Эмоции это что такое: Эмоции: что это, виды и функции

Содержание

«Мир нуждается в новом поколении эмоционально образованных людей»

Тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта, профессора Нью-Гемпширского и Йельского университета Джон Мэйер, Питер Сэловей (сейчас президент Йельского университета) и Дэвид Карузо ввели само понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI) в научную терминологию и определили его как часть общего интеллекта, как способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать их для решения задач и достижения результатов. Это способность быть компетентным в человеческих контактах и понимать себя.

Давиде Антоньяцца

Профессор Университета прикладных наук Швейцарии, эксперт по развитию эмоционального интеллекта ребенка и социально-эмоционального обучения

Эмоциональный интеллект и эмоционально-интеллектуальная образовательная среда — это самые важные нововведения в области образования за последние 30 лет. Нет сомнений, что наш мозг работает как в рациональном (когнитивном) ключе, так и в эмоциональном. И оба этих направления необходимо использовать в системе образования и развития ребенка. Наш мир нуждается в новом поколении эмоционально образованных людей, которые не только будут понимать сущность и влияние эмоций на нашу жизнь, но и смогут управлять собой и гармонично взаимодействовать с окружающими.

В структуру эмоционального интеллекта входят четыре группы способностей:

Способность распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу). Какие эмоции вы испытываете сейчас? А какие эмоции испытывает ребенок? Эти вопросы многих людей ставят тупик.

Способность грамотно направить эмоции на стимулирование умственной деятельности и решение задач. Помните ли вы ситуацию, когда неожиданная эмоция помешала вам достигнуть важного результата? Или, наоборот, помогла решить задачу? Каждая эмоция несет важную функцию и помогает вам и ребенку в определенных ситуациях.

Способность определять причины возникновения эмоций, предугадывать, как эмоциональные состояния (сценарии) меняются со временем, а также понимать сложные эмоции и чувства. В чем причина той или иной эмоции? Часто при общении с другими, мы замечаем, что наши нейтральные (как нам кажется) слова вызывают у другого человека бурную эмоциональную реакцию. Что могло произойти? Возможно, вы затронули его ценности.

Способность регулировать эмоции, пробуждать их и направлять на достижение целей. Если вам данная эмоция сейчас не помогает, как вы можете переключиться? Какие стратегии работают для вас?

Как создать эмоционально-интеллектуальную среду в школе, учитывая разные данные детей

Задача эмоционально-интеллектуальной среды — создавать условия и эмоционально благоприятную атмосферу развития для всех. Это нельзя сводить к фрагментарным, разовым занятиям с детьми, это должно быть планомерное внедрение в образовательный и воспитательный процесс комплекса обучающих программ и практик развития эмоционального интеллекта, охватывающих всех участников данного процесса, в т. ч. и педагогов, и родителей. Ведь педагог, обращая внимание на свои эмоции и эмоции детей, используя «эмоциональные» слова, весь спектр эмоций, демонстрируя искренний интерес к ученикам, помогает им также осознанно относится к своим эмоциям и чувствам, прогнозировать последствия своих реакций и поведения. Это первый важный этап создания ЭИ-среды.

Это значит, что в первую очередь желательно не только развивать эмоциональный интеллект детей, но и обучать и педагогов, и родителей тому, как себя вести так, чтобы улучшать общение, эмпатию, понимание своих эмоций, управление эмоциями, использование эмоций в принятии решений и решении задач; как создать для ребенка атмосферу заботы, уважения и вовлеченности, которая будет благоприятствовать его развитию в нужном направлении и в школе, и дома.

Родители, преподаватели, воспитатели, руководители учебных и воспитательных учреждений — все играют важную роль в создании и поддержке ЭИ-среды.

Елена Хлевная

Амбассадор эмоционального интеллекта в России, основатель Лаборатории эмоционального интеллекта (резидент «Сколково»)

Есть четко обоснованный научный подход к эмоциональному интеллекту, который рассматривается как часть общего интеллекта, когда эмоции являются источником данных, помогают ребенку думать, действовать и принимать эффективные решения. Данный научный подход обеспечивает строгую методологическую логику и эффективность программ, верифицированные инструменты развития способностей, а также позволяет получить прогнозируемые практические результаты.

Есть валидная объективная методика диагностики эмоционального интеллекта, разработанная на базе данного научного подхода. Основатели теории ЭИ еще с 1997 года разрабатывали тестовую методику измерения ЭИ и после многочисленных исследований и проверок в 2002 году выпустили новый тест — MSCEIT V2.0 (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). Данный тест был переведен на русский язык и адаптирован к российской выборке под руководством д. псих. н., профессора ИП РАН Е. А. Сергиенко. В ходе адаптации возникла необходимость создания культурно специфичного теста, отражающего традиции русскоязычной популяции, был создан российский тест эмоционального интеллекта (ТЭИ).

И уже очень скоро выйдет подростковый тест на уровень развития ЭИ детей и подростков с 10−17 лет — MSCEIT — YRV, переведенный и адаптированный под руководством Е. А. Сергиенко для русскоязычной выборки.

Тест как объективный метод позволяет увидеть индивидуальную картину развития ЭИ с сильными сторонами и зонами роста, а также проверить эффективность программы развития ЭИ.

И, конечно же, есть многолетние исследования и практика, подтверждающие эффективность развитого ЭИ ребенка в его взрослой жизни — при построении карьеры, личных отношений и прочего.

Татьяна Киселева

Психолог, главный консультант «ЭИ Дети»

Ребенок с высокоразвитым ЭИ способен понимать свои эмоции и чувства других людей, управлять своими эмоциональными реакциями, принимать взвешенные решения, и в школе ему легче общаться со сверстниками, он с интересом учится, показывает более высокие академические результаты.

Он может более эффективно, чем дети с низким уровнем ЭИ, справляться со стрессами школьной жизни и направлять свои эмоции в нужное русло. Поддержка родителей очень важна в развитии этих способностей. Если вечером после школы с ребенком подводят «эмоциональный» итог дня, обсуждают, какие эмоции помогли ему справиться с задачами, а что пошло не так, как хотелось бы, ему легче переживать сложные эмоциональные ситуации в школе.

Книга «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей»

Это книга для широкого круга читателей. В первую очередь — для родителей, так как акцент сделан именно на взаимоотношениях с детьми, на том, как и с помощью каких стратегий и техник родители могут поспособствовать развитию эмоционального интеллекта ребенка, как создать развивающую эмоционально — интеллектуальную среду. Бонусом можно еще и свой эмоциональный интеллект развить!

Книга будет интересна также педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с детьми, которых волнуют прикладные вопросы по развитию эмоционально-интеллектуальных и социальных навыков детей и подростков.

https://ast.ru/book/emotsionalnyy-intellekt-rebenka-i-zdravyy-smysl-ego-roditeley-850503

Приглашаем на Неделю эмоционального интеллекта, которая пройдет 1−5 марта в социальных сетях «ЭИ Дети». Лучшие эксперты, лайфхаки и практики в течении пяти дней — совершенно бесплатно.

Telegram-канал «ЭИ Дети» «Эмоции рулят» — https://t.me/eirules

Эмоциональный интеллект. Как его развивать?

Один из современных трендов в психологии — развитие эмоционального интеллекта. Но прежде чем пытаться его развивать, стоит разобраться, что он собой представляет. Эмоция — это субъективная реакция на какое-то событие, человека или что-то другое. Она возникает очень быстро, поэтому мы часто сначала делаем, а потом думаем.

Интеллект — это способность мозга к обучению, к усвоению новых знаний и привычек. Отсюда эмоциональный интеллект — это понимание своих и чужих эмоций, умение направлять их в нужное русло.

Эмоций очень много: более 220 штук! На первый взгляд, это огромная цифра. Как научиться различать их все? Просто попробуйте вспомнить свои ощущения, когда чувствуете умиление, тревогу, одиночество, уверенность или злорадство.

Возможно, вы ощущали что-то подобное, но не могли назвать это правильно. И это даже не самые яркие эмоции, такие как страх, гнев, обида или стыд. Поэтому мы можем распознать целый спектр чувств, если начнем об этом задумываться.

Не бывает «плохих» и «хороших» эмоций. Они все несут важную информацию. Например, гнев, страх и грусть могут сообщать об опасности или неудовлетворенной потребности. Понимая это, можно изменить ситуацию в лучшую для себя сторону.

Для чего нужно понимать свои эмоции?

В идеале ребенка должны к этому приучать родители. Но часто детские эмоции подавляются. И происходит это так: «Не плачь, что ты как девочка!», «Ты не должен злиться или обижаться на родителей», «Хватит так громко смеяться, что люди подумают!».

Ребенок начинает скрывать свои чувства, чтобы не расстраивать родителей. И продолжает это делать во взрослом возрасте. Это не самая удачная стратегия поведения.

Любая эмоция — это напряжение, которое требует выхода. Что будет с рекой, если перекрыть течение? С одной стороны, она постепенно высохнет, а с другой, будет расти давление.

Рано или поздно вода польется через край или переломит преграду, помчится бурным потоком, сметая все на своем пути.

Примерно то же самое происходит с эмоциями: когда мы их подавляем, внутри растет напряжение. Если вовремя его не осознать и не выпустить, могут быть опасные последствия. Что же делать? Развивать эмоциональную сферу.

Как развивать эмоциональный интеллект?

Чтобы разобраться со своими эмоциями, нужно учиться осознанности. Большую часть времени мы живем на автопилоте: чистим зубы, пьем кофе, едем на работу… Если появляется какое-то чувство, которое нам не нравится, мы его подавляем, переключаемся и стараемся думать о чем-то другом.

Известный психолог Дэниел Гоулман считает, что эмоциональный интеллект намного важнее общего интеллекта, известного как IQ. На пути к пониманию себя и своих состояний есть несколько простых шагов.

Осознание своих действий

Здесь может возникнуть вопрос: что за глупости, разве я не знаю, чем занимаюсь в данный момент? На самом деле много времени уходит на проверку почты и социальных сетей, на чтение комментариев, на деструктивные мысли и другие незаметные мелочи.

Соответственно, первый шаг — меньше отвлекающих факторов. Отложите телефон, пообщайтесь с коллегой или другом. Попробуйте с утра не включать музыку или телевизор, а просто понаблюдать за своими ощущениями и действиями. Сначала в голове может возникнуть хаос, не пугайтесь этого. Просто сосредоточьтесь на том, что делаете.

Осознание своих чувств

Когда станет меньше отвлечений, вам будет проще наблюдать за эмоциями. Может быть, у вас улучшится настроение, потому что вы отписались от блога про политику. А может быть, наоборот, вы поймете, что убегаете в социальные сети от внутренней тревоги.

На этом этапе важно не осуждать себя. Возможно, вы почувствуете, что часто раздражаетесь или грустите. Не натягивайте маску позитива, не изображайте весельчака. Разрешите себе побыть в этом состоянии некоторое время, наблюдая и анализируя.

Книги издательства «Сфера» и «Карапуз» про эмоциональное воспитание

Практически все психологи работают через открытые вопросы. Так почему бы и нам не использовать этот прием? Если чувствуете какое-то напряжение, спросите себя:

  • Что сейчас со мной происходит?
  • Как я могу назвать то, что чувствую?
  • От 1 до 100, насколько это сильная эмоция?
  • Чем она может быть вызвана?
  • Что мне хочется сделать в данный момент?
  • Что я могу сделать, чтобы уменьшить дискомфорт?

Станет легче уже от задавания вопросов: вы не убегаете от внутреннего состояния, вы с ним взаимодействуете и решаете проблему.

Осознание своих слабых сторон

Когда вы начнете понимать свои чувства, откроются ваши слабые места. Например, «мне обидно, когда меня не слушают». Это ваша уязвимость, и только осознавая ее, получается правильно реагировать. Тогда в ситуации, где вас не слушали, вы не будете обижаться. Вы начнете анализировать:

  • Что я ожидал от него?
  • Какое было его реальное поведение?
  • Мог ли он знать о том, что мне будет неприятно?
  • Хотел ли он специально меня обидеть?

Такие вопросы помогают вывести на осознание, что это не окружающие злые и хотят вас задеть. Это дает о себе знать не до конца зажившая душевная рана. Значит, вы не почувствуете обиду.

Эмоциональный интеллект у детей: как развить?

Как уже упоминалось, этот навык должен формироваться в детском возрасте с помощью родителей. Для этого последние должны понимать себя и свои чувства, тогда они успешно передадут этот навык ребенку. Есть рекомендации психологов, которые чаще всего используются: они основаны на играх и общении.

Озвучивайте свои эмоции

Вместо того, чтобы кричать на ребенка за то, что он разбил вазу, остановитесь и скажите: «Я сейчас злюсь из-за того, что ты разбил вазу. Ты мог пораниться». Не переходите на личность, укажите на поступок. Когда родитель ругается, малыш может воспринимать это искаженно — я плохой, родители меня не любят. Когда вы проговариваете свои чувства, приходит понимание, что «со мной все в порядке, просто я сделал что-то не так». Многие родители знают это в теории, но приучить себя действовать по такому алгоритму, особенно в стрессовой ситуации, когда ребенок разбил вазу, может не каждый. Осознать важность обсуждения эмоций поможет книга «Зайка обиделся». В книге на примерах взаимодействия Зайки с его игрушками показываются негативные эмоции, ситуации неправильного поведения и его результаты. После каждой зарисовки родителям предлагается поразмышлять с ребенком о поведении главного героя. Наряду с обидой детей часто охватывает такое чувство как ревность. Особенно, когда в семье ожидается второй ребенок. Эмоционально подготовить первенца к появлению младшего братика или сестренки поможет книга из серии «Для самых-самых маленьких» «Кого я люблю». На каждой странице пособия лучшие специалисты по раннему развитию дают разнообразные рекомендации родителям, как воспитывать чувства у старшего малыша. Например, стараться вызвать у него чувства гордости и лидерские качества. В свою очередь, в художественной истории про белого медвежонка каждый ревнивый первенец может узнать себя и понять, как справиться со своими эмоциями. В этой же серии есть замечательная книга с выразительными иллюстрациями «Люблю бабу и деда», которая отражает любовь старших, семейные ценности и поддерживает преемственность.

Развивать эмоции ребенка можно и при чтении небольших рассказов с понятными сюжетами и персонажами, с которыми малыш легко себя отождествляет. Например, книга «Грустно. Весело Радостно». Пространство страниц книги поделено на два поля. В левом, основном поле, размещены сами рассказы, а в правом — методические рекомендации о том, с какими эмоциями должно быть прочитано то или иное предложение. Аналогичным образом поделены поля страниц в серии «Развитие эмоций», где представлены книги И.В. Мальцевой «Ко, ко, ко!», «Тучка-злючка», «Кораблик».

Таким образом, эмоциональное чтение книги превращается в мини-спектакль, где в подражании эмоций читающего рассказ взрослого дети неизбежно учатся адекватно проявлять свои чувства.

Очень хорошей методикой эмоционального развития является и разбор жизненных ситуаций вместе с детьми. Подобные сюжеты, ежедневно встречающиеся в жизни, представлены в книгах: «Не надо обижаться», «Вот какой упрямый», «Не хочу, не буду».

Эта серия книг «Для самых-самых маленьких» еще двадцать лет назад была рекомендована Министерством образования России в качестве пособий для развития детей раннего возраста. Тексты в книгах этой серии написаны не в виде монологов, а в виде «провокаций» к разговору. Это сделано для того, чтобы при погружении в проблему у ребенка создавалось впечатление, что ситуации придуманы самими родителями. Яркие иллюстрации с четкими понятными изображениями помогают вызвать большую речевую и двигательную активность, что способствует плодотворности бесед-диалогов.

Обсудите искусство

В сказках, фильмах и картинах часто заложен глубокий смысл, поэтому через них тоже можно развивать эмоциональную сферу ребенка. Обсудите, что чувствовали герои фильма, какие эмоции вызывает картина. После прочтения главы спросите: «Как ты думаешь, что почувствовала Пеппи, когда встретила своего папу?» или «А ты когда-нибудь чувствовал такое?». Обсуждайте с детьми эмоции, и это станет для них нормой. В продолжение темы предлагаем вам книгу Е.А. Алябьевой «Эмоциональные сказки», в которой представлены авторские рассказы, стихи и беседы, где отражаются различные оттенки человеческих эмоций, от любви и радости до гнева и страха.

Каждая сказка имеет методические рекомендации и наводящие вопросы, которые помогут раскрыться ребенку и сделать беседу более доверительной.

Назовите, что чувствует ребенок

Большинство сильных чувств можно понять по выражению лица. Злость — брови сведены к переносице. Грусть — уголки глаз и губ опущены. Когда вы видите своего ребенка расстроенным, поговорите с ним: «Мне кажется, ты сейчас грустишь. Это так?» Обязательно уточняйте, правильно ли вы поняли эмоцию. Помочь распознать эмоции ребенка призвана книга Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении». Пособие выстроено в виде конспектов занятий с детьми. Автор предлагает рассуждать о качествах характера, таких как смелость, жадность, трудолюбие, опираясь на познавательные истории. Во время занятий проводится анализ конкретных случаев, которые возникают в детском саду или семье. Детям предлагается самим найти ответы на вопросы, как выйти из той или иной ситуации. В серии также представлена книга «Беседы о характере и чувствах».

Рассуждая о поступках героев авторских сказок, посвященных характеру и чувствам людей, ребенок сможет выработать сильные качества личности.

Угадывайте эмоции

В эту игру можно играть в любом месте, даже на улице. Спросите ребенка: «Как ты думаешь, что чувствует вон та девочка?», «А из-за чего у нее такие чувства могут быть?»… Дальше пофантазируйте вместе: она грустит, потому что ее куличик сломали. А мальчик смеется, потому что ему купили мороженое.

Для того, чтобы отрабатывать навыки визуального распознавания эмоций можно воспользоваться наглядным материалом. Например, в пособие «Демонстрационные картинки. Эмоции и чувства» входят 16 картинок размером 173×220 мм, где на лицах отображены различные эмоции для угадывания. Ответы вы найдете на обороте. Есть размер карточек и поменьше — 63×87 мм, которые можно взять с собой на прогулку. Кстати, на обороте каждой карточки ответ дан как на русском, так и на английском языке, так что эти карточки могут послужить еще и хорошим подспорьем в изучении языка.

Для дома или класса можно использовать пособие в виде плаката или разрезать его на карточки.

Эмоциональный интеллект — это интересная область самопознания и саморазвития. Когда вы научитесь понимать свои чувства, вы сможете регулировать их силу, направлять эту энергию не на обиды и гнев, а на бизнес и увлечения. Это гораздо эффективнее.

Эмоции рождаются или создаются?

Как работают эмоции? Мы рождаемся с ними или учимся им, как названиям цветов?

Основываясь на многолетних исследованиях, ранние ученые, изучающие эмоции, пришли к теории универсальности: эмоции — это врожденные, биологически обусловленные реакции на определенные проблемы и возможности, созданные эволюцией, чтобы помочь людям выжить.

Эти ученые стремились задокументировать чувственный опыт, экспрессивное поведение и модели понимания эмоций в западных и незападных культурах — и они обнаружили огромное сходство. Независимо от культуры или среды обитания, люди, столкнувшиеся с опасностью, испытывают страх, который помогает им убежать, а родители, смотрящие на своих отпрысков, сообщают о чувстве любви, которая поощряет бескорыстную заботу. Ученые даже обнаружили подобное выражение эмоций у нечеловеческих приматов.

Реклама Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Но недавняя книга психолога и исследователя эмоций Лизы Фельдман-Барретт « Как создаются эмоции » ставит под сомнение эту точку зрения. Обобщая многолетние дебаты, она утверждает, что эмоции — это не врожденные, автоматические реакции, а те, которым мы учимся, основываясь на нашем опыте и предыдущих знаниях. Она делает несколько замечательных выводов и освещает увлекательные исследования, но затем заходит слишком далеко в своих аргументах.

Это маффин или кекс?

В книге Фельдман-Барретт демонстрирует, как легко нам неправильно истолковать эмоциональное выражение. Например, она показывает обрезанный крупный план лица звезды тенниса Серены Уильямс, на котором Уильямс кажется скорее в агонии, чем в триумфе после победы в матче, — таким образом показывая, как легко мы можем запутаться в интерпретации выражения эмоций.

Вот почему точность обнаружения эмоций выше случайной нельзя считать доказательством универсальности сигналов эмоций, утверждает Фельдман-Барретт. То же самое касается исследований того, насколько хорошо люди распознают невербальные эмоциональные вокализации; ее собственное исследование показывает, что представители племени химба в Намибии не могут отличить быстрый слышимый вдох страха от удивления.
 
Фельдман-Барретт продолжает резкую критику исследования, поддерживающего универсальную точку зрения. Попробовав и не сумев воспроизвести ключевые результаты самостоятельно, она отмечает недостатки в методологии других, документирует свои собственные противоречивые результаты (с небольшими методологическими модификациями) и, чтобы понять все это, переименовывает эмоции в тип усвоенного, социального знания, сродни знанию разницы между кексами и кексами.

«Разница между кексами и маффинами — это социальная реальность; когда объекты в физическом мире, такие как хлебобулочные изделия, берут на себя дополнительные функции по социальному соглашению. Точно так же эмоции — это социальная реальность», — пишет она.

В самом деле, большинство современных ученых, изучающих эмоции, согласились бы, не отказываясь от общепринятой точки зрения, что эмоции не могут быть выражены исключительно выражением лица или голосовыми связями, или, если уж на то пошло, частотой сердечных сокращений, размером зрачка, забором крови, активацией мозга. , или поведение, среди других модальностей, которые исследуют ученые, занимающиеся эмоциями.

Скорее считается, что эмоции поддерживаются группой процессов: экспрессивным поведением (в лице, голосе, позе, прикосновении, обонятельных сигналах, языке), наряду с моделями нервной и периферической физиологической активации, некоторые из которых мы можем не знать. даже обладают технологией адекватного захвата.

Если не принимать во внимание сложность этого исследования, у книги возникают проблемы.

Как взаимодействуют природа и воспитание?

Фельдман-Барретт может быть прав в том, что исследования еще не выявили идеальных «отпечатков пальцев» для различных эмоций. Но будет ли ошибкой утверждать, что они не могут существовать, особенно при наличии доказательств того, что они могут существовать? На самом деле, исследователи активно изучают этот вопрос: группа финских нейробиологов недавно использовала фильмы, чтобы вызвать шесть основных эмоций, и они задокументировали различные паттерны нейронной активации для каждой из них, предполагая частичный «отпечаток пальца» для некоторых эмоций — по крайней мере, на нейронном уровне. .

Любопытно, что модель Фельдмана-Барретта оказалась сверхъестественно близкой к модели, предложенной универсалистами. Они разбивают эмоции на 1) физические ощущения, 2) интерпретацию того, что происходит в вашем окружении, и 3) экспрессивное поведение. Они очень похожи на элементы «сконструированной эмоции» Фельдмана-Барретта: 1) основное физическое ощущение, 2) значение, связанное с тем, что человек узнал об этом чувстве и ситуации, и 3) поведенческие последствия этого значения.

Вечная разница? Сконструированным эмоциям нужно учиться, а универсальные эмоции частично уже есть. Однако нужно ли нам рассматривать это как ситуацию «или/или»? Может ли быть градиент, при котором одни эмоции присутствуют с первого дня, в то время как мы предрасположены к приобретению других в ходе развития — возможно, с более нюансированными, сложными эмоциями, которые в дальнейшем формируются жизненным опытом?

В то время как ее книга может подтолкнуть к более глубокому размышлению о том, как работают эмоции, ее аргументы против универсальности кажутся чрезмерными. Ее собственная модель чрезмерно сложна и, как ни странно, слишком похожа на ту, которую она стремится вытеснить. Вместо того, чтобы опираться на существующую науку, она пытается разрушить ее, и то, что она придумывает, выглядит не так уж и иначе.

Каково наше отношение к чувствам?

Houghton Mifflin Harcourt, 2017, 448 страниц

Что же все это нам дает?

Один из полезных выводов из книги Фельдмана-Барретта заключается в том, что то, чему мы научились в жизни, существенно и часто бессознательно влияет на наши эмоциональные переживания. Это говорит о том, что могут быть способы быть более осведомленными и более вовлеченными в формирование течения наших собственных эмоций.

Фельдман-Барретт предполагает, что внимательность — внимание к мыслям и ощущениям без суждения — может привести к такому состоянию ума, при котором усвоенные ожидания оказывают меньшее влияние на текущий опыт.

Например, мы можем ожидать, что во время обостряющегося спора мы будем все больше злиться; вот как это было до . Без этого ожидания мы могли бы действительно услышать другого человека и иметь больше шансов на конструктивное решение. Согласно работе психиатра и нейробиолога Джадсона Брюэра, практика осознанности смягчает наши эгоцентрические ожидания, независимо от того, испытываем мы эмоции или нет, в пользу нашего благополучия.

Дополнительные исследования показывают, что отключение наших мыслей от типичных эгоистичных повествований «я есть» или «я чувствую», которые возникают в трудные времена, может улучшить эмоциональное благополучие.

Возможно, мы хотя бы в чем-то согласимся: эмоции важны для человеческого опыта. Как известно из истории Финеаса Гейджа, эмоции необходимы для разума, и, согласно исследованиям того, как люди справляются с эмоциями, подавление эмоций вредно для благополучия и социальных взаимодействий.

Конечно, Фельдман-Барретт считает, что мы не должны просто принимать устаревшие взгляды на эмоции без доказательств, и что чем больше мы узнаем о том, как эмоции, тем лучше. В этом вопросе я не мог не согласиться.

 

Greater Good хочет знать: как вы думаете, эта статья повлияет на ваше мнение или поведение?

Отправка вашей оценки

Связь тела с разумом и электронное движение

Обновлено: 7 апреля 2022 г.

Содержание

Откройте для себя ключевые открытия в области нейробиологии, которые предлагают новое понимание правды об эмоциях и способах их эффективного выражения.

Что такое эмоции?

Давайте начнем с изучения базового понимания эмоций, которое, вероятно, будет кардинально отличаться от того, во что вы верили до сих пор. То, что мы считаем эмоцией, — это опыт движения энергии через тело. Это обычно ощущается как ощущение сжатия, такого как напряжение, или расширения, такого как спокойствие. Латинское производное от слова «эмоция» «emotere» буквально означает «энергия в движении».

Исследователь Барбара Фредериксон способствовала этому пониманию, описывая эффект восходящей и нисходящей спирали эмоций. Восходящая спираль коррелирует с расширением и такими чувствами, как радость и счастье. Нисходящая спираль коррелирует с напряжением и такими чувствами, как обида и страх.¹

Сама по себе эмоциональная энергия нейтральна. Именно чувственное ощущение и физиологическая реакция делают конкретную эмоцию положительной или отрицательной. Чувство — это то, что вы называете гневом, печалью, радостью или страхом. Тогда именно ваши интерпретации или мысли об эмоциональной энергии придают ей значение. Эмоции служат несущими волнами для всего спектра чувств. Понимание того, что эмоции — это энергия, подразумевает, что они представляют собой текучие, движущиеся ресурсы, которые нужно чувствовать и высвобождать, а не подавлять и игнорировать. Последнее является истинным виновником низкого эмоционального интеллекта и стрессового выгорания.

Несколько ключевых открытий существенно изменили наше понимание взаимоотношений между эмоциональным мозгом и аналитическим мозгом.

    • Основываясь на нейронных схемах, наш эмоциональный мозг быстрее реагирует на поступающую информацию или стимулы, чем наш аналитический мозг. мозг.³
    • Эмоциональный мозг связан с каждой областью мозга, а аналитический — нет. 4
    • С точки зрения выживания переживание стресса и чувства беспокойства, страха или гнева имеют приоритет над чувством счастья и душевного спокойствия. 5

Эмоциональная энергия

В результате этих открытий считается, что эмоциональный мозг обладает исполнительной властью. Он влияет на все процессы принятия решений, мыслительные процессы, воспоминания и текущий опыт. Ваша способность понимать, справляться и эффективно использовать свою эмоциональную энергию жизненно важна для вашего уровня счастья.

Ощущения, которые вы ощущаете в своем теле, являются ключом к раскрытию ограничивающих шаблонов, трансформации стресса и обретению постоянного счастья. Ваше тело дает постоянный поток надежной информации о вашем опыте в виде ощущений. Это библиотека того, кем вы являетесь на самом глубоком уровне, включая все, что с вами произошло, и все, о чем вы мечтаете. Понимание ощущений вашего тела изменит вашу жизнь. 6

Для многих людей наблюдение за ощущениями в теле для преобразования сложных эмоций и повышения эмоционального интеллекта является самой важной частью головоломки, ведущей к счастью. Это особенно верно, когда вы понимаете, что сенсорная и эмоциональная информация сначала записывается в память; мысли и восприятия, во-вторых. Это различие дает подсказки для повышения эмоционального интеллекта, указывая при этом на ограничения подходов, основанных исключительно на мышлении.

Природа хронического стресса часто приводит к накоплению энергии, которая подавляется в организме. Это переживается как ощущение сжатия. Это разворачивается органично, когда ваши внутренние ресурсы задействованы безопасным и поддерживающим образом. Возникающие в результате чувства расширения и обновленной жизненной силы делают возможным прочное счастье. Из этого безопасного, открытого и настоящего места вы перестраиваете свой мозг и укрепляете нервные пути счастья.

Процесс воссоединения с телесными ощущениями и эмоциями требует времени и доверия. Это особенно верно, учитывая, что постоянный стресс отключает вас от вашего внутреннего опыта как способ защитить вас от подавляющих ощущений и эмоций. Расслабление работает лучше всего, когда вы позволяете себе мягко и медленно управлять естественным ритмом вашего тела для исцеления. Бесполезно торопить или форсировать процесс заживления. Не менее важно, чтобы вы чувствовали себя в присутствии и в безопасности. Ваше врожденное стремление к гомеостазу всегда присутствует и прислушивается к призыву к исцелению, когда вы слушаете сообщения своего тела.

Стремление к движению E-Motion

Стремление к движению вашей эмоциональной энергии присутствует каждое мгновение, потому что ваша нервная система постоянно стремится к гомеостазу. Он выполняет миссию 24/7, регулируя баланс связи между вашим телом и разумом. Это часто включает в себя ваше инстинктивное стремление быть счастливым, высвобождая накопившийся стресс. У вас есть возможность перемещать свою эмоциональную энергию каждый раз, когда вы испытываете сжатие, напряжение или любые другие телесные ощущения. Это внутренние послания мудрости вашего тела и разума, которые ведут вас к равновесию и счастью.

Учитывая понимание того, что эмоции на самом деле представляют собой движущуюся энергию, важно различать, как они выглядят и ощущаются, чтобы повысить свое эмоциональное осознание. Большинство людей считают, что это похоже на использование своего мыслящего ума для анализа, размышлений и разговоров о том, что они чувствуют. Хотя этот подход может принести первоначальное осознание, он неэффективен в долгосрочной перспективе. При таком подходе часто препятствуют процессу выражения эмоций и управления ими. При этом он удерживает процесс выражения на уровне мысли, а не реального чувства или движения энергии. Чтобы успешно выражать эмоции, вы должны перемещать свою эмоциональную энергию, определяя ощущения и отпуская состояния напряжения.

BodyMind Emotion

Спортсмены или профессиональные артисты часто нервничают перед важным событием. У них может быть прилив энергии, который включает в себя дрожь, учащенное сердцебиение, стимуляцию, вибрационные ощущения и даже тошноту. Все это обычный опыт телесных ощущений, коррелирующих с высвобождением эмоций.

Процесс выражения вашей эмоциональной энергии включает настройку на ощущения вашего тела. Он мощный, динамичный и оживляющий. Если вы погрузите свое сознание в свои ощущения, они начнут раскрывать то, что происходит под поверхностью. Эти ощущения могут включать напряжение, покалывание, легкость, тяжесть, мягкость, гладкость, жар, холод, урчание или давление, и это лишь некоторые из них. Они разумно и органично направят вас к освобождению от любого неразрешенного стресса и приведут вас к лучшему гомеостазу. По мере того, как вы переходите от сжатия к расширению, вы, как правило, чувствуете себя легче, спокойнее или с облегчением, открывая дверь к прочному счастью. Когда вы позволите себе оседлать эмоциональную волну этих ощущений, вы восстановите гомеостаз и получите преимущества, которые можно найти в остальной части вашего разума и тела.

Как это работает

Давайте взглянем изнутри на эмоциональное освобождение тела и разума, чтобы лучше понять стратегию выражения своих эмоций и обретения счастья. Когда вы избавитесь от причин, рационализаций и подробного рассказа своего аналитического мозга о том, что произошло, у вас появится доступ к освобождению от вашего эмоционального мира. Пока вы не перестанете упорно вникать в детали того, что произошло, и не перестанете чувствовать праведную защиту, вы не сможете преодолеть свое нынешнее состояние исцеления и получить доступ к большему счастью. Делиться своей историей имеет силу, но только до определенного момента. Как только вы позволите себе чувствовать свои эмоции и чувства, не говоря и не оправдывая, почему вы чувствуете то, что чувствуете, вы переходите на следующий уровень.

Когда вы осознанно фокусируетесь на ощущениях сжатия с открытым разумом и видом любопытства, вы приглашаете их освободиться. Это мощно, динамично и воодушевляюще. Вы позволяете своему телу чувствовать те чувства, которые у него не было возможности высвободить во время какого-либо события, которое могло быть сложным. Это похоже на внутренний вздох облегчения, который охватывает все ваше тело и разум. Теперь из этого места внутреннего доверия и облегчения вы можете использовать хорошее позитивное мышление своего аналитического мозга, чтобы помочь вам изменить свою систему убеждений. Это состояние ума и тела делает прочное счастье реальностью.

Прослушивание телесного разума

Поначалу прослушивание и расшифровка сообщений тела может показаться сложной задачей. Сообщения могут быть тонкими, и вы можете сомневаться или сомневаться в своих чувствах. Делайте все возможное, чтобы избавиться от любых суждений и сохранять вид открытого любопытства. Затем доверяйте тому, что приходит вам на ум. Тело предлагает очень проницательное, точное и практическое руководство, когда вы уходите с дороги и просто слушаете его. Со временем вы повышаете ясность сообщений и избавляетесь от помех, которые мешают вам слушать на более глубоком уровне. Регулярная практика также позволяет вам наблюдать закономерности в сообщениях вашего тела и их связь с аспектами вашего здоровья и вашей жизни. Этот процесс всегда работает лучше всего, когда вы позволяете своему телу вести вас, а не пытаетесь заставить или поторопить его. Это требует определенного терпения и доверия. Мы здесь, чтобы сказать, что время, потраченное на это, каким бы долгим оно ни было, обычно гораздо более полезно, чем время, потраченное на эффект эмоционального подавления. Результаты также гораздо более продолжительные и мощные.

Чего ожидать: цикл телесных ощущений

Важная цель движения и выражения эмоций — встретить свое тело с сочувствием. Старайтесь не анализировать и не оценивать ощущения, которые вы замечаете, а просто настраивайтесь, замечайте и наблюдайте за ними. Благодаря вашему присутствию и непредубежденности вы заметите изменение ощущений. Насколько это возможно, позвольте сдвигам произойти, присутствуя и наблюдая за ними. Процесс расслабления включает в себя ряд телесных ощущений, которые будут меняться, усиливаться и уменьшаться. Как отмечалось ранее, эти ощущения могут включать дрожь, дрожь, судороги, напряжение, тошноту и тяжесть, а также желание топать ногами, шевелить ногами, стучать кулаками или даже кричать. Это обычный опыт, который отражает ваши природные ресурсы, чтобы сражаться или бежать, используя свои руки, ноги или голос. Со временем, от секунд до нескольких минут, эти ощущения часто меняются во всем теле. Например, они могут попасть из желудка в горло и в руки. Затем они начнут трансформироваться еще больше, уменьшаясь по интенсивности и трансформируясь в покалывание, легкость, открытость, гладкость, спокойствие, расслабление или ряд успокаивающих ощущений.

Ощущение против мысли

Во время этого процесса, если на ум приходит конкретный вопрос, старайтесь оставаться с ощущением и не отвлекайтесь на свои мысли по этому поводу. Старайтесь не анализировать и не оценивать, почему вы чувствуете то, что чувствуете. Иногда сообщения, которые вы слышите, например о напряжении или дискомфорте, могут подтолкнуть вас к действиям, направленным на освобождение или решение проблемы. В других случаях сообщения могут служить напоминанием или подталкивать вас к пониманию паттернов, которые вы хотите укрепить или преобразовать. Другие сообщения могут показаться бессмысленными в данный момент, но со временем могут привести к пониманию какой-то области вашей жизни. Важно помнить, что не судить, а слушать. Если вам кажется органичным выражать эмоции или озвучивать что-то, сделайте это. Часть процесса распутывания включает в себя восстановление того, что было утрачено не только в вашем теле, но и в вашем разуме. Вы можете восстановить свою силу, озвучивая то, что нужно сказать или сделать.

Сила вашего умения слушать разум напрямую влияет на то, насколько хорошо вы можете использовать эту мудрость для достижения большего здоровья и счастья. Например, многие люди знают, что головная боль напряжения часто начинается со стресса, но замечают головную боль только тогда, когда она проявляется в физической форме. Воспринимаемый стресс приводит к тонким признакам напряжения в теле, и со временем это может привести к реальному проявлению головной боли напряжения. Разве не приятно было бы замечать (слышать) посылаемые сообщения для корректировки позы, настроения или обстоятельств до проявления головной боли? У вас есть эта способность. Это требует только того, чтобы вы развили свои навыки слушания телом и разумом.

Терапия разума и тела

Осознание эмоций как энергии оказало значительное влияние на подходы к исцелению эмоциональных ран, застрявших паттернов, эмоциональной реактивности, депрессии, беспокойства и травм. Подходы к разуму и телу, такие как мозговое пятно, соматическая терапия, EMDR, медитация и биологическая обратная связь, стали центральными в лечении и терапии.

Brainspotting и EMDR

Brainspotting и EMDR — передовые методы лечения негативных эмоций, лечения травматических переживаний и восстановления баланса нервной системы. Brainspotting основан на предположении, что «то, куда вы смотрите, влияет на то, как вы себя чувствуете». Когда человек сохраняет положение глаз, сосредотачиваясь на стрессовом опыте, он подключается к участку в мозгу (мозговому пятну), который дает ему доступ к высвобождению и обработке сложного опыта. Двойная настройка является основным элементом Brainspotting в том смысле, что настройка терапевта активирует пути мозга, связанные с безопасностью, поддержкой и связью. EMDR следует очень специфическому протоколу, в котором терапевт проводит клиента через серию повторяющихся шагов. В рамках этого процесса клиент сосредотачивается на стрессовой или травмирующей проблеме, испытывая двустороннюю стимуляцию. Клиента направляют повторно переживать проблему, проводя его через этапы процесса. В то время как Brainspotting включает в себя сфокусированное положение глаз, EMDR включает быстрое двустороннее движение глаз, слуховой или сенсорной системы. Чтобы узнать больше о Brainspotting, ознакомьтесь с часто задаваемыми вопросами о Brainspotting.

Соматическая терапия

Один из самых ранних подходов к исцелению, посвященный высвобождению эмоций на уровне связи разума с телом, называется соматической терапией. Это мощная форма терапии и исцеления, которая позволяет разуму и телу работать вместе, чтобы снять сдерживаемый эмоциональный стресс, снять травму и восстановить жизненную силу. Учитывая, что соматические подходы обращаются к более глубоким частям разума, которые ощущаются в теле (соме), они позволяют имплицитным воспоминаниям, ожидающим включения в сознательное сознание, обрабатываться и перемещаться в явную память. При этом энергия эмоциональной и внутренней травмы, хранящаяся в этих имплицитных воспоминаниях, теперь высвобождается, чтобы регулировать, балансировать и оживлять всю систему разум-тело. Это мощное и трансформационное исцеление на самом глубоком уровне. Элементы соматической терапии можно найти в большинстве подходов «разум-тело». В нашей практике мы работаем с комбинацией соматической терапии и Brainspotting, чтобы поддержать движение эмоций и перестройку ума и тела.

Медитация

Медитация является основным инструментом эмоционального баланса, регуляции нервной системы и общего исцеления. Медитация позволяет вам получить доступ к эмоциональным центрам мозга и перепрограммировать паттерны реактивности, травм и стресса. Мы разработали управляемую медитацию «Эмоции — это энергия», чтобы помочь вам избавиться от застрявшей эмоциональной энергии, освободиться от шаблонов стресса и травм и укрепить связь между разумом и телом. Это наша медитация для регулирования наших эмоций и нервной системы. Мы обнаружили, что при регулярной практике это приводит к большему присутствию, внутреннему спокойствию и энергии.

Биологическая обратная связь

В дополнение к мозговому наблюдению, соматической терапии и медитации мы обнаружили, что биологическая обратная связь является проверенным временем мощным инструментом для регулирования нервной системы и создания эмоционального благополучия. Биологическая обратная связь — убедительный инструмент, подтверждающий силу связи между разумом и телом. За считанные минуты вы можете создать значительные изменения, используя свой разум, чтобы изменить свое тело или наоборот.

Обратная связь сердечного ритма

В нашей работе мы используем биологическую обратную связь, чтобы продемонстрировать переход от стрессовой реакции к релаксационной. Мы провели тысячи оценок биологической обратной связи и учебных занятий, воочию наблюдая за значительными и быстрыми изменениями, происходящими в результате дыхания. Мы измеряем вариабельность сердечного ритма (ВСР), потому что это центральный показатель как физических, так и психологических аспектов стресса. ВСР определяется как колебания частоты сердечных сокращений от одного удара к другому. На вариации между ударами влияют сложные связи между периферической нервной системой, сердцем, мозгом и множеством эндокринных переменных.

ВСР также является динамическим показателем, используемым для отображения эмоциональных изменений с помощью паттернов сердечного ритма. Счастье, радость и покой создают упорядоченные паттерны сердечного ритма. Гнев, обида, стресс и страх вызывают нарушения сердечного ритма. Тиллер и его коллеги изучали влияние эмоциональных состояний на баланс нервной системы. Участников разделили на две группы и попросили сосредоточиться либо на чувстве благодарности, либо на чувстве стресса. Исследователи провели исследования, исходя из понимания того, что две ветви вегетативной нервной системы, симпатическая и парасимпатическая, работают вместе для поддержания гомеостаза, реагируя и адаптируясь к изменениям, включая эмоциональные изменения. Симпатическая нервная система играет основную роль в реакции на стресс, стимулируя различные системы органов для борьбы с текущим стрессором. Парасимпатическая нервная система оказывает на организм практически обратное влияние, демонстрируя состояние расслабления и попытку восстановить гомеостаз. Исследование показало, что чувство стресса было связано с симпатической активностью, о чем свидетельствуют нарушения сердечного ритма. И наоборот, чувство признательности было связано с парасимпатической активностью, на что указывали упорядоченные паттерны сердечного ритма.

Мы используем технологию биологической обратной связи Heartmath уже 20 лет. Они являются лидерами в области биологической обратной связи по ВСР: опубликовано более 250 рецензируемых исследований, посвященных их технологиям и методам. Они предлагают простое в использовании устройство биологической обратной связи ВСР, называемое датчиком когерентности внутреннего баланса, которое работает с вашим смартфоном или компьютером. Вы можете следить за своим сердечным ритмом и видеть, как ваши эмоции влияют на вашу нервную систему. За считанные минуты вы сможете наблюдать изменения в своей нервной системе, применяя дыхательные упражнения, медитацию, соматические практики и другие инструменты эмоциональной регуляции. Бесценно видеть воочию, что происходит, когда вы переходите от стресса к более эмоциональному и умственно уравновешенному состоянию. Мы используем Датчик Когерентности Внутреннего Баланса в наших собственных медитациях, а также рекомендуем его нашим клиентам.

Нейробиоуправление – нейробиоуправление по мозговым волнам

Нейроуправление – это тип биологической обратной связи, который измеряет мозговую активность и, в частности, мозговые волны. Мозговые волны измеряются в герцах в секунду. Более медленные частоты могут демонстрировать более спокойное, расслабленное и присутствующее чувство, а также усталость, рассеянность, невнимательность, депрессию или бессонницу. Более высокие частоты могут означать чувство большей бдительности и вовлеченности в мысли, а также тревогу, повышенную бдительность или импульсивность.

Во время нейробиоуправления наблюдаются четыре категории мозговых волн;

  • Бета (12-38 герц) связана с нашим более бодрствующим, сосредоточенным и активным состоянием мозга. Это позволяет решать проблемы, организовывать, вовлекать, принимать решения, уделять внимание, волнение, интерес и сложные мыслительные процессы. В избытке это может представлять тревогу, повышенную бдительность, напряжение, стресс, трудности с расслаблением, бессонницу и манию.
  • Альфа (8-12 герц) встречается во время глубоких размышлений, медитации, присутствия, спокойствия, обучения, бдительности и потока.
  • Тета (4-8 герц) участвует в состояниях медитации, мечтаний и сна. В бодрствующем состоянии тета может представлять проблемы с исполнительными функциональными задачами, такими как концентрация, внимание, память и организация, как при СДВ и СДВГ.
  • Дельта (1-4 герца) обнаруживается в третьем и четвертом циклах быстрого сна. Когда дельта-волны присутствуют во время бодрствования, они могут указывать на проблемы с фокусом, например, при СДВ или СДВГ. Они также могут свидетельствовать о травмах головного мозга, нарушениях сна или других проблемах с обучением.

Есть что-то завораживающее в том, чтобы видеть, как загораются волны вашего мозга на мониторе, наблюдая за изменениями, которые могут произойти с помощью простых упражнений на концентрацию. Во время сеанса нейробиоуправления измеряются мозговые волны, и в процессе упражнений для тренировки мозга, игр и медитаций мозг тренируется в более оптимальных состояниях гармонии, концентрации и баланса. Было показано, что нейробиоуправление улучшает многие области психического здоровья, включая тревогу, депрессию, бессонницу, СДВ/СДВГ и многое другое.

Когда более 20 лет назад нас впервые обучали нейробиоуправлению, эта технология была очень сложной и доступной только обученному практикующему врачу. Он заключался в размещении электродов с гелем на различных участках головы. Электроды имели провода, соединяющие их с основным измерительным устройством. Скажем так, гель в волосах и ощущение, что ты скован проводами, были не самой приятной частью процесса. Однако результаты часто того стоили. Достижения в области технологий сделали процесс нейробиоуправления намного проще, эффективнее и доступнее для всех.

Мы используем систему биологической обратной связи Muse 2 уже много лет и считаем ее простой в использовании, передовой технологией и очень эффективной. Это включает в себя ношение оголовья (без геля, без проводов), которое соединяется со смартфоном или смарт-устройством. В Muse есть множество вариантов упражнений для тренировки мозга, медитаций и улучшения баланса мозговых волн. У них также есть специальное устройство под названием Muse S для мониторинга сна и поддержки сна, включая иммерсивные звуки, которые помогают заснуть или снова заснуть, если вы проснулись. Мы используем Muse 2 как часть нашего набора инструментов для медитации. Мы также рекомендуем его нашим клиентам, чтобы помочь с медитацией, концентрацией внимания, сном, депрессией и беспокойством.

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Эта страница может содержать партнерские ссылки на продукты или услуги — стоимость для вас одинакова, но мы получаем реферальное вознаграждение. Компенсация не влияет на высказанные мнения. Если мы размещаем партнерскую ссылку на продукт, это то, что мы лично используем, поддерживаем и рекомендуем. Нашим главным приоритетом является предоставление ценной информации и ресурсов.

Коучинг и консультирование

Хилари Стоукс, доктор философии. и Ким Уорд, доктор философии. уже 20 лет являемся командой, специализирующейся на психологии разума, тела и духа. Они являются авторами бестселлеров «Карта счастья: ваша дорожная карта к привычке к счастью» и «Проявление мышления: формула из 6 шагов для достижения ваших целей и мечтаний», а также основателями коучинга и консультирования Authenticity Associates. Они увлечены сочетанием лучших целостных и традиционных подходов к здоровью и счастью. Если вам интересно узнать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о том, как уменьшить стресс и повысить уровень счастья, подпишитесь на их бесплатную серию видео.

 

  1. Гарланд, Э., Фредриксон, Б., Кинг, А., Джонсон, Д., Мейер, С., Пенн, Д. (2010). Восходящие спирали положительных эмоций противостоят нисходящим спиралям негативных: взгляды теории расширения и построения и аффективной нейробиологии на лечение эмоциональных дисфункций и дефицитов в психопатологии. Обзор клинической психологии, 1–16.
  2. Шварц, Дж. , и Бегли, С. (2002). Разум и мозг: нейропластичность и сила умственной силы. Нью-Йорк: Книги Риган.
  3. Гоулман, Д. (1995). Эмоциональный интеллект. Нью-Йорк: Bantam Books.
  4. Леду, Дж. (1992). Эмоции и концепция лимбической системы. Concepts in Neuroscience, 2.
  5. Goleman, 1995.

LeDoux, J. (1994). Эмоции, память и мозг. Scientific American, 270 (6), 50–57.

Дэвис, К., Чарни, Д., Койл, Дж., Немерофф, К. (2002). Нейропсихофармакология: пятое поколение прогресса. Брентвуд, Теннесси: Американский колледж нейропсихофармакологии.

Динан, Т. (1994) Глюкокортикоиды и генезис депрессивного заболевания: психобиологическая модель. Британский журнал психиатрии, 164, 365–371.

Ульрике М., Вадсак В., Штейн П., Шпинделеггер К., Миттерхаузер М., Холик А., Бигльмайер К., Клеттер К., Каспер С., Ланценбергер Р. (2008). ДГЭАС и кортизол коррелируют с рецепторами серотонина-1А гипоталамуса. Анналы общей психиатрии, 7 (Приложение 1), S220.

       6.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *