Это ничто иное как элементарный цинизм по отношению к обществу: Цинизм – что это такое

Цинизм – что это такое

Здравствуйте!

Сегодня мы рассмотрим распространенную форму поведения человека, к которой в обществе сложилось неоднозначное отношение. Одних называют циниками, желая подчеркнуть их отрицательные качества, другие сами стремятся стать такими, подражая известным литературным и киногероям. Предлагаю разобраться, что такое цинизм на самом деле, в чем его причины и какие есть плюсы и минусы.

Определение понятия

Цинизм, циничность – это откровенно грубое, презрительное отношение к общепринятым нормам морали и нравственности, культурным и идеологическим ценностям, представлениям о благопристойности и этике.

Также цинизмом можно назвать мировоззрение, при котором отрицаются такие чувства, как жалость, сострадание, стыд, вина, бескорыстие. Все это расценивается как помеха в решении практических задач, которая идет вразрез с личными интересами.

Циничное поведение осуждается обществом. Считается, что оно является фактором, который провоцирует конфликты.

Слово “цинизм” произошло от древнегреческой философии кинизма. Из-за различия произношений кинизм превратился в цинизм. Данная философская школа была основана в IV веке до н. э. Антисфеном и поддерживала идею того, что любые условности, будь то культурные, моральные, религиозные или государственные, должны вызывать презрение.

Киники стремились жить в добродетели, в согласии с природой, отвергая при этом богатство, власть, славу, о чем открыто и насмешливо заявляли на публике. Последователи Антисфена, среди которых был и известный греческий философ Диоген, вели простую жизнь и не имели никакой собственности.

Сам термин “циник” происходит от древнегреческого κυνικός, что в переводе означает “похожий на собаку”. Как утверждают историки, скорее всего, так оскорбляли киников за их решение жить на улице и неприятие общественных правил.

Подобные аскетические идеи распространились и на раннее христианство. Некоторые исследователи даже называют Иисуса еврейским киником, находя в его учении много сходств с кинийской школой.

В XIX веке негативные аспекты философии кинизма привели к формированию нового понимания цинизма, отличного от предыдущего. Циниками стали называть тех, кто не верит в искренность человеческих мотивов и в бескорыстные добрые поступки.

Признаки циничного человека

Рассмотрим, по каким наиболее ярким маркерам можно определить человека-циника:

  • Поведение. Как правило, такие люди ведут себя довольно грубо и бесцеремонно. Они не считаются с мнением окружающих, в саркастической манере высказываются о чужой точке зрения, а собственную преподносят как единственно справедливую и имеющую право на существование.
  • Взгляд на мир. Циники смотрят на окружающую действительность через призму меркантильности и расчета. Они не верят, что добрые поступки можно совершать бескорыстно, да и не видят в них смысла. Куда более полезным они считают то, что может принести практическую выгоду. Даже друзей выбирают из тех же соображений, чтобы не тратить проведенное совместно время впустую.
  • Отношение к чувствам. Чувственная сторона жизни кажется цинику лишней. Он не испытывает угрызений совести, стыда, вины, искренне не понимая, для какой цели нужно досаждать себе всеми этими негативными эмоциями. Сюда же он относит жалость, сострадание, милосердие и прочие сантименты.
  • Критика. Цинику свойственны придирки, пренебрежительные реплики, критика, обесценивание и высмеивание чужих желаний, стремлений, целей, планов и прочих вещей, которые являются важными для его близких людей. Чаще всего он сам не понимает, насколько сильно ранит другого.
  • Недоверие. Такой человек никому не верит на слово, да и в принципе не способен верить чему-либо. Он также не доверяет авторитетам, организациям и прочим проявлениям социализации.
Примеры из литературы

Если говорить простыми словами, то цинизм – это такое поведение, при котором личность открыто заявляет о своем негативном отношении к общественным нормам, правилам, а также взглядам и ценностям других людей. В литературе немало примеров героев, в которых ярко прослеживаются подобные черты.

Самый простой и всем известный с детства пример – Карлсон. Этот мужчина в самом расцвете сил на протяжении всей повести пренебрегает правилами, проказничает и довольно цинично относится к Малышу, который искренне привязался к своему новому другу.

Еще один очевидный пример – герой романа Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров. Одиночество сделало его циником, что проявлялось и в манерах, и словах. Он не признавал привязанность и любовь, предвзято относился к женскому полу, был высокомерным и пренебрежительным к окружающим.

Некоторое сходство с ним имеет и другой литературный персонаж – Остап Бендер, главный антигерой романов Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев” и “Золотой теленок”. Его саркастичный цинизм и хладнокровие помогали ему во всем извлекать выгоду, а безнравственные мошеннические поступки доставляли удовольствие.

Причины цинизма

Как утверждают психологи, цинизм является защитным механизмом психики. Таким образом она обесценивает травмирующие события, которые провоцируют сильные чувства и эмоции. Так человеческая психика блокирует проявление вины, стыда, жалости, сопереживания и иных некомфортных чувств, способных вызвать агрессию против себя самого.

Циниками не рождаются! Ими становятся в результате какого-то травмирующего опыта. А уже после этот опыт выливается в одно из двух: либо в жизненную философию, когда человек начинает обесценивать все подобные события, либо в показной протест, выражающийся в циничном поведении, которое как бы сообщает об имеющейся травме.

Причинами могут быть такие события, которые заставляют человека усомниться в общественных ценностях. Например:

  • предательство близкого человека;
  • утрата или тяжелое расставание;
  • воспитание циничными родителями;
  • личностный или экзистенциальный кризис, при котором человек теряет надежду, веру в справедливость, рушатся его иллюзии и идеалы.

После подобного опыта человек закрывает себя броней цинизма: “Все предают и обманывают”, “Люди смертны”, “Любви нет”, “Положиться ни на кого нельзя” и т.

п. Так психика защищается от стресса и новых потрясений в будущем.

Поскольку цинизм оберегает человека от излишнего стресса, такое качество нередко можно наблюдать у представителей некоторых профессий. Например, у пожарных, хирургов, следователей, судей и многих других, кто по долгу службы постоянно сталкивается с негативными событиями, чужой болью и проблемами.

Здоровый цинизм помогает им избегать выгорания и выполнять свою работу более качественно, отбросив эмоции там, где они только мешают. Ведь сложно представить, что будет с психикой сентиментального и сочувствующего врача, который ежедневно вынужден пропускать через себя десятки чужих историй о болезнях.

Но иногда развитие цинизма не связано ни с травмирующими событиями, ни со спецификой профессии. Бывает так, что человек становится таким в силу завышенной самооценки или стремления выразить свою нестандартность и индивидуальность.

Разновидности

Специалисты выделяют несколько типов циников. Разумеется, такая градация весьма условная и сформирована на основе наблюдений. Тем не менее она способна помочь выявить, какой циник находится перед вами и как с ним взаимодействовать.

Существует пять типов:

  1. Черный юморист. Такие циники наделены очень тонким и изощренным юмором, понять который может разве только близкий друг такого юмориста. Ярким примером является главный герой из “Доктора Хауса”, любитель радикальных решений и черных острот. Вместе с тем такой тип не обделен состраданием и с большой долей вероятности поможет бездомной собаке и уступит место в транспорте пожилой старушке.
  2. Антиромантик. 
    Такой человек не склонен напоказ проявлять нежность и любовь, разве что для достижения каких-нибудь благ. Это как Остап Бендер, который без зазрения совести обводит вокруг пальца бедную вдову Грицацуеву. Вместе с тем внутри такого циника есть немало сюрпризов, например, способность искренне дружить и оставаться преданным.
  3. Материалист. Человек холодного и расчетливого разума, который считает, что чувства – это всего лишь ненужный балласт, способный испортить тщательно выверенный план. Любовь и иные чувства он считает нерациональными и не достойными внимания. Друзей он подбирает крайне скрупулезно, нередко из-за своей чрезмерной рассудительности и отсутствия сострадательности вынужден быть один. Яркий пример такого типа циника – Шерлок из одноименного британского сериала.
  4. Здоровый циник.
     Такие люди умеют сопереживать и обладают большим чутким сердцем, но делятся своей любовью только с близкими. Они не будут подавать милостыню попрошайкам и реагировать на объявления о сборе средств на чью-то операцию, потому что знают, что в мире много бездомных и больных и изводить свою нервную систему по этому поводу просто неразумно. Вместо этого они предпочитают концентрироваться на своей жизни.
  5. Злодей. Это самый безжалостный, равнодушный и невыносимый тип циника. Любое соприкосновение с таким человеком неизменно заканчивается обрушением самооценки, разбитым сердцем или вообще сломанной судьбой. Но несмотря на кажущуюся неуязвимость, такие люди глубоко внутри очень несчастны, а выживать им помогает как раз тот самый цинизм.

Есть еще одна классификация, разделяющая цинизм на два типа:

  • Бытовой.
     Это обычные проявления цинизма, о которых мы говорили ранее, в повседневной жизни. По сути, большинство перечисленных типов из предыдущей классификации можно отнести к бытовому цинизму.
  • Профессиональный. Это цинизм, который проявляют люди определенных профессий, связанных со стрессом. Таким образом психика просто вынуждена защищаться от перегруза. Кстати, в обычной жизни вне работы такой человек может быть очень душевным, сострадательным и чутким. Этим профессиональный цинизм отличается от бытового.
Плюсы и минусы

Несмотря на то, что цинизм принято считать негативной чертой характера и поведения, в нем все же есть не только плохое. Рассмотрим обе стороны медали.

Начнем с достоинств:

  • помогает смотреть на вещи рационально, трезво, без иллюзий и бесплотных надежд;
  • позволяет принимать решения исходя из здравого смысла и тем самым избегать неприятностей, которые часто случаются, когда человек торопится или действует на эмоциях;
  • оберегает психику от чрезмерного стресса, ненужных переживаний, выгорания, от излишнего чувства вины и стыда;
  • поскольку цинизм противоречит лицемерию, эта жизненная позиция делает человека открытым, честным;
  • циничные люди редко становятся жертвами мошенников;
  • как правило, циники чаще и в более короткие сроки достигают поставленных целей, не сворачивают с намеченного пути.

Теперь о недостатках, которые касаются любых форм гипертрофированного бытового цинизма:

  • очень ограниченный круг доверенных лиц, мало друзей и вообще тех, кто готов терпеть выходки такого человека по доброй воле;
  • зачастую цинику сложно получать удовольствие от жизни, наслаждаться мелочами, общением, отношениями, поскольку он везде ищет подвох, двойное дно, неискренность и постоянно находится в состоянии обороны, ожидая, что вот-вот кто-то его предаст, покинет или обидит;
  • тяжело построить теплые, доверительные и долгосрочные отношения, как дружеские, так и семейные, поскольку в любых отношениях очень важна поддержка, сочувствие, понимание, чего циники дать не могут.
Как вести себя с циником

Разберемся, как правильно взаимодействовать с циничным человеком, если это ваш супруг, коллега, друг или знакомый:

  1. Не пытайтесь исправить циника и перевести его на свою “светлую” сторону, рассказывая, как на самом деле прекрасен мир и какие все вокруг добрые и сострадательные. Почти наверняка такая тактика вызовет лишь раздражение и желание отгородиться. К тому же циники уверены в собственной правоте и маловероятно примут иную точку зрения.
  2. Если формат отношений позволяет, то общайтесь с таким человеком исключительно по делу и по существу возникшего вопроса. Не вступайте с ним в демагогии и споры, все равно выиграть в них вряд ли получится.
  3. Если циник – ваш близкий человек, можно постараться в неформальной беседе спросить, чем вызвано такое пренебрежительное отношение к тому или иному аспекту жизни. Добавьте также, что не осуждаете его. Если же человек ясно дает понять, что не желает обсуждать эту тему, или в принципе не идет на контакт, лучше оставьте его в покое.
  4. Не пытайтесь играть в спасателя, даже если уверены, что циник нуждается в помощи. Никто не может помочь человеку, пока он об этом не попросит. В ваших силах лишь стать ему другом. Возможно, циник увидит в вас то самое доверенное лицо, перед которым можно сбросить маску холодного равнодушия и не терзаться страхами и сомнениями.
Заключение

Мы с вами разобрали значение слова “цинизм”, узнали, по каким признакам можно выявить циника и как общаться с такими людьми. Как и любое другое качество или модель поведения, данная черта не столь однозначна, как о ней привыкли говорить.

Циничное отношение к жизни может сослужить добрую службу в профессиональной деятельности, помочь стать для коллег рациональной опорой, которая всегда принимает здравые и взвешенные решения. А вот в личной сфере лучше все-таки избегать цинизма, ведь нельзя построить гармоничные отношения без доверия, поддержки и умения радоваться и радовать.

Цинизм, хамство, сквернословие — ДНЕВНИК РАЗМЫШЛЕНИЙ — ЖЖ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цинизм — что это такое?

«Деньги не пахнут»

Циники в СМИ

Чемпионы цинизма в СМИ

Цинизм на телеканале МузТВ

Отсутствие или недостаток нравственного чутья (Ксения Собчак)

Хамство
Сквернословие, а тем более мат, — вид хамства, моральной распущенности

Пропаганда анормального, в частности грубости и хамства, в современном обществе

Из письма студенту


                         Циник — это людская сова, бодрствующая в
                             потемках и слепая на свету, охочая до падали и
                             пренебрегающая благородной дичью.      
                                                               Г.У. Бичер

Цинизм — демонстративно пренебрежительное отношение к культуре человека, общества, к его духовным и, в особенности, нравственным ценностям. Иными словами, цинизм — демонстративное проявление неуважительного отношения одного человека к другому (другим).

Цинизм — это своеобразный нравственный вандализм.

«Деньги не пахнут»

Выражение «деньги не пахнут» — циничная констатация того, что содержит-допускает в неявном виде поговорка «цель оправдывает средства».

В самом деле, что означает выражение «деньги не пахнут»? По латински оно звучит так: «Non olet peccunia». Это слова, сказанные римским императором Веспасианом сыну, который выразил неудовольствие по поводу обложения налогами общественных отхожих мест [1]. Выражение «деньги не пахнут» означает, что неважно, каким путем добыты деньги. Важен результат, а средства могут быть любые. Когда говорят «деньги не пахнут», то этим откровенно признают и даже оправдывают незаконность или аморальность используемых средств для достижения цели. А это и есть цинизм.


Чемпионы цинизма в СМИ

1. Доренко Сергей

2. Ганапольский Матвей

3. Гордон Александр

Эти люди, во-первых, не стесняются эпатировать аудиторию грубыми словами и выражениями вплоть до сквернословия. Употребляют, например, слово-паразит «блин», являющееся эвфемизмом матерного слова. Постоянно употребляют выражения, которые можно квалифицировать как анальное сквернословие. По этой части Сергей Доренко чемпион чемпионов.

Во-вторых, они очень часто оценивают действия и поведение других людей, политических и общественных деятелей так, как это делают пошляки, мещане, недалекие люди, т.е. видят в них только дурные, корыстные или эгоистические мотивы. Здесь вспоминается фраза Гегеля: «Для камердинера не существует героев, но не потому, что последние — не герои, а потому, что первый — камердинер» (Гегель. Философия истории).

Для циника не существует порядочных людей, но не потому, что последние — непорядочные, а потому, что первый — циник. Вспоминается еще шекспировская фраза:

И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож!

Ганапольский М.Ю. заявил в программе ПРАВ?ДА! на телеканале ОТР (12.12.13. около 9-и утра), что Янукович В.Ф. всем торгует, всё продает и  всех ПРЕДАЕТ. Это по поводу того, что президент Украины вынужден маневрировать-лавировать в ситуации политического раздрая, обострения противоборства пророссийских и антироссийских сил на Украине и, шире, в ситуации перетягивания украинского каната между Россией и Западом (Евросоюзом-США).

Совсем недавно Ганапольский издал книгу с эпатирующим названием: «Улыбайлики. Жизнеутверждающая книга прожженного циника». Он не стесняется изображать себя циником и не просто циником, а прожженным циником (???). В аннотации к книге написано: «И как только такой циник как Ганапольский мог написать такую жизнеутверждающую книгу?».
        Ну да, кто-то скажет: чего я цепляюсь?! Ведь это всего-навсего самоирония. Не самооговор, а самоирония! Я согласился бы с таким подходом, но дело в том, что с цинизмом шутки плохи. Он никак не может быть нейтральным в моральном смысле. Цинизм в общепринятом значении — демонстративное пренебрежение культурно-нравственными нормами и через это — демонстративное проявление неуважительного отношения к человеку, к людям. Например, циник способен оскорбить слух людей грубыми и скверными словами вплоть до мата. Я неоднократно в радиопередачах «Эхо Москвы» слышал от Ганапольского подобные слова, что вынуждало меня выключать радио. Через это сквернословие Ганапольского всё остальное, что исходит от него, обесценивается и даже приобретает характер отторгаемого.

(ПРИМЕЧАНИЕ. Ганапольский не одинок в демонстрировании цинизма, так сказать, в квадрате.  Такое демонстрирование стало чуть ли не правилом «хорошего тона» в определенных кругах. Небезызвестный театральный режиссер Константин Богомолов заявил совсем недавно: «Я всегда был таким циничным и злым, как обо мне говорят». Это он сказал в интервью «Московским новостям» о премьере «Идеального мужа» в Московском художественном театре, подборе актеров и методах работы. Эта постановка пьесы О.Уайльда мерзопакостная, как и всё, что делал Константин Богомолов в последнее время.
Еще можно упомянуть режиссера Кирилла Серебренникова. Как-то на телеканале «Культура», кажется в «Линии жизни», он буквально взахлеб, с блеском в глазах рассказывал о том, как хорошо, круто материться и как это подходит русскому человеку).

Александр Гордон, соведущий в программе «Они и мы» на Первом телеканале (декабрь 2013 г.), постоянно говорит в духе сентенции «все женщины дуры или стервы». Находящиеся в телестудии дамы постоянно указывают ему на то, что он плохо думает о женщинах. А с него как с гуся вода. Проходит время и опять начинает плохо говорить о женщинах. Привык так думать. А привычка — вторая натура! Скажут, где тут цинизм? А цинизм Гордона в том, что он не стесняется говорить пренебрежительно о женщинах… в присутствии женщин (не только находящихся в телестудии, а миллионов телезрительниц)! Это и есть цинизм, демонстративное проявление неуважительного отношения к людям.

Наши телеканалы прямо-таки соревнуются в аморализме. На телеканале МузТВ появился «достойный» преемник игровой программы НТВ «Алчность» — игровая программа «Деньги не пахнут». Один телеканал увидел в алчности положительное содержание, другой пошел еще дальше: цинизм сделал знаменем и паролем своей игровой программы. Когда говорят «деньги не пахнут», то этим откровенно признают и даже оправдывают незаконность или аморальность используемых средств для достижения цели. А это и есть цинизм.

И дело не только в пропаганде циничного тезиса. Телеведущий Роман Транхтенберг позволяет себе в открытом эфире грубость и хамство. Никто при этом не дает ему отпор. 24 апреля 2004 г.  в шестом часу утра в игре «Золушкина жадность» (кстати: обратите внимание на название игры; где это создатели игры увидели у Золушки жадность?!) телеведущий заявил, что горох не употребляет, так как «от него я п…ю». Сказанное им слово является грубым и в приличном обществе не употребляется. Зрители МузТВ по умолчанию, по определению являются приличным обществом. Значит, телеведущий оскорбил слух миллионов людей. МузТВ — молодежный телеканал. На что он настраивает молодежь, чему он учит ее?! Грубости, хамству, цинизму?! Получается, так. Я потом беседовал на эту тему со студентами на семинарских занятиях. Они, наверное, настолько привыкли к грубости и хамству на телевидении, к этому телевизионному издевательству над моралью, что ничего необычного не увидели и в телепрограмме в целом, и в конкретном поведении телеведущего Трахтенберга. Одни хихикали, другие пытались защитить Трахтенберга, третьи угрюмо молчали. Я практически не слышал слов в мою поддержку (это притом, что в целом студенты очень хорошо относятся ко мне). Насколько надо быть-стать толстокожими, нечувствительными к проблемам морали, чтобы так реагировать. И в самом деле, что другого можно ожидать от молодежи, если она постоянно, в изобилии видит на телевидении примеры дурного, аморального поведения. Что видишь, так и думаешь, так и делаешь.

С сожалением вынужден отметить: мне как педагогу приходится нелегко в борьбе с телевидением за души молодых людей.

Я привел здесь один пример цинизма в СМИ. Этих примеров можно приводить десятки, сотни, тысячи. Не могу не упомянуть здесь еще один вопиющий факт: 19 августа 2005 г. по радио «Свобода» в анонсе передачи о режиссере Виталии Манцеве настойчиво проводилась мысль, что, цитирую, «без цинизма не может быть документального кино»…  Определенная часть деятелей культуры, политиков, бизнесменов все чаще говорит о цинизме в положительном смысле.

Свежий пример: Александр Прошкин, режиссер-постановщик сериала «Доктор Живаго», в фильме о фильме «Доктор Живаго. Воплощение» (показанном по НТВ 12 мая 2006 г.), стараясь оправдать циничное поведение, отваживается даже дать положительное определение цинизму: «А что такое цинизм? — Рациональный поступок в определенных условиях». Комментарии, как говорится, излишни.

Сбивают людей с толку. Что морально, а что аморально? Если отрицательные нравственные понятия употребляются в положительном смысле, то тогда где грань между моральным и неморальным-аморальным? Ее, получается, нет. Всё относительно. Тогда зачем вообще деление на положительное нравственное и отрицательное нравственное, на хорошее и плохое?! И зачем вообще разговоры о морали, нравственности, порядочности и благородстве?!

Добавление 2.03.2004: Небезызвестный Андрей Бильжо выступил в программе по 1-му телеканалу (ОРТ), посвященной футболу, и в завершение сказал буквально следующее: «Я как психиатр говорю в адрес футболистов: пусть говорят что угодно, только побеждают» (в этой телепередаче обсуждалась проблема нецензурной брани и, в частности, мата во время игры). Что могу сказать, крыша поехала у господина Бильжо. Ведь он открыто поддержал одиозный лозунг «цель оправдывает средства». Оказывается, во имя, для-ради победы можно нарушать элементарные нормы приличия, человекоуважения. Фактически позицию А. Бильжо заняли и устроители этой телепередачи. Она была в записи и приведенные слова Бильжо завершали ее. Вот так: телевидение в лице 1-го телеканала пропагандирует бескультурье, цинизм, пренебрежение нормами морали.

Яркий пример отсутствия или недостатка нравственного чутья: комментарий Ксении Собчак в своем микроблоге. Она решила прокомментировать казанскую авикатастрофу, увидев в ней «хорошую новость»:

«Есть только одно хорошее (если так вообще можно говорить) в новости о Казани. Сын президента республики летал на РЕЙСОВОМ самолете…..Rip»

Речь идет о самолете «Боинг 737-500» авиакомпании «Татарстан», который разбился 17 ноября (2013 г.) в казанском аэропорту. Он выполнял рейс «Москва-Казань». Среди 50 жертв авиакатастрофы был и старший сын президента Татарстана Рустама Минниханова Ирек Минниханов. Молодой человек возвращался из деловой поездки: а через месяц у Ирека и его супруги, француженки Антонии Гишар должен родиться малыш.

Конечно, нельзя сказать, что у Ксении Собчак совершенно отсутствует нравственное чутье. Но дефицит чутья явно ощущается.

К сожалению, Ксения Собчак не первый раз эпатирует общественность. Я как-то случайно включил телеканал ТНТ, шла программа «Дом-2». Дискутировали на тему семейных ценностей и роли женщины в современном мире. Молодой человек (кавказской наружности) говорил с пиететом о женщине-матери. Тут К.Собчак вставила слово, которое звучало примерно так: она против того, чтобы женщина была машиной для рождения. Вот так: мы фактически вымираем, а она на всю Россию произносит такие чудовищные слова. Нелепо видеть в женщине машину для рождения (да этого выражения и не было в выступлении молодого человека), но не менее нелепо утверждать, что «женщина – не машина для рождения» (в логике такое бывает, когда контрарные суждения одинаково ложны, вроде: «все люди врачи» — «ни один человек не врач»). К.Собчак намеренно сгустила краски, так сказать, оглупила, довела до абсурда позицию оппонента.

Нужно отметить для некоторого оправдания Ксении, что она в известном смысле — двойная жертва: советского воспитания и постмодернистского влияния, круто замешанного на имморализме.

Про советское воспитание хотелось бы сказать следующее… напомню один эпизод из известного советского фильма «Доживем до понедельника» (1968 г. ): старшеклассница выбрала для сочинения тему «мое представление о счастье». И написала в сочинении такие слова:

«Если говорить о счастье, то искренно (…) Я, например, хочу встретить такого человека, который любил бы детей, потому что без них женщина не может быть по-настоящему счастливой. Если не будет войны, я хотела бы иметь двоих мальчиков и двоих девочек (в классе кто-то свистнул)… Да, двоих мальчиков и двоих девочек! Тогда до конца жизни никто не почувствует себя одиноким, старшие будут оберегать маленьких. Вот и будет в доме счастье».

Учительница осудила школьницу за это сочинение (что слишком разоткровенничалась) и предложила порвать его, написать сочинение на другую тему.

Старшеклассники с такими сочинениями (и добавлю: мыслями) были чуть ли не белыми воронами в Советском Союзе.

В СССР последовательно принижались ценности семьи, рода, деторождения, материнства, родительства. Вот, в конечном счете, и появились такие ненавистницы детей, рода — вроде Ксении Собчак.

В одном публичном выступлении она назвала своих родителей «предками»:

«Перед шестнадцатилетием позвонила мама. Сказала, что заказала ресторан для моих друзей, но их с папой, к сожалению, не будет. «Ты ведь не обидишься?» — спросила. Обидеться? Да это же просто какое-то невероятное везение!

Шестнадцатилетие без предков, я одна с друзьями в ресторане! Вот это да, вот это праздник! «Жалко, что вас не будет, — говорю. — Папе привет». Это «жалко» было одним из самых неискренних за всю мою жизнь». С сайта http://www.inpearls.ru/

Подумайте только: родители — предки, т.е. как бы давно умершие, плюсквамперфектум?! Даже дедушки и бабушки не являются еще предками. А в некоторых случаях прадедушки и прабабушки, если они живы. Я студентам своим разъясняю, что аморально называть так своих родителей. Ведь родители еще не умерли и не собираются на кладбище. Каково слышать из уст своего подросшего ребенка такое! А тут телеведущая, известная женщина, светская львица… Какой пример она подает молодежи?! Нравственное чутье у неё  почти на нуле.

Тут еще постмодернистская философия с ее цинизмом (имморализмом) и гедонизмом. Вполне в духе этой философии К.Собчак заявляет:

«Люди делятся на две категории: одни наслаждаются жизнью, а вторые смотрят на них. И завидуют». — Цинизм беспредельный и гедонизм глупый.

Это просто отпад, мышление на уровне дурно воспитанного подростка.

Хамство — форма цинизма, издевательский цинизм.

История хамства насчитывает не одну тысячу лет и берет начало из Библии. Сам термин «хамство» появился с того момента, когда Ной выпил забродивший виноградный сок. Захмелев, он просто заснул на полу в голом виде. Его сын Хам, увидев отца в таком виде, засмеялся и позвал братьев. Братья шутку не оценили и прикрыли спящего одеждой. Когда Ной очнулся и услышал рассказ сыновей, то проклял «Хамово отродье» навечно.

Словарь Даля дает такое определение хаму: «Бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной». Современная трактовка термина – «грубый, наглый, невоспитанный человек, способный на подлости».

Хамство — «это грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность». — (С. Д. Довлатов. Это непереводимое слово «хамство»).

Из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков.
Аристотель (Политика, 1336 b).

Вам хочется грубых, развязных, циничных, подлых отношений с людьми?  — так ругайтесь. Но тогда не ждите от людей вежливого-уважительного отношения к себе.

Сквернословие, грубость, мат — одно из проявлений хамства и, шире, моральной распущенности.

Моральная распущенность — еще не аморализм, но путь к аморализму, открытая дверь, приглашающая в аморализм.

Моральная распущенность в СМИ, в литературе и искусстве — это легковесно-пренебрежительное отношение к фундаментальным человеческим ценностям, это демонстрирование неуважения к человеку, а от неуважения к уничтожению человека один-несколько шагов. Это путь к реальному хаосу и злу, к уничтожению жизни. Вы хотите, чтобы жизнь прекратилась на Земле? Так давайте распустим себя, перестанем сдерживаться, будем хамить и грубить, будем черное называть белым, а безобразное и уродливое считать восхитительным!

В СМИ, в кино мы наблюдаем бесконечное смакование подробностей-деталей насилия, преступлений, убийства, грубого/жесткого/жестокого обращения с людьми. Язык и поведение литературных и киногероев, как правило, лишены нормальной человечности, деликатности, такта. Сплошное хамство, грубое обращение, грубый площадный язык вплоть до мата. Всё это дети, подростки, молодые люди видят, впитывают в себя как губка, заряжаются этой негативной энергией, начинают подражать. Им начинает казаться, что всё в этом обществе возможно, допустимо, приемлемо. Отрицательная энергия преступного сознания, разлитая в современной культуре, в фильмах, книгах, в средствах массовой информации, проникает в неокрепшие умы молодых людей.

———————

Одним из примеров моральной распущенности в СМИ, в кинематографе, в литературе является постоянное демонстрирование сниженной лексики, грубых, вульгарных выражений, настоящее информационное хамство. Постоянно слышишь или читаешь это слово-паразит «блин», постоянно встречаешь оскорбительные для человеческого достоинства слова типа «придурок», «ублюдок», «болван», «стерва», «шлюха», «сука». Скажут: это народ так говорит, это отражение жизни и т. д., и т. п. Знаю я эти аргументы. Они могут убедить только наивных и глупых. Всегда в обществе шла борьба за чистоту, за благородство, за достоинство человеческой личности, за высокую культуру и нравственность. Вспомним, что говорил еще Аристотель: «из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков» (Политика, 1336 b).

(Сообщаю/напоминаю всем, кто постоянно употребляет выражение «блин» или попустительствует употреблению этого выражения на людях, в кино, на телевидении, по радио, в печати и т. д. Это выражение — эвфемизм (заменитель, мягкий вариант) грубого матерного слова, оскорбляющего достоинство человека и, прежде всего, женщины. Всякий употребляющий его или слышащий без осуждения понижает этим самым уровень своих отношений с людьми до грубых, низких, подлых, площадных.)

Да, в народе есть низкое и подлое. Это, однако, не значит, что народ таков в целом. Люди время от времени болеют, кое-кто умирает, но это отнюдь не обесценивает здоровья и жизни как таковой. Люди жаждут быть здоровыми, любят жизнь и, следовательно, хотят быть защищенными от всякой скверны, в том числе информационной и рядящейся в тогу искусства.

Студент Дмитрий М. написал мне ВКонтакте:

Уважаемый Лев Евдокимович, на вашей лекции Вы подняли пару пунктов из своей заметки («С кем девушке дружить, заводить постоянные отношения» — см. здесь в ЖЖ, ниже — Л.Б.), по которым хотелось задать несколько вопросов, но вы не позволили. Попробую задать их здесь.

«1.Не ругается матом, не сквернословит».

Что именно подразумевается под этим пунктом? Абсолютное отсутствие бранных слов в речи или все же их отсутствие в компании девушки? Я знаю много людей, которые в компании друзей не задумываются о выборе слов, так как в такой компании никто не упрекнет их за мат, потому что там это считается вполне нормальным. Я не говорю что сплошной мат-перемат, нет, просто периодические вставки. Другое дело, когда молодой человек ругается матом при своей девушке, это конечно недопустимо. Так что вы имели ввиду под первым пунктом? первый или второй вариант?

«4. Не курит или курит отдельно, не в присутствии некурящих (уважает окружающих). То же с жевательной резинкой. Культурный человек употребляет жевательную резинку незаметно для окружающих».

На лекции Вы сказали, что курить в большом городе аморально, что места и так мало и отдельный человек должен стараться занимать как можно меньше места. Что даже куря у себя в квартире, дым попадает через форточку в чужие квартиры и другие люди чувствуют ваше присутствие. Тоже самое Вы сказали и про жвачку. Что когда Вы едете в метро и напротив Вас жуют жвачку Вас это отвлекает. Складывается впечатление, что я во многом должен ограничивать себя, ради незнакомых людей, которые мне совершенно безразличны. Получается, одев пеструю шапку зимой, она будет бросаться в глаза прохожим и я буду их отвлекать? А сигаретный дым не хуже газов от машин, так что, получается на машине тоже ездить аморально? Пока курение не станет постыдным или чересчур дорогим,оно будет. И с этим очень сложно бороться. Ну а про жвачку я вообще не согласен. Даже считаю это, извините, бредом.

Я ответил ему:

Компании подростков, в которых мат-перемат, просто омерзительны. От них исходит чудовищная духовная вонь.

(Мат — это духовная вонь. Кто ругается матом, тот не уважает ни себя, ни других).

Чем быстрее Вы их покинете, тем лучше для Вас. Вы стали студентом и это накладывает на Вас особую ответственность. Вы должны быть-стать культурным, интеллигентным человеком. В противном случае, покиньте вуз, идите туда, где не возбраняется ругаться матом. Человек, который ругается матом, недостоин высшего образования.

Судя по Вашему комментарию и вопросам, Вы находитесь лишь в самом начале пути к моральному оздоровлению. Я лично считаю, что нельзя не только ругаться матом (где бы то ни было), но и вообще ругаться. Ругаться — это значит конфликтовать с окружающими. Вы должны не конфликтовать, а дружить, любить, сотрудничать.

Ваш моральный облик характеризуют следующие слова:

«Складывается впечатление, что я во многом должен ограничивать себя, ради незнакомых людей, которые мне совершенно безразличны».

— Незнакомые люди не могут быть безразличны человеку, который привык уважать себя и других людей. Попробуйте занять позицию незнакомых людей (особенно если Вы с девушкой), при которых кто-то ругается матом, курит и т.п. Приятно будет лично Вам всё это? Помните золотое правило поведения: не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе или поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Большинство людей на Земле — это незнакомые Вам люди. Да неужели они все безразличны Вам? Обычно хамы ведут себя как им заблагорассудится в присутствии незнакомых людей, плюют на окружающих. Неужели Вы такой?

Человек, который не привык себя ограничивать или не считает нужным себя ограничивать, — разнузданный человек. Разве это неясно?! Если Вам всякие моральные ограничения нож острый, то Вам надо очень серьезно подумать о своем воспитании. Оно у Вас никуда. Воспитанный человек уважает окружающих и не переходит границ взаимоуважения, даже не задумываясь над этим, автоматически! Попробуйте недельку-другую ограничивать себя и Вы научитесь это делать легко, не задумываясь, как само собой разумеющееся.

Насчет правила: стараться быть незаметным. Драматург А.Володин говорил: интеллигентный человек тот, кто старается занимать как можно меньше места. Он имел в виду лишь то, что нельзя вести себя как слон в посудной лавке. Современный большой город — это гигантская посудная лавка и человек должен вести себя в нем крайне осмотрительно (значит незаметно). Если ты привык ругаться матом, то даже в компании себе подобных волей-неволей вредишь окружающим, оскорбляешь их слух. То же самое с курением, с жвачкой. Ты заставляешь других людей обращать на себя внимание, когда это им совсем не хочется. Приведу простой пример: бомж, от которого исходит страшная вонь, зашел в вагон метро и сел. Хоть святых выноси! Люди вынуждены уходить в другой конец вагона или даже покидать вагон. Невоспитанные или маловоспитанные люди часто ведут себя как этот бомж.

[1] «Тит (сын императора Веспасиана – Л. Б.) упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес ее к носу и спросил, воняет ли она. «Нет» — ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», — сказал Веспасиан.» — Светоний. Жизнь двенадцати цезарей.

Цинизм заразителен; So Is Hope

Профессиональное обучение

Ричард Кервин

17 апреля 2013 г.

Фото: vandenbussche_wim через flickr (CC BY-SA 2.0)

большое значение для меня. Это тема борьбы с цинизмом. Это один из самых важных вопросов для меня, и он должен стать одной из самых важных целей для всех школ. Цинизм может разложить школу, как термиты разлагают деревянный дом. Циник — это тот, кто потерял надежду на то, что все может быть лучше. Они не реалисты и не скептики, которые часто задают трудные вопросы или проявляют осторожность, прежде чем принять первое попавшееся новшество. Цинизм — это чума, убивающая мечты. Это высасывает жизнь из учителей и крадет надежду у учеников. Ни один ученик не заслуживает учителя, потерявшего надежду.

Однажды я выступил с речью перед большим количеством педагогов в районе Чикаго на мероприятии, которое требовало присутствия учителей округа. Через минуту после начала моей презентации учитель из дальнего зала выкрикнул вопрос. «В чем смысл профессионализма?» он спросил. Прежде чем я успел собраться с мыслями, чтобы ответить, он завопил: «Я имею в виду, это профессионально заставлять меня тратить свое время и приходить на эту дурацкую конференцию?» Это открыло дверь для меня, чтобы ответить на его первый вопрос. «Нет, непрофессионально заставлять вас тратить время на что-либо, — сказал я, — но настоящие профессионалы будут слушать, потому что, даже если они узнают только одно понимание, которое может помочь их ученикам, оно того стоит». Когда через минуту он ушел, я поблагодарила Бога за то, что у моих детей никогда не было такого учителя.

Шесть симптомов серьезного цинизма

Я нашел шесть способов узнать, находится ли педагог в опасной близости от безнадежного цинизма. Если вы учитель или администратор и видите коллегу с такими симптомами, постарайтесь помочь этому учителю вновь обрести надежду, используя стратегии, приведенные в этом списке. Не волнуйтесь, если вы время от времени ведете себя подобным образом — у всех нас бывают трудные дни. Однако, если вы обнаружите, что делаете следующее на регулярной основе, попробуйте сами.

Во-первых, симптомы:

  1. Вы смотрите на часы перед первой чашкой кофе или до девяти утра, чтобы узнать, сколько еще осталось до возвращения домой.
  2. То, чему вы учите, становится важнее, чем то, кого вы учите.
  3. Вы начинаете верить, что с «этими» детьми ничего не работает, что они безнадежны.
  4. Каждый день одно и то же.
  5. Вы часто удивляетесь, почему никто ничего не делает, чтобы сделать вашу жизнь лучше.
  6. Вы потеряли любовь к учебе. Скука заменила удивление.

Пять стратегий, которые помогут учителям избавиться от циничных чувств

Вот пять эффективных стратегий, которые могут помочь, когда вы чувствуете цинизм, или которые вы можете использовать, чтобы помочь другому учителю, если вы коллега, администратор или школьный консультант.

  1. Помните, почему вы стали учителем и почему остаетесь учителем. Очевидно, не ради денег, славы, уважения или власти. Учителя не понимают этих вещей. Это было и есть помогать детям. Чаще напоминайте себе или другим об этом.
  2. Усыновить безнадежного ученика. Найдите ученика, который сдался и выглядит потерянным. Он не обязательно должен быть одним из ваших учеников; на самом деле, было бы лучше, если бы его не было. Начните с приветствия каждый день и начните спрашивать его, как дела в школе. Постепенно доведите отношения до уровня старшего брата или сестры. Трудно быть циничным, когда кто-то зависит от тебя, особенно ребенок. Вы можете помочь другому учителю, попросив о такой же помощи другого ученика. Хотя вам не обязательно быть старшим братом, чтобы нанять учителя, которому вы хотите помочь, лучше участвовать самому.
  3. Принять циничного учителя. Точно так же, как ребенок может получить пользу от старшего брата или сестры, так и коллега, который забыл, почему он стал учителем. Просите о помощи, предлагайте предложения, радуйтесь, искренне хвалите их за что-то, связанное с обучением. Станьте союзником в борьбе с безысходностью. Вы также можете попросить циничного учителя помочь другому циничному учителю разорвать порочный круг безнадежности. Оба могут быть реабилитированы этим методом.
  4. Общайтесь с теми, кто влияет на вас в школе. Большинство циничных учителей жалуются другим на тех, кто влияет на них, не пытаясь напрямую общаться. Так много проблем можно решить или улучшить, поговорив с другим вместо о о нем или о ней.
  5. Радоваться тому, что вы можете контролировать. Когда я спрашиваю учителей, что заставляет их чувствовать себя хорошо в преподавании, большинство ответов касаются вещей, которые они не могут контролировать. Так много вещей, которые мы не можем контролировать, влияют на нас, например, зарплата, школьное оборудование, кто наши коллеги, жизнь семьи наших учеников и то, что требует школьный совет. Что еще более важно, учителя хотят уважения других, признания и административного поощрения. Поскольку другие контролируют каждую из этих вещей, мы чувствуем себя обиженными и беспомощными, когда не получаем их, особенно когда мы этого заслуживаем. Это приводит к цинизму. Нам нужно распознавать вещи, которые мы можем контролировать, и относиться к ним хорошо, потому что, когда мы даем другим возможность заставить нас чувствовать себя хорошо, мы подвергаем себя эмоциональному риску. Вот несколько примеров того, что мы можем контролировать: Восстановив способность заставить себя чувствовать себя хорошо, мы минимизируем эмоциональный риск, ведущий к разочарованию и цинизму.

Цинизм может распространиться по школе и разрушить атмосферу, обучение и, в некоторых случаях, карьеру учителя. Дай отпор. Противоядие — надежда для всех.

Поделиться этой историей

Подано в соответствии с

  • Профессиональное обучение
  • Психическое здоровье
  • Учительский благополучие

WUNE THE THE THE TOOR LIFE THE GOOR LIFE?? Попробуйте Цинизм

Циники и счастье исключают друг друга? Возможно, для современных циников.

Но для древних киников не обязательно.

Исследование, проведенное Сьюзан Принс из Университета Цинциннати, показывает, что, несмотря на историческое восприятие древних киников как суровых уличных пророков, безжалостно осуждающих всех прохожих и осуждающих отсутствие добродетели в обществе, эти греческие философы, косвенно происходившие от сократиков обучения, не были все гибелью и мраком. На самом деле они могли найти кратчайший путь к счастью.

«У нас нет хороших знаний о Циниках. Их считают мизантропами, неряшливыми и грязными людьми, которые хотят сократить элиту, — говорит Принс, доцент Калифорнийского университета 9.0003

classics

, добавив: «Но есть положительная нить, которую нужно восстановить, и я действительно собираюсь сильно ударить по ней своим исследованием».

Принс пригласили представить свою новую исследовательскую работу «Антисфен и «Короткий путь к счастью» во время 13-го ежегодного коллоквиума Unisa Classics, организованного кафедрой классики и мировых языков Южно-Африканского университета с 25 по 27 октября в Претории. Тема конференции «Древние пути к счастью» будет посвящена более дюжине презентаций ученых из разных стран.0003

Большая часть работ Принца посвящена Антисфену, человеку, который, как считается, оказал основное влияние на движение циников.

Антисфен был учеником Сократа и иногда соперником Платона. На самом деле, в то время как история иногда изображает Платона философом непревзойденной мудрости, князь Калифорнийского университета говорит, что, изучая его тексты, более правдоподобно, что он развивал свои идеи в напряженных интеллектуальных дебатах со своими современниками, среди которых был и Антисфен.

РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ ДРЕВНИХ ЦИНИКОВ: ИЗБЕГАЙТЕ АКЦЕНТА НА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГАХ

Платон и Антисфен разделяли многие убеждения, общие со всеми философами: отказ от богатства и роскоши и стремление к мудрости и добродетели. Но методы Антисфена отличали его от Платона. В то время как Платон основал свою Академию для философского обучения и длительных исследований,

Антисфен отстаивал короткий, но строгий путь к добродетели и счастью

.

Антисфен путь был коротким, поскольку он поддерживал сокращенный учебный план по сравнению с учебными программами других философских школ, утверждавших, что быстрый путь — это дорога в никуда. Учения Антисфена пропускали технические аспекты логики, чтобы сосредоточиться на этической литературе, такой как чтение Гомера.

А у Антисфена путь был строгим в том смысле, что требовал радикального изменения отношения.

Идти по пути циника означало отказаться от многих социальных условностей и жить в согласии с природой без модных одежд, без изысканных застолий и даже без крыши над головой.

ОТСУТСТВИЕ АКЦЕНТА НА МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА У ДРЕВНИХ ЦИНИКОВ ПРИВОДИЛО К БОЛЬШЕМУ ВРЕМЕНИ ДОСУГА

По словам Принса, благодаря этому короткому пути

Циники могли получить свободное время, которое можно было использовать для хорошей жизни или того, что Антисфен называл «видеть то, что стоит видеть, и слышать то, что стоит слышать». И вот как древний циник мог существовать в этическом блаженстве до конца своих дней.

«Вы быстро достигаете своего счастья, а затем практикуете его всю оставшуюся жизнь», — говорит Принс.

В современном контексте есть некоторая ирония в представлении о цинике, посвятившем себя поиску счастья, и Принц надеется, что ее исследование сможет прояснить ситуацию в отношении Антисфена и других. В дополнение к ее статье для конференции Unisa у нее есть 600-страничная рукопись об Антисфене, которую планируется опубликовать в издательстве Мичиганского университета в 2013 или 2014 году. быть неточным и дать небольшое искупление за столетия ошибочных суждений.

«Я сопротивляюсь современному пониманию «циник», — говорит Принс. «Это прямо бьет по голове: восстановить древних киников и показать, что вы не можете просто проецировать прямо назад. Там есть целая история, которая привела нас к нашему современному пониманию термина «киник», и она восходит к негативной традиции. сам, говорит Принц Калифорнийского университета. Антисфен был очень важен как один из собеседников, который не всегда был Платоном враг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *