Эмпатия в психологии это: Эмпат: кто это, признаки, какие бывают

Эмпат: кто это, признаки, какие бывают

Считается, что чужая душа — потемки. Для эмпатов это не так: они отлично понимают, что переживают другие люди. Рассказываем, кто такие эмпаты и как понять, что вы один из них

Содержание:

  • Кто это
  • Как становятся эмпатами
  • Как понять, что вы эмпат
  • Виды эмпатии
  • Преимущества и недостатки
  • Как эмпату защитить себя

Кто такой эмпат

Эмпат — это человек, который хорошо умеет различать и понимать эмоции окружающих. Слово образовано от существительного «эмпатия». В психологии этому термину дают разные определения, в зависимости от школ и подходов. Но чаще всего эмпатией называют две вещи. Во-первых, управляемый процесс сопереживания другим людям. Во-вторых, саму способность распознавать чувства и переживания других людей, даже если эти эмоции не выражены явно [1].

Слово «эмпатия» относительно новое — впервые его использовал психолог Эдвард Брэдфорд Титченер (Edward Bradford Titchener) чуть больше ста лет назад. В 1909 году он выпустил книгу «Экспериментальная психология процессов мышления», где описал процесс эмпатии с помощью немецкого слова «Einfuhlung» — «вчувствование», а потом перевел его на греческий (em — «в» и pathos — «страсть, сильное чувство, страдание»).

Эмпатия отличается от сочувствия, хотя оба эти термина описывают эмоциональный отклик на состояние другого человека. Разница в том, что, сочувствуя, мы испытываем собственные эмоции — жалость, желание позаботиться или утешить [2]. А эмпатия предполагает погружение в эмоцию собеседника. Иными словами, сочувствие — это взгляд на проблему человека с нашей собственной точки зрения, а эмпатия — с его. Так, Лорен Виспе (Lauren Wispé) в монографии «Психология симпатии» отмечает: «Цель эмпатии — понимание, цель симпатии — благополучие другого». А ниже она пишет: «Эмпатия — способ познания, симпатия — способ отношения» [3].

В 2013 году ученые из Лондонского Университета Голдмана (Goldsmith’s University of London) пришли к выводу, что всего 1–2% населения планеты — эмпаты [4]. Во время исследования они обнаружили, что у эмпатов сверхчувствительные зеркальные нейроны. Именно эти клетки мозга ответственны за возникновение таких чувств, как сострадание и любовь.

Чем эмпаты отличаются от высокочувствительных людей

Термин «высокочувствительные люди» появился не так давно, отмечает психолог и когнитивно-поведенческий психотерапевт Елизавета Муратова. Он обозначает людей, которые очень эмоционально реагируют на события внешней среды или собственной внутренней жизни.

Разница в том, что эмпат распознает чужие эмоции, а высокочувствительные люди сами ярко реагирует на происходящее. Они погружаются в собственные ощущения. Таким образом, высокочувствительный человек не всегда эмпат, а эмпат не всегда ярко реагирует на происходящее в своей жизни.

Как люди становятся эмпатами

Согласно исследованию американского психолога Карла Роджерса (Carl Ransom Rogers), способность к сопереживанию формируется за счет детского опыта [5]. Так, человек вероятнее будет способен к эмпатии, если в детстве он[6]:

  • Ощущал эмпатию со стороны окружающих. Когда родитель сопереживает ребенку, входит в его положение, он способствует формированию эмпатии в характере ребенка.
  • Проживал ситуации, в которых его учили понимать и осознавать свои эмоции. Важно, чтобы ребенок учился управлять своими чувствами. В этом может помочь родитель через терпеливые разъясняющие разговоры. Если мама уходит из дома и говорит: «Не плачь! Ничего страшного, скоро вернусь», — это не поможет ребенку стать более эмпатийным. А разъясняющая фраза: «Тебе грустно от того, что я ухожу? Мне тоже. Но это очень важно, потому что…», — поможет ребенку осознать происходящее и понять родителя.
  • Обсуждал чувства других людей. Важно как можно больше беседовать с ребенком и обсуждать различные жизненные ситуации, обращать его внимание на чувства и ощущения окружающих.

Как понять, что вы эмпат

Психолог Елизавета Муратова говорит, что главный маркер того, что вы эмпат — это умение понимать, что переживает другой человек, ставить себя на его место. Особенность эмпатов в том, что они понимают чувства других людей, даже если сами не проживали таких эмоций:

«С одной стороны у людей действительно похожий опыт. Мы все переживали радость, грусть, разочарование. При этом опыт каждого человека индивидуален. Если один не особо расстраивается из-за потери кошелька, другой может испытать много отрицательных эмоций. Это нормально. Здесь у некоторых людей происходят разрывы эмпатии — ситуации, когда человек не может соприкоснуться с опытом другого, не может понять его переживания. Так бывает, когда человек сам не проживал подобное. Наивысшим уровнем эмпатии можно назвать ситуацию, в которой человек может понять чувства другого, даже если сам не проживал их».

Вот еще несколько признаков того, что вы эмпат [7]:

  • вы неосознанно повторяете движения собеседника;
  • быстро «заражаетесь» эмоциями окружающих;
  • чувствуете боль другого человека;
  • легко распознаете эмоции по выражению лица;
  • вам проще пробовать новое, если вы видите, что другой человек получил от этого удовольствие;
  • вам свойственно помогать людям;
  • вы не склонны к агрессии.

Виды эмпатии

Психолог Пол Экман (Paul Ekman) и вслед за ним научный журналист Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) выделили три вида эмпатии [8].

Когнитивная эмпатия

Способность понять, что чувствует или думает другой человек. Она базируется на интеллектуальных процессах: сравнении, аналогии и прочих. Этот вид эмпатии очень полезен в бизнесе: так, менеджер с выраженными способностями к когнитивной эмпатии, будет хорош в переговорах и управлении.

При этом когнитивный эмпат может оставаться холодным человеком. То есть интеллектуального понимания, что творится с другим человеком недостаточно для того, чтобы помочь ему. Более того, некоторые люди могут использовать когнитивную эмпатию, чтобы навредить другим. Именно поэтому человеку нужна не только когнитивная, но и другие виды эмпатии.

Эмоциональная (аффективная) эмпатия

Человек, обладающий этим свойством, эмоционально вовлекается в проблему другого. Такое «заражение» чужой эмоцией во многом происходит под влиянием зеркальных нейронов — клеток мозга, которые возбуждаются, когда мы совершаем действие или замечаем, как его совершают другие люди [9]. Когда они активируются, мозг подражает этому действию — как бы примеряет его на себя.

Эмоциональная эмпатия «подключает» нас к внутреннему миру другого человека. Это полезно во многих профессиях — от продаж до медицины. Не говоря уж о том, что это умение необходимо для построения любых значимых отношений в жизни.

Но и у аффективной эмпатии есть свои минусы. Так, если человек погружается в аффективную эмпатию, ему сложно управлять собственными негативными эмоциями. А это может привести к психологическому истощению. Поэтому, например, многие врачи сталкиваются с проблемой выгорания: чтобы избежать эмоциональной боли, они дистанцируются от чужой боли, а вместе с ней — от проблем своих пациентов.

Поведенческая (сострадательная)

Она проявляется через конкретные действия по отношению к другому человеку. Этот тип эмпатии предполагает, что мы не только понимаем чувства другого человека, но и испытываем желание помочь. Сострадательная эмпатия — это последний ингредиент, необходимый для совместного решения сложных проблем, встающих перед человечеством. Психологи называют это стремлением к конструктивному взаимодействию. Пол Экман объясняет появление сострадательной эмпатии осознанием, что «мы все объединены».

Темная эмпатия

В 2002 году исследователи Делрой Полхус (Delroy Paulhus) и Кевин М. Уильямс (Kevin M. Williams) ввели термин «Темная триада» [10]. Под ним понимается группа личностных черт, которая включает в себя психопатию [11] (эмоциональная холодность, безжалостность, импульсивность), нарциссизм [12] (тщеславие, чувство превосходства) и макиавеллизм [13] (манипулятивность, склонность к интригам и отсутствие морали). Темные эмпаты — обладатели всех трех этих личностных черт [14]. Они используют способность распознавать и понимать чувства других людей в манипулятивных целях. Само определение «темный эмпат» скорее относится к поп-психологии. В быту таких людей часто сравнивают с энергетическими вампирами.

Темные эмпаты обладают высоким уровнем когнитивной эмпатии [15]. Они способны понимать чужие эмоции и, возможно, предугадывать их. У обычных эмпатов выше аффективная эмпатия — способность чувствовать и проживать чьи-то эмоции. Среди главных маркеров темного эмпата: внушение чувства вины, манипулятивность и нарциссизм.

Британские психологи Надя Хейм (Nadja Heym) и Александр Сумич (Alexander Sumich) пришли к выводу, что у темных эмпатов слабо развита способность чувствовать чужие эмоции, в отличие от обычных эмпатов [16]. «Темные», согласно исследованию, менее агрессивны, чем нарциссы или психопаты, но они чаще проявляют жестокость в неочевидной форме — при помощи манипуляций, слухов и сплетен, жестоких шуток, провоцирования чувства вины и организации байкотов. Развитая способность к эмпатии ограничивает их агрессию, но не устраняет полностью. Она проявляется в других, скрытых формах.

Преимущества и недостатки эмпатов

Преимущества

Эмпатия способствует созданию более доброго и мягкого общества, пишет исследовательница Мельбурнского Университета Лилиана Боув (Liliana L. Bove). Она выделяет следующие плюсы эмпатийных людей [17]:

  • способность оказывать эмоциональную поддержку другим людям;
  • умение разбираться в людях и понимать, насколько они вам подходят;
  • умение ценить отношения и связи;
  • умение войти в положение человека, поставить себя на его место;
  • способность продуктивно работать в команде.

В работе

Психолог Елизавета Муратова утверждает, что эмпатия — это большое социальное преимущество, с ним легче развиваться в карьере в областях деятельности, где нужно коммуницировать с людьми. Так, эмпатию называют главным лидерским качеством.

Исследователи некоммерческой американской организации Catalyst опросили около тысячи человек, часть из которых работают под руководством эмпатов [18]. Catalyst выяснили, что команды, которыми управляет эмпатийный руководитель, работали эффективнее. Согласно опросу, под руководством эмпатов люди:

  • предлагали новые идеи;
  • были вовлечены в работу, несмотря на нестабильную ситуацию в мире;
  • отмечали баланс между работой и остальной жизнью. Люди успевают заниматься спортом, ходить в гости и уделять внимание своей личной жизни;
  • женщины заявляли, что не думают об уходе или смене места работы именно из-за того, что руководство проявляет эмпатию.

Недостатки

Несмотря на весомые плюсы, часто эмпаты очень уязвимы.

Из-за того, что большое количество внутренних ресурсов уходит на проживание и осознание чужих эмоций, эмпаты нередко забывают о себе. Подробно о недостатках эмпатийных людей пишет исследовательница Тейхоу Смит (Teyhou Smyth) [19]. Среди них:

  • частое чувство эмоциональной истощенности;
  • сложности с отстаиванием личных границ;
  • повышенная тревожность из-за новостей и другого медиа-контента;
  • излишняя привычка к рефлексии и самокопанию;
  • пренебрежение собой из-за недостатка ресурса.

Как эмпату защитить себя

Эмпатия нужна как в личной жизни, так и в работе. Неразумное и бездумное употребление этого навыка может привести к эмоциональному выгоранию и пренебрежению собственными чувствами. Елизавета Муратова рекомендует задавать себе вопросы и отмечать, с какими эмоциями, чувствами, состояниями других людей мы можем быть в контакте, не разрушая себя. Многие люди могут эмпатийно переживать и чувствовать реакцию горя.

Необходимо отслеживать, что происходит с вами, когда вы сталкиваетесь с разными чужими эмоциями. Чтобы эмпату защитить себя, нужно выполнить следующие шаги.

  1. Отстроить личные границы.
  2. Научиться отличать свои эмоции от чужих.
  3. Научиться понимать, с какими эмоциями других людей вы хотите входить в контакт, а с какими нет. Научиться управлять этим процессом.
  4. Спросить себя, зачем вы входите в контакт с людьми в состоянии ярких переживаний. Что вы хотите от этого получить? Какую собственную задачу вы решаете? Эмпатия может быть одним из инструментов реализации собственных задач. Мы можем иметь личностную ценность — быть полезным в обществе. Тогда эмпатия — инструмент, чтобы эту ценность реализовать.

Способность к эмпатии

Способность проявлять в тех или иных ситуациях эмпатию (от греч. empatheia — вчувствование) — понимать и сопереживать другому человеку.

В психологии сам термин «эмпатия» принято обычно трактовать как способность к сопереживанию. Однако по происхождению это слово означает не столько способность, сколько сам факт вчувствования, сопереживания. Для сравнения можно вспомнить слово «симпатия» (обоюдное чувство, сопереживание). Им обозначают сам факт этого чувства, а не способность к нему. Поэтому будет более точным обозначать данное личностное качество как способность к эмпатии, а не эмпатия.

В самом деле, человек, способный к эмпатии, не проявляет сопереживание ежечасно. Это чаще с ним происходит, факт, часто вообще против воли, но эмпатия действует избирательно. Во многом это связано с особенностями восприятия другого человека (социальной перцепцией), во многом с игрой разума. Вот сидит, например, двое нищих. К одному прохожий испытывает эмпатию, потому что верит в то, что он стал нищим против своей воли, к другому нет — по обратной причине.

Способность к эмпатии включает в себя несколько компонентов:

— способность понимать чувства, состояние человека в данный момент времени,

— способность понимать мысли и переживания сейчас,

— способность в целом понимать личностные особенности человека,

— способность помочь добрым словом, хорошим советом («способность психотерапевта»).

Корреляции

Сервис онлайн-тестирования на azps.ru показывает следующие значимые корреляции.

Эмпатия отрицательно коррелирует с конфликтностью и агрессивностью. И это неудивительно. Конфликтным поведением и агрессией человек обычно решает какие-то свои внутренние проблемы за счет другого человека, таким людям обычно присущ мизантропический характер. Они не теряют совсем способность к эмпатии, но планка, что называется, у них находится слишком высоко.

Удивительно, что склонность к эмпатии коррелирует с психотерроризмом (склонностью пугать). Видимо, многим людям повышенная чуткость идет не совсем на пользу — они начинают ею пользоваться для разного рода манипуляций, например для обретения власти через устрашение.

Способность к эмпатии больше присуща женщинам. Это тоже понятно. Как минимум, социальные ожидания заставляют женщину проявлять больше сочувствия.

Люди с повышенной способностью к эмпатии менее замкнуты и эгоистичны. У них чаще наблюдается повышенное настроение, и вообще они более эмоциональны. С этим связано, в некоторой степени, то, что они более утомляемы — приходится тратить энергии на эмоции. Также у них немного ниже интеллект — тоже, видимо, за счет повышенной эмоциональности.

Ну и, разумеется, они в большей степени настроены делать добро людям.

 


Эмпатия
(от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого человека. В современной психологии эмпатию принято трактовать либо как способность понимать мир переживаний другого человека, либо как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого , разделяя его переживания.

См. также

Психические свойства

  • А-тип личности
  • Абсорбция
  • Авторитарность
  • Агрессивность
  • Актерские способности
  • Активность
  • Активный словарный запас
  • Алкоголизм
  • Аналитические способности
  • Артистизм
  •     .
    .. и другое

Способности

  • Актерские способности
  • Аналитические способности
  • Всестороннее развитие способностей и интересов
  • Гениальность
  • Дееспособность
  • Задатки и способности
  • Задатки способностей
  • Изобразительные способности
  • Общая характеристика способностей человека
  • Одаренность
  •     … и другое

 


   RSS     [email protected] 

Развитие эмпатии

В обществе, отмеченном растущим разделением, мы все могли бы быть немного более добрыми, склонными к сотрудничеству и терпимыми по отношению к другим. Какими бы полезными ни были эти черты, психологические исследования показывают, что эмпатия может быть общей чертой, необходимой для развития всех этих добродетелей. Как описывает это исследователь эмпатии и психолог Стэнфордского университета Джамиль Заки, доктор философии, эмпатия — это «психологический «суперклей», который соединяет людей и поддерживает сотрудничество и доброту» ( The Economist 9). 0004 , 7 июня 2019 г.). И даже если эмпатия не приходит естественным образом, исследования показывают, что люди могут развивать ее и, как мы надеемся, в результате улучшить общество.

«В целом эмпатия является мощным предиктором вещей, которые мы считаем положительным поведением, приносящим пользу обществу, отдельным людям и отношениям», — сказала Карина Шуман, доктор философии, профессор социальной психологии в Университете Питтсбурга. «Ученые в разных областях показали, что эмпатия мотивирует многие типы просоциального поведения, такие как прощение, волонтерство и помощь, и что она негативно связана с такими вещами, как агрессия и издевательства».

Например, исследование К. Дэниела Бэтсона, доктора философии, почетного профессора социальной психологии Канзасского университета, предполагает, что эмпатия может побуждать людей помогать нуждающимся ( Альтруизм у людей , Oxford University Press, 2011). , а исследование 2019 года предполагает, что уровень эмпатии предсказывает поведение благотворительных пожертвований (Smith, K. E., et al., The Journal of Positive Psychology , Vol. 15, No. 6, 2020).

Энн Рамбл, доктор философии, преподаватель психологии в Университете Северной Аризоны, обнаружила, что эмпатия может преобладать над отказом от сотрудничества, заставляя людей быть более великодушными и снисходительными и менее мстительными ( Европейский журнал социальной психологии , Vol. 40, № 5, 2010). «Эмпатичные люди спрашивают себя: «Может быть, мне нужно узнать больше, прежде чем я вынесу суровое суждение», — сказала она.

Эмпатия также способствует улучшению отношений с незнакомцами. Например, предыдущее исследование Бэтсона подчеркивает, что эмпатия может помочь людям принять более позитивное отношение и помочь поведению по отношению к стигматизированным группам, особенно инвалидам, бездомным и больным СПИДом ( Journal of Personality and Social Psychology 9).0004, Том. 72, № 1, 1997).

Эмпатия также может быть важным компонентом в борьбе с предубеждениями и системным расизмом. Джейсон Оконосуа, доктор философии, доцент психологии Калифорнийского университета в Беркли, обнаружил, что учителя более склонны применять суровые меры наказания к чернокожим ученикам и что они чаще называют чернокожих учеников «нарушителями спокойствия» (). Психологическая наука , том 26, № 5, 2015).

Эти ярлыки, по словам Оконофуа, могут формировать то, как учителя интерпретируют поведение, прокладывая путь к неуспеваемости учеников в школе и тюремному заключению. Когда Оконосуа и его коллеги разработали интервенцию, чтобы помочь учителям построить позитивные отношения со студентами и ценить их точку зрения, их повышенное сочувствие уменьшило карательную дисциплину (9).0003 ПНАС , Том. 113, № 19, 2016).

Точно так же Оконофуа и его коллеги обнаружили, что сочувствие со стороны офицеров по условно-досрочному освобождению может предотвратить повторное совершение преступления взрослыми, находящимися на испытательном сроке ( PNAS , том 118, № 14, 2021 г. ).

Несмотря на свои потенциальные преимущества, эмпатия сама по себе не является автоматическим путем к общественному благу. Чтобы развить эмпатию, которая действительно помогает людям, требуется стратегия. «Если вы пытаетесь развить эмпатию в себе или в других, вы должны убедиться, что развиваете ее в правильном виде», — говорит Сара Конрат, доктор философии, доцент социальной психологии в Университете Индианы, изучающая эмпатию и альтруизм.

Правильный вид эмпатии

Эмпатия часто имеет решающее значение для психологов, работающих с пациентами на практике, особенно когда пациенты ищут подтверждения своих чувств. Тем не менее, эмпатия может быть истощающим навыком, если ее не практиковать правильно. Чрезмерная идентификация с чужими эмоциями может быть стрессовой, приводя к стрессовой реакции сердечно-сосудистой системы, подобной той, которую вы испытали бы в той же болезненной или угрожающей ситуации, сказал Майкл Дж. Пулин, доктор философии, доцент психологии в Университете Буффало, который изучает как люди реагируют на несчастья других.

Некоторые ученые утверждают, что за пределами клинической практики эмпатия бесполезна и даже вредна. Например, Пол Блум, доктор философии, профессор психологии Йельского университета, утверждает, что, поскольку эмпатия направляет помогающее поведение по отношению к конкретным людям — чаще всего, к тем, кто входит в собственную группу, — она может помешать более полезной помощи другим (Против эмпатии: дело Rational Compassion, Ecco , 2016).

В некоторых случаях эмпатия может также способствовать антагонизму и агрессии (Buffone, A.E.K., & Poulin, M.J., Бюллетень личности и социальной психологии , Vol. 40, № 11, 2014). Например, Дэрил Кэмерон, доктор философии, адъюнкт-профессор психологии и старший научный сотрудник Института этики Рока и директор лаборатории эмпатии и моральной психологии в Университете штата Пенсильвания, обнаружил, что явные предубеждения в эмпатии, такие как ограниченность и оцепенение по отношению к массе страдание иногда может быть вызвано мотивированным выбором. Он также отмечает, что в некоторых случаях эмпатия все еще может быть рискованной. «Бывают случаи, когда то, что выглядит как эмпатия, способствует фаворитизму за счет чужой группы», — сказал Кэмерон.

Многие из этих негативных последствий связаны с типом эмпатии, называемым самоориентированным восприятием перспективы, когда вы представляете себя на чьем-то месте. «То, как вы воспринимаете перспективу, может иметь значение», — сказал Джон Довидио, доктор философии, почетный профессор психологии имени Карла И. Ховланда и почетный профессор Института социальных и политических исследований и эпидемиологии Йельского университета. «Когда вы просите меня представить себя на месте другого человека, — сказал Довидио, — я могу испытать сильный личный стресс, который может помешать просоциальному поведению». Взяв на себя это эмоциональное бремя, добавил Шуман, вы также можете увеличить свой собственный риск неприятных эмоций, таких как тревога.

По словам Конрата, форма эмпатии, наиболее полезная как для дающего, так и для получателя, — это ответ, ориентированный на другого. «Это когнитивный стиль восприятия точки зрения, когда кто-то представляет точку зрения другого человека, читает его эмоции и может понять их в целом», — сказала она.

Принятие точки зрения, ориентированное на других, может привести к эмпатической озабоченности, также известной как сострадание, которую можно рассматривать как эмоциональную реакцию на когнитивный процесс. Именно эта эмоция может спровоцировать помогающее поведение. «Если я просто пойму, что у тебя проблемы, я, возможно, не буду действовать, но эмоции придают мне силы», — сказал Довидио.

В то время как многие практикующие врачи могут обнаружить, что эмпатия возникает естественным образом, исследования психологов могут помочь клиницистам направить пациентов к эмпатии, ориентированной на других, а также могут помочь практикующим врачам, борющимся с усталостью от сострадания, восстановить свою эмпатию. По словам Пулена, люди с большей вероятностью откажутся от сочувствия, если оно кажется когнитивным или эмоциональным бременем, что может повлиять на способность психологов эффективно поддерживать своих пациентов.

Чтобы избежать усталости от сострадания к пациентам и поддерживать эмпатию, необходимую для оказания им помощи, Пулен сказал, что важно размышлять о чувствах или переживаниях пациента, не обязательно пытаясь почувствовать это самостоятельно. «Речь идет о том, чтобы поставить себя в правильную роль», — сказал он. «Ваша цель — не быть страдальцем, а заботиться».

Будьте готовы расти

Исследование Кэмерона показало, что когнитивные затраты на эмпатию могут заставить людей избегать ее, но, возможно, можно усилить эмпатию, научив людей делать это эффективно ( Journal of Experimental Psychology: General , Vol. 148, № 6, 2019).

Кроме того, исследования Шумана и Заки показывают, что желание развивать эмпатию может быть движущей силой ее развития. Они обнаружили, что люди могут расширять эмпатические усилия — задавать вопросы и дольше слушать ответы — в ситуациях, когда они чувствуют себя иначе, чем кто-либо, в первую очередь, если они верят, что эмпатию можно развить с усилием (9). 0003 Журнал личности и социальной психологии , Vol. 107, № 3, 2014).

Точно так же Эрика Вайс, доктор философии, постдокторант по психологии в Гарвардском университете, сказала, что первый шаг к развитию вашей эмпатии — принять установку на рост — поверить, что вы способны расти в эмпатии.

«Люди, которые верят, что эмпатия может развиваться, прилагают больше усилий для эмпатии, когда это не естественно для них, например, сопереживая людям, которые им незнакомы или отличаются от них, по сравнению с людьми, которые считают, что эмпатия — это стабильная черта», — сказала она.

Например, Вайс обнаружил, что обращение к эмпатическому мышлению студентов повышает точность их восприятия эмоций других людей; он также отслеживает количество друзей, которых первокурсники заводят в течение первого года обучения в кампусе ( Emotion , первая онлайн-публикация, 2020 г.).

Откройте для себя различия

Чтобы представить точку зрения другого человека, чем больше контекста, тем лучше. Шерин Насер, доктор философии, профессор психологии в Кливлендском государственном университете, говорит, что использование различных медиа — например, когда белый человек читает книги или смотрит фильмы с небелым главным героем — и даже непосредственное участие в чужой культуре может создать фон против что принять чужую точку зрения.

Когда вы находитесь в таких ситуациях, полностью присутствуйте. «Внимание к другим людям позволяет вам проникнуться их опытом», — говорит Сара Ходжес, доктор философии, профессор психологии Орегонского университета. «Независимо от того, активно вы оцениваете перспективы или нет, если вы просто будете уделять больше внимания другим людям, вы, вероятно, почувствуете больше беспокойства за них и станете более вовлеченными в их опыт».

Например, на курсе, посвященном разнообразию, Насер призывает своих аспирантов посетить общину, в которой они никогда не бывали. это то, что маргинализированные люди чувствуют каждый день», — сказала она. Наряду с уменьшением вашей предвзятости такое осознание может также вызвать более глубокое понимание чужой культуры и того, почему они могут думать или чувствовать именно так, а не иначе.

Читайте художественную литературу

Рэймонд Мар, доктор философии, профессор психологии Йоркского университета в Торонто, изучает, как чтение художественной литературы и других историй, основанных на характерах, может помочь людям лучше понять других и мир. «Чтобы понимать истории, мы должны понимать персонажей, их мотивацию, взаимодействия, реакции и цели», — сказал он. «Возможно, понимая истории, мы одновременно улучшаем нашу способность понимать реальных людей в реальном мире».

Когда вы рассказываете историю, вы также задействуете те же когнитивные способности, что и при социальном познании ( Current Directions in Psychological Science , Vol. 27, No. 4, 2018). Вы можете получить тот же эффект с любым средством — живым театром, шоу на Netflix или романом — если в нем есть основные элементы повествования, истории и персонажей.

Чем больше человек практикует эмпатию (например, относясь к вымышленным персонажам), тем больше точек зрения он может усвоить, не чувствуя, что его собственные находятся под угрозой. «Основой эмпатии должна быть готовность прислушиваться к опыту других людей и верить в его достоверность», — сказал Мар. «Не нужно отказываться от собственного опыта, чтобы принять чужой».

Используйте силу окситоцина

Социальный гормон окситоцин также способствует развитию эмпатии. Бьянка Джонс Марлин, доктор философии, нейробиолог и доцент психологии Колумбийского университета, обнаружила, что родившие мыши с большей вероятностью подхватывают плачущих детенышей, чем девственные животные, и что окситоцин, высвобождаемый во время рождения и процесса воспитания, фактически изменяет слух. центры мозга для мотивации просоциального поведения и поведения, направленного на выживание ( Nature , Том. 520, № 7548, 2015).

Окситоцин также может вызвать реакцию помощи у тех, кто не состоит в кровном родстве; когда Марлин добавил окситоцин в слуховые центры девственных мышей, они позаботились о чужих щенках. «Как будто биология подготовила нас к тому, чтобы позаботиться о тех, кто не может позаботиться о себе», — сказала она. «Но это всего лишь базовый уровень; это зависит от нас, как от общества, чтобы построить это в наших отношениях».

По словам Марлин, посредством поведения, высвобождающего окситоцин, такого как зрительный контакт и мягкое физическое прикосновение, люди могут использовать силу окситоцина для развития эмпатии и оказания помощи в определенных контекстах. Также известно, что окситоцин опосредует ингрупповые и аутгрупповые чувства.

По словам Марлина, главное, чтобы обе стороны чувствовали себя связанными и не подвергались угрозе. Чтобы преодолеть это препятствие, она предлагает спокойный, но прямой подход: попробуйте сказать: «Я не согласен с вашими взглядами, но я хочу узнать больше о том, что привело вас к такой точке зрения».

Выявление точек соприкосновения

Чувство социальной связи является важной частью запуска просоциального поведения. «Вы воспринимаете человека как члена вашей собственной группы или потому, что ситуация настолько убедительна, что пробуждается ваша общая человечность», — сказал Довидио. «Когда вы испытываете эту эмпатию, это побуждает вас помочь другому человеку, даже ценой для себя».

Один из способов усилить эту мотивацию — манипулировать теми, кого вы считаете своей группой. Джей Ван Бавел, доктор философии, адъюнкт-профессор психологии и неврологии в Нью-Йоркском университете, обнаружил, что в отсутствие существующих социальных связей поиск общей идентичности может способствовать эмпатии ( Journal of Experimental Social Psychology , Vol. 55, 2014). «Мы снова и снова обнаруживаем, что когда у людей есть общая идентичность, даже если она создается в данный момент, они более мотивированы проникнуть в сознание другого человека», — сказал Ван Бавел.

Например, Ван Бавел провел исследование фМРТ, которое предполагает, что участие в одной и той же команде для работы может улучшить сотрудничество и вызвать положительные чувства у людей, когда-то считавшихся чужаками, даже среди представителей разных рас ( Psychological Science , Vol. 19). , № 11, 2008).

Чтобы мотивировать эмпатию в своем общении, найдите сходство, а не фокусируйтесь на различиях. Например, у вас и соседа могут быть полярно противоположные политические идеологии, но ваши дети одного возраста и ходят в одну школу. Используйте это сходство, чтобы создать больше эмпатии. «У нас есть несколько идентичностей, и частью социальной интеллигентности является поиск той идентичности, которую вы разделяете», — сказал Ван Бавел.

Задавайте вопросы

Существующие исследования часто измеряют эмпатию человека по точности — например, насколько хорошо люди могут назвать чье-то лицо злым, грустным или счастливым. Александра Мейн, доктор философии, доцент психологии Калифорнийского университета в Мерседе, сказала, что любопытство и интерес также могут быть важным компонентом эмпатии. «Чтение мыслей — это не всегда то, как эмпатия работает в повседневной жизни. Это больше об активной попытке оценить чью-то точку зрения», — сказала она. Если вы находитесь в ситуации и боретесь с эмпатией, это не обязательно означает, что вам все равно — ваши трудности могут быть связаны с тем, что вы не понимаете точку зрения этого человека. Задавать вопросы и проявлять любопытство — один из способов изменить это.

Хотя исследование Мэйн сосредоточено на отношениях между родителями и детьми, она говорит, что этот подход применим и к другим аспектам отношений; например, интерес к тому, почему ваш супруг не моет посуду, может помочь вам понять влияющие факторы и, как следствие, предотвратить конфликт и способствовать сочувствию.

Main предлагает задавать открытые вопросы человеку, к которому вы хотите проявить сочувствие, а невербальные сигналы, такие как кивание, когда кто-то говорит, могут побудить этого человека рассказать больше. Некоторые вопросы, например те, на которые вы уже должны знать ответ, могут иметь противоположный эффект, как и личные вопросы, когда ваш социальный партнер не хочет делиться.

Важно проявить интерес. «Такое поведение действительно способствует раскрытию информации и открытому обсуждению», — сказал Мэйн. «И в долгосрочной перспективе выражение интереса к другому человеку может способствовать эмпатии в отношениях» ( Социальное развитие , Том 28, № 3, 2019).

Поймите свои блоки

Исследования показывают, что у всех есть блоки эмпатии или области, в которых трудно проявлять эмпатию. Чтобы бороться с этими препятствиями на пути к просоциальному поведению, Шуман предлагает замечать свои модели поведения и сосредотачиваться на областях, в которых вам трудно общаться с людьми и относиться к их опыту.

Если вам, например, трудно находиться рядом с негативными людьми, столкнитесь с этой трудностью и проведите с ними время. Попробуйте вспомнить время, когда у вас был негативный взгляд на что-то, и понаблюдайте, как они соотносятся. И пока вы слушаете, не перебивайте и не формулируйте опровержения или ответы.

«Человек будет чувствовать себя гораздо более уверенным и услышанным, когда у него действительно будет возможность высказать свое мнение, и в большинстве случаев люди ответят ему взаимностью», — сказал Шуман. «Вы можете по-прежнему категорически не соглашаться, но у вас будет более четкое представление о том, почему у них такая точка зрения».

Догадывайся о себе

Большая часть эмпатии сводится к готовности учиться, а любое обучение включает в себя проверку своих предположений и автоматических реакций как на глобальные проблемы, такие как расизм, так и на повседневные взаимодействия. По словам Рамбла, важно помнить о «что, если» в разочаровывающих ситуациях, прежде чем переходить к поспешным суждениям. Например, если пациент постоянно опаздывает на приемы, не думайте, что он не воспринимает терапию всерьез — что-то еще, например, стресс или ненадежная транспортировка, могут мешать его своевременности.

И если вы обнаружите, что делаете негативное предположение, притормози и признай, что можешь ошибаться. «Как ученые, мы все время сомневаемся в своих предположениях, ища альтернативные объяснения», — сказал Ходжес. «Мы должны сделать это и как люди».

Пределы эмпатии | BPS

Моментальные снимки ужасающих последствий террористических атак, беженцев, покидающих свои разрушенные войной дома, и семей, оплакивающих жертву жестокости полиции, могут быть душераздирающими. Многие люди считают эту способность понимать и чувствовать то, что чувствуют другие, или эмпатию, основным источником морали и связующим звеном, скрепляющим общество. Президент Барак Обама назвал эмпатию «сердцем моего морального кодекса» и предположил, что дефицит эмпатии лежит в основе многих проблем нашего общества.

Сочувствие — ключевой компонент наших отношений, и во многих ситуациях оно побуждает людей помогать нуждающимся. Тем не менее, это не всегда так. Недавние психологические исследования показывают, что эмпатия — это не совсем то социальное лекарство, которым мы часто верим. Хотя это может способствовать сотрудничеству и мотивировать просоциальное поведение, в некоторых случаях эмпатия может фактически углубить разногласия в группах и вызвать агрессию против других.

Сила добра?
Большинство людей считают эмпатию хорошей вещью. Мысль об отсутствии эмпатии вызывает в воображении образ хладнокровного убийцы или безжалостного мошенника, не обращающего внимания на чужие эмоции или благополучие. И действительно, длинный ряд исследований показал, что эмпатия может вызывать просоциальное поведение. Некоторые из самых ранних экспериментов были проведены в 90-х годах социальным психологом К. Дэниелом Бэтсоном, одним из лидеров исследований эмпатии, и его коллегами. В одном исследовании участников попросили представить, что чувствует человек из стигматизированной группы, например, больной СПИДом, бездомный и даже осужденный убийца, обнаружив, что эта экспериментальная манипуляция может улучшить отношение к таким людям. Другие группы также показали, что чувство эмпатии может помочь уменьшить желание причинить вред другим и улучшить межгрупповые отношения.

«Значительные данные подтверждают идею о том, что эмпатическая забота мотивирует на помощь, направленную на уменьшение потребности, вызывающей эмпатию», — говорит Бэтсон. На самом деле, отмечает он, многие романы были написаны с целью вызвать беспокойство у членов чужой группы, поставив читателя на их место. «Часто то, что [писатели] пытаются сделать, — это создать эту заботу, эту оценку благополучия другого, чтобы вызвать беспокойство», — говорит Бэтсон. «Читатель знает, что это вымышленный персонаж, но затем эти чувства можно обобщить [на других]» 9.0005

Одним из примечательных примеров, на который он указывает, является «Хижина дяди Тома», широко читаемый аболиционистский роман Гарриет Бичер-Стоу, опубликованный в 1852 году. изменить государственную политику больше, чем что-либо другое, — сказал мне Бэтсон. Очень влиятельная книга Стоу помогла привлечь внимание к вреду рабства, и некоторые историки даже утверждали, что она послужила катализатором Гражданской войны, разразившейся менее десяти лет спустя.

Точно так же современные художники используют различные средства массовой информации для повышения осведомленности и заботы о группах людей, с которыми плохо обращаются. Например, популярное телешоу «Оранжевый — хит сезона» позволяет зрителям глубже погрузиться в жизнь заключенных-трансгендеров, гомосексуалистов и представителей меньшинств, проливая свет на реальные проблемы, с которыми сталкиваются эти группы в американской системе уголовного правосудия.

Хотя эмпатия может быть сильным мотиватором нравственно хорошего или альтруистического поведения, ее влияние может быть и в противоположном направлении. Идея о том, что эмпатия не всегда является силой добра, была недавно популяризирована психологом Полом Блумом из Йельского университета, широко обсуждаемыми статьями в популярных СМИ, таких как New Yorker и Boston Review, а также недавней книгой Against Empathy. Главный аргумент Блума заключается в том, что эмпатия, которую он определяет как «чувство того, что чувствуют другие люди», не является лучшим руководством для принятия моральных решений.

Блум не первая, кто так относится к эмпатии. Философ Джесси Принц выдвинул аналогичный аргумент в эссе 2011 года, где он утверждает, что эмпатия не нужна для моральных суждений. Еще до них известные мыслители, такие как Иммануил Кант, в более общем плане утверждали, что когда дело доходит до принятия моральных решений, рациональные соображения важнее эмоциональных реакций.

Последние данные подтверждают это мнение. В определенных условиях эмпатия не мотивирует просоциальное поведение, а способствует развитию враждебности и агрессии. В одном из исследований 2014 года психологи из Университета Буффало под руководством Аннеке Буффоне обнаружили, что когда участники чувствовали, что причиняют боль сопернику этого человека на контрольной по математике — относительно неопасная среда — даже если конкурент не представлял прямой угрозы. «Люди наказывают эмоционально, а не восстанавливают жертву», — сказала мне Мина Сикара, психолог, изучающая межгрупповую неврологию в Гарвардском университете.

Эмпатия заставляет нас делать хорошо или плохо? Некоторые исследования не предполагают ни того, ни другого. Один метаанализ исследований эмпатии и агрессии, проведенный психологом Дэвидом Вашоном из Миннесотского университета, показал, что практически нет связи между низким уровнем эмпатии и злонамеренностью при различных типах агрессии, включая словесные, физические и сексуальные нападения. «Оказывается, если я хочу знать, насколько велики ваши шансы помочь людям, пожертвовать на благотворительность или быть хорошим человеком, знание того, насколько вы эмпатичны, мало что мне скажет», — говорит Блум.

Даже истории, которые являются мощным средством вызвать сочувствие к угнетенным или плохо обращающимся группам, не всегда используются во благо. Это проявляется в политической риторике, когда такие политики, как Дональд Трамп, используют сочувствие для манипулирования. Трамп использует сильную эмоциональную реакцию, вызванную привлечением внимания к жертвам террористических атак в западных странах, чтобы побудить людей поддержать антииммиграционную политику и отвергнуть беженцев. «Дональд Трамп много говорит о людях, которые подвергаются нападениям со стороны нелегальных иммигрантов, изнасилованиям или убийствам, — говорит Блум. «Я хотел бы в какой-то степени, чтобы население стало более иммунизированным против такого рода эмоциональной привлекательности» 9.0005

Друзья и враги
Ограничения эмпатии становятся наиболее очевидными в контексте конфликтов и конкуренции. Эмпатия предвзята — мы с большей вероятностью будем сопереживать тем, кто принадлежит к схожим социальным, расовым и политическим кругам. Вызов сильной эмпатической реакции на зверства по отношению к своим группам является мощным инструментом для мобилизации людей на дело. «Сочувствие исторически использовалось как главный инструмент, чтобы подтолкнуть людей к войне», — говорит Блум.

В соревновательных ситуациях вместо того, чтобы чувствовать грусть или страдание при виде страдающего члена чужой группы, люди, как правило, испытывают удовольствие от чужой боли или злорадства и не чувствуют мотивации помочь им. Существуют даже отдельные нейронные цепи, которые определяют, как мы реагируем на страдания другой группы. Одно исследование 2010 года под руководством психолога Грита Хейна, который тогда работал в Цюрихском университете, показало, что отчетливые нейронные реакции в областях мозга, связанных с эмпатией, предсказывают, готовы ли футбольные фанаты терпеть боль, чтобы помочь болельщикам той же команды или болельщикам соперника. команда.

По словам Цикары, не только опасность низкой эмпатии по отношению к чужим группам, но и риск чрезмерной эмпатии к своим группам могут привести людей к крайним мерам, таким как жертвование собой и причинение вреда другим в процессе. «Это интересно, потому что предполагает нечто нелогичное, а именно то, что […], возможно, один из способов смягчить предвзятость между группами — заставить людей немного меньше реагировать на групповые страдания», — сказал мне Цикара.

Недавние исследования, проведенные Цикарой и ее коллегами, подтверждают идею о том, что межгрупповые конфликты можно смягчить, сократив разрыв между сочувствием к собственной группе и тем, с кем они находятся в конфликте. Например, они обнаружили, что переключение внимания людей с членства в группе с использованием кратких описаний лиц в обеих группах успешно уменьшало эту предвзятость.

Регулирование сочувствия, развитие сострадания  
Сочувствие — мощный инструмент, так как же мы можем использовать его силу во благо? Большинство из нас думают о эмпатии как об автоматической, неконтролируемой реакции на боль и страдания окружающих нас людей. Экспериментальные данные исследований младенцев и животных показывают, что эмпатия является врожденной: младенцы плачут, когда слышат плач другого ребенка, а крысы помогают освободить крысу, запертую в клетке, без обучения или обещания вознаграждения.

Однако недавние данные свидетельствуют о том, что мы можем регулировать уровень эмпатии, который мы испытываем. Джамиль Заки, социальный психолог из Стэнфордского университета, и его коллеги обнаружили, что, когда люди верят, что эмпатия находится под их контролем, они с большей вероятностью будут сопереживать даже в трудных ситуациях, например, отвечая кому-то с противоположными социологическими взглядами или слушая эмоциональные истории. кем-то из расовой аутгруппы. «Оказывается, просто вера в то, что эмпатия — это то, что вы можете изменить, заставляет людей прилагать больше усилий для эмпатии, особенно в тех случаях […], когда эмпатия, естественно, не может помочь людям поступать правильно», — сказал мне Заки.

По словам Заки, люди уже постоянно регулируют эмпатию. Врачи, по его словам, могут уменьшить свою эмпатию, чтобы не перегореть от слишком сильной боли своих пациентов. Как и в случае с другими эмоциями, способность настраивать наши эмпатические реакции в определенных ситуациях может помочь использовать их потенциальные преимущества. Регулирование эмоций может помочь улучшить политическое отношение к конфликтам — одна группа психологов обнаружила, что обучение израильтян регулированию эмоций повышает вероятность того, что они будут поддерживать примирительные, а не агрессивные стратегии в израильско-палестинской политике.

Подобным образом обучение контролю наших эмпатических реакций может помочь улучшить межгрупповые отношения. Если вы узнаете политика, использующего истории с эмоциональным манипулированием, возможно, вы захотите отключить свою эмпатию. С другой стороны, вы хотели бы использовать его в ситуациях, когда вы сталкиваетесь с людьми из разных групп или слоев общества.

С другой стороны, такие психологи, как Блум и Таня Сингер, невролог из Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка в Германии, придерживаются совершенно другой стратегии. Вместо того, чтобы работать с эмпатией, они считают, что культивирование сострадания — более дистанцированной формы заботы и заботы о благополучии других — является более эффективным решением.

Сингер и ее коллеги работали над методами обучения состраданию, опираясь на буддийскую практику посредничества любящей доброты, которая включает в себя тихую концентрацию на передаче чувств заботы от близких к незнакомцам и, в конечном итоге, ко всем живым существам. Исследования показывают, что сострадание, в отличие от эмпатии, не страдает от подобных ограничений. Он также активирует совершенно другую сеть областей мозга и повышает просоциальное поведение, улучшая эмоциональное самочувствие.

Обнаружение эмпатии в мозгу
Психологи определяют эмпатию множеством способов, и некоторые рассматривают сострадание как компонент эмпатии, а не отдельно от него. «Вы можете найти почти столько же определений эмпатии, сколько людей, пишущих об эмпатии», — говорит Цикара.

Эмпатия часто описывается как сочетание трех факторов: когнитивной эмпатии (думая о чужих эмоциях), эмоциональной эмпатии (разделения чужих эмоций) и мотивационной эмпатии (заботы о чужих эмоциях или сострадания). «Эмпатия — это не что-то одно, а скорее общий термин, описывающий различные способы, которыми люди реагируют на эмоции друг друга», — объясняет Заки.

Каждый из них, хотя и тесно связан, на самом деле является независимым психологическим и неврологическим процессом. В последние годы, когда исследователи начали исследовать мозг, чтобы лучше понять, как эмпатия работает на нейронном уровне, исследования начинают показывать, как эти три компонента могут быть разделены в мозге.

На самом базовом уровне нейробиологи обнаружили, что эмпатия стимулирует общие представления в мозгу — участники активируют одни и те же нейронные области в ответ на ощущение боли и наблюдение за болью других. Социальные нейробиологи, такие как Клаус Ламм из Венского университета, использовали различные методы нейровизуализации, такие как функциональная МРТ, для изучения основных мозговых механизмов эмпатии. Классическим подходом к изучению этого, по словам Ламма, является парадигма боли, когда исследователи помещают участников в МРТ-сканер и записывают их нейронную активность, когда они получают болевой шок или наблюдают, как другие получают болевой шок.

В недавних исследованиях Ламм и его коллеги обнаружили, что этими активациями можно искусственно манипулировать. Одно функциональное исследование МРТ показало, что прием обезболивающих плацебо снижает активацию в областях мозга, связанных с болью и эмпатией к боли. Кроме того, они обнаружили, что блокаторы опиоидов могут блокировать снижение плацебо как собственной реакции на боль, так и эмпатической реакции на чужое страдание.

Исследования также показали, что когнитивная эмпатия, эмоциональная эмпатия и сострадание активируют уникальные сети в мозге и что эта активация предсказывает различные поведенческие результаты. «Неврологические исследования в основном подтверждают то, что социальные психологи предлагали уже довольно давно», — сказал мне Ламм.

Сила добра и зла
Возможно, лучше всего рассматривать эмпатию как нечто отдельное от морали. Сам Бэтсон предложил это в статье 2009 года, где он написал: «Альтруизм, вызванный эмпатией, мы считаем, что лучше всего рассматривать его не как моральный и не аморальный, а как аморальный». Некоторые психологи считают, что человечеству лучше всего было бы процветать, если бы мы все вместе избегали всего этого и вместо этого полагались на рациональное, обоснованное мышление. Другие видят более тонкий баланс — и то, и другое необходимо, чтобы сделать мир лучше. «По словам Пола, если вы хотите добиться честности или справедливости в обществе, альтруизм, вызванный сопереживанием, не обязательно лучший способ», — говорит Бэтсон. «Мое личное предубеждение состоит в том, что одни только аргументированные моральные размышления тоже не лучший путь. Изменения, о которых говорит Павел, требуют совместной работы».  

В общем, важно знать, когда сопереживать и оценивать мотивы людей, которые пытаются расшевелить наши эмоции критическим светом. Умение приглушать нашу реакцию на истории, рассказываемые некоторыми политиками, может в конечном итоге помочь сделать наш мир лучше.

Вставка: Переосмысление расстройств эмпатии

Общество часто считает людей с аутизмом и синдромом Аспергера антисоциальными, бесчувственными и лишенными эмпатии. Научные данные, однако, показывают, что, хотя у людей с аутизмом могут быть трудности с когнитивной эмпатией (понимание того, что чувствует другой человек), их эмоциональная эмпатия (способность чувствовать то, что чувствует другой) не нарушена.

Растущее количество исследований предполагает, что снижение способности к эмпатии у некоторых людей с аутизмом на самом деле связано с алекситимией, отдельным состоянием, которое ухудшает обработку эмоций. Алекситимия присутствует примерно у 10% населения в целом и примерно у половины людей с аутизмом.

Одно исследование, проведенное в 2011 году, например, под руководством психолога Джеффри Берда из Королевского колледжа в Лондоне, показало, что избегание взгляда — склонность тратить меньше времени на сканирование частей лица, выражающих эмоции, таких как рот и глаза, — является особенностью алекситимия, а не аутизм.

В другом недавнем исследовании группа нейробиологов из Италии и Австрии обнаружила, что участники с аутизмом демонстрировали такие же эмпатические реакции на моральные дилеммы, как и люди без этого заболевания. На самом деле, люди с аутизмом проявляли более сильный эмоциональный стресс, когда сталкивались с утилитарной дилеммой (пожертвовать одним ради спасения многих), и с меньшей вероятностью одобряли варианты, которые наносили непосредственный вред другому человеку.

 

Людей с психопатией также часто называют черствыми и лишенными сочувствия. Популярные изображения психопатов включают серийных убийц, таких как Тед Банди или вымышленный Ганнибал Лектор.

В последние годы психологи начали исследовать вопрос о том, не обладают ли люди с психопатией способностью полностью понимать и чувствовать то, что чувствуют другие, или они просто менее склонны делать это в определенных ситуациях. Факты свидетельствуют о последнем: недавние исследования нейровизуализации показывают, что, хотя люди с более высоким уровнем психопатии менее обеспокоены эмоциональными стимулами, когда они побуждаются обращать внимание на эмоциональные сигналы, различия между психопатами и непсихопатами в значительной степени исчезают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *