С категорией «смысл жизни» тесно связано понятие «счастье». Если смысл жизни — это как бы объективная оценка значимости существования человека, то счастье — это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизнедеятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил, стремлением к переживанию всей многомерности бытия, а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассивности, равнодушия, инертности. Правда если понимать счастье лишь как чувство удовлетворения, то придется признать равноценность любых переживаний удовлетворенности, а значит, и счастья: и в случае совершения добра, и в случае совершения зла. Поэтому существует множество «моделей» счастья — общепризнанных и личных, в рамках которых счастье соотносится с благом — с обладанием им или созиданием его. В гуманистической этике существует мнение: для того чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть (Э. Фромм) — быть нравственно автономной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Поэтому счастье — это осуществление внутренней свободы, процесс реализации глубочайшего личного «хотения». Необходимые условия счастья: Объективные — удовлетворение основных жизненных потребностей человека. Поэтому материальное благополучие и жизненный комфорт — еще не счастье, а лишь норма человеческого существования, условие счастья. Субъективны — внутренняя готовность и способность личности к счастью — своего рода талант, в котором проявляется глубина и яркость личности, ее внутренняя энергия. В конечном счете это — нормальное состояние человека. И поэтому отказ от счастья есть предательство личности, подавление в себе собственной индивидуальности, а утрата способности к счастью – показатель деградации личности, душевного хаоса, неспособности найти главную линию в жизни. Итак, для счастья необходимы следующие условия: оптимальное удовлетворение материальных потребностей; самореализация личности через профессиональную деятельность и бескорыстное общение. Некоторые особенности и «законы» счастья
Счастье не может быть абсолютным. Оно — не полное отсутствие несчастий, но способность преодолевать невзгоды и неудачи. Счастье временно, преходяще. Когда мы счастливы, мы всегда испытываем неосознанный страх: страх потерять счастье, страх, что оно пройдет, кончится. Это, с одной стороны, омрачает счастье, придает ему привкус горечи, а с другой — ориентирует нас на бережное отношение к счастью. Счастье не есть безмятежность и спокойствие, оно всегда сопряжено с борьбой — преодолением тех или иных обстоятельств. Переживание полноты бытия, достижение глубокого внутреннего удовлетворения невозможно без преодоления собственной инертности, пассивности, внешних обстоятельств, наконец, без преодоления «самого себя». Счастье может базироваться не только на высоких моральных ценностях, в его основе могут лежать и антиценности ради которых человек иногда сознательно идет на саморазрушение личности, будучи не в состоянии отказаться от мгновений пусть призрачного, но счастья. Мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни может испытать каждый, счастье — только по-настоящему нравственный человек. |
Счастье и смысл жизни — Психологос
Счастье является одной из важнейших ценностей современного человека, но это говорит только о том, что мы живем в обществе потребления. Счастье — это про получение. Вы про это знаете?
Одно из замечательных упражнений на тренингах синтон-программы — это подарки друг другу картинок счастья и картинок любви. Участники обычно не сразу понимают, в чем между ними разница.
.. Вы выходите из тёмного подъезда, а на улице светит солнышко, набухают почки, и в воздухе стоит запах весны.
… Или — вы лежите на песчаном пляже, слышите шум моря, а вашу кожу обдувает приятный, чуть прохладный ветерок…
Вопрос — эти картинки про счастье или про любовь?
А если вы ждете любимого, готовите ему его любимое блюдо и накрываете на стол так, чтобы он понял — этот вечер посвящен ему: это только про счастье и или еще и про любовь?
Счастье — это радость получения, любовь — это радость дарения. Получать для себя — понятно, а думать о другом и отдавать свое кому-то другому — труднее, именно поэтому счастья хочется каждому, но далеко не все понимают ценность любви.
Такая же ситуация со счастьем и смыслом жизни. Счастья хочется каждому, но далеко не для всех счастье является смыслом жизни. В современной культуре потребительского общества о праве каждого на счастье рассказывают уже детям, а о том, что жизнь может и должна быть осмысленной, должна быть «зачем», не слышали даже большинство взрослых.
Смысл жизни — то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь, это ответ на вопрос «Зачем я живу?». А много у нас тех, кто в здравом состоянии задаются подобным вопросом?
Фильм «Юлий Цезарь»
Видение смысла жизни — это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить. Если счастье достаточно чувствовать, то о смысле жизни нужно думать. Ну и много у нас людей, склонных думать? Если людей не учить этому специально, о будущем думает мало кто.
Счастье и смысл жизни — достаточно разные вещи. У человека может быть в жизни счастье, но не быть в жизни смысла. И наоборот — смысл есть, а счастья нет.
Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это — и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет. «Тот, кто знает Зачем, выдержит любое Как» — писал Ницше.
Если жизнь уподобить маршруту, то смысл жизни — одно из его направлений, а счастье — один из способов передвижения по этому маршруту.
Кто-то в своей жизни выбирает направлением вовсе не смысл жизни, а другие ценности — развлечения или достаток, здоровье или острые переживания… Большое число наших сограждан вовсе не заморачиваются направлением своей жизни, считая вполне достаточным удовлетворение своих потребностей, а те, кто не научился жить счастливо, могут поставить счастье смыслом своей жизни…
Фильм «Амели»
При этом счастье само по себе целью и смыслом жизни не является. Точнее, может являться, а может и нет: все зависит от типа личности, взглядов и мотивов человека. Если все ваше счастье — отдирать обои и складывать ботинки в ряд, кажется, что такое счастье недостойно взрослого человека.
Для православного человека счастье как наслаждение радостями современного мира — не смысл жизни, а дьявольское соблазнение. Смысл его жизни — приближение к Богу, спасение души. Можно сказать, что счастье православного человека — в служении Богу, но размышления о счастье в принципе для православия не характерны.
Для деятельного человека счастье — ресурс и инструмент. Деятельному человеку счастье помогает, когда оно становится привычным фоном и источником энергии. Счастье мешает, когда отвлекает от дел.
Академик Любищев, подводя итоги года, как-то написал: «В этом году сделал мало. Был счастлив». За этими словами слышится то ли раздумье, то ли — печаль.
Для процессника счастье может являться целью и смыслом жизни, это его ценности. Результатнику важнее результат, а переживания и счастье во вторую очередь. Смотри Счастье и типы личности
Наполеон, оглядываясь на свою жизнь, сосчитал в ней всего четыре счастливых дня. Ну и что? Ему нужна была Франция, он хотел подарить Франции свободу, разумные законы, эффективную экономику — и это было для него важнее, чем его личные переживания. Большие люди на свои эмоции обращают внимание не слишком много. А на результаты — внимание обращают обязательно.
Это им важно.В синтон-подходе, счастье — это не цель, а только способ жизни разумного человека. Это естественный фон жизни, который не приходит к нам (при приближении к целям), а который мы сами создаем несложными ключами и механизмами. Мы это делаем — или не делаем. И иногда вовсе это не нужно делать, если позитив начинает противоречить более важным целям и ценностям. В настоящей, правильной жизни никто не обещает вам полного и абсолютного счастья, вы часто будете переживать и дефицит, и нехватку. Вы это обязательно почувствуете. Когда вам категорически не будет хватать целой жизни, когда вы всем телом будете ощущать, что вам позарез нужно три жизни последовательно и хотя бы две параллельно, когда каждый день для вас страшно короткий — у вас правильная жизнь!
Аристотель, «Что такое жизнь совершенства?»
Философия 302: ЭтикаАристотель, «Что такое жизнь совершенства?»
Аннотация: Аристотель объясняет, как люди могут вести жизнь, полную совершенства. деятельность в соответствии с практическим и теоретическим разумом.
1. Что такое счастье, по Аристотелю ( eudaimonia )? Чем определение счастья, данное Аристотелем, отличается от описания, данного большинством людей?
2. Что имеет в виду Аристотель, когда пишет, что благо для человека является самодостаточным?
3. Как Аристотель доказывает, что конечное благо для людей есть «деятельность души в соответствии с [ лучшая и наиболее полная] добродетель»?
4. Объясните и проследите некоторые примеры учения Аристотеля о Значение.
5. В чем разница между теоретическим и практическим знание? Какой вид важнее для Аристотеля?
6. Как, по Аристотелю, складываются привычки и характер совершенство в людях достигнуто?
7. Какая связь между страстями и добродетелями? по Аристотелю?
1. По Аристотелю, что такое счастье ( eudaimonia )? Чем аристотелевское определение счастья отличается от счет, данный большинством людей? |
«Бог» или лучшее благо — это то, чего желают для себя ради и ради чего мы желаем всех других целей или благ. Для человека существа, eudaemonia есть деятельность души в соответствии с arete (совершенство, добродетель или то, для чего что-то полезно»). Eudaemonia is характеризуется живым хорошо и преуспевать в делах мира.
Моральная добродетель не является концом жизни, ибо она может сопровождаться бездеятельностью, страданием и несчастьем. Счастье, цель жизни, то, к чему стремятся все вещи, есть деятельность по разуму (т. arete или особое совершенство человека). Счастье – это деятельность, включающая в себя как нравственное, так и интеллектуальный арете . Некоторые внешние блага необходимы для осуществления этой деятельности. Но счастье нельзя отождествлять с удовольствием, богатством или почестями — в отличие от что думает большинство людей.
На благо людей нельзя ответить с точностью математическая проблема, поскольку математика начинается с общих принципов и аргументирует выводы.
2. Что Что имеет в виду Аристотель, когда пишет, что благо для человека самодостаточный? |
Это добро желаемо само по себе. Добро включает в себя телеологический система, включающая действия. Конечным благом для человека является счастье; это благо само по себе, цель действия и, следовательно, самодостаточный.
3. Как Доказывает ли Аристотель, что конечным благом для человека является «деятельность души в соответствии с [самым лучшим и полным] добродетель»? |
Счастье — это конец человеческой природы; это не склонность к тогда можно было быть счастливым, даже если ничего не шло хорошо. Таким образом конечное благо должно быть деятельностью, желательной само по себе — т.е. ., добродетель, и, действительно, высшая добродетель — созерцательная жизнь ( theoria ).
4. Объяснить и проследите некоторые примеры учения Аристотеля о среднем. |
Добродетель, arete , или совершенство определяется как среднее между двумя крайностями избытка и недостатка в отношении чувства или действия, как это определил бы практически мудрый человек. Среднее значение не может быть рассчитано априори . Среднее зависит от человека и обстоятельств.
Например, уровень мужества, необходимый человеку, различен для учителя философии, коммандос и системный программист. Количество и вид пищи, которую ест человек, различны для балерина и тяжелоатлет.
5. Что такое разница между теоретическими и практическими знаниями? Который вид важнее для Аристотеля? |
Phronesis или практическое знание включает добродетели и это способность видеть правильный поступок в сложившихся обстоятельствах. Обратите внимание, особенно, Теория Аристотеля не подразумевает этического релятивизма, поскольку соответствующие стандарты моральных добродетелей и правильности действий. Политическая наука была бы примером такого рода знаний..
София или теоретическая мудрость в интеллектуальной или философской активность. Это высшая способность человека. астрономия будет примером такого рода знаний.
6. Согласно Аристотелю, каковы привычки и характер совершенства в людях достигнуто? |
У людей есть естественная способность к хорошему характеру, и эта способность вырабатываются практикой. Емкость не стоит на первом месте ( т.е. ., оно не предшествует действию) — оно вырабатывается практикой. Arete — диспозиция, разработанная на основе способность посредством надлежащего использования этой способности. Привычки вырабатываются через актерство; характер человека есть структура привычек и есть формируется тем, что делает этот человек.
7. Что такое отношение между страстями и добродетелями согласно Аристотель? |
В обоих случаях состояния характера возникают из действий соответствующего добрый. Следовательно, привычки юности человека имеют большое значение для совершенства жизнь этого человека.
Страсти обычно сопровождаются удовольствием или болью и не восхваляются и не порицаются, как добродетели. Добродетели, в отличие от страстей, представляют состояния характера.
8. В Никомахова этика , прослеживает ли Аристотель метод, посредством которого человек может изменить свой характер? Если да, то какие основные контуры его программы перемен? |
Привычки вырабатываются игрой; характер человека это структуру привычек и формируется действиями, которые человек выбирает для выполнять. порочный круг, который является выдающимся—( т.е. , действия или диспозиции онтологически предшествующие?) — разбивается Различие Аристотеля между поступками, создающими добрые намерения, и действия, которые вытекают из доброго расположения, однажды оно было создано.
Рекомендуемые источники
Литература
по Аристотелю: Литература по Аристотелю и этике добродетели Обзор интернет-ресурсов по Аристотелю и этике добродетели, включая лекции и интервью RealAudio.
Этика Аристотеля: Краткий обзор этики Аристотеля (эта
Веб-сайт).
Аристотель о смысле жизни
Источник: BarbaraALane/Pixabay
В Никомаховой этике Аристотель (ум. 322 г. до н. э.) лучший способ вести нашу жизнь и придавать ей смысл.
Для Аристотеля вещь наиболее ясно и легко понять, глядя на ее цель, цель или цель. Например, назначение ножа — резать, и именно увидев это, человек лучше всего понимает, что такое нож; цель медицины — хорошее здоровье, и, увидев это, лучше всего понимаешь, что такое медицина или, по крайней мере, должна быть.
Теперь, если настаивать на этом, вскоре становится очевидным, что одни цели подчинены другим целям, которые сами подчинены еще другим целям. Например, цель студента-медика может состоять в том, чтобы получить квалификацию врача, но эта цель подчинена его цели лечить больных, которая сама по себе подчинена его цели зарабатывать на жизнь, делая что-то полезное. Это может продолжаться и продолжаться, но если у студента-медика нет цели, которая является самоцелью, все, что он делает, на самом деле не стоит делать.
Что, спрашивает Аристотель, является целью, которая является самоцелью? Другими словами, какова конечная цель всего, что мы делаем?
Ответ, говорит Аристотель, — это счастье.
И такого рода счастье, по большей части, считается счастьем, ибо его мы выбираем всегда ради него самого и никогда не имея в виду чего-либо еще; , это правда, но мы выбираем их также и из соображений счастья, предполагая, что посредством их орудий мы будем счастливы;
Почему мы оделись сегодня утром? Зачем мы ходим к стоматологу? Почему мы садимся на диету? Почему я пишу эту статью? Почему ты это читаешь? Потому что мы хотим быть счастливыми, вот так просто.
То, что смысл жизни в счастье, может показаться спорным, но большинство из нас где-то забывают об этом. Оксфорд и Кембридж печально известны своими жестокими собеседованиями при приеме на работу, и один вопрос, который иногда задают, звучит так: «В чем смысл жизни?» Поэтому, когда я готовлю будущих врачей к собеседованию в медицинской школе, я часто задаю им этот вопрос. Когда они барахтаются, а это всегда бывает, я спрашиваю их: «Ну, скажи мне, зачем ты здесь?»
Наш обмен может выглядеть примерно так:
«Что ты имеешь в виду, почему я здесь?»
«Ну, почему ты сидишь здесь со мной, готовясь к своим интервью, когда ты можешь быть на улице, наслаждаясь солнышком?»
«Потому что я хочу хорошо пройти собеседование.»
«Почему вы хотите хорошо пройти собеседование?»
«Потому что я хочу поступить в медицинскую школу.»
«Почему ты хочешь поступить в медицинскую школу?»
«Потому что я хочу стать врачом».
«Почему ты хочешь навлечь на себя все эти неприятности?»
И так далее.