Эмоциональная эмпатия: Три вида эмпатии: в чем разница и как их освоить

Содержание

Три вида эмпатии: в чем разница и как их освоить

26 387

Познать себя

Мы часто слышим, что миру не хватает эмпатии, вы наверняка замечали ее недостаток. Руководитель не может найти общий язык с командой и наоборот. Мужья и жены не понимают друг друга, родители забыли, что значит быть подростком, дети не видят, как о них заботятся. Мы сетуем, что люди не считаются с нашим мнением и чувствами, но поступаем точно так же.

С одной стороны, чтобы понять, что чувствуют остальные и почему действуют определенным образом, нужно время и усилия. Мы не особенно стремимся растрачивать ресурсы на всех подряд. К тому же проявлять сочувствие нелегко, даже если хочется.

Привычка цепляться к недостаткам перерастает в психическое и эмоциональное противостояние

С другой стороны, мы должны научиться, иначе рискуем испортить отношения. Привычка цепляться к недостаткам перерастает в психическое и эмоциональное противостояние. Каждый держит противника под прицелом, проблемы сохраняются, и надежды на примирение нет. Если кто-то решится проявить сочувствие, замкнутый круг разорвется. Человек, которого поняли, чаще всего отвечает взаимностью и делает шаг навстречу. Какой итог? Созданы доверительные отношения, где обе стороны готовы верить друг другу на слово и прощать промахи.

Что это такое и как развить?

Эмпатию описывают по-разному, зависит от того, у кого спрашивать. Большинство согласятся с определением: «Эмпатия — это способность понимать и разделять мысли или чувства окружающих». Чтобы чувствовать и проявлять ее, необязательно переживать то же, что и остальные. Это означает стремление лучше разобраться в людях, побывать на их месте.

Психологи Дэниел Гоулман и Пол Экман выделяют три вида этой способности.

Когнитивная эмпатия — способность понять, что чувствуют люди и почему так думают. Благодаря ей мы становимся отличными переговорщиками, потому что умеем подавать информацию так, чтобы ее восприняли другие.

Эмоциональная эмпатия (или аффективная) — способность переносить на себя чужие чувства. Некоторые описывают ее так: «Ваша боль в моем сердце». Она помогает душевному сближению.

Сострадательная эмпатия (или эмпатическая забота) — больше, чем понимать других и разделять их чувства. Она заставляет действовать, помогать всеми силами.

Как работают виды эмпатии?

Предположим, друг недавно потерял кого-то из родных. Естественной реакцией может быть участливость, жалость или скорбь. Вам захочется выразить соболезнования, и друг, скорее всего, будет признателен. Но, как мы помним, для эмпатии нужны время и усилия.

Все начинается с когнитивной эмпатии: представляем, что ему пришлось пережить. Кого он потерял? Насколько они были близки? Он узнал боль потери, как теперь изменится его жизнь? Благодаря эмоциональной эмпатии можно не только понять, но и разделить чувства друга. Какая-то ваша часть знает, что такое глубокая скорбь и насколько это больно. Вероятно, вы помните, как тяжело терять близких или представляете, как чувствовали бы себя, если бы это произошло.

Сострадательная эмпатия приводит к действиям. Вы можете взяться за приготовление еды, чтобы друг об этом не думал. Сделать необходимые звонки или помочь по хозяйству. А может быть, просто побудете рядом или, если друг хочет остаться один, присмотрите за его детьми.

Здесь только один наглядный пример эмпатии, но каждый день приносит новые возможности для развития этой способности. По сути, каждый контакт с окружающими — это шанс принять другую точку зрения, разделить чьи-то чувства и помочь.

Развиваем когнитивную эмпатию

Речь идет об обоснованных предположениях. Зачастую мы неверно истолковываем жесты и мимику. Улыбка может означать не только радость или удовольствие, но и печаль.

Если хотите найти общий язык с людьми, вспомните, что о них известно, и постарайтесь узнать еще больше. Но интерпретация чужого настроения, поведения или мышления всегда строится на прожитом опыте и невольных предубеждениях. Интуиция нередко подводит, не торопитесь с выводами. После разговора найдите минуту и обдумайте отклик собеседника: что он написал или сказал, какими были его движения. Со временем сможете распознавать не только состояние и характер окружающих, но и как они воспринимают ваши мысли и манеру общения.

Учимся эмоциональной эмпатии

Это требует усилий. Ведь цель — проникнуться чувствами другого, выйти на глубокий уровень взаимопонимания. Внимательно слушайте тех, кто рассказывает о проблемах. Сдерживайте желание оценивать людей или ситуации, перебивать, делиться опытом, предлагать решения. Вместо этого сосредоточьтесь на стремлении разобраться, что он чувствует и почему именно так. Нужно дать себе время на размышления. Когда поймете, что переживает человек, поставьте себя на его место. Спросите себя: «Было ли со мной нечто подобное?»

Не надо вести себя как всезнайка, у которого на все готов ответ

Этот процесс описал Хендри Вейсингер, автор книги «Эмоциональный интеллект на работе». «Когда кто-то говорит: «Я провалил презентацию», я не думаю о собственной неудачной презентации, ведь по большому счету это пустяк. Скорее, вспоминаю, что чувствовал, когда не справился с важной задачей. То есть восстанавливаю в памяти ощущения, а не событие».

Конечно, никто не в силах представить, как чувствует себя другой человек. Когда научитесь проникаться чувствами других и составлять полное представление о ситуации, вы сможете проявлять сочувствие.

Тренируем сострадательную эмпатию

Начинайте с прямого вопроса: «Чем тебе помочь?» Если человек не может отвечать, спросите себя: «Что помогло мне в подобной ситуации?» или «Что могло бы мне помочь?». Делиться опытом или высказывать соображения в целом неплохо, но не надо вести себя как категоричный всезнайка, у которого на все готов ответ. Говорите о том, что стало спасением. Вместо универсальных решений предлагайте возможные пути выхода из затруднений.

То, что сработало в вашем случае или во многих случаях, может оказаться бесполезным для конкретного человека. Это не повод бросать его в беде. Делайте, что можете.

Применяем на практике

Когда возникнет необходимость понять чужую точку зрения, повторите несколько правил.

  • Вы не видите всей картины. Каждый случай индивидуален, многие обстоятельства вам неизвестны.
  • Сегодня вы думаете и чувствуете иначе, чем вчера, это зависит от настроения.
  • В сильном стрессе поведение может оказаться непредсказуемым.

Помните об этом, и тогда сможете лучше разбираться в людях и находить общий язык. Никто не застрахован от испытаний и неудач, вам тоже могут пригодиться сочувствие и понимание.

Источник: Inc.

Текст:Елена АнисимоваИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Одолеть дементора»: можно ли вылечиться от депрессии раз и навсегда?

Возраст неуверенности: почему важно хвалить подростков

«За 33 года жизни у меня не было ни близости, ни отношений: чувствую себя неполноценной»

«Тревога за жизнь матери и чувство вины перед ней не дают мне жить»

Фанаты OnlyFans — сексуальные извращенцы или нет?

Жизнь после 30: новые правила свиданий

Как понять, что нравишься коллеге по работе

На грани фола: почему людям нравятся фильмы и сериалы про запретные отношения

Эмоциональная, когнитивная или.

.. | oringo.com.ua

Эмпатия – понятие для широкой общественности относительно новое. Ещё не так давно это был сугубо научный термин, а сейчас он известен каждому и даже успел стать синонимом понятия «сострадание» (что, кстати, не совсем точно). Но правильно ли мы понимаем это слово? Что же такое «эмпатия» на самом деле?

 

Понятие о сопереживании, способности разделять с другим его чувства было у человечества, пожалуй, всегда – часто слабее, чем хотелось бы, но всё-таки. Но осознали люди эту свою способность только к началу двадцатого века. И первым осознавшим – и давшим определение – был никто иной как Зигмунд Фрейд. Правда, он рассматривал эмпатию, в первую очередь, как профессиональное качество психоаналитиков: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным». Но другие исследователи быстро поняли, что эмпатия свойственна не только психоаналитикам, и перенесли это понятие на людей вообще.

Зигмунд Фрейд, самый эмпатичный доктор в мире

 

Эмпатия, строго говоря – это способность не просто переживать чувства другого человека, но и чётко понимать, чьи это чувства на самом деле. И, кстати, эмпатия – это не сострадание! Это разные вещи, и сострадание – разделение с другим его горя – это всего лишь частный случай эмпатии. На самом деле, вместе с человеком можно не только горевать на пару, но и радоваться, смущаться, злиться и много чего ещё. И всё это будет эмпатия!

 

А ещё эмпатия не одна – её целых три вида, и они очень разные.

Во-первых, это эмпатия эмоциональная. Собственно, то, что под этим словом обычно и подразумевают – способность проникнуться чужими эмоциями и прочувствовать их также интенсивно и убедительно, как и свои.

 

 

Здорово, скажете вы? Настоящая суперспособность? Да, легко поверить, что люди с развитой эмоциональной эмпатией – самые понимающие, отзывчивые и готовые помочь. На деле же часто бывает ровно наоборот: переживание чужих эмоций выматывает таких людей настолько, что на помощь никаких сил уже не остаётся. Оно и понятно – представьте себе, каково сопереживать, например, человеку, которого укусила собака. Если кого-то укусили, а вы почувствовали этот укус как свой, у вас и реакции будут соответствующие – заорать от боли и начать нецензурно ругать собаку и её хозяина, а не побежать в поликлинику за прививкой от столбняка… Так что порой развитая эмоциональная эмпатия – такой себе дар.

Зато таким людям легко находиться с другими «на одной волне», к тому же не стоит забывать, что чужую радость эмоциональные эмпаты тоже чувствуют как свою. Так что главное – уметь своим даром правильно распоряжаться!

 

Второй вид – эмпатия когнитивная, то есть умственная. Это способность моделировать в уме ситуацию другого человека, создавать этакий мини-симулятор и таким образом понимать, что человек ощущает. Эмоциями при этом проникаться вовсе необязательно – более того, у когнитивных эмпатов внезапные эмоции могут «сбить оптику» и исказить реальное понимание ситуации.

 

 

Интересное дело – в массовом понимании когнитивной эмпатии как бы не существует. Если человек не разделяет чужих эмоций – значит, он сухарь, мизантроп и вообще асоциальная и неприятная личность. Однако почему-то упускается из виду, что безэмоциональный человек способен оценивать ситуацию значительно точнее, соответственно, его реакции будут куда более продуктивными и продуманными. И если на его глазах кого-то укусит собака, это не выведет его из строя, а даст чёткое понимание, что укушенному больно – и когнитивный эмпат, не тратя времени на лишние переживания, побежит в аптеку.

К тому же, подумайте сами, многого ли стоила бы человеческая доброта, если бы люди проявляли её лишь после того, как им «напомнят» собственные неприятные эмоции?

 

Третий тип эмпатии – эмпатия предикативная. Вот уж где в самом деле магия, потому что это способность переживать чужие эмоции от ситуаций, в которых сам переживающий никогда не был.

 

 

Допустим, предикативный эмпат хорошо знает, что такое укус собаки и представляет себе спектр соответствующих эмоций. Но вот австралийские змеи его не кусали никогда, и понятия о подобной ситуации и ощущениях от неё наш герой не имеет. И тем не менее, когда его друг из Австралии рассказывает, как его в своё время укусила змея, предикативный эмпат мгновенно модулирует незнакомую ситуацию – и проникается эмоциями, ничуть не меньшими, чем если бы друга покусала знакомая и легко представимая собака.

Пожалуй, предикативная эмпатия – суперспособность будущего, когда мы установим контакт с инопланетянами и будем познавать их культуру. Вот тогда-то умение мысленно бывать в совершенно невероятных ситуациях и переживать соответствующие чувства будет востребовано как никогда!

 

 

Задатки для развития каждого из трёх видов эмпатии есть у каждого человека – другое дело, что обычно доминирует какой-то один либо два типа. Впрочем, при желании любой из видов эмпатии можно тренировать, и достичь в этом немалых успехов.

 

 Хотите узнать, каков ваш собственный эмпатический уровень? Пройдите небольшой психологический тест. Он, правда, рассчитан в первую очередь на эмоциональную эмпатию – но это не делает его менее интересным!

Будем ждать ваших результатов в комментариях!

 

Ольга Оринго 

Что такое эмпатия, или Счастье

Эмпатия – одно из самых важных понятий психологии и человеческих отношений. Вместе с тем это одно из самых загадочных явлений, про которое существует много мифов и заблуждений. И среди психологов нет единого мнения, что нужно называть эмпатией. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе с опорой на современные научные представления.

 

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

 

Триада

Эмпатия – это системное явление, состоящее из трех элементов:
1. Когнитивная эмпатия (понимание эмоций).
2. Эмоциональная эмпатия (сопереживание).
3. Эмпатическая забота (заинтересованность, беспокойство, ответственность).

Если в поведении человека присутствуют только один или два элемента, то мы имеем дело не с эмпатией в традиционном понимании, а с другими явлениями: симпатией, тревогой, злорадством, признаками социопатии и макиавеллизма.

Разбитое сердце

Для наглядного понимания феномена эмпатии ознакомимся с реальным случаем, приведенным в книге Стивена Кови «Жить, используя семь навыков». История называется «Как впервые разбилось мое сердце».

«Когда мне было 17, я пережил первое жестокое разочарование в любви. Никогда не забуду эту боль. Девушка, с которой я встречался, без всякого предупреждения и без всякого сожаления разорвала наши отношения и сразу же начала встречаться с моим близким другом. В один миг мой мир рухнул. Помню, как на своем джипе Willys 1952 г. я уехал в горы, возвышавшиеся над моим родным городком Редлендс, штат Калифорния, полный решимости никогда не возвращаться в школу, да и вообще к жизни. С приближением вечера голод и боль заставили меня вернуться домой. Я ничего не говорил, но, заглянув в мои глаза, родители, видимо, поняли, что произошло. Есть я не мог, поэтому отправился в свою комнату, бросился на кровать и заплакал. Я рыдал и рыдал. Через некоторое время дверь в мою комнату тихо открылась, и я почувствовал, что у моей кровати стоит отец. Он осторожно откинул покрывало и пристроился рядом. Он обнял меня своими сильными теплыми руками и прижал к себе крепко, как никогда. Он согрел меня – мое тело, сердце и душу.
Продолжая рыдать, я чувствовал его силу и тепло. И тогда отец начал плакать вместе со мной. Я почувствовал, как его грудь содрогается от рыданий. Своим лицом он прижимался к моему, и я чувствовал, как его теплые слезы текут по моей щеке, сливаясь с моими слезами. Он ничего не сказал. Просто плакал. Плакал, потому что мне было больно. Плакал, потому что любил меня и чувствовал мою боль. Через какое-то время мои рыдания стихли, и на смену боли пришло облегчение. Отец поднялся, укрыл меня до самого подбородка и положил мне руку на плечо. Потом он сказал: «Сын, обещаю, солнце взойдет снова. Я люблю тебя». Потом он ушел, так же тихо, как появился. Он был прав. Солнце взошло снова. Я проснулся, надел все лучшее, отполировал свой джип и отправился в школу.

Жизнь продолжалась, в некотором смысле она стала даже более полнокровной, поскольку теперь я знал, что меня любят таким, какой я есть. Мой отец показал мне, что значит настоящее сопереживание. Недавно я тихо опустил крышку гроба моего отца. Перед тем как это сделать, я немного помедлил, погладил его бороду и вспомнил ту ночь».

Понимание

Хотя эмпатия определяется обычно как сопереживание (то есть эмоциональный процесс), когнитивный компонент в ней присутствует и является обязательным. Благодаря когнитивной эмпатии мы понимаем, что человек чувствует, и можем охарактеризовать это какими-то словами, например, «печаль», «горе», «радость», «отвращение».
Когнитивная эмпатия позволяет нам понимать причины и мотивы переживаний, а также способы влияния на эмоциональное состояние человека.
В описанной истории отец прекрасно понимал состояние сына, хотя никаких объяснений ребенок не давал.

Сопереживание
Также в этой истории отец рыдал вместе с сыном. Это проявление эмоционального компонента эмпатии.

Исследования показывают, что у человека во время сопереживания активными становятся те же зоны мозга, которые активны у человека, которому он сопереживает. То есть эмпатия – это сопереживание в прямом смысле слова. Мы можем чувствовать буквально то же, что чувствует другой человек.

Эта способность основана на нашем самосознании, способности понимать и переживать свои чувства. Мы принадлежим к одному виду живых существ, у нас одинаковые нервная система, рецепторы и гормоны. Когда мы видим других людей, то мгновенно соединяем эти данные со своим опытом и можем переживать те же эмоции.

Отцу было легко сопереживать сыну, потому что в его опыте были отношения с женщинами и переживания из-за расставаний. Или даже если такого опыта у него не было, то наверняка был опыт душевной боли по любой другой причине.

У людей с чертами социопатии и макиавеллизма эмоциональный компонент эмпатии развит недостаточно. Неспособность к сопереживанию приводит и к отсутствию эмпатической заботы. При этом когнитивный компонент эмпатии и в целом интеллектуальные способности у них нормальные. Информацию о чужих эмоциях они понимают и используют для достижения своих целей, манипуляции людьми и обмана. Про таких людей говорят, что у них камень в груди. Зоны мозга, отвечающие за переживание эмоций, у них пассивны, когда они наблюдают за другими людьми. Активны лишь речевые центры, то есть они словами рассказывают себе о чужих эмоциях.

Однако способность отключать эмоциональное сопереживание нужна и нормальным людям в личной и профессиональной жизни. Например, хирургу для качественного выполнения своей работы нужно быть хладнокровным и точным. Эмоции здесь мешают.

При этом нужно уметь отключать эмоциональный компонент эмпатии, оставляя включенными когнитивный компонент и заботу. Никому не нравятся абсолютно холодные, отстраненные врачи, которые не обращают никакого внимания на тревоги пациента.

Забота

Третьим элементом эмпатии является эмпатическая забота. Это означает, что мы хотим помочь другому человеку, что мы чувствуем ответственность за его благополучие, что мы беспокоимся о нем.

В истории «Как впервые разбилось мое сердце» отец не только понимал состояние сына и причины этого состояния, не только сопереживал ему. Он еще хотел помочь сыну, хотел облегчить его состояние. Поэтому он пришел к нему в комнату, обнял его, побыл рядом с ним, выразил свое сопереживание, разделил с ним его горе и произнес слова утешения.

Когнитивный и эмоциональный виды эмпатии без заботы могут принимать форму злорадства. Такая ситуация возникает, когда мы наблюдаем страдания неприятного нам человека.

Но и эмпатическая забота без когнитивного и эмоционального видов эмпатии может принимать уродливые формы. Например, излишне беспокойные матери могут сильно тревожиться за благополучие своего ребенка. Но без понимания его состояния и обстоятельств, в которых он находится, никакой пользы от этой тревоги для ребенка нет. Такая обеспокоенность приводит лишь к тому, что ребенок становится тревожным, робким, застенчивым и боязливым.

В своей социально приемлемой форме эмпатическая забота без сопереживания называется симпатией. Многие люди желают всем добра. Но мы не можем глубоко сопереживать несчастье или восторг каждого своего знакомого. В этих ситуациях мы ограничиваемся сочувствием и выражаем его в стандартных фразах: «Примите мои соболезнования», «Могу ли я вам чем-то помочь?», «Это тяжелая утрата», «Это прекрасно!», «Здорово!».

Но и с такой доброй симпатией нужно быть осторожными. Без понимания и сопереживания можно легко навредить. Например, в истории про разбитое сердце любые попытки отца проявить голую симпатию в словах (без понимания и сопереживания) только ухудшили бы состояние сына. Это как сыпать соль на рану: «Сынок, что случилось?», «Тебя бросила девушка?», «Да, это тяжело», «Я свое первое расставание тоже болезненно воспринял», «Но время лечит», «Знаешь, сколько их у тебя еще будет?». Такая симпатия лишь показывает человеку, что он одинок в своем переживании. Это понимание одиночества только усугубляет его состояние.

Кислород

Есть такое образное выражение – «психологический кислород». Так говорят про базовые психологические потребности. В их числе желание быть понятым. Счастье – когда тебя понимают. Именно эмпатия удовлетворяет эту потребность. Чем больше наша способность к эмпатии, тем больше счастья в нашем мире.

Побочным эффектом эмпатии является колоссальный рост возможности влиять на людей. Человек, которого поняли, чувствует себя счастливее и в благодарность за это готов понимать того, кто понял его.

Но часто мы не пытаемся проявлять эмпатию, потому что это требует времени. Мы торопимся. Нам кажется, что понимание, сопереживание и забота – это нерациональный расход времени, которое можно потратить на достижение конкретных результатов, а не на «пустую болтовню».

На самом деле эмпатия ускоряет решение вопросов и многократно увеличивает эффективность. В человеческих отношениях быстро значит медленно, а медленно значит быстро. Тише едешь – дальше будешь.

Например, пациенты менее склонны выполнять рекомендации врачей, полностью лишенных эмпатии, и чаще подают на них в суд за врачебные ошибки. Хотя количество врачебных ошибок у них не больше, чем у других врачей. То есть несколько минут внимания к пациенту избавляют врача от длительных и дорогих судебных разбирательств.

Активно слушать

Эмпатия сильно зависит от направления нашего внимания. Достаточно отвернуться от человека или уткнуться в телефон, чтобы эмпатия стала невозможной.

Когда общаетесь с человеком, практикуйте активное слушание: смотрите на его мимику, жесты, позы, обращайте внимание на интонацию, вдумывайтесь в смысл слов. Чем мы более внимательны к окружающим, тем лучше наша способность их понимать и сопереживать.

Ознакомьтесь с книгой-тренажером Пола Экмана «Узнай лжеца по выражению лица». С ее помощью вы научитесь понимать эмоции людей по мимике.

Активно понимать

Эмпатия начинается с когнитивного компонента, с понимания состояния человека и обстоятельств, связанных с этим состоянием. Поэтому для развития эмпатии нужно развивать свою способность думать, понимать.

На консультациях я часто рекомендую родителям выработать привычку: сначала стремиться понимать своего ребенка и только потом стремиться быть понятым. Обычно родители на это возражают, что ребенок им ничего не рассказывает, поэтому они не могут его понять.

На самом деле понимать человека и слушать слова человека не одно и то же. Понимать человека означает совершать внутреннюю мыслительную работу. Слушать человека означает, что работу должен делать тот, кто говорит.

Более того, для понимания обычно не нужны слова. Через слова можно передать не более 10% информации. Еще 30% информации передается через то, как человек говорит: интонация, громкость, темп. Например, фраза «Я тебя ненавижу» может означать либо «Я тебя ненавижу», либо «Я тебя люблю». Смысл зависит от интонации.

А 60% информации передается вообще без слов: выражением лица, позой, жестами, расстоянием между людьми, прикосновениями.

Также для понимания нужно анализировать обстоятельства жизни человека. В истории «Как впервые разбилось мое сердце» видно, что отец понял переживания сына и причины его переживаний без единого слова. И понять это было на самом деле несложно. Нужно было лишь приложить минимальные внутренние усилия. Необходимо было лишь небольшое желание понять.

Ребенок пришел крайне расстроенный и плачет у себя в комнате. Что могло его так сильно огорчить? Родители знают, что дома ничего трагичного не произошло. Они понимают, что причина такого отчаяния не может быть в школьных проблемах. Не станет семнадцатилетний парень безутешно рыдать из-за двойки по какому-то предмету. Может быть, ему угрожают сверстники? Нет, угрозы сверстников вызвали бы страх, а страх выражается совсем не так, как отчаяние от любовного разочарования.

Таким образом, для точного понимания причин отчаяния ребенка родителям не нужно было, чтобы ребенок им что-то рассказывал. У родителей была вся необходимая информация. Они видели его выражение лица, его поведение, знали обстоятельства и сферы его жизни. Совершив небольшую внутреннюю работу по анализу всех этих данных, они абсолютно точно смогли понять, что случилось.

Обычно, когда люди говорят, что для понимания им не хватает словесных объяснений, это значит, что они не хотят ничего понимать. За когнитивную эмпатию мы сами несем ответственность. Понимать – значит напрягать мозги, пытаться думать. А эта способность находится внутри нас.

Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск

 

Отсутствие эмпатии: что это значит и как с этим бороться

Сопереживание является фундаментальной частью построения значимых социальных связей. Однако для некоторых людей его разработка может быть проблемой.

Понимание чувств и переживаний другого человека, даже если они противоположны нашим, может позволить нам реагировать поддерживающим образом и регулировать свои собственные эмоции.

Что происходит, когда вы этого не чувствуете? Возможно ли полное отсутствие эмпатии? И если да, то является ли это признаком психического расстройства? Есть много возможных ответов на эти вопросы, хотя это все еще развивающаяся область исследований.

В общем, эмпатия — это способность понимать или ощущать точку зрения, чувства, потребности или намерения другого человека, даже если вы не находитесь в тех же обстоятельствах. Иногда это может включать действия в соответствии с этим пониманием, включая предложение помощи.

Но эмпатия не всегда ведет к действию. Это может зависеть от типа эмпатии, которую вы развили.

По мнению психологов и исследователей Пола Экмана и Дэниела Гоулмана, существует три основных типа эмпатии:

1. Когнитивная эмпатия

Этот тип эмпатии представляет собой интеллектуальное понимание чужих чувств. Это способность рассматривать другие точки зрения, не чувствуя и не переживая их самостоятельно.

Например, если коллега теряет работу, вы можете узнать, какие эмоции он может испытывать. Вы также можете понять, как их эмоции могут повлиять на их поведение. Это не значит, что вы сами испытываете страдания.

2. Аффективная или «эмоциональная» эмпатия

Люди, обладающие эмоциональной эмпатией, склонны чувствовать эмоции другого человека. Хотя это не всегда так, это может также включать физические ощущения, соответствующие таким эмоциям.

Например, если вы видите, что кто-то испытывает сильное горе после потери любимого человека, вам самому становится грустно, и вы можете испытывать боль в груди или животе, ощущая эти эмоции у другого человека.

3. Сочувствующая эмпатия или «эмпатическая забота»

Сострадательная эмпатия представляет собой сочетание когнитивной и эмоциональной эмпатии. Вы распознаете и понимаете эмоции другого человека, а также чувствуете их.

Принятие на себя проблем и обид другого человека может в конечном итоге сказаться на вас. Вот почему некоторые люди могут не развить этот тип эмпатии.

Однако отношение к страданиям других людей может также побудить вас задуматься о помощи. И исследования показывают, что когда вы помогаете, ваше тело вырабатывает больше дофамина — гормона «хорошего самочувствия». Затем это побуждает и мотивирует вас продолжать действовать в соответствии с вашим когнитивным и эмоциональным сочувствием.

Примеры сострадательного сочувствия включают в себя остановку автомобиля, чтобы помочь, если вы видите, что кто-то упал, или пожертвование на благотворительность после стихийного бедствия.

У вас может быть только один тип эмпатии?

Сочувствующая эмпатия развита не у всех, кроме того, существуют разные уровни эмоциональной или когнитивной эмпатии.

Например, вам может быть грустно из-за того, что ваш партнер испытывает трудности (эмоциональное сопереживание). Тебе больно видеть, как им больно.

Тем не менее, вы, , возможно, не совсем понимаете, почему они так себя чувствуют. Или вы можете даже почувствовать, что их причина для грусти недостаточно серьезна, чтобы оправдать эти эмоции. Вам может быть трудно увидеть ситуацию с их точки зрения (когнитивная эмпатия).

Из-за этого вы можете не испытывать сострадательного сочувствия.

Эмпатия существует в спектре, и в большинстве случаев она не совсем отсутствует — она просто снижена.

Поскольку эмпатия — это способность, ее может развить большинство людей. Низкий уровень эмпатии не означает, что вы будете чувствовать себя так всегда.

В некоторых случаях из-за болезни или травмы у некоторых людей может быть крайне низкий уровень эмпатии и пониженная способность к ее развитию. Тем не менее, они все еще имеют потенциал.

Поскольку все люди разные, а эмпатия — это спектр, слабую эмпатию или отсутствие эмпатии бывает сложно обнаружить.

В целом, некоторые из признаков того, что кому-то может не хватать эмпатии, включают:

1. Критика и осуждение

Люди с низким уровнем эмпатии могут чрезмерно критиковать других людей за то, что они испытывают или выражают эмоции в определенных сценариях.

Кто-то с недостатком эмпатии может также обвинить человека в том, что он переживает. Например, они могут сказать что-то вроде: «Если бы ты не делал этого, у тебя не было бы сейчас проблем».

Кто-то, кто не обладает эмпатией, может также навешивать ярлыки на людей или поведение без учета контекста. Например, они могут критиковать коллегу за опоздание, не осознавая и не оценив того, что у них дома заболел ребенок.

2. Думать, что с ними этого не случится

У человека с низким уровнем эмпатии могут возникнуть проблемы с пониманием обстоятельств других людей.

Они могут полагать, что с ними никогда не произойдет определенное событие или что они могли бы справиться с ситуацией «гораздо лучше». Поскольку они чувствуют, что это так, они не смогут понять или почувствовать страдания другого человека.

3. Называть других людей «слишком чувствительными»

Из-за того, что им трудно понять точку зрения другого человека и почувствовать его эмоции, человек, которому не хватает эмпатии, иногда думает, что эмоциональные реакции недействительны, или может вести себя пренебрежительно.

Они могут думать, что чувства людей необязательны или исходят из того, что они могут воспринимать как эмоциональный дефицит. «Вы так себя чувствуете, потому что хотите или потому, что вы слишком чувствительны, а не потому, что это действительно так плохо».

4. Неадекватная реакция

Человек с низким уровнем эмпатии может шутить о чьих-то эмоциях или обстоятельствах. Им также может быть трудно активно слушать вас. Они также могут вести себя весело или безразлично после того, как вы только что выразили грусть или стресс.

Чуткий человек может попытаться подбодрить вас, если увидит, что вы расстроены. Но кто-то другой может вообще игнорировать ваши чувства.

5. Проблемы с пониманием того, как их поведение влияет на других

Часто низкий уровень эмпатии может привести к тому, что человек не осознает, что его действия могут повлиять на других. В других случаях они могут понимать, что их поведение влияет на других людей, но они могут не испытывать по этому поводу угрызений совести.

Это означает, что кто-то может действовать эгоистично или мстительно, не осознавая и не заботясь о том, причиняет ли это вам боль.

6. Трудности в поддержании отношений

Низкая эмпатия может привести к постоянным трениям в отношениях или отсутствию значимых связей.

Когда кому-то трудно понять чувства других людей или действовать полезно, у него может остаться мало значимых связей или вообще не быть вовсе. Иногда они даже не осознают, что это происходит.

У каждого может быть низкий уровень эмпатии. Например, может быть естественным испытывать трудности с чувством и выражением сочувствия к тому, кто причинил нам вред.

Ведутся споры о том, рождается ли человек с низким уровнем эмпатии, или воспитание, социальные факторы или жизненный опыт могут препятствовать его развитию или даже ограничивать его. Генетика также может играть роль.

Другие возможные факторы, связанные с низкой эмпатией, включают:

Личность и расстройства развития

  • Нарциссический расстройство личности (NPD)
  • Макиавеллианство
  • .

Среди этих условий уровни эмпатии могут различаться. У отдельных людей уровни могут различаться еще больше.

Например, исследования показывают, что у некоторых людей с ПРЛ могут возникнуть трудности с развитием эмоциональной эмпатии, но они могут проявлять когнитивную эмпатию.

Макиавеллизм (черта личности) и НПЛ (психическое расстройство) долгое время ассоциировались с отсутствием эмпатии. Тем не менее, одно исследование предполагает, что люди с этими чертами и расстройствами на самом деле обладают определенной степенью эмпатии — им просто может не хватать мотивации, чтобы проявить ее или действовать в соответствии с ней.

Кроме того, у аутичных людей иногда могут быть трудности с когнитивной эмпатией. Тем не менее, они могут развить эмоциональную эмпатию, но столкнутся с трудностями при ее выражении. Исследование 2018 года предполагает, что возможная низкая эмпатия среди аутичных людей не связана напрямую с причинами аутизма, а скорее с сопутствующим возникновением алекситимии.

Моделирование

Поскольку эмпатия — это отчасти приобретенное поведение, вы можете быть не таким чутким, если вы не испытывали эмпатии в детстве.

Кроме того, если бы вы большую часть времени были одни, возможно, у вас не было бы возможности практиковать эмпатию. Это тоже может привести к уменьшению эмпатического выражения.

Низкий эмоциональный интеллект, выгорание и стресс

Эмоциональный интеллект может быть связан с эмпатией. Если вы не развили этот тип интеллекта, у вас также может быть низкий уровень эмпатии.

Длительный стресс может также привести к тому, что кто-то станет менее терпимым к поведению других людей и у него будет снижена когнитивная эмпатия.

В некоторых случаях эмоциональное избегание также может быть причиной того, что кто-то может не развивать или не практиковать эмпатию. Если кто-то эмоционально выгорел, он может избегать всех дополнительных источников дистресса, в том числе связанных с чужими трудностями.

В целом исследования также показывают, что у некоторых людей сострадательное сочувствие может не развиться из-за предполагаемых затрат, таких как умственные усилия, время и эмоциональный вес.

Эмпатию можно развить. Вот несколько советов по работе над этим:

Развитие когнитивной эмпатии

Попробуйте задавать вопросы всякий раз, когда вы чувствуете, что не понимаете, что чувствует другой человек:

  • «Что вы думаете по этому поводу?»
  • «На что вы надеялись?»
  • «Есть ли что-то еще в вашей жизни, о чем вы хотели бы поговорить?»

Вы также можете поработать над тем, чтобы быть более внимательным к языку тела. Возможно, вы сможете проникнуть в чужие эмоции, если заметите изменение в их выражении. Это может также включать сосредоточение внимания на невербальных сигналах, таких как тон голоса и изменение привычек.

Узнавая больше о том, что важно для окружающих, вы также можете заметить, когда меняется их настроение, даже если вы не чувствуете того же, что и они.

Например, если вы знаете, что этот человек очень заботится о своем питомце — даже если вы не любите животных — вы можете понять, почему потеря компаньона опустошительна для него.

Повышение эмоциональной эмпатии

Работа над распознаванием собственных эмоций может помочь вам установить контакт с другими людьми. Не каждый поймет, что он чувствует в любое время или почему он действует определенным образом.

Например, сегодня вы можете вести себя раздражительно и нетерпеливо, не осознавая, что это происходит из-за того, что вы расстроились из-за вчерашней ссоры.

Научившись связывать свои эмоции со своими действиями, вы также можете научиться понимать эмоции других людей.

Вы также можете научиться слушать более внимательно и сопротивляться желанию рассказать другому человеку о своем личном опыте, когда он говорит о себе.

Когда вы это сделаете, подумайте о том, чтобы сосредоточиться на том, как они себя чувствуют и почему они могут так себя чувствовать.

Повышение уровня сочувствия

По мере развития как когнитивного, так и эмоционального сочувствия у вас будет больше шансов проявить сострадательное сочувствие и действовать, когда вы видите, что у кого-то трудные времена.

Существует множество типов и уровней эмпатии. Насколько вы сочувствуете, зависит от многих факторов и может варьироваться в зависимости от ситуации.

Эмпатия может помочь вам демонстрировать больше помогающего поведения, а также может улучшить ваши отношения.

Если вы чувствуете, что могли бы быть более чуткими, вы сделали первый шаг. Эмпатию можно развить, и она начинается с осознания.

Если вы чувствуете, что вам трудно развивать эмпатию, вы можете обратиться за поддержкой к специалисту в области психического здоровья, который может поработать с вами над отработкой нескольких методов, которые могут помочь.

Эмоциональный интеллект, эмпатия и алекситимия: поперечное исследование эмоциональной компетентности в группе студентов-медиков

1. Саловей П., Майер Д.Д. Эмоциональный интеллект. Imagin Cogn Pers. 1990; 9: 185–211. [Google Scholar]

2. Майер Дж. Д., Саловей П. Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект: значение для образования Что такое эмоциональный интеллект. В: Саловей П., Слуйтер Д.Дж., редакторы. Harper Collins, New York: 1997. [Google Scholar]

3. Бар-Он Р. Опросник эмоционального коэффициента (EQ-i): тест эмоционального интеллекта. Multi-Health Systems, Inc., Торонто. 1997 [Google Академия]

4. Бар-Он Р. Модель эмоционально-социального интеллекта (ЭСИ) Бар-Он Псикотема. 2006; 18 Приложение: 13–25. [PubMed] [Google Scholar]

5. Gardner H. Formae mentis. Feltrinelli Editore, Милан. 1987 [Google Scholar]

6. Саловей П., Слюйтер Д.Дж. Нью-Йорк: Харпер Коллинз; 1997. Эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект: значение для образования. [Google Scholar]

7. Гоулман Д. Лондон: Bloomsbury Publishing PLC; 1996. Эмоциональный интеллект. [Академия Google]

8. Пикард РВ. Кембридж: MIT Press; 1997. Эмоциональные вычисления. [Google Scholar]

9. Петридес К.В., Фернхэм А., Мавровели С. Эмоциональный интеллект: продвижение вперед в области EI. В: Мэтьюз Г., Зейднер М., Робертс Р., редакторы. Эмоциональный интеллект: известные и неизвестные (серия по аффективной науке) Оксфорд: издательство Оксфордского университета; 2007. [Google Scholar]

10. Лопес П.Н., Брэкетт М.А., Незлек Дж.Б., Шютц А., Селлин И., Саловей П. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие. Pers Soc Psychol Bull. 2004; 30:1018–34. [PubMed] [Академия Google]

11. Чжан Х. Х., Ван Х. Метаанализ взаимосвязи между индивидуальным эмоциональным интеллектом и производительностью на рабочем месте. Acta Psychol Sin. 2012;43:188–202. [Google Scholar]

12. Mayer JD, Roberts RD, Barsade SG. Способности человека: Эмоциональный интеллект. Анну Рев Психол. 2008; 59: 507–36. [PubMed] [Google Scholar]

13. Кэдман С., Брюэр Дж. Эмоциональный интеллект: жизненно важная предпосылка для приема на работу в сестринское дело. Дж. Нурс Манаг. 2001; 9: 321–4. [PubMed] [Академия Google]

14. Quoidbach J, Hansenne M. Влияние эмоционального интеллекта на эффективность и сплоченность медперсонала. J Проф Нурс. 2009; 25:23–9. [PubMed] [Google Scholar]

15. Spano-Szekely L, Quinn Griffin MT, Clavelle J, Fitzpatrick JJ. Эмоциональный интеллект и трансформационное лидерство в менеджерах медсестер. J Nurs Adm. 2016;46:101–8. [PubMed] [Google Scholar]

16. Ma JC, Lee PH, Yang YC, Chang WY. Прогнозирование факторов, связанных с намерением медсестер уйти, удовлетворенностью работой и восприятием качества ухода в больницах неотложной помощи. Нурс Экон. 2009 г.;27:178–84. [PubMed] [Google Scholar]

17. Snowden A, Stenhouse R, Duers L, et al. Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом, предыдущим опытом ухода и успешным получением диплома медсестры/акушерки до регистрации. J Ад Нурс. 2018;74:433–42. [PubMed] [Google Scholar]

18. Batson CD, Fultz J, Schoenrade PA. Дистресс и эмпатия: две качественно разные заместительные эмоции с разными мотивационными последствиями. J Перс. 1987; 55:19–39. [PubMed] [Академия Google]

19. Миллер П.А., Айзенберг Н. Связь эмпатии с агрессивным и экстернализирующим/антисоциальным поведением. Психологический бык. 1988; 103: 324–44. [PubMed] [Google Scholar]

20. Bolognini S. Torino: Bollati Boringhieri Editore; 2002. Психоаналитическая эмпатия. [Google Scholar]

21. Альбиеро П., Матрикарди Г. Че потому что эмпатия. Редактор Кароччи, Рим. 2006 [Google Scholar]

22. Mercer SW, Reynolds WJ. Эмпатия и качество обслуживания. Br J Gen Pract. 2002; 52:9–12. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

23. Кельм З., Уомер Дж., Уолтер Дж. К., Фейдтнер С. Меры по развитию сочувствия врачей: систематический обзор. BMC Med Educ. 2014;14:219. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

24. Preston SD, De Waal FB. Эмпатия: ее конечная и ближайшая основы. Behav Brain Sci. 2002; 25:1–20. [PubMed] [Google Scholar]

25. Рисс Х. Наука эмпатии. J Пациент Эксперт. 2017;4:74–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

26. Stepien KA, Baernstein A. Обучение эмпатии. Обзор. J Gen Intern Med. 2006; 21: 524–30. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

27. Song Y, Shi M. Ассоциации между эмпатией и большой пятеркой личностных качеств среди китайских студентов-медиков. ПЛОС ОДИН. 2017;12:e0171665. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

28. Пазар Б., Демиралп М., Эрер И. Коммуникативные навыки и склонность к эмпатии студентов-медсестер: перекрестное исследование. Медсестра Контемп. 2017; 53: 368–77. [PubMed] [Google Scholar]

29. Блатт Б., ЛеЛашер С.Ф., Галински А.Д., Симменс С.Дж., Гринберг Л. Повышает ли перспектива удовлетворенности пациентов при приеме у врача? акад. мед. 2010;85:1445–52. [PubMed] [Академия Google]

30. Ходжат М., Луис Д.З., Маркхэм Ф.В., Вендер Р., Рабинович С., Гоннелла Дж.С. Эмпатия врачей и клинические исходы для пациентов с диабетом. акад. мед. 2011; 86: 359–64. [PubMed] [Google Scholar]

31. Rakel D, Barrett B, Zhang Z, et al. Восприятие эмпатии в терапевтическом контакте: влияние на простуду. Пациент Educ Couns. 2011;85:390–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Shanafelt TD, Novotny P, Johnson M, et al. Практика продвижения благополучия и личного благополучия медицинских онкологов в Северо-центральной группе по лечению рака. Онкология. 2005; 68: 23–32. [PubMed] [Академия Google]

33. Shanafelt TD, West C, Zhao X, et al. Взаимосвязь между повышением личного благополучия и усилением эмпатии среди резидентов внутренних болезней. J Gen Intern Med. 2005; 20: 559–64. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

34. Уильямс Дж., Стикли Т. Эмпатия и обучение медсестер. Медицинское образование сегодня. 2010;30:752–5. [PubMed] [Google Scholar]

35. McMillan LR. Обучение студентов-медсестер эмпатическому общению: мандат Кодекса этики медсестер. Интернет-журнал этики здоровья. 2010;6:1. [Академия Google]

36. Ходжат М. Нью-Йорк: Springer; 2016. Эмпатия в уходе за пациентами: предшественники, развитие, измерение и результаты. [Google Scholar]

37. Менендес М.Е., Чен Н.К., Мудгал К.С., Юпитер Дж.Б., Ринг Д. Эмпатия врача как фактор удовлетворенности пациентов хирургии кисти. J Hand Surg Am. 2015;40:1860–5. [PubMed] [Google Scholar]

38. Хейли Б., Хео С., Райт П., Бароне С., Реттигантид М. Р., Андерс М. Влияние использования сценария моделирования повышения качества ухода за пожилыми людьми на эмпатию студентов-медсестер: рандомизированное контролируемое исследование. Клиническое моделирование в сестринском деле. 2017;13:511–9. [Google Scholar]

39. Куник Д., Олсон Дж. К. Уточнение концепций эмпатии. J Ад Нурс. 2001; 35: 317–25. [PubMed] [Google Scholar]

40. Лаудер В., Рейнольдс В., Смит А., Шарки С. Сравнение терапевтической приверженности, ролевой поддержки, ролевой компетентности и эмпатии в трех когортах студентов-медсестер. J Psychiatr Ment Health Nurs. 2002; 9: 483–91. [PubMed] [Google Scholar]

41. Freshwater D, Stickley T. Суть искусства: эмоциональный интеллект в обучении медсестер. Медсестра Inq. 2004;11:91–8. [PubMed] [Google Scholar]

42. Reynolds WJ, Scott B. Проявляют ли обычно медсестры и другие профессиональные помощники большую эмпатию? J Ад Нурс. 2000; 31: 226–34. [PubMed] [Google Scholar]

43. Beckman HB, Frankel RM. Обучение практикующих врачей эффективному общению при лечении рака: важны отношения. Пациент Educ Couns. 2003; 50:85–89. [PubMed] [Google Scholar]

44. Cook PR, Cullen JA. Забота как императив сестринского образования. Нурс Эдюк Перспектива. 2003;24:192–7. [PubMed] [Google Scholar]

45. Ларсон Э.Б., Яо X. Клиническая эмпатия как эмоциональный труд в отношениях врач-пациент. ДЖАМА. 2005; 293:1100–6. [PubMed] [Google Scholar]

46. Спиро Х. Комментарий: Практика эмпатии. акад. мед. 2009;84:1177–9. [PubMed] [Google Scholar]

47. Наполи М., Бонифас Р. От теории к эмпатической заботе о себе: создание внимательного класса для студентов, изучающих социальную работу. Образование социальной работы. 2011;30:635–49. [Академия Google]

48. Сифнеос ЧП. Преобладание «алекситимических» характеристик у психосоматических больных. Психотер Психосом. 1973; 22: 255–62. [PubMed] [Google Scholar]

49. Кристал Х. Алекситимия и психотерапия. Эм Джей Психотер. 1979; 33:17–31. [PubMed] [Google Scholar]

50. Taylor GJ. Алекситимия: концепция, измерение и значение для лечения. Am J Психиатрия. 1984; 141: 725–32. [PubMed] [Google Scholar]

51. Caretti V, La Barbera D. Alessitimia, valutazione e trattamento. Casa editrice Astrolabio, Рим. 2005 [Google Академия]

52. Тейлор Г.Дж., Тейлор Х.Л. Алекситимия. В: МакКаллум М., Пайпер В., редакторы. Психологическое мышление. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум; 1997. [Google Scholar]

53. Parker JD, Taylor GJ, Bagby RM. Шкала алекситимии Торонто из 20 пунктов. III. Надежность и факторная валидность в популяции сообщества. Дж. Психосом Рез. 2003; 55: 269–75. [PubMed] [Google Scholar]

54. Zhang Y, Zhao Y, Mao S, Li G4, Yuan Y. Исследование беспокойства о здоровье и связанных с ним факторов у студентов медсестер. Нейропсихиатр Dis Treat. 2014;10:1223–34. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

55. Кацифараки М., Такер П. Алекситимия и выгорание у студентов медсестер. J Нурс образования. 2013; 52: 627–33. [PubMed] [Google Scholar]

56. Hamaideh SH. Алекситимия среди студентов иорданских университетов: ее распространенность и корреляция с депрессией, тревогой, стрессом и демографией. Перспектива психиатрической помощи. 2018; 54: 274–80. [PubMed] [Google Scholar]

57. McQueen AC. Эмоциональный интеллект в сестринской работе. J Ад Нурс. 2004;47:101–8. [PubMed] [Google Scholar]

58. Fernandez R, Salamonson Y, Griffiths R. Эмоциональный интеллект как предиктор академической успеваемости у студентов-первокурсников, поступающих в магистратуру. Джей Клин Нурс. 2012;21:3485–92. [PubMed] [Google Scholar]

59. Уитли-Хантер Б.Л. Валидность транзакционного анализа и эмоционального интеллекта в обучении студентов-медсестер. J Adv Med Educ Prof. 2014; 2: 138–45. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

60. Lee OS, Gu MO. Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и коммуникативными навыками, клинической компетентностью и стрессом в клинической практике у студентов-медсестер. J Korean Acad Community Health Nurses. 2013;14:2749–59. [Google Scholar]

61. Гаретепех А., Сафари Ю., Пашаи Т., Разаи М., Багер Кайбаф М. Эмоциональный интеллект как предиктор самоэффективности среди студентов с разным уровнем успеваемости в Керманшахском университете медицинских наук. J Adv Med Educ Prof. 2015; 3:50–5. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

62. Микеланджело Л. Общее влияние эмоционального интеллекта на студентов медсестер и медсестер. Азия Пак Джей Онкол Нурс. 2015;2:118–24. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

63. Gerits L, Derksen JJL, Verbruggen AB, Katzko M. Профили эмоционального интеллекта медсестер, ухаживающих за людьми с серьезными проблемами поведения. Индивидуальные отличия. 2005; 38:33–43. [Google Scholar]

64. Хабиб С., Риаз М.Н., Акрам М. Эмоциональный интеллект как предиктор удовлетворенности жизнью среди медсестер: опосредующая роль духовного благополучия. Журнал социальных наук FWU. 2012;6:73–78. [Академия Google]

65. Акерджордет К., Северинссон Э. Состояние науки об эмоциональном интеллекте, связанном с лидерством медсестер: интегративный обзор. Дж. Нурс Манаг. 2010;18:363–82. [PubMed] [Google Scholar]

66. Барри М.М., Кларк А.М., Дженкинс Р., Патель В. Систематический обзор эффективности вмешательств по укреплению психического здоровья молодых людей в странах с низким и средним уровнем дохода. Общественное здравоохранение BMC. 2013;13:835. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

67. Пенья-Саррионандия А., Миколайчак М., Гросс Дж. Дж. Интеграция регуляции эмоций и традиций эмоционального интеллекта: метаанализ. Фронт Псих. 2015;6:160. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

68. Монтес-Бержес Б., Аугусто Х.М. Изучение взаимосвязи между воспринимаемым эмоциональным интеллектом, преодолением трудностей, социальной поддержкой и психическим здоровьем у студентов-медсестер. J Psychiatr Ment Health Nursing. 2007; 14: 163–71. [PubMed] [Google Scholar]

69. Пор Дж., Барриболл Л., Фитцпатрик Дж., Робертс Дж. Эмоциональный интеллект: его связь со стрессом, преодолением трудностей, благополучием и профессиональной деятельностью студентов-медсестер. Медсестра образования сегодня. 2011;31:855–60. [PubMed] [Академия Google]

70. Benson G, Ploeg J, Brown B. Поперечное исследование эмоционального интеллекта у студентов-медсестер со степенью бакалавра. Медсестра образования сегодня. 2010; 30:49–53. [PubMed] [Google Scholar]

71. Beauvais AM, Brady N, O’Shea ER, Griffin MT. Эмоциональный интеллект и эффективность медсестер среди студентов-медсестер. Медсестра образования сегодня. 2011; 31: 396–401. [PubMed] [Google Scholar]

72. Зисберг Л., Леви А. , Зисберг А. Эмоциональный интеллект при отборе кандидатов на академические программы, связанные с уходом. Журнал психообразовательной оценки. 2011;29: 27–38. [Google Scholar]

73. Štiglic G, Cilar L, Novak Ž, et al. Эмоциональный интеллект среди студентов медсестер: результаты перекрестного исследования. Медсестра образования сегодня. 2018;66:33–8. [PubMed] [Google Scholar]

74. Ферри П., Герра Э., Марчеселли Л., Кунико Л., Ди Лоренцо Р. Эмпатия и выгорание: аналитическое перекрестное исследование среди медсестер и студентов-медсестер. Акта Биомед. 2015;86(S2):104–15. [PubMed] [Google Scholar]

75. Schutte NS, Malouff JM, Hall LE, et al. Разработка и проверка меры эмоционального интеллекта. Персональные Индивидуальные Различия. 1998;25:167–77. [Google Scholar]

76. Craparo G, Magnano P, Faraci P. Психометрические свойства итальянской версии теста эмоционального интеллекта (SREIT) TPM. 2014;21:121–33. [Google Scholar]

77. Bagby RM, Parker JDA, Taylor GJ. Шкала алекситимии Торонто с двадцатью пунктами-I. Выбор элементов и перекрестная проверка факторной структуры. Дж. Психосом Рез. 1994; 38: 23–32. [PubMed] [Google Scholar]

78. Bressi C, Taylor G, Parker J, et al. Перекрестная проверка факторной структуры Торонтской шкалы алекситимии из 20 пунктов: итальянское многоцентровое исследование. Дж. Психосом Рез. 1996;41:551–59. [PubMed] [Google Scholar]

79. Hojat M, Mangione S, Nasca TJ, et al. Шкала эмпатии врачей Джефферсона: разработка и предварительные психометрические данные. Educ Psychol Meas. 2001; 61: 349–65. [Google Scholar]

80. Ходжат М., Гоннелла Дж.С. Данные за одиннадцать лет по шкале Джефферсона версии Empathy для студентов-медиков (JSE-S): приблизительные данные о норме и предварительные пороговые значения. Медицинская практика. 2015; 24:344–50. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

81. Montanari P, Petrucci C, Russo S, Murray I, Dimonte V, Lancia L. Психометрические свойства шкалы эмпатии Джефферсона. проверочное исследование со студентами медсестер. Медсестра Health Sci. 2015; 17: 483–91. [PubMed] [Google Scholar]

82. Schutte NS, Malouff JM, Bhullar N. Шкала оценки эмоций. В: Stough C, Saklofske D, Parker J, редакторы. Оценка эмоционального интеллекта. Нью-Йорк: издательство Springer; 2009. [Google Scholar]

83. Commissione europea. Differenze di genere nei risultati educativi: Studio sulle misure adottate e sulla situazione attuale in Europa. [по состоянию на 15 февраля 2019 г.]. https://www.eurydice.indire.it/wp-content/uploads/2017/06/Gender_IT.pdf.

84. Сноуден А., Стенхаус Р., Янг Дж., Карвер Х., Карвер Ф., Браун Н. Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом, предыдущим опытом ухода и осознанностью у студентов-медсестер и акушерок: перекрестный анализ. Медсестра образования сегодня. 2015;35:152–8. [PubMed] [Google Scholar]

85. Ферри П., Ровести С., Панцера Н., Марчеселли Л., Бари А., Ди Лоренцо Р. Эмпатическое отношение студентов-медсестер: предварительное исследование. Акта Биомед. 2017;88(S3):22–30. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

86. Фостер К., Фетни Дж., Маккензи Х., Фишер М., Харкнесс Э., Козловски Д. Эмоциональный интеллект увеличивается с течением времени: лонгитюдное исследование австралийских студентов-медсестер перед регистрацией. Медсестра образования сегодня. 2017;55:65–70. [PubMed] [Google Scholar]

87. Кахриман И., Нурал Н., Арслан У., Топбас М., Джан Г., Касим С. Влияние обучения эмпатии на эмпатические навыки медсестер. Медицинский центр Красного Полумесяца Ирана J. 2016;18:e24847. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

88. McKenna L, Boyle M, Brown T, et al. Уровни эмпатии у студентов бакалавриата. Int J Nurs Pract. 2012;18:246–55. [PubMed] [Академия Google]

89. Филдс С.К., Махан П., Тиллман П. и др. Измерение эмпатии у студентов медицинских профессий с использованием шкалы врачей Джефферсона. Empathy: версия медицинского работника-студента. Джей Интерпроф Уход. 2011; 25: 287–93. [PubMed] [Google Scholar]

90. Шапиро Дж., Моррисон Э.Х., Бокер Дж. Обучение эмпатии студентов-медиков первого курса: оценка факультативной литературы и курса медицины. Educ Health (Абингдон) 2004; 17: 73–84. [PubMed] [Google Scholar]

91. Кржнарик Р. Эмпатия: почему это важно и как ее получить. Случайный дом пингвинов, Нью-Йорк. 2015 [Академия Google]

92. Хаджибабаи Ф.А., Фарахани М., Амери З., Салехи Т., Хоссейни Ф. Взаимосвязь между эмпатией и эмоциональным интеллектом среди иранских студентов-медиков. Int J Med Educ. 2018;9:239–43. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Эмоциональный интеллект 101: Эмпатические ответы

Как вы реагируете, когда люди, о которых вы заботитесь, говорят вам, что они переживают что-то трудное?

Эти ответы звучат знакомо?

«Привет, все в порядке. Взбодриться.»

«Это стоит всего 10%, все будет хорошо».

«В любом случае, он не так уж хорош для тебя — просто иди дальше».

Иногда, несмотря на все наши попытки найти слова утешения, наши слова вместо этого могут заставить человека чувствовать себя хуже. Результат: спад, сопли, провисание плеча. Мы спрашиваем себя: «Я сказал что-то… неправильное?»

Дело в том, что, возможно, вещи не не в порядке, и не будут в течение долгого времени. Может быть, дело не в отметке, а в тяжелой потере самооценки. Может быть, легче думать о бывшем (или о ком-то, кто стал вашим призраком), чем забыть.

Чтобы помочь другим почувствовать себя услышанными и менее одинокими, мы можем выбирать слова, которые подтверждают то, что они переживают, а не приукрашивают их чувства. Вот когда может помочь знание разницы между симпатическими и эмпатическими реакциями.

Различия между сочувствием и сочувствием

Оксфордский словарь английского языка определяет сочувствие как «чувство жалости и сожаления по поводу чужого несчастья», а сочувствие — как «способность понимать и разделять чувства другого».

Раньше я думал, что эти термины взаимозаменяемы, пока меня не представили на лекции по английскому языку, которую я прослушал в свой первый семестр в Университете Британской Колумбии, и увидели это видео об эмпатии, которое наглядно показало различие — менее чем за 3 минуты.

Как отмечает исследователь Брене Браун, в то время как «эмпатия подпитывает связь, сочувствие ведет к разъединению». Эмпатия означает чувствовать с другими и принимать их точку зрения — без, как это обычно бывает при сочувствии, решения проблемы.

Одновременно с просмотром видео Брауна я читал статьи, посвященные эмпатии в классе (например, эту), и научился менять способ участия в беседах.

Хотя я далеко не эксперт, я вижу ценность того, что я узнал (и все еще узнаю) о сочувствии и сопереживании, и о том, что сказать (и не сказать) другу, которому больно.

5 типов сочувственных ответов, которых следует избегать

Вот что не следует говорить, когда кто-то поделился с вами чем-то трудным.

1. Отклоняющий

«Гм. РВАТЬ. Это, типа, отстой. О да, ты смотрел игру прошлой ночью?

Когда кто-то делится чем-то болезненным, вполне естественно чувствовать себя неловко и хотеть сменить тему.

Но такой ответ может заставить другого человека чувствовать себя обиженным и думать, что вам все равно.

2. Уменьшение

«По крайней мере, вы получили 51%. И эй, я слышал, что кто-то получил около 20%. Ты так хорошо справился с этим!»

Может быть, вы инстинктивно пытаетесь найти золотую середину в трудных обстоятельствах или сравнить положение вашего друга с положением людей в худшем положении.

Однако, начав утверждения со слова «по крайней мере» или сравнив их с обстоятельствами других людей, вы можете заставить людей, которых вы утешаете, почувствовать, что они не имеют права чувствовать себя так, как они.

3. Увольнение

«Успокойся. Ты слишком много думаешь».

Когда другие люди делятся чем-то, что, по вашему мнению, не имеет большого значения, вы можете автоматически подумать, что они размышляют о вещах, которые не стоят их времени, и попытаться дать им перспективу.

Несмотря на благие намерения, такой ответ может звучать пренебрежительно, как будто вам все равно, что переживает другой человек.

4. Направленный опрос

«Ты в порядке, да? Я имею в виду, прошел месяц… тебе уже лучше?»

Возможно, вы склонны задавать подобные вопросы, потому что надеетесь, что то, через что проходит человек, закончилось.

Хотя эти вопросы могут показаться безобидными, они могут заставить человека почувствовать, что ему или ей 9 лет.0023 полагал, что теперь в порядке, потому что прошло «достаточно» времени… когда это может быть неправдой.

5. Раздавать (нежелательные) советы или анекдоты

«Вот что я сделал бы».

Заманчиво дать совет, особенно когда вы чувствуете, что существует практическое решение проблемы вашего друга.

Но иногда люди просто хотят, чтобы вы их выслушали, или они не готовы действовать. Избегайте суждений и советов о том, что должен или не должен делать другой человек — установите их (не себя) в качестве эталона.

«Я имею в виду, что она не прошла курс… но это не значит, что ты не сдашь. Так что не волнуйся, с тобой все будет в порядке».

Рассказывать истории с негативным исходом не так уж полезно, чтобы утешать других. Несмотря на ваш совет «не волноваться», они могут чувствовать, что и сами не могут добиться успеха.

5 типов эмпатических ответов, которые вы можете попробовать

По словам Брауна, «редко ответ может сделать что-то лучше; что делает что-то лучше, так это связь». Чтобы создать эту связь, действия часто могут говорить громче, чем слова. Объятие, совместный обед, предложение отвезти друга на встречу.

Но слова тоже могут быть полезными, если они произносятся вдумчиво. Вот несколько способов поддержать людей, которые делятся с вами чем-то личным и трудным.

1. Взывая к их мужеству

«Спасибо, что доверили мне это. Это очень много значит для меня.»

Признайте их мужество в их уязвимости. Поделитесь своей признательностью за то, что они решили довериться вам, и дайте им знать, что вы сохраните то, чем они поделились, в полной конфиденциальности.

2. Уточнение

«Судя по тому, что я слышу, вы чувствуете X. Это верно?»

Во время разговора покажите, что вы слушаете, задавая вопросы, которые фокусируются на том, как они себя чувствуют. По словам Стадса Теркеля, лауреата Пулитцеровской премии, историка устной речи: «Не будьте экзаменатором, будьте заинтересованным исследователем».

Повторяя причины, по которым они чувствуют себя так, как они, вы можете убедиться, что правильно понимаете ситуацию, и вы даете им понять, что их переживания услышаны.

3. Прокачка персонажа

«Это трудная ситуация, и я думаю, что вы проявили много мужества и силы в том, как вы справляетесь».

Укажите на сильные стороны их характера, которые помогут им понять, что у них есть сила преодолеть то, через что они проходят, не преуменьшая свой опыт.

4. Демонстрация вашей заботы

«Я здесь для вас. Как вы думаете, что я могу сделать, чтобы помочь вам почувствовать себя лучше?»

Убедите их, что вы будете рядом и что вы хотите помочь, а затем приходите, когда скажете.

«Вы знаете себя лучше всех, как вы думаете, что было бы для вас наиболее полезным прямо сейчас?»

Помогать им найти решения, спрашивая, что они хотели бы от вас сделать, — это не то же самое, что давать советы. Не забывайте относиться к другим так, как они хотят, чтобы относились к ним.

5. Регистрация

«Как ты себя чувствуешь сегодня?»

Обязательно свяжитесь с ними через несколько дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *