Естественный эксперимент это в психологии: Естественный эксперимент — Психологос

Содержание

Естественный эксперимент — Психологос

Естественный эксперимент, или полевой эксперимент — вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора — нет.

Данный тип психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях по социальной психологии, и нередко проводится в режиме пилотажного, пробного варианта.

Возможности и ограничения метода

При проведении такого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей роли и участии в эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования.

Ограничения метода — ограничены возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных.

Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. Не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, в возможности точно дозировать и варьировать влияние раздражителей, устранять мешающие факторы и создавать сравнимые условия. Теперь это мнение не может считаться верным во всех случаях. Современная техника открывает широкие возможности перенесения положительных сторон лабораторного эксперимента в естественный. При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента — искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в течение психических процессов. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего забывая, что он является объектом исследования.

Виды и формы естественного эксперимента

Естественный эксперимент имеет много форм и различных приемов. Для сбора первичной информации обычно используются:

  • Вводные задачи.

В простейшем своем виде он широко применяется в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем устно («Случилось то-то, что будете делать?») или путем введения незаметно для сотрудника отклонения в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или иную гипотезу исследователя.

  • Формирующий эксперимент

Широкое применение в практической психологии находит формирующий (обучающий или воспитывающий) эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования, развития.

  • Измененение условий деятельности

Своеобразным методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее продуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или «хватка» за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняются эмоциональный фон и мотивы деятельности и т.

д. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков.

  • Моделирование изучаемой деятельности

Моделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. В таком случае прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Естественный эксперимент | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Естественный эксперимент (англ. natural experiment) — особый вид психологического эксперимента, разработанный известным рос. психологом А.Ф. Лазурским (1874-1917). Лазурский впервые доложил о Е. э. на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918г. вышла в свет книга «Естественный эксперимент и его школьное применение» — итог 6-летней работы кружка, организованного Лазурским из числа сотрудников психологической лаборатории Психоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли также психологи М.Я. Басов и В.А. Артемов («Естественный эксперимент». — М., 1927).

Естественный эксперимент соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Естественный эксперимент позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым.

Недостаток метода Естественный эксперимент — сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.

Один из вариантов естественный эксперимента — психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению (см.

Обучающий эксперимент). См. также Виды наблюдения.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Естественный эксперимент [Лазурский А.Ф., 1918] — метод психологического исследования, занимающий промежуточное положение между объективным наблюдением и лабораторным экспериментом. Характеризуется естественностью условий наблюдения с точностью и научностью эксперимента. Автор по методу Е.э. проводил педагогический анализ занятий школьника в психологических критериях и терминах, с позиций психологического эксперимента изучались все виды занятий: игры, гимнастические упражнения и др.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Естественный эксперимент — естественно возникающая ситуация, которая содержит многие из характеристик формального, лабораторного эксперимента и в которой можно определить факторы, функционирующие как независимые переменные, хотя они и не контролируются в обычном смысле. Например, можно изучать роль обучения в развитии словаря ребенка посредством сравнения числа новых слов, выученных в течение лета, с числом слов, выученных за предшествующие и последующие месяцы.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Естественный эксперимент

Естественный эксперимент: определение и примеры, психология

В то время как люди часто думают об экспериментах, проводимых в лабораториях и контролируемых условиях, психологи также рассматривают реальную среду как возможность исследовать явления. Поведение меняется в зависимости от обстановки, и изучение областей исследования в их естественных условиях может повысить достоверность результатов. Естественные эксперименты дают исследователям возможность исследовать поведение человека в повседневной жизни.

  • Мы собираемся исследовать естественные эксперименты, используемые в психологических исследованиях.
  • Начнем с определения естественного эксперимента.
  • Затем мы рассмотрим, как естественные эксперименты используются в психологии, и рассмотрим естественные эксперименты, примеры исследований, которые помогут проиллюстрировать нашу точку зрения.
  • Далее мы рассмотрим естественные и полевые эксперименты, чтобы подчеркнуть различия между двумя типами исследований.
  • И в завершение мы рассмотрим преимущества и недостатки естественного эксперимента.

Рис. 1. Естественные эксперименты могут исследовать такие события, как стихийные бедствия.

Естественный эксперимент Определение

Естественные эксперименты — это, по существу, эксперименты, направленные на изучение природных явлений. Определение естественного эксперимента — это исследовательская процедура, которая происходит в естественных условиях участника и не требует никаких манипуляций со стороны исследователя.

В экспериментах наблюдают за изменениями независимой переменной (IV), чтобы определить, влияют ли эти изменения на зависимую переменную (DV). Однако в естественных экспериментах исследователь не манипулирует IV. Вместо этого они наблюдают за происходящими естественными изменениями.

Некоторыми примерами естественных внутривенных вливаний являются половые отношения при рождении, независимо от того, пережили ли люди стихийное бедствие, травматический опыт или у них диагностировано определенное заболевание.

Эти примеры показывают, что исследователь практически не может ими манипулировать.

Естественный эксперимент: психология

Почему исследователи могут выбрать естественный эксперимент? Как мы только что обсудили, иногда исследователи не могут манипулировать IV. Но они все еще могут захотеть увидеть, как изменения в IV влияют на DV, поэтому используйте естественный эксперимент.

Иногда исследователь может манипулировать капельницей, но это может быть неэтично или непрактично, поэтому они проводят естественный эксперимент.

В естественных условиях исследователь может увидеть, как изменения в IV влияют на DV, но, в отличие от лабораторных экспериментов, исследователь должен определить, как изменяется IV. Напротив, лабораторные эксперименты заранее определяют, как будут манипулировать капельницей.

Естественный эксперимент: примеры

Естественные эксперименты часто проводятся в реальных условиях. Пример можно увидеть при изучении влияния женской и мужской производительности в офисной среде и того, играет ли пол роль в удержании клиентов. Другие примеры включают изучение поведения в школе и влияние возраста на поведение.

Давайте рассмотрим гипотетическое исследование, в котором используется метод естественного эксперимента.

Исследовательская группа интересовалась отношением людей к сообществу после стихийного бедствия.

Данные для исследования были собраны с помощью интервью. IV возникала естественным образом, поскольку исследователь не манипулировал IV; вместо этого они набрали участников, которые недавно пережили стихийное бедствие.

Естественный эксперимент против полевого эксперимента

В таблице ниже приведены основные сходства и различия между экспериментами в естественных условиях и экспериментами в полевых условиях.

Natural Experiment Field Experiment
It takes place in a natural setting Y Y
Researcher manipulates IV N Y

Естественный эксперимент: преимущества и недостатки

В следующем разделе будут представлены преимущества и недостатки естественного эксперимента. Мы обсудим новые исследовательские возможности, причинно-следственные связи, редкие возможности, ранее существовавшую систематическую ошибку выборки и этические вопросы.

Рис. 2. Естественные эксперименты имеют свои преимущества и недостатки.

Новые возможности для исследований

Естественные эксперименты открывают возможности для исследований, которые невозможно проводить по этическим и практическим причинам.

Например, невозможно манипулировать стихийным бедствием или лишением материнства на участниках.

Таким образом, естественные эксперименты — единственный этичный способ для исследователей исследовать причинно-следственную связь вышеперечисленных тем. Таким образом, естественные эксперименты открывают возможности практических исследований для изучения условий, которыми нельзя манипулировать.

Высокая экологическая достоверность

Естественные эксперименты имеют высокую экологическую достоверность, поскольку в естественных экспериментах изучаются проблемы реального мира, которые естественным образом возникают в реальных условиях.

Когда в исследовании используются и применяются реальные условия и методы, считается, что оно имеет высокий приземленный реализм.

Преимущество этого в том, что результаты с большей вероятностью применимы и обобщаемы в реальных ситуациях.

Редкие возможности

У исследователей мало возможностей для проведения естественных экспериментов. Большинство природных явлений — это «одноразовые» ситуации. Поскольку природные явления уникальны, результаты имеют ограниченную применимость к аналогичным ситуациям.

Кроме того, исследователи практически не могут воспроизвести естественные эксперименты; поэтому трудно установить надежность результатов.

Ранее существовавшая систематическая ошибка выборки

В естественных экспериментах ранее существовавшая систематическая ошибка выборки может быть проблемой. В естественных экспериментах исследователи не могут случайным образом распределять участников по разным условиям, потому что их создают естественные события. Следовательно, в естественных экспериментах различия между участниками могут действовать как смешанные переменные.

В результате смещение выборки в естественных экспериментах может привести к низкой внутренней валидности и возможности обобщения исследования.

Этические вопросы

Хотя естественные эксперименты считаются единственным этически приемлемым методом изучения условий, которыми нельзя манипулировать, этические проблемы все же могут возникать. Поскольку естественные эксперименты часто проводятся после травмирующих событий, интервьюирование или наблюдение за людьми после события может нанести психологическую травму участникам.

Исследователи должны быть готовы к потенциальным этическим проблемам, таким как психологический вред, с которым обычно приходится иметь дело, предлагая терапию. Однако это может быть довольно дорогостоящим. И этический вопрос может привести к тому, что участники выпадут из исследования, что также может повлиять на качество исследования.


Естественный эксперимент – основные выводы

  • Определение естественного эксперимента – это исследовательская процедура, которая происходит в естественных условиях участника и не требует манипуляций со стороны исследователя.

  • Некоторыми примерами естественного внутривенного введения являются половые отношения при рождении, независимо от того, пережили ли люди стихийное бедствие, травматический опыт или у них диагностировано определенное заболевание.

  • Иногда исследователь может манипулировать капельницей, но это может быть неэтично или непрактично, поэтому они проводят естественный эксперимент.

  • Преимущества естественных экспериментов заключаются в том, что они предоставляют возможности для исследований, которые исследователи не могут проводить по этическим или практическим причинам, и имеют высокую экологическую достоверность.

  • Недостатками естественных экспериментов являются проблемы с надежностью, ранее существовавшая систематическая ошибка выборки и этические проблемы, например, проведение исследования после травмирующих событий может вызвать психологический стресс.

Естественный эксперимент | обсервационное исследование

Похожие темы:
наблюдение

Просмотреть весь связанный контент →

естественный эксперимент , наблюдательное исследование, в котором событие или ситуация, допускающая случайное или кажущееся случайным распределение субъектов исследования по разным группам, используется для ответа на конкретный вопрос. Естественные эксперименты часто используются для изучения ситуаций, в которых контролируемые эксперименты невозможны, например, когда интересующая экспозиция не может быть практически или этически назначена субъектам исследования. Ситуации, которые могут создать подходящие условия для естественного эксперимента, включают изменения политики, погодные явления и стихийные бедствия. Естественные эксперименты чаще всего используются в областях эпидемиологии, политологии, психологии и социальных наук.

Сравнение с планом контролируемого исследования

Ключевые особенности дизайна экспериментального исследования включают манипулирование и контроль. Манипуляция в данном контексте означает, что экспериментатор может контролировать, какие объекты исследования получают какие воздействия. Например, субъекты, рандомизированные в лечебную группу эксперимента, обычно получают лечение лекарством или терапией, на которые направлен эксперимент, в то время как субъекты контрольной группы не получают никакого лечения или получают другое лечение. Контроль легче всего осуществляется путем случайного распределения, что означает, что процедуры, с помощью которых участники распределяются по условиям лечения и контроля, гарантируют, что каждый имеет равную вероятность включения в любую группу. Случайное распределение гарантирует, что индивидуальные характеристики или опыт, которые могут исказить результаты лечения, в среднем равномерно распределяются между двумя группами. Таким образом, можно манипулировать хотя бы одной переменной, и единицы случайным образом распределяются по разным уровням или категориям управляемых переменных.

В эпидемиологии золотым стандартом дизайна исследования обычно считается рандомизированное контрольное исследование (РКИ). РКИ, однако, могут дать ответы только на определенные типы эпидемиологических вопросов и бесполезны при исследовании вопросов, для которых случайная выборка либо непрактична, либо неэтична. Большая часть эпидемиологических исследований опирается на данные наблюдений, что вызывает проблемы при выводе причинно-следственных связей из результатов. Основным допущением для вывода о причинно-следственной связи является то, что средний результат группы, подвергшейся одному режиму лечения, представляет собой средний результат, который был бы у другой группы, если бы они подвергались такому же режиму лечения. Если лечение назначается не случайным образом, как в случае обсервационных исследований, предположение о том, что две группы взаимозаменяемы (как по известным, так и по неизвестным вмешивающимся факторам), нельзя считать верным.

В качестве примера предположим, что исследователя интересует влияние плохого жилья на здоровье. Поскольку нецелесообразно и неэтично распределять людей по разным жилищным условиям, этот вопрос трудно изучать с использованием экспериментального подхода. Однако, если бы было принято изменение жилищной политики, такое как лотерея для субсидируемых ипотечных кредитов, которое позволило бы некоторым людям переехать в более желательное жилье, оставив других таких же людей в их прежнем некачественном жилье, можно было бы использовать это изменение политики для изучения Влияние смены жилья на состояние здоровья.

В другом примере, известном природном эксперименте в Хелене, штат Монтана, курение было запрещено во всех общественных местах на шестимесячный период. Позже следователи сообщили о 60-процентном снижении числа сердечных приступов в районе исследования за время действия запрета.

Естественные эксперименты как квазиэксперименты

Поскольку естественные эксперименты не рандомизируют участников в группы воздействия, предположения и аналитические методы, обычно применяемые к планам экспериментов, для них неприменимы. Скорее, естественные эксперименты — это квазиэксперименты, и их следует рассматривать и анализировать как таковые. Отсутствие случайного распределения означает, что множественные угрозы причинно-следственной связи, включая истощение, историю, тестирование, регрессию, инструментирование и созревание, могут повлиять на наблюдаемые результаты исследования. По этой причине естественные эксперименты никогда не смогут однозначно определить причинно-следственную связь в данной ситуации. Тем не менее, они являются полезным методом для исследователей, и при осторожном использовании они могут предоставить дополнительные данные, которые могут помочь в решении исследовательского вопроса и которые невозможно получить каким-либо другим способом.

Инструментальные переменные

Основным ограничением в выводе о причинно-следственной связи на основе естественных экспериментов является наличие неизмеримого смешения. Один класс методов, предназначенных для контроля искажений и ошибок измерения, основан на инструментальных переменных (IV). Несмотря на то, что они полезны в различных приложениях, достоверность и интерпретация оценок IV зависят от сильных предположений, правдоподобие которых необходимо учитывать в отношении рассматриваемой причинно-следственной связи.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В частности, анализ IV зависит от предположения, что субъекты были эффективно рандомизированы, даже если рандомизация была случайной (в случае изменения административной политики или воздействия стихийного бедствия) и приверженность к случайному распределению была низкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *