Этнологическая и психологическая традиции в этнопсихологии: Основные понятия этнической психологии | Я русский

Глоссарий — Этническая психология

Словарь

  • формат pdf
  • размер 79.36 КБ
  • добавлен 27 ноября 2011 г.

Глоссарий по курсу «Этническая психология» (50 определений) — СПбГИПСР, Санкт-Петербург, 2011 год.

Ассимиляция
Беженец
Диаспора
Дискриминация
Иммиграция
Комплиментарность
Коренной этнос
Ксенофобия
Культурная дистанция
Культурный релятивизм
Межэтническая коммуникация
Менталитет
Миграция населения
Народ
Народность
Национализм
Национальная идеология
Национальное самосознание
Нация
Пассионарность
Племя
Психический склад этноса
Раса
Стереотип
Субэтнос
Титульный этнос

Урбанизация
Эмиграция
Этническая идентификация
Этническая иерархия
Этническая общность
Этническая парциация
Этническая фузия
Этнические обычаи и традиции
Этнические чувства
Этнические экспектации
Этнический конфликт
Этнический стереотип
Этнический темперамент
Этнический характер
Этническое меньшинство
Этническое самосознание
Этногенез
Этногенетическая миксация
Этнология
Этноним
Этноc
Этнопсихология
Этносфера
Этнофор

Читать онлайн

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Антропология
  3. Психологическая антропология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Исторические дисциплины
  3. Этнография и этнология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Конфликтология
  3. Политическая конфликтология
  4. Этнополитическая конфликтология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Конфликтология
  3. Этноконфликтология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Культурология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Психология адаптации
  4. Социально-психологическая адаптация
  5. Этническая адаптация
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Социальная психология
  4. Кросскультурная психология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Социологические дисциплины
  3. Этносоциология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Языки и языкознание
  3. Лингвистика
  4. Психолингвистика
  5. Этнопсихолингвистика
  1. Академическая и специальная литература
  2. Языки и языкознание
  3. Межкультурная коммуникация

Смотрите также

  • формат doc
  • размер 1. 33 МБ
  • добавлен 06 апреля 2010 г.

Баронин А. С. Этническая психология. — Киев: Тандем, 2000. — 264 с. Данное учебное пособие является одной из первых публикаций в Украине, раскрывающей проблемы этнической психологии — отрасли социальной психологии, рассматривающей особенности поведения, эмоциональных реакций, психики, характера этнических общностей. В частности, раскрывается ее понятийный аппарат, охватывающий такие понятия как национальный характер, этнос, этническое и националь…

Словарь

  • формат doc
  • размер 30 КБ
  • добавлен 27 ноября 2011 г.

Глоссарий по курсу «Этническая психология» (50 определений) — СПбГИПСР, Санкт-Петербург, 2011 год. 1. Ассимиляция 2. Беженец 3. Диаспора 4. Дискриминация 5. Иммиграция 6. Комплиментарность 7. Коренной этнос 8. Ксенофобия 9. Культурная дистанция 10. Культурный релятивизм 11. Межэтническая коммуникация 12. Менталитет 13. Миграция населения 14. Народ 15. Народность 16. Национализм 17. Национальная идеология 18. Национальное самосознание 19. Нация 2…

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 67.5 КБ
  • добавлен 05 декабря 2010 г.

1. Введение. 2. Этническая психология как наука. 3. Понятие, предмет, объект и содержание этнической психологии 4. Методологические принципы этнопсихологии. 5. Заключение. 6. Литература. Контрольную работу следует перенести в соответствующий раздел психологии.

Статья

  • формат doc
  • размер 388 КБ
  • добавлен 24 июня 2010 г.

Конспект учебного пособия. Преподаватель доктор психологический наук Почебут Л. Г. Конспект составила С. Г. Реброва, под редакцией доктора психологических наук Ю. П. Платонова. — Санкт-Петербургский государственный университет, 1999 г., — 48 стр. Дисциплина — Этническая психология. Краткое содержание: История этнической психологии: Европейские философы о психологии народов (Бороноев А. О. ) Современная западная этническая психология (Платонова…

Презентация

  • формат ppt
  • размер 14.19 МБ
  • добавлен 24 ноября 2011 г.

Санкт-Петербург, СПбГИПСР, преп. Кучеров Д.Г, 28 слайдов, 2011 год. Дисциплина «Этническая психология» Этнический состав Национальный характер Национальный темперамент Национальные чувства, настроения, традиции Национальные стереотипы Национальные экспектации Межэтнические отношения

Реферат

  • формат doc
  • размер 63 КБ
  • добавлен 24 ноября 2011 г.

Санкт-Петербург, СПбГИПСР, факультет прикладной психологии, дисциплина «Этническая психология», преподаватель Кучеров Д.Г., 2011 год, 10 стр. Этнический состав Национальный характер Национальный темперамент Национальные чувства, настроения, традиции Национальные стереотипы Национальные экспектации

Реферат

  • формат pdf
  • размер 133.17 КБ
  • добавлен 26 ноября 2011 г.

Санкт-Петербург, СПбГИПСР, дисциплина «Этническая психология», преп. Кучеров Д.Г., 2011 год, 10 стр. Этнический состав Национальный характер Национальный темперамент Национальные чувства, настроения, традиции Национальные стереотипы Национальные экспектации

Реферат

  • формат doc
  • размер 14. 91 КБ
  • добавлен 06 января 2012 г.

Санкт-Петербург, СПбГИПСР, факультет прикладной психологии, преподаватель Кучеров Д.Г., 2011 год, 12 стр. Дисциплина «Этническая психология» Национальный характер Национальный темперамент Система ценностей Поведение Национальные чувства и настроения Как видят греков со стороны Межнациональные отношения Традиции

Реферат

  • формат pdf
  • размер 141.62 КБ
  • добавлен 06 января 2012 г.

Санкт-Петербург, СПбГИПСР, факультет прикладной психологии, преподаватель Кучеров Д.Г., 2011 год, 12 стр. Дисциплина «Этническая психология» Национальный характер Национальный темперамент Система ценностей Поведение Национальные чувства и настроения Как видят греков со стороны Межнациональные отношения Традиции

  • формат docx
  • размер 40. 05 КБ
  • добавлен 07 декабря 2009 г.

История становления этнопсихологии. Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Что такое этнос? Понятие этнопсихологии. Предмет, объект и методы изучения. Этническая психология и кросс-культурная психология. Заключение. Список литературы.

Этнопсихологические исследования «малых» народов северо-востока России

Важной чертой современных аборигенных культур России, включая и ареал северо-востока Азии, является «пограничное» состояние между уже размытой, но еще не вполне разрушенной традиционностью, с одной стороны, и ускоренной модернизацией, начавшейся в 30-е гг. ХХ в., с другой. Психологический «разрыв» ценностного мира, присущего этим культурам вследствие навязанной в свое время русификации, не мог не отразиться на формировании системы этно-психологических свойств личности, способной, по словам А.  Р. Лурия, отражать внешнюю действительность, мир социальных отношений и, в конечном счете, свой собственный внутренний мир, сформированный в отношениях к объектам этнического мира и этническим субъектам (14). Несмотря на то, что Россия по числу народов, находящихся на переходной стадии от традиционного общества к современному, занимает одно из первых мест в мире, проблемами аборигенов занимаются почти исключительно этнографы. Обращение этнопсихологов к анализу социально-психологических факторов и механизмов развития личности представителей «малых» народов малочисленны, а в отношении народов Севера и вовсе единичны (А. М. Кушнир, В. С. Мухина, С. М. Павлов, К. А. Тимошенко).

Между тем, изучение психологии малочисленных народов чрезвычайно актуально. Северные народы представали перед отечественными и западными учеными как инородцы, иноземцы, первобытные, аборигенные, туземные и всегда считались существенно отличавшимися от своих более «развитых» соседей. Однако исследований кросс-культурного характера, которые подтвердили бы эти представления на эмпирическом уровне, в России проводилось крайне мало. В целом состояние исследований о малочисленных народах северо-востока России можно охарактеризовать, обратившись к высказыванию Н. В. Слюнина, который еще в начале XX в. указывал на «отсутствие сколько-нибудь удовлетворительных знаний о сибирских народах в виду малораспространенности сведений о далекой окраине среди даже интеллигентной публики» (21). К сожалению, за истекшее столетие в этнопсихоло-гической науке немногое изменилось. В социальной практике складывалась несколько иная картина. Так, заметно увеличивался интерес к коренным народам северо-востока Азии со стороны других этнических групп с целью осмысления их миропонимания и опыта мироустройства, признавалась уникальность, самобытность их мировоззрения и идентичности, все более ощутимым становилось стремление решить проблему этнокультурного возрождения этих народов. Все это еще более подчер-кивало значимость изучения психологии «малых» народов и их этнокультурных особенностей. В послед-нее десятилетие такие исследования стали появляться заметно чаще (Бучек А.  А., 2003; Соколова Ю. В., 2004; Трутнева И. В., 2004; Меняшев А. Е., 2005; Шабурова И. К., 2005; Семенова С. В., 2006; Лобова В. А., 2007; Новикова И. И., 2007 и др.). Данная работа посвящена обзору этнопсихологических исследований, выполненных на материале малочисленных этнических групп народов Камчатского края (алеуты, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эвены, эскимосы), Кемеровской области (телеуты), Ненецкого автономного округа (ненцы, ханты, селькупы), о. Сахалин (нивхи), Республики Коми (ненцы), Хабаровского края (нанайцы) и Чукотки (чукчи). Главной целью настоящей статьи является ответ на вопрос, какие психологические характеристики народов cеверо-востока России являлись предметом исследования современных этнопсихологов и что в результате этих исследований было выявлено.

Наиболее чувствительной к социальным изменениям психологической сферой личности является этническое сознание и его производные — этническое самосознание и этническая иден-тичность. В психологии принято считать, что структура самосознания личности строится внутри порождающей ее системы — той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность (16). Таким образом, условия, в которых происходит становление личности, определяют особенности психики человека. Известно, что «малые» народы в настоящее время переживают сложное, связанное с экономическим упадком и деструктивными процессами в этнической культуре, время. Это связано со значительными изменениями в системе традиционных институтов социализации, почти полной потерей элементов национальной жизни, верований, обычаев, традиций, утратой родного националь-ного языка. Понятно, что все эти процессы негативно влияют на осознание своей этнической принад-лежности, инициируют расшатывание и без того хрупкого, связанного с современными мировыми тенденциями стирания этнических различий, этнического начала в личности. Психологами доказано, что угроза позитивной этнической идентификации вызывает активизацию механизмов социально-психологической защиты личности, способных вызвать многочисленные личностные деструкции. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования, посвященные изучению специфики сферы сознания и самосознания личности у народов северо-востока России (4; 10; 23; 24; 26).

Одним из важнейших факторов, способствующих сохранению коренными малочисленными народами этнической идентичности и формирования сплоченности этноса в условиях адаптации к русской ментальности, является, как показано в исследованиях И. К. Шабуровой и И. В. Трутневой, билингвизм (наличие двух основных языковых систем) (24; 26).

Так, в работе И. К. Шабуровой, осуществленной посредством сравнительного анализа семантического пространства национального сознания, были выявлены особенности картины мира нанайцев-билингвов, нанайцев-монолингвов и русских. В эмпирическом исследовании было обнаружено, что для картины мира нанайцев-билингвов характерна устойчивая ориентация на нанайскую культуру, гармония с собой и природой, уважительное отношение к природе, проявляющееся в природосообразности, экологичности. При описании респонденты используют консервативно-уступчивый тип самохарактеристик, ориентированы на микросоциальные ценности. В отличие от них, у русских респондентов картина мира отличается направленностью на достижение результатов, характерен активно-преобразующий тип самохарактеристик. Для картины мира нанайцев-монолингвов характерны черты картины мира, свойственные как нанайцам-билингвам, так и представителям русского этноса (26).

Исследование И. В. Трутневой посвящено проблеме влияния типов мышления, закрепленных в языке, на формирование образа мира личности нивхского народа. Воздействие билингвизма на особенности образа мира нивхов автор объясняет правополушарной стратегией восприятия и переработки информации. Уменьшение роли и распространения нивхского («правополушарного») языка, связанное с русификацией, привело, по мнению исследователя, к снижению уровня самоиденти-фикации личности, особенно среди индивидов, владеющих только русским («левополушарным») языком (24). Таким образом, билингвизм позволяет малочисленному коренному народу сохранить этнический образ мира в ситуации интегрирования русской культуры в традиционную культуру, устранить внутренние психологические конфликты, сберечь устойчивую самоидентификацию.

Немаловажным для сохранения и развития самобытности «малых» народов, как выяснила Г.  Н. Кригер, проводившая исследование этнического самосознания телеутов, является значимость представлений об историческом прошлом своего народа, устойчивость осознания своей тождественности с этнической общностью, преобладание ценности семейной идентичности, позитивное отношение к собственной этнической принадлежности, близость авто- и гетеростереотипов, а также значимость традиционных ценностей в регуляции собственного поведения, приверженность к сохранению языка, культуры, традиций, обычаев своего народа (10).

Самосознание человека с первых лет жизни складывается в результате идентификации (отождествление, соотнесение себя с чем-либо). Этническая идентификация в своем развитии проходит ряд этапов от диффузной до реализованной, а результат этого процесса — осознанное причисление себя к определенной этнической группе. Изучая процесс формирования этнической идентификации, исследователи пытаются ответить на вопрос, волновавший еще М. Мид: «каким образом ребенок, способный принять любую культуру, учится быть членом своей собственной исторически сложившейся культуры посредством обычного для культуры жизненного опыта» (25, с.  88).

Исследование детей ханты и лесных ненцев, осуществленное в работе В. С. Мухиной и С. М. Павлова, показало, что ментальность представителей данных народов характеризуется амбивалентным мироощущением: во-первых, мифологическим сознанием, уникальностью уклада традиционного образа жизни и малочисленностью; во-вторых, особым местом в системе отношений с доминирующим большинством русского населения. В ситуации межэтнического взаимодействия младшие школьники выражали фрустрированность, напряженность, тревожность, комплекс этнической неполноценности; при описании «идеального образа» дети отдавали предпочтение физическим признакам европеоидной расы, а не своему этническому типу (монголоидная раса). Эти и другие особенности этнической идентичности, по мнению авторов, обусловлены исторически сложившейся социальной ситуацией, выражающейся в нарушении процессов межпоколенной трансмиссии элементов этнической культуры коренных малочисленных народов Севера (17).

В исследовании А.  А. Бучек, посвященном изучению коренных народов Камчатки, было доказано, что формирование этнической идентичности характеризуется рядом особенностей, выражающихся в нарушении традиционно выделяемой стадийности процесса этнической идентификации. Выяснилось, что ранние этапы характеризуются слабой интенсивностью, недостаточной сформированностью, диффузностью границ и фрагментарностью результатов. Интенсификация этнической идентификации происходит только в зрелом возрасте как результат формирования потребностей в ценностном отношении к своей жизни и осознании своего индивидуального места в обществе. Таким образом, у представителей коренных народов, по сравнению с русскими, процесс этнической идентификации «сдвинут» во времени на зрелый возраст, в то время как в детском возрасте маленькие эвены, чукчи, алеуты, коряки скорее дистанцируются от собственной культуры в пользу доминирующей — русской. В ходе исследования было доказано, что в процессе становления этнической идентичности формируется сложная иерархически организованная структура идентификаций (с собственной этнической группой, с иноэтнической территориальной общностью и с доминирующей этнической общностью), характеризующаяся гибкой системой связей, что является причиной этнической мобильности коренных народов Камчатки, готовностью к интеграции культур, осознанию общности интересов своей этнической группы и других этносов, живущих на данной территории, толерантности по отношению к ним, стремлению к взаимодействию (4).

Особое место в формировании картины мира личности «малых» народов отводится изучению иррациональных способов мировосприятия, нерефлексивных форм познания. Речь идет о мифологическом сознании. Как показали исследования А. Е. Меняшева и С. В. Семеновой, наличие мифологического в структуре сознания коренных народов Севера проявляется в способах взаимодействия с природной и социальной средой. По мнению А. Е. Меняшева, проводившего исследование в группе нивхов, в развитии мифологического сознания представителей этого народа можно фиксировать две противоположные тенденции. Первая тенденция, так называемая стабилизационная, направлена на адаптацию этноса к меняющимся природным и социальным условиям. Вторая названа исследователем процессом демифологизации, под которым понимается постепенная утрата мифологического за счет формирования научно-философских представлений о мире. В ходе исследования автор приходит к выводу, что в настоящее время происходит, с одной стороны, утрата национальных психологических черт, с другой, — принятие и формирование новых психологических качеств (15).

Исследование С. В. Семеновой показало, что мифологическое самосознание выступает своеобразной осью интеграции сферы самосознания. Мифологическая компонента в структуре самосознания коренных народов Камчатки проявляется в синкретичности, слитности, непротиворечивости «Я» и мира, значительной структурной связности и единообразии представлений о мире. Идентификация с миром происходит на основе действий и конкретных признаков, при этом и себе, и миру коряки, ительмены, эвены, чукчи приписывают одинаковые категории жизнедеятельности. Последнее, как считает автор, может быть результатом одушевления мира, отношения к миру как к живому существу, что является характерной чертой мифологического мировосприятия. Для данных народов характерна гармонизация представлений о себе и о мире, им менее свойственна внутренняя противоречивость в целом и противоречивость смыслового содержания «Я», в частности (19).

Таким образом, мифологическое самосознание, как доказано в рассматриваемых работах, представляет собой особый способ осознания себя в мире, характеризующийся высокой степенью интеграции образа «Я» и образа мира, обусловленный этносоциокультурным контекстом, и служит средством поддержания экологического баланса между этносом и окружающей средой. Исходя из этого, вполне объясним и закономерен интерес исследователей к современному образу мира коренных народов Севера. Результаты исследования С. В. Карабановой показали, что образ мира, во-первых, содержательно соответствует традиционной этнической картине мира, а во-вторых, является позитивным и гармоничным. Мир представляется красивым, добрым, родным. При этом он описывается в самых простых категориях, отличается достаточной конкретностью. Основой картины мира являются объекты природы и традиционного природопользования, а также категория рода (как промежуточная социальная группа между этносом и семьей). Характерно, что мир представляется активным, изменяющимся, человек ощущает единство с миром на деятельностном уровне (9).

Важным аспектом изучения этнопсихологических характеристик личности выступает ее познавательная сфера. В кросс-культурной психологии существует идея о том, что способ, которым мы воспринимаем мир, развивается в процессе нашего перцептивного опыта: «То, что мы видим, — это комбинация способа отражения света от объектов, попадающего на сетчатку глаза, с нашими навыками и знанием о том, как следует видеть вещи вообще (что мы приобретаем с культурой, в которой растем и воспитываемся)» (11, с.  68). Немаловажная роль в объяснении культурных различий при этом отводится природно-климатическим (экологическим) факторам. Считается, что культура способствует выработке и сохранению психологических особенностей, необходимых людям для выживания в определенной экологии. Так, при исследовании восприятия О. А. Гончаров и Ю. Н. Тяповкин предположили, что экологические и культурные условия многих самобытных этносов коренным образом отличаются от условий городов европейского типа, что должно отражаться на пространственных представлениях и восприятии перспективы (6). В отличие от городской экологии, по мнению авторов, проживание на открытом пространстве тундры не способствует развитию представлений о вертикали, горизонтали и общей системе координат. В свою очередь, координатные представления позволяют непротиворечиво совмещать разноудаленные предметы в единую пространственную схему и применять общие правила перспективы для их изображения. В результате серии экспериментов, проведенных в ходе экспедиции к местам компактного проживания оленеводов на северо-востоке Республики Коми, у коренных жителей тундры (ненцев) были выявлены особенности восприятия и изображения пространственных отношений. И взрослые оленеводы, и дети испытывали трудности при изображении на плоскости объемных свойств предметов. На рисунках разноудаленных предметов у оленеводов преобладали признаки обратной перспективы (стремление нарисовать более удаленный и частично скрытый предмет крупнее ближнего), однако при выборе перспективных моделей они предпочитали изображения в линейной перспективе. Кроме того, у оленеводов выявлен более высокий уровень топологических пространственных представлений и более низкий уровень проекционных и координатных по сравнению с контрольными результатами городских жителей. Такие результаты исследователи объясняют тем, что в традиционной среде обитания и обиходе оленеводов тела параллелепипедной формы практически отсутствуют, и у жителей тундры почти нет опыта их изображения. Сопоставление результатов грамотных и неграмотных оленеводов, а также детей младшего и старшего возрастов показало, что экологический фактор открытого пространства тундры оказывает более сильное влияние на особенности пространственного восприятия, чем уровень образования и другие культурные условия (5).

Большая часть народов северо-востока России проживает в таких климато-геофизических условиях, где среда носит неблагоприятный, экстремальный характер, жизнь в ней, как отмечают исследователи эскимосской культуры, проходит на последнем рубеже возможного (2). Отсюда становится понятным обращение исследователей к вопросу влияния экстремальных условий жизнедеятельности на личность и ее здоровье (3; 7; 8; 12; 13). Существует мнение, что особый «менталитет» коренных северян не только проявляется, но и формируется в условиях дискомфортного, то есть «паранормального с социокультурной точки зрения сосуществования этносов, поскольку в условиях межэтнической гармонии какие-либо его проявления не отмечаются ни у одного из соприкасающихся этносов» (3, с. 6).

В ряде исследований, посвященных изучению представителей хантыйского, ненецкого и селькупского этносов, было установлено, что условия Крайнего Севера оказывают негативное влияние на личность (7; 8; 13). Это проявляется в том, что у лиц, переезжающих в районы Крайнего Севера, происходит сглаживание (или нивелирование) стеничных или сильных свойств личности и проявляются качества, уходящие своими корнями в тормозимые и слабые свойства нервной системы. Так, по данным В. А. Лобовой, тревожность и сензитивность (сверхчувствительность, которая в норме с возрастом обычно сглаживается) даже у здоровых людей оказались в 2–2,5 раза выше, чем в регионах с благоприятными климатическими условиями. Кроме того, ею было установлено, что длительное проживание в арктических регионах снижает подвижность нервных клеток у индивидов, что характеризуется либо их пассивным состоянием, либо истощением. Это выражается в быстро наступающей утомляемости и изменении индекса психического темпа при интеллектуальной нагрузке. Как выявила В. А. Лобова, у коренного населения психический темп носит малоподвижный и ригидный характер, обеспечивая тем самым реальную возможность сохранения и восстановления оптимального уровня работоспособности в нестабильной арктической среде (12). Согласно данным С. В. Дерябиной и Т. З. Биктимирова, организм человека в экстремальных условиях (полярная ночь, перепады температуры, выраженные колебания атмосферного давления и другие) начинает искать оптимальный режим для выживания. Формируются так называемые «полярное напряжение», а также «северная» капсулированность, отгороженность, замкнутость личности, при которой снижается разговорный градиент и потребность в общении. Все это, по мнению исследователей, ведет к фокусированию избыточного эмоционального напряжения на организме и заболеваниям различных органов, а также психоэмоциональным, когнитивным и поведенческим расстройствам (7).

Проблемам рождения, воспитания и обучения здорового подрастающего поколения северян, а также психологическому сопровождению, позволяющему создавать оптимальные условия эффективного обучения в образовательном процессе, посвящен целый ряд публикаций. Внимание авторов сосредоточено на организации обучения в интернатах семейного типа с учетом психо-физиологии ребенка (вследствие более низкой частоты альфа-ритма восприятие меньшего объема информации в единицу времени, замедленная реакция на стимулы, образное мышление) (1), активизации резервов психических возможностей ребенка, снятии утомления, нервно-эмоционального напряжения с опорой на знание этнопсихологических особенностей учащихся ненецкой национальнос-ти (18), приобщении молодежи к народному опыту физического воспитания детей хантов, позволяющего создать духовный настрой бережного и уважительного отношения к своему прошлому (20).

Обзор существующих этнопсихологических исследований «малых» народов северо-востока России свидетельствует о накоплении интересного эмпирического материала, который требует анализа, синтеза, осмысления. В настоящее время можно с уверенностью говорить о необходимости адекватного теоретического описания психологических особенностей личности «туземных народностей и племен северных окраин», которое диктуется не только познавательным интересом, но и запросами широкой общественной практики как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Изучение взаимосвязей между уникальной культурой народов Севера и психологией призвано аккумулировать историческое прошлое и повседневный образ жизни, этническую специфику и ее современное преломление в своих носителях. Познание и комплексное описание культурно-специфических механизмов этно-психологических проявлений личности коренного жителя позволит, учитывая диапазон изменчивости, контекстуальности культурной нормы, оказывать целенаправленную психологическую помощь, дающую возможность установления подлинно гармоничных отношений с собой и окружающим миром.

1. Артеменко О. И. Организация образования в интернатах семейного типа для детей коренных малочисленных народов Севера с учетом психофизиологии ребенка / О. И. Артеменко, Н. Н. Рудь; ред. О. Е. Хух-лаев, Т. Э. Руссита // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития: сб. тез. науч.-практ. конф. 16–17 марта 2007 г. — М. : МГППУ, 2007. — С. 4–5.
2. Арутюнов С. А. Научные результаты работ на Эквенском древнеэскимосском могильнике (1970–1974 гг.) / С. А. Арутюнов, Д. А. Сергеев // На стыке Чукотки и Аляски / Академия наук СССР. — М. : Наука, 1983. — С. 200–229.
3. Бурыкин А. А. Специфика межэтнических контактов в сфере образования: что именно наблюдатель принимает за этнопсихологические особенности учащихся? / ред. О. Е. Хухлаев, Т. Э. Руссита // Практическая этнопсихология… С. 5–6.
4. Бучек А. А. Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки / Камч. гос. пед. ун-т. — Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2004. — 173 с.
5. Гончаров О. А. Восприятие перспективы и пространственные представления у коренных жителей Крайнего Севера / О. А. Гончаров, Ю. Н. Тяповкин // Вопр. психологии. — 2007. — № 1. — С. 91–100.
6. Гончаров О. А. Культурные и экологические факторы восприятия перспективы у коренных жи-телей тундры / О. А. Гончаров, Ю. Н. Тяповкин // Культурно-историческая психология. — 2007. — № 4. — С. 2–11.
7. Дерябина С. В. К вопросу об актуальности междисциплинарных исследований личности в малых реликтных группах / С. В. Дерябина, Т. З. Биктимиров; под ред. О. Е. Хухлаева // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития: сб. мат-лов второй Всероссийской науч.-практ. конф. 21–22 ноября 2008 г. — М., 2008. — С. 150–167.
8. Дерябина С. В. К вопросу об этнопсихологических особенностях малых коренных народов Крайнего Севера / С. В. Дерябина, С.  М. Коротких, Т. З. Биктимиров; под ред. О. Е. Хухлаева // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития: сб. мат-лов второй Всероссийской научно-практической конференции 21–22 ноября 2008. — М., 2008. С. 195–196.
9. Карабанова С. В. Особенности современного образа мира коренных народов Камчатки / под ред. Р. Д. Санжаевой // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона: сб. науч. статей международной научно-практической конф. 23–25 мая 2008 г. : в 2-х т. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. — Т. 2. — С. 199–203.
10. Кригер Г. Н. Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народом Сибири (на примере телеутского этноса): автореф. дис. … канд. психол. наук. — Хабаровск, 2005. — 18 с.
11. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособ. — М. : Ключ — С, 1999. — 224 с.
12. Лобова В. А. Психический темп у представителей разных этнических групп Крайнего Севера. Социально-психологические аспекты // Психическое здоровье. — 2007. — № 4. — С. 43–46.
13. Лобова В. А. Социально-психологические закономерности генезиса депрессивных состояний у населения Крайнего Севера: автoреф. дис. … докт. психол. наук. — Надым. — 2007. — 36 с.
14. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А. Р. Лурия. — М., 1974. — 172 с.
15. Меняшев А. Е. Мифологическое в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин: автoреф. дис. … канд. психол. наук. — Хабаровск, 2005. — 22 с.
16. Мухина В. С. Современное самосознание народностей Севера // Психологический журнал. — 1988. — Т. 9. — № 4. — С. 44–53.
17. Мухина В. С. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера / В. С. Мухина, С. М. Павлов // Развитие личности. — 2001. — № 3–4. — С. 55–75.
18. Новикова И. И. Психологический портрет учащихся коренной национальности // Практическая этнопсихология… С. 10–11.
19. Семенова С. В. Особенности мифологического самосознания коренных народов Камчатки: автореф. дис. … канд. психол. наук. — Петропавловск-Камчатский, 2006. — 19 с.
20. Серасхова В. В. Роль культуры коренных народов Севера в физическом воспитании детей // Практическая этнопсихология… С. 26.
21. Слюнин Н. В. Охотско-Камчатский край. Естественно-историческое описание / Н. В. Слюнин. — СПб., 1900. — Т. I. — 550 с.
22. Соколова Ю. В. Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса: автoреф. дис. … канд. психол. наук. — Курск, 2004. — 22 с.
23. Трефилова Е. Г. Традиционные экологические знания как часть экологического сознания коренных народов Камчатки // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона: Сб. научных статей международной научно-практической конференции 23–25 мая 2008 г. : В 2-х т. / под ред. Р. Д. Санжаевой. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. — Т. 2 — С. 214–219.
24. Трутнева И. В. Влияние билингвизма на формирование образа мира коренных народов Сахалина (на материале нивхов) : автореф. дис. … канд. психол. наук. — Хабаровск, 2004. — 22 с.
25. Хонигман Дж. Подходы // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / под общ. ред. А. А. Белика. — М. : Смысл, 2001. — С. 80–103.
26. Ша6урова. И. К. Сравнительный анализ семантического пространства национального сознания (на примере нанайского и русского этносов) : автoреф. дис. … канд. психол. наук. — Хабаровск, 2005. — 22 с.

Бучек А. А. Этнопсихологические исследования «малых» народов северо-востока России // Люди великого долга: материалы междунар. ист. XXVI Крашенинник. чтений. — Петропавловск-Камчатский, 2009. — С. 26-33. — Библиогр. : с. 31-33.

Межкультурные аспекты тревожных расстройств

Обзор

. 2014 июнь;16(6):450.

doi: 10.1007/s11920-014-0450-3.

Стефан Г. Хофманн 1 , Девон Э. Хинтон

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Бостонский университет, 648 Beacon Street, 6th Floor, Boston, MA, 02215-2002, USA, [email protected].
  • PMID: 24744049
  • PMCID: PMC4037698
  • DOI: 10. 1007/с11920-014-0450-3

Бесплатная статья ЧВК

Обзор

Stefan G Hofmann et al. Curr Psychiatry Rep. 2014 9 июня0003

Бесплатная статья ЧВК

. 2014 июнь;16(6):450.

doi: 10.1007/s11920-014-0450-3.

Авторы

Стефан Г. Хофманн 1 , Девон Э. Хинтон

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Бостонский университет, 648 Beacon Street, 6th Floor, Boston, MA, 02215-2002, USA, [email protected].
  • PMID: 24744049
  • PMCID: PMC4037698
  • DOI: 10. 1007/с11920-014-0450-3

Абстрактный

Культурный фон человека влияет на опыт и выражение эмоций. При обзоре недавней литературы по кросс-культурным аспектам тревожных расстройств мы определили некоторые культурно связанные факторы этнопсихологии/этнофизиологии (представления культуры о том, как функционируют разум и тело) и контекстуальные факторы, влияющие на тревожные расстройства. Факторы этнопсихологии / этнофизиологии включают представления человека о психических и телесных процессах (и их взаимодействии), тогда как контекстуальные факторы связаны с социальными нормами и правилами, которые могут способствовать тревоге, включая индивидуализм против коллективизма и самоинтерпретацию. С точки зрения этнопсихологии/этнофизиологии и контекстуальных факторов мы обсудим «хьял шап» («ветровая атака»), тайдзин кёфусё и ataques de nervios, три ярких примера культурно-специфических проявлений тревожных расстройств, которые все были включены в исследование. список культурных концепций бедствия DSM-5.

Заявление о конфликте интересов

Похожие статьи

  • Культурные аспекты социальной тревожности и социального тревожного расстройства.

    Хофманн С.Г., Ану Аснаани М.А., Хинтон Д.Е. Хофманн С.Г. и соавт. Подавить тревогу. 2010 дек; 27(12):1117-27. doi: 10.1002/da.20759. Подавить тревогу. 2010. PMID: 21132847 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Нервные атаки: культурно обусловленные и отличные от панических атак?

    Кио М.Э., Тимпано К.Р., Шмидт Н.Б. Keough ME, et al. Подавить тревогу. 2009;26(1):16-21. doi: 10.1002/da.20498. Подавить тревогу. 2009. PMID: 18781666

  • Тревожные расстройства в DSM-5: изменения, противоречия и будущие направления.

    Park SC, Ким Ю.К. Парк СК и др. Adv Exp Med Biol. 2020;1191:187-196. дои: 10.1007/978-981-32-9705-0_12. Adv Exp Med Biol. 2020. PMID: 32002930 Обзор.

  • Влияние культуры на тревожность латиноамериканской молодежи: обзор.

    Варела Р.Е., Хенсли-Мэлони Л. Варела Р.Э. и соавт. Clin Child Fam Psychol Rev. 2009 Sep; 12 (3): 217-33. doi: 10.1007/s10567-009-0044-5. Clin Child Fam Psychol Rev. 2009. PMID: 19277865 Обзор.

  • Сравнительная феноменология ataques de nervios, панических атак и панического расстройства.

    Льюис-Фернандес Р., Гуарначча П.Дж., Мартинес И.Е., Салман Э., Шмидт А., Либовиц М. Льюис-Фернандес Р. и соавт. Культовая медицинская психиатрия. 2002 июнь; 26 (2): 199-223. дои: 10.1023/а:1016349624867. Культовая медицинская психиатрия. 2002. PMID: 12211325

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Провайдеры психического здоровья в Украине нуждаются в поддержке, но они не беспомощны: профессиональная самоорганизация и инновационные практики.

    Черепанов Е. Черепанов Э. Фронт общественного здравоохранения. 2022 4 ноября; 10:1009431. doi: 10.3389/fpubh.2022.1009431. Электронная коллекция 2022. Фронт общественного здравоохранения. 2022. PMID: 36438290 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.

  • Меньше стресса, больше успеха: предварительный обзор влияния тревоги на потребление анестетиков и анальгетиков.

    Чен Ю. К., Соенс М.А., Ковачева В.П. Чен Ю.К. и соавт. Джей Анест. 2022 авг; 36 (4): 532-553. doi: 10.1007/s00540-022-03081-4. Epub 2022 2 июля. Джей Анест. 2022. PMID: 35779126 Обзор.

  • Влияние страха заразиться COVID-19о психическом здоровье студентов бакалавриата: модель прогнозирования беспокойства, депрессии и бессонницы.

    Вилка Л.В., Чавес Б.В., Фернандес Ю.С., Кайчо-Родригес Т., Уайт М. Вилка Л.В. и соавт. Курс психол. 2022 янв. 13:1-8. doi: 10.1007/s12144-021-02542-5. Онлайн перед печатью. Курс психол. 2022. PMID: 35039735 Бесплатная статья ЧВК.

  • Изменения в питании и тревога во время пандемии коронавируса: различия между полами.

    Боаз М., Наварро Д.А., Раз О., Кауфман-Шрики В. Боаз М. и др. Питательные вещества. 2021 23 ноября; 13 (12): 4193. дои: 10.3390/nu13124193. Питательные вещества. 2021. PMID: 34959744 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.

  • Признаки расстройства нервно-психического развития в Taijin-Kyofu-sho и социальное тревожное расстройство: перекрестное исследование среди студентов университетов.

    Кадзитани К., Цучимото Р., Омодака Ю., Мацусита Т., Фукумори Х., Сато Т., Нагано Дж. Каджитани К. и др. Psychiatry J. 2021, 17 сентября; 2021: 1661617. дои: 10.1155/2021/1661617. Электронная коллекция 2021. Психиатрия Дж. 2021. PMID: 34568483 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • R01 AT007257/AT/NCCIH NIH HHS/США
  • R-1AT007257/AT/NCCIH NIH HHS/США

Психологическая антропология — Антропология — Оксфордские библиографии

Введение

Психологическая антропология — это изучение психологических тем с использованием антропологических концепций и методов. Среди областей интереса — личная идентичность, самость, субъективность, память, сознание, эмоции, мотивация, познание, безумие и психическое здоровье. При таком рассмотрении едва ли какая-либо тема в антропологическом мейнстриме не дает зерна для аналитической мельницы. Подобно экономической или политической антропологии, психологическую антропологию можно рассматривать как точку зрения на социальное, а также как подполе более широкой дисциплины. Совпадение предмета с родственной психологией очевидно, но подход, основанный на этнографических полевых исследованиях и компаративизме, обычно совершенно другой. Более того, как рефлексивное усилие психологическая антропология проливает свет не только на культурные носители мысли (язык, символизм, тело), ​​но и на концепции, которые мы используем, чтобы думать об этих средствах. Психологических антропологов, например, интересуют не только эмоциональные практики в разных культурах (что злит людей? как они это выражают?), но и форма и межкультурная значимость концепции эмоций. На этнографический вопрос «Как нуаулу классифицируют животных?» они добавляют: «Как структурирована их классификация и что эта структура говорит о более широких процессах познания?» Некоторые из основных категорий психологии — «я», разум, эмоции — оказываются в кросс-культурной перспективе менее самоочевидными, менее объективными, чем ожидалось. Хотя грубые эквиваленты часто можно найти в других языковых традициях, ученый вскоре обнаруживает, что английский (или французский, или малайский) не является нейтральным набором психологических универсалий. Сравнение может повредить уверенности. И, возможно, в большей степени, чем в других областях, в психологической антропологии представлен полный спектр от жесткого научного до мягкого толкования. Действительно, расхождение между научной, позитивистской психологией, уверенной в своих категориях и методах, склонной к универсалиям, и релятивистским, ориентированным на смысл, часто охваченным сомнениями конструктивизмом, является одним из продуктивных противоречий, которые оживляют исследование. До недавнего времени в этой области дела обстояли совершенно по-разному по обе стороны Атлантики. За некоторыми исключениями, антропологи в Великобритании и Франции по крайней мере до XIX в.60-е годы преследовали строго социологические или структуралистские программы, несовместимые с психологической антропологией. Американские антропологи с их более широкой концепцией культуры и интересом к индивидуальному опыту проложили путь исследованиям культуры и личности, разноплановой работе, недавно переосмысленной в личностно-центрированной антропологии. Параллельные усилия в психоаналитической антропологии и когнитивной антропологии опирались на разные интеллектуальные традиции. Эти взаимодополняющие, а иногда и конкурирующие подходы удивительным образом охватывают и пересекают научно-гуманитарное разделение, которое характеризует антропологию в целом. Психиатрическая антропология с самого начала сформировала важное направление психологической антропологии, помимо некоторого совпадения с медицинской антропологией.

Общие обзоры

Сфера применения психологической антропологии обширна не только в подходах и стилях, но и в расширяющемся круге рассматриваемых тем. Можно было бы — и, к сожалению, имеет — психологическую антропологию почти чего угодно. Подполе особенно открыто для диалога между дисциплинами. Shweder and LeVine 1984, например, отмечает плодотворный обмен мнениями между антропологами, философами, психологами и когнитивистами. Действительно, границы с соседними дисциплинами в лучшем случае размыты: различаются скорее методы, чем проблемы. Шведер 1991 и Stigler, et al. 1990 предлагают «новую» дисциплину культурной психологии — более экспериментальную, чем антропология, более релятивистскую и рефлексивную, чем психология; но такие работы удобно сочетаются с более экспериментальной стороной психологической антропологии. Несмотря на то, что сейчас они старые, Шварц и др. 1994 год остается удобной отправной точкой для понимания ориентаций, теоретических линий фронта и дискуссионных позиций. Casey and Edgerton 2005 предлагает сочетание знакомых и новых тем; Beatty 2017 дает обзор текущей области. Общество психологической антропологии — полезный веб-сайт со ссылками на онлайн-ресурсы.

  • Битти, Эндрю. 2017. Психологическая антропология: неуклюжий гибрид? В The Routledge компаньон современной антропологии . Под редакцией Саймона Коулмана, Сьюзен Б. Хаятт и Энн Кингсолвер, 382–399. Лондон: Рутледж.

    Критическое руководство в этой области, отслеживающее расходящиеся пути, а также сильные и слабые стороны когнитивной антропологии, психоаналитического и личностно-ориентированного подходов, школы культуры и личности, а также недавние работы под влиянием когнитивной науки и эволюционной психологии.

  • Кейси, Конерли и Роберт Б. Эдгертон, ред. 2005. Компаньон психологической антропологии: Современность и психокультурные изменения . Оксфорд: Блэквелл.

    DOI: 10.1002/9780470996409

    Очерки, демонстрирующие расширенный спектр психологической антропологии в эпоху глобализации. Освещение включает в себя идентичность иммигрантов, влияние биомедицинских технологий, геноцид, политическое насилие и представления о расе, а также стандартные темы, такие как память, смысл, эмоции и мечты.

  • Шварц, Теодор, Джеффри М. Уайт и Кэтрин А. Лутц, ред. 1994. Новые направления в психологической антропологии . Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.

    Этот сборник содержит программные оценки ведущих ученых, включая главы по когнитивной антропологии, этнопсихологии, человеческому развитию, биологическим, психоаналитическим и психиатрическим подходам.

  • Шведер, Ричард А. 1991. Размышляя о культурах: Экспедиции по культурной психологии . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский ун-т. Нажимать.

    Версия психологической антропологии Шведера является более экспериментальной и ближе к проблемам академической психологии, чем большинство традиционных антропологий, но остается приверженной релятивистской позиции. Этот бодрящий сборник включает всесторонний критический анализ теории культуры и личности.

  • Шведер, Ричард А. и Роберт А. ЛеВайн, ред. 1984. Теория культуры: Очерки разума, личности и эмоций . Кембридж, Великобритания: Кембриджский унив. Нажимать.

    Влиятельная коллекция, объединяющая теоретиков культуры, философов и когнитивистов. Включает Р. Соломона об эмоциях как суждениях, а также классические эссе К. Гирца, М. Розальдо и Р. Леви. Скептическое опровержение Спиро релятивизма Розальдо — психоаналитический взгляд на ее этнографию — является полезным ответным ударом. Необходимая литература для студентов, изучающих психологическую антропологию.

  • Общество психологической антропологии.

    Веб-сайт, поддерживаемый Обществом психологической антропологии, подразделением Американской антропологической ассоциации.

  • Стиглер, Джеймс В., Ричард А. Шведер и Гилберт Х. Хердт, ред. 1990. Культурная психология: Очерки сравнительного человеческого развития .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *