Эмоции психология человека: Все о эмоциях в психологии. Шпаргалка по чувствам и эмоциям для не психологов

Глава 7 Эмоции. Общая психология

Глава 7 Эмоции

7.1. Эмоции и их функции

Довольно сложно представить себе жизнь без эмоций, чувств, настроений. Мы ежедневно переживаем значительное число эмоциональных состояний. С помощью эмоций человек выражает собственные внутренние состояния, а также коммуницирует с другими людьми.

Эмоции — психологические состояния, выражающиеся в форме переживаний, ощущений приятного или неприятного, удовлетворенности или неудовлетворенности человека. Эмоции служат для оценки человеком окружающего его мира – людей, предметов, явлений и событий.

Выделяют пять основных функции эмоций.

– Оценка значимости происходящего. Эмоция дает возможность оценить силу раздражителя, его влияние на человека, оценить критическую или конфликтную ситуацию.

– Побуждение, мотивация к тем или иным действиям с целью удовлетворить свои потребности или желания. Эмоциональные состояния проявляются на физиологическом уровне – например, при выбросе в кровь адреналина.

Эмоции служат в качестве побуждающей силы для удовлетворения каких-либо потребностей организма.

– Регуляция деятельности, оценка удавшихся или неудавшихся трудовых действий.

– Предвосхищение, способность опережать развитие событий, предугадывать приятный или неприятный исход.

– Экспрессивная – выражение эмоций в виде мимики, движений, жестов, звуков.

Эмоции обладают несколькими характеристиками, такими как возбуждение или сила, а также «заряженность» эмоции («положительные» и «отрицательные» эмоции).

– Эмоциональное возбуждение – повышение уровня активации центральной нервной системы, характеризующее силу эмоционального состояния. Эмоции характеризуются помимо психической активности еще и активностью двигательной. Наиболее сильные эмоции, как правило, наименее продолжительны. Примером сильного непродолжительного эмоционального состояния может служить аффект (речь о нем пойдет чуть позже). Слабо выраженные эмоции могут длиться достаточно долго (например, зависть или надежда).

– Знак эмоций. Эмоции могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные эмоции возникают в случае невозможности реализовать свои цели или задачи, при воздействии на человека вредных внешних факторов. Положительные эмоции возникают при реализации своих задач, удовлетворении потребностей.

Стоит отметить, что в рамках изучения эмоций можно говорить об эмоциональных состояниях, т.е. некоторых устойчивых формах проявления эмоций. Эмоциональные состояния отличаются достаточно большой длительностью, плавностью протекания.

7.2. Эмоциональные состояния

Рассмотрим некоторые основные виды эмоциональных состояний.

– Настроение является отражением эмоционального состояния человека, его чувств. Настроение бывает плохим (характеризуемым усталостью, раздражительностью, пассивностью) или хорошим (при котором человек активен, весел, полон сил). При этом настроение человека может сохраняться в течение длительного периода времени или часто меняться.

– Тревога – эмоциональное состояние, характеризующееся чувством неопределенности, плохими предчувствиями, восприятием безопасных ситуаций как содержащих угрозу. В отличие от чувства страха тревога редко имеет конкретный стимул и зачастую беспочвенна. При этом она играет значительную защитную функцию, выраженную в том, что человек не станет реагировать на стимул, по отношению к которому испытывает чувство тревоги. Склонность часто испытывать тревогу может говорить о том, что человек не уверен в себе, у него низкая самооценка.

– Фрустрация (лат. frustratio – обман, неудача) – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неосуществления какой-либо значимой для человека цели, неудовлетворения значимой потребности и вызываемое непреодолимыми препятствиями в их достижении. Если не устранить причины фрустрации, то человек может впасть в депрессивное состояние, испытывать проблемы с памятью и мышлением. Негативный эффект фрустрации проявляется часто в агрессивном поведении, злости, утрате самоконтроля. Невозможность преодоления отрицательных факторов выливается в поиски компенсации, что проявляется в уходе от реальности, чувстве безысходности.

– Стресс (от англ. stress – напряжение) – реакция организма на экстремальное, сильное воздействие, физическое или психологическое, а также возникающее в ответ на данное воздействие состояние нервной системы или организма в целом. На человека ежедневно воздействует целый ряд сильных раздражителей, называемых стрессорами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Хьюго Бруно Селье (1907–1982) – врачом-эндокринологом. По мнению Селье, стресс представляет собой органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное некоторыми раздражающими факторами. Селье исследовал влияние стрессоров на крыс и других животных, подвергая их неприятным или болезненным стимулам. Он обнаружил, что все животные демонстрируют ряд схожих реакций на стрессоры, который он назвал «Общим адаптационным синдромом» и описал в работе «Синдром, вызванный различными повреждающими агентами» («A Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents»), опубликованной в 1936 г. в журнале «Природа» («Nature»).

Селье выделил три стадии общего адаптационного синдрома.

1. Стадия тревоги. В случае восприятия угрозы от стрессора человек начинает испытывать чувство тревоги, а также дискомфорт от того, что не осознает причину тревоги. При усилении дискомфорта человек стремится снять напряжение (например, после тяжелого трудового дня человек может спать дольше обычного).

2. Стадия сопротивления. В случае увеличения работы стрессора организму необходимо бороться с его негативными эффектами, адаптироваться к неблагоприятным условиям. Для поддержания стабильного состояния и сопротивления стрессорам необходимо значительное усилие.

3. Стадия истощения. На данной стадии человек задействует все ресурсы для противостояния стрессогенным факторам, что приводит к невозможности поддержания нормального функционирования нервной системы и своевременного восстановления физических сил. Запас сил заканчивается, и результатом долговременной стадии истощения могут стать серьезные проблемы со здоровьем, потеря трудоспособности.

В 1974 г. американский психолог Ричард С. Лазарус (1922–2002), профессор Университета Калифорнии, предложил модель, разделяющую стресс на два вида: эустресс, или австресс (eustress), и дистресс.

Эустресс – здоровый, положительный стресс. Слово образовано от греческого эу (eu), что означает «хороший». Соединение этой приставки со словом «стресс» означает «хороший стресс». Впрочем, хорошим является скорее стрессор, так как даже эустресс может нанести вред здоровью человека. Как правило, такой вид стресса вызывается положительными эмоциями, способен мобилизовать человека к адаптации в той или иной среде. Примерами эустресса можно считать праздники или выходные, победу на соревнованиях, получение повышения по службе, романтические отношения и т.д.

Дистресс – негативный тип стресса, оказывающий отрицательное влияние на организм, с которым человек не в силах справиться.

Симптомами стресса могут являться головные боли, упадок сил, переменчивое настроение, вялость.

Стрессорами могут являться:

– сенсорные раздражители – боль, яркий свет, резкий звук, шум;

– жизненные события – смерть и рождение детей, свадьбы и разводы, ссоры в семье;

– факторы, связанные с трудовой деятельностью, – безработица, жесткие планы выполнения работы, конфликты с коллегами;

– жизненный стиль – пьянство, недостаточный сон.

Как правило, выделяют два основных вида стресса – физиологический и психологический. Физиологический стресс вызывается непосредственным воздействием неблагоприятного стимула на организм (например, соприкосновение с раскаленным или ледяным предметом). Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в случае информационной перегрузки, когда человек не справляется с задачами, не успевая принимать верные решения в требуемом темпе при высоком уровне ответственности за окончательный результат. Эмоциональный стресс проявляется в случаях угрозы, опасности, обиды и т.д.

Влияние стрессогенных факторов на здоровье человека можно оценить с помощью шкалы Холмса – Раге. Современная шкала содержит список из 41 стрессогенного события, каждое из которых способно привести к заболеванию человека.

В 1967 г. психологи Томас Холмс и Ричард Раге провели исследование более 5000 пациентов, предложив им список из 43 жизненных событий. В результате была установлена высокая корреляция между этими событиями и заболеваниями людей.

В 1970 г. было проведено исследование, целью которого была возможность предсказать возможное заболевание. Шкала была предложена 2500 морякам, которые должны были указать стрессогенные события, которые произошли с ними за последнее полугодие. Наблюдение за состоянием здоровья моряков в течение последующего полугодия позволило установить связь между количеством стрессогенных событий и продолжительностью и сложностью заболевания.

Для получения результата, отражающего влияние стресса на здоровье, необходимо выбрать все события, которые происходили с человеком за последний год. Сумма баллов и окажется необходимым отражением стресса.

Приведем пример некоторых жизненных событий и соответствующих им баллов.

При высоких показателях стресса вероятность заболевания в ближайшие два года достигает 80%. Большое количество баллов служит сигналом, предупреждающим об опасности. Подсчет суммы баллов дает возможность воссоздать картину стресса и определить, какие именно жизненные ситуации негативно влияют на здоровье.

Существует несколько основных способов борьбы со стрессом и управления им:

– изучение и применение методик релаксации;

– употребление успокоительных травяных сборов;

– изменение питания – потребление меньшего количества жирной пищи и большего – фруктов и овощей;

– прогулки на свежем воздухе;

– управление своей агрессией – не срываться на близких людей из-за стрессов на работе;

– уменьшение числа стрессоров и их интенсивности.

– Аффект (лат. affectus — страсть, душевное волнение) – кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание, проявляющееся во временной дезорганизации сознания. Аффект является мощной эмоциональной реакцией, полностью захватывающей психику человека и вызывающей некоторые действия. Такие действия могут быть неосознанными, и в таком случае человек не может восстановить их в своей памяти. Во время аффекта способность мыслить рационально и контролировать свои поступки резко снижается. Поступки при аффекте свершаются не по четко обдуманной схеме, основанной на логике. Аффект может проявляться в форме ухода от тревожащей человека ситуации или в форме ступора, но чаще всего проявляется в немотивированной агрессии. Ход аффекта вызывает у человека потерю значительных сил, за счет того, что человек дает выход своим эмоциям.

В развитии аффекта выделяют три основных этапа.

1. Подготовительный этап. Человек становится напряженным, дезорганизуются основные психические процессы.

2. Этап взрыва. Человек теряет контроль над ситуацией и утрачивает самообладание. Эмоциональное перевозбуждение сопровождается плохо контролируемыми действиями. Нарушается ясность сознания.

3. Заключительный этап. Нервное напряжение спадает. Происходит истощение как психических, так и физических сил. Возникает состояние депрессии, слабости.

Страх – неприятное ощущение, эмоциональный ответ на опасность – реальную или нет. Страх может проявляться в виде возбужденного или подавленного эмоционального состояния. Страх может быть описан различными терминами в зависимости от степени выраженности.

Отвращение – эмоциональное состояние, вызываемое объектами, прямое или опосредованное соприкосновение с которыми вступает в противоречие с эмоциями, желаниями, принципами и установками человека.

Испуг – сильное эмоциональное потрясение, вызываемое прямым восприятием чего-либо неожиданного. Как правило, испуг является кратковременным состоянием.

Ужас – крайняя форма страха, наиболее сильное и интенсивное душевное потрясение. Зачастую ужас выражает реакцию на уже свершившееся событие.

Паранойя (от др.-греч. ???? — рядом, около, отклонение от чего-либо, ???’? — мыслить) – мания преследования. Данное психическое расстройство характеризуется длительными периодами необоснованного недоверия к окружающим, а также повышенной восприимчивостью.

У многих возникают проблемы с определением разницы между паранойей и фобией. Например, человек может бояться летать на самолетах, в том числе из-за страха авиакатастрофы. Мы можем назвать это фобией. Однако, если человек объясняет свой страх без должных доказательств и оснований тем, что пилот самолета – алкоголик и самолет упадет по этой причине, мы можем считать такое расстройство именно паранойей.

Признаками паранойи является то, что человек уверен в том, что ему хотят причинить вред, причем умышленно. Наиболее распространенным проявлением паранойи является убежденность в том, что человека преследуют, пытаются отравить или любят люди с более высоким социальным статусом.

Последнее расстройство – «синдром де Клерамбо» (эротомания) – было впервые научно обосновано в 1921 г. В основе данного синдрома лежит убежденность больного человека в том, что в него тайно влюблена персона с более высоким социальным статусом (зачастую известные личности – актеры, политики, спортсмены и т.д.). Покушение на жизнь 40-го президента США Рональда Рейгана, совершенное Джоном Хинкли, было вызвано как раз «синдромом де Клерамбо» и убежденностью в том, что смерть президента «впечатлит» знаменитую актрису Джоди Фостер, заставив ее «признаться в своих чувствах», а также позволит самому Хинкли стать не менее знаменитым и равным ей по статусу. Еще одним известным параноидальным расстройством является «синдром Кандинского – Клерамбо», выражающийся в убежденности больного в том, что его рассудком управляет кто-то другой или «высшие силы».

Фобия (от др.-греч. ????? — страх) – устойчивое проявление страха различных ситуаций, поступков, вещей, людей и т.д. Основным симптомом является желание любой ценой избежать источника страхов. Принято считать, что фобиями страдают порядка 10–20% жителей Земли.

Существует несколько разновидностей фобий.

• Авиафобия – боязнь полетов на самолете.

• Агорафобия – боязнь открытого пространства.

• Акрофобия – боязнь высоты.

• Алгофобия – боязнь боли.

• Арахнофобия – боязнь пауков.

• Аутофобия – боязнь одиночества.

• Афобофобия – боязнь отсутствия фобий.

• Бактериофобия – боязнь заразиться бактериями.

• Гемофобия – боязнь крови или ее вида.

• Гидрофобия – боязнь воды.

• Демофобия – боязнь толпы, большого скопления людей.

• Зоофобия – боязнь животных, чаще всего какого-либо определенного вида.

• Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства.

• Мезофобия – навязчивый страх заражения, попадания инфекции и последующего заболевания.

• Трипанофобия – страх перед уколами.

Помимо собственно психологических расстройств применительно к фобиям можно говорить и о существовании среди них ряда предубеждений, негативных или неприязненных отношений к каким-либо объектам или субъектам.

• Геронтофобия – страх старения или общения со стариками.

• Гомофобия – негативное отношение к гомосексуальности или гомосексуалистам.

• Психофобия – предубеждение против душевнобольных или дискриминация их.

• Ксенофобия – негативное отношение к иностранцам, приезжим.

• Христианофобия и исламофобия – негативное отношение к представителям христианства и ислама.

Число фобий велико, более того – в современном мире их число возрастает. Далеко не все они широко распространены, а некоторые могут показаться абсурдными. Примером составной фобии может являться «гексакосиойгексеконтагексапараскаведекатриафобия» – боязнь числа 666 в конкретный день – пятницу, 13-го.

Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение, направленное на умышленное причинение вреда другим людям. Агрессия может быть физической, словесной или психологической. Диапазон агрессивных действий может начинаться от словесных угроз или оскорблений и заканчиваться международными военными конфликтами.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную для человека потребность.

Удивление – реакция на внезапно возникшие обстоятельства или какое-либо событие, которая может иметь как положительный заряд, так и отрицательный.

Стыд – эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков или мыслей ожиданиям других людей, а также собственным представлениям о подобающем поведении.

Эмоциональные реакции (в отличие от устойчивых эмоциональных состояний) характеризуются высокой скоростью возникновения и быстротечностью.

Эмоциональная реакция возникает как ответ на какой-либо раздражитель (испуг от резкого звука, гнев или радость в случае гола в ворота одной из футбольных команд и т.д.). Интенсивность эмоциональных реакций может варьироваться от крайне слабой и зачастую не воспринимаемой самим человеком до чрезмерно яркой.

Эмоциональные отношения называют также чувствами. Чувства – это устойчивые эмоциональные переживания, связанные с каким-то определенным объектом, имеющим значение для человека. Чувства отличаются от эмоциональных реакций и эмоциональных состояний прежде всего длительностью – они могут длиться годами, а иногда и всю жизнь. Чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственные (моральные) чувства – чувства, возникающие при соотнесении воспринимаемых явлений действительности с выработанными обществом нормами. Нравственные нормы складываются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, религии, господствующей идеологии и т.д. К нравственным чувствам относятся гуманность, любовь, доброжелательность и т.д. К аморальным – эгоизм, жадность. Хотя стоит заметить, что в современном мире с его представлениями о морали едва ли не все чувства, ранее считавшиеся отрицательными, ныне признаются многими как совершенно естественные.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе деятельности человека, формируются на основе его работы и ее успешности. К чувствам интеллектуального характера можно отнести любознательность, работоспособность, самокритичность и т.д.

Эстетические чувства отражают эмоциональное отношение человека к прекрасному. Данный вид чувств проявляется в отношении к природе, искусству.

Литература

1.  Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л.: Наука, 1989.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.  – М.: Изд-во МГУ, 1984.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ, 1976.

4. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.

5. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М.: Знание, 1984.

6. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев: Политиздат, 1987.

7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.

8. Ладанов И.Д. Управление стрессом. – М.: Просвещение, 1989.

9. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

10. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. – М.: Знание, 1983.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

12. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М.: Наука, 1981.

13. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982.

14. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма.  – М.: Наука, 1988.

15. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Сб. статей. – М.: Прогресс, 1978.

16. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М.: Просвещение, 1966.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Базовые эмоции — Психологос

01 октября 2022 г., 21:24

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

 

Фильм «ГлобоСфера»

Базовые эмоции – эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах. Эмоции – общие для всех.

Критерий – наличие физиологической базы (мозговых структур, отвечающих именно за эту эмоцию) и сходство внешних выразительных движений.

Попытки определить набор «фундаментальных» или «базовых» эмоций имеют на Западе давнюю традицию. Этим занимались многие психологи. Во всех случаях предлагалось и разное число эмоций, и самые различные критерии их классификации. Авторы классификаций: М. Арнольд, П. Экман, Н. Фрижда, Дж. Грей, К. Изард, У. Джеймс, У. Макдауэлл, О. Морер, К. Отли, П. Джонсон-Лэрд, Дж. Панксепп, Р. Плучик, С. Томкинс, Дж. Уатсон, Б. Уэйнер.

Противоположность базовым – вариативные эмоции, внешнее проявление которых культурно и личностно обусловлено и нередко носит конвенциональный (договорной) или сугубо индивидуальный характер.

Многие психологи-практики базовыми эмоциями называют элементарные, далее неразложимые эмоции, из которых «собираются» эмоции составные, но в этом случае возникает путаница. Смотри Элементарные эмоции

Врожденные и базовые эмоции

Базовые эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами, и большинство базовых эмоций является врожденными. Однако не очевидно, что все базовые эмоции являются врожденными, и не очевидно, что все врожденные эмоции являются базовыми. См.→

Список базовых эмоций

Согласно Полу Экману, базовых эмоций семь:

  1. радость (довольство)
  2. удивление
  3. печаль (грусть)
  4. гнев (злость)
  5. отвращение
  6. презрение
  7. страх

Список от Изарда несколько иной:

  1. Удовольствие – радость
  2. Интерес – возбуждение
  3. Удивление – испуг
  4. Горе – страдание
  5. Гнев – ярость
  6. Страх – ужас
  7. Отвращение – омерзение
  8. Стыд – унижение

Подробнее смотри главу из: Изард, Психология эмоций

По мнению гештальт-терапевтов, основных чувств немного: гнев, страх, печаль, волнение, счастье, любовь. Слова типа «разочарованный», «виноватый», «обиженный», «раздраженный» обычно скрывают гнев. «Растерянный», «напряженный», «встревоженный» — страх. «Одиночество», «скука», «пустота» — печаль.

Изменяемость базовых эмоций

Даже если базовые эмоции врождены, то в индивидуальной биографии они могут меняться. Практически любой человек, взрослея, научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее. См.→

Полезные ссылки:
  1. Взгляды западных теоретиков
  • Базовые эмоции
  • Автор Н.И. Козлов
  • Видео

Комментарии (7):

Гость, 17 мая 2016 г., 19:50

Было бы здорово, если бы Вы давали ссылки на работы, из которых берете информацию. Библиография бы не помешала

1

ответ

Н.И. Козлов, 17 мая 2016 г., 22:59

Всегда приходится выбирать: или оформлять библиографию, или писать новые, нужные людям статьи. Пока выбираю писать статьи.

Гость, 19 апреля 2017 г., 21:41

https://www.b17.ru/article/basic_affects/ — здесь можно прочитать о базовых эмоциях с точки зрения системно-эволюционной теории

Гость, 27 января 2019 г., 02:04

А как с такой эмоцией как ненависть? это ведь особая эмоция, а не синтез нескольких

3

ответа

Гость, 04 апреля 2019 г. , 14:21

Это сильная злость, связанное с желанием уничтожить источник своего недовольства. Называют чувством, т.к. сложнее простой эмоц. реакции.

Гость, 07 мая 2019 г., 19:42

Ненависть — это чувство, которое складывается из эмоций, грубо говоря. Мы ведь не сразу ненавидим, правильно?

Гость, 27 сентября 2020 г., 19:21

Базовой эмоцией ненависти является гнев. В различных комбинациях с другими эмоциями возникают различные чувства. Ненависть, скорее всего, даже комбинация гнева с отвращением.

Материалы по теме:

31 дек. 2009 г.

Базисные эмоции, сложные эмоции, Макиавеллистские эмоции (П.Э. Гриффитс)

Одна из самых неотложных проблем философии эмоций и заключается в понимании отношений между базисными эмоциями и подобного рода сложными эмоциональными эпизодами. В данной работе, я расширяю список существующих, при этом не обязательно противоречащих друг другу, идей, объясняющих отношения между базисными эмоциями и подобного рода сложными эмоциональными эпизодами.

0Подробнее

01 янв. 2012 г.

Что такое эмоции?

Слово «эмоции» имеет несколько основных значений. В первом значении, эмоции — это быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление. Злость, обвинения и страдания, как вспыхивающие эмоции при глубоком чувстве обиды. Во втором значении, эмоции — это чувства, выражаемые для предъявления окружающим. Переживания для себя — скорее чувства. Выплеск чувств на другого, демонстрация чувств, выразительные движения для… — это уже скорее эмоции. В третьем значении, эмоции — это название всех проявлений аффективной сферы, в этом случае под эмоциями понимаются и чувства, и аффекты, и настроения, и даже желания.

7Подробнее

01 окт. 2022 г.

Элементарные эмоции

Элементарные эмоции/чувства — это максимально простые, далее неразложимые на еще более простые, эмоции-атомы. Природу и проявление элементарных эмоций/чувств нельзя изменить так же, как нельзя (обычным образом) изменить атом.

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Изменяемость базовых эмоций

Даже если базовые эмоции врождены, то в индивидуальной биографии они могут меняться. Практически любой человек, взрослея, научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать ее.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Классификация эмоций, виды эмоций и чувств

Классификация эмоций ставит задачу навести хоть какой-то порядок в сфере эмоций и чувств, дать возможность исследователям и практикам более точно говорить, о каких эмоциях и чувствах они говорят в том или ином контексте.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Вариативные эмоции

Вариативные эмоции — эмоции, внешнее проявление которых культурно и личностно обусловлено и нередко носит конвенциональных (договорной) или сугубо индивидуальный характер.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Врожденные и базовые эмоции

Большинство базовых эмоций является врожденными. Все ли? — Пока трудно сказать. Страх, по крайней мере, у некоторых младенцев с рождения отсутствует и появляется несколько месяцев спустя. Только ли базовые эмоции являются врожденными? — Тоже надо разбираться. Гнев, похоже, эмоция часто врожденная, но не базовая, а составная (недовольство плюс агрессия). Коллеги, нужна помощь!

7Подробнее

Перспектива основных эмоций – психология человеческих эмоций

Глава 3: Теория базовых эмоций и теория социального конструктивизма

Базовая теория эмоций: категориальный подход

Базовый эмоциональный подход использует категориальный подход для понимания эмоций. Категориальный подход означает, что целью является выделение отдельных групп или категорий эмоций. В рамках основных эмоций термин дискретная эмоция (или отдельная эмоция) означает, что эта эмоция представляет собой собственную категорию. Например, базовые теоретики рассматривают страх, гнев и отвращение как три отдельных дискретных эмоции. Ярость, раздражение и гнев — это чувства, которые можно отнести к категории дискретных эмоций гнева. Важно отметить, что дискретные/отдельные эмоции могут быть либо универсальными и базовыми, либо социально сконструированными.

Согласно базовой теории эмоций, люди и животные испытывают отдельные категории каждой эмоции, потому что каждая эмоция представляет собой адаптацию, разработанную для решения адаптивной проблемы. Например, со временем в ходе эволюции дискретная эмоция страха развилась как механизм, позволяющий избежать опасности и повысить выживаемость наших генов. Согласно базовым теориям эмоций, каждой дискретной эмоции решают уникальных адаптивных задач. В таблице 1 ниже приведены примеры дискретных базовых эмоций и адаптивной проблемы, для решения которой эмоция могла эволюционировать.

Таблица 1

Адаптивные проблемы, решаемые каждой дискретной эмоцией

Дискретная эмоция (т. е. адаптация)

Адаптивная проблема

Страх

Как избежать опасности

Отвращение

Отказ от ядовитой пищи или отказ от нее

Гнев

Управление физической угрозой в окружающей среде

Вина

Избегание исключения из группы из-за нарушения моральных/социальных норм или сохранение членства в группе

Смущение

Избегание отклонения от группы из-за нарушения социальных норм и информирование о нарушении

Радость

Ищу ценных помощников

Пол Экман был одним из первых психологов, применивших теорию Дарвина к человеческим эмоциям. Согласно Экману и Кордаро (2011), для того, чтобы конструкт считался базовой эмоцией, должны быть соблюдены два критерия. Во-первых, конструкция должна была развиться в нашем прошлом для решения адаптивной проблемы. Поскольку люди всех культур испытывали бы одни и те же адаптивные проблемы, эмоции должны быть универсальными. Универсальность означает, что для определенной эмоции четыре компонента эмоции должны изменяться одинаково во всех культурах. Второе требование состоит в том, чтобы эмоции были дискретными и категоричными. Поскольку каждая эмоция разработана для решения уникальной адаптивной проблемы, каждая отдельная эмоция должна состоять из уникальных изменений в четырех компонентах. Например, изменения компонентов страха (например, крик, бегство) должны отличаться от изменений компонентов гнева (например, оскорбление кого-либо, нападение, приближение).

 

Интервью эксперта Йельского университета: Пол Экман

*Видео ниже представляет собой интервью с Полом Экманом. В начале видео он рассказал, как он пришел к своим идеям по измерению выражения эмоций на лице и как он и Фризен разработали FACS. Около 17:00 он обсуждал свою теорию универсальности эмоций и свою работу с племенем форе Новой Гвинеи.

 

 

Эволюционная теория эмоций Дарвина

В 1872 году Дарвин опубликовал Выражение эмоций у человека и животных . (см. изображения ниже для фотографических выдержек из его книги). Дарвин (1872 г.) был первым, кто обсудил, как эмоции могут быть эволюционными адаптациями. В своей работе Дарвин определил три принципа, объясняющих развитие эмоций. Используя дискретную эмоцию отвращения, мы сосредоточимся на одном из его принципов, называемом принципом полезных связанных привычек. Дарвин считал, что в определенных ситуациях животные, в том числе и люди, совершают контролируемые произвольные движения, потому что эти движения помогают им решить задачу. Используя отвращение, это произвольное движение может быть выплевыванием пищи или высовыванием языка после того, как попробуете гнилую пищу. В этот момент Дарвин подчеркнул, что изменения в поведении были добровольными и, следовательно, еще не автоматическими и еще не считались адаптацией. Он сказал, что все люди, передавшие свои гены, испытают такие же изменения поведения в одной и той же ситуации — ситуации, когда они едят испорченную пищу. По прошествии долгого времени, объяснил Дарвин, по мере того как люди продолжают демонстрировать добровольное поведение по отношению к испорченной пище, изменения в поведении становятся автоматической привычкой. Термин «привычка» Дарвина — это то же самое, что и эволюционная адаптация. Эти привычки или приспособления генетически передаются нашему потомству. Теперь, сегодня, когда мы испытываем чувство отвращения, у нас появляется мотивация автоматически вести себя в соответствии с этой выученной привычкой. Помните, что теоретики базовых эмоций ищут дискретные, универсальные эмоции. Это означает, что поведение, мысли и чувства, относящиеся к каждой категории эмоций, должны отличаться от других категорий эмоций, потому что каждая эмоция развивалась для решения уникальной адаптивной проблемы. Фактически, сам Дарвин считал, что люди и животные демонстрируют уникальные изменения выражения лица для каждой эмоции.

 

Например, в своей книге Дарвин (рис. 1 ниже) показывает рисунок разочарованного выражения лица шимпанзе. На рис. 2 показаны лицевые мышцы человека, которые Дарвин идентифицировал как задействованные в эмоциональном выражении. Наконец, помните, что Джеймс и Ланге находились под сильным влиянием Дарвина и поэтому согласились бы с его теорией эмоций.

Рисунок 1

Выражение лица разочарования у шимпанзе

Воспроизведено из Выражение эмоций у человека и животных Ч. Дарвина, 1872 г. (https://www.gla.ac.uk/myglasgow/library/files/special/exhibns/month/nov2009.html). Copyright 1872 Джон Мюррей.

 

Рисунок 2

Мышцы лица человека, участвующие в выражении эмоций

Воспроизведено из Выражение эмоций у человека и животных Ч. Дарвина, 1872 г., (https://www.gla.ac.uk/myglasgow/library/files/special/exhibns/month/nov2009.html). Copyright 1872 Джон Мюррей.

 

Рисунок 3

Заплесневелые нектарины вызывают выражение отвращения на лице

 

Заплесневелые нектарины Воспроизведено из «Заплесневелых нектаринов», 2006 г. Открытый доступ. Лицензия на бесплатную документацию GNU

Отвратительный эмодзи Воспроизведено из «14 бесплатных векторных изображений отвратительного» от Pixabay. Бесплатно с: https://pixabay.com/vectors/search/disgusting/

 

Сегодня основная теория эмоций принимает эволюционную теорию как причину эмоций. В прошлом адаптивная проблема (употребление испорченной пищи) создавала эмоциональную конструкцию (отвращение). Сегодня адаптивная проблема (употребление испорченной пищи) вызывает эмоцию отвращения. Базовая теория эмоций предполагает, что адаптивная эмоция увеличивает выживаемость нашего гена, сталкиваясь с угрозами размножению (например, отвращение помогает нам избежать смерти) или расширяя репродуктивные возможности (например, радость побуждает людей исследовать и встречать новых потенциальных партнеров).

 

Четыре Критерии базовой эмоции

Четыре критерия должны быть выполнены, чтобы конструкт считался базовой эмоцией. Все эти критерии вытекают из предположения, что эмоции развились для решения проблем адаптации.

  1. Все люди и животные испытывают одни и те же универсальные, дискретные базовые эмоции.
  2. Эмоция должна приводить к одинаковым универсальным изменениям компонентов у всех людей и животных. Испытывая эмоцию, все люди и животные должны демонстрировать одинаковые изменения в поведении и физиологии. Кроме того, все люди должны сообщать об одних и тех же когнитивных оценках и субъективных ощущениях. Кроме того, одно и то же вызывающее событие должно вызывать одинаковые эмоции у всех людей и животных.
  3. Люди и животные должны проявлять эмоцию в раннем возрасте, потому что эмоция передается по наследству.
  4. Каждая эмоция должна вызывать уникальный шаблон изменений компонентов в компонентах эмоции, потому что каждая эмоция была разработана для решения уникальной адаптивной задачи. Кроме того, если две отдельные эмоции демонстрируют одинаковое изменение компонента, то это предполагает, что эти две отдельные эмоции на самом деле являются одной и той же базовой эмоцией. Например, в некоторых работах было обнаружено, что стыд и вина демонстрируют одинаковые изменения в когнитивных оценках и физиологии, что предполагает, что стыд и вина могут представлять одну и ту же базовую эмоцию!

Являются ли эмоции продуктом человеческого дизайна?

Источник: Wikimedia Commons

Ученые довольно широко согласны с тем, что некоторые подкатегории настроений и эмоций имеют эволюционную основу: они являются вариантами настроений и эмоций, которые помогли нашим далеким предкам передать свой генетический материал посредством эволюционных механизмов. Разногласия касаются того, какие настроения и эмоции относятся к этому классу и являются ли какие-либо важные аспекты настроений и эмоций преимущественно результатом исторически значимых движений, культурных обычаев или социальных иерархий без эволюционной основы.

Основные и сложные эмоции

Следуя работе психолога Пола Экмана (1992), эмоции (и настроение) принято делить на основные (или простые) и сложные (неосновные). Базовыми эмоциями являются радость, удивление, гнев, печаль, страх и отвращение. Ревность, любовь, вина, горе и гордость являются примерами сложных эмоций.

Базовые эмоции могут сочетаться (синхронно или диахронически) друг с другом, а также с дополнительными психологическими или телесными состояниями, образуя сложные эмоции, далеко не всегда связанные с общепризнанным выражением лица. Например, презрение представляет собой смесь гнева и отвращения, а стандартная форма горя представляет собой смесь удивления, печали, гнева и других элементов, таких как отрицание, торг и принятие.

Базовые эмоции называются так потому, что они связаны с отчетливыми и повсеместно узнаваемыми выражениями лица (Ekman & Friesen, 1971). Например, когда люди испытывают удивление, их брови выгибаются, глаза широко открываются, чтобы показать больше белого, а челюсть слегка отвисает. Когда люди испытывают отвращение, их верхняя губа приподнимается, переносица сморщивается, а щеки приподнимаются.

Эмоции и настроения бывает трудно различить. Однако общепринятое различие таково (Brogaard, 2015). Эмоции связаны или направлены на какую-то конкретную вещь или событие во внешнем мире. Например, эмоция гнева может быть направлена ​​на Джека, а не на Джилл. Настроения, с другой стороны, не направлены ни на что конкретное. У них вполне может быть причина, но они ощущаются как свободно плавающие. Например, депрессия может быть вызвана травмирующим детством, но она может ощущаться как психические (и/или телесные) симптомы, которые просто возникают без видимой причины, например, чувство, что больше нет ничего веселого. а утренняя раздражительность, дневная усталость и беспокойство являются примерами сложных настроений.

Экман не обращался напрямую к настроениям, но, как мы только что их охарактеризовали, кажется, что многие базовые эмоции Экмана имеют эквиваленты настроения. Радость, печаль и страх, например, конечно, могут проявляться в свободно плавающей форме, т. е. не будучи направленными на какую-либо конкретную вещь или событие во внешнем мире. Некоторые тревожные расстройства включают свободно плавающий страх, например, страх, проявляющийся как внутреннее психическое раздражение без видимой причины. Таким образом, мы можем ожидать, что настроения, как и эмоции, могут быть основными (и, таким образом, связанными с общепризнанными выражениями лица) или сложными (включающими множество компонентов, некоторые из которых являются основными настроениями).

Эволюционная основа эмоций

Как уже отмечалось, стандартный критерий отнесения некоторых эмоций к базовым основан на обнаружении того, что они связаны с универсально узнаваемыми выражениями лица. Это убедительный показатель того, что они были эволюционно выгодными (или адаптивными). Несмотря на то, что сложные эмоции и настроения не обязательно должны ассоциироваться с общепризнанным выражением лица, большинство ученых считают, что многие из них также имеют эволюционную основу.

В качестве примера рассмотрим ревность. Популярное эволюционное объяснение того, почему мы испытываем эту эмоцию в романтической любви, заключается в том, что она помогла нашим предкам выжить в цивилизациях, в которых женщины зависели от мужчин в получении большей части необходимого им питания и средств к существованию их потомства (Brogaard, 2015). В этих цивилизациях женщины получили бы эволюционную выгоду от эмоции ревности, потому что интенсивность этой эмоции, возможно, побудила их не допустить, чтобы их мужчина сбился с пути. Если мужчина сбежит с другой женщиной, она потеряет кормильца, и выживание ее генетического материала окажется под угрозой. Мужчины тоже извлекли бы эволюционную выгоду из эмоции ревности, потому что интенсивность этой эмоции, вероятно, побудила бы его помешать женщине спариваться с другим мужчиной. Если бы его женщина соединилась с другим мужчиной без его ведома, у него не было бы возможности узнать, что потомство не его собственное. Таким образом, он потратил бы ресурсы на воспитание чужих детей, что не помогло бы ему передать свой генетический материал.

Недавние исследования показали, что ревность все еще может играть примерно аналогичную роль в современной цивилизации. В культурах и субкультурах, где средства к существованию женщин зависят от экономического положения мужчин, мужчины и женщины в равной степени склонны к моногамии, независимо от религиозных или политических взглядов. Вероятная причина более сильной приверженности моногамии в этих группах заключается в том, что она способствует выживанию генетического материала каждой стороны. Выживание женщины и потомства зависит от мужчины, остающегося дома, чтобы они могли продолжать получать необходимые ресурсы, а мужчина зависит от выживания своего генетического материала, от того, что женщина не потеряется, поэтому его ресурсы закончатся. помогая выживанию других мужских генов. Ревность может побуждать людей в таких ситуациях принимать меры для защиты от неверности.

Многие сложные настроения тоже могли иметь эволюционную основу. В качестве примера рассмотрим депрессию, которая сегодня частично определяется продолжительностью и интенсивностью депрессивных симптомов. Одно из объяснений его распространенности сегодня состоит в том, что наши предки испытали быстрое усиление, скажем, ангедонии или меланхолии в критических обстоятельствах, например, когда ресурсов было мало или для их получения требовалось сложное решение проблем.

Вариация сегодняшних депрессивных симптомов, которые, как мы можем себе представить, были у наших предков в трудных условиях выживания, могла привести к тому, что они находили меньше второстепенных занятий приятными, менее мотивированными для начала новых проектов и менее склонными к необдуманным решениям. Это позволило бы им более интенсивно сосредоточиться на проблеме и использовать тщательное аналитическое мышление для ее решения. Люди с такой вариацией сегодняшних случаев депрессии имели бы эволюционное преимущество по сравнению с более спокойными, радостными и импульсивными типами, которые торопились бы с процессом принятия решений и не смогли бы решить проблему выживания во время своих трудностей.

Таким образом, наши предки, возможно, не испытывали точно такие же эмоции и настроения, какие мы испытываем, идентифицируем и называем сегодня. В некоторых случаях они, вероятно, испытали более короткие, более умеренные или иным образом отклоняющиеся формы сегодняшних эмоций и настроений. С этой точки зрения, сегодняшние эмоции и настроения являются результатом влияния совсем другой среды, в которой мы сейчас живем. Возьмем в качестве примера страх. Если бы предок, который охотился за едой, столкнулся с опасным медведем гризли, всплеск страха, вероятно, помог бы ему выжить. Реакция страха на медведя гризли будет связана с увеличением кровотока и кислорода и немедленным выделением глюкозы. Это сделало бы нашего предка физиологически более подготовленным к борьбе с медведем или к бегству от него, чем если бы он был равнодушным или приятно расслабленным.

Хотя мы испытываем страх в ответ на вещи, которые по своей сути опасны сегодня, мы также иногда испытываем более продолжительный страх в ответ на давление и новые стандарты успеха, навязанные нам современной культурой. Однако тот факт, что эмоции и продукты, которые мы испытываем сегодня, частично зависят от цивилизации, в которой мы живем, не подрывают ее биологическую и эволюционную основу. Изменения давления окружающей среды могут вызвать более интенсивные или более продолжительные нейрохимические реакции того же типа, которые вызывали настроение и эмоции наших предков. Из-за последствий для здоровья от усиления или продолжительности этих нейрохимических реакций наличие нейробиологических систем, которые помогали нашим предкам, может больше не быть для нас эволюционным преимуществом. Но может потребоваться целая эпоха эволюции, чтобы отсеять гены, отвечающие за подобную крайнюю чувствительность к стрессу у многих современных людей.

В итоге получается, что, хотя эмоции и настроения, примеры которых мы видим сегодня, больше не могут быть полезными для эволюции, они могут быть результатом нейробиологических реакций, очень похожих на нейробиологические реакции, которые когда-то были выгодны в среде, которая не оказывала постоянного давления на человека. нам работать сверх возможностей.

Классификация эмоций: валентность и возбуждение

Настроения и эмоции можно охарактеризовать по двум параметрам: валентность (иногда оценивается по положительно-отрицательной шкале или шкале удовольствия-неудовольствия) и степень возбуждения (иногда оценивается по шкале активации-деактивации). или шкала взаимодействия-отключения). Валентность эмоции или настроения относится к когнитивной интерпретации физиологических реакций. Степень возбуждения эмоции или настроения зависит от степени активации вегетативной нервной системы — системы контроля, которая регулирует автоматические функции организма, такие как частота сердечных сокращений, реакция артерий, пищеварение, мочеиспускание, реакция зрачков и сексуальное возбуждение. Именно эта часть нервной системы тела контролирует нашу реакцию «бей или беги», о которой говорилось ранее.

Аффективные состояния положительной валентности и высокого возбуждения включают в себя чувство сексуального влечения, влюбленности, эйфории и энтузиазма. Положительные состояния с низкой валентностью включают в себя чувство признательности, расслабленности, самодовольства и сексуального удовлетворения. Отрицательная валентность и сильное возбуждение характерны для чувства страха, отвращения, гнева, суицидальных мыслей, боли и ревности. Отрицательная валентность и низкое возбуждение — типичные признаки депрессии, меланхолии, одиночества и беспомощности. Вот краткий обзор ограниченного набора эмоций/настроений в четырех квадрантах, вытекающих из принципов категоризации валентности-возбуждения:

Высокое возбуждение низкого возбуждения

Положительная валентность Энтузиазм. Тиранический Скучный

Разъяренный Депрессивный

Раздраженный Эмоционально обиженный

Расстроенный Истощенный

Боящийся Одинокий

Одержимый Грустный

Валентность и возбуждающий эффект эмоций и настроения могут изменять как субъективные чувства, ответственные за то, как мы идентифицируем и называем эмоции, так и когнитивные процессы, такие как внимание, память, принятие решений и решение проблем.

Культурные различия в эмоциях положительной валентности

В этом контексте возникает интригующий вопрос: все ли эмоции и настроения, наблюдаемые сегодня, имеют эволюционную основу или некоторые из них являются социокультурными конструктами. Под «социокультурным конструктом» я подразумеваю, что физиологическая реакция (которая имеет биологическую основу) когнитивно переосмысливается в свете влияния современной культуры или исторически значимых событий. Такая переинтерпретация физиологической реакции, вероятно, ощущалась бы на субъективном уровне совершенно по-другому и привела бы к иному паттерну поведения, чем альтернативная когнитивная интерпретация. В результате это привело бы нас к идентификации реакции вместе с новой когнитивной интерпретацией как новой эмоции.

Рассмотрим первые эмоции положительной валентности (высокое удовольствие), такие как чувство благодарности, признательности, сексуального возбуждения, сексуального удовлетворения, влюбленности, любопытства, расслабления, безмятежности, омоложения, эйфории, энтузиазма, авантюризма, новаторства или триумфа. Среди множества эмоций положительной валентности то, что считается идеальными эмоциями/настроениями, которые люди стремятся испытать, действовать и которыми восхищаются в других, варьируется в зависимости от истории и культуры. Поскольку представления людей о том, что считается идеальной эмоцией, побуждают их стремиться к определенным видам поведения и избегать других, их отношение к эмоциям/настроениям положительной валентности может иметь весьма существенное влияние не только на то, как люди ведут себя в повседневной жизни. , но и на долгосрочное счастье и структуру общества в этической, правовой, политической, экономической и социальной сферах.

Недавнее исследование межкультурных различий между Востоком и Западом показывает, что эти предсказания подтверждаются. Различия в установках в западных индивидуалистических культурах по сравнению с восточными коллективистскими культурами — относительно новое явление с точки зрения эволюции — могли привести к различным когнитивным интерпретациям физиологических реакций и, следовательно, могли привести к различиям в том, чем мы восхищаемся в других и стремимся достичь. .

В восточной коллективистской культуре положительные эмоции низкого возбуждения ценятся выше, чем положительные эмоции высокого возбуждения, что мотивирует желание проявлять и действовать в психологических состояниях низкого возбуждения и избегать выражения аффекта высокого возбуждения. С акцентом на серьезность и сдержанность, а также связь с другими и взаимозависимость от них счастье и удовлетворенность жизнью приравниваются к более безмятежным, целостным и ориентированным на других эмоциональным состояниям и желанию действовать соответственно.

В западной индивидуалистической культуре, напротив, позитивные эмоциональные состояния высокого возбуждения, такие как чувство целеустремленности, целеустремленность и экспансивность, пользуются большим уважением у жителей Запада и вызывают значительно большее восхищение, чем положительные эмоции низкого возбуждения. Счастье и удовлетворенность жизнью приравниваются к обладанию этими целеустремленными и самодовольными эмоциональными состояниями. Как следствие, жители Запада сильно желают проявлять и действовать в соответствии с такими самоуправляемыми установками, и ими часто восхищаются другие.

Различие в эмоциональных предпочтениях можно проследить до ценности, придаваемой предметно-центрированным понятиям, таким как автономия, талант и достижения. Предметные концепции составляют основу фундаментальной идеологии западной культуры. Действительно, наши убеждения в том, что сделает нас счастливыми, во многом проистекают из воплощения таких концепций во всех аспектах западного общества.

Западная и восточная культуры разными способами предотвращают скрытые вызовы своим идеологиям. Воспитатели инструктируют или принуждают своих детей к участию в деятельности, которая может вызвать положительные эмоции, которые ценятся в обществе, например, игры и спорт, вызывающие возбуждение, на Западе. В последнее время более богатые родители также остаются рядом со своими детьми и прокладывают им путь, чтобы они оказались на правильном пути к экономическому классу, населенному учителями, коллегами, работодателями, боссами и политиками, которые восхищаются и поощряют детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *