используйте психологию, чтобы упростить задачу пользователям
UX-дизайнеры могут применять принципы психологии человеческого фактора, чтобы предоставить пользователям больше возможностей.
Опыт взаимодействия (UX) — это междисциплинарная область, охватывающая различные аспекты дизайна и проектирования. Услышав термин “UX”, вы, скорее всего, подумаете о приложениях и программном обеспечении, однако это понятие значительно шире! Принципы UX применяются во многих сферах, от обслуживания клиентов до раскладки товаров в магазинах.
Суть UX заключается в том, чтобы вникнуть в проблемы людей, выявить их потребности и разработать решения, которые помогут им достичь целей. Ставя интересы людей на первой место, мы не просто зря потратим время и деньги, а сможем создать полезный продукт, который будет приятно использовать.
Существует множество принципов, идей и подходов, которые используют дизайнеры при разработке и реализации проектов. Однако знаете ли вы, что для усовершенствования UX и расширения возможностей пользователей можно использовать психологию? На самом деле отец UX — Дон Норман — известный когнитивный психолог! В данной статье речь пойдет об одном не слишком популярном разделе психологии “Человеческие факторы” и о способах его применения в своих дизайн-проектах.
1. Подождите-ка… А разве суть психологии не в том, чтобы ставить диагнозы?
Нет! Психология — это наука о психике и поведении. Диагностика психических расстройств очень важна для психологии, но в этой науке существуют и другие направления:
- теория обучения;
- групповое мышление;
- память;
- иные области.
Хотя психология считается относительно молодой формальной дисциплиной — она существует всего около 150 лет — ее предпосылки можно обнаружить даже в 4 веке до нашей эры, когда Гиппократ предположил, что психические расстройства обусловлены физическими причинами, а не сверхъестественными, как это объяснялось ранее.
Если вы задаетесь вопросом, чем же занимается психология? Ответ следующий:
- описывает поведение и процесс познания;
- объясняет причины, лежащие в основе этих процессов;
- прогнозирует то, каким образом субъект будет вести себя или воспринимать информацию в будущем;
- пытается сделать эти процессы более эффективными.
Возьмем для примера дрессировку собаки. Мы будем действовать следующим образом:
- Определяем, какое поведение следует изменить: собака писает в доме.
- Пытаемся понять и определить его причины: собака хочет писать и ей надо где-то это сделать.
- Прогнозируем, когда это случится снова: это зависит от размера и возраста собаки, а также от того, сколько воды она выпивает.
- Применяем методы обучения, например, оперантное обусловливание: приучаем собаку не справлять нужду прямо в доме.
Любой, кто когда-либо дрессировал собаку (или даже приучал к горшку ребенка), понимает, о чем идет речь.
Это должно быть знакомо и вам, поскольку UX преследует аналогичные цели — UX-дизайнеры хотят сначала понять и описать (зачастую, используя метод анализа задач) действия, мысли и эмоции пользователей. После этого они пытаются спрогнозировать поведение пользователей, чтобы дизайн лучше соответствовал их ожиданиям и навыкам, тем самым улучшая опыт взаимодействия.
К примеру, мы заметили, что некоторые пользователи при заполнении формы всегда делают одну и ту же ошибку. Следуя принципам психологии, мы:
- Опишем ситуацию: люди по-прежнему оставляют одно из обязательных полей незаполненным.
- Попытаемся объяснить, почему это происходит: они не замечают визуальную подсказку, которой обозначено обязательное для заполнения поле.
- Спрогнозируем, когда это произойдет снова: вероятность возрастает, если перед пользователем одновременно стоит несколько задач.
- Изменим дизайн, чтобы поведение пользователей стало эффективнее: возможно, сделаем визуальную подсказку более заметной или добавим еще одну.
Вуаля! Дизайн стал совершеннее.
Психология и UX имеют аналогичные цели, задачи и методы. Следующие примеры являются подтверждением этому:
- Почти все дизайнеры отлично осведомлены о теории цвета и принципах гештальта (направления в психологии) и используют их в своей работе;
- Одним из разделов психологии, тесно переплетающимся с UX, является “человеческие факторы” — это научная дисциплина, цель которой состоит в изучении и развитии взаимодействий между людьми и системами.
2. Что же такое психология человеческого фактора?
Исходя из вышесказанного, суть психологии человеческого фактора состоит в изучении связи между человеком и “системой”. Понятие “система” достаточно расплывчатое, системой может быть что угодно, например: стул, космический корабль или междисциплинарная команда людей и роботов.
Психология человеческого фактора также известна как “эргономика” — эта научная дисциплина в североамериканских сообществах носит название «человеческий фактор», а в европейских сообществах ее называют «эргономикой». Но название не так важно, как сама суть: в данном случае речь идет о понимании и улучшении связей между людьми и вещами, которые они используют.
Человеческие факторы чрезвычайно разнообразны. В этой области изучается множество проблем: от определения оптимальной формы офисных стульев, чтобы снизить нагрузку на поясницу, до усовершенствования функций военных радаров. Среди других связанных с человеческими факторами областей:
- организация рабочего пространства;
- представление и восприятие информации;
- проектирование систем (например, пространственное и визуальное расположение элементов).
Вы уже видите связь с UX? Если нет, позвольте рассказать немного больше. Человеческий фактор — это совокупность следующих дисциплин:
- психология;
- проектирование;
- дизайн взаимодействий;
- опыт взаимодействия.
Если вы когда-нибудь задумывались: 1) как сделать что-либо более эффективным или 2) свести к минимуму количество совершаемых людьми ошибок или даже 3) сделать что-то безопаснее, значит вы уже практиковали психологию человеческого фактора, только не знали об этом.
3. Давайте перейдем к делу!
Итак, каким образом мы можем использовать принципы психологии человеческого фактора для создания лучших дизайнов, усовершенствования систем, с которыми работают наши пользователи, и, в конечном счете, предоставления им широкого спектра возможностей?
Вот три основных принципа психологии человеческого фактора, которые мы постоянно применяем в своих проектах:
1. Ментальные модели
Ментальные модели — это представления пользователей о том, как работает та или иная система, которые помогают им понять, каким образом с ней взаимодействовать. В это понятие входит осознание взаимосвязи между функцией системы и действиями пользователя. Например, “когда я нажму это, я что-то запущу”.
Важно понимать ментальные модели, поскольку они дают нам представление о том, как пользователи воспринимают и группируют данные о функциональных возможностях системы.
Для определения ментальных моделей можно воспользоваться следующими способами:
- метод сортировки карточек;
- проведение интервью с пользователями;
- опросы;
- анализ конкурирующих (особенно популярных) товаров, чтобы вы смогли понять, какими именно будут ожидания пользователей относительно работы системы.
В ходе разработки системы, мы не должны забывать о ментальных моделях пользователей. Нам следует убедиться, что визуальное представление функций системы соответствует ментальной модели пользователя.
Например, представим, что мы проектируем систему, которая поможет водителю военного транспортного средства произвести его полное техническое обслуживание. В своей работе водитель следует утвержденным правилам обозначения и классификации технических неполадок. Поскольку мы разрабатываем систему для конкретных пользователей, нам необходимо учесть эти правила в дизайне, ведь они являются важнейшей составляющей ментальной модели.
Если не учесть существующие ментальные модели пользователей, то пользователя ждет несоответствие между его ожиданиями о том, как работает система и тем, как она функционирует на самом деле. В таком случае будьте готовы к следующим последствиям:
- пользователи будут разочарованы;
- они не захотят совершать покупки на вашем сайте;
- начнут использовать системы конкурентов.
Список негативных последствий можно продолжать бесконечно.
Распространенная ошибка: полагать, что ваша ментальная модель как дизайнера совпадает с ментальной моделью целевой аудитории. Ментальная модель каждого человека уникальна, поскольку определяется его опытом. Поэтому то, что кажется абсолютно интуитивно понятным вам и даже некоторым пользователям, может быть совершенно непонятным для других людей.
Итак, задача дизайнеров — помочь пользователям развивать и расширять их ментальные модели по мере использования наших систем, но при этом не разочаровывать их. Чтобы добиться плавного перехода, нужно постепенно знакомить пользователей с новыми UX-элементами и давать им необходимые для понимания подсказки.
2. Когнитивная нагрузка
Существуют различные виды памяти (долговременная, кратковременная, рабочая) и каждая из них функционирует по-разному.
Речь пойдет о рабочей памяти, поскольку при взаимодействии с системой, именно она активно используется. Рабочая память обеспечивает временное хранение информации / воспоминаний, которые мы обрабатываем в текущий момент. Данный вид памяти имеет ограничения в объеме, другими словами: мы не можем выполнять слишком много действий одновременно.
Понятие когнитивной нагрузки связано с рабочей памятью. Это умственные усилия, необходимые для изучения чего-то нового, объем которых зависит от количества информации, которую человек должен обрабатывать и / или использовать одновременно.
Представьте ситуацию, в которой рабочая память — это жонглирование, а когнитивная нагрузка — количество шариков. Таким образом:
- Если два шарика, то это довольно легко.
- Три — все еще не слишком трудно.
- Четыре — немного сложнее, но все же выполнимо.
- Пять — стало трудно и вы, вероятно, начинаете совершать ошибки.
- 10 шариков — это слишком много, все они падают на землю.
Наша рабочая память действует аналогичным образом. Если информации слишком много, а когнитивная нагрузка достигла предела, мы начинаем делать ошибки. Так как же это связано с UX? Когда дизайн создает высокую когнитивную нагрузку для пользователей, им требуется много умственных усилий, чтобы научиться применять систему и управлять ей.
Важно соблюдать правильный баланс между снабжением пользователей слишком большим количеством информации и предоставлением им необходимых сведений в нужное время. Если мы изначально предоставим слишком большой объем информации, то существует риск перегрузить пользователей, в результате чего они начнут совершать ошибки или, что еще хуже, покинут систему. Если же мы, наоборот, скроем важные сведения, пользователи будут разочарованы или утратят интерес.
Для достижения баланса и повышения производительности дизайнерам следует: 1) опираться на существующие ментальные модели пользователей, 2) не перегружать интерфейс визуальными элементами (избегать визуального беспорядка) и 3) задействовать кратковременную память клиентов.
Этого можно добиться следующим образом:
- добавьте значения по умолчанию, чтобы пользователям было проще заполнять формы;
- используйте принцип “от простого к сложному”: то есть постепенно знакомьте пользователей с новыми функциями;
- включите “хлебные крошки”: навигационную цепочку;
- предусмотрите контекстную справку и подсказки.
Нам, как дизайнерам, важно понимать в какой степени пользователи испытывают когнитивную нагрузку при взаимодействии с системой, и соответствующим образом проектировать информационную архитектуру. Задайте себе следующие вопросы:
- какая цель является основной для пользователей вашей системы?
- какие сведения необходимо предоставить, чтобы помочь людям достичь этой цели?
- какие личные воспоминания / ожидания они для этого применяют? Другими словами: учитывайте их ментальные модели.
Если мы принимаем во внимание эти особенности взаимодействия пользователя с системой, мы можем быть уверены, что когнитивная нагрузка будет не слишком высокой, а опыт взаимодействия станет эффективнее.
3. Единообразие
Я знаю, о чем вы думаете… Единообразие? Но это же старый добрый принцип UX-дизайна! Это действительно так, однако он важен и в психологии человеческого фактора. Рассмотрим, каким образом связаны единообразие дизайна и человеческие факторы.
Мы уже говорили о том, что, когда люди начинают использовать вашу систему, они руководствуются своими ментальными моделями. Эти модели развиваются в процессе взаимодействия с вашим UX-дизайном. В том случае, если дизайн не отличается единообразием, пользователям придется каждый раз, при столкновении с несоответствиями, менять свои ментальные модели и взгляды на то, как работает система.
Как результат — полное непонимание, неоправданные ожидания о системе и абсолютное разочарование. Из-за отсутствия единообразия пользователи не смогут применить знания, полученные на предыдущем этапе взаимодействия с вашим дизайном, к последующим этапам. Как ребенок, который робко делает первые шаги, пользователи будут бояться знакомиться с новыми функциями.
Единообразие также тесно связано с когнитивной нагрузкой. Если пользователи имеют дело с UX-паттернами, которые отличаются от привычных, им приходится делать паузы, чтобы понять, как действовать дальше. Повышенная когнитивная нагрузка в таком случае негативно влияет на юзабилити, ведь дизайн, лишенный визуального, функционального или внешнего (речь о других связанных продуктах) единообразия, трудно изучать и использовать. Он также становится препятствием для развития надежной ментальной модели.
При наличии рассмотренных выше проблем когнитивная нагрузка пользователей возрастает не только в процессе обучения, но и при любом взаимодействии с вашей системой. Представьте, что всякий раз, когда вы открываете входную дверь, вам пришлось бы разглядывать замочную скважину, поскольку ее расположение постоянно изменяется. Вы были бы очень расстроены!
Такие несогласованные взаимодействия заставляют пользователей проявлять повышенную бдительность, чтобы понять, каким образом работает система. При визуальном и функциональном единообразии дизайна, напротив, пользователи могут расслабиться, поскольку им не нужно тратить умственные усилия на изучение интерфейса.
Кроме того, поскольку UX-дизайн становится все более кроссплатформенным (планшеты, AR и VR-гарнитуры и т.д.) поддерживать единообразие на всех этих устройствах будет сложно, но делать это очень важно.
Пример единообразного дизайна приложения для проведения технического обслуживания для планшета и гарнитуры дополненной реальности.Заключение
Чтобы сделать взаимодействие с системой эффективнее, свести к минимуму недопонимания и улучшить повседневную жизнь пользователей придерживайтесь следующих принципов:
- Разрабатывайте единообразные интерфейсы;
- Учитывайте ментальные модели пользователей;
- Сокращайте когнитивную нагрузку.
Если вы хотите лучше разобраться в теме человеческих факторов, посетите веб-сайт Общества по вопросам человеческого фактора и эргономики (HFES). О других принципах психологии человеческого фактора вы можете прочитать в блоге AdobeXD и UX Collective.
Фактор общего интеллекта | Блог 4brain
Фактор общего интеллекта (также general factor и G-factor) – это психологический конструкт, предложенный английским психологом Чарльзом Спирменом в первой половине прошлого века. Вы, наверное, замечали, что люди, которых мы считаем умными, умны как-то по-своему. Порой сложно выделить какие-то общие черты среди них. Но здесь нам помогает теория Спирмена: она позволяет выделить общий интеллект, который у всех людей сводится к индивидуальным различиям.
Чарльз Спирмен помимо G-фактора выделял также и S-фактор («специфический» или «специальный»). Вместе они составляют двухфакторную теорию интеллекта. Образно говоря, общий интеллект – это монарх, управляющий S-факторами и координирующий их. Или прибегнем к другой метафоре: генеральный интеллект – это винегрет, в котором специфический интеллект – каждый отдельный ингредиент.
Роль G-фактора
Спирмен, утверждал, что успешность любой интеллектуальной деятельности зависит как от общего интеллекта, так и от специфического для данного занятия. Причем он заметил, что роль G- и S-факторов неодинакова для различных типов деятельности. Наибольшее значение общий интеллект имеет при выполнении заданий на понятийное мышление и решении сложных математических задач, наименьшее – при выполнении сенсомоторных действий.
Хоть фактор общего интеллекта и оказывает большое влияние на нашу деятельность, он имеет латентный характер и весьма слабо проявляется. Наибольшую корреляцию с G-фактором показывают простые тесты (например, матрицы Равена), в которых отслеживается не способность справиться с задачей, а скорость её решения. И здесь мы подходим к более чётким критериям общего интеллекта.
Что составляет G-фактор?
Спирмен выделяет три показателя, которые характеризуют общий интеллект:
- Уровень, количество умственной энергии (не имеет значения, как именно вы её используете).
- Лёгкость восстановления умственной энергии (насколько быстро вы восстанавливаетесь после интеллектуальной деятельности).
- Скорость перехода от одной деятельности к другой.
Как видите, эти показатели имеют значение в любой деятельности, поэтому человек с высоким уровнем развития общего интеллекта успешнее справляется со всеми типами интеллектуальных тестов и реальными задачами в целом. Видимо, это подтверждает поговорку «талантливый человек талантлив во всём».
Дополнение теории
Со временем Спирмен добавил в свою теорию промежуточный уровень механических, лингвистических и вербальных способностей, которые объединяют некоторые из S-факторов в группы и, в свою очередь, составляют общий интеллект. Но даже в таком виде теория со временем неоднократно подвергалась критике.
Критика теории
Во-первых, критиковалось само наличие общего интеллекта. Некоторые эксперты (например, Говард Гарднер – американский психолог и Филип Китчер – американский философ) высказывались против этого положения. Во-вторых, теория Спирмена казалась многим исследователям слишком простой. В итоге со временем её вытеснили другие, более сложные многофакторные теории интеллекта (Гилфорда, Кеттелла-Хорна-Кэрролла и др.).
Но независимо от того, существует G-фактор или нет, развивать свои интеллектуальные способности необходимо, ведь каким бы загадочным и непостижимым ни оказывался интеллект, именно он позволяет каждому из нас полноценно функционировать в этом мире.
Желаем успехов и высокого интеллекта!
Ключевые слова:1Когнитивистика
Человеческий фактор в психологии: определение
Знаете ли вы, что до изобретения будильников люди втыкали гвозди в свечу? Когда воск расплавлялся до ногтя, гвоздь выпадал, ударялся об пол и будил человека! Представьте, что вы пропустили важное событие из-за того, что пламя погасло. Технологии шагнули далеко вперед!
Что является областью психологии человеческого фактора?
Каковы некоторые примеры психологии человеческого фактора?
Каковы области специализации психологии человеческого фактора?
Чем важна область психологии человеческого фактора?
Что, если бы вам приходилось везде ходить пешком? Школа, работа, магазины… можно было ходить только в близлежащие места, если у вас не было лошади. Это было реальностью для многих людей до изобретения велосипедов (1817 г.) и автомобилей (1886 г.). Хотя бывают дни, когда кажется, что технологии занимают большую часть нашей жизни, в целом они делают жизнь проще и лучше для многих людей.
Какое отношение технология имеет к психологии? Помните, что психология изучает поведение и психические процессы. Частью поведения и психических процессов является то, как эти вещи взаимодействуют с технологиями. То, как люди взаимодействуют с технологиями и используют их, является основной темой в области психологии человеческого фактора (HFP).
Определение психологии человеческого фактора
Итак, что такое психология человеческого фактора?
Психология человеческого фактора (HFP) является подполем промышленно-организационная психология , которая фокусируется на том, как люди взаимодействуют с технологиями в конкретных условиях.
HFP фокусируется на таких вопросах, как:
Как люди используют предоставленные им инструменты и технологии?
Как мы можем улучшить эти инструменты и технологии для использования человеком?
Как определенные элементы технологии влияют на пользователей-людей?
Какими должны быть новые технологии создано ?
История психологии человеческого фактора
Итак, как возникла психология человеческого фактора? У большинства областей психологии есть основатель (например, Фрейд как основатель психоаналитической теории), но ни один человек не считается основателем HFP. Эта область восходит к Второй мировой войне (1939-1945 гг.), когда исследователям и новаторам нужно было обеспечить безопасность истребителей. Оттуда исследования HFP распространились на все рабочие места, чтобы обеспечить безопасность каждого. Любая работа может быть связана с опасностями, даже если они небольшие.
В 1800-х годах произошел технологический бум, который подготовил почву для HFP. Эти изобретения могут показаться простыми по сравнению с тем, что мы имеем сейчас, но они заложили основу для современных изобретений и технологий.
В 1829 году У. А. Берт изобрел типограф, что в конечном итоге привело к созданию пишущей машинки.
В 1884 году Джеймс Ритти изобрел первый функциональный механический кассовый аппарат.
В том же 1884 году Льюис Эдсон Уотерман изобрел первую практичную перьевую ручку.
Специальности в области психологии человеческого фактораПсихологи человеческого фактора специализируются в таких областях, как эргономика, охрана труда и проектирование и создание технологий .
ЭргономикаЭргономика лучше всего определяется как соответствие между человеком и его рабочей средой. В частности, эргономика исследует, как различные типы технологий изменяют то, как работает человек, и как мы можем уменьшить дискомфорт9.0024 и повышают производительность и безопасность . Общая цель эргономистов — помочь работникам выполнять свои задачи максимально безопасно, комфортно и эффективно.
Одним из примеров эргономики в офисной работе является изобретение решений для лечения болей в спине, плохой осанки и отсутствия физических упражнений из-за длительного сидения за столом. Это стало еще большей проблемой, когда люди начали работать из дома! Эргономисты придумали несколько решений: стоячие столы, надувные кресла-шары, стулья-седла, подставки для ноутбуков и настольные велосипеды. Они все время придумывают новые решения!
Рис. 1 Стол стоя; pexels.com
Вы когда-нибудь смотрели на стулья или матрасы и видели на этикетке слово «эргономичный»? Эргономичные стулья, матрасы, ручные инструменты или телефоны спроектированы таким образом, чтобы удобно сидеть на теле человека. Можете ли вы представить себе, что вам придется целый день сидеть на прямом жестком деревянном стуле, который слишком мал для вас? Мы часто упускаем из виду эргономику продукта, пока не используем что-то крайне неудобное!
Эргономика не только для товаров для взрослых; детям также нужны продукты, которыми они могут безопасно и комфортно пользоваться! От стульев до столов и электроники — у детей совершенно другой набор потребностей, чем у взрослых. Вы когда-нибудь видели цветные карандаши, предназначенные для очень маленьких детей? Они являются прекрасным примером эргономики! 9. Это особенно важно для больших частей техники или машин. Даже если технология может хорошо выполнять определенную работу, она может быть очень небезопасной для человека. Вы можете заменить технологию; человеческая жизнь драгоценна, хрупка и не может быть заменена. Тяжелое оборудование обычно имеет кнопки аварийной остановки и предупреждающие этикетки в определенных местах.
Администрация по охране труда и здоровья (OSHA) — это, по сути, подразделение правительства США по психологии человеческого фактора. Психологи и исследователи OSHA посещают различные компании, чтобы убедиться, что сотрудники чувствуют себя в безопасности, работая там, и что рабочая среда соответствует стандартам или кодексам экологической безопасности.
Рис. 2 Тяжелая техника; pexels.com
Частью охраны труда является обеспечение того, чтобы окружающая среда благоприятствовала использованию крупногабаритного оборудования. Склады, магазины и строительные площадки должны быть в состоянии безопасно разместить крупногабаритную технику (иногда много сразу!). Высота потолков, материалы пола, погрузочно-разгрузочные платформы и места для парковки в конце дня — все это аспекты безопасного использования техники.
Дизайн и создание продуктаДизайн и создание продукта — это не только новые технологии; эта специальность также включает в себя усовершенствование уже используемых технологий. Не каждая новая технология является успешной. Большинство изобретателей предпринимают множество неудачных попыток, прежде чем придут к успешному новому продукту. Как только люди начинают использовать продукт, они находят способы его улучшения или даже полной переделки.
Тестеры продукции
Важная часть проектирования и создания продукта — убедиться, что продукт работает. Один из способов проверить пригодность продукта для использования человеком — это тестирование продукта . Наряду с проведением пробных запусков и экспериментов исследовательская группа может набирать участников для тестирования нового продукта до его выпуска. Участники дают дизайнерам отзывы об удобстве использования и о том, что им нравится или не нравится в продукте. Во многих случаях тестировщики продукта оставляют себе продукт!
Одним из способов развития технологий является создание и использование вспомогательные технологии . Как следует из названия, эти технологии предназначены для помощи людям, как правило, с ограниченными физическими возможностями. Компьютеры — отличный пример. Они уже помогают людям на работе и в быту, но как их используют люди с нарушениями зрения или слуха? С помощью вспомогательных технологий технические специалисты могут создавать и модернизировать компьютеры с новыми функциями, такими как клавиатура Брайля и голосовые команды.
Примеры психологии человеческого фактораТехнологии прекрасны, но у них есть свои недостатки. Не каждая новая технология хороша или полезна для человечества. Тем не менее, технологии тесно интегрированы в нашу повседневную жизнь, и у HFP и нашего использования технологий есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Сильные стороны человеческого фактора ПсихологияИзучение и применение HFP часто приводит к повышению производительности. Рабочие, которые меньше заботятся о безопасности, потому что чувствуют себя комфортно, используя различные части оборудования, могут работать лучше. Да, охрана труда требуется по закону, но некоторым предприятиям может потребоваться соблюдение более чем минимальных требований законодательства.
Еще одним положительным аспектом HFP являются полезные новые или усовершенствованные технологии. Основная причина, по которой создаются новые технологии, заключается в том, чтобы сделать жизнь проще или проще. Новые технологии, которые приносят пользу работникам, могут сэкономить время и более эффективно и творчески использовать человеческие навыки.
Сборочные линии на фабриках могут быть заменены умными технологиями, чтобы ускорить процесс упаковки. Однако у этого примера есть и обратная сторона: замена людей технологиями может привести к тому, что люди потеряют работу.
HFP может помочь уменьшить человеческие ошибки. Люди совершают ошибки, но технологии могут помочь избежать или устранить некоторые из этих ошибок. Некоторые ошибки действительно незначительны, но другие ошибки могут привести к несчастным случаям и даже смерти.
До того, как были изобретены калькуляторы , люди выполняли математические расчеты вручную или использовали счеты: портативное устройство со скользящими бусами на стержнях. Калькуляторы делают вычисления намного быстрее и точнее. Автозамена или проверка орфографии функции в текстовых процессорах и браузерах — еще один отличный пример снижения человеческих ошибок. Текстовые процессоры сами по себе являются технологической модернизацией, как и пишущие машинки. Представьте, что вам приходится писать от руки все школьные задания!
Слабые стороны человеческого фактора ПсихологияМногие положительные стороны HFP имеют и отрицательную сторону. Производительность также может быть снижена из-за технологических достижений. Автоматизация на рабочем месте дает людям больше времени, чтобы сосредоточиться на других задачах, но также может снизить человеческую мотивацию и производительность. Несмотря на то, что технологии могут ускорить работу, многие люди потеряли работу из-за роста автоматизации.
Во многих продуктовых магазинах есть кассы самообслуживания, где покупатель выполняет весь процесс самостоятельно, что устраняет необходимость в дополнительных кассирах.
HFP может не так много. Как бы мы ни старались устранить человеческие ошибки, проблемы все равно будут. Человеческие ошибки являются одной из основных причин инцидентов на рабочем месте из-за отсутствия знаний или опыта, пропуска важных шагов или неверных суждений. Даже хорошо спроектированный продукт подвержен ошибки пользователя .
Важность психологии человеческого фактораНа многих рабочих местах, таких как офисы или больницы, люди используют компьютеры для хранения и извлечения данных. На фабриках люди используют умные технологии для упаковки и отправки материалов. Многие из наших рабочих мест и задач связаны с технологиями, что делает HFP важной областью обучения!
Психологи, занимающиеся человеческим фактором, улучшают рабочую среду, повышают эффективность, поддерживают важные рабочие операции и обеспечивают безопасность каждого. Сокращая количество человеческих ошибок и повышая безопасность, психологи HFP спасают множество жизней. Они также помогают изобретателям проектировать с помощью пользователей в виду. В конечном счете, психологи HFP изучают роль человеческих ограничений и сильных сторон в использовании технологий для защиты и улучшения человеческих ресурсов на рабочем месте.
Рис. 3 Люди и технологии; pexels.com
Человеческий фактор в психологии — основные выводы
- Психология человеческого фактора (HFP) — это подраздел промышленно-организационной психологии , который фокусируется на том, как люди взаимодействуют с технологиями в конкретных условиях.
- Психологи человеческого фактора специализируются в таких областях, как эргономика , безопасность труда , дизайн и создание технологии .
- Администрация по охране труда и здоровья (OSHA) — это, по сути, подразделение правительства США по психологии человеческого фактора.
- Одним из путей развития технологий является создание и использование вспомогательных технологий.
- Многие из наших рабочих мест и задач связаны с технологиями, что делает HFP жизненно важной областью обучения!
Факторный анализ — IResearchNet
Факторный анализ — это статистическая процедура для описания взаимосвязей между рядом наблюдаемых переменных. Факторный анализ используется для измерения переменных, которые невозможно измерить напрямую, для обобщения больших объемов данных, а также для разработки и проверки теорий. Существуют две широкие категории факторного анализа: исследовательский и подтверждающий. Методы исследовательского факторного анализа имеют гораздо более долгую историю, чем методы подтверждающего факторного анализа. Различия в подходах приводят к различному использованию (например, разработка теории по сравнению с подтверждением теории).
Цели
Факторный анализ преследует три основные цели. Во-первых, это полезно для измерения конструкций, которые трудно наблюдать в природе. Например, мы не можем слышать, видеть, обонять, ощущать вкус или осязание, но об этом можно сделать вывод из оценки наблюдаемых переменных, таких как результаты тестов конкретных способностей. Факторный анализ также полезен при разработке шкал для измерения отношения или других подобных скрытых конструктов путем оценки ответов на конкретные вопросы. Во-вторых, факторный анализ полезен для сведения большого количества наблюдений к меньшему числу факторов. Например, в английском языке существуют тысячи дескрипторов личности. С помощью факторного анализа исследователи смогли сократить количество различных факторов, необходимых для описания структуры личности. В-третьих, факторный анализ полезен для получения доказательств конструктивной валидности (например, факториальной, конвергентной и дискриминантной валидности). Например, если определенные наблюдаемые переменные теоретически связаны друг с другом, то факторный анализ должен продемонстрировать эти теоретические отношения, одновременно демонстрируя, что те же самые переменные разумно не коррелируют с переменными из других скрытых факторов. Все эти три применения факторного анализа могут применяться при разработке и проверке психологических теорий.
Базовая факторная модель
В задаче базового факторного анализа используется ряд наблюдаемых переменных и объясняется их взаимосвязь способом, аналогичным уравнению регрессии. Модель общих факторов представляет собой уравнение регрессии, в котором общие факторы действуют как предикторы наблюдаемых переменных X. Базовая факторная модель представлена в уравнении 1.
В этом уравнении X — матрица наблюдаемых переменных, L — матрица факторных нагрузок или весов регрессии, f — матрица общих факторов, а u — матрица остатков. Цель состоит в том, чтобы объяснить взаимосвязь между переменными X с помощью общих факторов f и членов остаточной ошибки, называемой уникальностью. Дисперсия X делится на общую и специфическую составляющие. Однако, в отличие от регрессии, предикторы f неизвестны.
Чтобы представить вымышленный пример этой проблемы, предположим, что несколько начальников просят оценить значимость шести личностных характеристик для эффективного выполнения работы подчиненными. Оцениваемые характеристики организованы, систематичны, небрежны, креативны,
интеллектуальны и обладают богатым воображением. В таблице 1 представлена гипотетическая корреляционная матрица для этих переменных. Проблема факторного анализа состоит в том, чтобы объяснить взаимосвязь между этими переменными менее чем шестью лежащими в их основе скрытыми факторами. Организованность, систематичность и небрежность связаны друг с другом, но не связаны с творческим, интеллектуальным и творческим. Точно так же творческий, интеллектуальный и творческий все коррелируют друг с другом, но они не коррелируют с организованным, систематическим и небрежным. Есть два набора корреляций, отражающих два основных фактора.
В таблице 2 представлена матрица структуры факторов для этих переменных и соответствующих скрытых факторов. Коэффициенты шаблона в таблице 2 (столбцы 2 и 3) представляют собой корреляции наблюдаемых переменных с факторами. Различные шаблоны или матрицы нагрузки будут представлять разные типы корреляций (например, корреляции Пирсона, частные корреляции).
Общность (h3) в столбце 4 таблицы 2 представляет дисперсию, которая является общей для переменной с факторами, которые она представляет. Общность аналогична квадрату множественной корреляции в регрессии. Уникальность в столбце 5 представляет собой дисперсию, специфичную для переменной и не учитываемую фактором. Уникальность аналогична остаточной дисперсии наблюдаемой переменной после учета факторов. Шесть фиктивных переменных представляют собой два ненаблюдаемых фактора, на каждый из которых приходится от 36% до 81% дисперсии наблюдаемых переменных.
В дополнение к дисперсии, связанной с наблюдаемыми переменными, решение факторного анализа описывает дисперсию самих факторов. Сумма квадратов нагрузок (SSL) для набора переменных описывает дисперсию каждого фактора. До того, как произошло какое-либо преобразование факторных нагрузок, эти SSL называются собственными значениями. В идеале небольшое количество факторов будет объяснять большую дисперсию наблюдаемых переменных. Таблица 2 показывает, что на факторы приходится 32% и 25%, что в сумме составляет 57% дисперсии наблюдаемых переменных. Остальные 43% дисперсии наблюдаемых переменных не являются общими для факторов.
Исследовательский факторный анализ
Как правило, цель исследовательского факторного анализа (EFA) состоит в том, чтобы позволить данным определить взаимосвязи между набором переменных. Хотя у исследователя, использующего ОДВ, может быть теория, связывающая переменные друг с другом, ограничений на базовую факторную модель в ОДВ относительно немного. Этот тип анализа был полезен в разработке теории и дискуссиях на протяжении более века.
Исследовательский факторный анализ особенно уместен на ранних стадиях разработки теории и на ранних стадиях масштабирования или разработки тестов. Во-первых, EFA полезен при сокращении данных, когда взаимосвязь между переменными заранее не указана. Исследователь, использующий EFA, использует индуктивное рассуждение, беря ряд наблюдений и развивая теорию на основе этих наблюдений. В примере с высокопроизводительными характеристиками сотрудников шесть личностных переменных были в конечном итоге сведены к двум факторам. Таким образом, для последующего анализа необходимо обсудить только две переменные, а не шесть исходных переменных. Сокращение данных особенно полезно для устранения проблем мультиколлинеарности (слишком высоких корреляций) среди набора предикторов. Вторым преимуществом EFA является способность обнаруживать общий фактор. При факторном анализе нескольких конкретных тестов когнитивных способностей обычно обнаруживается один общий фактор наряду с несколькими специфическими факторами. Например, при оценке интеллекта все тесты способностей коррелируют в той или иной степени с общим коэффициентом интеллекта, или g.
Наконец, EFA особенно полезен при разработке масштабов или тестов, поскольку он позволяет исследователю определять размерность теста и обнаруживать перекрестные нагрузки (корреляции переменных с более чем одним фактором). Перекрестная загрузка, как правило, нежелательна. При разработке масштаба выгодно иметь элементы, относящиеся только к одному фактору. В предыдущем примере три переменные, представляющие добросовестность, не влияют на интеллект и наоборот.
Подтверждающий факторный анализ
Целью подтверждающего факторного анализа (CFA) является проверка теоретически выведенных гипотез на основе набора данных. Базовая факторная модель уравнения 1 по-прежнему актуальна, но на нее накладываются определенные ограничения, учитывая конкретную тестируемую теоретическую модель. Например, из предыдущего примера можно использовать CFA, чтобы наложить ограничения на шаблон факторов, чтобы не допускать перекрестных загрузок. Разработанный в 1960-х годах, CFA является более новой статистической разработкой, чем EFA (разработанный в 1904).
Подтверждающий факторный анализ особенно полезен в процессе дедуктивных рассуждений. Проверка конкретной гипотезы возможна при использовании CFA. Например, исследователь может рассмотреть статистическую значимость отдельных факторных нагрузок. В предыдущем примере, учитывая относительно небольшую корреляцию, можно было бы определить со статистической достоверностью степень, в которой наблюдаемая переменная, воображение, коррелирует с латентным фактором, интеллектом.
С помощью CFA можно проверить гипотезу о том, что два фактора против только одного фактора (или любой другой числовой комбинации) лежат в основе набора данных. В EFA исследователи полагаются на эмпирические правила и интуицию, которые могут ввести исследователя в заблуждение, но в CFA модели можно явно сравнивать посредством статистической проверки нулевой гипотезы. Еще одно применение CFA — оценка эквивалентности частей базовой факторной модели в заданном наборе данных. Например, можно предположить, что все наблюдаемые переменные интеллекта в равной степени связаны с интеллектом. С помощью CFA эквивалентность этих взаимосвязей можно проверить, наложив ограничения на нагрузки в базовой факторной модели (т. е. L в уравнении 1).
Также важно определить, одинаковы ли результаты факторного анализа для разных демографических групп. Подтверждающий факторный анализ позволяет проверять инвариантность, т. е. эквивалентность факторной структуры, нагрузок, уникальности, среди различных групп (например, этнических, гендерных, культурных) людей. Исследователю может быть интересно узнать, возникнет ли такая же гипотетическая факторная структура, если ответы руководителей производственных рабочих будут сравниваться с ответами руководителей работников сферы услуг. Возможно, наблюдаемая переменная не относится к латентным факторам одинаковым образом для двух групп. Например, наблюдаемый систематический показатель может быть менее связан с фактором добросовестности для работников сферы обслуживания, чем для производственных рабочих. В CFA, который проверяет эквивалентность факторных нагрузок, исследователь может проверить гипотезу о том, что корреляции двух групп одинаковы или различны.
Подтверждающий факторный анализ обладает большей гибкостью в управлении, чем EFA. С CFA некоторые факторы могут быть определены как косвенные (коррелированные друг с другом), тогда как другие указаны как ортогональные (некоррелированные друг с другом). В рамках одного EFA факторы интерпретируются либо как наклонные, либо как ортогональные, но не как их комбинация. Кроме того, CFA позволяет исследователю гибко налагать дополнительные ограничения в соответствии с теорией (например, допуская коррелированную уникальность). Однако преимущество EFA заключается в том, что не требуются такие теоретические ограничения или спецификации. Следовательно, если их не существует, то ОДВ может быть лучшим выбором.
Ссылки:
- Gorsuch, RL (2003). Факторный анализ. В JA Schinka & WF Velicer (Eds.), Справочник по психологии: методы исследования в психологии (том 2, стр. 143–164). Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.
- Херли, А. Е., Скандура, Т. А., Шрисхайм, К. А., Бранник, М. Т., Сирс, А., Ванденберг, Р. Дж., и Уильямс, Л. Дж. (1997). Исследовательский и подтверждающий факторный анализ: рекомендации, проблемы и альтернативы. Журнал организационного поведения, 18, 667-683.
- Лэнс, К.Э., и Ванденберг, Р.Дж. (2002). Подтверждающий факторный анализ.