Эриксон стадии развития: Стадии развития по Эрику Эриксону — 5, 6, 7, 8 стадии — 20 января 2004

Содержание

Стадии развития по Эрику Эриксону — 5, 6, 7, 8 стадии — 20 января 2004

В предыдущих статьях мы рассмотрели четыре стадии психосоциального развития человека: ’Доверие или недоверие’, ’ Автономия или стыд и сомнение ’, ’Инициатива или чувство вины’ и ’Трудолюбие или чувство неполноценности’. Все эти стадии охватывают период детства до 11–12 лет. Сегодня мы рассмотрим четыре последние стадии психосоциального развития человека. Все последующие стадии рассматриваются Эриксоном вплоть до старости и смерти. Содержание каждой из последующих стадий является одновременно и следствием развития на предыдущих стадиях, и в то же время является автономным (т.е. в сознательном возрасте человек способен добиться положительного исхода на любой стадии, даже при условии неудачного развития на более ранних стадиях).

Пятая стадия ’Идентичность или смешение ролей’ совпадает с подростковым периодом. До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, сына или дочери и т. д.. До наступления юности очень важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Ребенок должен понимать, что в разных ситуациях, с разными людьми он должен общаться по-разному, но при этом сохранять некие целостные базовые ценности, которые неизменны независимо от того, с кем общается человек и в каких условиях. Если подростку не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя ролями с противоположной системой ценностей, результатом становится то, что Эрик Эриксон называет диффузией идентичности. Примером конфликта может быть конфликт между ценностями роли сына и роли члена компании подростка. Например, как сын он должен быть послушным и внимательным к родительским просьбам, а как член подростковой группы — смелым, сексуально привлекательным, часто словоблудным. Ценности подростка часто не понятны родителям. На этой стадии подростку важно противопоставлять себя взрослому. Самое главное, что должен усвоить подросток, это то, что безусловно важно по-разному вести себя в зависимости от ситуации, но ни одна из ролей при этом не должна восприниматься как ведущая.

Шестая стадия ’Близость или изоляция’ приходится на позднюю юность и раннюю взрослость. Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между близостью и изоляцией. Человек, успешно разрешивший этот конфликт, не боится и умеет устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом. Близость по Эриксону — это способность отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять собственную идентичность, свое ’Я’. Для нашего общества характерно как раз неудовлетворительное разрешение данного конфликта. А как следствие — многочисленные разваленные семьи и неконтакт с детьми. Или наоборот — ’залипание’ на партнере, неспособность отпустить детей от себя, даже когда они уже взрослые, сильная эмоциональная зависимость от партнера и потеря своего ’Я’. Известно, что подростки еще не склонны устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом. Для юности характерно ’экспериментаторство’, когда с сексуальным партнером существуют только однобокие отношения — сексуальные. И только к ранней взрослости человек овладевает способностью любить, доверять, вверять себя другому, не теряя при этом собственного ’Я’. Седьмая стадия ’Генеративность или стагнация’ характерна для средней взрослости, обычно, когда человек уже создал семью. Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между осознанием потребностей общества и излишней поглощенностью собой. Неудачное разрешение предыдущих конфликтов ведет к тому, что человек направлен на удовлетворение больше своих потребностей, слишком занят своим здоровьем и покоем. Такой человек болезненно реагирует на любое ’посягательство’ на его личное пространство, которое объективно выходит далеко за пределы последнего. Эриксон назвал такой исход стагнацией. Зацикленность на собственном благополучии и безопасности не дает возможность человеку раскрыть свои творческие способности, не позволяет ему вполне реализоваться ни как профессионал, ни как родитель. Зачастую человек еще больше усиливает эту свою неспособность, ложно принимая ее за проявление индивидуальности и исключительности. Если же конфликт решается довольно успешно, то человек имеет склонность уделять больше внимания другим людям, чем зацикливаться на своих внутренних проблемах. Как правило, это открытые новому опыту люди, общительные, доброжелательные, творческие личности. Их жизнь пронизана смыслом, они не задаются тупиковыми вопросами о смысле жизни и месте в этом мире. Восьмая стадия ’Целостность эго или отчаяние’ знаменует последний этап в жизни человека. Здесь центральный конфликт — между принятием своей жизни, себя и ощущением напрасности, бессмысленности прожитой жизни. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил он не зря и полностью реализовал то, что было отпущено судьбой. Тогда он принимает жизнь целиком, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Очевидно, что то или иное разрешение конфликта этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупности опыта, накопленного в ходе разрешения предыдущих конфликтов. Важно обратить внимание на то, что родители с самого рождения ребенка ’определяют’ путь решения всех психологических конфликтов человека. Знание этих основных периодов в жизни человека помогает родителю сориентироваться относительно своего собственного развития. От рождения и до смерти человек имеет возможность в любой период жизни стать счастливым, но цена этого зависит от родителей. Чем больше мы будем уделять внимания своему личностному росту, тем более реализованы и удовлетворены жизнью будут наши дети.

По теме

  • 16 декабря 2003, 12:36

    Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 2)
  • 27 ноября 2003, 22:24

    Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 1)

Ольга Андрущенко

ПсихологияРазвитиеРебенок

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

КОММЕНТАРИИ0

Что я смогу, если авторизуюсь?

Новости РЎРњР?2

Новости РЎРњР?2

Стадии развития личности по Э.

 Эриксону

5 апреля в 07:00

Исследовния в психологии,

Эриксон утверждал, что особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, а также какой исторический этап этого развития ребёнок застал. Например, ребёнок из Нью-Йорка, живущий в середине 20 века, будет развиваться не так, как маленький индеец из резервации. В процессе воспитания детям передаются все нормы и ценности общества, культурные традиции.

Содержание развития личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Последовательность периодов развития человека зависит от биологического начала. Ребёнок, взрослея, проходит ряд стадий, в которых он приобретает новое личностное новообразование, которое закладывается в структуру личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Периодизация развития личности

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности: младенчество (орально-сенсорная), раннее детство (мышечно-анальная), детство (локомоторно-генитальная), школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость.

Стадия 1: Младенчество (орально-сенсорная стадия)

0 — 1 г.

На этой стадии у ребёнка возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии доверительное отношение проявляется в лёгком кормлении, нормальном глубоком сне, ненапряжённости внутренних органов. Младенец доверяет всем, кто его окружает без гнева и тревоги, спокойно относится к отсутствию матери, чувствуя, что все его потребности будут удовлетворены. В этот период он получает от матери заботу, внимание, знакомство с окружающим миром. Материнская любовь и нежность определяет уровень веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта. В это время он вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Начинает формироваться идентичность развивающейся личности.

Стадия 2: Раннее детство (мышечно-анальная стадия)

1 — 3 года

В этом периоде расширяются возможности малыша: он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Родители должны способствовать сохранению чувства самостоятельности ребёнка. Ограничения родителей в требованиях ребёнка должны быть разумными, т.к. они создают основу для негативного чувства сомнений и стыда. Если родители чрезмерно суровы, у ребёнка возникает страх «потерять лицо», постоянная тревога, скованность, необщительность.

Стадия 3: Детство (локомоторно-генитальная стадия)

3 — 6 лет

Этот период совпадает с дошкольным возрастом: ребёнок активно познаёт окружающий мир, быстро всему учится, приобретая новые дела и обязанности, в игре моделирует отношения взрослых. Происходит половая идентификация, ребёнок осваивает мужскую и женскую модель поведения. Он становится более самостоятельным, формируется инициатива. Если его поведение становится агрессивным, инициатива ограничивается взрослыми, появляется чувство вины и тревоги. Следовательно, закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои мысли, желания и действия. Родители не должны чрезмерно «давить» на совесть малыша и наказывать, т.к. это вызовет постоянный страх перед наказанием, мстительность, будет тормозиться инициатива, разовьётся пассивность.

Стадия 4: Школьный возраст (латентная стадия)

6 — 12 лет

Этот период предпубертатный (предшествующий половому созреванию ребёнка). Эта стадия связана с воспитанием трудолюбия и овладением новыми знаниями и умениями, постигаются основы трудового и социального опыта, появляется возможность признания окружающими и приобретение чувства компетентности. Если успехи невелики, ребёнок остро воспринимает свою неумелость или неспособность, неуверенно себя чувствует среди сверстников. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Этот период является своеобразным началом профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определённых профессий.

Стадия 5: Отрочество и юность

12 — 20 лет

Подростковым возраст и юность — период глубокого кризиса. Детство закончилось, начинает формироваться идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребёнка, к ним добавляются новые, т.к. начинается взросление, меняется внешность, происходит включение в новые социальные группы, приобретаются новые представления о себе. Целостная идентичность личности, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют молодым людям решать задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Если не удаётся осознать себя и своё место в обществе, наблюдается диффузность идентичности. Появляется инфантильное желание не вступать во взрослую жизнь, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошённости.

Стадия 6: Ранняя зрелость

20 — 25 лет

В ранней зрелости встаёт перед человеком проблема интимности (близости), появляется истинная сексуальность. Человек готов к близости с другим и в сексуальном, и в социальном плане. После поисков собственной идентичности, он готов слиться с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения требуют верности, нравственной силы и самопожертвования. Но это стремление не должно заглушаться страхом потерять собственное «Я». Это время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в романтическом, эротическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении, ответственности за спутника жизни. Если же человек не способен любить и устанавливать близкие отношения с другими людьми, то это приводит к изоляции и одиночеству.

Стадия 7: Средний возраст

25 — 65 лет

Это период зрелости, он самый длительный. Основное — это «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Стремление к продуктивности и творчеству, к передаче своего опыта и идей следующему поколению. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений реализуется в отношениях со своими детьми. Эриксон подчёркивал зависимость старшего поколения в семье от младшего, т.к. зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если же этой возможности нет, появляется безразличие, сосредоточенность на себе.

Стадия 8: Поздняя зрелость

после 65 лет

Последняя стадия интегративна: «созревают плоды семи предшествующих стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должное и обретает целостность личности. Появляется мудрость, взгляд в прошлое даёт возможность сказать: «Я доволен». Дети воспринимаются как продолжение себя, страх смерти исчезает. Если же человек недоволен своей прожитой жизнью, считает её чередой ошибок, появляется раздражение и отчаяние от приближения к концу.

В заключение

Эрик Эриксон создал психосоциальную теорию развития личности. В отличие от З. Фрейда, который в центре развития личности ставил Ид, Эриксон важным считал Эго. Фрейд ограничивался детством, Эриксон утверждал, что человек развивается всю жизнь. Он установил хронологический возраст периодов развития, акцент ставил на зависимости каждого периода от социальных факторов и возрастных изменениях человека.

Стадии развития Эриксона — теории обучения

• Теории развития ребенка, теории идентичности, теории и модели обучения • 1

Теория восьми стадий личности и психосоциального развития.

Эрик Эриксон, немецкий психоаналитик, находящийся под сильным влиянием Зигмунда Фрейда, исследовал три аспекта идентичности: эго-идентичность (я), личную идентичность (личностные идиосинкразии, которые отличают человека от другого, социальную/культурную идентичность (набор социальных ролей). человек может играть) [1] .

Содержание

Участники
Ключевые понятия
Ресурсы и ссылки

Участники

  • Эрик Эриксон (1902 -1994) 9002

Ключевые понятия

Психосоциальная теория развития Эриксона рассматривает влияние внешних факторов, родителей и общества на развитие личности от детства до взрослой жизни. Согласно теории Эриксона, каждый человек должен пройти через серию из восьми взаимосвязанных стадий на протяжении всего жизненного цикла [2]

.

1. Младенчество: от рождения до 18 месяцев

Основное доверие или недоверие – надежда

В течение первого или второго года жизни основное внимание уделяется способности матери и отца воспитывать и заботиться о ребенке, особенно в Условия визуального контакта и прикосновения. Ребенок будет развивать оптимизм, доверие, уверенность и безопасность, если о нем должным образом заботятся и с ним обращаются. Если ребенок не испытывает доверия, у него может развиться неуверенность, бесполезность и общее недоверие к миру.

2. Малыш/ранний детский возраст: от 18 месяцев до 3 лет

Самостоятельность или стыд – воля

Второй этап происходит в возрасте от 18 месяцев до 3 лет. На этом этапе у ребенка есть возможность повысить самооценку и самостоятельность, поскольку он или она осваивает новые навыки и различает правильное и неправильное. Ухоженный ребенок уверен в себе, держит себя с гордостью, а не со стыдом. В это время у «ужасных двоек» могут проявиться и неповиновение, истерики, упрямство. Дети, как правило, уязвимы на этом этапе, иногда чувствуя стыд и низкую самооценку из-за невозможности освоить определенные навыки.

3. Дошкольник: от 3 до 5 лет

Инициатива против чувства вины – цель

В этот период мы испытываем желание копировать взрослых вокруг нас и проявлять инициативу в создании игровых ситуаций. Мы придумываем истории с Барби и Кеном, игрушечными телефонами и миниатюрными машинками, разыгрывая роли в пробной вселенной, экспериментируя с образцом того, что, по нашему мнению, значит быть взрослым. Мы также начинаем использовать это замечательное слово для исследования мира — «ПОЧЕМУ?»

В то время как Эриксон находился под влиянием Фрейда, он преуменьшал значение биологической сексуальности в пользу психосоциальных особенностей конфликта между ребенком и родителями. Тем не менее, он сказал, что на этом этапе мы обычно вовлекаемся в классическую «Эдипову борьбу» и разрешаем эту борьбу посредством «социальной ролевой идентификации». Если мы разочарованы естественными желаниями и целями, мы можем легко испытать чувство вины.

Самые значимые отношения с основной семьей.

4. Школьный возраст Ребенок: от 6 до 12 лет

Трудолюбие против неполноценности – компетентность

На этом этапе, часто называемом латентным, мы способны учиться, создавать и реализовывать множество новых навыков и знаний, тем самым развивая чувство промышленности. Это также очень социальная стадия развития, и если мы испытываем неразрешенные чувства неадекватности и неполноценности среди наших сверстников, у нас могут быть серьезные проблемы с точки зрения компетентности и самооценки.

Поскольку мир немного расширяется, наши самые важные отношения связаны со школой и районом. Родители больше не являются полными авторитетами, какими они были когда-то, хотя они по-прежнему важны.

5. Подросток: от 12 до 18 лет

Идентичность и смешение ролей – верность

До этой пятой стадии развитие зависит от того, что делается с человеком. На данный момент развитие теперь зависит в первую очередь от того, что человек делает. Подросток должен изо всех сил пытаться обнаружить и найти свою собственную идентичность, ведя переговоры и борясь с социальными взаимодействиями и «приспосабливаясь», развивая чувство морали и правильное от неправильного.

Некоторые пытаются отсрочить вступление во взрослую жизнь и уйти от ответственности (мораторий). Те, кто не справляется с этой стадией, как правило, испытывают путаницу ролей и потрясения. Подростки начинают развивать сильную привязанность и преданность идеалам, делам и друзьям.

6. Молодые люди: от 18 до 35 лет

Близость и солидарность или изоляция – любовь

В юношеском возрасте люди склонны искать общения и любви. Некоторые также начинают «осесть» и заводить семьи, хотя, похоже, в последние годы их отбросили еще дальше.

Молодые люди стремятся к глубокой близости и удовлетворительным отношениям, но в случае неудачи может возникнуть изоляция. Значимые отношения на этом этапе связаны с супругами и друзьями.

7. Средний возраст Взрослый: от 35 до 55 или 65 лет

Созидание против самопоглощения или стагнации – забота

Карьера и работа являются наиболее важными вещами на этом этапе, наряду с семьей. Середина взрослой жизни — это также время, когда люди могут взять на себя большую ответственность и контроль.

На этом этапе работа над установлением стабильности и идеи Эриксона о генеративности — попытка создать что-то, что изменит общество. На этом этапе распространенными страхами являются бездеятельность и бессмысленность.

На этом этапе могут произойти серьезные жизненные сдвиги. Например, дети уходят из семьи, карьера может измениться и так далее. Некоторые могут бороться с поиском цели. Значимые отношения – это отношения в семье, на рабочем месте, в местной церкви и других сообществах.

8. Поздний взрослый: от 55 или 65 до смерти

Целостность против отчаяния – Мудрость

Эриксон считал, что большая часть жизни готовится к стадии среднего взросления, и последняя стадия требует больших размышлений. Став пожилыми людьми, некоторые могут оглядываться назад с чувством целостности, то есть удовлетворенности и удовлетворения, прожив значимую жизнь и внося ценный вклад в общество. У других на этом этапе может возникнуть чувство отчаяния, когда они размышляют о своем опыте и неудачах. Они могут бояться смерти, пытаясь найти цель своей жизни, задаваясь вопросом: «В чем смысл жизни? Стоило ли это?»

Дополнительные ресурсы и ссылки

Ресурсы

  • Завершенный жизненный цикл (расширенная версия): собственная хорошо написанная книга Эриксона, которая объясняет этапы и кризис идентичности непосредственно из первых рук.
  • Справочник по теории и исследованиям идентичности [набор из 2 томов]: этот впечатляющий справочник привносит «единство и ясность в разнообразную и разрозненную литературу». представление точек зрения многих различных теоретических школ и эмпирических подходов: психологии (например, нарративной, теории социальной идентичности, неоэриксоновской теории) и других дисциплин (например, социологии, политологии, этнических исследований).

Ссылки

  1. Эриксон, Э. Х. (1994). Идентичность: Молодость и кризис (№ 7). WW Нортон и компания.
  2. Эриксон, Э. Х. (1993). Детство и общество. WW Нортон и компания.
[цитировать]
Получите электронную книгу с резюме по теории обучения!

Хотите получить удобную электронную книгу в формате PDF с обзорами и руководствами на этом сайте без рекламы?

Загрузите официальную версию Learning Theory In Plain English 9Электронная книга 0123 (Том 1 из 2) мгновенно

39,95 $ 9,95 $!

Получить электронную книгу

Скидка на премиум-членство!

Новогодняя акция: Скидка 30% на Премиум-членство!

Станьте подписчиком Premium , чтобы получить полный доступ, функцию печати, удаление всей рекламы, бесплатную пожизненную загрузку и обновления для всех электронных книг и контента. Гораздо дешевле учебника!

Используйте код скидки: THIRTYOFF , чтобы получить скидку 30% на подписку Premium. Цены снова поднимаются после конца месяца!
Срок действия предложения истекает 30 сентября 2022 г.

Разблокируйте доступ для участников!

Для получения других полезных ресурсов посетите Игры для вечеринок , How Do You Play , Групповые игры и Ледоколы для бесплатных руководств и идей для занятий.

Также ознакомьтесь с дизайном образовательных игр, руководствами EdTech и отличными групповыми играми.

Полезные загрузки
  • Теории обучения на простом английском, том. 1 из 2

    Краткое изложение теорий обучения на веб-сайте Learning-Theories.com в виде электронной книги, удобно организованной в один файл PDF, который вы можете распечатать и использовать для своих статей или заданий.

    9,95 $
  • Теории обучения на простом английском, том.

    2 из 2

    Получите официальную электронную книгу Learning Theory in Plain English, том 2 из 2. Эта электронная книга содержит вторую половину руководств и резюме.

    8,95 $
  • Лучшие ледоколы Том. 1

    Электронная книга лучшего руководства по ледокольной деятельности с подробными пошаговыми инструкциями, шаблонами и многим другим. Только лучшие ледоколы для занятий. Отлично подходит для создания командной работы и помогает студентам лучше узнать друг друга! 63 страницы.

    6,94 $
  • Отличные групповые игры! Руководство по активности

    Пошаговые инструкции к лучшим групповым играм, занятиям и ледоколам. Рекомендуется для студентов, лагерей, корпоративных встреч, семейных встреч и многих других мест. Более 300 страниц в файле PDF для печати и БЕЗ рекламы!

    5,95 $
  • Теории обучения Печатные карточки для изучения

    Хотите быстрый способ запомнить и изучить теории обучения? Получите печатные карточки для изучения теорий обучения! Набор из 80 карточек с теориями и моделями обучения. Цветовая маркировка по категориям, готовые к печати в двойном размере. Приблизительно 9 карточек на печатном листе (18 листов, лицевая и оборотная стороны). Отличный инструмент для учебы!

    1,97 $

стадий развития Эриксона: современная терапия

Эрик Эриксон (1902–1994) — психолог, наиболее известный своей моделью психосоциального развития. Акцент Эриксона на социальных аспектах развития и влиянии социальных влияний на наше развитие отличал его модель от других и обеспечивал основу, которая будет способствовать развитию психологии на десятилетия вперед. Эриксоновская теория стадий развития подробно описывает восемь отдельных и последовательных стадий, через которые человек проходит, чтобы развить здоровое чувство собственного достоинства.

Стадии развития:

Первая из этих стадий — «Доверие против недоверия», которая длится от рождения до 18 месяцев. На этом этапе младенцы полагаются на своего опекуна, чтобы обеспечить адекватный и последовательный уход. Когда эти условия соблюдены, у младенца разовьется чувство доверия и безопасности, которое перенесется в будущие отношения. Когда эти условия не соблюдаются, уход и потребности младенца не удовлетворяются, у младенца может развиться тревога, недоверие и неверие в свою способность контролировать и влиять на происходящее вокруг него.

Второй этап модели Эриксона — «Автономия против стыда и сомнения». На этом этапе, который длится примерно от 18 месяцев до 3 лет, у детей начинает развиваться чувство независимости. Если детям на этом этапе поддерживать их возросшую самостоятельность, у них появляется уверенность в своей способности самостоятельно выживать в мире; однако, если дети не получают поддержки и чрезмерно контролируются или подвергаются критике, они могут стать чрезмерно зависимыми от других и потерять чувство собственного достоинства.

Третий этап Эриксона, «Инициатива против вины», происходит в возрасте от трех до пяти лет и фокусируется на вовлеченности ребенка и взаимодействии с другими детьми, когда они начинают инициировать игру и деятельность. Успех на этом этапе развивает инициативу и уверенность в своей способности принимать решения, в то время как если инициативу ребенка контролируют, критикуют или наказывают, у ребенка может развиться чувство вины и подавление творчества и инициативы.

Четвертая стадия модели Эриксона «Трудолюбие (компетентность) против неполноценности» приходится на возраст от пяти до двенадцати лет. На этом этапе сверстники и внешнее влияние играют большую роль в развитии уверенности ребенка. Дети будут пытаться овладеть идеализированными обществом целями и ценностями, например, образованием и спортом. Если попытки ребенка подкрепляются и поощряются, он обретает уверенность и чувствует себя более компетентным в своих усилиях. Если усилия ребенка не поощряются, у него может развиться чувство неполноценности и сомнения в своих способностях.

На пятом этапе «Идентичность против смешения ролей» подростки в возрасте от 12 до 18 лет стремятся развить свою идентичность и самоощущение, включая свои личные ценности, убеждения и цели. Подростки размышляют над этими областями и пытаются установить прочное ощущение себя и своей роли в обществе, при этом успешное завершение этого этапа приводит к повышению уверенности в том, кто они есть, и в своем будущем. Неудачное завершение или внешнее давление могут привести к недовольству и замешательству в отношении своей идентичности, роли в обществе и неуверенности в своем переходе во взрослую жизнь.

В возрасте от 18 до 40 лет взрослые вступают в стадию развития «Близость против изоляции», на которой они пытаются установить близкие и любящие отношения с другими. Завершение этого этапа приводит к положительным отношениям и приверженности, в то время как неудачное завершение может привести к страху приверженности, изоляции и одиночеству. На седьмом этапе «Генеративность против стагнации», который происходит в возрасте от 40 до 65 лет, взрослые определяют и размышляют о своем вкладе в общество и сообщество, при этом завершение этого этапа приводит к чувству достижения, а неудача ведет к ощущению бесполезности.

и отключение от нашего сообщества. Заключительный этап модели развития Эриксона — «Целостность эго против отчаяния», который начинается в возрасте 65 лет и включает в себя размышления о нашей жизни и достижениях. Взрослые, которые считают, что они не достигли своих целей, могут испытывать отчаяние, в то время как те, кто считает, что их жизнь была успешной, чувствуют себя удовлетворенными и полными.

Резюме:

Теория стадий развития Эриксона обеспечивает полезную основу для наблюдения и понимания развития человека на протяжении всей его жизни. Однако важно признать и признать, что каждый этап является расплывчатым и обобщенным. «Завершение» этих этапов может выглядеть по-разному для разных людей. Кроме того, хотя успешное завершение этапа может способствовать здоровому психосоциальному развитию, оно не гарантирует его. Аналогичным образом, неуспешное «завершение» этапа не обязательно означает, что вы столкнетесь с последствиями, описанными Эриксоном. Успешное завершение нескольких, но не всех, этапов также предполагает встречу в середине двух противоречащих друг другу результатов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *