Эволюция психологии – Эволюционная психология — Википедия

Раздел 1. Эволюция психологии человека.

Раздел 1.

Эволюция психологии.

3 стадии ВАШЕЙ личной эволюции.

1. Магическое мышление.

2. Мифическое мышление. Вы здесь!

3. Рациональные мышление.

Все мы проходили этапы биологической эволюции. Невозможно избежать ни одного из этих этапов. Даже тех, через которые проходили другие биологические виды до того, как появились мы, как Люди — как разумный биологический вид. Каждый из нас всё равно проходит стадию рыбы, жабы, млекопитающего. Можете отрицать, но Вы уже это прошли, если можете читать этот текст, за 9 месяцев в животе мамы, хотя и не помните этого.

В среднеобразовательной школе стран СНГ, этот рисунок преподается в 9 классе.

Рис. 1. Три эмбриональные стадии человека, свиньи, птицы и рыбы. На ранней стадии (верхний ряд) эмбрионы мало отличаются друг от друга. На второй стадии мы (люди), мало чем отличаемся от других теплокровных существ.

Это также верно, для развития мозга. С каждой следующей стадией развития необходимо обрабатывать большее количество и более сложной информации, следовательно, требования к мозгу растут, и развивается то, что используется. Если вы не используете ноги – то они атрофируются, если вы их постоянно тренируете – то будете отличным бегуном или прыгуном. Те виды, которые больше пользуются мозгом – имеют более развитый мозг. Мозг – это всего лишь орган, такой же, как и сердце, лёгкие или печень. Орган для обработки входящей информации. Больше информации – больше мозг. Всё просто.
Кратко процесс эволюции живых видов выглядит так: одноклеточные, за ними — простейшие растительные и животные организмы. Позже, из них — через миллионы лет — все более сложные многоклеточные, с более развитым мозгом. Передний мозг, большой мозг и мозжечок постепенно развились, превзошли ранее доминировавшие части мозга — спинной мозг, мозговой ствол и средний мозг. Эти старейшие части мозга хотя и сохранились после каждого шага эволюции, но должны были приспосабливаться в своих функциях к развитию.

Рис.2. Схематическое изображение мозга рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

Если человек, проходит все предыдущие стадии (рыбы, жабы, млекопитающего), всего за 9 месяцев своего развития в утробе матери, то это говорит, что вся предыдущая эволюция живых существ до «человека разумного», прошедшая за миллиарды лет, спрессована в очень небольшой промежуток времени, относительно того, сколько лет человек вообще живёт. Некоторые люди, к примеру, живут 100 и более лет. Итого, вся эволюция живых видов, прошедшая за 9 месяцев в утробе матери, занимает только 0,75% относительно всей жизни человека. Тогда вопрос – что происходит в оставшееся время? Проходит ли человек какие-то другие стадии эволюционного развития за эти 99% своего времени. Ответ –

да.

Какие психологические стадии имеются ввиду? Это те стадии, которые проходит человек на своём пути развития. И, кстати, все из них вы можете увидеть каждый день вокруг вас, в обычной жизни. Потому что люди проходят своё развитие неравномерно, некоторые сдают экзамены, некоторые не сдают экзамены, некоторые вообще не ходят на учёбу. Экзамены проявляются во взглядах человека на окружающий мир, во взглядах человека на окружающих его людей, и его отклик на те идеи, которые его окружают в прессе, диалогах, Интернете и в действиях повседневной жизни. Эти уровни выглядят как интерактивная школа. Вы всегда можете посмотреть, что учат в классе пятом, когда Вы, к примеру, в классе третьем. Возможно, Вам понравится, и Вы начнёте учить, что там преподают. Возможно, Вам не понравится, либо Вы не поймёте пока, и пойдёте в свой третий класс. Классы не хуже или лучше один другого, ни один из классов нельзя игнорировать. Классы созданы и работают по принципу целостного обучающего комплекса. Игнорирование одного из классов приводит к затруднению на пути понимания каждого следующего класса.

(Далее будет использоваться модернизированная и дополненная концепция Кена Уилбера, описанная им в книге «Краткая История Всего» от 1996 года). Для детального анализа – ознакомьтесь с содержанием данной книги. Но воспринимайте информацию критически.

Стадии (классы), через которые проходит человек психологически и их проявления в его внешнем мире:

Стадия. Эта графа описывает общее название этого периода, конкретные временные рамки не указываются, потому что влияние каждой из стадий Вы видите каждый день. Определённые вещи и ритуалы проводятся каждый день вокруг Вас. Например, – не передавать вещи через порог, вешать перевёрнутую подкову в доме (магический), получение святой воды в храме (мифическое), мыть руки перед едой (рациональное) и т.д.

Мировоззрение. Под графой мировоззрение определяется, каким образом мы смотрим на мир и объясняем этот окружающий мир. Какие концепции, понятия, слова используются в диалоге. Какого рода логика присутствует. Любое из мировоззрений является комплексным, то есть оно отвечает на ВСЕ вопросы, которые могут возникнуть. В этом его сильная сторона, и одновременно цементирующая база против аргументов более низкой или обоснованных доводов более высокой стадии мировоззрения.

Психология. Какие психологические качества появляются у человека, когда он проходит через каждую из перечисленных стадий. Что у него появляется? Какие функции он учится выполнять? Как это проявляется на коллективном уровне? Потому что общество, как коллектив индивидуумов проявляет на своём коллективном пути развития все те же черты и формы поведения, которые проявляет ребёнок на своём индивидуальном пути развития.

Основная идея. Как можно описать эту стадию одной фразой. Максимально кратко.

Метод получения еды. Способ получения еды во многом определяет главенство мужчины или женщины в семье, общине, кто является главным Божеством в обществе. Наличие излишков еды приводит к свободному времени для части людей, которые могут заниматься чем-то ещё, а не заниматься поиском еды. Кто эти люди? Их функции?

Сильные стороны. Основное преимущество данной стадии.

Слабые стороны. Основные недостатки данной стадии. Какие патологии возможны, если человек отказывается или неспособен идти дальше в своём развитии.

В единой таблице перечислены 6 стадий, которые проходит человек разумный в своей жизни. Можете определить, на какой стадии находитесь Вы, какой взгляд на мир ближе Вам. А сейчас перейдём к более детальному описанию перечисленных стадий эволюции психологии.

Детальное описание.

1. Первая стадия – животное. Человек на этой стадии мало чем отличается от животного. Он, по сути, – и есть животное. Да, животное разумное, но, тем не менее – животное. Инстинкт – «убей или умри» никто не отменял. Поэтому это чисто выживание и размножение, конкуренция с другими животными за еду, обход своих охотничьих угодий, охота стаей, примитивная коммуникация, защита от конкурентов, и все остальные характеристики обычной стаи хищников, как гиен или львов.

Мировоззрение – физиология. На этом этапе никто себя не ограничивает. Человек справляет нужду там, где ему проще, или там, где его «прижало» это сделать. Никогда не видели это с животными, или с маленькими детьми? Весь мир представляет для себя потенциальную еду и потенциальную опасность. Человек реагирует на внешний мир рефлексами и отсутствием разумных побуждений. Всё определяется животным эгоизмом и желанием выжить любой ценой.

Психология – тело и его границы.

Ребёнок. Возраст – до 9 месяцев. На этом этапе весь внешний мир пробуется на вкус. Весь мир еда, а весь Вы – это рот. Плюс идёт обучение на примере матери, которая кормит ребёнка, а позже указывает – что съедобно и как добывать пищу. Для ребёнка весь мир делится только на 3 вещи: больно, не больно и вкусно. Таким образом, ребёнок познаёт границы собственного тела. То, что кусаешь и больно – моё тело, то, что кусаешь и не больно – внешний мир. Он отделяет своё физическое тело (боль), от внешнего тела (мира). Патологией на этом этапе служит такой психологический синдром – адуализм. Это состояние, когда человек не может уверенно сказать, где заканчивается его тело и начинается внешний мир (к примеру, стул, на котором он сидит). Это фундамент для более сложных заболеваний, как психозы (невозможность контролировать себя, свои мысли, свои действия) и шизофрении.

Тест на эту стадию

: реагирует ли малыш осознанно на внешнее физическое раздражение. Вечно все Вас щипают, особенно бабушки.

Общество — оформление и защита границ охотничьих угодий каждого племени или общины.

Основная идея – выжить. На этом этапе выживание становится главной целью, которой подчинено всё. Этот рефлекс полностью управляет поведением человека, заставляет его двигаться вперёд, искать новые пастбища, охотничьи угодья. Инстинкт выживания сильнее инстинкта размножения, поскольку для того, чтобы размножаться, необходимо быть к этому способным физически. Без еды – это невозможно, и заканчивается смертью особи. Каннибализм – приемлемая форма выживания.

Метод получения еды – охота, собирательство. Ни о какой форме получения еды, кроме как охота и поиск уже готовой еды речи идти не может. Никто не может позволить себе такое удовольствие – ждать несколько месяцев голодным, пока созреет урожай. Кушать хочется каждый день, и каждый день может быть последним. Поскольку количество еды ограничено – то ограничены в количестве и человеческие общины. Охота и собирательство готовых плодов более выгодны в пригодных климатических поясах, как Египет, Индия, Междуречье, где климат позволяет собирать несколько урожаев за год, и температура не требует особых механизмов для защиты тела. Поскольку земледелия не требуется – то можно собирать уже готовое, растущее самостоятельно.

Сильные стороны – начальный этап перехода к более сложным формам.

Слабые стороны – Невозможность отделить своё тело приводит к психозам и их разновидностям, такие как шизофрении.

Полное оглавление книги — тут.

www.meltingreality.com

Классики психологии : evo_lutio — LiveJournal


Тем, кто психологию не изучал, нередко кажется, что в психологии царит хаос и все классики психологии друг друга оспаривают. Часто приходится слышать глупость — мол, в психологии столько противоположных точек зрения, что ни одну не стоит принимать всерьез.

Это совсем не так. При всем многообразии подходов психология строится психологами сообща и каждое направление вносит в это свой собственный вклад.

Если вы далеки от психологии, но вам она интересна и вы боитесь запутаться в ее дебрях, вам может помочь упрощенная схема.

В психологии существуют четыре условных направления:

1. Бихевиоризм
2. Психоанализ
3. Гештальт-психология
4. Гуманистическая психология

Все направления не отрицают, а дополняют друг друга.

Бихевиоризм рассматривает личность человека как набор ПРИВЫЧЕК.

Человек как собака Павлова (основоположника направления) привыкает реагировать и поступать определенным образом. Его привычки связаны с его прошлым опытом, а новый опыт возникает в связи с его привычками.

Когда вы читаете, что надо понемногу, постепенно переучивать себя, развивать полезные привычки и отказываться от вредных, вы, так или иначе, касаетесь бихевиористских методов, в основе которых лежит научение.

Отрицают ли научение другие направления психологии? Конечно же нет. Они всего лишь вскрывают некоторые сложности, которые возникают на этом пути.

Например, психоанализ обращает внимание, что далеко не все в своем поведении человек способен осознавать и даже просто замечать. Далеко не все в человеке рационально и практично, поскольку его сферой влечений управляет бессознательное, которое формируется почти без участия его сознания.

Психоанализ рассматривает личность как набор ПСИХЗАЩИТ.

Он не спорит с бихевиоризмом, что человек – это и набор привычек тоже, но считает, что главный ключ к характеру – в психзащитах.

В бессознательном находятся вытесненные желания и зашифрованные страхи, от которых просто так не отмахнуться. Поэтому психоанализ считает своей задачей изучать не столько поведение, сколько бессознательные мотивы, а поведение рассматривает как следствие.

Гештальт-психология не возражает ни против основных положений бихевиоризма, ни против основных идей психоанализа.

Однако если психоаналитики и бихевиористы делают акценты на анализ отдельных деталей, гештальтисты занимаются синтезом. Они считают, что расчленять психические явления – это значит упускать основную суть.

Человек с точки зрения гештальт-психологии – это часть целостной живой СИСТЕМЫ.

Поведение личности зависит от контекста обстоятельств. На личность влияет поле.

Если бихевиористы и психоаналитики рассматривают человека, в основном, как относительно замкнутую систему, гештальтисты делают акцент на том, что человек постоянно подвергается влиянию и воздействию переменчивых сил, изнутри и снаружи. Человек существует в поле и от изменений поля меняется и его состояние, поведение.

Как вы видите, и бихевиористы, и психоаналитики, и гештальтисты совместными усилиями рисуют сложную картину психической жизни, используя собственные инструменты и уточняя те моменты, которые упустили другие.

То же самое делают и психологи-гуманисты (деление условно, некоторых классиков можно отнести одновременно к разным направлениям, что логично).

Изучая труды коллег, они обратили внимание на то, что их предшественники упускают важное. Бихевиористы, в основном, анализируют привычки и научение, психоаналитики — психзащиты и детские травмы, гештальтисты — поля, энергию и фигуры, а вот про стремление человека к самореализации те и другие говорят мало.

Человек с точки зрения гуманистов – это уникальный субъект ВОЛИ.

Именно гуманисты заговорили о проактивности. Это не значит, что человека не нужно изучать как итог привычек, психзащит и сил поля, а стоит рассматривать исключительно как свободное существо. Это была бы большая ложь, человек не свободен полностью, он зависит от множества факторов, которые на него влияют. Но одним из этих факторов является его собственная воля, его проактивность, его стремление к самореализации.

Обратите внимание, ни одно из направлений не стоит упускать, если хочется иметь о психологии адекватные знания. Все направления как части дома опираются одно на другое и вместе строят этот дом.

Возникнет еще много новых направлений и все они продолжат уточнять наше понимание человеческой природы.

Книги по психологии, которые надо читать в первую очередь:

У. Джеймс «Психология» (1892 год)
З. Фрейд «Введение в психоанализ» (1916 год)
А. Адлер «Практика и теория индивидуальной психологии» (1920 год)
Э. Берн «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных» (1947 год)
А. Маслоу «Мотивация и личность» (1954 год)
Г. Олпорт «Становление личности» (1955 год)
Р. Мэй «Любовь и воля» (1967 год)
А. Лоуэн «Депрессия и тело» (1973 год)

А вы что по психологии читаете? Все не надо перечислять, что особенно впечатлило, запомнилось?

evo-lutio.livejournal.com

Эволюционная психология под ударом — Троицкий вариант — Наука

Финалист — в худом значении этого слова — это человек, который путает вопрос «почему?» с вопросом «зачем?» и в результате полагает, будто, указав значение какой-либо функции для сохранения вида, он уже решил проблему ее причинного возникновения.

(Конрад Лоренц. «Агрессия»)

Науки о человеке, от неврологии до социологии, могут многое поведать о том, как устроено наше поведение и как работают наши эмоции. К настоящему времени накоплены огромные массивы фактов, структурированных во множестве теорий, с разных сторон описывающих особенности вида Homo sapiens. Экспериментальные свидетельства парадоксов мышления или же увлекательные отчеты об экзотическом искусстве народов экваториальной Африки представляют собой вклад в общую палитру научной картины под названием «Человек». Полотно еще не завершено, хотя контуры уже просматриваются, цвета становятся ярче и многие детали известны. Завершение работ, буде таковое достигнуто, даст определение человеческой природы и прольет свет на вопрос, что значит быть человеком. Данная программа-максимум завораживает своим масштабом и дерзостью вызова. Есть, однако, по меньшей мере один вопрос, ответ на который упомянутые дисциплины не ставят своей целью узнать. Он не менее амбициозен, и, кроме того, без него, вероятно, закончить картину не получится. Описать, каков человек, недостаточно: нужно понять, почему он такой.

Возраст этой задачи примерно совпадает с возрастом размышляющей цивилизации. Реальные же возможности подступиться к данной проблеме появились в распоряжении науки не так давно. С одной стороны, с возникновением представлений об эволюции истоки тех или иных качеств человека стало естественно искать в далеком прошлом; с другой — антропология, генетика, эволюционная биология со временем собрали внушительный набор идей и фактов, которые имело смысл объединить с данными современной психологии. В результате родилась «эволюционная психология» (ЭП)-научное направление, призванное объяснить человека через историю его вида. В качестве исследовательской программы ЭП оформилась в конце 1980-х усилиями специалистов из университета Калифорнии в Санта-Барбаре и сегодня доминирует в научной среде.

Иллюстрация с сайта mudrac.ffzg.hr/~dpolsek/

В основе ЭП лежит идея о том, что нервная система, с точки зрения естественного отбора, подобна прочим системам организма. Биологи рассматривают любой орган тела, будь то легкие или поджелудочная железа, как физиологическую адаптацию к определенным условиям. В этом же смысле мозг следует считать набором психологических адаптаций. Из этого следует, что ключевые свойства нашей сегодняшней психики непосредственно связаны с условиями, в которых шло формирование человека разумного, т. е. с обстановкой небольших групп охотников-собирателей, эволюционирующих на протяжении последних полуторадвух миллионов лет. Ключевым постулатом здесь служит предположение о том, что для каждой репродуктивной проблемы, с которой сталкивались наши предки (например, обнаружение хищника, брачная стратегия или социальный обмен), возникла соответствующая адаптация. Что в свою очередь позволяет говорить о модульности устройства психики, рассматривая ее как набор отдельно работающих функционально специализированных единиц. Такой взгляд, с одной стороны, любую универсальную черту поведения объясняет давлением отбора в прошлом, а с другой — прямо настаивает на обнаружении генов для такой черты (поскольку ей соответствует врожденный модуль). Эволюционная психология логична, наглядна и, что важно, позволяет быстро соотнести наблюдаемый факт — то или иное свойство психики — с возможным обстоятельством жизни первобытных людей. По всей видимости, всё это в немалой степени помогло ЭП обрести популярность.

Однако буквально на днях на эту модель было совершено покушение. Что характерно, совершили его люди, которых знают как достаточно авторитетных эволюционных психологов.

Августовский номер известного журнала Philosophical Transactions of the Royal Society B [1] целиком посвящен теме происхождения когнитивных и эмоциональных черт современных людей и фактически представляет собой манифест, отрицающий базовые принципы эволюционной психологии. Авторы собранных в номере статей выступают с позиций подхода, который они предварительно обозначают термином «New Thinking». По их мнению, способ рассуждать об эволюции человека, предлагаемый эволюционной психологией, обладает неприятным изъяном: стремление видеть в любом свойстве мозга адаптацию приводит к ошибкам первого рода. Согласно эволюционной психологии, структура наших умственных способностей должна близко отражать нашу наследственную репродуктивную экологию. Оппоненты не согласны с такой посылкой. Например, любого здорового человека можно научить читать. Если бы возникновение письменности датировалось возрастом, скажем, 200 тыс. лет, эволюционные психологи определенно рассматривали бы и эту способность как врожденную адаптацию. Более того, тот факт, что при чтении у человека активизируются конкретные участки мозга, усиливал бы данное убеждение и позволял говорить о специфическом модуле, развившемся у людей в связи с чтением. В общем случае сложно отличить реальную адаптацию от мнимой. Сторонники «New Thinking» призывают отказаться от столь затягивающей игры и вовсе перестать рассуждать в терминах модульности.

Следует учитывать, что разнообразные свойства психики достались нам от предков разного возраста. По мнению новаторов, явно недостаточно и неоправданно фокусироваться исключительно на истории рода Homo (хотя важность этого этапа сложно отрицать). Базовые когнитивные механизмы присутствуют уже в линии приматов, а, скажем, психические реакции, завязанные на лимбическую систему, имеют гораздо более древнее происхождение. Соответственно, адекватное понимание происхождения функционала человеческого мозга — равно как и, например, человеческого скелета — возможно только в рамках более протяженной исторической перспективы. В этом смысле «New Thinking» более эволюционна, нежели эволюционная психология.

Кроме того, концепция уделяет особое внимание процессам коэволюции, полагая их основной силой, направлявшей антропогенез. Речь идет о двух типах явлений. В первом случае давление отбора манипулятив-ного навыка (например, создание орудий) оказывается связанным положительной обратной связью с давлением отбора навыка социального (например, кооперации). В результате орудийная деятельность способствует развитию сотрудничества, а оно в свою очередь создает предпосылки для дальнейшего усложнения технологии. Во втором случае взаимодействуют генетическое и негенетическое наследование. Наглядным примером этому служит эволюционное приобретение переносимости лактозы популяциями Европы и западной Азии. Животноводство привело к спонтанной практике употребления молока во взрослом возрасте, что создало соответствующее давление отбора. Со временем рост числа людей, способных усваивать молоко, делал молочную диету всё более распространенной. Здесь мы видим, как генетическая и культурная эволюция усиливают друг друга.

В качестве практического применения ко-эволюционного подхода журнал публикует статью, в которой излагается возможный сценарий возникновения языка. Придерживаясь модели «от жеста к вокализации», автор гипотезы отмечает, что развитие технических (при извлечении пищи) и социальных (жестовая коммуникация) навыков могло обеспечиваться общим когнитивным механизмом — механизмом, позволяющим оперировать в уме сложными последовательностями действий. Таким образом, продвижение в технических способностях автоматически открывало пространство для дальнейшего совершенствования коммуникации, и наоборот. В данном случае важно, что такой характер гипотезы не предполагает наличия специализированного языкового модуля, якобы возникшего в ходе эволюции. Напротив, в ходе сложных коэволюционных процессов развивался когнитивный субстрат общего типа, позволяющий разнообразные применения.

В замене узкоспецифичных модулей на более универсальные и мощные механизмы — главный и решительный шаг, отделяющий новую концепцию от эволюционной психологии. Последняя рассматривает психику в качестве швейцарского ножа: фиксированный набор инструментов, каждый из которых предназначен для решения определенной проблемы в условиях плейстоцена. При таком взгляде гибкость человеческих реакций весьма ограниченна, и при попадании в современную среду мозг кроманьонца обречен на сбой (некоторой части) программ, превратившихся в рудименты. Авторы «манифеста» предлагают существенно иную картину, согласно которой, мозг не развивался для решения конкретных задач: как показывает практика, он справляется как с задачами каменного века, так и задачами, не существовавшими в то время и которые естественный отбор предвидеть не мог. Нет готовых модулей, передающихся генетически, — в распоряжении человека лишь предрасположенность к психической организации, те самые когнитивные механизмы и его опыт в культурной среде, где он учится их использовать при взаимодействии с окружающим миром. Практически это означает, что человек не зажат в тиски первобытных адаптаций и может успешно освоиться в широком спектре условий. Кроме того, роль наследственной компоненты в разнообразных проявлениях разума и психики существенно ниже, нежели подразумевает эволюционная психология. Кажется, что авторы «New Thinking» предлагают более многофакторную модель человека, привносящую оптимизм в вопрос о потенциале развития цивилизации. По меньшей мере, этот потенциал есть откуда черпать, что довольно проблематично в случае с ригидной психикой, заполненной адаптациями.

Пока рано судить, наблюдаем ли мы сдвиг парадигмы. Насколько всё это совместимо с эволюционной психологией, какой объяснительной силой обладает и вырастет ли в общепризнанную теорию, покажет время. Однако эволюционных психологов, возможно, ждут непростые времена: за 20 последних лет написана масса статей, изданы книги-бестселлеры, выстроены карьеры, увлекательный поиск генетических основ психики в самом разгаре — и вот эту систему представлений, успешную и убедительную, ставят под вопрос их же коллеги. Будем следить за развитием событий.

Денис Тулинов

1. Theme Issue ‘New thinking: the evolution of human cognition’ — Phil. Trans. R. Soc. B (2012) http://rstb.royalsocietypublishing.org/content/367/1599.toc

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

trv-science.ru

11.5. Эволюционная психология. Поведение: эволюционный подход

11.5. Эволюционная психология

Эволюционная психология – это единственное направление в психологии, в котором адекватно отражены достижения генетики и эволюционной биологии. Сильной ее стороной является междисциплинарный подход. Анализ взаимодействия биологического и культурного факторов в поведении человека позволил по-новому посмотреть на природу человека, на его историю и социальную организацию.

Основателями эволюционной психологии являются американские ученые Д. Туби и Л. Космидес. Они внесли важный вклад в понимание эволюционных механизмов возникновения культуры и показали, что культура имеет филогенетические истоки (Barkow J. [et al.], 1992). Наши инстинкты влияют на развитие культуры и общества значительно больше, чем культура влияет на формирование нашего поведения. Возникновение и эволюция культуры во многом определялись нашими генами. Именно генетические факторы определяют диапазон и направленность научения, лежащего в основе культурной преемственности. Человека и обезьян легче научить бояться змей, чем бабочек. В этом распространенном примере мы опять касаемся загадочной темы предрасположенности стимулов.

Эволюционная психология оперирует многочисленными примерами филогенетических корней человеческого поведения, расширив наши представления, полученные в исследованиях по этологии человека.

Люди, подобно другим приматам, в своей социальной организации всегда формируют иерархии. Они пронизывают все человеческое общество, причем часто в нем сосуществуют как официальные, так и неофициальные иерархии. Модель иерархических отношений социальной организации обезьян во многих аспектах демонстрирует сходство с наблюдаемыми отношениями у человека, что служит весомым аргументом в пользу ее биологической детерминации (Гудолл Дж., 1992).

«Всеобщая» любовь к лидеру-диктатору соединяет в себе филогенетические и культурные истоки. Она происходит от постоянного страха перед ним, но поскольку длительный страх – это психологически труднопереносимое состояние, оно преобразуется в любовь. Даже такое понятие, как «харизма», помимо культурных факторов, обусловлено биологическими составляющими в русле невербальной коммуникации. Ее ключевые сигналы универсальны для людей и высших приматов.

Обоснованность врожденности эмоций у человека наглядно подтверждается кросс-культурным анализом или сопоставлением одинаковых представлений в разных культурах. У всех людей эмоциональные выражения оказались весьма схожи.

Одно из центральных мест в эволюционной психологии занимает исследование полового поведения человека и роли полового отбора.

Еще Ч. Дарвин писал: «Что касается меня, то я считаю, что из всех причин, которые привели к различиям во внешних признаках между расами человека и между человеком и животными, половой отбор был наиболее эффективным».

Согласно теории родительского вклада Р. Триверса, половой отбор у человека проходил по стратегии выбора самками полового партнера (Trivers R., 1985). Английский генетик Р. Фишер (1890–1962) назвал такой половой отбор неконтролируемым. При этом образуется положительная обратная связь между предпочтением самками определенных черт у самцов и развитием у них этих черт (Fisher R., 1930).

Американский психолог Дж. Миллер (р. 1920) считает, что неконтролируемый половой отбор – основа невероятной скорости развития мозга человека в процессе эволюции (Miller G., 1998). Он объясняет ее результатом выбора самкой полового партнера по критерию умственной «одаренности». Уникальность такого отбора у человека заключалась в необходимости когнитивного развития обоих полов, почему не наблюдается одностороннего превосходства мужского пола в уровне интеллекта.

Обширный материал, касающийся полового поведения человека, проанализировал Д. Басс – другой американский ученый, стоящий у истоков эволюционной психологии (Buss D., 1998). Помимо отбора по критерию когнитивных способностей, он отметил отбор по предрасположенности к долговременным связям (Buss D., 1994). Этот отбор столкнулся в эволюции человека с традиционной стратегией самцов на кратковременные связи, но необходимость длительной заботы о потомстве способствовала сильному селективному давлению в пользу долговременности. Хотя стратегия долговременных связей в значительно большей степени выражена у женщин, чем у мужчин, оба пола в той или иной мере могут использовать обе стратегии.

Находит поддержку в эволюционной психологии и рассмотренная выше версия о взаимосвязи полового отбора и агрессивности человека. Агрессивность становилась все более ценным адаптивным качеством, поскольку межгрупповой конфликт все чаще входил в жизнь наших предков. Более того, он становился важным фактором энцефализации (увеличения размеров головного мозга), так как способствовал многим навыкам (речь, творческое планирование, скорость принятия решений, кооперация, сотрудничество), необходимым для выживания группы (Палмер Дж., Палмер Л., 2003).

Косвенно вклад полового отбора в рост агрессивности наших предков подтверждает теория американского эволюциониста Дж. Даймонда (р. 1937), разработанная в конце 1980-х гг. Она являлась, по сути дела, приложением «принципа гандикапа» (т. е. предпочтение самками броских нефункциональных черт у самцов) к человеку. Теория Даймонда показывает неслучайность многих наших действий, их глубинную биологическую причину (Diamond J., 1992). Так, она довольно убедительно объясняет случаи «нелогичного» выбора, например, частое предпочтение девушками «плохих парней», подсознательно символизирующих образ сильного и агрессивного защитника. «Нелогичность» выбора, с точки зрения сегодняшнего дня, определяется действием древней филогенетической программы, сформированной еще в доисторические времена.

В эволюционной психологии рассматриваются биологические составляющие других проявлений полового поведения человека – табу инцеста, роль отца и отчима в развитии девочки, истоки гомосексуализма. Не все гипотезы выглядят одинаково убедительными, некоторые из них противоречивы, но все они являются векторами на пути к дальнейшему познанию природы и поведения человека.

Весьма различаются взгляды разных авторов на эволюцию брака в антропогенезе. Возможно, в ходе этой эволюции сменилось несколько разновидностей группового и парного брака. В связи с постоянным удлинением периода детства у человека в брачных отношениях должна была быть направленность, стимулирующая заботу самцов о самках и потомстве. Строго моногамный брак возникает у человека, вероятно, начиная с эпохи земледелия. В условиях селекции приверженцев кратковременных связей отбор мог быть направлен против «недостаточно ревнивых» представителей (Halliday T., 1980), что также укрепляло парный брак.

Согласно теоретическим установкам эволюционной психологии, психика – это специализированный механизм мозга, возникший в филогенезе для регуляции генетически детерминированного поведения с целью лучшей адаптации. Поскольку «психическое» в эволюции формировалось постепенно, мы не сможем четко назвать исходную систематическую группу, «владеющую психикой». В результате эволюционных преобразований у некоторых животных видоспецифические поведенческие программы способны подвергаться весьма незначительной коррекции, а у других они служат лишь «каркасом» для строительства новых моделей поведения. С этих позиций наличие психики надо признать у всех организмов, способных к коррекции поведения путем научения.

Когнитивные функции, с точки зрения эволюционной психологии, явились закономерным этапом развития психики как регуляторной системы поведения. Они возникли в процессе эволюции после образования адекватных нервных структур, требующих, в свою очередь, специфических генов, сформированных естественным отбором.

Представители эволюционной психологии постулируют наличие в психике человека большого количества врожденных стандартных схем, специализированных на выполнении конкретных задач. Эти схемы определяют направление процессов мышления, научения, памяти. Такой взгляд находит поддержку у многих когнитивистов, поэтому между двумя направлениями нет антагонизма (Смит Н., 2003).

Но эволюционная психология не раскрывает загадочных механизмов психики, которая в ней сливается с понятием научения. Не объясняется в ней и природа когнитивных процессов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Эволюционная психология | JoinFor.ru

Эволюционная психология — относительно новая научная дисциплина, которая рассматривает, как человеческая природа эволюционировала с течением времени как ряд построенных психологических адаптаций. Многие эволюционные биологи и другие ученые по-прежнему неохотно признают эволюционную психологию как действительную науку.

Подобно идеям Чарльза Дарвина о естественном отборе, эволюционная психология фокусируется на том, как благоприятные адаптации человеческой природы отбираются для более или менее благоприятных приспособлений.

С точки зрения психологии эти адаптации могут проявляться в форме эмоций или навыков решения проблем.

Эволюционная психология связана с макроэволюцией в том смысле, что она смотрит на то, как человеческий вид, особенно мозг, со временем изменился внешне, но в то же время укоренен в идеях, связанных с микроэволюцией. Эти микроэволюционные темы включают изменения на генном уровне ДНК.

Попытка связать дисциплину психологии с теорией эволюции посредством биологической эволюции является целью эволюционной психологии. В частности, эволюционные психологи изучают, как развился мозг человека. Разные области мозга контролируют различные части человеческой природы и физиологии организма. Эволюционные психологи считают, что мозг эволюционировал в ответ на решение очень специфических проблем.

ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Дисциплина Эволюционной Психологии была основана на шести основных принципах, которые сочетают традиционное понимание психологии наряду с идеями эволюционной биологии того, как функционирует мозг.

Эти принципы заключаются в следующем:

  1. Цель человеческого мозга — обрабатывать информацию, и при этом он реагирует как на внешние, так и на внутренние стимулы.
  2. Человеческий мозг приспособлен и подвергся как естественному и половому отбору.
  3. Части человеческого мозга специализированы для решения проблем, которые произошли в течение эволюционного времени.
  4. У современных людей есть мозги, которые развивались после того, как проблемы повторялись снова и снова в течение длительных периодов времени.
  5. Большинство функций человеческого мозга выполняются бессознательно. Даже проблемы, которые кажутся легкими для решения, принимают очень сложные нервные реакции на бессознательном уровне.
  6. Многие очень специализированные механизмы составляют всю человеческую психологию. Все эти механизмы вместе создают человеческую природу.
ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Теории эволюции поддается несколько областей, в которых психологические адаптации должны произойти для того, чтобы вид развивался. Первая — это основные навыки выживания, такие как сознание, реагирование на стимулы, обучение и мотивация. Эмоции и личность также попадают в эту категорию, хотя их эволюция намного сложнее, чем базовые инстинктивные навыки выживания. Использование языка также связано с навыком выживания в эволюционном масштабе психологии.

Другой важной областью исследований эволюционной психологии является распространение вида или спаривание. Основываясь на наблюдениях других видов в их естественных средах, эволюционная психология человеческого спаривания склоняется к идее о том, что женщины более избирательны в своих партнерах, чем мужчины.

Так как самцы настроены инстинктивно, они распространяют свое семя на любую доступную женщину, мужской мозг человека в этом плане развивается менее избирательно.

Последняя важная область исследований эволюционной психологии посвящена взаимодействию человека с другими людьми. Эта большая исследовательская область включает работы в области воспитания, взаимодействия внутри семей и отношений, взаимодействия с людьми, которые не связаны, и сочетание подобных идей для создания культуры. Эмоции и язык сильно влияют на эти взаимодействия, как и география. Взаимодействия происходят чаще среди людей, живущих в одном районе, что в конечном итоге приводит к созданию определенной культуры, которая развивается на основе иммиграции и эмиграции.

joinfor.ru

Эволюционная психология | LessWrong на русском

[От переводчика: существующему в англоязычном интернете явлению любительской эволюционной психологии соответствует существующее на русском языке явление любительской этологии. Несмотря на разные названия, комплекс идей, в значительной мере ошибочных, они выражают одинаковый.]

Выражение «орган размножения» — это тавтология, точно такая же как и «чат IRC» или «протокол TCP/IP». Все органы — это органы размножения. Откуда у птиц крылья? Фея эволюции птиц подумала, что полёт — это очень изящно? Крылья есть только потому что они помогли предкам птиц размножаться. Равно как и лёгкие, и сердце, и гениталии. Максимум может быть целесообразно разделять органы, непосредственно или косвенно участвующие в размножении.

Это наблюдение также верно и для мозга, наиболее сложной из известных биологии систем органов. Некоторые органы мозга непосредственно участвуют в размножении — например, сексуальное желание — а некоторые косвенно, такие как злость.

Почему у людей есть такая эмоция как злость? Фея эволюции человека подумала, что злость — это полезная функция? Отвечающая за злость нейронная сеть является таким же органом размножения, как и печень. Homo sapiens может испытывать злость, потому что у испытывавших её предков было больше детей. Нет никакого иного пути, который бы привёл к возникновению злости.

Исторический факт о происхождении злости сбивает многих с толку. Они говорят: «Минуточку, вы говорите, что когда я злюсь, я подсознательно стремлюсь завести детей? Это не то, о чём я думаю, если меня кто-то ударил в нос».

Нет. Нет. Нет. НЕТ!

Об отдельных организмах стоит думать как об исполняющих адаптации, а не максимизирующих приспособленность. Причина адаптации, форма адаптации и результат адаптации — это разные вещи. Если вы сконструируете тостер, то он не будет менять свою форму при попытке затолкать в него целый батон хлеба; да, вы сконструировали тостер, предназначенный для того, чтобы жарить хлеб, но это факт о вас, а не о тостере. У тостера нет никакого чувства собственного предназначения.

Но тостер не является объектом вообще имеющим намерения. У него нет разума, поэтому мы не испытываем соблазн приписывать ему цели. То, что мы знаем предназначение тостера, не значит, что его знает тостер — он вообще ничего не знает.

Это похоже на старый тест, в котором просят назвать цвет букв в слове «синий», когда сами буквы окрашены в красный. Это занимает много времени, поскольку мозгу нужно расцепить значение букв и цвет букв. У вас не будет такой проблемы с задачей назвать цвет букв в слове «ветер».

Однако человеческий мозг, помимо того, что он был создан эволюцией, способен иметь собственные стремления, намерения, желания, цели и планы. И человек, и пчела являются проектами, но только человек — проектировщиком. Пчела — это «ветер», а человек — «синий».

Сознательные цели онтологически отличаются от эволюционных целей. Они сделаны из другого материала. Сознательные цели состоят из нейронов, а эволюционные — из предков.

Самые очевидные сознательные цели — это волевые решения, такие как план пойти в магазин или поджарить хлеб. Но эмоции тоже физически существуют в мозге, в виде последовательности нервных импульсов или облака распространяющихся гормонов. Также и инстинкты, зрительные образы, спешно подавленные мысли — имея возможность сканировать мозг и понимать код, мы бы могли видеть их.

Даже подсознательная деятельность физически существует в мозге. Как сказал лорд Актон: «Власть развращает». Сталин вполне мог считать себя альтруистом, работающим ради великого блага для большего количества людей. Однако кажется весьма вероятным, что где-то в его мозге были сети, которые подкрепляли использование власти удовольствием, и сети, которые предсказывали укрепление и ослабление власти. Если бы в мозге Сталина не было ничего, что бы коррелировало со властью — никакой лампочки, которая загоралась при командовании и тухла при политической слабости — тогда как бы власть его развратила?

Давление эволюционного отбора онтологически отличается от биологических артефактов, которые оно создаёт. Эволюционная причина существования крыльев у птиц — это миллионы предков-птиц, которые по статистике размножались чаще, чем остальные предки-птицы, благодаря тому, что они обладали всё сильнее улучшающимися крыльями, по сравнению со своими конкурентами. Мы сжимаем этот колоссальный историко-статистический факт в короткую фразу: «Это сделала эволюция».

Естественный отбор онтологически отличается от существ; эволюция — это не мохнатое чудовище, блуждающее в неизведанном лесу. Эволюция — это причинная и статистическая закономерность в репродуктивной истории предков.

И эта логика также применима к мозгу. Эволюция сделала крылья, которыми можно махать, но она не понимает концепции махательности. Она сделала ноги, на которых можно ходить, но она не знает про ходительность. Эволюция сделала кости из ионов кальция, но сами кости ничего не знают про прочность, не говоря уж об эволюционной приспособленности. Эволюция спроектировала мозг, который сам по себе способен к проектированию, но этот мозг понимает эволюцию не лучше, чем птицы — аэродинамику. До XX века ни один человеческий мозг не представлял себе комплексную абстрактную концепцию инклюзивной приспособленности(English).

Когда нам говорят «Эволюционная цель злости — увеличивать генетическую приспособленность», мы часто сползаем через «Цель злости — это размножение» на «Сознательная цель злости — это размножение». Нет! В мозге нет статистической закономерности размножения предков, даже подсознательно — её там нет так же, как и тостер не содержит цель жарить хлеб, поставленную перед собой инженером.

Думать, что ваши встроенные нейронные сети злости воплощают желание размножаться — это как думать, что рука воплощает желание подбирать предметы.

Рука не полностью отрезана от сознательных желаний. В конкретных обстоятельствах вы можете контролировать сгибание пальцев волевым актом. Если вы наклонитесь и подберёте монету, тогда это будет волевым актом, но не воля заставила руку вырасти.

Нужно также различать единовременные явления злости (злость-1, злость-2, злость-3) и соответствующую им нейронную сеть, отвечающую за злость вообще. Злость-событие — это сознательная мотивация, и у неё могут быть сознательные причины, но у вас не было сознательного желания создать нейронную сеть злости.

Итак, нужно различать злость-событие, нейронную сеть злости, описывающий её комплекс генов и статистику размножения предков, которая привела к возникновению этого комплекса.

Если и есть наука, которая по своей сути требует экстремальной аккуратности, то это эволюционная психология.

Узрите же, о мои читатели, это низкую и радостную историю: мужчина и женщина встречаются в баре. Мужчину привлекают её светлый тон лица и упругая грудь, которые в доисторические времена были бы признаками фертильности, но в данном случае являются результатом наличия макияжа и бюстгальтера. Мужчину это не беспокоит; ему просто нравится, как женщина выглядит. Его нейронные сети, отвечающие за распознавание светлого тона лица понятия не имеют о том, что их предназначение — оценивать фертильность, точно так же, как на атомах его руки нет XML-тега «≺цель≻поднимать предметы ≺/цель≻». Женщину привлекают его уверенная улыбка и твёрдые манеры, которые в доисторические времена были бы признаками способности обеспечить пропитание детям. Она собирается воспользоваться контрацепцией, но её нейронные сети, регистрирующие уверенные улыбки, об этом знают ничуть не лучше чем тостер знает о том, что его создатель спроектировал его для жарки хлеба. Её не беспокоит философское значение этого бунта, поскольку её мозг — креационист, неистово отрицающий существование эволюции. Он надевает презерватив, поскольку не хочет детей, а только лишь дофаминово-норадреналиновую бурю секса, которая надёжно производила потомство 50 тысяч лет назад, когда отсутствие презервативов было неотъемлемым свойством окружающей среды. Они занимаются сексом, принимают душ и расходятся. Основной объективный результат всего этого — прибыль бара, отеля и производителя презервативов, что никак не было ни сознательной целью в умах мужчины и женщины, ни имело что-либо общее с закономерностью размножения их предков 50 тысяч лет назад, которая объясняет, откуда у них взялись гены, создавшие такие мозги, осуществившие такое поведение.

Чтобы правильно рассуждать об эволюционной психологии, нужно одновременно держать в голове много сложных абстрактных фактов, которые тесно связаны, но при этом критически различны, и ни разу при этом не подменить понятия.

lesswrong.ru

Эволюционная психология — это… Что такое Эволюционная психология?

Эволюционная психология (англ. evolutionary psychology) — молодое и активно развивающееся направление современной психологии, которое занимается изучением видоспецифических психологических особенностей человека как представителя вида Homo sapiens (человек разумный).

Данное направление возникло на стыке различных отраслей и областей научного знания: антропология, социобиология, этология, психология, генетика.

Методы

Методы эволюционной психологии включают классические методы психологических исследований, сравнительный анализ, прежде всего, поведенческих паттернов между разными видами животных и человека, а также моделирование.

История

Отдельные психологические исследования, фрагментарного характера, использующие в качестве методологии эволюционный подход, стали появляться еще конце 70 — начале 80-х годов прошлого века и были посвящены в основном изучению психологических механизмов, обеспечивающих универсальные психологические «черты».

К числу таких «черт» относятся следующие: детские страхи громких звуков, темноты, призраков, незнакомцев; характерные проявления таких эмоций как гнев, зависть, любовь, страсть; соперничество в брачном поведении и специфические предпочтения при выборе брачного партнера; верность и поддержание родовых традиций, альтруизм и любовь родственников; запрет на кровосмешение; игра; обман; верность в браке и временные сексуальные связи; месть за совершенное насилие; санкции против преступных группировок и их членов; религиозные церемонии и обряды; статусные различия, борьба за социальный статус и психологические усилия, направленные на поддержку статуса и репутации; юмор; гендерные различия и гендерные стереотипы; сексуальная привлекательность и сексуальная скромность; стандарты привлекательности и красоты; ревность; производство орудий труда и орудий убийства; создание противоборствующих коалиций; коллективизм и многое другое…

Во второй половине 80-х годов XX века стали появляться комплексные масштабные исследования в области эволюционной психологии и индивидуальных различий. Одно из наиболее интересных из них было организовано и проведено американским ученым Дэвидом Бассом[1] и посвящено исследованию стратегий брачного поведения и ревности.

В ходе этого исследования (данные собирались из трех источников: самооценка, оценка партнера, оценка независимого эксперта) было обнаружено, что такая базовая личностная характеристика как эмоциональная стабильность является наиболее значимой чертой, которая оказывает существенное влияние поведенческие проявления ревности. Так, женщины оценили эту черту как «самую важную в своем партнере» на 2,68 (из «3» возможных баллов), мужчины оценили эту же черту на 2,47 (также из «3» баллов).

Кроме того, было установлено, что индивидуальные различия в эмоциональной стабильности в значительной степени обуславливают индивидуальные различия в стратегиях брачного поведения партнеров. При чем ведущая роль в формировании различий в эволюционно стабильных стратегиях брачного поведения принадлежит видоспецифическим механизмам ревности, которые существенно различаются у представителей обоих полов. В результате действия этих механизмов мужчины во всем мире испытывают ревность в тех случаях, когда их партнёрша занимается сексом с кем-либо еще, женщины же ревнуют тогда, когда партнер эмоционально привязывается к другой. При чем сам факт упоминания о супружеской измене всегда сопровождался усилением сердцебиения, что указало на наличие связи психологических механизмов ревности с механизмами физиологическими.

— D.M. Buss: Strategic individual differences: The evolutionary psychology of selection, evocation, and manipulation / Twins as a tool of behavior genetics. — West Sussex, England. 1993

В конце 90-х годов прошлого века вышло в свет первое учебное пособие по эволюционной психологии, авторами которого явились Джон Туби и Леда Космайдес,[2] которые на сегодняшний день возглавляют ведущий научно-исследовательский центр по эволюционной психологии [1].

В последнее десятилетие идеи эволюционной психологии получили широкое распространение не только в США, но и в таких странах, как Канада[3] и Австралия. Специализированным изданием наиболее подробно освещающим современные исследования в данном направлении является журнал «Эволюционная психология» ISSN 1474-7049 [2]. В настоящее время время проводится работа над переводом отдельных статей настоящего журнала и составления к ним кратких аннотаций на русском языке[3].

В России направление эволюционной психологии на сегодняшний день представлено отдельными исследованиями фрагментарного характера.[4]

Профессиональные объединения

  • Центр Эволюционной психологии в Санта-Барбаре [4]
  • Профессиональное сообщество исследователей Поведения человека и эволюции общества [5]
  • Центр Когнитивной и эволюционной психологии [6]
  • Лаборатория Эволюционной психологии и индивидуальных различий [7]
  • Северо-восточное общество Эволюционной психологии [8]

См. также

Примечания

Литература

  • Buss, D. M. (1995). Evolutionary psychology: A new paradigm for psychological science. Psychological Inquiry, 6, 1-30.
  • Марков А.В. Эволюция человека. 2. Обезьяны, нейроны и душа. — М.: Астрель, 2011. — 512 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-271-36294-1
  • Durrant, R., & Ellis, B.J. (2003). Evolutionary Psychology. In M. Gallagher & R.J. Nelson (Eds.), Comprehensive Handbook of Psychology, Volume Three: Biological Psychology (pp. 1-33). New York: Wiley & Sons.
  • Tooby, J. & Cosmides, L. (2005). Conceptual foundations of evolutionary psychology. In D. M. Buss (Ed.), The Handbook of Evolutionary Psychology (pp. 5-67). Hoboken, NJ: Wiley.
  • Палмер Дж. и Л. (2006). Секреты поведения Homo Sapiens. Эволюционная психология. — Прайм-тайм. Еврознак

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *