ПСИХОФИЗИКА • Большая российская энциклопедия
ПСИХОФИ́ЗИКА, отрасль экспериментальной психологии, изучающая связи между величиной ощущения (переживание, возникающее в определённой сенсорной модальности) и соответствующей ему интенсивностью раздражителя, или стимула (к.-л. физич. воздействие). В более широком контексте П. может рассматриваться как наука об измерении ответов организма на воздействия внешней среды.
Основана Г. Т. Фехнером («Элементы психофизики», 1860), сформулировавшим главный психофизич. закон, выражаемый логарифмич. формулой: $R=k \log (I/I_0)$, где $R$ – величина ощущения, $I$ – интенсивность вызвавшего его раздражителя, $I_0$ – величина абсолютного порога ощущения раздражителя данного типа (данной модальности), $k$ – константа. Закон, выведенный Фехнером, основывался на психофизич. закономерности, установленной его учителем Э. Г. Вебером, а до этого франц. физиком П. Бугером (закон Бугера – Вебера): при определении порога различения двух стимулов ($S$ и $S_1$) отношение едва различаемой человеком стимульной разницы ($ΔS$) к величине одного из стимулов ($S$) есть величина постоянная: $ΔS/S=k$. Для измерения порогов сенсорной чувствительности Фехнер разработал три метода – метод миним. изменений, метод ср. ошибки и метод постоянных раздражителей.
В современной П. выделяют два осн. направления: 1) изучение сенсорной чувствительности в связи с оценкой предельных способностей человека (и животных) обнаруживать слабые раздражители или различать незначительные стимульные различия; 2) шкалирование, или построение психофизич. функций, количественно связывающих интенсивность физич. воздействия с величиной соответствующего ему ощущения.
В рамках первого направления в 1950–1970-х гг. были созданы новые методы измерения сенсорной чувствительности (напр., метод «да–нет», метод двухальтернативного вынужденного выбора, метод оценки уверенности). С их помощью, в отличие от классических трёх методов Г. Т. Фехнера, оценивается не только эффект физич. воздействия раздражителя, но и собственная активность наблюдателя, изучаются эффекты воздействия на наблюдателя как сенсорных (энергии физич. стимулов), так и несенсорных (субъективные ожидания, предпочтения, влияние штрафов или наград) факторов.
В рамках второго направления амер. психолог С. Стивенс (1906–73) выделил 4 типа уровней измерения – шка́лы наименований, порядка, интервалов и отношений. Первые две шкалы неметрические (на них не устанавливаются количественные отношения), две последних – метрические. Представители школы Стивенса выстроили психофизич. n$, где $n$ – показатель степени, соответствующий стимулам определённой модальности. Стивенс разработал т. н. методы прямой оценки, предполагающие способность человека выносить количественные суждения о величине своих ощущений.
В отличие от этого прямого подхода к шкалированию, амер. учёный Л. Терстоун, используя метод парных сравнений, разработал процедуру косвенного шкалирования, позволяющую строить метрич. шкалу интервалов. Этот подход позволил совр. психологам на основе частоты сравнит. суждений человека о сходстве/различии оцениваемых объектов строить самые разные шкалы (популярности политиков перед выборами, предпочтений товаров, степени воздействия на зрителя произведений искусства и т. п.).
Организованное в 1985 Междунар. психофизич. об-во (International Society for Psychophysics) каждый год проводит междунар. конференцию Fechner’s Day. Важнейшее периодич. издание – «Attention, Perception and Psychophysics» (США).
Элементы психофизики
Наличие зависимости ощущений от внешних раздражений заставляет поставить вопрос о характере этой зависимости, т. е. об основных закономерностях, которым она подчиняется. Это центральный вопрос так называемой психофизики. Ее основы заложены исследованиями Э. Вебера и Г. Фехнера. Оформление она получила в «Элементах психофизики» (1859) Фехнера, оказавших значительное влияние на дальнейшие исследования. Основной вопрос психофизики — это вопрос о порогах. Различают абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения.
Исследования по психофизике установили прежде всего, что не всякий раздражитель вызывает ощущение. Он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Мы не слышим множества вибраций окружающих нас тел, не видим невооруженным глазом множества постоянно вокруг нас происходящих микроскопических изменений.
Наряду с нижним существует и верхний абсолютный порог, т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества. В существовании порогов рельефно выступает диалектическое соотношение между количеством и качеством. Эти пороги для различных видов ощущений различны. В пределах одного и того же вида они могут быть различны у различных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях.
За вопросом о том, имеет ли вообще место ощущение определенного вида (зрительное, слуховое и т. д.), неизбежно следует вопрос об условиях различения различных раздражителей. Оказалось, что наряду с абсолютными существуют разностные пороги различения. Э. Вебер установил, что требуется определенное соотношение между интенсивностями двух раздражителей для того, чтобы они дали различные ощущения. Это соотношение выражено в законе, установленном Вебером: отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной:J =
J K
где J обозначает раздражение, J — его прирост, К — постоянная величина, зависящая от рецептора.
Так, в ощущении давления величина прибавки, необходимой для получения едва заметной разницы, должна всегда равняться приблизительно’/30 исходного веса, т. е. для получения едва заметной разницы в ощущении давления к 100 г нужно добавить 3,4 г, к 200 — 6,8 г, к 300 — 10,2 г и т.
Дальнейшие исследования показали, что закон Вебера действителен лишь для раздражителей средней величины: при приближении к абсолютным порогам величина прибавки перестает быть постоянной. Наряду с этим ограничением закон Вебера допускает, как оказалось, и расширение. Он применим не только к едва заметным, но и ко всяким различиям ощущений. Различия между парами ощущений кажутся нам равными, если равны геометрические соотношения соответствующих раздражителей. Так, увеличение силы освещения от 25 до 50 свечей дает субъективно такой же эффект, как увеличение от 50 до 100.
Исходя из закона Вебера, Фехнер сделал допущение, что едва заметные разницы в ощущениях можно рассматривать как равные, поскольку все они — величины бесконечно малые, и принять их как единицу меры, при помощи которой можно численно выразить интенсивность ощущений как сумму (или интеграл) едва заметных (бесконечно малых) увеличений, считая от порога абсолютной чувствительности. В результате он получил два ряда переменных величин — величины раздражителей и соответствующие им величины ощущений. Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле:
где К и С суть некоторые константы. Эта формула, определяющая зависимость интенсивности ощущений (в единицах едва заметных перемен) от интенсивности соответствующих раздражителей, и представляет собой так называемый психофизический закон Вебера — Фехнера.
Допущенная при этом Фехнером возможность суммирования бесконечных, а не только конечных разностей ощущений, большинством исследований считается произвольной. Помимо того нужно отметить, что ряд явлений, вскрытых новейшими исследованиями чувствительности, не укладывается в рамки закона Вебера—Фехнера. Особенно значительное противоречие с законом Вебера— Фехнера обнаруживают явления протопатической чувствительности, поскольку ощущения в области протопатической чувствительности не обнаруживают постепенного нарастания по мере усиления раздражения, а по достижении известного порога сразу же появляются в максимальной степени. Они приближаются по своему характеру к типу реакций по принципу «все или ничего». Не согласуются, по-видимому, с законом Вебера—Фехнера и некоторые данные современной электрофизиологии органов чувств.
Дальнейшие исследования Г. Гельмгольца, подтвержденные П. П. Лазаревым, заменили первоначальную формулировку закона Вебера—Фехнера более сложной формулой, выражающей общий принцип, управляющий всеми явлениями раздражения. Однако и попытка Лазарева выразить переход раздражения в ощущение в математических уравнениях не охватывает всего многообразия процессов чувствительности.
Пороги
и, значит, чувствительность органов
никак не приходится представлять как
некие раз и навсегда фиксированные
неизменные лимиты. Целый ряд исследований
советских авторов показал их чрезвычайную
изменчивость. Так, А. И. Богословский,
К. X. Кекчеев и А. О. Долин показали, что
чувствительность органов чувств может
изменяться посредством образования
интерсенсорных условных рефлексов
(которые подчиняются вообще тем же
законам, что и обычные двигательные и
секреторные условные рефлексы). Очень
убедительно явление сенсибилизации
было выявлено в отношении слуховой
чувствительности. Так, А. И. Бронштейн
Пороги чувствительности существенно сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он разрешает, дифференцируя те или иные чувственные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться и ниже, и выше порога чувствительности и, таким образом, быть или не быть замеченным в зависимости от того, какое значение он приобретает для человека: появляется ли он как безразличный момент окружения данного индивида или становится значимым показателем условий его деятельности. Поэтому, чтобы исследование чувствительности дало сколько-нибудь законченные результаты и привело к практически значимым выводам, оно должно, не замыкаясь в рамках одной лишь физиологии, перейти и в план психологический.
Психофизиологические закономерности
Характеристика ощущений не исчерпывается психофизическими закономерностями. Для чувствительности органа имеет значение и физиологическое его состояние (или происходящие в нем физиологические процессы). Значение физиологических моментов сказывается прежде всего в явлениях адаптации, в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю; приспособление это выражается в изменении чувствительности — понижении или повышении ее. Примером может служить факт быстрой адаптации к одному какому-либо длительно действующему запаху, в то время как другие запахи продолжают чувствоваться так же остро, как и раньше. <…>
С адаптацией тесно связано и явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражения. Так, в силу контраста обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и т. д. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущения, выражающееся в более или менее длительном
Дифференциация и специализация рецепторов не исключает их взаимодействия. Это взаимодействие рецепторов выражается, во-первых, во влиянии, которое раздражение одного рецептора оказывает на пороги другого. Так, зрительные раздражения влияют на пороги слуховых, а слуховые раздражения — на пороги зрительных, точно так же на пороги зрительных ощущений оказывают влияние и обонятельные ощущения (см. дальше).
На взаимодействии рецепторов основан метод сенсибилизации одних органов чувств, и в первую очередь глаза и уха, путем действия на другие органы чувств слабыми или кратковременными, адекватными для них, раздражениями.
Взаимосвязь ощущений проявляется, во-вторых, в так называемой синестезии. Под синестезией разумеют такое слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную, — например, при цветном слухе качества зрительной сферы — на слуховую. Формой синестезии, относительно часто наблюдающейся, является так называемый цветной слух (audition coloree). У некоторых людей (например, у А. Н. Скрябина; в ряде случаев, которые наблюдал А. Бине; у мальчика, которого исследовал А. Ф Лазурский; у очень музыкального подростка, которого имеет возможность наблюдать автор) явление цветного слуха выражено очень ярко. Отдельные выражения, отражающие синестезии различных видов ощущений, получили права гражданства в литературном языке; так, например, говорят о кричащем цвете, а также о теплом или холодном колорите и о теплом звуке (тембре голоса), о бархатистом голосе.
Теоретически природа этого явления не вполне выяснена. Иные авторы склонны объяснять его общностью аффективных моментов, придающих ощущениям различных видов один и тот же эмоционально-выразительный характер.
Взаимодействие рецепторов выражается, наконец, в той взаимосвязи ощущений, которая постоянно происходит в каждом процессе восприятия любого предмета или явления. Такое взаимодействие осуществляется в совместном участии различных ощущений, например зрительных и осязательных, в познании какого-нибудь предмета или его свойства, как-то — форма, фактура и т. п. (Даже тогда, когда непосредственно в восприятии участвует лишь один рецептор, ощущения, которые он нам доставляет, бывают опосредованы данными другого. Так, при осязательном распознавании формы предмета, когда зрение почему-либо выключено, осязательные ощущения опосредуются зрительными представлениями.) В самом осязании имеет место взаимодействие собственно кожных ощущений прикосновения с мышечными, кинестетическими ощущениями, к которым при ощущении поверхности предмета примешиваются еще и температурные ощущения. При ощущении терпкого, едкого и т. п. вкуса какой-нибудь пищи к собственно вкусовым ощущениям присоединяются, взаимодействуя с ними, ощущения осязательные и легкие болевые. Это взаимодействие осуществляется и в пределах одного вида ощущений. В области зрения, например, расстояние влияет на цвет, ощущения глубины — на форму и т. д. Из всех форм взаимодействия эта последняя, конечно, важнейшая, потому что без нее вообще не существует восприятия действительности.
[PDF] Элементы психофизической теории. title={Элементы психофизической теории}, автор={Жан-Клод Фальмань}, год = {1985} }
- J. Falmagne
- Опубликовано в 1985 г.
- Психология
ЧАСТЬ I: ПРЕДПОСЫЛКИ 1. Порядковые измерения 2. Экстенсивные измерения 3. Функциональные уравнения ЧАСТЬ II: ТЕОРИЯ 6. Психометрические функции проблемы различения. 7. Дополнительные темы о психометрических функциях 8. Функции Вебера — закон Вебера 9. Психофизические методы 10. Теория обнаружения сигналов 11. Психофизика с несколькими переменными или каналами 12. Законы о гомогениальности 13. Масштабирование 14. Значимые психофизические законы
Смотрите через издатель
OVID.com
Психофизическое право и функциональное измерение
- .
Психология
- 2002
Вместо того, чтобы сосредотачиваться на психофизическом законе — законе — подход функционального измерения к психофизике сосредотачивается на трех целях: измерить сознательное ощущение, определить правило…
Аналитические методы в теории психофизического различения II: Почти промах к закону Вебера, закону Фальманя, закону психофизической силы и закону подобия☆
- Г. Айверсон
Физика
- 9006 9006 9006 9006 9006 Глава 2 – Психофизическое шкалирование
- Л. Маркс, Д. Алгом
Психология, биология
- 1998
Аналитические методы в теории психофизической дискриминации I: Неравенства едва заметной выпуклости и интеграции
- G. Iverson
Психология
- 2006
Психометрическая функция: введение
- K. Knoblauch, L. Maloney
Psychology
- 2012
- 118. Психология 9000
- 2012
. связь между выполнением задачи классификации (такой как способность обнаруживать или различать стимулы) и уровнем стимула [59, 176]…
О возможных и устойчивых психофизических законах
- Р. Йошино
Философия
- 1989
Функциональные уравнения бинокулярного восприятия пространства.
Полученные результаты подводят к теоретико-измерительному обоснованию психофизических предположений, лежащих в основе Люнебургской теории бинокулярного зрения, и способствуют выяснению связи между представленной общей теорией и подходом Бланка.
Расширения теории Наренса по оценке величины отношения.
Целью настоящей статьи является определение (неизвестной) формы функции преобразования f путем анализа различных расширений мультипликативного свойства, которое дает доказательства того, что f является либо степенной функцией, либо логарифмической функцией.
О СТЕПЕНИ УСТОЙЧИВОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ
- Р. Йошино
Психология
- 1989
Основной целью работы является дальнейшее развитие концепции «Степень устойчивости» настоящей статьи природа научного закона, особенно психофизического закона.
Методы прямого масштабирования Стивенса и проблема уникальности
- Томас Огюстен
Психология
- 2006
Стивенс постулировал, что мы можем использовать реакции участников физического эксперимента для непосредственного построения отношения ощущения участника. Хотя…
Фехнер, Густав Теодор (1801–1887) | Encyclopedia.com
Густав Теодор Фехнер, немецкий философ, основатель психофизики и пионер экспериментальной психологии. Он родился в Гросс-Зерхене, Пруссия, и изучал медицину в Лейпцигском университете, где сдал экзамены в возрасте двадцати одного года. Однако его интересы привели его в физику, и к 1830 году он опубликовал более сорока статей в этой области. Он также написал ряд стихов и сатирических произведений под псевдонимом «Доктор Мизес», который он также использовал для некоторых из своих более поздних метафизических рассуждений. Статья о количественном измерении электрических токов (1831 г.) привела к его назначению профессором физики в Лейпциге. Зарождающийся интерес Фехнера к психологии проявляется в работах 1838 и 1840 годов о восприятии дополнительных цветов и субъективных остаточных образов. Однако его эксперименты с остаточными образами имели трагические последствия. В результате созерцания солнца он получил травму глаза, а его последующая слепота привела к серьезному эмоциональному кризису. Фехнер оставил свою профессуру в 1839 году.и практически удалился от мира.
Казалось бы, чудесное выздоровление три года спустя стимулировало интерес Фехнера к философии, особенно в отношении вопроса о душе и возможности опровержения материалистической метафизики. В работе под названием Nanna oder das Seelenleben der Pflanzen («Нанна, или Душевная жизнь растений»; Лейпциг, 1848 г.) он защищал идею о том, что даже у растений есть ментальная жизнь. Эта книга свидетельствует о панпсихистическом уклоне мысли Фехнера, который был основной причиной направления его дальнейшей работы.
Психофизика
В 1848 году Фехнер вернулся в Лейпцигский университет в качестве профессора философии. Его желание эмпирически обосновать метафизический тезис о том, что разум и материя являются просто альтернативными способами конструирования одной и той же реальности, было главной мотивацией его новаторской работы в области экспериментальной психологии. Его « Elemente der Psychophysik » (Лейпциг, 1860 г. ) задумывался как очерк точной науки о функциональных отношениях между телесными и психическими явлениями с целью показать, что одно и то же явление можно охарактеризовать двумя способами. Фехнер разделил свою новую науку психофизику на две дисциплины: внутреннюю психофизику, изучающую связь между ощущением и нервным возбуждением; и внешняя психофизика, которой была посвящена собственная экспериментальная работа Фехнера и которая изучает отношение между ощущением и физическим раздражением. Психофизика стала одной из доминирующих областей экспериментальной психологии.
Работа Фехнера над отношением между физическими раздражителями и ощущениями привела к математической формулировке, которую он назвал законом интенсивности, который гласит, что интенсивность ощущения увеличивается пропорционально логарифму раздражителя, то есть за счет убывающего приращения. Когда Фехнер понял, что его принцип соответствует открытиям Э. Х. Вебера (1795–1878), он назвал его законом Вебера, название, которое теперь зарезервировано для более расплывчатого утверждения о том, что едва заметная разница в стимуле имеет постоянное отношение к стимулу. Исследования Фехнера в области психофизики включали ряд классических экспериментов по восприятию веса, визуальной яркости и расстояния.
Панпсихизм
Психологические исследования Фехнера должны были подтвердить его теорию панпсихизма. Он утверждал, что вся вселенная духовна по своему характеру, а феноменальный мир физики является лишь внешним проявлением этой духовной реальности. То, что для себя является психическим, для других является физическим. В своем Atomenlehre он утверждал, что физика требует, чтобы мы рассматривали атомы только как центры силы или энергии, как утверждал Готфрид Вильгельм Лейбниц; нет необходимости предполагать их материальными или протяженными. Эти атомы являются лишь простейшими элементами духовной иерархии, ведущей к Богу. Каждый уровень этой иерархии включает в себя все нижележащие уровни, так что Бог содержит совокупность духов. Сознание есть существенная черта всего сущего, но это утверждение не означает, как полагал Лейбниц, что каждое физическое существо или явление имеет свою душу. Только определенные системы, а именно органические целые, свидетельствуют о наличии души, а те тела, которые ею не обладают, являются лишь составными частями одушевленных тел. Свидетельствами души являются систематическая согласованность и соответствие закону, проявляемые в поведении органических целых. Фехнер считал Землю, «нашу мать», таким органическим одухотворенным целым. Звезды и физическая вселенная в целом также являются телами такого рода. Бог есть душа вселенной; Он относится к системе природы так же, как эта система самому себе .
Рассматривать всю материальную вселенную как внутренне живую и сознательную — значит принимать то, что Фехнер называл «взглядом дневного света» ( Tagesansicht ). Рассматривать его как инертную материю, не имеющую никакого телеологического значения, значит принимать то, что он называл «ночным видом» ( Nachtansicht ). Фехнер горячо отстаивал точку зрения дневного света и надеялся, что ее можно будет индуктивно подтвердить с помощью его психофизических экспериментов. Но он также приводил доводы в пользу дневного взгляда на прагматических основаниях, предлагая аргументы, которые позже Уильям Джеймс нашел очень подходящими. Фехнер призывал принять любую гипотезу, которая не может быть положительно доказана, но не противоречит научным открытиям, если она делает нас счастливыми. Такой гипотезой является антиматериалистический дневной взгляд. Фехнер также защищал свою теорию с помощью аналогичных аргументов. Когда обнаруживается, что определенные качества присутствуют в нескольких типах объектов, мы имеем право гипотетически предположить, что эти объекты обладают другими, необнаруженными качествами. Сущности, демонстрирующие такой же порядок, как и наши собственные тела, можно, следовательно, считать такими же живыми и внутренне духовными, как и мы.
Бессмертие
Аргумент Фехнера в пользу бессмертия основан на наблюдении, что многие индивидуальные переживания, которые были забыты или незамечены, могут позже вернуться в сознание. Если рассматривать душу в целом по аналогии с ее отдельными переживаниями, то, поскольку они не исчезают совсем, а часто возвращаются в виде памяти, то и сама душа может продолжать существовать в памяти Божией. Разум и тело не являются параллельными аспектами какой-то третьей субстанции, как у Бенедикта (Баруха) де Спинозы; они идентичны. Следовательно, постоянство ума воспринимать не труднее, чем постоянство самой материальной вселенной, которая есть лишь внешнее проявление всеобъемлющей души.
Эстетика
Между 1865 и 1876 годами Фехнер обратил свое внимание на эстетику. Он опубликовал статью о золотом сечении, якобы идеальной пропорции и несколько статей о полемике по поводу двух картин Ганса Гольбейна с изображением Мадонны. Эти две картины, одна в Дрездене, другая в Дармштадте, стали предметом серьезных споров среди искусствоведов и эстетиков. Фехнер надеялся решить вопрос об их относительном превосходстве с помощью опроса общественного мнения, когда картины будут выставляться вместе.
Стремление поставить эстетику на эмпирическую, научную основу и привести философские размышления в некое соответствие с экспериментальной наукой проявляется далее в « Vorschule der Aesthetik » Фехнера («Пропедантизм эстетическому»; Лейпциг, 1876 г. ), работе значительной значение для истории экспериментальной эстетики. В предисловии к этой работе Фехнер заявил, что предыдущие эстетики, такие как Фридрих Шеллинг и Г. В. Ф. Гегель, теоретизировали «вниз» от универсальных принципов к частностям. Фехнер предложил обратить эту процедуру, построить эстетическую теорию «снизу», на основе эмпирических данных. Слово красота , утверждал он, обозначает приблизительный предмет эстетики. Это слово применимо ко всему, что имеет свойство непосредственно и непосредственно вызывать удовольствие. (Удовольствие, вызванное мыслями о последствиях объекта, неэстетично.) Наши переживания эстетического удовольствия представляют собой простые, не поддающиеся анализу психические атомы. Цель экспериментальной эстетики — открыть объекты, производящие такие атомы, то есть каузальные законы, связывающие эстетические переживания с характеристиками внешних объектов.
экспериментальные методы
Фехнер предложил три экспериментальных метода для выполнения этой программы: метод отбора или выбора, метод производства или строительства и метод измерения обычных объектов. Первый из этих методов иллюстрируется опытами Фехнера с прямоугольниками. На столе в случайном порядке были разбросаны десять прямоугольников разного размера, но одинаковой площади. Испытуемому предлагалось сделать выбор, ранжируя прямоугольники в порядке его эстетического удовольствия и неудовольствия. Велась запись его ответов с поправкой на колебания в ответах. Результаты Фехнера, казалось, подтверждали гипотезу о том, что существуют определенные отношения длины к ширине, обладающие определенной эстетической ценностью. Большинство испытуемых были склонны отвергать как неприятные как квадратные или почти квадратные, так и чрезвычайно вытянутые фигуры, при этом наибольшее количество положительных ответов было получено от прямоугольника с пропорциями 34:21. Фехнер воспринял это как эмпирическое подтверждение особого эстетического статуса золотого сечения.
Во втором из методов Фехнера испытуемому ставили, например, четыре вертикальные линии различной длины и просили поставить точку над каждой линией на расстоянии, которое казалось ему наиболее эстетически приятным. В результате выяснилось, что среднее расстояние было пропорционально длине линии. Этот эксперимент был назван «исследованием буквы «i». Третий экспериментальный метод Фехнера заключался в измерении таких объектов, как книги, визитные карточки и т. д., и здесь он также нашел соотношение золотого сечения в большом проценте. дел.
законы психологической эстетики
Ряд психологических законов, сформулированных Фехнером, имеет отношение к эстетическому опыту. Его принцип эстетического порога гласит, что раздражитель должен приобрести определенную интенсивность, прежде чем он сможет вызвать удовольствие или боль. Затем эффект будет постепенно увеличиваться, пока не достигнет точки максимума, после чего он уменьшится до точки безразличия. В случае удовольствия, но не в случае боли, после достижения максимума эффект может измениться на противоположный. Эстетическое подкрепление относится к тому факту, что несколько условий удовольствия при их сочетании могут производить общее удовлетворение большее, чем сумма этих условий, взятых по отдельности, например, мелодия и гармония в музыке, смысл и ритм в поэзии. Принцип «однородной связи в многообразии» утверждает, что мы предпочитаем объекты, которые одновременно едины и сложны, объектам, которые однородны или чрезмерно разнообразны. Принцип «отсутствия противоречия» утверждает, что гармония и истина эстетически предпочтительнее несогласия, противоречия или ошибки. Расплывчатость и двусмысленность эстетически неприятны, как провозглашает принцип «ясности». Воспоминание о событии, изображенном на каком-либо эстетическом объекте, может доставлять удовольствие или неудовольствие в зависимости от того, напоминает ли нам это событие о чем-то приятном или неприятном: принцип «эстетической ассоциации». Принцип «минимального усилия» гласит, что удовольствие получается от наименьшего возможного расхода энергии по отношению к данной цели, а не просто от минимального расхода энергии как такового.
Заключение
Эти «законы разума» иллюстрируют дух философствования Фехнера. Он был одним из самых разносторонних мыслителей девятнадцатого века, стремившимся примирить идеалистический взгляд на реальность с методологией современной науки и тем самым заложивший основу для дальнейшего развития в ряде областей экспериментальной психологии. Его несколько фантастические метафизические размышления обнаруживают поэтически восприимчивый ум, чьи видения, однако, он настаивал на том, чтобы подвергнуть научному анализу.
См. также Эстетический опыт; Эстетика, история; немецкая философия; Гегель, Георг Вильгельм Фридрих; Бессмертие; Джеймс, Уильям; Лейбниц, Готфрид Вильгельм; Проблема разума и тела; панпсихизм; Психология; Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф фон; Спиноза, Бенедикт (Барух) де.
Библиография
дополнительные работы Фехнера
Büchlein vom Leben nach dem Tod . Дрезден, 1936 год. В переводе Джона Эрскина как Жизнь после смерти 9.0142 . Нью-Йорк, 1943.
Zend-Avesta oder über die Dinge des Himmels und des Jenseits (Зенд-Авеста, или о делах небесных и грядущего мира). 3 тт. Leipzig, 1851.
Über die physikalische und philosophische Atomenlehre (О физической и философской теории атома). Лейпциг, 1850 г.
Über die Seelenfrage. Ein Gang durch die sichtbare Welt, um die Unsichtbare zu finden (К вопросу о душе: путь через видимый мир, чтобы найти невидимое). Лейпциг, 1861 г.
Die Tagesansicht gegenüber der Nachtansicht (Вид при дневном свете в отличие от ночного). Лейпциг, 1879 г.
Die drei Motive und Grunde des Glaubens (Три мотива и основания веры). Лейпциг: Breitkopf and Härtel, 1863.
Элементы психофизики . Под редакцией Дэвиса Х. Хоуза и Эдвина Гарригеса. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1966.
Zur Experimentellen Aestetik. Высшая школа эстетики . Хильдесхайм; Нью-Йорк: Г. Олмс, 1978, 1925.
Фикс, Улла, Ирэн Альтманн и Густав Теодор Фехнер. Fechner und die Folgen ausserhalb der Naturwissenschaften: interdisziplinäres Kolloquium zum 200. Geburtstag gustav Theodor Fechners . Тюбинген: Нимейер, 2003.
Tagebücher 1828 bis 1879 . Лейпциг: Verlag der Sächsischen Akademie der Wissenschaften zu Leipzig; Stuttgart: In Kommission bei F. Steiner, 2004.
Примечание: библиографию из 175 работ Фехнера можно найти в Элемент психофизики . 2-е изд. (Лейпциг, 1889. Том 1).
работы по Фехнеру
На английском языке
Boring, E. G. History of Experimental Psychology . Нью-Йорк: Век, 1929 и 1950. Гл. 14.
Джеймс, Уильям. Плюралистическая вселенная . Нью-Йорк: Longman, 1909. Лекция 4.
Джеймс, Уильям. Основы психологии . Нью-Йорк: Холт, 1890. Том. 1, стр. 553–549.
Кюльпе, О. Die Philosophie der Gegenwart in Deutschland . Лейпциг, 1902 г. В переводе М.Л. Патрика и Г.Т.В. Патрика как Философия настоящего в Германии . Лондон: Г. Аллен, 1913. Стр. 147–160.
Мерфи, Г. Историческое введение в современную психологию . Нью-Йорк: Harcourt Brace, 1949. Стр. 82–94.
Перри, Р. Б. Философия недавнего прошлого . Нью-Йорк: Scribners, 1926. Стр. 82–86.
На немецком языке
Герман, Дж. Густав Теодор Фехнер .