Мистер гипноз — Милтон Эриксон. (И. Гуляева)
История жизни человека, вернувшего гипнозу статус одного из эффективнейших терапевтических методов, лишив его при этом ореола таинственности и мистики.
«Каждый подобен своим отпечаткам пальцев. Они единственные в своем роде. И никогда не будет второго такого же, как вы. И вы должны только радоваться, что являетесь самим собой. Вы не можете это изменить, как не могут быть изменены отпечатки пальцев.» — Милтон Эриксон
Милтон Эриксон, известнейший американский психотерапевт, родился 5 декабря 1901 года в семье фермеров. В семнадцать лет он перенес приступ полиомиелита и был полностью парализован. Он выздоровел полностью благодаря тому, что, наблюдая за своей младшей сестрой, которая в это время была младенцем, он начал мысленно повторять ее движения. Постепенно он вернул себе двигательную активность, что врачи того времени назвали чудом. Когда Милтон Эриксон был студентом-психологом Висконсинского университета, ему довелось наблюдать гипнотические опыты Кларка Л.
Доктор Милтон Г.Эриксон — автор более 140 научных статей, большинство из них посвящены проблемам гипноза. Эриксон считал, что изменения происходят наиболее быстро и необратимо тогда, когда психотерапевт намерен повлиять на бессознательные стереотипы своего пациента, а это часто включает в себя работу с его ценностными ориентирами и системой отношений. Транс, по мнению Эриксону, является тем состоянием, которое облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными.
В трансах пациенты начинают интуитивно понимать смысл и значений сновидений, символов и других форм выражения бессознательного. В этом состоянии они больше способны на то, что Эриксон называл «бессознательным обучением», их меньше беспокоят собственные мысли и бытовые мелочи. Эриксон говорил: «Вы всю жизнь учились, передавая полученные знания бессознательному и автоматически пользуясь конечными результатами обучения. Вы научились говорить, но было время когда „ай-ва-вы“ означало „дай воды“. Понадобилось много времени, чтобы открыть для себя, что „ай-ва-вы“ не означает воду. И именно по этой причине требуется так много времени, чтобы пациенты, уже взрослые люди, поняли после наших долгих и тщательных объяснений, что „существует язык, который вы не понимаете, — но который вы знали когда-то очень давно — язык бессознательного“.
Эриксон использовал различные способы для изменения ограничивающих убеждений. Например, один способ состоит в том, что создается психологическая установка, более широкая или менее ограниченная, чем предыдущая. Другой способ — это такой подход к проблеме при котором идет концентрация на самой задаче, а не на ограничениях. Например, играя в гольф, «каждую лунку вы считаете первой». Иными словами, каждый новый бросок вы воспринимаете как отдельное событие и перестаете чувствовать общий контекст игры, включая число лунок, предыдущий счет и так далее. Вопрос об ограничениях тогда даже не возникает. Каковы были пределы, вы узнаете позже, когда посмотрите на табло.
Эриксон придавал большое значение изменениям точки зрения на проблему. Смена фокуса внимания дает возможность увидеть позитивные стороны произошедшего. Он говорил: «Итак, мечтайте. И каждый раз, когда вы мечтаете, у нас есть и право, и привилегия пережить свою мечту заново, с иным составом действующих лиц и персонажей. И так вы можете обнаружить множество того, что вас учили не знать. Очень давно учителя говорили вам: „Смотри мне в глаза, когда я говорю с тобой“. Вот вы и заучили, „Не делай этого, не делай того. Одевайся, как положено, носи туфли, какие принято. Завязывай шнурки правильно“. Очень многое в нашем обучении основано на ограничивающих указаний, которые затрудняют развитие нашего понимания, — и мы приобретаем стереотип ограниченности. Сложную проблему нужно последовательно преодолевать шаг за шагом, — сперва мысленно, потом на самом деле делать то, что вы уже сделали в уме».
Милтон Эриксон считал, что очень важно принимать пациента всерьез и идти навстречу его желаниям. Не выносить холодных и однобоких суждений и оценок. И следует понимать, что люди учатся тому, что им необходимо, и вы не можете преподать им все, в чем они нуждаются. Что они сами могут научиться очень многому. Помните, что каждый из нас имеет свой индивидуальный язык, что, слушая пациента, вы должны слушать, отдавая себе отчет в том, что он говорит на чужом для вас языке, и что вам не следует пытаться понимать его в тех терминах, их которых состоит ваш собственный язык. Понимайте пациента на его собственном языке.
Используя систему понятий самого пациента, он начинает работать над тем, чтобы пациент смог разрушить запреты. «Сделайте так, чтобы они нарушил свои запреты» — это одно из основных правил, которое Эриксон применял при лечении многих типов симптомов и комплексов, включая, конечно, фобии и состояния заторможенности.
Когда Эриксон вел психотерапию, он знал, чем она кончится, как знал окончание тех рассказов и анекдотов, которые рассказывал. Пациенту это было неизвестно, Эриксон начинал работу, имея вполне определенную цель — изменить реакции пациента с нездоровых и разрушительных на здоровые и созидательные. Как психотерапевт он управлял ситуацией, добиваясь поставленной цели. Для того чтобы вызвать и поддержать интерес и высокую вовлеченность у пациента, использовались многие техники — провоцирование, разжигание любопытства, разнообразные тактики поведения и юмор.
Уделяя больше внимания импульсам и чувствам в противовес интеллекту и понятиям, Эриксон просто пытается восстановить равновесие, которое деформировалось у большинства людей. Однажды он объяснил это так: «У ребенка тело пытается успевать за ногами. У взрослого ноги пытаются угнаться за телом и головой».
Эриксону всю жизнь приходилось преодолевать многочисленные недуги. Перенесенный в детстве полиомиелит в 1967 году окончательно приковал его к инвалидному креслу. Однако Эриксон говорил, что полиомиелит стал его лучшим учителем в познании человеческих возможностей. У Эриксона было нарушено цветовое зрение: из всех цветов спектра он лучше всего различал пурпурный. Его жизнь поддерживали два «кита»: работа, которой он был постоянно загружен, и семья— источник его духовной силы и предмет гордости.
У него было 4 сына и 4 дочери. Он по-настоящему наслаждался жизнью, предпочитая видеть в жизни ее позитивные стороны.
Эриксон считал, что позитивный взгляд на будущее является лучшим противоядием против депрессии или неконтролируемого наплыва мыслей — равно как и предвосхищение изумления в развязке анекдота или предощущение того, что течение времени приведет к личностному росту.
Он так рассказывал о своих родителях: «Мои отец и мать радовались жизни всегда, радовались полноценно». Милтон Эриксон старался, чтобы его пациенты впитали в себя это мироощущение — наслаждение жизнью, радость от каждого мгновения жизни. Эриксон хотел превратить смерть в нечто, не вызывающее тревоги, и подчеркивал, что жизнь дается для того, чтобы жить.
Милтон Эриксонов умер от острой инфекции 25 марта 1980 года. До последних дней относительно неплохо чувствовал себя и был, как обычно, деятелен. Семья Эриксонов собралась со всех концов Соединенных Штатов. Тело Эриксона кремировали, и пепел развеяли с вершины горы Скво.
Закончить рассказ о величайшем психиатре 20 столетия я бы хотела словами Сальвадора Минухина о Милтоне Эриксоне: «У меня осталось сильное впечатление от того, как Вы умеете смотреть на простые вещи и описывать их сложность, а еще Ваша вера в способность людей использовать накопленный опыт, о наличии которого они даже не подозревают».
Инна Гуляева
выпускница Международного Эриксоновского Университета коучинга
г. Москва
Статья опубликована на портале Brainity.ru
Эриксон М. | это… Что такое Эриксон М.?
Милтон Эриксон, MD (Milton Erickson) (5 декабря 1901, Аурум, Невада — 25 марта 1980, Феникс, Аризона) — американский психиатр, специализирующийся в медицинском гипнозе.
Милтон Г.Эриксон получил мировое признание как крупнейший психотерапевт-практик. Его подход к измененным состояниям сознания лег в основу целого направления, известного как эриксоновский гипноз и психотерапия, дающая быстрый стратегический результат.
Один из людей, чья психотерапевтическая модель легла в основу Нейро-лингвистического программирования.
Милтон Эриксон — доктор медицины, основатель и 1-й президент Американского Общества клинического гипноза (American Society for Clinical Hypnosis), адъюнкт-профессор Университета Уэйна. Являлся руководителем Американской Психиатрической Ассоциации (American Psychiatric Association), Американской Ассоциации Психологии (American Psychological Association) и Американской Ассоциации Психопатологии (American Psychopathological Association), был членом Американской Ассоциации психиатров. С его именем связано основание Фонда обучения и исследований при Американском Обществе клинического гипноза.
Многочисленные статьи и книги Эриксона вызывают интерес не только в среде профессионалов, но и среди новичков в области гипноза и НЛП. Записи его лекций и видеокассеты семинаров переиздаются из года в год и привлекают в «школу доктора Эриксона» новых и новых учеников.
Милтон Эриксон не был вполне здоровым человеком с медицинской точки зрения. От рождения был лишен цветоощущения, не различал звуки по высоте и был не способен воспроизвести музыкальную мелодию. В детстве страдал от нарушения процесса чтения, а в семнадцатилетнем возрасте Милтон перенес приступ полиомиелита и выздоровел полностью благодаря единственно лишь разработанной им самим программе реабилитации. Однако в пятьдесят лет Милтон вновь ощутил приступ полиомиелита и на этот раз ему удалось выздороветь лишь частично, так что последние годы жизни Милтон был прикован к инвалидному креслу, его мучили постоянные сильные боли и он был частично парализован.
В 1936 году Милтон Эриксон написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций, суть которого состоит в том, что человек бессознательно дает ассоциативную связь на стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Например, на стимульное слово «живот» испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила. Используя некоторую обратную логику, Эриксон понял, что психотерапевт мог бы обратить весь процесс и послать замаскированное сообщение клиенту в виде рассказа. Именно тогда у него возникла идея создания особого языка гипноза, в котором внушение проводится мягко, без насилия минуя сознание пациента. Составляющими этого гипнотического языка является поэтичность и образность, разноплановость подаваемой информации для сознания и подсознания, бережность и уважение желаний пациента.
М.Эриксон — «Мой голос может превратиться в звук, который ты захочешь услышать. В пение птиц, шум ветра, шорох листьев, гул водопада…»
Всю свою жизнь Милтон Эриксон практиковал состояние транса, которое позже в его честь назвали «эриксоновским гипнозом». Идеи Эриксона были оценены по достоинству учеными разных стран и в настоящее время эти идеи и методы начинают доминировать в современной психотерапии.
Широчайшие возможности открывает эриксоновский гипноз в психотерапевтической медицине. Обычные психотехники повышают свою эффективность во много раз, если они проведены в состоянии транса. Это становится возможным потому, что в таком состоянии отсутствует контролирующая роль сознания, тормозящая или даже блокирующая процесс. Основываясь на этом феномене, появляется возможным работать с психосоматическими расстройствами, в основе которых лежит тяжелое невротическое расстройство и с которыми в нормальном состоянии сознания больной просто не в силах справиться. Состояние транса дает возможность выборочно работать со здоровыми слоями психики, не затрагивая поврежденные, тем самым постепенно «выращивая» необходимые ресурсы здоровья. Использование гипноза как усилителя терапевтического действия помогает врачу работать во много раз эффективнее.
Милтон Эриксон написал несколько книг, самой известной из которых является книга «Мой голос останется с вами», которая по существу представляет собой сборник психотерапевтических историй. Широко известны и некоторые другие книги — «Стратегия психотерапии» и «Человек из Февраля. Гипнотерапия и развитие самосознания личности», написанная совместно с Э. Росси, а также «Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения».
Книги Милтона Эриксона на русском языке
- Эриксон М. Г. Мой голос останется с вами: Обучающие истории [психолога и гипнотизера] Мильтона Эриксона = My voice will go with you / [Пер. с англ.]; авт. предисл. Л. Хоффман; изд. и коммент. С. Розена. — СПб.: Петербург-XXI век, 1995.
- Эриксон М. Г. Человек из февраля: Гипнотерапия и развитие самосознания личности / Милтон Г. Эриксон, Эрнест Л. Росси; пер. с англ. Е. Л. Длугач. — М.: Независимая фирма «Класс», 1995.
- Эриксон М. Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения / Милтон Эриксон, Эрнест Росси, Шейла Росси; пер. с англ. М. А. Якушиной под ред. М. Р. Гинзбурга. — М.: Класс, 2000.
- Эриксон М. Стратегия психотерапии = Strategy of the Psychotherapy : Избранные работы / [Авторизов. пер. с англ. и ред. Шлионский Л. М.] — СПб.: Речь, 2002.
- Эриксон М. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном: (Уроки гипноза) = Teachning Seminar with Milton H. Erikson, M.D. / Ред. и коммент. Джеффри К. Зейга; Пер. с англ. Т. К. Кругловой. — М.: Класс, 2003.
Книги о Милтоне Эриксоне
- Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном: (Уроки гипноза) / Редакция и коммент. Дж. К. Зейга. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
- Хейли Дж. О Милтоне Эриксоне / Джей Хейли; пер. с англ. В. М. Сариной, Ю. А. Худокон. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
- Бэндлер Р. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона / Ричард Бэндлер, Джон Гриндер; [пер. с англ. С. Рысева]. — СПб.; М.: Прайм-Еврознак: ОЛМА-Пресс, 2005.
- Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод: Введение в эриксон. гипнотерапию = La nouvelle hypnose: vocabulaire, principe et methode / [Пер. с фр. С. К. Чернетского; Godin, Jean]. — М.: Изд-во Инситута Психотерапии, 2003.
- Хейвенс Р. А. Мудрость Милтона Эриксона: Учебное пособие по специальности «Психотерапия» / Рональд А. Хейвенс; пер. с англ. А. С. Ригина под ред. М. Р. Гинзбурга. — М.: Класс, 1999.
- Гордеев М. Н. Классический и эриксоновский гипноз: Практическое руководство. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.
Программы обучения и развития детей младшего возраста
Программы обучения и развития детей младшего возраста | Институт Эриксона Перейти к основному содержаниюПрисоединяйтесь к нам в раскрытии и обмене знаниями на благо детей.
Подать заявку сегодня Получить дополнительную информацию
Эриксон стремится к справедливости, выступая за инклюзивное обучение, исправляя ошибки прошлого для всех наших детей.
Часы «Подготовлен Эриксон» (0:31)
Смотреть «Erikson Prepared» (0:31)
Где
Знания, Исследования и политика ВстречаЯвляясь ведущей аспирантурой в области развития, образования и социальной работы детей младшего возраста, Институт Эриксона проводит критические исследования, которые влияют на политические решения дома, в Чикаго и за его пределами.
Окажите влияние. Найдите свой путь. Присоединяйтесь к нам в защите интересов всех детей.
Академики
Ознакомьтесь с нашими программами для выпускников и возможностями профессионального развития.
Коммунальные услуги
Доступ к критически важным ресурсам для семей, партнеров по сообществу и государственных учреждений.
Политика и исследования
Ознакомьтесь с последними исследованиями и обзорами политики от наших специалистов по раннему развитию.
По номерам
Присоединяйтесь к разнообразному сообществу учащихся и экспертов по развитию детей младшего возраста, выступающих в защиту интересов детей.
ПОГОВОРИТЕ В ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ
Трейси Vega
MSW ’16
«Никакой другой такой программы для выпускников нет. Они просто так никого не выпускают на поле. Они хотят, чтобы вы были максимально подготовлены. Вы влияете на жизнь людей, и Эриксон это понимает.
Ракхи Dodia
MS в дошкольном образовании с двуязычным/ESL одобрением ’16
«Эриксон действительно изменил мою философию преподавания на 180 градусов. Это строго, и я ценю это. Профессора считают преподавание профессией, требующей большого опыта и знаний.
Магистр дошкольного образования
Представляем переосмысленную и преобразованную программу лицензирования учителей в Иллинойсе с тремя встроенными одобрениями, позволяющими учителям по-настоящему подготовиться к каждому ребенку в классе.
Программы магистратуры
Получите степень магистра в рамках гибкой и проверенной программы, созданной для трудолюбивых профессионалов, или изучите множество программ сертификации и лицензирования, разработанных для продвижения по карьерной лестнице.
кандидат наук
Изучайте, как такие факторы, как культура, социальный класс и социальные отношения, влияют на человеческое развитие, и проводите прикладные исследования, одновременно получая докторскую степень в области развития ребенка.
Профессиональное развитие
Ознакомьтесь с нашими обширными программами сертификации, одобрения, стипендий и лицензирования, предлагаемыми ведущим отделом профессионального развития и обучения Эриксоновского института, где мы превращаем знания в действия.
Опыт Институт ЭриксонаМесто для профессионалов, увлеченных защитой прав детей.
Узнайте, почему Институт Эриксона является домом для тысяч единомышленников, увлеченных людей, посвятивших себя обучению, росту и защите интересов детей во всем мире.
Узнать больше О нас
Центр для детей и семьи
Получите доступ к специалистам по психическому здоровью детей младшего возраста и возможностям поведенческого лечения для детей и семей благодаря новаторской работе в Центре для детей и семей.
Проект раннего детства
Подключайтесь и узнайте больше о Проекте для детей раннего возраста, который является результатом сотрудничества с Департаментом по делам детей и семьи штата Иллинойс (DCFS) под руководством наших специалистов по развитию, понимающих потребности детей.
Откройте для себя исследования и политику в Институте ЭриксонаИсследования для информирования политики. Политика изменения будущего.
Мы проводим новаторские исследования в области развития детей младшего возраста и генерируем новые знания, чтобы оживить наши академические курсы и улучшить жизнь детей и семей в Чикаго и по всей территории США
Посетите наш Исследовательский и политический центр
Нужна ваша помощь для поддержки программ развития детей младшего возрастаПримите меры. Отдай. Оказать влияние.
В Институте Эриксона мы генерируем знания и делимся ими со всем миром. Будущие лидеры, защитники и эксперты полагаются на исследования, образование, общественные работы и политическую работу, которую мы проводим, чтобы создать более справедливый и справедливый мир для детей во всем мире.
Вы можете стать частью этой изменяющей мир работы. Узнайте больше о том, что вы можете изменить.
Узнайте больше Пожертвуйте сегодня
Стадии развития Эриксона. — Надежда —— до 18 месяцев —— Сенсорное искажение/отстранение
2. Автономия против стыда ——Сила воли — до 3 лет ——- Импульсивность/принуждение
3. Инициатива против вины ——— Цель ——- до 6 лет ——- Безжалостность/Запрет
4. Трудолюбие против неполноценности —- Компетентность — от 6 до 12 лет —— Узкая Виртуозность/Инерция
— Фанатизм/Отречение
Замешательство
6. Близость или изоляция —— Любовь ———- 20-35 лет ——— Распущенность/Исключительность
7. Генерация vs. ———— Забота ———— К выходу на пенсию —— Чрезмерная экстенсия/Отвержение
Эгоцентризм
- Целостность против отчаяния —— Мудрость ——- Отставка ——— Самонадеянность/Отчаяние
**** Эриксон утверждает, что задержки развития или конфликты можно разрешить, если:
**** Их понимают
****При соответствующей возможности решить их
ПОВЕДЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВА ДОВЕРИЯ И НЕДОВЕРИЯ | |
Характерные черты поведения людей с высоким уровнем базового доверия | Характерные черты поведения людей с низким уровнем базового доверия |
Способны просить других о помощи или эмоциональной поддержке, не переусердствуя. | Склонен с трудом просить других о помощи или эмоциональной поддержке. |
Склонны полагать, что другие справятся с ними, если только нет веской причины не верить в это. | Склонны полагать, что другие не справятся с ними, даже если нет оснований в это верить. |
Начните с предположения, что люди в целом хорошие. | Начните с предположения, что люди в основном плохие или злые. |
Склонны сосредотачиваться на положительных аспектах поведения других. | Склонны сосредотачиваться на негативных аспектах поведения других. |
Склонны вести себя относительно откровенно и открыто в присутствии других. | Склонны вести себя относительно сдержанно и замкнуто в присутствии других. |
Считает, что относительно легко получать (одолжения, комплименты, подарки и т. д.) от других людей, но предпочитает баланс между дарением и получением. | Получать (одолжения, комплименты, подарки и т. д.) от других людей довольно трудно, и легче быть дающим, чем берущим. |
Не стесняйтесь делиться своим имуществом, «вещами» в своей жизни с другими людьми. | Имеют проблемы с разделением своего имущества, «вещей» в своей жизни, с другими людьми. |
Не особенно боятся раскрывать себя, даже свои более негативные качества, себе или другим людям. | Очень неохотно раскрывают себя, особенно свои отрицательные качества, другим людям. |
Склонны иметь в целом оптимистичный взгляд на мир, не будучи поллианским или нереалистичным. | Склонны к пессимистическому взгляду на мир, даже когда дела идут хорошо. |
Склонны полагать, что другие люди знают, что лучше для них самих, даже если в частном порядке они могут иначе относиться к выбору других. | Склонны считать, что другие люди обычно не знают, что лучше для них самих, и предпочитают указывать другим, что делать. |
Неявное отношение: — Ты в порядке. — Жизнь вообще справедлива и хороша для меня. — Я готов поделиться тем, что у меня есть. | Неявное отношение: — Ты не в порядке. — Жизнь вообще несправедлива и недобра ко мне. — Я не хочу делиться тем, что у меня есть. |
ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВА АВТОНОМИИ, СТЫДА И СОМНЕНИЯ | |
Характерные черты поведения людей обладающие чувством автономии | Характерные черты поведения людей с чувством стыда и сомнения |
Любят принимать собственные решения, особенно по важным для них вопросам. | Предпочитают, чтобы им говорили, что делать, а не принимали собственные решения. |
Не могут отказаться от просьб без чувства вины. | Имеют проблемы с ответом «нет» на сделанные от них просьбы. |
Склонны выражать себя в терминах того, что они «будут» делать или «хотят» делать. | Склонны выражать себя в терминах того, что они «должны» делать или «должны» делать. |
Склонны сопротивляться доминированию людей, желающих их контролировать. | Склонны позволять другим доминировать над собой, даже если им это не нравится. |
Способны хорошо работать сами по себе или с другими, в зависимости от ситуации. | Им неудобно работать в одиночку, особенно когда они знают, что их работу будут судить или оценивать. |
Склонны выполнять то, что нужно сделать, и оставаться настойчивыми до тех пор, пока не закончите. | Проблемы с тем, что нужно сделать; прокрастинация может быть ключевой чертой их личности. |
Могут легко работать как с открытыми, так и со структурированными рабочими заданиями, хотя они могут предпочесть более открытые задания. | Имеют проблемы с работой с открытыми рабочими заданиями, предпочитая больше структуры и направленности. |
Способны прислушиваться к своим внутренним ощущениям, когда решают, что правильно или неправильно, уместно или неуместно. | С трудом прислушиваются к своим внутренним ощущениям, когда решают, что правильно или неправильно, уместно или неуместно. |
Склонны чувствовать себя относительно непринужденно и непринужденно в групповых ситуациях. | Склонны чувствовать себя неловко и застенчиво, даже смущенно, когда находятся в группе. |
Стремятся к определенному порядку и организации в своей жизни, чтобы усилить чувство личного контроля и самоутверждения. | Склонны хотеть вещи «просто так», как один из способов избежать неодобрения и критики других. |
Неявное отношение: — Думаю, у меня получится. — Это то, что нужно сделать. — У меня есть что предложить. | Неявное отношение: — Не думаю, что смогу это сделать. — Подскажите что нужно сделать. — Я мало что могу предложить. |
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВА ИНИЦИАТИВНОСТИ И ВИНЫ | |
Характерное поведение или люди обладающие чувством инициативы | Характерные черты поведения людей с чувством вины |
Предпочитаю заниматься тем, что нужно сделать, чтобы завершить поставленную задачу. | Склонны откладывать, откладывать, откладывать и вообще откладывать начало. |
Нравится время от времени принимать новые вызовы. | Склонны сопротивляться новым вызовам. |
Стремитесь к быстрому старту. | Склонен к медленным стартам |
Старайтесь быть эффективными лидерами на этой должности. | Имеют тенденцию быть неэффективными лидерами на этой должности. |
Ставьте перед собой цели, а затем приступайте к их выполнению. | Может ставить цели, но с трудом достигает их. |
Склонны к высокому уровню энергии. | Склонны к низкому уровню энергии. |
Иметь сильное чувство личной адекватности. | Иметь слабое чувство личной адекватности. |
Кажется, ему нравится, когда что-то происходит. | Предпочитаю оставаться в тени, предпочитая не будоражить обстановку. |
Способны эмоционально оценить идею о том, что инициатива начинается и заканчивается в человеке, а не в производимой им продукции. | Может попытаться избавиться от чувства вины, демонстрируя неустанные достижения, полагая, что эффективное производство может компенсировать неполноценность человека. |
Имейте сбалансированное чувство добра и зла, но не будьте слишком моралистами. | Склонны моралистически сосредотачиваться на тех жизненных вещах, которые «неправильны». |
Неявное отношение: — Сейчас начну. — Мне нравятся новые вызовы. — Это то, что нужно сделать, и я это сделаю. | Неявное отношение: — Завтра начну. — Я предпочитаю придерживаться того, что знаю. — Это то, что нужно сделать, но кто это будет делать? |
ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВА ПРИЛОЖЕНИЯ И НЕПЛОХОСТИ | |
Характерные черты поведения людей с чувством трудолюбия | Характерные черты поведения людей с чувством неполноценности |
Им нравится узнавать о новых вещах и идеях. | Им не особенно нравится узнавать о новых вещах и идеях. |
Они отражают здоровый баланс между тем, что они должны делать, и тем, что им нравится. | Они склонны концентрироваться в основном на том, что, по их мнению, они должны делать, пренебрегая тем, что им нравится делать. |
Они отражают сильное любопытство по поводу того, как и почему все работает именно так, а не иначе. | Их не слишком интересует, почему и как все работает. |
Им нравится экспериментировать с новыми комбинациями, новыми идеями и приходить к новому синтезу. | Они предпочитают оставаться с тем, что знают; новые способы их не так привлекают, как проверенные. |
Они в восторге от идеи стать продюсерами. | Им угрожают, даже обвиняют в том, что они хотят быть продюсерами. |
Им нравится признание, которое приносит производство вещей, что укрепляет их чувство трудолюбия. | Они хотели бы признания, которое приносит производство, но им мешает чувство неполноценности. |
Благодаря постоянному вниманию и постоянному усердию они вырабатывают привычку соревноваться в работе. | Им трудно гордиться своей работой, считая, что она того не стоит. |
Они хорошо воспринимают критику и используют ее для улучшения своей работы. | Они плохо воспринимают критику и используют ее как причину, чтобы прекратить попытки. |
Им свойственно сильное чувство настойчивости. | Как правило, у них слабое чувство настойчивости. |
Неявное отношение: — Я довольно хорошо учусь. — Быть продюсером меня волнует. — Я буду усердно работать, чтобы добиться успеха. | Неявное отношение: — Я не очень хорошо учусь. — Быть продюсером меня пугает. — Я буду усердно работать, чтобы не потерпеть неудачу. |
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ ЧУВСТВА ИДЕНТИЧНОСТИ И ЗАПУТАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ | |
Характерные черты поведения людей обладающие чувством идентичности | Характерные черты поведения людей со спутанностью сознания |
У них устойчивая самооценка, которую нелегко изменить. | Как правило, у них нестабильная самооценка, отмеченная взлетами и падениями. |
Они способны сочетать краткосрочные цели с долгосрочными планами. | Они склонны ставить краткосрочные цели, но не умеют строить долгосрочные планы. |
Они менее восприимчивы к изменчивым капризам влияния со стороны сверстников. | Они более восприимчивы к капризам влияния со стороны сверстников. |
У них, как правило, достаточно высокий уровень самопринятия. | У них, как правило, довольно низкий уровень самопринятия. |
Способны принимать решения без излишних колебаний и нерешительности. | У них могут возникнуть проблемы с принятием решений, поскольку они боятся ошибиться. |
Они склонны оптимистично относиться к себе, другим и жизни в целом. | Они склонны несколько цинично относиться к себе, другим и жизни в целом. |
Они склонны считать, что несут ответственность за то, что с ними происходит, хорошее или плохое. | Они склонны полагать, что то, что с ними происходит, в значительной степени не зависит от них; дело судьбы или ломается. |
Они способны добиваться принятия себя напрямую, будучи самими собой. | Они склонны косвенно добиваться самопринятия, становясь такими, какими, по их мнению, хотят от них быть другие. |
Они могут быть физически и эмоционально близки другому человеку, не опасаясь потери себя. | Они склонны иметь проблемы с физической и эмоциональной близостью к другому человеку, не будучи слишком зависимыми или слишком обособленными. |
Они склонны к когнитивной гибкости; их самоощущение не зависит от того, что они «правы». | Они склонны к когнитивной негибкости; их самоощущение во многом зависит от того, что они «правы». |