Этапы формирующего эксперимента: 2. Цель и основные этапы формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии

Содержание

2. Цель и основные этапы формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии

Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии

контрольная работа

Формирующий эксперимент — применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.

Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Синонимы формирующего эксперимента:

— преобразующий,

— созидательный,

— воспитывающий,

— обучающий,

— метод активного формирования психики.

По целям различают констатирующий и формирующий эксперименты.

Цель констатирующего эксперимента — измерение наличного уровня развития (напр. , уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т.п.). Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента.

Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру. Основу формирующего эксперимента составляет экспериментально-генетический метод исследования психического развития.

Теоретической основой формирующего эксперимента является концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии.

Формирующий эксперимент имеет ряд этапов. На первом этапе посредством наблюдения, констатирующих экспериментов и других методов устанавливается фактическое состояние и уровень того психического процесса, свойства, признака, на которые мы в дальнейшем собираемся воздействовать. Иными словами, осуществляется психологическая диагностика той или иной стороны психического развития. На основе полученных данных исследователь, исходя из теоретических представлений о характере и движущих силах развития этой стороны психики, разрабатывает план активного психолого-педагогического воздействия, т. е. прогнозирует путь развития данного явления.

На втором этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. От обычного учебно-воспитательного процесса он в данном случае отличается строго заданными изменениями в содержании, организации и методах педагогических воздействий. При этом в каждом отдельном исследовании может проверяться конкретное воздействие.

На заключительном этапе и в ходе самого исследования проводятся диагностические эксперименты, в результате которых мы контролируем ход происходящих изменений и измеряем результаты.

Чтобы убедиться, что изменения, зафиксированные после проведения формирующих экспериментов, произошли именно от их воздействия, необходимо сравнить полученные результаты не только с исходным уровнем, но и с результатами в группах, где эксперимент не проводился. Такие группы в отличие от исследуемых, экспериментальных, называются контрольными. При этом оба ряда групп должны быть одинаковыми по возрасту, объему, уровню развития детей. Желательно, чтобы работу в них вел один и тот же педагог-экспериментатор. Иными словами, необходимо соблюдать все правила психологического экспериментирования и особенно принцип соблюдения равных условий опыта.

Приведем пример. В исследованиях, проведенных под руководством А.В. Запорожца, формирующий эксперимент был использован для проверки гипотезы о том, что при определенных условиях можно поднять на новую ступень процессы восприятия, развить отдельные стороны сенсорики ребенка. Выяснилось, что детям трудно различать звуки по высоте. Для развития звуковысотного слуха был разработан формирующий эксперимент, в котором вводились предметы, пространственные свойства и отношения которых как бы «моделировали» звуковысотные отношения. Перед детьми разыгрывались сцены-драматизации, в которых участвовали большой «медведь-папа», издававший низкие звуки, «медведица-мама», которая была поменьше и издавала более высокие звуки, и совсем маленький «медвежонок-сын», издававший еще более высокие звуки. Потом экспериментатор совместно с детьми разыгрывал сцены из жизни этих персонажей: «медведи» прятались в разных местах, и ребенок должен был отыскать их по голосу. Оказалось, что после такого обучения даже младшие дети (2-4 лет) начинают не только легко различать по высоте голоса, издаваемые игрушечными животными, но и более успешно дифференцировать любые звуки, которые встречаются им впервые и совершенно не связаны с какими-либо известными им предметами. Приведем пример формирующего эксперимента из другой области детской психологии.

При изучении причин, по которым дети в дошкольной группе занимают различное положение среди сверстников, мы предположили, что большое значение имеет субъективная информативность ребенка. Иными словами, не выбирают ли дети для общения тех сверстников, которые обладают какими-либо интересными для многих знаниями и умеют ими поделиться. Для доказательства этой гипотезы было проведено специальное исследование. На первом этапе изучались межличностные предпочтения в группах детей (в том числе и описанным выше социометрическим методом «Поздравь товарища») и устанавливался статус, уровень положения каждого ребенка. На втором этапе детей, которые занимали в группе неблагоприятное положение, «наделяли» новой интересной информацией (рассказывали им незнакомые другим сказки, обучали новым играм и т. д.) и учили приемам ее передачи товарищам. После того как дети стали применять полученные знания в повседневном общении со сверстниками, был проведен контрольный социометрический эксперимент, результаты которого свидетельствовали о правильности гипотезы: положение детей, ранее находившихся в неблагоприятном положении, значительно улучшилось (исследование Я. Л. Коломинского).

формирующий эксперимент дидактический обучение

Делись добром 😉

Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

3.1 Теоретические основы формирующего эксперимента

Главной предпосылкой для разработки коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками является вывод о том, что у этих детей недостаточно развито произвольное внимание (в особенности распределение и переключение). Как известно…

Национальные стили ведения переговоров. Описание английского, российского, американского и других стилей

1.2 Цель, функции и этапы деловых переговоров

Люди, чтобы достигнуть какие-либо задачи и различные цели, вынуждены вступать в различные партнерские отношения. Переговоры присутствуют во всех сферах жизни людей. Деловые переговоры достаточно часто имеют узкую задачу. В учебном пособии Е.Н…

Особенности межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

2.
1 Цель, задачи, организация констатирующего эксперимента

Учитывая определяющую роль межличностных отношений детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе их «врастания в человеческую культуру», овладения человеческими видами поведения и деятельности…

Проблема развития в возрастной психологии

2 Роль и место формирующего эксперимента в получении психологических фактов

Психолого-педагогические условия развития внимания у детей 5-6 лет с нарушением речи

2.2 Анализ результатов формирующего эксперимента

Констатирующий этап Опишем результаты, полученные нами в ходе диагностического исследования. Началом исследования послужила диагностика уровня устойчивости и концентрации внимания в исследуемых группах. Мы получили данные…

Психотехника первичной интеграции

2. Цель первичной интеграции и ее основные понятия

Если говорить просто, то целью первичной интеграции является повышение осознанности «Я», подлинной природы человека, и интеграция этой возросшей осознанности в повседневную жизнь. Здесь нет конечной цели, а есть скорее путь…

Развитие коммуникативной компетентности подростков в процессе внеучебной деятельности

2.1 Цель, задачи и методы констатирующего эксперимента

Цель: изучить и выявить пути развития коммуникативной компетенции подростков в процессе внеучебной деятельности. В ходе этого этапа решались задачи: 1…

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности

2.1 Этапы развития творческого мышления младших школьников в процессе эксперимента

Принципы построения экспериментальной программы: 1.Общекультурная (мировоззренческая, духовно-пространственная) направленность…

Роль деятельности младших школьников в развитии восприятия

2.1. Подготовка материалов контролирующего и формирующего эксперимента

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность. ..

Роль половозрастных и социальных факторов в психической адаптации детей дошкольного возраста

2.1 Цель, задачи, методы констатирующего эксперимента

Целью данного исследования явилось изучение роли социальных и половозрастных факторов в адаптации детей дошкольного возраста…

Теоретический анализ основ рационально-эмотивной терапии и особенностей её практического применения

2.1 Цель, задачи и этапы терапевтического процесса

Рационально-эмотивная терапия, согласно Эллису, представляет собой «лечение неразумности здравым смыслом». Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! — СПб.: Питер Пресс, 1997. — С…

Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии

1. Метод формирующего эксперимента: развитие и место в системе методов

Проблема валидности применения экспериментального метода в социально-психологическом исследовании — тема острых дискуссий первой половины прошлого века, однако и сегодня она продолжает волновать исследователей. Так, подчеркивая…

Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии

3. Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента

Экспериментальное обучение — один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают два вида экспериментального обучения: — индивидуальный обучающий эксперимент…

Эксперимент как метод психологического исследования

3. Основные характеристики эксперимента

Эмпирическое исследование представляет собой один из видов исследований, который использует опытные приемы познания…

Эксперимент как основной метод психологического исследования

2. Этапы психологического эксперимента

1. Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Однако первым этапом собственно исследования является первичная постановка проблемы…

Цель и основные этапы формирующего эксперимента — Мегаобучалка

 

Формирующий эксперимент — применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.

Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса.

Синонимы формирующего эксперимента:

преобразующий,

созидательный,

воспитывающий,

обучающий,

метод активного формирования психики.

По целям различают констатирующий и формирующий эксперименты.

Цель констатирующего эксперимента — измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т.п.). Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента.

Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создаётся специальная экспериментальная ситуация, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру. Основу формирующего эксперимента составляет экспериментально-генетический метод исследования психического развития.



Теоретической основой формирующего эксперимента является концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии.

Формирующий эксперимент имеет ряд этапов. На первом этапе посредством наблюдения, констатирующих экспериментов и других методов устанавливается фактическое состояние и уровень того психического процесса, свойства, признака, на которые мы в дальнейшем собираемся воздействовать. Иными словами, осуществляется психологическая диагностика той или иной стороны психического развития. На основе полученных данных исследователь, исходя из теоретических представлений о характере и движущих силах развития этой стороны психики, разрабатывает план активного психолого-педагогического воздействия, т. е. прогнозирует путь развития данного явления.

На втором этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. От обычного учебно-воспитательного процесса он в данном случае отличается строго заданными изменениями в содержании, организации и методах педагогических воздействий. При этом в каждом отдельном исследовании может проверяться конкретное воздействие.

На заключительном этапе и в ходе самого исследования проводятся диагностические эксперименты, в результате которых мы контролируем ход происходящих изменений и измеряем результаты.

Чтобы убедиться, что изменения, зафиксированные после проведения формирующих экспериментов, произошли именно от их воздействия, необходимо сравнить полученные результаты не только с исходным уровнем, но и с результатами в группах, где эксперимент не проводился. Такие группы в отличие от исследуемых, экспериментальных, называются контрольными. При этом оба ряда групп должны быть одинаковыми по возрасту, объему, уровню развития детей.

Желательно, чтобы работу в них вел один и тот же педагог-экспериментатор. Иными словами, необходимо соблюдать все правила психологического экспериментирования и особенно принцип соблюдения равных условий опыта.

Приведем пример. В исследованиях, проведенных под руководством А.В. Запорожца, формирующий эксперимент был использован для проверки гипотезы о том, что при определенных условиях можно поднять на новую ступень процессы восприятия, развить отдельные стороны сенсорики ребенка. Выяснилось, что детям трудно различать звуки по высоте. Для развития звуковысотного слуха был разработан формирующий эксперимент, в котором вводились предметы, пространственные свойства и отношения которых как бы «моделировали» звуковысотные отношения. Перед детьми разыгрывались сцены-драматизации, в которых участвовали большой «медведь-папа», издававший низкие звуки, «медведица-мама», которая была поменьше и издавала более высокие звуки, и совсем маленький «медвежонок-сын», издававший еще более высокие звуки.

Потом экспериментатор совместно с детьми разыгрывал сцены из жизни этих персонажей: «медведи» прятались в разных местах, и ребенок должен был отыскать их по голосу. Оказалось, что после такого обучения даже младшие дети (2-4 лет) начинают не только легко различать по высоте голоса, издаваемые игрушечными животными, но и более успешно дифференцировать любые звуки, которые встречаются им впервые и совершенно не связаны с какими-либо известными им предметами. Приведем пример формирующего эксперимента из другой области детской психологии.

При изучении причин, по которым дети в дошкольной группе занимают различное положение среди сверстников, мы предположили, что большое значение имеет субъективная информативность ребенка. Иными словами, не выбирают ли дети для общения тех сверстников, которые обладают какими-либо интересными для многих знаниями и умеют ими поделиться. Для доказательства этой гипотезы было проведено специальное исследование. На первом этапе изучались межличностные предпочтения в группах детей (в том числе и описанным выше социометрическим методом «Поздравь товарища») и устанавливался статус, уровень положения каждого ребенка.

На втором этапе детей, которые занимали в группе неблагоприятное положение, «наделяли» новой интересной информацией (рассказывали им незнакомые другим сказки, обучали новым играм и т. д.) и учили приемам ее передачи товарищам. После того как дети стали применять полученные знания в повседневном общении со сверстниками, был проведен контрольный социометрический эксперимент, результаты которого свидетельствовали о правильности гипотезы: положение детей, ранее находившихся в неблагоприятном положении, значительно улучшилось (исследование Я.Л. Коломинского).

формирующий эксперимент дидактический обучение

Как провести качественное формативное исследование

Введение

Крайне важно провести качественное исследование перед внедрением любой программы SBCC, потому что без него вы не сможете узнать свою целевую аудиторию, их текущий уровень знаний, их убеждения и отношения, каналы, по которым они получать и действовать в соответствии с информацией и барьерами на пути принятия новых моделей поведения в отношении здоровья. Разработка любой программы должна начинаться с аудиторией, а не разрабатываться изолированно, в отрыве от предполагаемой аудитории.

Двумя наиболее распространенными подходами, используемыми в формативных исследованиях, являются обсуждения в фокус-группах (ФГД) и углубленные интервью (IDI) .

Эти методы эффективны для понимания того, что побуждает людей и сообщества вести себя определенным образом и как они видят мир или сообщество вокруг себя. Как обсуждения в фокус-группах, так и подробные интервью могут предоставить жизненно важную информацию, которая может помочь в формировании будущих количественных исследований, или их можно использовать для более глубокого изучения или раскрытия дополнительных сведений о существующих количественных данных, таких как результаты опросов.

Причины использования фокус-группы или глубинного интервью совершенно разные.

Исследователи часто выбирают комбинацию ОФГ и ИДИ, чтобы всесторонне изучить население и его убеждения, отношения и поведение. Хотя плюсы и минусы использования FGD или IDI различны, процесс создания, выполнения и анализа FGD и IDI в некоторых отношениях похож. Описанные ниже шаги могут быть применены к развитию обоих методов проведения формативного исследования.

1. Объясните процесс создания руководства для обсуждения в фокус-группе (ФГД) и глубинного интервью (ИДИ)

2. Опишите обоснование проведения ФГД и ИДИ

3. Опишите ключевые элементы проведения эффективные ФГД и ИДИ

Этапы

Приступая к планированию качественного формирующего исследования, необходимо ответить на следующие ключевые вопросы:

  • Какие основные вопросы здравоохранения должны быть решены программой?

  • Что уже известно о выпуске и аудитории? Например, что уже известно о факторах, которые стимулируют или препятствуют поведению членов целевой аудитории в отношении решаемой проблемы со здоровьем?

  • Какая еще информация необходима для разработки вашей стратегии и программы SBCC?

  • Как информация, собранная в ходе группового обсуждения или интервью, будет использоваться для определения стратегии, создания материалов, установления приоритетов и т. д.?

  • Какая информация требуется от участников, которая может помочь в принятии решений, связанных с разработкой или реализацией вмешательства?

Формирующее исследование может иметь более одной цели, но каждая из них должна быть четким заявлением о том, что вы хотите узнать из исследования. Используйте активные слова, чтобы сформулировать свои цели, то есть то, чего вы хотите достичь с помощью исследования, например:

  • Опишите , как женщины ищут информацию о методах планирования семьи.
  • Определить процесс, которому следуют мужчины и женщины, чтобы решить, следует ли использовать планирование семьи.
  • Определите причин, по которым женщины не говорят со своими мужьями о планировании семьи.
  • Разъясните , как отношения со сверстниками влияют на решения подростков о планировании семьи.

Определите, является ли каждая цель:

  • Конкретной , целенаправленной, четко описанной?
  • Соответствует целям программы и аудитории?
  • Выполнимо для обсуждения на собеседовании или ФГД?

Отбросьте или перепишите все, что не является конкретным, релевантным и выполнимым.

Расположите цели в порядке важности.

  • На что нужно ответить в первую очередь для принятия решения по программе?
  • Что полезно знать, но не так важно?

Кого набирать для ОФГ или ИДИ зависит от темы и, особенно для ОФГ, от одинаковости участников. Некоторые темы могут быть важны только для определенной группы людей. Например, исследование практики грудного вскармливания не будет иметь отношения к женщинам, которые никогда не кормили грудью. Планирование семьи, с другой стороны, представляет собой вопрос, имеющий определенное значение как для женатых мужчин, так и для женщин, но не для неженатых мужчин и женщин. В примере с грудным вскармливанием у женщин, которые в настоящее время кормят грудью, могут быть другие взгляды, знания и практика, чем у женщин, которые кормили грудью много лет назад. Если обе подгруппы женщин входят в состав целевой аудитории, то может потребоваться больше дискуссионных групп или интервью, чтобы понять различия между ними.

Определение подходящих респондентов является ключом к получению сведений и информации, имеющих отношение к планируемому вами вмешательству.

Количество ОФГ или IDI, которые необходимо провести, зависит от ряда факторов, включая одинаковость (однородность) участников и насыщенность ответов для более полного понимания вопросов. При определении количества ОФГ или IDI необходимо учитывать демографический состав целевой аудитории. Разработайте список ключевых атрибутов, которые представляют предполагаемую популяцию исследования. Если целевой группой являются городские бедняки в возрасте 15-24 лет, то в ОФГ или ИДИ должны входить люди, соответствующие этим критериям. Не забудьте продумать различные демографические факторы, которые могут повлиять на поведение, на которое вы пытаетесь повлиять, и соответствующим образом сформировать количество групп или интервью.

При составлении ОФГ важно учитывать размер групп. В среднем в каждой ФГД участвуют 6-12 человек, потому что менее шести участников производят меньше критической массы обсуждений и взаимодействий; группами более 8-10 человек может быть трудно управлять, и может быть трудно дать каждому возможность высказать свое мнение.

Если выборка участников более неоднородна (т. е. члены группы имеют разные взгляды, уровни знаний или опыта в решении проблемы или различаются географически или демографически), необходимо будет провести больше ОФГ или IDI, чтобы охватить все разные точки зрения. Если выборка больше однородные схожие взгляды или демографические данные в отношении вопросов здоровья), потребуется меньшее количество ОФГ или ИДИ, поскольку более однородное население часто дает меньший диапазон взглядов и мнений.

Насыщение относится к моменту исследовательского процесса, когда все точки зрения и информация по проблеме уже озвучены участниками. Насыщение происходит, когда последние или окончательные IDI или FGD не раскрывают каких-либо новых идей или идей, которые не упоминались в предыдущих интервью или обсуждениях. Если исследование не должно изучать мнения многих различных подгрупп, в большинстве формативных исследований проводится не более 10 ОФГ или IDI, прежде чем будет достигнуто насыщение. На этом этапе, если обсуждения и интервью все еще приносят новые идеи, может потребоваться больше сессий.

Начните с составления списка вопросов, соответствующих целям исследования. После того, как вопросы составлены, проанализируйте цель и задачи вашего исследования. Сократите список вопросов до наиболее актуальных и важных для исследования, в идеале от 7 до 10 вопросов, имея в виду, что за каждым вопросом будут следовать дополнительные уточняющие вопросы. Вы можете составить список некоторых наводящих вопросов, которые следует держать под рукой и использовать в зависимости от направления обсуждения или интервью. Наводящие вопросы позволяют глубже понять основные причины обсуждаемой проблемы или поведения. Не перегружайте руководство обсуждения слишком большим количеством вопросов. ОФГ обычно длится от 1 до 2 часов, а глубинное интервью обычно короче. Помните, что цель качественного исследования — углубиться в несколько ключевых идей, а не поверхностно охватить множество тем.

Вопросы должны быть открытыми (т. е. на них нельзя отвечать просто «да» или «нет»), чтобы вызвать новые идеи и стимулировать обсуждение. Убедитесь, что вопросы не предвзяты и не содержат формулировок, которые могут побудить участников отвечать определенным образом. Как только вопросы будут уточнены, расположите их в таком порядке, чтобы они начинались от более общего к частному и таким образом, чтобы это было удобно для участников. Первые один или два вопроса должны быть простыми вводными или разогревающими вопросами, которые успокаивают респондентов, помогают установить взаимопонимание между ними и интервьюером и подводят к более серьезным вопросам.

Фасилитаторы или модераторы ведут ОФГ и интервьюеры используются для IDI. Эффективная фасилитация ФГ требует особого набора навыков, которыми обладают не все фасилитаторы. В ОФГ ведущий должен обеспечить, чтобы все участники делились своим мнением и взаимодействовали друг с другом. Также важен дополнительный человек, который может делать заметки в ходе обсуждения, чтобы ведущий мог свободно модерировать обсуждение.

Эффективное интервьюирование требует особого набора навыков для установления личного взаимопонимания и доверия, которые позволят участнику честно поделиться своими мнениями и чувствами. Как фасилитаторы, так и интервьюеры должны иметь возможность дипломатично вести обсуждение и следить за тем, чтобы каждый участник был услышан. Они должны быть открытыми, гибкими, терпеливыми, наблюдательными и хорошими слушателями и следить за тем, чтобы они не вели беседу и не влияли на нее. Они должны уметь улавливать и использовать тенденции в разговоре, а также использовать активное и рефлексивное слушание. Они также должны быть хорошо знакомы с темой исследования и более крупными целями проекта, чтобы он или она могли поддерживать разговор в центре беседы о целях и потребностях исследования. Фасилитаторы или интервьюеры могут быть штатными сотрудниками, волонтерами или сторонними профессионалами, но в любом случае они должны обладать сильными навыками межличностного общения, даже если их взаимодействие с участниками в значительной степени зависит от сценария.

Сценарий необходим для FGD или IDI. Вопросы, созданные на шаге 5, будут частью сценария, но не всем. Скрипт должен иметь следующую структуру:

  1. Открытие . Составьте вступительное заявление для ведущего, в котором он или она будет приветствовать участников, представиться, представить цель исследования, объяснить, как будет работать фокус-группа или индивидуальное интервью, и попросить участников кратко представиться. Если этого требует совет по этике исследований, этот сценарий может также включать формулировку, необходимую для получения информированного согласия респондентов на участие в исследовании.
  2. Вопросы . Эта часть сценария состоит из вопросов, созданных на шаге 5. Не забудьте начать с вводных вопросов, чтобы облегчить участникам более серьезную и глубокую беседу.
  3. Закрытие . В заключение фасилитатор должен обобщить некоторые общие темы и идеи, которые возникли в результате беседы, и дать участникам возможность сказать любые заключительные слова, поблагодарить их за их вклад, сообщить им, как будут использоваться данные, и объяснить, как будут распространяться результаты. .

После того, как вы получите все вышеперечисленное, следующим соображением будет поиск подходящего места для проведения ЖДА или ФГД. Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при выборе места встречи, чтобы получить максимальную информацию от респондентов, которые должны быть расслабленными и открытыми для того, чтобы поделиться своими мыслями и мнениями. Местные лидеры и люди помогут определить правильное место для этого. Идеальные места — это места, которые:

При проведении углубленных интервью или обсуждений в фокус-группах имейте в виду следующее:

После завершения ОФГ или IDI ведущий или интервьюер должны немедленно записать любые впечатления или наблюдения, сделанные во время обсуждения или интервью, которые могут помочь в анализе. Аудиозапись обсуждений должна быть тщательно расшифрована и, при необходимости, переведена. Ведущий не обязан делать это, но если третья сторона оказывает эту услугу, ведущий должен проверить точность транскрипций, прежде чем они будут подвергнуты анализу. Чем быстрее расшифровывается ОФГ или ИДИ, тем меньше вероятность ошибок из-за провалов в памяти ведущего.

После расшифровки ОФГ или ИДИ их следует проанализировать и закодировать по общим темам, связанным с целью и задачами исследования. Организация или группировка утверждений по темам позволяет лучше организовать данные при извлечении результатов и основных выводов. Эти результаты должны быть включены в отчет, в котором подробно описываются методы исследования, основные результаты и результаты дискуссий и/или интервью, а также последствия, связанные с разработкой кампании или программы в области здравоохранения.

Этот качественный формирующий исследовательский процесс и итоговый отчет позволят партнерам и ключевым заинтересованным сторонам лучше понять целевую группу населения, особенно в отношении интересующей темы здравоохранения. После того, как формативное исследование будет завершено, пришло время начать рассмотрение типа вмешательства, в котором нуждается целевая группа населения, а также какую систему мониторинга и оценки следует внедрить, чтобы оценить, удовлетворяются ли потребности и интересы населения и чтобы убедиться, что программа идет по плану.

Образцы

Образцы руководств по обсуждению в фокус-группах и подробным интервью

  • Некоторые темы здравоохранения могут быть слишком деликатными или неуместными для определенных групп населения или групп, чтобы обсуждать их публично. Соответственно скорректируйте цели или методологию. Например, иногда неуместно обсуждать контрацепцию в смешанной группе мужчин и женщин. Вместо этого рассмотрите возможность проведения отдельных ФГД для мужчин и женщин.
  • Статистически репрезентативный означает, что полученные цифры отражают всю предполагаемую аудиторию программы SBCC, а не только людей, участвовавших в исследовании. Например, опрос аудитории может выявить, что из 1000 молодых замужних женщин в возрасте 18-24 респондентов, 200 из них (20%) сообщили, что искали информацию о здоровье в Интернете в течение последнего месяца. что они представляют всю аудиторию, и мы можем с уверенностью ожидать такой же уровень поиска информации о здоровье (20%) среди все молодых замужних женщин в возрасте от 18 до 24 лет. Нам часто нужно рассчитать пропорции аудитории с определенными атрибутами, чтобы расставить приоритеты, на чем программа должна сосредоточиться.

Проведение подробных интервью: руководство по разработке и проведению подробных интервью для оценки исходных данных

  • CARE. Инструментарий полевого персонала для формативных исследований «Окно возможностей».
  • Гиттельсон, Дж., Стеклер, А., Джонсон, К.С., Пратт, К., Гризер, М., Пикрел, Дж., и Стейтен, Л.К. (2006). Формирующие исследования в школьных и общественных программах и исследованиях в области здравоохранения: «Современное состояние» и подход TAAG. Санитарное просвещение и поведение , 33(1), 25-39.
  • Университет Лихай. Проведение фокус-группы.
  • Окриджский институт науки и образования. Этапы проведения фокус-групп или индивидуальных углубленных интервью.
  • Институт зарубежного развития. Исследования и политика в области развития: обсуждение в фокус-группах.
  • Международный следопыт. Проведение углубленных интервью: руководство по разработке и проведению углубленных интервью для оценки.

Формирующие и итоговые оценки

В профессии пользовательского опыта мы проповедуем итерацию и оценку. Существует два типа оценки: формирующая и итоговая, и то, на каком этапе процесса проектирования вы находитесь, определяет, какой тип оценки вам следует проводить.

Формирующие оценки направлены на определение того, какие аспекты дизайна работают хорошо, а какие нет и почему. Эти оценки выполняются во время редизайна и предоставляют информацию для постепенного улучшения интерфейса.

Допустим, мы разрабатываем адаптацию для новой, полностью переработанной версии нашего мобильного приложения. В процессе проектирования мы создаем прототип решения, а затем тестируем его с (обычно несколькими) пользователями, чтобы увидеть, насколько оно пригодно для использования. Исследование выявило несколько проблем с нашим прототипом, которые затем были исправлены с помощью нового дизайна. Этот тест является примером формативной оценки — он помогает дизайнерам определить, что нужно изменить для улучшения интерфейса.

Формирующая оценка интерфейсов включает в себя тестирование и изменение продукта, как правило, несколько раз, и поэтому хорошо подходит для процесса редизайна или создания нового продукта.

В обоих случаях вы повторяете этапы прототипирования и тестирования до тех пор, пока не будете настолько готовы к производству, насколько это возможно (еще больше итераций сформирует еще лучший дизайн, но в какой-то момент вам придется отправить продукт). Таким образом, формирующие оценки предназначены для того, чтобы направить дизайн на правильный путь.

Суммарные оценки описывают, насколько хорошо проект работает

, часто по сравнению с эталоном, таким как предыдущая версия проекта или конкурент. В отличие от формирующих оценок, целью которых является информирование процесса проектирования, итоговые оценки включают в себя получение общей картины и оценку общего впечатления от готового продукта. Суммарные оценки встречаются реже, чем формирующие оценки, обычно прямо перед или сразу после редизайна.

Вернемся к нашему примеру с мобильным приложением. Теперь, когда мы выпустили новое мобильное приложение, пришло время провести исследование и посмотреть, как наше приложение выглядит по сравнению с предыдущей версией приложения. Мы можем собрать данные о времени выполнения задачи и показателях успеха для основных функций приложения. Затем мы можем сравнить эти показатели с показателями, полученными в предыдущей версии приложения, чтобы увидеть, есть ли улучшения. Мы также сохраним результаты этого исследования, чтобы оценить последующие основные версии приложения. Этот тип исследования является итоговой оценкой, поскольку он оценивает отгруженный продукт с целью отслеживания производительности с течением времени и, в конечном итоге, расчета окупаемости инвестиций. Однако в ходе этого исследования мы можем обнаружить некоторые проблемы с удобством использования. Мы должны принять к сведению эти проблемы и решить их во время нашей следующей итерации дизайна.

В качестве альтернативы, другой тип итоговых оценок может сравнить наши результаты с результатами, полученными с помощью одного или нескольких приложений конкурентов, или с известными отраслевыми данными.

Все итоговые оценки рисуют общую картину удобства использования системы. Они предназначены для использования в качестве контрольных точек, чтобы вы могли определить, улучшаете ли вы свои собственные проекты с течением времени или побеждаете конкурентов.

Окончательная итоговая оценка — это принятие решения о том, следует ли выпускать продукт. После всего сказанного и сделанного, достаточно ли хорош ваш дизайн, чтобы его можно было представить публике, или мы думаем, что он так сильно повредит нашему бренду, что он никогда не увидит свет? На самом деле компании редко имеют формальный процесс устранения плохого дизайна, возможно, поэтому мы сталкиваемся со многими релизами, которые приносят больше вреда, чем пользы для бренда. Если вы действительно согласны с нашим утверждением, что бренд — это опыт в цифровую эпоху, то подумайте об окончательной итоговой оценке перед выпуском.

Происхождение терминов

Термины «формативная» и «суммирующая» оценка были введены Майклом Скривеном в 1967 году. Эти термины были представлены в контексте педагогического дизайна и теории образования, но столь же ценны для любой отрасли, основанной на оценке.

В образовательном контексте формативное оценивание является постоянным и происходит на протяжении всей разработки курса, в то время как итоговое оценивание происходит реже и используется для определения того, достигла ли программа намеченных целей. Формирующие оценки используются для управления обучением, проверяя, был ли понят материал или его необходимо пересмотреть, в то время как итоговые оценки оценивают усвоение материала учащимся.

При использовании каждого типа оценки

Помните, что формативное и итоговое оценивание соответствует вашему месту в процессе проектирования. Формирующие оценки идут с итерациями прототипа и тестирования на протяжении всего проекта редизайна, в то время как итоговые оценки лучше всего проводить непосредственно перед или сразу после серьезного редизайна.

Великие исследователи начинают свое исследование с определения вопроса, на который они пытаются ответить. По сути, ваш исследовательский вопрос совпадает с типом оценки. Ниже приведен список возможных исследовательских вопросов, которые могут у вас возникнуть, и соответствующая оценка. По этой причине эта таблица носит описательный, а не предписывающий характер.

Вопросы, которые вы можете задать

Тип оценки

Как наш интерфейс работает по сравнению с нашими конкурентами?

Суммарный

Какие проблемы с удобством использования существуют в нашем интерфейсе?

Формирующее, Суммативное

Как наш интерфейс соотносится с отраслевым эталоном?

Суммарный

Понимают ли пользователи нашу навигацию?

Формовочная

Как изменился наш общий опыт с течением времени?

Суммарный

Соответствует ли наш интерфейс признанным принципам удобства использования?

Формовочная

Достаточно ли хорош этот продукт для запуска? (принятие/непринятие решения)

Суммарный

Методы исследования для формирующих и суммарных оценок

После того, как станет ясно, какой тип оценки вы будете проводить, вы должны определить, какой метод исследования вы должны использовать. Существует распространенное заблуждение, что суммативное равно количественному, а формирующее равно качественному, но это не так.

Суммарные оценки могут быть качественными или количественными. То же самое верно и для формирующих оценок.

Хотя итоговые оценки часто являются количественными, они также могут быть качественными исследованиями. Например, вы можете узнать, какое место занимает ваш продукт по сравнению с конкурентами. Вы можете нанять эксперта по UX, чтобы он провел экспертную оценку вашего интерфейса и интерфейса конкурента. Экспертный обзор будет использовать 10 эвристик удобства использования, а также знания рецензента о пользовательском интерфейсе и поведении человека, чтобы составить список сильных и слабых сторон как для вашего интерфейса, так и для вашего конкурента. Исследование является обобщающим, потому что общий интерфейс оценивается с целью понять, выдерживает ли UX вашего продукта конкуренцию и оправдан ли серьезный редизайн.

Кроме того, формирующие оценки не всегда являются качественными, хотя это часто бывает. (Поскольку рекомендуется проводить расширенную серию формирующих оценок, с финансовой точки зрения имеет смысл использовать более дешевое качественное исследование для каждой из них.) Но иногда крупные компании с большими бюджетами UX и высоким уровнем зрелости UX могут использовать количественные исследования для формирующих целей. чтобы гарантировать, что изменение одной из их основных функций будет работать удовлетворительно. Например, перед запуском нового дизайна домашней страницы крупная компания может захотеть провести количественный тест прототипа, чтобы убедиться, что количество людей, которые будут прокручивать страницу ниже сгиба, достаточно велико.

Заключение

Формативная и суммативная оценки соответствуют разным исследовательским целям. Формирующие оценки предназначены для того, чтобы направить дизайн по правильному пути, чтобы конечный продукт имел удовлетворительный пользовательский интерфейс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *