Эмоции, классификация эмоций
Лукашевич Нина Вячеславовна, врач-псиатр-нарколог, заведующий отделением учреждения здравоохранения «Минский городской клинический центр психиатрии психотерапии»
Человек не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия, наподобие хорошо слаженной машины. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Отношения к событиям, к другим людям, к самому себе проявляется в эмоциях.
В психологии эмоциями (от лат. emotio – потрясаю, волную) называют процессы, отражающие в форме переживания личную значимость (субъективное переживание) и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.
Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний.
Произведя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции, сами по себе, могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма.
В связи с тем, что в эмоциях выражается, в самом общем виде, непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений, их основная функция – оценка. Эмоции оценивают субъективную значимость отражаемых предметов и событий, выражают ее, сигнализируют о ней субъекту.
Вторая функция эмоций – побуждение. Ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность также способны «навязать» человеку определенные поступки, даже когда они для него нежелательны. Например, эмоция возмущения, усиленная характерологическими особенностями, такими как повышенная обидчивость, сенситивность, ранимость, либо особой значимостью произошедшего, может заставить пойти на конфликт с обидчиком, даже вопреки более значимым перспективным целям. Повторяющееся проявление эмоции ревности может разрушить семью, даже вопреки сильной потребности в сохранении семейных взаимоотношений.
Переживание обиды способно, иногда, разрушить самые прочные дружеские взаимоотношения.
Третья важная функция эмоций – организация. В норме, эмоции организуют психическую деятельность человека. Эмоциональная окрашенность – условие непроизвольного внимания, запоминания. При удивлении внимание сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе – на предвосхищении угрозы и возможности ее избежания. С другой стороны, нарастание интенсивности эмоционального переживания может нарушить процессы всестороннего гибкого познания действительности, ограничивать или искажать их. Сильная эмоция искажает восприятие, затрудняет регуляцию. Дезорганизующая функция эмоций – их способность нарушать целенаправленную деятельность.
Существует условное деление эмоций на положительные и отрицательные. Эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, веселье-грусть, радость-печаль. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: в ревности любовь сочетается с ненавистью.
Эмоции делятся, также, на стенические – повышающие активность и жизнедеятельность человека (например, гнев или радость) и астенические – понижающие жизнедеятельность и активность (печаль).
Психологически, эмоции представлены в психике человека в виде трех основных феноменов: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные свойства.
Эмоциональные реакции связаны, преимущественно, с действующими обстоятельствами, они кратковременны и адекватны ситуации, например, реакция испуга на крик (аффект – стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию (сужение объема сознания)). При эмоциональных состояниях, более длительных, более устойчивых, может не отмечаться явной связи с действующими раздражителями, для них характерно изменение нервно-психического тонуса в соответствии с содержанием эмоции.
К эмоциональным состояниям относятся настроение (слабо выраженное состояние, захватывающее в течении некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении человека) и страсть (сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, определяющая направление мыслей и поступков; по интенсивности приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение).
Эмоциональные свойства – наиболее устойчивые характеристики человека, например, такие как эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная ригидность, эмоциональная реактивность.
Эмоциональная возбудимость – быстрота эмоционального «включения» – повышается, например, у больных атеросклерозом, неврозами, гипертериозом. Сочетание избыточной возбудимости и недостатка торможения формирует импульсивность.
Эмоциональная лабильность – колебания эмоционального тонуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена одних эмоций другими, в зависимости от меняющейся ситуации
Свойство, противоположное лабильности, — эмоциональная ригидность, вязкость, патологическая стойкость эмоций
Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа».
Эмоции, как сложный процесс, физиологически осуществляются деятельностью корково-подкорковых структур головного мозга. В процессе интеграции эмоций первостепенная роль принадлежит гипоталамусу – своеобразному диспетчерскому пункту. Возбудимостью гипоталамуса и содержащихся в нем центров симпатической и парасимпатической нервной системы объясняются и сам факт появления эмоций, и их качественные особенности.
Внешними признаками эмоций, также, являются их телесные (моторные) проявления – мимика, поза и выразительные движения (пантомимика).
Таким образом, эмоции – многоуровневый процесс, включающий психический, физиологический (сомато-вегетативный) и моторный (поведенческий) компоненты. Причем, при разных вариантах эмоциональных проявлений данные уровни могут по-разному сочетаться и доминировать.
Глава 7 Эмоции. Общая психология
Глава 7 Эмоции
7.1. Эмоции и их функции
Довольно сложно представить себе жизнь без эмоций, чувств, настроений. Мы ежедневно переживаем значительное число эмоциональных состояний. С помощью эмоций человек выражает собственные внутренние состояния, а также коммуницирует с другими людьми.
Эмоции — психологические состояния, выражающиеся в форме переживаний, ощущений приятного или неприятного, удовлетворенности или неудовлетворенности человека. Эмоции служат для оценки человеком окружающего его мира – людей, предметов, явлений и событий.
Выделяют пять основных функции эмоций.
– Оценка значимости происходящего. Эмоция дает возможность оценить силу раздражителя, его влияние на человека, оценить критическую или конфликтную ситуацию.
– Побуждение, мотивация к тем или иным действиям с целью удовлетворить свои потребности или желания. Эмоциональные состояния проявляются на физиологическом уровне – например, при выбросе в кровь адреналина. Эмоции служат в качестве побуждающей силы для удовлетворения каких-либо потребностей организма.
– Регуляция деятельности, оценка удавшихся или неудавшихся трудовых действий.
– Предвосхищение, способность опережать развитие событий, предугадывать приятный или неприятный исход.
– Экспрессивная – выражение эмоций в виде мимики, движений, жестов, звуков.
Эмоции обладают несколькими характеристиками, такими как возбуждение или сила, а также «заряженность» эмоции («положительные» и «отрицательные» эмоции).
– Эмоциональное возбуждение – повышение уровня активации центральной нервной системы, характеризующее силу эмоционального состояния. Эмоции характеризуются помимо психической активности еще и активностью двигательной. Наиболее сильные эмоции, как правило, наименее продолжительны. Примером сильного непродолжительного эмоционального состояния может служить аффект (речь о нем пойдет чуть позже). Слабо выраженные эмоции могут длиться достаточно долго (например, зависть или надежда).
– Знак эмоций. Эмоции могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные эмоции возникают в случае невозможности реализовать свои цели или задачи, при воздействии на человека вредных внешних факторов. Положительные эмоции возникают при реализации своих задач, удовлетворении потребностей.
Стоит отметить, что в рамках изучения эмоций можно говорить об эмоциональных состояниях, т.е. некоторых устойчивых формах проявления эмоций. Эмоциональные состояния отличаются достаточно большой длительностью, плавностью протекания.
7.2. Эмоциональные состояния
Рассмотрим некоторые основные виды эмоциональных состояний.
– Настроение является отражением эмоционального состояния человека, его чувств. Настроение бывает плохим (характеризуемым усталостью, раздражительностью, пассивностью) или хорошим (при котором человек активен, весел, полон сил). При этом настроение человека может сохраняться в течение длительного периода времени или часто меняться.
– Тревога – эмоциональное состояние, характеризующееся чувством неопределенности, плохими предчувствиями, восприятием безопасных ситуаций как содержащих угрозу. В отличие от чувства страха тревога редко имеет конкретный стимул и зачастую беспочвенна. При этом она играет значительную защитную функцию, выраженную в том, что человек не станет реагировать на стимул, по отношению к которому испытывает чувство тревоги. Склонность часто испытывать тревогу может говорить о том, что человек не уверен в себе, у него низкая самооценка.
– Фрустрация (лат. frustratio – обман, неудача) – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неосуществления какой-либо значимой для человека цели, неудовлетворения значимой потребности и вызываемое непреодолимыми препятствиями в их достижении. Если не устранить причины фрустрации, то человек может впасть в депрессивное состояние, испытывать проблемы с памятью и мышлением. Негативный эффект фрустрации проявляется часто в агрессивном поведении, злости, утрате самоконтроля. Невозможность преодоления отрицательных факторов выливается в поиски компенсации, что проявляется в уходе от реальности, чувстве безысходности.
– Стресс (от англ. stress – напряжение) – реакция организма на экстремальное, сильное воздействие, физическое или психологическое, а также возникающее в ответ на данное воздействие состояние нервной системы или организма в целом.
Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Хьюго Бруно Селье (1907–1982) – врачом-эндокринологом. По мнению Селье, стресс представляет собой органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное некоторыми раздражающими факторами. Селье исследовал влияние стрессоров на крыс и других животных, подвергая их неприятным или болезненным стимулам. Он обнаружил, что все животные демонстрируют ряд схожих реакций на стрессоры, который он назвал «Общим адаптационным синдромом» и описал в работе «Синдром, вызванный различными повреждающими агентами» («A Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents»), опубликованной в 1936 г. в журнале «Природа» («Nature»).
Селье выделил три стадии общего адаптационного синдрома.
1. Стадия тревоги. В случае восприятия угрозы от стрессора человек начинает испытывать чувство тревоги, а также дискомфорт от того, что не осознает причину тревоги.
При усилении дискомфорта человек стремится снять напряжение (например, после тяжелого трудового дня человек может спать дольше обычного).2. Стадия сопротивления. В случае увеличения работы стрессора организму необходимо бороться с его негативными эффектами, адаптироваться к неблагоприятным условиям. Для поддержания стабильного состояния и сопротивления стрессорам необходимо значительное усилие.
3. Стадия истощения. На данной стадии человек задействует все ресурсы для противостояния стрессогенным факторам, что приводит к невозможности поддержания нормального функционирования нервной системы и своевременного восстановления физических сил. Запас сил заканчивается, и результатом долговременной стадии истощения могут стать серьезные проблемы со здоровьем, потеря трудоспособности.
В 1974 г. американский психолог Ричард С. Лазарус (1922–2002), профессор Университета Калифорнии, предложил модель, разделяющую стресс на два вида: эустресс, или австресс (eustress), и дистресс.
Эустресс – здоровый, положительный стресс. Слово образовано от греческого эу (eu), что означает «хороший». Соединение этой приставки со словом «стресс» означает «хороший стресс». Впрочем, хорошим является скорее стрессор, так как даже эустресс может нанести вред здоровью человека. Как правило, такой вид стресса вызывается положительными эмоциями, способен мобилизовать человека к адаптации в той или иной среде. Примерами эустресса можно считать праздники или выходные, победу на соревнованиях, получение повышения по службе, романтические отношения и т.д.
Дистресс – негативный тип стресса, оказывающий отрицательное влияние на организм, с которым человек не в силах справиться.
Симптомами стресса могут являться головные боли, упадок сил, переменчивое настроение, вялость.
Стрессорами могут являться:
– сенсорные раздражители – боль, яркий свет, резкий звук, шум;
– жизненные события – смерть и рождение детей, свадьбы и разводы, ссоры в семье;
– факторы, связанные с трудовой деятельностью, – безработица, жесткие планы выполнения работы, конфликты с коллегами;
– жизненный стиль – пьянство, недостаточный сон.
Как правило, выделяют два основных вида стресса – физиологический и психологический. Физиологический стресс вызывается непосредственным воздействием неблагоприятного стимула на организм (например, соприкосновение с раскаленным или ледяным предметом). Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в случае информационной перегрузки, когда человек не справляется с задачами, не успевая принимать верные решения в требуемом темпе при высоком уровне ответственности за окончательный результат. Эмоциональный стресс проявляется в случаях угрозы, опасности, обиды и т.д.
Влияние стрессогенных факторов на здоровье человека можно оценить с помощью шкалы Холмса – Раге. Современная шкала содержит список из 41 стрессогенного события, каждое из которых способно привести к заболеванию человека.
В 1967 г. психологи Томас Холмс и Ричард Раге провели исследование более 5000 пациентов, предложив им список из 43 жизненных событий. В результате была установлена высокая корреляция между этими событиями и заболеваниями людей.
В 1970 г. было проведено исследование, целью которого была возможность предсказать возможное заболевание. Шкала была предложена 2500 морякам, которые должны были указать стрессогенные события, которые произошли с ними за последнее полугодие. Наблюдение за состоянием здоровья моряков в течение последующего полугодия позволило установить связь между количеством стрессогенных событий и продолжительностью и сложностью заболевания.
Для получения результата, отражающего влияние стресса на здоровье, необходимо выбрать все события, которые происходили с человеком за последний год. Сумма баллов и окажется необходимым отражением стресса.
Приведем пример некоторых жизненных событий и соответствующих им баллов.
При высоких показателях стресса вероятность заболевания в ближайшие два года достигает 80%. Большое количество баллов служит сигналом, предупреждающим об опасности. Подсчет суммы баллов дает возможность воссоздать картину стресса и определить, какие именно жизненные ситуации негативно влияют на здоровье.
Существует несколько основных способов борьбы со стрессом и управления им:
– изучение и применение методик релаксации;
– употребление успокоительных травяных сборов;
– изменение питания – потребление меньшего количества жирной пищи и большего – фруктов и овощей;
– прогулки на свежем воздухе;
– управление своей агрессией – не срываться на близких людей из-за стрессов на работе;
– уменьшение числа стрессоров и их интенсивности.
– Аффект (лат. affectus — страсть, душевное волнение) – кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание, проявляющееся во временной дезорганизации сознания. Аффект является мощной эмоциональной реакцией, полностью захватывающей психику человека и вызывающей некоторые действия. Такие действия могут быть неосознанными, и в таком случае человек не может восстановить их в своей памяти. Во время аффекта способность мыслить рационально и контролировать свои поступки резко снижается. Поступки при аффекте свершаются не по четко обдуманной схеме, основанной на логике. Аффект может проявляться в форме ухода от тревожащей человека ситуации или в форме ступора, но чаще всего проявляется в немотивированной агрессии. Ход аффекта вызывает у человека потерю значительных сил, за счет того, что человек дает выход своим эмоциям.
В развитии аффекта выделяют три основных этапа.
1. Подготовительный этап. Человек становится напряженным, дезорганизуются основные психические процессы.
2. Этап взрыва. Человек теряет контроль над ситуацией и утрачивает самообладание. Эмоциональное перевозбуждение сопровождается плохо контролируемыми действиями. Нарушается ясность сознания.
3. Заключительный этап. Нервное напряжение спадает. Происходит истощение как психических, так и физических сил. Возникает состояние депрессии, слабости.
– Страх – неприятное ощущение, эмоциональный ответ на опасность – реальную или нет. Страх может проявляться в виде возбужденного или подавленного эмоционального состояния. Страх может быть описан различными терминами в зависимости от степени выраженности.
– Отвращение – эмоциональное состояние, вызываемое объектами, прямое или опосредованное соприкосновение с которыми вступает в противоречие с эмоциями, желаниями, принципами и установками человека.
– Испуг – сильное эмоциональное потрясение, вызываемое прямым восприятием чего-либо неожиданного. Как правило, испуг является кратковременным состоянием.
– Ужас – крайняя форма страха, наиболее сильное и интенсивное душевное потрясение. Зачастую ужас выражает реакцию на уже свершившееся событие.
– Паранойя (от др.-греч. ???? — рядом, около, отклонение от чего-либо, ???’? — мыслить) – мания преследования. Данное психическое расстройство характеризуется длительными периодами необоснованного недоверия к окружающим, а также повышенной восприимчивостью.
У многих возникают проблемы с определением разницы между паранойей и фобией. Например, человек может бояться летать на самолетах, в том числе из-за страха авиакатастрофы. Мы можем назвать это фобией. Однако, если человек объясняет свой страх без должных доказательств и оснований тем, что пилот самолета – алкоголик и самолет упадет по этой причине, мы можем считать такое расстройство именно паранойей.
Признаками паранойи является то, что человек уверен в том, что ему хотят причинить вред, причем умышленно. Наиболее распространенным проявлением паранойи является убежденность в том, что человека преследуют, пытаются отравить или любят люди с более высоким социальным статусом.
Последнее расстройство – «синдром де Клерамбо» (эротомания) – было впервые научно обосновано в 1921 г. В основе данного синдрома лежит убежденность больного человека в том, что в него тайно влюблена персона с более высоким социальным статусом (зачастую известные личности – актеры, политики, спортсмены и т.д.). Покушение на жизнь 40-го президента США Рональда Рейгана, совершенное Джоном Хинкли, было вызвано как раз «синдромом де Клерамбо» и убежденностью в том, что смерть президента «впечатлит» знаменитую актрису Джоди Фостер, заставив ее «признаться в своих чувствах», а также позволит самому Хинкли стать не менее знаменитым и равным ей по статусу. Еще одним известным параноидальным расстройством является «синдром Кандинского – Клерамбо», выражающийся в убежденности больного в том, что его рассудком управляет кто-то другой или «высшие силы».
– Фобия (от др.-греч. ????? — страх) – устойчивое проявление страха различных ситуаций, поступков, вещей, людей и т.д. Основным симптомом является желание любой ценой избежать источника страхов. Принято считать, что фобиями страдают порядка 10–20% жителей Земли.
Существует несколько разновидностей фобий.
• Авиафобия – боязнь полетов на самолете.
• Агорафобия – боязнь открытого пространства.
• Акрофобия – боязнь высоты.
• Алгофобия – боязнь боли.
• Арахнофобия – боязнь пауков.
• Аутофобия – боязнь одиночества.
• Афобофобия – боязнь отсутствия фобий.
• Бактериофобия – боязнь заразиться бактериями.
• Гемофобия – боязнь крови или ее вида.
• Гидрофобия – боязнь воды.
• Демофобия – боязнь толпы, большого скопления людей.
• Зоофобия – боязнь животных, чаще всего какого-либо определенного вида.
• Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства.
• Мезофобия – навязчивый страх заражения, попадания инфекции и последующего заболевания.
• Трипанофобия – страх перед уколами.
Помимо собственно психологических расстройств применительно к фобиям можно говорить и о существовании среди них ряда предубеждений, негативных или неприязненных отношений к каким-либо объектам или субъектам.
• Геронтофобия – страх старения или общения со стариками.
• Гомофобия – негативное отношение к гомосексуальности или гомосексуалистам.
• Психофобия – предубеждение против душевнобольных или дискриминация их.
• Ксенофобия – негативное отношение к иностранцам, приезжим.
• Христианофобия и исламофобия – негативное отношение к представителям христианства и ислама.
Число фобий велико, более того – в современном мире их число возрастает. Далеко не все они широко распространены, а некоторые могут показаться абсурдными. Примером составной фобии может являться «гексакосиойгексеконтагексапараскаведекатриафобия» – боязнь числа 666 в конкретный день – пятницу, 13-го.
– Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, направленное на умышленное причинение вреда другим людям. Агрессия может быть физической, словесной или психологической. Диапазон агрессивных действий может начинаться от словесных угроз или оскорблений и заканчиваться международными военными конфликтами.
– Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную для человека потребность.
– Удивление – реакция на внезапно возникшие обстоятельства или какое-либо событие, которая может иметь как положительный заряд, так и отрицательный.
– Стыд – эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков или мыслей ожиданиям других людей, а также собственным представлениям о подобающем поведении.
Эмоциональные реакции (в отличие от устойчивых эмоциональных состояний) характеризуются высокой скоростью возникновения и быстротечностью.
Эмоциональная реакция возникает как ответ на какой-либо раздражитель (испуг от резкого звука, гнев или радость в случае гола в ворота одной из футбольных команд и т.д.). Интенсивность эмоциональных реакций может варьироваться от крайне слабой и зачастую не воспринимаемой самим человеком до чрезмерно яркой.
Эмоциональные отношения называют также чувствами. Чувства – это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом, имеющим значение для человека. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний прежде всего длительностью – они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь. Чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Нравственные (моральные) чувства – чувства, возникающие при соотнесении воспринимаемых явлений действительности с выработанными обществом нормами. Нравственные нормы складываются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, религии, господствующей идеологии и т.д. К нравственным чувствам относятся гуманность, любовь, доброжелательность и т.д. К аморальным – эгоизм, жадность. Хотя стоит заметить, что в современном мире с его представлениями о морали едва ли не все чувства, ранее считавшиеся отрицательными, ныне признаются многими как совершенно естественные.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе деятельности человека, формируются на основе его работы и ее успешности. К чувствам интеллектуального характера можно отнести любознательность, работоспособность, самокритичность и т.д.
Эстетические чувства отражают эмоциональное отношение человека к прекрасному. Данный вид чувств проявляется в отношении к природе, искусству.
Литература1. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л.: Наука, 1989.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: Изд-во МГУ, 1984.
3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ, 1976.
4. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.
5. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М.: Знание, 1984.
6. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев: Политиздат, 1987.
7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.
8. Ладанов И.Д. Управление стрессом. – М.: Просвещение, 1989.
9. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.
10. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. – М.: Знание, 1983.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
12. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М.: Наука, 1981.
13. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982.
14. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М.: Наука, 1988.
15. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Сб. статей. – М.: Прогресс, 1978.
16. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М.: Просвещение, 1966.Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Определение эмоции. Психология человеческих эмоций: учебник в открытом доступе
Перейти к содержимому
Глава 1. Что такое эмоция?
Эмоция?Ниже приведены два интерактивных действия, требующих перетаскивания «Да» или «Нет» в раскрывающиеся поля рядом с терминами, которые могут быть или не быть эмоциями. Если вы считаете, что термин рядом с раскрывающимся списком является эмоцией, перетащите метку «Да» в поле. Если вы не считаете, что этот термин является эмоцией, перетащите метку «Нет» в соответствующий раскрывающийся список.
Ниже приведены два действия H5P, которые требуют от пользователя перетащить метку «да» или «нет» в раскрывающееся поле, соответствующее термину рядом с ним, чтобы ответить на вопрос «Является ли это эмоцией»? Коробки для выпадения помечены термином в названии для облегчения идентификации. Например: ячейка для термина «приятное самочувствие» помечена как «Ящик для приятных ощущений». «приятное самочувствие» — это термин, который пользователь должен оценивать как эмоцию или нет. перетащите текстовое поле «да» или «нет» в поле «приятное самочувствие», чтобы ответить.
Как определяется эмоция?
Кельтнер и Гросс (1999, стр. 468) определяют эмоцию как «эпизодические, относительно краткосрочные, биологически обоснованные паттерны восприятия, переживания, физиологии, действия и коммуникации, возникающие в ответ на конкретные физические и социальные вызовы и возможности». Разберем это определение.
Эмоция состоит из четырех компонентов, как показано на рис. 1. Как определили Келтнер и Гросс (1999): Четыре компонента — это поведение («действие» и «общение»), субъективные чувства («опыт»), мысли («восприятие») и физиология («физиология»). Эти четыре компонента изменяются после того, как происходит вызывающее событие. Вызывающее событие — это ситуационная причина, которая активирует изменения в этих четырех компонентах. Вызывающее событие может быть внешним по отношению к «я», например, когда присутствие медведя в нашем окружении вызывает страх. Вызывающее событие может быть внутренним по отношению к себе, например, когда мы испытываем падение самооценки из-за того, что солгали нашему другу, вызывая эмоциональную вину.
Важно отметить, что определение Кельтнера и Гросса (1999) предполагает, что эмоции эволюционно адаптивны («возникают в ответ на физические и социальные проблемы и возможности»). Это означает, что эмоция помогает нам решать адаптивные проблемы («вызовы и возможности») и, таким образом, увеличивает выживаемость генов. Например, эмоция отвращения помогает нам решить адаптивную проблему употребления ядовитой пищи. Таким образом, отвращение было бы адаптацией, которая развилась таким образом, что когда мы испытываем отвращение, мы избегаем пищи, вызвавшей отвращение. Как мы обсудим позже, некоторые исследователи считают, что эмоции адаптивны, тогда как другие считают, что они не адаптивны.
Человеческие эмоции — это подраздел социальной психологии. Социальная психология — это область психологии, которая фокусируется на ситуационных причинах поведения, мыслей и чувств. Таким образом, с точки зрения социальной психологии, вызывающим событием является ситуационное влияние, вызывающее эмоцию. Когда ситуация или вызывающее событие меняется, мы испытываем эти 4 последовательных изменения, которые составляют эмоцию.
Рисунок 1
Представление взаимосвязи между вызывающими событиями и четырьмя компонентами эмоций
Диаграмма, показывающая 4 различных изменения на основе вызывающего события.
Изменения в поведении определяются как любые изменения в наблюдаемом поведении во время эмоционального эпизода. Изменения в поведении включают выражение лица, поведение приближения/избегания и изменения тона голоса. Субъективные чувства — это осознанные чувства, о которых сообщают сами. Как вы себя чувствуете сейчас? Скучающий? Злой? Радостный? Это ваши субъективные ощущения. Физиологические изменения включают любые изменения активности симпатической нервной системы (СНС), изменения активности парасимпатической нервной системы (ПНС), изменения активности головного мозга и изменения уровня гормонов и нейротрансмиттеров. Например, когда мы испытываем страх, у нас увеличивается частота сердечных сокращений, что приводит к изменению нашей физиологии. Наконец, термин, который мы использовали для описания наших мыслей о вызывающем событии и наших мыслей о наших эмоциональных переживаниях, — это когнитивные оценки. Когнитивные оценки представляют любые изменения в мыслях, восприятиях и интерпретациях. В частности, когнитивные оценки могут включать интерпретацию вызвавшего события (т. е. что вызвало эмоцию?) и интерпретации изменений других компонентов (почему наше сердце бьется? Почему мы убегаем?). Позже в ходе курса мы обсудим различные аспекты когнитивной оценки. Вот некоторые из них:
- Мы чувствуем себя неприятными или приятными?
- Является ли вызывающее событие ожидаемым или новым и неожиданным?
- Понимаем ли мы, что кто-то нарушил мораль?
- Заметим ли мы, упала ли наша самооценка? или увеличилось?
Исследователи эмоций в целом согласны с тем, что эмоция включает в себя эти четыре изменения компонентов и что эти компоненты меняются после того, как происходит вызывающее событие. Хотя некоторые расходятся во мнениях относительно того, необходимы ли два компонента — изменения поведения и когнитивные оценки (выделенные кружками на рис. 1 выше). Часто исследователи эмоций сосредотачивают свою область исследований на определенной области компонента. Например, некоторые исследователи сосредотачиваются на когнитивных оценках, тогда как другие могут сосредотачиваться на физиологических изменениях.
Повторить действие «Это эмоция?»
Ниже приведены два интерактивных действия, требующих перетаскивания «Да» или «Нет» в раскрывающиеся поля рядом с терминами, которые могут или могут не быть эмоцией. Если вы считаете, что термин рядом с раскрывающимся списком является эмоцией, перетащите метку «Да» в поле. Если вы не считаете, что этот термин является эмоцией, перетащите метку «Нет» в соответствующий раскрывающийся список. Вы можете просмотреть свои предыдущие ответы, нажав здесь
Ниже приведены два действия H5P, которые требуют от пользователя перетащить метку «да» или «нет» в раскрывающееся поле, соответствующее термину рядом с ним, чтобы ответить на вопрос «Является ли это эмоцией»? Коробки для выпадения помечены термином в названии для облегчения идентификации. Например: ячейка для термина «приятное самочувствие» помечена как «Ящик для приятных ощущений». «приятное самочувствие» — это термин, который пользователь должен оценивать как эмоцию или нет. перетащите текстовое поле «да» или «нет» в поле «приятное самочувствие», чтобы ответить.
Лицензия
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Определение эмоции, ее элементов и советов по управлению ими
Эмоция — это реакция, которую люди дают в ответ на событие. Тип эмоций , которые испытывает человек, зависит от обстоятельств, с которыми он сталкивается. Например, когда вы получаете самые высокие оценки на экзамене, вы испытываете приподнятое настроение и очень счастливы. Счастье, которое вы испытываете, – это эмоция.
Эмоции могут быть разных типов. Необязательно, чтобы человек все время испытывал какую-то определенную эмоцию. Эмоции динамичны; следовательно, чувствовать себя счастливым в одном случае и грустить в другом — это нормально.
Определение эмоций
Книга Discovering Psychology дает соответствующий ответ на вопрос «Что такое эмоции?» Эмоция — это психологическое состояние, состоящее из трех стадий: субъективного переживания, психологической реакции и поведенческой реакции.
Исследования определили и классифицировали эмоции по разным частям. Различные типы эмоций, идентифицированные различными специалистами на протяжении истории человечества, следующие:
- В 1972 году Пол Экман пришел к выводу, что существует шесть типов эмоций, включая страх, отвращение, гнев, удивление, счастье и печаль.
- Во второй половине 1980-х годов Роберт Путчик открыл новую систему классификации эмоций, названную «когда эмоций». Эта модель давала информацию о различных эмоциях, которые можно комбинировать и смешивать.
В 1999 году Экман расширил свой список эмоций и включил еще несколько, таких как смущение, стыд, волнение, гордость, удовлетворение и веселье.
Важные элементы эмоций
Чтобы получить глубокое понимание эмоций, нам нужно сосредоточиться на трех ключевых элементах: субъективном опыте, психологической реакции и поведенческой реакции.
Эксперты считают, что есть некоторые основные эмоции, которые люди испытывают независимо от их происхождения и культуры. Например, гнев — это эмоция, которую люди могут испытывать на разных этапах своей жизни. Вспыльчивые люди могут быстро разозлиться по сравнению с людьми, у которых нет проблем с темпераментом.
Кроме того, нет необходимости каждый раз испытывать чистые формы эмоций. В некоторых ситуациях мы можем испытывать эмоцию, представляющую собой смесь двух или более эмоций. Например, когда вы начинаете новую работу, поначалу вы можете испытывать радость и возбуждение, но по мере взросления ваше возбуждение и радость уменьшаются.
Эмоции напрямую влияют на физиологическое состояние нашего тела. Например, иногда наш желудок вздрагивает от беспокойства, что косвенно влияет на частоту сердечных сокращений и вызывает страх. Таким образом, тревога и страх вызывают незаконные физиологические реакции в нашем организме.
Наша нервная система предназначена для управления физическими реакциями, такими как кровоток и пищеварение. Когда тело сталкивается с угрозой, эти реакции автоматически подготавливают его к тому, чтобы избавиться от опасности или встретиться с опасностью лицом к лицу. Кроме того, недавние исследования показали, что мозг играет важную роль в формировании эмоций. Согласно исследованиям, миндалевидное тело, часть мозга, играет важную роль в формировании эмоций, особенно страха.
Миндалевидное тело представляет собой небольшую миндалевидную структуру, связанную с такими мотивационными состояниями, как голод, жажда, память и эмоции. Чтобы доказать роль миндалевидного тела в создании эмоций, исследователи показывали людям несколько угрожающих изображений. Было обнаружено, что просмотр этих изображений активировал миндалевидное тело.
Поведенческая реакция – это элемент эмоций, с которым вы знакомы. Люди тратят огромное количество времени на интерпретацию эмоциональных выражений окружающих их людей. Способность точно идентифицировать выражения, выдвигаемые людьми, связана с эмоциональным интеллектом, и эти объяснения играют важную роль в языке тела.
Как контролировать эмоции?
Эмоции подталкивают людей к принятию решений, которые могут оказаться для них непродуктивными. Часто, когда люди начинают думать с эмоциональной точки зрения, они теряют рациональное мышление. Когда человек теряет рациональное мышление, есть вероятность, что он примет решение, которое ему не подходит. Следовательно, люди должны понимать, как контролировать эмоции.
Человек, которому не хватает контроля над эмоциями, может выполнить эти простые шаги, чтобы контролировать эмоции.
Сделайте глубокий вдох
Когда перед человеком возникает трудная ситуация, первая мысль, которая приходит ему в голову, это отсутствие возможности справиться с ней. Многие люди терпят неудачу на этом этапе и оставляют задачу без присмотра. Однако в такой ситуации, если человек останавливается и успокаивается, делая глубокие вдохи, есть вероятность, что он выполнит работу. Потому что, когда мы делаем глубокие вдохи, в мозг поступает больше кислорода, и, следовательно, негативная эмоция незавершенного задания уходит.
Часто люди злятся на ситуацию и просто набрасываются на нее. Выражение гнева совершенно нормально и является одним из лучших способов избавиться от стресса. Но в то же время человек должен также сосредоточиться на глубоком изучении проблемы и выявлении причины эмоции. Потому что, если копнуть глубже и найти причину эмоции , в следующий раз они будут контролировать ее.
Негативность – распространенная эмоция. Когда люди сталкиваются с трудными ситуациями, есть вероятность, что в них закрадываются негативные мысли.