Эмоциональная деградация – 6 признаков деградации личности

Содержание

Деградация личности: признаки, причины, лечение

Расстройства психического развития

Деградация личности – это процесс, обусловленный обратным развитием психики. Постепенно человек утрачивает прежние суждения, увлечения, мотивацию, его социальная активность, психическая уравновешенность и работоспособность снижаются. Личность теряет индивидуальность и свойственные ей черты характера. Наблюдается обеднение не только в социальной, но и в творческой сфере. В запущенных случаях снижается качество суждений, дарований и активности.

1

Что такое деградация личности

Деградация личности – тяжелое психическое состояние. Человек, подверженный этому расстройству, теряет все свои возможности. Имеется в виду профессиональная, творческая и социальная составляющие. Индивид переживает утрату уравновешенности на первых этапах, затем страдает работоспособность и последней стадией становится потеря активности.

Если человек стал более раздражителен, ему трудно сконцентрироваться на одном деле и запомнить новую информацию, а значение былых суждений теряет всякий смысл, это говорит о наступающей деградации. Вследствие происходящих изменений наблюдается развитие противоположных черт: беспечность, безвольность, зависимости.

Маразм – тяжелый случай деградации. Он наглядно демонстрирует сложность расстройства. Маразм – это патологическое состояние интеллекта, называемое слабоумием. Человек перестает поддерживать контакты с окружающими и ведет беззаботную жизнь.

В современном мире признаки деградации личности наблюдаются не только у старшего поколения, но и у людей зрелого возраста. Расстройство с одинаковой частотой встречается у представителей всех социальных слоев. В этом заключается главная опасность состояния.

Старческий маразм – прогрессирующее заболевание. Его вызывает необратимое психическое расстройство — атрофия головного мозга и изменения в структуре сосудов.

Кто такой аутист: симптомы болезни, лечение детей и взрослых

2

Теория Абрахама Маслоу

Американский психолог и создатель гуманистической психологии выделил основные качества деградированной личности:

  • У пациента наблюдается «выученная беспомощность». Он считает, что в этой жизни от него ничего не зависит, он является только пешкой в игре внешних сил.
  • У больного отсутствуют цели и стремления. Остаются только основные потребности: пища, сон, физический комфорт, выживаемость.
  • Иногда пациент ощущает стыд за себя.
  • Общество делится им на две категории: близкие люди – хорошие, посторонние – плохие.
  • Собственное мнение считается единственно верным и не подлежит обсуждению. Диалоги представляются пациенту бесполезной тратой сил.
  • Речь больного скудна на прилагательные, которые отвечают за сферу эмоций и фантазию.

Расстройства аутистического спектра (РАС): причины, симптомы и лечение

3

Симптоматика заболевания

Первые признаки расстройства — это сварливость, невнимательность, эгоистичность. Подозревая у себя или у окружающих деградацию, нужно проверить наследственность. Если близкий родственник или родитель был подвержен расстройству, риск развития заболевания возрастает.

Широкое распространение имеет алкогольная деградация. Зависимость полностью уничтожает личность. Симптомы проявляются сразу:

  • Обидчивость.
  • Эмоциональная неустойчивость.
  • Плаксивость.
  • Вспышки гнева.
  • Гнев, который сменяется чувством вины.
  • Отсутствие реальной оценки жизненных трудностей.

Развитие заболевания выстраивается в определенной последовательности:

  • Страдает внешний облик. Пропадает желание ухаживать за собой и выполнять базовые процедуры: стричь ногти и волосы, соблюдать гигиену, менять одежду.
  • Появляются зависимости: наркомания, игромания, алкоголизм.
  • Интерес к жизни постепенно гаснет.
  • Моральные принципы теряют свое значение для индивида.
  • Низменные инстинкты берут верх над здравым смыслом.
  • Утрачиваются все социальные контакты и место в обществе. Отсутствует желание найти себя.
  • Теряется понимание разницы между приличным и неприличным.

Общество имеет важную роль для формирования и развития индивида. Люди, которыми индивид окружает себя в жизни, существенно тормозят или ускоряют его продвижение к целям.

Понятие олигофрении, степени слабоумия и способы лечения

4

Причины возникновения

Существует масса причин, способных спровоцировать развитие заболевания. У каждого человека такой фактор индивидуален. Считается, что деградировать личность начинает, когда теряются духовные ориентиры и желание развиваться. Без получения новой информации мозг атрофируется и запускает режим самоуничтожения. Утрата веры в себя и свои силы провоцирует снижение интереса к окружающей действительности и событиям в мире.

Одной из самых серьезных причин, способствующих развитию расстройства, является потеря близкого человека или трагическая жизненная ситуация. Утрата близких и череда неудач могут существенно пошатнуть психику любого индивида. Без должной поддержки и помощи многие могут не справиться. Часто пострадавшие прибегают к употреблению алкоголя. Спиртное не всегда является только причиной расстройства, а может выступать как его следствие. Состояние усугубляется при маниакально-депрессивном психозе – в этом случае требуется помощь специалиста.

Одинокие люди более подвержены возникновению заболевания, в том числе ранее сильные и независимые.

Регрессия личностного развития особенно характерна для старшего поколения. При отсутствии разнообразных событий на пенсии состояние человека ухудшается. Если самореализация на работе долгие годы была единственной важной целью, отдых в старости ассоциируется с утратой жизненных ценностей. Чтобы сохранить интеллект, необходимо вести активный образ жизни, иметь увлечения и хобби. Это важно в любом возрасте.

Расстройство наблюдается у индивидуумов с ярко выраженным чувством неполноценности. Ощущение ненужности и бесполезности вызывает ослабление воли.

5

Как предотвратить регрессию

Для предотвращения деградации нужно понять ее причину и стремиться к развитию и движению . Необходимо бороться с апатией, постоянно читать, изучать новое, создавать что-то своими руками. Помогут аутотренинги и курсы саморазвития. Необходимо расширять круг общения, знакомиться с новыми людьми и постоянно контактировать с ними. Преодоление пассивности – навык, который поможет в кратчайшие сроки повысить уровень жизни, укрепить волю и силы.

Для поддержания жизненного тонуса необходимо быть полезным окружающим людям. Это особенно актуально для пенсионеров, которые могут заниматься посильными для них видами деятельности. Уход и забота о родственниках и близких людей также будет им на пользу. В качестве метода борьбы с деградацией могут выступать путешествия, изучение новых языков, культур, кулинария или реализация детской мечты.

При наличии алкогольной, наркотической и других видов зависимости необходимо обратиться к врачу-наркологу или психиатру для лечения патологий. Это нужно сделать и при выявлении различных психических заболеваний. В тяжелых случаях может понадобиться госпитализация в стационарное отделение и назначение медикаментозных средств.

neurofob.com

Почему люди ведут себя странно. Деградация эмоциональных потребностей

Дети иногда задают очень простые  вопросы, на которые взрослым бывает очень сложно ответить. Когда дочка спросила меня, почему иногда люди ведут себя странно, я посчитал, что смогу легко на него ответить, но серьезно ошибся. Ответить  оказалось не так просто. Надеюсь, что когда  она вырастет, то задаст мне этот вопрос снова. И то, что я написал ниже, станет ей подспорьем в ее размышлениях.

 

Базовой потребностью человека является потребность в Любви и безусловном принятии. В сердце человека есть сильнейшее желание быть любимым безусловно, просто за факт своего существования. Человек, приходя в мир, ищет свое место во Вселенной. Он хочет почувствовать себя частью Мироздания. Сопричастность миру по-другому можно назвать смыслом жизни. Смысл жизни — это то, что соединяет меня с  миром, благодаря чему я чувствую, именно чувствую, а не просто знаю свою ценность. Мы начинаем нашу жизнь с того, что ищем любви и безусловного принятия, и в идеале заканчиваем тем, что  дарим  свою любовь другим людям.

 

Что происходит, если человек не находит смысла жизни, если его базовая эмоциональная потребность в любви и принятии не удовлетворена? Тогда человек начинает делать все возможное, чтобы заслужить Признание. Именно тогда формируется потребность в уважении. Если меня не принимают и не любят безусловно, то пусть любят за то, чего я достиг. В любви есть все: и принятие, и уважение, но лишь одно уважение очерствляет душу. Уважение без любви — это холодное признание заслуг и достижений другого человека.

 

Но что происходит, если человека не уважают? Если не ценят его достижения и не признают заслуги? Статус, деньги, слава перестают приносить ему радость. Что же происходит в сердце такого человека? Он хочет быть частью этого мира. Как же он может реализовать эту потребность? “Не уважают, так пусть боятся”,- таков ответ. Тогда человек начинает насильно утверждать себя в мире. Внушить Страх —  это способ насильственным образом добиться  признания и уважения. Так самоубийцы, убивая себя, утверждают ценность жизни. Часто самоубийство — это всего лишь способ привлечь к себе внимание и вызвать страх и чувство вины у окружающих людей. Но там, где страх, там нет любви и уважения, т.к. нельзя насильно получить то, что можно получить лишь в дар.

 

Но что произойдет, если кто-то хочет внушать страх, а страха нет? Как  вписать себя в мир, если Вселенная  отвергает? Ненависть — это способ утвердить себя в мире, когда нет страха. В такой отчаянной ситуации человек готов причинять вред людям и даже находит в этом извращенное удовлетворение своей потребности в любви и принятии. Заставляя других чувствовать боль, такой человек утверждает свою значимость для их жизни.

 

Но если человек бессилен причинить другим людям существенный вред? Что тогда? Вызвать Презрение — это способ оставаться на виду у других людей, когда нет страха и ненависти. Такой человек вызывает чувство брезгливости, и именно в этом чувстве он черпает свою ценность. Обычно люди страдают, если их презирают, но в этом случае презрение и жалость других людей дают возможность избежать полного одиночества. Сознательно унижая себя в глазах других людей, человек подсознательно ищет возможность получить внимание и любовь.

 

Мы созданы для того, чтобы чувствовать радость через любовь. Ребенком человек учится принимать любовь родителей. Если сердце ребенка было наполнено любовью, то ему легче любить других. Вырастая и становясь мудрее, мы учимся любить, и радость начинает приносить сама возможность любить своих детей. Если сердце ребенка травмировано, он недополучил родительской любви, то есть опасность вырождения эмоциональных потребностей. Вместо того, чтобы научиться любить, такой человек может начать искать другие способы заполнить появившуюся в душе пустоту.

 

На самом деле, вряд ли найдется хоть один человек, который получил в детстве достаточно любви и тепла. В определенном смысле нам всем что-то недодали, так как наши родители сами много чего недополучили в детстве. Поэтому есть другой путь. Этот путь долгий и трудный. Учиться давать другим то, чего недополучил сам в детстве: любовь, принятие, тепло человеческого общения.

econet.ru

определение, признаки и методы борьбы

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет проблема деградации личности. Вы узнаете суть этого понятия. Выясните, каковы причины развития деградации. Вам станут известны характерные проявления. Узнаете, как нужно бороться с данным состоянием и что делать, чтоб не допустить его развитие.

Определение

Деградацией личности называется определенное состояние психики человека, у которого отсутствует возможность реализоваться в творчестве, профессии и социальном плане. На начальных стадиях индивид теряет уравновешенность, после чего начинает страдать и его работоспособность, значительно снижается активность.

Если личность становится все раздражительные, у нее возникают серьезные трудности с тем, чтобы сконцентрироваться на одном объекте или деле, не может запомнить информацию — начинает развиваться деградация. Наряду с ней формируются такие черты, как безвольность, беспечность, и развиваются определенные зависимости.

Маразм является особенно сложным случаем деградации, состояние интеллекта, также называемое слабоумием. Проблема в том, что на сегодняшний день данное состояние развивается не только у стариков, а и у зрелых людей, вне зависимости от принадлежности к роду деятельности или материальному достатку.

Можно рассматривать три вида данного состояния.

  1. Социальная деградация характерна людям, употребляющим спиртные напитки или принимающим наркотики. У них полностью пропадают социальные контакты, сохраняется общение с себе подобными.
  2. Деградация физическая. У человека пропадает желание заниматься усовершенствованием своего тела, отсутствует понимание того, что физическое здоровье также влияет и на психику. Человек с неправильным питанием, с отсутствием физических нагрузок, с вредными привычками гробит свое тело и здоровье, деградирует. У личности, которая заботится о своем самочувствии, уделяет время спорту, данное состояние отсутствует.
  3. Духовная деградация личности начинает развиваться, когда у человека нет сострадания, душевности, разума и любви к себе и своим ближним.

Возможные причины

Наличие вредных привычек часто приводит к деградации личности

Факторы, которые могут провоцировать деградацию:

  • возраст — больше подвержены старики;
  • наследственная предрасположенность;
  • пережитое потрясение, сильное горе;
  • заниженная самооценка;
  • чувство вины;
  • психологическая травма;
  • психические отклонения;
  • одиночество;
  • употребление наркотиков, алкоголизм;
  • глупость, собственная слабость;
  • прокрастинация;
  • жестокость.

Характерные симптомы

Первые признаки, указывающие на деградацию – это невнимательность, сварливость и эгоистичность.

Психолог Маслоу определил основные качества, характеризующие деградированную личность:

  • наличие беспомощности;
  • человек считает, что в жизни ничего не зависит от его действий, он только пешка;
  • нет целей, отсутствуют стремления;
  • сохраняются основные потребности в сне, пище, выживаемости и физическом комфорте;
  • в редких случаях человек ощущает стыд за свои действия;
  • он всех людей разделяют на близких и считает их хорошими, и на посторонних, которые однозначно являются плохими;
  • уверен, что только его мнение – верное;
  • в разговорной речи мало прилагательных, отвечающих за эмоциональную сферу и фантазию;
  • не вступает в диалоги, так как считает это бесполезным занятием.

Достаточно распространена алкогольная деградация, которая уничтожает личность человека. К ее характерным симптомам относят:

  • эмоциональную неустойчивость;
  • сильную обидчивость;
  • гневные вспышки, за которыми следует чувство вины;
  • плаксивость;
  • невозможность реально оценивать возникающие трудности.

Любая деградация может развиваться последовательно:

  • значительно ухудшается внешний вид, человек перестает следить за собой, не соблюдает гигиену;
  • возникают определенные зависимости;
  • постепенно теряется интерес к жизни;
  • стираются принципы морали;
  • теряется здравый смысл, на его место приходят низменные инстинкты;
  • исчезают социальные контакты;
  • пропадает осознание того, что прилично, а что нет.

Деградация при алкоголизме

Поначалу человек только пробует спиртной напиток, выбирая тот, который больше нравится по вкусу. Затем он начинает выпивать по каким-то поводам, потом без поводов или выдумывает смешные причины. Со временем развивается зависимость, хронический недуг.

Деградацию такого типа характеризуют следующие проявления, которые появляются постепенно:

  • постепенно снижается самоконтроль;
  • прогрессируют соматические дисфункции;
  • возрастает раздражительность, агрессивность;
  • мышление становится поверхностным;
  • отсутствует понимание поступков;
  • движения стают неточными;
  • происходит утрата социальных контактов, атаксия и разрушение личности.

Отдельно стоит рассматривать особенности поведения человека с алкогольной деградацией.

  1. Алкоголик не способен на интеллектуальную деятельность, на самокритичность, у него значительно ухудшается память.
  2. Во всех своих бедах он винит окружении или обстоятельства, но не самого себя.
  3. Человек с алкогольной зависимостью становится слишком самоуверенным, грубым, бездушным, циничным, в нем нет отзывчивости. Ему характерен беспокойный сон.
  4. Все мысли индивида направлены только на спиртное, больше ничего не интересует.
  5. Ответственность перед обществом, перед близкими людьми, детьми постепенно ослабевает, со временем совсем исчезает. Пропадают чувства вины и стыда.
  6. Такой человек не может усваивать новые виды деятельности, со временем такую особу увольняют с работы.
  7. Особа не понимает, как низко падает.

Спиртное разрушает личность, уничтожает семью. Человек, употребляющий алкоголь доставляет неудобства родственникам, соседям, заставляет страдать близких.

Методы борьбы

Человек с деградацией должен осознать свою проблему и попытаться что-то поменять в своей жизни, изменить отношение к себе, сменить приоритеты, установки, мировоззрение.

Терапия должна быть направлена на устранение последствий, вызванных деградацией личности. Обязательной является психологическая помощь, также важна поддержка родных людей.

Кроме работы над собой, психотерапия может быть представлена:

Если данное состояние — последствие психических отклонений, затрагивающих мозг, в частности развитие старческого маразма, то пациенту могут назначаться специальные препараты, поддерживающие деградацию на определенном уровне, атрофия является необратимым процессом.

Как предупредить развитие

Чтение книг, саморазвитие препятствуют деградации личности

В силах человека предотвратить данное заболевание. Главное, прикладывать определенные усилия.

  1. Нужно много читать. Литература помогает обрести мудрость, а чтение позволяет тренировать мозг, держать его в тонусе.
  2. Важно искоренить вредные привычки, не поддаваться соблазнам.
  3. Любите себя и своих близких. Проявляйте заботу о них.
  4. Позаботьтесь о своем облике, внешнем виде.
  5. Не принимайте близко к сердцу все, что происходит в мире.
  6. Не употребляйте ненормативную лексику.
  7. Как бы ни было трудно не опускайте руки, все можно преодолеть и добиться успеха.
  8. Смотрите в будущее с позитивом, в любой ситуации находите что-то хорошее.
  9. Занимайтесь саморазвитием, найдите увлечение по душе.
  10. Помните о нормах морали, придерживайтесь их.
  11. Не нужно забывать о правилах приличия.
  12. Помните, что плохие поступки всегда наказуемы.

Теперь Вам известно, что собой представляет деградация личности. Нужно понимать, что такая особа не может нормально существовать, своим поведением она вредит другим людям. Помните о том, что нужно делать, чтоб предотвратить или отсрочить развитие деградации, не ленитесь заниматься саморазвитием, читайте книги, с состраданием относитесь к проблемам других, оказывайте людям поддержку.

psycho4you.ru

Деградация личности: понятие, причины и признаки

Причиной деградации или развала личности могут быть нарушения психики, алкоголизм, наркомания, старческий возраст. Если изменения не связаны с болезнью или преклонным возрастом, причинами деградации становятся обида на жизнь, чувство вины, одиночество, отсутствие интересов.

Как избежать деградации личности?

Что означает слово «деградация»? Слово «деградация» встречается довольно часто. Его употребляют, когда говорят о постепенном ухудшении, упадке, утрате ценных качеств и свойств, наблюдающихся в различных областях жизни – культуре, обществе, искусстве, окружающей среде. Применяется этот термин и по отношению к физическим, химическим и биологическим процессам: деградация почв, белков и др.

Психологи используют его, когда говорят о разрушении личности – сужении и обеднении интересов, чувств, дарований и суждений, снижении умственной активности и работоспособности, вплоть до полного безразличия и потери контактов с окружающей средой. Деградацию личности еще называют умственным отупением. Одна из тяжелых форм деградации личности – маразм, или глубокое слабоумие. Деградация личности – составная часть более глубокого распада человеческой психики: деменции, или слабоумия.

Как проявляется деградация личности?

Первые признаки деградации появляются задолго до полного распада личности. Круг интересов у таких людей сужается, главным образом в общекультурном аспекте: они перестают смотреть фильмы, читать книги, посещать концерты. Им присущи легкомыслие, плоский юмор, беззаботность наряду с капризностью, недовольством и брюзжанием. Они становятся надоедливыми и фамильярными. Их суждения легковесны и поверхностны, а в поведении наблюдаются развязность, склонность к цинизму, снижение чувства стыда и брезгливости. Развиваются такие качества, как эгоизм, лживость, эгоцентризм.

По мере прогрессирования заболевания интеллектуальные расстройства нарастают. Характер меняется в худшую сторону: человек делается раздражительным, вспыльчивым. Главными его чертами становятся негативное мировосприятие – отношение ко всем событиям с негативным предубеждением, внутренний страх и тревожность. Ухудшается память, интересы сужаются, а суждения и чувства обедняются. Человеку становится трудно сконцентрировать свое внимание на чем-либо.

Еще одно проявление деградации личности – безволие, чрезмерное благодушие и беспечность. Беззаботность и полное безразличие к окружающему миру наблюдаются при тяжелой форме деградации – маразме. Деградация личности сказывается и на внешнем облике человека. Характерные изменения во внешности видны, можно сказать, невооруженным глазом: неряшливость, сутулость, безучастный взгляд, неадекватное поведение. Про таких людей так и говорят – опустившиеся.

Американский психолог Маслоу выделил несколько качеств, присущих людям с деградацией личности:

  • отношение к себе как к пешке, от которой ничего не зависит ни в общественной, ни в личной жизни;
  • главным в их жизни становится удовлетворение основных первичных потребностей;
  • мир они разделяют на «своих» и «чужих» и стараются оградить себя от «чужих»;
  • они считают, что их мнение непоколебимо и не подлежит критике и обсуждению;
  • их язык беден, они используют элементарные речевые обороты. Их мозг не хочет затрачивать усилия на вербальные функции.

Почему происходит деградация личности?

Человек деградирует, когда перестает развиваться духовно. Его мозг как бы начинает атрофироваться «за ненадобностью». Причин, по которым у человека опускаются руки и он утрачивает веру в себя, ему становится неинтересно жить, он перестает следить за событиями, развиваться интеллектуально, забывает о прежних увлечениях, – может быть множество. С кем-то такое случается при утрате близкого человека, кто-то теряет вкус к жизни после крушения надежд или ряда неудач. Наиболее подвержены деградации личности одинокие люди, чувствующие себя неудачниками и никому не нужными.

Но эти факторы в большинстве случаев грозят деградацией не сами по себе, а тем, что человек начинает искать утешение и забвение в алкоголе и рано или поздно уходит в запой. Понятия же алкоголизм и деградация личности неразделимы. Причем алкоголизм может быть как причиной деградации, так и ее следствием.

К сожалению, довольно часто деградация личности развивается у пожилых людей после ухода на пенсию. Психологи даже утверждают, что уход на пенсию очень вреден. Отсутствие обязанностей, ответственности, необходимости нагружать мозг приводят к постепенной духовной смерти.

В то же время есть немало людей преклонного возраста, сохранивших живой и ясный ум. Если человек и в старости остается многосторонней личностью, не сидит без дела, если уход на пенсию освобождает время и силы для новых занятий, то деградация личности ему не грозит. Деградация личности может быть следствием психических заболеваний или органических заболеваний головного мозга (шизофрении, эпилепсии, интоксикации, травм и др.).

Старческий маразм как форма деградации личности

Старческий маразм – прогрессирующее заболевание, которое является необратимым психическим расстройством. Причина его – атрофия всех процессов, которые происходят в головном мозге, а случается это преимущественно вследствие патологических изменений в его кровеносных сосудах. Отягощает ситуацию и наследственность.

Болезнь развивается постепенно, годами, и странности в поведении окружающие замечают не сразу. Человек всего лишь становится рассеянным, забывчивым, ворчливым, скупым и эгоцентричным. Но по мере прогрессирования симптомы становятся все ярче, и не заметить их уже невозможно. Память ухудшается, возникают ложные воспоминания событий, которых не было. В конце концов человек перестает узнавать близких людей, утрачивает навыки по уходу за собой, и ему необходимы постоянный контроль и помощь.

Алкоголизм и деградация личности

Еще один пример полной деградации личности – алкоголизм. Спиртное для алкоголика – главная жизненная потребность, и его мозг работает с одной целью – где и как добыть спиртное. Мысли алкоголика поверхностны, фразы и слова просты и незатейливы.

Симптомы деградации личности у алкоголиков проявляются уже на первых этапах алкоголизма. Они эмоционально неустойчивы: плаксивость, обидчивость, пессимизм могут резко смениться возбудимостью, раздражением и гневом. У них отсутствует чувство вины и понимания своих поступков, зато наблюдается беспечность, эйфория, недооценка жизненных трудностей. Их поступки неадекватны и непредсказуемы. Алкоголики делаются грубы, лживы и эгоистичны.

Как избежать деградации личности?

К сожалению, от риска духовной деградации не застрахован никто – она грозит любому человеку, который будет «плыть по течению» и не заниматься саморазвитием. Если не совершенствоваться, не вкладывать силы и время в свое развитие, духовная смерть может наступить раньше физической. Еще поэт Н. Заболоцкий писал:

«Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет».

Людям, которые преодолевают свою пассивность, сохраняют активное физическое состояние, интересуются всем, что происходит в мире, и занимают активную жизненную позицию, вряд ли грозит деградация личности. Важно также и ближайшее окружение: чтобы рядом находились люди, которые бы заражали своим стремлением к новым знаниям и умениям.

Что касается старческого маразма, то вылечить совсем его невозможно, но на ранней стадии он поддается корректировке. Поэтому при появлении первых признаков стоит обследоваться: если его причина – сосудистые заболевания головного мозга, например атеросклероз, врач назначит соответствующее лечение. Приостановить развитие старческого маразма помогут витамины группы В, в частности В6 и фолиевая кислота, и экстракт либо капсулы Гинкго-билоба.

© Тимошенко Елена, BBF.RU

bbf.ru

Деградация личности

Термин «деградация» используется в каждой отрасли науки в особом значении, но суть понятия остается одинаковой. Деградация – регресс, то есть процесс, обратный прогрессу. Деградация – упадок, распад, ухудшение качества.

Деградация личности – понятие, применяемое в психологии для обозначения процесса разрушения структуры личности, замены позитивных качеств и свойств негативными. Если развитие личности, ее рост – это движение вперед и вверх, то деградация – спуск, падение вниз.

Деградация как психологический феномен

Деградация человека заметна со стороны, но редко осознается им самим. Ее бывает трудно заметить субъекту, общество и окружение которого можно назвать деградирующим. Когда все вокруг ведут себя аморально и низко, кажется, что это нормальное поведение.

Деградация не происходит сиюминутно, это пролонгированная утрата личностью «человеческого облика». Человек постепенно перестает следить за тем, как он выглядит, что говорит и что делает. Он перестает считаться с окружающими и заботиться об их интересах. Ему также все равно что происходит с ним самим.

Деградация личности проявляется как:

ухудшение способности мыслить, концентрировать внимание, воспринимать, запоминать;
оскудение словарного запаса, проблемы с речью;
утрата трудоспособности, нежелание работать;
угасание положительных качеств, проявление негативных;
коммуникативные сложности, неумение общаться и договариваться;
эмоциональная несдержанность и безволие;
агрессивность или замкнутость в себе;
эгоизм и эксцентричность мышления.

Деградация личности

Проявляться могут все признаки деградации сразу. Говорить о деградации личности основываясь только на одном ее признаке, нельзя. Так, проблемы в эмоционально-волевой сфере не всегда говорят о развитии деградации. Самореализующийся человек тоже испытывает трудности с регуляцией своих эмоций и поведения.

Отчего случается так, что человек «опускается»? Всегда ли он сам тому виной?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять причины феномена деградации личности.

Причин деградации человека множество:

Пассивность.

Бездействие – это тоже поступок. Человек решает быть безынициативным, апатичным, лениться и скучать, вместо того, что двигаться вперед и развиваться. Он не умеет себя мотивировать и ставить достижимые цели.

Деградация личности

Инфантильность и безволие.

Социальная роль «Ребенок» — опасная жизненная позиция. Приятно и радостно доверить кому-то проблемы и заботы, но без умения самостоятельно преодолевать трудности, нет развития личности. Регрессия – психологический защитный механизм возврата к детскому поведению, лежащий в основе этой причины деградации.

Депрессия.

Это психическое расстройство может иметь множество причин, таких как беда, горе, болезнь, психологическая травма и иные страдания. Долго находясь в состоянии душевного опустошения и ощущения бессмысленности жизни, личность останавливается в развитии. Депрессия – тяжелое и сложное состояние и своего рода самоубийство личности.

Вина.

Еще одно тяжелое негативное чувство. Она рождает чувство собственной ничтожности, порочности, бесперспективности. Человек решает, что работать над собой нет смысла: «Я виноват во всем! Я плохой и меня уже не исправить».

Деградация личности

Одиночество.

Желание развиваться стимулируется высшими эмоциями и социально обусловленными чувствами. Если человек чувствует себя никому не нужным, он не понимает, для кого и ради чего становиться лучше. Он решает для себя, что дождется, когда его полюбят, а потом уже начнет развиваться как личность. Индивид, ради которого стоит развиваться всегда рядом – это сам человек. Любовь к себе рождает любовь окружающих.

Низкая самооценка.

Чувство бессилия, ущемленная гордость, затаенная обида, неуверенность в способностях, в возможности достичь высот развития и реализоваться негативно сказываются на самооценке, и лишают человека желания работать над собой и изменяться.

Вредные привычки.

Злоупотребление чем бы то ни было негативно сказывается на работе мозга. Вредные химические соединения разрушают мозг, и впоследствии личность деградирует. Было доказано, что мозг алкоголиков в прямом смысле слова усыхает, уменьшается в размере, в нем образовываются пустоты, а извилины коры больших полушарий сглаживаются. Травмы и дисфункции головного мозга ведут к утрате способности быть полноценной личностью. Головной мозг – орган, отвечающий за функционирование психики. Для нормального функционирования мозга нужно правильно питаться, избавиться от вредных привычек, заниматься умственным и физическим трудом.

Деградация личности

Преступные наклонности.

Человек, совершающий правонарушения и преступления, угнетает положительные человеческие качества и способности, лишает себя возможности раскрыть потенциал в полезной для общества деятельности.

Преклонный возраст.

В старости в человеческом организме и головном мозге происходят необратимые изменения: утрачивается способность логически мыслить, ухудшается память, внимание и так далее. Было доказано, что ухудшение работы или утрата психических функций у пожилых людей связана с выходом на пенсию. Отсюда вывод: если хочется подольше сохранить трезвость ума, нужно оставаться социально активным человеком.

Деградация человека – путь наименьшего сопротивления, ведь расти над собой, стремиться к самореализации сложнее, чем опускаться.

Как остановить деградацию личности

Чем раньше обнаружится начавшаяся деградация, тем скорее регресс личности прекратится. При значительных изменениях в структуре личности и работе мозга необходима помощь специалистов: психологов, психиатров, медиков.

На начальных стадиях деградации, все в руках личности. Каждому человеку случалось замечать остановку в развитии, но не каждый воспринимал это как сигнал к началу работы над собой.

Человек, который сумел подняться, развиться и вырасти над собой, даже если его окружение не способствовало этому, заслуживает уважения. Любая работа над собой достойна похвалы.

Индивид, избавившийся от вредной привычки, преодолевший страх, получивший дополнительное образование, освоивший новый вид трудовой деятельности или совершивший иной волевой поступок не по принуждению, а по собственному желанию, вышел из зоны комфорта и поднялся на ступень выше в развитии собственной личности.

Чтобы остановить деградацию личности нужно:

Осознать факт распада личности, найти этому реальные причины. Записать причины в лаконичной форме: неинтересная работа без перспектив профессионального роста; плохая компания, негативное влияние друзей; патологическая лень; отсутствие стимула для развития и прочее.
Обозначить пути развития, определить способы изменения поведения и мышления и записать их в виде коррекционного плана. Если сделать это самостоятельно сложно, нужно обратиться к близкому человеку, психологу или почитать соответствующую литературу.
Начать коррекционную работу. Работа над собой – самая сложная работа. Она предполагает изменение образа жизни, привычного способа мышления и поведения. Это смена приоритетов, принципов, установок, отношения к себе и жизни, изменение мировоззрения.

Деградация личности

В качестве профилактики личностного упадка и как способы развить личность подойдут рекомендации:

культурно развиваться: читать классическую, научную, учебную литературу, посещать культурные мероприятия и места, интересоваться искусством;
общаться и дружить с образованными, уважаемыми, позитивными людьми;
заниматься творчеством, что-то делать своими руками, рисовать, освоить игру на музыкальном инструменте, работать не ради вознаграждения, а ради получения удовольствия от труда;
вести активный и здоровый образ жизни: трудиться, учиться, заниматься спортом, быть на природе;
любить себя и жизнь: получать удовольствие от жизни, видеть позитивные ее стороны, быть уверенным в себе и своих силах человеком, быть отзывчивым, добрым, заботливым, дружить и любить.

Для человека, у которого есть желание быть счастливым и осознание того, что это реальная цель, нет ничего невозможного.

sunmag.me

Деградация эмоций ребенка — Психологос

Фильм «Принцесса на горошине»

Как один из моментов социализации и удивительный вариант развития, где-то лет с четырех параллельно росту мастерства владения эмоциями у детей начинается последовательная деградация, отказ от мастерства, наработка шаблонности. Шаг за шагом происходит отказ от свободы выбора эмоций, от осознанности своих эмоций, от ответственности за свои эмоции, происходит отказ от произвольности в управлении эмоциями.

Один из первых шагов — дети начинают скрывать намеренность своих эмоций.

До определенного времени дети намеренность и произвольность своих эмоций не скрывают. Они честно рассказывают, что они плачут целенаправленно и адресно. Для чего-то. Ребенок может с отчаянным плачем бежать, чтобы его обняли, пожалели, успокоили. Если вы их спросите «ты кому плачешь?» — абсолютно четко дают ответ: «не тебе, а маме». Фразу: «Я не тебе плачу!» вы, наверно, слышали неоднократно. Однако ближе к началу школьного возраста дети начинают понимать, что намеренность своих эмоций лучше скрывать, а на вопрос «Зачем плачешь?» уже упрямо отвечают: «Низачем! Я просто плачу!». При этом, отрицая намеренность своего плача, ребенок внимательно смотрит, видит ли их плач тот, кому он предназначен.

Следующий важнейший шаг — перекладывание ответственности за возникновение своих эмоций.

До определенного возраста дети не скрывают, что они свои эмоции делают сами. Сами тебе плачут, сами тебе злятся, сами тебе обижаются, и делают это чуть ли не демонстративно открыто. Но с какого времени за намеренное поведение детей наказывают: раз ты это сделал, то отвечай за свой поступок! И тогда мудрые дети подсматривают у более взрослых детей и у своих родителей красивую фигуру перекладывания ответственности: «мои эмоции — это не МОЕ поведение. Это моя непроизвольная реакция на ТВОЕ поведение».

«Это вы виноваты – мои эмоции делаете вы». «Не оставляйте меня одного в комнате, а то я буду пугать-ся». «Не смейтесь надо мной, а то я обижу-сь». Вспоминайте русский язык: «я обиделся» – что это значит? Это значит: «я обидел — ся». Я обидел — себя. Я сам себя обидел = обиделся.

Мальчик играет в доту и плачет уже никому и просто так. Это уже в чем-то усвоенная привычка, а в чем-то — развлечение. Плакать все равно веселее, чем не делать ничего.
скачать видео

И вначале дети знают, что обижаюсь — это «Я сам обижаю себя на тебя». Но ближе к школьному возрасту дети находят, запоминают и тренируют новую формулировку: это «ТЫ обижаешь меня». «А чего ТЫ меня злишь?» «А зачем ТЫ меня обижаешь?» «А почему ТЫ меня расстраиваешь?» Это не я эмоции делаю, они во мне появляются. Из-за кого появляются — из-за тебя. Это ты во мне их вызываешь.

Скоро дети становятся искренне убеждены и верят в это, то, что они к своим эмоциям отношения не имеют. Эмоции вызываются окружающими: родителями, братом, погодой, любыми другими обстоятельствами. Теперь эмоциями управлять нельзя. Они сами появляются. Они непроизвольные в своем запуске.

Отчет мамы. Девочка 12 лет, моя племянница. Мы едем семьей за покупками в торговый центр, она — с нами. Тут родители сообщают по телефону, что через 30 минут, они ее заберут. Девочка становится очень недовольной, начинает психовать, фыркать на всех, и, в конце концов, застывает в своей любимой позе: руки крест-накрест, лицо сердитое, при этом губы надуты, брови сомкнуты; голова опущена вниз; согнутая спина. Я пытаюсь ее подбодрить, говорю, что мы не последний раз встречаемся, еще поедем куда-нибудь вместе, на что она сердито отбрыкивается и отвечает: «Отстаньте от меня все». Привычка сформирована.

Втихую, конечно, эмоции и чувства остаются относительно управляемыми: настолько, чтобы нужный результат получать, но без пристального внимания своей ответственности за это не видеть.

Рассказ Н.М. С 6 до 13 лет я занималась в музыкальной школе. При этом я точно помню, что лет до 8-9 занятия мне нравились, я сдавала экзамены на сцене, выступала на конкурсах и не понимала, зачем и почему надо перед выступлением волноваться. После смены преподавателя занятия музыкой не стали вызывать прежнего энтузиазма. Соответственно, готовиться я стала меньше, рояль на сцене стал вызывать эмоции страха и волнения, которые могли «оправдать» мои непятерочные оценки. Далее, у меня появился дополнительный предмет, который вел другой преподаватель. Мне очень нравилось, как она преподавала. И я снова с удовольствием выступала. Таким образом, в музыкальной школе я могла и бояться рояля, и не бояться: в зависимости от того, кому и что я должна исполнять.

Следующий важный шаг, защищающий ребенка от обвинений в манипулировании своими эмоциями — сокращение им палитры своих эмоциональных реакций, превращение свободы эмоциональных реакций в типовую реакцию.

Для того, чтобы настаивать: «Мои эмоции делаете мне вы», лучше отказаться от лишнего разнообразия и настаивать на типовой эмоции, выдавая ее за непроизвольную, естественную эмоциональную реакцию. Расстроиться? Обидеться? Разозлиться? Надо остановиться на чем-то одном и делать это сильно, под флагом «Я иначе не могу». И все окружающие назовут это формирующимся характером ребенка. Эмоции становятся шаблонными, естественными реакциями.

И последний шаг в этой деградации — дети начинают скрывать свою способность прекращать свои эмоции, разрешают своим эмоциями становиться длящимися неопределенное время, непроизвольными в своем завершении.

До определенного времени дети не скрывают, что свои эмоции они могут включать и выключать практически мгновенно.

Вспомните, если ребенок бежит, плачет и случайно натыкается на вас, поднимает глаза – слез нет. Глаза абсолютно сухие. Смотрит внимательно, с удивлением «ты чего здесь стоишь, ты чего мешаешься?». Обходит, делает два шага и снова бежит с отчаянным, несчастным плачем. Бежит например к маме, туда, куда он свой «плач» нес и плачет абсолютно искренне.

Ближе к школьному возрасту дети понимают, что выгоднее эмоции раскручивать телесно, физически так, чтобы он сам себя остановить уже не мог. Если один ребенок более менее рассудительный, умеющий владеть своими эмоциями, а другой очень эмоциональный, который не может себя остановить, не может выйти из-под власти эмоций, то взрослые обычно решают вопрос в сторону того, кто собой не владеет.

«Он же ненормальный, он бешенный, ну дай ты ему паровозиком поиграть! Ты же взрослый, ты же нормальный, а он какой, ты посмотри, он же собой не владеет, никак успокоиться не может! Ну что, тебе жалко?»

Дети понимают: выигрывает тот, кто дольше других не может успокоиться, и учатся раскручивать свои эмоции так, чтобы терять над ними контроль. На это уходят месяцы и годы, но со временем они осваивают режим: эмоция вспыхивает сама и останавливается только постепенно. Выигрывает тот, у кого эмоция самая непроизвольная, самая длящаяся, кто дольше других не может успокоиться. И дети соображают, что для того, чтобы выигрывать, нужно перестать эмоционально взрослеть, перестать своими эмоциями владеть. Запустив эмоцию ключиком, ключик надо побыстрее выбросить. Дети начинают учиться быть беспомощными перед лицом раскрутившейся в них эмоции, точнее, учатся раскручивать свои эмоции так, чтобы терять над ними контроль. На это уходят месяцы и годы, но со временем они разучиваются останавливать свои эмоции.

Если уж обиделся – я так быстро не могу. Ты быстро проходишь от эмоций – вот и иди и мирись. А я долго не могу отойти от обиды, поэтому я не буду к тебе подходить. И если я начал плакать, я сам, сразу, прекратить это горе не могу!

Дети учатся делать свои эмоции непроизвольными, дети достигают этого и превращают свои эмоции в то, что им уже неподвластно. Так постепенно и творчески деградируя, по крайней мере в области эмоций дети возвращаются к детской позиции в жизни, отучаются быть личностью и Автором, учатся быть только организмом и Жертвой: жертвой внешних обстоятельств, жертвой собственных эмоций.

Если это происходит с нами, наши эмоции становятся тем, о чем пишут в энциклопедиях и психологических словарях: «Эмоции — это субъективные реакции на воздействие внутренних и внешних раздражителей↑». Верно — в результате многолетней работы мы научились быть эмоциональными автоматами, наши эмоции теперь вызываются не нами, а обстоятельствами.

Сколько же творчества надо каждому ребенку, чтобы превратить свои живые эмоции в такие шаблонные и неуклюжие реакции?

www.psychologos.ru

Что такое деградация человека: понятие, причины и признаки

Деградация – это антоним слова «прогресс». ОхДанный термин применяется в различных областях, не исключение и психология. Что такое деградация человека, личности? По каким причинам она происходит?

Деградация – это…

Термин «деградация» признают далеко не все психологи и психиатры. Обычно он используется для обозначения заметных ухудшений качества объекта. Употребляя данное понятие относительно человека, можно выделить интеллектуальную, социальную, профессиональную, духовную деградацию, а также некоторые прочие разновидности регресса.

Деградация – синоним слова «ухудшение». Если человек стал хуже справляться со своей работой – он деградирует. Деградацией можно назвать и потерю интереса к жизни в целом. В нормальном психическом состоянии каждый из нас должен быть жизнерадостен и активен. При деградации человек чувствует себя совсем иначе. Данное состояние может быть симптомом или осложнением целого ряда психических заболеваний. Как же проявляется деградация?

Признаки деградации

Понять, что человек деградирует, совсем несложно, просто пообщавшись с ним. Если ситуация не совсем критична, заметить симптомы данного процесса можно и у себя. Один из наиболее тревожных сигналов – снижение умственных способностей. Это то самое состояние, когда думать тяжело и даже решение простых задач требует серьезного напряжения. Нередко также наблюдается замедление мыслительных процессов и потеря способности мыслить критически.

Что такое деградация человека, и как понять, что ваш знакомый деградирует? Нарушения памяти, сложности с концентрацией внимания и восприятием нового материала – это также признаки негативных изменений. Потеря трудоспособности, снижение интереса к социальной и личной жизни – подобные симптомы могут являться проявлением деградации. Тревожным признаком также является обеднение эмоциональной сферы, наплевательское отношение к родственникам и друзьям. При деградации положительные качества личности проявляются все реже, заменяются развитием негативных. Меняется даже манера говорить. Деградирующий человек использует сленг, слова-паразиты, ненормативную лексику, словарный запас же значительно беднеет.

Наиболее яркие признаки деградации – заметное ухудшение внешнего вида, индивидуум перестает следить за собой. Неопрятность, пренебрежение элементарными правилами личной гигиены, нежелание ухаживать за собой является признаком подавленного морального состояния. На фоне деградации у многих людей появляются вредные привычки, тяга к азартным играм и прочие психологические зависимости. Если вы обнаружили у исследуемого объекта хотя бы 1-2 из перечисленных признаков, самое время задуматься об оказании ему помощи.

Причины деградации личности

Одна из наиболее распространенных причин деградации в современном мире – это одиночество. Что любопытно, одиноким может быть даже человек, окруженный заботливыми родственниками и приятелями. При дефиците продуктивного общения и положительных эмоций, не имея единомышленников, каждый из нас чувствует себя никому не нужным. Подобное состояние – идеальная почва для деградации.

Потеря интереса к жизни является также причиной деградации. Сильные эмоциональные потрясения, затянувшаяся депрессия или значительные негативные перемены в жизни могут стать отправной частью начала регресса личности. Не менее распространенные причины деградации: алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм и прочие виды зависимостей. Деградировать порой начинают и вполне успешные люди, зачастую это начинается в момент достижения «абсолютного» успеха. Продолжать развитие сложно, не имея целей и правильных мотиваций. Симптомы деградации наблюдаются во время возрастных кризисов, а также при изменении ритма жизни, например у молодых мам в декрете или пожилых людей при выходе на пенсию.

Как понять, что человек деградирует?

Многие из перечисленных выше симптомов заметны даже при поверхностном общении. Если вы хотите убедиться в деградации человека, просто поговорите с ним. Помните о том, что при подобном состоянии люди негативно относятся к вмешательствам извне. Проявление участия и желание помочь может быть воспринято крайне негативно. Заметив у себя симптомы деградации, следует постараться рационально оценить степень проблемы. Полезно составить свой собственный список симптомов. Этот перечень поможет вам выявить наиболее проблемные аспекты и составить качественный план реабилитации.

Самолечение или профессиональная помощь?

«А не деградирую ли я?» — если вы задумались об этом, ситуация не совсем безнадежна. Внимательно перечитайте список симптомов, предложенный выше и выявите наиболее явные для себя. Лучшие и единственно действующие лекарства от деградации – это саморазвитие и самовоспитание. Если вы хотите стать лучше и не допустить регресса собственной личности, работать над собой следует постоянно. Процесс деградации обычно протекает со снижением интереса к жизни, потерей активности и полным упадком сил. Именно по этой причине победить деградацию в одиночестве бывает не всегда просто.

Постарайтесь чаще общаться с успешными и активными людьми, можно записаться на какой-то тренинг саморазвития. Если вы считаете, что происходит духовная деградация человека, можно подумать об обращении за помощью в церковь. Неверующим людям обрести веру в собственные силы могут помочь философские практики. Когда кажется, что самостоятельно вернуться к полноценной жизни невозможно, следует задуматься над обращением к психологу.

Как действовать, если деградирует кто-то из ваших близких? На открытые предложения помощи человек в подобном состоянии может отреагировать негативно. При условии, что ситуация не кажется вам критической, можно попробовать помочь ненавязчивыми способами. Старайтесь заинтересовать заболевшего жизнью: предлагайте почитать новые книги, приглашайте на разнообразные мероприятия и прогулки.

Ваш ум нуждается в тренировках!

Деградация общества наблюдается сегодня во многих странах. Изменить ситуацию можно, начав с собственной жизни. Старайтесь больше думать и двигаться – ведь это и есть лучшая профилактика деградации. Постарайтесь избавиться от бессмысленных развлечений. Ограничьте время на просмотр сериалов, чтение желтой прессы и прочей сомнительной литературы. Помните о том, что ваш ум, как и мышцы, нуждается в постоянных тренировках. Попробуйте решать логические задачи, регулярно разгадывайте кроссворды и головоломки.

Почему люди деградируют, ведь образование сегодня доступно, как никогда ранее? Имея круглосуточный доступ к энциклопедическим знаниям, многим из нас действительно неинтересно учиться. А ведь именно получение новой информации и процесс ее запоминания является отличной зарядкой для ума. Старайтесь больше читать, и осознанно запоминать прочитанное. При чтении художественной литературы полезно вдумываться в сюжет, оценивать личности героев и пытаться предугадать события или придумывать альтернативные концовки. Такие незамысловатые интеллектуальные тренировки приносят невероятную пользу!

Движение – это жизнь!

Если вы не хотите на личном примере узнать, что такое деградация человека, старайтесь быть активны всегда. Регулярные прогулки, занятия спортом – все это заставит вашу жизнь сиять новыми красками. Вспомните, быть может, вы давно хотели попробовать какой-то необычный вид фитнеса или заняться танцами? Не отказывайте себе в этом удовольствии! Особенно позитивны и жизнерадостны бывают люди, легкие на подъем. Приучите себя соглашаться на все интересные спонтанные приглашения. Старайтесь чаще бывать на природе, в городских парках, а также посещать культурные и развлекательные места.

Деградация – синоним слов регресс и ухудшение. Для того чтобы предотвратить ее, необходимо постоянно развиваться. Ходите в театр или кино, на выставки и прочие мероприятия. Открывайте для себя новые жанры и направления искусства.

Забота о себе и окружающих

Сложно быть счастливым и довольным собственной жизнью, если вы не привыкли любить себя. Регулярно ухаживайте за собой и радуйте себя приятными мелочами. Деградация общества в современном мире наглядно проявляется в неопрятности людей, наплевательском их отношении к себе и окружающим. Если вам не нравится тратить время на сложные косметические процедуры – не заставляйте себя. Но соблюдение элементарных правил личной гигиены должно стать вашей привычкой. Следите за собственным настроением и состоянием. Старайтесь оптимально распределять умственные и физические нагрузки, не допуская перенапряжения. Положительные эмоции и чувство собственной значимости дарит забота об окружающих. Вы можете заняться благотворительностью, позаботиться о соседке-старушке или друге, попавшем в затруднительную жизненную ситуацию.

Секрет счастливой жизни – правильная мотивация

Зачем мы живем? Этот вопрос волнует человечество с незапамятных времен. Не стремитесь ответить на него за всех, но постарайтесь найти смысл в собственной жизни. Определяйте для себя цели и стройте планы. Желательно, чтобы ваши стремления были разнообразными и разноплановыми. Неразумно желать только материального успеха, выражаемого в приобретении каких-то ценных вещей. Стремитесь к получению новых знаний и навыков, достижению профессиональных высот.

Полезно также составлять планы на каждый день. Это поможет организовать себя. Вы никогда не узнаете, что такое деградация человека, если будете с нетерпением ждать новый интересный день.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *