Факторы конформного поведения – , -, — —

Интерпретации конформного поведения. — МегаЛекции

Исследования нормативного влияния группового большинства.

Исследования данного типа во многом стимулированы ставшими теперь уже классическими работами С. Аша. По существу они положили начало экспериментальному изучению феномена конформного поведения, в котором фиксировался факт согласия личности с мнением группового большинства — своего рода групповой нормой.

Факторы конформного поведения.

a. личностные характеристики членов группы, предрасполагающих их к актам конформного поведения. Приводятся данные, свидетельствующие об отрицательной зависимости между склонностью членов группы к конформному поведению и такими их личностными особенностями, как интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность и ответственность. Показано также, что лица женского пола более конформны, чем лица мужского пола. Кроме того, изучались возрастные колебания конформного поведения. Согласно М. Шоу и Ф. Костанзо, между возрастом и конформностью имеет место криволинейная зависимость, причем своего максимума конформность достигает к 12—13 годам, а затем постепенно снижается (были взяты четыре возрастные группы испытуемых: 7—9, 11—13, 15—17 лет, 19—21 год). Несколько иные данные получены А. П. Сопиковым (он работал с испытуемыми в возрасте 7—18 лет): в его экспериментах степень конформности с возрастом снижалась и наименьшие ее проявления приходились на 15—16 лет, после чего заметных изменений в падении конформности не наблюдалось.

b. К числу изучавшихся исследователями групповых факторов конформного поведения, можно отнести величину группы, структуру коммуникативных сетей, степень групповой сплоченности, особенности композиции группы. Так, показано, что конформность возрастает с увеличением единодушного в своих ответах группового большинства, как правило, до 3—4 человек.

c. Представляют, на наш взгляд, интерес и данные, характеризующие зависимость интенсивности конформного поведения от некоторых особенностей деятельности испытуемых. Мы уже упоминали отом, что А. П. Сопиковым была выявлена высокая степень конформности подростков-оркестрантов (в среднем по оркестрам она равнялась 67,5%), более чем вдвое превысившей конформность мальчиков того же возраста, не играющих в оркестре. В то же время победители физико-математических олимпиад имели довольно низкие показатели конформности (всего лишь 23%). В опытах А. В. Баранова, проведенных со студентами педагогического и технического вузов, оказалось, что будущие педагоги вели себя в экспериментальных ситуациях более конформно, чем будущие инженеры.



Интерпретации конформного поведения.

Еще в начале 50-х годов Л. Фестингер предположил, что публичная конформность

будет сопровождаться личным одобрением норм только в том случае, если субъект хочет остаться в группе. Причем угроза наказания вызовет лишь внешнее согласие с группой, не затрагивая подлинного изменения во взглядах.

Несколько позднее М. Дойч и Г. Джерард указали на два типа социального влияния в группе: нормативное и информационное. В случае нормативного влияния конформность вызывается желанием личности действовать в соответствии с групповыми предписаниями, при информационном влиянии — поведение большинства используется как источник информации, помогающей личности принять наиболее подходящее для нее в данной ситуации решение.

Дальнейшее развитие обсуждаемый вопрос получает в уже упоминавшейся работе В. Э. Чудновского, выделяющего два типа конформного поведения: внешнее и внутреннее подчинение индивида группе. Внешнее подчинение проявляется в двух формах: во-первых, в сознательном приспособлении к мнению группы, сопровождающемся острым внутренним конфликтом, и, во-вторых, в сознательном приспособлении к мнению группы без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта.

Внутреннее подчинение состоит в том, что часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами.

Ученым были рассмотрены три качественно отличных уровня конформного поведения: подчинение, идентификация, интернализация.

Первоначальная попытка Г. Джерарда (в соавторстве с М. Дойчем) связать рассмотрение конформного поведения личности с процессом поиска ею соответствующей информации в группе, о чем говорилось несколько выше, привела в дальнейшем исследователя к построению информационной теории конформности. В ней утверждается, что конформность должна рассматриваться в контексте более общей теории, касающейся последствий поиска человеком информации в ситуациях, в которых он оценивает собственное поведение на основе соотнесения его с поведением других. Такой поиск вызван стремлением субъекта свести к минимуму неопределенность своего положения в ситуации.

Информационный процесс осуществляется посредством двух различных типов социального сравнения: сравнительного оценивания иотраженного оценивания. В первом случае человек использует поведение других как некоторый стандарт, с которым он может сопоставить себя. Во втором случае он формирует впечатление о себе, исходя из поведения других, ориентированного на него.

Далее теория указывает на наличие двух общих видов зависимости от других — информационную зависимость и зависимость влияния, т.е. зависимость, обусловленную либо присутствием других в качестве источника информации, либо наличием власти одного субъекта над другим. Оба типа зависимости делают личность чувствительной к социальному воздействию. Отраженное оценивание, согласно теории, основывается на обоих типах зависимости, тогда как

сравнительное оценивание включает в себя преимущественно информационную зависимость.

Ряд попыток объяснения феномена конформного поведения встречается в рамках известных в социальной психологии теорий психологического обмена


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Факторы, оказывающие влияние на проявление конформизма:

Если человек сравнивает свою точку зрения не просто с мнением людей из группы, а с мнением нескольких групп, возникает тот же эффект. Был проведен эксперимент, в котором человеку предлагалось принять решение, выслушав предварительно мнение четырех человек. При этом в первом случае говорилось, что эти люди принадлежат к одной группе из 4 человек, а во втором – что к двум группам по 2 участника. В итоге, во втором случае испытуемые чаще проявили конформизм.

Аш также провел исследование уменьшения конформизма, вызванное двумя типами отклонений от мнения большинства – социальной поддержки, когда давался ответ правильный, совпадавший с оценкой испытуемого, и участника, стоявшего на крайней позиции и дававшего ответы еще более неверные, чем единодушное большинство. В результате оказалось, что если речь идет о простых суждениях (как мнение о длине отрезков), то участник, стоящий на крайней позиции вызывает почти такое же уменьшение конформизма, как и социальная поддержка, но если речь идет о сложных мнениях, убеждениях, то крайняя степень разногласий намного менее эффективна, чем социальная поддержка.

Еще один факт – сопротивление давлению группы, вызванное социальной поддержкой, сохраняется иногда даже после того, как этот человек ушел. Это происходит, если выполняются два условия: во-первых, если после ухода партнера испытуемые продолжают обсуждать стимулы того же типа, и, во-вторых, если партнер никогда не отказывается от своей позиции инакомыслия.

Оказание социальной поддержки уменьшает информационное и нормативное влияние.

  • Сплоченность. Чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над ее членами. Влиянию больше подвержены те члены группы, для которых значима принадлежность к ней. Таким членам не нравятся разногласия внутри группы, и, опасаясь быть отвергнутыми людьми, которые им нравятся, они предоставляют им определенную власть над собой.

  • Структура коммуникативных сетей в группе. Были выявлены также позитивные зависимости между усилением децентрализации коммуникативных сетей и групповой сплоченности, с одной стороны, и ростом конформного поведения, с другой.

  • Гомогенность группы. Гомогенные, т.е. однородные по какому-либо признаку, группы отличаются большей конформностью, чем гетерогенные группы, причем влияние фактора гомогенности на усиление конформности связано с тем, насколько релевантен для последней признак, лежащий в основе гомогенности группы.

  • Компетентность. Важным условием конформного поведения является, кроме того, оценка «наивным субъектом», олицетворяющим собой групповое меньшинство, как собственной компетентности, так и компетентности группового большинства. В частности, высокая степень уверенности «наивного субъекта» в собственной компетентности уменьшает его зависимость от мнения группового большинства. Однако эта зависимость будет возрастать, если компетентность группового большинства оценивается «наивным субъектом» высоко.

  • Статус. Люди с высоким статусом обладают наибольшем влиянием. Человек может быть представлен как высокостатусный, либо он может создавать такое впечатление своим видом, например, представительной одеждой, манерой держаться. Важно не то, каков человек на самом деле, а то, какое мнение складывается о нем у испытуемых. Также нужно помнить, что человек оценивает статус другого относительно своей позиции. Так, например, сварщик в эксперименте Милграма безоговорочно подчинялся ему, а профессор богословия стал спорить с экспериментатором, так как чувствовал себя «на равных» с ним.

  • Публичный ответ. Более высокий уровень конформизма люди демонстрируют тогда, когда они должны выступать перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в одиночестве.

  • Отсутствие предварительных заявлений. Предварительное заявление уменьшает степень конформизма. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться, даже, если им дают возможность его изменить, после того, как оказалось, что все те, кто высказывался после них, выразили другую точку зрения. (Однако, возможна более поздняя переоценка взглядов, например, следующих участников спортивный судья начинает оценивать более строго). При этом, люди не просто хотят казаться надежными в глазах окружающих, но и сами становятся увереннее в своей позиции, как бы берут обязательства за свои слова (эффект изменения установки через поведение).

  • Гендер. Эксперименты не выявляют особенных (женщины чуть более конформны, чем мужчины) различий между поведением мужчины и женщины. Существуют специфически женские темы (мода) и мужские (автомобили), и в этом отношении, если попросить группу высказать свое отношение к различным маркам машин, женщины будут проявлять большую комформность из-за неуверенности, плохой ознакомленности с темой обсуждения, и наоборот. В жизни мужчины чаще, чем женщины стремятся достичь положения с высоким статусом, поэтому мы часто видим, что мужчины оказывают влияние, а женщины поддаются ему.

  • Культура. Европейская и Американская культура поощряет индивидуализм. Азиатские культуры и культуры стран третьего мира более склонны к коллективизму. Люди, выросшие в стране с коллективистской культурой более склонны к конформизму. Например, когда Джеймс Уиттейкер и Роберт Мид повторили опыты Аша в нескольких странах, в большинстве случаев они обнаружили совпадение уровней конформизма: 31% в Ливане, 32% в Гонконге, 34% в Бразилии, но 51% у племени банту в Зимбабве — у сообщества, где нонконформизм строго карается.

  • Личностные черты. Существуют данные, свидетельствующие об отрицательной зависимости между склонностью членов группы к конформному поведению и такими их личностными особенностями, как интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность и ответственность.

  • Возраст. Согласно М. Шоу и Ф. Костанзо, между возрастом и конформностью имеет место криволинейная зависимость, причем своего максимума конформность достигает к 12—13 годам, а затем постепенно снижается (они исследовали людей только от 7 до 21 года). Несколько иные данные получены А. П. Сопиковым (он работал с испытуемыми в возрасте 7—18 лет): в его экспериментах степень конформности с возрастом снижалась и наименьшие ее проявления приходились на 15—16 лет, после чего заметных изменений в падении конформности не наблюдалось. Приведенные различия, по-видимому, объясняются как спецификой использовавшихся экспериментальных процедур, так и социокультурными особенностями испытуемых (в бывшем СССР и США).

  • Особенность деятельности испытуемых. А. П. Сопиковым была выявлена высокая степень конформности подростков-оркестрантов (в среднем по оркестрам она равнялась 67,5%), более чем вдвое превысившей конформность мальчиков того же возраста, не играющих в оркестре. В то же время победители физико-математических олимпиад имели довольно низкие показатели конформности (всего лишь 23%). В опытах А. В. Баранова, проведенных со студентами педагогического и технического вузов, оказалось, что будущие педагоги вели себя в экспериментальных ситуациях более конформно, чем будущие инженеры.

  • studfiles.net

    Факторы, влияющие на проявление конформизма.

    Когда же проявляется конформизм, какие факторы его вызывают? Одни ситуации порождают большой конформизм, другие меньший. Перед социальными психологами встал вопрос: если даже в экспериментах Аша, где отсутствовало принуждение, а задания были сформулированы достаточно однозначно, уровень конформизма достигал 37%, можно ли в других обстоятельствах добиться большего? Если да, то какие условия для этого следует создать? Вскоре исследователи обнаружили, что степень конформности зависит от групповых, индивидно-личностных и деятельностных факторов.

    К групповым факторам относятся: размер группы, единомыслие, сплоченность и т.д.

    Размер группы:

    В лабораторных экспериментах группа не обязательно должна быть большой, чтобы можно было достичь наилучшего эффекта. Аш и другие исследователи обнаружили, что в группах от трех до пяти человек уровень конформизма выше, чем в компании одного — двух испытуемых. Увеличение размера группы свыше пяти человек приводит к снижению конформизма. В полевых экспериментах Милграма и его коллег (1969 г.) один человек или компания в размере 2, 3, 4, 5, 10 и 15 человек останавливались посреди оживленного Нью-Йоркского тротуара и смотрели вверх. Процент прохожих, подражавших группе смотревших вверх людей, возрастал при увеличении размера группы от одного до пяти человек.

    Биб Латане объяснил процент уменьшения отклика при увеличении размера группы с помощью теории «социального вклада», которая предполагает, что социальное влияние возрастает с ростом степени близости и размера группы. Но с увеличением размера группы отклик уменьшается: второй человек вносит меньший вклад, чем первый, а n-й – меньший, чем (n-1)-й.

    Единомыслие:

    В нескольких экспериментах выяснилось, что тот, кто не согласен с мнением группы, нарушает ее единообразие, уменьшает ее социальное влияние, конформизм уменьшается в четыре раза. Испытуемые всегда обнародуют свое мнение, если хотя бы один человек высказал подобное. Эти эксперименты свидетельствуют о том, что легче, оказывается, противостоять чему-либо, когда кто-нибудь противостоит вместе с вами. Поддержка товарища делает человека социально храбрым.

    Если вы видите, как кто-то свое несогласие – даже если оно ошибочно, — это может усилить вашу собственную независимость. Ш. Немет и С. Чайлз обнаружили это, предлагая испытуемым наблюдать из четырех человек, где один из них называл синий стимульный материал зеленым. Хотя отступник был не прав, его пример позволил наблюдавшим проявить независимость собственных суждений. В последующем эксперименте они в 76% случаев правильно называли красные полоски «красными», несмотря на то, что все остальные называли их «оранжевыми».

    Испытуемые после таких экспериментов часто признаются, что союзник-нонконформист вызывал у них теплые дружеские чувства, но отрицают, что он повлиял на них.

    Сплоченность:

    Мнение меньшинства, не принадлежащего к группе, с которой мы себя идентифицируем, — людей из другого колледжа или другого вероисповедания – сможет поколебать нас в меньшей степени, чем-то же самое мнение, высказанное кем-то из нашей группы. Чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами.

    То же самое происходит и в экспериментах, демонстрирующих обстоятельство, что члены группы, для которых значима принадлежность к ней, более подвержены ее влиянию. Таким членам не нравятся разногласия внутри группы. Опасность быть отвергнутыми людьми, которые им нравятся, они предоставляют им определенную власть над собой.

    Интенсивность конформного поведения также зависит от особенностей деятельности испытуемых. А. П. Сопиковым и другими социальными психологами было выявлено, что, например, общая совместная деятельность повышает уровень конформизма внутри этой группы. А. П. Сопиковым была выявлена высокая степень конформности подростков-оркестрантов (в среднем по оркестрам она равнялась 67,5%), более чем в двое превышает конформность мальчиков того же возраста, не играющих в оркестре. В то же время победители физико-математических олимпиад имели довольно низкие показатели конформности (всего лишь 23%). В опытах А. В. Баранова проведенных со студентами педагогического и технических ВУЗов оказалось, что будущие педагоги вели себя в экспериментах более конформно, чем будущие инженеры.

    Кратфилд тестировал армейских офицеров, показывая им расположенные рядом звезду и круг. Площадь круга была на треть больше площади звезды. Но в том случае, когда каждый из офицеров был уверен в том, что все остальные считают площадь звезды большей, 46% отвергало свидетельство своих чувств и присоединялось к мнению группы. Тестируемые по одиночке, все они отрицали, что утверждение «я сомневаюсь, что могу быть хорошим руководителем» характеризует их. Разумеется, — они ведь были командирами. И все же, когда они думали, что вес остальные офицеры согласны с таким утверждением, почти в 40% случаев они также соглашались с ним.

    Уровень конформизма также зависит от ситуаций, в которые человек может попасть.

    Публичный ответ:

    Один из вопросов, которым заинтересовались исследователи, состоял в следующем: проявят ли испытуемые в публичных ответах большую степень конформизма, чем в доверительных высказываниях? Или они в частном порядке поддадутся влиянию, но не захотят публично проявить конформизм, чтобы не показаться легкомысленными? Ныне ответ ясен: эксперименты показывают, что более высокий уровень конформизма люди демонстрируют тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в одиночестве. Испытуемые Аша, выслушав ответы других, меньше поддавались мнению группы, если могли написать ответ, который увидит только экспериментатор. Отстаивать свои убеждения намного легче в уединении кабинки для голосования, чем перед аудиторией. Поэтому в ряде профессий, которые работают на публике (артисты, политики…) наиболее высокий уровень конформизма, так как им постоянно приходится «подстраивать» свои мысли и выступления под определенную аудиторию.

    Отсутствие предварительных заявлений:

    Еще раз представьте себя участником эксперимента Аша. Экспериментатор демонстрирует отрезки и просит вас отвечать первым. После того, обнародовали свое мнение и услышали, что все остальные с ним не согласны, вам дают возможность его изменить. Испытав давление группы, что вы скажете на этот раз?

    Оказывается, что почти всегда мнение остается неизменным; высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться. Однако возможна и более поздняя переоценка своих взглядов. Так что можно ожидать, например, что судьи по прыжкам в воду вряд ли поменяют свои оценки, увидев баллы других, зато они могут скорректировать свое мнение на следующем прыжке.

    Предварительные заявление строят рамки также и для убеждений. Когда имитированный суд присяжных выносит решение, вероятность утверждения первоначально предполагавшегося вердикта будет более высока, если присяжные голосуют не тайно, а поднятием руки. Публичное заявление не так-то легко взять назад.

    Предварительное заявление может уменьшить степень конформизма не только по тому, что люди тем самым берут на себя обязательства, но и потому, что они не любят выглядеть не решительными.

    Но, несомненно, уровень конформности зависит и от индивидуальных и личностных характеристик, таких как: пол, возраст, уровень интеллекта, уровень самооценки, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная ответственность и многих, многих других.

    За последние 30 лет среди американцев, тестируемых в ситуациях давления группы, отличался небольшой перевес в сторону конформности женщин, хотя новейшие эксперименты такого перевеса уже не наблюдают. Вообще эту тенденцию нельзя назвать «различием в уровнях конформизма полов». Принято считать, что женщины более социально восприимчивы. Но вероятнее будет говорить, что женщины более гибки, проявляют больше ответственности и открытости по отношению к социальным обстоятельствам, больше заботятся о межличностных отношениях. Скорее различия между мужчинами и женщинами представляют собой в большинстве случаев (а то и исключительно) статусные различия. В повседневной жизни мужчины стремятся достичь положения с высоким статусом и высокими полномочиями, поэтому мы часто видим, что мужчины оказывают влияние, а женщины поддаются ему.

    Согласно М. Шоу и Ф. Костанзо между возрастом и конформностью так же имеет место криволинейная зависимость, причем своего максимума конформность достигает к 12 – 13 годам, затем постепенно снижаясь (были взяты возрастные группы: 7 – 9, 11 – 13, 15 – 17 лет, 19 – 21 год). Несколько иные данные получены А. П. Сопиковым (он работал с испытуемыми 7 – 18 лет): в его экспериментах степень конформности с возрастом снижалась и наименьшее и наименьшее ее проявление приходилось на 15 – 16 лет, после чего заметных изменений в падении конформности не наблюдалось. Приведенные различия, по-видимому, объясняются как спецификой использовавшихся экспериментальных процедур, так и социокультурными особенностями испытуемых.

    Так же степень конформности зависит от уровня интеллекта. Конформизм чаще проявляется тогда, когда человек чувствует свою некомпетентность, когда уровень его знаний слишком мал для решения достаточно трудной задачи. Наоборот, когда человек хорошо эрудирован, умен и у него высокий уровень интеллекта, он реже будет прислушиваться к чужому мнению.

    Так же важную роль играет статус. Милграм сообщает, что в экспериментах на подчинение люди с низким статусом намного охотнее выполняют указания экспериментатора, чем испытуемые с высоким статусом. Дойдя до 450 вольт, один из испытуемых, 37 летний сварщик, повернулся и почтительно спросил: «А что включать теперь, профессор?» Другой же испытуемый, учитель богословия, остановился на 150 вольтах и заявил: «Я не понимаю, почему этот эксперимент нам дороже человеческой жизни», после чего замучил профессора вопросами об «этичности происходящего».

    Те люди, которые приобрели беспомощный, пессимистичный взгляд на жизнь, неуверенные в себе, с низкой самооценкой более подвержены конформизму, чем люди с нормальной самооценкой, уверенные в себе и оптимисты.

    Кроме этих 3-х факторов предсказать, насколько будут конформными люди, помогает культура. Подобные опыты провели Д. Уиттейкер и Р. Мид в различных странах и установили, что степень выраженности конформизма и подчинения изменяется от культуры к культуре. Европейская или американская культуры поощряют индивидуализм: «Ты отвечаешь сам за себя. Следуй веяниям своей совести. Будь верен себе. Выяви свои неповторимые таланты. Уважай других». Азиатские культуры и культуры стран третьего мира больше склонны учить коллективизму: «Будь верен традициям. Уважай старших и начальство. Стремись к гармонии и не критикуй другого публично. Живи в коллективе, не думая, что твое собственное «Я» существует вне социального контекста». Анализ 133 исследований в 17 странах подтверждает, что культурные ценности оказывают влияние на уровень конформизма.

    elenaand47.livejournal.com

    Основные факторы, влияющие на конформное поведение личности в трудовом коллективе.

    1. единодушие боль-ва(конф-ть резко повышается).При поддержке хотя бы 1 челом, усиливается способ-ть противостоятьболь-ву. Как только партнер перестает поддерживать – снова конф-зм

    2. численность боль-ва. (максим. воздействие на мнение 1 лица оказ-ет гр. из 3х чел-к. Учелич. боль-ва – не играет большого значения)

    3. особенности ситуации(влияние боль-ва усиливается когда сит-ция неопределенна)

    4. особенность гр. в завис-ти от сферы деят-ти. (педагоги демонстрируют более завис-ое повед., чем инженеры. Подростки более зависимы от мнения сверсников, заним. совместной деят-тью, чем подростки – победители физ-мат. олимпиад)

    5. гендерные и возрастные особ-ти. (Ж. > комформны, чем. М.; дети — >взрослых; подростки-старшеклассники проявл. конф-зм в отношении сверстников, а негативизм – со взрослыми)

    6. индивид.особенности испытуемых(люди с высоким интеллектом, способностью к лидерству, толерантностью, соц. активностью и ответственностью менее подвержены конф-ти)

    7. значимость ситуации для испытуемого (чем > значима – тем < зависимое решение)

    1. Нормативное влияние меньшинства в трудовом коллективе. Вопросы креативности и развития.

    Меньш-во может активно отстаивать свою позицию, оказ-ть влияние на больш-во. Иссл-ли влияния меньш-ва критиковали иссл-я Аша.

    Гл. стали аргументы Московичи. Он иссл-л влияние меньш-ва, опираясь на жизненные факты. Чел-к в группе рассм-ся как зависимый элемент группы, обладает незначительной волей и свободой. В группе возможности влияния распределены неравномерно. Одни имеют сильн. возможность, др-е нет.

    Меньш-во – рассм-ся не по количеству, а по кач-ву, по возможности влияния. Эта часть группы, к-ая обладает меньшими возможностями влияния. Больш-во поддерживает нормы, единство взглядов и мнений. Меньш-во высказывает иные взгляды, к-ые отлич-ся от устоявшихся. Больш-во стремится оказать воздействие на меньш-во, чтобы придти к единству взглядов.

    Проводились экспер-ты:

    Давали карточки голуб. цвета для 6 чел-к. Из них 2-ое (т.е. меньш-во) должны были гов-ть, что эти карточки зелен. цвета. В рез-те: 8% случаев эти карточки назвали зелеными. В контрольн. группе это число = 0,25% (не подговоренных).

    Вывод:Больш-во оказывает более сильн. воздействие на ур-не реакции людей на тот или иной факт. Меньш-во – на ур-не правильности повед-я. Влияние больш-ва проявляется достаточно быстро, т.к. опора на эмоц. фактор, сфера сознания выключается, выкл-ся контроль. Влияние меньш-ва часто оказывается на латентном, неосознанном ур-не.

    Конфликт с больш-вом чел-к зачастую переживает, ощущая свою некомпетентность и незащищ-ть, и присоединяется к больш-ву, чтобы не остаться в изоляции (проявление конформизма).

    При влиянии меньш-ва чел-к испыт-ет меньший стресс, т.к. он с больш-вом, чувствует себя внутр. более защищенным, и в рез-те спокойней и продуктивней отн-ся к конфликту.

    Осн. факторы, к-ые делают позицию меньш-ва влиятельным:последовательность, уверенность, гибкость, т.е. готовность к компромиссу, уважительное отн-е к оппоненту.

    Осн. следствия влияния меньш-ва для группы:

    1. влияние меньш-ва побуждает чел-ка и больш-во к поиску нов. аргументов в защиту своей позиции. — > Позиция больш-ва может укрепиться еще больше

    2. благодаря сущ-ю иной позиции возрастает вероятность выработки группой нов. творческ. реш-й.

    Влияние меньш-ва всегда оказывается полезным.

    Механизмы влияния на группу:

    1. процесс влияния больш-ва – это механизм стабилизирующий сост-е кол-ва, но колл-в может придти к застою, участники станут пассивными (из-за конформности)

    2. механизм влияния меньш-ва – мех-зм, к-ый ограничивает давление больш-ва. Препятствует чрезмерному повыш-ю конформности. Часто влияние меньш-ва выводит колл-в из застоя.

    studfiles.net

    Что такое конформность и как ее избежать

    Все мы люди социальные, поэтому даже на протяжении даже одного дня можем находиться в разных социальных группах и далеко не в каждой являемся лидером и духовным гуру. В некоторых коллективах нам приходится в ступать в конфликты, соперничества и ситуации, в которых нужно выбирать, идти против течения или принимать какие-то требования и мнения. Однако когда конформность становится яркой чертой вашей личности, трудно не стать приспособленцем в самом худшем понимании этого слова.

    Сразу следует оговориться, что конформизм и конформность — очень схожие понятия, разница только в масштабах. Конформизм — это социальное явление вцелом, тогда как конформное поведение — психологическая особенность человека. Некоторые психологи полагают, что различия еще глубже, но единого мнения на этот счет нет. Для некоторых это вообще синонимы.

    Конформность — это склонность к конформизму, изменение собственных взглядов под воздействием тех, которые преобладают в данном обществе. Когда говорят о конформном поведении, имеют в виду, что человек следует ожиданиям окружающих его людей, игнорируя собственные цели, интересы и мнение. Когда говорят, что человек имеет конформный тип личности, имеют в виду, что эта черта является в нем преобладающей. Это явление имеет негативный привкус, однако в разумных пределах и в отдельных ситуциях является достаточно правильной манерой поведения.

    Эрих Фромм считал, что конформность является общепринятой защитной формой поведения. Человек усваивает тип личности, который ему предлагается и становится таким, как другие и каким его ожидают увидеть, перестает быть самим собой. Все это в совокупности позволяет индивиду избежать чувства тревожности и одиночества, однако платит он за это потерей своего «Я».

    Классификация

    Есть разные взгляды на виды конформности, но традиционная все же считается наиболее примирительной:

    1. Внутренняя конформность. Человек реально пересматривает свои взгляды, мнения, позиции и манеру поведения и понимает, что до сих пор она была неправильной.
    2. Внешняя конформность. Внутри себя человек не принимает позицию и поведения общества, однако внешне ведет себя так, будто он принял правила игры.

    Особенности человека, влияющие на конформность:

    • культурные особенности — в западной культуре, например, Италии и Англии конформность является крайне негативной чертой человека, потому что отстаивание своего мнения считается в этих странах признаком критически мыслящего и образованного человека. В восточной, например, Китае и Японии конформность ценится в высшей степени и является желательным и положительным явлением
    • половозрастные особенности человека
    • микросоциальные характеристики человека — значимость группы для человека, его роль и статус в ней
    • индивидуально-психологические особенности человека — степень внушаемости, потребность в одобрении, уровень интеллекта, уровень самоуважения, устойчивость самооценки
    • ситуационные характеристики человека — уровень компетентности человека и членов его общества, личная значимость обсуждаемых вопросов для этого человека, принимается ли решение публично

    Плюсы и минусы конформного поведения

    Даже у такого негативного явления есть свои плюсы. Например, при сравнительно небольшой доле конформности человек быстрее адаптируется к новой для себя социальной группе. Правда, через какое-то время нужно проявлять характер, чтобы не раствориться в коллективе.

    В кризисных ситуациях очень полезно оставить свою индивидуальность и быть как все, иначе группа может быть полностью уничтожена или же ей может быть нанесен значительный ущерб. И опять же, главное после окончания кризиса не забыть свою истинную индивидуальность.

    Минусов значительно больше. Человек, надолго выбирая такое поведение, становится попросту приспособленцем, теряет свое лицо и неспособен в дальнейшем принимать решения самостоятельно. Также конформное поведение целой нации становится фундаментом для возникновения тоталитарных режимов и сект.

    Человек не просто не способен самостоятельно мыслить, у него атрофируется творческое мышление (что вообще несочитаемо). Он не способен творить, создавать хоть сколь значимые предметы искусства и по сути становится паразитом. Его не волнуют глобальные, общечеловеческие вопросы, хотя, как ни прискорбно, довольно часто именно от такого человека эти вещи и зависят. Кроме того, узость мышления приводит к предрассудкам, предубеждениям и прочему стереотипному мышлению. А в итоге и к обезличиванию человека.

    Советуем вам посмотреть советский фильм «Я и другие», который мы советуем посмотреть каждому человеку. Также широкоизвестны «Эксперимент Милгрэма» и «Эксперимент Аша».

    Конформность и нонконформизм

    Эти обе формы крайности одинаково являются, скорее, негативными феноменами и, вопреки общепринятому мнению, не являются альтернативами друг другу. В них, при детальном рассмотрении, обнаруживается много общего. Они оба обусловлены групповым давлением и является зависимым от него. Поэтому даже неконформные люди не могут быть свободно мыслящими людьми, поскольку их позиция относительно многих вопросов напрямую зависит от мнения толпы. Человек старается быть не таким как все, поэтому по сути теряет свою личность, свое «Я».

    Психолог Артур Петровский высказал мнение, что альтернативой конформному поведению является коллективизм. Это поведение основано на фильтрации воздействия на него коллектива. Человек отвергает воздействие группы, которое ему не нравится и с которым он не согласен. При этом он принимает поведение и мнение членов группы, которое ему нравится, исходя из большого количества факторов (убеждений, идеалов, собственных оценок, наблюдений, опыта).

    Считается, что оба поведения встречаются в коллективах низкого уровня социально-психологического развития.

    Как избежать конформности

    Прежде всего, нужно знать свои цели. Человек, у которого есть свои цели, ведет себя уверенно во всех ситуациях и знает чего хочет. Обратно и другое — конформизм проявляют в своих поступках неуверенные в себе люди. Поэтому развивайте уверенность в себе и ставьте большие цели.

    Учитесь творческому и критическому мышлению. Первое позволит вам в любой ситуации находить несколько выходов, реально, а не виртуально отличаться от других людей. Второе поможет вовремя выявлять признаки манипулирования вами, корректно интерпретировать любую информацию, анализировать. Вы сможете научиться отстаивать свое мнение, не стыдиться публично высказывать свое мнение.

    Тренируйте осознанность. Это позволит вам обращать внимание на то, что происходит в коллективе, чувствовать настроения людей и свое собственное. Медитация подойдет как нельзя лучше.

    Читайте книги. Этому явлению столько же лет, сколько и человеку. Есть замечательные художественные книги на эту тему, психологические, научные. Конечно, это тонкое искусство — не ударяться в крайности конформизма и нонконформизма, поэтому только жизненный опыт поможет их распознать и увидеть все прекрасные оттенки между этими двумя явлениями.

    Знакомьтесь с людьми и поддерживайте общение с теми, кто вам импонирует. Люди должны как близки вам по духу, так и иметь существенные отличия. Не стоит зацикливаться только на комфортных (с буквой «Т» и без нее) для вас людях. Вас должны окружать разнообразные люди, у которых мы можете чего-то учиться, не теряя своей сущности.

    В любом случае, каждая ситуация индивидуальна. Возможно, будут в жизни ситуации, когда нужно будет как минимум согласиться с чьим-то мнением, человека, которым вы дорожите, либо группы людей (друзей). Иногда придется выступить радикально против. И никто вам заранее не скажет, что именно нужно делать в конкретной ситуации, этим и интересна жизнь.

    Оставляйте свои комментарии, но не потому что вас об этом попросили.

    4brain.ru

    Конформное поведение человека и его особенности :: SYL.ru

    В современной психологии конформное поведение характеризуется максимально легким и некритичным усвоением индивидом правил и поведенческих норм, принятых в обществе, к которому он принадлежит.

    Конформное поведение человека в социуме подчиняется стремлению примыкать к абсолютному большинству, перенимая его ценностные ориентации и отрекаясь от собственных.

    Факторы, влияющие на поведение индивида в группе

    Выделяют три основных уровня конформности. На низшем конформная личность может демонстрировать согласие с групповыми нормами внешне и создавать видимость подчинения, однако параллельно с этим осознавать неправоту большинства и демонстрировать согласие с ним, избегая возможных санкций. Средний уровень конформности отличает людей, повинующихся большинству на основании того, что общественное мнение видится ими истинным, собственное же – ложным. Наивысший уровень конформности отличается готовностью индивида менять под воздействием позиции большинства не только нормы своего поведения, но также мировоззренческие установки. Конформное поведение человека и степень влияния коллектива на него чаще всего бывает обусловлено как внутренними, так и внешними факторами. К группе внутренних факторов относятся, главным образом, внушаемость, сформированность мировоззренческих установок, критичность мышления. К внешним – структура группы, её сплочённость, наличие в ней авторитетов, значимых для индивида.

    Эксперимент Аша

    Одним из наиболее значимых психологических экспериментов, иллюстрирующих конформное поведение человека и его особенности, является эксперимент Аша. В ходе исследования испытуемым были предложены две карточки, на одной из которых была изображена прямая линия, на другой – три, причем одна из них соответствовала длине эталонной. Задача проходящих тестирование была проста – им предлагалось найти на двух изображениях равные по длине отрезки. Однако все члены контрольной группы, согласно данной заранее установке, один за другим называли неправильный ответ на вопрос, что существенно осложняло положение испытуемого. Конформное поведение человека в этой ситуации характеризовалось некритичным принятием мнения большинства, попытка высказать собственное мнение свидетельствовала о наличии у него противоположных качеств.

    В обычных условиях проведения эксперимента лишь 1% участников исследования допустил ошибки в сравнении линий. По результатам эксперимента этот показатель оказался значительно выше. Впоследствии исследователем было произведено несколько вариаций этого эксперимента (любопытно, что в одном из случаев вторая карточка вообще не содержала линии, равной эталонной). Результат тестирования подтвердился.

    Нонконформизм и его особенности

    Феноменом, противоположным конформизму, чаще всего рассматривается нонконформизм. Однако это не совсем так. Нонконформизм, проявляющийся в стремлении индивида постоянно отрицать точку зрения большинства и отвергать принятые в том или ином обществе нормы, может рассматриваться лишь как одно из проявлений конформизма, но не как его альтернатива.

    www.syl.ru

    ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНФОРМНОСТЬ — Med24info.com


    Конформизм — это соревнование в неотличимости.
    А.              Круглов
    В ситуациях, смоделированных в исследовании Аша, одним из решающих факторов, определяющим вероятность того, что мнение испытуемого окажется конформным к мнению большинства, было единодушие этого большинства.
    Наличие поддержки
    Если к испытуемому присоединяется хотя бы один «союзник», давший правильный ответ, то тенденция подчиниться ошибочному суждению большинства резко падает [220; 445; 246]. Фактически, даже если единодушие разрушено несо- юзником, власть группы все равно серьезно ослабевает [199]. Иначе говоря, если один из членов группы тоже дает неправильный ответ, который, однако, отличается от ошибочного ответа большинства, то присугствие еще одного «диссидента» серьезно уменьшает давление, вызывающее конформное поведение, и испытуемый, весьма вероятно, даст правильный ответ.
    Таким образом, существование еще одного инакомыслящего вызывает мощный эффект освобождения человека от влияния большинства. Однако если единодушие все-таки имеет место, то для достижения максимальной конформности испытуемого уже не столь существенно, насколько велико будет это большинство. Оказывается, что склонность индивида к конформности под влиянием группового давления остается примерно одинаковой и мало зависит от того, состоит ли это единодушное большинство всего из трех членов группы или из шестнадцати.
    Приватность высказывания
    Конформизм уменьшится, если на сей раз не настаивать на том, чтобы испытуемые высказывались в присутствии «подставных» членов группы.
    В нескольких экспериментах, результаты которых согласуются друг с другом (несмотря на то, что ни в одном эксперименте гарантия полной тайны суждения не была достигнута), прослеживается тенденция: чем выше степень приватности высказывания, тем меньше конформность. Этот результат устойчиво повторялся
    вне зависимости от того, судили ли испытуемые о длине отрезков [290], о числе ударов метронома [446] или об эстетической ценности произведения современного искусства[208].
    Таким образом, оказывается, что давление, направленное на то, чтобы подчинить человека суждениям других людей, мало (если вообще) влияет на суждения испытуемых, высказанные конфиденциально.
    Влияние первоначального суждения
    Еще один способ уменьшить конформность по отношению к групповому давлению — это подтолкнуть индивида к тому, чтобы он каким-то образом закрепил верность своему первоначальному суждению.
    Подобное сравнение было проведено в эксперименте Дойча и Джерарда [290]. Они использовали парадигму Аша и обнаружили, что в случае, когда испытуемые ничем не связывали себя, — также, как у Аша, — конформность по отношению к ошибочному суждению большинства проявили 24,7%. Когда же индивиды публично высказали свое суждение перед тем, как услышали суждения других «судей», и тем самым были вынуждены сохранять верность первоначальному высказыванию, доля «конформистов» снизилась до 5,7 %.
    Тип личности человека
    Потребность социального одобрения — источник конформизма. То есть индивиды, чьи тесты показывают сильную потребность в одобрении, чаще соглашаются с группой.
    Индивиды с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели индивиды, обладающие высокой самооценкой. Более того, на самооценку индивида, выполняющего какое-либо задание, в конкретной ситуации можно оказывать влияние. Так, испытуемые, которые уже добились успеха в выполнении похожего задания (например, они правильно определили длину отрезка), продемонстрируют куда менее конформное поведение, чем те испытуемые, которые введены в эксперимент без предварительной подготовки. Таким образом, если люди убеждены, что они совсем (или отчасти) не способны выполнить поставленную перед ними задачу, их склонность к конформному поведению увеличивается [428; 348; 542]. Кроме того, можно говорить и о культурных различиях: установлено, что норвежцы ведут себя более конформно, чем французы, а японские студенты в большей степени готовы оказаться в положении меньшинства, чем американские [436; 333].
    Женский и мужской конформизм
    Исследования, проведенные ранее, показали, что нельзя, по-видимому, сбрасывать со счетов и половые различия: так, женщины, сталкиваясь лицом к лицу с единодушным суждением группы, ведут себя более конформно, чем мужчины [421]. Однако эти различия оказались невелики. Кроме того, в других исследованиях, проведенных с большей тщательностью, обнаружилось, что женщины вели себя конформнее мужчин лишь в тех случаях, когда экспериментатором был мужчина либо поставленное перед группой задание было изначально ориентировано на мужчин [310; 384; 328]. Мужчины же проявляют большую конформность, если объект спора более понятен и интересен женщинам. Сопротивление конформизму (нонконформизм) мужчины и женщины производят,
    защищая разные стороны своей Я-концепции. Исследователи полагают, что мужской нонконформизм более высокого уровня: образ мужской независимости включается в идентичность большинства мужчин [307]. В то же время женщины чаще основывают свою самооценку на факторах, присоединяющих их к членам своих групп.
    Состав группы
    Не менее важен и состав самой группы, оказывающей давление на индивида. Привлекательность группы или кого-то из входящих в нее увеличивает конформность членов группы. Наиболее эффективно навязывание конформного поведения достигается в случае, когда группа состоит из экспертов, когда члены группы по отдельности или сообща по тем или иным причинам значимы для индивида или когда члены группы, опять же по отдельности или сообща, по каким-то параметрам «сравнимы» с индивидом (иначе говоря, принадлежат к одной среде).
    Существует, однако, по крайней мере, одно исключение из феномена сравнимости. Исследования показали, что в случае, когда единодушное большинство состоит из белых детей, оно способно навязать большую конформность другим детям — как белым, так и черным [501]. Очевидно, в детской среде белые считаются людьми, обладающими большей властью, чем черные [200]. И, следовательно, власть белых, признаваемая нашей культурой, достаточна для того, чтобы преодолеть тенденцию, когда люди более подвержены влиянию «сравнимых» с ними членов общества.
    Можно предположить, что если бы участник считал, что остальные относятся к нему с симпатией, то он с большей вероятностью высказал бы несогласие с ними, чем в том случае, когда в компании он чувствовал бы себя неуверенно. Последнее предположение получило убедительное подтверждение в эксперименте Джеймса Диттса и Харольда Келли [298], заключавшемся в том, что студенты колледжа были приглашены присоединиться к привлекательной и престижной группе, а позже они были проинформированы о том, насколько прочными стали в ней их позиции.
    Конкретно эксперимент состоял в следующем. Всех его участников предупредили о том, что на протяжении всего исследования в целях повышения эффективности группы как целого каждый ее член по своему усмотрению может исключить из группы любого из участников. После этого группа приступила к обсуждению проблем подростковой преступности. Дискуссия время от времени прерывалась, и каждому предлагалось определить ценность для группы всех остальных; после завершения дискуссии ее участников ознакомили с оценками, выставленными им другими членами группы. На самом же деле всем раздали предварительно подготовленные ложные отзывы. С их помощью одних испытуемых убедили в том, что группа хорошо их приняла, других же — в том, что они не смогли завоевать в ней особой популярности. Степень конформности каждого члена группы определялась содержанием его высказываний в процессе обсуждения проблемы подростковой преступности, а также его уязвимостью по отношению к групповому давлению во время выполнения простого задания на восприятие.
    Результаты показали, что среди индивидов, для которых членство в группе представляло определенную ценность, более конформными к ее нормам и стандартам оказались те, кого убедили, что в группе им был оказан весьма средний прием, и менее

    конформными — те, которые считали, что были приняты в ней «по первому классу». Иными словами, отклоняться от норм, принятых в группе, гораздо легче удается тому, кто чувствует себя в ней уверенно и комфортно.
    Индивид как источник влияния
    В случае, когда вместо группы источником влияния на человека выступает другой индивид, то факторы, связанные с конформностью, остаются теми же. То есть мы с большей вероятностью будем вести себя конформно по отношению к поведению или мнению индивида, если он похож на нас (или важен нам), или же представляется нам специалистом в какой-либо области, или же он является человеком, который наделен властью в данной ситуации.
    К примеру, установлено, что люди в большей степени готовы исполнить требование, высказанное человеком, одетым в форму, нежели человеком, одетым в штатское, даже когда дело касается совершенно тривиальных указаний. В одном исследовании [254] пешеходов просили помочь мелочью (кто сколько может) водителю, у которого истекло время парковки автомобиля. На самом деле обращавшаяся с этой просьбой женщина была одним из экспериментаторов: в том случае, когда она была одета в форму полицейского, следящего за парковкой, испытуемые выполняли ее просьбу гораздо охотнее, чем тогда, когда на женщине была повседневная мятая одежда либо деловой костюм. Таким образом, всего лишь внешнее проявление власти, надежным символом которой служит форма, способно придать просьбе оттенок «легитимности» и в конечном итоге вызвать у тех, к кому она обращена, более высокую степень уступчивости [6, 46—49].

    1. МОДЕЛЬ ПРИНУЖДЕНИЯ

    Чего не понимаете, тем не владеете.
    В. Гстс
    Приведенные результаты позволяют составить модель влияния в случае принуждения:
    Мишень воздействия — инстинкт подчинения адресата, присущий в определенной мере каждому индивиду, конформизм адресата.
    Вовлечение — возможность адресату избежать наказания со стороны инициатора и (или) неодобрения группы.
    Фоновые факторы — все, что способствует послушанию: власть, статус инициатора, его присутствие (а тем более — близкое расположение).
    Побуждение — явное или неявное давление инициатора или группы, понуждающее исполнить что-либо.

    www.med24info.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *