Кризис идентичности » Социология молодежи. Электронная энциклопедия
Кризис идентичности – критическое состояние индивида, связанное с осознанием им своего несоответствия желаемой идентичности. Рассмотрение проблемы кризиса идентичности в социологии молодежи во многом опирается на работы Э. Эриксона.
Процесс идентификации начинается с младенчества, но только в период юности развитие идентичности достигает точки, в которой возможно наступление кризиса идентичности а в дальнейшем люди могут испытывать такой кризис в любом возрасте при переходе от одного этапа становления личности к другому. В обществах с обязательными ритуалами перехода к взрослой жизни или жестко определенными ролями для подростков кризис идентичности менее выражен, чем в демократических обществах (Моутет, 2003: 334).
Наиболее распространен нормативный кризис идентичности. Его причины лежат в самом развитии индивида, усилении его потенциала и уязвимости старой формы идентичности (Эриксон, 1996: 25–28).
Преодоление кризиса идентичности связано с достижением баланса позитивной идентичности на разных уровнях идентификации с учетом возрастных и психологических особенностей индивида. Обретение желаемой идентичности является трудным делом. Во-первых, это требует значительных волевых усилий и времени на освоение необходимых ценностей, норм, ролей, образцов поведения, убеждений, а также преодоления трудностей личностного роста; во-вторых, принятие некоторых идентичностей является проблематичным для индивида. Например, ситуационная идентичность может вступать в противоречие с ценностями и нормами индивида; в-третьих, идентичность может быть не реальна для индивида, поэтому во избежание длительного и неразрешимого кризиса идентичности человеку лучше пересмотреть свои притязания.
Кризис идентичности может проявляться не только как норма развития личности. Он может стать отклонением в случае затягивания тяжелого переходного состояния или его неразрешимости. Такой кризис сопровождается неудовлетворенностью, опустошенностью, тревожностью индивида, а порой и личностным разломом, утратой смысла жизни.
В ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе, а также того, как связать роли и навыки, развитые и ценимые ранее, с профессиональными прототипами дня сегодняшнего. В поисках нового чувства тождественности и преемственности молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, и также реальных значимых других. Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций.
Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других. Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека (Ковалева А. И., Луков В. А., 1999; Ковалева, Богданова, 2012; Луков, 2012).
Лит.: Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Моутет, Д. (2003) Кризисы идентичности // Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. СПб. : Питер. С. 334–335; Эриксон, Э. (1996) Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Издат. группа «Прогресс». 342 с.
А. И. Ковалева
Идентичность. Юность и кризис. Эрик Эриксон.
Согласно Эриксону, человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов. Сам по себе этот подход неоригинален и не отличается от взглядов, господствующих в том числе и в отечественной психологии (Лев Семенович Выготский, Даниил Борисович Эльконин и др.). Более того, если вы подвергнете сравнению периодизацию возрастов по Эриксону, то вы с удивлением заметите, что она буквально совпадает с десятком подобных схем (по датировкам кризисных годов, например). Однако не стоит заблуждаться — перед нами абсолютно оригинальная исследовательская разработка.
Надо обратить внимание читателя на таблицу (см. гл. III), в которую Эриксон свел определенные им этапы жизни. Над таблицей он работал более 20 лет, публикуя ее при этом трижды, каждый раз внося существенные изменения. Итак, Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает (должен сделать!) выбор между двумя альтернативными фазами решения возрастных и ситуативных задач развития. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни в смысле ее успешности и неуспешности.
На первой стадии, которую он в верность своим фрейдистским основам называет орально-сенсорной (или инкорпоративной, вбирающей), младенец решает фундаментальный вопрос всей своей последующей жизни — доверяет он окружающему его миру или не доверяет. Естественно, решается этот вопрос о базовом доверии к миру не в дискурсивно-логическом плане, а в общении ребенка со взрослым и контакте со средой своего обитания через впитывание звуков, цветов, света, тепла и холода, пищи, улыбок и жестов и т.д. В полном согласии с идеями отечественной психологии (например, Майи Ивановны Лисиной и др.) и устоявшейся точкой зрения в других психологических теориях и направлениях Эриксон указывает на ключевую роль матери в положительном решении задачи возраста (формировании базового доверия к миру).
Прогрессирующая автономность младенца (прежде всего способность передвигаться — ползком, а позже — шагом, и развитие речи, манипулятивных способностей и пр.) позволяет ребенку перейти к решению второй жизненной задачи — обретению самостоятельности (альтернативный/негативный вариант — неуверенность в себе, стыдливость, непрерывные сомнения 18 мес. — 4 года). Если взрослые сверхтребовательны к ребенку или, напротив, спешат сделать за него то, что ему под силу сделать самому, то у него развиваются стыдливость и нерешительность. Когда ребенка ругают за запачканные штаны или разбитую чашку, то это также вклад в развитие чувства стыда и неуверенности в себе. В этом возрасте ребенок интериоризирует то, что удачно названо Эриксоном «глазами мира», т.е. то, что видят в нем люди.
Третья стадия 4 года — 6 лет называется Эриксоном локомоторно-генитальной, или эдиповой. Здесь решается альтернатива между инициативой и чувством вины. В этом возрасте расширяется пространство жизнедеятельности ребенка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать. Это возраст игры, антиципации ролей, овладения реальностью посредством экспериментирования и планирования. В пространстве ребенка появляется все больше людей. Уже не только отец и мать, но и другие взрослые являются предметом идентификации ребенком себя со взрослыми как основы становления новой ступени идентичности.
Четвертая стадия 6-11 лет связана с овладением ребенком различными умениями, в том числе и умением учиться. Ребенок активно овладевает символами культуры. Этот возраст — оптимальное время для учения — готовность к тяготам дисциплины, усвоению знаний, стремление делать все хорошо, заряженность на дух соревнования. Здесь формируется чувство умелости, компетентности, а при негативном протекании возраста — неполноценности. Овладевая основами знаний, дети начинают идентифицировать себя с представителями отдельных профессий, для них важным становится общественное одобрение их деятельности.
Пятая стадия 11-20 лет — ключевая для приобретения чувства идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации -«я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном — спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы. Здесь Эриксон вводит совершенно оригинальный термин — «психологический мораторий», — которым обозначает кризисный период между юностью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру. Согласно Эриксону, психический мораторий может, при определенных условиях, принимать затяжной характер и длиться годами, что особенно характерно для наиболее одаренных людей.
Шестая стадия 21-25 лет, по Эриксону, знаменует переход к решению уже собственно взрослых задач на базе сформировавшейся психосоциальной идентичности. Молодые люди вступают в дружеские отношения, в брак, появляются дети. Решается глобальный вопрос о принципиальном выборе между этим широким полем установления дружеских и семейных связей с перспективой воспитания нового поколения и изоляционизмом, свойственным людям со спутанной идентичностью и другими, еще более ранними ошибками в линии развития.
Седьмая стадия 25-50/60 лет, занимающая львиную долю человеческой жизни, связана с противоречием между способностью человека к развитию, которую он получает на основании благоприобретенного на предыдущих стадиях, и личностным застоем, медленным регрессом личности в процессе обыденной жизни. Наградой за овладение способностью к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности, неповторимости. Поднимаясь над уровнем идентичности, человек обретает редкостную способность быть самим собой.
Восьмая стадия свыше 60 лет завершает жизненный путь, и здесь, пожиная плоды прожитой жизни, человек либо обретает покой и уравновешенность как следствие целостности своей личности, либо оказывается обречен на безысходное отчаяние как итог путаной жизни.
Отдельного разговора заслуживает обсуждение Эриксоном проблемы, которую без натяжки можно считать абсолютно не разработанной в отечественной психологии, — темы связи индивидуального жизненного цикла с циклом поколений и вообще проблемы динамики поколений. Понятие идентичности помимо личной тождественности (неизменность в пространстве) подразумевает также и целостность (преемственность личности во времени), а следовательно, идентичность мыслится не только как персональная, но и как групповая (расовая, общественная, половая и т. д.).
Вообще, Эриксон замечательно разнолик. Один перечень «объектов», попавших в зону его внимания, впечатляющ. Причем ничто упомянутое выше отнюдь не отменяется! Дети и подростки, индейцы и подводники, студенты и хиппи, Лютер, Ганди и Гитлер, невротики и демонстранты, евреи и протестанты, феминистки и коммунисты и, как говорится, и прочая и прочая. Причем заметим, что за Эриксоном вовсе не наблюдался грех всеядности — были широкий кругозор и универсальность. при доминирующей проблематике (всепоглощающий интерес к человеческой идентичности в ее разнообразии).
СОДЕРЖАНИЕ
Неизвестный классик
Предисловие
Глава I. Введение
Глава II. Принципы исследования
Глава III. Жизненный цикл: эпигенез идентичности
Глава IV. Спутанность идентичности в истории жизни и истории случая
Глава V. Теоретическая интерлюдия
Глава VI. К современным проблемам: юность
Глава VII. Женственность и внутреннее пространство
Глава VIII. Расовая и более широкая идентичность
Литература
Комментарии
Решаемые проблемы Как это происходит
Психанализ.рф, 2012-2021
Психоанализ.РФ — сайт Центра психологической помощи и психотерапии «Московский психоанализ»
ЦентрМосква, ул. Косыгина, 13, подъезд 5
телефон +7 (925) 741-17-49, +7 (925) 859-11-45, +7 (916) 726-40-70
e-mail [email protected]
разработка сайта
Определение, причины и способы преодоления
Кризис идентичности — это фаза, через которую проходят многие люди, когда они задаются вопросом или переоценивают себя. Поиски идентичности распространены в подростковом возрасте, но люди также могут пересмотреть свою жизнь после важного события в жизни, такого как выход на пенсию.
Психоаналитик и психолог Эрик Эриксон разработал концепцию кризиса идентичности, чтобы охарактеризовать фазу экспериментирования и развития идентичности, которую люди переживают в подростковом возрасте.
Период кризиса идентичности приходится на пятую эриксоновскую стадию развития. Во время кризиса человек экспериментирует с разными ролями и идентичностями. В конце этой стадии развития человек либо разрешает кризис и имеет твердую идентичность, либо имеет спутанность идентичности. В теории Эриксона кризис идентичности — нормальная, предсказуемая часть здорового развития.
С тех пор эта концепция стала популярной, и многие люди теперь используют ее для описания любой фазы, на которой человек задает себе вопросы. Например, люди могут сказать, что кризис среднего возраста — это кризис идентичности, что у них кризис идентичности, если они не могут выбрать карьеру, или они могут сообщить о кризисе идентичности после окончания колледжа или другого серьезного изменения в жизни. То есть этот термин теперь имеет два различных значения, и в популярном использовании он значительно изменился по сравнению с его первоначальным значением.
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о кризисе идентичности, важности идентичности, причинах и симптомах, советах по преодолению трудностей и советах о том, когда обращаться к врачу.
Согласно восьми стадиям развития Эрика Эриксона, кризис идентичности происходит как часть нормального развития.
Каждый из восьми этапов Эриксона представляет собой конфликт между двумя противоположными ценностями. На пятом этапе, в подростковом возрасте, человек должен выбирать между идентичностью и путаницей идентичности. Этот этап характеризуется кризисом идентичности.
Во время кризиса идентичности человек «примеряет» разные идентичности и способы существования. Они могут подвергнуть сомнению ценности и культурные нормы своей семьи и начать развивать свою собственную систему ценностей и уникальную индивидуальность отдельно от своей семьи.
Термин изменился со временем. В его популярном использовании люди используют его для обозначения любого случая, когда личность человека меняется или когда он ставит под сомнение свою личность. Например, культурные или профессиональные изменения могут спровоцировать кризис профессиональной идентичности.
Чувство идентичности помогает людям взаимодействовать с окружающим миром. Постоянная идентичность может уменьшить замешательство и тревогу, помочь человеку сделать выбор и воспитать значимую самооценку.
Эриксон утверждал, что уверенность в идентичности помогает человеку отвергнуть неконгруэнтную самооценку. Например, человек с сильным чувством идентичности может быть лучше подготовлен к тому, чтобы игнорировать или отвергать травлю. Путаница или неуверенность в идентичности могут привести к проблемам с психическим здоровьем, таким как депрессия и тревога.
Эриксон считал, что важно быть гибким и не стремиться только к сильной идентичности. Это может воспитать фанатизм и негибкость. Вместо этого человек должен быть открыт для изменений в своей идентичности.
В понимании Эриксона развитие сосредоточено вокруг восьми стадий психосоциального развития, которые следуют друг за другом в предсказуемом порядке. Пятая стадия происходит в подростковом возрасте, когда человек сталкивается с кризисом идентичности и должен выбирать между эго-идентичностью и замешательством.
Согласно популярной концепции кризиса идентичности, кризис идентичности может возникнуть после серьезных изменений в жизни или после травмы. Некоторые потенциальные причины могут включать:
- окончание средней школы или колледжа
- вступление в брак
- начало работы
- потеря супруга или родителя
- рождение ребенка
- выход на пенсию
И в понимании Эриксона, и в популярной концепции кризисы идентичности имеют несколько общих черт. Среди них:
- изучение новых идентичностей и способов бытия
- проба различных способов мышления
- неуверенность в своей идентичности и ценностях
- размышления о своей роли в мире и в отношениях кризиса такое поведение характерно для подросткового возраста, а не для других стадий развития. Здоровое развитие идентичности требует от подростка разрешения кризиса с чувством идентичности. Это не требует лечения.
В популярной концепции кризиса идентичности кризис идентичности может иметь дополнительные признаки:
- серьезное изменение в жизни, такое как окончание колледжа или переживание пандемии COVID-19
- изменение ценностей или жизненного пути человека
- изменение в развитии вне подросткового возраста, например, вступление в брак или вступление в средний возраст
- изменение гендерной идентичности
Как и в понимании Эриксона, это популярное понимание разрешается, когда человек понимает и принимает свою идентичность. Однако, в отличие от эриксоновского понимания, это не обычная часть развития. Человеку может потребоваться лечение для поддержки психического здоровья, чтобы справиться с этим.
Кризис личности в понимании Эриксона не требует лечения. Эриксон действительно считал, что определенное поведение и эмоции могут быть признаками проблем развития и спутанности личности. Например, депрессия, тревога и другие распространенные проблемы среди молодежи могут быть результатом неразрешенного кризиса идентичности.
Люди, испытывающие проблемы с самоидентификацией, могут найти поддержку в терапии. Во время терапии человек может прояснить свои ценности, обсудить свою историю, восстановить или развить новую идентичность и получить поддержку при тревоге и стрессе, которые иногда сопровождают кризис идентичности.
Кризис личности не является диагнозом психического здоровья и не требует лечения. Однако у некоторых людей могут развиться психические расстройства во время кризиса идентичности или обнаружить, что их кризис идентичности усугубляет ранее существовавшее состояние психического здоровья. Лекарства, особенно вместе с терапией, могут помочь.
Некоторые состояния, похожие на кризис идентичности, включают:
- Кризис среднего возраста: Кризис идентичности в среднем возрасте.
- Кризис четверти жизни: Кризис личности, который часто случается в возрасте 20 лет, когда человек начинает карьеру или заканчивает колледж.
- Кризис профессиональной идентичности : Кризис, возникающий, когда человек не уверен в своей карьере.
- Гендерная дисфория: Чувство дискомфорта из-за пола, присвоенного человеку при рождении, что может включать желание жить как другой пол.
- Расстройство адаптации: Интенсивная стрессовая реакция на стресс или травму.
Узнайте больше о расстройстве адаптации здесь.
Некоторые стратегии преодоления кризиса идентичности включают:
- Изучение различных идентичностей и способов существования. Чтение новых книг, просмотр телевизора, посещение различных религиозных церемоний и другие стратегии изучения личности могут помочь. Эта стратегия также может сделать различные идентичности более приемлемыми.
- Взаимодействие с разными людьми. Узнайте об их жизни и спросите об их опыте. Это может помочь в развитии осмысленной идентичности.
- Рассмотрение того, как культурные и семейные нормы влияют на личность человека. Взвесьте, какие аспекты человек хотел бы принять, а какие отвергнуть.
- Обращение за поддержкой к близким, которым доверяют, или к терапевту.
- Понимание того, что никто другой не может и не должен устанавливать личность человека.
- Воспринимать кризис как шанс развить осмысленное чувство идентичности и цели.
Кризис идентичности не является диагнозом психического здоровья или медицинской проблемой. В эриксоновском понимании это естественная стадия развития. Лечение не требуется, если у человека разрешается кризис и не развивается спутанность личности.
Человеку следует поговорить с врачом или специалистом в области психического здоровья, если он:
- испытывает сильную неудовлетворенность или путаницу в отношении своей личности
- нуждается в психиатрической поддержке для преодоления кризиса идентичности
- испытывает сильную тревогу или депрессию
- есть мысли о членовредительстве
Профилактика самоубийств
Если вы знаете кого-то, кто подвергается непосредственному риску членовредительства, самоубийства или причинения вреда другому человеку:
- Задайте сложный вопрос: «Вы думаете о самоубийстве?»
- Слушайте человека без осуждения.
- Позвоните по номеру 911 или по местному номеру службы экстренной помощи или отправьте текстовое сообщение РАЗГОВОР на номер 741741, чтобы связаться с обученным кризисным консультантом.
- Оставайтесь с человеком, пока не прибудет профессиональная помощь.
- Постарайтесь убрать любое оружие, лекарства или другие потенциально опасные предметы.
Если у вас или у кого-то из ваших знакомых возникают мысли о самоубийстве, вам может помочь горячая линия по профилактике. 988 Suicide and Crisis Lifeline доступен 24 часа в сутки по телефону 988. Во время кризиса слабослышащие люди могут воспользоваться предпочитаемой службой ретрансляции или набрать 711, а затем 988.
Щелкните здесь, чтобы получить дополнительные ссылки и местные ресурсы.
Кризис идентичности — типичная стадия развития, с которой, в понимании Эриксона, должен столкнуться каждый. За пределами концепции Эриксона кризисы идентичности остаются обычным явлением, и некоторые люди переживают несколько кризисов в течение жизни.
Кризис идентичности не обязательно негативен. Это может побудить человека задуматься о своих ценностях и месте в мире, принять новые ценности и понять свои отношения с другими. Однако этот процесс может вызвать стресс, и у людей, которые чувствуют себя застрявшими, может развиться путаница идентичности. Если это произойдет, им следует обратиться за консультацией по психическому здоровью.
Разговоры с поддерживающими их близкими или терапевтом также могут помочь людям справиться с кризисом идентичности.
Восемь психосоциальных кризисов Эриксона – основы образовательных технологий
Социальное развитие относится к долгосрочным изменениям в отношениях и взаимодействиях с участием себя, сверстников и семьи. Он включает в себя как положительные изменения, такие как развитие дружеских отношений, так и отрицательные изменения, такие как агрессия или запугивание. Одна из самых известных теорий социального развития — «Восемь психосоциальных кризисов» Эрика Эриксона. Как и Пиаже, Эриксон разработал теорию социального развития, которая опирается на стадии, за исключением того, что Эриксон рассматривал стадии как серию психологических или социальных (или психосоциальных) кризисов — поворотных моментов в отношениях человека и его чувствах к себе. Каждый кризис состоит из дилеммы или выбора, который несет в себе как преимущества, так и риски, но в котором один выбор или альтернатива обычно считается более желательной или «здоровой».
То, как разрешается один кризис, влияет на то, как будут разрешаться последующие кризисы. Разрешение каждого кризиса также помогает создать развивающуюся личность человека. Эриксон предложил восемь кризисов, которые продолжаются от рождения до старости. Четыре стадии происходят в школьные годы, и здесь им уделяется особое внимание, но также полезно знать, какие кризисы, как считается, наступают как до, так и после кризисов в школьные годы.
Восемь психосоциальных кризисов по Эриксону
Психосоциальный кризис Приблизительный возраст Описание Доверие и недоверие От рождения до года Развитие доверия между опекуном и ребенком Автономия и стыд Возраст 1-3 Развитие контроля над функциями и деятельностью организма Инициатива и вина Возраст 3-6 лет Проверка пределов самоутверждения и целеустремленности Трудолюбие и неполноценность Возраст 6-12 лет Развитие чувства мастерства и компетентности Идентичность и смешение ролей Возраст 12-19 лет Развитие идентичности и признание идентичности другими Близость и изоляция Возраст 19-25+ Формирование интимных отношений и обязательств Генерация и застой
Возраст 25-50+ Развитие творческой или производственной деятельности, способствующей развитию будущих поколений Целостность и отчаяние Возраст 50+ Принятие истории личной жизни и прощение себя и других Кризисы у младенцев и дошкольников: доверие, автономия и инициатива
Почти со дня рождения младенцы сталкиваются с кризисом (в понимании Эриксона) доверия и недоверия. Они наиболее счастливы, если могут есть, спать и испражняться в соответствии со своим физиологическим графиком, независимо от того, удобен ли их график для лица, осуществляющего уход. Однако, к сожалению, маленький младенец не в состоянии контролировать или влиять на составление графика потребностей опекунами, поэтому ребенок сталкивается с дилеммой о том, насколько доверять или не доверять услужливости опекуна. Это как если бы ребенок спрашивал: «Если я сейчас потребую еды (или сна, или чистого подгузника и т. д.), сможет ли моя мама действительно помочь мне удовлетворить эту потребность?» Будем надеяться, что опекун и ребенок решают этот выбор между ними двумя в пользу доверия ребенка: опекун оказывается, по крайней мере, «достаточно хорош» в внимательности, и ребенок рискует довериться мотивации и навыкам опекуна.
Однако почти сразу после разрешения этого кризиса возникает новый, связанный с проблемой автономии и стыда. Ребенок (теперь он совсем малыш) теперь может доверять своему опекуну, но само это доверие способствует желанию утвердить автономию, заботясь об основных личных потребностях, таких как кормление, туалет или одевание. Однако, учитывая отсутствие у ребенка опыта в этих видах деятельности, уход за собой поначалу сопряжен с риском — малыш может есть (или пользоваться туалетом, или одеваться и т. д.) неуклюже и неэффективно. Таким образом, опекун ребенка рискует чрезмерно защитить ребенка и без необходимости критиковать его ранние усилия, тем самым вызывая у ребенка чувство стыда даже за попытку. Будем надеяться, что, как и в случае с предыдущим кризисом доверия, новый кризис разрешится в пользу автономии благодаря совместным усилиям ребенка по утверждению независимости и опекуна по поддержке усилий ребенка.
В конце концов, примерно в то время, когда ребенок достигает дошкольного возраста, автономия, проявленная в предыдущий период, становится более сложной, расширенной и сосредоточенной на объектах и людях, отличных от ребенка, и его основных физических потребностях. Ребенок в детском саду, например, теперь может взять на себя обязательство построить «самый большой город в мире» из всех доступных блоков, даже если другие дети хотят некоторые из блоков для себя. Планы и желания ребенка создают новый кризис инициативы и вины, потому что ребенок вскоре осознает, что действие в соответствии с импульсами или желаниями иногда может иметь негативные последствия для других — большее количество блоков для одного ребенка может означать меньше для другого. Как и в случае кризиса автономии, опекуны должны поддерживать инициативы ребенка, когда это возможно, но они также должны следить за тем, чтобы ребенок не чувствовал себя виноватым за желание иметь или делать что-то, что влияет на благополучие других. Ограничивая поведение там, где это необходимо, но не ограничивая внутренние чувства, лица, осуществляющие уход, будут поддерживать развитие устойчивой способности проявлять инициативу. В терминах Эриксона кризис разрешается в пользу инициативы.
Несмотря на то, что только последний из этих трех кризисов совпадает со школьными годами, все три относятся к проблемам, с которыми сталкиваются ученики любого возраста и даже их учителя. Например, ребенок или юноша, изначально недоверчивый, испытывает серьезные проблемы со школьной жизнью. Если вы студент, для вашего выживания в долгосрочной перспективе важно верить, что учителя и школьные чиновники заботятся о ваших интересах и что они не навязывают задания или не устанавливают правила безвозмездно. Несмотря на то, что учащиеся уже не младенцы, учителя функционируют подобно заботливым родителям Эриксона в том смысле, что им нужно доказать, что они достойны доверия учащихся своей первоначальной гибкостью и внимательностью.
Параллели с классной комнатой также существуют для кризисов автономии и инициативы. Чтобы учиться эффективно, учащиеся должны делать выбор и предпринимать академические инициативы, по крайней мере, время от времени, даже если не каждый выбор или инициатива могут быть практичными или желательными. Учителя, со своей стороны, должны сделать правильный выбор и инициативы возможными и воздерживаться от критики, даже случайной, выбора или намерения, стоящего за инициативой, даже если учитель про себя считает, что она «обречена на провал». Поддержка выбора и инициативы должна быть сосредоточена на предоставлении ресурсов и направлении усилий учащегося к более вероятному успеху. Таким образом, учителя действуют как родители малышей и дошкольников в теории развития Эриксона, независимо от возраста их учеников.
Кризис детства: трудолюбие и неполноценность
Попав в начальную школу, ребенок впервые сталкивается с необходимостью стать компетентным и достойным в глазах всего мира, а точнее в глазах одноклассников и учителей. Чтобы заслужить их уважение, он или она должны развивать навыки, которые требуют постоянных и до некоторой степени сосредоточенных усилий. Вызов порождает кризис трудолюбия и неполноценности. Например, чтобы заслужить уважение учителей, ребенок должен научиться читать и вести себя как «настоящий ученик». Чтобы его уважали сверстники, он должен научиться сотрудничать и быть дружелюбным, среди прочего. Работа над этими навыками и качествами сопряжена с риском, потому что с ними нельзя заранее гарантировать успех. Следовательно, если ребенок преуспевает, он или она испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы и усвоенных навыков — чувство, которое Эриксон назвал трудолюбием. В противном случае, однако, ребенок рискует чувствовать длительную неполноценность по сравнению с другими. Таким образом, учителя играют прямую и явную роль в том, чтобы помочь учащимся разрешить этот кризис в пользу промышленности или успеха.
Они могут ставить перед учащимися реалистичные академические цели, ведущие к успеху, а затем предоставлять материалы и помощь учащимся в достижении их целей. Учителя также могут выражать свою уверенность в том, что учащиеся действительно могут достичь своих целей, если и когда учащиеся разочаровываются, и избегать намеков (даже случайных), что учащийся просто «неудачник». Как это ни парадоксально, эти стратегии будут работать лучше всего, если учитель также будет терпим к несовершенной успеваемости учеников. Слишком большое внимание к совершенству может подорвать уверенность некоторых студентов, способствуя тому, что Эриксон называл неполноценностью, из-за того, что академические цели кажутся недостижимыми.
Кризис подросткового возраста: путаница в идентичности и роли
По мере того, как дети развивают прочные таланты и взгляды в результате кризиса производства, они начинают сталкиваться с новым вопросом: во что в сумме складываются все таланты и взгляды? Кто является «я», включенным в этот профиль качеств? Эти вопросы — кризис идентичности и смешение ролей. Определение идентичности более рискованно, чем может показаться, потому что некоторые таланты и взгляды могут быть плохо развиты, а некоторые могут быть даже нежелательными в глазах других. Чтобы еще больше усложнить проблему, некоторые ценные таланты и взгляды могут ускользнуть от внимания окружающих. Конфликты в разрешении кризиса идентичности и смешения ролей могут привести к личному непониманию своих взглядов и талантов или путанице в отношении того, кем другие ожидают, что этот человек будет. С точки зрения Эриксона, результатом является смешение ролей.
Учителя могут свести к минимуму смешение ролей несколькими способами. Один из них — предлагать учащимся разнообразные образцы для подражания, например, определяя образцы в материалах для чтения учащихся или приглашая в школу разных гостей. Суть этих стратегий состоит в том, чтобы выразить ключевую идею: существует много разных способов добиться уважения, успеха и удовлетворения жизнью. Еще один способ поддержать развитие идентичности учащихся — быть внимательными к замешательству учащихся в отношении своего будущего и направлять их к консультантам или другим службам за пределами школы, которые могут помочь разобраться в этом. Еще одна стратегия заключается в том, чтобы терпеть изменения в целях и приоритетах учащихся, например, внезапные изменения во внеклассной деятельности или в личных планах после выпуска. Поскольку учащиеся все еще «примеряют» на себя разные роли, препятствование экспериментированию может быть не в их интересах.
Кризисы взрослой жизни: близость, продуктивность и честность
По словам Эриксона, после школьных лет люди продолжают психосоциальное развитие, сталкиваясь с дополнительными кризисами. Молодые люди, например, сталкиваются с кризисом близости и изоляции. Этот кризис связан с риском установления близких отношений с избранным числом других людей. Независимо от того, являются ли отношения гетеросексуальными, гомосексуальными или вообще несексуальными, их определяющими качествами являются глубина и устойчивость. Без них человек рискует почувствовать себя изолированным.
Однако, если предположить, что человек разрешает этот кризис в пользу близости, он или она сталкивается с кризисом продуктивности и стагнации.