Это противостоящие друг другу стороны в конфликтной ситуации – Противостоящие друг другу стороны в конфликтной ситуации, (*ответ*)

Содержание

Противостоящие друг другу стороны в конфликтной ситуации, (*ответ*)

Противостоящие друг другу стороны в конфликтной ситуации, — это _
(*ответ*) оппоненты
Процесс стимулирования самого себя и других на достижение индивидуальных и общих целей организации, — это
(*ответ*) мотивация
 координация
 обучение
 организация
Процесс стратегического планирования состоит из этапов
(*ответ*) выявление приоритетных проблем, определение целей задач стратегий роста
 выбор стратегии роста, составление плана развития хозяйственного портфеля предприятия
 определение целей, задач, стратегий роста
Работу по улучшению использования времени менеджера рекомендуется проводить по таким направлениям, как
(*ответ*) измерение трудовых навыков
(*ответ*) оценка рациональности использования времени
(*ответ*) составление плана использования времени и выполнение его
 контроль выполнения режима рабочего дня
Разделение труда менеджеров по функциям соответствует _ виду
(*ответ*) горизонтальному
 профессионально — квалификационному
 структурному
 технологическому
Разновидностью власти в менеджменте является власть
(*ответ*) персонала
(*ответ*) руководителя
 лидера
Распоряжение руководителя «Решите проблему, доложите мне, что Вы намерены предпринять. Если я не возражаю, выполните намеченное» — соответствует варианту делегирования ответственности
(*ответ*) начальник относится с уважением к способностям и мнению подчиненного, однако хочет убедиться в правильности решения
 начальник доверяет подчиненному, но не дает ему действовать без собственного одобрения
 начальник полностью доверяет подчиненному, его интересует лишь конечный результат
 подчиненный развивает свой потенциал, начальник хочет видеть проблему и лучшее решение
Роль обратной связи в управленческом цикле выполняет функция
(*ответ*) контроля
 мотивации
 организации
 планирования
 регулирования
 учета
Российская модель менеджмента стремится к _ модели
(*ответ*) смешанной
 японской
 американской
 европейской
Самоменеджмент предполагает
(*ответ*) самосовершенствование
(*ответ*) умение эффективно использовать время
(*ответ*) умение планировать время
 искусство общения с людьми
 коммуникабельность
 повышение квалификации
Ситуационными факторами в модели руководства «путь-цель» Митчела и Хауса являются требования и воздействие со стороны внешней среды и
(*ответ*) личные качества подчиненных
 должностные полномочия
 значение качества решения
 структура задачи
Служба материально-технического снабжения производственной фирмы в организационной структуре управления имеет _ полномочия
(*ответ*) функциональные
 консультативные
 линейные
 рекомендательные

Ответов: 1 | Категория вопроса: Экономические дисциплины

abiturient24.com

Стороны конфликта — это… Интересы сторон конфликта

Конфликты – это, к сожалению или к счастью (в зависимости от их исхода), практически неотъемлемая часть нашей жизни.

В данной статье мы рассмотрим само понятие конфликта, его причины, функции, действующие лица и способы его разрешения.

Что такое конфликт

Конфликт – это разногласие или столкновение между людьми или группами людей, которое вызвано различием в целях, поведении или установках. Интересы сторон конфликта не совпадают, при этом каждая сторона пытается сделать так, чтобы была принята её точка зрения, а противник настаивает на своей позиции. Конфликт, как правило, сопровождается негативными эмоциями и является наиболее острой формой выяснения отношений.

Часто случается так, что результатом конфликта являются действия, которые выходят за рамки общепринятых правил и общественных норм. Существует целая наука, которая изучает конфликты. Она называется конфликтология.

На выяснение отношений способны не только люди. В природе происходят столкновения также и между особями и группами животных. Это свидетельствует о том, что конфликты играют важную роль во взаимодействии всех живых созданий на планете.

Причины конфликта

Среди основных причин конфликта обычно выделяются следующие:

• Распределение ресурсов. Как правило, в любой среде количество ресурсов ограничено. В то же время каждому индивидууму свойственно стремление завладеть как можно большим количеством ценных средств. На этой почве возникают столкновения, так как обеим сторонам конфликта хочется увеличить свою долю ресурсов за счет друг друга.

• Взаимозависимость задач. В любой организации существуют взаимозависимые элементы – люди, группа людей или подразделения. Все они объединены одной задачей, однако для её достижения у каждого существуют свои роли. Когда кто-либо плохо справляется со своей ролью – появляются разногласия, которые способны привести к конфликту. В данном случае сторонами конфликта являются те люди или группы людей, которые на пути выполнения своей задачи встречают какие-либо преграды, вызванные действиями других элементов.

• Различия в целях. Часто случается так, что цели, которые устанавливают себе люди или группа лиц, отличаются от целей другого подразделения или организации в целом. В таком случае при практической реализации общей цели организации могут возникать конфликтные ситуации.

• Различия в жизненном опыте и ценностях. Люди, которые отличаются по уровню образования, возрасту, представлениям о жизни и своим привычкам, могут периодически конфликтовать друг с другом.

Классификация конфликтов

Если взять основные причины возникновения конфликтов и объединить их, то можно получить классификацию возникающих разногласий. Например, если рассматривать столкновения интересов с позиции стороны конфликта – это предполагает следующую классификацию:

• конфликты между отдельными личностями;

• между определенной личностью и группой лиц;

• среди групп;

• между социальными общинами;

• между этносами;

• межгосударственные конфликты.

Также можно выделить социальные конфликты, основанные на мотивации. В общей сложности это три блока:

• конфликты, связанные с распределением позиций власти и полномочий;

• столкновения интересов, основанные на распределении материальных ресурсов;

• разногласия, связанные с различием в основных жизненных установках.

Классификация конфликтов – это метод их определения, заключающийся в установлении общего признака, по которому можно объединить конфликты в группу. При этом стороны социального конфликта взаимодействуют между собой в определенном русле, характерном для той или иной формы противодействия, которую определяют причины разногласия.

Социальные функции конфликта

Социальные функции конфликта могут быть как положительные, так и отрицательные. Какое воздействие оказывает конфликт, во многом зависит от социальной системы. В тех группах, которые свободно структурируемы, где конфликт является нормой, и при этом выработаны действенные механизмы его урегулирования — противоречия способствуют увеличению жизнестойкости, динамике и прогрессу. Если же социальная группа имеет тоталитарную организацию, где конфликт не допускается и подавляется лишь одним методом – силовым, то конфликт ведет к дезинтеграции и дисфункции. Когда нерешенные разногласия накапливаются – они приводят к серьезным социальным проблемам.

Положительные стороны конфликта

Противостояние является неотъемлемым источником развития общества и происходящих в нем изменений. При правильном развитии конфликт имеет позитивные результаты. К ним относятся:

• Прогрессивные изменения. Любое новое начинание предполагает отрицание старого. Это своего рода конфликт между сложившимися устоями и новыми веяниями. Так как за любыми действиями стоит человеческий фактор, противостояние между приверженцами старого и нового неизбежно.

• Мобилизация ресурсов и внимания. Положительные стороны конфликта в этом случае проявляются в том, что он провоцирует людей на действия, которые необходимы для разрешения какой-либо неудобной ситуации. Можно долгое время из-за взаимоуважения, нежелания провоцировать скандалы и прочего обходить стороной сложные вопросы. Но когда возникает конфликт, приходится решать проблемы, мобилизуя для этого все нужные ресурсы и средства.

• Привлечение населения к назревшим проблемам. Конфликт привлекает внимание общества к сложным вопросам, а это, в свою очередь, провоцирует людей на действия, способствующие разрешению негативной ситуации.

• Развитие свободомыслия. Конфликт, как правило, обостряет ситуацию и способствует устранению «синдрома покорности». Позиции сторон конфликта отстаиваются его участниками с большим усердием, пробуждая в человеке все его скрытые ресурсы.

Отрицательные стороны конфликта

Негативные стороны конфликта – это дисфункциональные явления, приводящие к снижению эффективности деятельности организации. Если рассматривать более подробно отрицательные стороны противоречий, среди них можно выделить следующие:

• Отвлечение людей от реальных проблем и целей. Зачастую случается так, что цель одержать победу над противником затмевает разумные доводы, и начинают преобладать эгоистичные интересы. В таком случае конфликт не решает насущных проблем, а только лишь отвлекает от них внимание.

• Рост неудовлетворенности, депрессий, недоверия к окружающим и к руководству. Эти явления снижают эффективность труда, и не способствуют раскрытию потенциала людей.

• Бесплодная растрата сил, энергии и ресурсов на внутреннюю борьбу. В конфликтных ситуациях люди затрачивают определенные ресурсы, и когда эти затраты не способствуют улучшению неблагоприятной ситуации – это вызывает неоправданные потери ресурсов, которые можно было бы применить в более нужном направлении.

Действующие лица конфликта

В любом конфликте различают следующие действующие лица:

Участник конфликта – это человек или же группа лиц, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Участник может даже не отдавать себе отчет в истинных целях и задачах конфронтации.

Прямым участником конфликта является зачинщик. Именно он является инициатором выяснения отношений.

Субъект конфликта – это личность или группа людей, которая создает противоборствующую ситуацию. Субъект способен в достаточной мере влиять на ход конфликта, ориентируясь на свои интересы. Субъект также влияет на поведение и положение участников конфликта, вовлекает в него новые субъекты и способен вызвать изменения в социальных отношениях.

Стороны конфликта – это новые единства, которые способны на действия как самостоятельное целое. К сторонам конфликта относятся только те социальные образования, которые совершают активные действия по отношению друг к другу. Стороны конфликта — это единства, которые образовываются вокруг вновь возникающих вопросов из остатков старых, распавшихся групп.

Косвенные участники конфликта

Косвенные участники стороны конфликта – это субъекты, которым принадлежит эпизодическая роль в конфронтации. Например, подстрекатель. Он подталкивает субъектов конфликта к активным действиям, сам же при этом потом может не принимать участия в данном противостоянии. Союзники или пособники – это лица, которые непосредственно не участвуют в конфликтной ситуации, но при этом оказывают моральную или материальную поддержку той или иной стороне конфликта.

Разрешение конфликтной ситуации

Любая конфликтная ситуация рано или поздно разрешается или замораживается. Для того чтобы устранить противоречия и конструктивно решить вопрос, нужно признать существование конфликта и определить его основных участников. Затем стоит организовать процедуру переговоров, обсуждение острых вопросов, поиск компромиссных решений и внедрение на практике принятых постановлений.

Если удаётся достигнуть таких результатов – конфликт можно считать положительным явлением, имеющим позитивные последствия.

fb.ru

Продуктивное противостояние, или Как извлечь пользу из конфликта

Что такое конфликт

Изучением конфликтов занимаются психологи, социологи, политологи и философы. Есть даже отдельная дисциплина — конфликтология. В научной литературе даются десятки определений понятия «конфликт». Вот наиболее типичное из них.

Конфликт — это острый способ разрешения противоречий в интересах. Эти противоречия могут возникать как между отдельными людьми (межличностные конфликты) или их группами (межгрупповые конфликты), так и внутри индивидуума (внутриличностный конфликт).

Вплоть до середины ХХ века в научной среде и в общественном сознании преобладало негативное отношение к конфликтам. Считалось, что они несут враждебность и агрессию, разрушают социальные связи, поэтому конфликтов лучше избегать.

В 1956 году вышла книга Льюиса Козера (Lewis Coser) «Функции социального конфликта». Она стала бестселлером в США. Опираясь на философские идеи Георга Зиммеля (Georg Simmel), социолог пришёл к выводу, что социальное неравенство в обществе и конфликты на этой почве неизбежны, а конфликт как способ разрешения противоречий полезен.

Конфликт, так же как и сотрудничество, обладает социальными функциями. Определённый уровень конфликта отнюдь не обязательно дисфункционален, но является существенной составляющей как процесса становления группы, так и её устойчивого существования.

Льюис Козер

Ещё дальше пошёл американский психолог, основоположник теории разрешения конфликтов Мортон Дойч (Morton Deutsch). Он разделил противостояния на деструктивные и продуктивные. В деструктивных конфликтах постоянно нагнетается обстановка, увеличивается число участников, ужесточаются способы борьбы. Продуктивные конфликты, напротив, способствуют разрешению проблемы.

Современная психология рассматривает конфликты в конструктивном ключе. Считается, что, если научиться ими управлять, из них можно извлечь пользу.

Позитивные функции конфликтов

  1. Разрядка. Из-за постоянных стрессов, внутри каждого из нас — бомба замедленного действия. Если эмоциям не давать выхода, можно «взорваться». Небольшие конфликты помогают снять внутреннее напряжение и предотвращают асоциальные поступки.
  2. Сброс «масок». В конфликтной ситуации открывается истинное лицо человека. Даже близкий друг может показать себя с совершенно неизвестной стороны, причём не всегда хорошей. Социальные конфликты учат лучше разбираться в людях и тщательнее формировать круг общения.
  3. Сплочение. Если речь идёт о межгрупповом противостоянии или конфликте личности и группы, то борьба объединяет членов социальной ячейки. Общие интересы и общий «враг» сплачивают коллектив.
  4. Стимул к улучшению. Конфликт — это сигнал, что отношения зашли в тупик и, чтобы их сохранить, нужно работать над собой. Для здравомыслящего человека конфликтная ситуация — это толчок к развитию.

Как вести себя в конфликте

По какому сценарию будет развиваться конфликт — деструктивному или продуктивному, — зависит от поведения участников.

Американские психологи Кеннет Томас (Kenneth Thomas) и Ральф Килман (Ralph Kilmann) разработали двухмерную модель стратегии поведения человека в конфликте. Они исходили из того, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы с интересами соперника, а в качестве стратегий они выделили пять основных способов взаимодействия. Это уход, уступка, борьба, компромисс и сотрудничество.

Стратегии поведения участников конфликта

Уход (или уклонение) характеризуется тем, что человек не хочет отстаивать свои взгляды и участвовать в спорах. Ему проще уйти от решения проблемы — «разбирайтесь сами». Такое поведение считается оправданным, когда предмет конфликта настолько незначителен, что не стоит траты времени и сил.

Уступка (или приспособление) — это стратегия, при которой человек готов пожертвовать своими интересами в угоду интересам соперника. Причиной может быть неуверенность в себе или низкая самооценка. Данная модель поведения считается нормальной, если участник конфликта хочет подчеркнуть ценность взаимоотношений с оппонентом.

В состоянии борьбы (или принуждения) человек мыслит так: «Есть моё мнение и неправильное». Он использует все свои силы, связи и авторитет, чтобы подавить оппонента. Здесь действует принцип: либо я прав и ты мне подчинишься, либо — до свидания.

Если одна сторона в определённой степени принимает точку зрения другой, можно говорить о компромиссе. По сути, это стратегия взаимных уступок, когда каждый участник удовлетворяет лишь часть своих интересов и в результате достигается баланс. Способность личности к компромиссу высоко ценится. Однако из-за половинчатости таких решений компромисс нередко приводит к новым конфликтам.

Пятая стратегия — это сотрудничество. Здесь соперники уважают друг друга. Представления о чёрном и белом у каждого свои, а значит, нужно считаться с интересами оппонента. Стороны готовы к диалогу и ищут общее, устраивающее всех, решение проблемы.

Участники конфликта редко придерживаются какой-то одной стратегии. Как правило, одна модель поведения сменяет другую. Это наглядно демонстрирует следующий видеоролик. Там молодой человек начал с борьбы, затем пошёл на некоторые уступки и, наконец, перешёл к сотрудничеству.

Комментарий психолога:

Любой конфликт — это отстаивание личных интересов, нежелание понять и выслушать точку зрения оппонента. Но для разрешения проблемной ситуации необходимо, чтобы одна сторона (в идеале — обе) осознала бесперспективность такого противостояния и была готова его прекратить.

На видео мы наблюдаем конфликт между двумя сторонами: главным героем и искусственным интеллектом автомобиля. И каждый из них по-своему пытается его разрешить. Главный герой обращается к третьей стороне. Это достаточно стандартная стратегия: можно привести в пример школу, где при любой конфликтной ситуации дети обращаются к учителю, или супругов, которые спорят в кабинете у психотерапевта. Необходимое условие данной стратегии: третья сторона должна обладать авторитетом и для той, и для другой стороны.

Машина предлагает собственную тактику выхода из конфликта. Психологи называют её расширением духовного горизонта спорящих. Суть в том, чтобы вывести конфликтующих за рамки субъективного восприятия, заставить их оценить ситуацию в целом и возможные последствия конфликта. В нашем случае искусственный интеллект заставляет главного героя увидеть положительные стороны ситуации: избежание аварии, привлечение внимания красивых девушек.

Самое большое препятствие для достижения согласия между сторонами — негативная установка в отношении оппонента. Это значит, что первый шаг к разрешению конфликта — признать наличие противоречий и то, что ситуация имеет не только отрицательные, но и положительные аспекты.

Любое противостояние может быть продуктивным. Чтобы конфликтная ситуация принесла пользу, выбирайте правильную стратегию поведения. Злиться — это нормально. Но важно вовремя взять себя в руки, увидеть возможности для развития и перейти к сотрудничеству.

lifehacker.ru

Стороны конфликта | PSYERA

Стороны, участники конфликта — конфликтующие стороны, конфликтанты, оппоненты, соперники, конкуренты, противники, враждующие стороны, субъекты конфликта и т.д. В разных контекстах эти термины употребляются как синонимы.

В конфликтологической литературе чаще их называют оппонентами, противостоящими сторонами, реже — конкурентами или соперниками. Иногда их именуют противниками, противоборствующими сторонами, что обычно относится к конфликтам, протекающим в острой форме, где взаимодействие участников действительно больше напоминает борьбу враждующих сторон. На самом же деле опасно даже так думать, а особенно для сферы психолого-педагогической конфликтологии. Недаром же говорят: «Как пароход назовешь, так он и поплывет». Так вот, если мы мысленно обозначим врагом близкого друга, с которым произошел неожиданный конфликт, когда столкнулись наши интересы или позиции, то он из друга может превратиться во врага. Слово как знак лишь обозначает нечто в нашем сознании, но, обозначив, мы становимся в определенном смысле его «пленниками». От нас зависит выбор слов, которыми мы пользуемся для обозначения фактов и явлений нашей жизни, и в этом смысле необходима определенная осторожность. Правда, справедливости ради стоит, очевидно, сказать, что если мы будем называть врага другом, то он, возможно, им станет. Важнее, видимо, заметить, что проявление такой категоричности в оценках и в выборе слов влияет на восприятие события. Помня о том, что это все же не абсолютные синонимы, следует обращать внимание на их словоупотребление. Когда говорят о сторонах как о противниках, оппонентах, соперниках, враждующих сторонах — неявно присутствует контекст борьбы, противостояния. Признавая конфликт как факт, в то же время не следует делать акцент на то, что он связан с борьбой, противостоянием, враждой.

«Участники конфликта» некоторые считают не очень удачным термином, так как он не различает, например, среди участников сторонников и противников в конфликте. Вместо него предлагается употреблять понятие «оппонент» (в переводе с латинского— «противополагающий, возражающий, спорящий»). Участниками Конфликта могут быть люди, вовлеченные или сознательно участвующие в нем, сочувствующие одной из сторон. Известно, что сторонники и противники в конфликте, как и оппоненты, под влиянием обстоятельств могут менять свои позиции, иногда на диаметрально противоположные, не переставая быть его участниками. Нам представляется, что термин «участники (субъекты) конфликта» вполне подходит. Он не несет в себе оценочного компонента, что исходно очень важно и позволяет говорить о всех людях как об участниках конфликтов (реальных или потенциальных). Тем более что даже невольные наблюдатели конфликта становятся в определенной мере участниками, переживая или сопереживая реальным исполнителям этой роли. Эта проблема достаточно хорошо показана в разных фильмах, когда кто-то случайно становится свидетелем конфликта и его как свидетеля потом преследуют преступники. Так человек невольно становится участником конфликта.

В реальной жизни мы также иногда невольно из свидетеля чужого конфликта превращаемся в его участника. Комичная роль тещи из многих анекдотов в значительной мере связана именно с тем, что она быстро становится участником конфликтов дочери и ее мужа. Сохранить позицию толерантности или хотя бы отстраненно-нейтральную и не включаться в конфликт, позволить молодым самим найти нужный выход из ситуации, принять важное решение нужнее, чем вмешиваться и навязывать собственное мнение. Однако это вопросы не только конфликтологические, но еще и этические. Важно понимать, что всю жизнь мы учимся, меняемся, но никогда не можем сказать: «Я уже достиг вершины». Наша конфликтность и толерантность проходят проверку именно в конфликтных ситуациях, когда хочется вмешаться, дать совет, навести порядок и т.д. или надо подождать, дать возможность участникам самим прийти к согласию, дать выпустить пар и понять, чего не следует делать.

Сторонами, или участниками, конфликта могут быть отдельные индивиды и группы (малые и большие). Малые группы — семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда и т.д., большие группы — государства, этнические и религиозные образования, нации, партии. Когда участниками конфликта становятся большие группы, то речь идет о социальном конфликте. В нашем рассмотрении акцент будет сделан на конфликтах в малых группах, но вначале коснемся понятия группы как важнейшей формы объединения людей. На протяжении жизни человек постоянно включен в разнообразные группы, которые оказывают на него влияние. Посудите сами, человек приходит в этот мир в определенной семье (малая группа), в конкретной стране (большая группа), вырастая, ходит в детский сад, учится в школьном классе, занимается спортом, приобретает близких друзей в своем дворе (все это малые группы) и т.д. Личность и ее самосознание, нормы и ценности конкретного человека, его система представлений о мире складываются в процессе взаимодействия в эти? группах.

В конфликтологии, ориентирующейся на систему образования, т.е. в психолого-педагогической конфликтологии, участниками конфликта могут быть школьники разного возраста, студенты, их родители, педагоги школ, колледжей, университетов, а также учащиеся и сотрудники образовательных учреждений. Различают прямых и косвенных участников конфликта.

Прямые участники те, кто непосредственно участвует в конфликте и открыто заявляет свои позиции.

Косвенные участники — люди, силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы, иногда даже неосознанно. Косвенные участники могут:

  • провоцировать конфликт и способствовать его эскалации;
  • содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;
  • поддерживать ту или иную сторону либо обе стороны одновременно.

Косвенные участники конфликта составляют определенную часть социальной среды, т. е. они определенным образом формируют условия, в которых протекают конфликты. Социальная среда может ускорять процесс развития конфликта, сдерживать его или быть нейтральной. Вот здесь следует сказать о конфликтности и толерантности. Конфликтность социальной среды будет способствовать развитию конфликта, а толерантность — сдерживать его. Однако, что еще более важно, нейтральность среды по-разному будет проявляться, если сами участники конфликтны или толерантны. В первом случае нейтральная среда будет способствовать эскалации конфликта, а во втором — способствовать снижению накала конфликта, т.е. деэскалации конфликта. Представьте себе двух драчунов и их конфликтное взаимодействие, которое протекает в нейтральной среде. Используя термин «участники конфликта», можно иметь в виду и его инициаторов, и исполнителей, и подстрекателей, и «жертв», случайных лиц, оказавшихся втянутыми в конфликт. Участники любого конфликта обладают определенным статусом в группе.

Статус — совокупность психологических характеристик, определяющих место данного человека в группе и то, как он воспринимается другими ее членами. В каждой группе есть лидеры и отвергаемые, т. е. высокостатусные и низкостатусные члены группы. Есть еще и среднестатусные. По отношению к каждому члену у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее принятому образцу, поощряется, а не соответствующее — наказывается. Система ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется группой с помощью поощрений и наказаний, т.е. санкций.

В конфликте статус человека влияет на то, как его воспринимают другие участники. Они приписывают ему в собственном восприятии определенный ранг. Участники конфликта используют эти ранги для оказания давления на партнера, для подкрепление собственных сил и т.д.

psyera.ru

Конфликт – это столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам

 

Важно отметить, что данное определение конфликта охватывает все его разновидности – внутриличностные, межличностные и межгрупповые. В последнем случае сторонами конфликта являются группы, в межличностном конфликте его стороны – это личности, а во внутриличностном конфликте сторонами выступают личностные образования, структуры, тенденции личности. То есть имеет место полный охват свойств конфликта, представленных в процитированном выше анализе 52 определений конфликта, проведенном А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым. То, что в одном определении удалось охватить все разновидности конфликтов, представляется чрезвычайно важным, поскольку различные виды конфликтов не изолированы друг от друга, между ними существуют связи, в том числе и посредством перехода из одного вида конфликта в другой.

 

Структурные компоненты конфликта

 

К структурным компонентам конфликта относятся:

1) стороны конфликта;

2) условия конфликта;

3) предмет конфликта;

4) действия участников конфликта;

5) исход (результат) конфликта.

 

Стороны конфликта

 

Многие авторы вместо «стороны» конфликта говорят о его участниках. Это правомерно в случае межличностных и внутригрупповых конфликтов. Но в случае внутриличностных и межгрупповых конфликтов более корректно говорить о «сторонах» конфликта.

Для возникновения, развития и разрешения конфликта главенствующее значение имеют интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологические особенности.

Конфликтное взаимодействие начинается с действий одной из сторон, той, что проявляет инициативу (в начале борьбы за предмет конфликта, в попытке выяснения отношений или просто в создании напряженности) и по крайней мере на начальном этапе конфликта может рассматриваться как его инициатор. Если и на других стадиях конфликта инициатива действий чаще остается за одной стороной, то она может рассматриваться как нападающая сторона, а другая – как защищающаяся.

Кроме непосредственных участников конфликта в нем опосредованно участвуют и другие лица, чьи интересы в той или иной степени затрагиваются конфликтной ситуацией и чья позиция может иметь влияние на течение и разрешение конфликта. Поэтому они могут рассматриваться как пассивные участники конфликта.

 

Например, некий работник конфликтует с руководством по поводу своей маленькой, по его мнению, зарплаты. Его коллеги не участвуют в этом конфликте, но заинтересованно ожидают, чем закончится дело. Если работник добьется повышения своей зарплаты, то не исключено, что сразу несколько человек потребуют и себе такой же прибавки, тем более если новая зарплата превысит зарплату кого-то из сослуживцев. Руководитель, как одна из сторон конфликта, вынужден учитывать позиции и интересы этих (пассивных) участников.



 

 

Условия конфликта

 

Под условиями возникновения и протекания конфликта понимают объективные особенности внешней ситуации, которые являются существенными для возникновения, развития и разрешения конфликта, внутренние и субъективные факторы, присущие его сторонам. Взаимодействие сторон характеризуется либо как позитивная взаимозависимость (кооперирование), либо как негативная (конкурирование). Установлено, что конкурентные отношения являются одним из условий, которые способствуют развертыванию конфликтов.

Тесные контакты между людьми (например, служебные и супружеские отношения) содержат в себе как кооперирование, так и определенные противоречия в целях, интересах и средствах их достижения. Эти противоречия будут выступать в роли факторов, способствующих возникновению конфликтов.

Начало конфликта связано с некими конкретными действиями сторон или с возникшими обстоятельствами.

Условия протекания конфликта характеризуют следующие факторы: социокультурный контекст (включающий принятые в данной среде нормы поведения), непосредственный ситуационный фон (который может выступить как фактор углубления конфликта), наличие третьих сил, заинтересованных в определенном его исходе.

 

Предмет конфликта

 

Предмет конфликта – это то, что стало объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон. Предметом конфликта может быть или конкретный объект (например, некий материальный предмет – один на нескольких желающих его получить), или некая возможность (одна должность, на которую претендуют несколько человек), или некое оценочное утверждение, оспариваемое другими, или соблюдение/несоблюдение каких-то правил и т. д. Предмет конфликта – это именно то, из-за чего вступают в противоборство, что становится объектом борьбы сторон. Предмет конфликта, как правило, связан с взаимоисключающими целями конфликтующих сторон (или, по меньшей мере, с целями одной из них).



 

Действия сторон конфликта

 

Действия сторон конфликта в совокупности образуют конфликтное взаимодействие. Поскольку действия каждой стороны в значительной степени обусловлены действиями другой, то необходимо рассматривать не столько отдельные действия участников, сколько их взаимодействие. Конфликтное взаимодействие как раз и является основным содержанием конфликта.

Главным побудителем действий сторон в конфликте выступают их потребности. Это состояния субъекта, создаваемые испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности. Потребности присущи каждому человеку и любой социальной общности. Потребности проявляются через интересы, ценности, склонности, желания, влечения, убеждения, идеалы, чувства, эмоции и т. п.

Побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей сторон и их проявлений, составляют мотивыконфликтного поведения. Истинные мотивы сторон в конфликте в большинстве случаев скрыты от окружающих, и выявить их достаточно сложно, поскольку заявляемые позиции и цели сторон могут не иметь ничего общего с истинными: они либо не осознаются, либо сторона стыдится в них признаться.

Например, весьма часто причиной конфликта является зависть. Но признаться в этом не хочется (стыдно), и потому приводится некая придуманная «объективная причина» (плохое отношение к труду, нарушение распорядка, неуважительное отношение к окружающим, создание трудностей для других и т. п.).

Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены соответствующие действия. Целью стороны конфликта является ее представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый полезный, с ее точки зрения, результат. По мере эскалации конфликта эта основная цель может быть дополнена другой (нанесение максимального ущерба оппоненту – материального, морального, психологического), которая в начале конфликта не планировалась.

Видимая часть устремлений стороны конфликта – позиция. Она формируется под влиянием потребностей, их проявлений и целей и представляет собой как бы верхушку айсберга. Именно позиции сторон видны в конфликте, они осознаются оппонентами. Но неясными остаются невидимые, подводные части этого айсберга (истинные мотивы). В этом – одна из главных трудностей в разрешении конфликтов.

 

Исход конфликта

 

Участники конфликта преследуют цели, связанные с предметом конфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т. д. Регулятором конкретных действий каждой из сторон является образ желательного для нее исхода конфликта. Сторона, достигшая его, считает себя победившей в конфликте, не достигшая – проигравшей. Это является отражением конфронтационного подхода к разрешению конфликтов: или выиграл, или проиграл. Но выигрыш и проигрыш в конфликте не являются абсолютными и долговременными. Поэтому более конструктивным является разрешение конфликта, предполагающее рассмотрение интересов сторон и поиск взаимоприемлемых путей их удовлетворения. Средства достижения этого описаны в заключительной главе книги.

 

cyberpedia.su

Способы поведения в конфликтной ситуации

Трудно найти двух людей с абсолютно одинаковыми вкусами, привычками или интересами, поэтому в любых продолжительных отношениях между людьми рано или поздно возникают разногласия, противоречия, конфликтные ситуации.

С одной стороны, такие ситуации могут навредить существующим отношениям, но с другой, именно несовпадение во взглядах и существование нескольких мнений могут быть ресурсом, обогащающим отношения и способствующим укреплению доверия и взаимопонимания.

Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь выбрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения.

Классификация способов поведения в конфликте

Психолог К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация).

На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации:

  • Соревнование,
  • Приспособление,
  • Компромисс,
  • Избегание,
  • Сотрудничество.

Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других. Рассмотрим эти способы подробнее.

Соревнование

Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремиться добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.

Плюсы и минусы данной стратегии: упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека может помочь человеку временно удержать вверх в конфликтной ситуации. Однако к длительным отношениям (будь то дружеские отношения, отношения с любимым человеком, в семье, на работе и т.д.) такой подход не применим. Длительные отношения могут быть устойчивыми только в том случае, если учитываются желания и интересы всех участников, а проигрыш одного человека, как правило, означает проигрыш всех.

В длительных отношениях возможны лишь элементы соревнования, при условии, что оно проводится честно и по заранее определенным правилам и его результаты не окажут сильного влияния на отношения между его участниками. В этом случае соревнование, может помочь оживить обстановку и заставить людей более активно добиваться своих целей.

Приспособление

Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.

Плюсы и минусы данной стратегии: если предмет спора не так уж важен, а важнее сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то уступить, дать ему таким образом самоутвердиться может быть наиболее подходящим вариантом поведения. Но если конфликт касается важных вопросов, которые затрагивают чувства участников спора, то такую стратегию нельзя назвать продуктивной. Её результатом будет отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др.), а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.

Избегание

Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.

Плюсы и минусы данной стратегии: такая стратегия может быть полезна либо, когда предмет конфликта не очень важен («Если Вы не можете договориться, какую программу по телевизору смотреть, можно заняться чем-нибудь другим» — пишет американский психолог С. Кови), либо когда с другой стороной конфликта не обязательно поддерживать длительные отношения (если Вы считаете, что вещь, которую Вам нужно купить в этом магазине слишком дорого стоит, то Вы можете пойти в другой магазин).

Но в долгосрочных отношениях важно открыто обсуждать все спорные вопросы, а избегание существующих трудностей приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.

Компромисс

Компромисс — это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.

Плюсы и минусы данной стратегии: хотя при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым, необходимо помнить, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.

Сотрудничество

При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремиться добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.

Плюсы и минусы данной стратегии: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях. Такой подход способствует развитию взаимного уважения, понимания, доверия, и, тем самым, делает отношения более прочными и стабильными. Если предмет спора важен для обоих участников, этот способ разрешения конфликта можно воспринимать как наиболее конструктивный. Отметим, что во многих ситуациях найти решение, устраивающее обе стороны, может быть очень трудно, особенно если противоположная сторона не настроена на сотрудничество, и в этом случае процесс разрешения конфликта может быть длительным и тяжелым.

Справочная литература:

  1. Гришина Н. В. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
  2. Кови С. Семь навыков преуспевающих людей.

infourok.ru

Основы конфликтологии: правила поведения в конфликтах

Все люди разные. У каждого есть свои предпочтения, интересы, принципы и нормы морали, которых человек придерживается. Поэтому не удивительно, что временами люди не могут найти общий язык, и из-за непонимания возникают конфликтные ситуации. Они имеют разную классификацию, но правила поведения в конфликтах универсальны, поэтому эффективны в любом случае.

Что такое конфликт?

Под конфликтом принято подразумевать ситуацию, в которую втянуты две и более стороны, каждая из которых придерживается своей позиции, несовместимой с интересами другой.

Конфликтные ситуации возникают при несовместимости интересов отдельных индивидов или групп. И в каждой есть как положительные, так и отрицательные моменты. То есть конструктивные и деструктивные функции конфликта. И правила поведения в ситуации конфликта определяют, какой характер будет носить ссора.

Фазы конфликта

Каждое разногласие состоит из трех основных этапов:

  1. Осознание. Участники конфликта понимают, что отстаивают разные позиции. Общение приобретает биполярный характер, субъекты начинают ратовать за свои точки зрения.
  2. Стратегия. Стороны понимают, что не могут найти согласия в определенном вопросе. Стратегия и правила поведения в конфликтах тут приходят на помощь как возможные варианты решения проблемы. Каждый субъект выбирает приемлемую для него линию поведения.
  3. Действие. Участники конфликта выбирают способы действия. Каждый из них зависит от конечной цели участника. К примеру, субъекты могут попытаться достигнуть компромисса или же остаться каждый «при своем». Этот этап считается завершающим в конфликте.

Как можно вести себя в конфликте?

Основные правила поведения в конфликтах состоят из пяти стратегий поведения:

  1. Приспособиться. Согласно этому методу, одна сторона размолвки подстраивается под другую. То есть у человека хоть и есть другое мнение по определенному вопросу, но он его не высказывает, опасаясь испортить отношения или быть непонятым.
  2. Избежать. Пожалуй, среди всего списка, который содержат правила поведения в конфликтах, — это самый распространенный метод. Участники недопонимания уходят от конфликтной ситуации, пуская все на самотек или делая вид, что ничего не произошло.
  3. Найти компромисс. Компромисс – это решение, которое будет приемлемым для обеих сторон, так как будет в некоторой мере удовлетворять их интересы.
  4. Соперничать. Субъекты конфликта занимают активные позиции и пытаются доказать свое мнение другой стороне, противясь иному мнению.
  5. Сотрудничать. При таком решении стороны находят метод, который поможет достичь целей обеих сторон. К примеру, достижение целей одного из участников размолвки поможет другому реализовать свои замыслы, поэтому он оказывает помощь оппоненту.

Правила поведения в конфликтах: рекомендации психологов

Несмотря на то что конфликтология — самостоятельная дисциплина, которая рассматривает названную ситуацию на научном уровне, в развитии любого противостояния имеет место человеческий фактор. Поэтому правила поведения в условиях конфликта часто разрабатываются психологами, в компетенции которых — учитывать это. Рекомендации специалистов выглядят следующим образом:

  • Возможность выговориться. Большинство конфликтов возникают по двум причинам — человек слишком напряжен и раздражен, чтобы выслушать другого, или не может высказать свою точку зрения. В любом случае, чтобы решить проблему, нужно высказаться, спустить пар, выслушать другую сторону и донести свою позицию.
  • Нивелировать агрессию. Каждому человеку хочется, чтобы с его мнением считались, и если этого не происходит, многие начинают злиться и раздражаться. Вполне вероятно, что оппонент начнет проявлять агрессию. В таком случае необходимо сбить нападение нестандартными и неожиданными приемами. К примеру, можно спросить о чем-то, что не касается предмета конфликта. А можно попросить совета — как, по его мнению, можно разрешить конфликтную ситуацию. Главное – переключить внимание на положительные эмоции.
  • Никакой «взаимности». Правила поведения в конфликтах часто настаивают на том, что нельзя отвечать на агрессию агрессией. Лучше попросить оппонента рассказать, что он хочет получить в итоге. Ведь главное — результат, а люди часто, видя проблему, зацикливаются на своих эмоциях относительно нее.
  • Уважение. Нельзя говорить, что оппонент поступает неправильно. Лучше сказать о своих чувствах. Например, импульсивное: «Ты меня предал!» — заменить на удивленное: «Я чувствую, что меня предали». Не стоит оскорблять соперника и игнорировать его слова.
  • Без доказательств. В конфликтах редко можно что-то доказать. Лучше проявить внимание к словам другой стороны, задавая простые вопросы о ее позиции. С партнером стоит держаться на равных, разговаривать спокойно и уверенно, тогда и оппонент утихомирит свою агрессию.
  • Извинение. Лучший способ обескуражить взвинченного противника – извиниться. Но это только в том случае, если чувство и осознание собственной вины присутствует.
  • Сохранить отношения. Вне зависимости от того, как решится спор, лучше прямо сказать, что в определенной ситуации вызвало отрицательную реакцию и почему. Вежливость и искренность — вот основные составляющие для решения конфликтов. Это лучше, чем недосказанность, которая впоследствии приведет к разрыву отношений.

Какие ошибки допускает конфликтующий человек

Очень часто в конфликтах человек опирается на собственные эмоции, а не на здравый смысл. Именно поэтому сложно найти решение, приемлемое для обеих сторон. Самые частые ошибки заключаются в том, что человек поступает эгоистично и действует под влиянием эмоций. Он не желает решать проблему, а отстаивает только собственное мнение, из-за чего сложно найти компромисс. Участник конфликта не желает принимать во внимание, что есть много путей к решению, а действует только в рамках установленных норм или традиций. Случается также и то, что человек в принципе не желает решать проблему — он или соглашается со всеми, или переключается на другую тему, игнорируя важные вопросы.

Конфликт – это хорошо

Люди по-разному относятся к конфликтам. Кто-то предпочитает не вмешиваться и держать свое мнение при себе, а кого-то хлебом не корми, дай только поскандалить и доказать свою правоту. Но каждый конфликт и его успешное решение — это возможность вырасти над собой, достигнуть в два раза больше, чем можно было ранее. Поэтому и существуют правила поведения в конфликтах, чтобы каждый человек имел возможность конструктивно отстаивать свои приоритеты.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *