Эмоциональная память. Развитие эмоциональной памяти.
В статье раскрыто понятие эмоциональной памяти и приведены проверенные временем рекомендации как ее развить у детей и взрослых.
Память, с точки зрения психологии,– это ряд процессов, протекающих в мозге человека, в результате которых осуществляется пополнение, хранение и воспроизведение информации.
Эмоциональная память –это хранение и воспроизведение определенного опыта, непосредственно связанного с конкретным событием и имеющего эмоциональную окраску.
Эмоциональная память приобретается благодаря позитивным и негативным событиям, имеющим место в жизни человека. Она вызывает переживания и является своеобразным наложением полученных ранее ощущений и чувств на события, происходящие в данный момент.
Особенности эмоциональной памяти
Эмоциональный вид памяти является своего рода индикатором внутренного состояния человека. Наши эмоции характеризуют то, насколько успешно складываются наши взаимоотношения в личной жизни и обществе.
По мнению выдающегося ученого П. П. Блонского, эмоции, испытываемые человеком во время конкретного события, ярче, чем те, которые он переживает, извлекая из памяти по прошествии времени. Постепенно они ослабевают, смешиваясь с другими эмоциями и рассуждениями. Но стоит человеку попасть в аналогичную ситуацию – и ярко выраженная эмоция моментально извлекается из памяти и может нас подтолкнуть к совершению определенных действий или, наоборот, удержать от них. Особенностью эмоциональной памяти является то, что человек особенно ярко и отчетливо запоминает три чувства: страх, страдание и удивление. При этом существует определенная разница в восприятии этих чувств. Так, удивление запоминается как фактор, который удивил, и само чувство во время припоминания повторно не переживается. Страдание и страх запоминаются в виде чувства.
Какие эмоции запоминаются лучше, положительные или отрицательные? Практика показывает, что лучше запоминается негатив, ведь даже у животных отрицательные эмоции присутствуют в сознании долгие годы, что, кстати, позволяет им сохранять свою популяцию. Кроме того, человеку присуща способность “переносить” полученные эмоции с одного раздражителя на аналогичные. Если, например, человек в детстве сильно отравился грибами, то, повзрослев, он наверняка подсознательно будет бояться употреблять их в пищу. Другой пример: если ребенок в детстве неоднократно переживал сильный страх, то в дальнейшем это может привести к недоверчивости и боязливости. То же самое наблюдается и у животных. Так, например, если собака, которую сбила машина, осталась жива, то всю оставшуюся жизнь она наверняка будет бояться машин.
Развитие эмоциональной памяти у ребенка
Эмоциональную память следует развивать с раннего детства. В детском возрасте можно сформировать позитивное отношение к окружающим, определенный интеллектуальный потенциал и уверенность в себе на основе множества позитивных воспоминаний. Вот несколько простых упражнений, которые помогут развить эмоциональную память у ребенка:
- Для прогулки выберите место, где ребенок еще не был. Во время прогулки обращайте его внимание на окружающее вас пространство (звуки, птиц, насекомых, деревья), при этом комментируя происходящее в позитивном контексте и сопровождая свой рассказ лаской, объятиями, всевозможными приятными сюрпризами. Эти воспоминания помогут в дальнейшем ребенку легче перенести неприятные события в жизни.
- Упражнение “Волшебный мешок”. Суть его заключается в том, что ребенку предлагают вспомнить события, которые вызвали у него неприятные ощущения, страхи, боль. Затем эти эмоции мысленно трансформируют в какой-либо предмет или предметы, складывают их в мешок и плотно завязывают. При этом ребенок образно избавляется от негатива, который у него забрали и положили в мешок.
- Упражнение “Я счастлив”. Это групповое упражнение, которое выполняется следующим образом: ребенку бросают мяч. Поймав его, ребёнок должен рассказать о событии, при котором он был счастлив. После этого ребенок бросает мяч другому участнику игры, который тоже должен рассказать о своём счастливом событии.
Развитие эмоциональной памяти у взрослых
Взрослым тоже имеет смысл развивать эмоциональную составляющую своей личности. Это однозначно будет полезно как для профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Вот несколько проверенных приемов развития эмоциональной памяти у взрослых:
- Возьмите себе за правило вести дневник. Это очень хороший способ развить эмоциональную память. Ведите его регулярно. В дневник записывайте свои чувства, эмоции, мысли. Перечитывая его по прошествии определенного времени, Вы можете ощутить свои чувства вновь, проанализировать их и свои действия.
- Занимайтесь медитацией. Для выполнения приема Вам необходимо мысленно перенестись в определенный момент прошлого, когда Вы пережили сильные эмоции, и попытаться заново прочувствовать их. Например, вспомните свое первое свидание.
- Погружайтесь в пережитые Вами ранее ощущения. Для этого устройтесь поудобнее на кресле или диване, закройте глаза и представьте процесс, который вызывает приятные ощущения. Например, представьте, как Вы лакомитесь любимым блюдом, при этом старайтесь прочувствовать его вкус и аромат.
- Анализируйте чувства, возникающие в Вашем подсознании. Концентрируйте внимание на различных, даже незначительных событиях, и пытайтесь понять, что Вы чувствуете, когда они происходят, и почему. В процессе анализа пытайтесь разделить чувства и эмоции.
- Библиотерапия. Это наиболее популярный прием формирования позитивного эмоционального состояния за счет прочтения правильно подобранной книги. Во время чтения художественного произведения Вы погружаетесь в описываемые события и переживаете чувства и эмоции героев.
Мы стремимся, чтобы наши упражнения для улучшения памяти эффективно помогли Вам решить для себя проблему как сделать память лучше.
Успехов Вам в познании себя и саморазвитии.
Поделиться
FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte
Эмоциональная память, что это такое и какова ее биологическая основа? / психология
Воспоминания не фокусируются только на событиях, которые произошли, но также и в физиологических реакциях, которые происходили одновременно; на самом деле эмоциональная напряженность и актуальность ситуации являются ключевыми факторами, объясняющими ее долгосрочные последствия. .
В некоторых случаях может даже случиться так, что эмоциональная память о событии продолжает существовать после того, как факты были забыты; это происходит обычным образом в случаях фобии, при которой не всегда вспоминают, каким был травмирующий опыт, вызвавший появление страха.
В этой статье мы опишем что такое эмоциональная память и каковы ее биологические основы, помимо определения характера и механизмов влияния отношений между памятью и эмоциями.
- Статья по теме: «Типы памяти: как память хранит человеческий мозг?»
Что такое эмоциональная память?
В области психологии мы можем определить эмоциональную память как обучение, хранение и память о событиях, связанных с физиологическими реакциями что произошло во время этих событий. Это также связано с восстановлением другой информации и деталей, связанных с конкретным событием..
Однако это очень широкое понятие, использование которого варьируется в зависимости от контекста; например, известный театральный педагог Константин Станиславский назвал «эмоциональную память» техникой интерпретации, состоящей из запоминания событий, вызывающих определенные эмоции.
Эмоциональная память является одним из основных аспектов человеческой идентичности: наши самые яркие автобиографические воспоминания Они обычно связаны с очень сильными эмоциями, будь то позитивные или негативные. Было предложено, чтобы мы помнили физиологическое состояние, в котором мы были в данный момент, а не сами факты.
С эволюционной точки зрения защищается то, что эмоциональная память была развита, потому что она увеличила нашу способность к адаптации к окружающей среде, позволяя нам быстро реагировать на ситуации, которые могут повлечь за собой опасность для выживания..
- Может быть, вам интересно: «Различия между эмоциями и чувствами»
Связь между эмоциями и памятью
Память и эмоции — тесно связанные процессы; все этапы памяти, от кодирования информации до долгосрочного восстановления, им способствуют эмоциональные факторы. Это влияние является двунаправленным, так что воспоминания часто провоцируют появление эмоций, например.
Эмоция оказывает модулирующее влияние на декларативную или явную память, а также на не декларативную или неявную память. То, что заставляет нас помнить лучше или хуже, событие — это не столько его актуальность в личной истории, сколько интенсивность эмоций, которые мы испытали в тот момент.
- Вам может быть интересно: «Как эмоции влияют на наши воспоминания?» Теория Гордона Бауэра »
Факторы, которые влияют на память
В целом, есть два эмоциональных фактора, которые влияют на память: степень активации и валентность эмоций. Эмоциональная активация, связанная со стимулом или ситуацией, заставляет внимание сосредоточиться на нем, чтобы его лучше запомнили в будущем, особенно если наше эмоциональное состояние схоже с состоянием обучения.
Тем не менее, интенсивные эмоции могут также мешать другим типам памяти, в частности, процедурной и оперативной или рабочей памяти. Это влияет на консолидацию воспоминаний и связано с вниманием; Например, диссоциативный опыт, возникающий в условиях сильного стресса, затрудняет консолидацию информации. .
В рамках психологии эмоций слово «валентность» используется для обозначения положительного или отрицательного качества. В общем воспоминания, связанные с приятными эмоциями, лучше запоминаются и с большим количеством деталей, чем негативы, особенно с учетом возраста.
Феномен, связанный с эмоциональной валентностью, — это зависимость от состояния, предложенная Бауэром. Зависимость состояния заключается в том, что мы легче запоминаем эмоционально позитивные события, если мы счастливы, и больше негативных событий, если нам грустно.
Биологические основы эмоциональной памяти
Структура мозга, известная как миндалина Он играет фундаментальную роль в эмоциональной памяти. Помимо возможности изучения связи между ситуациями и эмоциями, миндалина посылает сигналы, которые облегчают операции, связанные с памятью, в других областях мозга, особенно в гиппокампе и префронтальной коре..
Его центральной ролью является обучение по классической обусловленности эмоциональных реакций, посредством которых мы связываем стимул с эмоциями, которые мы чувствуем, пока он присутствует, как при фобиях. Деятельность миндалины была связана в основном с негативными эмоциями, а точнее со страхом.
Хотя необходимы дополнительные исследования по этому вопросу, известно, что гормоны стресса, такие как кортизол, взаимодействовать с миндалиной Эти эффекты могут быть как облегчающими, так и сдерживающими: например, когда мы чувствуем беспокойство, консолидация воспоминаний ухудшается, потому что рабочая память частично занята стрессом.
В число функций лобно-височных областей мозга в целом входит содействие сохранению, хранению и извлечению эмоционально заряженных воспоминаний; В свою очередь, чувства эмоциональной активации способствуют долговременной памяти об этих событиях.
Библиографические ссылки:
- Бауэр, Г. Х. (1981). Настроение и память. Американский психолог, 36 (2): 129-148.
- Д’Аржембо А., Комблен С. и Ван дер Линден М. (2002). Феноменальные характеристики автобиографических воспоминаний для позитивных, негативных и нейтральных событий. Прикладная когнитивная психология, 17 (3): 281-94.
- LaBar, K. S. & Cabeza, R. (2006). Когнитивная неврология эмоциональной памяти. Nature Reviews Neuroscience, 7: 54-64.
Эмоциональная память и методы ее развития
Память в психологии это скопление определенных процессов, непосредственно отвечающих за хранение, накопление, и при необходимости воспроизведение разных типов информационных структур. Эмоциональная память — это накопление и воспроизведение пережитого эмоционального опыта, который плотно «спаян» в психике с вызвавшим эмоцию конкретным событием.
Как управлять этим видом памяти, развивать и усиливать эту способность? Каковы функции памяти на чувства и эмоции. Без способности запоминать травмирующий опыт человек не смог бы полноценно развиваться.
Виды памяти: эмоциональная память
Знаменитый психолог П. П. Блонский выделил 4 основных типа памяти. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и логическую является то, какая психическая активность ярче выражена в процессе запоминания. Итак, память бывает:
- Двигательная — запоминание движений. Езда на велосипеде, катание на коньках, вязание — все это возможно благодаря работе двигательной, или иначе, моторной памяти.
- Эмоциональная — способность запоминать чувства и эмоции, связанные с предметом, событием или явлением.
- Образная — память на образы природы, слуховые или вкусовые образы, или понятийные константы, сформированные в виде абстрактного образа.
- Словесно-логическая. Запоминание мыслеобразов, понятий, заложенных в словах и связей между понятиями. Развивается, когда ребенок уже может воспринимать абстрактные категории.
Память словесно-логического типа наиболее сложная и развивается позже, чем остальные виды, благодаря волевым усилиям. Если логическая память хорошо развита, то у взрослого человека она становится ведущей во всей психической деятельности. Тогда человек может направлять и контролировать все процессы запоминания и воспроизведения.
Что касается эмоциональной памяти, то именно этот процесс играет ключевую роль в становлении социализированной личности. Невозможно принимать решения о своей дальнейшей деятельности, не опираясь на свои внутренние состояния. Без запоминания эмоционального состояния человек бы не смог учиться на своих ошибках.
Механизмы действия
По мнению Блонского, первоначально испытанная эмоция ярче, чем когда она всплывает из памяти. Спустя время эмоция притупляется, смешивается с интеллектуальными размышлениями, другими эмоциями. В то же время при столкновении с аналогичными стимулами или ассоциациями у человека оживают эмоции, чувства, которые при ярком эмоциональном переживании становятся, что называется, болезненной точкой восприятия человека. В некоторых случаях такой вид переживания сохраняется на всю жизнь.
Наиболее ярко запоминаются три чувства — страдание, удивление и страх.
Однако здесь есть разница. Удивление запоминается как впечатление, которое удивило, а само такое чувство не переживается повторно. Болезненные переживания и страдания запоминаются в виде чувства страха.
Между учеными долгое время были разногласия о том, какой вид эмоций запоминается лучше — позитив или негатив? Западные психологи доказывали, что положительные оставляют более глубокий след. Блонский рассуждал с противоположной точки зрения. Он утверждал, что удержание в сознании на долгое время негативного чувства даже в животном мире помогает сохранить вид популяции, что доказывает его большую значимость.
Также Блонский говорил о феномене «переноса» пережитых эмоций с одного раздражителя на аналогичные. Например, если ребенка в детстве укусила собака, то, став взрослым, такой человек боится собак в принципе. По мнению Блонского, эмоциональная память оказывает существенное влияние на формирование характера. Если ребенок пережил какой-либо вид травмирующего наказания или сильный страх, это может привести к формированию боязливой и недоверчивой личности.
В 1977 г. американскими психологами Р. Брауном и Дж. Куликом были описаны яркие воспоминания о неких событиях или ситуациях, которые спровоцировали возникновение эмоционального потрясения, сильного чувства, а также о событиях, сопровождающих эти потрясения. Это явление в психологии называется «мнемическая фотовспышка», что переводится как: «память-озарение», «вспышка-памяти», «яркие воспоминания».
Связь с актерским мастерством
Наиболее востребована эмоциональная память в искусстве театра и кино. На сцене актер умышленно воссоздает в сознании воспоминания эмоций, чтобы произвести впечатления на публику. К.С. Станиславский говорил ученикам о необходимости полного погружения в прошлые эмоции и чувства, стараясь пережить их вновь, при этом понять суть этой эмоции, разобраться, почему она возникла, и каким образом способна трансформироваться. К.С. Станиславский учил вызывать нужные эмоции и чувства по желанию, чтобы они не были привязаны к конкретным событиям жизни ученика. В актерской среде существуют упражнения, суть которых в воспоминании ярко окрашенного эмоционально события в жизни и раскрытии его с точки зрения мотивов действий.
Как работает эмоциональная память
Работа основана на взаимодействии нескольких структурных элементов: собственно эмоции, положительные или отрицательные, чувства, мысли и информация, которая побуждает мысли и чувства личности. Они тесно взаимосвязаны и в потоке сознания отделить компоненты невозможно. Как происходит запоминание эмоций?
Пережитая ситуация или явление оставляет в психике след, называемый энграммой. Эмоции позволяют определить, насколько успешно складываются наши взаимосвязи с обществом и успешны ли личные отношения. Чем сильнее была эмоция, тем ярче и четче энграмма. Затем внезапное напоминание может пробудить этот след в памяти и «вытащить наружу» все эмоции. Однако сила и качество воспроизводимых вновь эмоций отличаются от первичной реакции. Например, по прошествии нескольких лет, то событие, которое огорчало, может восприниматься уже как забавный случай. Это связано с тем, что мысленная оценка события уже иная.
В процессе запоминания часто происходит генерализация переживаний. Это значит, что стимул, вызвавший переживания, со временем объединяется и другими стимулами. От этого человек иногда не может четко вспомнить настоящую причину его страха.
Процессы памяти
запоминание;
сохранение;
воспроизведение:
- узнавание;
- вспоминание;
Забывание
Запоминание это -— это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Сохранение памяти – это способность удержать, сохранить знания и сведения.
Воспроизведение (репродукция) – это способность помнить и обновить (репродуцировать) определенное содержание сознания.
Воспроизведение усиливает или ослабляет ряд факторов:
Забывание — процесс противоположный сохранению.
Задачи данной работы: 1.Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования;
2.Выявить терминологическое поле исследования.
Объект исследования: память /мотивация и эмоциональная реакция/запоминание
Предмет исследования: мотивация и эмоциональная реакция в процессе запоминания .
Цель работы: изучить роль установок в процессе запоминания
Теоретическая значимость исследования: заключается в анализе психологической литературы и систематизации знаний.
Практическая значимость исследования: определение понимания памяти и процесса запоминания. Роль значимости мотивации и эмоциональной реакции в процессе запоминания
Актуальность исследования
Эта тема актуальна и по сей день потому что память являются неотъемлемой частью личности человека. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом большей степени, чем другая отдельно взятая особенность нашей личности .Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее .Именно память спасает прошлое от забывания, не дает ему стать таким же недостижимым как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени. Для каждого человека память является уникальной. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность ,и личность других людей
Память -одно из важнейших свойств психики человека. Любая форма психической деятельности опирается на память Память в психологии считается одним из основных познавательных процессов . Она является своеобразной основой всякого познания.Родоначальником научного психологического анализа памяти считается Г.Эббингауза
Изучением памяти занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Л.С. Выготский, Ф.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, П.П. Блонский, А.А. Смирнов, П. Жане, Г. Эббингауз, Г.Мюллер и другие. При изучении памяти эти ученые разработали ряд законов и теорий памяти.Одной из первых психологических теорий памяти, не потяявшей своего научного значения до настоящего времени.При запоминании человек использует наиболее простые методы запоминания .Запоминание у человека очень существенно зависит от сознательной установки на запоминание. Роль её особенно велика в высших проявлениях памяти. Запоминание и особенно заучивание является в значительной мере волевым актом, сознательным выполнением определённого задания.
Установка на запоминание является существенным условием запоминания, без которого простое повторение ряда в последовательности его членов не даёт эффекта. Классический ассоциативный эксперимент Г. Эббингауза и его продолжателей фактически всегда опирался не только на ассоциативные связи, но и на установки, хотя сами авторы не отдавали себе отчёта в этом.
Процессы памяти могут приобретать различные формы.В процесс первичного закрепления материала может происходит в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявится в узнавании , в свободном воспроизведении .
Эмоциональный и образный виды памяти
Эмоциональная память у человека тесно взаимосвязана с образами. Благодаря тому, что эмоции окрашивают ярче пережитые события и схваченные образцы, наш мозг способен продуцировать новые образы, которых не существовало. То есть создавать предметы искусства и поэзию.
Образы могут быть зрительными, обонятельными и даже вкусовыми. Эмоциональные образы лучше всего запоминаются актерами и поэтами. Именно для этих людей эмоциональная память является всегда ведущей. И так же, как в любой другой профессии, образами нужно уметь управлять.
2.3. Методики
Сербский психолог П.Радоссавлевич, изучавший память с помощью методики Эббингауза, проводил опыт с человеком, плохо понимавшим язык, на котором говорил экспериментатор. Испытуемому было предложено запомнить ряд из 8 слогов, читая их вслух. Ход событий Радоссавлевич описывает следующим образом:
«Он читал ряд 20, 30, 40, 46 раз, не заявляя, однако, что выучил слоги, как это должно было быть согласно моей (не понятой им) инструкции. Я уже почти усомнился в возможности благоприятного результата и после 46 повторений, прекратив предъявление слогов, спросил, может ли испытуемый повторить этот ряд слогов наизусть. «Как? Так я должен заучивать эти слоги?» — был его ответ. Тогда он еще 6 раз прочел ряд слогов вслух и легко достиг цели».
Как образуются произведения искусства? Роль эмоциональной памяти
Люди творческих профессий хорошо оперируют образами. Им необходимо уметьи анализировать и синтезировать образы, приводить анналогии и продуцировать новые идеи. Без постоянного внимания к этим умсвенным процессам; к накопленному эмоциональному опыту образы будут расплывчатыми. Соответственно, актер не сможет достаточно ярко воспроизвести их на сцене.
Важное значение имеет способность к каждому образу подбирать цепь похожих образов. Все великие гении умели держать в память множество таких цепей эмоциональных образов, которые затем воплощали в музыку или рисунок. Этому можно научиться. Еще одна важная характеристика эмоциональной памяти творческого человека — низкий порог чувствительности. Чем ниже порог эмоциональной чувствительности, тем больше информации о мире и других людях творческая личность может воспринимать и воплощать.
Установка на запоминание
Запоминание лучше происходит в тех случаях, когда человек находится в состоянии готовности к запоминанию материала. Если установка рассчитана на хранение в течение определенного времени информации, то именно на это время и срабатывают механизмы памяти. Это подтверждается опытами, в которых испытуемым предложили запомнить два рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, а по второму было сказано, что его надо запомнить надолго. Однако, проверку обоих рассказов провели через месяц.
Результаты показали, что второй рассказ запомнился значительно лучше, чем первый. По этой же причине материал, который студенты изучают только к экзамену, который будет через 3-4 дня, через месяц-два уже едва вспоминается по сравнению с изучаемым регулярно в течение семестра с установкой на длительное хранение.
Выявлено также, что когда содержание запоминаемого, противоречит основным установкам человека, например, политическим или религиозным, он его будет запоминать хуже.
При положительном эмоциональном отношении к заучиваемому материалу, человек запоминает больше информации; при отрицательном — почти вдвое меньше; при безразличном — меньше. Итак, материал, который вызывает эмоциональный отклик, запоминается лучше, чем нейтральный, однако слишком сильные переживания вытесняют материал из сознания и вызывают его забывание. На этот факт в свое время обратил внимание З. Фрейд, который показал, что человек склонен вытеснять в бессознательное сферу неприятные впечатления.
Физиологическая основа памяти
Существование эмоций было подтверждено наукой, когда в глуби височной доли мозга открыли область под названием миндалина. За возникновение эмоций отвечает именно эта часть лимбической системы. Но вегетативные изменения в организме под действием страха, к примеру, — это работа гипоталамуса. Процессы, происходящие в лимбической системе, имеют и электрическую и биохимическую природу; они воздействуют на состояние всех органов и систем.
Эмоции поэтому всегда сопровождаются активацией нервной системы и изменением артериального давления.
Благодаря работе лимбической системы живой организм развивается, используя мотивацию. Поведение бессознательно или направляется туда, где личность получает подкрепление в виде позитивных эмоций, или блокируется, сталкиваясь со страхом или болью.
Все сильные эмоции закрепляются в памяти благодаря образованию синаптических связей. В формировании отпечатка памяти принимают участие различные отделы головного мозга:
- кора мозга: теменная часть, височная и фронтальная;
- мозжечок отвечает за запоминание движений тела;
- гиппокамп;
- подкорковые узлы.
Связи между нейронами устанавливаются не сразу. Здесь важна работа химических веществ, таких как эндорфины, кальций и энкефалины. Эти вещества — нейротрансмиттеры — гормоны, которые передают импульсы между нейронами.
На процесс запоминания затрачивается энергия и белки. Поэтому для хорошей памяти необходимо хорошо питаться.
2.Теории памяти
Современные исследования в области памяти анализируют её с различных точек зрения и на основе различных подходов. Наиболее широкое распространение получили ассоциативные теории памяти. Согласно этим теориям, предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, по выражению известного учёного И.М. Сеченова «группами или рядами». Воспроизведение одних их них влечёт за собой воспроизводство и других, что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. В психологической науке такие связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных отражений предметов и явлений (т. н., ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи отражают противоположность (ассоциации по контрасту), четвёртые — причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности). Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Согласно И.П. Павлову, ассоциации представляют собой не что иное, как временную связь, которая возникает в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.
Исследования памяти в рамках нейронных и биохимических теорий. Наиболее распространённой гипотезой о физиологических процессах, лежащих в основе запоминания, была гипотеза Д.О. Хебба (1949 г.). Его гипотеза строилась на двух процесса памяти — кратковременном и долговременном. Предполагалось, что механизмом кратковременного процесса памяти является реверберация (циркуляция) электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов. Долговременное же хранение основано на устойчивых морфофункциональных изменениях синоптической проводимости. Следовательно, память переходит из кратковременной формы в долговременную посредством процесса консолидации, который развивается при многократном прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы. Таким образом, кратковременный процесс, который продолжается не менее нескольких десятков секунд реверберации, предполагается необходимым для долгосрочного хранения.
В 1964 г. Г. Хиденом была выдвинута гипотеза о роли РНК в процессах памяти. Поскольку ДНК содержит генетическую память для каждого индивидуального организма, то логично было предположить, что она или РНК может также передавать и приобретённый опыт. Инструкции для синтеза белка, переносимые молекулой РНК, заключены в специфической последовательности органических оснований, присоединённых к остову молекулы, именно эти основания служат матрицами для синтеза белков. Различная последовательность приводит к синтезу разных белков. Можно предположить, что эта последовательность изменяется также в результате опыта, приобретённого при обучении. В настоящее время уже доказано, что обучение действительно оказывает влияние на РНК.
Ещё одной группой исследований памяти являются социально-генетические. Так, П. Жане в своей работе «Эволюция памяти и понятия времени» (1928) рассматривает психологические механизмы памяти и выделяет ряд генетических форм, проявление которых было социально обусловлено ситуацией сотрудничества.П. Жане выделяет такие формы памяти, как ожидание, поиск (начальные формы), сохранение, поручение (отсроченные действия), рассказ наизусть, описание и повествование, пересказ самому себе (высшие ступени человеческой памяти) Каждая из отмеченных П. Жане форм памяти возникает из нужд общения и сотрудничества людей, именно этому обстоятельству он придаёт центральную роль в появлении и развитии памяти человека, которая, по его мнению, необходима лишь общественному человеку.
Социальную теорию памяти переняли советские психологи. Идея социальной природы памяти получила дальнейшее развитие в трудах Л.С. Выготского и А.Р. Лурия. В 1930 г. у этих учёных вышла работа «Этюды по истории поведения», в которой авторы проанализировали эволюции архаической памяти и сравнили данные фило — и онтогенеза памяти.Л.С. Выготский и А.Р. Лурия указывают на такие особенности памяти первобытного человека: её необычайную буквальность, фотографичность, комплексный характер и др. Однако авторы сделали общие выводы, что архаический человек пользуется памятью, но не господствует над ней, примитивная память носит стихийный и неуправляемый характер. Также учёные выделили важнейший момент, определивший коренное изменение её функционирования. Основу такого изменения составляет переход от использования и употребления предметов в качестве средств памяти к созданию и использованию искусственных знаний как орудий запоминания.
Развитие эмоциональной памяти у детей и взрослых
Чтобы такой вид памяти лучше развился у ребенка, нужно помогать ему «включать» почаще образное мышление, возить в интересные места и с самого детства приучать к миру литературы и театра.
У взрослых людей уже какой-то один вид памяти доминирует, и психика направлена на определенный вид деятельности. Поменять восприятие и начать мыслить иначе взрослой сформировавшейся личности очень сложно. Тем не менее, эмоциональная память есть у каждого, и ее можно попробовать развить лучше и вывести на сознательный уровень.
Какие задания нужно выполнять для развития такого вида памяти? Эмоциональная память тренируется если каждый день, читая книгу, выписывать на бумаге эмоции, которые возникают от поступка того или иного героя любимой книги. Затем попытаться проанализировать внутренний мир героя, конфликтные ситуации между ним и обществом. Можно для такого анализа подобрать и фильм.
Упражнения для детского возраста
Такой вид памяти, как эмоциональная, необходимо развивать с детского возраста, для чего существуют специальные упражнения. В детстве есть возможность заложить максимум позитивных воспоминаний, доверие к людям и миру, интеллектуальный потенциал. Упражнения, которые можно выполнять вместе с детьми:
- Пример простейшего метода: когда вы находитесь вместе с ребенком в местах, где он раньше не был, акцентируйте его внимание на окружающем мире: деревья, виды, запахи и тп., сопровождая это лаской, вниманием, объятиями, чтобы эти воспоминания впоследствии давали ребенку силы пережить негативные события своей жизни.
- Упражнение «я счастлив(а), когда..». Это упражнение называется групповым, методика используется в детских садах, школах. Ребенку бросается мяч с просьбой рассказать о событиях, когда он счастлив. После этого, его задача совершить те же действия по отношению к другому.
- Упражнение с негативными переживаниями называется «волшебный мешок». Эта методика обычно используется психологами, когда у ребенка уже есть травмирующие воспоминания. С ребенком выясняют его болезненные переживания, обиды, страхи, затем эти эмоции оформляются в нечто осязаемое, пример — листки бумаги, какие-либо предметы, и складываются в мешок, который крепко завязывают. Параллельно с мешочком негативных эмоций можно сделать такой же с позитивными, взяв в игровой форме эмоции, приносящие радость.
Эти упражнения помогут малышу увеличить количество позитивных переживаний и справиться с негативом.
Стремитесь проводить как можно больше времени с ребенком, обращайте внимание на вид его эмоционального состояния, скрывайте свои негативные эмоции, ведь дети переживают страдания родителей более болезненно, чем сами взрослые. Чаще гуляйте в новых местах, катайте на аттракционах, знакомьте с животными. Эти упражнения со временем дадут нужный эффект в формировании эмоционального фона ребенка.
Родителям стоит помнить о том, что за большую часть переживаний своих детей они несут ответственность.
Функции эмоциональной памяти
Для чего же нужна такая память тому, кто не занимается творчеством? Развитие эмоциональной памяти необходимо каждому, потому как личность без эмоционального опыта неинтересна в общении. Кроме того, такие люди не в состоянии сопереживать, делиться наболевшим и в сущности очень одиноки в своей жизни. Итак, можно выделить несколько функций:
- способствует развитию личности;
- формирует эмоциональный интеллект;
- помогает лучше ориентироваться в социуме, поэтому нужна учителям и директорам фирм;
- влияет на развитие творчества.
Методика «Узнавание фигур»
Методика «Узнавание фигур» была предложена Т. Е. Рыбаковым (1911). оценка кратковременной зрительной памяти. Психолог использует наглядный материал, подготовленный для данной методики, и в течении 10 с показывает его ребенку. Затем предъявлякт сразу другой рисунок, где виденные им 9 фигур разбросаны среди других 25. Ребенок должен найти те фигурки, кот-е он видел в первом случае. Пс-г отмечает и подсч-т число правильно и неправильно указанных фигур. Подсчитывается коэффициент узнавания по формуле.
Эмоциональный интеллект: формирование
Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции и контролировать их. Без развития эмоционального интеллекта руководить успешно коллективом нельзя. Это важное качество настоящих руководителей.
Человека с развитым эмоциональным интеллектом легко узнать. Он хорошо ладит с окружающими людьми, так как понимает и свои и чужие эмоции. Он всегда приветлив и жизнерадостен.
Вывод
Все поведение на протяжении жизни выстраивается исходя из эмоционального опыта индивида. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную является та психическая активность, которая чаще используется личностью.
За сохранение и развитие эмоционального состояния отвечает вся лимбическая система. К ней относятся: миндалевидное тело (миндалина), гипоталамус, сосцевидное тело, гиппокамп, обонятельный треугольник, другие структуры. Формируется память благодаря синтезу долговременных связей между нейронами мозга.
Способность к творчеству это, прежде всего, развитая образно-эмоциональная память. Развитие образной памяти необходимо для тех, кто решил посвятить себя литературной, музыкальной или актерской творческой деятельности.
Эмоциональные воспоминания: когда люди и события остаются с вами
Воспоминание о событии, ситуации или человеке может вызвать дрожь волнения, жар гнева или тоску горя. Хотя эмоция, вызванная воспоминанием, может ощущаться не так сильно, как реальное переживание, воспоминание, тем не менее, может быть приятным или болезненным. Эмоциональная память повышает доверие к представлению о том, что мысли могут вызывать эмоции точно так же, как активация эмоций может создавать познания (Lerner & Keltner, 2000; Lewis, 2008).
Какое счастье, что разум может вызвать эмоциональные воспоминания о волнующей и незапятнанной любви, гордости за свои усилия или радости, испытанной в удивительный момент времени. Вы можете размышлять о прошлом, потому что хотите воссоздать удовлетворительный эмоциональный опыт, хотя бы мимолетно, в мечтах. Но воспоминания могут также активировать более негативно переживаемые эмоции, такие как гнев, стыд, ревность, зависть, отвращение или вина.
К сожалению, такие воспоминания о вещах, которые мы предпочли бы забыть, кажутся более интенсивными, чем приятные. В ответ на сигнал в настоящем, который вызывает эмоциональную память, гнев, например, может занимать ваши мысли способами, которые могут показаться гораздо более поглощающими и убедительными, чем приятные воспоминания о прошлых любовных отношениях. Гнев заставляет вас хотеть предпринять действия, чтобы защитить себя, отомстить или исправить любую ошибку, которая осталась нерешенной; тогда как воспоминание о прошлой любви с меньшей вероятностью вызовет потребность ответить.
Большинство эмоциональных воспоминаний являются результатом воспроизведения по сигналу. Определенная дата может вызвать эмоциональное воспоминание, например, годовщина потери. Но также все, что связано с вашими чувствами, может быть сигналом, который может вызвать эмоциональное воспоминание. Проходя мимо парфюмерного прилавка универмага, вы можете вспомнить кого-то, от кого пахло вкусно, или, с другой стороны, человека, чье чрезмерное употребление ароматизированных продуктов было вам противно. Определенное место может вызвать воспоминание о том, что вы были там в прошлом, а также о приятных или неприятных эмоциях, связанных с этим переживанием. Ваша внутренняя реакция на конкретную песню может быть напоминанием об эмоциях, которые вы испытывали по отношению к кому-то, с кем она связана.
Удерживание определенных вещей может быть способом активировать припоминание эмоций. Тем не менее, объект активирует не только эмоциональную память, но и связь, которая у вас была с человеком, которого он представляет. Например, мне довелось открыть коробку, которая хранилась много лет, и найти что-то, что принадлежало моей матери. Наряду с приподнятостью во мне активизировалась минутная грусть, как будто я снова каким-то образом соединился с ней. При изучении лелеемых объектов как памятных вещей исследователи обнаружили, что большинство идентифицированных лелеемых объектов лелеялись по причинам, отличным от их ценности как индукторов воспоминаний, а также конкретно как реконструктивные символы (Sherman, 19).91).
Избавление от некоторых реликвий прошлого может послужить деактивации воспоминаний и символическому избавлению от человека. Когда отношения заканчиваются, люди иногда хотят избавиться от пережитков прошлого, которые представляют их привязанность к другому человеку, включая памятные вещи, подарки, фотографии и все остальное, что потенциально может вызвать когда-то прекрасные эмоциональные воспоминания, которые теперь стали испорченными.
Обладание отличной памятью для припоминания событий может не быть достоинством и вместо этого может потребовать, чтобы вы контролировали эффективную систему памяти, которая доставляет информацию в форме воспоминаний, которые могут мешать текущим целям (Levy & Anderson, 2002). Поэтому, если кажется, что все вызывает у вас воспоминания, особенно те, которые активируют эмоциональные реакции, вы можете сойти с пути, на который идете, и вместо этого сосредоточиться на воспоминаниях.
Представьте себе, например, что каждый раз, когда вы завязываете романтические отношения, вам вспоминаются случаи, когда вы чувствовали себя преданным или обиженным. В результате вы можете попытаться проигнорировать воспоминание или перефокусировать внимание — ситуация подавления реакции, которая требует исполнительного контроля, чтобы остановить само припоминание, — но такое подавление воспоминаний и контроль направления мысли также мешают их воспроизведению, когда они желательны. Леви и Андерсон, 2002). Таким образом, могут быть моменты, когда ваши эмоциональные воспоминания правильно информируют вас о необходимости быть осторожными, и в ваших интересах прислушиваться к ним, но в других случаях они просто дают осечку.
Эмоциональные воспоминания очень сильны и служат для того, чтобы направлять и информировать нас, когда мы ориентируемся в настоящем и готовимся к будущему. Если вы когда-нибудь выпивали или пробовали что-то испорченное, вы знаете, что эмоциональная память защищает вас от повторения подобных действий. К сожалению, вы можете непреднамеренно применить тот же принцип к отношениям, когда неявные или явные эмоциональные воспоминания предостерегают вас и мешают вашему стремлению иметь любовь в своей жизни. Однако иногда ваши эмоциональные воспоминания сообщают вам правду, которую вы не хотите признавать. Интерпретация, которую вы делаете, когда активизируется эмоциональная память, в любом случае должна быть оставлена на ваше усмотрение.
Дополнительную информацию о моих книгах об эмоциях можно найти здесь.
Этот блог никоим образом не предназначен для замены медицинской или психологической консультации. Если требуется экспертная помощь или консультация, следует обратиться за услугами компетентного специалиста.
Что такое эмоциональная память?
Ричард Рестак, доктор медицинских наук, Школа медицины и медицинских наук Университета Джорджа Вашингтона
Под редакцией Кейт Финдли и вычиткой Анджелой Шумейкер, Wondrium Daily
Что вы чувствовали, когда потеряли первый зуб или научились кататься на велосипеде? Эмоциональная память может быть не так хорошо известна, как рабочая память, но она по-прежнему важна для нашего самоощущения. Доктор Рестак объясняет.
Естественный разрыв между поколениями возникает между взрослыми и следующим поколением, относящимся к подростковому возрасту, из-за потери взрослыми эмоциональной памяти, которая связывает их с тем, когда они были молоды. Фото MAD.vertise/ShutterstockЧто такое эмоциональная память?
Одним из аспектов памяти, который мы обычно не принимаем во внимание, когда думаем о памяти, является эмоциональная память. Несмотря на его важность, большинство из нас потеряли связь с тем, как мы воспринимали мир в прошлом.
«Недавно я был на собрании старшеклассников, — сказал доктор Рестак. «Я заметил, что некоторых людей, которых я узнавал, и некоторых людей, которых я не узнавал, некоторых из моих хороших друзей я узнавал быстрее. Мы начали вспоминать и говорить о футбольных играх, танцах и тому подобных вещах. Мы помнили все происшествия и события, но воспоминания об эмоциях, которые их сопровождали, не присутствовали, не были такими четкими. Или, если ты вообще мог вспомнить их, у тебя были смутные воспоминания.
Вы можете испытать то же самое, если достанете свои школьные выпускные фотографии и внимательно их рассмотрите. Вы помните чувства в тот день, когда закончили школу?
Или как вы относитесь к конкретным одноклассникам на фотографии класса, которую вы сейчас видите? Даже тех, чьи лица и имена вы можете вспомнить?
Вы можете чувствовать себя оторванным от реальности и неспособным заново пережить свои мысли и чувства из той фазы. Это нормально — в этом нет ничего плохого. Однако важно, чтобы вы научились восстанавливать эту эмоциональную связь с событиями вашего прошлого.
Преподаватель актерского мастерства Константин Станиславский определил эмоциональную память как «тип памяти, который заставляет вас вновь пережить ощущение, которое вы испытали, когда умер ваш отец». Станиславский иллюстрирует здесь эмоциональную память, приводя пример, с которым может себя идентифицировать почти каждый из нас, потеря кого-то, кто умер.
Эмоциональная память имеет значение
Очевидно, что не каждое событие вызывает такое эмоциональное возбуждение, как смерть отца. Другие воспоминания гораздо более приземленны и легко забываются, но мы платим цену за то, что слишком много забываем о своем прошлом. Если мы позволим нашим эмоциональным воспоминаниям слишком сильно угаснуть, мы в конце концов столкнемся с незнакомцем, смотрящим на нас из нашего зеркала.
«Недавно я встречался со своей пациенткой, страдающей болезнью Альцгеймера, и у нее был фотоальбом, — сказал доктор Рестак. «Мы прошли через это. Я заметил, что она не могла опознать там людей. И, к сожалению, она даже не могла вспомнить свои фотографии или то, что [происходило на них]».
Она не только не могла вспомнить события, но у нее также не было эмоциональной памяти, чтобы связать ее с прошлым, и не было возможности интегрировать свой жизненный опыт. Подобные, хотя и менее выраженные, потери эмоциональной памяти могут случиться у любого из нас. Практические последствия, такие как конфликт поколений, вытекают из таких потерь.
Межпоколенческий конфликт наблюдается у взрослых, которые не могут сохранить эмоциональную память или установить связь с собой, как в подростковом возрасте. Это приводит к конфликту с детьми-подростками, что приводит к спорам о правилах и положениях, таких как использование автомобиля и выбор друзей.
Разногласия по поводу власти и надлежащей роли правительства, практики воспитания детей, цели образования — все эти типы вопросов выступают источником межпоколенческих конфликтов, которые основаны на том факте, что взрослый не может действительно вспомнить, что это было например, когда он или она были подростком.
Эмоциональный контакт между поколениями сложнее, потому что мозг наших детей отличается от нашего. Причина в пластичности.
Поддержание связи с прошлым
Воздействие средств массовой информации и непрерывная цифровая связь у молодого поколения Интернета приведет к изменению структуры мозга в результате пластичности. В результате они воспринимают и определяют реальность иначе, чем мы. Net Generation — это наша нынешняя молодежь, которая растет на современных коммуникационных технологиях.
Все более лихорадочные культуры также усекают ощущение времени, когда технологии изменяют восприятие человеком времени и места. «Сейчас» распространяется по всему миру во времени из-за технологических изменений.
Эти факторы делают еще более важным поддерживать эмоциональную связь с нашим прошлым и развивать нашу эмоциональную память. Эмоциональная память становится все более неуловимой, чем глубже мы копаемся в прошлом.
Эта потеря постепенная; изящная деградация означает, что он не исчезает внезапно, а становится менее ясным с течением времени. Чтобы испытать потерю эмоциональной памяти, просмотрите несколько личных фотографий, начиная с того, что было сделано несколько недель назад в отпуске, а затем посмотрите на то, что было сделано несколько лет назад.
Эмоциональная потеря памяти также может существовать наряду с прекрасно сохранившимися общими воспоминаниями. Это приводит к блокировке развития.
Мы больше не можем общаться со своим прежним «я», и мысли, чувства и желания тех прежних времен потеряны для нас. Мы теряем чувство личной интеграции.
Эта статья была отредактирована Кейт Финдли, писателем Wondrium Daily, и вычитана Анжелой Шумейкер, корректором и редактором текстов Wondrium Daily.
Доктор Ричард Рестак — клинический профессор неврологии в Школе медицины и медицинских наук Университета Джорджа Вашингтона. Он получил степень доктора медицины в Медицинской школе Джорджтаунского университета. Профессор Рестак также ведет активную частную практику в области неврологии и нейропсихиатрии в Вашингтоне, округ Колумбия.
0029Эмоции и память — Мир психологов
Вопрос о том, как наш мозг запоминает повседневный опыт, десятилетиями интересовал когнитивных психологов и нейробиологов. Среди множества теорий, пытающихся объяснить, как мы кодируем и позже вспоминаем информацию, было замечено любопытное влияние на кодирование памяти: наше эмоциональное состояние во время события может повлиять на нашу способность запоминать его детали.
Кроме того, считается, что эмоции играют роль в определении того, можем ли мы вспомнить сохраненное воспоминание в то время, когда пытаемся вернуться к нему. Например, было обнаружено, что уговорить себя войти в то же самое настроение, которое мы испытывали, когда были свидетелями какого-либо события, часто оказывалось положительное влияние на наши шансы вспомнить конкретные детали, относящиеся к нему.
Похоже, что эмоционально заряженные ситуации могут привести к тому, что у нас останутся более продолжительные воспоминания о событии. Когда мы испытываем чувство восторга, гнева или других состояний ума, живые воспоминания часто более возможны, чем в повседневных ситуациях, когда мы чувствуем слабую эмоциональную привязанность к событию или вообще не чувствуем никакой.
Результаты ряда исследований показали, что эмоции играют роль на различных этапах запоминания ( кодирования ) информации, объединяет воспоминаний и во время вспоминает переживаний позже. Например, когнитивный психолог Дональд Маккей и группа исследователей попросили участников принять участие в эмоциональном тесте Струпа , в котором им предъявлялись разные слова в быстрой последовательности. Каждое слово было напечатано разным цветом, и испытуемых просили назвать цвет. Позже их также попросили вспомнить слова после первоначального теста. Маккей обнаружил, что табуированные слова, призванные вызвать эмоциональный отклик, вспоминаются чаще, чем слова с менее эмоциональным подтекстом (MacKay et al, 2004). 1
Результаты эксперимента Маккея и других экспериментов с аналогичными результатами позволяют предположить, что эмоциональное состояние в момент, когда мы воспринимаем и обрабатываем наблюдение, может положительно влиять на кодирование информации в кратковременной или даже долговременной памяти.
Хотя эмоциональный тест Струпа демонстрирует эту связь между эмоциями и памятью, роль эмоций давно подозревается.
В 1977 году исследователи из Гарварда опубликовали статью под названием Воспоминания о вспышках 9.0024, в котором они отметили, что люди часто могут живо вспомнить, где они были, когда произошло значимое для них событие. Они использовали пример убийства президента США Джона Ф. Кеннеди, но многие люди сохранят столь же подробные воспоминания о том, что они делали, когда узнавали о терактах 11 сентября 2001 года или о смерти такого известного человека, как Элвис. Пресли или Майкла Джексона. В отличие от фотографической памяти, эти «воспоминания-вспышки», как правило, возникают только тогда, когда событие ощущается как имеющее особое значение для человека или когда оно вызывает состояние удивления, подтверждая идею о том, что эмоциональное состояние человека во время событие может влиять на то, кодируется оно как воспоминание или нет (Браун и Кулик, 19). 77). 2
Теперь мысль о том, что мы с большей вероятностью запомним событие исторического значения, чем обыденное наблюдение по дороге на работу, может показаться очевидной. Убийство Джона Кеннеди часто считается одним из самых значительных событий в истории США 20-го века, даже теми, кто родился после этого события и узнал о нем только на уроках истории. Однако другое исследование, в котором участников просили заполнить анкеты, чтобы оценить их воспоминания о покушении на Рональда Рейгана, показало, что значение события, как правило, оказывает меньшее влияние, чем эмоции, испытанные во время кодирования. Пилемер (1984) обнаружили, что сообщаемое эмоциональное состояние людей во время покушения помогло повлиять на то, будут ли воспоминания сохранены в большей степени, чем то, просто ли они репетировали — обдумывали или обсуждали — воспоминания впоследствии. 3
Почему эмоции влияют на память?
Хотя появляется все больше свидетельств в поддержку роли эмоций в памяти, остается вопрос, почему эмоции, а не суждения, над которыми мы больше контролируем, влияют на наше кодирование событий таким образом. Какой цели служит способность вспомнить печальный случай, который мы предпочли бы забыть, лучше, чем факты, которые нам нужно выучить для экзамена?
Во-первых, давайте вспомним эволюционную цель, которой служат эмоциональные переживания. Одна из теорий предполагает, что наша способность испытывать неприятные эмоции, страх и тревогу является наследственной чертой, которая исторически давала нашим предкам преимущество в выживании. Оман и Минека (2001) утверждали, что, поскольку эмоции имеют тенденцию действовать вне нашего сознательного контроля, их интуитивная природа дает нам раннее предупреждение о надвигающихся угрозах или опасностях в нашем внешнем окружении (Оман и Минека, 2001). 4 Например, при переходе через сильное течение реки чувство страха предупреждает нас об опасности для нашей жизни и помогает нам обращать внимание на опасности. Негативные эмоции также могут удерживать нас от участия в таких мероприятиях! Точно так же чувство счастья, создаваемое безопасной средой, например, домом, теплым и свободным от угроз, может побудить нас продолжать избегание риска и адаптивное поведение.
Внимание, эмоции и память
В то время как эмоциональное искажение памяти, связанной с кодированием и воспоминанием, кажется контрпродуктивным для поддержания точного представления о внешнем мире, их влияние можно лучше понять с точки зрения того, как оно влияет на наше внимание и как объект нашего внимания в очередь влияет на то, что кодируют наши воспоминания.
Исследования показывают, что наш мозг чаще фокусируется на эмоциональных стимулах. Это было продемонстрировано в исследовании, в котором участникам показывали контрольный набор эмоционально нейтральных изображений с картинками, например, изображающими различные травмы, вызывающими эмоциональный отклик. Шупп и коллеги (2007) обнаружили, что внимание испытуемых повышается, когда им демонстрируются эмоциональные образы, что позволяет предположить, что наше внимание инстинктивно привлекает эмоциональные объекты. 5
Поскольку мы склонны запоминать, сосредотачиваясь и обрабатывая наблюдение, это может помочь нам понять, почему эмоции влияют на воспоминания.
Хотя эмоции могут привлечь наше внимание к предметам, их влияние на наше сознательное восприятие мира на этом не заканчивается. После переключения нашего внимания с одного предмета на другой может произойти кратковременное явление, известное как моргание внимания , во время которого мы не можем полностью сосредоточиться на вторых стимулах.
В результате мы можем помнить что-то хуже, если непосредственно перед этим сосредоточились на чем-то другом. Исследования показали, что в этом моргании внимания есть эмоциональный компонент.
В одном эксперименте исследователи смогли ограничить способность участников запоминать нейтральную информацию, предоставив им эмоциональные стимулы незадолго до этого (Smith et al, 2006). 6
Эффект конгруэнтности настроения
Фокус внимания человека неизбежно влияет на то, что он помнит во время переживания, но эмоции, по-видимому, более глубоко влияют на кодировку памяти, чем простое привлечение внимания к конкретному эмоциональному предмету, а не к нейтральному.
Ваше эмоциональное состояние во время события может помочь определить, будут ли ваши наблюдения во время него сохранены для последующего использования.
Одно исследование показало, что участники эксперимента были более способны ассоциироваться с историями, содержание которых соответствовало их настроению во время их рассказа им. Счастливый человек, например, может больше ассоциироваться с персонажами, которые позитивны и полны энтузиазма, в то время как грустный человек может идентифицировать себя с персонажем, который является объектом преследования. Гордон Бауэр, проводивший исследование, обнаружил, что это эффект соответствия настроению — ассоциация со стимулами, отражающими наше текущее настроение, — влиял на способность людей запоминать информацию (Bower, 1981). 7 Результатом этого эффекта является то, что вы можете лучше вспомнить, что читали негативный отчет в газете, если вы были в плохом настроении, а не в хорошем настроении во время его чтения.
Роль миндалевидного тела
Средства, с помощью которых эмоции могут помочь определить, какие воспоминания обрабатываются, также являются предметом текущих исследований.
Хотя этот процесс до конца еще не изучен, считается, что гиппокамп и две области миндалевидного тела в мозге играют ключевую роль в обработке как воспоминаний, так и эмоций, и что взаимодействие между ними может усиливать связь между памятью и эмоции.
Одно исследование, в котором томография использовалась для наблюдения за миндалевидным телом, выявила повышенную активность при запоминании эмоциональных стимулов, независимо от того, были ли они положительными или отрицательными.
Хаманн и др. (1999) также предположил, что одной из функций миндалевидного тела является «модуляция» активности гиппокампа, который, как полагают, играет роль в формировании новых воспоминаний (Hamann et al, 1999). 8
Репетиция и поиск
Хотя считается, что эмоции влияют на преобразование событий в воспоминания в момент кодирования, наше настроение, когда мы пытаемся вспомнить события в более поздние сроки, может повлиять на нашу способность получить доступ к этим воспоминаниям.
В радостном настроении мы можем лучше вспомнить прошлые события, которые принесли нам радость. Например, находясь на пляже, вы можете вспомнить счастливые воспоминания о памятном семейном собрании по поводу негативного события. Напротив, но следуя тому же принципу, в плохом настроении вы можете легче вспоминать грустные воспоминания. Эта корреляция между нашим настроением в момент припоминания и типом воспоминаний, которые мы можем вспомнить, известна как память, зависящая от состояния настроения.
Джеймс Лэрд из Университета Кларка продемонстрировал этот эффект в серии экспериментов, в которых они смогли искусственно вызвать настроение, соответственно изменив выражения лиц участников.
Когда испытуемых просили изобразить выражение лица, например, вызывающее страх, они сообщали об усилении чувства страха. Лэрд и его коллеги-исследователи обнаружили, что индуцированное настроение затем влияло на воспоминания, к которым участник мог получить доступ — кто-то, испытывающий некоторые эмоции, такие как страх, может лучше помнить другие воспоминания о таких же пугающих событиях, чем когда он находится в более тяжелом состоянии. эмоционально нейтральное состояние (Laird et al, 1989). 9 Это исследование подтверждает идею о том, что воспоминание часто зависит от настроения.
Эмоции и забывание
Если эмоции помогают определить, консолидируется ли воспоминание в долговременную память, то в равной степени правдоподобно и то, что эмоции, связанные с воспоминанием, могут влиять на способность человека к нему обращаться.
Психоаналитик Зигмунд Фрейд был одним из первых специалистов в области психологии, исследовавших эмоциональные ассоциации, связанные с воспоминаниями. Фрейд считал, что воспоминания об особенно травмирующих событиях или о тех, которые причинили бы человеку страдания, если бы на них сосредоточивались, могут быть вытеснены.
Связанные
- Зигмунд Фрейд
Такие воспоминания не забываются полностью, но сознательный разум не может вспомнить их, если, согласно Фрейду, они вызывают чувство вины или стыда. Вместо этого они остаются в бессознательном уме и воздействуют на нас так, как мы этого не осознаем. Например, в серии исследований Фрейд определил, что подавленные чувства и воспоминания являются источником различных фобий.
Используя регрессию в состоянии гипноза, наряду с такими методами, как свободные ассоциации, Фрейд считал, что эти воспоминания могут быть возвращены в сознательный разум, чтобы человек мог принять их и решить проблемы, связанные с такими подавленными воспоминаниями.
Розовые очки? Смещение аффекта угасания
Совсем недавно влияние эмоций на воспоминания, которые мы забываем, было определено в виде смещения аффекта угасания. Это предубеждение приводит к тому, что мы склонны забывать воспоминания отрицательной эмоциональной валентности и сосредотачиваться на воспоминаниях, которые влияют на нас более положительно. Идеализированные воспоминания о детстве, например, могут быть связаны с тем, что наш разум сосредотачивается на положительных, а не на отрицательных событиях, которые произошли во время взросления.
Это смещение аффекта затухания было продемонстрировано в 2009 г.исследование, в котором проверялось воспроизведение памяти у сотен участников, и было обнаружено, что воспоминания положительной валентности, когда они вызываются у других, с большей вероятностью останутся доступными, чем воспоминания отрицательной валентности (Walker et al, 2009). 10
Результаты этих экспериментов подтверждают результаты отдельного исследования, в ходе которого были опрошены сотни монахинь относительно событий их прошлой жизни. Исследователи обнаружили, что чем старше были участники, тем больше у них было воспоминаний о позитивных событиях, чем о негативных (Kennedy, Mather and Cartensen, 2004). 11 Чем старше мы становимся, тем чаще мы можем смотреть на прошлое сквозь «розовые очки».
Эффект подавления эмоций
Могут ли наши сознательные усилия по изменению наших эмоций во время события изменить то, как они влияют на кодировку наших воспоминаний о пережитом?
Исследователи из Стэнфордского университета проверили эту идею с помощью экспериментов, в которых участникам показывали различные стимулы, например видео. В ходе экспериментов некоторых участников просили подавить свои эмоции и не позволять их показывать другим. После этого измерялась их способность вспоминать предъявленные им стимулы. Интересно, что люди, которые пытались подавить свои эмоции, как правило, впоследствии демонстрировали ослабленную способность вспоминать свои переживания по сравнению с теми, кто позволил проявиться своему эмоциональному состоянию (Richards and Gross, 2000). 12 Одним из объяснений результатов этого исследования является то, что сознательная сосредоточенность и самоосознание своего эмоционального состояния может отвлекать человека от наблюдения за окружающей средой, включая внешние раздражители, такие как видео.
Гендерные различия
То, как мы позволяем проявлять свои эмоции, — не единственный фактор, влияющий на связь между памятью и эмоциональным состоянием. Гендерные различия, по-видимому, тоже влияют на память: мужчины и женщины по-разному обрабатывают эмоциональные воспоминания.
Сканирование фМРТ, проведенное на людях, выполняющих наши задачи на память, в то время как они находятся в негативном эмоциональном состоянии, выявило различия в том, как мозг обрабатывает информацию во время переживания определенного эмоционального состояния. Сканирование показало, что активность может быть сосредоточена в миндалевидном теле, как обсуждалось ранее, у женщин по сравнению с мужчинами (Koch et al, 2007). 13
Также были обнаружены дополнительные гендерные различия между тем, как мужчины и женщины обрабатывают воспоминания в эмоциональном состоянии. Сабрина Кульманн и ее коллеги провели исследование, в ходе которого проверили влияние кортизола, который часто высвобождается во время стрессовых ситуаций, на память. Вызвав состояние стресса и выполнив задание на запоминание, Кульманн обнаружил, что высвобождение кортизола оказывает значительное влияние на память участников-мужчин, чего не происходит в такой степени у женщин (Kuhlmann et al, 2001).