Эмоция интерес – ! .

Содержание

Интерес (эмоция) Википедия

Заинтересованные чем-то люди У этого термина существуют и другие значения, см. Интерес.

Интере́с — положительно окрашенный эмоциональный процесс[1] (по классификации А. Н. Леонтьева — чувство[2]), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему[3].

Интересно то, что убедительно показывает собою нечто неожиданное[4].

Описание[ | ]

Под интересом понимают потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний и развертывается преимущественно во внутреннем плане. В основе интереса лежит познавательное влечение (желание) к той или иной области действительности. Постепенно может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к предмету. Интерес описывается в терминах увлеченности содержанием, вовлеченности в задачу, в процесс деятельности. Интерес может трактоваться как одна из эмоций, близких к удивлению, любознательности

[5].

Различают эмоциональную и волевую стороны интереса. Под эмоциональной стороной подразумевается интеллектуальная эмоция; под волевой стороной — усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей[6].

Обычный человек испытывает интерес чаще чем любые другие эмоциональные состояния. К. Э. Изард относит его к базовым эмоциям человека. Он так же считает его главным мотиватором человека в работе и важнейшим элементом творческой деятельности[1].

Весьма подробно останавливается на понятии интереса и интересного Голосовкер в своей Логике мифа. Антонимом интереса он называет скуку, а формой интереса — любопытство. Вместе с тем, интерес обнаруживает тайну, например, когда говорят об «интересном положении» в значении беременности. Разбирая философские произведения, Голосовкер отмечает, что они редко бывают интересными, так как не будят воображение. Вместе с тем, интересное всегда эфемерно и временно, а в академическое среде оно имеет значение поверхностного, рискованного и даже скандального

[7].

Мимические проявления[ | ]

Мимическое выражение интереса

Чувство интере

ru-wiki.ru

Интерес (эмоция) Википедия

Заинтересованные чем-то люди У этого термина существуют и другие значения, см. Интерес.

Интере́с — положительно окрашенный эмоциональный процесс[1] (по классификации А. Н. Леонтьева — чувство[2]), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему[3].

Интересно то, что убедительно показывает собою нечто неожиданное[4].

Описание

Под интересом понимают потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний и развертывается преимущественно во внутреннем плане. В основе интереса лежит познавательное влечение (желание) к той или иной области действительности. Постепенно может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к предмету. Интерес описывается в терминах увлеченности содержанием, вовлеченности в задачу, в процесс деятельности. Интерес может трактоваться как одна из эмоций, близких к удивлению, любознательности

[5].

Различают эмоциональную и волевую стороны интереса. Под эмоциональной стороной подразумевается интеллектуальная эмоция; под волевой стороной — усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей[6].

Обычный человек испытывает интерес чаще чем любые другие эмоциональные состояния. К. Э. Изард относит его к базовым эмоциям человека. Он так же считает его главным мотиватором человека в работе и важнейшим элементом творческой деятельности

[1].

Весьма подробно останавливается на понятии интереса и интересного Голосовкер в своей Логике мифа. Антонимом интереса он называет скуку, а формой интереса — любопытство. Вместе с тем, интерес обнаруживает тайну, например, когда говорят об «интересном положении» в значении беременности. Разбирая философские произведения, Голосовкер отмечает, что они редко бывают интересными, так как не будят воображение. Вместе с тем, интересное всегда эфемерно и временно, а в академическое среде оно имеет значение поверхностного, рискованного и даже скандального[7].

Мимические проявления

Мимическое выражение интереса

Чувство интереса может проявляться одним или несколькими из следующих, как правило кратковременных (до 4-5 секунд) мимических движений[8]:

  • приподнятые или слегка сведенные брови;
  • перемещение взгляда по направлению к объекту;
  • слегка приоткрытый рот или поджатие губ.

Человек может продолжать испытывать интерес и после того, как это перестало отражаться в его мимике, но продолжительное отсутствие мимических проявлений рассматривается как признак угасания интереса[8].

Физиологические проявления

Обычно чувство интереса сопровождается замедлением сердечного ритма, однако продолжительное и интенсивное чувство интереса вызывает противоположный эффект[9].

Заинтересованный человек

Заинтересованный человек чувствует интерес-возбуждение. Это чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У индивида, испытывающего эту эмоцию, существует желание исследовать, вмешиваться, расширить опыт путём включения новой информации и подойти по-новому к объекту, возбуждающему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно это оживление обеспечивает связь с познавательной и двигательной активностью. Даже при относительной подвижности человек чувствует, что он «живет и действует»[10].

См. также

Примечания

  1. 1 2 Изард, 2009, Характеристики эмоции интереса, с. 105.
  2. Леонтьев Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). — М.: МГУ, 1971.
  3. ↑ Интерес // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  4. ↑ «Интересное» как категория культуры
  5. ↑ Большой психологический словарь, 2009, с. 247—248.
  6. ↑ Большой психологический словарь, 2009, с. 247.
  7. ↑ Логика мифа
  8. 1 2 Изард, 2009, Мимическое выражение интереса, с. 113.
  9. ↑ Изард, 2009, Физиологические проявления эмоции интереса, с. 114.
  10. ↑ Изард, 2009, Субъективное переживание интереса-возбуждения, с. 115.

Литература

wikiredia.ru

Интерес (эмоция) Вики

Заинтересованные чем-то люди У этого термина существуют и другие значения, см. Интерес.

Интере́с — положительно окрашенный эмоциональный процесс[1] (по классификации А. Н. Леонтьева — чувство[2]), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему[3].

Интересно то, что убедительно показывает собою нечто неожиданное[4].

Описание[ | код]

Под интересом понимают потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний и развертывается преимущественно во внутреннем плане. В основе интереса лежит познавательное влечение (желание) к той или иной области действительности. Постепенно может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к предмету. Интерес описывается в терминах увлеченности содержанием, вовлеченности в задачу, в процесс деятельности. Интерес может трактоваться как одна из эмоций, близких к удивлению, любознательности

[5].

Различают эмоциональную и волевую стороны интереса. Под эмоциональной стороной подразумевается интеллектуальная эмоция; под волевой стороной — усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей[6].

Обычный человек испытывает интерес чаще чем любые другие эмоциональные состояния. К. Э. Изард относит его к базовым эмоциям человека. Он так же считает его главным мотиватором человека в работе и важнейшим элементом творческой деятельности[1].

Весьма подробно останавливается на понятии интереса и интересного Голосовкер в своей Логике мифа. Антонимом интереса он называет скуку, а формой интереса — любопытство. Вместе с тем, интерес обнаруживает тайну, например, когда говорят об «интересном положении» в значении беременности. Разбирая философские произведения, Голосовкер отмечает, что они редко бывают интересными, так как не будят воображение. Вместе с тем, интересное всегда эфемерно и временно, а в академическое среде оно имеет значение поверхностного, рискованного и даже скандального

[7].

Мимические проявления[ | код]

Мимическое выражение интереса

Чувство интереса может проявляться одним или несколькими из следующих, как правило кратковременных (до 4-5 секунд) мимических движений[8]:

  • приподнятые или слегка сведенные брови;
  • перемещение взгляда по направлению к объекту;
  • слегка приоткрытый рот или поджатие губ.

Человек может продолжать испытывать интерес и после того, как это перестало отражаться в его мимике, но продолжительное отсутствие мимических проявлений рассматривается как признак угасания интереса[8].

Физиологические проявления[ | код]

Обычно чувство интереса сопровождается замедлением сердечного ритма, однако продолжительное и интенсивное чувство интереса вызывает противоположный эффект

[9].

Заинтересованный человек[ | код]

Заинтересованный человек чувствует интерес-возбуждение. Это чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У индивида, испытывающего эту эмоцию, существует желание исследовать, вмешиваться, расширить опыт путём включения новой информации и подойти по-новому к объекту, возбуждающему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно это оживление обеспечивает связь с познавательной и двигательной активностью. Даже при относительной подвижности человек чувствует, что он «живет и действует»[10].

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. 1 2 Изард, 2009, Характеристики эмоции интереса, с. 105.
  2. Леонтьев Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). — М.: МГУ, 1971.
  3. ↑ Интерес // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  4. ↑ «Интересное» как категория культуры
  5. ↑ Большой психологический словарь, 2009, с. 247—248.
  6. ↑ Большой психологический словарь, 2009, с. 247.
  7. ↑ Логика мифа
  8. 1 2 Изард, 2009, Мимическое выражение интереса, с. 113.
  9. ↑ Изард, 2009, Физиологические проявления эмоции интереса, с. 114.
  10. ↑ Изард, 2009, Субъективное переживание интереса-возбуждения, с. 115.

Литература[ | код]

ru.wikibedia.ru

Интересный пост | Блог Натальи Стоцкой, психолога, гештальт-терапевта

Решила, что вторая заметка, посвященная эмоциям будет про интерес, крутая же тема. Но что-то не пишется. Не интересно просто писать про интерес. Так что же мне в этом интересно? Наверное, привлечь ваше внимание к этой эмоции у себя и напомнить одну простую вещь: важно, чтобы было интересно. Вот почему.

Влас Прогулкин —                           
милый мальчик,
спать ложился,                                

взяв журнальчик.
Всё в журнале                                   

интересно.
— Дочитаю весь,                             
хоть тресну!

Маяковский

Эмоция интереса обеспечивает выбор объектов восприятия и внимания, упорядочивает и стимулирует познавательную активность.

Сейчас я буду показывать картинки и объяснять свою идею, а вы следите за тем, как возникает, усиливается и пропадает интерес от картинки к картинке. Ощущается он как активация, воодушевление.

Давайте сначала представим себе то, как мы смотрим на мир без интереса, в виде серого поля. Все области его одинаковы и одинаково неинтересны. Пусть это будет исходное положение.


На сером поле появляется что-то новое — запускается ориентировочный рефлекс.

Ориентировочный рефлекс, реакция «что это?», возникает на новизну, захватывает на время внимание. Физиологически сопровождается (цитирую по Лурии) изменением сопротивляемости кожи к электрическому току, сужением сосудов руки с расширением сосудов головы, изменением дыхания, «десинхронизацией» в биоэлектрических реакциях мозга, выражающихся в депрессии «альфа ритма» (электрических колебаний 10-12 в сек, характерных для работы мозговой коры в спокойном состоянии).

Внимание захватывают интенсивные и контрастные раздражители.


Еще сильнее привлекают внимание движущиеся раздражители как постоянная новизна. Привет телевизор и блестящая переливчатая одежда!


Если человек опознает объект и он кажется ему не важным, рефлекс угасает. Например, вы сидите дома, слышите стук, появляется ориентировочная реакция, определяете, что стучали у соседей. Важно? — Не важно. Реакция угасает. Если же стучали в вашу дверь, это значимо, важно для вас и для вашей жизни. Возникает интерес — вы идете открывать дверь. Эмоция интереса станивится мотиватором и организует деятельность. Если бы не она, вы бы остались сидеть на стуле.

Так внешний мир через интерес связывается с внутренним — «цепляет». За что цепляет? За субъективно значимое. Что такое субъективно значимое? Я думаю, нечто связанное с потребностями и ценностями субъекта, проще говоря с тем, что мы любим, в чем нуждаемся, что ценим.

Вот этой книге повезло меньше. Она цепляет меня за желание нравиться, быть начитанной, но на текст не отзывается ни один из значимых моих мотивов — не могу читать.

Всем знакомо ощущение, когда трудно начать читать книжку, описываются какие-то события, люди, что-то происходит, но не интересно. Образы текста никак не связываются со внутренними мотивами, не случается читательская завязка. Авторская-то, может, уже случилась, но конфликт для вас лично не значим. Некоторые на этом этапе книжку бросают, некоторые включают произвольное внимание, поддерживают активность при помощи воли (я верю в этого автора, прочитаю еще 50 страниц – у меня так было с «Песнью моряка» Кена Кизи). В результате мы часто переходим через некий рубеж, что-то находим значимое для себя и интерес появляется (постпроизвольное внимание). Он организует нашу деятельность на столько часов, сколько требуется на прочтение книги. Если бы не интерес, мы бы не читали, а занимались чем-то другим.

Итак, внутри у каждого есть целая пирамида потребностей Абрахама Маслоу. Объекты внешнего мира, совпадающие с желанием или ценностью из личной «пирамиды», становятся интересными.

Как действует эмоция интереса

Вот я придумала ребус.


Интерес к такой картинке возникнет, если у вас есть познавательный мотив и мотив достижения. Решение ребуса занимает какое-то время, интерес организовывает деятельность, приковывает внимание. Быстро ли летит время, когда вы заняты решением?

Субьективно эмоциональное состояние интереса переживается как возбуждение, желание исследовать, поглотить информацию, испытать новые переживания от взаимодействия с объектом, возбудившим интерес. «Даже оставаясь недвижным, заинтересованный человек ощущает, что он «живет и действует»» (Изард).

Итак, интерес активизируется, когда мы ищем или сталкиваемся с чем-то новым и субъективно значимым. Когда интересно, действовать легко и приятно, легко удерживать внимание, а часто не чувствовать голода, боли и усталости. Эмоция интереса имеет огромную мотивационную силу.

Интерес бывает врожденным

У человека есть врожденный интерес к одушевленному.

http://www.biomotionlab.ca/Demos/BMLwalker.html

Одушевленное стало для нас значимо в процессе эволюции: если передо мной животное или человек, то он может быть опасен или, наоборот, необходим для выживания.

Врожден также интерес к человеческому лицу. Сравните 2 жж-юзерпика, лицо по идее притягивает больше внимания, если только вы не заядлый грибник.

Захватчики внимания

Например, такой баннер запускает ориентировочный рефлекс и бескорыстное любопытство.

Такой баннер использует то, что социальные психологи называют «эффект ссылки на себя». Selfreference effect — склонность индивида хорошо запоминать и эффективно обрабатывать информацию, имеющую к нему непосредственное отношение. (Д. Майерс). Прежде всего мы себе сами важны и интересны.

Этот баннер «цепляет» за мотив поиска отношений, за потребность в любви. Если кого-то любовь не интересует, на баннер кликать не захочется.

А этот баннер может заинтересовать тех, кому важно решить какую-то проблему, или кто ищет смысл жизни.

Этот ряд можно было бы продолжать, но от цветочков уже рябит в глазах. 🙂

Эмоция интереса в жизненных предприятиях

А теперь самое главное, на мой взгляд. У каждого в жизни существуют долгосрочные проекты — профессия, брак и др. — которые организованы из множества разных подзадач, трудны, часто болезненны. Часто они становятся средством для получения денег, престижа, безопасности, привязанности, но процесс не интересен, не цепляет, их приходится тянуть на чистой воле, иногда втягиваешься, но все равно бодрости маловато. Я считаю, что в таких важных делах будет легче, если давать себе возможность действовать на внутренней активации, на естественной энергии, которую дает эмоция интереса.

Работа

Хорошо бы выбирать работу в соответствии со своими ценностями и интересами, в этом помогает лучшее знание себя или профориентация. Об этом как раз вопросы: Чем бы я занимался бесплатно? Чем бы я продолжал заниматься, даже если было бы очень трудно? Многие советские мамы и папы бы возразили, что работа в охотку — это роскошь и надо быть довольным тем, что есть стабильный доход. Я думаю, что в их время сильной мотивацией были выживание и крепкая идеология, у нас такой нету, у нас самообслуживание, мы часто сами придаем ценность и браку, и работе.

Брак

С браком вроде как та же фигня: ценности хорошо бы совпадали, а еще лучше интересы. 82-летняя Мария Розанова в статье «Креативность и возраст» на colta.ru:
«Идеальная ситуация — это когда с мужиком, с которым живешь, еще и пересекаешься: немножко живешь, немножко работаешь. Очень полезно, когда мужик суется в твою работу. В крайнем случае его можно послать, если не вовремя сунулся. Это дело простое. Очень интересно и полезно иметь единомышленника. Мне было самой интересно с Синявским работать. Я что-то придумала и бегу наверх: «Смотри, что я придумала!» И он точно так же спускался ко мне. Мы не писали вдвоем, мы жили вдвоем. То, что написано Синявским, — это жизнь, которая кипела в нашем доме.»

Потеря интереса

Иногда бывает, что вроде бы и с партнером интересно, и работа интересная, а нет сил. В таком случае, я бы рекомендовала мысленно взмахнуть крыльями, подняться метра на 3 над собой и посмотреть шире, может, вы устали, тогда надо отдыхать, может, задача слишком сложная — надо подробить ее на маленькие или на время отступиться. Интерес перекрывается базовыми потребностями — в любви, безопасности, отдыхе или еде! Тотальное отсутствие интереса может быть симптомом депрессии, а также более серьезных психических заболеваний.

Еще интерес можно потерять в период личностного кризиса, когда мотивы и ценности изменились, а деятельность во внешнем мире осталась прежней.

 Загрузка …

Кэррол Э. Изард. Психология эмоций.
А.Р. Лурия. Лекции по общей психологии.
Д. Майерс. Социальная психология.

Похожие статьи

Поделиться ссылкой:

Похожее

stotskaya.info

Интерес (эмоция) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Заинтересованные чем-то люди У этого термина существуют и другие значения, см. Интерес.

Интере́с — положительно окрашенный эмоциональный процесс[1] (по классификации А. Н. Леонтьева — чувство[2]), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему[3].

Интересно то, что убедительно показывает собою нечто неожиданное[4].

Описание[ | ]

Под интересом понимают потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний и развертывается преимущественно во внутреннем плане. В основе интереса лежит познавательное влечение (желание) к той или иной области действительности. Постепенно может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к предмету. Интерес описывается в терминах увлеченности содержанием, вовлеченности в задачу, в процесс деятельности. Интерес может трактоваться как одна из эмоций, близких к удивлению, любознательности[5].

Различают эмоциональную и волевую стороны интереса. Под эмоциональной стороной подразумевается интеллектуальная эмоция; под волевой стороной — усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей[6].

Обычный человек испытывает интерес чаще чем любые другие эмоциональные состояния. относит его к базовым эмоциям человека. Он так же считает его главным мотиватором человека в работе и важнейшим элементом творческой деятельности[1].

Весьма подробно останавливается на понятии интереса и интересного Голосовкер в своей Логике мифа. Антонимом интереса он называет скуку, а формой интереса — любопытство. Вместе с тем, интерес обнаруживает тайну, например, когда говорят об «интересном положении» в значении беременности. Разбирая философские произведения, Голосовкер отмечает, что они редко бывают интересными, так как не будят воображение. Вместе с тем, интересное всегда эфемерно и временно, а в академическое среде оно имеет значение поверхностного, рискованного и даже скандального[7].

Мимические проявления[ | ]

Мимическое выражение интереса

Чувство интереса может проявляться одним или несколькими из следующих, как правило кратковременных (до 4-5 секунд) мимических движений[8]:

  • приподнятые или слегка сведенные брови;
  • перемещение взгляда по направлению к объекту;
  • слегка приоткрытый рот или поджатие губ.

Человек может продолжать испытывать интерес и после того, как это перестало отражаться в его мимике, но продолжительное отсутствие мимических проявлений рассматривается как признак угасания интереса[8].

Физиологические проявления[ | ]

Обычно чувство интереса сопровождается замедлением сердечного ритма, однако продолжительное и интенсивное чувство интереса вызывает противоположный эффект[9].

Заинтересованный человек[ | ]

Заинтересованный человек чувствует интерес-возбуждение. Это чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У индивида, испытывающего эту эмоцию, существует желание исследовать, вмешиваться, расширить опыт путём включения новой информации и подойти по-новому к объекту, возбужда

encyclopaedia.bid

ЭМОЦИЯ ИНТЕРЕСА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ — КиберПедия

Систематические исследования роли эмоций в развитии личности немногочисленны, только некоторые из них были доведены до конца; однако имеющиеся теоретические и эмпирические данные обнаруживают тесную взаимосвязь между различными паттернами переживания эмоции интереса и такими личностными характеристиками, как способность к установлению социальных отношений, робость и стремление к достижениям.

Интерес и достижения

Любой учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше; точно так желюбому начальнику, менеджеру и просто наблюдательному человеку известно, что продуктивнее работает тот сотрудник, который относится к делу «с самоотдачей» (который заинтересован в своей работе). Не обязательно быть художником или ученым, чтобы испытать творческий подъем, — любое дело, сколь бы малым и незначительным оно ни казалось, можно рассматривать в более общем контексте, и этот контекст делает его важным и значительным. Даже если работа неинтересна человеку, но он не может найти себе другую, он всегда может направить свой интерес на отношения с сослуживцами или заинтересоваться той более общей, глобальной целью, которой служит эта работа.

Данные исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений (McClelland, 1985). Мы рассмотрим каждый из этих факторов в отдельности, чтобы понять, как они связаны с эмоцией интереса.

Мотивация успеха.Эмоции играют первостепенную роль в мотивации. Любой мотив можно рассматривать как комбинацию мысли и чувства, как аффективно-когнитивную структуру. Многообразие мотивов человеческой деятельности определяется многообразием комбинаций, которые образуются различными мыслями и чувствами человека. К измерению мотивации успеха и стремления к достижению следует подходить с точки зрения эмоции интереса. Чем больший интерес вы испытываете к какому-то делу, тем сильнее ваше стремление сделать это дело хорошо.

Поразмышляйте о том деле, которым заняты вы. Что значит для вас учеба? Что вас интересует больше всего? Что не вызывает у вас ни малейшего интереса? Стремитесь ли вы найти применение своим интеллектуальным возможностям или же вас больше интересуют отношения с однокурсниками и будущими сослуживцами? Стремитесь ли вы добиться успеха, считаете ли его важным в жизни?



Ценности достижения.Эмоции играют важную роль и в формировании ценностной системы человека. Невозможно представить себе ценность, не имеющую эмоционального значения для ее обладателя. Мы ценим то, что пробуждает в нас определенные чувства, и чем сильнее эти чувства, тем более значимы для нас соответствующие им ценности.

Как формируются ценности достижения? Никто, наверное, не может дать точного ответа на этот вопрос. Известно, что разные культуры исповедуют разные ценности достижения, хотя вполне возможно, что различаются не столько ценности достижения, сколько представления о том, что считать достижением или успехом. Известно также, что стандарты достижения, стандарты успеха существенно варьируются от сообщества к сообществу и даже от семьи к семье.

Родители, ориентированные на успех, не всегда могут воспитать такие же ценности у своих детей. Если в сознании ребенка достижения и успехи родителей ассоциируются с чувством радости, интереса, то он, вероятно, будет придерживаться тех же ценностей. Однако если успех воспринимается ребенком только как результат долгой, тяжелой борьбы, невыносимых тягот, лишений и жертв, то вероятность усвоения им ценностей и жизненных стандартов родителей снижается; в таких случаях ребенок из чувства протеста может начать стремиться к совершенно противоположному образу жизни, к такому, который не связан с постоянной погоней за успехом. Таким образом, для того чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению, родители должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и трезво относиться к своим успехам и неудачам, — в противном случае преувеличенное значение ценностей достижения помешает формированию и развитию других ценностей.

Навыки и умения.Существует множество разновидностей навыков. Так, различные ремесла требуют определенных навыков работы с конкретным материалом. Однако навыки необходимы не только тем, кто работает руками, они нужны любому профессионалу, будь то спортсмен, министр или политик. Итак, какое отношение имеет эмоция интереса к навыкам? Прежде всего, эмоция интереса играет большую роль в формировании и развитии навыка.



Приобретение, формирование навыка зависит от целой совокупности условий, главными из которых являются талант (способности) и интерес. Есть навыки, которые могут быть выработаны и развиты только при наличии у человека врожденной способности к ним; однако, каким бы талантом ни обладал человек, он должен оттачивать, шлифовать его в практической деятельности, иначе этот талант останется невостребованным. Постоянная практика необходима и для поддержания высокого уровня профессионализма.

Обычно нам не составляет труда, пусть даже задним числом, узнать, насколько наши способности соответствуют нашим интересам. И доказательством тому может служить рассказ Джона Генри о двух его увлечениях.

Был период, когда я вдруг заинтересовался гитарой. Я понимал, что у меня нет особых музыкальных способностей, но мне очень нравилась гитара, и я надеялся, что, упражняясь, смогу добиться хороших результатов. Я купил инструмент, но после долгих попыток освоить его понял, что не способен играть. Это осознание было настолько горьким, что я потерял всякий интерес к гитаре. Так закончилось это мое увлечение.

Что касается другого моего увлечения, тенниса, то здесь все было наоборот. Я уже много лет играл в теннис, и наступил такой момент, когда мне стало казаться, что я исчерпал свои возможности, что лучше уже играть не смогу. Мне не удавался удар с разбега, мяч обычно не долетал до сетки, а также не удавался удар с лёта. Однако восторг, который я испытывал от самого процесса игры, заставлял меня снова и снова выходить на корт. Постоянная тренировка и помощь хорошего тренера помогли мне не только освоить эти удары, но и полюбить их.

Нет нужды говорить о том, насколько полезно умение осознать свою ограниченность и отказаться от поставленной цели, как это сделал Джон Генри, который вовремя понял, что его желание не соответствует его возможностям. С другой стороны, мы видим, что нельзя слишком быстро опускать руки, — практика и помощь опытного наставника помогут человеку освоить и развить навыки, необходимые для той или иной деятельности.

Таким образом, все вышеперечисленные детерминанты успешности человеческой деятельности — стремление к достижению, ценности достижения и необходимые навыки — так или иначе связаны с эмоцией интереса. Человеку, который занят каким-то делом, но не испытывает интереса к нему, стоит, вероятно, посмотреть на эта дело шире, попытаться найти те его аспекты, которые могли бы пробудить в нем такую наиважнейшую эмоцию, как интерес. Люди заинтересованные, способные время от времени даже испытывать возбуждение от своих повседневных и служебных обязанностей, имеют гораздо больше шансов на успех и на достижение лич-ностно значимых целей.

РЕЗЮМЕ

Эмоция интереса сыграла очень важную роль в эволюции человека, выполняя разнообразные адаптивные функции на протяжении всей истории его существования. Формирование и развитие социальных отношений в значительной мере связано с тем интересом, который испытывает человек к представителям своего вида, — из всех явлений нашего мира человека больше всего интересует человек. Интерес способствует также достижению сексуального наслаждения и служит стабилизирующим фактором сексуальных и семейных отношений. Он необходим для развития навыков и умений, а значит, играет важную роль в интеллектуальном развитии человека.

Интерес к неизвестному составляет основу исследовательской, познавательной и конструктивной деятельности, он служит необходимым условием перцептивно-когнитивного развития и имеет важное значение для процессов внимания, памяти и научения.

Эмоция интереса характеризует активность ребенка с момента рождения. Именно в силу фокусирующего влияния интереса на процессы внимания становится возможным перцептивное научение и развитие когнитивных функций ребенка. В теории дифференциальных эмоций принято считать, что новизна стимуляции является врожденным активатором интереса и что перцептивно-когнитивная и моторная активность новорожденного ребенка обеспечиваются эмоцией интереса.

Хотя эмоция интереса является врожденной, социализация играет ведущую роль в ее развитии, а значит, и в формировании человеческой личности. Неблагоприятные социально-экономические условия препятствуют развитию и социализации интереса, тогда как «обогащенные» условия, терпимость и поддержка родителей способствуют развитию этой важнейшей эмоции.

Взаимодействие индивидуальной способности к эмоции интереса с тем или иным фактором социализации определяет характер аффективно-когнитивной ориентации человека. Интерес может быть направлен на что угодно, но наибольшую пользу человечеству приносят интеллектуальные, эстетические и другие виды созидательной деятельности. Одного человека больше интересуют предметы, другого — идеи, третьего — люди. Взаимосвязь между эмоцией интереса, когнитивной ориентацией и действием может определить тип личности — мыслительный, деятельный или аффективный.

Эмоции взаимодействуют не только друг с другом, но и с различными драйвами, регулируя их интенсивность, и эмоция интереса является, пожалуй, самым мощным регулятором драйва. Интерес может притупить ощущение боли, когда человек сознательно или неосознанно направляет свое внимание на интересующий предмет, ситуацию или явление. Интерес в сочетании с радостью составляет мотивационную основу игры и других форм деятельности. Взаимодействие интереса со страхом порождает состояние тревоги.

Искаженное развитие эмоции интереса—возбуждения может создавать психологические и даже психопатологические проблемы. Маниакальные больные, как правило, отличаются повышенным уровнем интереса—возбуждения. Аномально высокая или низкая выраженность мотива поиска ощущений может быть индикатором патологически завышенного или заниженного порога эмоции интереса и может вызывать нарушения адаптации.

Эмоция интереса играет важнейшую роль в мотивации успеха. Стремление к достижению можно измерить степенью выраженности эмоции интереса. Интерес необходим также для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.

ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Miller P. H., Zalenski R. Preschoolers’ knowledge about attention. — Developmental Psychology, 1982, 18(6), 871-875.

Показано детское понимание понятия «рассеянность» и мотивирующее воздействие интереса на внимательность и обучение.

TomkinsS.S. Interest-excitement. — In: Affect, imagery, consciousness; Vol. 1, The positive affects. — New York, Springer, 1962, 336-368.

Оригинальное и всеобъемлющее исследование динамики интереса и его влияния на обучение, творчество и личность.

Watson D., Clark L. A. On traits and temperament: General and specific factors of emotional experience and their relation to the five-factor model. — Journal of Personality, in press (1991).

Экспериментальное исследование взаимоотношений личности и эмоций. Предложенная шкала внимательности, возможно, позволит давать количественную оценку интереса как эмоции, а шкала позитивного аффекта объединяет интерес и удовольствие. Обе эти шкалы в значительной мере соотнесены с особенностями личности.

Глава 6

cyberpedia.su

Характеристики эмоции интереса — КиберПедия

Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формирова­нии и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес – единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества. Интерес – нечто иное и нечто большее, чем внимание.

Функции эмоции интереса

Мотивационная функция интереса

Любая эмоция выполняет мотивационные функции, и эти функции можно отнес­ти к одному из двух типов.

§ Первый тип мотивационных функций связан с внутрен­ними процессами, которые устремляют индивида в определенном направлении или к определенной цели.

§ Второй тип связан с социальной мотивацией, то есть с тем процессом, посредством которого эмоциональная экспрессия индивида мотивирует поведение окружающих его и взаимодействующих с ним людей.

Глядит ли ребенок на лицо матери или, привлеченный образами и звуками окру­жающего мира, оглядывается по сторонам, делает ли он первые шаги, стараясь доб­раться до родителя или завладеть каким-то предметом, – он таким образом взаимо­действует с окружающим миром, и это взаимодействие в значительной степени мо­тивировано эмоцией интереса. Неиссякаемое упорство, с которым ребенок исследует этот мир, манипулирует предметами и осваивает все более сложные спо­собы взаимодействия с ними, убедительно свидетельствует об огромной мотивационной силе эмоции интереса. Любимая игрушка или игра порой настолько увлекают ребенка, что он не чувствует голода или усталости. Если мать, желая покормить ребенка, прерывает его игру, это может вызвать у него фрустрацию и вспышку нега­тивной эмоции. В подобных случаях нужно вступить с ребенком в игру и попытать­ся незаметно отвлечь его внимание от полюбившейся игрушки, переключить его на пищу. Если ребенку давно пора быть в постели, а он никак не желает расставаться с игрушками, мы говорим, что он «сопротивляется сну». В таких случаях мы скорее достигнем желанного результата, если превратим процедуру отхода ко сну в тихую игру.

Не только дети забывают о голоде и усталости, когда испытывают эмоцию инте­реса-возбуждения. Мы тоже порой бываем так захвачены работой, что не чувству­ем голода и пропускаем обеденный перерыв. Возбуждение может притупить даже боль. Нередки случаи, когда спортсмен, получив во время игры травму, начинал ощущать боль только по окончании матча. Известно также, что альпинисты забыва­ют о всех физиологических потребностях (драйвах), когда от вершины их отделяет несколько метров. Путешественники терпят лишения неделями, месяцами и даже годами – настолько сильны в них жажда открытия, стремление к заветной цели.



Исследовательская деятельность и научение. Интерес ребенка к окружаю­щему миру, который таит в себе огромные возможности для исследования, манипу­ляций и научения, значительно облегчает процесс развития у ребенка когнитивных функций и жизненно важных умений. Мозг новорожденного ребенка имеет почти 90 % нервных клеток мозга взрослого человека, но это не статичное и завершенное в развитии образование, так как большая часть взаимосвязей между триллионом его клеток устанавливается после рождения, и их формирование обусловлено влиянием окружающей среды. Эмоция интереса, являясь мотивирующей силой постоянного сенсорного взаимодействия человека с окружающей средой, способствует развитию его мозга.

Социальная функция интереса

Социальная функция эмоции интереса наиболее наглядно проявляется в игре и в социальной коммуникации.

Игра.Ребенок, научаясь давать разрядку своим негативным эмоциям в фантазиях и игре, приобретает тем самым ценный адаптивный навык, который пригодится ему во взрослой жизни. Клингер (Klinger, 1971) пришел к заключению, что опыт пере­живания агрессивных фантазий снижает вероятность проявления агрессии в реаль­ном поведении. Те дети и те взрослые, которые не дают разрядку гневу и агрессив­ности в игре или в фантазии, чаще выражают их открытыми формами агрессии.

Движущей силой любой формы игры является эмоция интереса. Дети играют с теми игрушками, которые пробуждают у них любопытство, которые захватывают их, и с теми детьми, которые «умеют играть», которые делают игру интересной. Не всякий ребенок активен в игре. Одним детям от природы свойственен более высо­кий уровень активности, которая побуждает их к постоянному исследованию окру­жающей среды, к манипуляциям с предметами, тогда как другие рождаются менее активными и нуждаются в большей внешней стимуляции, – родители и воспитате­ли должны уделять им больше времени, пробуждать у них интерес и побуждать к действию. В противном случае способность ребенка к исследованию и познанию физического мира будет серьезно ослаблена.



cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *