертированный» или «экстравертированный».

Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» широко распространены в психологии, есть разные трактовки этих терминов.

  • Экстравертированность ассоциируют с активностью, большим количеством контактов, желанием общаться и развлекаться, умением получать удовольствие от вечеринок и других шумных собраний, стремлением собрать вокруг себя побольше народа, с беспечностью, импульсивностью и тягой к новым впечатлениям.
  • Интровертированность, напротив, ассоциируют с затворничеством, с любовью к одиночеству, с впечатлительностью и чувствительностью, замкнутостью, скромностью, нежеланием общаться с людьми.

Однако описанное выше понимание экстра- и интраверсии имеет отношение к темпераменту, и автором его является Г. Айзенк. В то время как соционика понятие об экстра- и интроверсии позаимствовала в теории К.Г. Юнга.


Согласно Юнгу, экстраверсия и интроверсия – это установки личности, которые определяют ориентацию личность вовне (экстравертированная установка) и внутрь себя (интровертированная установка).

Так, белого сенсорика больше занимают его собственные телесные ощущения, в то время как черного сенсорика – положение вещей в окружающей его среде.

Черный логик заинтересован в объективных данных, факты как таковые имеют для него самостоятельную ценность, в то время как белый логик больше занят взаимосвязями между этими фактами, отношениями между ними.

Черный этик заинтересован в том, чтобы произвести впечатление на окружающих, в то время как белого этика больше занимает его собственное отношение к чему бы то ни было.

Белый интуит больше ориентирован на свои собственные состояния, внутренние процессы, образы и переживания, в то время как черный интуит ищет универсальные модели и больше интересуется объективно протекающими процессами.


При этом человек, являющийся интровертом по соционике, может иметь широкий круг знакомых и увлечений, быть душой компании, проявлять беспечность и импульсивность, но ориентирован при этом он будет на себя: на свое состояние, свои ощущения, свое отношение к происходящему, свою оценку событий.

В свою очередь, соционический экстраверт легко может оказаться затворником, нелюбителем шумных вечеринок, весьма впечатлительным и чувствительным человеком. Однако при этом ориентирован он будет вовне: для него важнее будут объективно протекающие процессы, четкая и недвусмысленая информация, окружающая его обстановка, впечатление, которое он производит на других.

psy-resource.com

Экстраверсия — интроверсия | Школа системной соционики

Понятия «экстраверсии» и «интроверсии» в форме соответствующих установок субъекта по отношению к объекту ввел в научный оборот К. Г. Юнг в книге «Психологические типы»:

В своей практической врачебной работе с нервными больными я уже давно заметил, что помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии существует также и целый ряд типических различий. Прежде всего выделяются два различных типа, которые я назвал типом интровертным и типом экстравертным.

Наблюдая за течением человеческой жизни, мы замечаем, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом…

Несмотря на различие формулировок, мы постоянно видим один и тот же общий принцип в основном понимании вопроса, а именно: в одном случае движение интереса направлено на объект, а в другом случае оно отвращается от объекта и направляется к субъекту, на его собственные психические процессы… субъект является и остается центром всех интересов [1].

В психологии встречаются иные толкования терминов «экстраверсия» и «интроверсия» (например, подход Г. Ю. Айзенка). В соционике смысл этих понятий близок к юнговскому с тем уточнением, что

  • если в одном случае (К. Г. Юнг прав!): «движение интереса направлено на объект», т. е. исходным в субъект-объектном взаимодействии является понимание сущности объекта (намерений, целей, соображений, ценностей), а результатом — некое отношение («интерес» к объекту) — экстраверсия,
  • то в другом случае «центром всех интересов» (отношений!) может быть не только сам субъект, но и любой объект, на который субъект как бы переносит свой интерес — проявляет некоторое отношение, исходя из которого и строит субъект-объектные взаимодействия с сущностью собственной или объекта своего интереса — интроверсия.

Такое уточнение интровертной установки мог бы сделать и сам К. Г. Юнг — во всяком случае, через пятнадцать лет после выхода в свет «Психологических типов», в своих тевистокских лекциях и дискуссиях 1935 года он уже привёл достаточно информации для этого [2].

Таким образом, «две обширные группы психологических личностей» — экстраверты и интроверты во взаимодействии с окружающим миром различаются исходной и результирующей установками в блоке Эго:

  • экстраверт — понимание сущности ⇒ творение результата в отношениях;
  • интроверт — понимание отношений ⇒ творение результата в сущностях.

Во взаимодействии с окружающим миром, в общении реальные люди с экстравертной и интровертной установками отличаются друг от друга, в основном, вербально. Хотя у хорошо реализованного экстраверта (напомним — ориентированного, т. е. действующего, творящего в отношениях) часто бывает внешность, про которую говорят «открытый человек» или «у него открытое лицо». Это, конечно, не никак не значит, что интроверт — это внешне замкнутый, сосредоточенный человек, погружённый в свой внутренний мир (хотя в психологии, некритично восприняв К. Г. Юнга, интроверта, судя по литературе, часто изображают именно так). Вербальные и невербальные признаки экстравертов и интровертов, конечно, можно использовать в процессе идентификации ТИМ психики для выбора гипотезы ТИМ психики конкретного человека, соблюдая известную осторожность во избежание ошибок.

Таким образом, оказывается, что и шкала «экстраверсия–интроверсия» в приложении к ТИМ психики является вторичной

и так же, как шкала «рациональность–иррациональность», определяется расположением психических функций в модели и блоках. Степень проявленности экстраверсии или интроверсии реального человека также определяется наполненностью соответствующих психических функций модели ТИМ психики реальной, жизненной информацией. При этом, совершенно очевидно, что экстраверт при любом наполнении психических функций никак не может стать интровертом — структура модели ТИМ психики остаётся неизменной.

Литература

  1. Юнг К. Г. Психологические типы. — СПб.: «Ювента», М.: «Прогресс-Универс», 1995.
  2. Юнг К. Г. Тевистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика / Составл., предисл. и перевод с англ. В. Менжулина. — Киев: СИНТО, 1995.

socionicasys.org

Почему существует экстраверсия и интроверсия

Ноябрь 27, 2014

В этой статье я бы хотела затронуть тему экстраверсии и интроверсии

, а точнее – первопричину этих двух установок. Почему вообще существует такое разделение? На чем оно основано в природе? Для чего оно существует и что обеспечивает в биологическом и социальном мире?

Проявления экстраверсии и интроверсии

В социуме экстраверсия и интроверсия могут проявлять себя разными способами. Например, установку на экстраверсию мы можем узнать и в склонности человека к организаторской деятельности, и в постоянном участии во внешних событиях, и в интересе, проявляемом по отношению к объектам (людям, вещам), которые его окружает, и во многом другом. Сами по себе эти проявления еще не означают, что человек обязательно экстраверт, однако они свидетельствует о том, что( по крайней мере в данный момент) человек действует из экстравертной установки. Если же такое поведение для человека привычно и комфортно, мы можем предположить с большой долей вероятности, что он экстраверт.

Однако все это – не более чем проявления, которые мы может увидеть, а можем и не увидеть, в зависимости от обстоятельств. Тем не менее, даже если мы них не видим, например, человек в данный момент вообще никак себя не проявляет, то от этого он не перестает быть экстравертом или интровертом. То есть экстраверсия и интроверсия – это не только то, как человек себя проявляет. Поведение – это скорее

следствие внутренней установки. И вопрос в том, что же это за внутренняя установка.

Экстраверсия и интроверсия как установка сознания

Мы знаем, что экстраверсия и интроверсия в соционике — это разные варианты направленности внимания. Оно может быть направлено на объекты (и тогда мы говорим об экстраверсии), либо на связи между объектами и свое собственное отношение к объекту (и тогда мы говорим об интроверсии). Причем только одна из направленностей является для человека по-настоящему комфортной, в то время как другой он может пользоваться, но не пребывать в ней постоянно. Возникает вопрос: почему у одних внимание направлено одним образом, а у других – другим? И не просто другим, а прямо противоположным, исключающим первый вариант?

Два типа поведения в природе

Карл Густав Юнг связывал это с тем, что в природе существует два типа поведения, каждый из которых направлен на обеспечение выживаемости вида. И действительно,  если мы посмотрим на популяции животных, то увидим, что одни виды животных имеют очень

высокую скорость воспроизводства (т.е. высокую плодовитость) при достаточно низкой продолжительности жизни. А другие виды – низкую плодовитость при высокой продолжительности жизни. Эту закономерность наука выявила уже давно.

Первые хуже защищены от воздействий окружающей среды, поэтому им необходимо быстро воспроизводить потомство, чтобы сохранять вид. У вторых страдает плодовитость, и им требуется хорошая защита от внешних воздействий, чтобы обеспечить выживаемость потомства.

Самые плодовитые животные в мире – это насекомые. Они могут откладывать до нескольких миллионов яиц в год. Выживает только небольшая их часть, которая вполне способна поддержать численность вида.

Если взять пример с птицами, то все птицы делятся на птенцовых и выводковых. И у них разная выживаемость. Например, беркут — выводит одного или двух птенцов, в то время как куропатка откладывает до 18 яиц. При этом свои гнезда куропатки сооружают на земле, в кустарниках или между кочками. По причине этого птенцы становятся частой добычей хищников. Беркут же устраивает гнезда на возвышенностях, где птенцы лучше защищены.

Исследуя эту тему, я нашла статью в журнале БИОФАЙЛ» (научно-информационный журнал, статья «Динамические параметры популяции) Приведу здесь небольшой отрывок из нее.

«Соотношение плодовитости и смертности. Экологические механизмы динамики численности в принципе просты и заключаются в изменении соотношения плодовитости (рождаемости) и смертности в популяции. Известна, например, чрезвычайно высокая плодовитость паразитов со сложным циклом развития; у таких животных вероятность прохождения отдельной особью полного цикла развития ничтожно мала, что эволюционно скомпенсировано высокой нормой плодовитости. Вообще, появление в эволюции каких-либо форм заботы о потомстве четко коррелирует со снижением видовой нормы плодовитости: у таких видов существенно снижается смертность в раннем возрасте, а сохранение высокого репродуктивного потенциала при сниженной смертности биологически невыгодно. Обратная пропорциональность связывает плодовитость со средней продолжительностью жизни, свойственной данному виду: более долгоживущие виды отличаются меньшей плодовитостью»

Экстраверсия и интроверсия в социуме

В социуме экстраверты склонны отдавать энергию в больших количествах, при этом сами они более внушаемы и в целом легче поддаются влиянию извне. В то время как на интровертов сложнее воздействовать, они оберегают себя от внешних раздражителей и лучше сохраняют устойчивую внутреннюю организацию.

Однако человек отличается от животного тем, что помимо способности к биологическому воспроизводству, он обладает способностью к «ментальному воспроизводству». Продукты его творчества – это образы и идеи, отношения с людьми, вещи, предметы искусства, научные разработки и тд.

Экстраверты быстрее и чаще продуцируют энергию, они выдают больший по сравнению с интровертами спектр продуктов творчества в окружающий мир, однако, только часть этого спектра «выживает». Возможно, так происходит потому, что далеко не все эти продукты (например, идеи) достаточно хорошо проработаны. Экстраверт не углубляется в проработку деталей, он пытается охватить как можно большую площадь на «поверхности». И, скажем так, «берет количеством».

Интроверты же создают более редкие, но при этом доработанные и продуманные продукты творчества, что обеспечивает этим продуктам высокую «выживаемость» за счет качества. При этом сам спектр заметно сужается, потому что требуется больше времени на доработку каждого конкретного продукта.

Таким образом, в природе экстраверсия и интроверсия обеспечивает выживаемость вида, в то время как в социуме эти установки тоже обеспечивают «выживаемость» продуктов умственной, творческой деятельности человека.

Статьи по теме

pro-socionic.ru

Гуленко В. «Экстраверсия — интроверсия»

Один из четырех дихотомических признаков Юнга, служащих для идентификации соционических типов личности. Проявляется на всех уровнях коммуникативного пространства: физическом, психологическом, социальном и интеллектуальном.

1. Физический уровень

Экстравертный тип представляет собой систему, которая больше выдает энергии и информации, чем накапливает. Поэтому экстраверт отличается тем, что обычно затрачивает больше усилий, чем надо для достижения какого-то среднего результата. В целом экстравертный стиль поведения и работы может быть охарактеризован как активный, но затратный.

Интровертный тип является системой, которая больше накапливает энергии и информации, чем выдает. Поэтому интроверт обычно прикладывает усилий меньше среднего для достижения фиксированного результата. Естественно, для того чтобы проделать такой же объем работы, что и экстраверт, интроверту потребуется больше времени. Интровертный стиль поведения и работы, следовательно, можно назвать пассивным, но экономным.

В силу того, что экстраверт склонен делать больше, чем надо, он нуждается в том, чтобы его сдерживали, притормаживали. Экстравертная интенсивность информационного обмена делает его плодовитым, но недолгоживущим, так как он чаще выходит из строя — болеет, допускает передозировки, переоценивает свои шансы.

Из-за того, что интроверт склонен делать меньше, чем надо, для достижения оптимального эффекта его нужно подталкивать, активизировать. Зато сдержанность делает интроверта экономным хозяином, бережно относящимся к своим ресурсам. Его спокойный стиль существования уберегает его от крайностей, в результате чего интроверт менее плодовит, зато дольше живет. Бурная, интенсивная жизнь на «всю катушку» — не для интроверта, так как при этом не остается никакого резерва сил, без которого он не мыслит себя.

2. Психологический уровень

Экстраверт направлен наружу, это человек открытого типа. Поэтому он стремится к действию, психологической активности. Без обратной связи с окружающими он теряет ориентировку, не может обрабатывать информацию. Окружающих экстраверту легче понять, чем самого себя. Он как бы разъединен с самим собой, оценивает себя через других людей.

Интроверт же сам с собой слит, зато отделен четкой границей от внешнего мира. Себя ему понять гораздо легче, чем других. Интроверт способен спокойно обходиться без обратной связи с другими, ведь он ценен сам для себя. Интроверт в психологическом плане лучше защищен от вторжения извне, чем экстраверт, но ему гораздо труднее повлиять на кого-то как в положительном, так и отрицательном плане.

Экстраверт невольно стремится приспособить других под себя. Он изменяет людей, «воспитывает» их, наавязывает свои правила игры. На себя самого ему повлиять очень трудно. Поэтому для экстравертов проблема самосовершенствования более жгуча, чем для интровертов. Когда экстраверт обращается внутрь себя, то есть пытается интровертироваться, он наталкивается на серьезные осложнения, так как действует против своей природной установки.

Интроверт скорее сам приспособится к окружающим, чем будет пытаться активно их переделать на свой лад. Интроверт живет по правилу «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», поэтому он психологически не вторгается в мир других людей. Попытки экстравертироваться, активно воздействовать на обстоятельства для интроверта губительны — ведут к перегреву, равносильны разрушению врожденной структуры личности. У интроверта получается самосовершенствование, он успешно работает над личностным ростом — таким способом он решает проблему личной независимости.

Обращаю внимание читателей на ошибочность трактовки экстравертов как общительных весельчаков, а интровертов как угрюмых отшельников. Такие крайности в жизни встречаются редко, а задача социодиагностики — определить вертность любого человека. Рекомендую больше руководствоваться в сложных случаях тем, в какой степени человек выделяется на фоне окружающих. Если он очень необщителен, демонстративно обособляется — это убедительное свидетельство его экстраверсии, так как только экстраверт не боится открыто противопоставлять себя остальным. Интроверт, наоборот, стремится не выделятся ни в ту, ни в другую сторону. Но это уже переход на следующий уровень.

3. Социальный уровень

Экстраверт в социуме отличается расширительной, экспансивной тенденцией. Он всегда заметнее интроверта, имеет большее влияние на социальное развитие. Организации, руководимые экстравертом, растут, вторгаются на чужие территории, открывают все новые и новые филиалы. Экстраверт в большинстве случаев предпочитает конкуренцию и захват освоению и совершенствованию имеющегося.

Интроверт экспансию осуществляет плохо. Его тенденция развития — углубление и совершенствование уже имеющегося. Интроверт — это освоитель, а не покоритель. Он предпочитает избегать конкуренции, если это возможно. Чужие территории и сферы влияния его интересуют мало. С ним всегда проще договориться. В макросоциуме интроверт малозаметен. Возглавляемые им организации слабо растут, зато постоянно совершенствуют свою структуру и методы труда.

Экстраверту грозит «синдром большого бизнеса», как обозачил это явление знаменитый японский предприниматель Кудзума Татеиси, — уродливо-гипертрофированное развитие верхнего эшелона организации, сопровождающееся потерей контроля над внутренними процессами. Обилие экстравертных типов на первых фазах предпринимательства — оправданное явление. Но по мере завоевания крупных рынков все острее требуются предприниматели интровертного типа, которые держат в своих руках малый бизнес.

Интроверту же грозит замыкание в собственных пределах, нечувствительность к новым веяниям. Пример интровертного управления социумом — сталинская политика «железного занавеса», надолго исключившая советскую империю из мирового сообщества. Интроверт больше полагается на собственные силы, так как всегда имеет резервные накопления. Интровертная тенденция к углублению и умеренности приводит при своей абсолютизации к переили зарегулированности, срезает все экстравертные попытки выделиться, отклониться от нормы.

Малым нациям, опасающимся ассимиляции, борющимся за свою автономию, по этой причине рекомендуется назначать на руководящие посты интровертов. Только интроверт сумеет экономно распорядится скудным резервом, которым такие нации обычно располагают. Экстраверт все равно будет проводить политику «открытых дверей», которая националистами не приветствуется, либо захвата спорных территорий, что неизбежно ведет к локальным войнам и эскалации этнических конфликтов.

4. Интеллектуальный уровень

Экстраверт отличается от интроверта в интеллектуальном плане большими объемами обрабатываемой информации. Экстраверт всегда думает более масштабно: за одно и то же время он пропускает большее количество информации, то есть его интеллектуальная скорость выше, чем у интроверта.

Интроверт думает медленнее, скорость инфообмена у него ниже. Познавательные интересы интроверта всегда более локальны и ограничены. Зато интроверт более детально прорабатывает информацию, его информационный продукт по этой причине всегда «приготовлен» с большим качеством.

По интеллектуальным тестам общих способностей экстраверты обычно опережают интровертов в силу тех же причин: ограниченное время на их выполнение ставит экстраверта в более выгодную позицию, так как его скорость инфообмена выше. Если бы тесты построить таким образом, чтобы задачи были более подробными и не ограничивать время, то результаты тестирования были бы прямо противоположными и больший IQ имели бы интроверты.

Экстраверт согласно расширительной тенденции своих познавательных интересов имеет больше шансов совершить научный переворот, прославиться в истории. Дело в том, что самые крупные открытия совершаются всегда на стыке информационных областей, и чем шире спектр интересов индивида, тем вероятнее при всех прочих равных условиях, что он обнаружит новые закономерности. Это касается не только науки, но и любых отраслей деятельности. Если составить списки великих людей, чьи идеи или открытия быстро захватили мир, то среди них, без сомнения, большинство будут экстравертами.

Интровертные мысли и открытия труднее доходят до своих ценителей, так как они сложнее экстравертных, да и автору не под силу их экспансивно распространять. Кроме того интроверты как узкие исследователи просто реже вторгаются в пограничные области, поэтому их шансы обнаружить нечто неожиданное тоже уменьшаются.

Как пример тому служит сама юнговская типология личности, автор которой был интровертом. Распространение типологии Юнга несмотря на ее чрезвычайную полезность шло и идет с трудом. Экстравертные набеги на нее не оканчиваются успехом из-за того, что она очень сложна и мало понятна даже специалистам-психологам. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что из всех юнговских признаков они приняли только интроверсию-экстраверсию, да и то в суженной трактовке.

Дата публикации: 23 апреля 1994

Источник: http://socionics.kiev.ua/

Популярность: 0 [?]

Related posts:

psychotype.ru

Интроверсия и Экстраверсия: основные подходы

В общении психологов мы часто слышим: "Он интроверт" либо "Это экстраверт!" О чем это?

"Интро" - внутрь. "Экстра" - наружу. "Версия" - направленность, стремление, обращенность.

Соответственно, интроверсия - направленность (стремление, обращенность) личности во внутрь себя. Экстраверсия - обращенность (направленность, стремление) вовне.

Казалось бы, все просто. В реальности история этих терминов сложна и запутана, и в настоящее время разные специалисты вкладывают в эти слова существенно разное содержание.

Интроверсия - Экстраверсия по Юнгу

Согласно К.Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Смотри Интроверсия - Экстраверсия по Юнгу

Интроверсия - Экстраверсия по Леонгарду

По Карлу Леонгарду экстраверт — личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт — личность волевая, с чёткими ценностями, по которым не боится противопоставлять себя среде. Смотри Типы акцентуаций по К.Леонгарду

Интроверсия - Экстраверсия по Айзенку

Экстраверт по Г.Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив, интроверт спокоен, застенчив, отдален от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем. Смотри Экстраверт и Интроверт по Айзенку

Интроверсия - Экстраверсия в Синтон-подходе

В Синтон-подходе экстраверт - человек, обращенный вовне, открытый миру, направленный к людям. Проблемный экстраверт - бестолковый, поверхностный и плохо умеющий контролировать себя человек. Противоположность экстраверту - интроверт, человек обращенный вовнуть себя. Проблемный интроверт закрыт от мира, убежавший в себя, интересующийся в первую очередь собой. Адаптированный интроверт - видит окружающих.

​​​​​​​Интроверсия - Экстраверсия в других подходах

В соционике экстраверт тот, для кого в мире важны сами объекты, и менее важны отношения между ними. Интроверт - тот, для кого важны не объекты, отношения между объектами и своё отношение к ним. Смотри Интроверсия и экстраверсия в соционике

В типологии Майерс-Бриггс шкала E—I - это ориентация сознания: Е (Еxtraversion, экстраверсия) — ориентация сознания наружу, на объекты, I (Introversion, интроверсия) — ориентация сознания внутрь, на субъекта.

Термины «экстраверсия» и «интроверсия» используются также в психософии, в тесте NEO-PI-R и ряде других современных опросников и диагностических методик, где их толкование имеет свою специфику.

www.psychologos.ru

Проявления дихотомии экстраверсия – интроверсия.

И снова здравствуйте. В эфире, соционика, и сегодня мы поговорим о проявлениях дихотомии экстраверсия – интроверсия, и о том, как это валяет на наш внешний облик. Сразу оговорюсь, что все, изложенное ниже, является сплавом информации, полученной из разных источников, и моих мыслей и наблюдений по этому поводу, а посему, не является истинной последней инстанции, и не претендует на звание оной. Ежили, в зале присутствуют несогласные с автором сего сочинения, просьба, по возможности, тапками не кидаться. Излагаем свою точку зрения, комментируем, обсуждаем и дополняем. Ищем истину, в русле конструктивной дискуссии.

И так:

Что же такое экстраверсия и интроверсия, в трактовке соционической теории?
Экстраверсия – это ориентация индивидуума во внешний мир, направленность внимания на внешние объекты и явления, объективное восприятие себя как объекта этого мира. Я один из объектов этого мира.

Интроверсия – это ориентация во внутренний мир, направленность внимания на собственное впечатление об объекте, субъективное восприятие своего отношения к объектам. Я субъект, вокруг которого строится этот мир.

"Довольно часто эти признаки путают с такими качествами, как общительность - необщительность. Однако общительность по сути - это контактность, способность легко и быстро сходиться с людьми. Эти качества в большей степени определяются признаками логика - этика. В среднем этики более общительны, чем логики.
Необщительный экстраверт склонен наблюдать за миром со стороны, подмечая все происходящее, но не вступая в контакт с людьми.
Общительный интроверт может интенсивно контактировать с людьми либо потому, что эти люди включены в его субъектный мир, либо потому, что ему требуется информация, имеющая непосредственное отношение к его субъектному миру."
Цитата: http://www.socionika.info/priz.html

Как проявляются эти дихотомии в поведении человека?

Экстраверт, воспринимает внешний мир, включая себя самого, как некий набор взаимозаменяемых объектов, на которые можно воздействовать, и которыми можно манипулировать. Отношение к объектам у экстраверта менее мобильно, поэтому экстраверт скорее, предпочтет поменять объект под запрашиваемое условие - отношение.

Интроверт, воспринимает мир как набор отношений к объектам, которые можно менять и на которые можно влиять, а объекты для него существуют, скорее, как данность. Поэтому интроверт, более вероятно, поменяет свое отношение к объекту, а не сам объект.

Что это означает на «человеческом языке»?

Экстраверт будет влиять на ситуацию и на людей, подстраивая ее под свои требования (отношение).

Интроверт, скорее приспособится сам и поменяет свое отношение к существующим обстоятельствам и людям (объектам).

Экстраверт, если его не утраивает ситуация, или человек, будь то начальник, подчиненный, друг или супруг, попытается повлиять на объект или заменить его. Отведет супруга к психологу, переведет подчиненного на другую должность, уволит или наймет нового. Если это представляется возможным, попытается переизбрать начальника, или выступит неформальным лидером.

Интроверт, скорее всего, будет стараться приспособиться сам. Реже контактировать с начальством, поручит подчиненному другой сорт работ, или возьмет часть работы на себя, сам пойдет к психологу за советом, что бы
самому перестроиться.

Как следствие:
Экстраверт выглядит более энергичным. Легко берет на себя инициативу, и роль лидера. Выдвигает других и себя. Обращает внимание на других. Часто задает вопросы, расспрашивает о чем-то. Может обратить внимание окружающих, на заинтересовавшего его человека.
Экстраверт уважает и любит брать на себя ответственность, и не любит исполнение обязанностей и чувство долга.
Энтузиаст. Ставит цель и добивается ее. В неудачах склонен обвинять внешние обстоятельства, а не себя.
Расстраивается, если что-то ограничивает его активность. Хотел что-то сделать, а уже не нужно.
Критика за неповоротливость вызовет агрессию; за излишнюю активность будет воспринята как комплимент.
Нуждается в похвале и внимании к его заботливости.

Интроверт выглядит не столь активным, более спокойным, погруженным в себя. Скорее наблюдатель, чем инициатор. Себя и других не выдвигает. Обращает внимание на себя; ждет, пока его заметят. К руководящей должности не стремится, но если таковым становится, чувствует себя незаменимым.
Уважает чувство долга, не любит брать на себя ответственность.
Самокритичен. Скорее доделывает дела до конца, чем идет к цели. В неудачах склонен, обвинять себя.
Скорее расстроится из-за излишней активности. Что-то сделал, а не понадобилось.
Критика за неповоротливость может растормошить, за излишнюю активность «убивает».
Нуждается во внимании и похвале к его труду.

Внешние проявления:

Как правило, у экстравертов более живой взгляд, как бы сканирующий пространство, и широкие, размашистые жесты, от плеча.
Поэтому, и одежду они себе выбирают более свободную, не сковывающую движения. Так как экстраверт смело выдвигает себя, то и в одежде это проявляется более смелым выбором; не обязательно более оригинальным или красивым, просто экстраверт чувствует себя уверенней в одежде «не как у всех».
У интроверта же взгляд часто устремлен в себя, а вернее будет сказать, в пол. Жесты мелкие от кисти, поэтому и одежда на нем, «как положили – так и лежит». Реже что-то сползает и перекашивается. Интроверт не выдвигает себя, ему сложнее выпасть из окружения, как следствие и одежда у него более «принятая» в рамках общества в котором он живет.

Из моих личных наблюдений, экстраверты чаще предпочитают янские цвета, то есть темные или яркие, а интроверты иньские – светлые или смягченные.

Еще раз повторюсь, что все описанное выше не означает, что человек всегда будет поступать, только как предписано его типу. И у экстравертов и у интровертов бывают определенные обстоятельства, в зависимости от которых человек будет поступать по-разному.
Для определения вертности, необходимо понаблюдать, какая реакция доминирует. Если дело касается себя, то тут может быть полезным, заметить какая из реакций первичная. То есть, по какой схеме хочется поступить первоначально, «на автомате», а к какой вы прибегаете, когда вам необходимо чего-то добиться.

Дополнение от aufall
для экстраверта общаться с людьми - отдых, оставаться наедине - работа (в смысле, от этого устаёшь), у интровертов - быть наедине с собой - отдых, быть среди людей - работа, которая выматывает.
склонность к общению один на один - интровертная характеристика.
не стоит забывать, что экстраверсия и интроверсия - это два полюса одной неразрывной шкалы, то есть, возможны множества промежуточных вариантов.

Ну, и напоследок, задание:
Всем желающим предлагаю покопаться в своей памяти и найти примеры проявления экстраверсии или интроверсии в вашем собственном поведении или поведении окружающих.

При подготовке поста были использованы материалы:
http://www.socionika.info/
http://psychotype.ru/
http://psy-resource.com/
Веселые картинки http://vk.com/wall-34665995_9165

color-harmony.livejournal.com

Место жительство: экстраверсия - интроверсия.

Entry Tags

16 типов, 1В, belli, casus, deeprelax, entp, eq, house m.d., hr, ivaness, mbti, moderatorial, r, ru_socionics, sapienti, sat, skype-диагностика, skyrim, socionics, test, vaffe, weschel, zanoza, Азеф, Альфа, Аушра, Аушра Аугустинавичюте, БГ, БИ, БЛ, БС, БЭ, Бальзак, Бета, Блок, Бог, Ведьмак, Вера Новикова, Высоцкий, Габен, Гамлет, Гамма, Гексли, Графология, Гуленко, Гюго, ДХЦН, Дельта, Джек Лондон, Дон Кихот, Достоевский, Драйзер, Духанин, Дюма, Ебург, Есенин, Жуков, ИЛИ, ИЛЭ, ИЭИ, ИЭЭ, Исследование, КЦС, Кургинян, ЛИИ, ЛИЭ, ЛСИ, ЛСЭ, Ленин, Лиз Бурбо, Лытов, МИС, Максим Горький, Мегедь, Мироника, Миронов, Модель А, Модель Т, НИИ СГМ, НИИС, НЛП, Наполеон, Наставник, Наука, Невеев, Немцов, Открытый Соционический Клуб СПб, ПИ, ПЙ, Признаки Рейнина, Принцип Ольковой, Проект, Прокофьева, Проша, Путин, Рейнин, Ришелье, Робеспьер, Руслан Степанов, СЛИ, СЛЭ, СЭИ, СЭЭ, Саенко, Сибирская, Собчак, Соционика на ТВ, Соционические школы, Социофорум, Сравнение, Стратиевская, ТИМ, ТИМ Путина, ТУАИ, Таланов, Талеб Нассим, Тангенманн, Типолог, Фрейд, Хармс, Хрулев, Цейсс, ЧИ, ЧЛ, ЧС, ЧЭ, Чебурашка, Черный властелин, ШГC, ШГС, ШПС, ШСС, Шепетько, Штирлиц, Шульман, ЭИИ, ЭИЭ, ЭСИ, ЭСЭ, Эксперимент, Эмоция, Юнг, абсурд, анкета, аспектно-ассоциативный тест, аспекты, астросоционика, аська, бальзак, без звука, беспечность, бессознательное, блоги, богословие, болевая БС, болевая ЧС, брак, бытовое суеверие, бюджетно, вацап, вебинар, векторщина, вера, видео, видео конференций, видео семинаров, видеоиллюстрация ТИМ, визуальная диагностика, виктимность, вирус мозга, власть над людьми, волкинг дед, воспитание, временные убеждения, встреча, всё зло от достоевских, габен, гамлет, гексли, герой нашего времени, главная проблема соционики, гороскопы, графология, гуленко, гуру, гюго, дайджест, дегай, деклатимность, детская психология, диагностика, диагностирование как проблема, дивергент, дима боженко, динамика, дискуссия, дистанционное обучение, дифференциальная соционика, дифференциальное типирование, дихотомии, дом2, достоинство, драйзер, дуализация, дуалы, дуальность, евгеника, енман, есенин, жуков, за деньги, законы соционики, знаки функций, знание, зоопсихология, зоосоционика, идеология, или, имитация бурной деятельности, интегральная соционика, интервью, интертипные отношения, интроверсия, интроверсия и экстраверсия, интуиционизм, интуиция, информационная психология, информационные аспекты, иррациональность, исследование, история соционики, иэи, иээ, кадры, карма, картинка, кастомарафон, квадральные ценности, квадры, квалификация, квест, квестимы, кибернетика, кино, киноклуб "Соционика и кино", кластеризация, клуб, книга, книги, коллективное бессознательное, конец света, конкурс, конкурс сказок, конспирология, контент-анализ, конференция, критика, круглый стол, крылатые выражения, лаксиканский бредогенератор, лекция, лии, ликбез, лирик, литературные жанры, логика, лси, лсэ, любовь, м+ж, максим, малые группы, маркетинг, мартынчук головного мозга, мастер-класс, матчасть, межвидовые отношения, мерности функций, мессенджеры, метафизическая парадигма соционики, методология, методы рекламы, мираж, мифы, моделирование, мозговой червь, москва, надетый рюкзак в транспорте, названия типов, накал пуканов, наполеон, научный статус, не пойму себя, невербалика, негативизм, новости, ногти под хохлому, ностальгия, о соционике с любовью, обзор событий, образовательный статус, обучение, общение. поиск единомышленников. общение, описания, опиум - религия аристократов, опрос, опросник, открытость, отношения, очное типирование, перетипирование,

ru-socionics.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *