Кто такой фасилитатор?
Кто такой фасилитатор?КТО ТАКОЙ «ФАСИЛИТАТОР»?Фасилитатор – это не тот, кто стоит перед группой и читает лекцию. Фасилитатор стимулирует и способствует достижению взаимопонимания и консенсуса. Основные навыки фасилитатора Опытный фасилитатор должен также иметь следующие навыки: Наиболее важным уроком из всех является умение получать РАДОСТЬ при этом. Чтобы получить максимум от воркшопа, всем его участникам должно быть комфортно друг с другом. Фасилитаторы знают что они успешны, тогда, когда видят перед собой группу счастливых, улыбающихся людей. Удачный воркшоп – это не сложно. Фасилитатор должен лишь создать такой набор техник и инструментов, который позволит сфокусировать и заинтересовать участников воркшопа в его материале Будучи фасилитатором, это только Вам решать, что будет эффективным, а что – нет, при взаимодействии с участниками вашего воркшопа. Файлы Dollarphotoclub_77029487.jpg>> Все статьи |
Фасилитация Pinpoint Конференция фасилитаторов Методы Тренинги Вебинары Визуализация Конкурс Рисунок Stormz Фасилитирующее лидерство Сертификация вебинары +7 (495) 500-60-69 Москва, ул. Мещанская 7 стр. 1 |
Зачем нужен фасилитатор? | психолог Оксана Королович
Сегодня многие слышат слова «фасилитация» и «фасилитатор». И большинство лишь пожимают плечами – мало ли что это может значить, последнее время много американизмов появилось в языке. Однако такое незнание может сыграть злую шутку. Особенно когда речь идет о менеджерах высшего звена, владельцах бизнеса и в целом тех, кто стремиться преуспеть.
Наиболее ценным для любой организации будет специалист, который совмещает в себе несколько ролей.
Так, в качестве коуча специалист сможет проводить сессии с высшим звеном управления. В качестве консультанта организаций – давать советы и предлагать разные варианты действий. И в качестве фасилитатора – организовать и наладить эффективный процесс.
Так что это же эта за зверь такой «фасилитатор» и «с чем его едят»? Недавно в своих аккаунтах с соцсетях я говорила, что одна из трех Ролей, на которых я планирую сфокусироваться в этом году – фасилитатор. Именно поэтому сегодня я хочу помочь вам понять, в чем заключается работа фасилитатора и почему его помощь крайне важна для успешного ведения бизнеса.
Что такое фасилитация?Это такая технология организации взаимодействия и коммуникации в группе, благодаря которой повышается как эффективность отдельно взятого члена группы, так и качество принимаемых группой решений и их реализации.
Если упростить, то благодаря фасилитации повышается скорость и продуктивность работы компании. Привлечение профессионального специалиста в этой сфере благоприятно сказывается как на человеческом факторе, так и эффективности функционирования бизнеса. Для любой компании, стремящейся преуспеть, критически важно организовывать эффективную коммуникацию между всеми своими сотрудниками.
Так, фасилитация позволяет обеспечить:
- Высокую вовлеченность каждого члена команды.
- Максимальный уровень ответственности и осознанности сотрудников на рабочем месте.
- Возможность услышать каждого сотрудника и его идеи.
- Стабильное развитие компании и синергию (полезное взаимодействие) команд.
Прежде всего нужно понимать, что фасилитатор – лицо стороннее и непредвзятое. В его обязанности не входит знание тонкостей специализации организаций, в которых он проводит свою работу. То есть, ему не нужно разбираться в тонкостях работы биржи, чтобы провести, например, брейншторминг в брокерской компании.
А что же он должен знать и уметь? Качественный и опытный специалист-фасилитатор должен:
- Своим участием в процессе обсуждения привносить в него креативность.
- Уметь понимать и влиять на групповые процессы и динамику (для чего необходимо психологическое образование, которого не имеет большинство современных фасилитаторов).
- Уметь распознать доминирующего человека в группе и знать, как мягко его приостанавливать.
- Уметь распознавать тех, кто боится/не решается вступить в дискуссию или кому скучно. И тоже мягко включить их в процесс.
- Направлять дискуссию в необходимое русло и структурировать ее.
- Оперативно реагировать на возможные затруднения и быстро запускать процесс их преодоления.
Работа фасилитатора настолько креативная, насколько и сложная. Творческая часть заключается в инструментарии фасилитатора. Именно от обширности его навыков зависит то, насколько эффективно он будет справляться со своими обязанностями. Это и применение знаний в области психологии, и элементы арт-терапии, и глубокие познания в конфликтологии.
Без базового психологического образования иметь обширный инструментарий специалист-фасилитатор просто не может.
Сложность же заключается в том, что фасилитатору нужно быстро и эффективно адаптироваться в непредвиденных ситуациях, работая с большим количеством людей. При этом все люди обладают разными особенностями личности, и нередко конфликтуют между собой. Именно поэтому качественный фасилитатор должен быть готов выйти из зоны комфорта, обладать высокой адаптивностью и стрессоустойчивостью.
Когда нужна фасилитация?Ценность фасилитации заключается в том, что она обеспечивает комфортное и безопасное Пространство для всей группы. И в этом Пространстве люди спокойно высказывают противоположные мнения и обсуждают их без возникновения конфликтов. Благодаря фасилитации придумываются, разрабатываются, планируются сложные задачи и стратегии.
А также, с учетом всех мнений, принимаются наиболее правильные и эффективные решения.Когда же именно будет разумным, если не сказать – необходимым, привлечь фасилитатора?
- Когда запускается новый проект или с текущим проектом возникли затруднения, требующие глубоко понимания.
- Когда необходимо вовлечь или активизировать всех сотрудников в какую-либо деятельность компании.
- В процессе формулировки и принятия корпоративных стандартов, ценностей, процедур взаимодействия и т.д.
- Когда компания нуждается в неординарных, далекоидущих, сложных идеях и решениях.
- Когда необходимо провести собрание или другое организационное мероприятие, в котором будут участвовать группы людей с конфликтом интересов или большие группы.
- Когда есть необходимость собрать и максимально всесторонне проанализировать много идей.
В задачи фасилитаторов входит создание того самого Пространства, в котором он творит свою «магию». Для этого специалисту нужно придерживаться трех принципов. Они обеспечивают максимальную эффективность процесса, и в то же время защищают его от профессионального выгорания.
- Фасилитатор не высказывает свое мнение. Он помогает членам группы прожить процесс: вовлекает в него каждого сотрудника, и стимулирует его к высказыванию своих идей и мыслей.
Исключение, если специалист имеет компетенцию консультанта в организациях. Тогда, переключаясь с Роли фасилитатора на Роль консультанта, специалист может высказывать свои мысли и видение ситуации. - Фасилитатор наблюдает за процессом. Он следит за тем, как каждый сотрудник участвует в разговоре. Фокусируется на том, что должно быть достигнуто и в какое русло течет дискуссия. В случае необходимо направляет ее к нужному курсу.
- Фасилитатор всегда нейтрален. Он никогда не становится на сторону кого бы то ни было из участников процесса.
Для по-настоящему качественной фасилитации специалист должен иметь базовое психологическое образование. Почему? Потому что он работает с людьми. А значит для максимально эффективной и квалифицированной работы он должен понимать принцип работы человеческой психики.
К сожалению, огромное количество фасилитаторов, коучей и консультантов организаций не имеют базового психологического образования. Специалисты, чьей базой является HR или маркетинг, при всем своем желании, не смогут показывать такой же результат, как фасилитаторы с психологической базой.
Я занимаюсь фасилитацией уже 6 лет и могу уверенно сказать, что это один из моих любимых видов деятельности. Потому что в нем, как и в классической психотерапии, главные роли играют призвание, талант и желание и готовность помогать людям.
Ведь по сути своей, фасилитация – это помощь. Не только и не столько помощь организациям, сколько помощь каждому отдельному человеку в группе.
А когда к сотрудникам прислушиваются, когда они видят свой непосредственный вклад в общее дело и когда работа стимулирует их личностный и профессиональный рост, именно тогда и выигрывает компания в целом! И я вижу в этом огромную ценность и важность.
Основные навыки фасилитации и групповая психология…
Введение в курс
Этот учебный курс OXFORD «Основные навыки фасилитации и психология групп» является уникальным, увлекательным и даст вам набор отличных переносимых навыков групповой фасилитации. Это очень практичный курс, преподанный увлекательно и привлекательно.
Этот курс предназначен для профессионалов, которые участвуют в проектах, требующих объединения разных людей для сбора и обмена знаниями, решения проблем и улучшения рабочих отношений. Навыки фасилитации в малых группах необходимы для разработки и проведения полезных и увлекательных мероприятий.
Фасилитатор — это тот, кто использует знания о групповых процессах, чтобы сформулировать и реализовать необходимую структуру для эффективного взаимодействия на собраниях. Фасилитатор фокусируется на групповой динамике, позволяя участникам сосредоточиться на совместной работе. Учебный курс ведет опытный психолог на рабочем месте и профессиональный фасилитатор.
В этом учебном курсе будут освещены:
- Групповая психология
- Как планировать групповые вмешательства для достижения результатов?
- Руководящие принципы для фасилитаторов
- Практические инструменты для фасилитации
- Этапы планирования и структурирования упражнений
Цели
В конце этого учебного курса вы научитесь:
- Понимать роль фасилитатора и основные принципы групповых процессов
- Спланируйте и структурируйте эффективное занятие в небольшой группе, обращая внимание на полезные структуры и вмешательства до, во время и после группового мероприятия
- Используйте различные методы, чтобы направлять и направлять группы
- Определите и скорректируйте свой стиль фасилитации с самосознанием, авторитетом и присутствием
- Разработка стратегий управления динамикой в различных межкультурных и межпоколенческих группах
- Точно и умело собирать и обобщать информацию
Методология обучения
В этом учебном курсе «Основные навыки фасилитации и психология групп» будут использоваться различные проверенные методы обучения взрослых, чтобы обеспечить максимальное понимание, осмысление и запоминание представленной информации. Это включает в себя стимулирующие презентации, поддерживающие каждую из тем, а также интерактивные сеансы обсуждения под руководством тренера.
Будут также практические занятия, на которых участники смогут попрактиковаться и испытать связанные с курсом занятия. Для облегчения обучения будут использоваться практические и веселые упражнения, короткие видеопрезентации, работа в малых группах и обратная связь.
Воздействие на организацию
Участники этого учебного курса Основные навыки фасилитации и психологии групп окажут очень положительное влияние на организацию, в том числе:
- Персонал, продвигающий фасилитированные занятия для улучшения обучения и развития
- Повышение вовлеченности сотрудников
- Создание и совершенствование навыков фасилитации в масштабах всей компании
- Вовлечь всех в собрание, в том числе выманить тихих участников и контролировать властных
- Более широкое использование соответствующих методов фасилитации во всей организации
- Улучшение межличностного взаимодействия
Личное влияние
Посещая этот учебный курс «Основные навыки фасилитации» и «Психология групп», все участники разовьют несколько важных навыков и компетенций, связанных с работой, в том числе:
- членов группы
- Надлежащее применение навыков фасилитации и других групповых техник
- Развитие практических, передаваемых навыков
- Осведомленность и понимание межкультурных вопросов
- Понимание контекста и динамики возникновения конкретных проблем
- Повышение приверженности постоянному профессиональному развитию
Краткое содержание курса
ДЕНЬ 1
Основы фасилитации
- Объяснение фасилитации
- Установление основных правил
- Чем ведущий отличается от докладчика?
- Четыре руководящих принципа для фасилитаторов (ORID)
- Изменение роли фасилитатора
ДЕНЬ 2
Групповая динамика и уклонение от защиты
- Разница между группами и командами
- Групповая деятельность
- Этапы группового развития
- Понимание групповой динамики
- Групповое мышление — Избегание ошибок при принятии групповых решений
ДЕНЬ 3
Динамика фасилитации и вопросы культуры
- Принципы, лежащие в основе фасилитации обучения
- Шесть аспектов фасилитации
- Упражнения по планированию и структурированию
- Вопросы культуры в фасилитации
- Понимание культурных различий и реагирование на них
ДЕНЬ 4
Практические инструменты для фасилитации
- Рекомендации по настройке помещения
- Роли в групповых упражнениях и собраниях
- Планирование и структурирование
- Работа с «трудными» людьми
- Семь техник для работы в малых группах
ДЕНЬ 5
Специальная техника фасилитации: World Café
- Введение в методы World Café
- Преимущества и недостатки метода
- Разговоры, рекомендации и принципы дизайна World Café
- Пять способов сделать коллективные знания видимыми
- Коллективное творчество
Сертификат
Сертификат Oxford Management Center будет выдан делегатам, успешно прошедшим курс обучения.
Аккредитация
NASBA
Все учебные курсы, проводимые Oxford Management, по умолчанию имеют право на получение кредита CPE.
Совместно с
GLOMACS Training & Consultancy
Посетите веб-сайт
Продолжительность
5 дней
Формат
Класс
Язык
Английский
Сертификат
Да
Запрос на этот курс Запрос на внутреннее обучение Запрос на онлайн-формат Скачать брошюру курса
Регистрация на
Основные навыки фасилитации и групповая психология
Выбрать сеанс07-11 августа 2023 г. — Дубай27 ноября-01 декабря 2023 г. — Лондон05-09 августа 2024 г. — Дубай25-29 ноября 2024 г. — Лондон
Личные данные
Mr.Ms.Mrs.Dr.Engr.Prof.
Детали для выставления счетов
Используйте вышеуказанную информацию для выставления счетов (Нажмите, чтобы скопировать)
Я принимаю Условия и положения и Политику отмены*
Форма запроса
Запросите предложение сейчас, наш консультант по обучению свяжется с вами в ближайшее время
Запросить этот курс
Запрос на онлайн-формат
Запрос на онлайн-формат сейчас, наш консультант по обучению свяжется с вами в ближайшее время
Загрузить брошюру курса
Бабушки, учителя и фасилитаторы системного мышления
Мне очень понравилось читать новую блестящую книгу Скотта Пейджа, Образцовый мыслитель . Пейдж описывает множество моделей, которые мы можем применить к данным, чтобы понять наш мир и решить сложные проблемы. Книга заставила меня задуматься о работе, которую мы выполняем, помогая системному мышлению в командах. Мы используем метод системного мышления Уорфилда, один из компонентов которого включает в себя помощь команде в отображении отношений между элементами в матрице. Заполненную матрицу можно рассматривать как граф (то есть системную модель) — модель, которая представляет логику и системное мышление команды. Мы работали со многими командами над различными проектами и продолжаем совершенствовать наши методы.
При системном мышлении примечательным является тот факт, что отдельные члены команды получают знания из множества источников и используют данные и информацию, которые уникальны для их точки зрения.
Таким образом, командное системное мышление с использованием метода Уорфилда предполагает интеграцию этих многочисленных точек зрения. Рассуждения, лежащие в основе предлагаемых отношений между элементами в системе, включают синтез многих моделей. Содействие диалогу и обсуждению команд в этом контексте может быть сложной задачей. В то же время, в стремлении к данным, большему количеству данных и большим данным, кажется, что роль фасилитатора системного мышления может быть легко упущена из виду. Это тревожно.
Пейдж указывает на различие между данными, информацией, знаниями и мудростью, которое важно учитывать командам. Хотя кажется, что большие данные предоставляют нам свободный доступ к знаниям и мудрости, это иллюзия. Отдельные лица и группы могут стать жертвами этой иллюзии, и мне кажется, что иллюзия «больших данных» резонирует со многими другими иллюзиями благоговения. Большие данные впечатляют своими размерами, но они бессмысленны без применения человеческого интеллекта.
Содействовать коллективному разуму и системному мышлению в командах — тяжелая работа. Например, на пути от «сбора» данных к «использованию» данных для решения сложных проблем команде необходимо подумать о том, как назвать и разделить данные, чтобы создать значимые, организованные категории. В этом первом творческом акте команда преобразует данных в данных . Установив это начальное значение, команда может работать над развитием знаний , отраженных в понимании коррелятивных, причинно-следственных и логических отношений, которые дополнительно организуют информацию. Это знание обычно проявляется в виде моделей, которые помогают нам объяснить и предсказать некоторые аспекты нашего мира. Наконец, в упражнении мудрость , команде необходимо определить и применить модели — часто набор моделей, говорит Пейдж, — которые наиболее подходят для решения конкретной проблемы. Именно здесь наука и управление встречаются с проектированием человеческих систем в стыке наших коллективных знаний и мудрости.
Многие модели формируют текущий ландшафт человеческих систем. Наши постоянные усилия, направленные на то, чтобы быть знающими и мудрыми, часто направлены на (научное) проектирование и управление системами, многие из которых являются общими для структур управления стран, где команды работают над проектированием систем образования, систем здравоохранения, финансовых систем, военных систем. , и так далее. Модели, которые информируют человеческие системы, постоянно меняются. Таким образом, командам необходимо обновить свое понимание систем, особенно если они стремятся улучшить проектирование и управление системами. Это тяжелая работа для команд. Трудно достичь качества командной работы, необходимого для понимания, проектирования и управления сложными системами (Hogan et al., 2018). Чтобы быть эффективными, командам требуется опытный фасилитатор, который может помочь им прояснить их цели, генерировать и структурировать идеи, относящиеся к конкретной проблеме, которую они решают, и организовать внедрение соответствующих методологий системного мышления и проектирования систем.
К сожалению, ролью фасилитатора не уделялось должного внимания, и это нашло отражение в разработке систем образования, где групповая фасилитация практически отсутствует в учебной программе (Hogan, Harney & Broome, 2014). Канне (2018), например, сетует на то, что он не прошел обучение тому, как помогать командам в качестве промышленного инженера. На рабочем месте Канне нужно было развивать навыки фасилитации команды, чтобы проектировать сложные системы и управлять ими, и он столкнулся с крутой кривой обучения.
Идея о том, что команды могут заниматься системным мышлением без посторонней помощи, сродни идее о том, что дети могут развивать знания без помощи учителей. Методы системного мышления все больше ценятся в современном обществе, и есть много прекрасных книг, описывающих эти методы (например, Джексон, 2000), но из чтения этих книг неясно, как облегчить системное мышление с помощью этих методов — роль фасилитатора размыта, в фоновом режиме или игнорируется. Это создает проблему, подобную проблеме отсутствия учителя в классе, потому что команды, как и школьники, могут плохо работать, если их предоставить самим себе (Broome & Fulbright, 19).95; Салас, Симс и Берк, 2005 г.).
Центральное место в системном мышлении занимает процесс тщательного обдумывания. Чтобы построить модель системы (например, используя метод Джона Уорфилда), команде необходимо отобразить отношения между элементами в системе. Это требует когнитивных усилий, и члены команды обычно тяготеют к эвристическим, скоропалительным суждениям при отображении отношений. Фасилитатор системного мышления должен сохранять любознательную, нейтральную и рефлексивную позицию и «замедлять» процесс обсуждения в команде, в частности, побуждая к релевантным знаниям и взвешенным рассуждениям. В отличие от учителя, фасилитатор не вносит содержательных знаний — вместо этого он облегчает процесс обмена знаниями и рассуждений, так что члены команды создают системную модель, которая наилучшим образом отражает их мыслительный процесс.
Охват системного мышления подразумевает принятие сложности, и хотя команды часто ценят разнообразие и разнообразие (например, разнообразие знаний; Mannix and Neale, 2005), связанная с этим сложность требует когнитивных усилий (Sweller, 2011). Привлекательность заметности (т. е. того, что люди считают «самым важным») постоянно подталкивает команды к простоте. Фасилитаторы системного мышления могут помочь командам разобраться с тем, что является существенным, используя методы, открывающие команду для разнообразия, прежде чем они выберут то, что наиболее важно для конкретной системы. Наша биологическая наследственность делает этот тип командной работы сложной задачей (например, наше предпочтение быстрой эвристике более медленным мыслительным процессам; Канеман, 2011). Наше культурное наследие может налагать другие барьеры. Например, современные определения интеллекта по-прежнему сосредоточены на личности, а повествование, описывающее пути развития, в значительной степени сосредоточено на личности (герое, основателе, предпринимателе), по крайней мере, в западной культуре. Командная работа и системное мышление могут не соответствовать этой культурной точке зрения.
Это может помочь взглянуть на историю человеческой жизни с точки зрения бабушки. С этой точки зрения, долголетие современных людей обусловлено тем, что бабушки поддерживали модели совместного использования и заботы, которые служили усилению взаимозависимостей, помогая нам развивать социальные способности, которые являются основой для сотрудничества (Kim, Coxworth & Hawkes, 2012). Это хорошо объяснено в следующем коротком видео (даже если бабушки упоминаются лишь вкратце!).
Если мы примем «взгляд бабушки» на роль фасилитатора, мы увидим важность фасилитации членов команды, чтобы они сотрудничали адаптивным образом для решения проблем, возникающих в их среде. Точно так же, как бабушка помогает поддерживать совместную группу, фасилитатор системного мышления помогает поддерживать совместные усилия команд в применении методов системного мышления. Роль и ниша фасилитатора системного мышления становятся более ясными — фасилитатор направляет внимание команды, командное общение и культуру командной работы, все, что необходимо для успешной работы команды.
Хотя в настоящее время это не является нормативным, мы можем представить себе путь развития, в котором приоритет отдается командной работе в сочетании с системным мышлением. Хотя команды могут научиться облегчать собственное применение методов системного мышления, для этого потребуется обучение (Harney, Hogan, & Quinn, 2017), и вполне вероятно, что в большинстве команд нам придется полагаться на опытных фасилитаторов, по крайней мере, в течение некоторого времени.