Факторы непроизвольного внимания. — КиберПедия
Характер внешнего раздражителя, его сила и интенсивность. Громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах. Контраст между раздражителями, его величина и форма, новизна, необычность.
Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию человека и его потребностям. Сытый и голодный по-разному воспринимают разговор о еде.
Общая направленность интересов личности. То, что составляет сферу наших интересов, обращает на себя внимание даже при случайном столкновении. Полицейский обращает внимание на неправильно припаркованные машины, архитектор или художник – на красоту здания.
То, что интересно нам, вызывает определённую эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Пример: читая интересную книгу, мы полностью погружены в неё, не обращая внимания на происходящее вокруг нас.
Особенности и социальные факторы произвольного внимания.
Произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребёнка при его общении со взрослыми. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребёнок отвечает на это, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Развитие произвольного внимания связано с речевыми инструкциями, сначала взрослых, затем, по мере овладения речью, своими собственными.
Произвольное внимание также связано с чувствами, интересами и прежним опытом селовека, но, в отличие от непроизвольного внимания, не напрямую, а косвенно.
Послепроизвольное внимание.
Носит целенаправленный характер и требует волевых усилий, но затем интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат.
Оно связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но здесь нет или почти нет волевых усилий.
Основные свойства внимания и их характеристики.
Устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость, объём, отвлекаемость.
Устойчивость – способность определённое время сосредотачиваться на одном и том же объекте.
Концентрация – интенсивность или степень сосредоточенности внимания.
Распределение – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.
Переключаемость – обратная сторона распределения, скорость сознательного и осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой.
Объём – количество объектов, которые мы можем охватить одновременно с достаточной ясностью. Близок к понятию объёма восприятия. 5±2. Зависит от структурированности и степени связанности содержания.
Отвлекаемость– непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Внешняя и внутренняя.
Воля как психический процесс. Основные характеристики воли. Непроизвольные и произвольные действия. Воля и сознание.
Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Основные характеристики.
Активизирующая и тормозящая функции воли.
Произвольность и непроизвольность действий.
Уровень сложности волевых действий.
Препятствия (как внутренние, так и внешние), для преодоления которых прилагаются волевые усилия.
? Целеустремлённость. Выбор цели и средств её достижения.
Уровень осознанности волевых действий.
Произвольные и непроизвольные действия.
Произвольные действия осуществляются под контролем сознания и требуют определённых усилий со стороны человека, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Сюда относятся и действия, которые в ходе образования навыка автоматизировались и потеряли свой сознательный характер.
Непроизвольные действия – рефлекторные (отдёргивание руки) и выразительные (мимические и т.п.) движения. Непроизвольные поведения – импульсивные или неосознанные действия (не подчинённые общей цели), поведенческие реакции в ситуациях аффекта.
Волевые действия различаются не только по степени сложности, но и по степени их осознанности. В структуре волевых действий влечение – это неосознанное желание, и наоборот: желание – осознанное влечение.
cyberpedia.su
Факторы, от которых зависит концентрация внимания » motive4you
Само по себе внимание — это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. То, к чему привлечено внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное — «фоном».
Виды внимания.
- Непроизвольное — само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик явления: сильный шум, броско одетый человек, плачущий на улице ребенок.
- Произвольное внимание — сознательное сосредоточение на определенной информации; оно требует волевых усилий и при отсутствии интереса утомляет через 20 минут. Например, чтение учебного материала. Если себя не заставить, то можно получить завтра плохую оценку.
- Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение; может длиться часами. Например, книга сначала показалась скучной, а затем человек зачитался.
Концентрация внимания – это и есть процесс формирования произвольного внимания.
Что влияет на концентрацию внимания?
Установка.
При выполнении задачи должна быть цель – достижение определённого результата. Чем конкретнее и ярче цель, тем лучше вы на концентрируетесь на её достижении.
Мотивация.
Вы лучше концентрируетесь, если поставленная задача важна для вас лично, будь то удовлетворение личного интереса, желание заработать или попытка показать свои возможности перед начальством.
Эмоциональное состояние.
Важнейший фактор, так как от него чаще зависят другие. Невозможно сконцентрироваться, если вы испытываете негативные эмоции: тревога, страх, злость. Это касается и бури положительных эмоций. Невозможно быть на вершине концентрации, веселясь и заливаясь смехом. Другое дело, что положительные эмоции могут помочь вам передохнуть, отвлечься.
Интенсивность стимула.
Стимул – это внешнее побуждение, в отличие от мотивации. Он создаёт чувство ответственности. Причём интенсивность стимула не должна быть избыточной: «груз» ответственности может испортить эмоциональное состояние, что напрочь убивает всякую концентрацию.
Особенности ситуации.
Срочность, экстренность, ажиотаж, ограниченность во времени – эти особенности влияют на все вышеперечисленные факторы. Ситуацию не всегда можно предугадать и контролировать, и тут концентрация зависит от того, насколько вы способны подстраивать свои эмоции.
Внешние «помощники».
Речь идёт о веществах, которые действуют на вашу физиологию, повышая концентрацию: фарм-препараты, продукты питания, напитки.
motive4you.ru
Свойства внимания. Факторы на них влияющие. — Студопедия.Нет
Когда говорят о развитии, воспитании внимания, то имеют в виду совершенствование свойств внимания. Различают следующие свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.
Обычно объем внимания зависит от специфически практической деятельности человека, от его жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам.
Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).
Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.
Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.
Концентрация, направленность внимания могут успешно развиваться под влиянием специально организованной работы по развитию данных качеств.
Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.
В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими являются профессии шофера, летчика, педагога. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, нередко он еще и пишет что-нибудь на классной доске.
С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.
Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.
Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.
Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Физиологически это объясняется тем, что под влиянием длительного действия одного и того же раздражителя возбуждение по закону отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, что и ведет к снижению устойчивости внимания.
Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания. «Внимание к объекту, – пишет Станиславский, – вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».
Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости – это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.
Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.
Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Как свидетельствуют исследования психологов, даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта, что лишний раз доказывает необходимость разнообразить в той или иной форме деятельность человека.
К свойствам внимания относится и переключение внимания.
Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.
Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.
Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.
Какими факторами определяется внимание человека? Можно выделить по крайней мере две группы факторов, которые обеспечивают избирательный характер психических процессов, определяя как направление, так и объем и устойчивость сознательной деятельности.
К первой группе относятся факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей, доходящих до человека (структуру внешнего поля).
Ко второй — факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта (структура внутреннего поля).
Остановимся на каждой группе отдельно.
1. Первую группу составляют факторы внешне воспринимаемых субъектом раздражителей; они определяют направление, объем и устойчивость внимания, сближаются с факторами структуры восприятия.
Одним из факторов, входящих в эту группу, является интенсивность (сила) раздражителя. Если субъекту предъявляется группа одинаковых или разных раздражителей, один из которых выделяется своей интенсивностью (величиной, окраской и т. п.), внимание субъекта привлекается именно этим раздражителем. Естественно, что, когда субъект входит в слабо освещенную комнату, его внимание сразу же привлекается внезапно загоревшейся лампочкой. Характерно, что в тех случаях, когда в воспринимаемом поле выступают два равных по силе раздражителя и когда отношения между ними настолько уравновешены, что ни один из них не доминирует, внимание человека приобретает неустойчивый характер, и возникают колебания внимания, при которых то один, то другой раздражитель становится доминирующим. Выше, разбирая законы структурного восприятия, мы уже приводили примеры таких «неустойчивых структур».
Другим внешним фактором, определяющим направление внимания, является новизна раздражителя, или его отличие от других раздражителей.
Если среди хорошо знакомых раздражителей появляется такой, который резко отличается от остальных или является необычным, новым, он сразу же начинает привлекать к себе внимание и вызывает специальный ориентировочный рефлекс.
Все перечисленные факторы, определяющие направление и объем внимания, относятся к особенностям воздействующих на субъекта внешних раздражителей, иначе говоря, к структуре поступающей из внешней среды информации.
Легко понять, насколько важно учитывать эти факторы для того, чтобы научиться на научных основах управлять вниманием человека.
2. Вторая группа факторов, определяющих направление внимания, — те, которые связаны не столько с внешней средой, сколько с самим субъектом и со структурой его деятельности.
В эту группу факторов относится прежде всего то влияние, которое оказывают потребности, интересы и «установки» субъекта на его восприятие и на протекание его деятельности.
Разбирая проблемы биологической эволюции поведения животных, мы уже видели решающую роль, которую играет в поведении животных биологическая важность сигналов.
Мы указали на то, что утка выделяет растительные, а кобчик — гнилостные запахи, являющиеся для них жизненно существенными, что пчела реагирует на сложные формы, являющиеся признаками цветов, оставляя без внимания простые геометрические формы, лишенные для нее биологического значения, что кошка, живо реагируя на поскребывание мыши, не обращает внимание на звуки перелистывания книги или шуршание газеты. Тот факт, что внимание животных привлекается жизненно важными сигналами, достаточно хорошо известен.
Все это в равной мере относится и к человеку, с той только разницей, что те потребности и интересы, которые характеризуют человека, в подавляющей части носят не характер биологических инстинктов и влечений, а характер сложных побуждающих факторов, сформированных в общественной истории. Например, человек, интересующийся спортом, выделяет из всей доходящей до него информации ту, которая относится к футбольному матчу, а человек, интересующийся новостями радиотехники, обратит внимание на те стоящие на полке книги, которые относятся именно к этому предмету.
Легко убедиться в том, что сильный интерес человека, делающий одни сигналы Доминирующими, одновременно тормозит все побочные, не относящиеся к сфере его интересов сигналы. Хорошо известные факты, говорящие о том, что ученые, погруженные в решение сложной задачи, перестают воспринимать все побочные раздражения, отчетливо указывают на это.
Существенное значение для понимания факторов, направляющих внимание человека, имеет структурная организация человеческой деятельности.
Известно, что деятельность человека определяется потребностью или мотивом и всегда направлена на определенную цель. Если мотив в некоторых случаях может оставаться неосознанным, цель и предмет его деятельности всегда осознаются. Известно, наконец, что именно этим цель действия отличается от тех средств и тех операций, которыми она достигается.
Пока отдельные операции не автоматизированы, выполнение каждой из них составляет цель данного отрезка деятельности и привлекает к себе внимание; достаточно вспомнить, как напрягается внимание неопытного стрелка к спуску курка или напрягается внимание начинающего писать на пишущей машинке к каждому удару на клавишу. Когда деятельность автоматизируется, отдельные операции, входящие в ее состав, перестают привлекать внимание и начинают протекать без осознания, в то время как основная цель продолжает осознаваться. Достаточно внимательно проанализировать процесс стрельбы у хорошо обученного стрелка или процесс письма на пишущей машинке у опытной машинистки, чтобы видеть это.
Все это показывает, что направление внимания определяется психологической структурой деятельности и существенно зависит от степени ее автоматизации. Общая задача, направляющая деятельность человека, выделяет как предмет его внимания ту систему сигналов или связей, которые входят в состав вызванной деятельности человека, которая вызвана этой задачей. Конкретная цель, которую ставит перед собой человек, решающий задачу, делает относящиеся к ней сигналы или действия центром внимания. Процесс автоматизации деятельности приводит к тому, что отдельные действия, привлекавшие внимание, становятся автоматическими операциями, и внимание человека начинает смещаться на конечные цели, переставая привлекаться хорошо упроченными привычными операциями. Едва ли не наиболее важным является тот факт, что направление внимания находится в прямой зависимости от успеха или неуспеха деятельности.
Успешное завершение деятельности сразу же устраняет то напряжение, которое сохранялось у человека все время, пока он пробовал решать задачу. Например, человек, опустивший письмо в почтовый ящик, тут же забывает о выполненном намерении, оно перестает беспокоить его. Наоборот, незаконченная деятельность или неуспешно выполненное задание продолжают вызывать напряжение и привлекать внимание, сохраняя его, пока задача не будет успешно выполнена.
Внимание входит как контрольный механизм в аппарат «акцептора действия»:
оно обеспечивает сигналы, указывающие на то, что задача еще не выполнена, действие не завершено, и именно эти «обратные сигналы» побуждают субъекта к активной деятельности.
Таким образом, внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля.
Все это делает внимание одной из наиболее существенных сторон деятельности человека.
studopedia.net
Факторы, определяющие внимание. Лекции по общей психологии
Факторы, определяющие внимание
Какими факторами определяется внимание человека? Можно выделить по крайней мере две группы факторов, которые обеспечивают избирательный характер психических процессов, определяя как направление, так и объем и устойчивость сознательной деятельности.
К первой группе относятся факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей, доходящих до человека (структуру внешнего поля).
Ко второй — факторы, относящиеся к деятельности самого субъекта (структура внутреннего поля).
Остановимся на каждой группе отдельно.
1. Первую группу составляют факторы внешне воспринимаемых субъектом раздражителей; они определяют направление, объем и устойчивость внимания, сближаются с факторами структуры восприятия.
Одним из факторов, входящих в эту группу, является интенсивность (сила) раздражителя. Если субъекту предъявляется группа одинаковых или разных раздражителей, один из которых выделяется своей интенсивностью (величиной, окраской и т. п.), внимание субъекта привлекается именно этим раздражителем. Естественно, что, когда субъект входит в слабо освещенную комнату, его внимание сразу же привлекается внезапно загоревшейся лампочкой. Характерно, что в тех случаях, когда в воспринимаемом поле выступают два равных по силе раздражителя и когда отношения между ними настолько уравновешены, что ни один из них не доминирует, внимание человека приобретает неустойчивый характер, и возникают колебания внимания, при которых то один, то другой раздражитель становится доминирующим. Выше, разбирая законы структурного восприятия, мы уже приводили примеры таких «неустойчивых структур».
Другим внешним фактором, определяющим направление внимания, является новизна раздражителя, или его отличие от других раздражителей.
Если среди хорошо знакомых раздражителей появляется такой, который резко отличается от остальных или является необычным, новым, он сразу же начинает привлекать к себе внимание и вызывает специальный ориентировочный рефлекс.
Приведем пример эксперимента.
В первой его части среди одинаковых кружков дается единственный крест, резко отличающийся от остальных фигур; во второй дается несколько рядов одинаковых линий, причем в одной из этих рядов имеется пропуск, отличающий это место от остальных, в третьей — среди одинаковых крупных точек дается одна отличающаяся от них слабая точка.
Легко увидеть, что во всех случаях внимание направляется на отличающийся, «новый» элемент, который иногда сохраняет ту же физическую силу, как и другие, привычные раздражители, а иногда по своей интенсивности может быть даже слабее их. Нетрудно вспомнить, что если привычный, монотонно повторяющийся звук (например, рокот мотора) внезапно прекращается, отсутствие раздражителя может стать фактором, привлекающим внимание.
Оба упомянутых условия определяют направление внимания. Однако существуют внешние факторы, которые определяют и его объем.
Мы уже говорили выше, что восприятие доходящих до человека раздражителей внешней среды зависит от их структурной организации. Легко видеть, что мы не можем успешно воспринять большое число беспорядочно разбросанных раздражителей, однако мы легко можем сделать это, если они организованы в определенные структуры.
Структурная организация воспринимаемого поля является одним из наиболее мощных средств управления нашим восприятием и одним из наиболее важных факторов расширения его объема, и психологически обоснованная, рациональная организация структуры воспринимаемого поля является одной из важнейших задач инженерной психологии. Нетрудно видеть, какое значение приобретает обеспечение наиболее рациональных форм организации потока информации, доходящей до летчика, управляющего приборами скоростных или сверхскоростных самолетов.
Все перечисленные факторы, определяющие направление и объем внимания, относятся к особенностям воздействующих на субъекта внешних раздражителей, иначе говоря, к структуре поступающей из внешней среды информации.
Легко понять, насколько важно учитывать эти факторы для того, чтобы научиться на научных основах управлять вниманием человека.
2. Вторая группа факторов, определяющих направление внимания, — те, которые связаны не столько с внешней средой, сколько с самим субъектом и со структурой его деятельности.
В эту группу факторов относится прежде всего то влияние, которое оказывают потребности, интересы и «установки» субъекта на его восприятие и на протекание его деятельности.
Разбирая проблемы биологической эволюции поведения животных, мы уже видели решающую роль, которую играет в поведении животных биологическая важность сигналов.
Мы указали на то, что утка выделяет растительные, а кобчик — гнилостные запахи, являющиеся для них жизненно существенными, что пчела реагирует на сложные формы, являющиеся признаками цветов, оставляя без внимания простые геометрические формы, лишенные для нее биологического значения, что кошка, живо реагируя на поскребывание мыши, не обращает внимание на звуки перелистывания книги или шуршание газеты. Тот факт, что внимание животных привлекается жизненно важными сигналами, достаточно хорошо известен.
Все это в равной мере относится и к человеку, с той только разницей, что те потребности и интересы, которые характеризуют человека, в подавляющей части носят не характер биологических инстинктов и влечений, а характер сложных побуждающих факторов, сформированных в общественной истории. Например, человек, интересующийся спортом, выделяет из всей доходящей до него информации ту, которая относится к футбольному матчу, а человек, интересующийся новостями радиотехники, обратит внимание на те стоящие на полке книги, которые относятся именно к этому предмету.
Легко убедиться в том, что сильный интерес человека, делающий одни сигналы доминирующими, одновременно тормозит все побочные, не относящиеся к сфере его интересов сигналы. Хорошо известные факты, говорящие о том, что ученые, погруженные в решение сложной задачи, перестают воспринимать все побочные раздражения, отчетливо указывают на это.
Существенное значение для понимания факторов, направляющих внимание человека, имеет структурная организация человеческой деятельности.
Известно, что деятельность человека определяется потребностью или мотивом и всегда направлена на определенную цель. Если мотив в некоторых случаях может оставаться неосознанным, цель и предмет его деятельности всегда осознаются. Известно, наконец, что именно этим цель действия отличается от тех средств и тех операций, которыми она достигается.
Пока отдельные операции не автоматизированы, выполнение каждой из них составляет цель данного отрезка деятельности и привлекает к себе внимание; достаточно вспомнить, как напрягается внимание неопытного стрелка к спуску курка или напрягается внимание начинающего писать па пишущей машинке к каждому удару на клавишу. Когда деятельность автоматизируется, отдельные операции, входящие в ее состав, перестают привлекать внимание и начинают протекать без осознания, в то время как основная цель продолжает осознаваться. Достаточно внимательно проанализировать процесс стрельбы у хорошо обученного стрелка или процесс письма на пишущей машинке у опытной машинистки, чтобы видеть это.
Все это показывает, что направление внимания определяется психологической структурой деятельности и существенно зависит от степени ее автоматизации. Общая задача, направляющая деятельность человека, выделяет как предмет его внимания ту систему сигналов или связей, которые входят в состав вызванной деятельности человека, которая вызвана этой задачей. Конкретная цель, которую ставит перед собой человек, решающий задачу, делает относящиеся к ней сигналы или действия центром внимания. Процесс автоматизации деятельности приводит к тому, что отдельные действия, привлекавшие внимание, становятся автоматическими операциями, и внимание человека начинает смещаться на конечные цели, переставая привлекаться хорошо упроченными привычными операциями. Едва ли не наиболее важным является тот факт, что направление внимания находится в прямой зависимости от успеха или неуспеха деятельности.
Успешное завершение деятельности сразу же устраняет то напряжение, которое сохранялось у человека все время, пока он пробовал решать задачу. Например, человек, опустивший письмо в почтовый ящик, тут же забывает о выполненном намерении, оно перестает беспокоить его. Наоборот, незаконченная деятельность или неуспешно выполненное задание продолжают вызывать напряжение и привлекать внимание, сохраняя его, пока задача не будет успешно выполнена.
Внимание входит как контрольный механизм в аппарат «акцептора действия»: оно обеспечивает сигналы, указывающие на то, что задача еще не выполнена, действие не завершено, и именно эти «обратные сигналы» побуждают субъекта к активной деятельности.
Таким образом, внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля.
Все это делает внимание одной из наиболее существенных сторон деятельности человека.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Факторы, влияющие на наше внимание
Факторы, влияющие на наше внимание
Какими бы совершенными ни были методы и способы управления вниманием, каким бы талантливым ни был человек, формирующий эту черту у своего подопечного, обязательно должны быть созданы определенные условия, способствующие этому процессу.
Говоря о формировании внимания, мы в первую очередь имеем в виду произвольный и послепроизвольный типы внимания. Только они позволяют человеку работать в любых условиях, не отвлекаясь на посторонние раздражители, и полностью сосредотачиваться на одном объекте, который в данный момент представляется для него наиболее важным.
Самое большое влияние на формирование внимания оказывает интересная и увлекательная работа. Однако она должна быть не только приятной, но и в меру трудной, требующей приложения усилий.
«В меру трудной» означает, что степень ее сложности и трудоемкости должна быть обязательно соотнесена с возрастом, физическими и умственными данными человека, его наклонностями и устремлениями.
Работа должна выполняться осознано, а не превращаться в простой механический акт, когда руки делают одно, а голова занята совершенно другим. Более того, человек должен нести ответственность за результаты своей деятельности.
При таком подходе ясно, что процесс формирования внимания не может не сопровождаться требованиями дисциплины или самодисциплины. Приучать себя работать в определенное время, не останавливаться на полпути, всегда доводить порученное дело до конца, доходить до самой сути решаемой проблемы – вот далеко не полный список того, что помогает стать по-настоящему внимательным человеком.
Само собой разумеется, что требования дисциплины, а особенно самодисциплины, связаны с развитием у человека волевых качеств.
Воспитание в себе все перечисленных качеств, которые больше относятся к характеру, должно идти параллельно формированию объема внимания и выработке навыка его распределения. Речь идет о том, что человек в процессе свой профессиональной деятельности должен стремиться выполнять несколько действий одновременно, внимательно их контролируя.
И последнее: человек должен учиться переключать внимание с объекта на объект, из множества второстепенных дел вычленять самое главное, а по мере возрастания объема внимания скорость его переключения должна увеличиваться.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАШЕ ВНИМАНИЕ — МегаЛекции
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ
О проблемах памяти мы начинаем задумываться только тогда, когда она начинает нас подводить, создавая дополнительные трудности. А пока этого не происходит, нам неинтересно, как работает механизм запоминания. Мы предпочитаем действовать на ощупь, используя чаще всего для сохранения информации хорошо известный со школы метод механического повторения.
А ведь память действует сообразно человеческой природе. Что обычно подталкивает вас к выполнению той или иной работы? Чаще всего это какой-нибудь «пряник», который вы получите в результате приложенных усилий. Жизнь вокруг нас постоянно меняется, и по логике мы тоже должны постоянно меняться, чтобы соответствовать новым обстоятельствам. Но на практике мы ведем себя по-другому только тогда, когда такое поведение доставляет нам удовлетворение. Именно такие действия, которые доставляют нам положительные эмоции, запоминаются и усваиваются без особых усилий с нашей стороны, как бы сами собой.
И правда, никому не придет в голову назвать тяжелым трудом купание в море или просмотр любимого фильма. Точно так же работает и память.
Любое ее усилие вызвано какой-либо потребностью или интересом. Ведь вы никогда не забываете поспать, поесть или пойти на работу, потому что это жизненно необходимые действия. Вознаграждение, которое вы получаете в результате предпринятых усилий, стоит доставленных ими неудобств.
Потребность и интерес в совокупности создают мотивацию, которая стимулирует привлечение внимания и его концентрацию на необходимой информации.
Если человек не будет сосредоточен на том, что нужно запомнить, запись информации в памяти будет нечеткой, следовательно, не будет и никакой гарантии ее четкого воспроизведения. Здесь важно отметить тот факт, что при этом степень концентрации внимания
должна быть достаточно высокой. И наконец, нельзя не сказать о той работе, которую совершает ум, когда достигнута необходимая степень концентрации, которая заключается в
организации запоминаемой информации.
Таким образом, механизм функционирования памяти можно представить в виде цепи с пятью звеньями:
Если ее разорвать, информация будет потеряна и произойдет забывание.
Давайте сравним процесс запоминания с записью на магнитофон. Что вы прежде всего сделаете? Убедитесь, что ваш аппарат исправен и готов к работе. Значит, главное условие нормального функционирования памяти – это отсутствие нарушений в работе мозга.
Затем вы должны устранить все посторонние шумы, которые могут повлиять на качество записи, то есть отвлечься от всех посторонних мыслей и сосредоточиться на том, что вам нужно запомнить. Чтобы сконцентрировать внимание и направить его в нужное русло, требуется время, поэтому не стоит торопиться: тщательно проделанная подготовительная работа обязательно скажется на результате.
Если у вас хорошо развита зрительная память, вам не составит труда воспроизводить яркие мысленные образы того, что вы хотите запомнить. А чтобы создать их, вам придется задействовать все ваши чувства. И здесь опять не обойтись без внимания. Только оно способно активизировать ваши чувственные и интеллектуальные способности, которые и являются основными инструментами для создания мысленных образов.
Повысить качество записанной в память информации можно также с помощью ассоциирования мысленного образа с имеющимся чувственным восприятием.
УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ
Начинать формирование внимательности следует как можно раньше. Как только ребенок начал реагировать на голос матери, потянулся за игрушкой, сделал первый шаг в сторону заинтересовавшего его предмета, должен начаться процесс обучения, который будет продолжаться в школе, вузе, на работе – практически всю свою сознательную жизнь человек учится быть внимательным. Учеными были разработаны многочисленные способы управления вниманием в зависимости от целей и методов обучения.
В процессе усвоения каких-либо знаний важно вызвать у учащегося непроизвольное внимание. Оно проще всего формируется под воздействием интереса к содержанию занятий. Если учителю удалось заинтересовать ученика, последний будет ловить каждое слово, обращенное к нему, каждый жест и даже выражение лица преподавателя. И все это будет происходить без каких-либо усилий со стороны обучаемого.
Однако даже при наличии интереса внимание может колебаться, поэтому время от времени учитель должен направлять внимание ученика в нужное русло с помощью фраз типа «Обратите внимание на…», «Посмотрите сюда», «Внимательно рассмотрите…». Вот так с помощью самых простых приемов можно осуществлять управление вниманием человека.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НАШЕ ВНИМАНИЕ
Какими бы совершенными ни были методы и способы управления вниманием, каким бы талантливым ни был человек, формирующий эту черту у своего подопечного, обязательно должны быть созданы определенные условия, способствующие этому процессу.
Говоря о формировании внимания, мы в первую очередь имеем в виду произвольный и послепроизвольный типы внимания. Только они позволяют человеку работать в любых условиях, не отвлекаясь на посторонние раздражители, и полностью сосредотачиваться на одном объекте, который в данный момент представляется для него наиболее важным.
Самое большое влияние на формирование внимания оказывает интересная и увлекательная работа. Однако она должна быть не только приятной, но и в меру трудной, требующей приложения усилий.
«В меру трудной» означает, что степень ее сложности и трудоемкости должна быть обязательно соотнесена с возрастом, физическими и умственными данными человека, его наклонностями и устремлениями.
Работа должна выполняться осознано, а не превращаться в простой механический акт, когда руки делают одно, а голова занята совершенно другим. Более того, человек должен нести ответственность за результаты своей деятельности.
При таком подходе ясно, что процесс формирования внимания не может не сопровождаться требованиями дисциплины или самодисциплины. Приучать себя работать в определенное время, не останавливаться на полпути, всегда доводить порученное дело до конца, доходить до самой сути решаемой проблемы – вот далеко не полный список того, что помогает стать по-настоящему внимательным человеком.
Само собой разумеется, что требования дисциплины, а особенно самодисциплины, связаны с развитием у человека волевых качеств.
Воспитание в себе все перечисленных качеств, которые больше относятся к характеру, должно идти параллельно формированию объема внимания и выработке навыка его распределения. Речь идет о том, что человек в процессе свой профессиональной деятельности должен стремиться выполнять несколько действий одновременно, внимательно их контролируя.
И последнее: человек должен учиться переключать внимание с объекта на объект, из множества второстепенных дел вычленять самое главное, а по мере возрастания объема внимания скорость его переключения должна увеличиваться.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Произвольное внимание. Виды внимания. Характеристики произвольного внимания :: SYL.ru
Все человеческие процессы познания направлены на различные объекты, которые в них отражаются. К пунктам познания относятся восприятие и логическое мышление. Люди постоянно думают о чём-то, что-то воображают, мечтают о том, что привлекло их произвольное внимание. Сущность человека такова, он ― постоянно мыслящая личность, без мысли он не функционирует и не развивается во всех смыслах. В естественном восприятии заключено непредвзятое отношение личности к окружающему миру, в котором она живёт и обитает, и предметам, которые ее окружают, искусственно ей созданным и природным. Отношение формируется таким понятием, как внимание. Ощущения, мышление, память, восприятие — все эти чувства имеют своё специфичное содержание, включающее единение создаваемого образа и постоянной деятельности.
- Восприятие — это объединённый процесс преемственности образа предмета и явления действительности.
- Мышление сочетает реальную объективную действительность и человеческую мысль.
Произвольное внимание же своего собственного содержания не имеет. Оно внутри всех эмоциональных чувств. Мы собранны, когда что-то привлекает наше внимание, оно может быть следствием прислушивания или приглядывания, это выборочная направленность в сторону объекта. За вниманием стоят интересы и потребности человека, если он заинтересован в чём-либо, это что-то его заинтересует.
Связь
Во внимании находит себе заострённое выражение связанность сознания с предметом. Меняющаяся интенсивность психической деятельности обуславливается отчётливостью объекта в представлении, это и есть особенности внимания. Если же оно пристальное, объект взаимосвязан с нарастающей работой сознания, определяющей степень начального интереса. Внимание обнаруживает взаимоотношения психической деятельности человека и предмета, на который он обратил взор или слух. Причины, разбудившие в сознании человека интерес, заключены не только в предмете, но и в отношении к нему и наоборот.
Произвольное внимание ― это в психологии следствие трудовой деятельности, они тесно связаны между собой. Мотив поведения определяет такие отклики, как настороженность, готовность действовать, бдительность, мобилизованность. Но изначально сигналом начала внимания служит заторможенность в несколько секунд, помогающая переработать информацию.
Формы внимания
Внимание делится на несколько типов, они выражаются как в практической, так и в теоретической функциональности. Сосредоточенность на движущемся объекте является первым типом интереса, его характеризует устремлённый вовне взгляд, зорко следящий и передвигающийся вслед за движением, это явное произвольное внимание. Второй тип ― пристальное внимание, обусловленное внутренней тягучей мыслительной деятельностью. Взгляд человека почти неподвижен и устремлён в одну точку. В любом случае особенности концентрации — это совокупности мыслей и действий, направленных в одну сторону, работающих в командном режиме.
Станиславский написал на этот счёт верное определение: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же ещё больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создаёт крепкую связь с объектом».
Теории и реальность
Гештальтпсихологи (структурные учёные) и представители поведенческой психологии в начале ХХ в. предприняли весьма радикальные попытки изгнать понятие о внимании из психологических терминов. Они привязывали его как термин к рефлекторным установкам и структурности сенсорного поля. Однако их механистические попытки не увенчались успехом, а наоборот, послужили толчком к более детальному рассмотрению теории, подвигшему внимание в степень отдельного научного исследования.
Примитивные, начальные формы внимания можно отнести к рефлекторным установкам, так как именно рефлексы отвечают за внешние раздражители посредством восприятия. Так, яркие предметы привлекают произвольное внимание. Первым реагирует зрение, посылая в мозг соответствующий рефлекс. Или ухо начинает прислушиваться в сторону привлекших его звуков. Только рефлекторные установки являются лишь самыми первичными признаками.
Структурность сенсорного поля объясняет лишь часть аспекта, внимание никак не может быть разделено на чувственное содержимое вроде влечения и структурное одностороннее целое. Характеристики произвольного внимания заключаются в отвлечении, в аналитическом размышлении над всеми сторонами представляемого привычного объекта.
Виды внимания, которые повсюду разъясняются как функции мыслительного процесса, по существу выражают лишь степень отношения человека к окружающей среде. Если человек обладает высшими формами внимания, это означает обособленность от природы, противопоставление ей. Он получает возможность мысленно переключать реальную ситуацию в читаемый контекст, преобразовывать, представлять, выделять различные моменты.
Между тем внимание ― это взаимосвязь между действием и мыслью, направлением психических процессов. Сознание направляет произвольное внимание на привычный ему предмет случайным образом, скользя и не мешая текущему ходу мыслей. Здесь уже нет интереса и влечения. Развитие произвольного внимания проходит на подсознательном уровне. Первой ступенью становятся те же рефлекторные установки. В младенчестве ребёнок изучает мир посредством непроизвольного внимания, его привлекают яркие краски и звуки. Со временем непроизвольное внимание формируется в произвольное, тем самым подчиняя самовольные нейроны в мозгу человека действующим закономерностям. Произвольное и непроизвольное внимание зависит от сознательных намерений и помыслов человека в средоточии его ареала. Он вынужден изучать мир, в котором он живёт, на протяжении всего жизненного цикла, потому что он перемещается и мигрирует по планете.
Свойства
Особенности произвольного внимания заключены в странном союзе собственной пассивности и элементов активности объекта. Иными словами, если произвольное внимание человека направлено на изучаемый давно им объект, он не замечает ничего вокруг, а малейшее изменение в его фокусе будет им зафиксировано. Виды произвольного внимания делятся на первичное, вторичное и третье. Вернуться от непроизвольного обратно к произвольному и удержать его ― это вторичное. Например, отвлечься от привычного созерцания к привлекшей инородной детали и вновь вернуться к обзору, пытаясь найти предыдущую точку визуального контакта, означает вторичное произвольное. Подавление возникшей рассеянности без усилий является третьей иллюстрацией.
Часть педагогики
Формирование произвольного внимания напрямую определяет изначальную концентрированность на объекте, сулящем нам какой-то посыл. Ведь акцентируя на чём-либо внимание, мы оцениваем и разглядываем это, стимулируя мозговую деятельность и мысленно собирая картотеку предметов и явлений. Своевременное развитие произвольного внимания у детей обусловлено именно расчётом на систематизацию данных, чёткое усваивание материала вне зависимости от отвлекающих событий. Чтобы приучить школьника владеть техникой произвольного внимания, следует в первую очередь воспитать в нём дисциплину и концентрацию.
Характеристики произвольного внимания младших школьников зависят от качества педагогического материала, его размеров и объёма доступной информации, не перегружающей учеников. Правильное распределение достигается при помощи специальных методик с упражнениями, нацеленных на тренировку постоянного или косвенного изучения.
Школьникам в младших классах тяжело удерживать внимание на учебных материалах в непривычном для них количестве, поэтому психологами и педагогами разрабатываются пособия, помогающие развитию непроизвольного внимания у детей. Владение несколькими упражнениями позволяет им легче переносить смысловую нагрузку, особенно если техники по содержанию хорошего качества и приспособлены под их возраст.
Физиология внимания
Когда «включается» внимание, работа психики значительно усиливается. Нейроны посылают друг другу сигналы, характеризующие типаж эмоции, начиная с настороженности и заканчивая произвольным вниманием, пристальным. Посылы нейронов, в свою очередь, отражаются на всём организме, паническая неразбериха сигналов на самом деле является слаженным механизмом, но приводит в боевую готовность все остальные центры нервной системы.
Внимание может быть в нескольких стадиях:
- концентрированность;
- распределяемость;
- устойчивость.
Концентрированность означает сосредоточенность человека на чём-либо, она зависит от степени восприятия и интереса к предмету. Тут главную роль может сыграть как произвольное, так и непроизвольное внимание, они могут сменять друг друга, в зависимости от объёма информации.
Способности к распределяемости позволяют охватывать несколько объектов одновременно, причём эта наработанная способность напрямую зависит от умения удерживать и концентрировать произвольное внимание. Устойчивость взаимосвязана с временной переменной, длительностью изучения.
Непременно стоит упомянуть такое понятие, как колебания внимания. Сенсорная ясность размывается, когда органы, связанные с сосредоточением, утомляются.
Всё-таки произвольное внимание имеет корни в непроизвольном, поэтому основой концепции разработки методических пособий по развитию устойчивости направленности умственного процесса является открытие в привычном новых граней, вторичного признака. В тех местах, где сознание упирается в скудное содержание с ограниченными возможностями изучения, неизбежны колебания, отвлекающие и не дающие сконцентрироваться. Если же тема может открыться с неизведанной стороны, есть предпосылки для исследований, произвольное внимание может долго оставаться устойчивым. Только возможность развёртывать динамику гарантирует мыслительный процесс, влияющий на прогресс произвольного внимания.
Рассеянность
Не надо путать рассеянность и многообразие интересующего объекта. Рассеянность означает зрительное и смысловое перемещение внимания, не фиксирующее никаких деталей. Одновременно вероятность существования центра взаимосвязи нескольких предметов идет равномерно с работой психических регуляторов. Если все эти предметы имеют общее основание для рассмотрения, внимание будет устойчивым и произвольным, будет нести смысловую подоплеку и не рассеиваться. Произвольное внимание — это в психологии отдельный аспект.
Умственный труд целенаправленно соединён с видом внимания. Лишь высшие формы понимания могут помочь качественно обработать несущий информативный материал. Устойчивость внимания не исключает возможности переключаться на новые объекты, не теряя предыдущей смысловой нагрузки, в этих процессах участвуют внутренние связи, делающие внимание гибким.
Умение переключаться у всех людей различно, в первую очередь оно зависит от способностей индивида, от его темперамента. Переключение можно развить путём упражнений, но ещё оно бывает трудным, если приходится перебегать с ситуации с непроизвольным вниманием на операцию с участием произвольного.
Сознание
Произвольное и непроизвольное внимание — это очень важный элемент сознания. А человеческое сознание многогранно. Мысли, эмоции, сила воли — все эти психические процессы переплетаются с видами внимания. Его типы:
- широкое;
- узкое;
- распределяемое;
- переключаемое;
- концентрированное;
- устойчивое;
- неустойчивое;
- флуктуирующее.
Учёными отмечено, что произвольное внимание, высшие формы его проявления заключены в физическом труде. Рутинная работа качественно развивает все виды произвольного внимания, причём это делается на подсознательном уровне, превращаясь в профессиональные навыки. К примеру, рабочий стоит и контролирует функциональность нескольких станков, причём не отвлекается от одного и того же, проверяя неизменные форму и качество производственных деталей.
Детское внимание
Дети более всего подвержены проявлениям непроизвольного, часто меняющегося внимания. Недолгое изучение одного предмета теряет всякую привлекательность с появлением другого. Поддержание произвольного внимания имеет ценность с малых лет. В школьном возрасте малый процент умения концентрироваться и удерживать его может сыграть негативную роль. Ребёнок, который невнимателен с объектом, не сможет тщательно его изучить. Его мыслительный процесс постоянно «соскакивает» на другие темы. Психологами давно замечена эта проблема с произвольным вниманием у детей. В упражнениях, направленных на огранку рефлексов, хорошо помогает манипулирование. Дети повторяют за взрослыми все движения и речь, этот фактор эффективно используется в методах, развивающих соответствующие навыки.
Продуманная организация упражнений позволит малышу освоить первоначальные неосознанные типы внимания, впоследствии ему будет гораздо легче осваивать школьный материал. Урок в среднестатистической школе проходит 45 минут, потому что это максимальное время для допустимой нагрузки на ребёнка согласно его возрасту. Произвольное внимание школьников рассчитывается от времени на объём материалов. Постепенно детсадовец привыкает к практическим занятиям лепкой или рисованием, так и ученик — к систематическому сосредоточению в течение недели. Для педагогов важно, чтобы подаваемый ими материал был постоянно интересен аудитории, несмотря на специфику содержания.
Таким образом, для развития произвольного внимания важны направленность и тренировка волевых навыков. Ученики способны познавать лишь при умении использовать свои способности к анализу в сочетании с дисциплинированностью и систематизацией школьной системы образования.
Послесловие
Рассеянность тоже может быть разной степенью внимания. При реальной рассеянности человек не умеет даже управляться с собственным обиходом, потому что произвольное внимание у него совсем не развито. И второе, она может быть следствием концентрированного внимания, когда человек сосредоточен на решении какой-то проблемы длительное время, все остальные элементы жизни размываются на фоне центрального изучения, в котором принимают участие все нервные окончания. Психика устроена самым непостижимым и странным образом, и чтобы управлять собственным телом, надо найти ключи к загадкам человеческого мозга. Эмоциональные факторы весьма опосредованы, они рождаются из побуждений и желаний.
Трудовая деятельность, которая осуществляется человеком с помощью и из-за произвольного внимания, идёт параллельно с игрой во взаимоотношения людей и природы, собственной и их окружающей. Действия, присущие детям, на самом деле сопровождают личность весь ее сознательный путь. Поэтому препятствия, возникающие на жизненном пути, человек рассматривает в первую очередь как головоломку, и только интерес помогает ему оценить и сопоставить размеры загадки и сделать альтернативные выводы решения. Произвольное внимание младших школьников растёт вместе с ними. Между тем, только волевое усилие влечёт выработку произвольного внимания и наоборот.
Изучение методики произвольного внимания издавна и по-прежнему представляет собой большой практический и теоретический интерес. Оно является одним из способов углублённого познания природы мышления и присущих ему закономерностей. Детальное изучение внимания требует специального анализа всех его процессов и сторон, вполне понятен практический интерес педагогов и воспитателей к этому вопросу психологии. Для этого они избегают монотонности и обыденности в своих занятиях, ведь чтобы развить произвольное внимание, надо заставить тематику зазвучать по-новому, раскрыться с другой стороны и намекнуть, что это лишь одна из скрытых потенциальных возможностей.
Итак, мы рассмотрели виды внимания и выделили важность и актуальность методики, произвольное внимание в которой, несомненно, является основополагающей частью наряду с интересом к объекту или предмету. Преподавателям же важно понимать структуру психического развития и разбираться в ней для более конкретизированной и ёмкой подачи материала. Следовательно, любая работа, связанная с обучением детей, напрямую связана с наукой психологией.
Никакая умственная работа не проходит без участия внимания. Его концентрированное содействие помогло и помогает выживать человеку, а многоообразие окружающей среды дарит познания и содействует рождению таких умных людей с гениальным потенциалом, как творческие личности, обладающие высшими формами внимания. Они способны увидеть и проанализировать с новой стороны то, что другие не оценили по достоинству, мельком проглядев. Особенности внимания помогают им. Самым ярким примером научного открытия служит легенда про Архимеда, обратившего своё произвольное внимание на обычное явление.
www.syl.ru