Фасилитатор это в психологии: Кто такой фасилитатор?

Содержание

Кто такой фасилитатор?

Кто такой фасилитатор?

КТО ТАКОЙ «ФАСИЛИТАТОР»?

Фасилитатор – это не тот, кто стоит перед группой и читает лекцию.
Фасилитатор является активным и объективным участником процесса обучения.
Роль фасилитатора заключается в том, чтобы всячески способствовать определенной группе людей в осознании своих общих целей, а также помогать им в достижении этих целей, не принимая какую-либо сторону в дискуссии.

  Фасилитатор стимулирует и способствует достижению взаимопонимания и консенсуса.
Во многих отношениях фасилитатор является своего рода человеком, содействующим в создании чего-либо.
Такой человек оказывает содействие в процессе создания, но не является производящим конечный результат

Основные навыки фасилитатора
Следование передовому опыту деловых встреч
Хронометрирование
Следование согласованной программе
Содействие группе в проведении мозгового штурма и решении проблем

Опытный фасилитатор должен также иметь следующие навыки:
Умение вклиниваться в процесс таким способом, чтобы привносить в дискуссию креативность, а не убирать ее из группы
Способность понимать групповые процесс и динамику – умение успешно «выравнивать» любые неравенства в групповой динамике
Кто является доминирующим в группе? И как их приостановить
Кто «за бортом»? И как их привлечь
Кому скучно? И как втянуть их в процесс
Хорошие навыки фасилитации нельзя просто «заучить» – ими нужно овладеть.
Чем больше мы практикуем наши техники креативной фасилитации, тем нам комфортней внутри нас самих и с участниками воркшопа.

Наиболее важным уроком из всех является умение получать РАДОСТЬ при этом.
Воркшопы должны быть приятными как для участников воркшопа, так и для фасилитатора воркшопа – радостная среда обучения будет в значительной степени способствовать процессу обучения. Участники воркшопа запомнят важную информацию, если эта информация будет представлена в живой манере.

Чтобы получить максимум от воркшопа, всем его участникам должно быть комфортно друг с другом.
Если участники воркшопа не будут задействованы должным образом, будут пассивно сидеть за столами, или же перед ними не будут поставлены интересные задачи, то они очень быстро потеряют фокус внимания. Динамика воркшопа будет менее эффективной, а учебная среда может стать скучной и непродуктивной.
Если фасилитатор всего лишь будет стоять перед группой воркшопа и читать лекцию, то это приведет лишь к тому, что участники начнут скучать и, вероятно, перестанут слушать по прошествии 10-15 минут.
Данный метод не является эффективным для обмена информацией и знаниями. Попробуйте вместо этого подключить к материалу воркшопа различные веселые и активизирующие мероприятия. Такие мероприятия могут быть использованы как для введения важных понятий, так и в качестве вступления к практической части воркшопа.

Успешный фасилитатор будет разрабатывать воркшопы, которые сочетают обучение и обмен информацией с интерактивными инструментами для групповой работы.
Фасилитаторы знают что они успешны, тогда, когда видят перед собой группу счастливых, улыбающихся людей.

Удачный воркшоп – это не сложно. Фасилитатор должен лишь создать такой набор техник и инструментов, который позволит сфокусировать и заинтересовать участников воркшопа в его материале
Успешные методы фасилитации должны:
Помогать участникам чувствовать себя комфортно друг с другом
Создавать увлекательную и интересную среду обучения
Повышать энергетические уровни участников воркшопа
Организовывать интересные и продуктивные мероприятия по групповой работе
Использовать совместные мероприятия, позволяющие получить оперативные отзывы по изученному материалу
Повышать групповую активность, чтобы участники воркшопа имели возможность расширять и локализовать полученные знания

Итак, вы — фасилитатор. Выберите то, что, по Вашему мнению, будет работать, играйте с этим и создавайте свои собственные занимательные игры для активизации участников воркшопа.
Будучи фасилитатором, это только Вам решать, что будет эффективным, а что – нет, при взаимодействии с участниками вашего воркшопа.

 

Файлы

Dollarphotoclub_77029487.jpg

>> Все статьи

Фасилитация Pinpoint Конференция фасилитаторов Методы Тренинги Вебинары Визуализация Конкурс Рисунок Stormz Фасилитирующее лидерство Сертификация вебинары

+7 (495) 500-60-69
+7 (495) 025-01-69

Москва, ул. Мещанская 7 стр. 1

Зачем нужен фасилитатор? | психолог Оксана Королович

Сегодня многие слышат слова «фасилитация» и «фасилитатор». И большинство лишь пожимают плечами – мало ли что это может значить, последнее время много американизмов появилось в языке. Однако такое незнание может сыграть злую шутку. Особенно когда речь идет о менеджерах высшего звена, владельцах бизнеса и в целом тех, кто стремиться преуспеть.


Наиболее ценным для любой организации будет специалист, который совмещает в себе несколько ролей.


Так, в качестве коуча специалист сможет проводить сессии с высшим звеном управления. В качестве консультанта организаций – давать советы и предлагать разные варианты действий. И в качестве фасилитатора – организовать и наладить эффективный процесс.

Так что это же эта за зверь такой «фасилитатор» и «с чем его едят»? Недавно в своих аккаунтах с соцсетях я говорила, что одна из трех Ролей, на которых я планирую сфокусироваться в этом году – фасилитатор. Именно поэтому сегодня я хочу помочь вам понять, в чем заключается работа фасилитатора и почему его помощь крайне важна для успешного ведения бизнеса.

Что такое фасилитация?

Это такая технология организации взаимодействия и коммуникации в группе, благодаря которой повышается как эффективность отдельно взятого члена группы, так и качество принимаемых группой решений и их реализации.

Если упростить, то благодаря фасилитации повышается скорость и продуктивность  работы компании. Привлечение профессионального специалиста в этой сфере благоприятно сказывается как на человеческом факторе, так и эффективности функционирования бизнеса. Для любой компании, стремящейся преуспеть, критически важно организовывать эффективную коммуникацию между всеми своими сотрудниками.

Так, фасилитация позволяет обеспечить:

  • Высокую вовлеченность каждого члена команды.
  • Максимальный уровень ответственности и осознанности сотрудников на рабочем месте.
  • Возможность услышать каждого сотрудника и его идеи.
  • Стабильное развитие компании и синергию (полезное взаимодействие) команд.

Что должен уметь фасилитатор?

Прежде всего нужно понимать, что фасилитатор – лицо стороннее и непредвзятое. В его обязанности не входит знание тонкостей специализации организаций, в которых он проводит свою работу. То есть, ему не нужно разбираться в тонкостях работы биржи, чтобы провести, например, брейншторминг в брокерской компании.

А что же он должен знать и уметь? Качественный и опытный специалист-фасилитатор должен:

  • Своим участием в процессе обсуждения привносить в него креативность.
  • Уметь понимать и влиять на групповые процессы и динамику (для чего необходимо психологическое образование, которого не имеет большинство современных фасилитаторов).
  • Уметь распознать доминирующего человека в группе и знать, как мягко его приостанавливать.
  • Уметь распознавать тех, кто боится/не решается вступить в дискуссию или кому скучно. И тоже мягко включить их в процесс.
  • Направлять дискуссию в необходимое русло и структурировать ее.
  • Оперативно реагировать на возможные затруднения и быстро запускать процесс их преодоления.

Работа фасилитатора настолько креативная, насколько и сложная. Творческая часть заключается в инструментарии фасилитатора. Именно от обширности его навыков зависит то, насколько эффективно он будет справляться со своими обязанностями. Это и применение знаний в области психологии, и элементы арт-терапии, и глубокие познания в конфликтологии.


Без базового психологического образования иметь обширный инструментарий специалист-фасилитатор просто не может.


Сложность же заключается в том, что фасилитатору нужно быстро и эффективно адаптироваться в непредвиденных ситуациях, работая с большим количеством людей. При этом все люди обладают разными особенностями личности, и нередко конфликтуют между собой. Именно поэтому качественный фасилитатор должен быть готов выйти из зоны комфорта, обладать высокой адаптивностью и стрессоустойчивостью.

Когда нужна фасилитация?

Ценность фасилитации заключается в том, что она обеспечивает комфортное и безопасное Пространство для всей группы. И в этом Пространстве люди спокойно высказывают противоположные мнения и обсуждают их без возникновения конфликтов. Благодаря фасилитации придумываются, разрабатываются, планируются сложные задачи и стратегии.

А также, с учетом всех мнений, принимаются наиболее правильные и эффективные решения.

Когда же именно будет разумным, если не сказать – необходимым, привлечь фасилитатора?

  • Когда запускается новый проект или с текущим проектом возникли затруднения, требующие глубоко понимания.
  • Когда необходимо вовлечь или активизировать всех сотрудников в какую-либо деятельность компании.
  • В процессе формулировки и принятия корпоративных стандартов, ценностей, процедур взаимодействия и т.д.
  • Когда компания нуждается в неординарных, далекоидущих, сложных идеях и решениях.
  • Когда необходимо провести собрание или другое организационное мероприятие, в котором будут участвовать группы людей с конфликтом интересов или большие группы.
  • Когда есть необходимость собрать и максимально всесторонне проанализировать много идей.

В задачи фасилитаторов входит создание того самого Пространства, в котором он творит свою «магию». Для этого специалисту нужно придерживаться трех принципов. Они обеспечивают максимальную эффективность процесса, и в то же время защищают его от профессионального выгорания.

  1. Фасилитатор не высказывает свое мнение. Он помогает членам группы прожить процесс: вовлекает в него каждого сотрудника, и стимулирует его к высказыванию своих идей и мыслей.
    Исключение, если специалист имеет компетенцию консультанта в организациях. Тогда, переключаясь с Роли фасилитатора на Роль консультанта, специалист может высказывать свои мысли и видение ситуации.
  2. Фасилитатор наблюдает за процессом. Он следит за тем, как каждый сотрудник участвует в разговоре. Фокусируется на том, что должно быть достигнуто и в какое русло течет дискуссия. В случае необходимо направляет ее к нужному курсу.
  3. Фасилитатор всегда нейтрален. Он никогда не становится на сторону кого бы то ни было из участников процесса.

Для по-настоящему качественной фасилитации специалист должен иметь базовое психологическое образование. Почему? Потому что он работает с людьми. А значит для максимально эффективной и квалифицированной работы он должен понимать принцип работы человеческой психики.

К сожалению, огромное количество фасилитаторов, коучей и консультантов организаций не имеют базового психологического образования. Специалисты, чьей базой является HR или маркетинг, при всем своем желании, не смогут показывать такой же результат, как фасилитаторы с психологической базой.

Я занимаюсь фасилитацией уже 6 лет и могу уверенно сказать, что это один из моих любимых видов деятельности. Потому что в нем, как и в классической психотерапии, главные роли играют призвание, талант и желание и готовность помогать людям.


Ведь по сути своей, фасилитация – это помощь. Не только и не столько помощь организациям, сколько помощь каждому отдельному человеку в группе.


А когда к сотрудникам прислушиваются, когда они видят свой непосредственный вклад в общее дело и когда работа стимулирует их личностный и профессиональный рост, именно тогда и выигрывает компания в целом! И я вижу в этом огромную ценность и важность.

Основные навыки фасилитации и групповая психология…

Введение в курс

Этот учебный курс OXFORD «Основные навыки фасилитации и психология групп» является уникальным, увлекательным и даст вам набор отличных переносимых навыков групповой фасилитации. Это очень практичный курс, преподанный увлекательно и привлекательно.

Этот курс предназначен для профессионалов, которые участвуют в проектах, требующих объединения разных людей для сбора и обмена знаниями, решения проблем и улучшения рабочих отношений. Навыки фасилитации в малых группах необходимы для разработки и проведения полезных и увлекательных мероприятий.

Фасилитатор — это тот, кто использует знания о групповых процессах, чтобы сформулировать и реализовать необходимую структуру для эффективного взаимодействия на собраниях. Фасилитатор фокусируется на групповой динамике, позволяя участникам сосредоточиться на совместной работе. Учебный курс ведет опытный психолог на рабочем месте и профессиональный фасилитатор.

В этом учебном курсе будут освещены:

  • Групповая психология
  • Как планировать групповые вмешательства для достижения результатов?
  • Руководящие принципы для фасилитаторов
  • Практические инструменты для фасилитации
  • Этапы планирования и структурирования упражнений

Цели

В конце этого учебного курса вы научитесь:

  • Понимать роль фасилитатора и основные принципы групповых процессов
  • Спланируйте и структурируйте эффективное занятие в небольшой группе, обращая внимание на полезные структуры и вмешательства до, во время и после группового мероприятия
  • Используйте различные методы, чтобы направлять и направлять группы
  • Определите и скорректируйте свой стиль фасилитации с самосознанием, авторитетом и присутствием
  • Разработка стратегий управления динамикой в ​​различных межкультурных и межпоколенческих группах
  • Точно и умело собирать и обобщать информацию

Методология обучения

В этом учебном курсе «Основные навыки фасилитации и психология групп» будут использоваться различные проверенные методы обучения взрослых, чтобы обеспечить максимальное понимание, осмысление и запоминание представленной информации. Это включает в себя стимулирующие презентации, поддерживающие каждую из тем, а также интерактивные сеансы обсуждения под руководством тренера.

Будут также практические занятия, на которых участники смогут попрактиковаться и испытать связанные с курсом занятия. Для облегчения обучения будут использоваться практические и веселые упражнения, короткие видеопрезентации, работа в малых группах и обратная связь.

Воздействие на организацию

Участники этого учебного курса Основные навыки фасилитации и психологии групп окажут очень положительное влияние на организацию, в том числе:

  • Персонал, продвигающий фасилитированные занятия для улучшения обучения и развития
  • Повышение вовлеченности сотрудников
  • Создание и совершенствование навыков фасилитации в масштабах всей компании
  • Вовлечь всех в собрание, в том числе выманить тихих участников и контролировать властных
  • Более широкое использование соответствующих методов фасилитации во всей организации
  • Улучшение межличностного взаимодействия

Личное влияние

Посещая этот учебный курс «Основные навыки фасилитации» и «Психология групп», все участники разовьют несколько важных навыков и компетенций, связанных с работой, в том числе:

  • членов группы
  • Надлежащее применение навыков фасилитации и других групповых техник
  • Развитие практических, передаваемых навыков
  • Осведомленность и понимание межкультурных вопросов
  • Понимание контекста и динамики возникновения конкретных проблем
  • Повышение приверженности постоянному профессиональному развитию

Краткое содержание курса

ДЕНЬ 1

Основы фасилитации
  • Объяснение фасилитации
  • Установление основных правил
  • Чем ведущий отличается от докладчика?
  • Четыре руководящих принципа для фасилитаторов (ORID)
  • Изменение роли фасилитатора

ДЕНЬ 2

Групповая динамика и уклонение от защиты
  • Разница между группами и командами
  • Групповая деятельность
  • Этапы группового развития
  • Понимание групповой динамики
  • Групповое мышление — Избегание ошибок при принятии групповых решений

ДЕНЬ 3

Динамика фасилитации и вопросы культуры
  • Принципы, лежащие в основе фасилитации обучения
  • Шесть аспектов фасилитации
  • Упражнения по планированию и структурированию
  • Вопросы культуры в фасилитации
  • Понимание культурных различий и реагирование на них

ДЕНЬ 4

Практические инструменты для фасилитации
  • Рекомендации по настройке помещения
  • Роли в групповых упражнениях и собраниях
  • Планирование и структурирование
  • Работа с «трудными» людьми
  • Семь техник для работы в малых группах

ДЕНЬ 5

Специальная техника фасилитации: World Café
  • Введение в методы World Café
  • Преимущества и недостатки метода
  • Разговоры, рекомендации и принципы дизайна World Café
  • Пять способов сделать коллективные знания видимыми
  • Коллективное творчество

Сертификат

Сертификат Oxford Management Center будет выдан делегатам, успешно прошедшим курс обучения.

Аккредитация

NASBA

Все учебные курсы, проводимые Oxford Management, по умолчанию имеют право на получение кредита CPE.

Совместно с

GLOMACS Training & Consultancy

Посетите веб-сайт

Продолжительность

5 дней

Формат

Класс

Язык

Английский

Сертификат

Да

Запрос на этот курс Запрос на внутреннее обучение Запрос на онлайн-формат