Эмоции функции и классификация эмоций: 8. Понятие эмоций. Классификация и виды эмоциональных состояний. Функции эмоций.

8. Понятие эмоций. Классификация и виды эмоциональных состояний. Функции эмоций.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.

1. По знаку эмоцииделятся на: положительные, отрицательные и амбивалентные.Положительные эмоции(например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные(например, печаль, огорчение, гнев и др.) — с неудовлетворением;амбивалентныеже эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.

2. По модальности (качеству) эмоцийвыделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека.

Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся «фундаментальными»:

— радость— положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;

— удивление— эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;

— страдание— отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;

— гнев— отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;

— отвращение— отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;

— презрение— отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;

— страх— отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;

— стыд— отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

3. По силе и устойчивости эмоцииделятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности.

Ситуативные эмоции:

Эмоциональный тон ощущений— простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.

Аффект(от лат. аffectus — душевное волнение) — сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Аффект приводит к дезорганизации сознания.

Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Стресс — неспецифическая реакция организма на действие экстремальных факторов, какую-либо трудно разрешимую или угрожающую ситуацию. При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Тревожность состояние сознания и тела, связанное с беспокойством, напряжением и нервозностью.

Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. Например, при выполнении какой-либо деятельности человек терпит неудачу, что вызывает у него отрицательные эмоции — огорчение, недовольство собой. Если неудачи повторяются, и значимые люди при этом упрекают, стыдят, называют неспособным или ленивым, у этого человека обычно развивается эмоциональное состояние фрустрации.

Устойчивые эмоции:

Настроение — это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д.

Чувства— высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения.

Страсть— сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть — это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов.

Эмоции выполняют следующие функции:

1)Оценочная функция.Эмоции сигнализируют о некоторых значимых для человека событиях, которые происходят в окружающем мире.

2)Побудительная функция.В эмоциях субъективно отражаются потребности и мотивы, они могут являться побудителями действий.

3)Дезорганизующая функция.В ряде случаев эмоции могут разрушать или дезорганизовывать поведение (Волнение, аффект).

4)Функция подкрепления. Эмоции могут подкреплять те формы поведения, которые ведут к удовлетворению имеющихся потребностей.

5)Функция предвосхищения.Эмоции могут предвосхищать результаты действия до его выполнения.

6)Эвристическая функция.В творческом мышлении – эмоциональное предвосхищение решения задачи, указание пути к решению (уменьшение времени решения за счет уменьшения возможных путей решения), но оно не всегда верное, после него сужается зона поиска.

7)Аварийное разрешение ситуации.Эмоции могут навязывать человеку стереотипные способы поведения в определенных условиях, например, бегство при сильном страхе.

8)Экспрессивная функция.Эмоциональные переживания сопровождаются «выразительными движениями», которые могут использоваться в общении – мимика.

Определение и классификация эмоций | Шпаргалка к написанию экзаменов

  • Главная
  • ->
  • Психофизиология
  • ->
  • Вопросы к экзамену

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций.

Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении.

Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором бъекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Особое место среди эмоциональных явлений занимают так называемые общие ощущения. Так, П. Милнер считает, что, хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голод, жажда и т.д.), тем не менее в них обнаруживается много общего и их разделение достаточно условно. Одна из причин, по которой их различают, — разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначают как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением каких-либо рецепторных поверхностей, поэтому их относят к эмоциям. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их появлении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних Факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение следуют с определенными интервалами.

Функции эмоций

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации. На основе возникшей потребности и интуитивного представления 0 возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.

Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.

П.В. Симонов выделяет у эмоций подкрепляющую функцию. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединения индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработк условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, т. е. пищи.

Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения.

Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.

Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.

Классификация эмоций | SpringerLink

  • Абельсон, Роберт П. 1983. «Что стало с теорией непротиворечивости?» Бюллетень личности и социальной психологии 9: 37–54.

    Google Scholar

  • Арнольд, Магда Б. 1970. «Вечные проблемы в области эмоций». Стр. 169–186 в «Чувства и эмоции » под редакцией М. Б. Арнольда. Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.

    Google Scholar

  • Аверилл, Джеймс Р. 1975. «Семантический атлас эмоциональных понятий». JSAS Каталог избранных документов по психологии 5: 421.

    Google Scholar

  • —. 1980. «Конструктивистский взгляд на эмоции». Стр. 305–339 в Эмоции, теория, исследования и опыт: Том. 1. Теории эмоций , под редакцией Р. Плутчика и Х. Келлермана. Сан-Диего: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Бергер, Джозеф. 1988. «Направления исследования состояний ожидания». Стр. в Обобщение статуса: новая теория и исследования , под редакцией М. Вебстера и М. Фоши. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

    Google Scholar

  • Блау, Питер М. 1964. «Обмен и власть в социальной жизни». Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Браун, Роджер. 1965. Социальная психология . Нью-Йорк: Основные книги.

    Google Scholar

  • Берк, Питер Дж. 2004. «Личность, события и настроения». Стр. 25–49 в Advances in Group Processes , под редакцией Дж. Х. Тернера. Сан-Диего: Эльзевир.

    Google Scholar

  • Кларк, Кэндис. 1990. «Эмоции и микрополитика в повседневной жизни: некоторые закономерности и парадоксы места». Стр. 305–333 в Программы исследований в социологии эмоций , под редакцией Т. Д. Кемпера. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press.

    Google Scholar

  • Клор, Джеральд Л. и Эндрю Ортони. 1988. «Семантика аффективного лексикона». Стр. 367–397 в Cognitive Perspectives on Emotion and Motivation , под редакцией В. Гамильтона, Г. Х. Бауэра и Н. Х. Фрийды. Норвелл, Массачусетс: Kluwer Academic.

    Google Scholar

  • —. 1991. «Что еще есть в концепциях эмоций, кроме прототипов?» Журнал личности и социальной психологии 60: 48–50.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Коллинз, Рэндалл. 1984. «Роль эмоций в социальной структуре». Стр. 385–397 в Approaches to Emotion под редакцией К. Р. Шерера и П. Экмана. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.

    Google Scholar

  • —. 1990. «Стратификация, эмоциональная энергия и преходящие эмоции». Стр. 27–57 в Программа исследований в социологии эмоций под редакцией Т. Д. Кемпера. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press.

    Google Scholar

  • Дарвин, Чарльз Х. 1872. Выражение эмоций у человека и животных . Нью-Йорк: Эпплтон.

    Google Scholar

  • де Ривера, Джозеф. 1977. «Структурная теория эмоций». Психологические проблемы 10: 1–178.

    Google Scholar

  • Дюркгейм, Эмиль. 1938. Правила социологического метода , перевод Сары А. Солоуэй и Джона Х. Мюллера. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google Scholar

  • Экман, Пол. 1982. Эмоции человеческого лица . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google Scholar

  • Гардинер, Ховард М., Рут К. Меткалф и Джон Г. Би-Центр. [1937] 1970. Чувства и эмоции . Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд.

    Google Scholar

  • Гоффман, Ирвинг. 1974. Анализ кадров . Нью-Йорк: Харпер.

    Google Scholar

  • Гордон, Стивен Л. 1985. «Микросоциологические теории эмоций». Стр. 33–147 в Микросоциологическая теория: перспективы социологической теории , под редакцией Х. Дж. Хелле и С. Н. Эйзенштадта. Беверли-Хиллз: публикации саги.

    Google Scholar

  • —. 1990. «Социальные структурные эффекты на эмоции». Стр. 145–179 в Программа исследований в социологии эмоций под редакцией Т. Д. Кемпера. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press.

    Google Scholar

  • Грей, Джеффри А. 1971. Психология страха и стресса . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Google Scholar

  • Гриффитс, Пол Э. 1997. Что такое эмоции на самом деле . Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google Scholar

  • Хаммонд, Майкл. 1990. «Аффективная максимизация: новая макротеория в социологии эмоций». Стр. 58–81 в Программы исследований в социологии эмоций , под редакцией Т. Д. Кемпера. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press.

    Google Scholar

  • Харре, Рим. 1986. Социальная конструкция эмоций . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.

    Google Scholar

  • Хегтведт, Карен А. 1990. «Влияние структуры на эмоциональную реакцию на неравенство». Социальная психология Ежеквартально 53: 214–228.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Хохшильд, Арли Р. 1983. Управляемое сердце . Беркли: Калифорнийский университет Press.

    Google Scholar

  • Хоманс, Джордж. C. 1961. Социальное поведение: его элементарные формы . Нью-Йорк: Харкорт Брейс.

    Google Scholar

  • Каган, Джером. 1958. «Концепция идентификации». Психологический обзор 65: 296–305.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Келли, Гарольд Х. 1984. «Аффект в межличностных отношениях». Стр. 89–115 в Review of Personality and Social Psychology: Emotions: Relationships and Health под редакцией П. Шейвера. Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.

    Google Scholar

  • Кемпер, Теодор Д. 1978. Социально-интерактивная теория эмоций . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья.

    Google Scholar

  • —. 1987. «Сколько эмоций? Объединить социальные и автономные компоненты». Американский журнал социологии 93: 263–289.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • —. 1990. «Социальные отношения и эмоции: структурный подход». Стр. 207–237 в Программы исследований в социологии эмоций , под редакцией Т. Д. Кемпера. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press.

    Google Scholar

  • Кемпер, Теодор Д. и Рэндалл Коллинз. 1990. «Размеры микровзаимодействия». Американский журнал социологии 96: 32–68.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лоулер, Эдвард Дж. и Чонку Юн. 1998. «Сетевая структура и эмоции в обменных отношениях». American Sociological Review 63: 871–894.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Лазарус, Р. С., А. Д. Каннер и С. Фолкман. 1980. «Эмоции: когнитивный феноменологический анализ». Стр. 189–218 в Emotion: Theory, Research and Experience , под редакцией Р. Плутчика и Х. Келлермана. Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Маккиннон, Нил Дж. и Лео Дж. Китинг. 1989. «Структура эмоций: сравнение Канады и США». Социальная психология Ежеквартально 52: 70–83.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Мэнстед, Энтони и Агнета Х. Фишер. 2001. «Социальная оценка: социальный мир как объект и влияние на процессы оценки». Стр. 221–232 в Процессы оценки эмоций , под редакцией К. Р. Шерера, А. Шорра и Т. Джонстона. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Морган, Рик Л. и Дэвид Р. Хейз. 1988. «Структура эмоций». Социальная психология Ежеквартально 51: 19–31.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Ортони, Энтони, Джеральд Л. Клор и Аллен Коллинз. 1988. Когнитивная структура эмоций . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

    Google Scholar

  • Ортони, Энтони и Теренс Дж. Тернер. 1990. «Что важно в базовых эмоциях?» Психологический обзор 79: 315–331.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Осгуд, Чарльз Э. 1969. «О путях и причинах E, P и A». Журнал личности и социальной психологии 12: 194–199.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Парсонс, Талкотт, 1951. Социальная система . Нью-Йорк: Свободная пресса.

    Google Scholar

  • Плутчик Роберт. 1962. Эмоции: факты, теории и новая модель . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.

    Google Scholar

  • —. 1980. Эмоции: психоэволюционный синтез . Нью-Йорк: Харпер и Роу.

    Google Scholar

  • —. 2001. «Природа эмоций». Американский ученый 89: 344–350.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Роземан, Ира Дж. 1979. «Когнитивные аспекты эмоций и эмоционального поведения». Документ представлен на 87-м ежегодном съезде Американской психологической ассоциации в Нью-Йорке.

    Google Scholar

  • Рассел, Джеймс А. 19 лет80. «Циркумплексная модель аффекта». Журнал личности и социальной психологии 39: 1161–1178.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • —. 1991. «В защиту прототипа подхода к концепциям эмоций». Журнал личности и социальной психологии 60: 37–47.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Шефф, Томас Дж. 1990. Микросоциология . Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google Scholar

  • —. 2000. «Стыд и социальная связь: социологическая теория». Социологическая теория 18: 84–99.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Шейвер, Филлип, Джудит Шварц, Дональд Кирсон и Кэри О’Коннор. 1987. «Эмоциональное знание: дальнейшее объяснение прототипа подхода». Журнал личности и социальной психологии 52: 1061–1086.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Шелли, Роберт К. 2001. «Как ожидания в отношении производительности возникают из настроений». Социальная психология Ежеквартально 64: 72–87.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Смит-Ловин, Линн. 1990. «Эмоции как подтверждение и опровержение личности: модель контроля аффектов». Стр. 238–270 в программах исследований в социологии эмоций , под редакцией Т. Д. Кемпера. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка Press.

    Google Scholar

  • Соломон, Роберт С. 2002. «Назад к основам: о самой идее базовых эмоций». Журнал теории социального поведения 32: 115–144.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Соломон, Роберт С. и Лори Д. Стоун. 2002. «О положительных и отрицательных эмоциях». Журнал теории социального поведения 32: 417–435.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Стетс, Ян Э. 2004. «Эмоции в теории идентичности: влияние статуса». Стр. 51–76 в Advances in Group Processes , под редакцией Дж. Х. Тернера. Сан-Диего: Эльзевир.

    Google Scholar

  • Страйкер, Шелдон. 2004. «Интеграция эмоций в теорию идентичности». Стр. 1–24 из Теория достижений в групповых процессах , под редакцией Дж. Х. Тернера. Сан-Диего: Эльзевир.

    Google Scholar

  • Тенхоутен, Уоррен Д. 1995. «Двойная символическая классификация и первичные эмоции: предполагаемый синтез социогенной теории эмоций Дюркгейма и психоэволюционной теории эмоций Плутчика». Международная социология 10: 427–445.

    Google Scholar

  • —. 1996. «Очерк социоэволюционной теории эмоций». Международный журнал социологии и социальной политики 16: 190–208.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Тамм, Роберт. 1975. За пределами брака и нуклеарной семьи . Сан-Франциско: Canfield Press, Harper and Row.

    Google Scholar

  • —. 1992. «Социальная структура и эмоции». Социологические перспективы 35: 649–671.

    Google Scholar

  • —. 2004. «К универсальной теории власти и статуса эмоций». Стр. 189–222 в Advances in Group Processes , под редакцией Дж. Х. Тернера. Сан-Диего: Эльзевир.

    Google Scholar

  • Тибо, Джон В. и Гарольд Х. Келли. 1959. Социальная психология групп . Нью-Йорк: Уайли.

    Google Scholar

  • Туйтс, Пегги А. 1985. «Процессы самомаркировки при психических заболеваниях: роль эмоциональных отклонений». Американский журнал социологии 91: 221–249.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Тернер, Джонатан Х. 1998. Структура социологической теории . Белмонт, Калифорния: Издательская компания Wadsworth.

    Google Scholar

  • —. 2002. Лицом к лицу: к социологической теории межличностного поведения . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.

    Google Scholar

  • Уоллер, Уиллард. 1963. Старая любовь и новая: развод и приспособление . Карбондейл: Издательство Университета Южного Иллинойса.

    Google Scholar

  • Вайнер, Бернард. 1980. «Роль аффекта в рациональных атрибутивных подходах к человеческой мотивации». Исследователь в области образования 97: 4–11.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • —. 1982. «Эмоциональные последствия причинных атрибуций». Стр. 185–209 в Affect and Cognition , под редакцией MS Clark и ST Fiske. Лондон: Лоуренс Эрлбаум.

    Google Scholar

  • Классификация эмоций


    Ученые по-разному разбили классификацию эмоций, но единого мнения до сих пор нет.


    Психологам еще предстоит полностью ответить на вопрос «Сколько у нас эмоций?»

    Часть трудностей заключается в том, что наш опыт настолько сложен и включает в себя так много различных факторов, что отличить одну эмоцию от другой очень похоже на рисование линий песка в пустыне. Бывает сложно определить, где заканчивается одна эмоция или начинается другая.

    Хотя было доказано, что способность обозначать свои эмоции улучшает психическое здоровье, мы также должны осознавать и принимать эмоциональную сложность нашей повседневной жизни.

    Когда мы анализируем обыденную эмоцию, такую ​​как «счастье» или «гнев», мы знаем из повседневного опыта, что эти эмоции бывают разных степеней, качеств и интенсивности.

    Кроме того, наши переживания часто состоят из нескольких эмоций одновременно, что добавляет еще одно измерение глубины и сложности нашим эмоциональным переживаниям.

    Несмотря на то, насколько трудными могут быть эти различия, многие психологи пытались классифицировать наши эмоции по разным категориям.

    Ранняя философия разума постулировала, что все эмоции можно классифицировать как «удовольствие» или «боль», но с тех пор были выдвинуты более глубокие теории.

    Вот основные теории категоризации эмоций, которые были исследованы до сих пор.

    Список основных эмоций Экмана

    Экман составил свой список основных эмоций после изучения множества различных культур. Он описывал ситуацию и просил людей выбрать наиболее подходящее выражение лица. Он также показывал фотографии различных выражений лица и просил людей определить эмоцию. Во всех изученных культурах Экман обнаружил 6 основных эмоций:

    • Гнев
    • Отвращение
    • Страх
    • Счастье
    • Грусть
    • Сюрприз

    Вы узнаете, что 5 из них представлены в фильме Pixar «Головоломка» (Радость, Печаль, Страх, Гнев и Отвращение), который может стать отличным введением в эмоции для детей.

    Экман добавил в этот список в 1990-х годах, но заявил, что не все из них можно закодировать с помощью выражений лица:

    • Развлечение
    • Презрение
    • Довольство
    • Смущение
    • Волнение
    • Вина
    • Гордость за достижение
    • Рельеф
    • Удовлетворение
    • Сенсорное удовольствие
    • Позор

    Колесо эмоций Плутчика

    Роберт Плутчик создал новую концепцию эмоций в 1980 году. Он назвал ее «колесом эмоций», потому что оно продемонстрировало, как разные эмоции могут смешиваться друг с другом и создавать новые эмоции. Плутчик впервые предложил 8 основных биполярных эмоций: радость против печали; гнев против страха; доверие против отвращения; и удивление против ожидания. Отсюда Плутчик идентифицировал более продвинутые эмоции, основываясь на их разнице в интенсивности. Если вы посмотрите на диаграмму ниже, вы увидите, как каждая эмоция связана с другой:


    Классификация эмоций Попугаев

    Самая детальная классификация эмоций на сегодняшний день, вероятно, принадлежит теории Попугаев 2001 года. Parrot определил более 100+ эмоций и представил их в виде древовидного списка:



    Исследование эмоций в будущем

    Как вы можете заметить, существует много различий в том, как исследователи группируют разные эмоции. Меня удивляет, что, несмотря на все технологические и научные достижения, которые мы сделали, у нас до сих пор нет четкого ответа на то, сколько эмоций способен испытывать человеческий разум.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *