Этапы развития детской психологии: Этапы развития детской психологии

Как помочь ребенку гармонично пройти все этапы психического развития?

Главная

База знаний

5 этапов психического развития ребенка

  • Младенчество
  • Ранний возраст
  • Дошкольный возраст
  • Младший школьный возраст
  • Подростковый возраст

Психическое развитие детей — сложный многоступенчатый процесс. Каждый ребенок имеет свои уникальные особенности, но в процессе развития проходит одни и те же этапы становления психики. Зная их нюансы, можно помочь малышу сформировать крепкую здоровую психику, которая является базой для формирования целостной личности.

Младенчество

Период от рождения до года, когда малыш только начинает знакомство с окружающим миром, называется младенчеством. Этот этап характеризуется началом формирования речи, предметным общением с окружающими. Младенец еще не в состоянии принимать правила, отличать плохое поведение от хорошего.

Уделите внимание чувственному развитию ребенка. Полезны игры с разноразмерными игрушками, знакомство с разными фактурами. На этом этапе нужно начинать развивать крупную и мелкую моторику. Родительская забота и любовь — главное, что нужно малышу.

Ранний возраст

До трех лет длится период раннего детства, когда ребенок начинает активно исследовать окружающий мир. Он развивает сенсорные навыки, через подражание взрослым усваивает социальные модели, пытается осознать сущность вещей. Происходит скачок в речевом развитии ребенка. Именно сейчас начинается осознание детьми собственного Я, формирование самооценки, а также сепарация от родителей.

Позвольте малышу проявлять самостоятельность, не стремитесь все сделать за него. В этот период стоит записать ребенка в центр раннего развития.

Дошкольный возраст

До семи лет длится дошкольный период, основной деятельностью которого становится сюжетно-ролевая игра.

У ребенка еще слабо развит эмоциональный интеллект. Дошкольник только учится взаимодействовать с окружающими, возникают первые товарищеские отношения, первые конфликты и разногласия, которые малыш учится разрешать мирным путем.

Для развития детей дошкольного возраста необходимы свободная игра и свободное творчество. А еще полезно отдать ребенка в центр подготовки к школе — тогда адаптация в школе пройдет максимально плавно.

Младший школьный возраст

На этом этапе начинается активная стимуляция интеллектуально-познавательной функции. Первоклассник учится строить логические и причинно-следственные связи, увязывает события со своими действиями и психоэмоциональным состоянием. Главной деятельностью в этот период становится учеба. У ребенка появляются первые обязанности перед обществом, формируется личная ответственность.

Период младшего школьного возраста начинается с важного события — перехода из детского сада в школу. В это время важно поддерживать ребенка, избегать критики и давать достаточно времени на отдых. В некоторых случаях полезно записать школьника на консультацию к психологу или арт-терапию для детей.

Подростковый возраст

С 11 до 16 лет идет подростковый период. Ребенок ищет себя в мире. В этот период он эмоционально не защищен, его психика не устойчива, и его качает между двумя крайностями — желанием поскорее повзрослеть и страхом взрослой жизни.

Дайте ребенку почувствовать свою любовь и уважение. Учитесь договариваться, искать компромиссы, а конфликты решать мирным путем, без споров и жестких запретов. А еще в подростковом возрасте у ребенка возникают устойчивые интересы — важно отследить их и помочь подростку профессионально расти в выбранном направлении.

Некоторые психологи выделяют еще и завершающий этап формирования психики — юношество с 16 до 18 лет (или с 17 до 22 лет). В этот период активно формируется морально-нравственная база, у человека появляется стремление к саморефлексии и самопознанию.

Продюсерский центр в Москве «Имена Продакшн» приглашает ваших детей на развивающие занятия с психологом и детскую арт-терапию, которые помогут гармонизировать психическое развитие детей разного возраста.

Психология детей Детский психолог Все теги

Наши дисциплины

Детская театральная студия

Вокал

Хореография для детей

Актерское мастерство

Сценическая речь

История России для детей

Искусствоведение для детей

Развивающие занятия с психологом

Подготовка к школе

Раннее развитие

Английский язык

Логопед

Воскресная школа

Катехизис для взрослых

Психолог

Бизнес-школа

Комплексное развитие

ТРИЗ

Академия юмора

Рисование

Другие статьи

Новое! 5 упражнений для развития критического мышления у детей

Подробнее

Запомнить все: 6 эффективных способов улучшить память у детей

Подробнее

10.04.2023.

Театральная студия — пространство для становления личности

Подробнее

4 «мягкие» техники для общения с детьми

Подробнее

5 исследований, которые помогут вашему ребенку учиться эффективнее

Подробнее

3.1 История развития детской психологии

История развития возрастной психологии — это развитие науки о детях. Наука о детях появилась сравнительно недавно, хотя, по словам В.П. Нечаева, известного русского исследователя детской психологии, первые замечания о душевной жизни детей можно встретить еще у древних авторов.

Первое систематическое описание психической жизни ребенка было сделано Теодором Тидеманом в 1787 году в сочинении «Наблюдения над развитием душевных способностей у детей». Но только спустя два века этот труд нашел многочисленных последователей. Причина возникновения интереса к детскому развитию была в том, что в ХIХ веке в Европе получает распространение идея развития, сформулированная Ч. Дарвиным, в его труде «Происхождение видов путем естественного отбора…» (1859 г). Влияние этой теории, по словам И.М Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей»

1. Вскрытые Ч. Дарвиным движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода развития психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Ч. Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка – Додди. Изучая его поведение, Ч. Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения.

Как отмечают Дж. Баттеворд и М. Харрис «научное изучение детей опирается на открытия эволюционной биологии ХIХ»2, которые оказали

значительное влияние на формирование идей психологии развития. Основная

из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек был признан частью природы, поэтому стало необходимым изучение сходства и различия между ним и животными. Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на

1. Дж.Баттеворт, М. Харрис Принципы психологии развития. М., 2000

2. Указ. соч.

биологические основы человеческой природы, генезис человеческого сознания.

Желание ученых проследить исходные пункты этих эволюционных процессов привело к необходимости исследования детства. Именно с этого времени и стало расти число книг по проблемам детства.

Сторонником эволюционной теории Ч.Дарвина и активным борцом за распространение идеи развития, за внедрение объективных методов исследования психической деятельности был В. Прейер — немецкий физиолог и психолог.

Исследования В. Прейера охватывали проблемы общей биологии, биохимии, биофизики, эмбриологии, психофизиологии органов чувств, психотерапии и др. Его научные труды оказали влияние на развитие различных областей науки, но наибольшую популярность приобрела его книга «Душа ребенка», которая вышла в 1882 году. Это была первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направлению, — книга, в которой автор описал свои наблюдения за психофизиологическим развитием своего сына в течение 3-х лет. Книга получила большой общественный и научный резонанс в ней впервые были заложены основы научной методики в изучении детства, впервые дан образец систематического сбора научно пригодного материала.

«Душа ребенка» В. Прейера была переведена на русский язык в 1891 г. И.А Сикорским (проф. Киевского университета), являвшимся одним из первых исследователей в области педологии.

Развивающаяся психология развития идет в 3 направлениях исследований: собственно область детской психологии; сравнительная психология; психология народов как прообраз современной культурно- антропологической психологии.

Открывшиеся новые направления в психологии привлекли к себе новые научные исследовательские силы. В психологии с именем Ст. Холла связывается рождение такой науки, как педология, получившей признание и широкое распространение в Америке и Европе на рубеже XIX — XX веков.

США стали родиной педологии – науки, объектом изучения которой является ребенок, а основным вопросом – выяснение природы его развития. Основанием для развития педологии в США стало открытие в Балтиморском университете первой американскую психологической лаборатории, которую возглавил Ст. Холл.

Педология сосредоточила свое основное внимание на качественных изменениях в деятельности ребенка на каждом этапе его развития. Особенностью педологического изучения ребенка является комплексный подход, который включает в себя и медицинский, и физиологический, и психологический, и педагогический подходы. Такой подход в изучении ребенка казался перспективным и не случайно этот период охарактеризовался взрывом исследований.

Американский психолог и социолог Д.М. Болдуин (1861 –1934) внес существенный вклад в определение задач по психологии развития. Он считал необходимым исследовать не только познавательное, но также и эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Предлагал изучать личность не изолированно от общественного процесса, а внутри него, так как считал его внутренним фактором развития личности ребенка. В своем исследовании по социальной психологии) «Духовное развитие с социологической и этической точек зрения» (1913, Болдуин отмечал необходимость изучения личности с социальной точки зрения и изучение общества с точки зрения личности.

Одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее не только как форму предупреждения, но и как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни среди сложных социальных отношений.

В своем трехтомном труде «Генетическая логика» (1903 –1908) Болдуин обосновал концепцию познавательного развития детей, в которой отразил значение социального окружения, стимулирующего формирование познавательных функций. Болдуин выделил и специальные механизмы развития мышления – ассимиляцию (интериоризацию воздействий среды) и аккомодацию (изменения организма). Эти положения теории Болдуина нашли свое отражение в теории Ж.Пиаже.

Развитие педологии в Европе.

Популярность педологии в Америке привела к развитию массового педологического движения в Европе, во главе которого стали такие известные ученые, как Э. Мейман, Д. Селли, В.Штерн, К. Бюлер, Э. Клапаред и др.

Дж. Селли стал основоположником развития детской и педагогической психологии в Англии. В «Очерках по психологии детства»(1895) и «Педагогическая психология»(1894 -1915) он сформулировал основные положения ассоцианистического подхода к детскому развитию. Его труды имели большое значение для практической детской психологии и педологи.

Мария Монтессори, используя подходы к детскому развитию Селли, разработала систему упражнений для интеллектуального развития детей дошкольного возраста. В основе этой системы была тренировка ощущений как основных элементов мышления, осознание и интеграция которых способствует познавательному развитию детей. Система методов М. Монтессори пользуется большой популярностью в современном подходе познавательного развития детей раннего возраста через сенсорное развитие.

Э. Мейман основатель психологической лаборатории при Гамбургском университете, в которой проводились исследования психического развития детей. Издал «Лекции по экспериментальной педагогике» (1907) в 3-х томах. Этот труд представлял энциклопедическое издание по педагогической психологии и в нем предлагались новые подходы к пониманию познавательного развития.

Немецкий психолог В.Штерн (1871 -1938) поставил в центр своих исследовательских интересов духовное развитие ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования стало целью разработанной им теории персонализма. Основы теории персонализма, разработанной Штерном, изложены в его фундаментальном труде «Личность и вещь». (1906-1924). Штерн повлиял практически на все области развития, так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами развития психики ребенка.

Значительный вклад в психологию развития внес известный немецкий психолог К. Бюлер (1879-1963). В своей теории он пытался объединить позиции Вюрцбугской школы и гештальтпсихологии, трансформируя понятие ассоциации и применяя законы генетики к психическому развитию.

Большую роль на становление психологии развития оказал швейцарский психолог Э. Клапаред (1873-1940). Он основал Ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области психологии развития.

Э. Клапаред предложил психологию развития разделить на прикладную и теоретическую. Он считал, что задачей теоретической психологии развития является исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. Прикладную психологию развития он разделял на психогностику и психотехнику. Задача психогностики — диагностика, измерение психического развития детей, а психотехника направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных определенному возрасту.

Вклад Э. Клапареда в развитие науки заключается в том, что он заложил основы самостоятельной отрасли психологии – психологии развития, оказав значительное влияние на понимание круга решаемых ею проблем и ее задачи.

Развитие педологии в России

Развитие педологии в России, представленное замечательными работами К.Д. Ушинского (1857), Н.Н. Пирогова и П.Ф. Лесгафта (1900), П.К. Каптерева (1890), Н.Н. Ланге (1882), получило свое логическое и достойное продолжение в трудах А.П. Нечаева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Б. Залкинда, Е.А. Аркина.

До революции и первой мировой войны и даже несколько лет после их окончания изучение развития ребенка в России ничем не отличалось от мирового состояния науки о ребенке. В Москве, Киеве, Петрограде были созданы научные учреждения, посвященные специально изучению детства: Педологический институт в Петрограде, ин-т Россолимо в Москве, Врачебно-Педологический ин-т в Киеве, два ин-тута дошкольного воспитания в Москве и Петрограде, имеющие специальные кафедры по психологии детства.

В конце 19-20 века на русский язык были переведены все книги по психологии детства. В Москве, Петрограде, Киеве издавались серии книг по вопросам детства, и научные сборники и журналы, посвященные психологии детства. («Психология и дитя», «Вестник воспитания», «Душевная жизнь ребенка»).

В развитии детской психологии и педологии в России можно выделить следующие этапы:

I этап (1900-1907) – зарождение детской психологии и педологии, появление первых теорий и исследований психического развития детей, организация курсов и экспериментальных лабораторий, начало изданий первых журналов и книг по практической психологии.

II этап (1908-1917) – разработка методологических принципов построения детской психологи и педологии в России. Появление первых психологических центров, соединяющих теоретическую и экспериментальную (диагностическую) деятельность.

III этап (1918-1924) — период становления советской детской практической психологии. Поиск новых методов обучения и воспитания на основании работ Н. К. Крупской, С.Т. Шацкого и др. педагогов.

IV этап (1925-1928) — период консолидации разных групп и течений в детской психологии и педологии, выработка единой платформы и концепции развития психики, планов развития педологии как науки.

V этап (1929 – 1931) – период интенсивного развития детской психологии и педологии, появление теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики (М.Я. Басов, Л.С. Выготский). В этот период начинаются нападки на практическую психологию, связанные с изменением политической обстановки в обществе. Разрыв между теорий и практикой, полностью не преодоленный на предыдущих этапах, начинает увеличиваться.1

Начиная с 30-х г.г. усилились идеологические нападки на детскую психологию и педологию, связанные как с реальными, так и мнимыми ошибками. В научном мире психология развития по-прежнему набирала вес. Эволюционно-биологический способ объяснения психического развития ребенка стал к 20 в. господствующим, но не единственным. Ряд психологов, социологов, этнографов, философов стремились дополнить его культурно-историческим подходом, соотнести детскую психику с развитием общественных форм и явлений. Эти попытки не увенчались успехом, так как само общество, его строение и история в начале 20 в. понимались идеалистически, а психика ребенка, рассматривалась в отрыве от средовых воздействий, в том числе воспитания и обучения.

Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 года «О начальной и средней школе» осудило обоснование педологии как основы биогенетического и социогенетического законов развития ребенка при недооценке роли обучения и воспитания.

В 1936 году процесс развития педологии был искусственно прерван известным постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 года. Постановление ЦК ВКП (б) резко осудило теорию «фаталической обусловленностью судьбы детей наследственностью и неизменной средой», как антинаучную, противоречащую марксизму и тормозящую развитие коммунистического воспитания подрастающего поколения. Педология была названа лженаукой и подлежала запрету, а педологические центры были закрыты.

  1. Детская практическая психология: Учебник/под ред. проф.Т.Д. Марцинковской. М., 2000

Все, что было достигнуто педологией в области изучения развития детей разного возраста, подлежало отрицанию и забвению. Научные коллективы, проводившие психологические исследования, под руководством Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева, А.А. Смирнова, П.П. Блонского, М.Я. Басова продолжили свою работу. Эти исследования стали основой детской (генетической) психологии.1

Сегодня в психологии выделился целый блок дисциплин, связанных с изучением ребенка. Прежде всего, это детская психология, которая исследует возникновение и основные этапы в развитии деятельности, сознания и личности ребенка. Во-вторых, это педагогическая психология, изучающая закономерности обучения и воспитания детей, подростков, юношей и взрослых.

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999

Каковы 5 стадий развития ребенка?

Первые пять лет жизни ребенка закладывают основу для обучения, поведения и здоровья ребенка. Опыт раннего детства формирует мозг ребенка и его способность учиться, развивать социальные навыки и справляться с ежедневными трудностями и стрессорами. Эмоциональное, социальное и физическое развитие маленьких детей оказывает прямое влияние на их поведение, социальные навыки, готовность к школе и общее развитие ребенка, влияя на привычки, которые сохраняются во взрослой жизни. Но каковы 5 стадий развития ребенка и как вы можете поддержать развитие своего ребенка?

4 домена пяти стадий развития ребенка

Каждая стадия развития окружает прогрессию в четырех разных доменах. Эти различные сферы развития взаимозависимы, и ребенок не может продвигаться вперед в одной сфере, не прогрессируя в другой. И помните – ваш ребенок будет расти в своем собственном темпе!

1. Домен общения

Дети должны научиться эффективно общаться со своей семьей, сверстниками, учителями и другими людьми. Общение — это первый шаг, который развивается на протяжении пяти стадий развития ребенка, который по мере взросления переходит в навыки разговора и налаживания отношений.

2. Физическая сфера

На протяжении 5 стадий развития ребенка тело развивается как в крупной, так и в мелкой моторике. Происходящее развитие крупной моторики позволяет вашему ребенку двигаться в мире с равновесием, координацией, легкостью и уверенностью. Здесь, в KCC, мы направляем развитие крупной моторики детей от первых попыток младенца дотянуться до воспитателя, через ходьбу и неустойчивый бег малыша, до активной игры дошкольников и за их пределами — прыжков, пинков, лазания и танцев!

3. Социально-эмоциональная сфера 

Социальное и эмоциональное развитие ребенка помогает детям понять, кто они, что они чувствуют и как взаимодействовать с другими. Социальное и эмоциональное здоровье дошкольников помогает детям формировать позитивные отношения, а также управлять своими эмоциями и выражать их в широком диапазоне сценариев.

4. Когнитивная область 

Когнитивное развитие детей включает в себя все процессы, связанные с тем, как дети думают, понимают и ориентируются в окружающем мире. Вехи развития в когнитивной области включают математические и научные понятия, такие как количество, классификация, причина и следствие. Первые 5 лет формируют подход детей к обучению. Это когнитивное развитие включает в себя такие элементы, как любознательность, инициатива в поиске информации и адаптация поведения в ответ на новые знания.

5 стадий развития ребенка

5 стадий развития ребенка: развитие новорожденного, развитие младенца, развитие малыша, развитие дошкольника и развитие школьного возраста. Здесь, в KCC, мы разделяем наши различные классы на основе схожих стадий развития ребенка.

1. Новорожденный (0-3 месяца)

Новорожденные могут присоединиться к нашей программе в возрасте шести недель в нашем детском классе. Наши заботливые учителя всегда создают индивидуальную среду, которая способствует развитию ребенка во многих областях посредством игровой деятельности.

  • Общение: Новорожденные в основном общаются с помощью плача по различным причинам и могут успокаиваться, когда с ними разговаривают. Младенцы начинают ворковать примерно в два месяца, а также издавать гласные звуки.
  • Физический: Новорожденные могут поворачиваться на звуки и могут следить за объектами глазами. Они могут хватать предметы и начинают поднимать голову на более длительное время.
  • Социально-эмоциональный : Новорожденные пытаются смотреть на вас и других людей и начинают улыбаться людям.
  • Когнитивные: Новорожденные интересуются и узнают знакомые предметы и людей на расстоянии. Им может даже начать надоедать повторяющаяся деятельность!

Поощряйте развитие вашего ребенка во всех четырех областях, обеспечивая адекватную стимуляцию вашего ребенка с помощью книг, зрительного контакта, игр, игрушек, игрушек и других игрушек! Важно помочь укрепить их мышцы, помещая детей на живот на короткие периоды времени для укрепления мышц спины и шеи, а также время на спине, чтобы бить руками. Поддерживайте родительскую связь и привязанность с помощью множества разговоров, телесного контакта, зрительного контакта и надлежащих усилий по раннему общению. Каждая мелочь помогает вашему ребенку расти!

2. Младенцы (3–12 месяцев):

Младенцы старшего возраста будут обучаться в нашем классе для младенцев в одной из двух групп, которые лучше всего соответствуют их текущей стадии развития. Наши учителя всегда создают индивидуальную среду, которая способствует развитию ребенка во многих областях посредством игровой деятельности.

  • Общение : Младенцы начинают лепетать с 3-6 месяцев. После достижения этой вехи развития младенцы начинают имитировать различные звуки и начинают смеяться примерно в 6-9 месяцев.. Примерно в возрасте 9-12 месяцев младенцы могут имитировать различные звуки, общаться с помощью жестов и произносить несколько простых слов.
  • Физический: В возрасте 3-6 месяцев младенцы могут начать контролировать движения головы, а также складывать руки. Младенцы в возрасте 6-9 месяцев могут начать сидеть без поддержки и могут подпрыгивать в положении стоя. С 9-12 месяцев дети могут начать брать предметы, ползать и стоять без посторонней помощи.
  • Социально-эмоциональный: В возрасте 3-6 месяцев младенцы начинают реагировать на выражение лица, а также на разные тона голоса. В возрасте 6–9 месяцев младенцы реагируют на различные жесты (например, хлопки в ладоши) и понимают различные эмоции других людей. Примерно в этот же период младенцы также начинают чувствовать себя комфортно рядом со знакомыми лицами и тревожиться рядом с незнакомцами. Около 9-12 месяцев младенцы начинают выражать себя и свои эмоции, а также устанавливать связи и отношения с окружающими.
  • Когнитивные: В возрасте 3-6 месяцев младенцы начинают узнавать знакомые лица (например, родителя), замечать музыку и реагировать на знаки любви и привязанности. На 6-9 месяце происходит развитие рецептивной речи, когда младенцы начинают понимать и обрабатывать слова, которые они слышат. Месяцы 9-12 — это когда младенцы начинают имитировать жесты, понимать слово «нет» и исследовать причину и следствие, например бросание предметов.

Поощряйте развитие вашего ребенка с помощью возможностей для физического развития, таких как исследование под наблюдением, поощрение сидеть и тянуться к объектам, которые могут быть немного дальше от вас. Поощряйте развитие речи, весело проводя время вместе, издавая разные звуки с помощью трещоток или колокольчиков, и продолжайте говорить! Повсеместно использование положительного подкрепления в раннем детстве (объятия, поцелуи и т. д.) способствует развитию вашего ребенка.

3. Малыши (1-3 года)

Здесь, в клубе присмотра за детьми, малыши делятся на наш класс для малышей, наш двухлетний класс и наши классы для дошкольников в зависимости от их возраста. Мы очень рады видеть, что ваш ребенок достигает новых вех в развитии в младшей возрастной группе.

  • Общение : В раннем возрасте ваш ребенок значительно расширит свои языковые навыки. С первого года дети произносят свое первое слово и пополняют словарный запас до 5-10 различных слов. К 18 месяцам они будут использовать до 50 слов и смогут называть предметы и изображения, при этом речь в основном будет телеграфной (основные слова есть, а соединительных слов нет). В возрасте от 2 до 3 лет дети начинают произносить свои первые полные предложения, причем предложения начинаются как комбинации из трех слов. Дети смогут обсуждать то, что они делают, и их коммуникативные навыки постоянно улучшаются.
  • Физический: Начиная с одного года дети начинают использовать предпочтительную руку (правую или левую), могут делать отметки на бумаге и достигать основных этапов движения. Они могут быстро ползать, легко садиться, стоять и делать несколько шагов самостоятельно. В возрасте около двух лет уверенность в себе позволяет им улучшить свою походку и приобрести двигательные навыки, чтобы есть и, возможно, пить из чашки! К 3 годам дети, как правило, могут самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом в одиночку и могут больше играть — бегать, прыгать, прыгать и кататься на трехколесном велосипеде.
  • Социально-эмоциональный: В возрасте одного года у детей развивается постоянство объектов или понимание того, что объекты все еще существуют, даже если их нельзя увидеть или услышать. С 2 до 3 лет эмоции ясны, и ваш ребенок будет хотеть делать то, что ему хочется. Растущую независимость сопровождают американские горки чувств и истерик, когда дети начинают понимать, кто они. Этот этап развития ребенка знаменует собой начало игры вместе с другими детьми, повышение уверенности в себе с незнакомцами и понимание того, что у других тоже есть чувства.
  • Когнитивные: В возрасте 1 года когнитивное развитие вашего ребенка позволяет ему называть определенные части тела и узнавать знакомые предметы в книгах. За это время они намного лучше решают головоломки. С 2 до 3 лет они могут называть цвета, узнавать буквы и считать числа вслух. Дети до сих пор с трудом понимают разницу между реальностью и вымыслом.

Поощряйте развитие вашего малыша в раннем детстве, устанавливая и поддерживая предсказуемый распорядок, читая ему, ограничивая время перед экраном, спокойно реагируя на вспышки гнева или крайние эмоции, а также поощряя и позволяя ему экспериментировать с независимостью.

4. Дошкольное образование (3-5 лет)

Дошкольная возрастная группа в клубе присмотра за детьми разделена на дошкольные и дошкольные классы. Нам нравится видеть вехи, достигнутые в четырех областях развития вашего ребенка в последние годы его жизни в клубе присмотра за детьми. Приятно отправлять своих детей в детский сад подготовленными к занятиям в классе и готовыми к обучению.

  • Общение: Начиная с 3 лет, ваш ребенок начнет осваивать некоторые сложные звуки и сможет говорить более четко, хотя он все еще делает грамматические ошибки. Ваш ребенок начнет задавать гораздо больше вопросов – Что? Почему? Как?
  • Физический: В возрасте трех лет крупная моторика вашего ребенка укрепляется каждый день, и мы видим подтверждение этого каждый день на игровой площадке KCC! Ваш ребенок стал более уверенно использовать трехколесные велосипеды, ходить вверх и вниз по игровым конструкциям и ловить мячи. В классе дети совершенствуют свои навыки мелкой моторики, используя ножницы, пишут буквы, рисуют фигуры, пользуются вилками и ложками.
  • Социально-эмоциональный: В возрасте трех лет дети начинают чувствовать себя более комфортно среди других людей и участвуют в драматических играх в классе. Это позволяет вашему ребенку проявлять воображение и участвовать в различных играх в небольших группах. Дети продолжают понимать свои чувства, тело и понимать, когда они сделали что-то не так.
  • Когнитивные: У вашего ребенка намного лучше память, он может петь песни, рассказывать истории, знает числа, свое полное имя и пол. Они намного лучше концентрируются и начинают читать книги самостоятельно.

 

Поощряйте развитие вашего ребенка на этом этапе, позволяя ему уверенно выражать свои чувства, поощряйте общение и воспитывайте в нем чувство ответственности, выполняя простые домашние дела.

5. Школьный возраст (5-17 лет)

Возрастная группа школьного возраста состоит из нашего класса Pre-K в начале, продолжается до среднего детства и заканчивается в старшей школе. Это горько-сладкий момент, когда Kids’ Care Club празднует первые пять лет вашего ребенка с окончанием школы и отправляет его на следующий этап жизни!

  • Общение: В пять лет дети начинают использовать более сложные предложения, рассказывать истории, отвечать на вопросы, рассказывать потешки или петь песенки. По мере прохождения этого возрастного периода ваш ребенок будет развивать более продвинутые языковые навыки.
  • Физический: В возрасте пяти лет дети в значительной степени независимы во всех своих движениях крупной и мелкой моторики. Они могут одеваться, есть и мыться в основном самостоятельно. В KCC они умеют правильно держать карандаши и ходить по прямым линиям.
  • Социально-эмоциональный: В возрасте пяти лет дети становятся все более социально осведомленными. Они разговаривают друг с другом, любят заводить новых друзей, меньше спорят, ходят по очереди, могут командовать и выражать свой гнев действиями или словами. Они наслаждаются своей независимостью, но все еще нуждаются в комфорте и уверенности. По мере того, как они приближаются к концу этой возрастной группы, на них в значительной степени влияет динамичная социальная среда и опыт, которым они подвергаются.
  • Когнитивные: Начиная с четырех лет дети лучше понимают, что плохо и как лгать. Они могут понимать контекстуальные слова (спереди, сзади и т. д.), сравнения и понимать числа, цвета, размер и время с улучшенным пониманием. Сложность различных предметов увеличивается по мере прохождения через детство.

Поощряйте ребенка школьного возраста, получая удовольствие от обучения (подумайте об играх, увлекательных книгах и следуя его интересам!), моделируя здоровые привычки и всегда оставляя достаточно времени для игр.

Если это еще не ясно, ранние годы действительно годы обучения. Пройдено так много бесчисленных этапов развития, и мы так рады, что вы видите прогресс вашего ребенка. Помимо всего прочего, создание прочных связей между родителями и детьми, поощрение здоровых привычек и поддержание безопасной, заботливой среды будут способствовать тому, чтобы ваш ребенок рос в своем собственном темпе. Обеспокоены тем, что ваш ребенок не достигает своих вех в развитии? Свяжитесь с нами, и мы сможем работать вместе, чтобы найти лучший путь вперед.

Детское развитие: этапы и характеристики

Как вы относитесь к спорам о бессмертной природе и воспитании? Изучая развитие ребенка, важно учитывать, что оно требует и того, и другого!

Раннее развитие ребенка основано на серии последовательностей, происходящих в первые годы жизни ребенка. На это также влияют такие факторы, как социальная среда и воспитание детей.

  • Что такое развитие детей?
  • Какие этапы развития у детей?
  • Каковы основные характеристики детского развития?
  • Каково социальное и эмоциональное развитие в раннем детстве?

Понимание развития ребенка

Развитие ребенка — действительно интересная и важная область психологического изучения. Изучение детского развития помогает нам определить важные вехи физического, когнитивного и социального развития, которых должны достичь дети. Когда ребенок не достигает этих вех развития, это может помочь нам указать, где можно предпринять медицинские или экологические вмешательства (например, родительские).

Существуют три основные области, на которых психологи могут сосредоточиться при изучении детской психологии развития:

  1. Физические

  2. Когнитивные

  3. 9

  4. общественное

Физическое развитие смотрит на созревание. Созревание — это процесс роста ребенка, основанный на его биологии и не зависящий от внешних воздействий. Когнитивное развитие посвящен тому, как мозг ребенка развивает умственную деятельность, такую ​​как мышление, речь и запоминание. Социальное развитие Рассматривает, как отношения ребенка и факторы окружающей среды влияют на его рост и эмоциональное здоровье.

Стадии детского развития

Большинство людей выделяют три основных стадии развития ребенка: раннее детство, среднее детство и подростковый возраст. Каждый этап представляет собой различные элементы вех развития, которых должны достичь дети. Эти вехи развития являются физическими, когнитивными и социальными.

Ребенок учится лазать, pexel.com.

Стадии физического развития

Мы знаем, что физическое развитие ребенка основано на идее созревания . Созревание — это когда психологи рассматривают рост мозга и тела как естественную биологическую последовательность. В то время как исследования физического роста ребенка в конечном итоге могут быть оставлены на усмотрение врачей-педиатров, понимание этой последовательности важно для психологов при изучении процесса созревания детского мозга. Это огромный компонент вех развития в раннем детстве.

Основными этапами физического развития ребенка в психологии являются:

  • Развитие мозга

  • Развитие моторики

  • 9000 2 Созревание мозга

Стадии когнитивного развития

Швейцарский психолог Жан Пиаже известен определением четырех стадий когнитивного развития ребенка; они изложены в его «теории когнитивного развития». Вот эти четыре стадии:

  1. Сенсомоторный

  2. Предэксплуатационный

  3. Бетон Рабочий

    9

    73

  4. 3 Формальный Оперативный

Стадии социального развития

Социальное развитие ребенка часто рассматривается через призму приложения .

Приложение — это эмоциональная связь между ребенком и опекуном. Это считается одним из наиболее важных аспектов социального развития в младенчестве.

Изучение стиля привязанности ребенка — отличный способ оценить социальное развитие в раннем детстве. Это также может оказать большое влияние на взаимодействие и привязанности, которые мы формируем в дальнейшей жизни. Позже мы более подробно рассмотрим привязанности и стили воспитания.

Помимо привязанности, немецко-американский психолог Эрик Эриксон выделил восемь стадий психосоциального развития , четыре из которых приходится на детство.

  1. Стадия «доверие-против-недоверия»

  2. Стадия автономии-против-стыда и сомнения

  3. Стадия «инициатива-против-вины» 907

    900 048 Стадия индустрии против неполноценности

Характеристики стадий развития ребенка

Теперь, когда мы знаем, что они из себя представляют, давайте более подробно рассмотрим эти стадии.

Физическое развитие

Этапы физического развития ребенка:

Созревание мозга

Созревание мозга — это процесс, который продолжается от пренатальной стадии до взрослой жизни. Созревание мозга в раннем детстве — это то, что превращает новорожденных из младенцев, управляемых инстинктами, несущих только бессознательные впечатления, в людей в раннем детстве, которые создают и сохраняют сознательную память.

Развитие мозга в раннем детстве

Когда вы рождаетесь, у вас уже есть почти все клетки мозга, которые у вас когда-либо будут, просто наш мозг еще не знает, что с ними делать. После рождения наш мозг проходит период бурного роста в первые годы жизни (подобно нашему телу). Нейронные сети начинают расти, чтобы помочь вашему мозгу сообщать вашему телу, как есть, ходить, сидеть, стоять и так далее.

Мозг младенцев быстро увеличивается в размерах в раннем детстве. Им требуется достаточно энергии для развития частей мозга, которые приведут к физическим и когнитивным изменениям, которые разовьются в ближайшие годы.

Развитие моторики в Раннее детство

Развитие моторики у людей происходит в той же последовательности. Хотя точный возраст развития навыков может варьироваться в зависимости от человека, моторные навыки строятся друг на друге и развиваются по мере того, как нейроны в нашем мозгу соединяются. Легко увидеть, как развитие мозга напрямую связано с развитием двигательных навыков.

Исследования показывают, что дети во всем мире развивают двигательные навыки в одной и той же последовательности. Сначала они переворачиваются, затем садятся, ползают, стоят и, наконец, ходят. Хотя точный возраст этих ранних навыков может в некоторой степени зависеть от культуры, воспитания и других факторов окружающей среды, последовательность остается неизменной. Невозможно научить ходить ребенка, который еще не может стоять, и наша эволюционная последовательность знает об этом.

Когнитивное развитие

Согласно теории когнитивного развития детей Жана Пиаже, дети проходят следующие этапы.

Сенсомоторная

Согласно Пиаже, дети в возрасте 0-2 лет находятся на сенсомоторной стадии развития раннего детства. Это означает, что их понимание мира основано на сенсорной информации — зрении, слухе, осязании и т. д. Маленькие дети на этом этапе сосредоточены только на настоящем моменте. Это связано с отсутствием постоянства объекта.

Постоянство объекта — это осознание того, что что-то продолжает существовать, даже если в данный момент это невозможно ощутить.

По мере взросления младенцы начинают лучше запоминать предметы и людей, даже когда их нет в комнате. Это начало постоянства объекта.

Дооперационный

Дети в возрасте от 2 до 6 лет находятся на предоперационном этапе развития ребенка. дооперационная стадия — это когда ребенок начинает использовать язык и образы для идентификации вещей. Хотя ребенок может начать идентифицировать вещи, понятия и задачи в этом возрасте, Пиаже предполагает, что они еще слишком молоды, чтобы взять понятие и изменить его.

Популярным примером предоперационной стадии Пиаже является ребенок и «два» стакана молока. Он наблюдает, как молоко переливается из широкого и короткого стакана в высокий и узкий стакан, и определяет, что в более высоком стакане «больше молока», потому что он выглядит полнее. Это означает отсутствие навыков мысленно переворачивать действия или концепции.

Бетонно-операционный

Ребенок 7-12 лет находится на бетонно-операционном этапе развития ребенка. На этом этапе дети начинают логически обдумывать вещи и делать выводы о конкретных событиях, а также мысленно переворачивать уравнения и результаты.

Формально-операционный

С 12 лет ребенок находится на формально-операционном этапе развития детства. Восприятие переходит от основанного на конкретном и эмпирическом опыте к абстрактному. Это означает, что ребенок разовьет навыки обработки гипотетических ситуаций и начнет формировать более абстрактные навыки рассуждения.

Социальное развитие

Теория психосоциальных стадий социального развития Эрика Эриксона включает следующее:

Стадия доверия против недоверия

Согласно Эриксону, на этой стадии развития ребенка младенцы учатся доверять своим опекунам в удовлетворении своих потребностей. Какое бы чувство доверия мы ни развили в младенчестве и раннем детстве, оно может повлиять на наше чувство доверия в дальнейшей жизни, даже во взрослой жизни.

Стадия автономии против стыда и сомнения

Согласно Эриксону, эта стадия развития ребенка связана с ранним детством. Малыши впервые осваивают автономию. Это будет, когда вы услышите, как малыши начинают говорить «НЕТ!» Борьба на этом этапе заключается в том, чтобы малыши научились контролировать свои срывы, что может повлиять на то, как эта стадия раннего детства связана с автономией и эмоциональными вспышками в более позднем возрасте.

Этап «Инициатива против вины»

По словам Эриксона, это «почему?» стадия развития ребенка. Дети начнут задавать вопросы и развивать любопытство к окружающему миру. Когда ребенку разрешено учиться, исследовать и задавать вопросы, он может заложить здоровую основу для поиска ответов в раннем детстве и для себя в будущем.

Стадия «промышленность против неполноценности»

По словам Эриксона, эта стадия часто является началом «формального» образования. Ребенка оценивают на основе успеваемости и продуктивности. Ребенок на этом этапе хочет чувствовать, что он прогрессирует так же, как и другие дети, и может чувствовать себя ниже другого ребенка, если он отстает. Это чувство неполноценности может преследовать детей в будущем, поэтому оно является важной частью детского развития.

Наблюдающий за ребенком одноклассник pixabay.com

Социальное и эмоциональное развитие в раннем детстве

Как упоминалось ранее, привязанность и наши отношения с опекунами могут сильно повлиять на наше социальное и эмоциональное развитие в раннем детстве. Мэри Эйнсворт, психолог-исследователь, изучала привязанность в своем исследовании «странной ситуации», в котором она наблюдала за реакцией младенцев, помещенных в новую и незнакомую среду. Эйнсворт разработала три категории привязанности на основе результатов.

Надежное крепление

Когда малышам удобно исследовать в присутствии родителей, проявлять признаки беспокойства, когда родители уходят, и возвращаться к родителям, когда они снова приходят.

Избегающая привязанность

Когда дети сопротивляются своим родителям, исследуют новые области и не идут к своим родителям после их возвращения.

Тревожная/амбивалентная привязанность

Когда дети проявляют амбивалентность по отношению к родителям или проявляют крайнее беспокойство, когда родители отсутствуют, но не возвращаются к родителям или не ищут утешения, когда они возвращаются.

Стили воспитания

То, как родители и опекуны взаимодействуют с младенцами и детьми, может повлиять на их привязанность. Для родителей важно развивать свои собственные родительские навыки, когда они узнают, как помочь своему ребенку достичь вех развития. Существует три основных стиля воспитания.

Авторитарный

Этот стиль основан на строгом наборе стандартов с соответствующими наказаниями. Этот стиль направлен на поиск послушания, а не на поощрение дискуссий или нюансов в поведении. Этот стиль часто сочетается с более сильными или суровыми наказаниями для ребенка.

Разрешающий

Стиль основан на отсутствии четких правил, отсутствии правил или постоянно меняющихся правилах. Это часто также связано с отсутствием значимой дисциплины для ребенка.

Авторитетный

Этот стиль основан на последовательных правилах или руководящих принципах, которые разумны для стадии развития ребенка и хорошо объяснены. Правила обсуждаются так же, как и наказания, и являются последовательными для ребенка.

В целом то, что делает нас такими, какие мы есть, — это сочетание природы и воспитания . На физическое, когнитивное и социальное развитие ребенка влияет секвенирование генов, а также влияние окружающей среды.

Развитие детей – основные выводы

  • Изучение развития детей помогает нам определить важные физические, когнитивные и социальные вехи, которых должны достичь дети. Когда они не достигают этих вех, это может помочь нам указать, где можно предпринять медицинские или экологические вмешательства.
  • Созревание мозга — это процесс, который продолжается от пренатальной стадии до взрослой жизни. Созревание мозга в детстве — это то, что превращает младенцев из младенцев, управляемых инстинктами, несущих только бессознательные впечатления, в людей, создающих и хранящих сознательную память.

  • Хотя точный возраст развития может варьироваться в зависимости от человека, двигательные навыки строятся друг на друге и развиваются по мере того, как соединяются нейроны в нашем мозгу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *