точная настройка на тональности общения
Автор: Bлaдимиp Евгеньевич Apxипoв, преподаватель Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП), бизнес-тренер, автор семинаров по маркетинговым исследованиям и коммуникациям.
Эмоции — это душевные переживания, чувства. Тон — это различное проявление эмоций, способ выражения, определение эмоционального состояния. Эмоции сопровождаются определенным поведением: это не более чем набор тех характерных особенностей, которые проявляет человек, сталкиваясь с движением жизни. Физические реакции на движение — отклик в зависимости от тона, в котором он находится.
Постоянный тон имеет тенденцию постепенно снижаться (молодость — старость). Постоянный тон оказывает доминирующее воздействие на то, насколько продуктивно человек действует и насколько счастливым себя чувствует.
Под воздействием событий (окружающей среды) человек может на какой-то период времени приобрести уровень тона, который отличается от постоянного.
Поэтому при общении (бытовом, деловом) — подготовке и проведении информационной политики (рекламной кампании) — необходимо учитывать тона эмоций, чтобы информация дошла до потребителя и могла его затронуть. Человек (потребитель), находясь в определенном эмоциональном тоне, имеет соответствующие поведенческие характеристики. Если знать, в каком тоне он находится и каков характер поведения, то можно планировать стиль общения и отклик.
Специалисты различают более 40 тонов, но для пояснения смысла работы с уровнями эмоций здесь в табл. 1 приводятся только некоторые из них.
Таблица 1. Шкала эмоций
Уровень тона | Краткая характеристика |
4.![]() |
Живой интерес, вдохновение |
3.5. Интерес | Желание знать, узнавать, видеть или принимать участие в чем-то |
3.0. Консерватизм | Скрытность, настороженность, сдержанность, нежелание производить изменения или реформы |
2.5. Скука | Пассивность, отсутствие интереса |
2.0. Антагонизм | Противостояние или недружелюбное отношение к чему-либо или кому-либо |
1.5. Гнев | Чувство раздражения и желание отомстить |
1.0. Страх | Ощущение близкой опасности, боли или беды |
0.5. Горе | Ощущение потери и неудач |
- Антагонизм 2.0 находится посредине шкалы. Это точка для дифференциации высокого и низкого тона.
Выше находятся высокие тона, ниже — низкие.
- Меньше 2.0 — низкий потенциал выживания. Человек не способен на конструктивные (созидательные) действия, продать ему что-то практически невозможно.
- Больше 2.0 — высокий потенциал выживания. Человек конструктивен в своих действиях и деятельности.
У человека, находящегося в каком-либо тоне, есть определенные тенденции в поведении и манере разговаривать. Если знать их, то можно проводить эффективное общение.
Антагонизм — это пограничный тон, потому что человек, который находится ниже этого тона, более чем на 50% контролируется окружающей средой. Люди контролируют его до такой степени, что его движение становится реактивным, то есть раздражительно ответным. Если кто-то из окружения действует рационально, он действует так же. Если нерационально — он так же.
В тоне 2.0 не столько человек контролирует движение, сколько движение контролирует его. Вот поэтому этот тон является пограничным между рациональностью и нерациональностью. Человек вынужден из-за неспособности переносить и контролировать движение выступать против кого-то или чего-то. Люди в тоне антагонизма не боятся выражать свое недовольство, и они антагонистичны не только к людям, окружающим их, но и к самим себе.
2.0 — использует угрозы. Отвергает точки зрения других людей. Прислушивается к угрозам. Открыто высмеивает оптимистические прогнозы и беседы. Подвергает сомнению слова других. Защищает свою реальность. Пытается разрушить точку зрения других. Не приходит к согласию.
Антагонизм — пороговый. Человек, находящийся ниже этого уровня, не способен на продуктивные действия, на приобретение чего-либо и т.п.
Поэтому на 1-м этапе, если потребитель (человек) находится, например, на уровне Горе (1.0), то за счет техники общения необходимо войти в контакт на том же уровне, а затем перевести на более высокий уровень эмоций и решать задачи продаж.
Просто представьте себе, что у человека случилось несчастье, например, кто-то умер, а представитель ритуальных услуг делает предложение на уровне Энтузиазм (4. 0): «Вам исключительно повезло! У нас есть шикарные гробы».
Без сомнения, продавец должен выйти на потенциального потребителя на уровне участия — сочувствия и только после этого перейти на деловой уровень, например Консерватизм (3.0). В данном случае (ритуальные услуги) этот уровень эмоций больше подходит.
По зарубежной технологии запрещается при общении (передаче информации, рекламе) выходить на общение с потребителем на уровне эмоций выше, чем на полтона, в котором он находится. Другими словами, эмоциональный уровень тона обращения должен отличаться не более чем на 0.5 в большую сторону или быть равным для хорошего восприятия обращения и предложения.
То есть для положительного восприятия предложения потребителем производителям необходимо выходить с информацией на том же эмоциональном уровне или на полтона выше для того, чтобы сообщение было положительно воспринято.
Если это не так, то разработчик рекламных материалов может не затронуть внимание большой аудитории потенциальных потребителей. Барьер в 1.0 и более балла уровня эмоций просто непреодолим, и рекламу для основного контингента потребителей можно считать неэффективной.
Учитывать и умело пользоваться шкалой эмоций можно и в других областях. Рассмотрим примеры из политической и бытовой сферы.
Политическая сфера
Как практический пример незнания шкалы эмоций и ее использования можно привести пример из предвыборной борьбы в Государственной думе.
Наиболее характерно отражают ситуацию итоги выборов 1995-1996 гг. Временный эмоциональный уровень большей части населения страны находился на уровне 1.0 и 1.5 по причине рухнувших финансовых пирамид, высокого уровня инфляции, перебои в подаче энергии при наступлении зимы и пр. В таком состоянии (1.0) внимание людей обращено в прошлое, они пугаются резких движений и т. д. Человек, находящийся в состоянии страха, боится действительности — все его мысли и помыслы находятся в прошлом: ему кажется, что там было хорошо.
В то же время большинство политологов отдавало предпочтение движению «Женщины России»: им заранее отдавали большинство мест в Государственной думе. Это движение проводило широкую рекламную кампанию с использованием наиболее эффективных линий коммуникаций, например каналов телевещания. В телевизионном рекламном блоке использовался достаточно эффективный прием — метод «доверенных лиц» (связи с общественностью). Но персонажи выходили к потенциальному потребителю (избирателю) с высоким эмоциональным уровнем — 4.0 и выше (улыбки, радостные лица и восклицания), а потому не нашли контакт с потребителями.
В результате этой обширной, но неэффективной рекламной кампании движение «Женщины России» потерпело поражение, что вызвало удивление у всех политических технологов и политиков.
В то же время коммунисты получили самый большой за всю историю выборов процент голосов, когда изменили манеру общения с аудиторией потребителей. До этого смысл их общения заключался в следующем: «Мы все переломаем и переделаем», что очень страшно для уровня 1.0. Они вышли с лейтмотивом: «Мы только откорректируем сложившуюся ситуацию и возьмем все хорошее, что было в прошлом», сказанное спокойно. Это очень хороший уровень подачи информации.
Бытовая сфера
Сын или дочь отправились на концерт или в клуб. Там они прекрасно провели время, получили уровень эмоций 4.0 или выше, и их распирает желание с кем-нибудь его разделить. По этой причине они решили поделиться впечатлениями с компанией друзей и задержались или по вине транспорта не пришли вовремя домой.
В это время родители испытывают чувство страха (уровень 1.0 — только бы ничего не случилось) или гнева (уровень 1.5 — только приди, я тебе покажу).
Когда сын или дочь приходят домой и пытаются поделиться положительными эмоциями (уровень — 4.0), то их встречают громы и молнии, а иногда крики или слезы. Настроение у человека испортилось, и все сразу стали плохими (врагами).
Что должны были сделать сын или дочь, зная шкалу эмоций и правила работы с ней? Они были должны прийти и войти в контакт на том же уровне эмоций, то есть уровне 1.5 или 1.0. Но направить, к примеру, свой гнев не на родителей, а на транспорт (два часа стоял на остановке) или погоду (ливень внезапно обрушился и задержал). Войдя в контакт, надо сразу поднимать общий уровень эмоций выше 2.0 и уже тогда делиться впечатлениями.
Этот характер общения можно интерпретировать как взаимоотношения сотрудник — руководитель. Например, сотрудник нашел какое-то решение и очень доволен собой (уровень 4.0). Он спешит к руководителю с предложением, а у того, например, угнали машину — уровень 1.5. Без учета уровня эмоций может возникнуть недопонимание и взрывоопасная ситуация.
Научитесь управлять своими и чужими эмоциями изучив курс «Развитие уверенности в себе»:
Развитие уверенности в себе: практический интерактивный дистанционный курсИзучите сегодня
Также смотрите
№9 Эмоциональный тон
эмоциональный тон является простейшей, врожденной формой эмоционального реагирования на отдельные значимые для организма сенсорные воздействия.
Вундт
упоминал о «чувственном тоне» как
простейшей форме эмоций, возникающем
в связи с определенными ощущениями.
Некоторые ученые считают, что эмоции
являются более ранней, чем ощущения,
формой психического отражения. Такие
эмоции тесно связаны с движениями,
направленными на увеличение контакта
с полезным объектом или на снижение
контакта с вредным. Эмоции явились
основой, на которой развились ощущения
как более высокий вид отражения.
Отличительными особенностями эмоционального тона являются:
Кратковременный характер. Длительность ограничена временем действия сенсорного раздражителя.
Слабая интенсивность.
Врожденный характер. Низший уровень врожденного эмоционального реагирования, выполняющий функцию биологической оценки воздействующих на организм человека и животных раздражителей через возникновение удовольствия или неудовольствия.
Слабая
осознаваемость.
Совместное функционирование
ощущений и их эмоционального тона
является настолько тесным, что зачастую
трудно отграничить переживание
приятного-неприятного от вызвавшего
его ощущения.
Эмоциональный тон ощущений, согласно Е. П. Ильину, выполняет три основные функции:
1) ориентировочную – сообщение организму, опасно или нет то или иное воздействие
2) обеспечение обратной связи – сообщение об удовлетворении или неудовлетворении имевшейся потребности;
3) необходимость проявлять определенные виды поведения до тех пор, пока не будет достигнут необходимый организму результат.
аффект – это интенсивная и кратковременная эмоциональная реакция на внезапные, чаще всего угрожающие ситуации, сопровождающаяся выраженными экспрессивными и вегетативными проявлениями.
Такая
форма реагирования наблюдается в
критических условиях при неспособности
субъекта найти адекватный выход из
угрожающих ситуаций, совладать с ними.
Аффекты бывают стеническими
(приводящими к агрессии) и астеническими
(обусловливающими бегство, оцепенение).
Существует две основные группы факторов, вызывающих аффективные реакции:
1) внезапные и неожиданные воздействия, имеющие индивидуальное эмоциогенное значение
2) конфликтные ситуации, имеющие повседневно-травмирующий характер и не обнаруживающие тенденции к своему разрешению, вследствие чего вызывают постоянное эмоциональное напряжение.
Аффекты отличаются следующими особенностями:
Значительная интенсивность. Самые сильные эмоциональные реакции.
Взрывной характер. Резкое повышение уровня эмоционального возбуждения с последующей разрядкой.
Кратковременный характер.
Формирование доминанты

Нарушение произвольности контроля поведения
Большая экспрессивность. Бурное внешнее выражение эмоционального переживания при аффектах. Изменение поведения и деятельности в состоянии аффекта может происходить: 1) по типу гиперактивации — хаотичные движения 2) по типу гипоактивации – торможение, ступор.
Выраженность вегетативных проявлений, таких как: нарушение ритма дыхания, которое становится сильным и прерывистым; чередование усиления и ослабления кровообращения, что проявляется в резких и внезапных переходах от покраснения к побледнению лица; повышение температуры тела и др.
Фазовость протекания.
1) начальную – внезапное или постепенное нарастание напряжения;
2)
центральную
– кульминация, аффективный взрыв на
фоне резких изменений нормальной
деятельности всего организма: расстройство
мыслительной деятельности и речи;
снижение контроля поведения; сужение
сознания, в котором представлено только
то, что связанно с переживанием и др. ;
3) заключительную – угасание внешних и внутренних проявлений, упадок сил, сонливость, апатия или раскаяние.
Функции аффектов:
1) следообразование – образование аффективных следов актуализирующихся при столкновении с отдельными элементами вызвавшей аффект ситуации
2) аккумуляция — накопление аффективного возбуждения в результате повторения провоцирующих аффект ситуаций, что приводит к аффективному взрыву
3) канализация – спонтанное или целенаправленное (с помощью различных психотерапевтических процедур) изживание аффективных следов.
Аффект неадекватности – отрицательное эмоциональное переживание, в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха.
Как позитивность влияет на ваш успех
Эмоции играют огромную роль в нашей повседневной жизни, и они настолько заразны , что КРИТИЧЕСКИ вы понимаете влияние низкого эмоционального тона на вашу организацию и, что наиболее важно, на что вы можете сделать об этом!
Вы когда-нибудь работали с человеком, который всегда был в плохом настроении или настроен отрицательно?
Как это повлияло на вас? Можете ли вы описать, какое влияние это оказало на остальную часть вашей команды… как насчет того, как это повлияло на ваши результаты?
Этот мастер-класс фокусируется на переводе настроения и эмоций в позитивный регистр – возможно ли это? И если да, то КАК вы повышаете эмоциональный тон вашей команды?