Эмоции и чувства определение – —

Эмоции чувства. Определение эмоций и чувств. Значение эмоций и чувств в жизни человека

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человече­ские чувства являются положительной ценностью. Человече­ская жизнь невыносима без переживаний, многие чувства при­тягательны сами по себе, и если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональ­ный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Рассматривая специфические особенности чувств человека, следует прежде всего отметить, что чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Так, пища, пред­ложенная сытому и голодному человеку, вызовет у них разные чувства. Этим же объясняется и отношение к предметам, кото­рые вызывают воспоминание.

Чувства не только отражают отношение человека к объек­там, но и несут некоторую информацию о них.

Многообразие и сложность чувств обусловливают недостаточ­ную осознанность и управляемость эмоциональной сферой. Это проявляется в трудности словесного описания своих чувств: под­бираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отража­ющими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Все многообразие чувств можно разделить (по их субъ­ективному переживанию) на 2 категории: на чувства положи­тельного порядка, связанные с удовлетворением жизненных по­требностей человека и потому доставляющие удовольствие, и чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудо­вольствие. По содержанию все чувства можно классифициро­вать на простые и сложные в зависимости от того, какого уров­ня потребности удовлетворяются у человека.

К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и любви к родине.



Эмоции в узком значении слова — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рас­смотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне ста­диона, чувство любви к футболу, хоккею, теннису и спорту во­обще, то их нельзя называть эмоцией. Эмоции будут представ­лены состоянием наслаждения, восхищения, которые пережи­вает, испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру высоко­классных спортсменов. То же чувство переживается в форме отрицательной эмоции: возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические.Стенические эмоции сти­мулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов

«горы перевернуть». И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пас­сивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытываю­щего чувства страха человека возможно повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени». Горе может вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

К.Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».

Интерес(как эмоция) — положительное эмоциональ­ное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость— положительное эмоциональное состояние, свя­занное с возможностью достаточно полно удовлетворить акту­альную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Удивление— не имеющая четко выраженного положитель­ного или отрицательного знака эмоциональная реакция на вне­запно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все пред­ыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвав­ший, и может переходить в интерес.

Страдание— отрицательное эмоциональное состояние, свя­занное с полученной достоверной или кажущейся таковой ин­формацией о невозможности удовлетворения важнейших жиз­ненных потребностей, которое до этого момента представля­лось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев— эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое вне­запным возникновением серьезного препятствия на пути удов­летворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение— отрицательное эмоциональное состояние, вы­зываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодейст­вие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое проти­воречие с идеологическими, нравственными или эстетически­ми принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мо­тивировать агрессивное поведение, где нападение мотивирует­ся гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение— отрицательное эмоциональное состояние, воз­никающее в межличностных взаимоотношениях и порождае­мое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведе­ния субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как ни­зменные, не соответствующие принятым нравственным нор­мам и эстетическим критериям.

Страх— отрицательное эмоциональное состояние, появля­ющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или вообра­жаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызывае­мой прямым блокированием важнейших потребностей, чело­век, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятност­ным прогнозом возможного неблагополучия и действует на ос­нове этого (часто недостаточно достоверного или преувеличен­ного прогноза).

Стыд— отрицательное состояние, выражающееся в осо­знании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собст­венным представлениям о подобающем поведении и внеш­нем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тре­вожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес

. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экс­таз и т.д.).

Эмоциональные переживания носят неоднозначный харак­тер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление по­лучило название амбивалентность(двойственность) чувств. Обыч­но амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценно­сти человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности). (Рогов)

 

Особую форму переживания представляют собой высшие чув­ства,в которых заключено все богатство подлинно человече­ских отношений. В зависимости от предметной сферы, к кото­рой они относятся, чувства подразделяются на

нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, пережи­ваемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым; что справед­ливым, а что нет. Нравственные нормы складываются и изме­няются в процессе исторического развития общества в зависи­мости от его традиций, обычаев, религии, господствующей иде­ологии и т.д.

К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. Отдельно можно выделить морально-политиче­скиечувства как проявление эмоциональных отношений к раз­личным общественным учреждениям и организациям, а также государству в целом. К

аморальнымможно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, воз­никающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуаль­ные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельно­сти вызывает в человеке целую гамму переживаний. Интеллек­туальные чувства не только сопровождают познавательную дея­тельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства и пр

. — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллек­туальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового.Оно выражается в постоянном поиске и борьбе за но­вое, прогрессивное, революционное как в области познания, так и в практической деятельности.

Эстетические чувствапредставляют собой эмоциональное от­ношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления дей­ствительности, человек может испытывать особое чувство вос­хищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художе­ственной литературы, музыкального, изобразительного, драма­тического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные и интеллектуальные, праксические (эмоциональный отклик на богатство человече­ской деятельности) чувства. Сложность проблемы состоит так­же в том, что эстетическое отношение проявляется через дру­гие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и пр.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые челове­ком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого — это своеобраз­ный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника — это, по-видимому, тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. (Рогов)

 

megaobuchalka.ru

Определение эмоции и чувства | PSYERA

Эмоции и чувства имеют весьма неоднозначные определения. Человек может сказать: «Я чувствую, что стало прохладнее». В ином случае говорят о чувстве патриотизма или чувстве любви к музыке. В первом случае имеется в виду ощущение, легко ассоциирующееся с термином «органы чувств». В данной статье понятие «чувство» используется во втором значении. Чувство — это устойчивое субъективное отношение человека к явлениям, событиям и связям действительности, к другим людям. Когда мы говорим, что человеку свойственно то или иное чувство, мы полагаем, что оно присуще ему сегодня, что имеет свою историю и, вероятно, сохранится в будущем. Эмоция — это конкретное проявление чувства в той или иной ситуации, это сам процесс переживания человеком чувства. Например, переживание радости, симпатии, страха, тоски и др.

Эмоции присущи человеку и животным. Они возникли в ходе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяли биологическую значимость тех или иных воздействий, без чего адаптация к действительности была невозможна. Чувства — высший продукт развития эмоциональных процессов под влиянием труда и общественных условий жизни. В таком понимании они присущи только человеку. В связи с этим понятно, почему одно и то же чувство может переживаться в различных эмоциях. Так, чувство патриотизма может проявляться в радости, гордости — по поводу достижений страны, в гневе — относительно сил, посягающих на эти достижения, в тоске, ностальгии — в случае вынужденной разлуки с Родиной.

Интересно, что в чувстве могут одновременно переживаться противоположные эмоции. Тогда говорят о двойственном (амбивалентном) чувстве. Представим себе истомленного жаждой путника, которому наконец представилась возможность утолить жажду, но неприятной болотной водой. Так переживаются ревность («люблю и ненавижу»), злорадство, когда беда случилась с ненавистным человеком (переживание злобы доставляет некоторое удовольствие).

В истории психологии получила развитие идея поиска нескольких базовых, или фундаментальных, эмоций. В. Вундт полагал, что любое эмоциональное состояние может быть определено «как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга» . Эта мысль графически воплощалась в трехмерном пространстве, координатные оси которого образуются парами «удовольствие — неудовольствие», «возбуждение — успокоение», «напряжение — разрешение (разрядка)». По К.Изарду, существуют 10 фундаментальных эмоций, каждая из которых имеет свои градации: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Другие эмоции могут рассматриваться как различные сочетания данных эмоций при их различной выраженности. К сожалению, подобные эмпирические решения, развивая знания об эмоциях, не дают ответа на вопрос: почему именно эти эмоции являются базовыми, или фундаментальными?

Существуют некоторые общие характеристики эмоций. К их числу относится качество эмоции. Когда мы называем различные эмоции, то вместе с тем и указываем на качество эмоциональных состояний, подразумевая, в частности, что душевная мелодия грусти качественно отличается от мелодии радости или страха.

Иногда качество эмоции обозначается с использованием термина «модальность».

Другой параметр — содержание эмоции. Тут выясняется, проявлением какого чувства является эмоция, с удовлетворением или блокадой какой потребности она связана, в достижении какой цели и в каких условиях возникла. Так, если мы говорим, что студент грустит, то мы указываем только на качество или модальность эмоции, но если мы говорим, что он грустит, потому что его оценка на экзамене оказалась не столь высокой, как он предполагал, то уже раскрываем содержание грусти.

Эмоция имеет силу. Различают радость, ликование и восторг; недовольство, гнев и ярость; смущение, стыд и переживание позора; тревогу, страх и ужас. Высшую степень проявления эмоций (в наших примерах — восторг, ярость, переживание позора, ужас) называют аффектом. (Заметим, что в научной литературе термин «аффект» нередко используется как синоним термина «эмоция».)

Эмоциональное состояние характеризуется знаком. Различают положительные эмоции (радость, симпатия и др.) и отрицательные (страх, тоска и др.). Первые возникают при появлении предмета потребности, ее удовлетворении, успешном решении задачи, подкреплении надежды. Вторые — при возникновении препятствий к удовлетворению потребности, невозможности решить проблему, утрате надежды на исполнение желания и т.д. Критерий различения эмоций по знаку довольно прост. Если некоторое переживание означает для субъекта удовольствие, то это положительная эмоция, а если — неудовольствие, то отрицательная. Однако не все так просто. У. Макдауголл отмечал, что с развитием познания желания человека становятся сложными и разнообразными, а «простое чередование удовольствия и страдания уступает место нескончаемому передвижению по диапазону сложных чувств». Мысль о том, что между положительными и отрицательными эмоциями существует не только обратное соотношение, получает дальнейшее развитие.

Наконец, существует динамика эмоционального состояния. Оно может возникать внезапно или постепенно, существовать с различной продолжительностью и силой и по-разному исчезать. Можно говорить о некоторой мимолетной грусти, мелькнувшей в сознании, о депрессивном состоянии, которое человек испытывал во второй половине такого-то дня, о депрессии как болезненном расстройстве, длящемся месяцами. Наряду с этим одни эмоции могут порождать другие, что было показано еще Б.Спинозой, а В.Вундт выдвинул положение о слиянии, суммации отдельных эмоций в более сложные состояния.

Будучи общественно-историческими образованиями по своему происхождению, чувства формируются в онтогенезе позднее, чем эмоции. Они развиваются в структуре сознания, с участием мышления и воображения, под влиянием семьи, образовательных учреждений, искусства, межличностных отношений. Они воспитываются. По-видимому, главной характеристикой чувства является его глубина, обусловленная как сложностью предмета, к которому чувство относится, так и палитрой соответствующих эмоций.

В каком смысле можно говорить об общих эмоциях у человека и животного? В том, что и человек, и животное испытывают радость, страх, уныние и др. Однако значительно важнее подчеркнуть различия.

Во-первых, человеческие чувства возникают по поводу предметов, явлений и событий, не существующих для животного. Эти чувства обусловлены социальными потребностями, уровнем интеллекта, отвлеченными понятиями. По этой причине человек испытывает чувства, которых у животных не может быть, — гордость, уважение, сочувствие, презрение, зависть и др. Тем более сюда относятся чувства, получившие название высших: моральные (чувство нравственного долга, коллективизма, стыда), интеллектуальные (удивление, чувство нового, вдохновение, чувство юмора), эстетические, практические (чувства, сопровождающие трудовой процесс). Если положительные и отрицательные эмоции различаются на основе критерия «удовольствие — неудовольствие», то для оценки чувств существуют другие, например этические, критерии. Чувство нравственного долга или чувство патриотизма мы оцениваем положительно и в том случае, когда они переживаются в отрицательных эмоциях.

Во-вторых, выступая как носитель сознания, человек способен рефлексировать свои чувства — значит познавать их и так или иначе к ним относиться. Он может радоваться своему чувству, оберегать его от насмешек или быть им недовольным: получается чувство по поводу чувства, как бы метачувство.

Наличие воли создает условия для влияния на собственные эмоции и чувства. Внешними проявлениями эмоций в той или иной мере овладевает любой человек. Волнуясь в глубине души, он может сохранять внешнее спокойствие, улыбаться, когда этого совсем не хочется, делать «хорошую мину при плохой игре». Что же касается самих эмоций и чувств, то изменять их путем самоприказа очень трудно. Однако, обладая волей и интеллектом, человек может создавать условия для культивирования у себя одного чувства и изживания другого. При этом важен баланс права на выражение чувств (что важно для здоровья) и способности управлять ими.

psyera.ru

Эмоции и чувства


Эмоции и чувства

Цели:


  • дать определения понятиям «эмоции» и «чувства»

  • сформировать знания об эмоционально-волевой сфере личности

  • выработать первоначальные умения преодолевать стрессовые состояния

  • научить анализировать эмоционально-волевые проявления личности

  • выработать умения волевой саморегуляции

  • побудить учащихся к активности

В результате учебной деятельности учащийся должен знать:

Общее понятие об эмоциях и чувствах.

Классификация эмоций.

^

Эмоциональные состояния.

Высшие чувства.

Индивидуальные различия эмоциональной жизни

Тип урока: формирование новых знаний
Ход урока

Орг.момент

Постановка целей и задач урока

Изучение нового материала
На все, что нас окружает в мире, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим. Компоненты эмоциональной сферы образуют сложную взаимосвязанную систему (см. рис. 4.1).

Каждая из составляющих эмоциональной сферы имеет свои специфические функции и роль в жизнеобеспечении человека. В эмоциях и чувствах человека проявляется его отношение к поступкам и поведению других людей, а также к своим собственным высказываниям, результатам своей деятельности и т.д.

Эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.
Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляются как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции — более простое, непосредственное переживание в данный момент. Чувства — более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т. е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то.

Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития.

Эмоции возникают лишь при наличии переживаний и потребностей. Все, что для человека безразлично, в чем он не нуждается, не затронет его эмоциональную сферу. Как остроумно заметил Ф. Энгельс, «человек без эмоций, что покойник в отпуске». До тех пор, пока человеку что-то требуется, ему что-то интересно, его всегда будут сопровождать эмоции. Классифицировать эмоции можно следующим образом (см. рис. 4.2):

Все эмоции и чувства делятся на две основные группы. В первую группу входят те, которые выражают положительное отношение человека к объектам и явлениям действительности. Это — удовольствие, радость, восторг, любовь и т.п.

Вторую группу составляют те чувства и эмоции, которые выражают отрицательную реакцию человека на что-либо. Это — боязнь, испуг, страх, ужас, ненависть, горе и т.д. Таким образом, положительные эмоции — это приятные для человека чувства, отрицательные — неприятные.

Но некоторые переживания настолько сложны, многогранны, что трудно понять, относятся они к приятным или неприятным. Например, у А. С. Пушкина: «мне грустно и легко, печаль моя светла». В таких случаях говорят о двойственности чувств. Так, один и тот же человек может одновременно любить и ненавидеть, если испытывает чувство ревности.

Эмоции выполняют в жизни человека различные функции:


  • оценивающую — положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это;

  • побуждающую — чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому;

  • регулятивную — то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

Эмоциональное состояние можно рассматривать как эмоциональный компонент общего психического состояния человека. От чувств оно отличается своей слабой направленностью на конкретный объект, а от эмоций — большей продолжительностью и устойчивостью.

^ Мы практически всегда находимся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистическом, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выделяют несколько видов таких состояний (см. рис. 4.3).

Настроение — длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение может длиться очень долго — неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения. Одного воспринимают как жизнерадостного человека, другого — как мрачного, всегда недовольного. Речь идет о преобладании того или иного настроения человека.

Своим поведением мы не только демонстрируем настроение, но и передаем его другим людям. Даже когда человек говорит, что у него «нет настроения», это не значит, что оно у него отсутствует в прямом смысле этого слова. Это означает, что у него на данный момент плохое настроение. По существу, от настроения каждого человека во многом зависит настроение окружающих.

Умение управлять своим настроением — это особенность культурного развития личности. Так, на Востоке существует традиция не обнаруживать не только плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями.

Аффект — (лат. affectus — душевное волнение, страсть) эмоциональное состояние, противоположное настроению, бурная, кратковременная эмоциональная вспышка, которая захватывает всего человека. Человек теряет власть над собой, не контролирует свои действия.

Аффект возникает внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя длительный след в виде общего нервного потрясения. Например, результатом сильнейшего аффекта явилось убийство царем Иваном Грозным своего сына.

Можно ли преодолеть аффект, регулировать его состояние? Часто человек попадает в состояние аффекта из-за собственной безответственности и ощущения безнаказанности. Главное в предупреждении аффекта — чувство ответственности перед собой и окружающими людьми.

Фрустрация (лат. frustratio — обман в ожиданиях, разрушение планов) представляет собой эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от встречи непреодолимого препятствия на пути человека к значимой цели. В поведении человека появляются гнев, агрессивность либо чувства безысходности, отчаяния, вины. При этом человек направляет удар на себя, что порой приводит к самоубийству.

Самое эффективное средство противодействия фрустрации — оптимизм. Оптимист — это тот человек, который попадая в грязь, уверен, что она лечебная. Известный кардиолог Элиот сформулировал на этот счет два правила: первое — не обращайте внимания на мелочи; второе — всё в жизни — мелочи.

Стресс — (англ. stress — напряжение) это состояние сильного эмоционального напряжения, которое вызывается воздействием на организм раздражающих факторов различной природы, нарушающих привычный образ жизни. Влияют на человека факторы физиологические (большие физические перегрузки) и психологические (возрастные кризисы, информационные перегрузки, страх, горе и т. д.). Ни одному человеку не удается избежать стрессов, поэтому основная функция стресса — защитная.

Человек должен противопоставить стрессу свою волю, высокие цели и мотивы, готовность к преодолению возможной стрессовой ситуации.

^ присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, отношением к жизни и людям, убеждениями и взглядами. Чувства сопровождают человека всю жизнь и играют огромную роль в жизни наряду с умом и волей. Их можно классифицировать следующим образом (см. рис. 4.4).

^ в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе.

Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) отличать хорошее от плохого. У него постепенно вырабатываются принципы

собственного нравственного поведения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно — отрицательные.

К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и др.

^ возникают в процессе умственной деятельности.

К ним относятся: жажда знаний, любознательность, радость открытия, удивление, сомнение, уверенность в суждениях и др. Эти чувства активизируют психические процессы, делая их более быстрыми и интенсивными. К интеллектуальным чувствам относят также юмор, иронию, сарказм, цинизм.

В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. Чувством юмора чаще всего обладают добродушные люди, тонко чувствующие прекрасное в жизни.

Ирония — это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ее цель — совершенствование действительности. Человек с позиции своих идеальных представлений о людях и мире стремится критически воздействовать на окружающую действительность. Ирония никогда не бывает мелочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего. Например, в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» иронически говорит муравей стрекозе: «Ты все пела? Это — дело,» считая в действительности пение бездельем.

Сарказм — это язвительная насмешка, гневная ирония. Цинизм — издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше него. Люди-циники способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

^ проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусства, люди. А. М. Горький говорил: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он — все».

Индивидуальные различия эмоциональной жизни. Характеризуя человека, мы обязательно упоминаем о его эмоциональности как особой черте личности. Прежде всего, люди отличаются по эмоциональной впечатлительности: одни и те же события одного человека оставляют равнодушным, другого слегка взволнуют, у третьего вызовут сильнейшие переживания. Здесь очень широкий диапазон различий, от весьма чутких людей, поведение которых под влиянием эмоций совершенно меняется, до сдержанных, которых порой называют людьми с «каменным» сердцем.

Важно также помнить следующее: сдержанность необходимо отличать от своеобразной эмоциональной глухоты. О таких людях с болью и состраданием писал Ф. И. Тютчев:

^

Живут в сем мире, как впотьмах,..

Увы, души в них не встревожит

И голос матери самой! У каждого человека есть своя душевная, эмоциональная мелодия, которая характеризуется тем, какие из эмоций наиболее близки ему, наиболее желательны и постоянны. Сразу же после рождения ребенок способен проявлять эмоции типа «удовольствие-неудовольствие», направленные на удовлетворение потребности в пище, сне, тепле. Чуть позже появляются эмоции в форме гнева и страха. Далее в играх со сверстниками, в контактах с родителями и взрослыми развиваются более сложные, социально обусловленные эмоции. Какую направленность получат эмоции (положительную или отрицательную) зависит от окружающей социальной среды. От нее зависит, будет ли человек оптимистом или пессимистом, великодушным или мстительным, тревожным или уверенным, любознательным или безразличным. Со временем человек учится управлять своим эмоциональным состоянием. Это требует, прежде всего, волевых усилий. Человек, умеющий управлять своими переживаниями, считается эмоционально зрелой личностью.
Закрепление материала


  1. Чем отличаются понятия «эмоции» и «чувства»?

  2. Какие эмоции относятся к познавательным (социального взаимодействия)?

  3. Что такое эмоциональное состояние?

  4. Перечислите высшие чувства.

Домашнее задание: лекционный материал

mir.zavantag.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *