Экзистенциальный кризис как преодолеть – Как преодолеть экзистенциальный кризис? — FAQ по реальности

Содержание

Как преодолеть экзистенциальный кризис? — FAQ по реальности

Несмотря на таинственность бытия, многие из нас способны справляться со своей жизнью и избегать подрывающих силы чувств отчаяния, личных неудач и всеобъемлющей бессмысленности. Но время от времени нас вытаскивают из удовлетворённости собой и принуждают переоценить свою жизнь. Вот что нужно знать об экзистенциальных кризисах и как с ними справляться.

Американская психиатрическая ассоциация не включала описание такого состояния как “экзистенциальный кризис” в DSM-5 (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств — 5). Тем не менее, психологи и психотерапевты с ним вполне знакомы. Они описывают это состояние, как “экзистенциальную тревогу.”

Шок бытия в этом мире

Экзистенциальный кризис может проявляться во многих формах, но его фундаментальный аспект – глубокие сомнения и ощущение выбитости из колеи касательно себя, самой своей сути и своей значимости в мире.

“Экзистенциальный кризис часто относителен по природе, то есть, отношение людей ко всему и всем вокруг них ставится под сомнение,” — говорит Джейсон Уинклер (Jason Winkler), психотерапевт из Торонто, специализирующийся в этой области. “Бытие-в-мире тщательно рассматривается в экзистенциальном кризисе, и часто на возникающие вопросы нет ответов. Обычно человек чувствует себя полностью потерявшим связи, экзистенциально одиноким и запутавшимся – даже несмотря на множество любящих друзей и семью, успешную карьеру и профессиональную репутацию, материальный достаток и религиозную /духовную веру.”

Уинклер говорит, что экзистенциальный кризис всеобъемлющ и может проникнуть в каждый аспект жизни. Он проявляется очень по-разному, включая потерю смысла, ощущение глубокой разобщенности с близкими людьми, отчаяние и ужас перед бытием (например, много размышлений “какой-в-этом-смысл?”), и поглощённость тревогами о глобальных жизненных вопросах, например: почему я здесь? Значу ли я хоть что-то? Каково мое место во Вселенной?

Психотерапевт Кэтрин Кинг (Katharine King), тоже из Торонто, считает, что экзистенциальная тревога по-разному проявляется в людях, в зависимости от их социального положения.

“Например, как стареющие, так и часто встречающиеся со смертью люди (например, в семейной линии или по работе), могут испытывать повышенную экзистенциальную тревогу по отношению к смерти, так называемый ‘страх смерти’,” — поведала она в интервью io9. Некоторые клиенты Кинг переживают болезненную поглощенность страхом смерти.

“Эти клиенты борются с сильно пугающими их вопросами, которые многие из нас умудряются вытеснять из ежедневных мыслей,” — рассказывает Кинг. “В терапии они могут задаваться такими вопросами, как: зачем полно проживать свою жизнь, если мы все равно умрем? Что останется от меня в мире, когда я умру? Будут ли меня помнить? Как именно?”

Для этих клиентов страх смерти может переживаться, как сильнейший ужас, переполняющий их после стресса или утраты. Это не просто факт существования, мелькающий на заднем плане их сознания. Это давящее бремя.

Но, как отмечает Кинг, страх смерти может неожиданно возникнуть в связи и с другими потерями. Некоторые люди, подверженные страху перед смертью, могут оказываться перед дилеммами, касающимися любых привязанностей и утрат. Они могут задаваться вопросом, зачем осмеливаться любить, если всегда есть риск окончания отношений. Кроме того, серьезные жизненные изменения могут вызвать ужас у людей, склонных к этому типу страха.

Изнурительная свобода и выбор

Экзистенциальную вину также стоит принять во внимание, как неотъемлемую часть тревоги жизни, иногда называемую “онтологической виной.” Этот вид вины вызывает глубоко беспокоящие чувства, связанные с тем, что человек не воплощает свой потенциал или обладает свободой, которой не пользуется.

“Свобода сама по себе может стать источником стресса и беспокойства — когда человек ощущает ответственность правильно распорядиться своей свободой, но он парализован в своих выборах и ему не удается действовать целенаправленно,” — отметил Уинклер в беседе с io9. “То, что называется ‘депрессией и тревогой’ часто имеет не биологическую основу, а онтологическую/экзистенциальную.”

Кинг заметила особое экзистенциальное направление в своей практике с молодыми клиентами. Действительно, молодежь активнее принимает решения, определяющие общее течение их жизни, и некоторых из них это приводит в ступор. Это усугубляется такими факторами, как онлайн-культура, сейсмические изменения в экономике и сопутствующий рост так называемой ‘инновационной экономики’ с увеличением временных и нестабильных рабочих мест. Кинг считает, что, больше чем когда-либо, молодые люди ощущают давление быть “инициативными” и берут на себя исключительную и единоличную ответственность за то, что станет с их жизнями.

“Умом мы понимаем, что некоторые из видимых жизненных ‘выборов’ иллюзорны или не имеют значения,” — замечает Кинг. “Тем не менее, молодое поколение постоянно меняет свои профессии или добавляет новые и культивирует (многочисленные) онлайн личности, и, парадоксально, – весь этот ‘выбор’ вызывает много стресса — постоянное чувство нахождения в сложной ситуации.”

Экзистенциальная тревога раскидывает широкую сеть

Оба Уинклер и Кинг согласны, что экзистенциальную тревогу может почувствовать практически каждый.


(Рисунок: «На пороге вечности (Old Man in Sorrow On the Threshold of Eternity)», Винсент Ван Гог (1890))

“Я определённо не думаю, что есть группы людей, более подверженные экзистенциальной тревоге,” — заявляет Кинг. “Как и во всем, касающемся душевного здоровья, некоторые группы населения (молодежь, женщины) чаще пользуются психологической помощью, но, скорее, это потому, что они чаще встречаются с такими услугами, а также чувствуют больше поддержки от общества, когда обращаются за помощью.”

Кинг считает, что экзистенциальные вопросы могут волновать любое человеческое существо, независимо от национальности, социально-экономического статуса, пола, возраста, половой жизни, и т.д.

“Мы говорим буквально о состоянии людей; о непреложных аспектах нашего существования, включающих смерть и дилемму свободы и ограничений,” — объяснила она io9. “Никто не может избежать этих болезненных составляющих человеческого опыта, хотя мы точно отличаемся в степени их осознавания или желания о них размышлять.”

Уинклер согласен с Кинг, но верит, что некоторые люди могут быть психологически предрасположены к экзистенциальному кризису.

“Порой я верю, что есть таинственная сила — не знаю даже, как ее назвать — задающая ‘экзистенциальную ориентацию’ (очень похоже на сексуальную ориентацию, половую идентичность, или даже ‘тип’ личности), благодаря которой определенные люди от природы больше склонны глубоко задаваться вопросами существования и эмоционально на них реагировать, принимать близко к сердцу,” — уточняет он. “Это правда, я уверен, что экзистенциальный кризис чаще всего происходит в середине жизни (в середине 30-х – середине 50-х годов), но я наблюдал его у людей всех возрастов, даже у детей.”

Поиск смысла

Экзистенциальная тревога и ощущение смысла неразрывно переплетены. Работа Татьяны Шнелл из университета Инсбрука (здесь и здесь) показывает, что ощущение смысла может иметь значительное влияние на наше благополучие и уровень счастья. Пять лет назад Шнелл разработала программу для отражения экзистенциальных мироощущений, матрицу из четырех категорий, которую можно суммировать следующим образом:
  • Осмысленность: высокий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.

  • Кризис смысла: низкий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.

  • Экзистенциальное безразличие: низкий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.

  • Экзистенциальный конфликт: высокий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.
Так, согласно первой категории, у некоторых людей присутствует высокий уровень ощущения смысла жизни, но их это не беспокоит. Напротив, люди в категории состояния “экзистенциального конфликта” также испытывают высокий уровень ощущения смысла жизни, но безуспешно пытаются обозначить его или осмыслить мир. Такой конфликт может вызвать недвусмысленный глубоко личный кризис.

Для лучшего понимания, где находятся люди по отношению к этим категориям, Шнелл провела исследование среди более 600 немецких участников. Результаты показали, что у 61% людей обнаружилась осмысленность, у 35% — экзистенциальное безразличие, и у 4% — кризис смысла.

В недавнем исследовании Бруно Дамасио (Bruno Damásio) и Сильвия Коллер (Sílvia Koller) из Мадридского университета Комплутенсе достигли похожих результатов. При опросе более 3,000 бразильцев, исследователи нашли 80.7% осмысленности, 9.6% экзистенциального безразличия, 5.7% кризиса смысла, и 4% экзистенциального конфликтов. Это означает, что 120 из 3,034 опрошенных людей чувствовали высокий уровень осмысленности и в то же время кризис смысла. Культурные, религиозные и социально-экономические факторы могут помочь объяснить некоторую разницу между участниками из Германии и Бразилии, но интересно заметить, что схожие пропорции людей в обеих странах испытывают экзистенциальный конфликт.

В обеих работах осмысленность соотносится с удовлетворением от жизни, счастьем, оптимизмом и надеждой позитивно, в то время как кризис смысла соотносится с этими показателями негативно. Две необычные категории безразличия и конфликта были похожи в этих показателях, хотя безразличные личности показывали более высокий уровень удовлетворения от жизни, счастья и самооценки, чем личности в экзистенциальном конфликте.

Исследования Дамасио и Коллер также рассматривали поиск смысла жизни и его связь с четырьмя вышеупомянутыми группами. Группы людей, активно ищущих смысл жизни, выглядят следующим образом:

  • Конфликт: 28.55%

  • Кризис: 24.95%

  • Осмысленность: 23.15%

  • Безразличие
    : 20.34%
Таким образом, нахождение в конфликте приводит к большим поискам смысла жизни, чем просто прохождение через кризис (хотя с небольшой разницей). Неудивительно, что исследователи также обнаружили, что безразличие приводит к меньшим поискам.

Интересно, что усиленные поиски смысла жизни соотносятся с более низким уровнем удовлетворенности жизнью, а более низкий уровень субъективного счастья, по сравнению, — со средним и низким уровнем поиска смысла жизни. И, как отмечают исследователи в своих работах, “личности, находящиеся в состоянии экзистенциального конфликта, но только слабо ищущие смысл, показывают такой же уровень счастья, как и личности в группе осмысленности.”

Это поднимает серьезные вопросы о том, плодотворны ли поиски смысла жизни. Ясно, что это не очень приятно; люди, ищущие смысл, находятся либо в конфликте, либо в кризисе. Более того, если они ищут, скорее всего, они несчастны или не удовлетворены чем-то в своей жизни.

Справляться с экзистенциальным кризисом

Если одержимость поисками смысла жизни бесполезна, что же делать человеку, захлестнутому болью экзистенциального ужаса?


Жизнь полна ими, и всегда трудно не задаваться вопросом, что же на тропе, которую не выбрал? (фото: Николас Маттон (Nicholas Mutton/CC 2.o))

Как поделилась со мной Кэтрин Кинг, нам часто трудно противостоять вине, возникающей, когда мы не проживаем свои жизни так полно, как мы верим или знаем, что могли бы — и чем дальше мы продвигаемся по жизненному пути, тем тяжелее это становится.

“Бросить курить после 40 лет, отказаться от разрушительного поведения, или уйти из отношений, в которых был десятилетиями несчастен, или менять карьеры —неизбежно, такие перемены поднимают вопрос, почему человек не сделал этого раньше?” — замечает она.

Вдохновленная работой психотерапевта Стенфордского университета Ирвина Ялома (Irvin Yalom), Кинг советует своим клиентам не только встречаться со страхом сделать что-то рискованное или трудное, но и принимать тот факт, что их жизнь приняла бы другой оборот, если бы они решились на эти перемены раньше. Она напоминает своим клиентам: то, что сделано – уже в прошлом и не может быть изменено, и что они, скорее всего, делали все, что могли, в то время. Упомянув это, она добавляет, что будущее не определено и содержит новые возможности.

“Просто сказанные, эти слова вряд ли приведут к немедленному эмоциональному сдвигу или снизят их экзистенциальную тревогу,” — рассказывает Кинг, но “клиентам нужно использовать терапию, чтобы медленно интегрировать новые пути мышления и чувств на более глубоком психологическом уровне, пока они проводят эмоциональную работу осознавания своих страхов, принятия своих утрат, и роста своей способности использовать новые возможности.”

В лучшем виде, “экзистенциальная психотерапия” в стиле Ялома утверждает волю, творчество, самоактуализацию и человеческий потенциал, в то же время принимая неизбежные ограничения и условия. Кинг говорит своим клиентам, особенно тем, кому еще нет 40 лет, что осознание свободы и выбора должно гармонировать с принятием неизбежных ограничений, а также принятием риска и неуверенности.

“Несмотря на все наши усилия, жизнь часто поворачивается не так, как мы ожидали,” – добавляет она. “Для клиентов помоложе, парализованных или переполненных жизненными решениями, это может привести к работе в терапии, сфокусированной на том, чтобы спокойнее выдерживать неуверенность, рассматривая неудачи как ценные уроки, и ценить процесс больше, чем его результаты.”

Джейсон Уинклер уверен, что хорошие отношения и человеческий контакт являются для большинства людей отличным способом поднять настроение и мироощущение в их личной ситуации.

“Если один человек поговорит с другим о своих экзистенциальных тревогах и получит в ответ поддержку и понимание, то часто уровень его отчаяния, связанный с экзистенциальной изоляцией, снижается,” — поясняет он, добавляя, что людям важно продолжать формулировать свои мысли и чувства в словах.

“Я уверен, что наилучшие ответы на экзистенциальный кризис – продолжать искать чутких, понимающих и эмпатичных слушателей, а также быть увлеченными значимыми занятиями в жизни — какими бы ‘маленькими’ или ‘большими’ они ни были — от сидения на скамейке в парке с вязанием, слушая, как ветер шелестит в листьях на деревьях, до волонтерства в организациях гуманитарной помощи, до наслаждения родственными отношениями с кем-то особенным,” — добавляет Уинклер. “Находить в себе целеустремленность вставать и вовлекаться в жизнь ежедневно — невероятно важно.”

Дополнительный материал: Леви Гаде (Levi Gadye).
Оригинал статьи: io9.com
Автор: Джордж Дворский (George Dvorsky)
Перевод: Наоми Ананьева

realfaq.ru

Как преодолеть экзистенциальный кризис? Как преодолеть экзистенциальный кризис человеку

Несмотря на таинственность бытия, многие из нас способны справляться со своей жизнью и избегать подрывающих силы чувств отчаяния, личных неудач и всеобъемлющей бессмысленности. Но время от времени нас вытаскивают из удовлетворённости собой и принуждают переоценить свою жизнь. Вот что нужно знать об экзистенциальных кризисах и как с ними справляться.

Американская психиатрическая ассоциация не включала описание такого состояния как “экзистенциальный кризис” в DSM-5 (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств — 5). Тем не менее, психологи и психотерапевты с ним вполне знакомы. Они описывают это состояние, как “экзистенциальную тревогу.”

Шок бытия в этом мире

Экзистенциальный кризис может проявляться во многих формах, но его фундаментальный аспект – глубокие сомнения и ощущение выбитости из колеи касательно себя, самой своей сути и своей значимости в мире.

“Экзистенциальный кризис часто относителен по природе, то есть, отношение людей ко всему и всем вокруг них ставится под сомнение,” — говорит Джейсон Уинклер (Jason Winkler) , психотерапевт из Торонто, специализирующийся в этой области. “Бытие-в-мире тщательно рассматривается в экзистенциальном кризисе, и часто на возникающие вопросы нет ответов. Обычно человек чувствует себя полностью потерявшим связи, экзистенциально одиноким и запутавшимся – даже несмотря на множество любящих друзей и семью, успешную карьеру и профессиональную репутацию, материальный достаток и религиозную /духовную веру.”

Уинклер говорит, что экзистенциальный кризис всеобъемлющ и может проникнуть в каждый аспект жизни. Он проявляется очень по-разному, включая потерю смысла, ощущение глубокой разобщенности с близкими людьми, отчаяние и ужас перед бытием (например, много размышлений “какой-в-этом-смысл?”), и поглощённость тревогами о глобальных жизненных вопросах, например: почему я здесь? Значу ли я хоть что-то? Каково мое место во Вселенной?

Если у интеллигенции 20 века и была священная корова, которую они бесконечно вытаскивали на всеобщее обозрение, то это экзистенциализм. Поэты, философы, писатели, художники и даже в какой-то мере музыканты всегда задавались вопросом о месте человека в природе. Чем дальше двигался прогресс, тем меньше человечество уповало на «волю Божью» и отмечало человека как сильную независимую личность, способную определить свой путь.

Итак, суть

Так как людям творческим просто жить и трудиться очень скучно, они начинают заниматься самокопанием. Результатом такой рефлексии стала попытка ответа на вопросы, в чём смысл жизни, и каково место человека. И вот, стараниями старого датчанина Кьеркегора, Хайдеггера, Ясперса, Камю и Сартра на свет появилась отдушина послевоенного поколения. Именно в это время и вплоть до левых молодёжных движений, которые поддержал сам дедушка Сартр.

Проблема лишь в том, что всем этим философам потребности реальной жизни были чужды, такой вот тип личности. Философы – вообще народ невероятно странный. Однако концепция получилась на загляденье: я думаю, а следовательно, существую. Человек как единственное создание, наделённое мозгом, способен сам определять свою судьбу. Если судьба слоника – стоять в грязной луже и поливать себя из хоботка, а судьба мухи – питаться вкуснейшими продуктами желудка, то человек вправе обретать свою сущность в процессе существования. Иначе говоря, надоела система, дисциплина, рутина – уходит человек в бомжи. Он сам так решил. Он совершенен, он вершина эволюции, это его выбор. Самый наглядный пример экзистенциального выбора – это Гамлет, рефлексирующий на тему «быть или не быть» ещё до появления самого понятия.

Главный нюанс учения заключается в том, что, по мнению учёных мужей, человек тогда осознаёт себя экзистенцией, когда сталкивается с чем-то опасным, например, со смертью. Всё остальное время как ни старайся, ничего ты не поймёшь. Не путай боязнь со страхом – понятия диаметрально противоположные. Истинным способом проникновения в мир является интуиция: не то шоу с Геной Букиным, а именно чувственное познание мира.

Самое сложно в экзистенциализме – это написать слово правильно с первого раза. На втором месте идёт проблема, которую порождает сие направление. Да-да, изучение любой философии приводит в тупик, ибо ответить на все вопросы пока не смогло ни одно учение. И те, кто хоть раз читал «Духовную ситуацию времени» Ясперса (в этой книге впервые появился рассматриваемый нами термин), да не просто читал, а старался её понять, сталкивались с такой проблемой, как экзистенциальный кризис.

Экзистенциальный кризис

Вот тут и зарыта собака. Как известно, большинство философских проблем – это проблемы зажравшихся рефлексирующих бездельников, мнящих себя творческими людьми и даже не пытающихся ничего с собой сделать. В случае с экзистенциализмом возникает парадокс, ибо они ждут божественного просветления, забывая о том, что сами кузнецы своего счастья. И никакой страх им не помогает. Эти люди считают, что достаточно объяснить свою апатию/склонность к суициду/понос – да что угодно – экзистенцией, и всё станет понятно. На деле это сопли перенасытившихся благами личностей. У строителей Панамского Канала подобного помутнения не было, ибо они выживали каждый день, безбожно тратя своё здоровье и стараясь прокормить семью. А вот там, где нужды для существования удовлетворены, возникает проблемка, так как люди начинают понимать, что их существование лишено всякой ценности. Если ты в поисках смысла жизни решил пойти и убить кого-то, это идиотизм, и ты просто опасный для общества психопат. Но Камю скажет, что у тебя кризис. Суду будет всё равно, а Сартр поймёт, если тебе от этого станет легче.

Нет-нет, конечно, с потерей смысла жизни сталкиваются все, но не все называют это экзистенциальным кризисом. Хотя, как горшок не называй, принадлежность у него одна. Так и с поиском смысла жизни.

На примере населения

В наше время с подобной проблемой сталкивается офисный планктон, чей жизненный цикл превращается в однообразное «проснулся-сходил в туалет-поел-повалял дурака на работе-пришёл домой-поел-проверил уроки-поругался с женой-лёг спать». Систематизация – главный враг экзистенции. Она чаще всего приводит к краху смысла жизни. Однообразие, всё, как у животных. Хотя крот из чешского мультика «Krtek a jeho přátelé» жил более интересной, разнообразной жизнью и никогда не знал, что его подруга Мышь приготовит на этот раз. А существование без смысла, как это ни странно, бессмысленно. Он может наступить внезапно и огреть тебя сковородой, как баба из «Деревни дураков», вне зависимости от твоего вероисповедания, пола, возраста и финансового достатка. Будь ты буддистом-миллионером, проводящим часы в медитации и гармонии с миром, ты всё равно в один прекрасный момент поймёшь, что гармонии не достиг, медитации наскучили, а что делать дальше – не знаешь, ибо ничего не умеешь. И все удовольствия, которые ты можешь позволить себе на свои мульёны, не дадут тебе удовлетворения. Именно про это пел Джаггер в своей известной песне; как ни старайся, а ты: «Кан’т гэт ноу сатисфекшн».

Кстати, большинство из нас сталкивается с этим страшным явлением, как только осознаёт одну грустную вещь: молодость закончилась. Лысый и пузатый, ты начинаешь грустить и думать об упущенных возможностях под громогласные похоронные аккорды «кризиса среднего возраста».

И что же делать?

Понятно, что каждый человек хочет быть счастливым, и умные люди давно поняли, что за своё счастье нужно бороться. Некоторые в процессе борьбы сдаются и падают без сил, а некоторые, стиснув зубы, начинают работать и неожиданно понимают, что никакого смысла жизни нет. Надо просто трудиться и не плакать. В конце концов, если работать киркой на шахте, то в конце рабочего дня на дурные мысли не останется сил.

Можно, по примеру старины Кобейна, Хемингуэя, Хантера Томпсона и других личностей, водивших тесную дружбу с огнестрельным оружием, отправиться к праотцам. Проблему-то ты решишь, но твоим родственникам будет не очень весело отдирать твою засохшую кровь, если только не приедет мистер Вулф и не решит проблему.

Многие находят утешение в религии, как, собственно, и сам Кьеркегор. Уставший, замученный болезнями и импотенцией, он нашёл утешение в религии. Любой монастырь радушно откроет свои врата и популярно объяснит, что жизнь твоя имеет смысл, и на всё – воля Божья. Господь просто послал тебе испытания. Половина русских артистов, уставших от перегрузок, эмоциональных срывов и алкоголизма, нашла своё пристанище в религии. Станешь ли ты так делать, это, как говорится, уже вопрос вкуса.

Некоторые просто радикально меняют уклад жизни и идут на поводу у собственных желаний. Хотел в детстве стать музыкантом – купи гитару, играй. Захотел сменить обстановку – бросай всё, продавай апартаменты, уезж

ostit.ru

Как преодолеть экзистенциальный кризис? — FAQ по реальности

Несмотря на таинственность бытия, многие из нас способны справляться со своей жизнью и избегать подрывающих силы чувств отчаяния, личных неудач и всеобъемлющей бессмысленности. Но время от времени нас вытаскивают из удовлетворённости собой и принуждают переоценить свою жизнь. Вот что нужно знать об экзистенциальных кризисах и как с ними справляться.

Американская психиатрическая ассоциация не включала описание такого состояния как “экзистенциальный кризис” в DSM-5 (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств — 5). Тем не менее, психологи и психотерапевты с ним вполне знакомы. Они описывают это состояние, как “экзистенциальную тревогу.”

Шок бытия в этом мире

Экзистенциальный кризис может проявляться во многих формах, но его фундаментальный аспект – глубокие сомнения и ощущение выбитости из колеи касательно себя, самой своей сути и своей значимости в мире.

“Экзистенциальный кризис часто относителен по природе, то есть, отношение людей ко всему и всем вокруг них ставится под сомнение,” — говорит Джейсон Уинклер (Jason Winkler), психотерапевт из Торонто, специализирующийся в этой области. “Бытие-в-мире тщательно рассматривается в экзистенциальном кризисе, и часто на возникающие вопросы нет ответов. Обычно человек чувствует себя полностью потерявшим связи, экзистенциально одиноким и запутавшимся – даже несмотря на множество любящих друзей и семью, успешную карьеру и профессиональную репутацию, материальный достаток и религиозную /духовную веру.”

Уинклер говорит, что экзистенциальный кризис всеобъемлющ и может проникнуть в каждый аспект жизни. Он проявляется очень по-разному, включая потерю смысла, ощущение глубокой разобщенности с близкими людьми, отчаяние и ужас перед бытием (например, много размышлений “какой-в-этом-смысл?”), и поглощённость тревогами о глобальных жизненных вопросах, например: почему я здесь? Значу ли я хоть что-то? Каково мое место во Вселенной?

Психотерапевт Кэтрин Кинг (Katharine King), тоже из Торонто, считает, что экзистенциальная тревога по-разному проявляется в людях, в зависимости от их социального положения.

“Например, как стареющие, так и часто встречающиеся со смертью люди (например, в семейной линии или по работе), могут испытывать повышенную экзистенциальную тревогу по отношению к смерти, так называемый ‘страх смерти’,” — поведала она в интервью io9. Некоторые клиенты Кинг переживают болезненную поглощенность страхом смерти.

“Эти клиенты борются с сильно пугающими их вопросами, которые многие из нас умудряются вытеснять из ежедневных мыслей,” — рассказывает Кинг. “В терапии они могут задаваться такими вопросами, как: зачем полно проживать свою жизнь, если мы все равно умрем? Что останется от меня в мире, когда я умру? Будут ли меня помнить? Как именно?”

Для этих клиентов страх смерти может переживаться, как сильнейший ужас, переполняющий их после стресса или утраты. Это не просто факт существования, мелькающий на заднем плане их сознания. Это давящее бремя.

Но, как отмечает Кинг, страх смерти может неожиданно возникнуть в связи и с другими потерями. Некоторые люди, подверженные страху перед смертью, могут оказываться перед дилеммами, касающимися любых привязанностей и утрат. Они могут задаваться вопросом, зачем осмеливаться любить, если всегда есть риск окончания отношений. Кроме того, серьезные жизненные изменения могут вызвать ужас у людей, склонных к этому типу страха.

Изнурительная свобода и выбор

Экзистенциальную вину также стоит принять во внимание, как неотъемлемую часть тревоги жизни, иногда называемую “онтологической виной.” Этот вид вины вызывает глубоко беспокоящие чувства, связанные с тем, что человек не воплощает свой потенциал или обладает свободой, которой не пользуется.

“Свобода сама по себе может стать источником стресса и беспокойства — когда человек ощущает ответственность правильно распорядиться своей свободой, но он парализован в своих выборах и ему не удается действовать целенаправленно,” — отметил Уинклер в беседе с io9. “То, что называется ‘депрессией и тревогой’ часто имеет не биологическую основу, а онтологическую/экзистенциальную.”

Кинг заметила особое экзистенциальное направление в своей практике с молодыми клиентами. Действительно, молодежь активнее принимает решения, определяющие общее течение их жизни, и некоторых из них это приводит в ступор. Это усугубляется такими факторами, как онлайн-культура, сейсмические изменения в экономике и сопутствующий рост так называемой ‘инновационной экономики’ с увеличением временных и нестабильных рабочих мест. Кинг считает, что, больше чем когда-либо, молодые люди ощущают давление быть “инициативными” и берут на себя исключительную и единоличную ответственность за то, что станет с их жизнями.

“Умом мы понимаем, что некоторые из видимых жизненных ‘выборов’ иллюзорны или не имеют значения,” — замечает Кинг. “Тем не менее, молодое поколение постоянно меняет свои профессии или добавляет новые и культивирует (многочисленные) онлайн личности, и, парадоксально, – весь этот ‘выбор’ вызывает много стресса — постоянное чувство нахождения в сложной ситуации.”

Экзистенциальная тревога раскидывает широкую сеть

Оба Уинклер и Кинг согласны, что экзистенциальную тревогу может почувствовать практически каждый.


(Рисунок: «На пороге вечности (Old Man in Sorrow On the Threshold of Eternity)», Винсент Ван Гог (1890))

“Я определённо не думаю, что есть группы людей, более подверженные экзистенциальной тревоге,” — заявляет Кинг. “Как и во всем, касающемся душевного здоровья, некоторые группы населения (молодежь, женщины) чаще пользуются психологической помощью, но, скорее, это потому, что они чаще встречаются с такими услугами, а также чувствуют больше поддержки от общества, когда обращаются за помощью.”

Кинг считает, что экзистенциальные вопросы могут волновать любое человеческое существо, независимо от национальности, социально-экономического статуса, пола, возраста, половой жизни, и т.д.

“Мы говорим буквально о состоянии людей; о непреложных аспектах нашего существования, включающих смерть и дилемму свободы и ограничений,” — объяснила она io9. “Никто не может избежать этих болезненных составляющих человеческого опыта, хотя мы точно отличаемся в степени их осознавания или желания о них размышлять.”

Уинклер согласен с Кинг, но верит, что некоторые люди могут быть психологически предрасположены к экзистенциальному кризису.

“Порой я верю, что есть таинственная сила — не знаю даже, как ее назвать — задающая ‘экзистенциальную ориентацию’ (очень похоже на сексуальную ориентацию, половую идентичность, или даже ‘тип’ личности), благодаря которой определенные люди от природы больше склонны глубоко задаваться вопросами существования и эмоционально на них реагировать, принимать близко к сердцу,” — уточняет он. “Это правда, я уверен, что экзистенциальный кризис чаще всего происходит в середине жизни (в середине 30-х – середине 50-х годов), но я наблюдал его у людей всех возрастов, даже у детей.”

Поиск смысла

Экзистенциальная тревога и ощущение смысла неразрывно переплетены. Работа Татьяны Шнелл из университета Инсбрука (здесь и здесь) показывает, что ощущение смысла может иметь значительное влияние на наше благополучие и уровень счастья. Пять лет назад Шнелл разработала программу для отражения экзистенциальных мироощущений, матрицу из четырех категорий, которую можно суммировать следующим образом:
  • Осмысленность: высокий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.

  • Кризис смысла: низкий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.

  • Экзистенциальное безразличие: низкий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.

  • Экзистенциальный конфликт: высокий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.
Так, согласно первой категории, у некоторых людей присутствует высокий уровень ощущения смысла жизни, но их это не беспокоит. Напротив, люди в категории состояния “экзистенциального конфликта” также испытывают высокий уровень ощущения смысла жизни, но безуспешно пытаются обозначить его или осмыслить мир. Такой конфликт может вызвать недвусмысленный глубоко личный кризис.

Для лучшего понимания, где находятся люди по отношению к этим категориям, Шнелл провела исследование среди более 600 немецких участников. Результаты показали, что у 61% людей обнаружилась осмысленность, у 35% — экзистенциальное безразличие, и у 4% — кризис смысла.

В недавнем исследовании Бруно Дамасио (Bruno Damásio) и Сильвия Коллер (Sílvia Koller) из Мадридского университета Комплутенсе достигли похожих результатов. При опросе более 3,000 бразильцев, исследователи нашли 80.7% осмысленности, 9.6% экзистенциального безразличия, 5.7% кризиса смысла, и 4% экзистенциального конфликтов. Это означает, что 120 из 3,034 опрошенных людей чувствовали высокий уровень осмысленности и в то же время кризис смысла. Культурные, религиозные и социально-экономические факторы могут помочь объяснить некоторую разницу между участниками из Германии и Бразилии, но интересно заметить, что схожие пропорции людей в обеих странах испытывают экзистенциальный конфликт.

В обеих работах осмысленность соотносится с удовлетворением от жизни, счастьем, оптимизмом и надеждой позитивно, в то время как кризис смысла соотносится с этими показателями негативно. Две необычные категории безразличия и конфликта были похожи в этих показателях, хотя безразличные личности показывали более высокий уровень удовлетворения от жизни, счастья и самооценки, чем личности в экзистенциальном конфликте.

Исследования Дамасио и Коллер также рассматривали поиск смысла жизни и его связь с четырьмя вышеупомянутыми группами. Группы людей, активно ищущих смысл жизни, выглядят следующим образом:

  • Конфликт: 28.55%

  • Кризис: 24.95%

  • Осмысленность: 23.15%

  • Безразличие: 20.34%
Таким образом, нахождение в конфликте приводит к большим поискам смысла жизни, чем просто прохождение через кризис (хотя с небольшой разницей). Неудивительно, что исследователи также обнаружили, что безразличие приводит к меньшим поискам.

Интересно, что усиленные поиски смысла жизни соотносятся с более низким уровнем удовлетворенности жизнью, а более низкий уровень субъективного счастья, по сравнению, — со средним и низким уровнем поиска смысла жизни. И, как отмечают исследователи в своих работах, “личности, находящиеся в состоянии экзистенциального конфликта, но только слабо ищущие смысл, показывают такой же уровень счастья, как и личности в группе осмысленности.”

Это поднимает серьезные вопросы о том, плодотворны ли поиски смысла жизни. Ясно, что это не очень приятно; люди, ищущие смысл, находятся либо в конфликте, либо в кризисе. Более того, если они ищут, скорее всего, они несчастны или не удовлетворены чем-то в своей жизни.

Справляться с экзистенциальным кризисом

Если одержимость поисками смысла жизни бесполезна, что же делать человеку, захлестнутому болью экзистенциального ужаса?


Жизнь полна ими, и всегда трудно не задаваться вопросом, что же на тропе, которую не выбрал? (фото: Николас Маттон (Nicholas Mutton/CC 2.o))

Как поделилась со мной Кэтрин Кинг, нам часто трудно противостоять вине, возникающей, когда мы не проживаем свои жизни так полно, как мы верим или знаем, что могли бы — и чем дальше мы продвигаемся по жизненному пути, тем тяжелее это становится.

“Бросить курить после 40 лет, отказаться от разрушительного поведения, или уйти из отношений, в которых был десятилетиями несчастен, или менять карьеры —неизбежно, такие перемены поднимают вопрос, почему человек не сделал этого раньше?” — замечает она.

Вдохновленная работой психотерапевта Стенфордского университета Ирвина Ялома (Irvin Yalom), Кинг советует своим клиентам не только встречаться со страхом сделать что-то рискованное или трудное, но и принимать тот факт, что их жизнь приняла бы другой оборот, если бы они решились на эти перемены раньше. Она напоминает своим клиентам: то, что сделано – уже в прошлом и не может быть изменено, и что они, скорее всего, делали все, что могли, в то время. Упомянув это, она добавляет, что будущее не определено и содержит новые возможности.

“Просто сказанные, эти слова вряд ли приведут к немедленному эмоциональному сдвигу или снизят их экзистенциальную тревогу,” — рассказывает Кинг, но “клиентам нужно использовать терапию, чтобы медленно интегрировать новые пути мышления и чувств на более глубоком психологическом уровне, пока они проводят эмоциональную работу осознавания своих страхов, принятия своих утрат, и роста своей способности использовать новые возможности.”

В лучшем виде, “экзистенциальная психотерапия” в стиле Ялома утверждает волю, творчество, самоактуализацию и человеческий потенциал, в то же время принимая неизбежные ограничения и условия. Кинг говорит своим клиентам, особенно тем, кому еще нет 40 лет, что осознание свободы и выбора должно гармонировать с принятием неизбежных ограничений, а также принятием риска и неуверенности.

“Несмотря на все наши усилия, жизнь часто поворачивается не так, как мы ожидали,” – добавляет она. “Для клиентов помоложе, парализованных или переполненных жизненными решениями, это может привести к работе в терапии, сфокусированной на том, чтобы спокойнее выдерживать неуверенность, рассматривая неудачи как ценные уроки, и ценить процесс больше, чем его результаты.”

Джейсон Уинклер уверен, что хорошие отношения и человеческий контакт являются для большинства людей отличным способом поднять настроение и мироощущение в их личной ситуации.

“Если один человек поговорит с другим о своих экзистенциальных тревогах и получит в ответ поддержку и понимание, то часто уровень его отчаяния, связанный с экзистенциальной изоляцией, снижается,” — поясняет он, добавляя, что людям важно продолжать формулировать свои мысли и чувства в словах.

“Я уверен, что наилучшие ответы на экзистенциальный кризис – продолжать искать чутких, понимающих и эмпатичных слушателей, а также быть увлеченными значимыми занятиями в жизни — какими бы ‘маленькими’ или ‘большими’ они ни были — от сидения на скамейке в парке с вязанием, слушая, как ветер шелестит в листьях на деревьях, до волонтерства в организациях гуманитарной помощи, до наслаждения родственными отношениями с кем-то особенным,” — добавляет Уинклер. “Находить в себе целеустремленность вставать и вовлекаться в жизнь ежедневно — невероятно важно.”

Дополнительный материал: Леви Гаде (Levi Gadye).
Оригинал статьи: io9.com
Автор: Джордж Дворский (George Dvorsky)
Перевод: Наоми Ананьева

microreview.ru

Экзистенциальный кризис — причины возникновения и последствия. Как преодолеть экзистенциальный кризис человеку

Описание

Возможные причины экзистенциального кризиса:

  • чувство изолированности и одиночества;
  • осознание собственной смертности, или осознание отсутствия загробной жизни ;
  • осознание, что собственная жизнь не имеет цели или смысла, ни сверхъестественного, ни просто кроме как жизнь ради жизни.

В неэкзистенциальных системах взглядов смысл человеческой жизни очень часто определяется ещё до рождения, обычно неким сверхъестественным существом или группой существ. Недоверие к подобным взглядам обычно становится предпосылкой экзистенциального кризиса. В основном, экзистенциальный кризис — это внезапное осознание того, что не знаешь, зачем тебе нужна жизнь и/или осознание неизбежно приближающейся собственной гибели.

Человек сталкивается с парадоксом, когда он верит, что его жизнь важна, и в то же время понимает, что человеческое существование само по себе не имеет ни предназначения, ни смысла. В этот момент возникает когнитивный диссонанс . Разрешение этого парадокса ликвидирует кризис. Типичное разрешение кризиса происходит через обретение веры в сверхъестественное объяснение, даваемое религией ; другие придерживаются мнения, что каждый сам определяет смысл собственного существования на этой планете.

Экзистенциальный кризис иногда порождается значительным событием или переменой в жизни человека. Обычно событие заставляет человека задуматься о собственной смертности, снимая психологический барьер, защищавший от этих неприятных мыслей. Типичными примерами подобных событий являются смерть любимого человека, возникшая реальная угроза жизни, использование психоделиков типа LSD , взросление и уход собственных детей из дома, достижение определённого возраста или длительное заключение в одиночной камере.

Преодоление кризиса

Существуют разнообразные способы преодолеть экзистенциальный кризис. Кто-то может решить, например, что бессмысленно задумываться об этом, так как мы так никогда не узнаем неких экзистенциальных истин и не получим никаких гарантий. Или что не важно знать, что и как происходит; всё, что имеет значение — это настоящее . А кто-то может решить, что суть жизни — это быть счастливым, и будет стараться накопить побольше знаний, чтобы добиться этого.

Петер Цапфе , норвежский философ, в работе Последний Мессия предлагает четырёхступенчатый путь преодоления экзистенциального кризиса: изоляция, фиксация, отвлечение и сублимация.

Смотри также

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Экзистенциальный кризис» в других словарях:

    Экзистенциальный кризис — Психологическое состояние утраты смысла жизни, кризис существования. Обусловлен резким изменением (разрушение) образа жизни или внутриличностной картины себя и мира. Обладает высокой суицидальной опасностью. Суицидальные действия при… … Большая психологическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кризис (значения). В Викисловаре есть статья «кризис» … Википедия

    — – один из видов личностного кризиса, выражающийся в переживании утраты бытийной основы существования, которое возникает в ответ на эмоциональную реакцию относительно индивидуально значимого события или явления и сопровождается нарушением процесса … Википедия

    — (Unamuno) Мигель де (1864 1936) исп. писатель, философ, ученый. У. выявляет радикальную антиномию, присущую сознанию. Сознание есть порождение рефлексии, а рефлексия предполагает ограничения. Обладать сознанием значит осознавать свою… … Философская энциклопедия

    В небе Dans le ciel Жанр: роман

    — (англ. Mystical psychosis) термин, предложенный в начале 1970 х годов американским психиатром Артуром Дейкманом в результате проведённого им сравнительного анализа психотических и мистических состояний, который показал, что… … Википедия

    Части тела. Сезон 2 Обложка DVD 2 сезона. Страна … Википедия

    Психотерапевтический метод, разработанный Фрейдом (Freud S.). Основополагающим понятием, объединяющим учение Фрейда со взглядами Адлера (Adler А.) и Юнга (Jung C. G.), а также неопсихоаналитиков (см. НЕОПСИХОАНАЛИЗ), является… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Химическое соединение … Википедия

    Ален Таннер Alain Tanner … Википедия

Книги

  • Христианство как вызов , Джуссани Л.. От производителя Книги о. Луиджи Джуссани — часть его проповеднической деятельности, обращенной к современному человеку. Автор показывает, что сегодня особенно важно увидеть христианство в…

С таким явлением как экзистенциальный кризис приходится сталкиваться большинству цивилизованных людей, имеющих определенное социальное положение. Если критический период возник, то проблему необходимо обязательно решить, иначе вся последующая жизнь человека будет нести отпечаток бренности существования и бессмысленности бытия, обостряется такое состояние во время сложных периодов жизни.

Ознакомление с философскими трудами экзистенциалистов помогает осознать, что ощущение поиска смысла жизни не является сугубо личной проблемой, а будоражило умы не одно поколение мыслящих людей. Причастность выдающихся философов к животрепещущему вопросу помогает бороться отдельному человеку с кризисом.

Способы выхода из кризиса можно успешно разрешить с помощью знающих и квалифицированных людей, способных выслушать и понять страдающего человека. Самоанализ и осуществление сложной внутренней работы также способны нормализовать утрату гармонии в психической жизни.

Для успешного разрешения кризисной ситуации следует разобраться в том, что же такое экзистенциальный кризис. Это явление характерно для большинства людей с высоким уровнем интеллектуального развития, которые задумываются о смысле жизни и своем месте во всеобщем вселенском процессе. Поиски причин своего появления на свет и необходимости выполнения определенной миссии имеют первостепенное значение.

Почему появляется

Появление экзистенциального кризиса может наблюдаться в любом возрасте, но наиболее подвержены этому состоянию люди в среднем возрасте (35-55 лет), это явление можно расценивать как кризис половины жизни, когда приходит осознание, что прожитые годы требуют подведения итогов и оценку дальнейших перспектив. Необходимо отдельно выделить кризис переживания среднего возраста, когда возникает чувство непрожитой в полной мере жизни.

Наиболее болезненное состояние отмечается у людей, которые прекратили свое развитие в интеллектуальном, духовном и физическом плане. Осознание неизбежного регресса у них вызывает депрессию и упадок духа.

По философскому определению экзистенция может развиться в любом возрасте. Нередко ощущение трагичности конечности существования человека появляется в детстве, или на двадцатом году (кризис четверти жизни).

Основными причинами развития экзистенциального кризиса является переживание сложных жизненных ситуаций:

  • смерть близкого человека;
  • уход из семьи детей;
  • потеря работы или выход на пенсию;
  • серьезная болезнь.

Обращает на себя тот факт, что такое явление как экзистенциальный кризис, наиболее характерен для представителей цивилизованного общества, которые не должны тяжело трудиться ради удовлетворения основных потребностей. Но теории возникновения экзистенциальных состояний не исключают возможности их появления у представителей любых слоев общества.

Как проявляется

Проявление экзистенциального кризиса сопровождается появлением негативных эмоциональных реакций, которые приводят к снижению настроения, утраты интереса к своим обязанностям. Каждый признак кризиса требуют ранней диагностики, так как дальнейшее развитие может привести к депрессии и невротической реакции.

Страх

Появление страха сопровождается повышенной тревожностью, которая имеет определенный характер. Состояния фобии могут проявляться опасениями за собственную жизнь, здоровье, а также за безопасно

www.kalinark.ru

что это такое, как преодолеть

Экзистенция (с лат. existentia) – существование человека, восприятие и самовосприятие на рациональном и эмоциональном уровне. Экзистенциональный кризис относится к такому состоянию, при котором личность формулирует неразрешимые жизненные проблемы, ощущает свою «никчёмность». Часто сопровождается чувством тревоги и отчаяния на фоне затяжного психологического дискомфорта.

Что такое экзистенциальный кризис?

Любой психологический кризис означает смену привычных когнитивных (мыслительных) и эмоциональных установок, которые формируют новую модель поведения. В результате экзистенционального кризиса происходит «ревизия» собственных целей и возможностей их достижения, возникают новые практические стимулы.

В основе подобного кризиса указывают различные страхи физиологической и социальной природы, пока человек справляется с ними, он способен двигаться вперёд и выстраивать удобную жизнь. Как только он понимает, что не справляется с текущим напором трудностей, не хватает средств на существование, остаётся короткий отрезок жизни, то начинает мучительно переживать и выдумывать «план спасения».

Причины кризиса

По наблюдениям специалистов это явление свойственно людям в развитом обществе, образованным, творческим, способным критически относиться к реальности. По мнению обывателей такие личности «с жиру бесятся», что передаёт практический смысл явления. Когда решены основные вопросы выживания и жизнеобеспечения, появляются «посторонние» темы самореализации и социальной значимости.

Обычно возникает по таким причинам:

  • возрастной кризис, переоценка личных убеждений;
  • пауза в развитии, когда человек достиг определённой вершины и понимает, что дальнейшее продвижение едва ли возможно;
  • психологические травмы, конфликты в семье и в коллективе, неспособность преодолеть проблемные ситуации.

Симптомы

В этот период проявляются признаки, характерные для любого кризисного, переходного состояния психики:

  • нервозность, перепады настроения,
  • навязчивые мысли,
  • неуверенность в действиях,
  • хаотичные попытки изменить свою жизнь.

При этом усугубляются симптомы, типичные именно при экзистенциональном кризисе: чувство глубокого одиночества, бессмысленности жизни, недовольства собой и всепоглощающего страха перед завтрашним днём.

Как преодолеть кризис

С возрастом человек постепенно «отрывается» от родителей и понимает, что должен самостоятельно существовать дальше. Даже при наличии семьи часто возникает ощущение одиночества, брошенности, безысходности, возникают мысли о том, что «меня никто не понимает».

В результате кризиса определяются обновлённые механизмы адаптации в изменчивых условиях существования и главные цели саморазвития. Основные психотерапевтические методики направлены на то, чтобы вернуть человеку «вкус жизни», интерес к настоящему моменту.

Важно! Относительно экзистенционального кризиса норвежский философ Петер Вессель Цапфе утверждал, что разумные люди способны самостоятельно справиться со своими страхами перед абсурдным смыслом существования.

Можно использовать разные методы, которые показывают, как преодолеть экзистенциональный кризис.

  • Изоляция – дистанцирование от беспокойных мыслей и чувств, человек старается заполнить свою жизнь «срочными делами» и не думать о «пустяках»;
  • Фиксация – человек закрепляет в сознании определённые догмы и принципы (морально-этические, философские, религиозные и другие), универсальные истины, которые помогают в любой ситуации, с фатализмом относится к различным событиям;
  • Отвлечение – попытка заняться «полезным делом», которое не имеет особого смысла, но создаёт видимость неустанных действий, при этом могут появляться различные увлечения, хобби, помогающие произвести личную идентификацию;
  • Сублимация – использование накопленной энергии для новых проектов, творчества, отношений. Очень актуальный способ преодоления кризиса в наше время, когда собственные переживания и творческие достижения можно транслировать окружающим в блоге или в соцсетях и получать оперативную обратную связь.

У индивида нет объективного смысла существования, особого предназначения или миссии, нет судьи, который в итоге выставляет оценки. Поэтому бесполезно терзаться или испытывать вину за «неправильное» поведение или упущенные возможности.

Возможные последствия кризиса

В запущенных случаях возможно развитие депрессии, неврозов и других клинических нарушений, которые сложно преодолеть самостоятельно. Человек безуспешно пытается доказать себе и окружающим своё предназначение, определить точное место в социальной иерархии и приходит к неутешительным выводам о том, что любые старания бессмысленны.

Но если посмотреть на историю культуры и искусства, литературы, психологии, философии, то можно увидеть, что это явление в виде экзистенционального кризиса является «градообразующим» мотивом во многих произведениях, а также в биографиях великих людей. Именно кризисное, тотальное переосмысление жизненного пути принесло нам зрелые «плоды творчества» многих писателей, художников и даже учёных.

У истоков философского познания! Датский философ Кьеркегор сформулировал понятие «экзистенциальная истина», которая в отличие от объективных фактов является результатом субъективных переживаний и отражает состояние общественной структуры на текущий момент.

Многие современные психологические школы опираются в своих теоретических и практических руководствах на исследования философов и писателей-экзистенциалистов, которые формулируют главные вопросы человеческого бытия через существование отдельной личности. Вопреки принципам рационализма сторонники экзистенционализма рассматривают субъект-объектные отношения не по отдельности, а в комплексе, как трансцедентную реальность, в которой можно бесконечно познавать окружающее и совершенствовать свои навыки.

На основании этого строится современная система воспитания и образования: любые проблемы и неудачи воспринимаются, как очередная ступень развития, как индикатор ошибки, которую нужно исправить, чтобы получить одобрение остальных.

Стираются прежние системы оценок, теперь проверяют не объём знаний, а способность к решению поставленной задачи в данный момент. Многие проступки даже взрослых людей становятся «постижением жизни».

Личный опыт и самоопределение противоречат медицинским и социальным критериям, мужчина может осознавать себя женщиной, белый европеец заявляет, что он чувствует себя негроидом и получает за это гранты, дедка женится с репкой, а бабка заявляет, что она с планеты Нибиру и требует исправить место рождения в паспорте.

Поэтому главная мера личной свободы и экзистенционального выбора – только личная ответственность, готовность контролировать свои слова и поступки.

eustress.ru

Как выйти из экзистенциального кризиса

В этот период человек начинает задаваться вопросами глубокого бытийного характера: «в чём смысл моей жизни?», «как появился этот мир?», «существует ли Бог-творец?», «есть ли жизнь после смерти?». И так как на подобного рода философские вопросы вряд ли можно найти однозначный и удовлетворяющий ответ, наступает кризис, в котором человек переживает тревогу и психологический дискомфорт, а в более запущенных случаях даже депрессию.

У вас экзистенциальный кризис, если вы:

  • осознаете, что ваша жизнь не имеет смысла
  • размышляете о собственной смертности, загробной жизни, и эти мысли не дают вам покоя
  • испытываете чувство изолированности и одиночества
  • у вас присутствует: дезориентация, тревога, депрессия, агрессия, перепады настроения,
  • наблюдаете изменения во взаимодействии с социумом, в профессиональной деятельности, в мотивационной сфере

Оказавшись в таком состоянии, некоторые люди начинают искать ответы в религиозных книгах и на просторах интернета, особо отчаянные и уязвимые могут попасть в секту или в антисоциальную группировку. Но подобный путь обречён на деструктивные последствия, чтобы выйти из кризиса с новой, конструктивной позицией к себе и окружающему миру, нужно знать некоторые действенные принципы по его преодолению:

  1. Следите за своими мыслями, не позволяйте им завладевать вами, вновь и вновь вызывать чувства тревоги и беспокойства. Как только вы заметили, что это произошло – отвлекайтесь, направьте все своё внимание и энергию на какую-нибудь деятельность. В идеале найти занятие, которое будет увлекать вас настолько, что вся негативная энергия по типу сублимации будет перенаправляться в ту форму деятельности, которой вы увлечены.
  2. Думайте о позитивной стороне кризиса, о появлении качественно новых изменений, составляющих смысл каждого переломного периода. Именно он может привести к преобразованию психики и сознания того порядка, который эволюционно необходим для человека.
  3. В заключение, для успешного и безвозвратного выхода из экзистенциального кризиса необходимо разрешить все волнующие вас вопросы. Глубоко внутри себя поймите, что впоследствии, тратя свою жизнь на подобные размышления, доставляющие только беспокойство, и однозначные ответы на которые вряд ли удастся найти, вы упускаете момент полноценного проживания настоящего.

 

www.kakprosto.ru

Экзистенциальный кризис

Экзистенциальная философия как новое направление возникла в 20 веке. Ее идеологами стали Карл Ясперс, Ролло Мэй, Жан-Поль Сартр.

Данное направление отрицало философию рационализма и утверждало, что человеческое существование является иррациональным. Его представители считали, что человек может осознать свое единство с миром, или экзистенцию, в некой «пограничной ситуации», например, при смертельной угрозе. Данное переживание представляет собой ценность, так как позволяет человеку перейти на иной уровень осознанности бытия.

Из экзистенциализма родилась новая психологическая школа, основанная на гуманистическом подходе. Благодаря этому направлению в психологии получило распространение такое понятие, как экзистенциальный кризис, возникающий в тот момент, когда человек впервые задумывается о том, зачем он существует в этом мире.

Экзистенциальная психология видит человека как случайное существо в мире материальном. Подспудно осознавая это, любой из нас начинает задаваться вопросом о том, каково его место здесь, в чем предназначение, в силах ли он справиться с испытаниями, уготованными на его долю.

Экзистенциальный кризис может возникнуть в юности, в момент созревания личности, а также и в зрелом возрасте, когда человек оценивает свою прожитую жизнь. Это может быть мучительное эмоциональное переживание, особенно если нет возможности найти ответы на мучающие вопросы.

Преодолеть экзистенциальный кризис можно несколькими путями. Большинство людей решают, что не стоит задаваться подобными вопросами, так как различные дела требуют внимания и участия.

Некоторые находят выход, осознав, что имеет значение лишь настоящий момент, и важно прожить его полноценно, чтобы потом, приближаясь к смерти, не жалеть об упущенных мгновениях.

Так или иначе, но экзистенциальный кризис всегда имеет итог в виде выбора. Человек принимает решение следовать определенному направлению и находит опору для своей дальнейшей жизни. В результате он обретает относительную внутреннюю гармонию до следующего момента переосмысления ценностей.

Неотъемлемой частью кризиса является экзистенциальное одиночество. Проживание его также может быть болезненным. Однажды к человеку приходит понимание того, что он одинок перед лицом смерти. Рано или поздно он уйдет в небытие совершенно один, оставив в этом мире все привязанности и материальные блага.

Подобное переживание побуждает человека задаваться вопросами о сущности мироздания. Есть ли где-то творец этого мира или все, что с нами происходит, является случайностью, и наши жизни подобны существованию микроорганизмов в сравнении с величием Вселенной?

Экзистенциальное одиночество может остро чувствоваться после утраты в период переживания горя или после тяжелой психологической травмы. Также подобные мысли возникают у человека, находящегося на пороге смерти. Чувство одиночество может быть настолько сильным, что человек вытесняет его. И тогда для успешного преодоления тяжелого, часто депрессивного, состояния ему необходимо научиться осознавать и принимать свое одиночество.

Истинное освобождение возможно только в том случае, если человек сможет преодолеть рамки своей личности и начать открываться людям, стремиться к ним и станет искренним в проявлении своих чувств. Так может быть успешно преодолен экзистенциальный кризис.

Одной из несомненных заслуг психологии экзистенциализма является тот факт, что представители этого направления видели человека как существо развивающееся, стремящееся преодолеть привычные рамки бытия и границы личности. Это расширило понимание человека, сделало возможными новые подходы в психотерапии, которая стала успешнее справляться с депрессивными состояниями и переживанием отделенности человека от мира, свойственного западной культуре. Человек рассматривается как хозяин своей жизни, отвечающий за себя, стремящийся стать самим собой.

Одним из важнейших понятий экзистенциализма является экзистенциальный страх. Это не боязнь, которая толкает человека на создание искусственных ограничений. Напротив, проживание страха потрясает человека до самых основ, открывая перед ним неведомые ранее истины.

Он необходим, так как способен освободить человека от размеренного и бездумного существования, от бытовых проблем. Экзистенциальный кризис чаще всего сопровождается проживанием подобного страха.

Страх может придти внезапно, и поначалу человек не отдает себе отчета в его причине. Но постепенно, вглядываясь в себя, он начинает задумываться о смысле происходящего с ним и понимает, что большинство его жизненных ценностей и ориентиров ошибочны. Это приводит к очередному изменению мировоззрения и, как следствие, к возникновению нового направления жизни и преодолению кризиса.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *