Эмоционально личностная сфера это в психологии: Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье

Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье

Эмоционально-личностная сфера дошкольников

Определение 1

Эмоционально-личностная сфера – это субъективные переживания человеком его отношения к предметам, событиям, явлениям, другим людям.

Для дошкольников характерными являются базовые эмоции, к которым относятся гнев, печаль, радость. Переживать ту или иную эмоцию, определять и осознавать противоположные эмоции ребенок учится через сказки.

Эмоции играют важную роль в жизни человека, они помогают реагировать на действительность, успешно взаимодействовать с самим собой и с миром.

Эмоциональное развитие современных детей является слабым, что проявляется в отсутствии стрессоустойчивости, сензитивности, социальной адаптации и низкой вариативности в стремлении. Развитие эмоционального понимания ограничивается развивающимся интернетом, что делает ребенка слепым к проблемам других людей, включая даже близких.

Основы личности закладываются через формирование эмоционально-личностной сферы в дошкольном периоде. Закладывается она через основной вид деятельности «Сюжетно-ролевую игру», в которой ребенок развивает различные психические функции и формирует на их основе свою деятельность. Игра в этом возрасте служит ориентиром в межличностных и социальных отношениях.

В своих работах А.Н. Леонтьев обозначает некоторые моменты эмоциональной сферы ребенка – это развитие новых интересов и потребностей, предопределенных централизованной структурой мотивов.

Такие первичные рефлексы, как голод, жажда, сон дошкольник контролирует ещё слабо. Однако в процессе онтогенеза эмоции ребенка от взрывного-аффективного меняются к более лабильному, осознанному. Внимание ребенка формирует ожидание результата и хорошего настроения окружающих в процессе его действий. Ребенок не сосредотачивается на оценке его действий взрослыми. Изучая новые формы эмоций, он выражает их в мимике, интонации, сопереживании другого.

Интерес и любознательность способствуют ускорению процесса включения речи в эмоциональные выражения – в результате происходит развитие когнитивных процессов.

К пяти годам у ребенка зарождаются моральные принципы, формируется чувство долга, приобретаются навыки оценивать свои и чужие поступки. У любознательного ребенка формируются такие эмоции как удивление и радость.

В развитии эмоционально-личностных качеств выделяется социальная адаптация, что означает развитие интереса к новому, осознание смысла речи, психофизическое состояние ребенка, зависящее от эмоциональной сформированности.

Чувства и эмоции сопровождают человека с момента рождения – это сложная регулирующая система, оказывающая влияние на поведение, здоровье, образ и качество жизни. Если эмоции ребенка имеют ограничения в выходе, то они разрушают его психику, порождают склонность к агрессии, замкнутости, тревожности.

Неполная семья и эмоциональный мир ребенка

Развитие эмоций и развитие личности связаны между собой. Специалисты установили, что ребенок, получающий меньше тепла и ласки, как личность, созревает значительно медленнее. Он будет склонен к пассивности и апатичности. Дефицит эмоционального общения между взрослым и ребенком приводит к неуверенности, вызывает чувство тревоги и ощущение эмоционального неблагополучия. Общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок узнает, что кроме его точки зрения, существует ещё и чужая, которую тоже надо учитывать.

Эмоциональные расстройства и другие психологические проблемы имеют тесную связь с неблагоприятными событиями в жизни ребенка. Ни один воспитатель или другой взрослый не восполнит недостаточность эмоционального контакта с родителями.

Дети из неполных семей, как показывают исследования, имеют ряд психологических особенностей, носящих ярко выраженный негативный характер. По мнению А.С. Спиваковской, дети из неполных семей склонны к невротическим нарушениям, противоправному поведению, имеют низкую успеваемость в школе.

К психологическим особенностям детей из неполных семей, А.И. Захарова относит неустойчивую заниженную самооценку, неадекватную требовательность к матери, активный поиск «значимого взрослого».

Смирнова Е.О. и Собкина В.С. считают, что детям из неполных семей не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания со стороны взрослых. В действиях и поступках им не хватает:

  • уверенности и решительности,
  • гибкости и непринужденности в отношениях,
  • умения принимать и играть роли.

На основании семейной психотерапии детей, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделили два вида нарушений эмоционального отношения родителей к ребенку – неразвитость родительских чувств и сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку, исходя из его пола.

Первый вид нарушений выражается в нежелании родителей иметь дело с ребенком, жалобы на утомительные родительские обязанности.

Второй вид нарушений связан с тем, что родитель приписывает ребенку не его реальные качества, а качества пола – «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». При таком неосознанном предпочтении наблюдается неприятие мальчика или девочки. При данном неприятии у ребенка может нарушиться полоролевая идентификация.

Ребенок из неполной семьи, по мнению американских ученых Б. Артура и М. Кемме испытывает эмоциональные трудности, среди которых они отмечают нарушение сна с тяжелыми сновидениями, различные фобии, признаки хорошо выраженной печали после какого-либо события. Его внутренний мир наполнен чувством одиночества, утраты и эмоциональной пустоты. Ребенок, воспитывающийся в неполной семье, раньше становится самостоятельным, а его эмоциональный фон деятельности снижен.

Дети из неполных семей испытывают обостренное беспокойство о здоровье своих близких, боясь потерять единственного родителя.

Если семья неполная, это совсем не значит, что она неблагополучная в вопросах воспитания.

Замечание 1

К эмоциональной стороне развития ребенка родителям относиться нужно очень ответственно. Необходимо, чтобы в семье ребенок получал от близких ему людей эмоциональную поддержку, любовь, тепло и заботу.

Специфика воспитания ребенка в неполной семье

Условия для воспитания ребенка в неполной семье специфические. Женщина, одна воспитывающая ребенка, несет ответственность за благосостояние всей семьи.

Рисунок 1. Проблемы воспитания ребенка в неполной семье. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особые условия складываются в тех неполных семьях, где мать или отец в одиночку воспитывают ребенка-инвалида или с отклонением от нормы в физическом развитии.

Какой бы заботливой матерью не была женщина, она физически не может уделить достаточного времени для воспитания. В такой ситуации ребенок предоставлен сам себе.

Неполная семья имеет специфический образ жизни, который ощутимо отражается на процессе воспитания. Мальчик в материнской неполной семье не видит примеров мужского поведения, а это формирует неадекватные представления о ролевых функциях мужчины.

Поведение матери в неполной семье оказывает влияние и на социализацию девочек, искажая ролевую функцию женщины, матери, жены.

Дети в неполных семьях не имеют примера взаимоотношений мужчины и женщины, что может отрицательно сказаться на подготовленности к будущей семейной жизни.

Идентификация ребенка со своими родителями в неполной семье деформируется, в одних случаях отсутствует материнская ласка, а в других случаях, отсутствует пример мужского поведения.

Большого внимания общества требует ситуация с качеством здоровья ребенка из неполной семьи. Ученые приходят к выводу, что дети из неполных семей чаще подвергаются хроническим заболеваниям.

При отсутствии мужчины в семье происходит нарушение гармоничного развития интеллектуальной сферы, затрудняется навык общения с представителями противоположного пола, формируется избыточная привязанность к матери.

Женщина понимает, что мальчику необходим отец, поэтому одинокая мама старается компенсировать отсутствие мужчины и берет на себя мужские функции – жесткие стратегии воспитания, строгость, требовательность.

В результате мальчик в каком-то смысле лишается не только отца, но и материнской любви и теплоты, которые являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим, положительного самоощущения.

Данный путь не является объективно предопределенным и обязательным, но, имеющиеся данные говорят о том, что мальчики из неполных семей составляют особую проблемную группу. Совсем не обязательно, что все эти особенности возникнут в неполной семье, просто вероятность их возникновения значительно больше.

Замечание 2

В целом психологи считают, что воспитание ребенка в неполной семье является обычным, нормальным воспитанием, только осуществляется оно в более сложных условиях.

Тема 9. Нарушения эмоционально-личностной сферы

Об изменении личности можно говорить тогда, когда под влиянием болезни у больного скудеют его интересы, мельчают потребности, когда у него появляется равнодушное отношение к тому, что его волновало раньше, когда действия его лишаются целенаправленности, поступки становятся бездумными, когда человек перестает регулировать свое поведение, не в состоянии адекватно оценивать свои возможности (Зейгарник).

Клинические формы изменения эмоционально-личностной сферы носят разнообразный характер. Они могут проявляться в виде изменений эмоций, мотивационной сферы, отношения к себе и окружающему, в виде нарушения активности.

В общей психопатологии выделяют следующие симптомы нарушения эмоциональной сферы:

Патологические аффекты– бурные эмоциональные реакции, при которых человек не в состоянии управлять своими действиями и отдавать отчет в своих поступках. Главный отличительный признак патологического аффекта – помрачение сознания с последующей амнезией.

Эйфория– повышение настроения, общего эмоционального фона.

Дисфория – немотивированное, обычно внезапно возникающее расстройство настроения тоскливо-злобного характера.

Депрессия– состояние пониженного самочувствия, сниженного фона настроения.

Апатия – приглушение эмоциональной жизни вплоть до полного безразличия.

Эмоциональная неадекватность– несоответствие характера эмоций поводу, вызвавшему их.

Эмоциональная лабильность– быстрая смена настроения с очень хорошего и повышенного на раздражительность и озлобленность.

Более сложным формам нарушения эмоционально реагирования и патологии личности (характера) соответствуют неврозы и психопатии.

Под (неврозами невротическими расстройствами) принято понимать пограничные психические расстройства, вызванные действием психической травмы (Свядощ), среди которых описываются неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.

Психопатии– это аномалии характера, проявляющиеся стабильностью и тотальностью нарушений эмоционально-личностной сферы, приводящие индивида к социальной дезадаптации и не сопровождающиеся каким-либо нарушениями интеллекта.

Психопатии в зависимости от причин возникновения делятся на:

Конституциональные– здесь ведущим фактором является неблагоприятная наследственность.

Органические– возникающие в результате резидуальных органических поражений головного мозга в перинатальном периоде, либо в результате органического поражения мозга в постнатальном периоде.

Приобретенные– как следствие неправильного воспитания.

В лекциях рассматривается классификации конституциональных психопатий, предложенная Ганнушкиным,согласно которой выделяются следующие типы психопатий:

Конституционально-депрессивные

Конституционально-возбужденные

Конституциональная астения

Шизоиды

Эпилептоиды

Истероидные психопатии

Конституционально-глупые

Исходя из представлений о структуре личности в общей психологии (Леонтьев) патопсихология рассматривает нарушения эмоционально-личностной сферы в нескольких аспектах (Зейгарник):

    1. Нарушения опосредованности и иерархии мотивов

Согласно А. Н.Леонтьеву анализ деятельности должен проводиться через изучение мотивов. Изменение мотивов часто наблюдается у людей, страдающих различными формами психических заболеваний.

А.Н.Леонтьев подчеркивал тесную связь мотивов и потребностей. Отмечая, что анализ потребностей может быть проведен через раскрытие их предметного содержания, он указывает, что «это преобразует психологическую проблему потребностей в проблему мотивов деятельности». Такой подход свидетельствует об иерархическом построении мотивов.

Усложнение мотивов, их опосредование и иерархическое построение начинается у ребенка в дошкольном возрасте и продолжается в течение всей жизни (Л.И.Божович). С возрастом мотивы теряют свой непосредственный характер и начинают опосредоваться сознательно поставленными целями. – происходит подчинение одних мотивов другими. Деятельность человека всегда отвечает не одной, а нескольким потребностям и соответственно побуждается несколькими мотивами. Однако в конкретной человеческой деятельности всегда можно выделить ведущий мотив.

Без ведущих мотивов содержание деятельности лишается личностного смысла. Именно ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и иерархии мотивов. Иерархия мотивов является относительно устойчивой и этим обусловливает относительную устойчивость всей личности, ее интересов, позиций и ценностей.

Клинический материал позволяет проследить закономерности изменения мотивационной сферы человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности. Такие закономерности можно обнаружить у больных с нервной анорексией и хроническим алкоголизмом, при которых процесс нарушения мотивов, установок и ценностей происходит достаточно развернуто. При хроническом алкоголизме больные некритичны и это сочетается с агрессией к тому, что мешает удовлетворению их патологической потребности в алкоголе (Братусь) . У больных меняется не только содержание потребностей и мотивов, но их структура: они становятся все менее опосредованными целью. Именно поэтому их потребности становятся неуправляемыми и приобретают характер влечений.

Деятельность теряет специфически человеческую харакетристку: из опосредованной она становится импульсивной.

Искаженное отражение сознания собственной личности может привести к специфическим расстройствам, принять характер изменения физического образа «Я». Превращение социальной потребности в патологическое влечение может быть проиллюстрировано состоянием больных с нервной анорексией.

    1. Нарушение смыслообразования

Уже дети младшего школьного возраста осознают мотивы, ради которых они должны совершить действие. Однако часто эти мотивы остаются лишь знаемыми и не побуждают к действию (Божович). Слияние обоих функций мотива – побуждающей и смыслообразующей – придает деятельности человека характер сознательно регулируемой. Ослабление и искажение этих функций приводит к нарушениям деятельности (например, больной зная, что к близким нужно относиться хорошо, оскорбляет их или даже избивает мать).

Становясь просто знаемым, мотив теряет свою как смыслообразующую, так и побудительную функцию. Смещение смыслообразующей функции мотивов, отщепление действенной функции от знаемой нарушает деятельность больных и является причиной деградации их поведения и личности.

    1. Нарушение подконтрольности поведения

Одним из наиболее ярких проявлений нарушений личности является нарушение подконтрольности и критичности поведения, которые могут приобрести разные формы и выступать в структуре различных психических процессов: мышления, восприятия и т.д. Критичность образует вершину личностных качеств человека. Нарушение критичности тесно связано с нарушением регуляции деятельности. Нередко нарушения критичности сочетаются с тенденцией к персеверациям и полевому поведению (больные с поражением лобных долей мозга). Деятельность больных лишается смысловой характеристики и замещается действиями, за которыми не стоит смыслообразующий мотив.

Особенности эмоционально-личностной сферы наркозависимых и ВИЧ-инфицированных женщин в период беременности: Дис…. канд. Психол. наук: 19.00.04: СПб, 2004 189 с. РГБ ОД, 61:04-19/754

  1. Широкова Ольга Сергеевна. Пространственные переживания у лиц с агорафобической и клаустрофобической симптоматикой — 2009
    Пространственные переживания у лиц с агорафобической и клаустрофобической симптоматикой : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.04 / Широкова Ольга Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. Ун у М.В.Ломоносова. Фак. Психология]. Москва, 2009. 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/193
  2. Нелюбина Анна Сергеевна. Роль обыденных представлений в формировании внутренней картины болезни — 2009
    Роль обыденных представлений в формировании внутренней картины болезни : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.04 / Нелюбина Анна Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. Ун у М.В.Ломоносова. Фак. Психология]. Москва, 2009 г..243 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/165
  3. Разбаева Елена Евгеньевна. Социально-психологические факторы в патологии беременности у некоренных в условиях Крайнего Севера — 2009
    Социально-психологические факторы в патологии беременности у некоренных в условиях Крайнего Севера : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.04 / Разбаева Елена Евгеньевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. Ун у]. СПб, 2009. 213 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/187
  4. Плешкова Елена Вычеславовна. Анализ функциональной системы речи у детей с различными формами эпилепсии — 2008
    Анализ функциональной системы речи у детей с различными формами эпилепсии : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.04 / Плешкова Елена Вячеславовна; [Место защиты: ГОУВПО «Российский государственный педагогический университет»]. – СПб, 2008. – 176 с.: 3 ил.
  5. Великанова Людмила Петровна. Донозологическая диагностика и профилактика пограничных психологических расстройств. Сравнительно-возрастной аспект — 2008
    Донозологическая диагностика и профилактика пограничных психологических расстройств. Сравнительно-возрастной аспект : диссертация … докторов медицинских наук : 19.00.04 / Великанова Людмила Петровна; [Место защиты: ГОУВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет»]. – Москва, 2008. – 250 с. : 74 ил.
  6. Вербрюгген Анастасия Алексеевна. Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей с двигательными нарушениями и их родителей — 2008
    Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей с двигательными нарушениями и их родителей : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.04 / Вербрюгген Анастасия Алексеевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. Ун у]. СПб, 2008. 202 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/197
  7. Янковская Евгения Михайловна. Комплексный подход к психотерапевтической поддержке семей больных, перенесших инсульт — 2008
    Комплексный подход к психотерапевтической поддержке семей больных, перенесших инсульт : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.04 / Янковская Евгения Михайловна ; [Место защиты: Рос. гос. пед. Ун у А.И.Герцена]. – СПб, 2008. – 169 с.р.: ил. РГБ ОД, 61:08-19/233
  8. Павлов Александр Евгеньевич. Коррекционно-развивающее влияние занятий музыкой на нейрокогнитивное развитие детей начальной школы — 2008
    Коррекционно-развивающее влияние занятий музыкой на нейрокогнитивное развитие детей начальной школы : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00 .04 / Павлов Александр Евгеньевич; [Место защиты: Моск. гос. Ун у М.В.Ломоносова]. – Москва, 2008. – 137 с.: ил. РГБ ОД, 61:08-19/41
  9. Кулакова Елена Владимировна. Коррекция психоэмоциональных нарушений у больных бесплодием в программах вспомогательных репродуктивных технологий — 2008
    Коррекция психоэмоциональных нарушений у больных бесплодием в программах вспомогательных репродуктивных технологий : диссертация … кандидата медицинских наук : 19.00.04 / Кулакова Елена Владимировна; [Место защиты: ГОУВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет»]. – Москва, 2008. – 130 с.: 1 ил.
  10. Скворцов Анатолий Анатольевич. Нарушения программирования, регуляции и контроля мышления при поражении префронтальных отделов головного мозга — 2008
    Нарушения программирования, регуляции и контроля мышления при поражении префронтальных отделов мозга : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.04 / Скворцов Анатолий Анатольевич ; [Место защиты: Моск. гос. Ун у М.В.Ломоносова]. Москва, 2008. 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/44
  11. Рассказова Елена Игоревна. Нарушения психологической саморегуляции при невротической бессоннице — 2008
    Нарушения психологической саморегуляции при невротической бессоннице : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.04 / Рассказова Елена Игоревна; [Место защиты: Моск. гос. Ун у М.В.Ломоносова]. – Москва, 2008. – 220 с.: ил. РГБ ОД, 61:08-19/94
  12. Огибалова Татьяна Юрьевна. Нейропсихологическая и клиническая характеристика начальных проявлений первичной деменции — 2008
    Нейропсихологические и клинические характеристики начальных проявлений первичных деменций : диссертация . .. кандидата медицинских наук : 19.00.04 / Огибалова Татьяна Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет»]. – Москва, 2008. – 125 с.: 13 ил.
  13. Бурдин Михаил Валерьевич. Предикторы эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии алкогольной зависимости в условиях анонимного амбулаторного лечения — 2008
    Предиктории эффективности когнитивно-поведенческой психотерапии алкогольной зависимости в условиях анонимного амбулаторного лечения : диссертация … кандидата медицинских наук : 19.00.04 / Бурдин Михаил Валерьевич; [Место защиты: ГОУВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет»]. – Москва, 2008. – 176 с.: 4 ил.
  14. Карташова Ксения Сергеевна. Психологические и психофизиологические факторы патогенеза и клинической динамики остеохондроза позвоночника с различной латерализацией болевого синдрома — 2008
    Психологические и психофизиологические факторы патогенеза и клинической динамики остеохондроза позвоночника с различной латерализацией болевого синдрома : диссертация . .. кандидата психологических наук : 19.00.04 / Карташова Ксения Сергеевна; [Место защиты: Том. гос. Ун у]. Красноярск, 2008. 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/128
  15. Иванова Алла Алимомедовна. Психологические особенности подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний и их коррекция: На примере учащихся начального профессионального технического образования — 2008
    Психологические особенности подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний и их коррекция: на примере учащихся начального профессионально-технического образования : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.04 / Иванова Алла Алимомедовна; [Место защиты: Том. гос. Ун у]. Томск, 2008. 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/106
  16. Ахмедова Ольга Сергеевна. Психологический статус и качество жизни больных хронической обструктивной болезнью легких — 2008
    Психологический статус и качество жизни больных хронической обструктивной болезнью легких : диссертация . .. кандидата психологических наук : 19.00.04 / Ахмедова Ольга Сергеевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. Ун у]. СПб, 2008. 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/195
  17. Тарабрина Надежда Владимировна. Психология посттравматического стресса — 2008
    Психология посттравматического стресса: интегративный подход : диссертация … докторов психологических наук : 19.00.04 / Тарабрина Надежда Владимировна; [Место защиты: ГОУВПО «Российский государственный педагогический университет»]. — СПб, 2008. — 356 с.: 6 ил. РГБ ОД,
  18. Клементьева Ирина Сергеевна. Психотерапия обсессивно-компульсивных расстройств с учетом клинических и личностно-психологических характеристик — 2008
    Психотерапия обсессивно-компульсивных расстройств с учетом клинических и личностно-психологических характеристик : диссертация … кандидата медицинских наук : 19.00.04 / Клементьева Ирина Сергеевна; [Место защиты: ГОУВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет»]. – Москва, 2008. – 155 с.
  19. Михайличенко Татьяна Геннадьевна. Структура эмоциональных нарушений и механизмы адаптации к болезни у больных с неалкогольной жировой болезнью печени в рамках метаболического синдрома: в связи с проблемами психотерапии — 2008
    Структура эмоциональных нарушений и механизмы адаптации к болезни у больных с неалкогольной жировой болезнью алкогольная жировая болезнь печени в рамках метаболического синдрома: в связи с проблемами психотерапии : диссертация … кандидата психологических наук : 19.00.04 / Михайличенко Татьяна Геннадьевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. Ун у]. СПб, 2008. 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/189
  20. Кокоткина Людмила Владимировна. Тревожно-депрессивные расстройства у больных травматической болезнью спинного мозга и методы их коррекции — 2008
    Тревожно-депрессивные расстройства у больных травматической болезнью спинного мозга и методы их коррекции : диссертация … кандидата медицинских наук : 19.00.04 / Кокоткина Людмила Владимировна; [Место защиты: ГОУВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет»]. – Москва, 2008. – 141 с.: 17 ил.

— Акмеология — Возрастная психология — Коррекционная психология — Психология развития — Общая психология, психология личности, история психологии- Юридическая психология — Медицинская психология — Педагогическая психология — Политическая психология — Психологические науки — Психофизиология — Социальная психология — Психология труда, инженерная психология, эргономика —

— Сельскохозяйственные науки — Архитектура и строительство — Художественная критика — Биологические науки — Химические науки — Культурология — Экономические науки — Технические науки — Географические науки — Геолого-минералогические науки — Исторические науки — Юриспруденция — Менеджмент, маркетинг — Медицинские науки — Военная наука — Педагогические науки — Фармацевтические науки — Филологические науки — Философские науки — Физика и математика — Политические науки — Психологические науки — Науки о Земле — Социологические науки — Ветеринарные науки —

Психические заболевания: био-психо-социальные сферы влияния

Аллан Шварц, LCSW, Ph. D. занимался частной практикой более тридцати лет. Он является лицензированным клиническим социальным работником в штатах …Подробнее

Многие из наших читателей, прочитав статью здесь, в Mental Help Net, сообщат что-то вроде этого: «Ну, я не такой, » или «Этого никогда не случалось со мной, хотя…»

Они поднимают очень хороший вопрос. Почему у одних людей наблюдается депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, тревожное расстройство или какое-либо другое психическое заболевание, а у других нет?

Приведу пример ситуации, которая по всем параметрам и определению должна была привести к депрессии и эмоциональному опустошению этих людей:

Г-н Ю., еврей, вырос в Советском Союзе, потерял своей семьи, когда нацисты вторглись в СССР, пережил ужасающие бои и бомбардировки во время войны и столкнулся с огромным антисемитизмом в последующие годы.

Узнайте о своих возможностях сегодня

Он был вынужден терпеть антисемитизм, несмотря на то, что во время холодной войны был инженером, работавшим над сверхсекретными военными проектами.

После распада Советского Союза он эмигрировал в Соединенные Штаты, выучил английский язык, получил гражданство, стал инженером в своей приемной стране, вернулся в школу и получил диплом преподавателя и преподавал физику в государственных школах, где он был признан как прекрасный педагог».

Несмотря на все травмы, которые пришлось пережить этому мужчине с детства до зрелого возраста, он не впал в депрессию. Он женился и родил ребенка в России до приезда в Америку. Семья столкнулась с ужасными лишениями, пока он не смог найти работу. Почему у него хорошее психическое здоровье, в то время как другой человек был бы навсегда травмирован этой историей жизни?

Почему один человек растет с жестокими родителями и хорошо приспосабливается к жизни, в то время как другие страдают от того, что с ними случилось? Почему некоторые люди могут оглядываться на свое детство и свой опыт со смехом, в то время как другие остаются злыми и обиженными? почему братья и сестры, растущие в одном доме, совершенно по-разному думают о своих родителях и детстве?

Нет простого объяснения тому, почему каждый из нас становится тем уникальным человеком, которым мы являемся. Изучая человеческое поведение и развитие, психологи рассматривают био-психико-социальные сферы влияния, влияющие на человеческое развитие.

Попробуйте представить человека, состоящего из трех концентрических кругов, помеченных: Круг B, Круг P и Круг S. Круги в некоторой степени перекрываются.

Круг B. представляет биологическую сферу влияния таких вещей, как генетика: склонность к депрессии, тревоге, обсессивно-компульсивному расстройству, наркомании, психозу, биполярному расстройству и т. д. Поскольку мы обсуждаем генетику, важно взглянуть на семейную историю каждого из них, чтобы понять, в какой степени психическое заболевание передается по наследству.

Circles P. представляет психосферу влияния, состоящую из таких вещей, как проблемы с самооценкой, проблемы развития, жизненные события, травматические события, экстраверсия и интроверсия, личностные тенденции и т. д.

Circle S. представляет социальную сферу влияние с такими вещами, как ожидания достижения, экономическое и политическое происхождение, религиозное влияние, давление со стороны сверстников, наличие наркотиков и алкоголя, сексуальное давление, семейный конфликт и т. д.

Предвидя эти сферы влияния на наше психическое заболевание или его отсутствие, необходимо уяснить тот факт, что у некоторых людей один круг или сфера намного больше других. Например, вполне возможно, что такие социальные факторы, как травля в школе и взросление в условиях родительского конфликта, будут иметь больший вес, чем другие сферы, в возникновении психического заболевания. Один ветеран войны выйдет из боя без посттравматического стресса, другой обнаружит, что те же травмы калечат его.

Даже при генетической предрасположенности к такому заболеванию, как депрессия, социальная сфера может быть такова, что симптомы депрессии возникают редко.

Таким образом, люди могут подвергаться одним и тем же типам жизненных событий, но переживать их по-разному. Г-н Y. остается оптимистом и энергичным человеком. У него есть русские друзья-евреи, которые пережили ужасный опыт сталинской России, но сейчас находятся в депрессии, замкнуты и крайне пессимистично относятся к жизни.

Часто родители взрослых детей испытывают крайнюю вину за то, что их сыновья и дочери становятся зависимыми, расстройствами пищевого поведения или психически больными. Если вы один из них, вы должны понимать, что все эти факторы повлияли на то, чтобы ваш ребенок стал таким, каким он есть сегодня.

На мой взгляд, есть оптимистическое понимание, которое можно получить, поняв эти три влияния на нашу жизнь. Он заключается в следующем: «Если мне понадобилось так много переменных, чтобы сделать меня тем, кто я есть сегодня, я могу формировать виды влияний, которым я позволю себе подвергаться сейчас и навсегда. Например, я могу изменить социальный фон, в котором живу, чтобы оказаться в более счастливой ситуации. Я понимаю, что, несмотря на то, что я унаследовал определенную генетическую предрасположенность, я могу уменьшить ее влияние, уменьшая стресс и занимаясь интересной и приносящей удовлетворение деятельностью. Я могу напомнить себе, что я человек и не должен жить в роли жертвы своего прошлого».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *