«Искусство любить» — 65 лет книге Эриха Фромма
«Действительно ли любовь – искусство? Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение?»
Э. Фромм
Немецкий социолог и философ Эрих Зелигманн Фромм (1900-1980) – автор популярных работ по психологии. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, он стремился разрешить основные противоречия человеческого существования.
Пути выхода из кризиса современной цивилизации Фромм видел в создании здорового общества, основанного на принципах и ценностях гуманистической этики.
Переосмысление и творческое развитие теории З. Фрейда поставило Фромма во главе одного из направлений современной науки – неофрейдизма.
Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы формирования личности и тем самым уравновесить эти два первостепенных начала.
Основная тема произведений Э. Фромма – это раскрытие человеческой сущности как реализации продуктивного начала. Известны его работы: «Бегство от свободы», «Искусство быть», «Анатомия человеческой деструктивности», «Человек для себя», «Теория Фрейда», «Иметь» или «быть» и др.
Среди его произведений особенно выделяется книга «Искусство любить». Это настоящее исследование природы любви, учебник любви. Впервые книга вышла в 1956 году и с тех пор ежегодно переиздается. Сегодня книга «Искусство любить» изучается в педагогических вузах, она входит в образовательный стандарт таких дисциплин, как психология, педагогика, современные проблемы науки и образования.
По мнению Э. Фромма любви, как и всякому искусству, непременно нужно учиться. Ведь любовь – не просто приятное чувство от просмотра романтического фильма или чтения романа. Большинство людей хотят быть любимыми, но готовы ли они любить в ответ?
Другое заблуждение состоит в том, что люди думают, что любить просто, если есть подходящий объект для любви. Для современной культуры потребления стало характерным отношение к любви как к процессу взаимовыгодной сделки. Любовь стала человеческим товаром, она зависит от привлекательности человека, успешности, перспективности.
Зачастую люди путают и чувство влюбленности с перманентным состоянием любви. После непродолжительного времени, когда острота первых эмоций спадает, пара может быстро начать испытывать раздражение и разочарование друг от друга.
Любить нелегко, этому нужно учиться, чтобы сохранить отношения и семью. Ведь не существует другой такой деятельности, которая начиналась бы с самых больших надежд и не терпела бы крах с такой неизменностью, как любовь.
Любовь является ответом на саму проблему человеческого существования. Мы живем на свете только потому, что существует любовь.
Человек – часть природы, он вышел из животного царства, сохранив часть инстинктов. Любовь является ответом на проблему существования, она решает парадокс жизни: два существа становятся одним, оставаясь при этом двумя, и они же могут породить третьего – дать новую жизнь, свое продолжение.
Любовь является активной силой в жизни людей, она спасает нас от одиночества и изоляции. В виде активности любовь выражается в процессе «давания», хотя многие считают, что любить – это брать. Что значит давать? Давать – не значит становиться беднее или терять что-то.
Также давать – не значит просто жертвовать. Это процесс щедрости, процесс, при котором человек может почувствовать себя всемогущим, ведь он может что-то дать другим. Сила любви в том, что она рождает другую любовь в ответ. Реализация этой силы возможна только в том случае, когда человек перешел от уровня нарциссизма – любви к себе, к более зрелой любви, которая не боится отдать себя.
Согласно учению Фромма, существует набор элементов, общий для всех форм любви: забота, ответственность, уважение и знание. Забота ярко представлена любовью матери к ребенку. Мама активно заинтересована в жизни и развитии своего малыша.
Благодаря заботе и заинтересованности образуется следующая форма любви – ответственность. Ее можно понимать, как готовность отвечать, нести ответственность за удовлетворение нужд и потребностей любимого существа. Также в ответственности есть такая грань, как уважение. Уважать другого, значит позволить ему расти, развиваться таким, каков он есть. Но уважение не возникает на пустом месте. Только зная человека, мы можем его уважать.
При рождении новый человек испытывает потребности в тепле, сне, еде. Он воспринимает мать как продолжение себя, и в то же время как источник для удовлетворения его потребностей. Но любит младенец пока только себя, потому что детская любовь эгоистична, тем более любовь новорожденного. С возрастом ребенок учится воспринимать вещи такими, как они есть.
Он начинает чувствовать и понимать, что близкие люди заботятся о нем, и учится любить в ответ. При этом есть большая разница в любви материнской и отцовской. Материнская любовь безусловна – мама любит малыша просто за то, что он есть на свете. Отцовскую любовь еще нужно заслужить, это тип обусловленной любви. Ее можно получить, если ребенок соответствует ожиданиям родителя, слушается его.
Если в первые годы жизни очень важна для ребенка материнская любовь, то постепенно, по мере взросления, ребенок поворачивается к отцовской любви, потому что отец учит ребенка, как правильно узнать дорогу в мир, учит его правилам, по которым нужно действовать в жизни. И если функция матери – обеспечить ребенку безопасность, то функция отца – научить его справляться с проблемами.
В зрелом возрасте каждый человек носит в себе две любви – происходит синтез материнской и отцовской любви, который обеспечивает человеку духовное здоровье и зрелость.
Каждый человек является продуктом какой-то определенной культуры и общества, в котором он вырос. В современном западном обществе произошел распад любви, так как социальная структура общества не способствует развитию духа любви.
Наоборот, возникло большое количество форм псевдолюбви. Особенно это стало заметным в начале XX века после Первой мировой войны. Тогда возникло мнение, что основой семейной жизни является сексуальное удовлетворение супругов. Не принималась в расчет истина о том, что если люди любят друг друга, то они будут счастливы во всех аспектах семейной жизни.
Но есть и невротическая любовь, опасная для индивидуума и окружающих. Примером невротической любви может являться недостаток любви со стороны отца или матери. Причиной неврозов может стать излишне властный родитель, слабый или безразличный.
Тогда человек не способен быть хозяином своей жизни, он склонен подвергаться различным влияниям, потому что нуждается в той заботе, которую не получил от родителей. Если в семье родители не любят друг друга, но живут вместе из-за детей, то дети могут чувствовать соответствующую атмосферу в семье, даже если родители сдержанны.
Дети могут уйти в свой собственный мир и там переживать те эмоции, которых были лишены в семье. «Сентиментальную любовь» также можно отнести к невротической любви. Многие люди в поисках сильных чувств увлекаются любовными историями, песнями, фильмами.
В реальной жизни они слишком холодны и не могут раскрыть свои чувства. Абстракция любви во времени показывает, что люди всегда идеализируют прошлое, приукрашивают его. Так, пара может вспоминать вместе прожитое прошлое как время, полное любви, хотя оно и не являлось таковым на самом деле.
Один из самых ярких и точных примеров невротической любви отражается во взаимной проекции. Каждый из пары начинает искать в другом человеке те недостатки, которые есть в нем самом. При этом пытается не только изобличить их, но исправить или даже наказать. На самом же деле так люди пытаются уйти от собственных проблем.
Для того чтобы научиться практике любви, важно знать требования, которые любовь предъявляет человеку. Любая практика требует дисциплины. Нужно постепенно приучать себя к ней. Любовь требует также сосредоточенности.
Быть сосредоточенным, значит стараться всегда жить в настоящем, ценить каждую минуту жизни. Без терпения невозможно добиться чего-либо в жизни. Любовь не является продуктом экономики, который можно получить быстро или за деньги.
Любовь требует времени и терпения. Наконец, в объекте любви необходимо быть заинтересованным. Примером может быть любовь родителей к ребенку. Воспитывая ребенка, родители заинтересованы в том, чтобы он вырос хорошим и вкладывают в него то, что желательно для развития его возможностей.
В образовательной практике большую роль играет учитель, педагог. Э. Фромм не зря говорит о высокой роли гуру – духовного наставника в Индии и учителя в Китае. Можно отметить, что и в России учитель тоже больше чем учитель.
По крайней мере, общество до сих пор видит в нем образец поведения и воспитания. Высокие человеческие установки учителя дают ему возможность помочь ребенку справиться с проблемами в школе и дома. Многие взрослые на протяжении всей жизни вспоминают одного особенного учителя, который дарил внимание, заботу, теплоту, когда ученик нуждался в добром и мудром взрослом.
Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна
Что я понял, прочитав 3 книги Эриха Фромма | by Артем Тарабрин
Иллюстрация принадлежит — vestnikburi. comНедавно я прочитал 3 книги товарища Эриха Фромма: “Иметь или быть”, “Искусство любить” и “Искусство быть”. Постараюсь кратко и доступно изложить главные мысли, которые посетили мою голову при прочтении.
Почему мир такой?
Все дело в том, что мы живем в эпоху капитализма и общества потребления, где всем и каждому с самого рождения насаждаются определенные концепты поведения . “Быстрее, выше, сильнее” в данном случае работает, как бесконечная гонка змеи за своим хвостом. И, как мне кажется, каждый из нас когда-нибудь догонит и укусит свой хвост.
Каждый день мы бежим на работу, откуда поскорее бежим домой, чтобы потреблять медиа-контент и забывать о прожитом дне. Мы носим “умные часы”, чтобы не пропускать ни одного уведомления, ни одного пука в социальных сетях, а на работе заряжаем смартфон, чтобы не разрядился по дороге домой.
Вместо “быть” люди выбирают “иметь”. Иметь красивую жизнь, как с обложки журнала, иметь дом, машину, детей, любовь, красивую любовницу и собственный бизнес. Меня самого пожирает эта “мельница успеха”, которая перемалывает человеческие судьбы в пепел.
Люди уже счастливы от факта того, что им удалось “убить время”, которое они постоянно экономят. “У меня нет времени читать такую большую и заумную статью, но есть время 30 минут листать фидленту”.
Формула современного человека: “Я есть то, чем я обладаю”.
Так, человеку становится страшно потерять автомобиль/смартфон, ведь это части его собственного “Я”.
Главной целью любого индивида в новом обществе потребления является удовольствие, совсем как по Хаксли. То, что не приводит к удовольствию — отбраковывается.
Как перестать иметь и начать быть?
Для понимания этого, нужно понять концепт модуса бытия и обладания Это не черное и белое, а куча оттенков серого. Нельзя только “обладать”, как и нельзя только “быть”.
В разное время человек может ориентироваться как на “обладать”, так и на “быть”.
Сейчас приведу простые примеры. На лекции студенты с ориентацией на обладание, жадно конспектируют каждое слово лектора, чтобы потом его выплюнуть на зачете и забыть материал, выйдя из вуза. Студенты с ориентацией модуса на бытие воспринимают материал лекции сквозь себя. Они бурно реагируют на него, в их голове рождаются вопросы. Они могут иметь собственное мнение по этому материалу. Конечно, это все при условиях адекватного лектора, что далеко не часто встречается.
В любви человек с модусом обладание хочет овладеть партнером. Он ревнует его, он контролирует его жизнь и эмоции, он манипулирует им. Такой брак выполняет две функции. Партнерство, в виде совместной оплаты ипотеки и сексуальное удовлетворение. Человек с модусом бытия дополняет свою пару, а не имеет её. Он стимулирует рост и развитие личности и получает это же обратно.
Говоря о чтении, легче привести цитату самого Фромма:
Чтение бездарного, дешевого романа напоминает сон наяву. Такое чтение не вызывает продуктивной реакции; текст просто проглатывается, как проглатывается телевизионное шоу и хрустящий картофель, который мы жуем, бессмысленно уставившись в телевизор. Если же мы возьмем, к примеру, роман Бальзака, то его чтение может быть продуктивным и вызывать внутреннее сопереживание, если оно происходит в модусе бытия. Между тем даже такие книги в наше время люди часто читают по принципу потребления (то есть в модусе обладания). Как только любопытство читателя-потребителя возбуждено, его охватывает желание узнать фабулу романа: останется ли в живых герой или умрет, соблазнит ли он героиню или ей удастся устоять, он хочет знать ответы на все вопросы. Сам роман в этом случае играет лишь роль прелюдии, «счастливый» или «несчастный» финал — это кульминационный момент переживаний читателя. Узнав конец, он ощущает радость обладания всей историей, которая становится для него почти столь же реальной, как если бы она жила в его собственной голове. Однако от такого чтения его знания не стали шире: действующие лица романа остались далеки, их мотивы непонятны, и потому читателю не удалось глубже проникнуть в суть человеческой природы или лучше узнать себя.
Активная или пассивная жизнь?
Современное общество не видит различий между “активностью” и “занятостью”. А штука ведь очень важная. Часто совершенно пассивного человека называют активным и наоборот. Важно понимать различие, человек может быть активным по внешним обстоятельствам и только лишь подчиняется воле чего-то другого. В то время, как он сам хочет, чтобы от него все отстали.
Представьте себе человека, который год провел в затворничестве собственной квартиры. Он не выходил строить карьеру, не пытался построить интернет-бизнес и всякое такое. Такой человек активный или пассивный? На самом деле информации слишком мало, чтобы судить. Да и судить вообще не классно. Но именно такого человека чаще назовут пассивным, чем активным. Но ещё Аристотель на пару с Фомой Аквинским говорили, что созерцание и размышление есть именно активная форма бытия. В то время, как другой человек бежит делать проекты, работать, потреблять и которые по сути является узником собственных желаний и именно такого человека ошибочно называют активным.
Когда я ем, я ем. Когда я сплю, я сплю.
Человек, который жаждет овладеть искусством быть должен набраться терпения. Как и всякое искусство, наше требует активной деятельности, дисциплины и работы над собой.
Прежде всего, человек должен научиться любить себя, но не в эгоистичном плане. Наоборот, преодолеть нарциссизм. Замечали ли вы, что вам тяжко находиться даже 15 минут наедине с собой в комнате не делая ничего? Вы обязательно начнете убирать вещи, готовить, залипать в смартфон или думать о занятиях на вечер. Научитесь любить компанию из самого себя, медитировать и рефлексировать.
Ещё труднее в наше время держать фокус внимания. Внимание отжирает буквально всё. Каждое приложение, сайт, email, сообщение от друга в соц. сетях, размывает наш фокус. То, что вы в этот момент делаете, и только это, должно быть для вас важно, вы должны отдаться этому целиком. Сосредоточиться — значит жить целиком и полностью в настоящем, здесь и сейчас, и, делая что-нибудь, не думать о том, что будешь делать после.
Кратко говоря, я суммирую идеи Фромма в одну емкую в фразу: люби себя, люби мир и люби то, чем занимаешься и не занимайся хуйней.
Иметь или быть. Большой и вкусный конспект Фромма.
Иметь или быть. Фромм <дисклеймер> Я как обычно конспектирую всякие книги.
medium.com
Я Артем. Маленькие и вкусные мысли я пишу в Телеграм. Подписывайтесь и не пропустите анонс какой-нибудь фигни.
63 Поучительные цитаты Эриха Фромма, которые изменят ваше представление о себе и мире
ОТ SOFO ARCHON Fromm, которые достаточно сильны, чтобы изменить то, как вы видите себя и мир.
«Я хочу, чтобы любимый человек рос и развивался ради себя и по-своему, а не с целью служить мне».
«Главная задача человека в жизни — родить самого себя, стать тем, чем он потенциально является. Самым важным продуктом его усилий является его собственная личность».
«Умирать мучительно горько, но мысль о том, что придется умереть, не прожив, невыносима».
«Забота и ответственность являются составными элементами любви, но без уважения и знания любимого человека любовь вырождается в доминирование и собственничество».
«Роботы не бунтуют».
«Поиск уверенности блокирует поиск смысла. Неопределенность — это то самое условие, которое побуждает человека раскрывать свои силы».
«Человека можно определить как животное, которое может сказать «я», которое может осознавать себя как отдельную сущность».
«Эгоистичные люди не способны любить других, но они также не способны любить себя».
«Любовь часто представляет собой не что иное, как выгодный обмен между двумя людьми, которые получают максимум того, на что могут рассчитывать, учитывая их ценность на рынке личностей».
«Как любовь к одному человеку, исключающая любовь к другим, не есть любовь, так и любовь к своей стране, не являющаяся частью любви к человечеству, есть не любовь, а идолопоклонство».
«Если я то, что у меня есть, и если я потеряю то, что у меня есть, то кто я?»
«Садист так же зависит от покорного, как последний от первого; ни один не может жить без другого».
«В любви случается парадокс: два существа становятся одним и все же остаются двумя».
«Мы потребляем, как и производим, без какой-либо конкретной связи с объектами, с которыми имеем дело; Мы живем в мире вещей, и наша единственная связь с ними заключается в том, что мы знаем, как манипулировать ими или потреблять их».
«Уважение — это не страх и трепет; оно обозначает, в соответствии с корнем слова ( respicere = смотреть на), способность видеть человека таким, какой он есть, осознавать его индивидуальность и неповторимость».
«В девятнадцатом веке проблема заключалась в том, что Бог мертв ; в двадцатом веке проблема в том, что человек мертвы ».
«Человек — единственное животное, для которого его собственное существование — проблема, которую он должен решить и от которой он не может убежать».
«То, что большинство людей в нашей культуре подразумевают под привлекательностью, по сути является смесью популярности и сексуальной привлекательности».
«Нельзя глубоко реагировать на мир, не будучи очень часто опечален».
«Если человек любит только одного другого человека и безразличен ко всем остальным, его любовь не любовь, а симбиотическая привязанность, или увеличенный эгоизм».
«Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен». Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я люблю тебя».
«Большинство людей умирают, не успев родиться. Творчество означает родиться до того, как умрешь».
«Общество должно быть устроено так, чтобы общественная, любящая природа человека не отделялась от его общественного бытия, а становилась с ним единым целым. Если верно, как я пытался показать, что любовь является единственным разумным и удовлетворительным ответом на проблему человеческого существования, то любое общество, которое относительно исключает развитие любви, должно в конце концов погибнуть само по себе. противоречие с основными потребностями человеческой природы».
«В природе существует одна и та же полярность мужского и женского начал; не только, как это очевидно у животных и растений, но и в полярности двух фундаментальных функций — получения и проникновения. Это полярность земли и дождя, реки и океана, ночи и дня, тьмы и света, материи и духа».
«Экзистенциальный раскол в человеке был бы невыносим, если бы он не установил чувство единства внутри себя и с природным и человеческим миром вовне».
«Творчество требует мужества, чтобы отказаться от уверенности».
«Опасность прошлого заключалась в том, что люди становились рабами. Опасность будущего заключается в том, что люди могут стать роботами».
«Любовь — это прежде всего не отношение к конкретному человеку; это установка, назначение характера, определяющее отношение человека ко всему миру в целом, а не к одному объекту любви».
«Только тот, кто верит в себя, способен быть верным другим».
«Я считаю, что человек является продуктом естественной эволюции, который рождается из конфликта узника и отделения от природы, а также из потребности найти с ней единство и гармонию».
«Все люди нуждаются в помощи и зависят друг от друга. Человеческая солидарность является необходимым условием для раскрытия любой личности».
«Плодотворно любить одного человека — значит относиться к его человеческому стержню, к нему как к представителю человечества. Любовь к одному человеку, поскольку она отделена от любви к человеку, может относиться только к поверхностному и случайному; по необходимости он остается неглубоким».
«Люди рождаются равными, но они также рождаются разными».
«По-настоящему богаты только те, кто не хочет больше, чем имеет».
«Надеяться — значит быть готовым в любой момент к тому, что еще не родилось, и все же не впадать в отчаяние, если в нашей жизни не будет рождения».
«Больной человек оказывается дома со всеми другими такими же больными людьми. Вся культура направлена на такого рода патологию. В результате средний человек не испытывает обособленности и изоляции, которые ощущает полностью шизофреник. Он чувствует себя комфортно среди тех, кто страдает от такой же деформации; на самом деле именно полностью нормальный человек чувствует себя изолированным в безумном обществе — и он может так сильно страдать от неспособности к общению, что именно он может стать психотиком. В контексте этого исследования ключевой вопрос заключается в том, поможет ли нам гипотеза о квазиаутистическом или слабовыраженном шизофреническом расстройстве объяснить некоторые случаи насилия, распространяющиеся сегодня».
«Успешный революционер — государственный деятель, неудачник — преступник».
«И сны, и мифы — важные сообщения от нас самих к самим себе. Если мы не понимаем языка, на котором они написаны, мы упускаем многое из того, что знаем и говорим себе в те часы, когда не заняты манипулированием внешним миром».
«Любовь есть действие, практика человеческой силы, которая может осуществляться только на свободе и никогда по принуждению».
«Революционный и критический мыслитель в определенном смысле всегда находится вне своего общества, хотя, конечно, он в то же время и в нем».
«То, что миллионы людей страдают одними и теми же формами психической патологии, не делает этих людей здравомыслящими».
«Невроз лучше всего понимать как борьбу между склонностями внутри индивидуума; глубокий анализ характера приводит, в случае успеха, к прогрессивному решению».
«Я считаю, что никто не может «спасти» своего ближнего, сделав выбор за него. Чтобы помочь ему, он может указать возможные альтернативы с искренностью и любовью, без сентиментальности и без иллюзий. Знание и осознание освобождающих альтернатив может пробудить в человеке все его скрытые энергии и поставить его на путь выбора уважения к «жизни», а не к «смерти».0005
«Как любовь есть ориентация, относящаяся ко всем объектам и несовместимая с ограничением одним объектом, так и разум есть человеческая способность, которая должна охватывать весь мир, с которым сталкивается человек».
«Есть только один смысл жизни: сам акт жизни».
«Разум проистекает из смешения рациональной мысли и чувства. Если две функции разорваны, мышление вырождается в шизоидную интеллектуальную деятельность, а чувство вырождается в невротические жизнеразрушающие страсти».
«Кто скажет, не стоит ли одно счастливое мгновение любви или радость дыхания или прогулки ясным утром и вдыхания свежего воздуха всех страданий и усилий, которые сопряжены с жизнью».
«По мере того, как мы поднимаемся по социальной лестнице, злоба носит более толстую маску».
«Я считаю, что любовь — это главный ключ, открывающий двери к «росту» человека. Любовь и союз с кем-то или чем-то вне себя, союз, который позволяет поставить себя в отношения с другими, почувствовать себя единым с другими, не ограничивая чувство целостности и независимости».
«Зрелый ответ на проблему существования — это любовь».
«Современный человек, если бы он осмелился сформулировать свое представление о рае, описал бы видение, которое выглядело бы как самый большой универмаг в мире, демонстрирующий новые вещи и гаджеты, и сам имеющий много денег, на которые можно купить их. Он будет бродить с открытым ртом в этом раю приспособлений и товаров, при условии, что будет все больше и больше новых вещей, которые можно купить, и, возможно, его соседи будут чуть менее привилегированными, чем он».
«Любить — значит безоговорочно брать на себя обязательства, полностью отдавать себя в надежде, что наша любовь вызовет любовь в любимом человеке. Любовь — это акт веры, а у кого мало веры, у того мало любви».
«В жизни нет смысла, кроме того смысла, который человек придает своей жизни, раскрывая свои силы».
«Богат не тот, кто много имеет, а тот, кто много дает».
«Образование создает машины, которые действуют как люди, и производит людей, которые действуют как машины».
«Пока кто-то верит, что его идеал и цель находятся вне его, что он выше облаков, в прошлом или в будущем, он будет выходить за пределы самого себя и искать наполнения там, где его нельзя найти. Он будет искать решения и ответы везде, кроме того, где их можно найти — в себе самом».
«В эротической любви два человека, которые были отдельными, становятся одним целым. В материнской любви два человека, которые были одним целым, становятся отдельными. Мать должна не только терпеть, она должна желать и поддерживать разлучение ребенка».
«Разрушительность — результат непрожитых жизней».
Цитаты Эриха Фромма — BrainyQuote
Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен». Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я люблю тебя».
Эрих Фромм
Жадность — это бездонная яма, которая изнуряет человека в бесконечных усилиях удовлетворить потребность, никогда не достигая удовлетворения.
Эрих Фромм
Творчество требует мужества, чтобы отказаться от уверенности.
Эрих Фромм
Любовь — единственный разумный и удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования.
Эрих Фромм
Если я то, что у меня есть, и если я потеряю то, что у меня есть, то кто я?
Эрих Фромм
Опасность прошлого заключалась в том, что люди становились рабами. Опасность будущего заключается в том, что люди могут стать роботами.
Эрих Фромм
Главная задача человека в жизни — родить самого себя, стать тем, чем он потенциально является. Самым важным продуктом его усилий является его собственная личность.
Эрих Фромм
Человек — единственное животное, для которого его собственное существование — проблема, которую он должен решить.
Эрих Фромм
Стремление к уверенности блокирует поиск смысла. Неопределенность — это то самое условие, которое побуждает человека раскрывать свои силы.
Эрих Фромм
Есть только один смысл жизни: сам акт жизни.
Эрих Фромм
В любви возникает парадокс: два существа становятся одним и все же остаются двумя.
Эрих Фромм
В жизни нет смысла, кроме того смысла, который человек придает своей жизни, раскрывая свои силы.
Эрих Фромм
Материнская любовь — это мир. Его не нужно приобретать, его не нужно заслуживать.
Эрих Фромм
Отношения матери и ребенка парадоксальны и в некотором смысле трагичны. Это требует самой сильной любви со стороны матери, но именно эта любовь должна помочь ребенку вырасти от матери и стать полностью независимым.
Эрих Фромм
Кто скажет, не стоит ли одно счастливое мгновение любви, или радость дыхания, или прогулка ясным утром, и вдыхание свежего воздуха, всех страданий и усилий, которые сопряжены с жизнью.
Эрих Фромм
Задача, которую мы должны поставить перед собой, состоит не в том, чтобы чувствовать себя в безопасности, а в том, чтобы уметь терпеть незащищенность.
Эрих Фромм
Мы живем в мире вещей, и наша единственная связь с ними заключается в том, что мы знаем, как манипулировать ими или потреблять их.
Эрих Фромм
Эгоистичные люди не способны любить других, но они также не способны любить себя.
Эрих Фромм
Обыкновенный человек с необычайной силой — главная опасность для человечества, а не изверг или садист.
Эрих Фромм
Только тот, кто верит в себя, способен быть верным другим.
Эрих Фромм
Почему общество должно чувствовать ответственность только за образование детей, а не за образование всех взрослых всех возрастов?
Эрих Фромм
Любовь есть союз с кем-то или чем-то вне себя, при условии сохранения обособленности и целостности самого себя.
Эрих Фромм
Пожалуй, нет такого явления, которое содержало бы в себе столько разрушительного чувства, как нравственное негодование, позволяющее разыгрывать зависть или ненависть под маской добродетели.
Эрих Фромм
И сны, и мифы являются важными сообщениями от нас самих к самим себе. Если мы не понимаем языка, на котором они написаны, мы упускаем многое из того, что знаем и говорим себе в те часы, когда не заняты манипулированием внешним миром.
Эрих Фромм
Нельзя быть глубоко отзывчивым к миру, не будучи очень часто опечален.
Эрих Фромм
Мы все мечтаем; мы не понимаем своих снов, но ведем себя так, как будто в нашем сознании во сне не происходит ничего странного, странного, по крайней мере, по сравнению с логическими, целенаправленными действиями нашего разума, когда мы бодрствуем.
Эрих Фромм
Человек всегда умирает до того, как полностью родится.
Эрих Фромм
Как самые прекрасные, так и самые безобразные склонности человека не являются частью фиксированной, биологически данной человеческой природы, а являются результатом социального процесса, создающего человека.
Эрих Фромм
Не может быть настоящей свободы без свободы потерпеть неудачу.
Эрих Фромм
Большинство людей умирают до того, как полностью родятся. Творчество означает родиться до того, как умрешь.
Эрих Фромм
По мере того, как мы поднимаемся по социальной лестнице, злоба носит более толстую маску.
Эрих Фромм
Надеяться — значит быть готовым в каждое мгновение к тому, что еще не родилось, и все же не впадать в отчаяние, если в нашей жизни не будет рождения.
Эрих Фромм
В девятнадцатом веке проблема заключалась в том, что Бог мертв. В двадцатом веке проблема в том, что человек мертв.
Эрих Фромм
Умереть мучительно горько, но мысль о том, что придется умереть, не прожив, невыносима.
Эрих Фромм
Не тот, кто много имеет, богат, а тот, кто много дает.
Эрих Фромм
Если человек любит только одного другого человека и безразличен ко всем остальным, его любовь не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм.
Эрих Фромм
По-настоящему богаты только те, кто не хочет большего, чем имеет.
Успешный революционер — государственный деятель, неудачник — преступник.
Эрих Фромм
То, что большинство людей в нашей культуре подразумевают под привлекательностью, по сути является смесью популярности и сексуальной привлекательности.
Эрих Фромм
Психическая задача, которую человек может и должен ставить перед собой, состоит не в том, чтобы чувствовать себя в безопасности, а в том, чтобы уметь терпеть незащищенность.
Эрих Фромм
Власть — это не качество, которое «имеет» один человек, в том смысле, что он обладает собственностью или физическими качествами. Власть относится к межличностным отношениям, в которых один человек смотрит на другого как на кого-то, кто выше его.
Эрих Фромм
Как любовь есть ориентация, относящаяся ко всем объектам и несовместимая с ограничением одним объектом, так и разум есть человеческая способность, которая должна охватывать весь мир, с которым сталкивается человек.