Что такое экзистенциальная психотерапия? – Блог – Ясно
Смерть, одиночество, смысл и ответственность — экзистенциальная психотерапия не согласна на меньший размах. Это направление — удачный пример того, как философия нашла практическое применение в психотерапии. Разбираемся с ключевыми понятиями и пытаемся понять, за что экзистенциальные терапевты любят депрессию.
Экзистенциальная психотерапия выросла из экзистенциальной философии и феноменологии. Именно поэтому на заглавной иллюстрации у нас выдающиеся экзистенциалисты — Кьеркегор, Хайдеггер, Сартр — и те, кто воплотил их идеи в психотерапии — Виктор Франкл, Ирвин Ялом (об остальных мы расскажем ниже). Понятие «экзистенции» (от лат. existentia — существование) в XIX веке ввёл Серен Кьеркегор. Экзистенция — способ бытия человеческой личности. Она не равна повседневному существованию, она не задана заранее — наоборот, это открытая возможность стать личностью. Цель экзистенциальной психотерапии — помочь человеку осуществиться.
У экзистенциальной психотерапии много ответвлений: логотерапия Виктора Франкла, экзистенциально-инициальная терапия Карлфрида Дюркхайма, Dasein-анализ на основе трудов Хайдеггера; Ялом, Лэнгле, Мэй и Бьюдженталь занимаются экзистенциальным консультированием. Легко растеряться, но на самом деле в их основе лежит пять ключевых понятий: смысл/бессмысленность, страх смерти, свобода воли, ответственность, изоляция. От феноменологов психотерапевты взяли метод: клиент исследуется не как готовый конструкт с набором сценариев, травм и защит, а как личность, находящаяся в непрерывном становлении. Терапевт каждый раз как будто знакомится с клиентом заново.
Ключевые понятия
Идеальный клиент экзистенциального психотерапевта рано или поздно приходит к следующим выводам:
- Я смертен, поэтому моё существование не может быть отложено.
- Я не боюсь одиночества.
- Я свободен выбирать и я отвечаю за свой выбор.
- Я ищу смысл во всём.
СМЕРТЬ
В экзистенциальной психотерапии смерть работает как пограничная ситуация и может изменить взгляд на жизнь, но в то же время служит источником тревоги. Ирвин Ялом в книге «Экзистенциальная психотерапия» пишет об этом парадоксе так: «Физически смерть разрушает человека, но идея смерти может спасти его». Поэтому работа терапевта нацелена на то, чтобы клиент конфронтировал с собственной смертью, мог выдерживать мысль о ней, и сознавая её, ощущал полноту жизни.
СВОБОДА ВОЛИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Главная установка экзистенциальной психотерапии звучит так: мы полностью ответственны за свою жизнь, не только за свои действия, но и за свою неспособность действовать. Поэтому терапевтические вмешательства направлены на то, чтобы клиент в полной мере взял на себя ответственность за собственные неудачи. Зачем вкладывать энергию в личностные изменения, пока клиент убежден, что причиной всех бед являются гены, случайность, злой рок или отвергающая мать?
Люди избегают принятия ответственности самыми изощрёнными способами. Будучи компульсивным, человек как будто признаёт, что одержим какой-то идеей или находится под властью непреодолимой силы. Он далёк от того, что хочет на самом деле, его жизнь состоит только из компульсий. Можно избегать ответственности, выставляя себя жертвой обстоятельств. Нечувствительность к собственным желаниям, неспособность принять решение — тоже могут быть примерами избегания ответственности.
Чтобы показать клиенту его собственные способы избегания ответственности, терапевты часто работают провокационно. Например, предлагают заменить конструкцию «я не могу» на «я бы не хотел». Клиентам, которые во всех бедах винят своих родителей, терапевт может предложить провести диалог с ними и несколько раз произнести: «Я не изменюсь, пока не изменится ваше обращение со мной в то время, когда я был маленьким».
Но одного осознания недостаточно, и любой терапевт старается влиять на волю клиента и добиваться действия.
ИЗОЛЯЦИЯ
Человек может быть изолирован от мира и других людей, может быть изолирован от какой-то своей части, но экзистенциальная изоляция — понятие более широкое и напрямую связанное с ответственностью. Когда человек осознаёт ответственность за свой выбор, он понимает, что никто не сделает этот выбор за него — нет никого, кто его охраняет и направляет. Это и есть экзистенциальное одиночество.
Противоположность изоляции — слияние. Нежелание покидать родительский дом, страх отпустить ребёнка от себя, созависимые отношения, паразитирование на других — примеры избегания изоляции. Задача психотерапевта — помочь клиенту вступать в отношения не из страха одиночества, помочь ему увидеть, как он может использовать людей, спасаясь от этого страха.
Интересно, что в самом слове «экзистенция» заложена идея сепарации: ex- (из, от), sistere — ставить, помещать. Процесс роста невозможен без отделения: автономия, опора на себя, самоконтроль, независимость.
СМЫСЛ
«Человек не ищет удовольствия, он ищет смысл, а удовольствие — побочный продукт смысла», — писал Виктор Франкл. Он выделял три способа сделать свою жизнь осмысленной: творчество, переживание и позиция по отношению к страданию. Но как можно находить смысл в страданиях? Ответ на этот вопрос становится понятен, когда вспоминаешь биографию самого Франкла. Он был одним из выживших в нацистских концлагерях и пытался понять, как узникам в безысходной и трагической ситуации удавалось найти смысл жить дальше. Единственное, что им оставалось, — занять героическую позицию по отношению к своей судьбе.
Для Ирвина Ялома противоядием от бессмысленности выступает вовлеченность. Он считает, что желание вовлекаться всегда есть внутри клиента, и задача терапевта в данном случае — искать, что мешает этой вовлеченности: что мешает клиенту вступать в близкие отношения? что мешает ему найти по-настоящему интересную работу? почему он не позволяет себе никаких творческих проявлений?
Когда нужна экзистенциальная терапия?
Экзистенциальная психотерапия хорошо помогает тем, кто стоит на пороге жизненных изменений или переживает «тёмную ночь души». Экзистенциальные психотерапевты фокусируются на способности человека преодолевать страдания.
Например, экзистенциальные терапевты не считают депрессию и тревогу симптомом психического заболевания, которое необходимо лечить. Скорее они рассматривают их как необходимые переживания для становления личности. Депрессия указывает на кризис старых ценностей и может открыть дорогу для новых. Тревога указывает на то, что человек пробуждается к жизни и должен сделать важный жизненный выбор. Там, где человек чувствует себя обиженным, расстроенным и сломленным, он можем стать по-настоящему пробуждённым.
Экзистенциальная терапия помогает человеку увидеть, как его мировоззрение меняет и окрашивает мир, как его чувства связаны с ценностями и смыслами. Цель терапии — подвести человека к осмыслению собственных эмоций, поступков и ценностей, научить его самостоятельно выбирать жизненный путь и нести ответственность за любой выбор.
Экзистенциальная психология и терапия. Что это и как работает? ⇒ Статьи по психологии от практикующих специалистов на ⋙ Qui.help
Автор: Ирина Данилова , 03/14/2021 15:44:22 03/14/2021 15:44:22 (1020 просмотр)
Сложности в отношениях, Расставания и потери, Самоопределение, Смысл жизни, Страх смерти, Возрастные кризисы
В статье раскрывается общее представление об экзистенциальной психологии как науке, и экзистенциальной терапии — как практике. Как устроено? Как работает? Какой эффект дает «на выходе».
«Человеку нужен человек»
Станислав Лем
Про экзистенциальную психологию, коротко. Предмет её исследования — не отдельно взятые психические функции, которые измеряются через тесты и математические вычисления, а – существование человека: целостное, неделимое, стремящееся выразить и утвердить себя. за то время, что есть у него на жизнь.
Экзистенциальная психология исследует, как человек реализует себя в мире, и как в этом мире отражаются его отношения с экзистенциальными данностями: тревогой, незнанием подлинного смысла, конечностью жизни, любовью, свободой и т.д. Экзистенциальные психологи пытаются понять человека, не расщепляя его на отдельные составляющие. Это попытка помочь человеку осмыслить окружающую его действительность без отрыва от самого человека (через проживание, понимание и принятие его собственных чувств, ощущений, переживаний)..
«Можно иметь точное и беспристрастное знание о другом человеке, его психологическом типе, его предсказуемых реакциях. Но, зная все это, вы не знаете самого человека, его истинного Я, его знания себя…
Человек вдруг обнаружил, что ключ к постижению глубинных уровней реальности – в нем самом..»
пишет Пауль Тиллих в книге «Мужество быть»
*
Теперь несколько подробнее о том, что есть, в моём понимании, экзистенциальная терапия
.Это практика, с виду кажущаяся простым живым разговором. Но в основе ее — серьезный философский фундамент. Это атмосфера естественной простоты и искренности. А также — ненадуманность, открытость, живое и бережное присутствие одного человека навстречу другому. Простота и искренность, от которых на душе делается полегче и посветлей. Непринужденность дружественного общения, безоценочное отношение рождает осознание: есть место в мире, где живёт принятие, куда можно прийти даже в самом «разобранном» виде, со всем своим, бурно, трудно и противоречиво переживаемым, и где двери для живой Встречи всегда открыты.
Экзистенциальная терапия – это исцеляющая беседа, которая не выдаёт рецептов (советов, ответов, рекомендаций) в готовом виде, как медицина, но предлагает вместе искать способы помощи, наиболее подходящие конкретному человеку, исходя из его личного, уникального жизненного опыта.
И если экзистенциальная психология — о человеке вообще, то экзистенциальная терапия – она о здесь-бытии конкретного человека, со всем его истинным (не приглаженным для красивой картинки, а таким какое есть) человеческим содержанием — перед другим конкретным человеком, терапевтом.
Зачем это?
Опыт, полученный в терапевтических отношениях, качественно меняет самоощущение человека, наполняя его жизнь… жизнью. Открывает человека навстречу себе, людям, миру. Вдохновляет обрести переживание полноты бытия и придает мужество её (полноту бытия) выдерживать.
Мне откликается образ терапевта как специалиста по путешествиям в неизведанное. Такого профессионального ассистента в исследовании сложного внутреннего мира — этой «таинственной зоны» жизненного опыта, где существует, бурлит и сбывается самое сокровенное и актуальное, и при этом – уникальное, для каждого своё.
Похоже мыслит и известный экзистенциальный психотерапевт Эмми Ван Дорцен:
«Экзистенциальный подход не претендует на исцеление людей в традиционном медицинском смысле.. Когда люди заблудились и растерялись, они менее всего нуждаются в том, чтобы с ними обращались как с больными или неспособными. То, что им действительно нужно, так это некоторая помощь в исследовании местности, на которой они оказались, и определении правильного курса с тем, чтобы они могли снова найти свою дорогу. Предлагаемая экзистенциальным терапевтом помощь направлена на то, чтобы, осмыслив свою жизнь, найти в ней свое направление.»
Про значимость со-бытиЯ одного человека с другим.
Акцент в экзистенциальном подходе, как ни в каком другом, на отношениях. Клиент и психотерапевт здесь — партнёры, компаньоны, а отношения — Встреча друг с другом, в подлинном присутствии (я, такой как я есть, с тобой, таким как ты есть).
Такой опыт придает храбрости и вдохновения открыться навстречу миру в лице другого человека и предъявить ему свою, уязвлённо оберегаемую прежде, подлинность. Раскрепощенная подлинность при этом открывает доступ к живой и преображающей внутренней силе. В этом я имела возможность убедиться лично, ведь практикующие психотерапевты обязательно проходят тот же путь, во время собственной терапии (иначе, не освоиться и не удержаться в профессии).
*
«Он умел принимать ее всю, как есть: вот такую, разную
Иногда усталую, бесполезную, иногда нелепую, несуразную,
Бестолковую, нелюбезную, безотказную, нежелезную;
Если ты смеешься, — он говорил, — я праздную,
Если ты горюешь – я соболезную…»
(В. Полозкова)
*
Опыт искреннего принятия человека человеком, безоценочного уважительного отношения, мотивирует сильнее внушения, требования, сильнее любого искусственного «стимулирования». создает большое желание преодолеть свои слабости, привычные реакции и страхи «выглядеть недостойно» в глазах другого. Преодолеть и измениться в своем отношении к себе, к другим людям .
Собственно, бОльшая часть людских проблем происходит от того, что человеческие отношения не выдерживают встречи «настоящего меня с настоящим тобой». В последствии, этот травматичный опыт заставляет прятать наше истинное Я, маскироваться, притворяться, а в итоге истощает, травмирует , «капсулирует». В этом плане, экзистенциальная терапия — сильный ресурс. Потому что, однажды открывшись Другому полностью, и оказавшись принятым им, я могу осмелиться показаться самому себе. и стать принятым собой. Я могу выбрать — Быть. В этом — суть исцеления .
*
Говорят, всё живое стремится к тому, чтобы Выразить себя.
Экзистенциальная терапия — один из верных способов исследовать, признать и освоить свой человеческий ресурс — как единственный (другого нет) и уникальный (ни у кого больше Такого нет) инструмент, которым каждый человек наделен для самовыражения.
Статья уже набрала 0 лайков
История, убеждения, использование и многое другое
Экзистенциальная теория основана на вере в то, что мы несем ответственность и имеем свободу создавать свой собственный смысл.
Какова цель моей жизни? Если вы когда-либо задавали себе этот вопрос, возможно, вам потребовалось много размышлений. Тем не менее, то, как мы придаем смысл своей жизни, может влиять на наш выбор в том, как мы ведем себя и взаимодействуем с другими.
Вы можете чувствовать себя перегруженным выбором и испытывать беспокойство. Но, с другой стороны, вы можете сделать выбор, который покажется вам целеустремленным и полезным. Экзистенциальная теория объясняет, как мы придаем смысл и применяем этот смысл в своей жизни.
Экзистенциальная теория основана на философской идее о том, что у людей есть свободный выбор, и благодаря этому свободному выбору мы можем создать цель и смысл своей жизни. Экзистенциальная теория предполагает, что у нас есть выбор, кем мы хотим быть.
Корни экзистенциальной теории восходят к началу 1800-х годов, и первым философом, исследовавшим идею экзистенциализма, был датский философ Сёрен Кьеркегор. Его часто называют отцом экзистенциализма.
Другие ключевые факторы, повлиявшие на экзистенциалистскую теорию, включают:
- Фридрих Ницше
- Д-р Карл Ясперс
- Д-р Мартин Хайдеггер
- Жан-Поль Сартр
- Д-р Виктор Франкл
- Д-р Ирвин Ялом 9001 6
Критические концепции экзистенциалистской теории касаются создания вашей личности и того, как вы придаете значение своей жизни.
Экзистенциализм фокусируется на личном выборе и вопросе: что значит существовать?
Есть много ключевых идей экзистенциализма.
Существование предшествует сущности
Это одна из важнейших концепций в понимании экзистенциалистской теории. Это исследует идею о том, что мы существуем и находим смысл позже. У нас есть свободный выбор, чтобы создавать свой смысл и развивать наши ценности. Концепция объясняет, что это является нашей целью в жизни: создать смысл.
Экзистенциальные философы считают, что когда мы рождаемся, мы «ничто». Вместо этого, развивая смысл, мы становимся тем, что делаем из самих себя.
Свобода
Экзистенциализм подчеркивает важность неограниченной свободы для людей делать свой собственный выбор. Этот выбор, благодаря свободе, которой обладают люди, позволяет им:
- создавать цели
- делать что-то из себя
- создавать значимые переживания в своей жизни
абсурд
жизнь к созданию смысла. Абсурд относится к идее, что в жизни много неизвестных обстоятельств, и с вами может случиться что угодно в любой момент.
Идея объясняет, что события, которые могут произойти с вами, не следуют определенной схеме. Экзистенциальные теоретики считают жизнь «абсурдной» и не имеющей смысла, пока мы не придаем ей значение.
Тревога
Тревога часто возникает, когда вы осознаете абсурдность жизни. Экзистенциалисты предполагают, что осознание своей свободы и ответственности часто может привести к ощущению непреодолимого страха.
Тем не менее, свободный выбор позволяет нам делать либо здоровый, либо разрушительный выбор благодаря этому осознанию. Цитируя Кьеркегора, «тревога — это головокружение свободы».
Подлинность
Подлинность — еще один важный элемент экзистенциалистской теории. Аутентичность заключается в том, чтобы быть искренним и делать выбор таким образом, который имеет основополагающее значение для того, кем вы являетесь, независимо от внешнего давления.
Индивидуальность — важный аспект экзистенциальной теории, связанный с аутентичностью.
Экзистенциальные теоретики считают, что не существует неотъемлемого состояния «человеческой природы», поэтому люди должны определить, на какие ценности или цели следует обращать внимание.
Заброшенность
Эта концепция экзистенциальной теории исходит из идеи, что люди являются их единственным источником ценности. Предпосылка предполагает, что это знание создает чувство одиночества и изоляции.
Он предполагает, что свобода людей может заставить их чувствовать себя в ловушке.
Преимущество экзистенциализма в том, что он помогает людям найти смысл в своей жизни. Осознавая свободу и выбор, люди могут уменьшить свою тревогу по поводу неизвестного.
Полноценная жизнь может уменьшить страх перед неожиданными событиями и помочь нам справиться с непреодолимыми эмоциями, такими как страх.
Одним из существенных ограничений экзистенциализма является идея ответственности. Экзистенциалисты утверждают концепцию личной свободы и ответственности.
Но, как предполагают некоторые исследователи, давление общества ограничивает наши свободы, или у нас есть личные обязанности, необходимые для выживания, которые накладываются на свободу.
Например, вы можете совмещать финансовое благополучие с созданием семьи. Эти две вещи могут конкурировать за ваши потребности и накладываться на понятие свободы.
Экзистенциальная терапия помогает человеку принять и смириться с конкретными жизненными данностями, такими как осознание своей смерти.
Экзистенциальная терапия обращается к четырем главным проблемам тревоги:
- свобода и ответственность
- изоляция
- смерть
- бессмысленность
Экзистенциальная терапия обращается к вопросам о природе нашего существования. Считается, что, преодолевая стресс, связанный с экзистенциальными темами, проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога, будут уменьшены или предотвращены.
Техники, используемые в экзистенциальной терапии
Если вам интересно, чего ожидать от посещения экзистенциального терапевта, есть несколько стандартных используемых техник.
Первая техника, обычно используемая в экзистенциальной терапии, — это то, что Франкл назвал логотерапией.
Логотерапия изучает страхи, которые вызывают симптомы тревоги или другие симптомы психического здоровья. В логотерапии основная предпосылка состоит в том, что существует упреждающая тревога, когда человек сталкивается с пугающей ситуацией или думает о ней.
В логотерапии основное внимание уделяется провоцирующему событию, вызывающему симптомы. Иногда сеансы даже направлены на то, чтобы воспроизвести симптомы и противостоять им на более целенаправленном уровне, чем когда-либо прежде.
Цель состоит в том, чтобы помочь отделить себя от симптомов, чтобы они потеряли над вами власть.
Еще одна техника, широко используемая в экзистенциальной терапии, — сократовские вопросы. Сократические вопросы — это техника, которую экзистенциальные терапевты используют, чтобы помочь вам обрести новую перспективу.
Сократовские вопросы представляют собой серию вопросов, которые помогают облегчить поведение и мысли для достижения терапевтических целей.
Экзистенциальная теория фокусируется на важных вопросах жизни. Какова моя цель? Как мне создать смысл? Как мне справиться с собственной смертностью? Экзистенциализму уже много веков, и он до сих пор используется для решения глубоких вопросов.
Основные идеи экзистенциализма вытекают из создания смысла и индивидуального выбора, который у вас есть. Тревога или страх часто могут возникать из-за осознания свободы и ответственности.
Целью экзистенциальной терапии является создание осмысленной и целеустремленной жизни. Терапевт делает это посредством рефлексивного слушания и сократовского опроса. Экзистенциальная терапия может помочь людям работать над более целенаправленной жизнью.
Экзистенциально-позитивная психология | Доктор Пол Вонг
Эта статья будет опубликована по адресу:
Wong, P. T.P. (в печати). Экзистенциально-позитивная психология. В S. Lopez (Ed.), Энциклопедия позитивной психологии (2 № изд.). Оксфорд, Великобритания: Уайли Блэквелл.
Abstract:
Экзистенциальная психология занимается человеческим существованием и человеческой драмой выживания и процветания. Он по своей сути позитивен, потому что подчеркивает мужество и ответственность противостоять экзистенциальным тревогам и жить подлинной жизнью. К сожалению, популярная экзистенциальная литература имеет тенденцию сосредотачиваться на более темной стороне человеческого существования. Экзистенциальная психология может извлечь уроки из научных методов позитивной психологии и сосредоточиться на позитиве.
Позитивная психология (ПП) завершила полный круг своих экзистенциальных корней. PP по своей сути экзистенциален, потому что он касается таких фундаментальных вопросов человеческого существования, как: Что такое хорошая жизнь? Что делает жизнь достойной жизни? Как можно найти счастье? Тем не менее, эти экзистенциальные вопросы не могут быть полностью решены только с помощью исследований PP, без признания экзистенциальных тревог людей. Зрелый ПП должен вернуться к своим экзистенциально-гуманистическим корням, чтобы заново открыть для себя богатство жизненного опыта и множество путей к смыслу жизни.
Экзистенциальная позитивная психология (ЭПП) или позитивная экзистенциальная психология представляет собой естественную смесь ПП и экзистенциальной психологии. По сути, ПОП отвечает на несколько фундаментальных вопросов о самоидентификации и человеческом состоянии стремления к счастью в рамках ограничений реальности:
- Кто я? Что определяет меня? Кто я, когда с меня все сброшено и я сведен к обнаженной одинокой душе? Есть ли во мне что-то уникальное и особенное?
- Как я могу быть счастлив? Почему мне скучно? Почему я так недовольна жизнью? Что такое хорошая жизнь? Это все, что есть в жизни?
- Что мне делать со своей жизнью? Как мне тогда жить? Каково мое призвание? Чему я должен посвятить остаток своей жизни?
- Как сделать правильный выбор? Как я узнаю, что принимаю правильное решение относительно карьеры и отношений? Как я могу отличить правильное от неправильного?
- Где мое место? Почему я чувствую себя таким одиноким в этом мире? Как я могу построить глубокие и содержательные отношения? Где найти признание? Где мой дом?
- Какой смысл стремиться, когда жизнь так коротка? Почему я должен бороться за выживание, когда жизнь скоротечна и хрупка? Какой смысл строить что-то только для того, чтобы увидеть, как это поглотит смерть?
Все эти вопросы связаны с человеческими процессами осмысления и поиска цели или причины существования. Экзистенциальной психологии свойственен дух постановки трудных вопросов и отказа от готовых простых ответов. EPP открыт для понимания, мудрости и фактов из жизни из всех источников, независимо от парадигмы заявлений о знании, что обеспечивает более богатую исследовательскую программу. Короче говоря, ПОП расширяет определение ПП как «изучение конечных интересов путем интеграции как положительных, так и отрицательных аспектов человеческого существования с целью создания лучшего будущего для себя и других» (автор, год, стр. #). Что отличает ПОП от позитивной психологии, так это акцент на человеческих способностях к позитивным изменениям и росту.
Ялом уже определила четыре экзистенциальные тревоги: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. То, как мы противостоим этим экзистенциальным данностям и разрешаем их, зависит от мужества и творчества, которые мы можем проявить. Я только что добавил еще два экзистенциальных вопроса, связанных с идентичностью и счастьем. Эти 6 проблем являются повторяющимися темами человеческого существования, даже если они могут оставаться неосознанными или скрытыми у некоторых людей.
От кризиса идентичности к поискам аутентичности
Кризис личности не ограничивается подростками. Это может быть постоянная борьба за определение и переопределение себя, когда мы проходим через серьезные жизненные переходы или потрясения. Поиск идентичности требует самопознания. Древнее дельфийское наставление, высеченное на перемычке храма Аполлона, «Познай себя», до сих пор находит отклик у постмодернистских поколений. Без ясного чувства самопознания мы можем прожить жизнь, так и не узнав, кто мы и чего мы действительно хотим в жизни.
Дискомфорт кризиса идентичности необходим для начала поиска аутентичности. Однако защитные механизмы часто сдерживают тревогу идентичности, а социальное давление конформизма и инкультурации обеспечивает легкий выход из этого экзистенциального поиска. Дегуманизация конкурентного капиталистического общества еще больше сужает видение людей до материальных выгод. В результате люди путаются в своей истинной идентичности в более широкой схеме вещей. Таким образом, поиск аутентичности остается сложной и острой задачей в культуре потребления.
Подлинность была постоянной темой в экзистенциальной литературе. Хайдеггер различает неаутентичный и аутентичный образ жизни. Неаутентичные люди отказываются от своей индивидуальности и ответственности за безопасность принадлежности к стаду. Напротив, аутентичные люди берут на себя ответственность жить так, чтобы это соответствовало их истинной природе и основным ценностям. Они стремятся стать теми, кем они были созданы, несмотря на связанные с этим тревоги и риски.
Нет коротких путей к подлинности. Тестовые оценки личности, профессиональных интересов и сильных сторон могут быть полезными, но в холодных цифрах нет страсти, а в формулах нет вдохновения. Процесс аутентификации часто начинается с момента пробуждения, углубления убежденности в основных ценностях и ощущения своей истинной идентичности. Именно открытие внутреннего видения своей уникальности и неповторимости наделяет жизнь более глубоким смыслом.
Но это только начало. Путь к аутентичности сопряжен с риском, неудачами и страданиями, особенно когда он противоречит социальным нормам. Во многих случаях стремление к аутентичности означает преследование и смерть, потому что те, кто осмеливается маршировать под другой барабан и бросить вызов статус-кво, скорее всего, будут оклеветаны, маргинализированы и даже погибнут. Таким образом, поиск подлинности и смысла не всегда совместим со стремлением к счастью и хорошей жизни. Жить подлинной и осмысленной жизнью означает, что человек не может отрицать свою истинную природу и призвание, даже если это означает смерть. Иисус является тому примером. Так и Сократ.
С экзистенциальной точки зрения подлинное счастье вытекает из подлинного образа жизни. Цитируя риторический вопрос Альбера Камю: «Но что такое счастье, как не простая гармония между человеком и жизнью, которую он ведет?» (год, стр. #). Шумейкер (2007) комментирует: «Экзистенциалист Альбер Камю проникает в суть счастья, когда приравнивает его к гармонии жизни» (стр. 83). Согласно Шумейкеру, этой гармонии можно достичь, не только делая то, что лучше всего получается, но и живя как люди, которым нужны социальные связи и духовность.
От кризиса недовольства к поискам счастья
В основе нашего поиска счастья лежит своего рода недовольство жизнью как таковой – это больше, чем культурный феномен; это может быть связано с человеческой тенденцией к личностному росту. Для тех, кто уже наслаждается плаванием в потоке жизни, вопрос «Счастлив ли я?» может даже не возникнуть. Но даже в самых лучших обстоятельствах всегда есть что-то придирающееся к тому, все ли это есть в жизни и не лежит ли что-то лучшее за горизонтом.
Напряжение между удовлетворенностью и неудовлетворенностью представляет собой известный экзистенциальный кризис. Хотя полное удовлетворение означает оптимальное удовлетворение жизнью, оно также может означать энтропию и смерть, потому что больше не к чему стремиться. ПОП не поддерживает идеал максимизации счастья или оптимизации удовлетворенности жизнью, потому что такая цель нереалистична и противоречит нашим интересам как человеческих существ.
Недовольство — палка о двух концах; это автоматически отвлекает от удовлетворения жизнью, но также дает возможность для личностного роста и социальных реформ. Неудовлетворенность тем, где мы находимся, побуждает нас продвигаться туда, где мы хотим быть. ЭПП признает, что неудовлетворенность является неотъемлемой частью человеческой природы, но различает здоровое и нездоровое недовольство. Личная жадность и слепое честолюбие представляют собой разрушительный тип недовольства, тогда как стремление к более высоким ценностям и большим добродетелям представляет собой здоровое недовольство.
В настоящее время повальное увлечение счастьем захлестнуло западное общество. Шумейкер сокрушается, что многие психологи и коучи стали торговцами счастьем, обещая людям луну: мгновенное преображение, успех и счастье. Они массово продают свои рецепты счастья, как и любой другой коммерческий продукт для хорошего самочувствия. Экзистенциальные психологи чувствовали бы себя очень некомфортно из-за такой коммерциализации легкого счастья. Они согласны с Франклом в том, что целеустремленное стремление к счастью имеет противоположный эффект, отталкивая его, но счастье приходит через черный ход как побочный продукт, когда мы стремимся к смыслу и подлинности.
Экзистенциальные философы и психологи давно обнаружили, что подлинное счастье возникает из принятия страдания как сущности человеческого существования. Они видят жизнь как череду парадоксов, затруднений и проблем. Жизнь также полна стремления, осмысления и побед. Динамическое взаимодействие между двойственностями — одна из отличительных черт ПОП. Гипотеза двойственности Вонга утверждает, что положительное не может существовать отдельно от отрицательного и что подлинное счастье вырастает из боли и страдания. Эта гипотеза отражает точку зрения Альбера Камю (1968) понимание того, что «без отчаяния нет радости жизни» (стр. 56), и замечание Ролло Мэя (1981) о том, что «конечный парадокс заключается в том, что отрицание становится утверждением» (стр. 164).
Многие люди переполнены информацией и образами счастья, но все еще тонут в море страданий. Причина этого парадокса в том, что им не удается избежать страданий, приукрашивать негативные эмоции и искать скоростную дорогу к счастью, как в Диснейленде. Такое поверхностное счастье может на самом деле помешать им в личностном росте и сделать их уязвимыми к депрессии. В противоположность этому, ПОП выступает за следующие три типа зрелого счастья: (а) подлинное счастье, которое проистекает из того, что мы являемся подлинной личностью, (б) эвдемоническое счастье, которое приходит от совершения добродетельных поступков, и (в) председательское счастье, которое проистекает из нашей духовной природы.
«Хайроник» происходит от греческого корня, «обозначающего духовный дар». Это своего рода духовное благословение или дар счастья, который дается нам независимо от наших обстоятельств. Спокойная радость дзэнских монахов и экстаз христианских мистиков (например, святого Франциска Ассизского) являются примерами католического счастья.
От беспокойства о бессмысленности к поиску смысла и цели
Самый насущный вопрос в философии, религии и психологии касается смысла жизни. В какой-то момент жизни, будь то личная встреча со смертью, внезапный поворот судьбы, трагическое событие, крупный перекресток, разочарование в пустоте успеха или просто чувство скуки, экзистенциальный вопрос смысла встанет на первый план. сработал.
Поскольку мы проходим эту жизнь только один раз, у нас есть причины задуматься о том, как извлечь из нее максимум пользы. Худший страх — это не смерть, а открытие того, что мы никогда по-настоящему не жили, когда приходит время умирать. У всех нас есть побуждение желать жить полной жизнью, делать что-то значительное и менять мир к лучшему, чтобы нам не пришлось бояться осознания на смертном одре того, что мы растратили свою драгоценную жизнь. Поэтому мы боимся бессмысленной жизни так же, как страшимся ужаса смерти.
Бессмысленность также может быть наиболее распространенной экзистенциальной тревогой, которая негативно влияет на все аспекты нашей жизни. Пауль Тиллих считает, что тревога бессмысленности связана с потерей конечного интереса, что приводит к сомнению смысла своего существования и всего, что он делает. Франкл подчеркивает, что экзистенциальный вакуум или бессмысленность ответственны за многие психические и социальные проблемы, в то время как ясное ощущение смысла и цели является ключом к положительному психическому здоровью.
Таким образом, одной из основных задач ПОП является сосредоточение внимания на поиске смысла и цели. Франкл выделил три ценности осмысленной жизни. (1) творческая ценность – мы отдаем себя миру через творческие усилия, (2) эмпирическая ценность – мы получаем что-то от мира, например, любовь и красоту, и (3) установочные ценности – мы позитивно относимся к негативные ситуации вне нашего контроля. Эти три значения охватывают весь спектр нашего опыта смысла.
Вонг обнаружил семь основных источников значения: достижение, принятие, отношения, близость, религия, самопревосхождение и справедливость с помощью методологии имплицитных теорий. Последующие кросс-культурные исследования показали, что эти источники значения важны и для некоторых азиатских стран. Это направление исследований демонстрирует, что поиск смысла не является одиночным предприятием — ему нужна социальная поддержка и справедливое общество.
Наконец, Вонг разработал модель PURE как основу, позволяющую людям открывать и создавать смыслы своей жизни. По сути, это модель саморегулирования, которая допускает пробы и ошибки и постоянные корректировки, чтобы привести действия в соответствие с основными ценностями и жизненным призванием. «P» означает цель и жизненные цели, «U» означает понимание требований каждой ситуации и жизни в целом, «R» означает ответственные действия и реакции, соответствующие цели и пониманию, и, наконец, «E» представляет собой постоянную потребность в оценке для обеспечения подлинности и эффективности. Модель PURE эффективно применялась в консультировании и коучинге.
От тревоги изоляции к поиску сообщества
Мы все родились в этом мире одинокими, и мы покинем этот мир одинокими. Наша привязанность к другим в лучшем случае непостоянна, потому что люди меняются и покидают нас через разлуку или смерть. Перемещение и отчуждение в безличном и конкурентном мире только еще больше усилит наше чувство изоляции и одиночества. Разрушение социальных институтов, таких как семья и сообщество, противоречит человеческой природе, потому что мы созданы для взаимоотношений и нам предназначено быть социальными животными.
ПОП подчеркивает необходимость построения подлинных отношений и принадлежности к поддерживающему сообществу. Буберовская модель экзистенциальной встречи «Я-Ты» представляет собой один из многообещающих способов подлинно раскрыться и навести мосты через разделяющую нас пропасть. Китайская ценность подчеркивания отношений во всех видах взаимодействия — это еще один способ преодолеть отчуждение и одиночество.
Сообщество — мощное противоядие от тревоги изоляции. В человеческой природе есть глубоко укоренившееся стремление принадлежать к месту, которое мы можем назвать домом — безопасному и поддерживающему месту, где нас принимают как значимого члена. Это может быть семья, церковь, организация или район. Здесь мы учимся заботиться друг о друге и даровать друг другу благодать; здесь мы учимся жить и работать вместе, ставя групповые интересы выше эгоистичных желаний.
Однако сообщество представляет собой хрупкую экосистему, которую легко разрушить эгоистичными и необдуманными действиями. Для построения позитивного сообщества требуется сочувствие, доброта, терпимость и самопожертвование. Коллективистская ориентация необходима, чтобы уравновесить наши индивидуалистические тенденции. Построение сообщества включает в себя гражданские добродетели, социальную активность и коллективное преодоление трудностей. Как только мы создадим настоящее сообщество, наша индивидуальная жизнь обогатится пропорционально жизненной силе и гармонии группы. Вот последнее предостережение. Даже когда мы установили тесную сеть социальной поддержки и получили от этого большое удовлетворение, мы остаемся одинокими существами. ПОП принимает тревогу изоляции как экзистенциальную данность, но признает, что именно через наше одиночество мы ищем общность и близость как основные источники личного смысла.
От страха свободы к поискам ответственности
Свобода ставит перед людьми проблему. С одной стороны, слишком много свободы может быть подавляющим. С другой стороны, слишком мало свободы может привести к отчаянию и фатализму. Однако Франкл утверждает, что даже в нацистских концентрационных лагерях можно сохранить свободу взглядов, заняв героическую и непокорную позицию.
Свобода подразумевает ответственность, потому что мы несем ответственность за последствия сделанного нами выбора по собственному желанию. Страх ответственности заставляет нас бежать от свободы, а отрицание ответственности заставляет нас злоупотреблять своей свободой. Есть также проблемы, связанные с принятием на себя слишком большой ответственности, потому что это может либо раздавить нас слишком большим объемом работы, либо парализовать нас слишком большим количеством забот. EPP заботится о том, как найти здоровый баланс между свободой и ответственностью.
В западном мире слишком много внимания уделяется свободе, но недостаточно ответственности. Франкл неоднократно предупреждал, что свобода без ответственности ведет к хаосу и анархии. Он указывает, что конформизм, фатализм и коллективизм могут соблазнить нас, чтобы избежать личной ответственности. Слепая преданность какой-либо организации или идеологии требует от нас приостановить наши критические способности и подорвать нашу подлинность.
От страха смерти к поискам принятия смерти и самопревосхождения
Тревога смерти представляет собой проблему для современной американской позитивной психологии, поскольку она выходит за рамки параметров положительных качеств, положительного опыта и положительных организаций. Для расширенного ПОП тревога смерти является толчком к личностному и духовному росту.
Смерть — единственный неизбежный путь для всех живых организмов. Однако только люди наделены когнитивной способностью осознавать свою смертность и бояться того, что может последовать после смерти. Кроме того, их способность размышлять о смысле жизни и смерти создает дополнительную экзистенциальную тревогу. Неизбежность смерти ощущается во всех сферах человеческого существования. То, как мы реагируем на перспективу личной смерти, повлияет на то, как мы живем, а значения, которые мы придаем смерти, имеют важные последствия для нашего благополучия.
В течение последних сорока лет в психологии смерти преобладала тревога смерти. Однако в последние годы Вонг и его соратники подчеркивали экзистенциальный поиск принятия смерти. Они разработали профиль отношения к смерти, который определяет три различных типа принятия смерти: (а) нейтральное принятие смерти означает рациональное отношение к смерти как к неизбежному концу каждой биологической жизни и попытку максимально использовать эту настоящую жизнь посредством творчества; б) Принятие подхода коренится в надличностных религиозных/духовных убеждениях в желаемой загробной жизни, и (в) Принятие побега означает рассмотрение смерти как лучшей альтернативы мучительному существованию.
Жизнь и смерть — две стороны одной медали. Нет жизни без смерти и нет смерти без жизни. Теория управления смыслом Вонга (MMT) признает, что тревога смерти может иметь как отрицательное, так и положительное влияние, в зависимости от того, как человек на нее реагирует. Мы никогда не сможем убежать от реальности смерти, но мы всегда можем использовать нашу способность к осмыслению, духовности и построению повествования, чтобы трансформировать страх смерти. Если мы рассматриваем смерть как напоминание о нашей собственной смертности и необходимости жить по-настоящему, то тревога смерти не только облегчит принятие смерти, но также будет способствовать самоактуализации и самопревосхождению. Как это ни парадоксально, нам нужно противостоять смерти и принять ее, чтобы жить осмысленно и жизненно.
Таким образом, экзистенциальная перспектива, представленная выше, может как расширить, так и обогатить исследования позитивной психологии, как я подробно описал в «Позитивной психологии 2.0» (Wong, 2011). Главный посыл заключается в том, что людям не только нужно противостоять этим негативным экзистенциальным данностям, но они могут расти в результате таких встреч. При правильном понимании экзистенциальная психология рассказывает о человеческой драме мужества, творчества, празднования и веры посреди страданий и смерти.
EPP предназначен для всех людей, особенно для страдающих масс, с акцентом на объединение отрицательного опыта с положительным. EPP подчеркивает болезненные человеческие стремления, которые потребительская культура западного общества хочет, чтобы мы игнорировали. EPP подчеркивает, что только благодаря борьбе и силе духа мы растем психологически и духовно. Только принимая жизнь во всей ее полноте и борясь с высшими заботами, мы можем возвысить человечество и улучшить его условия.
Обнадеживает тот факт, что другие психологи также подчеркивали важность экзистенциальной перспективы позитивной психологии (например, Bretherton & Ørner, 2004; van Deurzen, 2013). Полная позитивная психология должна основываться на совокупности человеческого опыта.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Подлинность; Значение; Личная ответственность; Виктор Франкл
ССЫЛКИ:
Бретертон Р.